Войти
Образовательный портал. Образование
  • Что показывает коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами Обеспеченность обязательств финансовыми активами в бюджетном учреждении
  • Как приготовить классические вареники с творогом
  • Как сделать тесто для яблочной шарлотки Как приготовить шарлотку с яблоками песочное тесто
  • Отечественной войны 2 степени
  • День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады
  • Манная каша на молоке: пропорции и рецепты приготовления Манная каша 1 порция
  • Приемы обращения с лабораторным оборудованием вывод. Презентация по химии "Правила техники безопасности. Приемы обращения с лабораторным оборудованием". Посуда для хранения веществ

    Приемы обращения с лабораторным оборудованием вывод. Презентация по химии







    Посуда Для чего предназначена Рисунок 1. Пробиркаработа с малым количеством веществ (не более 2 см высотой) 2. Стаканработа с большим количеством веществ 3. Колбаработа с большим количеством веществ 4. Воронкафильтрование, переливание жидкостей 5. Стеклянная палочка для перемешивания веществ в стакане 6. Стеклянная трубочка для забора небольшого количества жидкости (пипетка) 7. Чашка для выпаривания Для выпаривания растворов (не более 1/3 объёма чашки)


    Знакомство с лабораторным оборудованием В процессе выполнения практических работ используются лабораторный штатив и нагревательные приборы Ознакомьтесь с их устройством и основными приёмами обращения с ними Сделайте рисунки приборов и пламени, подпишите составные части


    Устройство и работа штатива Подставка – придаёт штативу устойчивость 2. Стержень – служит для укрепления лапки и кольца 3. Муфты – укрепляют лапку и кольцо на стержне 4. Лапки – служат для укрепления пробирок 5. Кольца - служат для размещения стакана, колбы, чашки для выпаривания


    Устройство и работа спиртовки Резервуар (сосуд) – служит для заливания спирта 2. Колпачок – служит для тушения спиртовки 3. Диск с трубкой – служит для закрепления фитиля и закрывает отверстие сосуда 4. Фитиль – подводит спирт к отверстию сосуда


    Строение пламени Нижняя, тёмная, холодная, состоит из паров спирта 2.Средняя, яркая, светящаяся, более горячая, состоит из раскалённых частичек углерода 3.Верхняя, бесцветная, самая горячая, состоит из раскалённых паров воды


    Выполните тест: Вариант I. 1. Штативу придаёт устойчивость: а) лапка; б) подставка; в) зажим. 2. Кольцо штатива служит для того, чтобы поместить на него: а) пробирку; б) чашку для выпаривания; в) спиртовку. 3. Чтобы загасить спиртовку необходимо: а) задуть её; б) полить водой; в) накрыть сбоку колпачком. 4. Перемешивать раствор в стакане необходимо: а) постукиванием по сосуду; б) совершая круговые движения сосудом; в) стеклянной палочкой. 5. Для выпаривания растворов используют: а) колбу; б) стакан; в) чашку для выпаривания. Вариант II. 1. Для укрепления частей химических установок при выполнении опытов служит: а) штатив; б) спиртовка; в) пробирка. 2. Лапка закрепляется на стержне штатива с помощью: а) подставки; б) кольца; в) муфты. 3. Спиртовку зажигают: а) горящей спичкой; б) от другой спиртовки; в) зажигалкой. 4. Горючим веществом для спиртовки является: а) вода; б) спирт; в) керосин. 5. Для переливания жидкости из посуды с широким горлом в посуду с узким горлом используют: а) воронку; б) стакан; в) пробирку.

    Практическая работа №1 Химия 8 класс (к учебнику Габриеляна О.С.)

    Приемы обращения с лабораторным оборудованием

    Цель: изучить правила техники безопасности при работе в химической лаборатории. Научиться работать с лабораторным штативом, нагревательным прибором, изучить их строение и назначение составляющих частей. Изучить строение пламени. Ознакомиться с некоторой химической посудой.
    Оборудование : лабораторный штатив, нагревательный прибор, спички, пробирка, химический стакан, колба, фарфоровая чашка, воронка, прибор для получения газов, аппарат Кирюшкина, сетка для нагревания.

    Порядок выполнения работы.

    I. Правила техники безопасности при работе в химической лаборатории.

    II. Лабораторное оборудование

    1. Лабораторный штатив

    Вывод : лабораторный штатив используется для закрепления химической посуды и установки во время выполнения эксперимента.

