Войти
Образовательный портал. Образование
  • Молитва от головной боли и давления Молитва от повышенного артериального давления
  • Современные проблемы управление персоналом
  • Происхождение и эволюция атмосферы земли
  • Валерий Соловей: "Российская элита готовится к войне"
  • Тайны чисел - двадцать шесть (26)
  • Вышел новый роман Origin Дэна Брауна
  • Какую характеристику дает порфирий петрович раскольникову. Дополнительный материал к уроку: "Образ Порфирия Петровича в романе Достоевского "Преступление и наказание"

    Какую характеристику дает порфирий петрович раскольникову. Дополнительный материал к уроку:

    Ф. М. Достоевский во многих произведениях раскрывает проблему нравственности, её пробуждения в человеке, не исключение и роман «Преступление и наказание», который заставляет задуматься читателя о моральности своих поступков.

    Одним из ключевых героев данного романа является Порфирий Петрович, с образом которого связана одна из главных тем произведения – наказание. Писатель рисует данного героя как 35 – летнего пристава следственных дел на участке, где студент Родион Раскольников совершает убийство старухи-процентщицы и ее сестры. Порфирий Петрович называл себя стариком, хоть и был среднего возраста. Следователь считался добродушным, проницательным, способным раскрыть самые сложные дела, используя методы психологии, искал к преступнику индивидуальный подход, чем добивался признаний, не имея весомых доказательств.

    Порфирию Петровичу приходилось читать статью Раскольникова «О преступлении», которая была опубликована за пару месяцев до убийств. В её содержании следователь узнаёт о теории Родиона, вспоминает себя молодого. Проанализировав идею Раскольникова «тварь я дрожащая или право имею», Порфирий Петрович начинает подозревать его в совершении преступления уже тогда, тот в конторе падает в обморок. Не имея доказательств, уверен, что устраивать допрос «по форме» безрезультатно, устраивает психологический поединок, который проходит в трёх встречах с подозреваемым. Также решает оказывать влияние на Раскольникова с помощью Разумихина, своего родственника и товарища Родиона. Зная, что Разумихин болтлив, следователь делится с ним информацией о расследовании, чтобы он обсудил это с Раскольниковым.

    Порфирий Петрович проникнут сочувствием к преступнику, он видит, что Раскольников в душевных муках. Следователь выступает в роли наставника, поддерживает совершившего преступление морально, толкая его к признанию. Понимая, что испытывает Родион, он хочет не только доказать его виновность, но и помочь раскаяться, привести к явке с повинной. В итоге Порфирий Петрович избавляет Раскольникова от душевных страданий, даёт понять совершённую ошибку в философских исканиях, способствует отречению бедного студента от теории.

    Несмотря на то, что Порфирий Петрович второстепенный действующий персонаж, он играет огромную роль в романе. Следователь послужил поворотной точкой в судьбе главного героя произведения: помог разрешить противоречие, обрести душевное равновесие.

    Вариант 2

    Произведение « Преступление и наказание» пестрит яркими и своеобразными героями. Одним из таких является Порфирий Петрович.

    Порфирий выполняет роль следователя, который тщательно расследует убийство старухи-процентщицы. Раскольников очень боялся Порфирия, ведь понимал, что тот с легкостью может понять, что убийца – главный герой. Раскольников не подпускал этого героя близко к себе, только приглядывался к нему. ПО воле судьбе, следователь – дальний родственник друга Раскольникова, Разумихина. Друг главного героя считал, что Порфирий довольно смышлён, хоть и молод. Конечно же, это усугубляло ситуацию Раскольникова.

    Порфирию было не больше тридцати пяти лет, но он считал себя уже старым. Может быть, такой ироничностью он намекал не на возраст, а на огромный жизненный и следовательский опыт. Внешность следователя была слегка комичная, он не был похож на серьезного человека. Невысокий рост, округленные формы, щечки и доброе лицо. Его фигура больше напоминала мячик. Внешний образ дает наводку на то, какой Порфирий Петрович по характеру. А здесь смело можно сказать, что он мягкий, искренний и добродушный, но не все так просто, как кажется.

    Все считали мужчина просто замечательным следователем, который мог раскрыть даже самое сложное дело. Он был не только хорошим следователем, но и психологом. Именно это помогала Порфирию Петровичу во многих делах. Мужчина манипулировал людьми, мог играть с ними, как с марионетками.

    Порфирий не отрицает того, что у него отвратительный характер, но при этом, мужчина подчеркивает, что всегда живет по совести. Пусть Порфирий иногда и циничен, но он умеет сочувствовать. Та же история произошла с главным героям « Преступления и наказания».

    Отношения между персонажами были натянуты, больше было похоже на игру – кошки-мышки. Следователь пытался расколоть главного героя, но это никак не выходило.

    Подводя итоги, можно сказать, что Порфирий Петрович – положительный персонаж произведения « Преступление и наказание». Он очень помог Раскольникову и направил его на путь истины.

