Войти
Образовательный портал. Образование
  • Что показывает коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами Обеспеченность обязательств финансовыми активами в бюджетном учреждении
  • Как приготовить классические вареники с творогом
  • Как сделать тесто для яблочной шарлотки Как приготовить шарлотку с яблоками песочное тесто
  • Отечественной войны 2 степени
  • День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады
  • Манная каша на молоке: пропорции и рецепты приготовления Манная каша 1 порция
  • Особенности допроса несовершеннолетних обвиняемых подозреваемы. Особенности допроса несовершеннолетних обвиняемых подозреваемы Подготовка к допросу обвиняемого подростка

    Особенности допроса несовершеннолетних обвиняемых подозреваемы. Особенности допроса несовершеннолетних обвиняемых подозреваемы Подготовка к допросу обвиняемого подростка

    К сожалению, нередко в качестве подозреваемых и обвиняемых к уголовному делу привлекаются несовершеннолетние. Законодательство отдельно регламентирует вопросы, касающиеся их допроса. Общие правила установлены в ст. 425 УПК РФ . Рассмотрим особенности ее применения.

    В соответствии с 425 статьей УПК, -х часов без перерыва. В общей сложности его продолжительность не должна превышать 4-х часов. Аналогичные ограничения установлены и для допроса несовершеннолетнего обвиняемого.

    При взятии показаний у субъекта может участвовать его защитник. Адвокат вправе задавать допрашиваемому вопросы. По завершении процедуры защитник вправе ознакомиться с протоколом допроса , сделать замечания о полноте и правильности записей в нем. Следователь обязан их зафиксировать письменно.

    Участие педагога при допросе несовершеннолетнего подозреваемого либо обвиняемого, не достигшего 16 л., обязательно. Вместо педагога может присутствовать психолог. Участие педагога или психолога также обязательно в случае, если проводится допрос несовершеннолетнего подозреваемого/обвиняемого , достигшего 16 л., но страдающего психическими расстройствами или отстающего в развитии. Следователь/дознаватель обязан обеспечить их привлечение по ходатайству защитника или по своей инициативе.

    Подготовка

    При подготовке к процедуре взятия показаний следователь/дознаватель обязан учитывать процессуальный статус гражданина, информацию, характеризующую его личность. Эти сведения имеют значение при определении круга лиц, допускаемых к участию в процессуальном действии, времени, месте допроса, а также наиболее подходящих тактических приемах и способах вызова.

    Уполномоченный служащий должен собрать хотя бы минимальные данные о подростке. Для этого опрашиваются законные представители несовершеннолетнего подозреваемого - родители, усыновители, опекуны. Важные сведения могут предоставить соседи, педагоги. В некоторых случаях опрашивается участковый уполномоченный.

    Вызов

    Как правило, на допрос несовершеннолетний подозреваемый вызывается через законных представителей. Однако при наличии у следователя достаточных оснований полагать, что они могут быть причастны к преступлению или могут склонить подростка к противоправному поведению, используются другие варианты извещения.

    Уполномоченный служащий может приехать на место учебы/работы и допросить несовершеннолетнего непосредственно там. Нежелательно использовать привод, поскольку это может травмировать подростка и осложнить установление контакта.

    Особенности допроса несовершеннолетних

    Подростки достаточно тяжело переживают процедуру взятия показаний. При выборе тактики и момента допроса несовершеннолетнего особенности его эмоционального состояния имеют огромное значение. Подростки, как правило, эмоционально возбуждены, но вместе с тем на них угнетающе действует незнакомая обстановка (если беседа проводится в кабинете следователя/дознавателя). Кроме того, несовершеннолетний испытывает страх перед возможным наказанием, перед родителями, боится разоблачения.

    При допросе несовершеннолетнего подозреваемого важно побудить его к пониманию серьезности и необходимости сотрудничества с правоохранительными органами. Для этого нужно попытаться снять нервное напряжение, успокоить подростка, принять меры для установления психологического контакта.

    Первая беседа

    Она может стать основной и решающей, если служащему удастся получить полные и объективные сведения о происшествии.

    Начинать целесообразно с вопросов об условиях жизни, особенностях учебы или работы, круге интересов, увлечениях. Подросток, думая, что эта информация не относится к делу, может охотно отвечать на них.

    После выяснения биографических данных следователь должен подробно и понятно объяснить несовершеннолетнему, в каком преступлении он подозревается.

    Необходимо правильно формулировать каждый вопрос. В них не должно быть фактических сведений, которые могут что-то подсказать несовершеннолетнему. Вопросы должны быть простыми и конкретными.

