Войти
Образовательный портал. Образование
  • Семь советов от Отцов Церкви
  • Унжа (Костромская область)
  • Митрополит алексий московский святитель и чудотворец краткая биография Митрополит алексий годы
  • Попробуем разобраться в см - Документ
  • Открытия галилея в области астрономии
  • Сопливые грибы но не маслята
  • Как бороться с гордостью? Семь советов от Отцов Церкви. Как избавиться от гордыни – советы психолога Гордость грех православие

    Как бороться с гордостью? Семь советов от Отцов Церкви. Как избавиться от гордыни – советы психолога Гордость грех православие

    Всем привет! Начнём с того, что гордыня считается одним из смертных грехов. Это качество очень сильно вредит человеку и его здоровью. Зачастую, когда начинаются проблемы со здоровьем, люди начинают задумываться над своей жизнью, что-то пытаются изменить в ней, начинают заниматься .

    Гордыня сильно уменьшает счастье человека. Горделивый человек не бывает счастливым. Только из-за этого стоит проработать это качество.

    А вы знаете, что гордость и другие не очень хорошие качества, сильно влияют на здоровье? Заболевания, связанные с гордыней, могут быть разные, вплоть до онкологии. Бывали случаи, что человек избавлялся от гордыни, и у него очень быстро проходила онкология.

    По наблюдениям, гордость чаще встречается у бедных людей, нежели богатых. На мой взгляд это связано с тем, что чувство ущемлённости и малого достатка заменяет гордыня. Если человек с деньгами считает, что он может всё купить и всех подкупить, это тоже проявление гордыни.

    Очень сильно проявляется гордыня у умных, начитанных и образованных людей. Они видят и понимают, что знают больше других и это вызывает чувство гордыни. Люди часто кичатся своим умом, говоря на языке, который сложно понимают другие, с разными специфическими терминами и оборотами речи.

    Тоже самое относится к эзотерикам, которые чувствуют и видят энергии. Зачастую их гордыня просто зашкаливает.

    Учителя или различные тренера могут легко подхватить гордынный дух. Здесь всё зависит от эмоции. Если вы хотите помочь человеку от чистого сердца, это даёт вам силу и новые качества, если хотите показать человеку, какой вы умный, это признак гордыни. Обращайте внимание на эти ощущения.

    Различные упрёки бывают как проявление гордыни. По сути, это унижение человека для того, чтобы возвысить себя, а это просто рабская натура и рабское мышление.

    Возможно вы сталкивались с людьми, которые при других людях кого-то унижали или делали замечания, или говорили о недостатках человека в его присутствии. Это тоже признак гордости. В этом случае человек пытается возвысить себя и показать, что он лучше другого.

    Хороший метод избавиться от гордыни, делать наоборот этому качеству. Если взять последний пример, когда человек при других людях пытается унизить другого человека, нужно наоборот его возвысить, даже если человек не такой. Этим действием вы делаете сразу три благих дела.

    1. Вы унижаете гордынный дух и тем самым избавляетесь от гордыни.
    2. Вы хвалите человека, создавая ему новый достойный образ. Человек будет стремиться к этому образу и становиться лучше. Чем чаще вы его будете хвалить, тем лучше он будет становиться. Вы можете осознанно управлять своей судьбой и менять этот мир.
    3. Этот человек будет вас уважать, ему будет приятно находится вместе с вами, а у вас прибавиться одно благое дело?

    Проявление гордыни, это проявление рабской натуры, которая пытается возвыситься.

    Если рабу дать власть, он будет унижать других людей, показывая свою власть. Даже если он будет одет в дорогой одежде, ездить на дорогом автомобиле, он будет рабом и будет унижать других людей. Думаю, вы видели таких людей.

    Про таких людей иногда говорят, деньги и власть испортили человека. На самом деле, никто его не портил, он был таким, просто деньги и власть усилили и проявили эти качества. Деньги и власть являются усилителем человеческих качеств и не более.

    Если господин уступает, он делает это из силы, а раб из слабости. Хорошо эта ситуация проявляется на сложных перекрёстках, когда нужно пропустить машину на второстепенной дороге. Раб никогда не уступит дорогу.

    Когда человек в мыслях считает, что он лучше других, это тоже проявление гордынного духа.

    В таких мелочах и проявляется дух гордыни. Понаблюдайте за собой, выявите и «подсветите» в своём внимании это качество. Его осознание хорошо помогает в борьбе с гордыней. Немножко не так написал, борьба с гордыней никогда не приведёт к успеху. Её нужно увидеть и осознать. Только для этого я приводил примеры выше.

    Для меня все люди учителя, а я просто ученик. Это хорошая защита от гордыни. Не думаете, что вы лучше и умнее других. У каждого человека, вплоть до маньяка, чистая красивая душа. Просто люди проходят разные этапы получения опыта в этом теле. Любите всех людей.

    Есть замечательный способ избавиться от гордыни через обычную практику отречения.

    40 признаков греха гордыни из Махабхараты

    1. Я всегда прав

    2. Покровительственное отношение к другим и отношение свысока

    3. Чувство собственной важности

    4. Унижение себя и других

    5. Мысли о том, что ты лучше других. Хвастовство

    6. Умение поставить соперника в невыгодное положение

    7. Контроль над ситуацией, но нежелание взять ответственность на себя

    8. Надменное отношение, суетность, желание смотреться в зеркало

    9. Выставление напоказ достатка, одежды и прочего

    10. Непозволение другим помогать себе и работать с другими

    11. Брать на себя непосильную работу

    12. Работа без меры

    13. Привлечение к себе внимания

    14. Обидчивость (причина обидчивости - это желание контролировать)

    15. Чрезмерная болтливость или разговоры о своих проблемах (праджалпа)

    16. Излишняя чувствительность или бесчувственность

    17. Чрезмерная занятость своей персоной

    18. Мысли о том, что о тебе думают и говорят другие

    19. Использование слов, которые слушатели не знают и не понимают, и ты знаешь это

    20. Ощущение своей никчёмности

    21. Непрощение себя и других

    22. Сотворение кумира из себя и из других

    23. Изменение манеры поведения в зависимости от того, с кем мы говорим

    24. Неблагодарность (самый большой грех). Самое короткое в Кали Югу - благодарность

    25. Игнорирование малых людей

    26. Невнимательность (при изучении шастр)

    27. Наличие раздражительного тона

    29. Неподчинение воле Бога, Гуру, Садху, Шастры (Бунт против авторитетов их критиканство)

    30. Недостаток самоуважения (совершение греховных поступков - действуем как животные)

    31. Безрассудство и безумство (делаем по инерции, не задумываясь)

    32. Нечестность по отношению к себе и другим

    33. Неспособность пойти на компромисс

    34. Желание всегда оставить последнее слово за собой (Вы правы, но у меня свое мнение)

    35. Нежелание делиться своими знаниями, чтобы контролировать ситуацию

    36. Невнимание или чрезмерное внимание к физическому телу

    37. Мысли о необходимости решать чужие проблемы (когда нас об этом не просят)

    38. Предубеждённость к людям по внешнему виду

    39. Чрезмерное уважение к себе

    40. Сарказм, юмор в Гуне Невежества(Тамас), стремление уколоть другого, пошутить, посмеяться над другим

    Практика отречения от гордыни

    Расслабляемся, закрываем глаза, включаем внутренние ощущения и произносим вслух.

