Войти
Образовательный портал. Образование
  • Кто такой Николай Пейчев?
  • Томас андерс - биография, фото, личная жизнь солиста дуэта "модерн токинг" Синглы Томаса Андерса
  • Что показывает коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами Обеспеченность обязательств финансовыми активами в бюджетном учреждении
  • Как приготовить классические вареники с творогом
  • Как сделать тесто для яблочной шарлотки Как приготовить шарлотку с яблоками песочное тесто
  • Отечественной войны 2 степени
  • Виды и характеристики парашютов. Советский парашютизм: как все начиналось

     Виды и характеристики парашютов. Советский парашютизм: как все начиналось

    26 июля 1930 года советские летчики и механики - ведь парашютистов как таковых тогда еще не было - совершили первые прыжки с парашютом. Произошло это на аэродроме города Воронежа. Пожалуй, лучше всех в нашей стране об этом может рассказать легендарная парашютистка Бернадета Васина, что она, собственно и сделала в своей поистине уникальной книге “Испытание небом”. Так как же начинался отечественный парашютизм?

    Хотя в конце мая было запущено еще тысяча мужчин подкрепления, из тысячи десантников, которые были запущены на Вязьме, они выжили, но они будут запущены с воздуха в другой операции, столь же катастрофической для мужчин, как и предыдущая. Следует отметить, что десантники всегда вели себя храбро, энергично и мужественно, но организация операций планировалась серьезно безответственно, превращая главные запуски в мясной магазин. В ночь с 24 на 25 сентября 575 человек из 3Є и 5Є бригад были освобождены, чтобы укрепить войска, которые преследовали немцев в Дьепе.

    : «Тридцатые годы. Это начало развития в России и в других республиках Советского Союза массового парашютного спорта. Это годы создания Воздушно-десантных войск, авиационной и парашютной техники, необходимой материально-технической базы; открытие широкой сети аэроклубов, кружков и секций при заводах, учебных заведениях; возведение парашютных вышек в парках культуры и отдыха; установление мировых рекордов. К счастью, мне довелось встретиться с людьми того поколения, которые проложили нам путь в небо, помогли приобщиться к самому замечательному виду спорта - парашютному. Это были замечательные люди - ответственные за важные государственные задачи, безопасность жизни людей летных профессий, увлеченные идеей развития массового парашютного спорта в стране, скромные.

    Снова без необходимых самолетов их прыжки были разделены и разбросаны на площади более 200 км, что облегчало их «охоту» во время прыжков. Первые два дня, во время их рассеяния, были убиты или захвачены более двух третей «Десантника». Оставшиеся в живых присоединились к партизанам в борьбе с нацистскими войсками. Большие операции не повторялись.

    Только небольшие операции на Кримеа и районах на Восточном фронте. Однако японцы в то время по-прежнему сохраняют армию из более чем 7 миллионов боевиков, поддерживаемых 000 самолетами и 500 военными кораблями. Советский план на Дальнем Востоке планировал освободить оккупантов северо-западного Китая, Северной Кореи, Курильских островов и Южного Сахалина. Для этого армия Куандун должна была быть побеждена более чем с одним миллионом военнослужащих - фундаментальной сухопутной силы Японии. Последствия будут быстрыми, потому что это создаст катастрофическую политическую и военную ситуацию для японской власти.

    Леонид Минов, Михаил Савицкий, Лидия Кулешова, Нина Камнева, Константин Кайтанов, Галина Пясецкая, Иван Лисов, Николай Лобанов, Игорь Глушков, Иосиф Явич - они были первыми, кто, испытывая все на себе, открывал нам путь в небо. Мне посчастливилось быть лично знакомой с ними, учиться у них, беседовать с ними, присутствовать вместе на разных мероприятиях. Их примеру, как и автор этих строк, последовали миллионы юношей и девушек, стали мастерами спорта, рекордсменами и чемпионами мира.

    Парашютисты были частью огромной армии в Азии. Во главе Главного командования советских войск на Дальнем Востоке был Маршал Советского Союза Александр Василевский.


    Несколько дат позже, 22-го числа того же месяца, состоялась капитуляция Японии. Советы захватили более 1000 японских солдат и офицеров. Последствия этого поражения были непреодолимыми и поддерживали теорию о том, что атомная бомба не была причиной японской капитуляции.

    Для обеспечения советского присутствия группы десантников стартуют в главных неврологических и стратегических центрах Маньчжурии и Северной Кореи с огромным риском игнорировать возможный ответ японских войск, дислоцированных там. Группа немецких парашютистов перед прыжком.