    Сочинение Следователь Порфирий Петрович

    Порфирий Петрович это один из центральных персонажей замечательного романа "Преступление и наказание". Он работает следователем на участке, где было страшное преступление по убийству старухи-процентщицы и ее сестры. Он очень любит Россию и считает, что в будущем страна станет одной из самых великих на мировой арене.

    Первая встреча Порфирия Петровича и Раскольникова происходит на квартире одного из героев. Увидев Родиона Раскольникова, Порфирий включает умелого актера, который в разговоре с Родионом задает ему каверзные вопросы в надежде на то, что убийца сознается сразу же в содеянном. Раскольников не оказался таким простым человеком, поэтому у следователя сложилось двоякое отношение к нему. С одной стороны Раскольников был преступником и убийцей, а с другой стороны он был очень сильной личностью, которая все давным-давно поняла, но боящаяся правосудия.

    К каждому преступнику Порфирий Петрович ищет индивидуальный подход, ведь расследование - это психологическая борьба следователя и подозреваемого. С первого дня допроса Родиона Раскольникова, Порфирий Петрович догадывается о том, что именно он совершил данное убийство, но он не хочет сажать его в тюрьму сразу. Следователь хочет, чтобы Родион сам понял свою вину и раскаялся.

    Порфирий является дальним родственником Разумихина. Ему около 35 лет. Рост его был ниже среднего, имел небольшое брюшко. Он был аккуратно подстрижен и побрит. Он был очень умным мужчиной с особым складом ума. Следователь был талантливым человеком способным заглянуть в будущее, ведь какой обычный человек может распознать преступника в первый день допроса, понять вину обвиняемого и отпустить его для того, чтобы тот сам раскаялся. Эта ситуация выделяет еще одну характеристику данного персонажа это умение разбираться в людях.

    Порфирий Петрович один из ключевых персонажей данного романа. Роман получил жизнь благодаря его эксперименту по проверке человека на человечность. Он очень хороший следователь и человек, который является патриотом своей страны и верит в нее очень сильно. Он сумел определить в Родионе не деспота, который убивал старух без угрызений совести, а смог заметить в Раскольникове что-то хорошее. Он замечательный человек и опытный следователь.

    Порфирий Петрович («Преступление и наказание»), пристав следственных дел; дальний родственник Разумихина. Порфирий Петрович расследует дело об убийстве процентщицы Алёны Ивановны и сестры её Лизаветы. Разумихин впервые и привёл Раскольникова (по его же просьбе - дескать тоже закладчиком у старухи был, часы бы свои назад получить…) к следователю на квартиру: «Порфирий Петрович был по-домашнему, в халате, в весьма чистом белье и в стоптанных туфлях. Это был человек лет тридцати пяти, росту пониже среднего, полный и даже с брюшком, выбритый, без усов и без бакенбард, с плотно выстриженными волосами на большой круглой голове, как-то особенно выпукло закруглённой на затылке. Пухлое, круглое и немного курносое лицо его было цвета больного, тёмно-жёлтого, но довольно бодрое и даже насмешливое. Оно было бы даже и добродушное, если бы не мешало выражение глаз, с каким-то жидким водянистым блеском, прикрытых почти белыми, моргающими, точно подмигивая кому, ресницами. Взгляд этих глаз как-то странно не гармонировал со всею фигурой, имевшею в себе даже что-то бабье, и придавал ей нечто гораздо более серьёзное, чем с первого взгляда можно было от неё ожидать…» Порфирий Петрович любит притворяться, склонен к провокационным обманам, мистификациям: Разумихин поведал Раскольникову, как пристав вдруг прикинется в разговоре-споре, будто поддерживает теорию о том, что в преступлении всегда среда виновата, хотя сам как раз стоит за нравственную и юридическую ответственность преступника; то вдруг объявит себя женихом и нарядится в «новое платье», хотя позже выясниться, что это он из-за обновы как раз и решили подшутить над знакомыми и приятелями… Ярко характеризует Порфирия Петровича и его речь, обволакивающая и выматывающая патока многословия, уменьшительных суффиксов, словоерсов: «- Ведь вот-с... право, не знаю, как бы удачнее выразиться... идейка-то уж слишком игривенькая... психологическая-с... Ведь вот-с, когда вы вашу статейку-то сочиняли, - ведь уж быть того не может, хе-хе! чтобы вы сами себя не считали, ну хоть на капельку, - тоже человеком “необыкновенным” и говорящим новое слово, - в вашем то есть смысле-с... Ведь так-с? <…> А коль так-с, то неужели вы бы сами решились - ну там ввиду житейских каких-нибудь неудач и стеснений или для споспешествования как-нибудь всему человечеству - перешагнуть через препятствие-то?.. Ну, например, убить и ограбить?..»

