Войти
Образовательный портал. Образование
  • Что показывает коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами Обеспеченность обязательств финансовыми активами в бюджетном учреждении
  • Как приготовить классические вареники с творогом
  • Как сделать тесто для яблочной шарлотки Как приготовить шарлотку с яблоками песочное тесто
  • Отечественной войны 2 степени
  • День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады
  • Манная каша на молоке: пропорции и рецепты приготовления Манная каша 1 порция
  • Лабораторная работа ознакомление с химической посудой. Практическая работа "знакомство с лабораторным оборудованием". Порядок выполнения работы

    Лабораторная работа ознакомление с химической посудой. Практическая работа

    «Знакомство с лабораторным оборудованием. Правила безопасности в химической лаборатории»
    Цель:
    ознакомить с правилами техники безопасности. Научиться правильно обращаться с лабораторным оборудование.

    Оборудование: инструкция » Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете.
    образцы химической посуды, лабораторный штатив
    План урока:
    1)организационный момент
    2)ознакомление с правилами техники безопасности
    3)знакомство с лабораторным оборудованием
    4)проверочная работа

    Ход урока:

    1)Организационный момент
    2)Правила техники безопасности:
    а)начинать выполнение практической работы только с разрешением учителя
    б)во время работы в кабинете химии соблюдать дисциплину, поддерживать порядок на рабочем месте
    Запрещается:
    а)принимать пищу и напитки;
    б)загромождать проходы сумками и портфелями;
    в)выносить из кабинета или вносить в него любые вещества;
    г)брать приборы и вещества с рабочих мест, не занятых учащимся;
    д)проводить самостоятельно любые опыты,не предусмотренные лабораторной работой;
    е)оставлять без присмотра нагревательные приборы
    Немедленно сообщать учителю:
    а)о получении травмы(порез,ожог)
    б)обо всех разливных жидкостей, а также о рассыпанных твердых реактивах
    в)обо всех неполадках в работе оборудования
    При возникновении в кабинете во время занятий аварийных ситуаций не допускать паники и подчиняться указаниям учителя
    Правило по оказании первой помощи:

    Первая помощь при порезах:
    а)в первую очередь, необходимо остановить кровотечение (давящая повязка, пережатие сосуда);
    б)если рана загрязнена,грязь удаляют только вокруг нее, но ни в коем случае- из глубинных слоев раны. Кожу вокруг раны обеззараживают йодной настойкой или раствором бриллиантовой зелени;
    в)после обработки рану закрывают стерильной салфеткой так, чтобы перекрыть края раны, и плотно прибинтовывают обычным бинтом;
    г)после получения первой помощи обраться в медпункт
    Первая помощь при ожогах: Ожог первой степени обрабатывают этиловым спиртом,затем, для снятия болевых ощущений, глицерином и накладывают сухую стерильную повязку. Во всех остальных случаях накладывают стерильную повязку после охлаждения места ожога и обращаются в медпункт.
    Первая помощь при попадании кислоты на кожу рук:
    Попавшие на кожу капли кислоты стряхните и тщательно смойте большим количеством воды,а замет обработайте пораженную поверхность 2 % раствором питьевой соды
    Первая помощь при попадании щелочи на кожу рук:
    Попавшие на кожу капли щелочи стряхните и тщательно смойте большим количеством воды, а замет обработайте пораженную поверхность 2 % уксусной кислоты
    3)Ознакомление с оборудованием
    4)Проверочная работа «Правила поведения в кабинете химии»
    1)Если во время занятий в кабинете химии что-то загорается,то что нужно сделать в первую очередь:
    а)быстро выбежать из кабинета
    б)постараться потушить пожар
    в)сообщить учителю и следовать его указаниям
    г)начать выносить горючие жидкости
    2)Что должен сделать учащийся,если почувствует себя плохо во время занятий:
    а)обраться к учителю или лаборанту
    б)пойти к врачу,предупредив соседа по парте
    в)дождаться конца занятий и пойти в поликлинику
    г)пойти домой
    3)Может ли учащийся находиться в кабинете химии до звонка на урок
    а)может, если там находиться учитель или лаборант
    б)может, если у него есть на это разрешение
    в)вход в кабинет разрешен только со звонком
    г)может, если там есть другие учащиеся
    4)Если вы увлекаетесь химией, можно ли брать в кабинете реактивы для домашнего эксперимента:
    а)можно,но с разрешением учителя
    б)строго запрещено
    в)реактивы выдаются родителям по их письменную заявлению
    г)можно, если данные вещества вам знакомы
    5)Что должен в первую очередь сделать учащийся, если в ходе эксперимента на стол упала и разбилась пробирка с жидкостью:
    а)сразу сообщить преподавателю
    б)убрать осколки стекла, а после убрать разлившуюся жидкость
    в)сначала убрать жидкость, а потом осколки
    г)посмотреть,не льется ли пролитая жидкость со стола
    6)Следует ли мыть руки после занятий на уроке химии:
    а)мыть,если была лабораторная работа
    б) не мыть
    в)только по указанию учителя
    г)если кто-то еще будет мыть
    Домашнее задание: выполнить задание в тетради

