Войти
Образовательный портал. Образование
  • Отечественной войны 2 степени
  • День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады
  • Манная каша на молоке: пропорции и рецепты приготовления Манная каша 1 порция
  • Суп-пюре из брокколи с сыром Рецепт крем супа из брокколи с сыром
  • Гороскоп: характеристика Девы, рождённой в год Петуха
  • Причины выброса токсичных веществ Несгораемые углеводороды и сажа
  • Административные права человека. Обязанности граждан, закрепленные нормами административного права. Виды административных прав и обязанностей граждан

    Административные права человека. Обязанности граждан, закрепленные нормами административного права. Виды административных прав и обязанностей граждан

    Права граждан РФ в административно-правовой сфере:

    1. Право граждан участвовать в управлении государством как непосредственно, так и через своих представителей.

    2. Право граждан на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов.

    3. Право граждан проводить собрании, митинги, демонстрации шествия и пикетирование.

    4. Право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

    5. Право граждан на свободу и личную неприкосновенность.

    6. Неприкосновенность жилища.

    7. Право на передвижение.

    8.Право каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, за исключением сведений, составляющих государственную тайну.

    9. Право граждан на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

    Граждане Российской Федерации, имея права, вместе с тем выполняют возложенные на них законом обязанности. Конституция Российской Федерации акцентирует внимание на равенстве не только прав, но и обязанностей граждан. К ним Конституция относит обязанность платить законно установленные налоги и сборы; сохранять природу и окружающую среду; бережно относиться к природным богатствам; защищать Отечество. Этот весьма ограниченный круг обязанностей в действительности гораздо многообразнее в силу того, что обязанностью граждан является соблюдение Конституции Российской Федерации и законов.

    16. Особенности и содержание административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации.

    Иностранный гражданин – лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее гражданство (подданство) иностранного государства.

    Лицо без гражданства – лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства иностранного государства.

    Для пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации существуют национальный режим и режим наибольшего благоприятствования.Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международными договорами РФ (ч. 3 ст. 62 Конституции).



    Классификация иностранных граждан:

    1) по сроку пребывания на территории Российской Федерации: постоянно проживающие на территории Российской Федерации временно пребывающие на территории Российской Федерации следующие через территорию Российской Федерации транзитом;

    2) по целям нахождения на территории Российской Федерации: работники дипломатических и консульских учреждений, международных организаций; корреспонденты и журналисты, аккредитованные в Российской Федерации; преподаватели в учебных заведениях; лица, относящиеся к иностранной рабочей силе, – трудящиеся эмигранты; лица, находящиеся на лечении и отдыхе, и т. д.

    Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства:

    1) не могут быть приняты на государственную службу, занимать должности в органах государственной власти и местного самоуправления, связанные с наличием гражданства Российской Федерации;

    2) не допускаются к деятельности, связанной с государственной тайной;

    3) не могут участвовать в отправлении правосудия;

    4) не обладают ни активными, ни пассивными избирательными правами;

    5) не имеют права участвовать в референдуме;

    6) на них не распространяется воинская обязанность;

    7) не могут быть членами политических общественных объединений;

    8) только к иностранным гражданам и лицам без гражданства применяются некоторые административные взыскания (административное выдворение);

    9) могут въезжать на территорию Российской Федерации при наличии специальных разрешений (исключение составляют граждане Содружества Независимых Государств (СНГ), с которыми заключено соглашение о безвизовом порядке въезда и выезда);

    10) проживают и осуществляют свою деятельность на основании специальных разрешений;

    11) при наличии обстоятельств, установленных законодательством, выезд из Российской Федерации может быть не разрешен.

    Гражданин - приоритетный субъект административного права. Ибо смысл и содержание деятельности законодательной и исполнительной власти является обеспечение прав и свобод гражданина. Конституционный принцип приоритета прав и свобод гражданина положен в основу государственной службы. Административно-правовой статус гражданина РФ закреплен в Конституции РФ, в Законе "О гражданстве РФ" и в других актах законодательства.

    Административно-правовой статус гражданина - это комплекс прав и обязанностей граждан, закрепленных нормами административного права, а также гарантии реализации этих права и обязанностей.

