Войти
Образовательный портал. Образование
  • Что показывает коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами Обеспеченность обязательств финансовыми активами в бюджетном учреждении
  • Как приготовить классические вареники с творогом
  • Как сделать тесто для яблочной шарлотки Как приготовить шарлотку с яблоками песочное тесто
  • Отечественной войны 2 степени
  • День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады
  • Манная каша на молоке: пропорции и рецепты приготовления Манная каша 1 порция
  • Начальник органа дознания. Основные должностные лица органа дознания Указания начальника органа дознания

    Начальник органа дознания. Основные должностные лица органа дознания Указания начальника органа дознания

    Начальник органа дознания:

    • – осуществляет руководство деятельностью подразделения и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на него задач;
    • – планирует работу подразделения, принимает, в пределах своих полномочий, решения по всем вопросам его деятельности и осуществляет контроль за их исполнением;
    • – организует в пределах компетенции взаимодействие с подразделениями криминальной милиции и милиции общественной безопасности, экспертно -- криминалистическими подразделениями, а также с органами следствия, органами, осуществляющими прокурорский надзор и судебный контроль по уголовным делам;
    • – определяет должностные обязанности своих заместителей, руководителей структурных подразделений, а также сотрудников;
    • – проводит оперативные совещания, заслушивает доклады и отчеты сотрудников подразделения о результатах работы;
    • – проводит работу по отбору и воспитанию кадров, организует обучение личного состава в системе боевой и служебной подготовки, несет персональную ответственность за состоянием дисциплины и законности в подразделении;
    • – на основе анализа результатов оперативно -- служебной деятельности подразделений дознания вносит в установленном порядке предложения по совершенствованию их работы, структуре и штатной численности;
    • – в установленном порядке вносит предложения:
    • – о назначении на должность, перемещении, временном отстранении и увольнении сотрудников подчиненного подразделения;
    • – о выезде в командировки и представлении отпусков сотрудникам подразделения;
    • – об обеспечении сотрудников подразделения средствами организационной, криминалистической и вычислительной техники, выделении служебных помещений, улучшении условий их труда и быта, социальной защищенности и личной безопасности;
    • – о применении к сотрудникам подразделения мер морально и материального стимулирования;
    • – осуществляет другие полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации. См: Федеральный Закон от 6 июня 2007 г. № 90 -- ФЗ «О внесении изменений в Уголовно -- процессуальный кодекс Российской Федерации». Собрание законодательства Российской Федерации 2007 № 24 ст 2833

    Процессуальная сторона деятельности начальника подразделения дознания раскрывается в статье 40 УПК РФ:

    Начальник подразделения дознания по отношению к находящимся в его подчинении дознавателям уполномочен:

    • 1)поручать дознавателю проверку сообщения о преступлении, принятие по нему решения в порядке, установленном статьёй 145 настоящего Кодекса, выполнение неотложных следственных действий либо производство дознания по уголовному делу;
    • 2)изымать уголовное дело у дознавателя и передавать его другому дознавателю с обязательным указанием оснований такой передачи;
    • 3)отменять необоснованные постановления дознавателя о приостановлении производства дознания по уголовному делу;
    • 4)вносить прокурору ходатайство об отмене незаконных или необоснованных постановлений дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела.

    Начальник подразделения дознания вправе возбудить уголовное дело в порядке, установленном настоящим Кодексом, принять уголовное дело к своему производству и произвести дознание в полном объеме, обладая при этом полномочиями дознавателя. См: «Проблемы предварительного следствия и дознания» Сборник научных трудов ВНИИ МВД РФ М., 1997 г. С.31.

    Начальник подразделения дознания вправе:

    • 1)проверять материалы уголовного дела;
    • 2)давать дознавателю указания о направлении расследования, производстве отдельных следственных действий, об избрании в отношении подозреваемого меры пресечения, о квалификации преступлений и об объеме обвинения.

    Указания начальника подразделения дознания по уголовному делу даются в письменном виде и обязательны для исполнения дознавателем, но могут быть обжалованы им начальнику органа дознания или прокурору. Обжалование указаний не приостанавливает их исполнение. При этом дознаватель вправе представить начальнику органа дознания или прокурору материалы уголовного дела и письменные возражения на указания начальника подразделения дознания.

    В отсутствие подразделения дознания его обязанности исполняет один из его заместителей.

    Дознаватели осуществляют процессуальные функции в соответствии с требованиями уголовно -- процессуального законодательства. Дают в пределах компетенции органу дознания обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно -- розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных и иных действий. Принимают меры по профилактике преступлений, предупреждению уклонения от дознания лиц, подозреваемых (обвиняемых) в совершении преступлений, и своевременному направлению материалов для организации из розыска.