    26 июля 1930 года

    Все началось в этот день. Под руководством военного летчика Леонида Минова в Воронеже были совершены первые тренировочные прыжки. С Леонидом Григорьевичем мы ближе познакомились в середине шестидесятых годов. Он активно участвовал в проведении соревнований разного масштаба, руководил Федерацией парашютного спорта города Москвы. Раньше я много слышала о нем от начальника Вильнюсского аэроклуба 3. Явича, участника некоторых парашютных событий тридцатых годов, хорошо знавшего Л. Минова. Но нам, спортсменам, тогда Леонид Григорьевич казался таким недоступным, робели даже подойти к нему. Лишь позже журналистская тропа привела к Леониду Минову, я побывала у него дома, посмотрела его архивы, награды, разные сувениры, относящиеся к парашютному спорту. Он, несмотря на довольно суровый вид, оказался очень общительным и обаятельным человеком». <…>

    В общем, обручи с униформой были идентичны формам немецких солдат Люфтваффе. Однако то, что отличало их от обычного солдата, было его ваффенрабе или цвет службы. Падччирджейгер носил желтые или белые полосы в зависимости от их деления, которые были тонко скрыты, потому что они привлекли большое внимание на поле битвы. В дополнение к цветной униформе они также могли носить полностью замаскированные униформы. Их шлемы отличались от тех, которые официально распространялись среди немецких солдат.

    Как правило, они использовались для захвата авиабаз противника, как это произошло во время вторжения в Польшу и в Норвежскую кампанию. Многие из них упали в Средиземное море и умерли утопленными, в то время как другие падали далеко от своих целей и даже от большей части своего снаряжения, несколько умирающих, прежде чем они могли даже достичь своего оружия. Прибытие паломника в Крит.

    Рассказывает : «26 июля 1930 года участники сборов Военно-Воздушных Сил Московского военного округа собрались на аэродроме под Воронежем. Мне предстояло выполнить показательный прыжок. Конечно, все, кто был на летном поле, считали меня асом в этом деле. Ведь я был единственным человеком, который уже получил парашютное крещение и прыгал не раз, не два, а имел целых три прыжка! И занятое мною призовое место на соревнованиях сильнейших парашютистов США, по-видимому, казалось присутствующим чем-то недосягаемым. От пристальных взглядов, повышенного внимания я смущался, волновался еще больше, но старался ничем не выдать себя. Мне хотелось выполнить прыжок как можно лучше, чтобы заинтересовать летчиков, вселить в них уверенность, зажечь их своим примером.

    Битва велась между нацистскими силами и бельгийскими войсками в Форт-Эбен-Эмале, на границе Бельгии с Нидерландами. Форт считался одним из наиболее хорошо защищенных и построенных из Европы, и он считался важным местом для немцев, так как форт защищал основные дороги, которые вывезли бы в Бельгию. Падчирмджагер подошел к форту с помощью планеров, так как немцы подозревали, что бельгийцы использовали звуковые детекторы, а не радар, что сделало бы использование планера в качестве элемента неожиданным во время атаки.

    Другая часть немецких парашютистов приземлилась на своих планерах именно на вершине форта, что вызвало большую неразбериху среди бельгийцев из-за скорости немецкой операции. Незадолго до того, как артиллерия в крепости была нейтрализована, а с ней были атакованы казематы, а солдаты внутри них были убиты. Даже когда артиллерия крепости была уничтожена, бельгийские войска попытались контратаковать, но падчырмджагер был успешным, отразив эту попытку, которая привела к победе немцев.

    Вместе со мной готовился к прыжку летчик Яков Мошковский, назначенный на сборах моим помощником. Больше желающих пока не было. Мой прыжок действительно удался. Приземлился я легко, недалеко от зрителей, даже на ногах устоял. Встретили аплодисментами. Откуда-то взявшаяся девушка вручила мне букет полевых ромашек.

    «А как там Мошковский?» - подумал я. Самолет заходит на курс выброски. В проеме двери хорошо видна фигура Якова Давидовича. Уже пора бы прыгать. Пора! Но он по-прежнему стоит в дверях, видимо, не решаясь броситься вниз. Еще секунда, вторая… Наконец-то! Над падающим человеком взметнулся белый шлейф и тут же превратился в тугой купол парашюта.

    Тем не менее, с капитуляцией Италии, союзники, как оказалось, оккупировали Додеканес, который стал мишенью нацистского вторжения, совершенного паломником. Между 26 сентября и 12 ноября немцы бомбили остров Лерос и концентрировали свои силы в наступлении. Из-за провала связи союзников немцы смогли высадиться в основном беспрепятственно на пляжах Лероса.

    На протяжении всего вторжения патруль не смог соединиться с остальной армией нацистов. Шансы изменились для немцев, так как в ночь на 15 ноября произошло подкрепление, в то время как ранее все конфликты между союзным гарнизоном и нацистскими нападавшими были неубедительными. С этого момента нацистам удалось проникнуть и разделить остров, сделав их защиту практически бесполезной. Признавая, что ситуация была вне всякого спасения, бригадир Роберт Тилни сдался нацистам, доставляя остров утром.

