Войти
Образовательный портал. Образование
  • Энергия денег и ее законы
  • Церковь Сошествия Святого Духа
  • Зачем в храме нужны иконостас и завеса над Царскими вратами?
  • Акафист Пресвятой Богородице перед иконой «Отрада» или «Утешение Акафист иконе божией матери отрада и утешение
  • Как закрыть арбузы на зиму в банках
  • Пошаговые рецепты приготовления перца в медовой заливке в домашних условиях на зиму
  • Судебная система общей юрисдикции. Система судов общей юрисдикции. Федеральные суды общей юрисдикции: общая характеристика

    Судебная система общей юрисдикции. Система судов общей юрисдикции. Федеральные суды общей юрисдикции: общая характеристика

    Система судов общей юрисдикции - это совокупность судов общей юрисдикции (в том числе и военных), перечисленных в ФКЗ "О судебной системе", осуществляющих судебную власть в России в формах гражданского, уголовного и административного судопроизводства.

    Обычно в названии конкретного суда общей юрисдикции термин "общей юрисдикции" не упоминается. Например, "Федеральный суд Центрального округа г. Тюмени", "Военный суд Западно-Сибирского военного округа", "Верховный Суд Российской Федерации" и т.д. В Российской Федерации к судам общей юрисдикции относятся: Верховный Суд Российской Федерации, верховные суды республик в составе Российской Федерации, краевые, областные суды, суды автономных областей, автономных округов, Московский и Санкт-Петербургский городские суды, районные (городские) суды, и система военных судов.

    Также суды общей юрисдикции можно подразделить на суды общей юрисдикции субъектов РФ (мировые судьи) и федеральные суды общей юрисдикции, к которым относятся все остальные суды общей юрисдикции, в том числе и специализированные, если таковые будут созданы. Единство системы судов общей юрисдикции в РФ обеспечивается - единством задач; - единством принципов организации и деятельности; - единством применяемых материальных и процессуальных законов;

    Систему судов общей юрисдикции Российской Федерации можно представить схематически (рис. 2).

    Рисунок 2 - Система судов общей юрисдикции

    Верховный суд

    Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подведомственным судам общей юрисдикции.

    Верховный Суд Российской Федерации осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции, включая военные и специализированные федеральные суды.

    Верховный Суд Российской Федерации в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, - также и в качестве суда первой инстанции.

    Верховный Суд Российской Федерации является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к верховным судам республик, краевым (областным) судам, судам городов федерального значения, судам автономной области и автономных округов, военным судам военных округов, флотов, видов и групп войск.

    Верховный Суд Российской Федерации дает разъяснения по вопросам судебной практики.

    Полномочия, порядок образования и деятельности Верховного Суда Российской Федерации устанавливаются федеральным конституционным законом.

    Верховные суды республик в составе Российской Федерации, краевые и областные суды, суды автономной области и автономных округов.

    В соответствии с Федеральным конституционным законом Российской Федерации «О судебной системе Российской Федерации» указанные суды входят в систему федеральных судов общей юрисдикции и к числу судов субъектов Российской Федерации не относятся.

    Районные суды

    Основное звено судов общей юрисдикции, в котором рассматриваются дела по первой и второй (по отношению к мировым судьям) инстанции и в апелляционном порядке. Он является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного органа. Рассматривает более сложные дела, чем мировые судьи. Районные суды образуются в соответствии с федеральными законами в районах, районах в городах (в крупных городах), а также в городах (в последнем случае они называются городскими судами).

    Районный суд состоит из профессионалов-судей, количество которых должно определяться нагрузкой на судей по разрешению дел.

    Мировые судьи

    Мировые судьи в Российской Федерации являются судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации и входят в единую судебную систему Российской Федерации. Полномочия, порядок деятельности мировых судей и порядок создания должностей мировых судей устанавливаются Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации», иными федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, а порядок назначения (избрания) и деятельности мировых судей устанавливается также законами субъектов Российской Федерации. Мировой судья рассматривает в первой инстанции:

    Уголовные дела о преступлениях, за совершение которых может быть назначено максимальное наказание, не превышающее трех лет лишения свободы;

    Дела о выдаче судебного приказа;

    Дела о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях;

    Дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества, при стоимости имущества, не превышающей 50 000 рублей;

    Иные дела, возникающие из семейно-правовых отношений, за исключением дел об оспаривании отцовства (материнства), установлении отцовства, о лишении родительских прав, об усыновлении (удочерении) ребенка;

    Дела по имущественным спорам, за исключением дел о наследовании имущества и дел, возникающих из отношений по созданию и использованию результатов интеллектуальной деятельности, при цене иска, не превышающей пятидесяти тысяч рублей;

    Дела об определении порядка пользования имуществом;

    Дела об административных правонарушениях, отнесенные к компетенции мирового судьи Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях либо законами субъектов Федерации.

    Военные суды

    Военные (флотские) окружные суды это суды РФ, действующие в Вооруженных Силах РФ, входящие в единую судебную систему РФ, осуществляющие задачи правосудия. Ранее именовались военными трибуналами. Система военных судов состоит из военной коллегии Верховного суда России (высшее звено); военного суда Вооруженных Сил, округов, групп войск (второе звено); военных судов армий, соединений, флотилий, гарнизонов (первое звено).

    Военные суды рассматривают уголовные дела о преступлениях, совершенных военнослужащими Вооруженных Сил, военнообязанными во время прохождения ими учебных сборов, а также лицами офицерского состава, мичманами, сержантами и матросами органов Федеральной службы безопасности, иных органов государственной власти где Законом РФ предусмотрена военная служба, а так же граждан, призванных в установленном Законодательством РФ на военные сборы.