    Понятие «дознаватель» может рассматриваться в двух аспектах. Дознаватель -- это процессуальный статус участника уголовного процесса, которым может быть наделено любое должностное лицо ОВД, которому начальником органа дознания поручено производство дознания или иной уголовно -- процессуальной деятельности. Вместе с тем, дознаватель -- это сотрудник подразделения по организации дознания структуры МОБ, состоящий на должности дознавателя. См: Есина А.с., Арестова Е.Н. «Дознание в органах внутренних дел» Учебное пособие. М. Издательство «ЩИТ-М», 2010 (19)

    Полномочия дознания, предусмотренные пунктом 1 части второй статьи 40 УПК РФ, возлагаются на дознавателя начальником органа дознания или его заместителем.

    Также на основании статьи 41 УПК РФ не допускается возложение полномочий по проведению дознания на то лицо, которое проводило или проводит по данному уголовному делу оперативно -- розыскные мероприятия.

    Дознаватель уполномочен:

    • 1) самостоятельно производить следственные и иные процессуальные действия и принимать процессуальные решения, за исключением случаев, когда в соответствии с настоящим Кодексом на это требуются согласие начальника органа дознания, согласие прокурора и (или) судебное решение;
    • 2) осуществлять иные полномочия, предусмотренные настоящим Кодексом. (ч.3 ст. 41 УПК РФ)

    На основании ч. 4 ст. 41 УПК РФ:

    Указания прокурора и начальника органа дознания, данные в соответствии с настоящим Кодексом, обязательны для дознавателя. При этом дознаватель вправе обжаловать указания начальника органа дознания прокурора, а указания прокурора -- вышестоящего прокурора. Обжалование данных указаний не приостанавливает их исполнения.

    Таким образом, Закон различает понятие и компетенцию органа дознания и лица, производящего дознание.

    Орган дознания представляет его руководитель, который вправе производить дознание по любому делу, отнесенному к компетенции дознания, и осуществлять отдельные следственные действия. Орган дознания в лице его начальника руководит дознанием, назначает лиц для ведения дознания и несет полную ответственность за качество расследования. Лицо, производящие дознание, - это должностное лицо, уполномоченное органом дознания на производство дознания. Будучи самостоятельным субъектом процесса, оно тщательно исследует все обстоятельства дела и, как и следователь, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, руководствуясь законом и правосознанием.

    Лицо, производящее дознание, несет ответственность за законность и обоснованность своих действий. Однако его процессуальная самостоятельность более ограничена, чем следователя. Это проявляется во взаимоотношениях и с руководителем органа дознания, и с прокурором. Если следователь все решения принимает самостоятельно, кроме случаев, когда требуется санкция прокурора или решение суда, то лицо, производящее дознание, многие решения принимает с согласия начальника органа дознания или по его поручению. См: Приказ МВД РФ №697 от 06.08.2005 г. «О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел по производству предварительного расследования в форме дознания».

    3. Виды органов предварительного следствия, их задачи, структура, роль начальника следственного отдела и прокурора по осуществлению руководства предварительного следствия и надзора за его производством

    Основной формой расследования является предварительное следствие. Это определяется, во-первых, тем, что законодатель относит к данной форме производство по большинству уголовных дел (ст. 151 УПК), а во-вторых, тем, что предварительное следствие может проводиться и по делам, относимым к компетенции органов дознания, если это признает необходимым прокурор. Осуществление такой деятельности возложено на ряд специально уполномоченных должностных лиц.

    Наряду со следователями в исключительных случаях предварительное следствие могут осуществлять начальники следственных отделов, а также прокуроры. При этом на них распространяются все полномочия следователей.

    Предварительное следствие включает в себя систему процессуальных действий следователя по собиранию, проверке и оценке необходимых доказательств по делу и выяснению иных вопросов, необходимых для разрешения дела, а также принятие следователем решений, которые обеспечивают возможность производства расследования (например, принятие следователем уголовного дела к своему производству, предъявление обвинения, применение мер процессуального принуждения, приостановление и окончание следствия и пр.).

    Для осуществления такого рода действий закон наделяет следователя необходимыми полномочиями, он самостоятельно принимает решения, связанные с производством следственных и иных процессуальных действий.

    В предусмотренных законом случаях решения следователя приобретают законную силу лишь после получения им согласия руководителя следственного органа, или санкции, согласия прокурора на совершение определенных действий (ст. 28, 106, 110, 146, 162 УПК РФ), а также судебного решения (ст. 107, 108, 109, 114, 182, 183, 184, 185, 186 УПК РФ). Помимо этого следователь обязан выполнять указания прокурора, даваемые ему по конкретному делу в письменном виде, кроме тех, о которых говорится в ч. 3 ст. 38 УПК РФ.

