Войти
Образовательный портал. Образование
  • Михаил Светлов — Гренада: Стих Я хату покинул пошел воевать чтоб землю
  • Колики у новорожденных, лечение в домашних условиях Народные средства против коликов у новорожденных
  • Так делать или нет прививку от гриппа?
  • Оформление спортивного уголка в доу своими руками
  • Чему равен 1 год на меркурии
  • Кто такой Николай Пейчев?
  • Йотированные буквы. Шпаргалка по уподоблению согласных звуков по месту образования. Русский толковый словарь значений how-to-all

    Йотированные буквы. Шпаргалка по уподоблению согласных звуков по месту образования. Русский толковый словарь значений how-to-all

    Русский язык один из самых богатых, сложных и интересных мировых языков. Он содержит в себе большое количество правил и таит множество ловушек. К примеру, есть такие слова, в которых звуков больше, чем букв, и наоборот: букв больше, а звуков же - меньше. Такие слова иногда непросты в транскрипции. Чтобы верно определять содержание звуков, нужно знать, как делать звуко-буквенный разбор (анализ) слова.

    Что такое звуко-буквенный анализ

    Анализ подразумевает фонетическое «расщепление» слова по двум составляющим: звуки и буквы . Сначала пишется транскрипция - это запись по звуковому содержанию. Производится точная запись того, как оно произносится, слышится. При работе следует помнить, что такие «е», «ё», «ю», «я» в разных позициях слова могут обозначать два звука. Эти гласные называют йотированными. И в словах, где они имеются, будет больше звуков.

    Йотированные гласные в разных позициях

    • в начале слова: ель — [й ’ э л ’ ]
    • после других гласных: каюта — [к а й ’ у т а ]
    • после разделительных «ь» и «ъ»: курьёз — [к у р ’ й ’ о с ] и изъян — [и з ’ й ’ а н ]
    • после согласных: люк — [л ’ у к]

    А также, в русском алфавите присутствуют две буквы, которые не имеют звука, это «ъ» и «ь». Мягкий знак, стоящий после согласной, смягчает её. Помимо этого, он является морфологическим признаком в существительных женского рода третьего склонения. В таком случае, разумеется, будет меньше звуков.

    Произношение йотированных гласных

    Всего в русском алфавите четыре таких гласных , о которых рассказывалось в статье ранее. В транскрипции они обозначают два звука, из-за чего в слове преобладает количество звукового состава над буквенным. Буква Е произносится как Й и Э; Ё как Й и О; Ю как Й и У; Я как Й и А.

    Загадочная буква Ё

    В советские времена, и даже сейчас, во многих печатных изданиях букву Ё не печатали. Впервые буква была упомянута в далёком 1783 году, когда прошло одно из первых заседаний Академии Российской словесности, в котором принимала участие и директор Академии - княгиня Екатерина Дашкова, а также некоторые известные в то время писатели — Фонвизин и Державин. Екатерина была первой, кто предложи официально включить букву Ё в русский алфавит, и возражать ей никто не стал.

    Новая волна известности буквы поднялась благодаря Н. М. Карамзину в 1797 году. Он готовил в печать очередное стихотворение и в «слёзы» вместо Е поставил Ё. Это был первый случай, когда Ё оказался в печатном издании.

    В истории была замешана даже такая влиятельная фигура советских времён, как Сталин. Дело происходило так: в его руки попали германские карты, где были помечены названия российских населённых пунктов с максимальной точностью. Деревня Дёмино была именно ДЁмино, а не ДЕмино. Вождь оценил педантичность и внимательность противника. Вследствие чего 25 декабря 1942 года Сталин издал указ, в котором говорилось, что буква Ё должна стоять везде, где имеет место быть.

    Некоторые факты о букве Ё:

    • в 2013 году Ё отметила юбилей — ей исполнилось 230 лет;
    • в русском языке Ё употребляется почти в 13 тысяч слов;
    • иногда опущение в словах Ё портит смысл: например — «передохнём» и «передохнем», разве не забавно?
    • Ё занимает счастливое 7 место в алфавите.

    Фонетический принцип русской орфографии и графика

    Звуко-буквенный анализ слова исходит из фонетического принципа . Его суть в том, что слова должны изображаться на письме так, как произносятся. Ключевым элементом здесь является согласованность. Не секрет, что в любом языке существуют две формы его использования - письменная и устная. Появляется и распространяется язык между людьми и народами в первоначальной стадии в устной форме, затем, при его успешном развитии, возникают письменные элементы, графические изображения звуков.

    Графика - это содержание начертательных элементов любого вида письма. Графика включает в себя помимо букв также знаки пунктуации, пробелы и ударения. Графика держит соответствие между буквенными и звуковыми значениями слов. Буквы - это то, что мы читаем и изображаем на письме, а звуки - слышим и говорим. Гласных звуков в русском алфавите 6, букв же, обозначающих их — 10; согласных звуков — 36, а букв — 21.

    Знание йотированных гласных помимо письменности и анализа применяется в области изучения вокала . Певец всегда должен следить за тем, чтобы йотированная гласная произносилась в сочетании двух звуков. Например, при протягивании «я» должна произноситься долгая гласная «а», иначе звук не раскроется полностью, что приведёт к плохому звучанию слова целиком. Вокальное звучание гласной может не достигнуть полной свободы выражения. Йотированные гласные всегда носят особую яркую окраску, полное раскрытие которой скрашивает произношение. Но при распеве применять эти гласные всё же следует с особой осторожностью и должным умением, при этом сконцентрировавшись на звучании.

    Что означает слово...?

    Что означает слово...?

    Жизнь стремительно меняется. Интеграция с другими культурами, информационное взаимодействие, обмен кулинарными традициями и общее эволюционирование отражаются на словарном составе русского языка. Лексика и языковой стиль изменяются в соответствии с духом времени. Лексический запас регулярно пополняют новые определения. Порой, чтобы быть в теме, приходится искать что означает слово или значение выражений. В этом вам помогут толковые словарики, поскольку изменения в лексике сразу же отражаются в них.

    Словарь онлайн

    Совсем недавно, чтобы узнать что означает иностранный термин или неизвестное выражение, люди ходили в читальные залы. Этот период успело застать поколение ваших родителей. Да-да, библиотеки были унифицированными центрами и источниками получения справочных сведений. Более обеспеченные семьи покупали словарные энциклопедии в печатном виде. Множество томов занимали целые антресоли, и тем не менее не вмещали всё изобилие информации по множеству специфичных тем. С развитием технологий, появлением интернета и электронных носителей доступ к массивам знаний стал более легким, моментальным. В нашем онлайн-словаре вы найдете толкование смысла и происхождения за 2-3 секунды.

    Зачем нужны толковые тезаурусы и почему они не теряют актуальности? Большинство людей предпочтут избежать курьеза, чем оправдываться. В век популяризации соцсетей информация разносится мгновенно, а прослыть невежественным - перспектива, согласитесь, незавидная. Русский толковый словарь онлайн на сайте how-to-all - ресурс для поддержки компетентности в любом вопросе. Заглядывайте сюда, чтобы не ударить в грязь лицом. Он объяснит семантику, какое значение имеет слово в указанном контексте, его историю.


    Найти значения слов

    Найти значения слов

    С помощью сайта вы быстро узнаете смысловое содержание словарных единиц, толкование профессиональной лексики, терминов, родных фразеологизмов. Подберёте онлайн сходные по смыслу обороты или замените на синонимы. Наш словарь-толкователь объединяет в общую статью формулировки из известных справочников и энциклопедий. Посмотрим значение «Йотированные гласные» - что это, как определяет "Словарь лингвистических терминов" .

    «Словарь значения слов»

    Структура справочника исключает алфавитный рубрикатор. Просто впишите нужное словечко в поисковую строку и найдите значение выражения. При вводе сработает функция автодополнения. Перемещайтесь по списку стрелочками ↓ или клавишей Tab.

    Лексический словарик выдаст трактовки из нескольких источников, а так же родственные семантические единицы, близкие по написанию паронимы. Статьи помогут определить суть термина, установить стилистическую оценку, интерпретируют различные случаи употребления с примерами, альтернативное толкование, если оно есть, а так же историю происхождения. Выберете подходящий вариант интерпретации.

    Обратите внимание, что корректное истолковывание содержания, что обозначает слово, зачастую зависит от контекста предложения. Например, «Препод завалил на зачёте пол курса», - это многозначная двусмысленная фраза. Из семантических связей в тексте становится ясно, что речь о требовательном преподавателе. Еще вариант: «Флагманский смартфон Samsung стал лидером продаж в России». Речь ведется не о морском судне или командующем штабе, а о гаджете из ТОПовой линейки, который заинтересовал покупателей лучшей камерой, с n-ым разрешением мегапикселей, продвинутыми опциями и прочими наворотами.

