Войти
Образовательный портал. Образование
  • Что показывает коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами Обеспеченность обязательств финансовыми активами в бюджетном учреждении
  • Как приготовить классические вареники с творогом
  • Как сделать тесто для яблочной шарлотки Как приготовить шарлотку с яблоками песочное тесто
  • Отечественной войны 2 степени
  • День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады
  • Манная каша на молоке: пропорции и рецепты приготовления Манная каша 1 порция
  • Возникновение государства. Причины и формы возникновения государства Современная наука о причинах возникновения государства

    Возникновение государства. Причины и формы возникновения государства Современная наука о причинах возникновения государства

    Вопрос о происхождение государства имеет для теории государства и права актуальный смысл, так как установление причин его возникновения помогает понять необходимость существования государства на протяжении длительного исторического времени и его дальнейшую судьбу.

    Современная наука признает, что процесс возникновения государства носил сложный и противоречивый характер и все факторы, которые выдвигали различные теории в той или иной мере влияли на процесс образования государства. Вместе с тем сегодня очевидно, что ни один из них не может быть абсолютизирован и в основе происхождения государства, как и необходимости его существования на протяжении длительного исторического времени лежат более глубокие социальные причины.

    Они связаны с качественными изменениями, происшедшими в жизни перво­бытных людей в эпоху неолита (VII-III тысячелетие до нашей эры), в результате перехода от присваивающего к производящему способу взаимоотношения с при­родой, которые вызвали глубокие перемены во всех сферах жизни первобытного общества. Это привело:

    в экономике - к разделению общественного труда, росту его производительности, обмену продуктами труда, увеличению массы общественного бо­гатства, возникновению разнообразных форм собственности;

    в социальной сфере - к интенсивному росту численности населения, появлению наряду с семьей совершенно новых форм общностей людей (различных профессий, богатых и бед­ных, свободных и несвободных), резкому повышению роли отдельной личности в системе социальных связей, разделению и противоречивости интересов личности, социальных групп, общества в целом;

    в духовной сфере - к интенсификации интеллектуальной деятельности, пе­реходу от мифологического к рациональному типу мышления, возникновению науки и идеологии, отделению сферы духовного производства от сферы матери­ального производства.

    Вместо первобытного общества, имевшего однородную социальную структуру и основанного на единстве интересов людей, возникла разнородная социальная структура, основанная на многообразии, различии и противоречиях интересов людей. Необходимость обеспечить управляемость всем обществом в условиях его социального расслоения, определила постепенную замену родовых органов власти (народного собрания, старейшин, военачальников), приспособленных к управлению социально однородным обществом, государством с его специфическими признаками, аппаратом, функциями и формами, приспособленным к управлению социально дифференцированным обществом.

    Формационный подход об историческом развитии и типологии государств

    Историческое развитие государства - процесс качественных изменений (смены исторических типов) государственной власти с момента ее возникновения до настоящего времени.

    С развитием общества, его социальной структуры, целей, которые оно перед собой ставит, изменяются содержание (аппарат, функции) и формы государства при сохранении его основного социального назначения. Качественно особенные периоды в развитии государства, соответствующие определенным состояниям общества и одинаковые для многих стран, определяются как типы (основные этапы развития) государства.

    Смена исторических типов государства - процесс закономерный и прогрессивный, обусловленный общим ходом развития общества от первобытных примитивных форм к развитой человеческой цивилизации. В зависимости от выделяемых причин движения общества к более сложным формам, разработаны два основных и дополняющих друг друга подхода к определению типов государства: формационный и цивилизационный.

    Формационный подход - исследование состояния и развития общества, закономерностей смены исторических типов государств с точки зрения качественных изменений в экономическом базисе общества, его производственных отношениях и классовой структуре.

    В плане этого подхода последовательное развитие производительных сил общества (орудий труда, трудовых навыков человека) приводит к изменению формы производственных отношений. Собственниками основных средств производства становятся новые все более прогрессивные классы (рабовладельцы, феодалы, буржуазия, наконец, трудящиеся классы). С изменением производственных отношений, которые составляют базис общества, меняются все другие элементы, входящие в его надстройку (общественное сознание, мораль, право, государство, религия, наука); происходит переход к новому более высокому типу общественно-экономической формации.

    Каждой классовой общественно-экономической формации (рабовладельческой, феодальной, капиталистической, социалистической) соответствует свой одноименный тип государства. Главная особенность типа государства определяется по тому, какой класс является собственником основных средств производства и оказывает доминирующее влияние на государственную власть.

    К основным недостаткам этого подхода можно отнести то, что:

    некоторые, выделенные в качестве общих, этапы проходят далеко не все общественные системы (например, в России отсутствовала стадия рабовладельческого государства),

    ряд государственных систем вообще не вписывается в предлагаемую схему исторических типов (например, государства, основанные на так назы­ваемом азиатском способе производства),

    он обосновывает жесткую зависимость государства от экономических факто­ров, отношений собственности, которая не всегда позволяет объяснить особенно­сти отдельных групп государств.

    Цивилизационный подход об историческом развитии и типологии государств.

    Цивилизационный подход - исследование состояния и развития общества, закономерностей смены исторических типов государств с точки зрения качественных изменений в социокультурной среде общества и, прежде всего, в духовной культуре народа, его религии и нравах.

    Цивилизационный подход основан на понятии цивилизации, введен­ным в научный оборот историком Тойнби, как исторического состояния относи­тельно локальной общественной системы, обладающей общностью культурных, религиозных, психологических, географических и иных характеристик.

    Цивилизационный подход отказывается от абсолютизации материально-экономических факторов в развитии государства и выводит на первый план фак­торы социокультурные, духовную жизнь общества, идеологию, нравственность, религию, полагая, что именно они главным образом определяют особенности развития данной общественной системы и характерные черты ее государственной власти.