    Система военных судов занимается также разрешением гражданских дел между военнослужащими и Министерством обороны (иными федеральными органами, где предусмотрена военная служба), гражданских дел при обжаловании бывшими военнослужащими действий органов военного управления по правоотношениям, возникшим в период прохождения военной службы, и рассмотрением дел об административных правонарушениях военнослужащих, подведомственных согласно?КоАП РФ судам общей юрисдикции.

    Суды общей юрисдикции представляют собой судебные органы, которые действуют на всей территории РФ с целью осуществления правосудия по гражданским, уголовным делам, а также по делам об административных правонарушениях.

    Данные суды именуются судами общей юрисдикции, поскольку в их компетенцию входит рассмотрение и разрешение подавляющего большинства правовых споров как в количественном исчислении, так и по широте охвата правоотношений.

    Суды общей юрисдикции действуют на всей территории РФ и на всех уровнях территориального устройства страны. При этом все судебные органы общедоступны. В установленных законом случаях лицо вправе обратиться в суд и получить надлежащее разрешение возникшего спора.

    Суды общей юрисдикции входят в общую судебную систему РФ в качестве ее подсистемы. Это означает, что любой суд общей юрисдикции одновременно является и судом, входящим в общую судебную систему. Но не все судебные органы относятся к судам общей юрисдикции. Так, данным понятием не охватываются Конституционный Суд РФ, конституционные (уставные) суды субъектов РФ, арбитражные суды. Следовательно, понятия "суды общей юрисдикции" и "судебная система РФ" соотносятся между собой как философские категории части и целого.

    Законодательство о судах общей юрисдикции, помимо Конституции РФ, составляют следующие федеральные конституционные законы: "О судебной системе Российской Федерации"; "О военных судах Российской Федерации"; "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации". В данных актах содержатся положения, отражающие систему судов общей юрисдикции, их структуру, полномочия, особенности организации и взаимодействия между судами и иными государственными органами и должностными лицами.

    В соответствии со ст. 1 Федерального конституционного закона "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации" система судов общей юрисдикции состоит из двух групп судов - федеральных судов общей юрисдикции и судов общей юрисдикции субъектов РФ. В основу такой дифференциации положен не функциональный признак, а способ формирования различных судебных органов. К федеральным судам относятся суды, которые созданы на основе федерального законодательства, к судам субъектов РФ - суды (точнее - судебные должностные лица), избрание или назначение которых происходит в порядке, установленном законодательством того либо иного субъекта РФ.

    К федеральным судам общей юрисдикции относятся:

    Верховный Суд РФ;

    Верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области, суды автономных округов (т.е. суды субъектов РФ);


    Районные суды, городские суды, межрайонные суды;

    Военные суды различных уровней;

    Специализированные суды, полномочия, порядок образования и деятельности которых устанавливаются федеральным конституционным законом. (В настоящее время такие суды еще не созданы.)

    К судам общей юрисдикции, образованным субъектами РФ, относятся мировые судьи.

    Все суды общей юрисдикции в своей деятельности равным образом применяют федеральное законодательство, а в необходимых случаях - законодательство субъектов РФ, иные подзаконные нормативные правовые акты, а также международные договоры РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права.

    Судебные органы, входящие в систему судов общей юрисдикции, не находятся между собой в отношениях власти и подчинения. При осуществлении правосудия и реализации иных полномочий конкретный судебный орган принимает решение от своего собственного имени и несет за него полную ответственность. Инстанционное устройство системы судов общей юрисдикции предполагает движение дела из нижестоящих судебных органов в вышестоящие и возможность последующей отмены или изменения решений. Поэтому полномочия различных элементов системы судов общей юрисдикции можно раскрыть более полно, используя не организационный, а инстанционный подход.

    Система судов общей юрисдикции:

    · Мировые судьи

    · Районный суд

    · Суды субъектов РФ

    · Верховный Суд РФ

    · Военные суды

    Мировые судьи в Российской Федерации являются судьями общей юрисдикции субъектов РФ и входят в единую судебную систему РФ. Полномочия, порядок деятельности мировых судей и порядок создания должностей мировых судей устанавливаются Конституцией, Законом о судебной системе, иными федеральными конституционными законами, Федеральным законом от 17.12.1998 № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации», а порядок назначения (избрания) и деятельности мировых судей устанавливается также законами субъектов РФ.

    Мировые судьи осуществляют правосудие именем Российской Федерации. Порядок осуществления правосудия мировыми судьями устанавливается федеральным законом, а в части, касающейся осуществления правосудия по делам об административных правонарушениях, может устанавливаться также законами субъектов РФ.

    Компетенция мирового судьи. Мировой судья рассматривает дела, отнесенные к его компетенции, единолично. Мировой судья рассматривает в первой инстанции:

    · уголовные дела о преступлениях, за совершение которых может быть назначено максимальное наказание, не превышающее трех лет лишения свободы;

    · дела о выдаче судебного приказа;

    · дела о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях;

    · дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества;

    · иные дела, возникающие из семейно-правовых отношений, за исключением дел об оспаривании отцовства (материнства), установлении отцовства, лишении родительских прав, усыновлении (удочерении) ребенка;

    · дела по имущественным спорам при цене иска, не превышающей 500 минимальных размеров оплаты труда, установленных законом на момент подачи заявления;

    · дела, возникающие из трудовых отношений, за исключением дел о восстановлении на работе;

    · дела об определении порядка пользования земельными участками, строениями и другим недвижимым имуществом;

    · дела об административных правонарушениях, отнесенные к компетенции мирового судьи КоАП;

    · дела по вновь открывшимся обстоятельствам в отношении решений, принятых мировым судьей в первой инстанции и вступивших в силу.