    Административно-правовое положение граждан определяется прежде всего объемом и характером их административной правосубъектности, которую образуют административная правоспособность и дееспособность. Административная правоспособность - способность гражданина иметь определенные права, предусмотренные нормами административного права, и выполнять возложенные на него обязанности в сфере государственного управления. Административная правоспособность у граждан в сфере государственного управления возникает с момента рождения и прекращается с их смертью.

    Конкретный объем прав, свобод и обязанностей граждан в сфере управления определяется рядом обстоятельств - возраст, состояние здоровья, наличие образования и т.д. Например, семейные обстоятельства могут служить основанием для освобождения от воинской обязанности.

    Конституция РФ провозглашает равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

    Но это по Конституции. В реальной жизни равноправие, даже при самом тщательном его закреплении в Конституции, не может исключать особого административно-правового статуса. Известно, что в российском обществе многие категории граждан имеют узаконенные различия в административно-правовом статусе (государственные служащие высокого ранга, герои России, участники В.О.В. и т.д.). Одним, например, разрешен бесплатный проезд, другим - нет.

    Иными словами, равенство административной правоспособности граждан РФ как общей способности иметь права и нести обязанности не означает, что реально все граждане обладают всем комплексом конкретных субъективных прав и обязанностей, предусмотренных законом. Каждый имеет возможность занять должность министра, но реально министрами становятся единицы. Однако в подобных случаях имеются в виду права, которые приобретаются в результате реализации административной правоспособности, что само по себе не изменяет принципа ее равенства для всех граждан. Эти права приобретаются с достижением определенного возраста, в связи с болезнью, по уровню образования и т.д.

    Административная правоспособность граждан служит основой их административной дееспособности, являющейся необходимым условием реализации этой правоспособности, а также субъективных прав и обязанностей граждан в конкретных административных правоотношениях.

    Административная дееспособность - способность гражданина своими действиями приобретать, а также осуществлять права и обязанности, предусмотренные нормами административного права, и нести ответственность в соответствии с административно-правовыми нормами.

    Не все граждане РФ обладают одинаковой административной дееспособностью. Это во многом определяется особенностями управленческих отношений, в которых приобретение и осуществление соответствующих прав и обязанностей своими личными действиями предполагает наличие определенного уровня умственного и психического развития, жизненного опыта, способности отдавать отчет в последствиях своих действий и т.д.

    Административная дееспособность наступает с достижением определенного возраста. Так, частичная административная дееспособность у граждан наступает со школьного возраста (с 7 лет). С 16 летнего возраста граждане могут быть привлечены к административной ответственности (ограниченная дееспособность). Полная дееспособность у граждан наступает по достижении 18 летнего возраста.

    Граждане России, реализуя свои права, свободы и возложенные на них обязанности в сфере управления вступают в административно - правовые отношения с государственными органами, с должностными лицами, а также с иными субъектами административного права.

    Каждый гражданин РФ имеет определенные права и обязанности в сфере государственного управления.

    Все права граждан делятся по степени возможности их реализации на абсолютные и относительные.

    Абсолютные (безусловные) права - это права, которыми лица пользуются по своему усмотрению, а субъекты власти обязаны создавать условия и не мешать их реализации, защищать их (право на жалобу, трудоустройство и т.д.). Относительные права - это права, для реализации которых нужен акт государственного органа (приказ о назначении на должность, лицензия на осуществление определенной деятельностью и т.д.

    Кроме того, права и обязанности граждан в сфере государственного управления подразделяются на общие и специальные.

    Общие права распространяются на все отрасли и сферы управления. Например, право на участие в государственном управлении и право на обжалование действий государственных органов и должностных лиц, нарушающих права и свободы граждан.

    Специальные права - это права граждан в той или иной сфере или отрасли или группе отраслей управления. Например, в сфере экономики каждый гражданин имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности.

    Права граждан в государственном управлении:

    1. Право граждан участвовать в управлении государством. Согласно ст. 32 Конституции граждане РФ могут учавствовать в управлении государством как непосредственно, так и через своих представителей. Это право подкрепляется их правом избирать и быть избраным в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Гражданин может участвовать в управлении делами государства, реализуя право доступа к государственной службе.