    Я призываю вас тёмные силы на ритуал отречения от духа гордыни. Гордыня помогает выживать в этом мире. Гордость уважает только гордых, а смеренных они не уважают. Но мы платим душою за эту лукавую любовь горделивых. Я не нуждаюсь более в гордыне, в возвышении над другими, над богом.

    Отец Небесный, Создатель моей души, помоги мне очиститься от гордыни. Высшие силы, помогите очиститься от гордыни. Я хочу идти путём сердца, путём смирения и чтобы даже духа гордыни во мне не было. И даже дух гордыни, я возвращаю вам, темные силы, навсегда. Достаньте этот дух тёмные силы из моего тела.

    Тёмные силы, верните обратно мне ту частичку моей души, мою духовную силу, которую я обменял на гордыню. Верните мне обратно мою душу.

    Дальше сидим расслабленно и наблюдаем за ощущениями. Возможно возникнет ощущение, что из вас что-то вытягивают. Возможно будут другие ощущения или вы ничего не почувствуете. Возможно вам станет легче и приятнее на душе, может появиться чувство радости и счастья.

    Продолжаем, говорим вслух.

    Идя путём души, я умножаю любовь и тепло вокруг себя, идя путём гордыни, я сею холод в души людей и потом же сам страдаю. Я буду сеять тепло человеческою души, а для этого я убираю всякое возвышение над другими людьми.

    Гордыню невозможно убрать за одну или несколько практик. Делайте как можно чаще и со смирением, это даст хороший эффект.

    Практика наблюдения

    Есть очень хорошая практика наблюдения, которая помогает избавляться наверно почти от всех негативных качеств. Как только обнаружили у себя признаки гордыни, начинаем наблюдать за этим ощущением как бы со стороны. Как только вы входите в состояние стороннего наблюдателя за своими эмоциями и ощущениями, в данном случае за наблюдением гордыни, то увидите, как это качество начинает «подсвечиваться» вашим вниманием и вы его начинаете лучше осознавать.

    При этом войдите в чувство смирения и покаяния за то, что в вас проявилось это чувство. После этого вы заметите, что начинаете избавляться от гордыни.

    Избавиться от гордыни не так легко, как может показаться. Это один из самых хитрых и коварных врагов на пути развития души. Будьте внимательны, чтобы суметь распознать это чувство. Если ваше внимание будет направлено на искоренение гордыни, то вы начнёте её замечать там, где раньше не замечали и это начнёт выводить вас на новый уровень развития.
    Дорогие друзья, я подготовил для вас практическое пособие, в которое входят десятки самых эффективных техник и практик для:

    развития мозга, чувствительности к энергиям, решения проблем связанных со здоровьем, получения навыка работы с энергией любви, снятия психологических проблем и освоения методов изменения судьбы.

    Все практики проверены лично, и все они показали высокую эффективность!

    Перейти на страницу практического пособия >>>

    Сердечного вам тепла! С уважением, .

    В себе. Человек опасается допустить ошибку, показаться или нелепым, поэтому одевается в броню собственного , чтобы больше не беспокоиться о том, какое он производит на других. Признайте за собой право на совершение ошибок и освободитесь от этого груза, а взамен получите уникальную возможность дальнейшего саморазвития.

    Уважайте других людей. Какими бы чудесными талантами вы ни обладали, всегда есть люди, достойные похвалы. Невозможно быть асом во всем, поэтому позиционируйте себя как одного из лучших, а не самого лучшего.

    Научитесь слушать. Гордость не терпит соперничества ни в чем, она глуха к другим людям, их чувствам и переживаниям. Когда научитесь сопереживать и понимать собеседника, вы нанесете гордыне серьезный удар.

    Освободитесь от ненужных принципов, навязанных извне. У каждого человека есть немало стереотипов, которые заставляют его укладывать собственную жизнь в узкие, созданные кем-то другим, рамки. Подумайте о том, чего хотите именно вы. Перестаньте бояться быть другим. Индивидуальность – не порок, а преимущество.

    Следует заметить, что преодоление гордости не сиюминутный жест. Это длительный процесс работы над собой, своими страхами, застарелыми стереотипами.

    Избегайте другой крайности, такой как развитие комплекса неполноценности, навеянного убеждением, что вы хуже других. Такой подход в корне неверен.

    Избавившись от гордости, вы обретете душевное равновесие, приобретете уважение окружающих вас людей и откроете для себя бескрайние горизонты развития собственной личности.

    Обратите внимание

    Гордыня является источником множества пагубных эмоций и мыслей, а негативные мысли и эмоции в свою очередь, приводят к болезням и страданиям. Человек, желающий накопить личную силу, то есть жизненную энергию, которая нужна для того, чтобы преодолевать препятствия, без затруднений реализовывать свои намерения и работать над собой, обязан избавиться от гордыни. Но для того, чтобы избавиться от гордыни, надо сначала ее распознать.

    Полезный совет

    Избавляйтесь от гордыни. Гордыня с точки зрения психотерапии: что в ней плохого? Как известно, гордыня в христианстве - это грех, приведший к падению Люцифера, ставшего затем Сатаной. Гордыня обычно понимается как высокомерие, надменность, свойство человека ставить себя выше всех и признавать правомерность только своей позиции. Как избавляться от гордыни? Начните с пересмотра своих принципов и убеждений, своих «должен» и «обязан» и постарайтесь заменять их на «хочу» и «хорошо бы».

    Женская гордость, которая всегда воспринималась как основа для личного счастья, обладает и негативными характеристиками. Если женщина пытается таким образом манипулировать людьми, речь идет уже о гордыне, способной стать «камнем преткновения» даже в самых искренних отношениях.

