Войти
Образовательный портал. Образование
  • Что показывает коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами Обеспеченность обязательств финансовыми активами в бюджетном учреждении
  • Как приготовить классические вареники с творогом
  • Как сделать тесто для яблочной шарлотки Как приготовить шарлотку с яблоками песочное тесто
  • Отечественной войны 2 степени
  • День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады
  • Манная каша на молоке: пропорции и рецепты приготовления Манная каша 1 порция
  • Статью 20.2 коап. Сергей Шаров-Делоне Комментарий к ч.8 ст.20.2 КоАП и ст.212.1 УК РФ. Остаток нерассмотренных дел

    Статью 20.2 коап. Сергей Шаров-Делоне Комментарий к ч.8 ст.20.2 КоАП и ст.212.1 УК РФ. Остаток
 нерассмотренных дел

    (в ред. Федерального закона от 08.06.2012 N 65-ФЗ)

    1. Нарушение организатором публичного мероприятия установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи, -

    влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или обязательные работы на срок до сорока часов; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

    1.1. Вовлечение несовершеннолетнего в участие в несанкционированных собрании, митинге, демонстрации, шествии или пикетировании, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния, -

    влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей, или обязательные работы на срок от двадцати до ста часов, или административный арест на срок до пятнадцати суток; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей.

    (часть 1.1 введена Федеральным законом от 27.12.2018 N 557-ФЗ)

    2. Организация либо проведение публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия, за исключением случаев, предусмотренных частью 7 настоящей статьи, -

    влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей, или обязательные работы на срок до пятидесяти часов, или административный арест на срок до десяти суток; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от семидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

    3. Действия (бездействие), предусмотренные частями 1 и 2 настоящей статьи, повлекшие создание помех функционированию объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи, движению пешеходов и (или) транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры либо превышение норм предельной заполняемости территории (помещения), -

    влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей, или обязательные работы на срок до ста часов, или административный арест на срок до пятнадцати суток; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей.

    (часть 3 в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 258-ФЗ)

    4. Действия (бездействие), предусмотренные частями 1 и 2 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда здоровью человека или имуществу, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, -

    влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей, или обязательные работы на срок до двухсот часов, или административный арест на срок до двадцати суток; на должностных лиц - от двухсот тысяч до шестисот тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до одного миллиона рублей.

    (в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 258-ФЗ)

    5. Нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи, -

    влечет наложение административного штрафа в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или обязательные работы на срок до сорока часов.

    6. Действия (бездействие), предусмотренные частью 5 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда здоровью человека или имуществу, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, -

    влекут наложение административного штрафа в размере от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей, или обязательные работы на срок до двухсот часов, или административный арест на срок до пятнадцати суток.

    (в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 258-ФЗ)

    6.1. Участие в несанкционированных собрании, митинге, демонстрации, шествии или пикетировании, повлекших создание помех функционированию объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи, движению пешеходов и (или) транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры, -

    влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей, или обязательные работы на срок до ста часов, или административный арест на срок до пятнадцати суток; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.

    (часть 6.1 введена Федеральным законом от 21.07.2014 N 258-ФЗ)

    7. Организация либо проведение несанкционированных собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования в непосредственной близости от территории ядерной установки, радиационного источника или пункта хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ либо активное участие в таких публичных мероприятиях, если это осложнило выполнение работниками указанных установки, источника или пункта своих служебных обязанностей или создало угрозу безопасности населения и окружающей среды, -

    влечет наложение административного штрафа в размере от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток; на должностных лиц - от двухсот тысяч до шестисот тысяч рублей; на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.

    8. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частями 1 - 6.1 настоящей статьи, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния, -

    влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей, или обязательные работы на срок от сорока до двухсот часов, или административный арест на срок до тридцати суток; на должностных лиц - от двухсот тысяч до шестисот тысяч рублей; на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.

    1. Нарушение организатором публичного мероприятия установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи, -


    влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или обязательные работы на срок до сорока часов; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.


    2. Организация либо проведение публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия, за исключением случаев, предусмотренных частью 7 настоящей статьи, -


    влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей, или обязательные работы на срок до пятидесяти часов, или административный арест на срок до десяти суток; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от семидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.


    3. Действия (бездействие), предусмотренные частями 1 и 2 настоящей статьи, повлекшие создание помех функционированию объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи, движению пешеходов и (или) транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры либо превышение норм предельной заполняемости территории (помещения), -


    влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей, или обязательные работы на срок до ста часов, или административный арест на срок до пятнадцати суток; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей.


    4. Действия (бездействие), предусмотренные частями 1 и 2 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда здоровью человека или имуществу, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, -


    влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей, или обязательные работы на срок до двухсот часов, или административный арест на срок до двадцати суток; на должностных лиц - от двухсот тысяч до шестисот тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до одного миллиона рублей.


    5. Нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи, -


    влечет наложение административного штрафа в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или обязательные работы на срок до сорока часов.


    6. Действия (бездействие), предусмотренные частью 5 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда здоровью человека или имуществу, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, -


    влекут наложение административного штрафа в размере от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей, или обязательные работы на срок до двухсот часов, или административный арест на срок до пятнадцати суток.


    6.1. Участие в несанкционированных собрании, митинге, демонстрации, шествии или пикетировании, повлекших создание помех функционированию объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи, движению пешеходов и (или) транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры, -


    влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей, или обязательные работы на срок до ста часов, или административный арест на срок до пятнадцати суток; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.


    7. Организация либо проведение несанкционированных собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования в непосредственной близости от территории ядерной установки, радиационного источника или пункта хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ либо активное участие в таких публичных мероприятиях, если это осложнило выполнение работниками указанных установки, источника или пункта своих служебных обязанностей или создало угрозу безопасности населения и окружающей среды, -


    влечет наложение административного штрафа в размере от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток; на должностных лиц - от двухсот тысяч до шестисот тысяч рублей; на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.


