Войти
Образовательный портал. Образование
  • Что показывает коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами Обеспеченность обязательств финансовыми активами в бюджетном учреждении
  • Как приготовить классические вареники с творогом
  • Как сделать тесто для яблочной шарлотки Как приготовить шарлотку с яблоками песочное тесто
  • Отечественной войны 2 степени
  • День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады
  • Манная каша на молоке: пропорции и рецепты приготовления Манная каша 1 порция
  • Правовое регулирование нотариальных действий в современной россии. Государственное регулирование организации нотариата и нотариальной деятельности Законодательный регламент в современной РФ

    Правовое регулирование нотариальных действий в современной россии. Государственное регулирование организации нотариата и нотариальной деятельности Законодательный регламент в современной РФ

    Вопрос о законодательстве, регулирующем нотариальную деятельность, имеет существенное правовое значение, поскольку в нотариальной практике постоянно возникают вопросы выбора нормы, которой необходимо руководствоваться при совершении конкретного нотариального действия.

    Круг нормативных правовых актов, регулирующих нотариальную деятельность в Российской Федерации, определен в ст. 1 и 5 Основ о нотариате, которые должны применяться с учетом Конституции РФ, принятой в 1993 г. после Основ о нотариате. К их числу относятся: Конституция РФ, международные договоры, конституции и уставы субъектов РФ, Основы о нотариате, федеральные законы и законы субъектов РФ, другие нормативные правовые акты.

    В отношении нотариата можно говорить о целом ряде статей Конституции РФ, но наиболее значимы ст. 48, закрепляющая право граждан на квалифицированную юридическую помощь, и ст. 72, относящая нотариат к вопросам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.

    Государство гарантирует защиту прав и свобод человека и гражданина (ч. 1 ст. 45 Конституции РФ). Права и свободы человека принадлежат ему от рождения (ч. 2 ст. 17 Конституции РФ). Перечисленные права и свободы человека, закрепленные в Конституции РФ, не являются исчерпывающими. Статья 19 Конституции РФ гарантирует равенство прав и свобод независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений и т.п. Лица, не являющиеся гражданами Российской Федерации, законно находящиеся на ее территории, пользуются правами и свободами, а также несут обязанности граждан России (если они не ограничены Конституцией, законами и международными договорами). Каждый имеет право быть собственником, т.е. имеет право владеть, пользоваться и распоряжаться своим имуществом и другими объектами собственности как индивидуально, так и совместно с другими лицами (ч. 2 ст. 35 Конституции РФ). Законом гарантируется право наследования (ч. 4 ст. 35 Конституции РФ). Каждый гражданин имеет право на жилище (ч. 1 ст. 40 Конституции РФ), вправе защищать свои права, свободы и законные интересы всеми способами, не противоречащими закону . Государственные органы, учреждения и должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

    Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются частью ее правовой системы. В условиях вхождения России в мировое экономическое и правовое пространство значение международных договоров по правовым вопросам весьма значительно. Например, нотариусами применяются Конвенция, отменяющая требование легализации иностранных официальных документов (Гаага, 5 октября 1961 г.), Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Минск, 22 января 1993 г.), целый ряд других международных соглашений и договоров.

    Существенное значение для правоприменительной практики имеет Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября 1950 г.). Основные права и свободы, закрепленные в данной Конвенции, имеют приоритетное значение и для нотариусов, которые обязаны соблюдать ее положения . Например, ст. 14 Конвенции запрещает дискриминацию в какой-либо форме и виде, что распространяется и на участников нотариального производства.

    Непосредственно деятельность нотариата регулируется Основами о нотариате. Они являются важнейшим политико-правовым актом, призванным определять организационную структуру, сферы деятельности нотариата, права и обязанности нотариусов, порядок учреждения и ликвидации должности нотариусов, а также порядок совершения нотариальных действий. Однако Основы о нотариате не отвечают в полной мере современным реалиям и нуждаются в доработке.

    Некоторые вопросы нотариальной деятельности регулируют и другие федеральные законы, в том числе кодифицированные. Так, ставки государственной пошлины и тарифов по нотариальным действиям установлены в части второй НК (гл. 25.3).

    ГК как источник нотариального законодательства в основном относится к самому содержанию нотариальной деятельности, определяя существо конкретных нотариальных действий. Вместе с тем отметим как позитивное явление наличие множества процедурных норм нотариального производства в разд. V «Наследственное право» ГК, что отражает его роль как источника норм нотариального права и законодательства. Такое же значение имеет СК.

    Вопросы, относящиеся к нотариальной деятельности, предусмотрены и в других федеральных законах.

    Поскольку законодательство о нотариате является двухуровневым, сочетающим законоположения федерального уровня и уровня субъектов РФ, то в ряде статей Основ о нотариате есть отсылки к законодательству субъектов, в пределах которого допускается более детальное правовое регулирование. Так, в Москве действует Закон г. Москвы от 19.04.2006 № 15 «Об организации и деятельности нотариата в городе Москве» и др.

    Отдельные вопросы, касающиеся нотариата, регулируются подзаконными нормативными актами, например Указом Президента РФ от 22.07.2002 № 767 «Об использовании Государственного герба Российской Федерации на печатях нотариусов» и др.

    Важное значение в деятельности нотариусов и других должностных лиц, совершающих нотариальные действия, имеют правовые акты Минюста России, которые в некоторых случаях принимаются совместно с ФНП. Так, например, приказом Минюста России от 21.06.2000 № 179, решением правления ФНП от 26.05.2000 утвержден Порядок прохождения стажировки лицами, претендующими на должность нотариуса.

    Безусловно, большое значение для формирования национальной концепции правовой деятельности нотариата имеют и так называемые корпоративные нормы. Так, на основании постановления Собрания предс тавителей нотариальных палат субъектов РФ от 18.04.2001 обрел юридическую силу Профессиональный кодекс нотариусов Российской Федерации. Кодекс формулирует профессиональные и морально-этические стандарты нотариальной деятельности и личного поведения нотариуса, характеристику нарушений профессиональной дисциплины и этики, принципы и виды ответственности, порядок наложения и снятия взысканий, а также меры поощрения нотариуса. В частности, участие нотариуса в оформлении правовых отношений путем объективного и беспристрастного консультирования их участников, составления и удостоверения документов, приобретающих в результате этого официальный характер, обеспечивает участникам гражданско-правовых отношений квалифицированную юридическую помощь, правовую стабильность, защиту прав и законных интересов, гарантированных Конституцией РФ. В основу современной концепции правовой деятельности отечественного нотариата могут быть положены корпоративные нормы, согласно которым юридически безупречное, основанное на высоких морально-этических принципах исполнение нотариусом своих обязанностей делает его деятельность неотъемлемым элементом справедливой н эффективной правовой системы, демократического правового государства.