    Полномочия следователя носят властный характер. Это выражается в том, что следователь вправе давать органам дознания письменные указания о производстве оперативно-розыскных действий по конкретному делу, находящемуся в его производстве. Постановления следователя по находящимся в его производстве делам обязательны для исполнения всеми предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами.

    В зависимости от ведомственной принадлежности следователей законодатель распределяет между ними подследственность следующим образом: 1) следователи Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации производят следствие по уголовным делам о преступлениях, перечисленных в п. 1 ч. 2 ст. 151 УПК РФ; 2) следователи органов ФСБ - по уголовным делам о преступлениях, перечисленных в п. 2 ч. 2 ст. 151 УПК РФ, а также в случаях, предусмотренных ч. 4 ст. 151 УПК РФ; 3) следователями органов внутренних дел РФ - по уголовным делам о преступлениях, перечисленных в п. 3 ч. 2 ст. 151 УПК РФ; 4) следователями наркоконтроля (ФСКН России) - дела о преступлениях, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

    Исключение из этого правила предусматривается ч. 5 ст. 151 УПК РФ, перечисляющей ряд преступлений (например, мошенничество, присвоение или растрата, незаконное предпринимательство, незаконная банковская деятельность), в отношении которых предварительное следствие могут производить также следователи органа, выявившего эти преступления. См: Уголовно -- процессуальный кодекс Российской Федерации. № 174-ФЗ. Принят Госдумой 22 ноября 2001 г. (по состоянию на 15 сентября 2008 года). - Новосибирск: Сиб. Унив. Изд-во, 2008 (97-98)

    Срок, отводимый законодателем для расследования уголовного дела, как правило, не должен превышать двух месяцев со дня его возбуждения, но при наличии определенных условий может быть продлен прокурорами различных уровней. В этот срок включается время со дня возбуждения уголовного дела и до дня направления его прокурору с обвинительным заключением или с составленным следователем постановлением о направлении дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера. При прекращении производства по делу срок следствия заканчивается с момента вынесения соответствующего постановления. В срок предварительного следствия не включается время, на которое предварительное следствие было приостановлено в соответствии с законом.

    Срок предварительного следствия может быть продлен до 6 месяцев прокурором района, города и приравненным к ним военным прокурором и их заместителями. Если дело является многоэпизодным, а в качестве обвиняемых привлекаются несколько лиц или имеются иные обстоятельства, определяющие высокую степень сложности расследования, срок предварительного следствия может быть продлен прокурором субъекта РФ и приравненным к нему военным прокурором, а также их заместителями до 12 месяцев. Дальнейшее продление срока предварительного следствия может быть произведено только в исключительных случаях Генеральным прокурором РФ или его заместителем. Предельного срока расследования закон не устанавливает.

    При возвращении прокурором уголовного дела следователю для производства дополнительного следствия (устранения замечаний, данных прокурором в письменном виде) продолжительность такого следствия не может превышать одного месяца со дня поступления дела к следователю. При необходимости дальнейшее продление срока предварительного расследования осуществляется вышестоящими прокурорами в общем порядке. Точно так же закон регламентирует порядок соблюдения сроков следствия и тогда, когда уголовное дело было возобновлено после его приостановления или прекращения, если отпали основания, препятствующие дальнейшему производству по делу.

    Следователь осуществляет предварительное следствие по уголовному делу, как правило, единолично. Но по делам большой сложности или большого объема производство предварительного следствия может быть поручено следственной группе, выделяемой законодателем в качестве коллективного субъекта расследования.

    Решение о том, что предварительное следствие поручается следственной группе, принимает прокурор либо начальник следственного отдела (ч. 1 ст. 163 УПК РФ). Оформляется оно мотивированным постановлением об образовании следственной группы либо соответствующей записью в постановлении о возбуждении уголовного дела. При этом должны быть конкретно перечислены все следователи, входящие в следственную группу, а также указан ее руководитель. К работе следственной группы возможно привлечение должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность (нередко такие группы называют следственно-оперативными).

    Состав следователей, входящих в следственную группу, объявляется всем подозреваемым, обвиняемым, участвующим в деле, для того чтобы реализовать их права на отвод следователя (лица, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, в перечне тех, кому может быть заявлен отвод, не указаны).