    Это следователь-иезуит сказал в первое же свидание по поводу статьи Раскольникова «О преступлении», которую за два месяца до убийства процентщицы прочёл в газете «Периодическая речь» - сам автор об этой публикации не знал, считая статью утерянной. В конце концов Порфирий Петрович доводит Раскольникова подобными неожиданностями, ловушками, намёками и издевательской иронией до нервного срыва и признания. В последний момент хитросплетения пристава чуть было не разорвал простодушный Миколка Дементьев, взявший вину на себя, но Порфирий Петрович и это недоразумение распутывает-устраняет и принуждает-таки Раскольникова «учинить явку с повинной».

    Порфирий Петрович - единственный из основных героев «Преступления и наказания», не имеющий фамилии, и этим как бы подчёркивается, с одной стороны, его обособленность в романе и в какой-то мере загадочность, закрытость, с другой - интимность, «домашность» изображения Порфирия, ведущего расследование, не выходя из своей квартиры.

    «Преступление и наказание» – важное произведение в творчестве и знаковая веха в истории мировой литературы. Два антагониста – убийца Родион Раскольников и следователь Порфирий Петрович – сталкиваются в судебном и идеологическом конфликте.

    История создания

    Произведение создано в 1866 году. Достоевский работал над сочинением, находясь на каторге. Первоначально повествование в романе должно было преподноситься в виде исповеди писателя, но замысел претерпел модернизацию. Направляя анонс своего творения редактору «Русского вестника» (журнала, в котором впоследствии был издан роман), автор дает ему характеристику «психологического отчета одного преступления».

    «Преступление и наказание» соединяет в себе психологическую направленность и философский подтекст. Роман относится к течению под названием реализм. При этом автор сравнивает идеи героев-антиподов, не превознося свое мнение над точкой зрения персонажей, а соседствуя с ними.

    Порфирий Петрович – главное действующее лицо в произведении, наравне с центральным персонажем Родионом Раскольниковым. Он занимает должность в петербургском следственном комитете, верой и правдой служит государству. Героя отличают положительные профессиональные качества: интуиция, отличная память, прозорливость, сосредоточенность, внимательность и острый ум. Мужчина 35 лет, он называет себя конченым человеком и стариком.


    Внешность следователя малопривлекательна. Он пухловат, кожа имеет болезненный оттенок, а в фигуре прослеживается что-то женоподобное и мягкое. Его образ заводит в тупик преступников, которых детектив обводит вокруг пальца, расследуя очередное дело. Порфирий Петрович честен и справедлив, знает цену слову, отличается цинизмом и недоверием к посторонним. При необходимости следователь примеряет на себя любую маску, чтобы выведать необходимую информацию.

    Идеология Раскольникова стала известна Порфирию Петровичу задолго до личного знакомства с безжалостным студентом. Следователь читал статью Родиона, опубликованную в газете. В ней освещалась идеология, в соответствии с которой выделялись люди «высшей расы» и «низшего разряда». Студент рассуждал о возможности убийства первыми вторых, оправдывая свои доводы.

    «Преступление и наказание»

    Порфирий Иванович взялся вести расследование убийства старухи-процентщицы и ее родственницы Лизаветы. У героя не говорящее имя, но о фамилии следователя любопытно рассуждать. На протяжении всего романа автор не упоминает о ней ни разу. Зато в произведении «Братья Карамазовы» фигурирует тезка слуги закона с фамилией Знаменский, что свидетельствует о своеобразной отсылке, сделанной Достоевским.


    Иллюстрация к роману "Преступление и наказание"

    Причина противостояния Порфирия Петровича и Родиона Раскольникова кроется в разнице их теорий. Спор о сути преступления демонстрирует жизненные позиции оппонентов. Раскольников формирует собственную идеологию, его метод основывается на идее существования особенных людей, для которых убийство не считается преступлением. Порфирий Петрович не находит улик против преступника. Его роль в романе – выявление нигилизма, атеизма и дуалистичности главного героя. Разоблачение происходит вопреки отсутствию доказательств.

    Словесные поединки героев привели к тому, что следователь догадался о вине Раскольникова. Только приход с повинной Миколки мешает свершению суда. Но Порфирий Петрович уверен, что предположения верны. Он чувствует связь с преступником, так как понимает его убеждения. В понимании следователя Родион – «страшный боец», который способен на поиск веры. Спокойствие, которое можно обрести, только признавшись в грехе, Раскольников обретает благодаря своему оппоненту.


    Биография Порфирия Петровича мало описана в произведении. Сложно предположить, каким образом формировался метод работы детектива. Он демонстрирует знание психологии, особенный метод ведения допроса с применением подслушивания. Анализ каждой встречи героев позволяет понять, что натолкнуло следователя на верный путь дознания.

    Первый разговор Раскольникова с представителем закона состоялся, когда следователь был одет по-домашнему, в халате и туфлях, без бакенбард и усов. Родиону казалось, что Порфирий Петрович видит его насквозь, а детектив решил блефовать. Речь в диалоге идет о причинах, по которым совершаются преступления, и их сути. Следователь припоминает студенту его статью в газете.

