Войти
Образовательный портал. Образование
  • Что показывает коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами Обеспеченность обязательств финансовыми активами в бюджетном учреждении
  • Как приготовить классические вареники с творогом
  • Как сделать тесто для яблочной шарлотки Как приготовить шарлотку с яблоками песочное тесто
  • Отечественной войны 2 степени
  • День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады
  • Манная каша на молоке: пропорции и рецепты приготовления Манная каша 1 порция
  • Комплекс артикуляционной гимнастики для звука л. Варианты не правильного звука Л и правильное произношение. Как закрепить верное воспроизведение звука

    Комплекс артикуляционной гимнастики для звука л. Варианты не правильного звука Л и правильное произношение. Как закрепить верное воспроизведение звука

    При произнесении звука «Л» губы нейтральны и принимают положение в зависимости от следующего гласного; расстояние между верхними и нижними резцами - 2-4 мм; кончик языка поднимается и прижимается к основаниям верхних резцов (но может занимать и более низкое положение); боковые края языка опущены и пропускают выходящую воздушную струю; выдыхаемая струя воздуха слабая; голосовые связки колеблются, производя голос.

    Артикуляция звука «Ль» отличается от артикуляции твердого «Л» тем, что губы при его произнесении несколько оттягиваются в стороны. Передне-средняя часть спинки языка поднимается по направлению к твердому нёбу и несколько продвигается вперед.

    Важно знать, что при произнесении этих звуков воздушная струя идет по бокам языка. Тогда как при произнесении большинства согласных боковые края языка прижаты к зубам и воздух идет по средней части языка.

    Артикуляционные упражнения

    Лопатка

    Цель : вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным.

    Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя…. Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от 1 до 5 – 10. Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы. Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта. Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе.


    Вкусное варенье

    Цель: вырабатывать движение широкой передней части языка вверх.

    Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, она должна быть неподвижной. Язык должен быть широким.


    Качели

    Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем языка, развивать подвижность и гибкость кончика языка, умение им управлять.

    Рот открыт, губы в улыбке. Широкий язык поднимается к верх ней губе, затем опускается к нижней.

    Следить, чтобы язык не сужался, губы и челюсть не двигались, зубы не прикусывают язык.

    Индюк

    Цель: вырабатывать подъем языка вверх, подвижность его передней части.

    Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы – как бы поглаживать ее. Сначала делать медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, получится бл-бл-бл… (как индюк болбочет). Следить, чтобы кончик языка был широким и не сужался. Язык должен облизывать верхнюю губу, а не выбрасываться вперед.

    Пощелкать кончиком языка o:p>

    Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем языка, гибкость и подвижность кончика языка, умение управлять кончиком языка. Рот открыт, губы в улыбке. Широкий кончик языка прижимать к бугоркам за верхними зубами и со щелчком отрывать. Сначала упражнение выполняется в медленном темпе, потом быстрее. Следить, чтобы губы и нижняя челюсть были неподвижны, работал только язык.

    Пароход гудит

    Цель: вырабатывать подъем спинки языка вверх. Приоткрыть рот и длительно произносить звук «Ы».Следить, чтобы кончик языка был опущен и находился в глубине рта, а спинка была поднята к небу.


    Проблемы с произношением буквы Л встречаются довольно часто. Причинами могут быть как задержка речевого или психоречевого развития, так и простое подражание (ребенок сначала говорил звук правильно, а затем пошел в детский сад, где много детей произносят его неправильно, наслушался их и тоже стал произносить звук [л] с дефектом). При этом [л] может быть заменен на нечто, похожее на звук [в] либо на [j], либо просто пропускаться при говорении. Помочь ребенку научиться правильно произносить сонорный звук могут упражнения артикуляционной гимнастики для точной и четкой постановки звука [л].

    Что такое артикуляционная гимнастика?

    Предлагаемый ниже комплекс артикуляционных упражнений направлен на постановку и отработку точного произношения звука [л]. Выполнять их можно начиная с 2-летнего возраста, когда ребенок уже может делать то, о чем его просят взрослые.

    Данные упражнения необходимо выполнять перед зеркалом, чтобы малышу было видно, что он делает, и он мог правильно реагировать на замечания взрослых, когда его поправляют. Наилучший эффект от занятий можно получить, если проводить их в легкой игровой форме.

    Направлены все эти упражнения на то, чтобы добиться нужной артикуляции при выговаривании буквы Л.

    Чтобы буква звучала правильно, органы речи ребенка должны принимать следующее положение.

    1. Губы слегка раскрыты, в нейтральном положении.
    2. Зубы немного разомкнуты (примерно на 3-4 мм).
    3. Кончик языка должен быть узким и упираться в верхние резцы, бока и средняя часть языка при этом должны быть опущены.
    4. Струя воздуха при этом должна выходить в щель, образующуюся между коренными зубами и боковыми краями языка.
    5. Звук производят напрягающиеся голосовые связки.

    Для того чтобы малыш смог четко воспроизвести звук, артикуляционная гимнастика должна быть направлена на достижение следующих эффектов:

    • укрепления мышц языка;
    • закрепление подъема его в нужное положение;
    • растягивание подъязычной уздечки;
    • вырабатывание подвижности передней части языка;
    • приобретение навыка делать кончик языка острым и напряженным;
    • способность удерживать артикуляционную постановку всех органов длительное время;
    • способность довольно быстро изменять во рту положение языка для дальнейшей правильной артикуляции при соединении в речи согласных звуков и гласных.