    Детализация сведений

    Если в ходе следствия несовершеннолетний признается в деянии и готов рассказать о нем подробно, следователь должен выяснить каждое обстоятельство и проанализировать всю информацию, которую получает от подростка. Необходимо максимально детализировать факты. По возможности их следует дословно зафиксировать в протоколе допроса .

    Сведения, полученные в ходе беседы, должны быть проверены. Следователь/дознаватель должен однозначно определить, действительно ли виновен подросток в преступлении или он придумал сведения. Если показания окажутся достоверными, они позволят установить новые данные, отыскать имущество, похищенное при преступлении, соучастников, орудия и пр.

    Элемент внезапности

    Немалое значение при допросе имеет демонстрация следователем осведомленности об обстоятельствах происшествия. Но сведения, которые он озвучит, должны быть достоверными. Их источниками могут быть протокол осмотра места преступления, показания свидетелей и пр.

    Применение элемента внезапности при предъявлении допрашиваемому даже незначительного, однако убедительного доказательства позволит склонить его к необходимости сказать правду.

    Вместе с тем нужно помнить, что подросток, в силу своего развития и возраста, не всегда способен оценить информацию адекватно. В связи с этим целесообразно разъяснить ему действительное значение фактических сведений.

    Алиби

    При ссылке на него нужно учесть, что подростки заранее не подготавливают объяснения. Следовательно, конкретизирующие вопросы и ответы на них о времени, месте, совместных действиях, свидетелях и прочие данные, отраженные в протоколе, помогут впоследствии установить несостоятельность ссылки на алиби.

    Присутствие педагога или психолога

    При допросе несовершеннолетнего преподаватель или психолог выступает в качестве специалиста. По закону, если гражданину не исполнилось 16 лет или исполнилось, но он имеет некоторые расстройства психики или отставание в развитии, привлечение этих лиц обязательно.

    При решении вопроса об участии педагога/психолога в допросе необходимо учитывать несколько факторов:

    • Роль подростка в совершенном деянии.
    • Характер преступления.
    • Индивидуальные особенности несовершеннолетнего и пр.

    Зачастую педагог, которого подросток знает и уважает, может помочь успокоить его, снять напряжение. В отдельных случаях участие преподавателя нецелесообразно (к примеру, при совершении посягательств на половую неприкосновенность). В таких ситуациях лучше пригласить педагога из другого образовательного учреждения или психолога.

    Присутствие родителей при допросе также нежелательно. Дело в том, что несовершеннолетний начинает теряться, замыкаться, потому что чувствует стыд, страх перед наказанием.

    Подготовка к допросу обвиняемого подростка

    На момент предъявления обвинения у следователя должна быть вся необходимая информация о несовершеннолетнем. Как выше говорилось, сведения можно получить от учителей, соседей, родителей, работодателя. Перед допросом, таким образом, у следователя в распоряжении будет нравственно-психологическая и социально-демографическая характеристика подростка. С ней служащий может ознакомить самого несовершеннолетнего и его защитника.

    Допуск родителей к допросу, как и в предыдущем случае, нецелесообразен.

    Специфика процессуального действия

    Перед допросом следователь должен огласить постановление о привлечении подростка к делу в статусе обвиняемого. Затем в доступной для понимания форме ему разъясняется суть обвинения, содержание норм, указанных в постановлении, обоснованность квалификации деяния, права, значение обстоятельств, отягчающих или смягчающих наказание.

    В начале допроса выясняется, признает ли несовершеннолетний себя виновным. Если ответ отрицательный, то фиксировать его в протоколе сразу нецелесообразно. Дело в том, что в ходе беседы несовершеннолетний может изменить позицию под воздействием предъявленных доказательств.

    Если же допрашиваемый признал вину, то допрос на этом завешать не следует. Необходимо выяснить детали, обстоятельства происшествия.

    Особенности тактики

    Одним из тактических приемов является максимальная конкретизация обстоятельств деяния и соучастников. Для этого следователь выясняет обстоятельства, имевшие место до совершения посягательства, действия участников, особенности их взаимоотношений. Важно установить момент возникновения умысла, определить инициатора.

    Если несовершеннолетний признал вину, однако путается в деталях, нужно разобраться, почему это происходит. Причиной могут быть особенности психофизиологических свойств. Часто подростки путаются в показаниях в силу сильного эмоционального возбуждения, отсталости в развитии и пр. В некоторых случаях несовершеннолетний сообщает информацию, ставшую ему известной из других источников.

    В ходе допроса необходимо определить роль взрослых либо других соучастников. Для этого следователю надлежит акцентировать внимание подростка на разных обстоятельствах, задавать вопросы, подготовленные заблаговременно и формулируемые в течение беседы, связанные с взаимоотношениями со взрослыми.