    Сегодня нам предстоит выполнить первую практическую работу «Лабораторное оборудование и приёмы работы с ним. Правила техники безопасности при работе в кабинете химии»

    Инструкция (план) выполнения работы:

    В этой работе вам будет необходимо:

    1.Изучить содержание лекции;

    2.Познакомиться с правилами техники безопасности при работе в химической лаборатории;

    3.Изучить основные виды образцов лабораторной посуды и оборудования, а также их назначение;

    4.Изучить устройство спиртовки и строение пламени, а также правила обращения со спиртовкой;

    5. Поработать с тренажёрами.

    6.Оформить и отправить учителю электронный отчёт о проделанной работе.

    I. Правила техники безопасности:

    Вещества бывают разные:

    Едкие и взрывоопасные

    Бывает, что они сами воспламеняются

    А есть, такие, которыми отравляются.

    Если ты не хочешь получить ожог

    Или надышаться ртутными парами,

    Эти правила безопасности внимательно прочитай

    И в химическом кабинете их никогда не забывай!

    1.

    При работе с веществами не берите их руками

    И не пробуйте на вкус,

    Реактивы не арбуз:

    Слезет кожа с языка

    И отвалится рука

    2.

    Задавай себе вопрос,

    Но не суй в пробирку нос:

    Будешь плакать и чихать,

    Слёзы градом проливать.

    Помаши рукой ты к носу –

    Вот ответ на все вопросы

    3.

    С веществами неизвестными

    Не проводи смешивания неуместные:

    Незнакомые растворы ты друг с другом не сливай

    Не ссыпай в одну посуду, не мешай, не поджигай!

    4.

    Если ты работаешь с твёрдым веществом,

    Не бери его лопатой и не вздумай брать ковшом.

    Ты возьми его немножко –

    Одну восьмую чайной ложки.

    При работе с жидкостью каждый должен знать:

    Мерить надо в каплях, ведром не наливать.

    5.

    Если на руку тебе кислота или щёлочь попала,

    Руку быстро промой водой из-под крана

    И, чтоб осложнений себе не доставить,

    Не забудь учителя в известность поставить.

    6.

    В кислоту не лей ты воду, а совсем наоборот

    Тонкой струйкой подливая,

    Осторожненько мешая,

    Лей в водичку кислоту –

    Так отвадишь ты беду.

    II. "Лабораторное оборудование и посуда"


    Образец

    Название


    ПРОБИРКОДЕРЖАТЕЛЬ

    Необходим для безопасного нагревания пробирки при проведении химической реакции

    ФАРФОРОВАЯ ЧАШКА

    Для выпаривания (кристаллизации)


    КОЛБЫ

    Для приготовления растворов, проведения реакций


    ШТАТИВ ЛАБОРАТОРНЫЙ



    МЕРНЫЙ ЦИЛИНДР


    ПРОБИРКА


    АСБЕСТОВАЯ СЕТКА

    Используется для равномерного распределения тепла на дно стеклянной посуды

    Образец

    Название


    ШТАТИВ ДЛЯ ПРОБИРОК

    СПИРТОВКА


    ХИМИЧЕСКИЙ СТАКАН

    ФАРФОРОВАЯ СТУПКА С ПЕСТИКОМ

    Для измельчения твердых веществ

    ВОРОНКА

    ДЕЛИТЕЛЬНАЯ ВОРОНКА

    Разделение смесей жидкостей с разными плотностям

    III. Правила работы со спиртовкой



    1. Зажигать только спичкой, запрещается зажигать от другой спиртовкой.
    2. Перед тем, как зажечь, нужно расправить фитиль, а диск должен плотно прилегать к горлышку.
    3. Нельзя переносить спиртовку во время работы в зажжённом виде с одного стола на другой.
    4. Тушить только колпачком – не дуть!

    Это должен каждый знать:
    Спирт в спиртовке поджигать
    Спичкой только можно
    И очень осторожно.
    Чтобы пламя погасить
    Спиртовку следует закрыть.
    И для этого, дружок,
    У неё есть колпачок.