    Кстати, для букв Р и Л упражнения во многом схожи, только для Р важно еще отработать вибрацию зыка.

    Чтобы артикуляционные упражнения для звука [л] не утомили малыша и дали желаемый результат, длительность занятий не должна превышать 15 минут в возрасте 3-4 лет и 25 минут, если ребенку 5-6 лет.

    Комплекс артикуляционных упражнений

    Итак, есть особые упражнения для правильной постановки звука [л] у маленьких детей. Важно, чтобы малыш начинал выполнять их в хорошем расположении духа, не через силу, а словно невзначай, чтобы не воспринимал это именно как урок.

    1. «Гармошка». На губах – улыбка, рот приоткрыт. Присосаться широким языком к нёбу. Теперь нужно, не отпуская языка, медленно закрывать-открывать рот (постепенно растягивая подъязычную уздечку), стараясь понемногу увеличивать амплитуду. Губы при этом не должны двигаться, а язык – провисать.
    2. «Грибочек». Во многом похоже на предыдущее, но отличается статикой: язык нужно выставлять только в верхнее натянутое положение и удерживать так несколько секунд (рот не закрывается). Губы при этом должны быть зафиксированы в улыбке.
    3. «Индюшонок». Рот слегка приоткрыт. Язык должен оставаться широким. Его надо положить в таком состоянии на верхнюю губу. Теперь ее нужно облизывать, плавно поглаживая языком по направлению вперед-назад. Язык при этом отрывать нельзя. Начинают выполнение упражнения медленно, затем постепенно скорость нарастает. В конце к облизыванию надо добавить голос (получаются повторяющиеся звуки «бл», напоминающие индюшиные). Язык во время выполнения упражнения должен оставаться широким и плавно облизывать верхнюю губу, но не выталкиваться при этом вперед, а двигаться вперед-назад, не качаясь из стороны в сторону.
    4. «Лошадка». Улыбнуться с широко открытым ртом. Далее нужно поднять широкий язык вверх, «приклеить» его к нёбу, затем медленно оторвать, опуская вниз. Должен получиться звук, похожий на цоканье копыт. Постепенно скорость выполнения увеличивают. Нижняя челюсть во время этого упражнения не двигается. Если ребенку сложно этого добиться, можно поначалу придерживать ее руками.
    5. «Трубочка-улыбочка». Сомкнуть зубы, растягивая губы в широкой улыбке, показывая все зубы. Затем вытянуть губы трубочкой вперед. В каждом положении задерживаться около 4-5 секунд. Перейти из одного положения в другое не менее 5 раз. Важно следить, чтобы зубы не размыкались и не двигались.
    6. «Качели». Улыбнуться, рот приоткрыт, видны зубы. Нужно сделать язык широким, затем положить его в таком состоянии сначала за нижние зубы, затем переместить за верхние. При этом в каждом положении язык необходимо задерживать 4-5 секунд. Нужно сделать не менее 5 повторов.
    7. «Маляр». Улыбнуться с открытым ртом. Теперь начинаются поглаживающие движения («красящие») по нёбу в направлении вперед и назад. При этом важно, чтобы язык во время движения не высовывался за верхние зубы, а нижняя челюсть вместе с губами все время оставались неподвижными.
    8. «Барабанчик». Улыбнуться, рот широко приоткрыт. Теперь нужно выставить язык так, чтобы он был направлен к нёбу, заходя за верхние зубы. Теперь нужно методично стучать упругим языком за зубами по нёбу, повторяя звук Д. Делать это нужно на всю длительность выдоха (от 7 до 15 секунд). При этом напрягаются мышцы языка, плеч и шеи.

    Как закрепить навыки?

    После того как ребенок выполнит комплекс упражнений для правильной артикуляции при произношении звука [л], важно всегда закреплять результат, чтобы в дальнейшем требуемое произношение звука происходило «на автомате».

    Для этого около 15-20 минут после каждой артикуляционной тренировки с ребенком проговаривают слоги с буквой Л, затем – слова, в которых она встречается в начале слова, в седине, в окружении согласных, твердая или мягкая. Здесь отлично подходят детские скороговорки на букву Л, веселые логопедические четверостишия. Если малыш еще и нарисует то, о чем говорилось в стихотворении, или порассуждает над смыслом скороговорки, проиграет ее действие, он не станет считать логопедические тренировки тяжелыми занятиями. За отвлекающими делами и играми ребенок легче закрепит произношение звука.

    Не стоит привязывать занятия по закреплению произношения только к самой артикуляционной тренировке. В течение всего дня нужно провоцировать ребенка проговаривать букву Л – задавать ему вопросы, отвечая на которые, придется говорить слова с этой буквой, просить назвать окружающие предметы, в которых эта буква есть, и т. д. Автоматизм произношения отрабатывается постепенно.