    Мировые судьи осуществляют свою деятельность в пределах судебных участков. Общее число мировых судей и количество судебных участков субъекта РФ определяются федеральным законом по законодательной инициативе соответствующего субъекта РФ, согласованной с Верховным Судом РФ, или по инициативе Верховного Суда РФ, согласованной с соответствующим субъектом РФ.

    Районный суд – основное звено судебной системы Российской Федерации. Он является судом общей юрисдикции. В соответствии со ст. 21 Закона о судебной системе районный суд в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда первой и второй (апелляционной) инстанций, а также осуществляет другие полномочия, предусмотренные законом. Районный суд является непосредственной вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района.

    Компетенция районного суда. Районный суд реализует следующие полномочия:

    · рассматривает отнесенные к его подсудности уголовные дела в качестве суда первой инстанции. Районному суду подсудны уголовные дела о всех преступлениях, за исключением уголовных дел, указанных в ч. 1 ст. 31 (в части подсудности уголовных дел мировому судье), ч. 3 и 4 ст. 31 УПК;

    · рассматривает в качестве суда апелляционной инстанции уголовные дела по не вступившим в законную силу решениям мирового судьи, если они были обжалованы сторонами;

    · рассматривает в качестве суда первой инстанции все гражданские дела, отнесенные ГПК к его подсудности;

    · рассматривает материалы об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста.

    Кроме того, районный суд решает вопросы:

    · о продлении срока содержания под стражей;

    · помещении подозреваемого, обвиняемого, не находящегося под стражей, в медицинский или психиатрический стационар для производства соответственно судебно-медицинской или судебно-психиатрической экспертизы;

    · производстве осмотра жилища при отсутствии согласия проживающих в нем лиц;

    · производстве обыска и (или) выемки в жилище;

    · производстве личного обыска;

    · производстве выемки предметов и документов, содержащих информацию о государственной или иной охраняемой федеральным законом тайне, а также о вкладах и счетах в банках и иных кредитных организациях;

    · наложении ареста на корреспонденцию и выемке ее в учреждениях связи;

    · наложении ареста на имущество, включая денежные средства физических и юридических лиц, находящиеся на счетах и во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях;

    · временном отстранении обвиняемого от должности;

    · контроле и записи телефонных и иных переговоров;

    В ходе досудебного производства рассматривает жалобы на действия (бездействие) и решения прокурора, следователя, органа дознания и дознавателя в случаях и порядке, которые предусмотрены процессуальным законодательством.

    Суды субъектов РФ – это верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов.

    Компетенция судов субъектов РФ. Суды субъектов РФ обладают следующими полномочиями:

    · рассматривают в пределах своих полномочий дела в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам;

    · изучают и обобщают судебную практику, анализируют судебную статистику;

    · осуществляют другие полномочия, предоставленные им законодательством.

    Верховный Суд РФ в соответствии со ст. 126 Конституции является высшим судебным органом по всем делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных законом пределах судебный надзор за деятельностью нижестоящих судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

    Компетенция Верховного Суда РФ. Верховный Суд РФ в пределах своих полномочий:

    · рассматривает дела в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам;

    · изучает и обобщает судебную практику, анализирует судебную статистику и дает руководящие разъяснения судам по вопросам применения федерального законодательства, возникающим при рассмотрении судебных дел. Руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда РФ обязательны для судов, других органов и должностных лиц, применяющих закон, по которому дано разъяснение;

    · осуществляет контроль за выполнением судами руководящих разъяснений Пленума Верховного Суда РФ; разрешает в пределах своих полномочий вопросы, вытекающие из международных договоров Российской Федерации;

    · осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законодательством.

    В соответствии с Конституцией Верховному Суду РФ принадлежит право законодательной инициативы.

    Военные суды РФ входят в судебную систему РФ, являются федеральными судами общей юрисдикции и осуществляют судебную власть в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.

    Военные суды создаются по территориальному принципу по месту дислокации воинских частей и учреждений Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов. Военные суды создаются и упраздняются федеральным законом. Никакой военный суд не может быть упразднен, если отнесенные к его ведению вопросы не были одновременно переданы в юрисдикцию другого суда. Количество военных судов и численность их судей устанавливаются Верховным Судом РФ.

    Основными задачами военных судов при рассмотрении дел являются обеспечение и защита:

    · нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов человека и гражданина, юридических лиц и их объединений;

    · нарушенных и (или) оспариваемых прав и охраняемых законом интересов местного самоуправления;

    · нарушенных и (или) оспариваемых прав и охраняемых законом интересов Российской Федерации, субъектов РФ, федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ.

    Военным судам подсудны:

    · гражданские и административные дела о защите нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, граждан, проходящих военные сборы, от действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений;

    · дела о преступлениях, в совершении которых обвиняются военнослужащие, граждане, проходящие военные сборы, а также граждане, уволенные с военной службы, граждане, прошедшие военные сборы, при условии, что преступления совершены ими в период прохождения военной службы, военных сборов;

    · дела об административных правонарушениях, совершенных военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы.

    Введение

    Глава 1. Законодательство о судах общей юрисдикции и их судебная система

    Глава 2. Основные полномочия судов общей юрисдикции. Цели и задачи деятельности судов общей юрисдикции

    1 Цели и задачи деятельности судов общей юрисдикции

    Глава 3. Подсудность и подведомственность в уголовном и гражданском процессе

    Заключение


    Введение

    Актуальность темы курсовой работы обусловлена высокой значимостью проблем судебной власти и правосудия в современной России, той важной ролью, которая возложена на суды общей юрисдикции в общественно-политической жизни страны в сфере судебной защиты конституционных прав и свобод. Утверждающееся в последние годы глубокое осознание, прежде всего государственной властью на федеральном уровне, необходимости в едином правовом пространстве для успешного, эффективного развития государства и его экономики начинает способствовать значительно более полному использованию потенциала судебной власти, заложенного в Конституции РФ 1993 г., как реальной влиятельной силы, способной осуществлять контроль не только за сферой правоприменения, но и за сферой правотворчества.