    2. Право граждан на объединение. Право граждан РФ на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов, закреплено в ст. 30 Конституции РФ, устанавливающей также, что свобода деятельности объединений гарантируется. Административная правосубъектность общественных объединений, в частности их взаимоотношения с гражданами, а также с органами государственного управления и местного самоуправления, детализируется в специально изданных правовых актах.

    3. Право граждан проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования (ст. 31 Конституции).

    4. Право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. (ст. 33 Конституции). Основными видами обращений граждан в современных условиях являются предложения, заявления и жалобы.

    5. Право граждан на свободу и личную неприкосновенность. (ст 22 Конституции). Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускается только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.

    Основания и порядок применения административного задержания, а также административного ареста урегулированы законодательством об административных правонарушениях. В отдельных случаях допускается административное задержание на срок до 10 суток (что противоречит Конституции).

    Что касается личной неприкосновенности, то право на нее не охватывается случаями, когда поведение гражданина является противоправным. К гражданам, совершившим правонарушения, может быть применено физическое насилие и иные меры принуждения в целях пресечения правонарушения, обеспечения производства по делу и обеспечения выполнения постановления о применении взыскания (применение физической силы, личный досмотр и др.).

    6. Неприкосновенность жилища (ст. 25 Конституции). Неприкосновенность жилища означает, что никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.

    7. Право на передвижение (ст. 27 Конституции). Каждый, кто законно находится на территории РФ, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Ограничения, установленные правовыми актами, связаны с режимом паспортной системы и регистрации. Более подробно это можно посмотреть в Законе РФ от 25 июня 1993г. "О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ.

    Лица, находящиеся на территории РФ, могут свободно выезжать за ее пределы. Порядок реализации этих конституционных прав регламентируется федеральным законом от 18 июля 1996 г. "О порядке выезда из РФ и въезда в РФ".

    8. Право каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию.

    За исключением сведений, составляющих государственную тайну. Перечень таких сведений определяется федеральным законом. Осуществление этого права регламентируется Законом РФ от 27 декабря 1991 года "О средствах массовой информации", а также отдельными Указами Президента РФ, направленными на обеспечение этого права.

    Более подробно права и свободы человека и гражданина можете посмотреть в главе №2 Конституции РФ.

    Граждане РФ, имея права, вместе с тем выполняют возложенные на них законом обязанности. Конституция РФ акцентирует внимание на равенстве не только прав, но и обязанностей граждан.

    Административно-правовые обязанности граждан подразделяются на абсолютные и относительные.

    Абсолютные - возлагаются на каждого и не зависят от конкретных обстоятельств (например, соблюдение законов, уплата налогов и т.д.). Относительные - возникают из правомерных действий, направленных на приобретение прав и пользование ими (обязанность собственника автомобиля платить налоги).

    Обязанности граждан в государственном управлении:

    1. Основной обязанностью граждан является соблюдение Конституции РФ и законов.

    2. Соблюдение административно-правовых норм и основанных на них законных требований органов государственной власти и органов местного самоуправления. Видное место среди них занимают нормы, касающиеся ООП и общественной безопасности, борьбы с преступностью.

    3. Обязанность платить налоги и сборы.

    4. Сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

    5. Защищать Отечество и т.д.

    Конкретный объем обязанностей граждан в отдельных сферах определяется многочисленными нормативными актами, содержащими административно-правовые нормы по данному вопросу.

    Несоблюдение гражданами обязанностей, уклонение от их выполнения, злоупотребление своими правами влечет возможность применения мер правового воздействия (например, привлечение граждан к уголовной или административной ответственности).

    Процесс реализации гражданами субъективных прав и юридических обязанностей, закрепленных нормами административного права, предполагает совершение ими юридических действий. Они делятся на правомерные и неправомерные.

    Правомерные действия граждан могут быть связаны как с их правами, так и с их обязанностями. К правомерным действиям, связанным с реализацией гражданами своих прав, относятся такие, которые направлены на:

    Фактическое использование прав (например, обучение в университете);

    Приобретение законных прав (например, подача заявления о поступлении в вуз);

    Защиту нарушенных прав (подача жалобы).

    Неправомерные действия граждан образуют административные правонарушения, влекущие административное принуждение.