    Другие приемы

    Если несовершеннолетний вину не признает, кроме тактических методов используются и другие способы выяснения информации. Следователь должен доходчиво разъяснить подростку опасность его действий для общества, охарактеризовать отношение к нему окружающих. Немалое значение имеет описание ущерба, который несовершеннолетний причинил не только потерпевшему, но и своим близким.

    Следователь должен показать, к чему может привести отрицание вины, важность правильной оценки подростком своего поведения, последствий, необходимость сотрудничества со следствием. Следует объяснить несовершеннолетнему, что чистосердечное признание является фактором, смягчающим наказание.

    Права несовершеннолетних

    До начала допроса подростку разъясняется необходимость говорить правду. Несовершеннолетние до 16 лет не предупреждаются об ответственности за ложные показания.

    На стадии возбуждения дела и предварительного следствия предусмотрены следующие права несовершеннолетнего:

    • Знать, в чем он подозревается/обвиняется.
    • Воспользоваться помощью защитника.
    • Знакомиться с протоколами процессуальных действий, осуществленных с его участием.
    • Заявлять ходатайства или отводы, приносить жалобы на решения, действия/бездействия сотрудников правоохранительных структур, прокурора.
    • Давать показания на родном языке, при необходимости пользоваться услугами переводчика.

    При допросе подростков действуют положения Конституции. В частности, согласно 51 статье Основного Закона, никто не обязан свидетельствовать против себя или своих родственников. Следовательно, несовершеннолетний вправе отказаться от дачи показаний.

    Уголовно-процессуальный кодекс, N 174-ФЗ | ст. 425 УПК РФ

    Статья 425 УПК РФ. Допрос несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого (действующая редакция)

    1. Допрос несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого не может продолжаться без перерыва более 2 часов, а в общей сложности более 4 часов в день.

    2. В допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого участвует защитник, который вправе задавать ему вопросы, а по окончании допроса знакомиться с протоколом и делать замечания о правильности и полноте сделанных в нем записей.

    3. В допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, не достигшего возраста шестнадцати лет либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии, участие педагога или психолога обязательно.

    4. Следователь, дознаватель обеспечивают участие педагога или психолога в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого по ходатайству защитника либо по собственной инициативе.

    5. Педагог или психолог вправе с разрешения следователя, дознавателя задавать вопросы несовершеннолетнему подозреваемому, обвиняемому, а по окончании допроса знакомиться с протоколом допроса и делать письменные замечания о правильности и полноте сделанных в нем записей. Эти права следователь, дознаватель разъясняют педагогу или психологу перед допросом несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, о чем делается отметка в протоколе.

    6. Порядок, установленный частями первой, второй, третьей и пятой настоящей статьи, распространяется и на проведение допроса несовершеннолетнего подсудимого.

    • BB-код
    • Текст

    URL документа [скопировать ]

    Комментарий к ст. 425 УПК РФ

    Судебная практика по статье 425 УПК РФ:

    • Решение Верховного суда: Определение N 48-О10-52, Судебная коллегия по уголовным делам, кассация

      Судом не дана оценка ряду доказательств с точки зрения их допустимости. Не учтено, что несовершеннолетний Арнольдов допрашивался с нарушением требований ст. 425 УПК РФ, на него оказывалось воздействие со стороны оперативных сотрудников. Приговор основан на недопустимых доказательствах, которые необоснованно не исключены судом из перечня доказательств...

    • Решение Верховного суда: Определение N 38-О09-26, Судебная коллегия по уголовным делам, кассация

      Полагает, что все его показания на предварительном следствии являются недопустимыми доказательствами, поскольку он как лицо состоящее на учете у психиатра, допрошен был в нарушение требований ст. 425 УПК РФ без психолога и педагога. Его показания в судебном заседании которые подтвердили Кузин и Ханаев, необоснованно отвергнуты судом. С учетом этого считает приговор незаконным и несправедливым...

    • Решение Верховного суда: Определение N 209-АПУ14-1, Судебная коллегия по уголовным делам, апелляция

      Допрос Искакова Э.Р произведен с соблюдением требований ст. 46, 425 УПК РФ, Искаков ЭР., его законный представитель и защитник не возражали против проведения следственного действия в такое время...

    +Еще...

    В УПК РФ закреплены процессуальные гарантии и минимальные стандартные правила обращения с несовершеннолетними правонарушителями в соответствии с которыми контакты между органами, ведущими уголовные дела, и несовершеннолетними обвиняемыми должны осуществляться таким образом, чтобы уважать его правовой статус, избегать ненужной огласки, обеспечивать право на присутствие законных представителей при производстве следственных действий.

    В законе установлено, что вызов несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого), не находящегося под стражей, к следователю, дознавателю или в суд производится через его законных представителей, а если несовершеннолетний содержится в специализированном учреждении для несовершеннолетних - через администрацию этого учреждения.