    Бытует мнение, что женская гордость – это пережиток прошлых столетий, совершенно излишний в современном мире. Однако чувство самоуважения вряд ли потеряет свою актуальность, и забыть о нем – значит потерять внутренний стержень, потворствовать окружающей распущенностью.

    Бывает ли гордость полезной

    Женская гордость, в противовес гордыне, говорит о присутствии самоуважения и чувства собственного достоинства. Наделенная этими качествами женщина вряд ли позволит даже близкому мужчине недопустимые вольности, в той или иной степени оскорбительные для нее. При этом гордая леди не должна демонстрировать это качество по пустякам, и ее претензии должны быть открытыми, обоснованными и справедливыми.

    Однако не следует путать гордость с чрезмерной обидчивостью и ранимостью. Излишняя требовательность к окружающим вряд ли привнесет в жизнь гармонию, останется лишь разочарование и неоправданные надежды.

    Равнозначны ли гордость и гордыня

    Несмотря на явную схожесть женской гордости и гордыни, между ними всегда можно найти определенные различия. Гордыня недаром осуждается нормами христианства, ведь она так сильно напоминает высокомерие и некоторое самолюбование. Такой женщине ничего не стоит даже по явно надуманной причине прекратить общение, не желая понять близкого человека.

    Чтобы не развить в себе гордыню, психологи советуют женщинам контролировать свою гордость и не позволять ей разрастаться до самодовольства. Если для дамы ее гордость станет приоритетной, потерь в жизни сердечной ей явно не избежать. Впрочем, каждый человек, зараженный непомерной гордыней, будет обречен лишь на разочарования и отрицательные эмоции.

    Обратная сторона медали

    Даже если женщина обладает тактом и не позволяет своей гордости перерасти в заносчивость, она всегда рискует нарваться на конфликт и непонимание со стороны мужской половины человечества. Нередко мужчины воспринимают женское чувство самоуважения за надменность, не предпринимая дальнейших попыток разобраться в отношениях. Однако это вовсе не значит, что женщина должна переступить через себя, иначе в дальнейшем придется пойти на еще большие жертвы.

    Противопоставляя гордость и гордыню, достоинство и высокомерие, женщина должна научиться чувствовать «золотую середину». Разрушить даже самые искренние отношения в угоду чрезмерной обидчивости было бы слишком глупо.

    «Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † - https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 44 000 подписчиков.

    Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях... Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

    Гордыня – смертный грех, ведущий к полному духовному забвению, ведь человек не просто проявляет свою бестактную самонадеянность, а отрицает помощь и волю Бога. Он часто не знает, что такое благодарность и не умеет ценить то, что имеет, считая это данностью. Как правило, гордыня разъедает изнутри, и, если имеющий такой грех не придёт к праведной вере, он будет обречён на верную гибель.

    Нередко человек даже не понимает, что поглощён гордыней и принимает её за любое другое качество характера. Далее проблема усугубляется – и этот грех полностью завладевает им. Как же распознать его в себе и окружающих людях, чтобы суметь вовремя остановиться самому и помочь другим? Для этого нужно знать и уметь отличать признаки греха, среди которых:

    • непомерная гордость;
    • заносчивость;
    • высокомерие;
    • эгоизм;
    • зазнайство;
    • обидчивость и раздражительность;
    • неумение принимать и прощать;
    • игнорирование Божьих заповедей;
    • злоба и ненависть;
    • предубеждённость;
    • сарказм по отношению к другим, унижение, презрение;
    • тщеславие.

    Именно их часто можно спутать с гордыней, приняв порою даже за добродетель, но лишь тогда, когда они выходят на первое место в характере и начинают управлять человеком. Тогда он, как показывают факты, уже не может себя контролировать самостоятельно, и, как результат – вредит себе и своим близким.

    Плоды гордыни

    Гордыня в большинстве случаев является источником негативных мыслей и эмоций, которые пагубно влияют на состояние и поведение человека, иными словами, не дают ему жить “нормальной” жизнью, потому что:

    чрезмерное чувство важности собственного “Я” порождает агрессивное отношению к окружающему;

    несоответствие представлений о мире вызывает в душе всплеск таких эмоций, как: злость, обида, ненависть, презрение, зависть, жалость. А они, в свою очередь, приводят к полному разрушению здоровой психики, а значит, и сознания.

    Избавление от гордыни

    Если же человек, осознавая свой порок, хочет лишиться его влияния на свою жизнь, то неизменно возникает вопрос: “Как избавиться от гордыни?”. Нельзя утверждать, что сделать это – достаточно легко, ведь для того, чтобы преодолеть этот сложный путь, нужно разобраться в себе самом, понять причины возникновения греха и, самое главное – приложить максимум усилий к искоренению, так как бороться придётся с самим собой.

    Избавление от данного порока – это дорога навстречу себе и Богу, и каждый шаг должен быть выверенным и точным. Для этого необходимо помнить основные правила, а именно:

    1. любите мир вокруг себя таким, каков он есть;
    2. научитесь принимать любое обстоятельство, которое случается в жизни, без претензий и обид, и всегда благодарить Всевышнего за посланное им, ибо всё это является знаком чего-то нового;
    3. умейте разглядеть позитивные стороны любой ситуации, пусть и не всегда очевидные на первый взгляд, ведь понимание часто приходит со временем.

    Как бороться с гордыней

    Но иногда случается и так, что самостоятельно человек уже не в состоянии преодолеть гордыню. В такие моменты важно обратиться за помощью к “старшим товарищам”: услышать их мудрые советы и принять их. Это не только поможет в тяжёлой борьбе, но и даст возможность двигаться дальше по пути самопознания.

    Самым же действенным способом борьбы с грехом является служение: своим близким, обществу, миру, Господу. Ведь посвящая себя другим, человек начинает меняться и сам, потому что мир вокруг него становиться иным – более чистым, светлым, праведным. Недаром великие мудрецы прошлого говорили: “Измени себя – изменится Мир вокруг”.

    Гордыня смирения

    Удачная борьба с тяжёлым пороком приводит к смирению. И тогда жизнь обретает новые краски. Ведь смирение – это:

    Так же заходите в нашу православную группу в телеграме https://t.me/molitvaikona

    • внутреннее самоограничение (духовная свобода);
    • отсутствие надменности и гордости, на смену которым приходит кротость, терпение и благоразумие;
    • признание Бога и мира в душе;
    • показатель знаний и неиссякаемой силы;
    • гармония во всём.

    Достижение такого состояния – очень сложная задача. Человек, ставший на этот путь, должен быть по-настоящему мужественным и сильным духовно, ибо ему придётся пройти через много испытаний, главное из которое – он сам. Поэтому если кто-то хочет обрести смирение, важно суметь сделать первый шаг – осознать свой грех.