    Русский толковый словарь значений how-to-all

    • Пригодится при написании реферата, курсовой и дипломной работы, при разгадывании кроссворда;
    • найдет и объяснит значение выражения;
    • расширит ваш лексикон;
    • поможет понять, что обозначает словцо;
    • истолкует профессиональную терминологию;
    • объяснит смысл фразеологизма и подберет схожие по семантике единицы;
    • выявит исторический подтекст устойчивых словосочетаний;
    • подскажет в каком контексте их следует употреблять;
    • пояснит фразы, употребленные в переносном значении;
    • будет полезен для изучающих другой язык: подберет семантические единицы в английском, немецком и прочем иностранном словарике;
    • установит этимологию лексикографической единицы.

    И.БУКРИНСКАЯ,
    О.КАРМАКОВА

    Продолжение. См. № 39, 43, 47/2003 и № 3/2004

    Графика. Орфография.
    Принципы русской орфографии

    Компакт-тема № 5

    Графика

    Всем известно, что существуют две формы языка – письменная и устная. Любой язык первоначально существует в устной форме, а на определенном этапе его развития появляется письменность. Теория письма делится на две составляющие – графику и орфографию .

    Графикой называется совокупность начертательных средств того или иного письма. Она включает не только буквы, но и знаки препинания, ударения, дефис, апостроф, знак параграфа, пробелы, а также различные шрифтовые выделения (жирный шрифт, курсив, подчеркивания). Графика устанавливает определенные соответствия между звуками и буквами. Буквы – это те знаки, которые мы пишем и читаем. Звуки мы произносим и слышим .

    Совокупность букв, расположенных в определенном порядке, называется алфавитом . Слово алфавит происходит от названия греческих букв альфа и бета (в новогреческом вторая буква именуется вита ). Ему соответствует русское слово азбука, образованное от названия двух первых букв славянского алфавита – азъ и буки .

    Гласных звуков в русском языке 6, а букв 10; согласных звуков – 36, букв – 21, две буквы – ъ и ь – не обозначают звуков.

    Первую славянскую азбуку создали в 863 (или 855) году греки Кирилл и его брат Мефодий («первоучители славянские»). Многие исследователи полагают, что это была глаголица (от старославянского глаголъ ‘речь’) – азбука, внешне напоминавшая греческую скоропись.

    А современный русский алфавит восходит к другой древней славянской азбуке – кириллице, которую составили ученики братьев на основе греческого (византийского) торжественного письма. Для передачи звуков, которых не было в греческом, они ввели новые буквы. Многие буквы кириллицы обозначали также числа, например: а (азъ) – 1, д (добро) – 4.

    Йотированные гласные буквы

    Среди гласных есть четыре буквы: е , ё , ю , я , – которые называются йотированными, так как могут обозначать сразу два звука, в том числе звук йот – j. Два звука эти буквы обозначают не всегда, а лишь в трех позициях:

    1) в начале слова: ель , ёлка , юла , яма ;

    2) после гласной: поел [паjэл], моё [маjо], рою [роjу], мая [маjа];

    3) после разделительных ъ и ь знаков: разъезд [разjэст], подъём [падjом], вьюга [в’jуга], обезьяна [абиз’jана].

    Упражнения

    1. В каких словах количество букв и количество звуков не совпадает?

    1) Объем; 2) приём; 3) вьёт; 4) веет; 5) шьют; 6) поют; 7) сеял; 8) изъян.

    (Ответ: 2, 4, 6, 7.)

    2. Определите: в каких словах больше звуков, чем букв?

    1) Яблоко; 2) приятный; 3) субъект; 4) поэт; 5) поёт; 6) люстра.

    (Ответ: 1, 2, 5.)

    3. Определите: в каких словах число звуков и букв совпадает?

    1) Соя; 2) актёр; 3) ясный; 4) пьедестал; 5) сюжет; 6) юбка.

    (Ответ: 2, 4, 5.)

    Обозначение мягкости согласных на письме

    Твердые и мягкие согласные звуки в русском языке на письме передаются одними и теми же буквами. Значит, должен существовать способ показа твердости – мягкости согласного звука. Йотированные гласные е, ё, ю, я , а также и: лук [лук], люк [л’ук], мал [мал], мял [м’ал], мыл [мыл], мил [м’ил] – после согласного обозначают мягкость предшествующего согласного и соответствующий гласный.

    Когда надо обозначить мягкость согласного не перед гласным, а на конце слова или перед последующим согласным, используется мягкий знак – ь : мел – мель, кон – конь, вес – весь ; серьга, больной, весьма .

    Во многих пособиях приводится неверная формулировка функции йотированных гласных: там написано, что они смягчают предшествующий согласный. Желательно дать ученикам четкое представление о том, что буквы – это знаки, которые являются сигналами мягкости предшествующего согласного, а не причиной, эту мягкость вызывающей.

    Орфография

    Орфография (от греч. orthos ‘правильно’ и graphо ‘пишу’) – это исторически сложившаяся система правил, устанавливающих написания слов. В школьной практике мы часто пользуемся термином орфограмма (от греч. orthos ‘правильно’ и gramma ‘буква’), им обозначают написания, определяемые правилами орфографии.

    Теория русской орфографии начала складываться еще в XVIII в. Большой вклад в ее становление внесли В.К. Тредиаковский, М.В. Ломоносов, Я.К. Грот, Ф.Ф. Фортунатов.

    Современная русская орфография основывается на Своде правил, опубликованном в 1956 г. Правила русского языка отражены в грамматиках русского языка и орфографических словарях. Для школьников выходят специальные школьные орфографические словари.

    Язык меняется, поскольку меняется общество. Появляется много новых слов и выражений, своих и заимствованных. Правила написания новых слов устанавливаются Орфографической комиссией и фиксируются орфографическими словарями. Самый полный современный орфографический словарь составлен под редакцией ученого-орфографиста Владимира Владимировича Лопатина (М., 2000).

    Принципы русской орфографии

    Основной принцип русской орфографии – морфемный , в некоторых пособиях он называется морфологическим . Суть его заключается в том, что каждая морфема пишется единообразно вне зависимости от произношения. На этом принципе основаны следующие правила: правописание безударных гласных в корне, правописание звонких и глухих согласных в корне, правописание большинства приставок и суффиксов.

    Когда выбор буквы нельзя проверить сильной позицией, так как такой нет в современном языке, слово пишется в соответствии с традицией, и его написание определяется по словарю. В этих случаях проявляется традиционный принцип русской орфографии. На нем базируются такие правила: правописание непроверяемых и чередующихся гласных и согласных в корне, правописание гласных после шипящих и ц , употребление ь после шипящих, слитное и раздельное правописание наречий, наречных сочетаний и некоторых предлогов, правописание окончания прилагательных мужского рода р.п. ед. ч. -ого и др.

    Фонетический принцип заключается в том, что написание соответствует произношению; правил, которые основываются на указанном принципе, немного: правописание приставок на з/с , а также гласной в приставке раз-/роз-, правописание и/ы в корне после приставок на согласный.

    Кроме того, орфография устанавливает правила слитного, раздельного и дефисного написания, переноса слов, а также употребления прописных и строчных букв.

    Упражнения

    1. Укажите слова, в которых гласный пишется в соответствии с традиционным принципом русской орфографии:

    1) ложка; 2) чашка; 3) кружка; 4) шишка; 5) книжка; 6) игрушка.

    (Подсказка: ч – всегда мягкий согласный в русском языке, ш – всегда твердый; ответ: 2, 4.)

    1) трава; 2) бетон; 3) заслон; 4) батон; 5) вагон; 6) выгон.

    (Ответ: 2, 4, 5.)

    2. Укажите слова, написание которых опирается на фонетический принцип русской орфографии:

    1) бездарный; 2) отважный; 3) бесплодный; 4) подходящий; 5) отсталый; 6) подробный.

    1) предыстория; 2) розыгрыш; 3) представитель; 4) расписание; 5) заигрывать; 6) расписка.

    (Ответ: 1, 2, 4, 6.)

    3. Укажите слова, написание которых опирается на морфемный принцип русской орфографии:

    1) умирать; 2) миролюбивый; 3) разыгрывать; 4) подбор.

    4. Найдите в предложении такие слова, где буква т означает звук [д].

    Мы повернули от дороги к избушке лесника, где надеялись отдохнуть и согреться .

    (Ответ: о[д]дороги, о[д]дохнуть.)

    Фонетика и фонетический разбор

    Письменный язык состоит из букв, а устная речь из звуков. Классификацией звукового состава языка занимается фонетика. Чем может помочь носителю русского языка фонетический разбор? За примером далеко ходить не нужно. Как правило, по произношению вы можете сразу понять, что ваш собеседник иностранец или приехал из глубинки. Если человек искажает звуки в словах, неправильно ставит ударения, то его сочтут неучем или малограмотным, а подобный говор просторечным. В современном высокоразвитом обществе это выглядит весьма комично.