    Термин «нотариат» имеет несколько значений:

    Обозначает систему органов и должностных лиц, наделенных в соответствии с законом правом совершения нотариальных действий;

    Отрасль законодательства, нормами которой регулируется нотариальная деятельность;

    Учебный курс, изучающий вопросы нотариального производства и деятельности его участников в нотариальной сфере.

    В нашей работе под нотариатом мы однозначно подразумеваем систему органов и должностных лиц, совершающих нотариальные действия. Легальное определение нотариата можно вывести из Основ законодательства РФ о нотариате(далее – Основы): нотариат в Российской Федерации есть система государственных органов и должностных лиц, на которые возложено удостоверение сделок, оформление наследственных прав и совершение других действий, направленных на юридическое закрепление гражданских прав и предупреждение их возможного нарушения в дальнейшем.

    Согласно ст.1 Основ нотариат в Российской Федерации призван обеспечивать в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Конституциями республик в составе Российской Федерации, защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации.

    Важно помнить, что хотя нотариат есть орган, действующий от имени государства (на него возложен ряд государственных функций), сам институт нотариата не входит в состав органов государственной власти. Нотариальные действия в Российской Федерации совершают нотариусы, работающие в государственной нотариальной конторе или занимающиеся частной практикой.

    Нотариат является частью публично-правовой системы оказания квалифицированной юридической помощи. Основным направление этой юридической помощи является охрана прав – именно это позволяет некоторым исследователям включить нотариат в правоохранительную систему РФ. Мы склонны согласиться с авторами, относящими нотариат к правоприменительным органам (органам, содействующим правоохране), о чем подробнее будет сказано ниже в нашей работе.

    Говоря об охране прав, мы имеем в виду, конечно же, частные права. На этом основывается определение нотариата данное Э.М.Мурадьяном, с которым мы полностью согласны: «Современный российский нотариат есть система универсального и позитивного обеспечения частного права, актов распоряжения правами на основе соглашения сторон-участников; удостоверения завещательных распоряжений и иных сделок».

    Нотариальная деятельность не является предпринимательством и не преследует цели извлечения прибыли.

    Правовое регулирование деятельности нотариата отнесено законодателем к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов, которые в пределах своего ведения могут регулировать отдельные стороны этой деятельности (п.»л» ч.1 ст.72 Конституции РФ).

    К сожалению, действующее законодательство о нотариате не содержит специальных статей разделяющих компетенцию субъектов РФ и федерации, что за последнее десятилетие не раз приводило к спорам. В этой связи, важно заметить, что компетенция и пределы ведения субъектов РФ строго определены и не могут трактоваться расширительно. Так, например, согласно Федеральному закону от 6 октября 1999 г. №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (с посл. изм. и доп. от 27 июля 2006 г.) определение границ нотариальных округов в пределах территории субъекта Российской Федерации и численности нотариусов - это компетенция органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

    Современное российское законодательство о нотариате представляет собой комплекс нормативных правовых актов, среди которых особая роль отводится: Основам законодательства РФ о нотариате от 11 февраля 1993 г. №4462-I (введены в действие постановлением ВС РФ от 11 февраля 1993 г. №4463-I «О порядке введения в действие Основ законодательства Российской Федерации о нотариате» (с изменениями от 2 ноября, 23 декабря 2004 г., 5 июля, 26 декабря 2005 г., 10 декабря 2006г.)).

    В настоящее время Основы законодательства РФ о нотариате действуют с изменениями и дополнениями от 30 декабря 2001 г., 24 декабря 2002 г., 8, 23 декабря 2003 г., 29 июня, 22 августа, 2 ноября 2004 г., 1 июля 2005 г., 30 июня 2006 г.

    Определяющее значение для нотариальной деятельности имеют многие нормы ГК РФ, ГПК РФ, СК РФ, а также международные соглашения РФ. Нормы, закрепляющие права и обязанности нотариусов закреплены в налоговом законодательстве (НК РФ), законодательстве об исполнительной деятельности, трудовом законодательстве. Государственная регистрация нотариальных палат как некоммерческих организаций осуществляется в соответствии с порядком регистрации юридических лиц, установленном Федеральным законом от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» (с посл. изм. и доп.).

    Кроме этого среди нормативных источников, направленных на регулирование нотариальной деятельности следует выделить:

    Методические указания по совершению отдельных видов нотариальных действий нотариусами РФ (утв. приказом Минюста России от 15 марта 2000 г. №91);

    Порядок ведения реестра государственных нотариальных контор и контор нотариусов, занимающихся частной практикой (утв. приказом Минюста РФ от 2 декабря 2003 г. N 306) (с изменениями от 1 августа 2005 г., 1 марта 2006 г.);

    Порядок прохождения стажировки лицами, претендующими на должность нотариуса, утвержденный решением Правления Федеральной нотариальной палаты и приказом Минюста РФ от 26 мая, 21 июня 2000 г. №179 (с изм. от 1 августа 2005 года);

    Положение о квалификационной комиссии по приему экзамена у лиц, желающих получить лицензию на право нотариальной деятельности, утверждено решением Правления Федеральной нотариальной палаты от 20 марта 2000 г. и приказом Минюста РФ от 14 апреля 2000 г. №132;

    Положение об апелляционной комиссии по рассмотрению жалоб на решения квалификационных комиссий по приему экзаменов у лиц, желающих получить лицензию на право нотариальной деятельности, утверждено решением Правления Федеральной нотариальной палаты от 26 мая 2000 г. и приказом Минюста РФ от 21 июня 2000 г. №178;

    Действует ряд инструкции, разработанных и принятых еще в советский период государства и права, так, например, можно выделить Инструкцию по делопроизводству в государственных нотариальных конторах РСФСР, утвержденная приказом Минюста РФ от 19 августа 1976 г. №32. Подчеркнем, что законодательство, принятое в советский период должно применяться с учетом всех последующих изменений и дополнений, и новыми законодательными актами.

    Немаловажное значение в правовом регулировании деятельности нотариата играет практика Конституционного суда Российской Федерации.

    Положения Основ о нотариате неоднократно становились предметом рассмотрения Конституционного суда РФ по жалобам граждан, запросам полномочных органов на проверку соответствия норм Основ положениям и принципам Конституции Российской Федерации.