    С помощью этого подхода удается, например, объяснить, почему страны, имеющие равные стартовые возможности, оказываются на разных ступенях социального прогресса, а отдельные группы государств, имеющих в принципе одинаковую социально-экономическую основу, обладают значительными различиями в организации государственной власти.

    С точки зрения этого подхода на начальном этапе человеческой истории социокультурные факторы, определяющие лицо общества, формируются у разных народов автономно, независимо друг от друга. Возникаютпервичные, древнейшие цивилизации , обладающие каждая уникальными чертами: древнеиндийская, древнекитайская, шумерская, античная и др. Взаимодействие первичных цивилизаций приводит к формированию особенных средневековых цивилизаций - европейской, арабской, восточной, американской и др., имеющих некоторые общие черты. В настоящее время на основе особенных цивилизаций идет формирование современной цивилизации с единой социокультурной базой, включающей элементы традиционных культур.

    Каждый тип цивилизации (древней, средневековой, современной) придает устойчивые общие черты организации государственной власти. Соответственно в рамках определенной цивилизации можно выделить, например, древний античный тип государства, средневековый европейский тип государства, современный тип цивилизованного государства. В поступательном развитии цивилизаций и соответствующих им государств обнаруживается прогресс общества.

    Основными недостатком цивилизационного подхода следует считать отказ от понимания развития государства как единого в своих закономерностях всемирного исторического процесса и акцентирование внимания на уникальности, единичности свойств каждого госу­дарства.

    В современной науке не существует единого мнения о причинах возникновения государственности. Поэтому в данном параграфе наша цель будет сводиться к анализу тех основных теорий, объясняющих эту проблему, которые были созданы человеческой мыслью на протяжении истории.

    Развитие теологической теории возникновения государства связано с именем выдающегося мыслителя средневековья, христианского епископа и философа Августина Аврелия (354–430 гг. н.э.). Ее основной тезис – государство создано Богом, по воле Бога, для достижения Его Божественных целей. Объясняя причины создания государственности, Августин Аврелий писал о том, что она возникла как следствие грехопадения человека, выразившегося согласно тексту Ветхого Завета в добровольном отпадении первых людей (Адама и Евы) от Бога и их желании жить по собственной воле и в надежде исключительно на собственные силы. Грехопадение стало причиной кардинального изменения в жизни людей. Состояние оторванности от Бога вывело человечество из состояния изначальной гармонии и погрузило его в хаос, вызвав к жизни такие новые явления, как конфликты, преступления, болезни и смерть. В подобных условиях государственная власть создается Богом в качестве силы, способной обуздать индивидуальный эгоизм и обеспечить хотя бы минимальный порядок в обществе . Главной целью государства Августин считал оказание им всесторонней помощи Церкви. Те государства, которые оказывают Церкви помощь и содействие, Августин Аврелий относил к типу "правильных государств" или "государств от Авеля". Государства же, ставящие перед собой иные задачи в качестве основных, относились Августином к "неправильным государствам" или "государствам от Каина" . При этом под словом "Церковь" автор теологической теории понимал всех людей земли, живущих не по закону эгоизма (любви к себе), а по закону любви к Богу и друг к другу. Именно интересы этой Церкви должно защищать государство.

    Интересны размышления Августина об отношении человека к возможному участию в делах государства. С его точки зрения, человек может и должен принимать участие в деятельности государства, если власть расценивается им как одно из средств достижения главой цели человеческой жизни – спасения и вечной жизни в Царстве Божьем. То есть если лицо, владеющее властью, использует ее во благо других людей, во благо народа, оно достойно всяческого одобрения. Если же государственная власть для кого-то перестает быть средством и сама по себе становится целью, – такая власть заслуживает порицания и не может быть оправдана.

    Патриархальная теория возникновения государства была создана знаменитым древнегреческим философом Аристотелем (384–322 гг. до н.э.). По мнению автора данной теории, первичной, наиболее ранней формой совместной жизни людей в обществе была семья . Включавшая в себя довольно большое количество людей, семья возглавлялась отцом (патриархом). Власть главы семьи поддерживалась, в первую очередь, его авторитетом. Знания и опыт патриарха, приобретенные им в ходе жизни, помогали ему поддерживать порядок в семье, охранять семью от всевозможных опасностей, устранять в ней конфликтные ситуации, организовывать взаимопомощь членов семьи. В дальнейшем, по мнению Аристотеля, первоначальная семья начала увеличиваться в размерах. Происходило объединение семей. И в какой-то момент истории разрастание семьи привело к тому, что ее представители заселили сравнительно большую часть территории. Так власть главы семьи со временем переросла во власть монарха, т.е. во власть государственную, а возникновение государства есть результат крупномасштабного разрастания семьи.

    Договорная теория возникновения государств создается в Англии в XVII в. Ее авторы – английские философы Томас Гоббс (1588–1679) и Джон Локк (1632–1704). Впоследствии данная теория приобрела множество сторонников в других странах. Среди них – французский мыслитель Ж.-Ж. Руссо, русский публицист А. Н. Радищев и др.

    В соответствии с этой концепцией государство возникает как результат заключения общественного договора. Правда, взгляды на саму сущность этого договора у авторов теории не совпадали.

    С точки зрения Т. Гоббса, общественный договор о создании государства был заключен с целью установления порядка в обществе, с целью ликвидации "войны всех против всех", которая, по мысли автора, постоянно велась в догосударственный период истории .

    Д. Локк же, напротив, полагал, что догосударственное состояние общества было не состоянием "войны всех против всех", а выражением гармонии во взаимоотношениях между людьми. Более того, в этот период, по мнению Локка, каждый человек обладал так называемыми "естественными правами", данными человеку от природы, к числу которых относились право на жизнь, право на свободу и право на собственность. Но наличие "естественных прав", по мысли Локка, еще не означало их незыблемости и гарантированности. Народ не мог исключить возможности прихода некоего деспота, тирана, способного отнять у людей их "естественные права". И именно с целью обеспечения и гарантирования этих прав в итоге заключается договор.