    Неправильное произношение может стать причиной не только коммуникационных трудностей, но и комплексов, вызванных насмешками сверстников над «детским лепетом» ребенка, не умеющего правильно произносить те или иные буквы. Поэтому так важно еще в дошкольном возрасте научить малыша воспроизводить звуки правильно.

    Индюк

    Цель. Выработать верхний подъём языка, подвижность его передней части.

    Описание. Приоткрыв рот, положим язык на верхнюю губу и широким языком по верхней губе производим движение вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы - поглаживая ее. Сначала движения медленные, затем темп убыстряем и добавляем голос. При правильном выполнении упражнения мы должны услышать звук, похожий на "песенку" индюка бл-бл-бл (как индюк говорит).

    Важно, чтобы язык был широким и не сужался, а движения языком были вперед-назад, а не из стороны в сторону.

    Вкусное варенье

    Цель. Вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении шипящих звуков.

    Оборудование. Немного варенья или что-то его заменяющее, вкусное, достаточно жидкое, ложка.

    Описание. Намазываем верхнюю губу малыша вареньем, а, теперь приоткрыв рот, широким языком облизываем верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз.

    Важно, чтобы работал только язык. Нижняя челюсть при этом остается неподвижной. Если у ребенка так не получается, придержите челюсть пальцем. Движения языка строго сверху вниз, а не из стороны в сторону. Язычок широкий и почти целиком закрывает верхнюю губу при облизывании.

    Пароход гудит

    Цель . Вырабатывать подъем спинки языка вверх.

    Описание. Приоткроем рот и длительно произнесем звук Ы, имитируя гудок парохода.


    Самолёт гудит

    Цель . Вызвать звук, близкий по акустическим признакам к звуку Л.

    Описание . Приоткроем рот, улыбнёмся и длительно произнося звук Ы, протолкнём кончик языка между верхними и нижними зубами. Правильно удерживая язык в таком положении, как правило, слышится звук Л.


    Качели

    Цель. Вырабатывать умение удерживать и чередовать определенные артикуляционные уклады.

    Описание. Улыбнувшись, отрыть рот и напряжённым языком тянуться к носу и подбородку, либо к нижним и верхним зубам. Качели раскачиваются сначала быстро, а затем медленнее, стараясь удержать язык в верхнем или нижнем положении несколько секунд.

    Важно, чтобы при выполнении этого упражнения у малыша работал только язык. Очень часто дети выполняют это упражнение, уложив язык на нижнюю губу. При таком варианте работает только нижняя челюсть, а язык остается в покое. Старайтесь этого не допускать.


    Иголочка

    Цель. Вырабатывать умение удерживать узкий напряжённый язык.

    Описание . Откроем рот и выдвинем вперед узкий длинный язычок. Удерживаем язык в таком положении под счёт от 2 до 10. Рот при выполнении остается открытым.

    Важно, что бы язык был прямым, а кончик не отклонялся, ни в стороны, ни вверх.


    Лошадка

    Цель. Закрепить верхний подъём языка, растянуть подъязычную связку (уздечку).

    Описание. Улыбнувшись, широко открываем рот и "приклеиваем" широкий язык к верхнему нёбу, затем опускаем язык вниз. Темп убыстряется по мере совершенствования данного упражнения. При правильно выполнении упражнения, звук становится похож на цокот копыт лошади.

    Важно, чтобы рот был широко открыт на протяжении всего упражнения. Нижняя челюсть при этом остается неподвижной. Детям удержание нижней челюсти даётся очень трудно, поэтому на первых порах, придерживаем её пальцами.


    Грибок

    Цель.

    Описание. Улыбнувшись, широко открываем рот, "приклеиваем" широкий язык к верхнему нёбу, и стараемся удержать его в таком положении как можно дольше.


    Гармошка

    Цель . Закрепить верхний подъём языка, умение удерживать продолжительное время артикуляционный уклад, растянуть подъязычную связку (уздечку).

    Описание. Это упражнение очень похоже на предыдущее. Улыбнувшись, широко открываем рот, "приклеиваем" широкий язык к верхнему нёбу, и стараемся удержать его в таком положении как можно дольше. Далее, не отрывая язык от нёба, с силой оттягиваем нижнюю челюсть вниз.

    Важно, чтобы при выполнении этого упражнения рот открывался как можно шире.


    Барабанщик

    Цель. Закрепить верхний подъём языка, выработать умение делать кончик языка напряженным.

    Описание . Улыбнувшись, широко открыть рот и постучать кончиком языка по бугоркам за верхними зубами (альвеолам), многократно и отчетливо произнося звук, напоминающий английский звук d: d-d-d... Сначала звук d произносим медленно, постепенно убыстряя темп.

    Важно, чтобы рот был широко открыт на протяжении всего упражнения. Нижняя челюсть при этом остается неподвижной.


    Лошадка

    Цель . Закрепить верхний подъём языка, выработать умение делать кончик языка напряженным.

    Описание. Улыбнувшись, широко открыть рот и постучать кончиком языка по бугоркам за верхними зубами (альвеолам), многократно и отчетливо произнося звук, напоминающий английский звук d: d-d-d... Сначала звук d произносим медленно, постепенно убыстряя темп.

    Важно, чтобы рот был широко открыт на протяжении всего упражнения. Нижняя челюсть при этом остается неподвижной.