    Таким образом, права и обязанности граждан в сфере государственного управления закреплены в Конституции РФ. Административно-правовое положение граждан определяется прежде всего объемом и характером их административной правосубъектности, которую образуют административная правоспособность и административная дееспособность.

    Конституция Российской Федерации в статье 17 закрепляет положение о том, что права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения, а осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц1. Главной особенностью граждан как участников административных правоотношений является то, что они выступают в качестве частных лиц, то есть реализуют свои личные общегражданские права и обязанности в сфере исполнительной власти, а не права государственных или негосударственных организации, их должностных лиц. Права граждан в сфере государственного управления делятся:

    • 1) в зависимости от механизма их реализации: - абсолютные - права, которыми лица пользуются по своему усмотрению, а субъекты власти обязаны создавать условия и не мешать их реализации, а наоборот защищать, например, право на отдых, право на труд и т.д.; - относительные - права, для реализации которых нужен акт государственного органа, например, приказ о назначении на должность, лицензия на осуществление предпринимательской деятельности и др.;
    • 2) в зависимости от круга лиц, которым предоставляются права, и оснований их возникновения: - общие права граждан, которые распространяются на все отрасли и сферы управления, например, право на обжалование действий государственных органов и должностных лиц; - специальные права -- это права граждан в той или иной сфере или отрасли управления, например, в сфере экономики -- каждый гражданин имеет право на осуществление предпринимательской деятельности;
    • 3) по своему содержанию права делятся на три вида: - право на участие в государственном управлении. К таковым относятся, например, право на государственную службу, право на получение необходимых документов, пресечение противоправных действий со стороны других граждан и др.; - право на государственное участие, содействие, помощь компетентных организаций. К таковым можно отнести: право на получение организационной, технической, санитарно-эпидемиологической, медицинской помощи и др.; -- право на защиту. Основными формами реализации права на защиту являются: административная жалоба, защита в административно-юрисдикционном производстве, право на помощь негосударственных организаций. Во взаимодействии с управленческими структурами, гражданами России реализуются, прежде всего, следующие права:
    • 1. Право граждан участвовать в управлении государством как непосредственно, так и через своих представителей1 (ст. 32 Конституции РФ). Оно подкрепляется их правом избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления.
    • 2. Право граждан на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов2 (ст. 30 Конституции РФ).
    • 3. Право граждан проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование3 (ст. 31 Конституции РФ). Порядок реализации указанного права регламентируется Указом Президента Российской Федерации «О порядке организации и проведения собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования»1.
    • 4. Право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления2 (ст. 33 Конституции РФ).
    • 5. Право граждан на свободу и личную неприкосновенность. Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускается только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов3 (статья 22 Конституции РФ). Основания и порядок применения административного задержания, а также административного ареста урегулированы законодательством об административных правонарушениях.
    • 6. Неприкосновенность жилища означает, что никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения4 (ст. 25 Конституции РФ).
    • 7. Право на свободное передвижение, выбор места пребывания и места жительства, свободного выезда за пределы Российской Федерации и возвращения5(ст. 27 Конституции РФ). Ограничения, установленные правовыми актами, связаны с режимом паспортной системы и регистрации.
    • 8. Право каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, за исключением сведений, составляющих государственную тайну. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом6 (ст. 29 Конституции РФ). Осуществление этого права регламентируется Законом Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. «О средствах массовой информации», а также отдельными Указами Президента, направленными на обеспечение этого права.
    • 9. Право граждан на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц1 (ст. 53 Конституции РФ). Вред, причиненный гражданину незаконными действиями государственных органов, а также должностных лиц при исполнении ими обязанностей в области административного управления, возмещается на общих основаниях, установленных гражданским законодательством.

    Имея права, граждане Российской Федерации, вместе с тем, выполняют возложенные на них Конституцией Российской Федерации обязанности. Административно-правовые обязанности граждан Российской Федерации подразделяются на два вида: 1) абсолютные -- возлагаются на каждого и не зависят от конкретных обстоятельств (например, соблюдение законов, уплата установленных налогов и т.п.); 2) относительные - возникают из правомерных действий, направленных на приобретение прав и пользование ими (обязанность собственника автомобиля -- платить налоги, поступающие в дорожные фонды и т.п.).