    8. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частями 1 - 6.1 настоящей статьи, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния, -


    влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей, или обязательные работы на срок от сорока до двухсот часов, или административный арест на срок до тридцати суток; на должностных лиц - от двухсот тысяч до шестисот тысяч рублей; на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.

    1. Нарушение организатором публичного мероприятия установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частями 2-4 настоящей статьи, —

    влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или обязательные работы на срок до сорока часов; на должностных лиц — от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

    1.1. Вовлечение несовершеннолетнего в участие в несанкционированных собрании, митинге, демонстрации, шествии или пикетировании, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния, —

    влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей, или обязательные работы на срок от двадцати до ста часов, или административный арест на срок до пятнадцати суток; на должностных лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей.

    2. Организация либо проведение публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия, за исключением случаев, предусмотренных частью 7 настоящей статьи, —

    влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей, или обязательные работы на срок до пятидесяти часов, или административный арест на срок до десяти суток; на должностных лиц — от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц — от семидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

    3. Действия (бездействие), предусмотренные частями 1 и 2 настоящей статьи, повлекшие создание помех функционированию объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи, движению пешеходов и (или) транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры либо превышение норм предельной заполняемости территории (помещения), —

    влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей, или обязательные работы на срок до ста часов, или административный арест на срок до пятнадцати суток; на должностных лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей.

    4. Действия (бездействие), предусмотренные частями 1 и 2 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда здоровью человека или имуществу, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, —

    влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей, или обязательные работы на срок до двухсот часов, или административный арест на срок до двадцати суток; на должностных лиц — от двухсот тысяч до шестисот тысяч рублей; на юридических лиц — от четырехсот тысяч до одного миллиона рублей.

    5. Нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи, —

    влечет наложение административного штрафа в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или обязательные работы на срок до сорока часов.

    6. Действия (бездействие), предусмотренные частью 5 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда здоровью человека или имуществу, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, —

    влекут наложение административного штрафа в размере от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей, или обязательные работы на срок до двухсот часов, или административный арест на срок до пятнадцати суток.

    6.1. Участие в несанкционированных собрании, митинге, демонстрации, шествии или пикетировании, повлекших создание помех функционированию объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи, движению пешеходов и (или) транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры, —

    влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей, или обязательные работы на срок до ста часов, или административный арест на срок до пятнадцати суток; на должностных лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.

    7. Организация либо проведение несанкционированных собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования в непосредственной близости от территории ядерной установки, радиационного источника или пункта хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ либо активное участие в таких публичных мероприятиях, если это осложнило выполнение работниками указанных установки, источника или пункта своих служебных обязанностей или создало угрозу безопасности населения и окружающей среды, —

    влечет наложение административного штрафа в размере от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток; на должностных лиц — от двухсот тысяч до шестисот тысяч рублей; на юридических лиц — от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.

    8. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частями 1 — 6.1 настоящей статьи, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния, —

    влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей, или обязательные работы на срок от сорока до двухсот часов, или административный арест на срок до тридцати суток; на должностных лиц — от двухсот тысяч до шестисот тысяч рублей; на юридических лиц — от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.

    Комментарий к Ст. 20.2 КоАП РФ

    1. Согласно ст. 4 Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ к организации публичного мероприятия относятся:

    — оповещение возможных участников публичного мероприятия и подача уведомления о проведении публичного мероприятия в соответствующий орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления;

    — проведение предварительной агитации;

    — изготовление и распространение средств наглядной агитации;

    — другие действия, не противоречащие законодательству РФ, совершаемые в целях подготовки и проведения публичного мероприятия.

    Организатором публичного мероприятия могут быть один или несколько граждан РФ (организатором демонстраций, шествий и пикетирований — гражданин РФ, достигший возраста 18 лет, митингов и собраний — 16 лет), политические партии, другие общественные объединения и религиозные объединения, их региональные отделения и иные структурные подразделения, взявшие на себя обязательство по организации и проведению публичного мероприятия.

    Организатор публичного мероприятия в целях соблюдения установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования обязан:

    — подать в орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления уведомление о проведении публичного мероприятия в порядке, установленном ст. 7 Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ;

    — не позднее чем за три дня до дня проведения публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) информировать орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления в письменной форме о принятии (непринятии) его предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия;

    — обеспечивать соблюдение условий проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия или измененных в результате согласования с органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления;

    — требовать от участников публичного мероприятия соблюдения общественного порядка и регламента проведения публичного мероприятия, прекращения нарушения закона;

    — обеспечивать в пределах своей компетенции общественный порядок и безопасность граждан при проведении публичного мероприятия, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 19.06.2004 N 54-ФЗ, выполнять эту обязанность совместно с уполномоченным представителем органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления и уполномоченным представителем органа внутренних дел, выполняя при этом все их законные требования;

    — приостанавливать публичное мероприятие или прекращать его в случае совершения его участниками противоправных действий;

    — обеспечивать соблюдение установленной органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления нормы предельной заполняемости территории (помещения) в месте проведения публичного мероприятия;

    — принять меры по недопущению превышения указанного в уведомлении на проведение публичного мероприятия количества участников публичного мероприятия, если превышение количества таких участников создает угрозу общественному порядку и (или) общественной безопасности, безопасности участников данного публичного мероприятия или других лиц либо угрозу причинения ущерба имуществу;

    — обеспечивать сохранность зеленых насаждений, помещений, зданий, строений, сооружений, оборудования, мебели, инвентаря и другого имущества в месте проведения публичного мероприятия;

    — довести до сведения участников публичного мероприятия требование уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления о приостановлении или прекращении публичного мероприятия;

    — иметь отличительный знак организатора публичного мероприятия. Уполномоченное им лицо также обязано иметь отличительный знак;

    — требовать от участников публичного мероприятия не скрывать свое лицо, в том числе не использовать маски, средства маскировки, иные предметы, специально предназначенные для затруднения установления личности. Лица, не подчинившиеся законным требованиям организатора публичного мероприятия, могут быть удалены с места проведения данного публичного мероприятия.

    Организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок либо если с органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия.

    Уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия. При проведении пикетирования группой лиц уведомление о проведении публичного мероприятия может подаваться в срок не позднее трех дней до дня его проведения, а если указанные дни совпадают с воскресеньем и (или) нерабочим праздничным днем (нерабочими праздничными днями), — не позднее четырех дней до дня его проведения.

    Уведомление о пикетировании, осуществляемом одним участником, не требуется. Минимальное допустимое расстояние между лицами, осуществляющими указанное пикетирование, определяется законом субъекта РФ. Указанное минимальное расстояние не может быть более пятидесяти метров. Совокупность актов пикетирования, осуществляемого одним участником, объединенных единым замыслом и общей организацией, может быть признана решением суда по конкретному гражданскому, административному или уголовному делу одним публичным мероприятием.

    Порядок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия в орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления регламентируется соответствующим законом субъекта РФ.

    В уведомлении о проведении публичного мероприятия указываются:

    — цель публичного мероприятия;

    — форма публичного мероприятия;

    — место (места) проведения публичного мероприятия, маршруты движения участников, а в случае, если публичное мероприятие будет проводиться с использованием транспортных средств, информация об использовании транспортных средств;

    — дата, время начала и окончания публичного мероприятия;

    — предполагаемое количество участников публичного мероприятия;

    — формы и методы обеспечения организатором публичного мероприятия общественного порядка, организации медицинской помощи, намерение использовать звукоусиливающие технические средства при проведении публичного мероприятия;

    — фамилия, имя, отчество либо наименование организатора публичного мероприятия, сведения о его месте жительства или пребывания либо о месте нахождения и номер телефона;

    — фамилии, имена и отчества лиц, уполномоченных организатором публичного мероприятия выполнять распорядительные функции по организации и проведению публичного мероприятия;

    — дата подачи уведомления о проведении публичного мероприятия.

    Организатор публичного мероприятия в случае неисполнения им указанных обязанностей несет административную ответственность в соответствии с комментируемой статьей.

    2. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, рассматривают судьи на основании ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ.

    В соответствии с ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена комментируемой статьей, уполномочены составлять должностные лица органов внутренних дел (полиции). Перечень таких должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, утвержден Приказом МВД России от 05.05.2012 N 403.

    По административным правонарушениям, ответственность за которые предусмотрена комментируемой статьей, протоколы уполномочены составлять следующие должностные лица ОВД: дежурный по органу управления, соединению (управления дивизий и отдельных бригад, бригады, входящие в состав оперативно-территориальных объединений (региональных командований, региональных управлений и других видов оперативно-территориальных объединений внутренних войск МВД России) или непосредственно подчиненные главнокомандующему внутренними войсками МВД России, воинской части (центры, полки, отряды, отдельные батальоны (дивизионы, авиационные эскадрильи), отдельные войсковые (специальные) комендатуры, отдельные роты, воинские части обеспечения деятельности внутренних войск МВД России (учебные, связи и другие), учреждения (медицинские, научные и другие), входящие в состав соединений или непосредственно подчиненные командующему войсками регионального командования, главнокомандующему внутренними войсками МВД России) и др.

    Привлечение к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное ч. 1 комментируемой статьи, производится при наличии следующего состава.

    Объективная сторона — действие или бездействие, выражающееся в нарушении установленных законодательством норм, регламентирующих порядок организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных ч. ч. 2 — 4 комментируемой статьи.

    При оценке наличия состава правонарушения следует учитывать соблюдение порядка организации и проведения публичных мероприятий органов, дающих разрешение на проведение таких мероприятий.

    Так, по рассмотрению дела о привлечении к ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 20.2 КоАП РФ, за нарушение организатором публичного мероприятия установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, производство по делу было прекращено на основании , поскольку имело место несоблюдение местной администрацией порядка согласования времени и места проведения публичного мероприятия. Основанием для вынесения в отношении гражданина постановления о назначении административного наказания послужил тот факт, что он провел несанкционированное публичное мероприятие (см. подробнее: Постановление Верховного Суда РФ от 19.08.2013 N 41-АД13-6).

    3. Привлечение к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное ч. 2 комментируемой статьи, производится при наличии следующего состава.

    Субъект правонарушения — организатор публичного мероприятия.

    Объект правонарушения — общественный порядок и общественная безопасность.

    Объективная сторона — бездействие, выражающееся в организации либо проведении публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия, за исключением случаев, предусмотренных ч. 7 комментируемой статьи.

    Субъективная сторона — наличие вины.

    При оценке наличия состава правонарушения следует учитывать характер проведения таких мероприятий.

    Так, по административной жалобе с требованием об отмене актов о привлечении к ответственности производство по делу прекращено в связи с отсутствием в действиях лица состава административного правонарушения. Гражданин был привлечен к административной ответственности на том основании, что, являясь организатором публичного мероприятия, в нарушение требований законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях, не подал уведомление о проведении публичного мероприятия в уполномоченный орган (см. подробнее: Постановление Верховного Суда РФ от 12.08.2013 N 11-АД13-7).

    4. Части 3 и 4 комментируемой статьи предусматривают ответственность при наличии последствий в результате совершения действий (бездействий), предусмотренных ч. ч. 1 и 2 настоящей статьи. Такими последствиями являются:

    — создание помех движению пешеходов или транспортных средств;

    — превышение норм предельной заполняемости территории (помещения);

    — причинение вреда здоровью человека или имуществу (если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния).

    Мера ответственности в таких случаях назначается более ужесточенная.