    Грибок

    Цель. Закрепить верхний подъём языка, умение удерживать продолжительное время артикуляционный уклад, растянуть подъязычную связку (уздечку).

    Описание. Это упражнение очень похоже на предыдущее. Улыбнувшись, широко открываем рот, "приклеиваем" широкий язык к верхнему нёбу, и стараемся удержать его в таком положении как можно дольше.

    Важно, чтобы рот был широко открыт на протяжении всего упражнения. Нижняя челюсть при этом остается неподвижной.

    Статья ориентирована главным образом на родителей. В ней описывается подготовительный этап (артикуляционная и дыхательная гимнастика) и этап постановки звуков и кратко этап автоматизации звуков Л и Р.

    Многие мамы и бабушки, а также педагоги, не имеющие специального логопедического образования, успешно помогают своим детям научиться выговаривать сложные звуки. Но это при условии, что у вашего ребенка дислалия (легкое речевое нарушение). В случае, если мы имеем дело с дизартрией (когда нарушена иннервация мышц артикуляционного аппарата), без помощи невролога (медицинское сопровождение) и квалифицированного логопеда, который кроме занятий проведет вашему ребенку курс логопедического массажа, не обойтись.

    Очень часто мамы, бабушки спрашивают: «Как научить ребенка выговаривать букву Р? И другие буквы?» В этот момент хочется сразу уточнить. Звуки мы говорим, а буквы пишем. А это значит, что мы учим ребенка произносить звук, а не букву. Поэтому сразу же лучше взрослым давать задания малышу грамотно: «Произнеси звук…», но «Напиши букву…». Это поможет малышу научиться отличать понятия «звук» и «буква», что ему очень пригодится в первом классе.

    Для того, чтобы научиться выговаривать звуки, нужно провести подготовительные мероприятия . В них входят артикуляционная и дыхательная гимнастика. Подготовку хорошо провести и в том случае, если вы хотите сэкономить деньги на платных занятиях с логопедом. Ведь подготовленные мышцы артикуляционного аппарата в разы сокращают время на постановку звука.

    При проведении артикуляционной гимнастики необходимо соблюдать ряд требований:

    • Занятия поводятся при положительном настрое ребенка. Ни в коем случае нельзя заставлять ребенка.
    • Гимнастика проводится ежедневно, не реже 2-3 раз в день по 10 мин.
    • Во время занятия ребенок сидит в удобной позе, спина ровная, расслабленная.
    • Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.
    • Когда ребенок выполняет упражнение, мышцы лица не должны быть чрезмерно напряжены. Все движения выполняются четко и плавно, под счет взрослого.
    • Во время выполнения артикуляционных движений не должно возникать сопутствующих движений (когда язык поднимается вверх не должно быть запрокидывания головы. Когда язык вниз голова не должна опускаться вниз)

    Для постановки звуков[л],[л‘],[р],[р‘] необходим верхний подъем языка . Верхний подъем языка невозможен, если у ребенка короткая подъязычная уздечка. Так что нанесите визит к стоматологу перед началом занятий.

    Звук [л]

    Артикуляционная гимнастика для постановки звука [л]

    «Накажем непослушный язычок»

    улыбнитесь. Положите широкий язык на нижнюю губу и, слегка покусывая его зубами, произносите «пя-пя-пя» в течение 5-10 секунд.

    «Лопатка»

    Рот откройте, улыбнитесь. Широкий расслабленный язык положите на нижнюю губу. Удерживайте язык в таком положении в течение 5 секунд. Затем уберите язык и закройте рот. Повторите упражнение не менее 2-3 раз.

    «Лопатка-иголочка»

    Рот откройте, улыбнитесь. Положите широкий расслабленный язык на нижнюю губу (см. упр. «Лопатка»). Удерживайте язык в таком положении в течение 5 секунд. Затем напрягите его и, выдвинув вперед, придайте заостренную форму жала (см. упр. «Иголочка»).

    Удерживайте язык в таком положении 5 секунд, после чего вновь расслабьте и положите на нижнюю губу. Попеременно выполняйте упражнения «Лопатка» и «Иголочка» 3-4 раза.

    «Качели»

    1) Рот откройте, улыбнитесь. Широкий кончик языка положите снаружи на верхнюю губу, затем на нижнюю. В каждом положении удерживайте язык 2 - 3 секунды. Выполните 7-10 движений.

    2) Рот откройте, улыбнитесь. Вставьте кончик языка между верхней губой и верхними зубами. Удерживайте язык в таком положении 2 - 3 секунды. Затем, опустив кончик языка вниз, поместите его между нижними зубами и нижней губой. Удерживайте позу в течение 2 - 3 секунд. Выполните 5-10 движений.

    «Лошадка»

    Цель - научиться громко пощелкивать кончиком языка. Рот откройте, улыбнитесь. Кончик языка прижмите, а затем присосите к бугоркам за верхними зубами и со щелчком оторвите. Сначала выполняйте движения медленно, постепенно темп увеличивайте. Выполняйте в течение 10 секунд.

    «Индюк»

    Дыхательная гимнастика

    Вдох длится 1 сек. Выдох длительный плавный 3-5 сек.