    Обязанности граждан Российской Федерации как субъектов административного права заключаются в следующем: -- платить законно установленные налоги и сборы2 (ст. 57 Конституции РФ); -- сохранять природу и окружающую среду, бережно относится к природным богатствам3 (ст. 58 Конституции РФ); -- защищать Отечество2 (ст. 59 Конституции РФ); -- не заниматься экономической деятельностью, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию3 (ст. 34 Конституция РФ); -- соблюдать Конституцию и законы Российской Федерации4 (ст. 15 Конституции Российской Федерации). Как видно из приведенного нами перечня, все обязанности граждан Российской Федерации закреплены в основном законе -- Конституции Российской Федерации.

    Важнейшей обязанностью граждан как субъектов административного права является соблюдение ими административно-правовых норм и основанных на них законных требований органов государственной власти и местного самоуправления, их должностных лиц. Невыполнение гражданами своих обязанностей в сфере государственного управления влечет за собой применение различных мер воздействия, включая и средства административно-правового характера.

    В этом случае при наличии достаточных к тому оснований граждане могут быть привлечены к административной, дисциплинарной, материальной и уголовной ответственности. ^

    Обязанности граждан, закрепленные нормами административного права

    Обязанности - составная часть правового статуса личности. Они тесно связаны с правами и свободами человека и гражданина, и этим следует объяснить то обстоятельство, что обязанности закрепляются в гл. 2 Конституции России ("Права и свободы человека и гражданина"). Нельзя представить себе человека, несущего только обязанности, как невозможны и права человека без обязанностей. Свобода только тогда становится реальной, когда она обретает черты порядка, основанного на праве, а порядок это и есть единство прав и обязанностей. Обязанности - мера общественного необходимого поведения человека, призванная вместе с правами и свободами обеспечивать баланс, устойчивость и динамизм правового регулирования.

    Равенство обязанностей. Этот принцип, установленный ч. 2 ст. 6 Конституции, касается каждого гражданина России и непосредственно связан с равенством прав и свобод. В практическом плане он означает, что ни один гражданин не должен освобождаться или уклоняться от обязанностей, это бремя в равной мере распространяется на всех граждан. Однако в России проживает много лиц, не являющихся гражданами. Конституция не освобождает их от некоторых обязанностей (платить налоги, сохранять природу), коль скоро за ними закреплены многие права и свободы. Но некоторые обязанности на этих лиц не распространяются, они свойственны только гражданам (защищать Отечество и др.)

    Конституция закрепляет основные обязанности человека и гражданина, которые:

    имеют всеобщий характер,

    не зависят от конкретного правового статуса лица,

    закрепляются на высшем, конституционном уровне.

    В конституционно закрепленных основных обязанностях выражены наиболее важные требования -- ответственности личности перед обществом, гражданина перед государством, надлежащего отношения гражданина к государственным и общественным интересам, активного включения его в охрану этих интересов. Таким образом, основные обязанности -- это конституционно закрепленные и охраняемые правовой ответственностью требования, которые предъявляются человеку и гражданину и связаны с необходимостью его участия в обеспечении интересов общества, государства, других граждан.

    Однако, обязанностей этих не так много, как может показаться на первый взгляд. Конституция устанавливает следующие основные обязанности:

    Cоблюдение Конституции и законов. Это самая главная обязанность, лежащая на гражданах, о чем говорится в ч. 2 ст. 15 Конституции России. По сути, она распространяется и на лиц не являющихся гражданами РФ, поскольку нельзя допустить, чтобы кто-то из проживающих в стране лиц имел привилегию не соблюдать действующие в этой стране законы. Соблюдение Конституции и законов - всеобщее правило, не знающее исключений.
    Данную конституционную обязанность не следует ограничивать только Конституцией Российской Федерации и собственно законодательными актами. В ней заложено более широкое содержание, которое можно определить, как законопослушание. А это значит, что граждане обязаны также соблюдать подзаконные акты, конституции и законы субъектов Федерации, акты местного самоуправления. По существу, речь идет о соблюдении действующего российского законодательства, которое включает акты не только высшей юридической силы.