    Привлечение к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное ч. 5 комментируемой статьи, производится при наличии следующего состава:

    Субъект правонарушения — участник публичного мероприятия.

    Объект правонарушения — общественный порядок и общественная безопасность.

    Объективная сторона — действие, выражающееся в нарушении участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных ч. 6 настоящей статьи.

    Субъективная сторона — наличие вины.

    Участниками публичного мероприятия признаются граждане, члены политических партий, члены и участники других общественных объединений и религиозных объединений, добровольно участвующие в нем.

    Во время проведения публичного мероприятия его участники обязаны:

    — выполнять все законные требования организатора публичного мероприятия, уполномоченных им лиц, уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления и сотрудников органов внутренних дел;

    — соблюдать общественный порядок и регламент проведения публичного мероприятия;

    — соблюдать требования по обеспечению транспортной безопасности и безопасности дорожного движения, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, если публичное мероприятие проводится с использованием транспортных средств.

    Участники публичных мероприятий не вправе:

    — скрывать свое лицо, в том числе использовать маски, средства маскировки, иные предметы, специально предназначенные для затруднения установления личности;

    — иметь при себе оружие или предметы, используемые в качестве оружия, взрывчатые и легковоспламеняющиеся вещества, иметь при себе и (или) распивать алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе;

    — находиться в месте проведения публичного мероприятия в состоянии опьянения.

    Нарушение указанных обязанностей характеризуют объективную сторону правонарушения.

    Частью 6 комментируемой статьи предусмотрены более жесткие санкции в случае наличия последствий в виде причинения вреда здоровью человека или имуществу (если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния).

    5. Привлечение к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное ч. 7 комментируемой статьи, производится при наличии следующего состава.

    Субъект правонарушения — участник или организатор публичного мероприятия.

    Объект правонарушения — общественный порядок и общественная безопасность.

    Объективная сторона — действие, выражающееся в организации либо проведении несанкционированных собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования в непосредственной близости от территории ядерной установки, радиационного источника или пункта хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ либо активное участие в таких публичных мероприятиях. При этом ответственность наступает в случае, если такие действия осложнили выполнение работниками указанных установки, источника или пункта своих служебных обязанностей или создало угрозу безопасности населения и окружающей среды.

    Субъективная сторона — наличие вины.

    Итак, согласно ч.8 ст.20.2 КоАП РФ к штрафу от 150 000 руб. до 300 000 руб., или обязательным работам на срок от сорока до двухсот часов, или к административному аресту на срок до тридцати суток могут быть привлечены граждане, повторно совершившие однородные правонарушения (т.е. подвергнутые наказанию по одной и той же статье и ее части КоАП, например, по ч.5 ст.20.2). Повторными согласно п.2 ч.1 ст.4.3 КоАП считается однородное административное правонарушение, совершенное в период, когда действует наказание за предыдущее правонарушение. Этот период, согласно ст.4.6 КоАП считается равным одному году.

    Таким образом, если у вас есть административка по, например, ч.5 ст.20.2 КоАП, и вас второй раз осудили по той же части той же статьи в течении целого года, то вам могут впаять штраф до 300 000 руб. или посадить на 30 суток.

    Иная картина с уголовной статьей 212.1. Здесь необходимо третье нарушение по ст.20.2 КоАП в течении 180 дней (т.е., грубо говоря, полу-года), но, согласно ст.212.1, совершенно неважно по какой части этой статьи вы были осуждены предыдущие два раза, т.е., строго говоря, «орднородность правонарушения» здесь сильно размыта. И если у вас есть уже нарушения, например по ч.2 ст.20.2 и по ч.5 ст.20.2 КоАП, то при следующем в течении 180 дней правонарушении по любой части ст.20.2 вы уже подпадаете под действие ст.212.1 УК РФ.

    Да, и к слову, могут впаять штраф в размере от шестисот тысяч до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного вашего дохода за период от двух до трех лет, либо покарать обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишить свободы, т.е. посадить в ИК на тот же срок - на 5 (ПЯТЬ!) лет.

    Справка. ч.8 ст.20.2 КоАП РФ.

    Статья 20.2. Нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования

    1. Нарушение организатором публичного мероприятия установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи, -влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или обязательные работы на срок до сорока часов; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

    2. Организация либо проведение публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия, за исключением случаев, предусмотренных частью 7 настоящей статьи, -влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей, или обязательные работы на срок до пятидесяти часов, или административный арест на срок до десяти суток; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от семидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

    3. Действия (бездействие), предусмотренные частями 1 и 2 настоящей статьи, повлекшие создание помех функционированию объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи, движению пешеходов и (или) транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры либо превышение норм предельной заполняемости территории (помещения), -влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей, или обязательные работы на срок до ста часов, или административный арест на срок до пятнадцати суток; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей.

    4. Действия (бездействие), предусмотренные частями 1 и 2 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда здоровью человека или имуществу, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, -влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей, или обязательные работы на срок до двухсот часов, или административный арест на срок до двадцати суток; на должностных лиц - от двухсот тысяч до шестисот тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до одного миллиона рублей.

    5. Нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи, -влечет наложение административного штрафа в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или обязательные работы на срок до сорока часов.

    6. Действия (бездействие), предусмотренные частью 5 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда здоровью человека или имуществу, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, -влекут наложение административного штрафа в размере от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей, или обязательные работы на срок до двухсот часов, или административный арест на срок до пятнадцати суток.

    6.1. Участие в несанкционированных собрании, митинге, демонстрации, шествии или пикетировании, повлекших создание помех функционированию объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи, движению пешеходов и (или) транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры, -влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей, или обязательные работы на срок до ста часов, или административный арест на срок до пятнадцати суток; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.

    7. Организация либо проведение несанкционированных собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования в непосредственной близости от территории ядерной установки, радиационного источника или пункта хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ либо активное участие в таких публичных мероприятиях, если это осложнило выполнение работниками указанных установки, источника или пункта своих служебных обязанностей или создало угрозу безопасности населения и окружающей среды, -влечет наложение административного штрафа в размере от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток; на должностных лиц - от двухсот тысяч до шестисот тысяч рублей; на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.