    Без преувеличения знаковым решением Конституционного суда РФ стало Постановление Конституционного Суда РФ от 19 мая 1998 г. №15-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 2, 12, 17, 24 и 34 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате». Также можно выделить:

    Определение Конституционного Суда РФ от 12 июля 2005 г. №320-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Смердова Сергея Дмитриевича на нарушение его конституционных прав частью второй статьи 45 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате»;

    Определение Конституционного Суда РФ от 29 мая 2003 г. №190-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Кадария Тамары Константиновны на нарушение ее конституционных прав частью третьей статьи 2 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате»;

    Определение Конституционного Суда РФ от 6 июля 2001 г. №150-О «Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Октябрьского районного суда города Ижевска о проверке конституционности пункта 2 статьи 339 ГПК РСФСР, пункта 13 статьи 35, статей 89 и 93 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате»;

    Определение Конституционного Суда РФ от 8 июля 1999 г. №114-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Плюсниной Татьяны Андреевны на нарушение ее конституционных прав положениями статей 12 и 17 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате»;

    Определение Конституционного Суда РФ от 4 марта 1999 г. №36-О «По запросу Калининского федерального районного суда города Санкт-Петербурга о проверке конституционности части четвертой статьи 22 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате»;

    Определение Конституционного Суда РФ от 4 июня 1998 г. №69-О «Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Хорошевского межмуниципального суда города Москвы о проверке конституционности отдельных положений Основ законодательства Российской Федерации о нотариате».

    Выводы Конституционного суда РФ еще станут предметом нашего рассмотрения, а пока вернемся к рассмотрению современного правового регулирования органов нотариата в Российской Федерации.

    Необходимо учитывать, что за время прошедшее с момента разработки и принятия Основ – российское законодательство стремительно изменялось и совершенствовалось. Акцентируем внимание на том, что Основы принимались не только до принятия Конституции РФ, но и до десятков, сотен законодательных актов, в том числе основных кодифицированных законов, законов, определяющих построение органов управления в РФ (в частности местного самоуправления). С момента принятия Основ изменились и принципы формирования государственных органов.

    Как мы уже подчеркивали, согласно ст.72 Конституции РФ в сфере совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится законодательство о нотариате. Ряд субъектов Российской Федерации, делали попытки реализовать свое право в регулировании вопросов, связанных с нотариальными действиями, путем принятия закона субъекта о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по совершению нотариальных действий. Однако в соответствии со сложившейся судебной практикой законы субъектов Российской Федерации (Воронежская область, Алтайский край, Владимирская область, Республика Коми и другие), регулирующие данные правоотношения, признаются недействующими и нотариусы отказывают гражданам в приеме документов, оформленных должностными лицами органов местного самоуправления. В определении Верховного Суда РФ от 18.08.2003 года прямо указывается, что «только федеральный закон вправе предоставить должностным лицам местного самоуправления право совершать нотариальные действия, и закон субъекта Российской Федерации не вправе урегулировать этот вопрос».

    Приведенный пример, является далеко не единственным. Так, к примеру, некоторые предусмотренные Основами полномочия субъектов Российской Федерации подлежат исключению (проект федерального закона №223596-4 «О внесении изменений в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате» (об осуществлении правоприменительных функций и функций по контролю и надзору в сфере нотариата исполнительными органами государственной власти) (внесен Правительством РФ) абзац второй пункта 18, пункты 20, 22, 23, 24, 25 статьи 1 проекта), поскольку они согласно действующему законодательству Российской Федерации не могут реализовываться ими. В частности, вопрос об установлении случаев, когда нотариальная форма сделок является обязательной, относится к предмету регулирования гражданского законодательства (статья 163 Гражданского кодекса РФ), которое в соответствии со статьей 71 Конституции РФ находится в ведении Российской Федерации (статья 53 Основ, пункт 23 статьи 1 проекта).

    Примеров тому, что действующая редакция Основ устарела и пестрит многочисленными противоречиями и пробелами можно привести множество, и мы еще вернемся к этому вопросу в специальном параграфе нашего исследования.

    Вернемся к правовому регулированию деятельности нотариата.

    В настоящее время на рассмотрении в Государственной думе РФ находятся более десяти законопроектов о внесении изменений и дополнений в Основы.

    Подчеркнем, что, несмотря на очевидную необходимость самого скорейшего принятия некоторых из них, российский законодатель не спешит обновлять Основы. Дублирующие законопроекты находятся на рассмотрении в Государственной думе РФ и профильных комитетах по несколько лет, что, конечно же, не является достоинством современного законодательного процесса.

    В заключение данного параграфа необходимо несколько слов сказать и о внутренних правилах поведения нотариусов при исполнении их деятельности – о т.н. этическом и профессиональном кодексе нотариуса. Внутренняя отраслевая документура обычно устанавливают нормы поведения представителей той или иной профессии при исполнении своих обязанностей в целях повышения стандартов профессиональной деятельности и приведения их в соответствие с международными требованиями.

    К нотариусу, как представителю юридической профессии, выполняющему публично-правовые функции, предъявляются очень высокие профессиональные и моральные требования. Этика – это основа практической деятельности нотариусов и доверия, которое оказывают им граждане. В ней заключены такие фундаментальные ценности как беспристрастность, честность, конфиденциальность и ответственность. Нотариус должен избегать ситуаций, связанных с конфликтом интересов, а также соблазном использовать каким-либо образом известную ему информацию о частной жизни граждан.

    Соблюдение нотариусами определенного свода этических правил является условием жизненности и выживания профессии. Для нотариуса соблюдение этических правил и ограничений является обязательным в силу их статуса, объема и характера получаемой информации, значимости решаемых вопросов.

    Суть этики нотариуса содержится в присяге нотариуса. Статьей 14 Основ устанавливается, что нотариус, впервые назначенный на должность, приносит присягу следующего содержания: «Торжественно присягаю, что обязанности нотариуса буду исполнять в соответствии с законом и совестью, хранить профессиональную тайну, в своем поведении руководствоваться принципами гуманности и уважения к человеку». (Законодательством республик в составе Российской Федерации может быть предусмотрен иной текст присяги нотариуса).

    Профессиональный кодекс нотариусов Российской Федерации формулирует профессиональные и морально-этические стандарты нотариальной деятельности и личного поведения нотариуса, характеристику нарушений профессиональной дисциплины и этики, принципы и виды ответственности, порядок наложения и снятия взысканий, а также меры поощрения нотариуса.

    Кодекс содержит принципы профессиональной деятельности нотариуса, знать и соблюдать которые должен каждый представитель профессии. Это - принципы и заповеди Международного Союза Латинского Нотариата, выработанные в течение столетий существования нотариата и доказавшие свою правовую безупречность:

    Уважай свое министерство, органы государственной власти и органы профессионального сообщества;

    Совершай нотариальное действие, если ты уверен, что действуешь в рамках закона, разрешай сомнения до совершения действия; воздерживайся от действия даже при малейшем сомнении в его законности и правильности;

    Воздавай должное Правде;

    Действуй осмотрительно;

    Изучай материалы с пристрастием и повышенной тщательностью;

    Советуйся с Честью;

    Руководствуйся Справедливостью;

    Ограничивайся Законом;

    Работай с Достоинством;

    Помни, что твоя миссия состоит в том, чтобы не допускать гражданско-правовых споров.