    Серьезные разногласия у авторов договорной теории существовали и по вопросу о сторонах в общественном договоре. Т. Гоббс утверждал, что договор этот заключили "каждый с каждым" члены догосударственного общества. В этом случае, конечно, остается непонятным, как такая громадная по масштабам процедура могла осуществиться на практике. Д. Локк настаивал в своих трудах на том, что в общественном договоре было всего две стороны: народ и монарх . Такая позиция позволяла говорить о возможности расторжения общественного договора одной из сторон в том случае, если вторая сторона не исполняет должным образом свои обязанности (право народа на свержение правительства и революцию).

    Несмотря на то что договорная теория крайне противоречива, она находит немало приверженцев и в наше время.

    Теория насилия возникает в Германии в XIX столетии. С точки зрения одного из ее авторов Евгения Дюринга (1833–1921), основной причиной создания государственности было изначальное неравенство древнейших племен. Сильные и слабые племена не могли длительное время мирно сосуществовать. Первые начали порабощать последних, стремясь к расширению своих территорий. Вследствие этого представители слабых племен попадали в зависимость, в рабство к своим завоевателям. Оказавшись в этом незавидной положении, представители завоеванных племен пытались бороться за освобождение и независимость. Их сопротивление проявлялось в бунтах, восстаниях, иных способах неповиновения. В подобной ситуации перед завоевателями встает вопрос о создании специального аппарата подавления, с помощью которого можно было бы ликвидировать любую опасность, исходящую от порабощенного населения. Именно в качестве такого аппарата, по мнению сторонников теории насилия, и создается государство.

    В течение весьма длительного периода в отечественной науке в качестве наиболее верной концепции возникновения государства рассматривалась классовая теория, нашедшая свое отражение в работах немецких философов и экономистов XIX в. К. Маркса (1818–1883) и Ф. Энгельса (1820–1895). Данная теория основана на идее о том, что главными, определяющими отношениями в жизни любого общества являются экономические отношения, т.е. отношения по поводу производства, обмена, распределения и потребления материальных благ (в отечественной дореволюционной литературе данная концепция нередко называлась экономической теорией возникновения государства). По мысли марксистов, бытие (т.е. экономическая сфера жизни людей) определяет развитие сознания (т.е. духовной сферы их жизни).

    С точки зрения авторов классовой теории, постепенное совершенствование средств производства и, в первую очередь, совершенствование орудий труда, на определенном этапе истории человечества приводит к расслоению общества на два противоположных класса: класс эксплуататоров (слой людей, обладающих средствами производства) и класс эксплуатируемых (слой людей, отчужденных от средств производства). Вследствие подобного экономического неравенства эксплуататоры получают возможность присваивать себе часть продукта, производимого эксплуатируемыми (изначально путем прямого использования рабского труда в рабовладельческом обществе). Эксплуатируемые, являющиеся зависимой частью общества, пытаются бороться за улучшение условий своей жизни, за перераспределение материальных благ в свою пользу. Возникает такое явление, как классовая борьба. Марксу принадлежит известная идея о том, что вся история человечества есть история классовой борьбы. Для того чтобы подавлять сопротивление эксплуатируемых, эксплуататорам становится необходим специальный аппарат власти. В итоге создается государство, главной целью которого становится проведение в жизнь воли экономически господствующего класса. С помощью таких элементов государственного механизма, как армия, полиция, тюрьмы и др., эксплуататоры с успехом подавляют всякие формы выражения недовольства со стороны экономически зависимых категорий населения .

    Довольно оригинальный взгляд на процесс возникновения государственности предлагает психологическая теория. Одним из се авторов был российский юрист Л. И. Петражицкий (1867–1931). С точки зрения сторонников этой теории, причины возникновения государственности кроются в естественных психологических процессах, происходящих в сознании каждого человека. Например, люди по своей природе склонны к общению, они, как правило, не в состоянии долго находиться в одиночестве. В государстве это подсознательное стремление удовлетворяется. Кроме того, по мнению авторов психологической теории, существуют люди, в подсознании которых заложено желание брать на себя ответственность, управлять, властвовать; и наряду с ними существуют люди, склонные к подчинению. В государстве первые получают возможность реализовать свое подсознательное желание путем участия в деятельности государственных органов, вторые – путем исполнения законов и иных властных предписаний .

    Помимо указанных выше теорий возникновения государства существуют и иные точки зрения на этот процесс: например, органическая теория, ирригационная теория, неолитическая теория, патримониальная теория, спортивная теория и др.

    Несмотря на разнообразие приведенных концепций, все они имеют одну общую черту: с точки зрения любой из них возникновение государства – это сложный, длительный процесс, имеющий свои предпосылки и происходящий лишь при наличии определенных условий. То есть государство не может возникнуть беспричинно на пустом месте, равно как не может возникнуть оно и одномоментно. Условия, необходимые для возникновения государства, складываются долго – в течение веков, а иногда и тысячелетий. Именно поэтому современные историки весьма осторожно подходят к определению момента образования того или иного государства.

    Наконец, следует сказать и о том, что ни одна из существующих теорий не может претендовать на статус "самой верной". У каждой из них есть свои сильные аргументы, по вместе с тем с каждой из них при желании можно спорить. Отдельные специалисты считают даже, что нельзя говорить о какой-то единой схеме возникновения государственности у различных народов. С этим мнением, видимо, следует согласиться. Ведь такие факторы, как географическое положение, климат, местные обычаи, тоже оказывают влияние на формы общественной жизни, в том числе и на процесс создания государственности.