    Ура-а-а… - раздалось вокруг.

    Я тоже кричал от радости. И как же не радоваться! Представьте: первый прыжок! Сам летчик рассчитывал время, самому ему и парашют пришлось раскрыть, ведь никаких приборов, даже вытяжной веревки не было. Многие летчики, видя нас с Мошковским целыми и невредимыми, тоже изъявили желание прыгнуть. В тот день совершили прыжки командир эскадрильи А. Стоилов, его помощник К. Затонский, летчики И. Поваляев и И. Мухин. А через три дня в рядах советских парашютистов насчитывалось 30 человек». <…>

    Даже при их значительном участии в Западном фронте и средиземноморской кампании падхирмджагер в основном столкнулся с советской армией на Восточном фронте. Именно во время этой кровавой кампании большинство ее подразделений были уничтожены Красной Армией. Несмотря на более смелое сопротивление со стороны австрийского лидера, все они были убиты Советами в их наступлении.

    Однако, с завершением итальянской кампании, большая часть спасителей была сдана вместо того, чтобы найти смерть в руках американцев и англичан. Некоторые из его капитанов, впоследствии захваченных в плен, были признаны виновными в военных преступлениях, в частности в результате резни в Кондомари во время битвы на Крите. Обладая большой способностью к бою и неукротимым сопротивлением врагу, вызвавшим истребление нескольких их дивизий, эти парашютисты в конечном итоге стали одним из самых известных немецких специалистов, а также как добром, так и злом, стали признанной частью истории Второй мировой войны.

    Первый опыт, полученный в 1930 году, дал толчок для дальнейшего развития парашютизма в Советском Союзе. Многие летчики, техники изъявляли желание совершить прыжки с парашютом. В 1928 году при Научно-исследовательском институте Военно-Воздушных Сил (ВВС) были организованы курсы по подготовке инструкторов парашютного дела. Начальником курса стал Савицкий, который знакомил слушателей с историей применения парашютов, методикой их испытания, укладкой. В этом же году инженеру-механику М. А. Савицкому поручают организовать производство парашютов. Смелые прыжки в Воронеже открыли большие возможности применения парашюта не только как спасательного средства. Но нужны были свои, советские, парашюты, чтобы воплотить в жизнь намеченные планы. Большой вклад в создание отечественных парашютов внес Михаил Алексеевич Савицкий. <…>

    Советско-афганская война или «советский Вьетнам», как ее называли некоторые политические аналитики, были одним из ключевых моментов, когда разлагающаяся сверхдержава чуть приблизилась к ее кончине. Война стала символом советского империализма, так как местное население жестоко боролось против оккупационных сил. Это также привело к радикализации афганцев. Последствия этой радикализации повторяются и по сей день, поскольку страна еще не увидела мира и стабильности.

    В России война считается спорным сегодня. Битва произошла во время последнего крупномасштабного советского наступления, так называемой Магистерской операции. Город Хост частично или полностью подвергался преследованиям в течение восьми лет силами моджахедов. Город был окружен силами муджахидов, которые координировались пакистанской секретной службой.

    С Лидией Кулешовой мы познакомилась в конце шестидесятых годов в редакции «Крыльев Родины». Лидия выглядела замечательно: ее стройная фигура, светящиеся глаза, мягкая улыбка напоминали ту азартную девчонку, что на фотографии, снятую в далекие тридцатые годы перед первым прыжком. Я попросила Лидию рассказать о своем прыжке, как она себя чувствовала, что испытала в воздухе, волновалась ли…




    Магистерская операция была успешной попыткой облегчить гарнизон в городе Хост. Когда линии были вытянуты слишком далеко, советское командование организовало смелую операцию по эвакуации осажденных людей в город. Все дороги, связывающие Хост с советскими территориями, были заблокированы, а городская жизнь зависела от воздушного моста, снабженного вертолетом. Муджахиды находились на холмах, окружающих город, ожидая в засаде, удерживая город в осаде.

    Волновалась ли? - улыбнулась Лидия, - а как иначе! Перед прыжком надо мной мужчины подшучивали: «Смотри не сломай ногу, а то замуж не возьмем». Да и лежать в этой люльке страшновато и неудобно. Ничего не видно. Не знаешь, ни какая высота, ни где ты летишь, и каждую секунду ждешь: вот-вот вывалишься вниз. Сейчас спортсмены прыгают с двумя парашютами - основным и запасным. Тогда я имела только один. Валерий Павлович Чкалов уговаривал меня не прыгать, но, поняв, что старается напрасно, стал подбадривать.







    Трасса между Гардезом и Хостом стала мифом - ее защитники часто называли «Призраками» за их успешную тактику. Бойцы моджахедов были хорошо скрыты в окружающих горах и всегда были готовы к засаде, используя высоту как идеальную атакующую позицию. Это позволило моджахедам стать угрозой для боевого самолета, который защищал поезда, оставив наземные войска импотентом, когда они были засадами холмов.