    Термин «нотариат» имеет несколько значений:

    Обозначает систему органов и должностных лиц, наделенных в соответствии с законом правом совершения нотариальных действий;

    Отрасль законодательства, нормами которой регулируется нотариальная деятельность;

    Учебный курс, изучающий вопросы нотариального производства и деятельности его участников в нотариальной сфере.

    В нашей работе под нотариатом мы однозначно подразумеваем систему органов и должностных лиц, совершающих нотариальные действия. Легальное определение нотариата можно вывести из Основ законодательства РФ о нотариате (далее – Основы): нотариат в Российской Федерации есть система государственных органов и должностных лиц, на которые возложено удостоверение сделок, оформление наследственных прав и совершение других действий, направленных на юридическое закрепление гражданских прав и предупреждение их возможного нарушения в дальнейшем .

    Согласно ст.1 Основ нотариат в Российской Федерации призван обеспечивать в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Конституциями республик в составе Российской Федерации, защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации.

    Важно помнить, что хотя нотариат есть орган, действующий от имени государства (на него возложен ряд государственных функций), сам институт нотариата не входит в состав органов государственной власти. Нотариальные действия в Российской Федерации совершают нотариусы, работающие в государственной нотариальной конторе или занимающиеся частной практикой.

    Нотариат является частью публично-правовой системы оказания квалифицированной юридической помощи. Основным направление этой юридической помощи является охрана прав – именно это позволяет некоторым исследователям включить нотариат в правоохранительную систему РФ. Мы склонны согласиться с авторами , относящими нотариат к правоприменительным органам (органам, содействующим правоохране), о чем подробнее будет сказано ниже в нашей работе.

    Говоря об охране прав, мы имеем в виду, конечно же, частные права. На этом основывается определение нотариата данное Э.М.Мурадьяном, с которым мы полностью согласны: «Современный российский нотариат есть система универсального и позитивного обеспечения частного права, актов распоряжения правами на основе соглашения сторон-участников; удостоверения завещательных распоряжений и иных сделок» .

    Нотариальная деятельность не является предпринимательством и не преследует цели извлечения прибыли.

    Правовое регулирование деятельности нотариата отнесено законодателем к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов, которые в пределах своего ведения могут регулировать отдельные стороны этой деятельности (п.»л» ч.1 ст.72 Конституции РФ ).

    К сожалению, действующее законодательство о нотариате не содержит специальных статей разделяющих компетенцию субъектов РФ и федерации, что за последнее десятилетие не раз приводило к спорам. В этой связи, важно заметить, что компетенция и пределы ведения субъектов РФ строго определены и не могут трактоваться расширительно. Так, например, согласно Федеральному закону от 6 октября 1999 г. №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (с посл. изм. и доп. от 27 июля 2006 г.) определение границ нотариальных округов в пределах территории субъекта Российской Федерации и численности нотариусов - это компетенция органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

    Современное российское законодательство о нотариате представляет собой комплекс нормативных правовых актов, среди которых особая роль отводится: Основам законодательства РФ о нотариате от 11 февраля 1993 г. №4462-I (введены в действие постановлением ВС РФ от 11 февраля 1993 г. №4463-I «О порядке введения в действие Основ законодательства Российской Федерации о нотариате» (с изменениями от 2 ноября, 23 декабря 2004 г., 5 июля, 26 декабря 2005 г., 10 декабря 2006г.)).

    В настоящее время Основы законодательства РФ о нотариате действуют с изменениями и дополнениями от 30 декабря 2001 г., 24 декабря 2002 г., 8, 23 декабря 2003 г., 29 июня, 22 августа, 2 ноября 2004 г., 1 июля 2005 г., 30 июня 2006 г.

    Определяющее значение для нотариальной деятельности имеют многие нормы ГК РФ, ГПК РФ, СК РФ, а также международные соглашения РФ. Нормы, закрепляющие права и обязанности нотариусов закреплены в налоговом законодательстве (НК РФ), законодательстве об исполнительной деятельности, трудовом законодательстве. Государственная регистрация нотариальных палат как некоммерческих организаций осуществляется в соответствии с порядком регистрации юридических лиц, установленном Федеральным законом от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» (с посл. изм. и доп.).

    Кроме этого среди нормативных источников, направленных на регулирование нотариальной деятельности следует выделить:

    Методические указания по совершению отдельных видов нотариальных действий нотариусами РФ (утв. приказом Минюста России от 15 марта 2000 г. №91);

    Порядок ведения реестра государственных нотариальных контор и контор нотариусов, занимающихся частной практикой (утв. приказом Минюста РФ от 2 декабря 2003 г. N 306) (с изменениями от 1 августа 2005 г., 1 марта 2006 г.);

    Порядок прохождения стажировки лицами, претендующими на должность нотариуса, утвержденный решением Правления Федеральной нотариальной палаты и приказом Минюста РФ от 26 мая, 21 июня 2000 г. №179 (с изм. от 1 августа 2005 года) ;

    Положение о квалификационной комиссии по приему экзамена у лиц, желающих получить лицензию на право нотариальной деятельности, утверждено решением Правления Федеральной нотариальной палаты от 20 марта 2000 г. и приказом Минюста РФ от 14 апреля 2000 г. №132 ;

    Положение об апелляционной комиссии по рассмотрению жалоб на решения квалификационных комиссий по приему экзаменов у лиц, желающих получить лицензию на право нотариальной деятельности, утверждено решением Правления Федеральной нотариальной палаты от 26 мая 2000 г. и приказом Минюста РФ от 21 июня 2000 г. №178 ;

    И др.

    Действует ряд инструкции, разработанных и принятых еще в советский период государства и права, так, например, можно выделить Инструкцию по делопроизводству в государственных нотариальных конторах РСФСР, утвержденная приказом Минюста РФ от 19 августа 1976 г. №32 . Подчеркнем, что законодательство, принятое в советский период должно применяться с учетом всех последующих изменений и дополнений, и новыми законодательными актами.

    Немаловажное значение в правовом регулировании деятельности нотариата играет практика Конституционного суда Российской Федерации.

    Положения Основ о нотариате неоднократно становились предметом рассмотрения Конституционного суда РФ по жалобам граждан, запросам полномочных органов на проверку соответствия норм Основ положениям и принципам Конституции Российской Федерации.