    2. Нагревательные приборы


    Вывод : для нагревания в химической лаборатории пользуются нагревательным прибором.

    3. Строение пламени:


    1- темная зона, нижняя, самая холодная часть пламени
    2 - яркая зона, средняя, горячая часть пламени
    3 - бесцветная зона, верхняя, самая горячая часть пламени.

    Вывод: для быстрого нагревания нужно использовать самую горячую часть пламени.

    4. Посуда



    Вывод: для работы в химической лаборатории пользуются разнообразной посудой, собирают различные приборы.

    Общий вывод из работы: в ходе выполнения практической работы были изучены правила техники безопасности при работе в химической лаборатории, работа с лабораторным штативом, нагревательным прибором, строение пламени, виды и назначение химической посуды.

    Практическая работа №1

    Цель: познакомиться с правилами техники безопасности при работе в химической лаборатории и

    лабораторным оборудованием.

    Оборудование: лабораторный штатив, спиртовка, держатель, пробирка, круглодонная и коническая

    колбы, спички.

    Если зажечь спиртовку сразу же после снятия колпачка, загорается плёнка спирта на горлышке спиртовки как раз на том месте, где колпачок прилегает к горлышку. Пламя проникает под диск с трубкой, и пары спирта внутри резервуара загораются. Может произойти взрыв и выброс диска вместе с фитилём. Чтобы избежать этого, приподнимите на несколько секунд диск с фитилём для удаления паров. Если случится воспламенение паров, быстро отставьте в сторону предметы (тетрадь для практических работ) и позовите учителя. Зажжённую спиртовку нельзя переносить с места на место, нельзя также зажигать одну спиртовку непосредственно от другой. Для зажигания спиртовки пользуйтесь спичками. Гасить спиртовку можно только одним способом – накрыть пламя фитиля колпачком. Колпачок должен находиться всегда под рукой.

    Опыт №1. Знакомство с лабораторным оборудованием

    а) Устройство лабораторного штатива

    б) Приёмы работы со спиртовкой

    Держатель фитиля;

    2, 4. Резервуар для спирта;

    3. Фитиль;

    5. Колпачок.

    Практическая работа №2

    Наблюдения за горящей свечой

    Цель: наблюдать физические и химические явления при горении свечи.

    Оборудование: предметное стекло, свеча, спички, сухая пробирка, держатель.

    Инструкция по технике безопасности:

    Стекло – хрупкий материал, имеющий малое сопротивление при ударе и незначительную прочность при изгибе. Категорически запрещается использовать посуду, имеющую трещины и отбитые края. Пробирку закрепляют в держателе так, чтобы от горлышка пробирки до держателя было расстояние 1 – 1, 5 см. Предметное стекло вначале прогревают полностью, а затем вносят в зону тёмного конуса горящей свечи.

    Первая помощь при ожогах:

    Первая помощь при порезах:

    Опыт №1. Физические явления при горении свечи.

    Зажгите свечу. Вы увидите, как начинает таять парафин около фитиля, образуя круглую лужицу. Какой процесс здесь имеет место?

    Опыт №2. Обнаружение продуктов горения в пламени.

    Возьмите предметное стекло, закрепите в держателе (т/б ), внесите в зону тёмного конуса горящей свечи и подержите 3 – 5 с. Быстро поднимите стекло, посмотрите на нижнюю плоскость. Объясните, что там появилось.

    Сухую пробирку закрепите в держателе (т/б ), переверните вверх дном и держите над пламенем до запотевания. Объясните наблюдаемое явление.

    Практическая работа №3

    Анализ почвы и воды

    Цель: определить состав почвы, научиться фильтровать и выпаривать жидкость.

    Оборудование: две пробирки, воронка, бумажный фильтр, стеклянная палочка, предметное стекло,

    спиртовка, стеклянный цилиндр с водой, пробка, универсальная индикаторная бумага.