    Не находящийся под стражей несовершеннолетний обвиняемый вызывается к следователю, дознавателю или в суд повесткой, в которой указывается: к кому, по какому делу, по какому адресу, в какой день и час он должен явиться; обязанность законного представителя обеспечить его явку и последствия неявки без уважительных причин для обвиняемого, а также законного представителя, если последний вызывается этой же повесткой.

    Несовершеннолетний обвиняемый, находящийся в специализированном детском учреждении, вызывается через администрацию этого учреждения повесткой или с помощью иных средств связи (телеграммой, факсом, электронной почтой и т. п.), если это диктуется обстоятельствами дела.

    Вызов несовершеннолетнего обвиняемого, не содержащегося под стражей, для производства следственного действия в ночное время (с 22 до 6 часов по местному времени) не допускается, за исключением случаев, не терпящих отлагательства. Время явки несовершеннолетнего обвиняемого устанавливается с таким расчетом, чтобы исключить возможность его общения с подозреваемыми (обвиняемыми), свидетелями и потерпевшими, проходящими по этому и другим уголовным делам.

    Особые процессуальные правила допроса несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого (ст. 425 УПК) призваны: а) обеспечить охрану прав и законных интересов процессуально недееспособных лиц; б) обеспечить получение достоверных показаний об обстоятельствах, подлежащих доказыванию; в) сохранить юридическую силу доказательств, полученных при допросе, и избежать возможности признания их недопустимыми; г) создать надлежащие условия для всех лиц, участвующих в производстве допроса; д) оградить несовершеннолетнего от неправомерных действий должностных лиц, производящих допрос.

    Несовершеннолетний подозреваемый должен быть допрошен не позднее 24 часов с момента вынесения постановления о возбуждении уголовного дела (за исключением случаев, когда место его нахождения не установлено) а также с момента фактического задержания. При допросе он вправе давать показания по поводу имеющегося в отношении него подозрения либо отказаться от дачи показаний. Обвиняемый, в отношении которого вынесено постановление о привлечении его в качестве обвиняемого, должен быть допрошен незамедлительно после предъявления обвинения с соблюдением правил, установленных в законе. При этом обвиняемый вправе возражать против обвинения, давать показания по предъявленному обвинению либо отказаться от дачи показаний. Повторный допрос несовершеннолетнего обвиняемого по тому же обвинению в случае его отказа от дачи показаний на первом допросе может производиться только по просьбе самого обвиняемого (ст. 173 УПК) .

    В УПК установлено, что допрос несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) не может продолжаться без перерыва более 2 часов, а в общей сложности более 4 часов в день. С учетом возраста несовершеннолетнего и по ходатайству подозреваемого (обвиняемого), его защитника или законного представителя общая продолжительность допроса и продолжительность допроса без перерыва по решению следователя, дознавателя или суда может быть сокращена до разумных пределов. Допрос несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) должен быть прерван в любое время, если его продолжение может угрожать его здоровью. Обстоятельства, послужившие основанием для прекращения допроса, должны быть удостоверены в протоколе допроса по правилам, установленным в ст. 167 УПК. При наличии медицинских показаний продолжительность допроса подозреваемого (обвиняемого) устанавливается на основании заключения врача (ст. 187 УПК).

    Участие защитника в допросе несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) является обязательным. Защитник несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) вправе:

    а) задавать ему вопросы по существу возникшего подозрения или по предъявленному обвинению;

    б) знакомиться с протоколом допроса после его окончания;

    в) делать замечания о правильности и полноте изложенных в нем показаний, подлежащие внесению в протокол;

    г) подписать протокол допроса подозреваемого (обвиняемого);

    д) удостоверить факт отказа от подписания или невозможности подписания протокола допроса в случае, если подозреваемый (обвиняемый) отказывается подписать его или не может сделать это в силу физических недостатков, а также по состоянию здоровья.

    Уголовно - процессуальный закон установил исчерпывающий перечень иных лиц, которые обязательно участвуют в допросе несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) - это педагог или психолог. Их участие в допросе обязательно в случаях: когда несовершеннолетний подозреваемый (обвиняемый) не достиг возраста шестнадцати лет; когда он достиг этого возраста, но страдает психическим расстройством; когда несовершеннолетний отстает в психическом развитии.