    Одновременно со становлением правового государства и независимого правосудия в нашей стране постепенно, но неуклонно растет уровень осведомленности граждан о своих правах и о том, с какими требованиями они могут выступать. Граждане и организации начинают прибегать к еще сравнительно новым для них возможностям судебной формы защиты права.

    Отмеченные процессы сопровождаются значительным числом трудностей как практического, так и теоретико-правового плана, дефицитом комплексных исследований, посвященных проблемам судебной власти в целом, а также конкретно судам общей юрисдикции. Судебная власть традиционно получает меньше внимания науки, чем другие ветви государственной власти.

    Наиболее обширная сфера судебной деятельности в отечественной судебной системе приходится на суды общей юрисдикции.

    Ежегодно ими рассматривается в первой инстанции (включая мировых судей) свыше 1,5 млн. уголовных и свыше 5,5 млн. гражданских дел, что на порядок превосходит количество всех других судебных дел. Общие суды несут, таким образом, основное бремя по обеспечению конституционного права на судебную защиту. Вместе с тем, состав законодательной базы, регулирующей вопросы статуса и деятельности этих судов до сих пор остается не обновленным в соответствии с требованиями Конституции РФ и современного правового развития в достаточной степени. Эволюция компетенции общих судов сопровождается серьезными дискуссиями относительно содержания отдельных ее параметров. На этом фоне суды общей юрисдикции принимают самое активное участие в обеспечении единого правового пространства.

    Степень разработанности темы курсовой работы. Настоящая работа опирается на понятийный аппарат, положения и деятельности судов общей юрисдикции, взаимодействия общих судов с другими судами в процессе осуществления правосудия.

    Объектом исследования курсовой работы является понятие и состав системы судов общей юрисдикции.

    Предметом исследования курсовой работы являются полномочия, а также правовые нормы, регулирующие осуществление судами общей юрисдикции правосудия и судебного контроля, организации их деятельности. суд юрисдикция подсудность подведомственность

    Цели и задачи курсовой работы. На основании теоретических работ и законодательства проанализировать и изучить структуру судов общей юрисдикции, определение места и роли судов общей юрисдикции в организации судебной власти.

    Достижению поставленной цели способствовало решение следующих основных задач: - определить место и роль судов общей юрисдикции в правовом механизме организации судебной власти в России;

    дать общую характеристику структуры судов общей юрисдикции и распределения полномочий в сфере осуществления правосудия и судебного контроля между судами общей юрисдикции разных уровней, определить уровневую систему судов общей юрисдикции;

    дать понятие подсудности и подведомственности в гражданском и уголовном процессе.

    Структура курсовой работы обусловлена целью и задачами наступающего исследования и состоит из 3 глав, введения, заключения и списка использованной литературы.

    Глава 1. Законодательство о судах общей юрисдикции их судебная система

    Полномочия, порядок образования и деятельности судов общей юрисдикции устанавливаются Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации», настоящим Федеральным конституционным законом, иными федеральными конституционными законами.

    Порядок осуществления правосудия в судах общей юрисдикции устанавливается федеральным процессуальным законодательством, а в части, касающейся осуществления правосудия по делам об административных правонарушениях, может устанавливаться также законодательством субъекта Российской Федерации

    Законодательство о судах общей юрисдикции - это совокупность нормативных правовых актов разной юридической силы, призванных регламентировать деятельность судов общей юрисдикции.

    Система законодательства о судах общей юрисдикции:

    Глава 7 Конституции Российской Федерации

    Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации

    Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях

    Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации.

    ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»

    Закон Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации»

    ФКЗ «О военных судах Российской Федерации»

    ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации

    Система судов общей юрисдикции.

    Термин «суд общей юрисдикции» в современном российском законодательстве впервые появился после принятия 12 декабря 1993 года Конституции Российской Федерации.

    Суд общей юрисдикции - государственный орган отнесенный к судебной ветви власти, осуществляющий правосудие по гражданским, уголовным делам и делам возникающих из административных правонарушений, а также иным делам подсудным судам общей юрисдикции.

    Суды общей юрисдикции подразделяются на: федеральные суды, к которым относятся: Верховный Суд РФ, верховные суды республик, суды краев, областей, городов, автономной области и автономных округов, районные (городские) суды, военные и специализированные суды; суды субъектов Российской Федерации, к которым относятся мировые судьи.

    Система судов общей юрисдикции - совокупность судов, осуществляющих правосудие по гражданским, уголовным делам и делам возникающих из административных правонарушений, а также иным делам подсудным судам общей юрисдикции.

    Система судов общей юрисдикции:

    Верховный суд Российской Федерации. Верховный Суд РФ в соответствии со 126 Конституции Российской Федерации является высшим судебным органом по всем делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных законом пределах судебный надзор за деятельностью нижестоящих судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

    Военная коллегия Верховного суда Российской Федерации.

    Суды субъектов Российской Федерации (верховные суды республик, краевые, областные суды, суды автономных округов, автономной области, городские суды городов федерального подчинения) Суды общей юрисдикции среднего звена являются высшими органами судебной власти, действующими на территории субъектов РФ. Суды общей юрисдикции среднего звена занимают промежуточное положение в единой судебной системе РФ. Они являются судами апелляционной инстанции для районных судов и надзорной инстанцией для мировых судей.