    Так зачем же чувствовать себя предметом насмешек, когда так легко научиться произносить в словах буквы и звуки правильно! Если вы планируете актерскую карьеру, выбираете профессию медийной персоны, журналиста, редактора, PR-агента, либо у вас далеко идущие планы на руководящий пост, то правильная речь и знание риторики основательно помогут вам на пути к заветной цели.

    Что изучает фонетика языка как раздел лингвистики?

    Вот что об этом говорят словари:

    • Фонетика (от phone - фонема) - это область языкознания, изучает голосовую речь (то, что мы слышим), а так же нормы, традиции и правила произношения звуковых единиц и образованных ими словоформ.
    • Фонетика - раздел лингвистической науки, изучает акустическую сторону человеческого голоса, разновидности сочетаний звуков, интонацию. При фонетическом разборе слова выявляются закономерности слияния звуковых единиц в слоги русского языка и их правильное произнесение.
    • Фонетика языка исследует свойства звуков речи, а так же особенности их образования в артикуляционном аппарате. Иначе, если ребенок не проговаривает или неправильно произносит какие-либо звуки и буквы в фразах, его ведут к логопеду. Последний учит как расположить язык, зубы, губы, нёбо (органы речи) и направить выдох, чтобы правильно выговаривать гласный или согласный.
    • Русская фонетика - научное описание речевой коммуникации (акустики и артикуляции). Объясняет закономерности слияния фонем в речевую цепочку, их взаимовлияние, чередование, специфику произношения и изменения (в зависимости от соседних). Чтобы классифицировать звуки (гласный-согласный; звонкий-глухой; ударный-безударный; шипящий, сонорный и тп.) проводится фонетический разбор. На основании правил фонетики устанавливаются литературные нормы произношения (данный раздел называется орфоэпия) и постановки ударений.

    Звуки в словах или для чего нужна фонетика?

    Подытожим. Фонема - это начальная единица в любом языке. Не существует языка, в котором была бы только одна звуковая единица, например: [о]. Из нее можно было бы образовывать такие слова: оо, ооо, оооо, ооооо и тд. В итоге, их стало бы невозможно отличать друг от друга, даже несмотря на различную постановку ударений. Очевидно, что фонем в любом языке должно быть много. Исходя их этого, назначение звука - отличать слова друг от друга.

    Сам по себе звук не несёт смысла, но в сочетании с другими фонемами образует слоги и морфемы (минимальные значимые части слов: корень, приставка, суффикс, окончание и тп). Далее они соединяются в смысловые единицы: словечки и предложения.

    Представьте, что вы можете употреблять фонетические единицы как вам вздумается, в любой последовательности и сочетаниях. Тогда бы у вас постоянно образовывались новые неизвестные никому словечки, а разговорная речь потеряла бы смысл для окружающих. В таком случае сам устный язык утратил бы свое предназначение, как средство коммуникации. Именно поэтому словообразование, произношение в словах букв и фонем подчиняется определенным закономерностям.

    Фонетика - раздел науки о языке, изучает законы, которые управляют сочетанием и чередованием звуковых единиц. Фонетика русского языка анализирует звучащую речь и выделяет:

    • признаки и отличия одних фонем от других;
    • особенности их произношения при сочетаниях в слогах;
    • а так же устанавливает нормы произнесения, расстановки ударений и интонации в словах и предложениях.

    Данные характеристики отображаются при звукобуквенном разборе гласных и согласных. Теперь вы знаете, что все слова состоят из звуков. Не будь их, люди бы просто не смогли общаться устно и полноценно выражать свои мысли, эмоции.


    Фонетический разбор слова

    Фонетический разбор слова

    Если вы не желаете вникать в нюансы звукобуквенного анализа, воспользуйтесь автоматическим онлайн анализатором. Он поможет быстро разобрать фразу по звукам онлайн. Для этого впишите нужное слово в поисковую строку без грамматических ошибок и нажмите:

    «Фонетический разбор слова».

    Обратите внимание, что корректное определение фонем во многом зависит от окружения в слоге и даже от контекста предложения. Программа автоматически обозначит звуки в слове и выдаст варианты. Выберете из них подходящий для вашего конкретного случая. Звуко-буквенный анализ онлайн отобразит:

    Некоторые орфографически идентичные словоформы при звуко-буквенном разборе разнятся, поскольку могут являться омонимами, либо варьироваться положением ударения при смене числа и падежа. Следите за контекстом своего предложения. Если вы хотите самостоятельно произвести фонетический разбор слов, узнать как определить звуки и фонетически охарактеризовать их, ниже приводится общая схема.

    Фонетический разбор «йотированный»:

    Характеристики звуков

    Буква Звук Характеристика звука
    й [й"]
    о [а] гласный, безударный
    т [т"] согласный, мягкий, глухой парный
    и [и́] гласный, ударный
    р [р]
    о [а] гласный, безударный
    в [в] согласный, звонкий парный
    а [а] гласный, безударный
    н [-]
    н [н:] согласный, звонкий непарный, сонорный
    ы [ы] гласный, безударный
    й [й"] согласный, мягкий, звонкий непарный, сонорный, мягкий непарный

    Звуко буквенный разбор слова: чем отличаются звуки и буквы?

    Прежде чем перейти к выполнению фонетического разбора с примерами обращаем ваше внимание, что буквы и звуки в словах - это не всегда одно и тоже.

    Буквы - это письмена, графические символы, с помощью которых передается содержание текста или конспектируется разговор. Буквы используются для визуальной передачи смысла, мы воспримем их глазами. Буквы можно прочесть. Когда вы читаете буквы вслух, то образуете звуки - слоги - слова.

    Список всех букв - это просто алфавит

    Почти каждый школьник знает сколько букв в русском алфавите. Правильно, всего их 33. Русскую азбуку называют кириллицей. Буквы алфавита располагаются в определенной последовательности:

    Алфавит русского языка:

    Всего в русском алфавите используется:

    • 21 буква для обозначения согласных;
    • 10 букв - гласных;
    • и две: ь (мягкий знак) и ъ (твёрдый знак), которые указывают на свойства, но сами по себе не определяют какие-либо звуковые единицы.

    Звуки в фразах вы зачастую проговариваете не так, как записываете на письме. Кроме того, в слове может использоваться больше букв, чем звуков. К примеру, «детский» - буквы "Т" и "С" сливаются в одну фонему [ц]. И наоборот, количество звуков в слове «чернеют» большее, так как буква "Ю" в данном случае произносится как [ йу ].

    Что такое фонетический разбор?

    Звучащую речь мы воспринимаем на слух. Под фонетическим разбором слова имеется ввиду характеристика звукового состава. В школьной программе такой разбор чаще называют «звуко буквенный» анализ. Итак, при фонетическом разборе вы просто описываете свойства звуков, их характеристики в зависимости от окружения и слоговую структуру фразы, объединенной общим словесным ударением.

    Фонетическая транскрипция

    Для звуко-буквенного разбора применяют специальную транскрипцию в квадратных скобках. К примеру, правильно пишется:

    • чёрный -> [ч"о́рный"]
    • яблоко -> [йа́блака]
    • якорь -> [йа́кар"]
    • ёлка -> [йо́лка]
    • солнце -> [со́нцэ]

    В схеме фонетического разбора используются особые символы. Благодаря этому можно корректно обозначить и отличить буквенную запись (орфографию) и звуковое определение букв (фонемы).

    • фонетически разбираемое слово заключается квадратные скобки – ;
    • мягкий согласный обозначается знаком транскрипции [ ’ ] - апострофом;
    • ударный [ ´ ] - ударением;
    • в сложных словоформах из нескольких корней применяется знак второстепенного ударения [ ` ] - гравис (в школьной программе не практикуется);
    • буквы алфавита Ю, Я, Е, Ё, Ь и Ъ в транскрипции НИКОГДА не используются (в учебной программе);
    • для удвоенных согласных применяется [ : ] - знак долготы произнесения звука.

    Ниже приводятся подробные правила для орфоэпического, буквенного и фонетического и разбора слов с примерами онлайн, в соответствии с общешкольными нормами современного русского языка. У профессиональных лингвистов транскрипция фонетических характеристик отличается акцентами и другими символами с дополнительными акустическими признаками гласных и согласных фонем.

    Как сделать фонетический разбор слова?

    Провести буквенный анализ вам поможет следующая схема:

    • Выпишите необходимое слово и произнесите его несколько раз вслух.
    • Посчитайте сколько в нем гласных и согласных букв.
    • Обозначьте ударный слог. (Ударение при помощи интенсивности (энергии) выделяет в речи определенную фонему из ряда однородных звуковых единиц.)
    • Разделите фонетическое слово по слогам и укажите их общее количество. Помните, что слогораздел в отличается от правил переноса. Общее число слогов всегда совпадает с количеством гласных букв.
    • В транскрипции разберите слово по звукам.
    • Напишите буквы из фразы в столбик.
    • Напротив каждой буквы квадратных скобках укажите ее звуковое определение (как она слышатся). Помните, что звуки в словах не всегда тождественны буквам. Буквы «ь» и «ъ» не представляют никаких звуков. Буквы «е», «ё», «ю», «я», «и» могут обозначать сразу 2 звука.
    • Проанализируйте каждую фонему по отдельности и обозначьте ее свойства через запятую:
      • для гласного указываем в характеристике: звук гласный; ударный или безударный;
      • в характеристиках согласных указываем: звук согласный; твёрдый или мягкий, звонкий или глухой, сонорный, парный/непарный по твердости-мягкости и звонкости-глухости.
    • В конце фонетического разбора слова подведите черту и посчитайте общее количество букв и звуков.