    8. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частями 1 - 6.1 настоящей статьи, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния, -

    влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей, или обязательные работы на срок от сорока до двухсот часов, или административный арест на срок до тридцати суток; на должностных лиц - от двухсот тысяч до шестисот тысяч рублей; на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.

    Cтатья 212.1. Неоднократное нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования

    Нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, если это деяние совершено неоднократно, -

    наказывается штрафом в размере от шестисот тысяч до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на тот же срок.

    Примечание. Нарушением установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, совершенным лицом неоднократно, признается нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, если это лицо ранее привлекалось к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьей 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, более двух раз в течение ста восьмидесяти дней.

    Обобщение судебной практики по рассмотрению административных дел, связанных с привлечением к ответственности лиц за нарушения, совершенные при реализации права на митинги, шествия, демонстрации и пикетирования

    В соответствии с планом работы Железнодорожного районного суда г. Барнаула на первое полугодие 2013 года проведено обобщение судебной практики рассмотрения административных дел, связанных с привлечением к ответственности лиц за нарушения, совершенные при реализации права на митинги, шествия, демонстрации и пикетирования.

    Целью данного обобщения является анализ судебной практики рассмотрения административных дел, связанных с привлечением к ответственности лиц за нарушения, совершенные при реализации права на митинги, шествия, демонстрации и пикетирования, рассмотренные мировыми судьями судебных участков Железнодорожного района г. Барнаула за период с 01.01.2011 года по 31.12.2012 года.

    Ответственность за нарушения порядка организации либо проведения собраний, митингов, демонстраций, шествий или пикетирования предусмотрена статьей 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ). Дела об административных правонарушениях, предусмотренные ст. 20.2 КоАП РФ, за анализируемый период – с 01.01.2011 г. по 31.12.2012 г. рассматривались мировыми судьями судебных участков.

    Начиная с 1 января 2013 года, в связи с вступлением в силу подпункта «б» пункта 11 статьи 1 Федерального закона от 08.06.2012 г. № 65-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», дела об административных правонарушениях, предусмотренные ст. 5.38 КоАП РФ «Нарушение законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании, ст. 20.2 КоАП РФ «Нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования» отнесены к подсудности судей районных судов.

    Объектом посягательства соответствующих административных правонарушений являются общественные отношения в сфере охраны общественного порядка и общественной безопасности.

    2) не позднее чем за три дня до дня проведения публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) информировать орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в письменной форме о принятии (непринятии) его предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия;

    3) обеспечивать соблюдение условий проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия или измененных в результате согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления;

    4) требовать от участников публичного мероприятия соблюдения общественного порядка и регламента проведения публичного мероприятия, прекращения нарушения закона;

    5) обеспечивать в пределах своей компетенции общественный порядок и безопасность граждан при проведении публичного мероприятия, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», выполнять эту обязанность совместно с уполномоченным представителем органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления и уполномоченным представителем органа внутренних дел, выполняя при этом все их законные требования;

    6) приостанавливать публичное мероприятие или прекращать его в случае совершения его участниками противоправных действий;

    7) обеспечивать соблюдение установленной органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления нормы предельной заполняемости территории (помещения) в месте проведения публичного мероприятия, принять меры по недопущению превышения указанного в уведомлении на проведение публичного мероприятия количества участников публичного мероприятия, если превышение количества таких участников создает угрозу общественному порядку и (или) общественной безопасности, безопасности участников данного публичного мероприятия или других лиц либо угрозу причинения ущерба имуществу;

    8) обеспечивать сохранность зеленых насаждений, помещений, зданий, строений, сооружений, оборудования, мебели, инвентаря и другого имущества в месте проведения публичного мероприятия;

    9) довести до сведения участников публичного мероприятия требование уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления о приостановлении или прекращении публичного мероприятия;

    10) иметь отличительный знак организатора публичного мероприятия. Уполномоченное им лицо также обязано иметь отличительный знак;

    11) требовать от участников публичного мероприятия не скрывать свое лицо, в том числе не использовать маски, средства маскировки, иные предметы, специально предназначенные для затруднения установления личности. Лица, не подчинившиеся законным требованиям организатора публичного мероприятия, могут быть удалены с места проведения данного публичного мероприятия.

    Организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок либо если с органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия.

    Организатор публичного мероприятия в случае неисполнения им обязанностей, предусмотренных частью 4 настоящей статьи, несет гражданско-правовую ответственность за вред, причиненный участниками публичного мероприятия. Возмещение вреда осуществляется в порядке гражданского судопроизводства.

    Участниками публичного мероприятия признаются граждане, члены политических партий, члены и участники других общественных объединений и религиозных объединений, добровольно участвующие в нем (ст. 6 Федерального закона РФ от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях"

    Во время проведения публичного мероприятия его участники обязаны:

    1) выполнять все законные требования организатора публичного мероприятия, уполномоченных им лиц, уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления и сотрудников органов внутренних дел;

    2) соблюдать общественный порядок и регламент проведения публичного мероприятия;

    3) соблюдать требования по обеспечению транспортной безопасности и безопасности дорожного движения, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, если публичное мероприятие проводится с использованием транспортных средств.

    Во вторую и третью группы составов правонарушений, предусмотренных ст. 20.2 КоАП РФ, входят нарушения порядка проведения собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирований.