    Руководитель следственной группы принимает уголовное дело к своему производству, организует ее работу, руководит действиями других следователей, составляет обвинительное заключение либо иные постановления, необходимые при окончании производства по делу и направляет данные акты вместе с уголовным делом прокурору. Руководитель и члены следственной группы вправе участвовать в следственных действиях, производимых другими следователями, лично производить следственные действия и принимать решения в соответствии с УПК. Иные полномочия руководителя следственной группы, совпадающие с полномочиями следователя в процессе единоличного расследования уголовного дела, перечислены в ч. 4 ст. 163 УПК РФ.

    К ним относятся (ст. 40, 151 УПК): 1) органы внутренних дел РФ, а также иные органы исполнительной власти , наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности (согласно ФЗ «Об ОРД» к таким органам относятся: органы ФСБ , федеральные органы государственной охраны, таможенные органы РФ, Служба внешней разведки РФ, Министерство юстиции рФ, а также органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ); 2) главный судебный пристав РФ, главный военный судебный пристав, главный судебный пристав субъекта рФ , их заместители, старший судебный пристав, старший военный судебный пристав, а также старшие судебные приставы Конституционного Суда РФ , Верховного Суда рФ и Высшего Арбитражного Суда РФ; 3) командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов; 4) органы Государственной противопожарной службы; 5) органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ; 6) пограничные органы федеральной службы безопасности; 7) таможенные органы рФ.

    Начальник подразделения дознания - должностное лицо органа дознания, возглавляющее соответствующее специализированное подразделение, которое осуществляет предварительное расследование в форме дознания, а также его заместитель (п. 17.1 ст. 5 УПК).

    Полномочия:

    1) поручать дознавателю проверку сообщения о преступлении , принятие по нему решения либо производство дознания по уголовному делу;

    2) изымать уголовное дело у дознавателя и передавать его другому дознавателю;

    3) проверять материалы уголовного дела;

    4) давать дознавателю указания о направлении расследования, производстве отдельных следственных действий, об избрании в отношении подозреваемого меры пресечения, о квалификации преступления и об объеме обвинения;

    5) отменять необоснованные постановления дознавателя о приостановлении производства дознания по уголовному делу;

    6) вносить прокурору ходатайство об отмене незаконных или необоснованных постановлений дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела. Указания начальника подразделения дознания по уголовному делу даются в письменном виде и обязательны для исполнения дознавателем, но могут быть обжалованы им начальнику органа дознания или прокурору. Обжалование указаний не приостанавливает их исполнения.

    Дознаватель - должностное лицо органа дознания, правомочное или уполномоченное начальником органа дознания осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные УПК (п. 7 ст. 5).

    Правомочны (по должности) производить дознание руководители органов дознания, иначе говоря, начальники этих органов, их заместители и штатные дознаватели. Кроме того, начальник органа дознания, делегируя свои полномочия, может уполномочить на производство дознания своего подчиненного.

    Полномочия: 1) самостоятельно производить следственные и иные процессуальные действия и принимать процессуальные решения, за исключением случаев, когда требуется получение согласия должностных лиц по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно; 2) выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно.