    Данная схема практикуется в школьной программе.

    Пример фонетического разбора слова

    Вот образец фонетического разбора по составу для слова «явление» → [йивл’э′н’ийэ].
    В данном примере 4 гласных буквы и 3 согласных.
    Здесь всего 4 слога: я-вле′-ни-е.
    Ударение падает на второй.

    Звуковая характеристика букв:

    я [й] - согл., непарный мягкий, непарный звонкий, сонорный
    [и] - гласн., безударный
    в [в] - согл., парный твердый, парный зв.
    л [л’] - согл., парный мягк., непарн. зв., сонорный
    е [э′] - гласн., ударный
    н [н’] - согласн., парный мягк., непарн. зв., сонорный
    и [и] - гласн., безударный
    е [й] - согл., непарн. мягк., непарн. зв., сонорный
    [э] - гласн., безударный
    ________________________
    Всего в слове явление – 7 букв, 9 звуков
    Первая буква «Я» и последняя «Е» обозначают по два звука.

    Теперь вы знаете как сделать звуко-буквенный анализ самостоятельно. Далее даётся классификация звуковых единиц русского языка, их взаимосвязи и правила транскрипции при звукобуквенном разборе.

    Фонетика и звуки в русском языке

    Какие бывают звуки?

    Все звуковые единицы делятся на гласные и согласные. Гласные звуки, в свою очередь, бывают ударными и безударными. Согласный звук в русских словах бывает: твердым - мягким, звонким - глухим, шипящим, сонорным.

    Сколько в русской живой речи звуков?

    Правильный ответ 42.

    Делая фонетический разбор онлайн, вы обнаружите, что в словообразовании участвуют 36 согласных звуков и 6 гласных. У многих возникает резонный вопрос, почему существует такая странная несогласованность? Почему разнится общее число звуков и букв как по гласным, так и по согласным?

    Всё это легко объяснимо. Ряд букв при участии в словообразовании могут обозначать сразу 2 звука. Например, пары по мягкости-твердости:

    • [б] - бодрый и [б’] - белка;
    • или [д]-[д’]: домашний - делать.

    А некоторые не обладают парой, к примеру [ч’] всегда будет мягким. Сомневаетесь, попытайтесь сказать его твёрдо и убедитесь в невозможности этого: ручей, пачка, ложечка, чёрным, Чегевара, мальчик, крольчонок, черемуха, пчёлы. Благодаря такому практичному решению наш алфавит не достиг безразмерных масштабов, а звуко-единицы оптимально дополняются, сливаясь друг с другом.

    Гласные звуки в словах русского языка

    Гласные звуки в отличии от согласных мелодичные, они свободно как бы нараспев вытекают из гортани, без преград и напряжения связок. Чем громче вы пытаетесь произнести гласный, тем шире вам придется раскрыть рот. И наоборот, чем громче вы стремитесь выговорить согласный, тем энергичнее будете смыкать ротовую полость. Это самое яркое артикуляционное различие между этими классами фонем.

    Ударение в любых словоформах может падать только на гласный звук, но также существуют и безударные гласные.

    Сколько гласных звуков в русской фонетике?

    В русской речи используется меньше гласных фонем, чем букв.

    Ударных звуков всего шесть: [а], [и], [о], [э], [у], [ы].
    А букв, напомним, десять: а, е, ё, и, о, у, ы, э, я, ю.
    Гласные буквы Е, Ё, Ю, Я не являются «чистыми» звуками и в транскрипции не используются. Нередко при буквенном разборе слов на перечисленные буквы падает ударение.

    Фонетика: характеристика ударных гласных

    Главная фонематическая особенность русской речи - четкое произнесение гласных фонем в ударных слогах. Ударные слоги в русской фонетике отличаются силой выдоха, увеличенной продолжительностью звучания и произносятся неискаженно. Поскольку они произносятся отчетливо и выразительно, звуковой анализ слогов с ударными гласными фонемами проводить значительно проще.
    Положение, в котором звук не подвергается изменениям и сохранят основной вид, называется сильной позицией. Такую позицию может занимать только ударный звук и слог. Безударные же фонемы и слоги пребывают в слабой позиции.

    • Гласный в ударном слоге всегда находится в сильной позиции, то есть произносится более отчётливо, с наибольшей силой и продолжительностью.
    • Гласный в безударном положении находится в слабой позиции, то есть произносится с меньшей силой и не столь отчётливо.

    В русском языке неизменяемые фонетические свойства сохраняет лишь одна фонема «У»: ку ку ру за, дощечку , у чу сь, у лов, - во всех положениях она произносятся отчётливо как [у] . Это означает, что гласная «У» не подвергается качественной редукции.
    Внимание: на письме фонема [у] может обозначатся и другой буквой «Ю»: мюсли [м’у ´сл’и], ключ [кл’у ´ч’] и тд.

    Разбор по звукам ударных гласных

    Гласная фонема [о] встречается только в сильной позиции (под ударением). В таких случаях «О» не подвергается редукции: котик [ко´ т’ик], колокольчик [калако´ л’ч’ык], молоко [малако´ ], восемь [во´ с’им’], поисковая [паиско´ вайа], говор [го´ вар], осень [о´ с’ин’].

    Исключение из правила сильной позиции для «О», когда безударная [о] произносится тоже отчётливо, представляют лишь некоторые иноязычные слова: какао [кака"о ], патио [па"тио ], радио [ра"дио ], боа [бо а"] и ряд служебных единиц, к примеру, союз но.

    Звук [о] в письменности можно отразить другой буквой «ё» – [о]: тёрн [т’о´ рн], костёр [кас’т’о´ р].

    Выполнить разбор по звукам оставшихся четырёх гласных в позиции под ударением так же не представит сложностей.

    Безударные гласные буквы и звуки в словах русского языка

    Сделать правильный звуко разбор и точно определить характеристику гласного можно лишь после постановки ударения в слове. Не забывайте так же о существовании в нашем языке омонимии: за"мок - замо"к и об изменении фонетических качеств в зависимости от контекста (падеж, число):

    • Я дома [йа до "ма].
    • Новые дома [но"выэ да ма"].

    В безударном положении гласный видоизменяется, то есть, произносится иначе, чем записывается:

    • горы - гора = [го "ры] - [га ра"];
    • он - онлайн = [о "н] - [а нла"йн]
    • свиде те льница = [св’ид’э "т’и л’н’ица].

    Подобные изменения гласных в безударных слогах называются редукцией. Количественной, когда изменяется длительность звучания. И качественной редукцией, когда меняется характеристика изначального звука.

    Одна и та же безударная гласная буква может менять фонетическую характеристику в зависимости от положения:

    • в первую очередь относительно ударного слога;
    • в абсолютном начале или конце слова;
    • в неприкрытых слогах (состоят только из одного гласного);
    • од влиянием соседних знаков (ь, ъ) и согласного.

    Так, различается 1-ая степень редукции . Ей подвергаются:

    • гласные в первом предударном слоге;
    • неприкрытый слог в самом начале;
    • повторяющиеся гласные.

    Примечание: Чтобы сделать звукобуквенный анализ первый предударный слог определяют исходя не с «головы» фонетического слова, а по отношению к ударному слогу: первый слева от него. Он в принципе может быть единственным предударным: не-зде-шний [н’из’д’э´шн’ий].

    (неприкрытый слог)+(2-3 предударный слог)+ 1-й предударный слог ← Ударный слог → заударный слог (+2/3 заударный слог)

    • впе-ре -ди [фп’ир’и д’и´];
    • е -сте-стве-нно [йи с’т’э´с’т’в’ин:а];

    Любые другие предударные слоги и все заударные слоги при звуко разборе относятся к редукции 2-й степени. Ее так же называют «слабая позиция второй степени».

    • поцеловать [па-цы-ла-ва´т’];
    • моделировать [ма-ды-л’и´-ра-ват’];
    • ласточка [ла´-ста -ч’ка ];
    • керосиновый [к’и-ра-с’и´-на-вый].

    Редукция гласных в слабой позиции так же различается по ступеням: вторая, третья (после твердых и мягких соглас., - это за пределами учебной программы): учиться [уч’и´ц:а], оцепенеть [ацып’ин’э´т’], надежда [над’э´жда].
    При буквенном анализе совсем незначительно проявятся редукция у гласного в слабой позиции в конечном открытом слоге (= в абсолютном конце слова):

    • чашечка;
    • богиня;
    • с песнями;
    • перемена.