    Инструкция по технике безопасности:

    Если зажечь спиртовку сразу же после снятия колпачка, загорается плёнка спирта на горлышке спиртовки как раз на том месте, где колпачок прилегает к горлышку. Пламя проникает под диск с трубкой, и пары спирта внутри резервуара загораются. Может произойти взрыв и выброс диска вместе с фитилём. Чтобы избежать этого, приподнимите на несколько секунд диск с фитилём для удаления паров. Если случится воспламенение паров, быстро отставьте в сторону предметы (тетрадь для практических работ) и позовите учителя. Зажжённую спиртовку нельзя переносить с места на место, нельзя также зажигать одну спиртовку непосредственно от другой. Для зажигания спиртовки пользуйтесь спичками. Гасить спиртовку можно только одним способом – накрыть пламя фитиля колпачком. Колпачок должен находиться всегда под рукой. Предметное стекло закрепляется в держателе у одного из его краёв аккуратно. При этом учитывается, что стекло – хрупкий материал и может треснуть, если на него сильно надавить. В процессе выпаривания воды из почвенной вытяжки вначале прогревается всё предметное стекло, а затем капля жидкости на нём.

    Первая помощь при порезах:

    а) в первую очередь, необходимо остановить кровотечение (давящая повязка, пережатие сосуда);

    б) если рана загрязнена, грязь удаляют только вокруг неё, но ни в коем случае – из глубинных слоёв раны. Кожу вокруг раны обеззараживают йодной настойкой или раствором бриллиантовой зелени;

    в) после обработки рану закрывают стерильной салфеткой так, чтобы перекрыть края раны, и плотно прибинтовывают обычным бинтом;

    г) после получения первой помощи обратиться в медпункт.

    Первая помощь при ожогах:

    Ожог первой степени обрабатывают этиловым спиртом, затем, для снятия болевых ощущений, глицерином и накладывают сухую стерильную повязку. Во всех остальных случаях накладывают стерильную повязку после охлаждения места ожога и обращаются в медпункт.

    Опыт №1. Механический анализ почвы.

    В пробирку помещена почва. Прилейте к ней воду, объём которой должен быть в 3 раза больше объёма почвы. Закройте пробирку пробкой и тщательно встряхивайте 1 – 2 минуты. Наблюдайте за осадком частиц почвы и структурой осадков. Опишите и объясните свои наблюдения.

    Опыт №2. Получение почвенного раствора и опыты с ним.

    Приготовьте бумажный фильтр, вставьте его в чистую пробирку и профильтруйте полученную в первом опыте смесь почвы и воды. Перед фильтрованием смесь не следует встряхивать. Почва останется на фильтре, а собранный в пробирке фильтрат представляет собой почвенную вытяжку(почвенный раствор).

    Несколько капель этого раствора с помощью стеклянной палочки поместите на предметное стекло и подержите его над пламенем спиртовки (т/б ) до выпаривания воды. Что наблюдаете? Объясните.

    Возьмите универсальную индикаторную бумагу, нанесите на неё стеклянной палочкой почвенный раствор. Сделайте вывод по результатам своих наблюдений.

    Опыт №3. Определение прозрачности воды .

    Практическая работа №4

    Признаки химических реакций

    Цель: рассмотреть примеры химических реакций и выявить их признаки.

    Оборудование: пробирки, медная проволока, спиртовка, оксид меди (II), раствор серной кислоты, мрамор, раствор соляной кислоты, растворы хлорида железа (III) и роданида калия, растворы сульфата натрия и хлорида бария.

    Инструкция по технике безопасности:

    Если зажечь спиртовку сразу же после снятия колпачка, загорается плёнка спирта на горлышке спиртовки как раз на том месте, где колпачок прилегает к горлышку. Пламя проникает под диск с трубкой, и пары спирта внутри резервуара загораются. Может произойти взрыв и выброс диска вместе с фитилём. Чтобы избежать этого, приподнимите на несколько секунд диск с фитилём для удаления паров. Если случится воспламенение паров, быстро отставьте в сторону предметы (тетрадь для практических работ) и позовите учителя. Зажжённую спиртовку нельзя переносить с места на место, нельзя также зажигать одну спиртовку непосредственно от другой. Для зажигания спиртовки пользуйтесь спичками. Гасить спиртовку можно только одним способом – накрыть пламя фитиля колпачком. Колпачок должен находиться всегда под рукой. Кислоты – едкие вещества. Разрушают и раздражают кожу, слизистые оболочки. Наливать кислоту надо так, чтобы при наклоне склянки этикетка, во избежание её порчи, оказывалась сверху. Соединения меди в виде пыли при попадании на кожу, особенно в местах микротравм, могут вызвать раздражения, привести к аллергии в лёгкой форме. Работать с соединениями бария нужно так, чтобы не допустить попадания их в рот, так как они токсичны. Для получения тяжёлого отравления достаточно дозы массой менее 0,5г. После завершения работы тщательно помыть руки с мылом под проточной водой.

