Войти
Образовательный портал. Образование
  • Оформление спортивного уголка в доу своими руками
  • Чему равен 1 год на меркурии
  • Кто такой Николай Пейчев?
  • Томас андерс - биография, фото, личная жизнь солиста дуэта "модерн токинг" Синглы Томаса Андерса
  • Что показывает коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами Обеспеченность обязательств финансовыми активами в бюджетном учреждении
  • Как приготовить классические вареники с творогом
  • Морфемный разбор деепричастия. Морфологический разбор деепричастия

    Морфемный разбор деепричастия. Морфологический разбор деепричастия

    Тема: Деепричастие

    Урок: Деепричастия совершенного и несовершенного вида. Морфологический разбор деепричастий

    План морфологического разбора деепричастия

    1. Часть речи, общее значение.

    2. Морфологические признаки: постоянные: неизменяемость, вид, возвратность; непостоянных признаков нет.

    3. Синтаксическая роль.

    Образец:

    Сад, все больше редея , переходя в настоящий луг, спускался к реке (А.П. Чехов). Разберем слово редея.

    1. Редея

    1. Переходя - деепричастие, обозначает добавочное действие.

    2. Морфологические признаки: неизменяемое, несов. в., невозвратное.

    3. В предложении является обстоятельством.

    Домашнее задание

    № 174; № 179; № 188 Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. - М.: Просвещение, 2012.

    Задание № 1. Образуйте возможные деепричастия от данных глаголов. Выделите суффиксы деепричастий. Не забывайте о виде глаголов.

    Выполнить, мчаться, списать, хвалить, удивить, интересоваться, перейти, беречь, найти.

    Задание № 2. Выпишите деепричастия из пословиц, раскрывая скобки. Выполните морфологический разбор одного из деепричастий.

    1. (Не)давши слова, крепись, а давши, держись.

    2. (Не)зная броду, (не)суйся в воду.

    3. Рассердясь на блох, да и шубу в печь.

    4. Снявши голову, по волосам не плачут.

    5. Что имеем, не храним, потерявши, плачем.

    6. (Не)расколов ореха, ядра не съешь.

    1. Русский язык. Дидактические материалы. Раздел «Деепричастие» ().

    2. Стихи о любви классиков, стихи про любовь - стихи лучших поэтов. Правила русского языка. Деепричастие ().

    3. Интернет-портал xenoid.ru. Лекции и электронные учебники. Деепричастие ().

    Литература

    1. Разумовская М.М., Львова С.И. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. 13-е изд. - М.: Дрофа, 2009.

    2. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. 34-е изд. - М.: Просвещение, 2012.

    3. Русский язык. Практика. 7 класс. Под ред. С.Н. Пименовой 19-е изд. - М.: Дрофа, 2012.

    4. Львова С.И., Львов В.В. Русский язык. 7 класс. В 3-х ч. 8-е изд. - М.: Мнемозина, 2012.

    План разбора:

    I . Часть речи (особая форма глагола). Общее значение (добавочное действие). П. Морфологические признаки.

      Начальная форма (неопределенная форма глагола).

      Постоянные признаки:

    б) неизменяемость.

    Образец устного разбора:

    Попав в тень чуть зеленеющих лип, писатели первым долгом бросились к пёстро раскрашенной будочке... (М.А.Булгаков)

    I. Попав - деепричастие, особая форма глагола, обозначает добавочное действие (попали и бросились).

    II. Морфологические признаки.

      Начальная форма - попасть.

      Постоянные признаки:

    а) совершенный вид,

    б) не изменяется.

    III. В предложении входит в состав обособленного обстоятельства времени, выраженного деепричастным оборотом.

    Морфологический разбор наречия

    План разбора:

    I. Часть речи. Общее значение.

    П. Морфологические признаки.

      Неизменяемое слово.

      Разряд но значению.

      Степени сравнения (если есть).

    III. Синтаксическая функция (каким членом предложения является).

    Образец устного разбора:

    ... как часто я бываю...

    I. Часто - наречие, обозначает признак действия. П. Морфологические признаки.

    1,Неизменяемое слово.

    2.Обстоятельственное, наречие меры и степени.

    III. В предложении является обстоятельством меры и степени.

    Морфологический разбор категории состояния

      Часть речи. Общее значение.

      Морфологические признаки: разряд по значению; степень сравнения (если есть). Неизменяемость.

      Синтаксическая роль.

    Образец устного разбора:

    I. Грустно - слово категории состояния, обозначает душевное состояние человека.

    II. Морфологические признаки:

    1) качественное;

    2) грустнее, грустнее всего;

    3) неизменяемое слово.