    Второе свидание инициировано Родионом, проникшимся ненавистью к своему оппоненту. Герой рассчитывал на возможность развеять подозрения, возникшие, по его мнению, из-за отсутствия предосторожностей. При встрече Порфирий Петрович дает герою понять, что догадывается о совершенном убийстве и грабеже, заводит разговор о свободе, душевном спокойствии и строит беседу таким образом, что Раскольников невольно признается в содеянном.


    Победа следователя в споре с преступником заключается в возможности принизить идею, пропагандируемую Раскольниковым. Это и становится причиной узнавания в романе.

    Официальное признание происходит при третьей встрече мужчин. Придя на квартиру, где жил Раскольников, Порфирий Петрович дает понять, что не испытывает к тому личной неприязни. К удивлению читателя, следователь демонстрирует сострадание и симпатию к преступнику. Раскольникову это непонятно, равно как и способ изъяснения собеседника. Детектив посмеивается над подозреваемым, и в такие минуты он одновременно и злодей, и добродетель. Два героя существуют как взаимно притягиваемые и отталкиваемые магниты.

    Устав от необходимости вилять и выкручиваться, Раскольников понимает, что следователь говорит с ним серьезно. Крах теории Раскольникова происходит у него на глазах. Герой убеждается в том, что у него нет качеств сродни наполеоновским. Совесть оказывается сильнее собственного воспевания. Стыд, осознание того, что его принцип оказался неверным, не позволяют Раскольникову перешагнуть через содеянное и двигаться дальше по жизненному пути.

    Экранизации


    Являясь примером классической литературы, роман «Преступление и наказание» неоднократно был экранизирован. Первая лента вышла под руководством Василия Гончарова. Фильм не сохранился, кто исполнил роль Порфирия Петровича – осталось загадкой. В фильме Ивана Вронского, вышедшего в 1913 году, в образе следователя предстал сам режиссер.


    Андрей Панин в сериале "Преступление и наказание"

    За ними последовали французские экранизации 1934 и 1956 года, поставленные Пьером Шеналем и Жоржем Лампеном. В советской ленте 1969 года роль Порфирия Петровича режиссер Лев Кулиджанов отвел . , работая над проектом «Тихие страницы», пригласил к сотрудничеству петербургского артиста , а роль в кинокартине 2007 года Дмитрия Светозарова стала вехой в карьере .

    Цитаты

    «Вы и убили-с», - приговаривает Порфирий Петрович в разговоре с Раскольниковым.

    Чуткий и проницательный следователь быстро раскусил подозреваемого. В его душе соседствуют противоречивые чувства по отношению к студенту. Отчасти он презирает своего оппонента, считая его преступником, бесстыжим бандитом, поставившим себя выше других:

    «Убил, да за честного человека себя почитает, людей презирает, бледным ангелом ходит».

    И в то же время Порфирий Петрович восхищается качествами, которые проявляет Раскольников. Для детектива они очевидны на уровне статьи Родиона:

    «Статья ваша нелепа и фантастична, но в ней мелькает такая искренность, в ней гордость юная и неподкупная, в ней смелость отчаяния».

    Искренность и безоглядная вера в собственную правоту не дают Порфирию Петровичу оставаться хладнокровным. В финале романа он не арестовал Раскольникова. Слугу закона настигает смерть. Единственное, что он может произнести в последние минуты жизни – это мудрые слова в адрес Раскольникова. Философская мысль мужчины обрывается на полуслове:

    «Смерть - это не когда вы теряете сознание навсегда. Смерть - это когда сознание осознает вас до самого конца, насквозь, до того слоя, где вас никогда не было и не…»

    Порфирий Петрович – один из центральных персонажей романа Ф. М. Достоевского “Преступление и Наказание”. Он – пристав следственных дел, расследующий убийство Алены Ивановны. На протяжении всей книги мы наблюдаем, как Порфирий, не имея ни одной реальной улики против убийцы Раскольникова все-таки выводит последнего на чистую воду и уговаривает сознаться в содеянном.

    Что же убедило Порфирия в том, что именно Раскольников является убийцей?

    В романе происходит всего три встречи Раскольникова с Порфирием. Для Порфирия, однако, этих встреч вполне достаточно, чтобы установить цели и мотивы преступления. Раскольников и Порфирий знакомятся в квартире у следователя, там же происходит разговор о статье, которую Родион Романович написал за два месяца до всех событий. Уже тогда Раскольников начал осознавать, что находится под подозрением; еще больше усиливается его волнение после того, как подосланный Порфирием мещанин называет Раскольникова убийцей. В следующий раз встреча убийцы и следователя происходит в полицейском участке по инициативе самого Раскольникова, хотя, «всего ужасней было для него встретиться с этим человеком опять: он ненавидел его без меры, бесконечно, и даже боялся своей ненавистью как-нибудь обнаружить себя.» Раскольников с Порфирием беседуют в течение некоторого времени, после чего их разговор прерывает Николай, который, ворвавшись в кабинет следователя, громко объявляет, что именно он убил процентщицу: «Виноват! Мой грех! Я убивец! - вдруг произнес Николай, как будто несколько задыхаясь, но довольно громким голосом.» Такого исхода не ожидал ни следователь, ни, тем более, Раскольников.