    Звуко буквенный разбор: йотированные звуки

    Фонетически буквы Е - [йэ], Ё - [йо], Ю - [йу], Я - [йа] зачастую обозначают сразу два звука. Вы заметили, что во всех обозначенных случаях дополнительной фонемой выступает «Й»? Именно поэтому данные гласные называют йотированными. Значение букв Е, Ё, Ю, Я определяется их позиционным положением.

    При фонетическом разборе гласные е, ё, ю, я образуют 2 ЗВУКА:

    Ё - [йо], Ю - [йу], Е - [йэ], Я - [йа] в случаях, когда находятся:

    • В начале слова «Ё» и «Ю» всегда:
      • - ёжиться [йо´ жыц:а], ёлочный [йо´ лач’ный], ёжик [йо´ жык], ёмкость [йо´ мкаст’];
      • - ювелир [йув ’ил’и´р], юла [йу ла´], юбка [йу´ пка], Юпитер [йу п’и´т’ир], юркость [йу ´ркас’т’];
    • в начале слова «Е» и «Я» только под ударением*:
      • - ель [йэ´ л’], езжу [йэ´ ж:у], егерь [йэ´ г’ир’], евнух [йэ´ внух];
      • - яхта [йа´ хта], якорь [йа´ кар’], яки [йа´ ки], яблоко [йа´ блака];
      • (*чтобы выполнить звуко буквенный разбор безударных гласных «Е» и «Я» используется другая фонетическая транскрипция, см. ниже);
    • в положении сразу после гласного «Ё» и «Ю» всегда. А вот «Е» и «Я» в ударных и в безударных слогах, кроме случаев, когда указанные буквы располагаются за гласным в 1-м предударном слоге или в 1-м, 2-м заударном слоге в середине слов.
      Фонетический разбор онлайн и примеры по указным случаям:
      • - приё мник [пр’ийо´мн’ик], поё т [пайо´т], клюё т [кл’уйо ´т];
      • - аю рведа [айу р’в’э´да], пою т [пайу ´т], тают [та´йу т], каюта [кайу ´та],
    • после разделительного твердого «Ъ» знака «Ё» и «Ю» - всегда,
      а «Е» и «Я» только под ударением или в абсолютном конце слова:
      - объём [аб йо´м], съёмка [сйо´мка], адъютант [адйу "та´нт]
    • после разделительного мягкого «Ь» знака «Ё» и «Ю» - всегда, а «Е» и «Я» под ударением или в абсолютном конце слова:
      - интервью [интырв’йу´ ], деревья [д’ир’э´в’йа ], друзья [друз’йа´ ], братья [бра´т’йа ], обезьяна [аб’из’йа´ на], вьюга [в’йу´ га], семья [с’эм’йа´ ]

    Как видите, в фонематической системе русского языка ударения имеют решающее значение. Наибольшей редукции подвергаются гласные в безударных слогах. Продолжим звука буквенный разбор оставшихся йотированных и посмотрим как они еще могут менять характеристики в зависимости от окружения в словах.

    Безударные гласные «Е» и «Я» обозначают два звука и в фонетической транскрипции и записываются как [ЙИ]:

    • в самом начале слова:
      • - единение [йи д’ин’э´н’и’йэ], еловый [йило´вый], ежевика [йижив’и´ка], его [йивo´], егоза [йигаза´], Енисей [йин’ис’э´й], Египет [йиг’и´п’ит];
      • - январский [йи нва´рский], ядро [йидро´], язвить [йиз’в’и´т’], ярлык [йирлы´к], Япония [йипо´н’ийа], ягнёнок [йигн’о´нак];
      • (Исключения представляют лишь редкие иноязычные словоформы и имена: европеоидная [йэ врап’ио´иднайа], Евгений [йэ] вге´ний, европеец [йэ врап’э´йиц], епархия [йэ] па´рхия и тп).
    • сразу после гласного в 1-м предударном слоге или в 1-м, 2-м заударном слоге, кроме расположения в абсолютном конце слова.
      • своевременно [свайи вр’э´м’ина], поезда [пайи зда´], поедим [пайи д’и´м], наезжать [найи ж:а´т’], бельгиец [б’ил’г’и´йи ц], учащиеся [уч’а´щ’ийи с’а], предложениями [пр’идлажэ´н’ийи м’и], суета [суйи та´],
      • лаять [ла´йи т’], маятник [ма´йи тн’ик], заяц [за´йи ц], пояс [по´йи с], заявить [зайи в’и´т’], проявлю [прайи в’л’у´]
    • после разделительного твердого «Ъ» или мягкого «Ь» знака:
      - пьянит [п’йи н’и´т], изъявить [изйи в’и´т’], объявление [абйи вл’э´н’ийэ], съедобный [сйи до´бный].

    Примечание: Для петербургской фонологической школы характерно «эканье», а для московской «иканье». Раньше йотрованный «Ё» произносили с более акцентированным «йэ». Со сменой столиц, выполняя звуко-буквенный разбор, придерживаются московских норм в орфоэпии.

    Некоторые люди в беглой речи произносят гласный «Я» одинаково в слогах с сильной и слабой позицией. Такое произношение считается диалектом и не является литературным. Запомните, гласный «я» под ударением и без ударения озвучивается по-разному: ярмарка [йа ´рмарка], но яйцо [йи йцо´].

    Важно:

    Буква «И» после мягкого знака «Ь» тоже представляет 2 звука - [ЙИ] при звуко буквенном анализе. (Данное правило актуально для слогов как в сильной, так и в слабой позиции).
    Проведем образец звукобуквенного онлайн разбора:
    - соловьи [салав’йи´ ], на курьих ножках [на ку´р’йи’ х" но´шках], кроличьи [кро´л’ич’йи ], нет семьи [с’им’йи´ ], судьи [су´д’йи ], ничьи [н’ич’йи´ ], ручьи [руч’йи´ ], лисьи [ли´с’йи ].

    Но:
    Гласная «О» после мягкого знака «Ь» транскрибируется как апостроф мягкости [’] предшествующего согласного и [О] , хотя при произнесении фонемы может слышаться йотированность: бульон [бул’о´н], павильо н [пав’ил’о´н], аналогично: почтальо н, шампиньо н, шиньо н, компаньо н, медальо н, батальо н, гильо тина, карманьо ла, миньо н и прочие.

    Фонетический разбор слов, когда гласные «Ю» «Е» «Ё» «Я» образуют 1 ЗВУК

    По правилам фонетики русского языка при определенном положении в словах обозначенные буквы дают один звук, когда:

    • звуковые единицы «Ё» «Ю» «Е» находятся в под ударением после непарного согласного по твердости: ж, ш, ц.
      Тогда они обозначают фонемы:
      • ё - [о],
      • е - [э],
      • ю - [у].
      Примеры онлайн разбора по звукам: жёлтый [жо´ лтый], шёлк [шо´ лк], целый [цэ´ лый], рецепт [р’ицэ´ пт], жемчуг [жэ´ мч’ук], шесть [шэ´ ст’], шершень [шэ´ ршэн’], парашют [парашу´ т];
    • Буквы «Я» «Ю» «Е» «Ё» и «И» обозначают мягкость предшествующего согласного [’] . Исключение только для: [ж], [ш], [ц].
      В таких случаях в ударной позиции они образуют один гласный звук:
      • ё – [о]: путёвка [пут’о´ фка], лёгкий [л’о´ хк’ий], опёнок [ап’о´ нак], актёр [акт’о´ р], ребёнок [р’иб’о´ нак];
      • е – [э]: тюлень [т’ул’э´ н’], зеркало [з’э´ ркала], умнее [умн’э´ йэ], конвейер [канв’э´ йир];
      • я – [а]: котята [кат’а´ та], мягко [м’а´ хка], клятва [кл’а´ тва], взял [вз’а´ л], тюфяк [т’у ф’а´ к], лебяжий [л’иб’а´ жый];
      • ю – [у]: клюв [кл’у´ ф], людям [л’у´ д’ам ], шлюз [шл’у´ с], тюль [т’у´ л’], костюм [кас’т’у´ м].
      • Примечание: в заимствованных из других языков словах ударная гласная «Е» не всегда сигнализирует о мягкости предыдущего согласного. Данное позиционное смягчение перестало быть обязательной нормой в русской фонетике лишь в XX веке. В таких случаях, когда вы делаете фонетический разбор по составу, такой гласный звук транскрибируется как [э] без предшествующего апострофа мягкости: отель [атэ´ л’], бретелька [бр’итэ´ л’ка], тест [тэ´ ст], теннис [тэ´ н:ис], кафе [кафэ´ ], пюре [п’урэ´ ], амбре [амбрэ´ ], дельта [дэ´ л’та], тендер [тэ´ ндэр], шедевр [шэдэ´ вр], планшет [планшэ´ т].
    • Внимание! После мягких согласных в предударных слогах гласные «Е» и «Я» подвергаются качественной редукции и трансформируются в звук [и] (искл. для [ц], [ж], [ш]).
      Примеры фонетического разбора слов с подобными фонемами:
      - зе рно [з’и рно´], зе мля [з’и мл’а´], ве сёлый [в’и с’о´лый], зве нит [з’в’и н’и´т], ле сной [л’и сно´й], ме телица [м’и т’е´л’ица], пе ро [п’и ро´], прине сла [пр’ин’и сла´], вя зать [в’и за´т’], ля гать [л’и га´т’], пя тёрка [п’и т’о´рка]

    Фонетический разбор: согласные звуки русского языка

    Согласных в русском языке абсолютное большинство. При выговаривании согласного звука поток воздуха встречает препятствия. Их образуют органы артикуляции: зубы, язык, нёбо, колебания голосовых связок, губы. За счет этого в голосе возникает шум, шипение, свист или звонкость.