    IV. Устройство спиртовки


    1 - стеклянный резервуар, заполнен на 3/4 спиртом;

    2 - металлическая трубка с диском, удерживает фитиль, предохраняет от испарения и воспламенения спирта.

    3 - фитиль;

    4 - колпачок.


    V. Строение пламени

    Проведите небольшой домашний эксперимент, с помощью которого изучим строение пламени.

    Зажгите свечу и внимательно рассмотрите пламя. Вы заметите, что оно неоднородно по цвету. Пламя имеет три зоны (рис.)

    Темная зона 1 находится в нижней части пламени. Это самая холодная зона по сравнению с другими. Темную зону окаймляет самая яркая часть пламени 2. Температура здесь выше, чем в темной зоне, но наиболее высокая температура – в верхней части пламени 3.

    Чтобы убедиться, что различные зоны пламени имеют разную температуру, можно провести такой опыт. Поместите спичку в пламя так, чтобы она пересекала все три зоны. Вы увидите, что лучинка сильнее обуглилась там, где она попала в зоны 2 и 3. Значит, пламя там более горячее.

    Несмотря на то, что язычки пламени в каждом случае отличаются формой, размерами и даже окраской, все они имеют одинаковое строение – те же три зоны: внутреннюю темную (самую холодную), среднюю светящуюся (горячую) и внешнюю бесцветную (самую горячую).

    Следовательно, выводом из проведенного эксперимента может быть утверждение о том, что строение любого пламени одинаково. Практическое значение этого вывода состоит в следующем: для того чтобы нагреть в пламени какой-либо предмет, его надо вносить в самую горячую, т.е. в верхнюю, часть пламени.

    Практическая работа № 1

    Знакомство с лабораторным оборудованием

    Цель: ознакомление с лабораторным оборудованием, правилами работы в лаборатории; развитие внимания, наблюдательности; воспитание интреса к предмету.

    Тип урока: практическая работа

    Ход урока

    Организационный этап

    Инструктаж по ТБ

    Выполнение практич. работы

    Цель: ознакомиться с химическим оборудованием, его назначением и правилами работы с ним, изучить строение лабораторного штатива и принципы работы с ним.

    Оборудование: стеклянная и фарфоровая химическая посуда, лабораторное оборудование, лабораторный штатив.

    Правила техники безопасности :

    Работа со стеклянной посудой;

    Работа с лабораторным штативом.

    Ход работы:

    1. Рассмотрите выданную вам стеклянную посуду. Определите ее название и назначение, воспользовавшись текстом в учебнике на странице 19-21.

    2. Определите виды выданных вам колб.

    3. Выберите из выданного вам оборудования мерную посуду. Как она называется? Для чего используется? 4. Как правильно работать со стеклянной посудой? Какие меры безопасной работы нужно соблюдать при работе с ней?

    5. Рассмотрите выданную вам фарфоровую посуду. Определите ее название и назначение, воспользовавшись текстом в учебнике на странице 21.

    6. Как правильно работать с фарфоровой посудой? Какие меры безопасной работы нужно соблюдать при работе с ней?

    7. Рассмотрите выданное вам лабораторное оборудование. Определите его название и назначение, воспользовавшись текстом учебника на странице 23-24.

    8. Изучите строение лабораторного штатива, воспользовавшись текстом учебника на странице 22. Соберите штатив, закрепите на стержне кольцо и лапку. В лапке штатива зафиксируйте пробирку или колбу. На кольцо штатива поставьте фарфоровую чашку. Оформление результатов работы:

    9. Заполните таблицу:

    Название посуды

    схематический рисунок

    Назначение посуды

    Пробирка

    Выполнение самых разнообразных опытов с малым количеством реактивов

    Коническая колба

    Выполнение самых разнообразных опытов

    Мерный химический стакан

    Для приготовления растворов, выполнения самых разнообразных опытов

    Мерный цилиндр

    Отмеривание определенного объёма жидкости

    Отмеривание необходимого объема жидкости

    Фарфоровая чашка

    Для нагревания и выпаривания жидкостей

    10. Зарисуйте лабораторный штатив, обозначьте его составные части.

    На основании проведенной работы сформулируйте вывод , ответив на вопросы:

    1. Какие меры безопасности нужно соблюдать при работе со стеклянной и фарфоровой посудой? 2. Почему для изготовления химической посуды наиболее часто используют стекло? 3. Для чего используется лабораторный штатив? Почему детали штатива изготовлены из металла?