    • Понятие и роль дознания в уголовном судопроизводстве России
      • Дознание: понятие, история возникновения и развития, его роль и значение в современном уголовном судопроизводстве России
      • Институт дознания в уголовном процессе России и зарубежных стран: сравнительный анализ
      • Система и полномочия органов дознания по уголовно-процессуальному законодательству Российской Федерации
      • Специализированные подразделения дознания в органах внутренних дел Российской Федерации: структура, функции и задачи
      • Правовые основы деятельности специализированных подразделений дознания органов внутренних дел Российской Федерации
      • Организация делопроизводства в специализированных подразделениях дознания органов внутренних дел Российской Федерации
    • Деятельность органов дознания по уголовным делам
      • Органы дознания и должностные лица, правомочные производить неотложные следственные действия
      • Уголовно-процессуальная деятельность органов внутренних дел по уголовным делам, подследственным следователям
      • Производство органом дознания неотложных следственных действий: понятие и сроки производства
      • Взаимодействие органов дознания и следователей
    • Особенности и общие условия производства дознания как формы предварительного расследования
      • Понятие и значение общих условий производства дознания
      • Формы предварительного расследования и их соотношение. Особенности производства дознания как формы предварительного расследования
      • Виды общих условий дознания как формы предварительного расследования
      • Нравственные основы деятельности дознавателя. Роль и место принципов уголовного судопроизводства при производстве дознания
    • Процессуальное положение, направления деятельности дознавателя ОВД и его взаимодействие с отдельными участниками уголовного судопроизводства
      • Дознаватель в ОВД, его процессуальное положение и полномочия. Отвод дознавателя
      • Планирование в работе дознавателя
      • Криминалистическая регистрация и статистическая отчетность дознавателя
      • Деятельность дознавателя по обеспечению возмещения и компенсации вреда, причиненного преступлением
      • Начальник органа дознания, начальник подразделения дознания: понятие, процессуальное положение и полномочия, взаимодействие с дознавателем
      • Взаимодействие дознавателя с подразделениями, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность и другими подразделениями ОВД
      • Прокурорский надзор и судебный контроль за процессуальной деятельностью дознавателя
    • Роль доказательственного права в деятельности дознавателя ОВД
      • Предмет и пределы доказывания
      • Понятие и свойства доказательств. Недопустимые доказательства
      • Классификация и виды доказательств
      • Процесс доказывания
      • Использование результатов оперативно-розыскной деятельности в доказывании по уголовному делу
    • Применение мер процессуального принуждения в ходе дознания
      • Понятие, общие условия применения и виды мер процессуального принуждения
      • Основания и процессуальный порядок задержания подозреваемого. Допрос подозреваемого
      • Основания, виды и процессуальный порядок избрания мер пресечения. Особенности избрания меры пресечения в виде заключения под стражей в ходе дознания
      • Иные меры процессуального принуждения
    • Ходатайства и жалобы. Процессуальные сроки и издержки. Реабилитация
      • Ходатайства и жалобы при производстве дознания
      • Процессуальные сроки: понятие, значение и порядок исчисления
      • Процессуальные издержки: понятие и виды
      • Реабилитация: понятие, основания и порядок осуществления
      • Возбуждение уголовного дела как предпосылка дознания в ОВД
      • Порядок приема, регистрации, учета и разрешения сообщений о преступлениях в ОВД
      • Поводы и основание для возбуждения уголовного дела. Непосредственное обнаружение органом дознания признаков преступления
      • Сущность, правовое значение, способы и средства проверки информации о преступлении
      • Процессуальный порядок возбуждения уголовного дела. Особенности возбуждения уголовного дела органом дознания и дознавателем
      • Обстоятельства, исключающие производство дознания по уголовному делу. Отказ в возбуждении уголовного дела
      • Направление органом дознания и дознавателем заявления (сообщения) по подследственности или по подсудности
    • Привлечение в качестве обвиняемого. Предъявление обвинения. Допрос обвиняемого
      • Понятие и основания привлечения в качестве обвиняемого
      • Постановление о привлечении в качестве обвиняемого. Порядок предъявления обвинения
      • Допрос обвиняемого
      • Изменение и дополнение обвинения
    • Следственные действия
      • Понятие и общие правила производства следственных действий
      • Судебный порядок получения разрешения на производство следственного действия
      • Основания и процессуальный порядок производства осмотра. Действия дознавателя в составе следственно-оперативной группы при осмотре места происшествия
      • Основания и процессуальный порядок освидетельствования
      • Основания и процессуальный порядок производства следственного эксперимента и проверки показаний на месте
      • Основания и процессуальный порядок производства обыска и выемки
      • Основания и процессуальный порядок наложения ареста на почтово-телеграфные отправления, их осмотр и выемка. Производство контроля и записи переговоров
      • Основания и процессуальный порядок производства допроса и очной ставки
      • Основания и процессуальный порядок производства опознания
      • Назначение и производство судебной экспертизы
    • Приостановление и возобновление дознания
      • Понятие, сущность и значение приостановления дознания
      • Основания и условия приостановления дознания
      • Процессуальный порядок и сроки приостановления дознания
      • Действия дознавателя после приостановления дознания
      • Основания возобновления дознания
    • Окончание дознания
      • Понятие и виды окончания дознания
      • Процессуальный порядок окончания дознания в виде прекращения уголовного дела и уголовного преследования
      • Направление уголовного дела прокурору для передачи в органы предварительного следствия
      • Процессуальный порядок окончания дознания составлением обвинительного акта
      • Виды решений прокурора по уголовному делу, поступившему к нему с обвинительным актом
    • Документирование в ходе производства дознания
      • Понятие, виды и классификация уголовно-процессуальных документов
      • Техника составления документов предварительного расследования
      • Фиксация сведений, полученных в ходе производства следственных действий
    • Производство дознания по уголовным делам в отношении несовершеннолетних
      • Возбуждение дознавателем уголовного дела в отношении несовершеннолетних
      • Особенности предмета доказывания по делам о преступлениях несовершеннолетних
      • Выполнение отдельных следственных и иных процессуальных действий с участием несовершеннолетних
      • Применение к несовершеннолетним задержания и отдельных мер пресечения
      • Прекращение уголовного дела (уголовного преследования) в отношении несовершеннолетних с применением принудительных мер воспитательного воздействия
    • Взаимодействие дознавателя с компетентными органами и должностными лицами иностранных государств и международными организациями
      • Правовая основа и принципы осуществления взаимодействия в сфере международного сотрудничества
      • Основные направления и процессуальный порядок взаимодействия с компетентными органами и должностными лицами иностранных государств в процессе расследования преступлений