    Первая помощь при порезах:

    а) в первую очередь, необходимо остановить кровотечение (давящая повязка, пережатие сосуда);

    б) если рана загрязнена, грязь удаляют только вокруг неё, но ни в коем случае – из глубинных слоёв раны. Кожу вокруг раны обеззараживают йодной настойкой или раствором бриллиантовой зелени;

    в) после обработки рану закрывают стерильной салфеткой так, чтобы перекрыть края раны, и плотно прибинтовывают обычным бинтом;

    г) после получения первой помощи обратиться в медпункт.

    Первая помощь при ожогах:

    Ожог первой степени обрабатывают этиловым спиртом, затем, для снятия болевых ощущений, глицерином и накладывают сухую стерильную повязку. Во всех остальных случаях накладывают стерильную повязку после охлаждения места ожога и обращаются в медпункт.

    Работаете по инструкции, приведённой в учебнике.

    Практическая работа №6

    Получение и свойства кислорода

    Цель: рассмотреть один из способов получения кислорода в лаборатории (разложением перманганата

    калия), изучить химические свойства кислорода, полученного в результате опыта.

    Оборудование: штатив лабораторный, кристаллический перманганат калия, пробирки, спиртовка,

    немного ваты, пробка с газоотводной трубкой, лучинка, спички, кусочек древесного угля , ложка

    для сжигания веществ, пробка.

    Инструкция по технике безопасности:

    Стекло – хрупкий материал, имеющий малое сопротивление при ударе и незначительную прочность при изгибе. Категорически запрещается использовать посуду, имеющую трещины и отбитые края. Если зажечь спиртовку сразу же после снятия колпачка, загорается плёнка спирта на горлышке спиртовки как раз на том месте, где колпачок прилегает к горлышку. Пламя проникает под диск с трубкой, и пары спирта внутри резервуара загораются. Может произойти взрыв и выброс диска вместе с фитилём. Чтобы избежать этого, приподнимите на несколько секунд диск с фитилём для удаления паров. Если случится воспламенение паров, быстро отставьте в сторону предметы (тетрадь для практических работ) и позовите учителя. Зажжённую спиртовку нельзя переносить с места на место, нельзя также зажигать одну спиртовку непосредственно от другой. Для зажигания спиртовки пользуйтесь спичками. Гасить спиртовку можно только одним способом – накрыть пламя фитиля колпачком. Колпачок должен находиться всегда под рукой. Опыт выполняется только с крупнокристаллическим перманганатом калия, так как его пыль вызывает раздражение слизистых оболочек дыхательных путей, кашель, головную боль. Для опыта берётся абсолютно сухая пробирка. При нагревании перманганата калия вам придётся передвигать спиртовку под ту часть пробирки, где соль ещё не разложилась. Обратите внимание, чтобы случайно не коснуться нагретой части пробирки холодным концом фитиля – пробирка может лопнуть и горячие твёрдые частицы просыплются на руку. Нельзя при этом спиртовку постоянно держать в руке. Подвинули и поставили. Положение спиртовки должно быть устойчивым.

    Первая помощь при порезах:

    а) в первую очередь, необходимо остановить кровотечение (давящая повязка, пережатие сосуда);

    б) если рана загрязнена, грязь удаляют только вокруг неё, но ни в коем случае – из глубинных слоёв раны. Кожу вокруг раны обеззараживают йодной настойкой или раствором бриллиантовой зелени;

    в) после обработки рану закрывают стерильной салфеткой так, чтобы перекрыть края раны, и плотно прибинтовывают обычным бинтом;

    г) после получения первой помощи обратиться в медпункт.

    Первая помощь при ожогах:

    Ожог первой степени обрабатывают этиловым спиртом, затем, для снятия болевых ощущений, глицерином и накладывают сухую стерильную повязку. Во всех остальных случаях накладывают стерильную повязку после охлаждения места ожога и обращаются в медпункт.

    Опыт №1.Получение и собирание кислорода.

    Опыт выполняйте по инструкции в учебнике.

    Опыт №2. Горение в кислороде древесного угля.

    Опыт выполняйте по инструкции в учебнике под буквой «а».