    Указанные правонарушения могут быть совершены путем:

    а) несоблюдения обозначенных в уведомлении цели, формы и места проведения, времени начала и окончания, предполагаемого количества участников мероприятия и др.;

    б) нарушения общественного порядка и безопасности в ходе проведения мероприятия;

    в) ношения участниками мероприятия специально подготовленных или приспособленных предметов, могущих быть использованными против жизни и здоровья людей, для причинения материального ущерба государственным, общественным организациям и гражданам;

    г) неповиновения законным требованиям организатора публичного мероприятия, уполномоченных им лиц, уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления и сотрудников органов внутренних дел;

    д) нарушения регламента проведения публичного мероприятия, т.е. требований документа, содержащего повременное расписание (почасовой план) основных этапов проведения публичного мероприятия с указанием лиц, ответственных за проведение каждого этапа.

    К административной ответственности за нарушение порядка проведения собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирований могут привлекаться как организаторы, так и участники указанных акций.

    Составы правонарушений четвертой группы , предусмотренных ст. 20.2 КоАП РФ , характеризуются обязательными квалифицирующими признаками (условиями). Во-первых, это несанкционированное массовое мероприятие. Во-вторых, организация, проведение, а равно активное участие в массовой акции происходят в непосредственной близости от территории объекта, связанного с атомной энергией. При этом признак непосредственной близости следует понимать как проведение массовой акции на границе или рядом с ограждающими (защищающими) соответствующий объект устройствами, например стеной, забором, полосой безопасности, контрольно-пропускными пунктом. В-третьих, проведение массовой акции приводит к осложнению выполнения персоналом названных в комментируемой статье объектов служебных обязанностей или создает угрозу безопасности населения и окружающей среды. В-четвертых, квалифицирующий признак состава рассматриваемых правонарушений связан с участием в указанных акциях, причем административная ответственность может наступить только при активных действиях участников массовых мероприятий, которые характеризовались выше.

    Согласно ч. 3.1 ст. 8 упомянутого выше Федерального закона от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ порядок проведения публичного мероприятия на объектах транспортной инфраструктуры, используемых для транспорта общего пользования и не относящихся к местам, в которых проведение публичного мероприятия в соответствии с ч. 2 ст. 8 Закона запрещено, определяется законом субъекта РФ с учетом требований упомянутого выше Закона, а также требований по обеспечению транспортной безопасности и безопасности дорожного движения.

    Таким образом, кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (части 4 , и 7 статьи 20.2) предусматривает более строгие меры ответственности за указанные в части 2 статьи 20.2 действия, если они повлекли наступление общественно опасных (общественно вредных) последствий в виде создания помех движению пешеходов или транспортных средств либо превышения норм предельной заполняемости территории (помещения), причинения вреда здоровью человека или имуществу (если в этих действиях не содержится уголовно наказуемого деяния), а также если данные действия были совершены в непосредственной близости от территории ядерной установки, радиационного источника или пункта хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ и это осложнило выполнение работниками указанных установки, источника или пункта своих служебных обязанностей или создало угрозу безопасности населения и окружающей среды.

    Как отметил Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 14 февраля 2013 года N 4-П, возложение на организатора публичного мероприятия обязанности подать предварительное уведомление о проведении публичного мероприятия преследует цель заблаговременно довести до соответствующих органов публичной власти необходимую информацию о форме, месте (маршруте движения), времени начала и окончания публичного мероприятия, предполагаемом количестве его участников, способах (методах) обеспечения общественного порядка и организации медицинской помощи, а также об организаторах и лицах, уполномоченных выполнять распорядительные функции по организации и проведению публичного мероприятия; в противном случае органы публичной власти, не имея адекватного представления о планируемом публичном мероприятии, его характере и масштабах, лишаются реальной возможности исполнить возложенную на них статьей 2 Конституци и Российской Федерации, обязанность по соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина и принять необходимые меры, в том числе профилактические и организационные, направленные на обеспечение безопасных как для самих участников публичного мероприятия, так и для иных лиц условий проведения публичного мероприятия.

    Из этого же исходит и Европейский Суд по правам человека, по мнению которого уведомительный (и даже разрешительный) порядок организации публичного мероприятия обычно не посягает на существо права на свободу собраний и не является несовместимым со статьей 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод; он не только позволяет примирить это право, в частности, с правом на свободное передвижение и законными интересами других лиц, но и служит предотвращению беспорядков и преступлений, а также дает возможность властям принять разумные и целесообразные меры для обеспечения надлежащего проведения любого собрания, митинга или иного мероприятия политического, культурного и иного характера; при этом Европейский Суд по правам человека полагает, что перед ним не стоит задача стандартизации существующих в Европе систем, к числу которых относится и российский порядок, определяемый как уведомление и согласование (постановления от 5 декабря 2006 года по делу "Оя Атаман (Oya Ataman) против Турции", от 18 декабря 2007 года по делу "Нуреттин Альдемир (Nurettin Aldemir) и другие против Турции", от 7 октября 2008 года по делу "Мольнар (Molnar) против Венгрии" и от 10 июля 2012 года по делу "Берладир и другие против России").

    Следовательно, признание деяния, предусмотренного ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ, общественно опасным имеет под собой объективные основания, которые заключаются в том, что данное деяние создает угрозу нарушения прав и свобод граждан, поскольку затрудняет принятие органами публичной власти адекватных мер предупреждения и предотвращения нарушений общественного порядка и безопасности, прав и свобод граждан.

    Таким образом, в соответствии с определением Конституционного Суда Российской Федерации от 04.04.2013 г. № 485-О ч. 2 ст. 20.2 КоАП Российской Федерации сама по себе не может рассматриваться как нарушающая конституционные права граждан.

    За период с 01.01.2011 г. по 31.12.2012 г. мировыми судьями судебных участков Железнодорожного района г.Барнаула всего рассмотрено 37 административных дел, связанных с нарушением установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования (ст. 20.2 КоАП РФ), из них: 10 лиц подвергнуто административному наказанию, 8 постановлений обжаловано в апелляционном порядке, 2 дела указанной категории рассмотрены в порядке надзора.

    Все дела рассмотрены в установленные законом сроки. Качество рассмотрения административных дел указанной категории за период с 01.01.2011 по 31.12.2012 г. по данным апелляционной и надзорной инстанций составило 100%.