    Сколько времени поднимались на высоту - не знаю, но показалось - целую вечность. Очень тяжело ждать и не знать, когда вывалишься. Вдруг что-то щелкнуло, и я провалилась вниз. Холодный поток воздуха и сильный динамический удар, от которого искры посыпались из глаз, привели меня в чувство - я увидела огромный купол над головой… После прыжка, конечно же, меня радостно встречали, обнимали, целовали, задавали десятки вопросов. А я чувствовала себя на седьмом небе, такого счастья я, наверное, не испытала никогда…

    Чтобы привлечь огонь, Советы обманули моджахедов, совершив ложную воздушную десантную операцию. Они отправили транспортный самолет, который, как оказалось, перевозил парашютистов. Над транспортом, на гораздо большей высоте, был разведывательный самолет, фотографирующий объекты.

    Советы создали эскадрилью манекенов-манекенов, которые поначалу выглядели как парашютисты. Афганцы немедленно открыли огонь, пытаясь убить как можно больше парашютистов, прежде чем они достигли земли. Надзорный самолет отправил координаты позиций муджахидов и советскую артиллерию, расположенную поблизости, поразив их разрушительным огнем огня.

    Позже, 18 августа 1933 г., Лидия Кулешова участвовала в массовом десанте на первом воздушном параде, проходившем на Центральном аэродроме… Л. С. Кулешова не забыла тех памятных дней 1930-х годов, когда советский парашютизм, набирая темпы, превратился поистине в массовый вид спорта. Она на протяжении более 40 лет не раз бывала на соревнованиях, и с присушим ей задором рассказывала молодежи о первопроходцах, о незабываемых страницах истории и развития парашютизма в стране.







    Это был первый шаг к разрушению осады Хоста и первого этапа операции «Магистраль». Советское высшее командование было унижено из-за неудачных кампаний, проводимых в Афганистане; Мастер-операция должна была переписать это. Пресловутый холм, названный его высотой 234 метра, стал одним из самых славных символов советской военной силы.

    Потенциал успешной обороны небольшим отрядом элитных парашютистов против численно превосходящего врага использовался в послевоенной пропаганде, чтобы представить конфликт как победу Советского Союза в его освободительном завоевании, чтобы привести демократию к отсталым племенам Афганистана.

    Вслед за Кулешовой 14 июля 1931 года прыжок таким же способом выполнила и Л. Гроховская - жена начальника ОКБ, а через месяц, 19 августа, в Гатчине под Ленинградом совершили прыжки еще две женщины - В. Федорова и И. Чиркова. В дальнейшем от прыжков из подкрыльных люлек пришлось отказаться по морально-психологическим причинам, они использовались лишь для сброса различных малогабаритных грузов. Идеи Гроховского легли в основу разработки грузовых парашютов для сброса танков, автомашин, пушек. <…>

    Этот неназванный холм оказался одним из самых важных моментов, чтобы взять под контроль «Дорогу смерти». 7 января - это дата, когда православные христиане отмечают Рождество, что увеличило символический потенциал битвы. Их задачей было обеспечить периметр, защищая холм, из которого они могли наблюдать и контролировать большую часть дороги, которая тянулась ниже и приводила к осажденному городу.

    Эти 39 солдат высадились на середине территории, контролируемой печально известным Джалалуддином Хаккани из Хезби Ислами, чьи войска были известны своей жестокостью. Джалалуддин Хаккани был основным контактом с пакистанской секретной службой. В настоящий момент был установлен защитный периметр, боевики-моджахеды начали атаку. Советский отряд состоял из ветеранов, которые хорошо знали тактику, используемую моджахедами и их пакистанскими советниками. Несмотря на объем огня, 39 защитников не потеряли контроль.

    Все иллюстрации - из книги Бернадеты Васиной “Испытание небом” (Москва, 2010).

    1946 год

    Июнь – Постановлением Совета Министров СССР от 3 июня и приказом министра Вооруженных Сил СССР от 10 июня Воздушно-десантные войска выведены из состава ВВС, включены в состав войск резерва ВГК и подчинены непосредственно министру ВС СССР. Вновь учреждена должность командующего ВДВ ВС СССР и определены ее обязанности. Командующим ВДВ назначен генерал-полковник В.В. Глаголев.

    На формирование ВДВ направлены 8, 15, 37, 38, 39-й гвардейские стрелковые корпуса в составе 76, 98, 99, 100, 103, 104, 105, 106, 107 и 114-й гвардейских стрелковых дивизий. Переформированные части и соединения сохраняли почетные наименования и награды за боевые отличия, полученные на фронтах Великой Отечественной войны. 5, 8, 24-я воздушно-десантные бригады и специальные части были переданы на доукомплектование войск.