    И именно он будет самым значительным. До этого ничего другого предпринять нельзя. Известный учёный-богослов К. Льюис однажды сказал:

    “Если вы думаете, что не страдаете гордыней, значит, вы действительно ею страдаете”.

    Очень часто бывает и так, что люди отрицают свой грех, выдавая его за мнимые добродетели. Для этого нужно знать основные различия, дабы суметь правильно и вовремя определить значимость порока.

    Гордыня и гордость, в чём разница

    В большинстве случаев человек, поглощённый гордыней, не хочет признавать это и выдаёт её за гордость, говоря при этом о высокой добродетели, которая помогает ему добиться всего в жизни самому и познать мир самостоятельно. Это огромное заблуждение. Чем отличается гордость от гордыни:

    • гордость – это проявление духовной силы и внутреннего достоинства человека, которые выражаются в уважении к себе и ко всему дорогому, а также в умении защитить и сохранить его;
    • гордыня – внешнее проявление эгоизма, которое несёт в себе неуважение к окружающим и незаслуженное возвеличивание себя в глазах других.

    Гордыня и тщеславие

    Что качается тщеславия, то это качество наиболее близко гордыни, так как также никакого отношения к добродетели не имеет и является одним из признаков данного порока. Это тщетное стремление постоянно подтверждать своё превосходство в глазах других и желание слышать лесть, часто зная о её неискренности.

    Гордыня и высокомерие

    Высокомерие также граничит с гордыней и часто даже принимает её облик. Это склонность человека ставить себя “на пьедестал”, проявлять безразличие и неуважение к окружающим, высмеивая их и показывая своё презрительное отношение.

    Гордыня – страшный грех, и именно он уводит человека от себя, от других, от мира, от Бога, не давая обрести заветную благодать и гармонию. Поэтому всегда нужно помнить о том, что жизнь – это великое чудо, и его нельзя осквернять пороками, дабы суметь насладится всеми её земными и Небесными благами.

    Пословицы о гордыне

    Залез в богатство – забыл и братство.

    Глупость и гордыня растут на одном дереве.

    Живем не тужим, никому не служим.

    Гордость выезжает верхом, а возвращается пешком.

    Стоишь высоко – не гордись, стоишь низко – не гнись.

    Хвалят – не гордись, учат – не сердись.

    Мнениями высок, да делами низок.

    Спесь губит достоинство.

    По счету последний, а по важности первый.

    Молитва от гордыни Преподобному Алексию, человеку Божию:

    О, великий Христов угодниче, святый человече Божий Алексие, душею на Небеси Престолу Господню предстояяй, на земли же данною ти свыше благодатию различная совершаяй чудеса! Призри милостивно на предстоящия святей иконе твоей люди, умиленно молящияся и просящия от тебе помощи и заступления. Простри молитвенно ко Господу Богу честнии руце твои, и испроси нам от Него оставление согрешений наших вольных и невольных, в недузех страждущим исцеление, напаствуемым заступление, скорбящим утешение, бедствующим скорую помощь, всем же чтущим тя мирную и христианскую живота кончину и добрый ответ на Страшнем Суде Христове. Ей, угодниче Божий, не посрами упования нашего, еже на тя по Бозе и Богородице возлагаем, но буди нам помощник и покровитель во спасение, да твоими молитвами получивше благодать и милость от Господа, прославим человеколюбие Отца и Сына и Святаго Духа, в Троице славимаго и покланяемаго Бога, и твое святое заступление, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

    Господь всегда с Вами!

    Смотрите видео о гордыне:

    «Грех Люцифера»

    Нам, людям, воспитанным в советское время, с детства внушалось, что гордость – чуть ли не главная добродетель советского человека. Помните: «Человек – это звучит гордо»; «У советских собственная гордость: на буржуев смотрят свысока». И действительно, ведь в основе любого бунта лежит гордость. Гордость – грех сатаны, первая страсть, которая появилась в мире еще до сотворения людей. И первым революционером был сатана.

    Когда был создан мир ангельский, небесное воинство, один самый высший и могущественный ангел, Денница, не захотел находиться в послушании и любви к Богу. Возгордился своим могуществом и силой и возжелал сам стать как Бог. Денница увлек за собой многих ангелов, и произошла на небе война. Архангел Михаил и ангелы его сражались с сатаной и победили злое воинство. Сатана-Люцифер пал как молния с небес в преисподнюю. И с тех пор преисподняя, ад – это место, где обитают темные духи, место, лишенное света и благодати Божией.

    Бунтарь-революционер не может не быть гордым, он продолжатель дела Люцифера на земле.

    Коммунизм – это квазирелигия, и, как любое вероучение, он имеет свой «символ веры» и свои заповеди. Свои «мощи», «иконы», хоругви – транспаранты и крестные ходы – демонстрации. Только рай большевики предполагали построить на земле, без Бога, и, конечно, всякая мысль о смирении считалась смешной и нелепой. Какое еще смирение, когда «мы наш, мы новый мир построим, кто был ничем, тот станет всем».

    Однако Бог поругаем не бывает, и сама история вынесла над большевиками свой суд. Рай без Бога построить не удалось, гордые замыслы были посрамлены. Но хотя коммунизм пал, гордости не стало меньше, просто она приняла другие формы. Говорить с современным человеком о смирении тоже очень непросто. Ведь рыночное капиталистическое общество, нацеленное на успех и карьерный рост, также основано на гордыне.

    Хотя часто приходится слышать на исповеди, когда задаешь вопрос о грехе гордости, и такой ответ: «Чего-чего, а гордости у меня нет». Святителю Феофану Затворнику одна женщина пишет: «Говорила с духовным своим отцом и сказывала ему о себе разное. Он прямо мне сказал, что я горда и тщеславна. Я ему ответила, что я совсем не горда, но терпеть не могу приниженности и угодничества». И вот что ответил ей святитель: «Отпели прекрасно. Вы не давайте себя им в обиду, чтоб знали, что за вас голою рукою нельзя хватать. Вишь, выдумал называть как, да еще в глаза? Теперь и я вам приговорю: на что же лучшее доказательство, что вы горды, как отповедь ваша? Она не плод смирения. И зачем вам поперечить такому приговору?.. Лучше вам, не переча, положить вникать в себя хорошенько, нет ли, в самом деле, в вас сего зелья, крайне недоброго».