    Военные (флотские) окружные суды. Гарнизонные военные суды. Военной суды в РФ - совокупность судов единой судебной системы РФ, в компетенцию которых входит рассмотрение дел, связанных с деятельностью Вооруженных Сил Российской Федерации, а также иных органах, где предусмотренная воинская служба. Военные суды в РФ входят в систему судов общей юрисдикции РФ и выполняют те же задачи, с поправкой на свою компетенцию. Регулирование деятельности Военных судов в РФ осуществляется правовыми нормами ФКЗ «О военных судах Российской Федерации».

    Городские и районные суды. Районный суд - основное звено судебной системы Российской Федерации. Он является судом общей юрисдикции. В соответствии со ст. 21 Закона о судебной системе, районный суд в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда первой и второй (апелляционной) инстанций, а также осуществляет другие полномочия, предусмотренные законом. Районный суд является непосредственной вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района.

    Районный суд в РФ - орган государственной власти, отнесенный к судебной ветви власти; являющийся федеральным судом общей юрисдикции и занимающий положение среднего звена. Образуются в районах, районах городов.

    Мировые суды РФ: понятие и место в судебной системе. Мировые судьи в Российской Федерации являются судьями общей юрисдикции субъектов РФ и входят в единую судебную систему РФ. Полномочия, порядок деятельности мировых судей и порядок создания должностей мировых судей устанавливаются Конституцией, Законом о судебной системе, иными федеральными конституционными законами, Федеральным законом от 17.12.1998 № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации», а порядок назначения (избрания) и деятельности мировых судей устанавливается также законами субъектов РФ. Мировые судьи осуществляют правосудие именем Российской Федерации. Порядок осуществления правосудия мировыми судьями устанавливается федеральным законом, а в части, касающейся осуществления правосудия по делам об административных правонарушениях, может устанавливаться также законами субъектов РФ.

    Систему судов общей юрисдикции можно представить и несколько иначе, разбив ее на три звена:

    ) основное звено - районные (городские) суды;

    ) среднее звено - верховные суды республик, краевые, областные суды, городские суды федерального подчинения в Москве и Санкт-Петербурге, суды автономной области и автономных округов;

    ) высшее звено - Верховный Суд РФ. Мировые судьи по мере их образования, вероятно, будут дополнять основное звено

    Организационное обеспечение деятельности судов общей юрисдикции

    Под организационным обеспечением деятельности судов общей юрисдикции понимаются мероприятия кадрового, финансового, материально-технического, информационного и иного характера, направленные на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия.

    Организационное обеспечение деятельности Верховного Суда Российской Федерации осуществляется аппаратом этого суда.

    Организационное обеспечение деятельности верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, районных судов, военных и специализированных судов осуществляется Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации.

    Организационное обеспечение деятельности мировых судей осуществляется органами исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации.

    Аппарат суда общей юрисдикции

    Организационное обеспечение деятельности федерального суда общей юрисдикции по осуществлению правосудия осуществляет аппарат этого суда. Руководство деятельностью аппарата федерального суда общей юрисдикции осуществляется председателем соответствующего суда.

    Общая численность работников аппаратов федеральных судов общей юрисдикции (без персонала по охране и обслуживанию зданий, транспортного хозяйства) устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Структура, численность работников и штатное расписание аппарата федерального суда общей юрисдикции (за исключением Верховного Суда Российской Федерации) определяются председателем соответствующего суда по согласованию с Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации в пределах общей численности работников аппаратов федеральных судов общей юрисдикции и бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральным бюджетом на соответствующий финансовый год и плановый период.

    Численность работников аппарата Верховного Суда Российской Федерации устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Структура и штатное расписание аппарата Верховного Суда Российской Федерации устанавливаются Президиумом Верховного Суда Российской Федерации.

    Работники аппарата федерального суда общей юрисдикции являются федеральными государственными гражданскими служащими и замещают должности федеральной государственной гражданской службы. Работники аппарата федерального суда общей юрисдикции также могут замещать должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы.

    Права и обязанности работников аппарата федерального суда общей юрисдикции, являющихся федеральными государственными гражданскими служащими, и порядок прохождения ими федеральной государственной гражданской службы устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами о федеральной государственной службе. Им присваиваются классные чины государственной гражданской службы Российской Федерации.

    Права и обязанности работников аппарата федерального суда общей юрисдикции, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы, устанавливаются трудовым законодательством.

    Деятельность мирового судьи обеспечивается его аппаратом. Структура и штатное расписание аппарата мирового судьи устанавливаются в порядке, предусмотренном законом субъекта Российской Федерации. Работники аппарата мирового судьи являются государственными гражданскими служащими соответствующего субъекта Российской Федерации.

    Функции аппарата суда общей юрисдикции

    Аппарат суда общей юрисдикции:

    ) принимает и выдает документы;

    ) удостоверяет копии судебных документов;

    ) производит вручение документов, уведомлений и вызовов;

    ) осуществляет организационно-подготовительные действия в связи с назначением дел к слушанию;

    ) оказывает помощь судьям в привлечении присяжных заседателей к осуществлению правосудия;

    ) обеспечивает ведение протоколов судебных заседаний;

    ) ведет учет движения дел и сроков их прохождения в суде;

    ) обеспечивает обращение к исполнению судебных решений;

    ) осуществляет хранение дел и документов;

    ) участвует в обобщении данных судебной практики, ведет судебную статистику, информационно-справочную работу по законодательству Российской Федерации и иную работу;

    ) осуществляет прием граждан.