    Воодушевленный этим происшествием, Раскольников еще более обрадовался, когда человек, назвавший его “убийцей” пришел и извинился перед ним, выложив весь план Порфирия. ««Теперь мы еще поборемся», - с злобною усмешкой проговорил он, сходя с лестницы.» В третий раз Родион Романович и Порфирий встречаются на квартире у Раскольникова, и для последнего эта встреча становится роковой: следователь раскрывает перед Раскольниковым все карты, рассказывает в деталях, каким образом ему удалось выйти на Раскольникова и, в конце концов, открыто обвиняет студента в убийстве. «…да вы убили, Родион Романыч! Вы и убили-с... - прибавил он почти шепотом, совершенно убежденным голосом.»

    Попробуем теперь разобраться, каким образом следователь, даже несмотря на признание Николая все-таки смог найти настоящего убийцу. Осмотрев квартиру покойной, Порфирий понял, что ограбление не было мотивом преступления, так как большая часть денег и ценные вещи остались нетронутыми. Значит, преступление было совершено из каких-то идейных принципов. Далее следователь, вероятнее всего, вспомнил, статью, прочитанную им два месяца назад, автор которой, в частности, допускал совершение убийства в отдельных специфических случаях. Сопоставив эти два факта, следователь не поленился через знакомого редактора узнать фамилию автора статьи. «- А вы почему узнали, что статья моя? Она буквой подписана. - А случайно, и то на днях. Через редактора; я знаком... Весьма заинтересовался.» Автором статьи оказался некий Раскольников, которого Порфирий нашел в списке недавних должников Алены Ивановны. «Ваши обе вещи, кольцо и часы, были у ней под одну бумажку завернуты, и на бумажке ваше имя карандашом четко обозначено, равно как и число месяца, когда она их от вас получила...». Итак, круг замкнулся, пришло время действовать. Порфирий, договорившись с Разумихиным, приглашает Родиона Романовича к себе на квартиру и заводит с ним разговор о статье. Увидев, с какой решительностью и фанатизмом Раскольников обсуждает возможность убийства из идейных принципов, следователь окончательно убеждается в том, что студент, как минимум, замешан в преступлении. Далее Порфирий устраивает слежку за Раскольниковым. Он привлекает информатора Заметова, не упускает ни единой возможности общения с Разумихиным. Для следователя теперь вина Раскольникова не вызывает сомнений. Косвенных доказательств, “черточек”, как их называет Порфирий, было много: во-первых, крайне смелый

    разговор с Заметовым в трактире. «Заметову прежде всего ваш гнев и ваша открытая смелость в глаза бросилась: ну как это в трактире вдруг брякнуть: «Я убил!» Слишком смело-с, слишком дерзко-с, и если, думаю, он виновен, то это страшный боец!». Порфирий говорит именно “брякнуть”, подчеркивая, что слова были сказаны случайно, необдуманно. Далее следователь указывает на тот факт, что Раскольников дважды упомянул про камень, под которым, якобы, закопаны деньги. «…камень-то, камень-то, помните, камень-то, вот еще под которым вещи-то спрятаны? Ну вот точно вижу его где-нибудь там, в огороде, - в огороде ведь говорили вы, Заметову-то, а потом у меня-то, во второй раз?». Примечательным для Порфирия оказался и тот факт, что Раскольников никак не отреагировал на высказывание мещанина, обвинившего его в убийстве. «Как вы тогда сто шагов с мещанинишкой рядом шли, после того как он вам «убийцу» в глаза сказал, и ничего у него, целых сто шагов, спросить не посмели!..» Однако последней, решающей “черточкой” стало то, что Раскольников, как это часто делают убийцы, вернулся на место преступления и, что особенно привлекло внимание следователя, стал в точности повторять действия, которые совершал в прошлый раз. «Ведь я знаю, как вы квартиру-то нанимать ходили, под самую ночь, когда смерклось, да в колокольчик стали звонить, да про кровь спрашивали…». «Да как услышал тогда про эти колокольчики, так весь даже так и замер, даже дрожь прохватила. «Ну, думаю, вот она черточка и есть! Оно!»». Против такого замечания Раскольникову нечего было возразить. Следователю практически без труда удалось убедить студента явится с повинной в участок.