    См.: Локк Д. Два трактата о правлении // Соч. в 3 т. Т. 3. М.: Мысль, 1988 .

  • Подробнее см.: Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. М.: Политиздат, 1986.
  • См.: Петражицкий Л. И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности. СПб.: Лань, 2000.
  • Теория государства и права: конспект лекций Шевчук Денис Александрович

    § 1. Причины и условия возникновения государства и права

    Проблема возникновения государства и права остается и, видимо, длительное время останется в науке дискуссионной. Во-первых, в основе этой сложнейшей проблемы лежат различные идейные, философские воззрения и течения (например, есть мнение, согласно которому государство и право существовали вечно. Для его сторонников проблемы возникновения государства и права вообще нет). Во-вторых, историческая и этнографическая науки дают все новые знания о причинах происхождения государства и права.

    Современная материалистическая наука связывает процесс возникновения государства и права (особенно в европейских странах) главным образом с развитием производства, с переходом от присваивающей к производящей экономике.

    В результате эволюционного развития человек для удовлетворения своих потребностей постепенно перешел от присвоения готовых животных и растительных форм к подлинно трудовой деятельности, направленной на преобразование природы и производство орудий труда, пищи и др. Именно переход к производящей экономике послужил толчком к трем крупным разделениям общественного труда – отделению скотоводства от земледелия, отделению ремесла и обособлению слоя людей, занятых в сфере обмена – торговли (купцов).

    Такие крупные события в общественной жизни имели столь же крупные многочисленные последствия. В изменившихся условиях возросла роль мужского труда, который стал явно приоритетным по сравнению с женским домашним. В связи с этим матриархальный род уступил место патриархальному, где родство уже ведется по отцовской, а не по материнской линии. Но еще более важным было, пожалуй, то, что родовая община постепенно начинает дробиться на патриархальные семьи (земледельцев, скотоводов, ремесленников), интересы которых уже не полностью совпадают с интересами рода. С возникновением семьи началось разложение родовой общины. Наконец, наступил черед неизбежной при разделении труда специализации, повышения его производительности. Прибавочный продукт как следствие роста производительности труда обусловил появление экономической возможности для товарообмена и присвоения результатов чужого труда, возникновения частной собственности, социального расслоения первобытного общества, образования классов, зарождения государства и права.

    И все же причины зарождения государства и права коренятся не только в материальном производстве, но и в воспроизводстве самого человека. В частности, запрещение инцеста (кровосмешения) не только способствовало выживанию и укреплению рода человеческого, но и оказало многоплановое воздействие на развитие общества, структуру его внутренних и внешних отношений, культуру. Ведь понять, что кровосмешение ведет к вырождению, ставит род на грань гибели – половина дела. Куда сложнее было искоренить его, для чего потребовались суровые меры пресечения неизбежно встречавшихся сначала отступлений от табу, еще недавно не существовавшего. Поэтому есть основания полагать, что родовые органы, поддерживающие запрещение инцеста и насильственное его пресечение внутри рода, развитие связей с другими родами в целях взаимообмена женщинами, были древнейшими элементами нарождающейся государственности.

    Родовая организация общества трансформировалась в государство эволюционно, сохраняя историческую преемственность, проходя переходные стадии. Одной из таких переходных, предгосударственных форм была военная демократия, где органы родового общественного самоуправления еще сохраняются, но постепенно набирают силу новые предгосударственные структуры в лице военачальника и его дружины. Здесь появились зачатки военно-насильственного принуждения и подавления, ибо традиционная родовая организация самоуправления уже не в состоянии была разрешить возникающие противоречия, все более разрушающие вековые порядки.

    Формирование государства – длительный процесс, который у различных народов шел разными путями. Ныне доминирует мнение, что одним из основных является восточный путь возникновения государства, «азиатский способ производства» (вначале – Древний Восток, затем – Африка, Америка, Океания). Здесь очень устойчивыми, традиционными оказались социально-экономические отношения и структуры родового строя – земельная община, коллективная собственность. Управление общественной собственностью становилось важнейшей функцией родоплеменной знати, которая постепенно превращалась в обособленную социальную группу (сословие, касту), а ее интересы все более обособлялись от интересов остальных членов общества.

    Следовательно, восточный (азиатский) вариант возникновения государственности отличается от других вариантов главным образом тем, что здесь родоплеменная знать, исполнявшая общественные должности, плавно трансформировалась в государственные органы (государственно-чиновничий аппарат), а общественная (коллективная) собственность тоже постепенно превращалась в государственную. Частная собственность тут не имела существенного значения.

    На рассматриваемый путь зарождения государства значительное влияние оказали географические условия, необходимость выполнения крупномасштабных общественных работ (сооружение, эксплуатация и защита ирригационных систем и др.), предопределивших возникновение самостоятельной и сильной публичной власти.

    Восточные государства заметно отличались друг от друга, хотя имели много общего. Все они были абсолютными, деспотическими монархиями, обладали мощным чиновничьим аппаратом, экономическую основу их составляла государственная собственность. Здесь по сути дела не наблюдалось отчетливо выраженной классовой дифференциации. Государство одновременно и эксплуатировало сельских общинников, и управляло ими, т. е. само государство выступало организатором производства.

    По другому историческому пути шел процесс возникновения государства на территории Европы, где главным государствообразующим фактором было классовое расслоение общества, обусловленное интенсивным формированием частной собственности на землю, скот, рабов. По мнению Ф. Энгельса, в наиболее «чистом» виде этот процесс проходил в Афинах. В Риме на возникновение классов и государства большое влияние оказала длительная борьба двух группировок свободных членов родоплеменного общества – патрициев и плебеев. В результате побед последних в нем утвердились демократические порядки: равноправие всех свободных граждан, возможность каждого быть одновременно землевладельцем и воином и др. Однако к концу II в. до н. э. в Римской империи обострились внутренние противоречия, повлекшие создание мощной государственной машины.