    Задувать свечу

    Дуть через соломинку для коктейля в стакан с водой.
    Дуть на игрушку-вертушку.

    Способы постановки звука Л

    1. По подражанию.

    Взрослый показываете свою артикуляцию при произнесении того или иного звука. Как правило, ребенок внимательно смотрит и пытается повторить.

    2. От межзубного Л.

    Этот способ наиболее удобен. Он подходит даже для детей у которых отсутствует верхний подъем языка.

    Закусить кончик широкого языка, губы в улыбке. Длительно произносить звук Ы, язык закушен. При этом должен получиться довольно приличный звук Л. Затем приступаем к автоматизации в обратных слогах(ал, ол,ул, ыл). После в простых словах (бал, вол..). можно попробовать перевести артикуляцию за зубы, а можно не переводить, если язык высовывается не сильно. Обычно по мере автоматизации, дети сами переводят артикуляцию за зубы.

    Ребенок негромким низким голосом тянет А, не открывая широко рот и при этом стучит языком в верхние резцы. Получится произношение ЛА-ЛА-ЛА с усеченным звучанием гласного. Потом то же проделывают с другими гласными. Следить за тем, чтобы губы не вытягивались вперед. Очень легкий способ.

    Кончиком языка упереться за верхние зубы (резцы), края языка раздвинуть, то есть выполнить упражнение «Парус». Попросите малыша погудеть, как пароход «ы-ы-ы-ы», не акцентируя внимание на том, что вы стараетесь вызвать звук Л.

    Звук [р]

    Артикуляционная гимнастика для постановки звука [Р]

    «Качели»

    1) Рот откройте, улыбнитесь. Широкий язык поднимите к верхней губе, затем опустите к нижней. В каждом положении язык удерживайте 2 - 3 секунды. Всего выполните 7-10 движений.

    2) Рот откройте, улыбнитесь. Широким кончиком языка дотроньтесь до бугорков за верхними резцами, затем - за нижними. В каждом из положений язык удерживайте 2 - 3 секунды. Всего выполните 7 - 10 движений.

    «Почистим зубы»

    Рот откройте, улыбнитесь. Широкий кончик языка при этом гладит верхние резцы с внутренней стороны, совершая движения вверх-вниз. Продолжительность выполнения упражнения -10 секунд.

    «Маляр»

    Рот откройте, улыбнитесь. Широким кончиком языка нужно погладить нёбо, делая движения вперед-назад (от зубов в глубь рта и обратно). Выполните 5 - 10 движений.

    «Вкусное варенье»

    Рот откройте, улыбнитесь. Широким кончиком языка облизните верхнюю губу, совершая движения языком сверху вниз. Выполните 5-10 движений, затем уберите язык и закройте рот.

    «Лошадка»

    Рот откройте, улыбнитесь. Присосите широкий кончик языка к бугоркам за верхними зубами, а затем со щелчком оторвите. Сначала упражнение выполнять в медленном темпе, постепенно его увеличивая. Длительность выполнения - 5-10 секунд.

    «Индюк»

    Рот откройте, улыбнитесь. Производите движения широким передним краем языка по верхней губе вперед-назад, стараясь не отрывать его от губы. Кончик языка слегка загните - как бы поглаживайте губу. Сначала производите медленные движения, потом увеличивайте темп и «добавьте» голос, пока не послышатся звуки «бл-бл». Упражнение выполняйте в течение 10 секунд.

    «Фокус»

    Удерживая язык в положении «Чашечка», подуйте на кончик носа так, чтобы ватка, положенная на кончик носа, подлетела вверх. Повторите упражнение 3-5 раз.

    «Пофыркаем!»

    Широкий расслабленный язык положите между расслабленными губами. Длительно на одном дыхании, дуйте на язык и губы так, чтобы они вибрировали (щеки не надувайте). Повторите 3 - 5 раз.

    «Автомат»

    Рот откройте, улыбнитесь. Напряженным кончиком языка постучите по бугоркам за верхними резцами, несколько раз отчетливо, на одном дыхании, произнося при этом «т-т-т» сначала медленно, затем постепенно увеличивая темп. Повторите 3-5 раз.

    «Барабан»

    Рот откройте, улыбнитесь. Широким кончиком языка постучите по нёбу за верхними зубами, многократно и отчетливо, на одном дыхании произнося «д-д-д». Сначала произносите медленно, постепенно темп увеличивайте. Повторите 3-5 раз.

    Способы постановки звука Р

    После подготовительной работы проводится непосредственно постановка звука «Р». Существуют разнообразные способы «вызывания» этого звука. Но целью любых упражнений, которые направлены на постановку звука «Р», является закрепление у ребенка навыка постановки языка на верхние альвеолы. После чего сильной струей воздуха «вызывается» необходимый звук.

    1 способ постановки звука [Р] : Постановка [Р] - быстро и эффективно. Этот способ
    помогает быстро вызвать вибрацию. Ребенок кладет голову на колени взрослому, присасывает язык к нёбу («Грибок»), в это время взрослый большим и указательным пальцами (чистыми) прижимает боковые края языка к нёбу (не кончик!), ребенок с силой дует на язык и …частенько сразу же появляется вибрация!