    Практическая работа №8

    Ионные реакции

    Цель: познакомиться с качественными реакциями на сульфат – и хлорид – ионы.

    Оборудование: растворы сульфата натрия и сульфата калия, хлорида бария, хлорида натрия, нитрата

    серебра, сульфата магния, карбоната аммония , пробирки.

    Инструкция по технике безопасности:

    Работать с соединениями бария нужно так, чтобы не допустить попадания их в рот, так как они токсичны. Для получения тяжёлого отравления достаточно дозы массой менее 0,5г. После завершения работы тщательно помыть руки с мылом под проточной водой. Все нитраты оказывают сжигающее действие на кожу и слизистые оболочки. Нитрат серебра (ляпис) разлагается под действием солнечного света. При попадании на кожу вызывает её потемнение. Кислоты – едкие вещества. Разрушают и раздражают кожу, слизистые оболочки. Наливать кислоту надо так, чтобы при наклоне склянки этикетка, во избежание её порчи, оказывалась сверху. Щёлочи – едкие вещества. Разрушают и раздражают кожу, слизистые оболочки. От них возможна полная потеря зрения. Аммиак, который будет выделяться при взаимодействии солей аммония со щелочами, очень хорошо растворим в воде, а значит и во влаге слизистой оболочки глаз. Может наступить их раздражение. Если это случилось – промыть глаза водой.

    Первая помощь при порезах:

    а) в первую очередь, необходимо остановить кровотечение (давящая повязка, пережатие сосуда);

    б) если рана загрязнена, грязь удаляют только вокруг неё, но ни в коем случае – из глубинных слоёв раны. Кожу вокруг раны обеззараживают йодной настойкой или раствором бриллиантовой зелени;

    в) после обработки рану закрывают стерильной салфеткой так, чтобы перекрыть края раны, и плотно прибинтовывают обычным бинтом;

    г) после получения первой помощи обратиться в медпункт.

    Первая помощь при отравлении солями бария:

    Промыть желудок 1% раствором сульфата натрия или сульфата магния.

    Первая помощь при попадании кислоты на кожу рук:

    Попавшие на кожу капли кислоты стряхните и тщательно смойте большим количеством воды, а затем обработайте поражённую поверхность 2% раствором питьевой соды.

    Опыт №1. Обнаружение сульфат – ионов SО 4 2-

    Опыт выполнять по инструкции в учебнике

    Опыт №2. Обнаружение хлорид – ионов Сl-

    Опыт выполнять по инструкции в учебнике.

    Опыт №3. Распознавание веществ.

    Даны вещества: хлорид бария, сульфат магния, карбонат аммония. Воспользовавшись таблицей 12, определите, с помощью каких ионов можно распознать следующие ионы: хлорид – ион, ион бария, сульфат – ион, карбонат – ион, ион аммония.

    Практическая работа №9

    Условия протекания химических реакций между растворами электролитов до конца

    Цель: выяснить условия протекания химических реакций между растворами электролитов до конца.

    Оборудование: пробирки, растворы сульфата меди (II), хлорида калия, сульфата алюминия , гидроксида натрия, фосфата натрия, хлорида бария, карбоната натрия, азотной кислоты, фенолфталеин, серной и соляной кислот.

    Инструкция по технике безопасности:

    Стекло – хрупкий материал, имеющий малое сопротивление при ударе и незначительную прочность при изгибе. Категорически запрещается использовать посуду, имеющую трещины и отбитые края. Работать с соединениями бария нужно так, чтобы не допустить попадания их в рот, так как они токсичны. Для получения тяжёлого отравления достаточно дозы массой менее 0,5г. После завершения работы тщательно помыть руки с мылом под проточной водой. Кислоты – едкие вещества. Разрушают и раздражают кожу, слизистые оболочки. Наливать кислоту надо так, чтобы при наклоне склянки этикетка, во избежание её порчи, оказывалась сверху. Щёлочи – едкие вещества. Разрушают и раздражают кожу, слизистые оболочки. От щелочей возможна полная потеря зрения.

    Первая помощь при порезах:

    а) в первую очередь, необходимо остановить кровотечение (давящая повязка, пережатие сосуда);

    б) если рана загрязнена, грязь удаляют только вокруг неё, но ни в коем случае – из глубинных слоёв раны. Кожу вокруг раны обеззараживают йодной настойкой или раствором бриллиантовой зелени;

    в) после обработки рану закрывают стерильной салфеткой так, чтобы перекрыть края раны, и плотно прибинтовывают обычным бинтом;

    г) после получения первой помощи обратиться в медпункт.