    Неоспорим тот факт, что даже при смене культурных эпох книги великих писателей оказываются в зоне повышенного интереса литературоведов, критиков, людей самых разных склонностей и профессий. Роман Достоевского – одна из подобных книг. И хотя “Преступление и наказание” исследовалось сотнями опытных литературоведов, на него писались оригинальные критические отзывы, по мотивам романа ставили кинофильмы – все равно произведение остается не прочитанным до конца. Некоторые содержательные нюансы и художественные образы до сих пор не попадали в поле зрения ученых. Как правило, учеными поднимается вопрос о преступлении и наказании Раскольникова, Сони, ее отца - Мармеладова, но о преступлении Порфирия Петровича, следователя, речь не идет.

    Совершает ли Порфирий Петрович преступление или его образ предстает идеальным, как полагают некоторые ученые. Для этого нужно сопоставить поступки и слова Порфирия Петровича с принятыми в религиозном сознании идеями сострадания и любви к ближнему.

    В научной статье Т.В. Миджиферджяна Порфирий Петрович предстает талантливым следователем, тем, кто выводит Раскольникова на чистую воду, а еще является человеком независимым, самостоятельной и самодостаточной личностью. Сила ума Порфирия Петровича действительно поражает, он наделен ироничным взглядом на жизнь, именно ирония, едкая мысль лишает теорию Раскольникова всякой ценности. Порфирий умеет анализировать информацию, продумывать все логические ходы, создавать логические цепочки, он внимателен к действительности. Ко всему прочему, герой является тонким и искусным психологом. “Он одно дело, прошлого года, такое об убийстве разыскал, в котором почти все следы были потеряны!”, – восторженно говорят о нем.

    Однако, воспевая мощь интеллекта следователя, литературоведы забывают о тексте. При первой встрече Родиона Раскольникова и Порфирия, следователь описывается так: “Это был человек лет тридцати пяти, росту пониже среднего, полный и даже с брюшком, без усов и без бакенбард, с плотно выстриженными волосами на большой круглой голове… Пухлое, круглое и немного курносое лицо его было цвета больного, темно-желтого, но довольно бодрое и даже насмешливое. Оно было бы даже и добродушное, если бы не мешало выражение глаз, с каким-то жидким водянистым блеском… Взгляд этих глаз как-то странно не гармонировал со всей фигурой…” Судя по внешности, Порфирий – человек деловой, деятельный, типичный чиновник второй половины ХIХ века в России. Он не щепетилен к своему внешнему виду и не так уж щегольски-элегантно одет. Есть очень важная деталь в портрете Порфирия, на которой делает особый акцент писатель, - глаза. У Порфирия они “с … жидким водянистым блеском”, невыразительные, словно пустые, и лицо “цвета больного, темно-желтого”, словно копия изжелта-серой гаммы Петербурга. Нравственно больной Петербург не мог не отразиться в образе жителя каменного города. Эта семантика “царственно столичного, порфироносного и, одновременно, каменного, холодного Петербурга” выражена в имени героя – Порфирий Петрович. Он человек непреклонный, ведомый только юридически рациональной, прямолинейной идеей преступления, требующего наказания.

    Лесть, изворотливость – это тоже неотъемлемые черты характера героя. Порфирий почти никогда не говорит то, что думает, ему чужда искренность, поскольку она обезоружила бы этого сильного человека. Переходя на “уважительные тона”, напускную формальность, фальшиво улыбаясь, наполняя свою речь циничными и подчас саркастическим шутками, Порфирий Петрович психологически пытается загнать человека в ловушку, из которой нет выхода.

    О Порфирии Разумихин говорит так: “Это, брат, славный парень, увидишь! Неуклюж немного, то есть он человек светский … Малый умный, умный, очень даже неглупый, только какой-то склад мыслей особенный. Недоверчив, скептик, циник … надувать любит, то есть не надувать, а дурачить”. Из слов Разумихина следует, что Порфирий Петрович имеет своеобразный характер и отличается необычным мастерством в том, чтобы “надувать”, “дурачить”, иначе - увлекать преступника в логические тупики. Уловками он подводит и Раскольникова к выбору дальнейших действий, Порфирий становится обличителем, и даже, как полагают ученые, спасителем личности Родиона, только он один не преступает в художественном мире романа запретной черты, он герой, несомненно, положительный, но, так как живет только рацио, только логикой, оказывается выключен из потока живой жизни. Поскольку все герои Достоевского противоречивые, неоднозначные натуры, то в мыслях исследователей есть доля истины, но образ следователя гораздо сложнее: он наделен отрицательными чертами, Порфирий тоже преступает. И его преступление сопоставимо с тем, что совершает Раскольников, Порфирий тоже, своего рода, убийца. Аргументируем мысль. В одном из своих писем Достоевский писал о романе: “Это психологический отчет одного преступления”. Писатель хотел изобразить тот нравственный суд, который вершится над Раскольниковым. Наказание убийцы, по мысли Достоевского, проявляется в душевном томлении, моральном метании из угла в угол. Композиция, сюжет романа таковы, что Раскольников непременно должен сталкиваться с самыми необычными обстоятельствами и людьми, дабы ощутить всю горечь вины, понять несостоятельность своей теории, пройти все круги ада и найти, наконец, внутреннее очищение и возрождение. И вся острота этих душевных переживаний так отчетливо не обозначилась бы, если бы в романе не фигурировал образ Порфирия Петровича.