    В состав ВДВ вошли 1 и 12-я авиатранспортные дивизии, а также дополнительно сформированные для войск 3, 6 и 281-я авиатранспортные дивизии.

    1948 год

    Дополнительно развернуты пять воздушно-десантных дивизий. Все имевшиеся и вновь созданные соединения объединены в Воздушно-десантную армию (ВДА). 37-й воздушно-десантный корпус и 1-я авиатранспортная дивизия переданы в непосредственное подчинение Командующего Дальневосточным военным округом.

    Создан новый прибор КАП-3 (для принудительного раскрытия парашюта). Он спас жизнь многим сотням парашютистов.

    На вооружение ВДВ принят парашют ПД-47 (конструкторы Н.А. Лобанов, М.А. Алексеев, А.И. Зигаев). Купол, изготовленный из перкаля, имел квадратную форму площадью 71,8 кв. м; вес парашюта – 16 кг.

    1949 год

    На вооружение ВДВ принята авиадесантная самоходная установка АСУ-76, разработанная конструкторским бюро, руководимым Н.А. Астровым.

    1950 год

    28 апреля – Совет Министров СССР принял постановление «О создании надежно действующего десантного парашюта». Перед научно-исследовательским институтом парашютно-десантной службы и заводом № 9 Министерства легкой промышленности ставились задачи по разработке новых людских десантных парашютных систем для применения их на скоростях полета до 500 км/ч и по созданию основного десантного парашюта из ткани искусственного волокна для применения на скорости полета до 350 км/ч.

    1951 год

    На вооружение ВДВ поступила более легкая по сравнению с АСУ-76 артиллерийская самоходная установка АСУ-57.

    1953 год

    Апрель – решением Совета Министров и МО СССР управление ВДА реорганизовано в управление ВДВ, воздушно-десантные дивизии (за исключением 103-й и 104-й) переведены на штаты трехполкового состава. В 1955-1956 гг. управления ВДК, 11, 21, 100, 114-я, в 1959 г. – 107-я и в 1959 г. – 31-я гвардейские воздушно-десантные дивизии были расформированы.

    1954 год

    Июнь – командующим ВДВ назначен генерал-лейтенант В.Ф. Маргелов, который придал новый мощный импульс развитию Воздушно-десантных войск.

    1955 год

    Апрель – транспортно-десантная авиация выведена из состава ВДВ и на ее базе создана военно-транспортная авиация (ВТА) ВВС.

    Принят на снабжение ВДВ людской десантный парашют Д-1, массой 16,5 кг, изготовленный из перкаля «Б». Парашют позволял совершать прыжки из самолетов на скорости до 350 км/ч, обеспечивал устойчивое снижение парашютиста и скорость приземления у земли до 5 м/с.

    1956 год

    Апрель – Воздушно-десантные войска подчинены Главному штабу Сухопутных войск (в 1964 г. после его упразднения ВДВ вновь подчинены непосредственно Министру обороны СССР).

    10 сентября на опытном учении, где изучались возможности действия войск в условиях ядерной войны, вслед за реальным ядерным взрывом мощностью 40 килотонн в район 500-600 метров от эпицентра взрыва через 40 минут на вертолетах Ми-4 высажен 2-й парашютно-десантный батальон 345-го парашютно-десантного полка 105-й воздушно-десантной дивизии. Всего было высажено 272 человека с легким вооружением. Десантники после высадки произвели быстрый захват и удержание объекта, выполнили боевую стрельбу при отражении контратаки противника. Учение подтвердило, как считали специалисты того времени, возрастающую роль ВДВ в быстром и эффективном разгроме противника с применением ядерных ударов.

    1–7 ноября – участие ВДВ Вооруженных Сил СССР в венгерских событиях. Для выполнения боевых задач привлекались части 7-й (80-й и 108-й парашютно-десантные полки) и 31-й (114-й и 381-й парашютно-десантные полки) воздушно-десантных дивизий.

    1957 год

    Выпущен тяжелый транспортный вертолет Ми-6. Транспортные возможности вертолета: 61 десантник или до 12 тонн груза, в том числе 8 тонн на внешней подвеске. При максимальной скорости 300 км/ч вертолет способен подниматься до 4500 метров, дальность полета в зависимости от загрузки составляла от 300 до 900 км; на вооружении – 12,7-мм пулемет.

    В Воздушно-десантные войска поступил Ан-12. Это был универсальный средний военно-транспортный самолет. Для десантирования войск и техники он имел все, что необходимо. Потолок самолета 10000 метров. Ан-8 и Ан-12 сменили к концу 1950-х гг. применявшиеся ранее для десантирования самолеты Ли-2 и Ил-14.