    Символы государственной власти в судах общей юрисдикции

    На зданиях федеральных судов общей юрисдикции устанавливается Государственный флаг Российской Федерации, а в залах судебных заседаний помещаются Государственный флаг Российской Федерации и изображение Государственного герба Российской Федерации. На зданиях судов общей юрисдикции может также устанавливаться флаг субъекта Российской Федерации, а в залах судебных заседаний могут помещаться флаг и изображение герба субъекта Российской Федерации.

    При осуществлении правосудия судьи заседают в мантиях.

    В залах судебных заседаний мировых судей помещаются Государственный флаг Российской Федерации и изображение Государственного герба Российской Федерации, а также могут помещаться флаг и изображение герба соответствующего субъекта Российской Федерации.

    При осуществлении правосудия мировой судья заседает в мантии и (или) имеет другой отличительный знак своей должности, предусмотренный законом соответствующего субъекта Российской Федерации.

    Печать и правовой статус федерального суда общей юрисдикции

    Федеральный суд общей юрисдикции имеет печать со своим наименованием и с изображением Государственного герба Российской Федерации.

    Верховный Суд Российской Федерации, верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области, суды автономных округов являются юридическими лицами.

    В отношении районных судов полномочия юридического лица реализуются Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации.

    Место постоянного пребывания судов общей юрисдикции

    Местом постоянного пребывания Верховного Суда Российской Федерации является столица Российской Федерации - город Москва.

    Судебные заседания Верховного Суда Российской Федерации проводятся в месте его постоянного пребывания. Верховный Суд Российской Федерации может проводить заседания и в других местах, если он сочтет это необходимым.

    Местом постоянного пребывания верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа является административный центр соответствующего субъекта Российской Федерации.

    Местом постоянного пребывания судов городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга являются соответственно город Москва и город Санкт-Петербург.

    Место постоянного пребывания суда Московской области и место постоянного пребывания суда Ленинградской области определяются председателями указанных судов с учетом мнения органов исполнительной власти соответственно Московской области и Ленинградской области. Верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа могут проводить заседания и в других населенных пунктах, если сочтут это необходимым.

    Местом постоянного пребывания районного суда является районный центр или другой населенный пункт, определяемый председателем верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа с учетом мнения органов исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.

    Глава 2. Основные полномочия судов общей юрисдикции. Цели и задачи деятельности судов общей юрисдикции

    Только судам общей юрисдикции предоставлено право осуществлять правосудие по уголовным делам и делам об административных правонарушениях. Помимо того они уполномочены на осуществление правосудия по подсудным им гражданским делам. Суды общей юрисдикции рассматривают вопросы, связанные с исполнением приговора, о применении к лицу принудительных мер медицинского характера, проверяют законность и обоснованность задержания, заключения под стражу и продления срока содержания под стражей, а также осуществляют иные виды деятельности.

    1 Цели и задачи деятельности судов общей юрисдикции

    В соответствии со ст. 3 Закона о судоустройстве, уголовно-процессуальным (ст. 2 УПК) , гражданским процессуальным (ст. 2 ГПК)

    и административным законами (ст. 1 КоАП) перед судами общей юрисдикции стоят следующие цели и задачи.

    Непосредственные цели:

    а) чтобы каждый совершивший преступление был подвергнут справедливому наказанию;

    б) чтобы ни один невиновный не был привлечен к уголовной ответственности и осужден;

    в) защита нарушенных или оспариваемых прав (свобод) и охраняемых законом интересов физических и юридических лиц, Российской Федерации, ее субъектов, органов государственной власти,

    органов местного самоуправления, а также других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых, административно-правовых или иных правоотношений.

    Цели более высокого уровня:

    а) укрепление законности и правопорядка;

    б) профилактика преступности и правонарушений;

    в) правовое и нравственное воспитание граждан;

    г) формирование уважительного отношения к праву и суду.

    Задачами судов общей юрисдикции в уголовном, гражданском и административном процессах являются:

    а) правильное применение закона;

    б) правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских, уголовных и административных дел.

    Верховный Суд РФ обращает внимание на то, что выявление по каждому уголовному и гражданскому делу причин и условий, способствовавших совершению преступлений и иных правонарушений, и принятие надлежащих мер к их искоренению являются важными задачами суда, вытекающими из закона.

    Глава 3. Подсудность и подведомственность в уголовном и гражданском процессе

    Подведомственность - разграничение полномочий по реализации судебной власти между различными судами (разграничение компетенции).

    Подсудность - разграничение дел, которые подлежат рассмотрению по 1-ой инстанции, между конкретными судами.

    По своей сути понятие подсудности отвечает на вопрос, какой конкретно суд будет рассматривать конкретное дело по 1-ой инстанции.

    Подсудность в гражданском процессе подразделяется на родовую подсудность и личную подсудность. Родовая подсудность характеризуется тем, что определение суда, в котором делу предстоит рассмотрение по 1-ой инстанции, обосновывается характером дела, его объективной стороной. Личная подсудность характеризуется тем, что определение суда, в котором делу предстоит рассмотрение по 1-ой инстанции, обосновывается личными обстоятельствами участников процесса - их места проживания, места реализации правоотношений.

    Подсудность в уголовном процессе подразделяется на предметную и местную.

    Предметная подсудность характеризуется тем, что по ней происходит определение конкретного суда, в котором будет рассматриваться дело по 1-ой инстанции, основываясь на разграничении предметов ведения судов.

    Местная подсудность характеризуется тем, что определение суда, в котором будет рассматриваться дело по 1-ой инстанции, основывается на территориальных характеристиках уголовного дела.

    Понятие подведомственности в гражданском судопроизводстве

    Подведомственность - это отнесение спора о праве или иного юридического дела к компетенции определенного органа. Подавляющее большинство таких дел разрешается судами, хотя, как будет показано в дальнейшем, некоторые споры переданы в ведение других органов.