    Однако у каждого читателя романа, думаю, обязательно возникает вопрос: “Кто такой Порфирий Петрович? Он – спаситель или “камень преткновения” на пути духовного возрождения Раскольникова? Он беспощадный злодей или добродетельный праведник?”. Невозможно однозначно ответить, и, кстати, это вполне согласуется с мировоззрением Достоевского, который считал, что безмерен человек, он одновременно открыт и в бездну греха и в молитвенный экстаз.

    Какое же зло вершится руками следователя? Чтобы выяснить это, надо определить, что вкладывается нами в понятие слова “преступление”. Глоссарии юридических терминов утверждают: “Преступление – антиобщественное деяние, причиняющее вред обществу и наказуемо в соответствии с законом”. Однако очевидно, что совершить преступление – это не только преступить норму права. В ряду обстоятельств преступлением можно считать пренебрежение какими-нибудь морально-этическими предписаниями, отклонение от нравственных, касающихся совести и чести норм. Именно такое гуманистически интерпретированное понятие слова “преступление” помогает “отыскать улики” против следователя в романе.

    “- А вы курите? Есть у вас? Вот-с папиросочка-с. Знаете, я принимаю вас здесь, а ведь квартира-то моя тут же за перегородкой…казенная-с…это славная вещь – а? Как вы думаете?
    - Да, славная вещь, – ответил Раскольников…
    - Славная вещь, славная вещь… – повторял Порфирий Петрович, как будто задумавшись о чем-то совсем другом… Это глупенькое повторение …противоречило с серьезным, мыслящим и загадочным взглядом”.

    Вонзить в совесть Раскольникова кинжал посильнее да поглубже – та цель, которую ставит перед собой и успешно добивается Порфирий Петрович. Он умело подбирает самые подходящие слова, чтобы указать Родиону на аморальность его теории и поступка, но делает он это хитро: не рубит с плеча, не говорит открыто в лицо, а все как-то ходит вокруг да около. Говорит о молодежи, например, а подразумевает Раскольникова: “Ведь это больное, да худое, а раздраженное! А желчи-то, желчи-то в них во всех сколько!” Или твердит о разыскиваемом преступнике: “ Убил, да за честного человека себя почитает, людей презирает, бледным ангелом ходит”.

    Порфирий всем своим существом доказывает, что для него нет никаких загадок, и подчеркивает: преступнику не выбраться из его цепких рук. “Да пусть, пусть его погуляет, пусть; я ведь и без того знаю, что он моя жертвочка и никуда не убежит от меня!” По его убеждению, Раскольников обречен, и нет ему другой дороги, кроме как дороги на каторгу. “Мужик убежит, модный сектант убежит… А вы ведь вашей теории больше не верите – с чем убежите? Убежите и сами воротитесь”. Из сказанных слов можно понять следующее: Порфирий Петрович чувствует себя совершенно всевидящим и имеющим неограниченною власть над измученной душой Родиона Раскольникова.

    Следователь не чурается использования жестких психологических уловок. То он задает провокационные вопросы, как, например, не считал ли Раскольников себя одним из “необыкновенных”, сочиняя газетную статью, то вдруг нежданно-негаданно преподносит Родиону “сюрпризик” - исступленного, доведенного до нервного срыва Миколку, то появляется совершенно необычным образом в доме Раскольникова. Все эти действия совершаются ради единой цели – одержать верх над преступником, властвовать над мыслями Раскольникова и его душевными переживаниями. Уж не демоническая ли это одержимость властью?!

    В романе Достоевского, по мысли Миджиферджяна, проглядывается основная тема: “Воскрешение Лазаря – воскрешение Раскольникова”. Именно такой путь избрал для своего героя писатель. Не зря в роман включено евангельское повествование, ведь Достоевскому библейский текст помогал обозначить ведущую тему произведения. Известен тот факт, что когда стоял вопрос в редакции: нужно ли включать столь обширную библейскую цитату в роман, Достоевский просил в письме Любимова в 1856 году: “А теперь до вас великая просьба моя: ради Христа – оставьте все остальное так, как есть теперь…Чтению Евангелия придан другой колорит…”

    Мертвый Лазарь-Раскольников должен по замыслу писателя обязательно воскреснуть. Нравственное же возрождение, согласно христианскому вероучению, которого придерживался сам Достоевский, достигается лишь через покаяние и исповедь. Но кто же тот священник-душеспаситель, что должен будет исповедать Раскольникова? Порфирий Петрович?