    1958 год

    1-й парашютно-десантный полк 106-й воздушно-десантной дивизии десантировали на опытных тактических учениях в сложных климатических условиях Заполярья. Отрабатывались задачи захвата и удержания важного района. Десантники показали образцы высокой боевой выучки, мужества и закалки.

    1959 год

    Май – Алма-Атинское воздушно-десантное училище передислоцировано в Рязань и объединено с Рязанским высшим общевойсковым командным Краснознаменным училищем в одно – Рязанское высшее общевойсковое Краснознаменное командное училище. На него возлагалась подготовка кадров для ВДВ. 11 августа – на снабжение ВДВ и ВВС принят модернизированный парашют Д-1-8. Авторами качественно нового парашюта были братья-десантники Николай, Владимир и Анатолий Доронины.

    В конце 1950-х гг. на вооружении воздушно-десантных войск появилась парашютная платформа ПП-127. Она была предназначена для десантирования парашютным способом грузов, вес которых превышал 4,6 тысяч кг. На этой платформе можно было десантировать все виды артиллерии, находящиеся на вооружении ВДВ, автотранспорт, радиостанции, технику инженерных частей и подразделений химзащиты. Позже на смену ПП-127 пришла плат- форма ПП-128, позволяющая сбрасывать с парашютом различные грузы и боевую технику весом до 6,7 тысяч кг.

    1963 год

    1 июня – приказом главнокомандующего Сухопутными войсками ВС СССР при Рязанском высшем общевойсковом командном Краснознаменном училище сформирована спортивно-парашютная команда. 1 августа 1966 г. она преобразована в Центральный спортивно-парашютный клуб (ЦСПК) ВДВ.

    1964 год

    5–15 сентября в Одессе прошли соревнования на первенство Вооруженных Сил СССР по парашютному спорту. На этих соревнованиях команда ВДВ впервые заняла первое место, завоевав 22 медали из 30 разыгрываемых.

    1965 год

    Февраль – первый полет совершил воздушный гигант – самолет Ан-12 («Антей»). Его взлетный вес – 250 тонн. В год своего создания он был самым большим транспортным самолетом в мире. Самолет обладал большой дальностью и продолжительностью полета. В его грузовой кабине (33,4х4х5 метров) могли разместиться основные виды техники Сухопутных войск ВС

    СССР. В мае самолет был удостоен премии на ХХV международном салоне аэронавтики и космоса в Париже.

    1967 год

    15 сентября-1 октября – прошли общевойсковые маневры войск БВО, ПрикВО и некоторых других военных округов на Украине под условным названием «Днепр». В них участвовали 76-я и 103-я воздушно-десантные дивизии. Десантники продемонстрировали высокую ратную выучку, заслужили благодарность командования.

    Впервые в массовом масштабе использовались многокупольные и парашютно-реактивные системы, что позволяло выбросить в тыл дивизию со своей штатной техникой.

    1968 год

    27 июля 36 спортсменов совершили прыжок на Памир на плато на высоте 6,1 тысячи метров. Десантирование прошло успешно. Бесценный опыт вошел в методики применения десантов при захватах горных перевалов и боевых действий в горах.

    21 августа – заявление ТАСС о вступлении на территорию Чехословакии воинских подразделений СССР, Болгарии, Венгрии, ГДР и Польши. По заданию Советского правительства в операции по стабилизации политической обстановки в ЧССР (возникла угроза отхода чехословацкого руководства от коммунистической ориентации и выхода ее из Варшавского Договора) участвовали 7-я и 103-я воздушно-десантные дивизии. Операция прошла молниеносно. Личный состав показал пример стойкости и железной выдержки, не поддаваясь на провокации со стороны отдельных групп местного населения.

    1969 год

    На вооружение ВДВ поступила боевая машина десанта БМД-1. Масса – 7,6 тонн; экипаж – 7 человек; вооружение: 73-мм пушка и три 7,62-мм пулемета; максимальная скорость на суше – 61 км/ч, на плаву – 9-10 км/ч. На базе БМД-1 позднее были разработаны: – бронетранспортер десантный БТР-Д; – бронетранспортер для противотанковых комплексов «Фагот» БТР-РД (условное наименование «Робот»); – БТР-3 Д «Скрежет» для перевозки расчетов зенитно-ракетных комплексов; – специальные: для аппаратуры связи, для перевозки раненых и ремонтно-эвакуационные.

    В конце 1960-х гг. основной парашют Д-1-8 с перкалевым куполом заменил капроновый Д-5, который был значительно меньше и легче своего предшественника и гораздо проще в укладке. На протяжении времени он совершенствовался (выпускалось несколько его серий). Основным парашютом стал Д-6. его вес – 11,6 кг; площадь купола – 83 м2; максимальная скорость снижения у земли – до 5 м/с.