    Без преувеличения знаковым решением Конституционного суда РФ стало Постановление Конституционного Суда РФ от 19 мая 1998 г. №15-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 2, 12, 17, 24 и 34 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате» . Также можно выделить:

    Определение Конституционного Суда РФ от 12 июля 2005 г. №320-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Смердова Сергея Дмитриевича на нарушение его конституционных прав частью второй статьи 45 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате»;

    Определение Конституционного Суда РФ от 29 мая 2003 г. №190-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Кадария Тамары Константиновны на нарушение ее конституционных прав частью третьей статьи 2 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате»;

    Определение Конституционного Суда РФ от 6 июля 2001 г. №150-О «Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Октябрьского районного суда города Ижевска о проверке конституционности пункта 2 статьи 339 ГПК РСФСР, пункта 13 статьи 35, статей 89 и 93 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате» ;

    Определение Конституционного Суда РФ от 8 июля 1999 г. №114-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Плюсниной Татьяны Андреевны на нарушение ее конституционных прав положениями статей 12 и 17 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате»;

    Определение Конституционного Суда РФ от 4 марта 1999 г. №36-О «По запросу Калининского федерального районного суда города Санкт-Петербурга о проверке конституционности части четвертой статьи 22 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате» ;

    Определение Конституционного Суда РФ от 4 июня 1998 г. №69-О «Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Хорошевского межмуниципального суда города Москвы о проверке конституционности отдельных положений Основ законодательства Российской Федерации о нотариате».

    Выводы Конституционного суда РФ еще станут предметом нашего рассмотрения, а пока вернемся к рассмотрению современного правового регулирования органов нотариата в Российской Федерации.

    Необходимо учитывать, что за время прошедшее с момента разработки и принятия Основ – российское законодательство стремительно изменялось и совершенствовалось. Акцентируем внимание на том, что Основы принимались не только до принятия Конституции РФ, но и до десятков, сотен законодательных актов, в том числе основных кодифицированных законов, законов, определяющих построение органов управления в РФ (в частности местного самоуправления). С момента принятия Основ изменились и принципы формирования государственных органов.

    Как мы уже подчеркивали, согласно ст.72 Конституции РФ в сфере совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится законодательство о нотариате. Ряд субъектов Российской Федерации, делали попытки реализовать свое право в регулировании вопросов, связанных с нотариальными действиями, путем принятия закона субъекта о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по совершению нотариальных действий. Однако в соответствии со сложившейся судебной практикой законы субъектов Российской Федерации (Воронежская область, Алтайский край, Владимирская область, Республика Коми и другие), регулирующие данные правоотношения, признаются недействующими и нотариусы отказывают гражданам в приеме документов, оформленных должностными лицами органов местного самоуправления. В определении Верховного Суда РФ от 18.08.2003 года прямо указывается, что «только федеральный закон вправе предоставить должностным лицам местного самоуправления право совершать нотариальные действия, и закон субъекта Российской Федерации не вправе урегулировать этот вопрос» .

    Приведенный пример, является далеко не единственным. Так, к примеру, некоторые предусмотренные Основами полномочия субъектов Российской Федерации подлежат исключению (проект федерального закона №223596-4 «О внесении изменений в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате» (об осуществлении правоприменительных функций и функций по контролю и надзору в сфере нотариата исполнительными органами государственной власти) (внесен Правительством РФ ) абзац второй пункта 18, пункты 20, 22, 23, 24, 25 статьи 1 проекта), поскольку они согласно действующему законодательству Российской Федерации не могут реализовываться ими. В частности, вопрос об установлении случаев, когда нотариальная форма сделок является обязательной, относится к предмету регулирования гражданского законодательства (статья 163 Гражданского кодекса РФ), которое в соответствии со статьей 71 Конституции РФ находится в ведении Российской Федерации (статья 53 Основ, пункт 23 статьи 1 проекта).

    Примеров тому, что действующая редакция Основ устарела и пестрит многочисленными противоречиями и пробелами можно привести множество, и мы еще вернемся к этому вопросу в специальном параграфе нашего исследования.

    Вернемся к правовому регулированию деятельности нотариата.

    В настоящее время на рассмотрении в Государственной думе РФ находятся более десяти законопроектов о внесении изменений и дополнений в Основы.

    Подчеркнем, что, несмотря на очевидную необходимость самого скорейшего принятия некоторых из них, российский законодатель не спешит обновлять Основы. Дублирующие законопроекты находятся на рассмотрении в Государственной думе РФ и профильных комитетах по несколько лет, что, конечно же, не является достоинством современного законодательного процесса.

    В заключение данного параграфа необходимо несколько слов сказать и о внутренних правилах поведения нотариусов при исполнении их деятельности – о т.н. этическом и профессиональном кодексе нотариуса. Внутренняя отраслевая документура обычно устанавливают нормы поведения представителей той или иной профессии при исполнении своих обязанностей в целях повышения стандартов профессиональной деятельности и приведения их в соответствие с международными требованиями.

    К нотариусу, как представителю юридической профессии, выполняющему публично-правовые функции, предъявляются очень высокие профессиональные и моральные требования. Этика – это основа практической деятельности нотариусов и доверия, которое оказывают им граждане. В ней заключены такие фундаментальные ценности как беспристрастность, честность, конфиденциальность и ответственность. Нотариус должен избегать ситуаций, связанных с конфликтом интересов, а также соблазном использовать каким-либо образом известную ему информацию о частной жизни граждан.

    Соблюдение нотариусами определенного свода этических правил является условием жизненности и выживания профессии. Для нотариуса соблюдение этических правил и ограничений является обязательным в силу их статуса, объема и характера получаемой информации, значимости решаемых вопросов.

    Суть этики нотариуса содержится в присяге нотариуса. Статьей 14 Основ устанавливается, что нотариус, впервые назначенный на должность, приносит присягу следующего содержания: «Торжественно присягаю, что обязанности нотариуса буду исполнять в соответствии с законом и совестью, хранить профессиональную тайну, в своем поведении руководствоваться принципами гуманности и уважения к человеку». (Законодательством республик в составе Российской Федерации может быть предусмотрен иной текст присяги нотариуса).

    Профессиональный кодекс нотариусов Российской Федерации формулирует профессиональные и морально-этические стандарты нотариальной деятельности и личного поведения нотариуса, характеристику нарушений профессиональной дисциплины и этики, принципы и виды ответственности, порядок наложения и снятия взысканий, а также меры поощрения нотариуса.

    Кодекс содержит принципы профессиональной деятельности нотариуса, знать и соблюдать которые должен каждый представитель профессии. Это - принципы и заповеди Международного Союза Латинского Нотариата, выработанные в течение столетий существования нотариата и доказавшие свою правовую безупречность:

    Уважай свое министерство, органы государственной власти и органы профессионального сообщества;

    Совершай нотариальное действие, если ты уверен, что действуешь в рамках закона, разрешай сомнения до совершения действия; воздерживайся от действия даже при малейшем сомнении в его законности и правильности;

    Воздавай должное Правде;

    Действуй осмотрительно;

    Изучай материалы с пристрастием и повышенной тщательностью;

    Советуйся с Честью;

    Руководствуйся Справедливостью;

    Ограничивайся Законом;

    Работай с Достоинством;

    Помни, что твоя миссия состоит в том, чтобы не допускать гражданско-правовых споров.

    Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. N 4462-1 // Российская газета. - 13 марта 1993г.

    Аналогичное определение нотариата дается современными исследователями: см., напр.: Постатейный комментарий к Основам законодательства Российской Федерации о нотариате - М: «СПАРК», 1996; Гражданскийпроцесс России: Учебник / Под ред. М.А. Викут. - М.: Юристъ, 2004.

    В частности см.: Правоохранительные органы / Под. ред. О.А.Галустьяна, А.П.Кизлыка. – М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2005.

    Мурадьян Э.М. Нотариальные и судебные процедуры. – М.: Юристъ, 2006. – с.135.

    Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Российская газета - 25 декабря 1993 г. № 237.

    Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации.- 18 октября 1999г. - №42. - Ст.5005.

    Постановление ВС РФ от 11 февраля 1993 г. N 4463-1 "О порядке введения в действие Основ законодательства Российской Федерации о нотариате" // Российская газета. - 13 марта 1993г.

    Федеральный закон от 30 июня 2006г. №93-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 3 июля 2006г. - №27. - Ст.2881.

    Федеральный закон от 8 августа 2001 г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 13 августа 2001г. - №33. - Ст.3431.

    Приказ Минюста РФ от 2 декабря 2003 г. №306 «Об утверждении Порядка ведения реестра государственных нотариальных контор и контор нотариусов, занимающихся частной практикой» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 19 января 2004г. - №3.

    Приказ Минюста РФ от 21 июня 2000 г. №179 «Об утверждении Порядка прохождения стажировки лицами, претендующими на должность нотариуса» // Бюллетень Министерства Юстиции Российской Федерации. - №7. - 2000г.

    Приказ Минюста РФ от 14 апреля 2000 г. №132 «Об утверждении Положения о квалификационной комиссии по приему экзамена у лиц, желающих получить лицензию на право нотариальной деятельности» // Бюллетень Министерства Юстиции Российской Федерации - №5, 2000 г.

    Приказ Минюста РФ от 21 июня 2000 г. №178 «Об утверждении Положения об апелляционной комиссии по рассмотрению жалоб на решения квалификационных комиссий по приему экзаменов у лиц, желающих получить лицензию на право нотариальной деятельности» // Бюллетень Министерства Юстиции Российской Федерации - №8 - 2000 г.

    Приказ Минюста РФ от 19 августа 1976 г. №32 «Об утверждении Инструкции по делопроизводству в государственных нотариальных конторах РСФСР» // СПС Гарант.

    Постановление Конституционного Суда РФ от 19 мая 1998 г. №15-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 2, 12, 17, 24 и 34 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1 июня 1998г. - №22. - Ст.2491.

    Определение Конституционного Суда РФ от 6 июля 2001 г. №150-О «Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Октябрьского районного суда города Ижевска о проверке конституционности пункта 2 статьи 339 ГПК РСФСР, пункта 13 статьи 35, статей 89 и 93 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате» // Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. - 2002г. - №2.

    Определение Конституционного Суда РФ от 4 марта 1999 г. №36-О «По запросу Калининского федерального районного суда города Санкт-Петербурга о проверке конституционности части четвертой статьи 22 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате» // Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. - 1999г. - №3.

    Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 18 августа 2003 г. N 86-Г03-9

    Распоряжение Правительства РФ от 12 октября 2005 г. N 1640-р // Собрание законодательства Российской Федерации. - 17 октября 2005г. - №42. - Ст.4324.

    Постановление Собрания представителей нотариальных палат субъектов РФ от 18 апреля 2001г. №10 «О Профессиональном кодексе нотариусов Российской Федерации» // Нотариальный вестник, июль 2001 г. - №7.

    • Нотариат как система государственных и негосударственных органов для удостоверения фактов, имеющих юридическое значение
      • История развития нотариата
      • Становление и развитие нотариата в Российской Федерации
      • Понятие и значение нотариата
      • Функции нотариата
      • Законодательство о нотариате Российской Федерации
      • Принципы деятельности нотариата
    • Организация нотариата в Российской Федерации
      • Органы и должностные лица, совершающие нотариальные действия
      • Лицензирование нотариальной деятельности
      • Правовой статус нотариусов
      • Ответственность нотариусов
      • Гарантии нотариальной деятельности
      • Финансовое обеспечение нотариусов
    • Нотариальная палата. Федеральная нотариальная палата
      • Органы нотариальной палаты и их полномочия
      • Федеральная нотариальная палата и ее полномочия
    • Учреждение и ликвидация должности нотариуса. Нотариальный округ
      • Порядок учреждения и ликвидация должности нотариуса
      • Нотариальный округ
    • Стажер и помощник нотариуса. Лица, замещающие временно отсутствующего нотариуса
      • Назначение на должности стажера и помощника нотариуса
      • Полномочия лица, замещающего частнопрактикующего нотариуса, и оплата его труда
    • Нотариальное делопроизводство
      • Понятие и основные правила ведения нотариального делопроизводства
      • Порядок ведения нотариальных дел
      • Правила архивного хранения дел, ведения реестров и удостоверительных документов
    • Нотариальные действия
      • Понятие и виды нотариальных действий
      • Разграничение компетенции органов, совершающих нотариальные действия
    • Правила и порядок совершения нотариальных действий
      • Общие правила совершения нотариальных действий
      • Установление личности, проверка правоспособности и дееспособности лиц, обратившихся за совершением нотариальных действий
      • Требования к документам, предъявляемым нотариусу для совершения нотариальных действий
    • Отдельные виды нотариальных действий
      • Удостоверение сделок
      • Удостоверение доверенностей
      • Удостоверение завещаний
      • Выдача свидетельств о праве собственности на долю в общем имуществе по совместному заявлению супругов
      • Свидетельствование верности копий документов и выписок из них
      • Удостоверение фактов
    • Нотариальное оформление наследственных прав граждан
      • Принятие наследства. Ответственность наследников по долгам наследодателя
      • Наследники по закону
      • Принятие мер к охране наследственного имущества
      • Выдача свидетельства о праве на наследство
    • Применение нотариусом норм иностранного права. Международные договоры и соглашения в нотариальной практике
      • Правовое положение иностранных граждан и организаций
      • Применение российскими нотариусами норм иностранного права
      • Особенности совершения нотариальных действий в международном обороте
      • Принятие нотариусом документов, составленных за границей
      • Обеспечение доказательств, необходимых для ведения дел в органах других государств
      • Взаимоотношения нотариуса с органами юстиции других государств
    • Нравственные основы нотариальной деятельности. Обжалование действий нотариуса
      • Этические правила поведения нотариуса
      • Обжалование действий нотариуса

    Законодательство о нотариате Российской Федерации

    Вопрос о законодательстве, регулирующем нотариальную деятельность, имеет существенное правовое значение, поскольку в нотариальной практике постоянно возникают вопросы выбора нормы, которой необходимо руководствоваться при совершении конкретного нотариального действия.