    2 способ постановки звука [Р] : Ребенка просят поднять широкий язык за верхние зубы и длительно произносить звук похожий на «зж» (слышится что-то cреднее между этими звуками: [з] с призвуком [ж] или наоборот) или многократно проговаривать звук [д] (но язык не у зубов, а на альвеолах, поэтому звук [д] не четкий).

    3 способ постановки звука [р] : Постановка от звука [з]. Обычно Р от звука З не ставят, т.к. считается, что они очень различны по артикуяции и не могут быть друг для друга опорными. Но попробовать можно. Секрет в том, что ребенок произносит [з] очень кратко, лишь дотрагиваясь языком до альвеол и при этом сильно дует на язык. Будет четко слышен сначала одноударный [р], который потом сравнительно легко переходит в вибрант. Этот способ очень легкий и быстрый, особенно при горловом [р]. Желаю успехов в его применении!

    4 способ постановки звука [р] : Способ постановки звука [р] - старый и простой, как мир. Выполняется в 3 приема:

    1) присосать язык к твердому небу («Грибок»)

    2) сделать глубокий вдох через нос (язык в том же положении)

    3) сделать резкий короткий выдох через рот, направляя воздушную струю на язык и подключая голос.

    Описывать все это долго, но способ очень простой. Эффект достигается на контрасте (напряжение языка при присасывании и расслабление при резком выдохе). Это способствует вызыванию вибрации кончика.

    После того, как у ребенка получилось произнести звук изолированно, приступаем к автоматизации.

    Автоматизировать звуки [л], [р] и ввести в речь ребенка вы сможете и самостоятельно, это не трудно, если соблюдать определенную последовательность.

    Автоматизация изолированного звука.
    - Автоматизация звука в слогах. Прямых и обратных(ар, ор, ур, ыр, ра, ро, ру, ры).
    - Автоматизация звука в словах.
    - Автоматизация звука в словосочетаниях, фразах.
    - Автоматизация звука в стихах.
    - Автоматизация звука в текстах, рассказах.
    - Автоматизация звука в самостоятельной речи. (2 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)

    Грамотная, красивая речь без дефектов это залог социализации и успешного развития. При общении все обращают внимание на то, как говорит человек. Если речь красивая и «льется как ручей», такого человека слушать приятно. В детском возрасте необходимо правильно постановить речь ребенка. Основные проблемы и трудности — это согласные «л» и «р».

    Произношение «л» кажется взрослому простым, однако поставить его получается в некоторых случаях только к годам 6. Данная статья поможет вам следовать правилам, когда требуется постановка твердого и мягкого звука «л» у ребенка.

    Дошкольный возраст — это важный период для каждого. До этого момента малыши учатся ходить, говорить, понимать окружающий мир и самого себя. Некоторые согласные сложны для произношения, они формируются со временем. Хуже, когда родители не обращают внимание на дефекты речи у ребенка. В зрелом возрасте их уже очень сложно устранить, поэтому во всех детских садах с малышами в группе и индивидуально работают логопеды.

    Самыми распространенными сложно произносимыми согласными являются «л» и «р». Конечно, с моментом взросления проблемы могут пройти без посторонней помощи, а иногда и нет. Работа логопедов и заключается в том, чтобы помочь поставить правильное произношение у дошкольника. Звук «л» бывает как мягким, так и твердым. Иногда малыш не может произнести какой-либо один вид, но чаще проблемы произношения «л» у детей возникает в обоих случаях.

    Неправильное произношение звуков

    Каждый период характеризуется появлением новых звуков. К трем годам малыши должны произносить уже все буквы кроме трудных шипящих и «р», производного от него «рь». В этом возрасте у детей появляется повышенная речевая активность.

    К пяти-шести годам малыш должен произносить все звуки и выражать свои мысли не простыми предложениями, а использовать сложные обороты. Этот возраст относится к периоду взросления и перехода к школьному возрасту. Если ребенок испытывает трудности с произношением, то следует обратиться за помощью к врачу либо усиленно заниматься дома.

    Самые распространенные звуковые ошибки:

    • шипящие заменяются звуком «сь», «зь», (сорох –шорох, сенок-щенок, ез-еж);
    • р заменяются на «л», «ль» (работа-лабота, руль-луль, рабость-ладость).

    Что такое ламбдацизм и параламбдацизм

    Неправильному произношению звуку «л», «ль» или полному его отсутствию есть научное название-ламбдацизм. Его подразделяют на 4 вида:

    • носовой. Звук, выходящий с потоком воздуха, стремится попасть не через рот, а через нос. Это происходит, когда корневая часть языка упирается в нёбо, мешая проходу. В таких случаях вместо «л», получается «нг лапа-нгапа, лак-нгак;
    • двугубный. Ребенок ставит губы трубочкой, таким образом, что вместо положенного «л», получается «у»: лекарь-уекарь, лампа-уампа;
    • межзубный. Кончик языка попадает в пространство между зубами, проявляя неправильный звук;
    • отсутствие «л». Один из самых частых вариантов. Малыш вообще не произносит «л», вместо этого получаются слова без него: Лук-ук, линза-инза.