    Первая помощь при отравлении солями бария:

    Промыть желудок 1% раствором сульфата натрия или сульфата магния.

    Первая помощь при попадании кислоты на кожу рук:

    Попавшие на кожу капли кислоты стряхните и тщательно смойте большим количеством воды, а затем обработайте поражённую поверхность 2% раствором питьевой соды.

    Первая помощь при попадании щёлочи на кожу рук:

    Попавшие на кожу капли щёлочи стряхните и тщательно смойте большим количеством воды. а затем обработайте поражённую поверхность 2% раствором уксусной кислоты.

    Опыт №1. Условие первое – выпадение осадка.

    Опыт №2. Условие второе – выделение газа.

    Для опыта используется только карбонат натрия и раствор азотной кислоты.

    Опыт №3. Условие третье – образование воды как побочного продукта.

    Опыт выполняется по инструкции в учебнике.

    Практическая работа №1

    «Приемы обращения с лабораторным оборудованием».

    Дата: 21 02.2011г, 8 «а» класс.

    Образовательная цель : знать названия предметов лабораторного оборудования; освоить приемы обращения с лабораторным оборудованием.

    Развивающая цель: мышление через постановку вопросов в ходе работы и ответы на вопросы.

    Воспитательная цель : воспитывать коммуникативные отношения при работе в паре согласно инструкции; соблюдать дисциплину при выполнении работы.

    Оборудование : лабораторный штатив, спиртовка, посуда: пробирки, колбы, химические стаканы; фильтры, воронки, прибор для получения газов.

    Дидактический материал: инструкция для работы в паре; таблица «Правила техники безопасности при работе в химической лаборатории».

    Этапы

    Цель учителя

    Цель ученика

    Действия ученика

    Форма

    Результат

    1.Актуализация

    Включить учащихся в деятельность

    1.Принять цель

    2.Познакомится с планом работы

    1.Записывает тему урока.

    2.Участвует в обсуждении темы.

    Фронтальная, индивидуальная

    Учащиеся готовы к работе.

    2.Практическая работа №1.

    10мин.

    Знать названия предметов лабораторного оборудования; освоить приемы обращения с лабораторным оборудованием.

    1.Чертят таблицу в тетради.

    Индивидуальная.

    Таблица в тетради.

    2.1.Читают правила техники безопасности при работе в химической лаборатории на с.174 в учебнике.

    2.2.Сравнивают с правилами в инструкции.

    2.3..Задают вопросы.

    2.4.Раписываются в журнале по ТБ.

    Парная

    Ознакомлены с правилами по ТБ.

    3.1.Изучают устройство лабораторного штативы.

    3.2.Выполняют задание, указанное в инструкции.

    3.3.Делают схематический рисунок и подписывают части.

    Парная

    В таблице заполнены графы.

    2.3.Читают ст. «Использование лабораторного штатива».

    Выполняют описанные в ней действия.

    Парная

    Собран штатив и закреплена пробирка.

    3.1.Читают ст. «Приемы работы со спиртовкой».

    3.2.Оформляют таблицу.

    Парная

    В таблице заполнены графы.

    4.1.Читают ст. «Посуда».

    Парная

    В таблице заполнены графы.

    3.Рефлексия

    Соотнести цель с результатами работы на уроке.

    Определить своё место в уроке и оценить свою деятельность.

    Фронтальная

    Результат соответствует цели урока.

    4.Итог урока

    Оценить деятельность учащихся

    Самооценка

    Выставляют оценки в карту знаний.

    Фронтальная

    1.Устная оценка деятельности всех учащихся.

    2.Практическая работа оформлена в тетрадях.

    Инструкция для учащихся:

    1.Прочитай инструкцию по технике безопасности при работе в химической лаборатории на с.174-175.

    2.Обсудите вопросы, возникшие после чтения. Сформулируйте их для учителя. Задайте вопросы учителю.

    3.Распишитесь в журнале по ТБ.

    4.Начертите таблицу в тетради.

    5.На с. 175 прочтите текст «Устройство лабораторного штатива».

    6.Сделайте схематический рисунок и подпишите части.