    Круг нормативных правовых актов, регулирующих нотариальную деятельность, определен в ст. 1 и 5 Основ законодательства РФ о нотариате, которые должны применяться с учетом Конституции РФ 1993 г., принятой после Основ. К их числу относятся Конституция РФ, международные договоры, конституции и уставы субъектов Федерации, Основы законодательства РФ о нотариате, федеральные законы и законы субъектов Федерации, другие нормативные правовые акты.

    Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры России являются частью ее правовой системы. В условиях вхождения России в мировое экономическое и правовое пространство возрастает значение международных договоров по правовым вопросам. Например, нотариусами применяются Конвенция, отменяющая требование легализации иностранных официальных документов (Гаага, 5 октября 1961 г.), Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Минск, 22 января 1993 г.), ряд других международных соглашений и договоров.

    Существенное значение для правоприменительной практики имеет Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод. Основные права и свободы человека, закрепленные в данной Конвенции, имеют приоритетное правоприменительное значение и для нотариусов, которые обязаны соблюдать ее положения.

    Непосредственно деятельность нотариата регулируется Основами законодательства Российской Федерации о нотариате , утвержденными ВС РФ 11 февраля 1993 г. № 4462-1 (с изм. от 18 октября 2007 г.) и другими нормативными правовыми актами.

    Основы являются важнейшим политико-правовым актом, призванным определять организационную структуру, сферы деятельности нотариата, права и обязанности нотариусов, порядок учреждения и ликвидации должности нотариусов, а также главные направления развития нотариата. Они содержат все ценное и положительное из прежнего законодательства о нотариате, вместе с тем в них есть значительное количество новых норм и институтов.

    Наряду с нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах, нотариальные действия теперь совершают нотариусы, занимающиеся частной практикой, и их количество неуклонно растет. Утверждение двух категорий нотариусов - государственных и занимающихся частной практикой , имеющих равные права и обязанности, было объективной закономерностью. Возрождение института частных нотариусов - довольно сложный процесс. На первоначальном этапе развития частнопрактикующим мог быть только государственный нотариус. Также предполагалось, что не все нотариусы сразу перейдут на частную практику. Кроме того, ведение наследственных дел требовало сохранения государственных нотариусов. В силу этих причин сохранение в Основах законодательства РФ о нотариате двух категорий нотариусов было необходимо.

    Согласно ст. 1 Основ нотариат в Российской Федерации призван обеспечить в соответствии с Конституцией РФ, конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации, данными Основами защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации. Нотариальные действия совершают нотариусы, работающие в государственной нотариальной конторе или занимающиеся частной практикой. При этом они обладают равными правами и исполняют одинаковые обязанности, а оформленные ими документы имеют одинаковую юридическую силу .

    В случае отсутствия в поселении нотариуса нотариальные действия совершают глава местной администрации поселения и специально уполномоченное должностное лицо местного самоуправления поселения. Нотариальные действия от имени Российской Федерации на территории других государств совершают должностные лица консульских учреждений Российской Федерации, уполномоченные на совершение этих действий.

    Статья I Основ устанавливает, что нотариальная деятельность не является предпринимательской и не преследует цели извлечения прибыли . Данная деятельность осуществляется на основании лицензии, выдаваемой территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере нотариата.

    В разделе I Основ законодательства о нотариате определяется правовой статус, права, обязанности и ответственность нотариусов, гарантии и финансовое обеспечение их деятельности, порядок учреждения и ликвидации должности нотариуса, правовой статус нотариальных палат, формы контроля за деятельностью нотариусов и др.

    В разделе II Основ указываются виды нотариальных действий, совершаемых нотариусами (как нотариусами, занимающимися частной практикой, так и нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах), главами местной администрации поселения и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления поселения и должностными лицами консульских учреждений Российской Федерации; определяются основные правила совершения нотариальных действий, а также регулируется совершение каждого нотариального действия. Всего Основами представлено 20 нотариальных действий, однако перечень не является исчерпывающим. Кроме того, в разделе II Основ определяется применение нотариусом норм иностранного права и норм международных договоров.

    Некоторые вопросы нотариальной деятельности регулируют и другие законы, в том числе и кодифицированные. Так, Налоговым кодексом РФ1 регулируются вопросы, связанные с уплатой государственной пошлины за совершение нотариальных действий. Главой 25.3 «Государственная пошлина» НК РФ установлены: порядок взимания государственной пошлины, размеры и особенности уплаты государственной пошлины за совершение нотариальных действий, льготы при обращении за совершением нотариальных действий, основания и порядок возврата или зачета государственной пошлины и т.д.

    Определяющее значение для нотариальной деятельности имеют многие нормы ГК РФ, ГПК РФ, СК РФ и др.

    Гражданский кодекс РФ как источник нотариального законодательства в основном относится к самому содержанию нотариальной деятельности, определяя существо конкретных нотариальных действий. Множество процедурных норм нотариального производства содержится в разделе V «Наследственное право».

    Вопросы обжалования отказа в совершении нотариального действия и его неправильного совершения регулируются Гражданским процессуальным кодексом РФ , главой 37 которого определяется порядок рассмотрения заявлений о совершенных нотариальных действиях или об отказе в их совершении.

    Вопросы, относящиеся к нотариальной деятельности, предусмотрены и в других федеральных законах.

    Поскольку в соответствии со ст. 72 Конституции РФ нотариат отнесен к сфере совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ, то по вопросам деятельности нотариата правовое регулирование может осуществляться субъектами РФ. Указанное положение о нотариате как сфере совместного ведения накладывает отпечаток на построение нотариального законодательства как двухуровневого, сочетающего законоположения федерального уровня и уровня субъектов РФ. В ряде статей Основ законодательства РФ о нотариате есть отсылки к законодательству субъектов РФ, в пределах которого допускается более детальное правовое регулирование. Однако пока на уровне субъектов Российской Федерации законов о нотариате принято не так уж много. В частности, законы о нотариате приняты в Нижегородской области, Республике Башкортостан, Смоленской области.

    Отдельные вопросы, касающиеся нотариата, регулируются подзаконными нормативными актами, например: Указом Президента РФ от 22 июля 2002 г. № 767 «Об использовании Государственного герба Российской Федерации на печатях нотариусов» и др.