    Итак, что же такое гордость и как этот грех проявляется? Снова обратимся к святителю Игнатию (Брянчанинову): гордость – «презрение ближнего. Предпочтение себя всем. Дерзость. Омрачение, дебелость ума и сердца. Пригвождение их к земному. Хула. Неверие. Лжеименитый разум. Непокорность закону Божию и Церкви. Последование своей плотской воле. Чтение книг еретических, развратных, суетных. Неповиновение властям. Колкое насмешничество. Оставление христоподражательного смирения и молчания. Потеря простоты. Потеря любви к Богу и ближнему. Ложная философия. Ересь. Безбожие. Невежество. Смерть души».

    Суд и осуждение

    Святой Кассиан Римлянин говорит о гордости, что хоть она и стоит последней в списке восьми страстей, «но по началу и времени есть первая. Это самый свирепый и самый неукротимый зверь».

    Гордость в череде страстей стоит после тщеславия, а значит и проистекает от этого порока, имеет в нем начало. «Блистание молнии предуказует громовой удар, а о гордости предвещает появление тщеславия», – наставляет преподобный Нил Синайский. Поиск тщетной, суетной славы, похвалы, завышенная самооценка рождает превозношение над людьми: «Я выше их, достойнее; они ниже меня». Это и есть гордость. С этим чувством связано и осуждение. Как же, если я выше всех, то значит и праведнее, все остальные грешнее меня. Завышенная самооценка не позволяет объективно судить о себе, зато помогает быть судьей других.

    Гордыня, начавшись с тщеславия, может дойти до глубин адовых, ведь это грех самого сатаны. Ни одна из страстей не может вырасти до таких пределов, как гордость, в этом-то и есть ее главная опасность. Но вернемся к осуждению. Осуждать – значит судить, предвосхищать суд Божий, узурпировать Его права (в этом тоже страшная гордость!), ибо только Господь, знающий прошлое, настоящее и будущее человека, может судить о нем. Преподобный Иоанн Савваитский рассказывает следующее: «Раз пришел ко мне инок из соседнего монастыря, и я спросил его, как живут отцы. Он отвечал: “Хорошо, по молитвам вашим”. Затем я спросил об иноке, который не пользовался доброй славой, и гость сказал мне: “Нисколько он не переменился, отче!”. Услышав это, я воскликнул: “Худо!”. И только я сказал это, тотчас почувствовал себя как бы в восторге и увидел Иисуса Христа, распятого между двумя разбойниками. Я было устремился на поклонение Спасителю, как вдруг Он обратился к предстоящим ангелам и сказал им: “Изринте его вон, это антихрист, ибо осудил брата своего, прежде Моего суда”. И когда, по слову Господа, я изгонялся, в дверях осталась моя мантия, и затем я очнулся. “Горе мне, – сказал я тогда пришедшему брату, – зол сей день мне!”. ”Почему так?” – спросил тот. Тогда я рассказал ему о видении и заметил, что оставленная мной мантия означает, что я лишен покрова и помощи Божией. И с того времени семь лет провел я, блуждая по пустыням, ни хлеба не вкушая, ни под кров не заходя, ни с человеками не беседуя, пока не увидел Господа моего, возвратившего мне мантию», – повествуется в Прологе.

    Вот как страшно выносить суждение о человеке. Благодать отошла от подвижника только оттого, что он сказал про поведение брата: «Худо!». Сколько же раз на дню мы в мыслях или словом даем свою беспощадную оценку ближнему! Каждый раз забывая слова Христа: «Не судите, да не судимы будете» (Мф. 7: 1)! При этом мы в душе, конечно, говорим себе: «Уж я-то никогда не сделал бы ничего подобного!». И очень часто Господь для нашего исправления, чтобы посрамить нашу гордыню и желание осуждать других, смиряет нас.

    В Иерусалиме жила одна девственница, которая шесть лет провела в своей келье, ведя жизнь подвижническую. Она носила власяницу и отреклась от всех земных удовольствий. Но потом бес тщеславия и гордости возбудил в ней желание осуждать других людей. И благодать Божия оставила ее за чрезмерную гордость, и она впала в блуд. Это случилось потому, что она подвизалась не из любви к Богу, а напоказ, ради суетной славы. Когда же она пришла в опьянение от демона гордости, святой ангел, страж целомудрия, оставил ее.

    Очень часто Господь попускает нам впасть именно в те грехи, за которые мы осуждаем ближних.

    Наши оценки ближнего очень неполны и субъективны, мы не только не можем заглянуть в его душу, но и часто вообще ничего не знаем о нем. Христос не осуждал явных грешников, ни блудниц, ни прелюбодеев, потому что знал, что земной путь этих людей еще не закончен, и они могут стать на путь исправления и добродетели. Только суд после смерти подводит последнюю черту всему тому, что сделал человек в жизни. Мы видим, как человек грешит, но не знаем, как он кается.

    Как-то я вернулся с кладбища, куда меня пригласили отслужить панихиду, и женщина, позвавшая меня, попросила освятить ей машину. При освящении присутствовал один мой друг. Когда женщина уехала на уже освященной новенькой иномарке, он бросил фразу: «Да, не видно, чтобы она очень утруждалась, зарабатывая на эту машину». Тогда я рассказал ему, что у этой женщины большое горе, у нее не так давно убили сына… По внешности никогда нельзя судить о благополучии человеческой жизни.

    Гордость и раскол

    В наше время появилось немало «ругателей» (как их называет апостол Иуда), которые постоянно находят поводы для возмущения церковной иерархией. Патриарх, видите ли, слишком много общается со светской властью, епископы все сплошь заражены стяжательством и симонией, батюшки тоже думают только о доходах и разъезжают на «мерседесах». Появились особые газеты и сайты, которые специализируются на обличении епископата. Им, видимо, кажется, что сейчас наступили уже те самые времена, когда «архиереи и в воcкресение Христа верить не будут». Полный, будто бы, упадок благочестия и церковной жизни.

    Что движет этими людьми? Гордыня. Кто дал им такое право обличать архиереев и священников, и что дают эти обличения? Они только сеют вражду, смуту и разделение в сердцах православных людей, которым, наоборот, нужно сейчас объединяться.