    III. Синтаксическая функция. Слово «грустно» выполняет функцию сказуемого в безличном предложении.

    Морфологический разбор предлога

    План разбора:

    I. Часть речи. Общее значение.

    П. Морфологические признаки:

    а) простой или составной

    б) производный или непроизводный

    в) неизменяемость

    Образец разбора:

    Над - предлог

    I. Вставал над землёй

    П. Морф призн.: прост., непроизв., неимзм.

    Морфологический разбор союза

    План разбора:

    П. Морфологические признаки:

    а) сочинительный или подчинительный

    б) простой или несоставной

    в) неизменяемость

    Образец разбора:

    I.Оглянулась иувидела

    II. Морф призн.: сочинит., прост., неимзм.

    Морфологический разбор частицы

    План разбора:

    I. Часть речи. Общее значение.

    II. Разряд

    Образец разбора:

    Же - частица

    I. Доп.знач.усиления

    Синтаксический разбор словосочетания

    План разбора:

    1. Вычленить словосочетание из предложения (при необходимости).

    2. Указать главное и зависимое слово.

    3. Определить, какими частями речи они выражены и какими средствами соединены.

    3. Определить вид словосочетания по главному слову.

    4. Указать вид подчинительной связи (согласование, управление, примыкание)

    Образец разбора:

    Шелестя, падали с тополей сухие листья.

    Синтаксический разбор простого предложения

    План разбора:

            Вид предложения по цели высказывания: повествовательное, вопросительное, побудительное.

            Вид предложения по эмоционально-экспрессивной окраске: восклицательное, невосклицательное.

            Грамматическая основа (грамматические основы).

            Строение предложения: распространенное, нераспространенное.

            Главные члены предложения.

            Второстепенные члены предложения (если есть).

            Однородные члены предложения (если есть).

            Обращение (если есть).

    Образец разбора:

    нар. мест. гл. обращ.

    Как тебя зовут , душа моя?

    (Вопросит., невосклиц., простое, односост., неопределённо-личное, распростр., осложнено обращением).

    вв.сл. гл. сущ. сущ. сущ.

    Кажется, шепчут колосья друг другу .

    (Пов., невоскл., простое, двусост., распр., осложнено вв.словом)

    Сущ прич. оборот гл. нар. нар.

    Солнце , ещё не вошедшее в силу , греет бережно и ласково .

    (Пов., невоскл., простое, двусост., распр., осложнено обособленным определением и однородн. обст.)

    Схема морфологического разбора неизменяемой глагольной формы - деепричастия

    I. Выделить глагольную форму из текста и назвать её тип.

    II. Указать начальную форму - инфинитив.

    III. Установить лексическое значение слова.

    IV. Поставив вопрос, указать общее категориально-грамматическое значение.

    V. Охарактеризовать морфологические особенности глагола

    1. Возвратный или невозвратный, соотносительный по возвратности или нет.

    2. Переходный или непереходный, указать значение.

    а). по двухзалоговой теории: действительный или страдательный (указать значение);

    б). по трёхзалоговой теории: действительный, страдательный, возвратный (указать значение), вне залога (доказать).

    4. Выделив формообразующие основы, определить класс глагола: продуктивный или непродуктивный.

    5. Спряжение: I, II, разноспрягаемый, архаического спряжения.

    VI. Определить, как образовано деепричастие: от какой основы, с помощью какого суффикса.

    VII. Морфологические особенности деепричастия :

    1. Вид: совершенный или несовершенный (назвать показатель).

    2. Указать относительное временное значение: предшествующее, одновременное, последующее действие.

    VIII. Синтаксические особенности деепричастия :

    1. Вид связи с другими словами.

    2. Роль в предложении.

    Образцы анализа

    Они шли по берегу, взявшись за руки , и смотрели на рыбёшек, стайками скользивших в воде.

    (Ги де Мопассан)

    I. Взявшись

    II. Взяться .

    III. Взяться - «за что. Брать друг друга (один другого) или брать, хватать что-н. рукой». [Ожегов, Шведова, с. 59].

    IV. Отвечает на вопрос: что сделать?

    V. , от которого образовано деепричастие:

    1. Возвратный, соотносительный по возвратности.

    б). по трёхзалоговой теории - возвратного залога, т. к. образован от переходного глагола (обозначает действие, совершаемое двумя лицами, каждое из которых одновременно является субъектом и объектом), нет творительного субъекта.

    4. Основа инфинитива - взя- (взять ся ), основа будущего времени - возьм- (возьмут ся ).

    Соотношение основ -а- (-я- ) … -м- : непродуктивный, 14 группа.