    Важное значение в деятельности нотариусов и других должностных лиц, совершающих нотариальные действия, имеют нормативные правовые акты Министерства юстиции РФ, которые в некоторых случаях принимаются совместно с Федеральной нотариальной палатой РФ. Так, например, приказом Минюста России от 15 марта 2000 г. №91 утверждены Методические рекомендации по совершению отдельных видов нотариальных действий нотариусами Российской Федерации; приказом Минюста России от 21 июня 2000 г. № 179, решением Правления Федеральной нотариальной палаты от 26 мая 2000 г. утвержден Порядок прохождения стажировки лицами, претендующими на должность нотариуса.

    При совершении юридических действий нотариусу непосредственно становятся известны многие факты частной жизни человека, без знания которых невозможно осуществление полномочий. Гражданин вынужден предоставить документы, в которых могут содержаться сведения, составляющие врачебную или банковскую тайну, либо сведения, которые нежелательно предавать огласке. Поэтому тайна нотариального действия призвана обеспечивать неприкосновенность частной жизни индивидуума.

    Рассматривать ее можно двояко - как обязанность нотариуса и как элемент информационных ресурсов, относящихся к категории с ограниченным доступом.

    В Российской Федерации нотариус, впервые назначаемый на должность, приносит присягу: "Торжественно присягаю, что обязанности нотариуса буду исполнять в соответствии с законом и совестью, хранить профессиональную тайну, в своем поведении руководствоваться принципами гуманности и уважения к человеку" (ст.14 Основ о нотариате).

    Тайна нотариального действия - профессиональная тайна. В отличие, например, от банковской и врачебной тайн, она не способствует установлению доверительных отношений, а является только гарантом неприкосновенности частной жизни, поскольку лицо, обратившееся к нотариусу, должно предоставить те или иные факты, касающиеся его личной жизни (в противном случае нотариальное действие не будет произведено)[ Кудинов О. А. Нотариат в Российской Федерации. М., 2008. С. 104.].

    Главная особенность нотариата и заключается в том, что в его лице государство опосредованно выражает свою волю. Как судья провозглашает решение от имени Российской Федерации, так и нотариус выступает от имени государства, а не от себя лично. Подобная близость к судебным органам и способствует тому, что проводится аналогия между судом и нотариусом, судебными и нотариальными актами и т. д.

    Гарантии нотариальной деятельности направлены на то, чтобы отделить нотариуса от сторон гражданских правоотношений, обратившихся к нему, обозначить его как носителя публичной власти и независимого арбитра.

    Гарантии нотариальной деятельности - это юридически значимый механизм обеспечения рассматриваемой деятельности, неукоснительно реализуемый на основе конституционного закрепления права гражданина на квалифицированную юридическую помощь как на законодательном, так и на правоприменительном уровне[ Плетнев М. Ю. Нотариат. М., 2006. С. 57.].

    Статья 5 Основ законодательства РФ о нотариате предусматривает следующие гарантии нотариальной деятельности:

    Беспристрастность;

    Независимость;

    Руководство только Конституцией РФ и законом (Основы о нотариате более подробно определяют правовую базу деятельности: "Конституцией Российской Федерации, Конституциями республик в составе Российской Федерации, Основами, законодательными актами Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации, а также правовыми актами органов государственной власти автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, принятыми в пределах их компетенции, а также международными договорами");

    Нотариальную тайну.

    Особенностью нотариальной деятельности является то, что нотариус непосредственно не создает материальных ценностей. Предмет его труда - информация, а характер труда - умственный. Но одним из признаков нотариальной службы выступает возмездность. Это означает, что законодательство устанавливает порядок оплаты нотариальной деятельности. Он различается в зависимости от того, в какой форме она осуществляется - работа в государственной нотариальной конторе или частная практика.

    Согласно ч. 5 ст. 23 Основ о нотариате государственные нотариальные конторы содержатся за счет отчислений из федерального бюджета. Нотариусы, работающие в государственной нотариальной конторе, являются служащими, получающими зарплату, или, как сейчас принято говорить, "бюджетниками".

    Зарплата нотариуса состоит из должностного оклада, устанавливаемого в зависимости от разряда Единой тарифной сетки (присваивается руководителем органа юстиции), надбавки за классный чин и других надбавок (за руководство нотариальной конторой, руководство стажерами и т. д.). Несмотря на то, что в регионах нотариусам присваивают, как правило, максимальный разряд ЕТС (в частности, в Архангельской области - 14-й разряд, в высшем учебном заведении такой разряд присваивается доценту), заработная плата государственного нотариуса значительно отличается от дохода, что получает практикующий юрист в других сферах (прокуратура, суд, адвокатура, частная юридическая практика и т. д.). В некоторых регионах намечается тенденция к увеличению числа государственных нотариусов, что обусловлено такими обстоятельствами, как увеличение числа лиц с высшим юридическим образованием, снижение заработков частнопрактикующих нотариусов, криминализация частного бизнеса[ Грудцына Л. Ю. Адвокатура, нотариат и другие институты гражданского общества в России. М., 2008. С. 151.].

    Ни одна система публичных органов не может быть эффективной на все сто процентов. Вполне возможна ситуация, когда нотариус будет злоупотреблять собственными полномочиями, нарушать действующее законодательство. Не исключено, что он может и ошибиться в процессе рассмотрения сложившейся правовой ситуации. Как форму реагирования на нарушение нотариусом правовой нормы действующее законодательство устанавливает меры ответственности.

    Ответственность нотариуса должна отвечать следующим двум интересам - защите прав граждан, обратившихся к нему (восстановительная и предупредительная функции), и наказанию лица, посягнувшему на нарушение закона. Цели применения мер ответственности - частная превенция (воспитание правонарушителя) и общая превенция (воспитание других нотариусов). Ничто не порождает полное беззаконие так, как безответственность. Это справедливо и в отношении нотариальной деятельности. Тем более что она затрагивает права и свободы граждан и может повлечь причинение серьезного ущерба. Поэтому механизм применения мер ответственности должен быть четким и эффективным.

    Ответственность подразделяется на виды. Общая классификация включает в себя административную, дисциплинарную, гражданско-правовую и уголовную ответственность. В соответствии со ст. 17 Основ нотариус, занимающийся частной практикой, умышленно разгласивший сведения о совершенном нотариальном действии или совершивший нотариальное действие, противоречащее законодательству Российской Федерации, обязан по решению суда возместить причиненный вследствие этого ущерб. В других случаях ущерб возмещается нотариусом, если он не может быть возмещен в ином порядке[ Черемных И. Г. Теоретические основы независимого нотариата России. М., 2006. С. 169.]. В случае совершения нотариусом, занимающимся частной практикой, действий, противоречащих законодательству Российской Федерации, его деятельность может быть прекращена судом. Нотариус, работающий в государственной нотариальной конторе, в случае совершения действий, противоречащих законодательству Российской Федерации, несет ответственность в установленном законом порядке. В случае непредставления либо несвоевременного представления в налоговый орган определенных сведений, нотариус может быть привлечен в судебном порядке к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.