    Начальник органа дознания, начальник подразделения дознания: понятие, процессуальное положение и полномочия, взаимодействие с дознавателем

    В качестве начальника органа дознания п. 17 ст. 5 УПК называет должностное лицо органа дознания, в том числе заместителя начальника органа дознания, уполномоченное давать поручения о производстве дознания и неотложных следственных действий, осуществлять иные полномочия, предусмотренные УПК. К сожалению, в УПК не приведена отдельная статья, которая бы регламентировала полномочия начальника органа дознания. Процессуальные полномочия начальника органа дознания разбросаны по разным статьям. В УПК отмечены следующие процессуальные полномочия начальника органа дознания: давать указания, которые обязательны для дознавателя (ч. 4 ст. 41 УПК); по ходатайству дознавателя продлевать до 10 суток срок проверки сообщения о любом совершенном или готовящемся преступлении (ч. 3 ст. 144 УПК); поручать производство неотложных следственных действий подчиненным сотрудникам (ст. 157 УПК); утверждать обвинительный акт, завершающий дознание (ч. 4 ст. 225 УПК).

    Как уже указывалось, начальником органа дознания в органах внутренних дел являются начальник органа внутренних дел и его заместители - начальник СКМ и начальник МОБ.

    Согласно ведомственным нормативным актам 1 Приказ МВД России от 20 сентября 1994 г. № 260 дсп «Наставление по организации работы городских, районных органов внутренних дел и линейных органов внутренних дел на транспорте». на начальника гор(рай)линоргана внутренних дел (его заместителя - начальника милиции общественной безопасности) как начальника органа дознания при руководстве специализированными подразделениями дознания возложены:

    • обеспечение исполнения поручений по расследованию уголовных дел в форме дознания;
    • распределение поступивших заявлений и подлежащих расследованию уголовных дел в форме дознания;
    • продление по ходатайству дознавателя срока проверки сообщения о преступлении;
    • организация взаимодействия дознавателей с другими службами и подразделениями ОВД;
    • изучение уголовных дел, находящихся в производстве дознавателя, дача по ним указаний о производстве необходимых процессуальных действий и сроках их выполнения;
    • осуществление контроля за приостановлением уголовных дел дознавателями.

    Федеральным законом от 6 июня 2007 г. № 90 «О внесении изменений в УПК РФ» в уголовно-процессуальный закон было введено новое понятие - начальник подразделения дознания. Статья 5 УПК была дополнена п. 17.1 следующего содержания:

    начальник подразделения дознания - должностное лицо органа дознания, возглавляющее соответствующее специализированное подразделение, которое осуществляет предварительное расследование в форме дознания, а также его заместитель.

    Данным Законом также были закреплены полномочия начальника подразделения дознания, которые нашли отражение во вновь внесенной в УПК ст. 40.1.

    Согласно ст. 40.1 УПК начальник подразделения дознания по отношению к находящимся в его подчинении дознавателям уполномочен:

    1. поручать дознавателю проверку сообщения о преступлении, принятие по нему решения в порядке, установленном ст. 145 УПК, выполнение неотложных следственных действий либо производство дознания по уголовному делу;
    2. изымать уголовное дело у дознавателя и передавать его другому дознавателю с обязательным указанием оснований такой передачи;
    3. отменять необоснованные постановления дознавателя о приостановлении производства дознания по уголовному делу;
    4. вносить прокурору ходатайство об отмене незаконных или необоснованных постановлений дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела.

    Также начальник подразделения дознания вправе возбудить уголовное дело в порядке, установленном УПК, принять уголовное дело к своему производству и произвести дознание в полном объеме, обладая при этом полномочиями дознавателя.

    При осуществлении своих полномочий начальник подразделения дознания вправе:

    1. проверять материалы уголовного дела;
    2. давать дознавателю указания о направлении расследования, производстве отдельных следственных действий, об избрании в отношении подозреваемого меры пресечения, о квалификации преступления и об объеме обвинения.

    Указания начальника подразделения дознания по уголовному делу даются в письменном виде и обязательны для исполнения дознавателем, но могут быть обжалованы им начальнику органа дознания или прокурору. Обжалование указаний не приостанавливает их исполнения. При этом дознаватель вправе представить начальнику органа дознания или прокурору материалы уголовного дела и письменные возражения на указания начальника подразделения дознания.