    Недостойные люди среди священников и епископов были во все времена, а не только в XX или XXI веке. Обратимся к «золотому веку» Православия, веку святости и расцвета богословия. IV век дал таких столпов Церкви, как святители Василий Великий, Григорий Нисский, Григорий Богослов, Афанасий Александрийский, Иоанн Златоуст и многие, многие другие. И вот что святитель Иоанн Златоуст пишет об этом «золотом веке»: «Что может быть беззаконнее, когда люди негодные и исполненные множества пороков получают честь за то, за что не следовало бы позволить им переступать церковного порога?.. Ныне грехами страдают начальники Церкви… Беззаконники же, обремененные тысячью преступлений, вторглись в Церковь, откупщики сделались настоятелями». Многие из святых епископов IV века, в том числе сам святитель Иоанн, были отправлены «разбойничьими соборами» иерархов в ссылку, а некоторые умерли в ней. Но никто из них никогда не призывал к расколу и разделению. Уверен, что за низложенными святителями пошли бы многие тысячи людей, если бы они захотели создать свою «альтернативную церковь». Но святые мужи знали, что грех раскола и разделения не смывается даже мученической кровью.

    Не так поступают современные обличители, они предпочитают раскол подчинению священноначалию, это сразу же показывает, что ими движет все та же гордыня. Она лежит в основе любого раскола. Сколько сейчас появляется раскольничьих, катакомбных церквей, именующих себя православными! «Истинная православная церковь», «самая истинная православная церковь», «самая, самая истинная» и т.д. И каждая из этих лже-церквей считает по гордости себя лучше, чище, святее, чем все остальные. Та же страсть гордыни двигала и движет старообрядцами. Они раздробились на огромное количество старообрядческих «церквей», толков, согласий, которые не имеют общения между собой. Как писал святитель Феофан Затворник: «Сотни бестолковых толков и тысячи несогласных согласий». Это путь всех раскольников и еретиков. Кстати, все старообрядчество держится вовсе не на любви к старому обряду, а на гордыне и высоком мнении о своей исключительности и правильности и ненависти к патриарху Никону и его последователям – никонианам.

    Но скажем еще немного о «ругателях», им следует вспомнить слова святителя Киприана Карфагенского: «Кому Церковь не мать, тому Бог не Отец». Церковь была, есть и будет, несмотря на недостоинство некоторых иерархов, которые были, как я уже говорил, во все века и времена. Судить их будет Бог, а не мы. Господь говорит «Мне отмщение, Аз Воздам» (Рим. 12: 19). А мы можем исправить Церковь только одним – нашим личным благочестием. Ведь мы – это тоже Церковь. «Спасись сам – и вокруг тебя спасутся тысячи», – говорил преподобный Серафим Саровский. А уж он это познал на собственном духовном опыте. Вот такие люди и являются той малой закваской, которая квасит все тесто. Небольшое количество дрожжей способно поднять целую квашню. Но, кстати, по моим собственным наблюдениям, у «ругателей» с личным благочестием и нравственностью, как правило, туго. Зато гордыни хоть отбавляй.

    Прельщение

    Одним из самых страшных и плохо излечимых видов гордыни является прелесть .

    Прелесть – значит прельщение. Диавол прельщает человека, принимая вид ангела Света, святых, Богородицы и даже Самого Христа. Человеку прельщенному даются от сатаны величайшие духовные переживания, он может совершать подвиги, даже чудеса, но все это есть пленение бесовскими силами. А в основе этого лежит гордыня. Человек возгордился своими духовными трудами, деланием, совершал их из тщеславия, гордости, часто напоказ, без смирения, и тем самым открыл душу действию враждебных сил.

    Святитель Игнатий (Брянчанинов) в своем «Отечнике» приводит пример, к каким страшным последствиям может привести прелесть: «Сказывали о неком брате, что жил отшельником в пустыне и в течение многих лет был обольщаем демонами, думая, что это были ангелы. По временам приходил к нему его отец по плоти. Однажды отец, отправляясь к сыну, взял с собой топор с намерением на обратном пути нарубить себе дров. Один из демонов, предупреждая пришествие отца, явился сыну и сказал ему: “Вот диавол идет к тебе в подобии твоего отца с целью убить тебя, у него и топор с собой. Ты предупреди его, вырви топор и убей”. Отец пришел, по обычаю, и сын, схватив топор, нанес ему удар и убил его». Впавшего в прелесть очень тяжело вывести из этого состояния, но такие случаи бывали. Как, например, с преподобным Никитой Киево-Печерским. Впав в прелесть, он смог предсказать некоторые события, выучил наизусть весь Ветхий Завет. Но после усиленной молитвы преподобных Киево-Печерских старцев бес отошел от него. После этого он забыл все, что знал из книг, и отцы еле научили его грамоте.

    Случаи бесовского прельщения встречаются и в наши дни. Со мной в семинарии учился молодой человек, который очень усиленно молился и постился, но, видимо, с неправильным, несмиренным расположением души. Студенты стали замечать, что он целыми днями просиживает за книгами. Все думали, что он читает святых отцов. Оказалось, что он изучал книги по исламу и оккультизму. Перестал исповедоваться и причащаться. К сожалению, его не удалось вывести из этого состояния, и вскоре его отчислили.

    Грех гордости, начинаясь порой с мелкого тщеславия и гордыни, может вырасти до страшной духовной болезни. Вот почему святые отцы называли эту страсть самой опасной и наибольшей из страстей.

    Брань с гордостью

    Как же борются с гордыней, презрением ближних, самовозвышением? Что противопоставить этой страсти?

    Святые отцы учат, что противоположная гордыне добродетель – любовь. Самая бо льшая из страстей борется наивысшей добродетелью.

    Как стяжать любовь к ближнему?

    Как говорится, легко любить все человечество, но очень непросто любить конкретного человека со всеми его недостатками и слабостями. Когда Господа спросили: «Какая наибольшая заповедь в законе?», Он ответил: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22: 37–39).

    Любовь – это великое чувство, которое роднит нас с Богом, ибо «Бог есть любовь». В любви единственное счастье, она способна помочь преодолеть нам все трудности и победить гордость и эгоизм. Но не все правильно понимают, что такое любовь. За любовь часто ошибочно принимают те приятные ощущения, которые мы получаем, когда к нам хорошо относятся, но это не любовь. «Если вы будете любить любящих вас, какая вам польза? Не то же ли делают и мытари?» (Мф. 5: 46). Очень легко и приятно любить человека, находиться рядом с ним, когда он нас только радует. Но когда общение с ближним нас чем-то не устраивает, мы тут же меняем свое отношение к нему, часто до диаметрально противоположного: «от любви до ненависти один шаг». Но это значит, что мы любили не настоящей любовь, наша любовь к ближнему была потребительской. Нам нравились те приятные ощущения, которые были связаны с ним, а когда они исчезали, исчезала и любовь. Получается, что мы любили человека как вещь, нужную нам. Даже не как вещь, а как продукт, вкусную пищу, потому что о любимой вещи мы все же заботимся, например полируем кузов любимой машины, регулярно обслуживаем ее, покупаем всякие украшения и т.д. То есть даже в вещь, если мы любим ее, мы вкладываем свою заботу и внимание. И только пищу мы любим за ее вкус, не более; когда она съедена, она больше не нужна нам. Итак, истинная любовь дает , а не требует. И в этом и есть настоящая радость любви. Радость от получения чего-то – радость материальная, потребительская, а в дарении кому-то – истинная, вечная.