    Для удобства данные сведения приводятся в таблице 1 и таблице 2.

    Таблица 1. Сведения о количестве административных дел, связанных с нарушением установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования (ст. 20.2 КоАП РФ), рассмотренных мировыми судьями судебных участков Железнодорожного района г. Барнаула за период с 01.01. 2011 г. по 31.12.2011 г.

    г. Барнаула

    Поступило

    Рассмотрено

    Направлено по подсудности

    Остаток нерассмотренных дел

    штраф

    обязательные работы

    без изменения

    отменено или изменено

    Таблица 2. Сведения о количестве административных дел, связанных с нарушением установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования (ст. 20.2 КоАП РФ), рассмотренных мировыми судьями судебных участков Железнодорожного района г. Барнаула за период с 01.01. 2012 г. по 31.12.2012 г.

    Судебный участок Железнодорожного района

    г.Барнаула

    Поступило

    Рассмотрено

    Возвращено для устранения недостатков

    Подвергнуто административному наказанию

    Направлено по подсудности

    Прекращено производство

    Обжаловано в апелляционном порядке

    Рассмотрено в порядке надзора

    штраф

    обязательные работы

    без изменения

    отменено или изменено

    Исходя из статистической информации, представленной мировыми судьями судебных участков Железнодорожного района г. Барнаула, административные дела по нарушениям установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования (ст. 20.2 КоАП РФ) за период с 01.01.2011 года по 31.12.2012 года рассмотрены только мировым судьей судебного участка № 1 Железнодорожного района г. Барнаула.

    При рассмотрении мировым судьей выяснялся вопрос о наличии в действиях лица соответствующего административного правонарушения, а именно составляли ли действия данного лица одно из тех публичных мероприятий, указанных в Федеральном законе "О собраниях, митингах, шествиях и пикетированиях", для проведения которых данный Федеральный закон требует предварительное уведомление органов публичной власти в соответствии с установленным порядком и сроками, указанными в законе, выполняло ли лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, организационно-распорядительные функции по организации или проведению публичного мероприятия, и в силу статей 24.1 , 26.1 , 26.11 и 29.10 того же Кодекса, конкретизирующих конституционные гарантии государственной, в том числе судебной, защиты прав и свобод человека и гражданина (статьи 45 и Конституции Российской Федерации).

    Приведем несколько примеров, из практики рассмотрения указанных административных дел.

    Кудряшова Н.Н. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.2. КоАП РФ и подвергнута наказанию в виде административного штрафа в размере 1000 рублей.

    По делу установлено, что 12.03.2011 г. Кудряшова Н.Н. в адрес администрации г. Барнаула по почте направила письменное уведомление о намерении провести пикет 16.03.2011 г. в период с 10-00 час. до 11-30 час. возле памятника Ленину В.И. у здания администрации Алтайского края, расположенной по адресу: Алтайский край, г. Барнаул, пр. Ленина, 59, которое получено адресатом в день проведения пикета. Кроме того, аналогичное уведомление было опущено в почтовый ящик для обращения в администрацию Алтайского края.

    В силу ч. 2 ст. 7 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» порядок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления регламентируется соответствующим законом субъекта Российской Федерации.

    Согласно ч. 1 ст. 5 Закона Алтайского края от 31.12.2004 г. № 76-ЗС «О порядке проведения собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований на территории Алтайского края» уведомление о проведении публичного мероприятия регионального или местного значения подается его организатором в письменной форме в администрацию городского округа или муниципального района, на территории которого планируется проведение такого мероприятия. Уведомление о проведении публичного мероприятия регистрируется в день его получения уполномоченным должностным лицом соответствующей администрации в специальной книге учета уведомлений о проведении публичных мероприятий. Дата, время и номер регистрации указывается на копии соответствующего уведомления, остающейся у организатора. При подаче уведомления организатором представляются документы, подтверждающие право быть организатором публичного мероприятия в соответствии со ст. 3 настоящего Закона (для физического лица – паспорт гражданина Российской Федерации). Данные документы проверяются уполномоченным должностным лицом соответствующей администрации и в день подачи уведомления возвращаются лицу, их предъявившему. Таким образом, Кудряшова Н.Н. в установленный законом срок должна была подать в администрацию городского округа в письменной форме уведомление о проведении публичного мероприятия, представив при этом документ, подтверждающий право быть организатором публичного мероприятия, а не направлять указанное уведомление посредством почтовой связи.

    Мировым судьей правильно сделан вывод о нарушении Кудряшовой Н.Н. установленного порядка организации пикетирования, независимо от фактического получения адресатом уведомления о проведении публичного мероприятия.

    Решением судьи Железнодорожного районного суда г. Барнаула от 23.06.2011 г. постановление мирового судьи оставлено без изменения.

    Постановлением заместителя председателя Алтайского краевого суда от 11.01.2012 г. постановление мирового судьи и решение районного суда оставлены без изменения.

    Мировым судьей судебного участка № 1 Железнодорожного района г. Барнаула Ганов К.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 500 рублей.

    По делу установлено, что 24.12.2011 г. в период времени с 11-30 час. до 15-30 час. у здания администрации Алтайского края, расположенного по адресу: г. Барнаул, пр. Ленина, 59, было согласовано проведение публичного мероприятия – пикетирования, организатором которого являлся Жданов А.Ф., с целью привлечения внимания общественности к усилению боевой мощи Вооруженных Сил Российской Федерации. 24.12.2011 г. в период времени с 11-30 час. до 12-30 час. у здания администрации Алтайского края, расположенного по адресу: г. Барнаул, пр. Ленина, 59, Ганов К.А., будучи участником несанкционированного публичного мероприятия – митинга, и добровольно находясь в группе граждан с плакатом, на котором были написаны лозунги по вопросам, отличным от целей заявленного 24.12.2011 г. публичного мероприятия – пикетирования, оказал неповиновение законным требованиям сотрудников полиции, находящихся при исполнении обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности в указанном месте, выразившееся в том, что отказался выполнить требования сотрудников полиции о прекращении участия в указанном митинге, неоднократно повторенные на протяжении всего митинга посредством громкоговорящей аппаратуры. Указанное публичное мероприятие проводилось с нарушением требований Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», поскольку согласования на проведение митинга у здания администрации Алтайского края не имелось.