    Педагог или психолог не заменяют защитника, они участвуют в допросе таких лиц одновременно с защитником. Поводом для участия педагога или психолога в допросе несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) в указанных случаях является ходатайство защитника либо собственная инициатива следователя или дознавателя. При этом важно, чтобы соответствующий педагог или психолог обладал специальными познаниями в области детской или юношеской психологии и имел опыт работы по обучению и воспитанию несовершеннолетних такого возраста (например, педагог общих или специализированных школ, дефектолог, олигофренопедагог, сурдо-, тифлопедагог и т. п.). При повторном допросе желательно обеспечить участие педагога или психолога, который участвовал в первом допросе несовершеннолетнего обвиняемого (подозреваемого).

    Педагога или психолога во всех случаях необходимо ознакомить с обстоятельствами дела, которые имеют значение для допроса, выяснить, нет ли причин, которые препятствуют его участию в допросе, разъяснить, что он обязан помочь следователю установить контакт с обвиняемым и записать его показания.

    Участвующий в допросе педагог или психолог имеют право: задавать с разрешения следователя и дознавателя вопросы несовершеннолетнему; знакомиться по окончании допроса с протоколом показаний и делать письменные замечания о правильности и полноте сделанных в нем записей. Кроме того, педагог или психолог вправе изложить свой вывод о правильности ведения допроса с точки зрения педагогики и психологии. О разъяснении этих и других прав, а также обязанностей специалиста делается соответствующая отметка в протоколе, которая удостоверяется подписью педагога или психолога.

    В ходе судебного разбирательства обязательно соблюдаются все перечисленные правила допроса несовершеннолетнего, а также порядок допроса подсудимого при проведении судебного следствия (ст. 275 УПК).

    На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы по главе 2.

    При подготовке к допросу несовершеннолетних учитывается процессуальное положение допрашиваемого, а также данные, характеризующие его личность. И то и другое значимо для определения круга участников допроса, места, времени и наиболее целесообразных тактических приемов его проведения, о способе вызова на допрос.

    В соответствии с законом несовершеннолетний свидетель в возрасте до 14 лет допрашивается только в присутствии педагога, выступающего в данном случае в роли специалиста. По усмотрению следователя педагог может присутствовать и при допросе свидетелей в возрасте от 14 до 16 лет. Указанное положение распространяется и на допрос несовершеннолетних потерпевших. При допросе обвиняемого, не достигшего 16-летнего возраста, педагог может присутствовать по усмотрению следователя или прокурора, а также по ходатайству защитника

    Вызов несовершеннолетних на допрос осуществляется, как правило, через их родителей или законных представителей. Если же у следователя имеются достаточные основания полагать, что эти лица причастны к преступным действиям подростка или способны склонить его к отрицательной линии поведения, то реализуются иные варианты. Следователь может вызвать подростка через посыльного, приехать в школу (профтехучилище, на работу) и допросить его в привычной обстановке. Нежелательно вызывать телефонограммой, так как это повлечет ненужную огласку. Крайне нежелательно доставлять подростка приводом, так как это может его травмировать и затруднит установление психологического контакта.

    Многое в тактике допроса определяется процессуальным положением несовершеннолетнего.

    Допрос подозреваемого несовершеннолетнего.

    Необходимо собрать хотя бы минимальную информацию о подростке, допросив его родителей, учителей (бригадира или мастера), соседей. Запросить участкового инспектора по делам несовершеннолетних, нет ли у него нужных сведений.

    При выборе момента и тактики допроса необходимо учитывать психологическое состояние подростка. Обычно это - эмоциональное возбуждение в сочетании с угнетенностью от непривычной обстановки. К этому добавляется страх перед наказанием, перед родителями, перед разоблачением. В такой момент важно побудить подростка к осознанию серьезности его положения и важности допроса, целесообразности сотрудничества со следствием. Для этого необходимо постараться снять (хотя бы частично) его нервное напряжение, успокоить, принять меры к установлению психологического контакта.

    Первый допрос очень важен. Нередко он остается основным и решающим, если в ходе допроса удалось получить объективные и полные показания. Начать следует с. беседы об условиях жизни, учебы (работы) и воспитания подростка, о круге его интересов, увлечений. Подросток может охотно рассказывать о себе и своих друзьях, полагая, что эти вопросы не имеют отношения к совершенному преступлению. После подробной беседы по биографическим данным ему необходимо очень подробно и доходчиво объяснить, в совершении какого преступления он подозревается.

    Очень важно правильно формулировать вопросы. Они должны быть конкретны, не сложны и не содержать фактических данных, способных что-то подсказать подростку. Не следует забывать о такой его черте, как внушаемость.

    Если подозреваемый признается в совершенном преступлении и готов подробно рассказать об этом, необходимо, постоянно анализируя его показания, допросить по каждому из обстоятельств. При этом желательно максимально детализировать излагаемые им факты и по возможности дословно занести их в протокол. Полученные подобным образом сведения позволят в дальнейшем установить, насколько они правдоподобны, действительно ли подросток совершил преступление или почерпнул информацию из других источников. В случае достоверности показаний они помогут установить новые сведения, отыскать похищенное, орудия преступления, выявить сообщников.