    Каждый орган может рассматривать только те вопросы, которые ему подведомственны. Если, например, в суд обшей юрисдикции поступит заявление по делу, подлежащему разрешению в Конституционном суде, судья отказывает в принятии заявления (п. 1 ст. 129 ГПК), а в случаях, когда нарушение подведомственности обнаружится уже после начала процесса, производство по делу должно быть прекращено (п. 1 ст. 219 ГПК).

    Подведомственность подвергается определенной классификации в зависимости от наличия или отсутствия специальных обязательных (или возможных) процедур в связи с передачей дела в суд. Если таких процедур нет и дело должно быть направлено непосредственно в определенный суд и никуда более, подведомственность именуется исключительной. Она характерна для большинства дел, подлежащих судебному рассмотрению. Иногда, однако, обращение в суд допускается лишь после того, как сторонами будет предпринята попытка урегулировать возникшие разногласия между собой. В таких случаях принято говорить об условной подведомственности.

    В ряде ситуаций передаче дела в суд должно предшествовать его рассмотрение в административном порядке.

    Альтернативная подведомственность, когда дело, в принципе подлежащее судебному рассмотрению, может быть передано на решение иного юрисдикционного органа по инициативе истца или по соглашению сторон.

    Например, гражданско-правовые споры, подведомственные как суду общей юрисдикции, так и арбитражному суду, могут быть переданы в третейский суд по взаимному согласию истца и ответчика.

    Понятие подсудности в гражданском судопроизводстве

    Один из основных вопросов, стоящих перед судьей, принимающим решение о возбуждении гражданского дела, - вопрос о подсудности, т.е. вопрос об определении пределов компетенции данного суда по рассмотрению и разрешению данного дела.

    Институт подсудности - разграничению компетенции между судами внутри самостоятельной ветви судебной системы. Подсудность подразумевает компетенцию судебных органов как судов первой инстанции. Институт подсудности, таким образом, имеет целью разграничение компетенции между различными судами, действующими в качестве судов первой инстанции. Общим для всех судов РФ является их полномочие разрешать гражданские дела в качестве суда первой инстанции. Однако каждый из них вправе рассматривать лишь те дела, которые законом отнесены к его компетенции.

    Дифференциация компетенции судов общей юрисдикции зависит от рода дел, подлежащих разрешению, и от территории, на которую распространяется юрисдикция того или иного суда. Соответственно различают два вида подсудности: родовую (предметную) подсудность и территориальную (пространственную, местную) подсудность.

    Дела, подведомственные судам общей юрисдикции

    ) дела по спорам, возникающим из гражданских, кооперативных, земельных отношений, отношений по использованию природных ресурсов и охране окружающей среды, если хотя бы одной из сторон является гражданин, кроме споров, возникающих в связи с осуществлением гражданами-предпринимателями предпринимательской деятельности, отнесенных к компетенции арбитражных судов;

    ) дела, возникающие из конституционно-правовых, административно-правовых, налоговых и других отношений, основанных на властном подчинении одной стороны другой, если ею является гражданин, кроме дел, возникающих в связи с осуществлением гражданами - предпринимателями предпринимательской деятельности, отнесенных к компетенции арбитражных судов;

    ) дела по спорам, возникающим из семейных и трудовых отношений;

    ) дела об оспаривании гражданами (объединениями граждан) решений и действий (бездействий) государственных органов, государственных служащих, органов местного самоуправления и должностных лиц, нарушающих права и свободы человека, если их защита не осуществляется в ином судебном порядке;

    ) дела об оспаривании гражданами (объединениями граждан) нормативных актов, проверка конституционности которых не отнесена к исключительной компетенции Конституционного Суда РФ;

    ) дела об оспаривании прокурорами в пределах своей компетенции правовых актов, касающихся неопределенного круга лиц и нарушающих права и свободы граждан;

    ) дела по спорам общественных и религиозных организаций (объединений) с органами государственной власти и должностными лицами, а также по спорам этих организаций между собой и с другими организациями:

    о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений, избирательных комиссий и должностных лиц по назначению, организации и проведению референдумов, выборов в органы государственной власти и местного самоуправления, а также о признании недействительными результатов референдумов и выборов;

    о защите деловой репутации и возмещении морального вреда;

    ) дела об оспаривании отказов в регистрации средств массовой информации и в выдаче им лицензий, а также об оспаривании решений об аннулировании лицензий, выданных средствам массовой информации, о прекращении или приостановлении деятельности средств массовой информации;

    ) споры, переданные на разрешение суда Президентом Российской Федерации, согласно ст. 85 Конституции РФ.

    Заключение

    Таким образом, на основании вышеизложенного в курсовой работе можно сделать следующие выводы. Сущностью деятельности судов общей юрисдикции является правоприменительная деятельность и судебный контроль. При этом деятельность судов общей юрисдикции по применению норм права является одним из видов государственной деятельности, обеспечиваемая мерами государственного принуждения по исполнению принятых решений.

    Современная система судов общей юрисдикции является трехуровневой: Верховный суд РФ, суды субъектов РФ и районные суды (с включением системы мировых судей). Мировые судьи и районные суды рассматривают уголовные, гражданские и административные дела в качестве судов первой инстанции, при этом районные суды являются апелляционной инстанцией по отношению к мировым судьям. Вышестоящие суды соответственно являются кассационными и надзорными инстанциями по отношению к нижестоящим судам, при этом вышестоящие суды могут рассматривать дела в первой инстанции прямо отнесенные к их компетенции законом или любые дела по ходатайству любой их сторон спора.