    1970 год

    Март – прошли общевойсковые маневры войск ЛВО, МВО, СКВО, БВО, ПрибВО в Белоруссии под условным наименованием «Двина». В них участвовала 76-я воздушно-десантная дивизия (командир – генерал-майор В.Н. Костылев). Всего за 22 минуты из 280-ти самолетов Ан-12 и 4-х самолетов Ан-22 («Антей») десантировались 8 тысяч десантников и 152 единицы боевой техники.

    1971 год

    9–19 июня прошли крупные войсковые учения в Крыму под условным наименованием «Юг». В них участвовала 98-я воздушно-десантная дивизия (командир – генерал-майор Г.К. Самойленко). Десантники показали образцы высокой боевой выучки, мужества и самоотверженности.

    1972 год

    3-11 июля прошли международные соревнования по парашютному спорту в г. Фонтенбло (Франция). В них участвовали команды Англии, Бельгии, Италии, Франции (две команды), ЧССР, ФРГ, США, ПНР и СССР. Советские парашютисты заняли первое место и завоевали кубок (находится в Рязанском музее истории ВДВ).

    1973 год

    5 января впервые в мире внутри БМД-1 на парашютно-платформенных средствах десантирован экипаж в составе майора Л. Зуева и старшего лейтенанта А. Маргелова. Боевая машина сбрасывалась с Ан-12, спускалась на пяти куполах. Такая система десантирования БМД-1 вместе с экипажем получила название «Кентавр».

    1974 год

    27 августа-1 сентября на базе 104-й воздушно-десантной дивизии под командованием генерала армии В.Ф. Маргелова состоялись сборы руководящего состава ВДВ с проведением опытного тактического учения, на котором впервые было десантировано 108 объектов тяжелой техники, в том числе 122-мм гаубицы Д-30 с двумя членами экипажа в кабине совместного десантирования.

    Военно-транспортная авиация получила новый самолет Ил-76 (генеральный конструктор Г.В. Новожилов). Это всепогодный самолет. На борту установлена аппаратура, обеспечивающая точное десантирование парашютным способом людей и грузов в сложных метеорологических условиях днем и ночью, с больших и малых высот. Экипаж – 7 человек. Дальность полета: с нормальной загрузкой – 3500 км; с максимальной – 2000 км. Потолок – 12000 м. Скорость полета: максимальная – 820 км/ч; крейсерская – 740 км/ч. Количество перевозимого личного состава: при парашютном десантировании – 115 человек; при посадочном десантировании – 225 человек. Ил-76 – самолет принципиально новой схемы. Под крылом на пилонах четыре реактивных двигателя. Имеет высоко поднятое хвостовое оперение и низко поставленное шасси тележечного типа с двенадцатью парами колес. На взлете разбег небольшой, на посадке пробег короткий.

    1975 год

    Март – в учениях «Весна-75» участвовала 98-я воздушно-десантная дивизия (командир – генерал-майор А.А. Соколов). Принят на вооружение ВДВ бронетранспортер БТР-Д. Он стал базовой машиной для семейства боевых машин ВДВ.

    1976 год

    23 января успешно испытана парашютно-реактивная система «Реактавр» (реактивный кентавр). Вместо пяти куполов «Кентавра» на «Реактавре» был установлен один купол. Скорость десантирования новой системы стала в четыре раза выше. Это многократно снижало уязвимость боевой техники в полете.

    1978 год

    Февраль – в общевойсковых учениях «Березина» (Белоруссия) принял участие 350-й гвардейский парашютно-десантный полк 103-й воздушно-десантной дивизии. Впервые десантная часть в полном составе с техникой и вооружением десантировалась с самолетов Ил-76. Учения явились школой переподготовки к массовому освоению ВДВ новых самолетов.

    1979 год

    Февраль – 106-я воздушно-десантная дивизия (командир – генерал-майор Е.Н. Подколзин) приняла участие в учениях на территории Монголии. Учения проходили в сложных условиях: голая каменная пустыня с разницей температуры дня и ночи в 20-30 градусов. В день десантирования порывы ветра достигали 40 м/с.

    Осенью расформирована 105-я гвардейская воздушно-десантная дивизия (дислоцировалась в Узбекистане и Киргизии). На базе дивизии сформировано девять десантно-штурмовых бригад, вошедших в состав Сухопутных войск.

    1980 год

    На базе БТР-Д создано самоходное артиллерийское орудие «Нона». Орудие размещалось на шасси бронетранспортера БТР-Д.

    1981 год

    На вооружение артиллерийских подразделений ВДВ поступило 120-мм самоходное орудие 2 СУ («Нона-С»).

    1984 год

    Начато серийное производство боевой машины десанта БМД-2, отличающейся от БМД-1 комплексами вооружения (73-мм орудие 2А28 «Гром» на БМД-1 и 30-мм автоматическая пушка 2А42 на БМД-2). Поступила на вооружение в 1985 году.