    По вопросу возникновения государства на территории Западной и Восточной Европы в литературе высказаны две точки зрения. Сторонники первой утверждают, что в этом регионе в ходе разложения первобытных отношений зарождалось феодальное государство (сказанное относится прежде всего к Германии и России).

    Приверженцы второй полагают, что после разложения родового строя здесь наступает предшествующий феодализму длительный период, в ходе которого знать выделяется в особую группу, обеспечивает себе привилегии, в первую очередь во владении землей, но крестьяне сохраняют как свободу, так и собственность на землю. Этот период они называют профеодализмом, а государство – профеодальным.

    Таким образом, на этапе производящей экономики под воздействием разделения труда, появления патриархальной семьи, военных захватов, запрета инцеста и других факторов происходит расслоение первобытного общества, обостряются его противоречия, вследствие чего родовая организация социальной жизни изживает себя, а ей на смену с той же неизбежностью приходит новая организационная форма общества – государственность.

    Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Дорожно-транспортные происшествия автора Гузь Леонид Евдокимович

    6.2 Условия возникновения права на возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью физического лица Получив представление о том, в чем состоит имущественный и моральный вред, причиненный здоровью граждан, в том числе и несовершеннолетним, и за кем по закону признается

    Из книги Потребители электрической энергии, энергоснабжающие организации и органы Ростехнадзора. Правовые основы взаимоотношений автора Красник Валентин Викторович

    Из книги Всеобщая история государства и права. Том 1 автора Омельченко Олег Анатольевич

    Из книги История государства и права зарубежных стран. Шпаргалки автора

    Из книги Теория государства и права автора Морозова Людмила Александровна

    8. Причины появления государства Это необходимость разного рода:1) совершенствования управления обществом, связанная с его усложнением, которое, в свою очередь, было связано с развитием производства, появлением новых отраслей, разделением труда, изменением условий

    Из книги История политических и правовых учений. Шпаргалки автора Князева Светлана Александровна

    2.3 Типичные и уникальные формы возникновения государства Вопрос о причинах возникновения государства остается в науке дискуссионным. Несомненно одно - в процессе длительного развития первобытного общества постепенно создавались предпосылки для качественного его

    Из книги Экзамен на адвоката автора

    20.2 Виды коллизий и причины их возникновения В литературе исследуются главным образом коллизии норм права и коллизии между нормативными правовыми актами. Однако могут существовать следующие виды коллизий:а) между нормами права;б) между нормативными правовыми актами, в

    Из книги Правоведение автора Мардалиев Р. Т.

    90. Историко-материалистическая теория возникновения государства Историко-материалистическая теория связана с именами К. Маркса и Ф. Энгельса, но последние опирались на труды предшественников, таких, как Л. Морган. Смысл этой теории в том, что государство возникает как

    Из книги Парадоксы правового регулирования в России автора Туманов Михаил Владимирович

    Вопрос 243. Право на обращение в арбитражный суд, его субъекты и формы осуществления. Предпосылки возникновения права на обращение в суд и условия его реализации, последствия их отсутствия (несоблюдения). Право на обращение в арбитражный суд вытекает из общего

    Из книги Трудовое право России. Шпаргалка автора Резепова Виктория Евгеньевна

    Основные пути возникновения государства Государства формировались в различных условиях и на разных этапах исторического развития человечества. Однако можно выделить три группы в зависимости от способа разрушения родоплеменной организации, возникновения социального

    Из книги История государственного управления в России автора Щепетев Василий Иванович

    Глава 2. Предпосылки (причины) возникновения и содержание несовершенства права в России В научной и художественной литературе описывается формирование права в России на основе норм повседневного поведения проживавших славян на территории Древней Руси,

    Из книги Проблемы теории государства и права: Учебник. автора Дмитриев Юрий Альбертович

    МАТЕРИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ: ПОНЯТИЕ И УСЛОВИЯ ЕЕ ВОЗНИКНОВЕНИЯ Материальная ответственность – обязанность стороны трудового договора, причинившей ущерб (вред) другой стороне, возместить его в размере и порядке, установленном законодательством.Законодателем

    Из книги автора

    Из книги автора

    § 1.1. История и предпосылки возникновения теории государства и права как науки У древних мыслителей познание окружающего мира осуществлялось в рамках единой универсальной науки - философии, которая наряду с логикой, этикой, математикой, физикой, медициной исследовала

    Из книги автора

    § 1.4. Завершение процесса возникновения государства Существовало несколько подходов к объяснению появления древнейшего государства.1. Согласно марксистско-ленинской теории коренной причиной возникновения государства явился раскол общества на противоположные классы

    Из книги автора

    § 11.1. Предпосылки возникновения Советского государства Образование Советского государства имело как объективные, так и субъективные предпосылки.К объективным относится общественно-политическая ситуация, сложившаяся в России к 1917 году и обусловленная трагическими

    Современная наука, оценивая различные теории происхождения государства, отмечает, что многие из них содержат элементы истины, но ни одной не удалось отразить сложный процесс происхождения государства.

    Современная наука о происхождении государства опирается на классовую теорию, на материалистический подход, применительно к социальным процессам означающий, что в качестве основы общественного развития рассматриваются экономические факторы.

    История человеческого общества начинается с образования первобытнообщинного строя, при котором орудия производства были несовершенны, примитивны, а производительность труда была низкой. Чтобы обеспечить свое существование люди должны были объединить средства производства и свой труд. Экономика первобытного общества характеризовалась присваивающим способом производства (охота, рыболовство, собирательство). В первобытном обществе не было частной собственности, все были экономически и политически равны.

    Основой организации первобытного общества была родовая община - исторически первая форма организации первобытного общества. На более поздних стадиях развития возникают племена, объединяющие близкие роды, а затем и союзы племен.