    Сколько согласных звуков в русской речи?

    В алфавите для их обозначения используется 21 буква. Однако, выполняя звуко буквенный анализ, вы обнаружите, что в русской фонетике согласных звуков больше, а именно - 36.

    Звуко-буквенный разбор: какими бывают согласные звуки?

    В нашем языке согласные бывают:

    • твердые - мягкие и образуют соответствующие пары:
      • [б] - [б’]: б анан - б елка,
      • [в] - [в’]: в ысота - в ьюн,
      • [г] - [г’]: г ород - г ерцог,
      • [д] - [д’]: д ача - д ельфин,
      • [з] - [з’]: з вон - з ефир,
      • [к] - [к’]: к онфета - к енгуру,
      • [л] - [л’]: л одка - л юкс,
      • [м] - [м’]: м агия - м ечты,
      • [н] - [н’]: н овый - н ектар,
      • [п] - [п’]: п альма- п ёсик,
      • [р] - [р’]: р омашка - р яд,
      • [с] - [с’]: с увенир - с юрприз,
      • [т] - [т’]: т учка - т юльпан,
      • [ф] - [ф’]: ф лаг - ф евраль,
      • [х] - [х’]: х орек - х ищник.
    • Определенные согласные не обладают парой по твердости-мягкости. К непарным относятся:
      • звуки [ж], [ц], [ш] - всегда твердые (ж изнь, ц икл, мыш ь);
      • [ч’], [щ’] и [й’] - всегда мягкие (доч ка, чащ е, твоей ).
    • Звуки [ж], [ч’], [ш], [щ’] в нашем языке называются шипящими.

    Согласный может быть звонким - глухим , а так же сонорным и шумным.

    Определить звонкость-глухость или сонорность согласного можно по степени шума-голоса. Данные характеристики будут варьироваться в зависимости от способа образования и участия органов артикуляции.

    • Сонорные (л, м, н, р, й) - самые звонкие фонемы, в них слышится максимум голоса и немного шумов: л ев, р ай , н ол ь.
    • Если при произношении слова во время звуко разбора образуется и голос, и шум - значит перед вами звонкий согласный (г, б, з и тд.): з ав од , б люд о, ж из нь.
    • При произнесении глухих согласных (п, с, т и прочих) голосовые связки не напрягаются, издаётся только шум: ст опк а, ф ишк а, к ост юм, ц ирк, заш ить.

    Примечание: В фонетике у согласных звуковых единиц также существует деление по характеру образования: смычка (б, п, д, т) - щель (ж, ш, з, с) и способу артикуляции: губно-губные (б, п, м), губно-зубные (ф, в), переднеязычные (т, д, з, с, ц, ж, ш, щ, ч, н, л, р), среднеязычный (й), заднеязычные (к, г, х). Названия даны исходя из органов артикуляции, которые участвуют в звукообразовании.

    Подсказка: Если вы только начинаете практиковаться в фонетическом разборе слов, попробуйте прижать к ушам ладони и произнести фонему. Если вам удалось услышать голос, значит исследуемый звук - звонкий согласный, если же слышится шум, - то глухой.

    Подсказка: Для ассоциативной связи запомните фразы:
    «Ой, мы же не забывали друга.» - в данном предложении содержится абсолютно весь комплект звонких согласных (без учета пар мягкость-твердость).

    «Степка, хочешь поесть щец? – Фи!» - аналогично, указанные реплики содержат набор всех глухих согласных.

    Позиционные изменения согласных звуков в русском языке

    Согласный звук так же как и гласный подвергается изменениям. Одна и та же буква фонетически может обозначать разный звук, в зависимости от занимаемой позиции. В потоке речи происходит уподобление звучания одного согласного под артикуляцию располагающегося рядом согласного. Данное воздействие облегчает произношение и называется в фонетике ассимиляцией.

    Позиционное оглушение/озвончение

    В определённом положении для согласных действует фонетический закон ассимиляции по глухости-звонкости. Звонкий парный согласный сменяется на глухой:

    • в абсолютном конце фонетического слова: нож [но´ш ], снег [с’н’э´к ], огород [агаро´т ], клуб [клу´п ];
    • перед глухими согласными: незабудк а [н’изабу´т ка], обх ватить [апх ват’и´т’], вт орник [фт о´рн’ик], трубк а [тру´пк а].
    • делая звуко буквенный разбор онлайн, вы заметите, что глухой парный согласный, стоящий перед звонким (кроме [й’], [в] - [в’], [л] - [л’], [м] - [м’], [н] - [н’], [р] - [р’]) тоже озвончается, то есть заменяется на свою звонкую пару: сдача [зда´ч’а], косьба [каз’ба´], молотьба [малад’ба´], просьба [про´з’ба], отгадать [адгада´т’].

    В русской фонетике глухой шумный согласный не сочетается с последующим звонким шумным, кроме звуков [в] - [в’]: вз битыми сливками. В данном случае одинаково допустима транскрипция как фонемы [з], так и [с].

    При разборе по звукам слов: итого, сегодня, сегодняшний и тп, буква «Г» замещается на фонему [в].

    По правилам звуко буквенного анализа в окончаниях «-ого», «-его» имён прилагательных, причастий и местоимений согласный «Г» транскрибируется как звук [в]: красного [кра´снава], синего [с’и´н’ива], белого [б’э´лава], острого, полного, прежнего, того, этого, кого.

    Если после ассимиляции образуются два однотипных согласных, происходит их слияние. В школьной программе по фонетике этот процесс называется стяжение согласных: отделить [ад:’ил’и´т’] → буквы «Т» и «Д» редуцируются в звуки [д’д’], бесш умный [б’иш: у´мный].

    При разборе по составу у ряда слов в звукобуквенном анализе наблюдается диссимиляция - процесс обратный уподоблению. В этом случае изменяется общий признак у двух стоящих рядом согласных: сочетание «ГК» звучит как [хк] (вместо стандартного [кк]): лёгкий [л’о′х’к’ий], мягкий [м’а′х’к’ий].

    Мягкие согласные в русском языке

    В схеме фонетического разбора для обозначения мягкости согласных используется апостроф [’].

    • Смягчение парных твердых согласных происходит перед «Ь»;
    • мягкость согласного звука в слоге на письме поможет определить последующая за ним гласная буква (е, ё, и, ю, я);
    • [щ’], [ч’] и [й] по умолчанию только мягкие;
    • всегда смягчается звук [н] перед мягкими согласными «З», «С», «Д», «Т»: претензия [пр’итэн’з ’ийа], рецензия [р’ицеэн’з ’ийа], пенсия [пэн’с’ ийа], ве[н’з’] ель, лице́[н’з’] ия, ка[н’д’] идат, ба[н’д’] ит, и[н’д’] ивид, бло[н’д’] ин, стипе[н’д’] ия, ба[н’т’] ик, ви[н’т’] ик, зо[н’т’] ик, ве[н’т’] илъ, а[н’т’] ичный, ко[н’т’] екст, ремо[н’т’] ировать;
    • буквы «Н», «К», «Р» при фонетических разборах по составу могут смягчаться перед мягкими звуками [ч’], [щ’]: стаканч ик [стака′н’ч’ик], сменщ ик [см’э′н’щ’ик], понч ик [по′н’ч’ик], каменщ ик [кам’э′н’щ’ик], бульварщ ина [бул’ва′р’щ’ина], борщ [бо′р’щ’];
    • часто звуки [з], [с], [р], [н] перед мягким согласным претерпевают ассимиляцию по твердости-мягкости: ст енка [с’т’э′нка], жизнь [жыз’н’], зд есь [з’д’эс’];
    • чтобы корректно выполнить звуко буквенный разбор, учитывайте слова исключения, когда согласный [р] перед мягкими зубными и губными, а так же перед [ч’], [щ’] произносится твердо: артель, кормить, корнет, самоварчик;

    Примечание: буква «Ь» после согласного непарного по твердости/мягкости в некоторых словоформах выполняет только грамматическую функцию и не накладывает фонетическую нагрузку: учиться, ночь, мышь, рожь и тд. В таких словах при буквенном анализе в квадратных скобках напротив буквы «Ь» ставится [ - ] прочерк.