    Уважение прав и свобод других лиц. Часть 3 ст. 17 Конституции устанавливает, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Уважение к чужим правам требует развитого правосознания и сдерживающих нравственных начал в человеке, особенно когда права другого лица оказываются препятствием к осуществлению собственных желаний, даже законных. Эгоистическая реализация своих прав за счет прав других является одновременным нарушением норм как права, так и морали, это путь к конфликтам между людьми и утверждению царства права сильных. Конституция предлагает единственно возможный путь избежать этого - закрепляемая ею обязанность вводит человеческие страсти и амбиции в русло сознательной саморегуляции и разумного баланса собственных и чужих прав.

    Забота о детях и нетрудоспособных родителях. В ч. 2 и 3 ст. 38 Конституции закреплены две конституционные обязанности граждан. Во-первых, родители обязаны заботиться о детях, их воспитании. Во-вторых, трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях. Эти обязанности граждан отражают личную ответственность каждого человека за судьбу своих родителей и детей, когда они уже или еще не в состоянии обеспечить свои жизненные потребности. Наряду с правовым закреплением высокоморального содержания этих конституционных предписаний государством предусмотрены соответствующие обязанности граждан, в частности материальное обеспечение. Гражданское и семейное законодательство регламентирует правоотношения, вытекающие из рассматриваемых конституционных обязанностей, обеспечивая охрану соответствующих им прав.

    Получение основного общего образования. Конституция возлагает на каждого гражданина обязанность получить основное общее образование, а на родителей или лиц, их заменяющих, - обязанность обеспечить получение детьми этого образования (ч. 4 ст. 43). Естественно, дети не могут нести ответственность за нарушение этой обязанности, трудно также представить себе, какова может быть их ответственность в зрелом возрасте, тем более что требование обязанности основного общего образования сохраняет силу до достижения подростком 15 лет. Единственным последствием для необразованного человека является невозможность поступления без аттестата зрелости в высшее учебное заведение и занятия ряда должностей. Установление обязанности родителей носит более конкретный характер, но и здесь нарушение обязанности, к сожалению, не влечет какой-либо ответственности. Следовательно, правовой смысл данных обязанностей невелик, он сводится к разумному напоминанию людям о необходимости получения их детьми основного общего образования, без чего их жизненная адаптация окажется затрудненной.

    Забота о памятниках истории и культуры Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (ч. 3 ст. 44 Конституции). Данная конституционная обязанность направлена на сохранение материальных и духовных ценностей многонационального народа России, развитие его культуры.
    Помимо Конституции данное обязательство закреплено также и в Основах законодательства Российской Федерации о культуре 1992 г. В Указе Президента РФ от 20 февраля 1995 г. Закреплен перечень, охраняемых объектов культурного и исторического наследия.

    Уплата налогов и сборов. Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57 Конституции РФ). Это элементарное требование к человеку и гражданину, который живет в обществе и пользуется благами государственной деятельности. С помощью налогов государство обеспечивает обороноспособность и безопасность граждан, развивает экономику, образование, науку, здравоохранение в интересах всего общества. Однако обязанность своевременно и в полном объеме уплачивать налоги и сборы сочетается с определенными правами налогоплательщиков, установленными в законе (знакомиться с материалами проверок, обжаловать решения налоговых инспекций и др.). Конституция добавляет к этому, что законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

    Cохранение природы и окружающей среды. Исполнение данного предписания выгодно не только государству, от степени состояния окружающей среды зависит жизнь всех людей, поэтому сохранение природы должно быть не волей государства, навязанной нам при помощи Конституции: "Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам" (ст.58), а актом самосознания того, что мы все зависим от окружающей среды. И должны сами стимулируемые инстинктом самосохранения оберегать ее от загрязнения. Для выживания человечества нет большей опасности, чем уничтожение природы, загрязнение воздуха, земли и водоемов. Сохранение окружающей среды осознано мировым сообществом как первейшая задача и долг не только каждого государства, но и каждого человека планеты. Конституционная обязанность конкретизирована в ряде законодательных актов. За нарушение природоохранного законодательства установлена имущественная, административная и уголовная ответственность.