    Немаловажным при допросе будет демонстрация следователем своей осведомленности об обстоятельствах совершенного преступления. Однако это должны быть подлинные сведения, полученные из протокола осмотра места происшествия, показаний очевидцев и т. п. Использование элемента внезапности при предъявлении подозреваемому пусть не очень значительного, но убедительного доказательства способно склонить к необходимости говорить правду. Вместе с тем, предъявляя подростку те или иные доказательства, не следует забывать, что он в силу своего возраста и развития не всегда способен оценить их по достоинству. Поэтому целесообразно разъяснять ему истинное значение предъявляемых фактических данных.

    При ссылке на алиби следует учитывать, что подростки обычно заранее его не подготавливают. Поэтому детализирующие вопросы и ответы на них подозреваемого о месте, времени, свидетелях, совместных действиях и т. п. сведения, зафиксированные в протоколе допроса, помогут в дальнейшем выявить несостоятельность его ссылок на алиби.

    При допросе подозреваемого (14-16 лет) может присутствовать педагог, однако решать этот вопрос всегда надлежит с учетом многих факторов: характер преступления, роль подозреваемого в его совершении, личностные качества подростка и многое другое. В отдельных случаях присутствие педагога, которого знает и уважает подросток, поможет снять напряжение, успокоить допрашиваемого. В других случаях, например при расследовании половых преступлений, участие педагога, знакомого подозреваемому, нецелесообразно. Лучше пригласить его из другой школы (училища). Что касается родителей, то на этой стадии их присутствие нежелательно. Как показывает практика, подозреваемый несовершеннолетний, допрашиваемый в присутствии родителей, испытывает повышенное чувство стыда, теряется, замыкается.

    Допрос несовершеннолетнего обвиняемого.

    К моменту предъявления обвинения следователь должен иметь все необходимые сведения о несовершеннолетнем (от родителей, учителей, наставников, лиц из окружения подростка, из запросов и характеристик). Таким образом, готовясь к допросу, следователь располагает его нравственно-психологической и социально-демографической характеристикой. Добавим, что к этому моменту позиция подростка уже известна, поэтому, планируя допрос, следователь учитывает его отношение к обвинению. Перед допросом следователь может ознакомить педагога и защитника с психологической характеристикой подростка, чтобы они могли учитывать ее, участвуя в этом действии. Что касается допуска родителей, то так же, как в ситуации с подозреваемым, их участие на данной стадии нецелесообразно.

    Перед допросом следователь оглашает постановление о привлечении несовершеннолетнего в качестве обвиняемого. После этого подростку в доступной форме необходимо разъяснить сущность предъявленного обвинения, обоснованность квалификации, содержание процессуальных норм, упомянутых в постановлении, его права как обвиняемого, значение смягчающих и отягчающих вину обстоятельств.

    В соответствии с УПК следователь в начале допроса выясняет, признает ли обвиняемый себя виновным в предъявленном обвинении. Отрицательный ответ сразу фиксировать нецелесообразно, так как в ходе допроса подросток может изменить свою позицию под влиянием доказательств.

    Если подросток признает свою вину, допрос все равно должен быть проведен детально, без спешки, обстоятельно. Тактическими приемами такого допроса является максимальная детализация обстоятельств преступления и роли каждого из участников. Для этого должны быть выявлены обстоятельства, предшествовавшие преступлению, действия каждого из участников, их взаимоотношения, когда и как возник преступный умысел, кто был его инициатором.

    Если подросток, признавая свою вину, путается в деталях, то необходимо особо разобраться в том, происходит ли это в силу его психофизиологических свойств (эмоциональное возбуждение, отсталость в развитии и др.) или он сообщает сведения, известные ему из других источников.

    О необходимости выяснить роль взрослых подстрекателей или иных соучастников следует помнить на протяжении всего допроса. Обращать для этого внимание на различные обстоятельства свободного рассказа подростка, задавать вопросы, заранее подготовленные, а также формулируемые по ходу допроса, касающиеся взрослых лиц, их взаимоотношений и взаимодействия с подростком.

    Если несовершеннолетний не признает себя виновным, то помимо тактических приемов, используемых при допросе несовершеннолетнего подозреваемого, могут быть использованы и другие. В первую очередь необходимо доходчиво раскрыть подростку общественную опасность совершенного преступления, отношение к этому людей, ущерб, который он причинил семье, близким. Показать при этом, к чему может привести отрицание вины и как важно для него дать правильную оценку происшедшему, чистосердечно раскаяться и активно сотрудничать со следствием; объяснить, что это будет иметь значение как смягчающее обстоятельство.