    Родовая община – это локальная общность людей, объединенных кровным или предполагаемым родством, общей собственностью, совместным трудом и уравнительным распределением, ведущая совместное хозяйство . Человек в первобытном состоянии не представлял своего существования вне родовой общины. Единство человеческой организации в этот период предопределялось единой целью – выживанием в борьбе с природой. Экономической основой первобытного общества являлась общественная или коллективная собственность. Власть в родовой общине имела общественный характер и осуществлялась всеми членами рода . Источником власти в родовой общине была вся родовая община в целом (общественное самоуправление) . Управление делами рода носило коллективный характер. Даже вождь (старейшина) – это только представитель рода. Люди сами избирали его в качестве вождя (старейшины) за его мудрость, опыт, силу, храбрость и т.д. Это был период прямого правления, когда люди непосредственно осуществляли всю полноту власти. Высшим органом общественной власти в роду было общее собрание (совет) всех взрослых членов общества – мужчин и женщин. Общее собрание решало все основные вопросы жизнедеятельности рода. Здесь избирались предводители (старейшины, вожди) на срок или для выполнения определенных дел, разрешались споры между отдельными лицами и т.д. Власть вождя (старейшины) не являлась наследственной. В любой момент вождь (старейшина) мог быть заменен другим членом рода. Власть вождя (старейшины) основывалась исключительно на его авторитете, уважении к нему других членов рода и не давала никаких материальных преимуществ. Решения собрания были обязательными для всех, так же как указания вождя. Старейшины и другие “должностные лица” рода (военачальники) участвовали в производственной деятельности родовой общины наравне с другими ее членами. В процессе развития первобытного строя, его отдельные роды объединяются во фратрии , а те в - племена и, соответственно, возникает круг вопросов, общих для всех соседствующих общин. Племя управлялось советом старейшин , представляющих соответствующие роды. Совет старейшин разрешал наиболее важные вопросы жизнедеятельности, например, споры между родами. Совет старейшин племен (куда входили старейшины, вожди объединившихся племен) избирал вождя племени и других должностных лиц. Совет вождей объединившихся племен избирал вождя союза племен, военачальника и других должностных лиц. Власть также была представлена жрецами , осуществляющими религиозные функции (шаманы, колдуны, священники, знахари). Хотя общественная власть не имела специальных принудительных (карательных, правоохранительных) органов, она была вполне реальной, способной к эффективному принуждению за нарушение существующих правил поведения. Наказание неукоснительно следовало за совершенные проступки, и оно могло быть достаточно жестоким – смертная казнь, изгнание из рода и племени. Принуждение исходило от всего рода, осуществлялось не в интересах какого-либо класса и не преследовало никаких политических целей. Род был не политической организацией, а общественной. Т.о., власть в период родовой организации общества строилась на принципах первобытной демократии , не знавшей каких-либо имущественных, сословных, кастовых или классовых различий, ни государственно-политических форм. Родовая община давала защиту всем своим членам от внешних врагов, как собственной военной силой, так и глубоко укоренившимся обычаем кровной мести за смерть сородича.

    Межполовые отношения имели форму групповых браков.В основе родовой общины лежали родственные отношения, передаваемые по материнской линии. Происхождение ребенка от матери было наиболее очевидным признаком родовой связи, а забота о детях, домашнем очаге возвышала роль женщины в роде. К тому же собирательство, а затем и мотыжное земледелие, которым занимались женщины, давало постоянный, хотя и более скромный, доход, нежели охота мужчин, не всегда удачная. Поэтому женщина играла в первобытном обществе ведущую роль. Это привело к матриархату (от лат. mater – мать и греч. arche – начало, власть), продолжавшемуся несколько тысячелетий. При матриархате родство велось по линии матери.

    Иванов: Причины многообразия теорий о происхождении государства и права:

    1. Теории возникли не одновременно, поэтому авторы использовали разный объём знаний, фактов.

    Современная наука происходит из концепции многофакторности. На образование государства оказали влияние многие причины, но не все из них вытекают из самого общества. Среди этих причин можно выделить первичные (основные) и вторичные (дополнительные):

    Первичные- обусловили существование государства и права как таковых.

    Вторичные- оказали влияние на форму образования государства в различных частях мира.

    Причины первичного (первоначального) и вторичного появления государства и права.

    1.Первичные - самостоятельное образование государства.

    2.Вторичные – образование государства в результате внесения гос. структуры другим народам или в результате порабощения государственно-организованного народа другим.

    (1) Первичные:

    1.Экономические – переход от присваивающей экономике к производящей (10 – 15 тысяч лет назад) – и земледелию, скотоводству. В связи с этим начинается процесс специализации труда или его разделение. Далее от земледелия отделяется ремесло, что значительно повышает производительность. Появляется прибавочный продукт. Излишки начинают обмениваться отсюда выделяется торговля. Углубление специализации и увеличение прибавочного продукта создаёт необходимость существования профессиональных управленцев.

    2.Социальная сфера – из каждой из вновь образовавшихся групп населения появляются собственные интересы. Начинается социальная дифференциация. Происходит выделение человека как личности.

    3.Духовная сфера – синкретичное общественное сознание разделяется. Происходит становление религиозного, правового и другого сознания.

    4.Кратосфера – зарождается политическая власть. Политика – отношения между крупными объединениями людей по поводу гос. власти удовлетворения общих интересов. Появляются профессиональные управленцы, образующие органы управления обществом (гос. аппарат). Его существование обеспечивается не только объективной необходимостью, но и появлением возможности содержать этот аппарат.

    Пути возникновения права.