    1986 год

    Военно-транспортная авиация получила новый самолет Ан-124 «Руслан». Экипаж – 7 человек; количество мест для парашютистов – 440, для солдат – 880; дальность полета с нормальной загрузкой – 6800 км, с максимальной загрузкой – 7500 км; потолок – 11000 км.

    В середине 1980-х гг. на вооружение ВДВ поступила самоходная противотанковая 125-мм пушка.

    1988 год

    29 февраля 137-й парашютно-десантный полк (командир – подполковник В. Хацкевич) 106-й воздушно-десантной дивизии высадился на аэродроме близ Баку. Совершив марш в Сумгаит, десантники восстановили государственную границу, взяли под контроль государственные учреждения, остановили насилие, обезвредили бандитские группировки.

    Июль – в Ереван переброшены части 76-й и 98-й воздушно-десантных дивизий для предотвращения грабежей, убийств азербайджанского населения, проживавшего вокруг Еревана и на границе Армении и Азербайджана и для создания нормальных условий мирного решения проблем.

    В Степанакерт и Баку прибыли части 104-й воздушно-десантной дивизии с целью стабилизации обстановки в городах.

    22–23 ноября в Баку высадились 106-я воздушно-десантная дивизия и 119-й парашютно-десантный полк 7-й воздушно-десантной дивизии, а в г. Кировабаде – 234-й парашютно-десантный полк 76-й воздушно-десантной дивизии.

    Группировка ВДВ в Армении, Азербайджане и Нагорном Карабахе скоординированными действиями прекратила кровавые столкновения в г. Кировабаде, на границе с Нагорным Карабахом и на границе между Арменией и Азербайджаном.

    7–8 декабря – артиллерийский полк 98-й воздушно-десантной дивизии прибыл в г. Спитак, а 21-я десантно-штурмовая бригада ВДВ – в Ленинакан для оказания помощи населению, пострадавшему от землетрясения 7 декабря. Для предотвращения грабежей, насилия и создания благоприятных условий в организации спасательных работ в Ленинакан переброшен 234-й парашютно-десантный полк 76-й воздушно-десантной дивизии. 299-й парашютно-десантный полк 98-й воздушно-десантной дивизии взял под контроль аэропорт Еревана Звартноц и основные дороги, ведущие в район бедствия.

    44-я учебная воздушно-десантная дивизия (днем ее рождения считается 17 сентября 1960 года) переименована в 242-й учебный центр по подготовке младших специалистов ВДВ. В 1993 г. Учебный центр передислоцирован в города Омск и Ишим.

    1989 год

    7–8 апреля – 328-й парашютно-десантный полк 104-й воздушно-десантной дивизии, совершив многокилометровый марш, вошел в Тбилиси и взял под охрану правительственные учреждения.

    Декабрь – в состав ВДВ вошли 14 десантно-штурмовых бригад, (сформированных в 1960-80-е гг. в составе Сухопутных войск), с апреля 1990 г. – отдельные воздушно-десантные бригады.

    1990 год

    12–20 января – группировка Воздушно-десантных войск (части 106, 76 и 98-й воздушно-десантных дивизий, 56-я и 38-я воздушно-десантные бригады) взяли под контроль ситуацию в Баку, Ереване и Нагорном Карабахе. Было восстановлено государственное управление в Азербайджане и Армении, государственная граница СССР.

    14 февраля 299-й парашютно-десантный полк 98-й воздушно-десантной дивизии переброшен по воздуху из Еревана, где он поддерживал порядок, в Душанбе. В начале февраля ситуация в Душанбе и некоторых районах Таджикистана обострилась, начались бесчинства. Десантники сходу приступили к выполнению задачи. Они взяли под охрану аэропорт, объекты пищевой промышленности, водозабор, объекты энергетики и нефтебазы, изолировали места формирования и пути движения погромщиков, взяли под контроль транспортные магистрали, ведущие в город.

    4 мая 1990 года ушел из жизни генерал армии В.Ф. Маргелов, с именем которого связаны модернизация Воздушно-десантных войск Советского Союза, превращение их в мощную военную силу.

    Июнь – группировка Воздушно-десантных войск (части 76-й и 106-й воздушно-десантных дивизий, 56-я воздушно-десантная бригада, 387-й отдельный парашютно-десантный полк) взяла под контроль обстановку в г. Фергане, Оше, Андижане, Джалал-Абаде, заняли Кара-Суу, горные дороги и перевалы на всей территории конфликта, предотвратили массовые убийства, поджоги, разрушения, грабежи.

    Поступила на вооружение ВДВ боевая машина десанта БМД-3 (генеральный конструктор А. Шабалин). Это качественно иная боевая машина: она десантируется как посадочным, так и парашютным способом с боевым расчетом, размещенным внутри. Машина оснащена курсовым автоматическим гранатометом АГ-17 (установлен в левой автономной установке), 30-мм стабилизированной автоматической пушкой и ПТУРами.