    Второй тактический прием - порядок предъявления доказательств. Особенность этого действия при допросе несовершеннолетнего обвиняемого, отрицающего свое участие в преступлении, будет заключаться в том, что доказательства целесообразнее, предъявлять по нарастающей, в логической последовательности и без большого разрыва во времени. При этом значение каждого доказательства необходимо разъяснять

    Не следует излагать его показания не свойственным подросткам языком.

    Несовершеннолетних, отличающихся развязным, хулиганским поведением, целесообразно допрашивать в официальной обстановке. Лучше, если следователь при этом будет одет в форму. Это дисциплинирует подростка, помогает изменить манеру поведения.

    Свидетелей и потерпевших, не характеризуемых отрицательным поведением, целесообразнее допрашивать в привычной для них обстановке. Это будет меньше травмировать их, способствовать установлению психологического контакта.

    Свидетелю (потерпевшему), не достигшему 16 лет, до начала допроса разъясняется необходимость давать правдивые показания, но они не предупреждаются об ответственности за дачу ложных показаний и за отказ или уклонение от дачи показаний. Свидетели (потерпевшие) старше 16 лет предупреждаются по полной форме.

    Тактика допроса несовершеннолетнего свидетеля.

    При подготовке к допросу целесообразно по возможности выяснить некоторые индивидуальные его качества: отношение к сверстникам (чувство товарищества, нечестность, доброжелательность, злость), черты характера (лживость, упрямство, скрытность и т. п.), интересы, увлечения, взаимоотношения с участниками события.

    Очевидцы преступления или лица, ставшие свидетелями каких-либо связанных с ним событий, обычно дают правдивые показания. Данная категория свидетелей обычно доверяет Следователю и, может быть и бессознательно, готова помочь в установлении истины. Вместе с тем это доверие и такая готовность чреваты возможностями подтвердить все, о чем его спрашивают. Поэтому вопросы, задаваемые несовершеннолетнему свидетелю (очевидцу), формулируются очень продуманно. Они должны быть краткими, четкими и не содержать в себе никакой подсказки, никакого внушения.

    При допросе несовершеннолетних свидетелей, участвовавших в общественно опасных деяниях, дело в отношении которых прекращено, может быть применена та же тактика допроса, что и в отношении несовершеннолетнего обвиняемого, с которым они весьма близки по содеянному.

    При допросе свидетелей из ближайшего окружения несовершеннолетнего обвиняемого следует учитывать факт их дружеских отношений. Нередко они образуют устойчивые группы, сформировавшиеся по признаку совместного проживания, по месту учебы (работы), проведению досуга.

    Свидетели данной категории связаны настоящей круговой порукой. Их необходимо убедить в том, что их "дружба", возникшая на почве нездоровых интересов, праздного времяпрепровождения, ничего общего не имеет с подлинной, когда человеку по-настоящему не безразлична судьба его друга и он готов ему помочь.

    Следует учитывать и то, что проявляемая свидетелем скрытность может быть результатом запугивания его обвиняемым или иными членами группы. Свидетель может "отмалчиваться и потому, что опасается возмездия за совершенные им проступки, которые еще не известны следствию. Все эти скрытые до поры до времени обстоятельства необходимо иметь в виду при допросе, стараясь проверить обоснованность таких предположений. Если в ходе допроса будут выявлены факты противоправного поведения свидетеля, следователь должен разъяснить ему, что хотя в его действиях нет состава преступления, но к нему могут быть применены меры воспитательного воздействия. Полезно при этом показать свидетелю на примере обвиняемого, к чему может привести подобное поведение.

    Дети до"14 лет, несмотря на склонность к фантазированию и повышенную внушаемость, очень наблюдательны. Они часто видят и запоминают такие подробности, которых не замечает взрослый человек. Это качество используют, обращая внимание допрашиваемого на детали и подробно фиксируя их в протоколе для последующей проверки.

    Допрашивать малолетних свидетелей необходимо в привычной для них обстановке в присутствии педагога (воспитателя детского сада) и родителей, если последние не заинтересованы в исходе дела. Допрос ведется в форме беседы самим следователем или по его поручению педагогом (воспитателем).

    Допрос потерпевших.

    Несовершеннолетние потерпевшие обычно объективны в своих показаниях. Однако, готовясь к допросу и осуществляя его, необходимо помнить, что они заинтересованы в исходе дела, так как им причинен моральный, физический или имущественный вред. К тому же на правдивость показаний может влиять то обстоятельство, что в момент преступного посягательства они находились в состоянии стресса, испытывали чувство страха, неадекватно воспринимали происходящее. К тому, же они думали не о том, как запомнить происходящее, а о самообороне и защите от посягательства.