    При рассмотрении дела фактические обстоятельства мировым судьей установлены полно и всесторонне, подтверждаются представленными доказательствами, исследованными в ходе судебного заседания, которым судья в постановлении о привлечении Ганова К.А. к ответственности дал правильную оценку.

    Законность и обоснованность постановления мирового судьи судебного участка № 1 Железнодорожного района г. Барнаула от 08.02.2012 г. подтверждены решением судьи Железнодорожного районного суда г. Барнаула от 28.02.2012 г. в порядке апелляционного рассмотрения.

    Надзорной инстанцией указанное постановление мирового судьи и решение судьи Железнодорожного районного суда г. Барнаула оставлены без изменения.

    Мировым судей судебного участка № 1 Железнодорожного района г. Барнаула Абесадзе Д.К. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 500 рублей.

    По делу установлено, что 24.12.2011 г. в период времени с 11-30 час. до 15-30 час. у здания администрации Алтайского края, расположенного по адресу: г. Барнаул, пр. Ленина, 59, было согласовано проведение публичного мероприятия – пикетирования, организатором которого являлся Жданов А.Ф., с целью привлечения внимания общественности к усилению боевой мощи Вооруженных Сил Российской Федерации. 24.12.2011 г. в период времени с 11-30 час. до 12-30 час. у здания администрации Алтайского края, расположенного по адресу: г. Барнаул, пр. Ленина, 59, Абесадзе Д.К., будучи участником несанкционированного публичного мероприятия – митинга, и добровольно находясь в группе граждан, используя звукоусиливающее техническое устройство, высказывал свою гражданскую позицию на тему перевыборов и выкрикивал лозунги. Указанное публичное мероприятие проводилось с нарушением требований Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», поскольку согласования на проведение митинга у здания администрации Алтайского края не имелось. Сотрудники полиции посредством громко-усилительной аппаратуры неоднократно публично уведомили о незаконности митинга всех участвующих лиц, в том числе и Абесадзе Д.К. При этом, требования исходили от сотрудников полиции, осуществляющих в соответствии со ст. ст. 2, 12 Федерального закона РФ от 07.02.2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, а также предотвращение и пресечение административных правонарушений, однако Абесадзе Д.К. продолжил свое участие в указанном митинге, тем самым нарушил установленный порядок проведения митингов.

    При рассмотрении дела фактические обстоятельства мировым судьей установлены полно и всесторонне, подтверждаются представленными доказательствами, исследованными в ходе судебного заседания, которым судья в постановлении о привлечении Абесадзе Д.К. к ответственности дал правильную оценку.

    Судья Железнодорожного районного суда г. Барнаула при рассмотрении дела в апелляционном порядке решением от 04.05.2012 г. признал вывод мирового судьи о наличии в действиях Абесадзе Д.К. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ, правильным. Указанное постановление мирового судьи решением суда апелляционной инстанции оставлено без изменения.

    Надзорная жалоба Абесадзе Д.К. постановлением заместителя председателя Алтайского краевого суда от 15.06.2012 г. оставлена без удовлетворения, а постановление мирового судьи и решение судьи районного суда оставлены без изменения.

    Мировым судьей судебного участка № 1 Железнодорожного района г. Барнаула производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ в отношении Банушкина М.В. прекращено, в связи с отсутствием в деянии состава правонарушения.

    По делу установлено, что 10.12.2011 в период времени с 12-00 час. до 14-00 час. Банушкин М.В. принимал участие в публичном мероприятии с целью выражения мнения по поводу проходивших 04.12.2011 г. выборов в Государственную Думу РФ, имел плакат, на котором было написано: «Фальсификации НЕТ, Выборам ДА», никаких призывов к противоправной деятельности не выдвигал, общественного порядка не нарушал.

    Из содержания диспозиции ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ следует, что состав правонарушения образует несоблюдение порядка проведения публичного мероприятия. Субъектом указанного правонарушения является организатор публичного мероприятия либо его участник. Согласно показаниям свидетелей и имеющимся в деле доказательствам не усматривается, что Банушкин М.В. являлся организатором публичного мероприятия и что его действия были направлены на организацию и проведение публичного мероприятия. Кроме того, не представлено доказательств того, что Банушкин В.М. не выполнил обязанности, предусмотренные ст. 6 Федерального закона № 54-ФЗ, нарушил общественный порядок и регламент проведения публичного мероприятия, либо требования по обеспечению транспортной безопасности, а также, что его действия были сопряжены с нарушением национальной безопасности и общественного порядка. В ходе рассмотрения дела не установлено наличие умысла у Банушкина В.М. на совершение деяния, предусмотренного ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ.

    В связи с указанными обстоятельствами мировым судьей сделан вывод об отсутствии в деянии Банушкина В.М. состава правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ.

    Постановление мирового судьи от 02.03.2012 г. о прекращении производства по делу в отношении Банушкина В.М. в апелляционном порядке не обжаловалось.

    Таким образом, установлено, что при рассмотрении указанных дел мировыми судьями судебных участков Железнодорожного района г. Барнаула фактические обстоятельства устанавливались полно и всесторонне, подтверждались представленными доказательствами, исследованными в ходе судебного заседания, в постановлениях им дана правильная оценка. Судьями правильно применяются нормы законодательства, предусматривающие административную ответственность за нарушения установленного порядка организации либо проведения публичных мероприятий, о чем свидетельствует высокое качество рассмотрения данной категории дел.

    Судья Т.В. Зарецкая

    Помощник судьи Е.А. Панкратова