    Священник как лицо духовное, божий слуга должен быть гуманным человеком, исполненным самых искренних чувств. Таков ли Порфирий? Он циничен, язвителен, изворотлив, лукав. Да, он признает мораль, готов ее защищать, но, судите сами, назовешь ли гуманистом того, кто беспардонно глумиться над святыней – человеком, человеческой душой, его свободой? Священник ведет человека к Господу, к Иисусу, дает наставление и напутствие. Порфирий же Петрович не может быть настоящим душепопечителем. Он, казалось бы, убеждает: “Ну, и найди [веру в бога] и будете жить. Страдание тоже дело хорошее. Пострадаете. Миколка-то, может и прав, что страдания хочет. Знаю, что не веруете, - а вы лукаво не мудрствуйте; отдайтесь жизни прямо, не рассуждая; не беспокойтесь – прямо на берег вынесет и на ноги поставит”. Эти слова содержат долю истины, однако лишены глубокой искренности, душевного участия, а главное, их искренность поставлена под вопрос вечным стремлением Порфирия иронизировать.

    Митрополит Антоний Суражский, размышляя о роли священника на исповеди, приводит как-то слова одного батюшки: “Когда человек приходит ко мне со своим грехом, я этот грех воспринимаю как свой… Мы с этим человеком едины.…Поэтому я переживаю его исповедь, как свою собственную, я схожу ступенька за ступенькой в глубины его мрака, я его душу связываю со своей душой и каюсь в грехах, которые он исповедует”. Какой трогательный пример любви к ближнему! Но в романе Достоевского видим ли мы в следователе человека, сходящего до “глубин мрака души” Раскольникова? Ответ однозначен: нет. Между Порфирием и Родионом чётко обозначена дистанция, потому что нет этого духовного сближения, нет чувства сострадания, нет ощущения братства и любви.

    Священник своим долгом считает сказать что-нибудь кающемуся человеку в качестве одобрения и благословения. Иногда это может быть просто молитвенная поддержка. То наставление, которое произносит Порфирий Петрович Раскольникову ужасно в христианском понимании: “На всякий случай есть у меня и ещё к вам просьбица, щекотливая она, а важная: то есть на всякий случай, если бы на случай… пришла бы вам охота в эти сорок-пятьдесят часов дело покончить иначе, фантастическим таким способом – ручки этак на себя поднять, то оставьте краткую, но обстоятельную записочку”.

    Порфирий говорит о самоубийстве как о возможном шаге Раскольникова. Из этого следует, что следователь не верит в будущее возрождение Родиона, в воскрешение Лазаря. А ведь самоубийство в христианстве – страшный, непростительный грех. Порфирий Петрович нарочно бросает в душу Раскольникова бесовскую мысль.

    В переводе с греческого “Порфирий” значит “багряный, “пурпурный”. Порфира, багряница – так называлась красивая и очень дорогая ткань в античные времена, в неё облачались императоры, консулы, видные чиновники, знать. Порфирию, "багряному" “царственному”, должны быть присущи такие качества, как благородство, солидность и статность. Так, собственно, и есть: герой высококультурный, образованный, интеллигентный человек, имеющий доверие и уважение в обществе. Если обратиться к тексту Священного Писания, то можно найти поразительное сходство христовой притчи о богаче и Лазаре и картиной взаимоотношений Порфирия Петровича с Раскольниковым. Притча начинается словами: "Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно. Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях и желал напитаться крошками, падающими со стола богача; и псы, приходя, лизали струпья его (Лук 16: 19-21)". Лазарь в притче, конечно, не тот, что воскрешается Сыном Божиим. У них общие имена, однако, описываемый Лазарь, находясь в своей нищете, болезнях и голоде, так напоминает нам Раскольникова, что мы смело можем называть его тоже прототипом героя романа Достоевского. Очевидна и другая вещь: богач из притчи, "порфироносец" – аллегорический образ Порфирия Петровича. Судьбы героев притчи известны: Лазарь получает спасение, исцеление, освобождение, богач – вечное забвение. Подобное происходит и в романе: Раскольников нравственно воскресает, а следователя Порфирия Петровича мы теряем и в произведении, и в истории, и в людской памяти.

    Любое преступление имеет последствия. Преступление Порфирия Петровича против Раскольникова приносит Родиону внутреннюю боль и страдание. Но все логические уловки и издевки не смогли совершить самого главного, они не совершили "чуда", не привели героя Достоевского к покаянию. Не из-за Порфирия Раскольников кается. Он идет признаваться в содеянном ради любящей его и глубоко сострадающей Сони. А в образе и поступках Порфирия Достоевский акцентирует преступную и мертвенную идею каменного, порфироносного Петербурга: идею власти юридического закона над человеческой душой.

    Литература:

    1. Бахтин.М.М. “Проблемы поэтики Достоевского”.
    2. Миджиферджан “Раскольников-Свидригайлов-Порфирий Петрович: поединок сознаний”.
    3. Муравьёв. “Раскольников и другие”.
    4. Библия. Новый завет.
    5. Достоевский Ф.М. “Преступление и наказание”.