    Любовь – это служение. В этом дает нам великий пример Сам Господь наш Иисус Христос, когда Он умыл ноги апостолам на Тайной вечери, сказав: «Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам» (Ин. 13: 14–15). И Христос любит нас ни за что-то (потому что нас не за что особенно любить), а просто потому, что мы Его дети. Пусть грешные, непослушные, духовно больные, но ведь именно больного, слабого ребенка родители любят больше всего.

    Чувство любви не может существовать без наших усилий. Его нужно воспитывать в своем сердце, возгревать день за днем. Любовь – это сознательное решение: «Я хочу любить». И нужно делать все, чтобы это чувство не погасло, иначе наше чувство долго не протянет, оно станет зависеть от множества случайных причин: эмоций, нашего настроения, обстоятельств жизни, поведения ближнего и т.д. По-другому выполнить слова Христа невозможно, ведь нам заповедана любовь не только к близким – родителям, супругам, детям, но и ко всем людям. Любовь стяжается ежедневным трудом, но награда за этот труд велика, ибо ничто на земле не может быть выше этого чувства. Но в начале нам приходится буквально понуждать себя к любви. Например, пришел домой усталый, не жди пока тебе сделают приятное, сам помоги, помой, скажем, посуду. Одолело плохое настроение – понудь себя, улыбнись, скажи ласковое слово, не срывай раздражение на других. Обиделся на человека, считаешь его неправым, себя невиновным – понудь себя, прояви любовь и первым пойди примиряться. И гордость побеждена. Но тут очень важно не возгордиться уже своим «смирением». Так, воспитывая себя день за днем, человек дойдет когда-нибудь до того, что уже не сможет жить по-другому: у него будет внутренняя потребность дарить свою любовь, делиться ею.

    Очень важный момент в любви – видеть ценность каждого человека, ведь в каждом есть что-то хорошее, просто нужно изменить свое часто предвзятое отношение. Только воспитывая в своем сердце любовь к ближнему, меняя свое отношение к нему, научаясь видеть в нем хорошие стороны, мы будем шаг за шагом побеждать в себе гордость и превозношение. Любовь побеждает гордость, ибо гордость есть недостаток любви к Богу и людям.

    Как научиться любви к Богу? Полюбив Его творение – человека. Человек – это образ Божий, и невозможно любить Первообраз и без любви, неуважительно относиться к иконе, изображению Бога. Недаром апостол Иоанн Богослов пишет нам: «Кто говорит: “Я люблю Бога”, а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего» (1 Ин. 4: 20).

    Вместо заключения: «Царство Небесное силою берется»

    Путь борьбы со страстями нелегок и тернист, мы часто изнемогаем, падаем, терпим поражение, иногда кажется, что сил больше нет, но снова встаем и начинаем бороться. Потому что путь этот единственный для православного христианина. «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть» (Мф. 6: 24). Невозможно служить Богу и оставаться рабом страстей.

    Конечно, ни одно серьезное дело не делается легко и быстро. Воссоздаем ли мы храм, строим дом, воспитываем ребенка, лечим тяжелобольного человека – всегда требуются очень большие усилия. «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11: 12). А стяжание Небесного Царства невозможно без очищения себя от грехов и страстей. В славянском переводе Евангелия (всегда более точном, образном) вместо глагола «берется» употребляется слово «нудится». И действительно, духовная работа требует не просто приложения усилий, но принуждения, понуждения, преодоления себя.

    Человек, ведущий борьбу со страстями и побеждающий их, венчается за это от Господа. Однажды преподобного Серафима Саровского спросили: «Кто в нашем монастыре выше всех предстоит перед Богом?». И преподобный ответил, что это повар с монастырской кухни, по происхождению из бывших солдат. Старец сказал также: «Характер у этого повара от природы огненный. Он готов в запальчивости убить человека, но его непрестанная борьба внутри души привлекает к нему великое благоволение Божие. За борьбу ему подается свыше благодатная сила Святого Духа, ибо непреложно Божие слово, которое говорит: “Побеждающему (себя) дам место сесть с Собою и облеку в белые одежды”. И, наоборот, если человек не борется с собой, то доходит до ужасного ожесточения, которое влечет к верной гибели и отчаянию».

    Марина Никитина

    Гордыня – сложный психологический феномен, которому нет четкого определения. К ней относились и относятся по-особенному в разных культурах и вероисповеданиях. Феномен гордыни проявляется сразу в нескольких областях человеческой жизни. И в каждой области знаний она определяется по-разному.

    Почему люди, которыми овладела гордыня, ходят, держа голову высоко поднятой, но часто несчастны? Как избавиться от гордыни?

    Гордость и гордыня

    Гордыня – грех, который в православии определяется как смертельный. Это порок, который приводит к гибели. Гордыня противоположна главной христианской добродетели – смирению. Человека, превозносящего себя выше других людей и Бога, ждет грехопадение, низвержение с высот чрезмерной самонадеянности.

    Каноны нравственности, культивируемые в православии, это те нормы морали, которые принято соблюдать в цивилизованном обществе. Даже некрещеный человек знает, что нужно быть добрым, отзывчивым, внимательным и заботливым по отношению к окружающим людям – любить ближнего своего. Религией почитается смирение, самопожертвование, альтруизм. Эти качества характеризуют человека как духовную личность.

    Гордость и гордыня используются в просторечье как слова-синонимы, осознаются людьми как тождественные явления. Между гордыней и гордостью тонкая грань, но веже эти явления не равноценны.

    Гордыня проявляется как высокомерие, заносчивость, . Гордость выражается как чувство удовлетворения, объективная положительная оценка своих поступков или способностей, здоровое самоуважение, ценности и честь.

    Самоуверенность бывает чрезмерной или обоснованной. Для психологического благополучия личности необходим достаточный , веры в силы и возможности.

    Человек гордится собой по какой-либо причине (достижение цели, получение награды и тому подобное), гордыня – беспричинна. Она основана на завышенном или заниженном самомнении.