    Задержание несовершеннолетнего подозреваемого – это одна из мер процессуального принуждения, которая может применяться только после возбуждения уголовного дела и в порядке, установленном законом.

    Основаниями для задержания несовершеннолетнего в качестве подозреваемого являются обстоятельства, указанные в ст. 91 УПК РФ: когда это лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения, когда потерпевшие и очевидцы укажут на данное лицо как на совершившее преступление, когда на этом лице или его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления, а также в случаях, предусмотренных ч. 2 ст. 91 УПК РФ.

    Порядок задержания подозреваемого определяется ст. 92 УПК РФ и состоит в составлении протокола задержания, сообщении прокурору о задержании, уведомлении законных представителей несовершеннолетнего, обеспечении свидания с защитником и допросе подозреваемого.

    Протокол задержания составляется в срок не более 3 часов после фактического задержания лица. В нем указываются дата и время составления протокола, дата, время, место, основания и мотивы задержания, результаты личного обыска задержанного и другие обстоятельства задержания. УПК РФ требует незамедлительного уведомлении законных представителей несовершеннолетнего о его задержании (ч. 3 ст. 423 УПК РФ).

    Законные представители несовершеннолетнего подозреваемого допускаются к участию в деле с момента первого допроса несовершеннолетнего в качестве подозреваемого, обвиняемого на основании постановления следователя. Законным представителям разъясняются их права, предусмотренные ст. 426 УПК РФ.

    Перед проведением допроса несовершеннолетнего подозреваемого следователь должен обеспечить участие защитника, которое, согласно ст. 51 УПК РФ, является в данном случае обязательным. Защитник может быть как приглашен из числа дежурных адвокатов близлежащих коллегий, осуществляющих защиту в порядке ст. 51 УПК РФ (за счет государства), так и участвовать по соглашению с законными представителями несовершеннолетнего. Основанием для его участия в судопроизводстве является ордер. До начала допроса несовершеннолетний подозреваемый вправе иметь свидание с защитником наедине и конфиденциально не менее 2 часов.

    Продолжительность допроса несовершеннолетнего подозреваемого не может составлять без перерыва более 2 часов, а в общей сложности – 4 часов в день (ст. 425 УПК РФ).

    Допрос подозреваемого начинается с установления данных о его личности. Далее подозреваемому должны быть разъяснены его права, установленные ст. 46 УПК РФ и ст. 51 Конституции России. При этом права должны быть также разъяснены законному представителю несовершеннолетнего подозреваемого, если он участвует в допросе.

    Необходимо отметить, что в случае, если подозреваемый не достиг 16-летнего возраста, либо достиг этого возраста, но страдает психическим расстройством или отстает в психическом развитии, в допросе обязательно участие педагога или психолога. В таком случае педагогу (психологу) необходимо разъяснить его права, установленные ч. 5 ст. 425 УПК РФ, о чем делается отметка в протоколе.

    Допрос несовершеннолетнего подозреваемого, по аналогии с допросом свидетеля и потерпевшего, может вестись как в форме свободного рассказа, так и в вопросно-ответной форме. Показания фиксируются, по возможности, дословно. После стадии свободного рассказа возможна так называемая вопросно-ответная, когда следователь задает вопросы допрашиваемому и фиксирует его ответы. Вопросы могут задавать и иные участники допроса (например, законный представитель, педагог, защитник). Вопросы, не имеющие отношения к предмету допроса, следователем отклоняются, однако заносятся в протокол. Наводящие вопросы не допускаются.

    Тактические приемы, применяемые при допросе несовершеннолетнего подозреваемого, практически те же что и при допросе совершеннолетних лиц:

    маскировка целей допроса;

    создание впечатления об осведомленности следователя;

    проговорка;

    разоблачение ложного алиби и другие известные приемы, предлагаемые криминалистикой;

    По окончании допроса составляется протокол, который затем предъявляется для ознакомления участникам допроса, которые вправе делать замечания, дополнения и уточнения, подлежащие занесению в протокол.

    Срок задержания подозреваемого установлен УПК РФ продолжительностью 48 часов. Он может быть продлен судом в порядке, установленном п. 3 ч. 7 ст. 108 УПК РФ еще на 72 часа с момента вынесения судебного решения об этом. По истечении указанных сроков подозреваемый должен быть освобожден, если в отношении него не избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.

    В исключительном случае в порядке ст. 100 УПК РФ в отношении подозреваемого может быть избрана мера пресечения при наличии следующих оснований: лицо может скрыться от дознания, предварительного следствия; может продолжать заниматься преступной деятельностью; может угрожать свидетелю, иным участникам уголовного судопроизводства; уничтожить доказательства либо иным путем воспрепятствовать производству по уголовному делу.