    7.Используя текст «Использование лабораторного штатива» закрепите в лапке штатива пробирку под углом в 45 градусов и на расстоянии 15см от стола. Ответьте на вопрос: Как правильно расположить винт муфты на стержне штатива? Как правильно закрепить пробирку?

    8. Прочтите текст «Приемы работы со спиртовкой». Сделайте рисунок и подпишите части. Ответьте на вопросы: Как спиртовку зажигают? Как спиртовку гасят?

    9. Прочтите текст «Посуда». Сделайте рисунок, подпишите название. Ответьте на вопросы: Сколько должно быть жидкости в пробирке при перемешивании? Что запрещается? Когда используют воронку? Как готовят фильтр к фильтрованию? Какой объем жидкости должен быть в чашке для выпаривания? Как готовится прибор для получения газов к работе?

    10.Сделайте вывод по итогам работы.

    Таблица №1

    Название этапа работы

    Рисунок и название частей оборудования.

    Приемы работы с лабораторным оборудованием.

    Приемы работы с лабораторным штативом

    1.Винт, закрепляющий муфту находится справа от стержня штатива, а стержни лапки укреплялись бы так, чтобы их поддерживал не только винт, но и муфта.

    2.Пробирку закрепляют ближе к горлышку.

    3.Пробирка укреплена правильно, если ее можно повернуть в лапке без больших усилий.

    Приемы работы со спиртовкой

    1.Нельзя зажигать спиртовку от другой горящей спиртовки.

    2.Гасят спиртовку накрывая ее колпачком с боку.

    Приемы работы с посудой.

    1.Высота столбика жидкости при перемешивании растворов в пробирке не должна превышать 2 см.

    3.Фильтр перед употреблением смачивают.

    4.В чашку наливают 1/3 объёма для выпаривания.

    5.Проверить прибор на герметичность.

    Вывод: освоил приемы работы с лабораторным оборудованием.

    Цель урока: Уч-ся должны знать: названия приборов, правила Т.Б., правила работы с лабораторным оборудованием.

    Уч-ся должны уметь: применять приемы обращения на практике. Составлять отчет о проделанной работе.

    Оборудование: лабораторный штатив, спиртовка, спички, спирт, химическая посуда (пробирка, стакан и стеклянная палочка, колба, хим.воронка, фарфоровая чашка), фильтр; компьютер, экран.

    Тип урока : лабораторная работа.

    Ход урока :

    Деятельность уч-ля и уч-ся

    Вступительное слово учителя

    Ученики читают карту-инструкцию по ТБ

    Работа в тетради

    Ученик А. собирает разобранный штатив.Уч-ик Б.укрепляет в лапку пробирку в верт. Положении, отверстием вверх. Уч-ик В. На одно кольцо штатива необходимо положить сетку, на нее поставить стакан. На 2-ое кольцо установить фарф.чашку без сетки.

    Компьютерная модель (С D: виртуальная лаборатория)

    Учитель: потренируйтесь зажигать спиртовку

    Уч-ки: 3 зоны

    Зарисовать рис.30.стр107.

    Рис.31(в) стр108.

    Рис.31 (б) стр108.

    Уч-ки и Уч-ль

    Учитель пишет на доске

    «Химик требуется не такой, который только из одного чтения книг понял сию науку, но который собственным искусством в ней прилежно упражнялся» М.В. Ломоносов.» Слово о пользе химии 1751г».

    Кабинет химии необычный кабинет. Значит и требования к вам будут особенные.

    ПО ходу урока,мы с вами будем заполнять таблицу

    Лаб.оборудование

    Назначение

    2.Спиртовка

    3.Пробирка

    6.Хим.воронка

    7.Фарф.чашка

    Укрепление лаб.оборудования

    Нагревание

    Для различных химических операций(перемешивание)

    Переливание из широкогорлой посуду в сосуд с узким горлом

    Выпаривание

    Рис 28.стр.106(учебник)

    Рис.29.стр.107

    Рис.31.стр108(а,б,в.)

    Рис.33.стр109.

    Рис.35.стр110

    В процессе выполнения практических работ в химической лаборатории используются лаб.штатив и нагревательные приборы.

    Рассмотрим устройство лаб.штатива.

    Штатив служит для укрепления частей хим.установок.

    Состоит из массивной чугунной подставки, в которую ввинчен стержень. На стержне при помощи муфт укрепляют лапку и кольца.