    Право как соц институт возникает практически вместе с государством, т. к. во многом они призваны обеспечивать эффективность действия друг друга. Если признать тот факт, что государство вызвано к жизни для эконом и полит управ­ления всевозможными общественными делами, то для их реального осуществ­ления оно должно было принимать общеобязательные правила поведения в виде юр норм или придать общеобязательность правовым обычаям. Право - единст­венная форма, в которой государство может выражать свои веления в качестве общеобязательных.



    Причины и условия, вызвавшие к жизни право, во многом аналогичны при­чинам, породившим государство. Однако между мононормами первобытного общества и нормами права существовала более глубокая преемственность, чем между органами родового самоуправления и органами государства. Право воз­никает в результате соц детерминированного процесса распада и дифференциа­ции единой системы норм первобытного общества.

    Право исторически возникло как классовое явление и выражало прежде всего волю и интересы экономически господствующих классов.

    Правовые нормы складывались преимущественно 3 основными путями:

    1) перерастание мононорм (первобытных обычаев) в нормы обычного права и санкционирование их в этой связи силой государства;

    2) правотворчество государства, которое выражается в издании спец до­кументов, содержащих юр нормы, - нормативных актов (законов, указов, поста­новлений и т.П);

    3) судебное право, состоящее из конкретных решений (принимаемых су­дебными органами и приобретающих характер образцов для решения др анало­гичных дел).

    Восточный путь происхождения права. Характерен для тех стран, в кото­рых господствующее положение занимала гос. собственность. Ос­новной источник (способ фиксирования правовых норм) - сборники нравст­венно-религиозных положений. Нормы носят казуальный характер и дополня­ются в случае необходимости др обычаями или установлениями монарха.



    Западный путь происхождения права. Присущ странам, где явно доми­нировала частная собственность, которая устанавливала равенство собственни­ков, нормы отличаются более высокой степенью формализованности и опреде­лённости. Очень хорошо развито гражданское право.

    Возникновение права - закономерное следствие усложнения общественных взаимосвязей, углубления и обострения соц противоречий и конфликтов. Обы­чаи перестали обеспечивать порядок и стабильность в обществе, а значит, поя­вилась объективная необходимость в принципиально новых регуляторах обще­ственных отношений.

    В отличие от обычаев правовые нормы фиксируются в письменных источ­никах, содержат четко сформулированные дозволения, обязывания, ограничения и запреты. Изменяются процедура и порядок обеспечения реализации правовых норм, появляются новые способы контроля за их выполнением: если раньше та­ким контролером были общество в целом, его общественные лидеры, то в усло­виях государства это полиция, армия. Споры разрешает суд. Правовые нормы отличаются от обычаев и санкциями: значительно ужесточаются меры наказа­ния за посягательства против личности, которые дифференцируются в зависи­мости от статуса потерпевшего - свободного, раба, мужчины, женщины.

    10. Проблема правопонимания (субстрата права) в отечественной юр. науке.

    П: (в узком значении) - система общеобязательных социальных норм, установленных или санкционированных государством; (в широком смысле) охватывает также правовые отношения и основные права гражданина, закрепляемые, гарантируемые и охраняемые государством.

    Закономерность: в окружающей нас П действительности, когда мы сталкиваемся с правом мы видим три действительности форм выражения права:

    1.Юр. нормы – общеобязательные, формально определённые правила поведения.

    2.Правоотношения – особые, индивидуализированные связи между взаимодействующими S, обладающие взаимными правами и обязанностями.

    3.Правосознание – совокупность эмоций, представлений, понятий, суждений, умозаключений, принципов, теорий по поводу Пдействительности.

    Субстрат – носитель наименования. Единства мнений не существует. Право – сложное, многогранное, многоаспектное понятие.

    «Узкий» или «нормативный подход к праву». Заключается в том, что его сторонники подразумевают под правом какую-то одну из 3 форм его выражения. Право либо система юр. норм, либо система правоотношений, либо правосознание.

    Нормативный подход- право это юр. нормы установленных и охраняемых государством. Это самый распространенный подход нашей юр. науки.

    «+»черты: 1.Возникло давно. 2.П как регулятор человеческого поведения в интересах общества. 3.Подчёркивает связь его с государством (гос. аппарат) 4.Характер официального общего критерия правомерности людей вне зависимости от усмотрения отдельных лиц.

    «-» черты: 1.Это не первое юр.явление. Юр. нормы возникли позже. Возникновение правовых отношений, а потом они укореняются в виде юр. норм. П сознание предшествует правовым нормам. 2.Юр. нормы – меры возможного и должного поведения. 3.П – любая норма вне зависимости от содержания, если считать право нормами, установленными гос. организацией.

    «Широкий» подход: Подразумевают либо различные варианты сочетания трёх перечисленных форм выражения права, либо все эти формы, взятые одновременно, то есть для них право это совокупность юр. норм правоотношений, правосознаний и т.д.

    а) П – система правовых отношений (социологический подход)

    б) П – система взглядов, представлений о праве, которые функционируются на уровне общественного сознании(психологический подход)

    в) П - это совокупность юр. норм

    (А) П-система П отношений (социологический). «+»: 1.Правоотношение показать существования П 2.П возникает раньше(это позволяет правильно оценить поведение судов, встречающихся с «пробелами»)

    «-»: 1.Правоотношение не является регулятором человеческого поведения(оно само следствие регулирования) 2.Есть такие правоотношения которые не возможны без закрепления типичных правовых норм(юр.. ответственность) 3.Преувеличение, что правоотношение возникло раньше. 4.Если П- система правоотношений утрачивается общий критерий для правомерности, неправомерности человеческого поведения.

    (Б) Право- система взглядов (психологический). «+»: 1.Нормы порождаются правосознанием, является регулятором человеческого поведения.

    2.Без правосознания не возможно создание реализации нормы.

    «-»: 1. Возник вопрос - «Чьим правосознанием?» Ведь право едино, а правосознание дифференцируется. (Оно есть у всех и у каждого своё).