    5. Форма 3-го л. мн. ч. - возьму́тся , ударный подвид, I спряжения (по окончанию).

    VI. Деепричастие образовано от основы инфинитива путём прибавления суффикса -вши- .

    VII. Морфологические особенности :

    1. Совершенного вида, показатель - суффикс -вши- .

    VIII. Синтаксические особенности :

    1. Взявшись (за что?) за руки : связь - глагольное управление, деепричастие управляет существительным, ставя его в форме В. п.

    2. В предложении входит в состав обособленного обстоятельства, выраженного деепричастным оборотом.

    Теперь каждое утро, здороваясь , она подавала ему руку, и до вечера он хранил ощущение от её пожатия...

    (Ги де Мопассан)

    I. Здороваясь - неизменяемая глагольная форма, деепричастие.

    II. Здороваться .

    III. Здороваться - «приветствовать друг друга при встрече». [Ожегов, Шведова, с. 227].

    IV. Отвечает на вопрос: что делать? Общее категориально-грамматическое значение - процессуальный признак предмета.

    V. Морфологические особенности глагола , от которого образовано деепричастие:

    1. Возвратный, несоотносительный по возвратности.

    2. Непереходный: обозначает действие, не переходящее на прямой объект.

    а). по двухзалоговой теории - действительного залога: действие исходит от производителя;

    б). по трёхзалоговой теории - вне залога, т. к. возвратный, непроизводный глагол.

    4. Основа инфинитива - здорова- (здоровать ся ), основа настоящего времени - здороваj- (здоровают ся ).

    Соотношение основ -а- … -аj- : продуктивный, I класс.

    5. Форма 3-го л. мн. ч. - здоро́ваются , безударный подвид. Спряжение определяется по инфинитиву: здоро́вать ся , глагол на -ать , следовательно, I спряжения.

    VI. Деепричастие образовано от основы инфинитива путём прибавления суффикса -я- .

    VII. Морфологические особенности :

    1. Несовершенного вида, показатель - суффикс -я- .

    2. Обозначает действие, одновременное с действием глагола-сказуемого.

    VIII. Синтаксические особенности :

    1. Подавала руку (как? каким образом?) здороваясь : связь - примыкание, деепричастие примыкает к личной форме глагола.

    2. В предложении обособленное обстоятельство, выраженное одиночным деепричастием.

    Термин «деепричастие» появился в XVII веке и составлен из двух частей (дее + причастие). Это называющая в предложении второстепенное добавочное действие. По грамматическим признакам оно очень похоже на наречие, потому что не изменяется. деепричастий заключается в указании только оно не имеет.

    Морфологический разбор деепричастия

    1.Назовите часть речи, укажите общее грамматическое значение.

    2. Перечислите морфологические признаки:

    Укажите начальную форму (неопределенная форма глагола);

    Возвратность;

    Переходность;

    Неизменяемость.

    3. Определите, какую синтаксическую роль в предложении выполняет.

    Обратите внимание!

    Порой бывает сложно различить причастия и деепричастия. Чтобы с этим справиться, нужно понять, что причастие, деепричастие и глагол являются глагольными формами, а значит, связаны со значением действия. Различить их помогут, прежде всего, вопросы. Спрягаемые формы глагола отвечают на следующие: «что делаю?», «что сделаю?», «что делал?», «что сделал?», «что делаешь?», «что сделаешь?» и другие. К деепричастию может быть задан вопрос «что делая?» или «что сделав?», а также смысловой, синтаксический, помогающий определить его роль в предложении: «как?», «когда?», «почему?». Например: Топают, взявшись за руки, вокруг костра (топают как?). Закончив выполнять упражнение, ребята подняли руки (подняли когда?). Заболев, я пошел в больницу (пошел когда?).

    К причастию можно задать вопрос «что делающий?», «что делавший?», «что сделавший?».

    Также при различении и причастий, и деепричастий помогают суффиксы:

    Деепричастие несовершенного вида образуется от основы глагола в настоящем времени несовершенного вида с помощью суффикса -а, (-я): читают - читая, живут - живя;

    Образуется от основы инфинитива совершенного вида с помощью суффикса -в, -вши, -ши: сделать - сделав, сделавши, упасть - упав, упавши.

    Кроме этого, выполняя морфологический разбор деепричастия, необходимо указать его (с постфиксом -ся, -сь) и невозвратное (безтакового).

    Одиночные деепричастия иногда теряют признаки глагола и переходят в В таком случае бывшие деепричастия уже не обозначают добавочное действие (они не заменяются глагольными формами, не отвечают на вопросы «что сделав?», «что делая?»), а только обозначают признак действия и отвечают на вопрос «как?». Например: Ребята молча слушали меня (слушали как? - молча, это наречие, а не деепричастие).