    Что такое ламбдацизм теперь понятно, а что же тогда такое параламбдацизм. Сюда относится замена «л» на другие звуки. К таким заменам относятся:

    • замена «л» звуком «в» или «б»: лала — баба, лава-вава, луна-вуна;
    • замена «л» на «г»: гол-гог, стол-стог;
    • замена «л» на «д»: лошадь-дошадь, лупа-дупа;
    • замена «л» на «йа», «ё», «йу»: ладерь-йагерь, ложка-ёжка, лук-йук;
    • замена «л» мягким «ль»: дела-деля.

    Причины неправильного произношения «л»

    Неправильное произношение Л происходит по определенным причинам. К категории таких причин относят:

    • дошкольник, в силу своего маленького возраста, еще не может произносить этот звук. Этот дефект естествен до 4 лет. В возрасте 4-5 лет, малыш уже должен знать, как научиться выговаривать букву «л», а к 6 годам должен различать в словах твердый и мягкий «л»;
    • слабые мышцы языка и нижней губы. Язык выполняет основную функцию в произведении речи. Если у ребенка есть проблемы со слабыми мышцами языка, тогда вместо «л» будет слышаться «в»;
    • нарушение фонематического восприятия звука в потоке речи. Такой эффект характерен, когда малыш произносит «л», и в этот момент ставит язык между зубами. К такому варианту относится и двугубное произношение, когда язык прилегает к нижней челюсти и мешает правильному произношению звуков.

    Такие причины чаще связаны не с какими-либо дефектами в развитии. Проблема происходит из-за неправильного положения языка, либо неправильного распределения выпускаемого воздуха.
    Если у дошкольника существуют трудности с произношением звука «л», это легко исправить. Потребуется время для его постановки. Обычно 15-20 минут в день в домашних условиях, и через некоторое время ребенок добьется успеха. Если спустя длительный промежуток времени усилия прошли даром, надо обратиться к логопеду. .

    Формирование правильного произношения звуков

    Если ребенок не страдает заболеваниями, патологическими развитиями речевого аппарата, тогда взрослые могут быстро решить задачу. Чтобы понять, как поставить звук «л» в домашних условиях, следует следовать нескольким простым правилам.

    1. Работу нужно начинать с укрепления артикуляционной моторики. Ее укрепление достигают с помощью упражнений и игр.
    2. Следующий этап — это постановка звука. Методики при этом различны. Для каждого случая существует свой метод.
    3. Постановка звука перетекает в произношение. Когда ученик научился произносить букву, надо переходить к слогам, а после — к простым словам, предложениям с множеством повторяющихся звуков.
    4. Переходим к более трудоемкой работе. Разучиваем стишки, скороговорки. Дошкольник быстрее будет усваивать звуки, развивать память.
    5. Закреплять результаты следует через рассказывание и повторение сказок, рассказов, стихов, историй, пение песен.

    Этим простым правилам следует уделять в день совсем немного времени. Своеобразную учебную программу проще преобразовать в игру. Процесс не будет скучным. Вы и ваш ребенок будет увлечен делом, а не нудной работой.

    Как постановить звук «л»

    Самое первое, с чего следует начинать работу это рассказать и показать ученику правильность произношения звука, и как при этом ведут себя язык и губы. Для этого существует много бесплатных фото и видеоматериалов в открытом доступе онлайн. Разработано множество методических работ о том, как научить ребенка говорить букву «л». Чтобы поставить «л», необходимо работать над дыханием и артикуляцией.

    Дома вы сами сможете объяснить, как правильно произносить тот или иной звук. Просто подумайте, каким образом это делаете вы, а потом покажите. Дети всегда лучше усваивают материал на примере других. Просто покажите принцип, пусть малыш повторяет за вами.

    Проблема постановки речи у детей это обычное дело. Уроки помогут ребенку развить слуховое восприятие звука «л».

    Важно правильно дышать и располагать язык, губы. Упражнения на дыхание разработаны в виде игры.

    Самые простые упражнения будут интересны малышу. Забавное веселье на улице может носить поучительный характер. Гуляя, можно играть с одуванчиками, предлагая сдуть все его «перышки», пускать мыльные пузыри.

    Дома можно играть с зажженной свечей, задувая ее, или спичкой, но только под строгим контролем взрослых, и различные подобные игры на выдувание воздуха. Такие игры заинтересуют вашего малыша и будут одновременно носить развивающий характер.

    Необходимо развивать у ребенка и мелкую моторику рук. Она необходима для коррекции речи, интеллектуального и физического развития.

    Артикуляция «л»

    Для начала необходимо поработать над артикуляцией языка. Кончик языка должен быть прижат к верхним зубам и по форме напоминать гамак. Воздух просачивается вдоль языка. Такое положение следует показать ребенку на своем примере, так малыши лучше усваивают. Это первое, что требуется в начальной работе.

    Ошибки при попытке произнести «л»

    В работе над постановкой звука «л» у ребенка могут быть выявлены некоторые ошибки. В этом случае попытки обучения могут провалиться.

    Причины, при которых не удается произнести «л»:

    • неправильное расположение губ;
    • язык располагается не около верхних зубов, а уходит во внутреннюю часть рта;
    • неправильный выдох воздуха — с помощью щек или через нос.

    Чтобы получить правильное произношение «л», следует воспользоваться артикуляционной гимнастикой.