    Кроме того, исходя из практической деятельности специализированных подразделений дознания ОВД можно выделить также следующие полномочия начальника подразделения дознания ОВД :

    • осуществляет руководство подразделением дознания, несет персональную ответственность за организацию выполнения планов работы по всем направлениям деятельности, требований ведомственных нормативных правовых актов, качественное выполнение возложенных на подразделения дознания задач и функций;
    • осуществляет процессуальный контроль за деятельностью дознавателей;
    • вносит в пределах своей компетенции руководству соответствующего ОВД предложения по повышению эффективности деятельности специализированных подразделений дознания;
    • выезжает на места происшествия по фактам преступлений и организует работу по раскрытию преступлений, по которым производство предварительного следствия необязательно;
    • анализирует и планирует работу подразделения дознания и личного состава;
    • распределяет между сотрудниками подразделения, с учетом нагрузки, поступающие заявления и другие материалы, а также подлежащие расследованию уголовные дела;
    • подготавливает отчеты, докладные записки и другие документы;
    • выявляет причины и условия, способствующие совершению преступлений;
    • организует и проводит обучение личного состава подразделения дознания в системе боевой и служебной подготовки;
    • выявляет, изучает, обобщает и внедряет в работу подразделения передовой опыт деятельности, а также новейшие достижения науки и техники в борьбе с преступностью;
    • осуществляет подбор, расстановку и воспитание кадров подразделения, вносит предложения о назначении сотрудников на должности и освобождении от должностей, о предоставлении сотрудникам очередных и иных отпусков;
    • ходатайствует перед руководством соответствующего ОВД о применении мер морального и материального стимулирования в отношении сотрудников подразделения, а также граждан, оказавших помощь в борьбе с преступностью;
    • вносит предложения о привлечении подчиненных сотрудников к дисциплинарной ответственности;
    • составляет и утверждает у начальника ОВД регламент работы руководителя подразделения дознания.

    Согласно приказу МВД России от 26 марта 2008 г. № 280 дсп «Об утверждении Положения об организации взаимодействия подразделений ОВД РФ при раскрытии и расследовании преступлений» на начальника подразделения дознания возлагается ответственность за организацию и состояние взаимодействия между подразделениями органа внутренних дел при раскрытии и расследовании преступлений, отнесенных к компетенции дознавателей ОВД:

    • в пределах своей компетенции совместно с руководителями оперативных подразделений и экспертно-криминалистических подразделений ежемесячно заслушивает дознавателей, сотрудников оперативных подразделений и экспертно-криминалистических подразделений (при необходимости - сотрудников других подразделений) о результатах работы по раскрытию и расследованию конкретных преступлений, отнесенных к компетенции дознавателей;
    • оказывает практическую помощь в организации проведения следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий;
    • контролирует своевременное направление на экспертное исследование изъятых с места происшествия следов и иных предметов, а также организацию их хранения и эффективное использование в раскрытии преступления;
    • осуществляет контроль за своевременностью выполнения дознавателем плановых мероприятий по раскрытию и расследованию преступлений, используя при этом предоставленные ему процессуальные полномочия;
    • ежемесячно проверяет обоснованность приостановления производства по уголовным делам вследствие неустановления места нахождения подозреваемого (обвиняемого) или из-за его болезни; дает оценку фактам несвоевременного объявления скрывшихся лиц в розыск и необоснованного приостановления расследования;
    • совместно с руководителем экспертно-криминалистического подразделения анализирует практику использования изъятых с места происшествия следов, иных предметов; разрабатывает меры, направленные на повышение эффективности этой работы о результатах информирует начальника ОВД;
    • ежеквартально анализирует результаты расследования, причины прекращения и приостановления производства по уголовным делам, совместно определяют меры по устранению недостатков в организации следственной работы.

    Также начальник отдела (отделения) дознания осуществляет процессуальный и организационный контроль за деятельностью дознавателей.

    СТ 40.2 УПК РФ

    1. Начальник органа дознания уполномочен:

    1) поручать проверку сообщения о преступлении, принятие по нему решения в порядке, установленном настоящим Кодексом, а также производство дознания и неотложных следственных действий по уголовному делу, лично рассматривать сообщения о преступлении и участвовать в их проверке;

    2) продлевать в порядке, установленном настоящим Кодексом, срок проверки сообщения о преступлении;

    3) проверять материалы проверки сообщения о преступлении и материалы уголовного дела, находящиеся в производстве органа дознания, дознавателя;

    4) давать дознавателю письменные указания о направлении расследования и производстве процессуальных действий;