    Позиционные изменения парных звонких-глухих перед шипящими согласными и их транскрипция при звукобуквенном разборе

    Чтобы определить количество звуков в слове необходимо учитывать их позиционные изменения. Парные звонкие-глухие: [д-т] или [з-с] перед шипящими (ж, ш, щ, ч) фонетически заменяются шипящим согласным.

    • Буквенный разбор и примеры слов с шипящими звуками: приезж ий [пр’ийэ´жж ий], восш ествие [вашш э´ств’ийэ], изж елта [и´жж элта], сж алиться [жж а´л’иц:а].

    Явление, когда две разных буквы произносятся как одна, называется полной ассимиляцией по всем признакам. Выполняя звуко-буквенный разбор слова, один из повторяющихся звуков вы должны обозначать в транскрипции символом долготы [ : ].

    • Буквосочетания с шипящим «сж» – «зж» , произносятся как двойной твердый согласный [ж:] , а «сш» – «зш» - как [ш:] : сжали, сшить, без шины, влезший.
    • Сочетания «зж» , «жж» внутри корня при звукобуквенном разборе записывается в транскрипции как долгий согласный [ж:] : езжу, визжу, позже, вожжи, дрожжи, жженка.
    • Сочетания «сч» , «зч» на стыке корня и суффикса/приставки произносятся как долгий мягкий [щ’:] : счет [щ’: о´т], переписчик, заказчик.
    • На стыке предлога со следующим словом на месте «сч» , «зч» транскрибируется как [щ’ч’] : без числа [б’эщ’ ч’ исла´], с чем-то [щ’ч’ э′мта].
    • При звуко буквенном разборе сочетания «тч» , «дч» на стыке морфем определяют как двойной мягкий [ч’:] : лётчик [л’о´ч’: ик], молодч ик [мало´ч’: ик], отч ет [ач’: о´т].

    Шпаргалка по уподоблению согласных звуков по месту образования:

    • сч → [щ’:] : счастье [щ’: а´с’т’йэ], песчаник [п’ищ’: а´н’ик], разносчик [разно´щ’: ик], брусчатый, расчёты, исчерпать, расчистить;
    • зч → [щ’:] : резчик [р’э´щ’: ик], грузчик [гру´щ’: ик], рассказчик [раска´щ’: ик];
    • жч → [щ’:] : перебежчик [п’ир’ибе´щ’: ик], мужчина [мущ’: и´на];
    • шч → [щ’:] : веснушчатый [в’исну′щ’: итый];
    • стч → [щ’:] : жёстче [жо´щ’: э], хлёстче, оснастчик;
    • здч → [щ’:] : объездчик [абйэ´щ’: ик], бороздчатый [баро´щ’: итый];
    • сщ → [щ’:] : расщепить [ращ’: ип’и′т’], расщедрился [ращ’: э′др’илс’а];
    • тщ → [ч’щ’] : отщепить [ач’щ’ ип’и′т’], отщёлкивать [ач’щ’ о´лк’иват’], тщетно [ч’щ’ этна], тщательно [ч’щ’ ат’эл’на];
    • тч → [ч’:] : отчет [ач’: о′т], отчизна [ач’: и′зна], реснитчатый [р’ис’н’и′ч’: и′тый];
    • дч → [ч’:] : подчёркивать [пач’: о′рк’иват’], падчерица [пач’: ир’ица];
    • сж → [ж:] : сжать [ж: а´т’];
    • зж → [ж:] : изжить [иж: ы´т’], розжиг [ро´ж: ык], уезжать [уйиж: а´т’];
    • сш → [ш:] : принёсший [пр’ин’о′ш: ый], расшитый [раш: ы´тый];
    • зш → [ш:] : низший [н’иш: ы′й]
    • чт → [шт] , в словоформах с «что» и его производными, делая звуко буквенный анализ, пишем [шт] : чтобы [шт о′бы], не за что [н’э′ за шт а], что-нибудь [шт о н’ибут’], кое-что;
    • чт → [ч’т] в остальных случаях буквенного разбора: мечтатель [м’ич’т а´т’ил’], почта [по´ч’т а], предпочтение [пр’итпач’т ’э´н’ийэ] и тп;
    • чн → [шн] в словах-исключениях: конечно [кан’э´шн а′], скучно [ску´шн а′], булочная, прачечная, яичница, пустячный, скворечник, девичник, горчичник, тряпочный, а так же в женских отчествах, оканчивающихся на «-ична»: Ильинична, Никитична, Кузьминична и т. п.;
    • чн → [ч’н] - буквенный анализ для всех остальных вариантов: сказочный [ска´зач’н ый], дачный [да´ч’н ый], земляничный [з’им’л’ин’и´ч’н ый], очнуться, облачный, солнечный и пр.;
    • !жд → на месте буквенного сочетания «жд» допустимо двоякое произношение и транскрипция [щ’] либо [шт’] в слове дождь и в образованных от него словоформах: дождливый, дождевой.

    Непроизносимые согласные звуки в словах русского языка

    Во время произношения целого фонетического слова с цепочкой из множества различных согласных букв может утрачиваться тот, либо иной звук. Вследствие этого в орфограммах слов находятся буквы, лишенные звукового значения, так называемые непроизносимые согласные. Чтобы правильно выполнить фонетический разбор онлайн, непроизносимый согласный не отображают в транскрипции. Число звуков в подобных фонетических словах будет меньшее, чем букв.

    В русской фонетике к числу непроизносимых согласных относятся:

    • «Т» - в сочетаниях:
      • стн → [сн] : местн ый [м’э´сн ый], тростник [трас’н ’и´к]. По аналогии можно выполнить фонетический разбор слов лестн ица, честн ый, известн ый, радостн ый, грустн ый, участн ик, вестн ик, ненастн ый, яростн ый и прочих;
      • стл → [сл] : счастл ивый [щ’:асл ’и´вый"], счастл ивчик, совестл ивый, хвастл ивый (слова-исключения: костлявый и постлать, в них буква «Т» произносится);
      • нтск → [нск] : гигантск ий [г’ига´нск ’ий], агентск ий, президентск ий;
      • стьс → [с:] : шестьс от [шэс: о´т], взъестьс я [взйэ´с: а], клястьс я [кл’а´с: а];
      • стс → [с:] : туристс кий [тур’и´с: к’ий], максималистс кий [макс’имал’и´с: к’ий], расистс кий [рас’и´с: к’ий], бестс еллер, пропагандистс кий, экспрессионистс кий, индуистс кий, карьеристс кий;
      • нтг → [нг] : рентг ен [р’энг ’э´н];
      • «–тся», «–ться» → [ц:] в глагольных окончаниях: улыбаться [улыба´ц: а], мыться [мы´ц: а], смотрится , сгодится , поклониться , бриться , годится ;
      • тс → [ц] у прилагательных в сочетаниях на стыке корня и суффикса: детс кий [д’э´ц к’ий], братс кий [бра´ц кий];
      • тс → [ц:] / [цс] : спортс мен [спарц: м’э´н], отс ылать [ацс ыла´т’];
      • тц → [ц:] на стыке морфем при фонетическом разборе онлайн записывается как долгий «цц»: братц а [бра´ц: а], отц епить [ац: ып’и´т’], к отц у [к ац: у´];
    • «Д» - при разборе по звукам в следующих буквосочетаниях:
      • здн → [зн] : поздн ий [по´з’н’ ий], звёздн ый [з’в’о´зн ый], праздн ик [пра′з’н ’ик], безвозмездн ый [б’извазм’э′зн ый];
      • ндш → [нш] : мундш тук [мунш ту´к], ландш афт [ланш а´фт];
      • ндск → [нск] : голландск ий [гала´нск ’ий], таиландск ий [таила´нск ’ий], нормандск ий [нарма´нск ’ий];
      • здц → [сц] : под уздц ы [пад усц ы´];
      • ндц → [нц] : голландц ы [гала´нц ы];
      • рдц → [рц] : сердц е [с’э´рц э], сердц евина [с’ирц ыв’и´на];
      • рдч → [рч"] : сердч ишко [с’эрч ’и´шка];
      • дц → [ц:] на стыке морфем, реже в корнях, произносятся и при звуко разборе слова записывается как двойной [ц]: подц епить [пац: ып’и´т’], двадц ать [два´ц: ыт’];
      • дс → [ц] : заводс кой [завац ко´й], родс тво [рац тво´], средс тво [ср’э´ц тва], Кисловодс к [к’иславо´ц к];
    • «Л» - в сочетаниях:
      • лнц → [нц] : солнц е [со´нц э], солнц естояние;
    • «В» - в сочетаниях:
      • вств → [ств] буквенный разбор слов: здравств уйте [здра´ств уйт’э], чувств о [ч’у´ств а], чувств енность [ч’у´ств ’инас’т’], баловств о [баластв о´], девств енный [д’э´ств ’ин:ый].