    Морфологический разбор выполняют обязательно в контексте, выписывая деепричастие вместе с глаголом, добавочное действие которого он означает.

    Письменный морфологический разбор деепричастия

    Пятак, звеня и подпрыгивая, покатился по дороге.

    Звеня (покатился)

    1. Звеня - деепр.

    2. Покатился (как? что делая?) звеня. Н.ф. - звенеть.

    3. (Как? что делая?) Звеня.

    Подпрыгивая (покатился)

    1. Подпрыгивая - деепр.

    2. Покатился (как? что делая?) подпрыгивая. Н.ф. - подпрыгивать.

    Морф. признаки: несов. в., невозвр., непер., неизм.

    3. (Как? что делая?) Подпрыгивая.

    Устный морфологический разбор деепричастия

    Звеня (покатился)

    1. Звеня - деепричастие, обозначает второстепенное действие.

    2. Покатился (как? что делая?) звеня. Начальная форма - звенеть.

    Подпрыгивая (покатился)

    1. Подпрыгивая - деепричастие, обозначает второстепенное действие.

    2. Покатился (как? что делая?) подпрыгивая. Начальная форма - подпрыгивать.

    Морфологические признаки: несовершенный вид, невозвратный, непереходный, неизменяемая глагольная форма.

    3. В предложении выполняет синтаксическую роль обстоятельства.

    1. Часть речи и общее грамматическое значение.

    2. Морфологические признаки:
    Постоянные (П.п.):
    - вид (совершенный или несовершенный),
    - возвратность (возвратный или невозвратный),
    - переходность (переходный или непереходный).
    Непостоянные (Н.п.): неизменяемая форма.

    3. Синтаксическая роль деепричастия (обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом или одиночным деепричастием).

    Для примеров возьмём предложения из автобиографической повести писателя-натуралиста Георгия Скребицкого «У птенцов вырастают крылья».

    Образцы разбора деепричастий

    1)Я уже имел настоящее охотничье ружье, ходил со взрослыми на охоту и в то же время частенько, гуляя 3 один в саду или в лесу, играл сам с собой в охоту.

    1. Гуляя - деепричастие, т.к. обозначает добавочное действие, особая форма глагола гуля(ют) + Я.

    2. Морфологические признаки:
    Постоянные (П.п.):
    - несовершенный вид,
    - невозвратное,
    - непереходное.

    3. Играл (когда? что делая?) гуляя один в саду или лесу (обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом).

    2)— Мама, а отпустишь меня с ребятами на рыбалку с ночёвкой? — быстро спросил я, спеша 3 воспользоваться такой подходящей минутой.

    1. Спеша - деепричастие, т.к. обозначает добавочное действие, особая форма глагола спеш(ат) + А.

    2. Морфологические признаки:
    Постоянные (П.п.):
    - несовершенный вид,
    - невозвратное,
    - непереходное.
    Непостоянные (Н.п.): неизменяемое.

    3. Спросил (почему? что делая?) спеша воспользоваться такой подходящей минутой (обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом).

    3)— Отпущу, и с ночёвкой отпущу, — счастливо улыбаясь 3 , ответила мама.

    1. Улыбаясь - деепричастие, т.к. обозначает добавочное действие, особая форма глагола улыба(ют)ся + Я.

    2. Морфологические признаки:
    Постоянные (П.п.):
    - несовершенный вид,
    - возвратное,
    - непереходное.
    Непостоянные (Н.п.): неизменяемое.

    3. Ответила (как? что делая?) счастливо улыбаясь (обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом).

    4)Мама слушала, широко раскрыв 3 глаза, улыбаясь и поминутно качая головой.

    1. Раскрыв - деепричастие, т.к. обозначает добавочное действие, особая форма глагола раскрыть + В.

    2. Морфологические признаки:
    Постоянные (П.п.):
    - совершенный вид,
    - невозвратное,
    - переходное.
    Непостоянные (Н.п.): неизменяемое.

    3. Слушала (как? что сделав?) широко раскрыв глаза (обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом).

    5)— Вот это студенческая шинель, — заявил он, вернувшись 3 .

    1. Вернувшись - деепричастие, т.к. обозначает добавочное действие, особая форма глагола вернуться + ВШИ.

    2. Морфологические признаки:
    Постоянные (П.п.):
    - совершенный вид,
    - возвратное,
    - непереходное.
    Непостоянные (Н.п.): неизменяемое.

    3. Заявил (когда? что сделав?) вернувшись (обособленное обстоятельство, выраженное одиночным деепричастием).