    Многие хим. процессы могут быть ускорены нагреванием. Нагревательные приборы разделяются на электрические (печи, плитки) или горелки - спиртовые, бензиновые и газовые. В школьной хим. лаборатории применяют спиртовку.

    Рассмотрим строение спиртовки.

    Спиртовка состоит из сосуда (резервуара), в который налит спирт, фитиля, укрепленного в металлической трубке с диском и колпачка.

    Основные правила обращения со спиртовкой:

    1.Сначала необходимо снять колпачок

    2.Зажечь спичку и поднести к спиртовки

    3.Погасить спиртовку, только накрывая пламя колпачком или крышкой.

    Источником теплоты является пламя, чтобы рационально использовать топливо (спирт) нужно знать строение пламени.

    Рассмотрите пламя. Сколько зон можно выделить?

    Пламя имеет 3 зоны:

    1Темная зона - находится в нижней части пламени - негорячая.

    2За ней самая яркая часть - менее горячая.

    3Вверхней трети пламени спиртовки - самая горячая.

    Какой частью пламени следует пользоваться при нагревании?

    Верхней трети пламени спиртовки.

    Итак функция спиртовки - нагревание.

    Большинство опытов проводят в стеклянной посуде: пробирках, хим.стаканах, колбах. Во время опыта в них приходится перемешивать содержимое.

    Пробирка необходима для проведения большинства простейших опытов. Перемешивание растворов в пробирке производят быстрыми энергичными движениями (постукиваниями).

    Колба служит для проведения разнообразных хим.операций при нагревании.

    В колбе перемешивают круговыми движениями.

    Стакан с носиком служит для хранения жидких твердых веществ. В стакане перемешивают стеклянной палочкой с резиновым наконечником (зачем?)

    Для переливания из широкогорлой посуды в сосуд с узким горлом применяют воронку.

    Воронки используют и для фильтрования. В этом случае в воронку вкладывают бумажный фильтр. Изготовление фильтра.

    Для выпаривания используются фарфоровые чашки. Выпаривание применяют, когда нужно выделить растворенное вещество из раствора.

    Вывод: С каким лабораторным оборудованием вы познакомились на этом уроке? Чему вы научились на этом уроке?

    Произносят клятву химика

    Я, юный химик, перед лицом своих товарищей торжественно клянусь:

    Горячо любить уроки химии и никогда их не прогуливать.

    Помнить химические свойства любого вещества на Земле.

    Знать все 110 элементов Периодической системы наизусть.

    Порошкообразные вещества не просыпать.

    Жидкие не проливать.

    Газообразные не выпускать наружу.

    Не тратить зря спирт в спиртовке.

    Жить, учиться и химичить, как завещал великий Менделеев

    Клянусь! Клянусь! Клянусь!

    Правила техники безопасности при работе в химической лаборатории

    Карта-инструкция

    1. Проводите опыты лишь с теми веществами, которые указаны учителем. Не берите для опыта больше вещества, чем это необходимо.

    2. Строго выполняйте указанные учителем меры предосторожности, иначе может произойти несчастный случай.

    3. Не пробуйте вещества на вкус.

    4 .Твердые вещества берите из баночек только сухой ложкой. Наливайте жидкость и насыпайте твердые вещества в пробирку осторожно. Предварительно проверьте, не разбито ли у пробирке дно и не имеет ли она трещин.

    5 .При выяснении запаха веществ не подносите сосуд близко к лицу, ибо вдыхание паров и газов может вызвать раздражение дыхательных путей. Для ознакомления с запахом нужно ладонью руки сделать движение от отверстия сосуда к носу.(см.рис.)

    6. Нагревая пробирку с жидкостью, держите ее так, чтобы открытый

    конец ее был направлен в сторону и от самого себя, и от соседей.

    Произведите опыты только над столом.

    7.В случае ожога, пореза или попадание едкой и горячей жидкости

    на кожу или одежду немедленно обращайтесь к учителю.

    8 .Не приступайте к выполнению опыта, не зная, что и как нужно делать

    9 .Не загромождайте свое рабочее место предметами, которые не потребуются

    для выполнения опыта. Работайте спокойно, без суетливости,

    не мешая соседям.

    10 .Обращайтесь бережно с посудой, веществами и лабораторными принадлежностями.

    11 .Закончив работу, приведите рабочее место в порядок.