    Примечание: В некоторых словах русского языка при скоплении согласных звуков «стк», «нтк», «здк», «ндк» выпадение фонемы [т] не допускается: поездка [пайэ´стка], невестка, машинистка, повестка, лаборантка, студентка, пациентка, громоздкий, ирландка, шотландка.

    • Две идентичные буквы сразу после ударного гласного при буквенном разборе транскрибируется как одиночный звук и символ долготы [ : ]: класс, ванна, масса, группа, программа.
    • Удвоенные согласные в предударных слогах обозначаются в транскрипции и произносится как один звук: тоннель [танэ´л’], терраса, аппарат.

    Если вы затрудняетесь выполнить фонетический разбор слова онлайн по обозначенным правилам или у вас получился неоднозначный анализ исследуемого слова, воспользуйтесь помощью словаря-справочника. Литературные нормы орфоэпии регламентируются изданием: «Русское литературное произношение и ударение. Словарь – справочник». М. 1959 г.

    Теперь вы знаете как разобрать слово по звукам, сделать звуко буквенный анализ каждого слога и определить их количество. Описанные правила объясняют законы фонетики в формате школьной программы. Они помогут вам фонетически охарактеризовать любую букву. Если вам пригодился наш ресурс, будем благодарны за поддержку в соцсетях.

    Использованная литература

    Литневская Е.И. Русский язык: краткий теоретический курс для школьников. – МГУ, М.: 2000

    Панов М.В. Русская фонетика. – Просвещение, М.: 1967

    Бешенкова Е.В., Иванова О.Е. Правила русской орфографии с комментариями.

    Учебное пособие. – «Институт повышения квалификации работников образования», Тамбов: 2012

    Розенталь Д.Э., Джанджакова Е.В., Кабанова Н.П. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию. Русское литературное произношение.– М.: ЧеРо, 1999

    Цели:

    – упражнять в письме слов с йотированными гласными в трех позициях: в начале слова, после гласных и после согласных;
    – расширять словарный запас слов, привлекая справочники;
    – учить сравнивать звучание слова при произношении с его написанием и делать выводы, что они не всегда совпадают;
    – продолжить работу по развитию устной и письменной речи;
    – воспитывать аккуратность в работе, умение работать в группе.

    Оборудование: индивидуальные карточки для тестирования, "Стол-помощник", карточка “Головоломка”, карточки для групповой работы с разноуровневыми заданиями, магнитофон (танец “Яблочко”).

    Ход урока

      1. Вступление. (4-й урок темы, которая изучается в игровой форме. Класс разбит на 4 экипажа. В каждом экипаже имеется командир, который организует и направляет работу своего экипажа, и мичман, который подводит итоги работы экипажа и его членов).
      2. – На уроках русского языка мы путешествуем по морю букв и звуков. К острову каких букв мы причалили на предыдущих уроках? (е, ё, ю, я);

        – Как они называются? (йотированными);

        – Что это значит? (при произношении этих букв слышатся 2 звука [йо] [йа]…)

      3. Тестирование
      4. – Повторение того, что мы узнали об этих буквах, мы проведем через тестирование.

        Вопросы на столах. 1 ученик у дополнительной доски выбирает “Место на оценку” или “Место сомнений”.

        1. Какая буква не является йотированной?

        1. и 2. ю 3. е

        1. Йотированные гласные всегда обозначают 2 звука.
        2. Йотированные гласные могут обозначать 1 или 2 звука.
        3. Йотированные гласные всегда обозначают 1 звук.

        3. В каком из этих слов йотированная гласная обозначает 1 звук?

        Проверка: работающий у доски читает задание и объясняет свой выбор.

        Если ученик выбрал “Место на оценку”, дети оценивают его работу.

      5. Чистописание

    – Мы продолжаем путешествие вокруг острова йотированных букв.

    – Какая буква нас сегодня встречает?

    Эта буква не скромна,
    Первой хочет быть она.
    Только мудрый алфавит
    Встать последней в ряд велит.
    2/3 Я я 1/3 Упражнение в безотрывном письме

    – Отметьте точками самые красивые буквы и выберете Королеву Красоты. Оценивается каллиграфия и аккуратность.

    Физкультминутка: упражнения для глаз.

    IV. Работа со словами с йотированными гласными.

    – Какие интересные слова вы нашли, начинающиеся с этой буквы?

    На доске тоже записаны слова, в которых есть буква “я”. Прочитайте.

    Ярмарка маляр боярышник столяр

    – Подумайте, как можно разделить слова на 2 группы. По какому признаку можно их разделить?

    – Запишите каждую группу в отдельный столбик.

    "Стол-помощник".

    1. Найти слова, в которых “я” обозначает [йа]

    2. Найти слова, в которых “я” стоит после согласной и обозначает звук [а].

    Самооценка. Оценивается правильность выполнения работы.

    – В каждом из этих слов скрылось еще одно слово. Какое?

    Яр – крутой обрывистый берег.

    – В какой столбик вы могли бы его записать? Почему?

    V. Словарная работа.

    – Итак, на столах лежит листок с головоломкой. Там зашифровано слово для словарной работы.

    – Какое это слово?

    – Напишите транскрипцию на общем листе.

    – Какая группа хочет поместить свой листок на доске?

    – Попробуем записать это слово(1 ученик у доски)

    ябл(о/а)чк(о/а)

    – Как определить “а” или “о” писать?

    Дети ищут в словаре учебника, в орфографическом словаре.

    – Можно посмотреть в Толковый словарь. Здесь узнаем правописание этого слова и его значение.

    После прочтения слово записывается в тетрадях.

    – А вы знаете, что это слово многозначно? Какие значения этого слова знаете?

    1) яблоко.
    2) центр мишени “попасть в яблочко”. Сказать очень метко, угадать.
    3) матросский танец.

    Физкультпауза (под музыку “Яблочко” дети выполняют танцевальные движения)

    VI. Работа в группах.

    Творческая работа.

    Наши экипажи продолжают свою работу. Сейчас командиры выберут себе маршрутные листы и в путь!

      • От каждой команды по 1 члену экипажа садятся отдельно в “сторожевые катера” и выполняют индивидуальную работу.

    1. Разделить слова для переноса:

    ЛОДКА, КОРАБЛЬ, ЧАЙКА, ОКУНЬ, ДЕЛЬФИН.

    2. Сколько букв и звуков в слове:

    ЯХТА - ....б., .... зв.

    ГАВАНЬ - .... б, .... зв

    3. Напиши транскрипцию слова ЯКОРЬ

    Капитаны на столе заданий берут листы с заданиями и садятся на место. Задания разной сложности. (Сложность задания определяется количеством рыбок на карточке).

    Для каждой группы работает “Стол-помощник”.

    Расположить слова по алфавиту:

    Парус, Нептун, качка, акула, море, якорь, ветер, шторм, штиль, каюта.

    Подчеркнуть слова, которые нельзя перенести.

    Стол-помощник: алфавит.

    Строчки стихотворения В. Маяковского рассыпались. Подумайте, как их правильно расположить.

    (Сточки стихотворения разрезаны)

    Подчеркнуть слова, в которых йотированные буквы обозначают два звука.

    “Стол – помощник”:

    1. Посмотрите, какие слова рифмуются.
    2. Внимательно посмотрите на знаки в конце предложений.

    Списать, расшифровав слова и разделив текст на предложения. Во втором предложении подчеркнуть главные члены.

    [ноч"й"у] ночь был шторм дул сильный [в’эт’ир] грозно ухали волны тревожно гудел [май"ак] к утру шторм стих.

    “Стол - помощник”:

    ночью ветер маяк

    5 предложений


    Прочитайте текст.

    [й’ул’а] и [й"аша] пошли к морю. [й’ул’а] нашла на песке рачка.

    Волны выбросили его на берег. Он слабо шевелил лапками. Девочка опустила рачка в воду. Он закувыркался в зелёной воде и уплыл.

    Ответьте на вопросы по содержанию текста.

      1. Кто пошёл к морю?
      2. Где Юля нашла рачка?
      3. Как он оказался на берегу?
      4. Что сделала девочка?

    – В каких словах йотированные гласные обозначают 2 звука?

    – Какие слова нельзя перенести?
    - Как определяли последовательность слов “шторм” и “штиль”?

    – Что такое “шторм”?

    – Читает текст

    – Что такое “штиль”?

    Читает текст

    Что могут сказать мичманы о работе своей команды?

    Оценка сотрудничества.

    VII. Рефлексия.

    – Наш корабль взял курс к родному берегу.

    – На острове каких букв мы были?

    – Вспомнив особенности йотированных букв (тест.), встретились с буквой “я”, писали слова с ней, познакомились с новым словом и выполняли творческую работу в командах.

    – С каким настроением экипажи возвращаются к родным берегам?

    Сигналом вашего настроения являются ваши флажки (красный флажок –“я доволен своей работой”, желтый – “я испытывал небольшие трудности”, синий – “я недоволен своей работой”). Поднимите их над головой и украсьте ими наш корабль.