    Горделивый человек неадекватно воспринимает свое «Я», других и окружающий мир. Он считает себя лучше окружающих и ведет себя надменно, даже не замечая того. Его «Я», чувства и мысли важнее остального. Про такого человека говорят, что он «пуп Земли».

    Когда индивид успешен и находится на пике благополучия, он оказывается в зоне риска. Гордыня настигает богатых, знаменитых, обладающих официальной или неформальной властью над другими людей. Высокочтимые и статусные личности часто зазнаются, наслаждаясь силой и возможностями, воображая себя всемогущими. Такое отношение к себе становится препятствием для установления доверительных межличностных отношений, окружающие льстят, втайне ненавидя или открыто нанося вред зазнавшемуся гордецу.

    Люди, которые живут в нищете или бедности, череде невезений, бесконечных страданий и упиваются несчастьями, также порочно горды. Гордыня мешает им стать счастливыми. Несчастные гордецы выбирают путь страданий и хвастают ими перед другими, любят, когда их хвалят за терпение и мучение. Но страдать, не стараясь что-то изменить, а ожидая, что все наладится само собой, легче, чем на себя и начать смело действовать.

    Признаки и последствия гордыни

    Есть люди, которые относятся к гордыне как к достоинству, подпитывают ее и похваляются надменностью, заносчивостью, циничностью. Каждый человек – уникальная личность, но неповторимость собственного «Я» не основание для высокомерия.

    Гордыня – грех, который ведет к душевному опустошению. По причине иллюзии величия, индивид теряет интерес к окружающему миру, ничто так не интересует и не заботит, как собственное «Я».

    Гордыня – своеобразный защитный механизм личности. Это желание спрятать ото всех и самого себя несовершенство и ограниченность возможностей.

    Признаки гордыни:

    мысли о собственном величии, уникальности, превосходстве, непогрешимости,
    , с целью доказать превосходство,
    игнорирование своих недостатков, и акцентирование внимания на недостатках окружающих,
    частая потребность в похвале, комплиментах, восхищении,
    неприемлемость любого рода критики,
    нежелание ,
    нежелание признавать ошибки, частые оправдания себя,
    нетерпимость и неуважение к другим,
    уничижительное отношение к людям, которые слабее или менее успешны,
    раздражительность, ненависть к счастливым людям,
    неприемлемость несовершенства, перфекционизм,
    и прощать,
    частные необоснованные упреки и обвинения в сторону других,
    перенос ответственности за личные проблемы на обстоятельства,
    разделение людей по принципу статусности,
    потеря ценностей и ,
    упрямство,
    хвастовство,
    неблагодарность,
    пафос,
    желание нравиться всем и каждому и тому подобное.

    Признаки гордыни обнаруживает у себя тот человек, который способен контролировать негативные проявления своей личности. Гордыню нужно побороть раньше, чем она возьмет верх над личностью.

    Гордыня лежит в основе психологических и психических проблем, а также же приводит к формированию отрицательных качеств и свойств личности, таких как:

    озлобленность, жестокосердие,
    закомплексованность,
    обидчивость, чрезмерная ранимость,
    завистливость,
    деградация личности.

    Избавившись от гордыни, как источника жизненных проблем, можно достичь гармонии и психологического благополучия.

    Как побороть гордыню

    Если человек задается вопросом о том, как избавиться от гордыни, значит, он способен с нею справиться. Первый шаг в борьбе с пороком – признать его наличие у себя.

    Второй шаг: обозначить проявления гордыни. Понаблюдать за собой в течение одной недели (этого времени достаточно, чтобы выявить проблемы) и записать на листе бумаги одно за другим проявления гордыни. Проанализировать частые и вошедшие в привычку признаки гордыни.

    Третий шаг: определить направления работы над собой и действовать.

    Например, гордыня у человека проявляется в превозношении себя как непревзойденного специалиста, труд которого безупречен. В этом случае, чтобы спуститься «с небес на землю», достаточно на один день заменить коллегу, чтобы понять и оценить значимость труда другого работника. Даже непрестижный труд достоин уважения и важен.

    Учиться смирению. Человек способен на многое, но не всемогущ. Не все зависит от усилий и стараний. Есть вещи, которые нужно принимать со смирением. Нельзя остановить течение времени, пережить заново прошлое и со стопроцентной вероятностью знать, что ждет впереди.
    Принимать других людей и жизнь безоценочно. Не стоит пренебрегать кем-то из-за того, что он субъективно хуже. Оценка относительна. Считать себя лучше остальных по причине незаурядного ума, красоты или количества денег, неразумно. Эти ценности не вечны, а для кого-то они даже не являются благом.
    Быть благодарным. Говорить слова благодарности не как дежурные фразы (а некоторые люди и вовсе не умеют говорить даже «спасибо»), а делать это искренне. Если человек сделал что-то, выполняя обязанность, стоит его поблагодарить за это, ведь он не машина, а личность. Если человек старается, это нужно замечать и высказывать благодарность. Гордые люди не умеют благодарить, так как считают, что им должны. Люди ниже по статусу воспринимаются ими как прислуга, личный обслуживающий персонал.

    Уважать окружающих людей. Уважение проявляется, когда человек интересуется другими, проявляет внимание и заботу. Уважение предполагает сопереживание, стремление понять собеседника и учесть интересы.
    Видеть потенциал развития. Человек, возомнивший себя всемогущим, считает, что всего достиг и стремиться уже не к чему. Это невозможно, всегда есть чему учиться и к чему стремиться. Мир не стоит на месте, у личности огромный потенциал развития.
    Выслушивать . Высокомерный человек не приемлет критики, а если он еще и властная персона, окружающие боятся отмечать его недостатки. Честная и объективная критика отрезвляет гордеца, становится для него необходимой «шоковой терапией».
    Помогать людям. Делиться знаниями, опытом, богатством. Развивая в себе щедрость, человек растет над собой. заменяют эгоистический, «жадный» взгляд на мир на доброе и сердечное отношение к окружающим.
    Любить. Личность, объятая гордыней, желает, чтоб ее любили все без исключения. Такой субъект ждет восхваления, поклонения и рабского служения. Но сам не любит себя или любит болезненной, ненормальной любовью. Гордость – это проявление нелюбви к окружающим и к самому себе.

    Любовь к другому человеку способна сделать вылечить душу от порока. На смену гордыне к влюбленному человеку приходит желание действовать во благо любимого, даже в ущерб себе. Любящий человек испытывает потребность заботиться, идти на уступки, прощать и соглашаться, быть внимательным и осторожным в обращении с любимым человеком.

    7 апреля 2014, 11:18