    Защита Отечества. Конституция РФ объявляет защиту Отечества "долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации" (ст. 59). В данном случае правовая обязанность соединяется с моральной категорией (долгом), тем самым, образуя непреложный закон гражданского поведения. Но защита Отечества и несение военной службы - это не одно и то же. Защита Отечества предполагает обязанность каждого военнообязанного гражданина "встать под ружье" в случае агрессии против России, официального объявления войны и всеобщей мобилизации. Обязанность по защите Отечества не распространяется на граждан, если воинские формирования Вооруженных Сил РФ, в которых они несут службу, направляются за пределы территории РФ для участия в миротворческой деятельности. Федеральный закон "О порядке предоставления Российской Федерацией военного и гражданского персонала для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности" от 23 июня 1995 г. предусматривает, что военный персонал, направляемый для участия в миротворческой деятельности, комплектуется на добровольной основе военнослужащими, проходящими военную службу по контракту (ст. 8).Граждане несут военную службу в соответствии с федеральным законом. Закон о воинской обязанности и военной службе от 11 февраля 1993 г. установил, что на военную службу призываются все граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, не имеющие права на освобождение или отсрочку от призыва. Предусматривается возможность поступления мужчин и женщин на военную службу по контракту. За уклонение от призыва на военную службу установлена уголовная ответственность. Указом Президента РФ от 25 января 1996 г. отдельным представителям талантливой молодежи (до 500 человек ежегодно) предоставляется право на отсрочку от призыва на военную службу.

    Однако существует много граждан, убеждениям которых или их вероисповеданию противоречит несение военной службы. В этих, а также в иных установленных законом случаях граждане имеют право на замену военной службы альтернативной гражданской. Такое правило закреплено не только в Конституции РФ, но и в конституциях и законах многих стран (Франция, Италия, Германия и др.). Альтернативная служба может осуществляться в медицинских и других учреждениях, о чем должен быть принят федеральный закон. Отсутствие закона, который бы определял условия и порядок замены военной службы альтернативной гражданской службой, создает препятствия для полного осуществления гражданами их конституционного права, прежде всего, применительно к случаям, которые согласно ч. 3 ст. 59 Конституции Российской Федерации должны устанавливаться именно в нем.

    Статья 60 Конституции устанавливает, что гражданин РФ может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет.

    Помимо общей обязанности соблюдать Конституцию, существует и предписание гражданам соблюдать конкретные конституционные запреты. Так, в ч.5 ст.13 запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели и действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

    Административно-правовой статус граждан

    Государственное управление (ГУ) - это практическое, организующее и регулирующее воздействие государства на общественную жизнедеятельность людей в целях ее упорядочения, сохранения или преобразования, опирающееся на властную силу...

    Административно-правовой статус граждан в РФ

    Административные права граждан - это закрепленные нормативными правовыми актами дозволения совершать определенные действия, вести себя в определенных рамках...

    Административно-правовой статус гражданина России

    административный правовой гражданин юридический Основные права, свободы и обязанности граждан определены Конституцией, конституциями республик в составе России, российским законом о гражданстве...

    Административно-правовой статус общественных объединений

    Административное право

    Гражданин - приоритетный субъект административного права. Ибо смысл и содержание деятельности законодательной и исполнительной власти является обеспечение прав и свобод гражданина...

    Класифікаційна характеристика норм права

    Право і мораль виникають внаслідок обєктивного розвитку суспільства. Ці системи нормативні, тобто дають певні стійкі правила поведінки людей, але виникають в різний час, по-різному і через різні причини. Мораль зявляється раніше...

    Конституционно-правовой статус человека и гражданина

    На территории страны или же в стране в целом при наличии массовых общественных беспорядков или при локальных кон-фликтах актом главы государства или правительства может быть введено военное, осадное или чрезвычайное положение...

    Конституционные права и обязанности граждан

    Реализация прав человека в социально-правовом государстве

    Обязанности - мера общественного необходимого поведения человека, призванная вместе с правами и свободами обеспечивать баланс, устойчивость и динамизм правового регулирования. В Конституции закреплено, что все граждане Украины...

    Ретроспективный взгляд на Сталинскую Конституцию

    Новый Основной закон серьезно расширял общедемократические права граждан. Впервые в практике российского законодательства конституционно признавалась неприкосновенность личности в статье 127. К прежнему набору традиционных прав и свобод...

    Трудо-правовой статус иностранных граждан, работающих в Российской Федерации

    Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства определяется ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ (ред. от 28.12...