    В настоящее время единственными реально созданными в рамках системы судов общей юрисдикции специализированными судами являются военные суды.

    Создание других специализированных судов предусматривают различные научные теоретические концепции (административных, трудовых, ювенальных и т.д.).

    В ходе осуществления судебной реформы был введен институт мировых судей субъектов РФ. При этом мировые судьи официально не входят в систему федеральных судов общей юрисдикции, а являются судами субъектов РФ, при этом районные суды являются апелляционными инстанциями по отношению к мировым судьям.

    Судебная реформа в России в тесном смысле свершилась: выстроена относительно четкая система судебных юрисдикций, решены вопросы статуса судей, введены в действие новые процессуальные регламенты, отвечающие современным требованиям.

    Список использованной литературы

    Нормативный материал

    1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 дек. 1993г.-М.:Юри. лит., 2003.-56с. (с изм. от 30.12.2008 г.)

    О судебной системе Российской Федерации: федер. Конституционный закон от 31 дек. 1996 г. № 1-ФКЗ (ред. От 25.12.2012г.)// Консультант Плюс [Электронный ресурс]: справочная правовая система.

    . «Кодекс Российской федерации об административных правонарушениях: кодекс от 30 дек. 2001г. № 195-ФЗ (ред. от 21.10.2013) (с изм. и доп., вступающими в силу с 05.11.2013.) // Консультант Плюс [Электронный ресурс]: справочная правовая система.

    Уголовно - процессуальный кодекс Российской Федерации: кодекс от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 21.10.2013). // Консультант Плюс [Электронный ресурс]: справочная правовая система.

    Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации: кодекс от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 21.10.2013). // Консультант Плюс [Электронный ресурс]: справочная правовая система.

    О мировых судьях в Российской Федерации: федер. закон от 17 дек. 1998 г. №88-ФЗ (ред. от 04.03.2013). //Консультант Плюс [Электронный ресурс]: справочная правовая система.

    Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации: федер. закон от 29 дек. 1999 г. №218-ФЗ (ред. от 02.07.2013). // Консультант Плюс [Электронный ресурс]: справочная правовая система.

    О статусе судей в Российской Федерации: закон от 26 июня 1992 г. №3132-1 (ред. от 02.07.2013), (с послед. изм. и доп.) // Консультант Плюс [Электронный ресурс]: справочная правовая система.

    Дополнительная литература

    1. Александрова Р.С. Оптимизация компетенции судов // "Российская юстиция", N 11, ноябрь 2006 г.

    Гуценко К.Ф., Ковалев М.А. Правоохранительные органы: Учебник для юридических вузов и факультетов / Под ред. К.Ф.Гуценко. - М.: Издательство «Зерцало», 2007г. - 400с.

    Ермошин Г.Т. Судебная власть как система органов государственной власти // "Законодательство и экономика", N4, апрель 2004 г.

    Следует отметить, что к судам общей юрисдикции относятся все судебные инстанции, которые занимаются вопросами рассмотрения уголовных, административных и гражданских правонарушений. Вполне очевидно, что это основной элемент судебной системы, есть также арбитражные суды, которые занимаются вопросами изучения экономических дел, есть конституционные суды, деятельность которых изначально направлена на защиту интересов граждан по конституционным вопросам.

    Какие суды относятся к общей юрисдикции?

    1. В первую очередь мировые суды, которые располагаются практически во всех городах и рассматривают самые простые дела. В тоже время, последние изменения судебной системы наделили мировых судей более значительными полномочиями. Но все же, существует ряд ограничений.
    2. Районные суды являются основным элементом всей судебной системы. Именно они рассматривают основное количество дел, которые касаются административного, гражданского и уголовного права;
    3. Областные суды, суды объектов федерации и пр.;
    4. Основным органом судебной власти в данном случае выступает Верховный суд.
    Таким образом, мы видим, что существует весьма значительная сеть судебных органов, которые в целом представляют собой единую систему. Без судебной системы невозможно представить деятельность государства. Сама по себе система изначально направлена на то, чтобы максимально правильно защитить все гражданские права человек и не допустить нарушения данных прав.

    Значение судебной системы в государстве

    Вполне очевидно, что в нашей стране судебная система продуманна до мелочей и деталей. Она формировалась в течение многих лет. Все время разрабатываются определенные инновации, которые позволяют видоизменять систему и делать ее более современной. Так, появилась уникальная возможность обустроить идеальные взаимоотношения судов и граждан. В данном случае, речь идет о создании специализированных сайтов, а также системы «мой арбитр». Каждый судебный орган в нашей стране обязан иметь собственный представительский ресурс, которые в себе совмещает все необходимые данные, которые прямо или же косвенно связаны с работой судебной системы, а также с особенностями принятия обращений граждан. Нужно также заметить, что в настоящий момент в стране работает единая система «мой арбитр», которая позволяет получить перспективные особенности взаимодействия с судом в онлайн режиме.

    Судебные органы общей юрисдикции рассматривают основное количество дел, которые возникают в процессе определенных споров. Также нужно заметить, что сформировалась уникальная возможность защищать свои права не самостоятельно, а посредством использования помощи представителя – юриста.

    В общем, система общей юрисдикции продумана до мелочей и деталей, и сегодня граждане нашей страны получили перспективные возможности максимальной защиты своих интересов, посредством судебных разбирательств, которые основываются исключительно на федеральном законодательстве.


    Суды общей юрисдикции представляют собой основной элемент всей судебной системы. Вполне очевидно, что в настоящий момент суд выполняет основную роль контроля исполнения различных...


    Сегодня полномочия судов общей юрисдикции считаются весьма существенными. Так как данные судебные инстанции рассматривают максимально значительное количество различных дел,...