    Артикуляционная гимнастика

    Артикуляционная гимнастика — это основной метод при постановке «л». Средняя продолжительность занятий должна составлять 15-25 минут, все зависит от возраста малыша. В ее основу должны поэтапно входить различные элементы, для того чтобы ребенку было интересно. Она состоит из нескольких этапов.

    1. Задания на развитие речевого дыхания.
    2. Упражнения по автоматизации произношения.

    Тренировка артикуляционной гимнастики

    Самые эффективные и действенные логопедические упражнения на звук «л»: «Пароходик», «Индюшонок», «Лошадка», «Ветерок». Рассмотрим подробнее, как устроено механически каждое упражнение.

    «Пароходик». Направлено на то, чтобы ученик научился управлять мышцами языка. Малышу следует немного улыбнуться и приоткрыть рот, высунуть язык примерно на половину, прикусить его и пропеть многократное «Ы-ы-ы-ы». В итоге происходит имитация пароходного гудка. Если вам слышится другое звучание, проверьте расположение язычка у ребенка.

    «Индюшонок». Рот приоткрыт, загнутый язык кладется на верхнюю губу, производится движение вверх и вниз по губе. Быстро выдыхаем воздух, получается звук, напоминающий «разговор» индюшки.

    «Лошадка». Первое — обучить дошкольника цокать, как лошадка. Нижняя челюсть должна быть неподвижна. Язык упирается в небо, легкая улыбка, слегка приоткрытый рот. Следующий этап это произнести цоканье, но уже без голоса и громкости, беззвучно. Так разрабатываются мышцы челюсти.

    «Ветерок». Имитируем дуновение ветерка. Он должен выходить не по центральной части, а по краям. Для этого начинающему ученику необходимо прикусить кончик язычка, и выпустить воздух. Проверить правильность выполнения можно с помощью ватки. Поднесите ее ко рту, и увидите направление струи.

    Твердый «л»

    Если мягкий «л» ребенок может произнести, то твердый дается ему немного сложнее из-за того, что положение языка требует занимать верхнюю позицию. Обычно в таких случаях звук вообще отсутствует либо заменяется другими.

    Для поднятия языка вверх существуют несколько упражнений, которые укрепляют еще и мышцы языка.

    1. «Язычок спит». Язык неподвижен между зубами. Ребенку дается задание протяжно и непрерывно повторять «а», спустя немного времени малышу дается задание периодически прикусывать кончик язычка, получается «ал».
    2. Другое упражнение на твердый «л», это пропеть «ы», но уже покусывая широкий язык.
      После этого просим произнести слова с разной расстановкой «л» в словах. Звук «л» в начале слова: лужа, лыжи, лететь, летучий, лопаться, лазер, лай, лампочка, лев, лис, литься, лопнуть. В середине слова: класс, глаза, анализ. В конце слова: стол, бокал.

    Следующий этап — это произнесение стишков, скороговорок, где часто встречается твердый «л».

    Автоматизация

    Ряд проведенных артикуляционных упражнений требуют закрепления и постоянного его произношения. Если ребенок еще не умеет читать, родителям следует произносить слова самостоятельно, а потом просить повторить их детей. Так дошкольник лучше усваивает произносимые звуки.

    Сначала произносятся слоги «л» с гласными: л-а, л-о, л-и; потом наоборот: о-л, а-л, и-л, е-л.
    После произносятся полные слова. «Л» находится в начале, середине, конце слова, смягчаются или делаются твердыми, рядом с другими согласными и так далее.

    Повторяем и учим стихи и скороговорки. При работе все фразы и предложения необходимо произносить медленно и четко, чтобы не происходило искажение. Если малыш ошибается, возвращайтесь в начало предложения и повторяйте все снова. Хвалите его, это поможет ему чувствовать уверенность. Повторяйте все несколько раз.

    Таких простых правил следует придерживаться, чтобы научить ребенка выговаривать букву «л» на автомате.

    Помощь логопеда

    Не стоит переживать, если ребенок до 5 лет плохо произносит один или несколько звуков. Однако, если в позднем возрасте ему сложно удаются буквы, для начала прибегните к самостоятельному исправлению. Если ваши попытки не увенчались успехом, тогда следует обратиться к специалисту. Распространенная ошибка родителей — неправильное произношение ими самими, нечеткая речь, дефекты речи и так далее.

    Есть и другие случаи, когда нужна помощь логопеда:

    • если у малыша проблемы с речевым аппаратом (ОНР, дизартрия);
    • при неврологических заболеваниях;
    • при психических заболеваниях.

    В этих случаях самостоятельная помощь может только навредить, а не принести пользу.

    Заключение

    Речь — это важный атрибут каждого делового человека. Ее необходимо корректировать с детского возраста, когда только эти проблемы появляются, чаще после 5 лет. Можно прибегнуть к самостоятельному домашнему исправлению. Открытый доступ в интернете предоставит вам различные графические картинки, рисунки и видеоуроки, методические пособия.

    В случае, если ваши усилия окажутся напрасными, и малыш не знает, как выговаривать букву «л» к 6-7 годам, требуется помощь логопедов, которые смогут быстро поставить вашему ребенку красивую, правильную речь и дадут общие советы.