    Экологические обязанности и права граждан и общественных экологических организаций и движений

    Экологические права и обязанности граждан - один из важнейших институтов экологического права. Центральное место среди принципов экологического права, занимает приоритет охраны жизни и здоровья человека...

    В правовых актах не отождествляется правовой статус человека и гражданина РФ, так как гражданин обладает большим объемом прав и обязанностей ввиду нахождения в состоянии гражданства РФ.

    Под административной правоспособностью гражданина понимается признаваемая законом возможность быть субъектом административного права , иметь права и обязанности административно-правового характера. Она возникает с момента рождения гражданина и прекращается с его смертью.

    Не может быть отчуждаема или передаваема. Ее объем изменяется лишь законом: она может быть временно ограничена в случаях и в порядке, определяемых законодательством, например в связи с совершением уголовного или административного правонарушения , за которые закон предусматривает санкции в виде лишения свободы , лишения специальных прав и других правоограничений.

    Административная правоспособность граждан служит основой их административной дееспособности, являющейся необходимым условием реализации этой правоспособности.

    Административная дееспособность гражданина - признанная за ним способность своими личными действиями: приобретать права и обязанности административно-правового характера; осуществлять их. Момент ее возникновения единообразен и четко не определен законодательством. В полном объеме она возникает по достижении гражданином 18-летнего возраста, ограниченная - с 16 лет, частичная - с 7 лет.

    Права и обязанности граждан в сфере государственного управления

    Неправомерные действия являются административными правонарушениями .

    Административно-правовые гарантии прав граждан

    Изначальным и универсальным гарантом может быть только закон . Любые властные структуры и должностные лица обязаны действовать в рамках закона, и только в этих рамках они могут быть наделены качествами организационно-правовых гарантов.

    Закон может выполнить функцию гаранта при соблюдении ряда условий: он должен быть адекватным экономической и политической ситуации в стране и в то же время достаточно стабильным; отвечать высокому уровню юридической техники ; содержать конкретные нормы и механизмы их реализации; определять круг органов и должностных лиц, на которые возлагается обязанность создавать условия для реализации прав и свобод , принимать меры к их безусловному обеспечению, а также предусматривать ответственность органов и должностных лиц за ущемление прав .

    При этом не должны издаваться законы, ограничивающие права человека ; ограничение прав возможно лишь при определенных обстоятельствах или должно быть предусмотрено законом; существует перечень прав и свобод, не подлежащих ограничению; любые акты, затрагивающие права и обязанности человека, не могут применяться без официального опубликования.

    Организационно-правовые гарантии можно подразделить на два вида: судебные и внесудебные (административные).

    Судебные гарантии реализуются судами в процессе осуществления правосудия . Порядок рассмотрения дел, возникших из административно-правовых отношений , установлен законодательством о гражданском судопроизводстве .

    Административные гарантии реализуются во внесудебном порядке. В рамках установленной компетенции должностные лица обязаны рассматривать вопросы обеспечения административно-правовых гарантий прав граждан и принимать меры для их реализации.

    Основные виды обращений граждан:

    • предложение - привлечение внимания к несовершенству организации, деятельности или регулирования в той или иной области или указание пути их устранения;
    • заявления - обращение гражданина по поводу реализации права или законного интереса, не связанного с его нарушением;
    • жалоба - обращение в государственные или иные официальные органы к должностным лицам по поводу нарушения права или законного интереса гражданина.

    Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства

    Административная правоспособность иностранных граждан и лиц без гражданства уже правоспособности граждан, так как некоторые права неразрывно связаны с состоянием гражданства. Так, иностранные граждане и лица без гражданства:

    • не имеют доступа к государственной службе и некоторым должностям, а также к деятельности, связанной с государственной тайной;
    • не подлежат воинской обязанности;
    • не пользуются избирательными правами;
    • проживают и осуществляют свою деятельность на основании специальных документов;
    • пользуются иммунитетом от административной юрисдикции РФ в том случае, если они имеют дипломатические привилегии.

    Кроме того, для иностранных граждан и лиц без гражданства применяется особый режим передвижения, въезда и выезда, они могут быть ограничены в выборе места жительства . Только они могут привлекаться к ответственности за ряд правонарушений , только к ним может применяться такое административное наказание , как выдворение.