    Основной подход (Иванов Р.Л.):

    Право(в целом)-это взятый в диалектическом единстве П отношения, юр. нормы, принципы, которые представляют без искажения. 3 элемента они взаимодействуют между собой.

    Следует различать право власти и право гражданского общества (С. С. Алексеев).

    Согласно этому мнению, право предстает в некоем раздоенном виде, а стало быть, трудно-воспринимаемым его субъектами. “Право власти”, по логике данной концепции, служит голым инструментом в ее руках. Это “плохое” право, тоталитарное, несправедливое. Др дело - “право гражданского общества”. Такое право, основанное на естественных правах человека, должно стоять над властью и связывать, ограничивать ее произвольные, правонарушающие действия.

    Необоснованный и гипертрофированный разрыв естественного и позитивного права по принципу: “или - или” (Л. В. Петрова). Естественно-правовая доктрина вовсе не отрицала значения положительных законов, не умаляла их роли и необходимости. Она лишь выступала за приоритет прирожденных, а потому неотъемлемых прав человека и за полное соответствие им всех юр установлений, принимаемых отдельными государствами. Указанные 2 вида права должны не коллизировать между собой, а тесно взаимодействовать.

    Проблема признаков права.

    1) Система признаков зависит от того, с чем мы сравниваем объект. 2) Система признаков зависит от того, что понимается под субстратом П.

    Однопорядковое регулятивное право, религия, нравственность и другие. Право – регулятор человеческого порядка.

    Признаки: 1) Нормативность:

    а) Правовое предписание распространяется на неперсофицируемый круг участников отношений, адресаты юр. норм не указывают.

    2) Общеобязательность:

    а) Его нормы и принципы распространяются на всех, без исключения участников общественных отношений, к которым они адресованы.

    б) Общеобязательность права проявляется в том, что юр. нормы подлежат обязательному осуществлению в том случае, если между ними и другими социальными регуляторами возникающие споры, противоречия.

    3) Формальная определённость:

    а) Они зафиксированы в письменных документах (законы, указы, договоры) как правило (исключение: правовой обычай).

    4) Гос. гарантированность:

    а) В случае их несоблюдения к нарушителям могут быть применены меры гос. принуждения.

    б) Органы государства создают условия для их нормативной реализации (Ещё выделяют системность, динамичность, но это не спец.признаки).

    К числу специфических относят государственную гарантированность и общеобязательность. В теократических государствах действуют религиозные нормы, которые являются общеобязательными.

    1) Нормативность – безусловно, не является специфическим признаком;

    2) Гос. гарантированность – всегда и везде присущ только юр. нормам;

    3) Формальная определённость – есть такие социальные нормы, которые зафиксированы в письменных форме (религиозные нормы);

    4) Общеобязательность – всегда и везде присущ только юр. нормам – (специальный признак). Признаки необходимо толковать в системе.

    Есть и другие негативные признаки – суждение, которые гласят об отсутствии у объекта каких-то качеств:

    1) П – это не Z: а) Он не вполне точен (так как право может быть и законом). б) Меняется система признаков, так как меняется объект.

    Проблема сущности права.

    Сущность права – это такой социальный регулятор, который обеспечивает упорядочение общественных отношений на основе разграничения и согласования групповых и общесоциальных интересов.

    Сущность права: - его справедливость; - норма меры свободы; - воплощение божеств, воли; - возведённая в Z, воля господствующего класса.

    Сущность и его подходы:

    П – социальное регулирование поведения, его можно регулировать, только навязывая определённую форму поступков, которые навязываются кем-то, это проявление чьей-то воли

    Это представление возникло в результате канонизации многих текстов диалектической материализации.

    В конце 70 – начало 80 годов усомнились в этом подходе: он не диалектичен, так как обращает внимание на одну сторону – классовые интересы.

    (С Малько: 1.Классовый подход- право определяется как система гарантированных государством юр. норм, выражающих возведенную в Z государственную волю экономически господствующего класса.

    2.Общесоциальный-рассматривает право как выражение компромисса между классами.

    Право - система общеобязательных правил поведения (норм), устанавливаемых либо санкционируемых компетентными гос органами, принимаемых путем референдума в целях регулирования общественных отношений, выражающих первоначально волю определенных классов, слоев населения, а по мере стирания соц различий и демократизации общества - большинства народа с учетом интересов меньшинства, реализация которых обеспечивается государством.

    Исходя из такого понимания права, можно попытаться охарактеризовать его сущность, т. е. то главное, основное, что определяет все остальные его признаки, включая соц ценность.

    Сущность права и его соц назначение (ценность) нередко отождествляются, а точнее - сущность права трактуется фактически как его соц ценность. Но соц назначение (ценность) характеризует право с точки зрения его регулятивной значимости, обеспечения устойчивого порядка в общественных отношениях, а сущность права выражает его соц природу, полит (властные) истоки. В последнем случае речь должна идти о соц обусловленности права, о том, чью волю, чьи интересы оно выражает.

    Представления о том, что право “должно” служить интересам всех без исключения людей, обеспечивать всеобщую справедливость, отнюдь не означает, что так всегда было и есть на самом деле. Еще никому не удалось убедительно опровергнуть то, что право в период своего возникновения и в последующие столетия было классовым, что формирование современного гражданского общества и соответствующего ему соц правового государства обусловлено стиранием собственно классовых различий и угасанием классовых противоречий, что, соц различия между людьми (эконом, полит, соц-культурные) еще не устранены полностью и фактически отражаются в текущем законодательстве. А именно эти обстоятельства учтены в приведенном определении права и характеризуют его сущностную сторону.

    Уяснение сущности права позволяет объяснить его появление в определенных историч. условиях, выявить закономерности его функционирования, развития. Сущность права, исторически изменчива в силу изменения обусловливающих ее объективных факторов (эконом, соц, полит).