    5) рассматривать материалы уголовного дела и письменные возражения дознавателя на указания начальника подразделения дознания и принимать по ним решение;

    6) поручать должностным лицам органа дознания исполнение письменных поручений следователя, дознавателя о проведении оперативно-розыскных мероприятий, о производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, заключении под стражу и о производстве иных процессуальных действий, а также об оказании содействия при их осуществлении;

    7) принимать решение о производстве дознания группой дознавателей и об изменении ее состава;

    8) выносить постановление о восстановлении дознавателем утраченного уголовного дела либо его материалов;

    9) возвращать уголовное дело дознавателю со своими письменными указаниями о производстве дополнительного дознания, производстве дознания в общем порядке, пересоставлении обвинительного акта или обвинительного постановления;

    10) утверждать обвинительный акт или обвинительное постановление по уголовному делу;

    11) осуществлять иные полномочия, предоставленные начальнику органа дознания настоящим Кодексом.

    2. Начальник органа дознания по отношению к дознавателям, уполномоченным им осуществлять предварительное расследование в форме дознания, обладает полномочиями начальника подразделения дознания, предусмотренными статьей 40.1 настоящего Кодекса.

    3. В органах внутренних дел Российской Федерации полномочия начальника органа дознания осуществляют также заместители начальника полиции.

    Комментарий к Статье 40.2 Уголовно-процессуального кодекса

    1. В положениях комментируемой статьи установлен определенный перечень полномочий, которым наделен начальник органа дознания в уголовном судопроизводстве при осуществлении им уголовно-процессуальной деятельности по осуществлению уголовного преследования (обвинения). Все полномочия начальника органа дознания, которые указаны в нормах комментируемой статьи, определены и в других статьях УПК РФ.

    2. Начальник органа дознания при осуществлении им уголовно-процессуальной деятельности при производстве по уголовному делу выступает в качестве должностного лица органа дознания, который руководит органом дознания. Поэтому полномочия, осуществляемые органами дознания при производстве по уголовному делу, автоматически "накладываются" на начальника органа дознания. При этом уголовно-процессуальная деятельность органа дознания при производстве по уголовному делу не может быть реализована без ведома самого начальника (руководителя), поскольку в ином случае она не будет иметь юридической силы. В этой связи вся уголовно-процессуальная деятельность, регламентируемая органом дознания, в первую очередь будет делегироваться начальником органа дознания начальнику подразделения дознания, дознавателю и другим должностным лицам органа дознания. Однако действующее уголовно-процессуальное законодательство РФ, возлагая полномочия начальника органа дознания на начальника органов военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации, командиров воинских частей, соединений, начальников военных учреждений и гарнизонов, а также на начальников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, не позволяют им делегировать свои уголовно-процессуальные полномочия начальнику подразделения дознания, дознавателю, в силу того что в данных органах государственной власти в соответствии со ст. 151 УПК РФ не предусмотрено производство дознания. В данной ситуации вышеназванные должностные лица, являясь органом дознания, выступают как начальники органа дознания и самостоятельно обладают уголовно-процессуальными полномочиями по возбуждению уголовного дела, производству неотложных следственных действий и выполнению поручений следователя, дознавателя по уголовным делам.

    3. В органах внутренних дел в качестве начальника органа дознания выступает не только сам руководитель соответствующего государственного органа (объединения, организации), обладающего полномочиями по делегированию уголовно-процессуальных полномочий, но и его заместитель. Так, в системе МВД РФ применительно к территориальному органу МВД РФ на районном (на низшем) уровне полномочия начальника органа дознания принадлежат начальнику управления (отдела, отделения, пункта), а также его заместителям. В качестве одного из заместителей начальника управления (отдела, отделения, пункта) является руководитель оперативного подразделения МВД России на уровне района, который обладает полномочиями на производство оперативно-разыскных мероприятий.

    4. В качестве полномочий, которыми наделен начальник органа дознания при производстве по уголовному делу, является дача поручений на проверку сообщения о преступлении. При этом в соответствии с нормами проверка сообщения о преступлении начальником органа дознания может быть поручена дознавателю, а также другим должностным лицам органа дознания, в том числе и сотрудникам органов, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность. Начальник органа дознания вправе самостоятельно осуществлять уголовно-процессуальную деятельность по проверке сообщения о преступлении.

    5. В качестве следующего полномочия начальника органа дознания является принятие процессуального решения по результатам проверки сообщения о преступлении. Все виды процессуальных решений, которые должен принять начальник органа дознания, указаны в нормах .

    6. Одним из полномочий начальника органа дознания является дача поручений на производство предварительного расследования в форме дознания, а также производство неотложных следственных действий в соответствии со .