Войти
Образовательный портал. Образование
  • Чему равен 1 год на меркурии
  • Кто такой Николай Пейчев?
  • Томас андерс - биография, фото, личная жизнь солиста дуэта "модерн токинг" Синглы Томаса Андерса
  • Что показывает коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами Обеспеченность обязательств финансовыми активами в бюджетном учреждении
  • Как приготовить классические вареники с творогом
  • Как сделать тесто для яблочной шарлотки Как приготовить шарлотку с яблоками песочное тесто
  • Действующее уголовное законодательство в российской федерации. Из чего состоит уголовное законодательство Уголовное законодательство рф

    Действующее уголовное законодательство в российской федерации. Из чего состоит уголовное законодательство Уголовное законодательство рф

    Уголовное законодательство Российской Федерации

    • 1. Уголовное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса. Новые законы, предусматривающие уголовную ответственность, подлежат включению в настоящий Кодекс.
    • 2. Настоящий Кодекс основывается на Конституции Российской Федерации и общепризнанных принципах и нормах международного права.
    • 1. Статья 71 Конституции уголовное законодательство относит к исключительной компетенции Российской Федерации. Субъекты РФ не вправе принимать нормативные правовые акты, устанавливающие уголовную ответственность или освобождающие от нее, в связи с чем, например, ВС РФ признан противоречащим федеральному законодательству принятый в одном из субъектов РФ закон о помиловании .

    Конкретизируя конституционную норму, определяющую источниковую базу уголовного законодательства, ч. 1 комментируемой статьи устанавливает его полную кодификацию, поэтому оно существует лишь в форме УК. Из ч. 1 рассматриваемой статьи следует, что возможно принятие и других законов, содержащих уголовно-правовые нормы, например, комплексных законов, определяющих положения различных отраслей права (в частности, законов об организованной преступности, о коррупции, об усилении ответственности за преступления сексуального характера, совершенные в отношении несовершеннолетних). Кроме того, уголовно-правовые нормы могут предусматриваться во Вводном законе о введении в действие УК, в постановлениях Государственной Думы об амнистии и о порядке применения амнистии. Однако последние источники не содержат самостоятельных норм о преступности и наказуемости деяний, не предполагают применение ответственности как основного метода уголовно-правового регулирования (см. коммент. к ст. 8), что корреспондирует с ч. 1 комментируемой статьи.

    Новые законы, предусматривающие уголовную ответственность, должны включаться в УК и, следовательно, не подлежат самостоятельному применению. Такое нормативное предписание обусловлено необходимостью закрепления гарантий законности в сфере уголовного судопроизводства и исключения аналогии закона в части преступности и наказуемости общественно опасных деяний (см. коммент. к ст. 3, 8). В силу ст. 54, 71 Конституции, а также ст. 8, 19 УК уголовной ответственности лицо подлежит лишь за деяния, содержащие все признаки состава преступления, предусмотренного только федеральным уголовным законом – УК.

    • 2. Исключением из правила о единстве уголовного закона является представленное в ч. 3 ст. 331 УК в период вступления России в Совет Европы, но не реализованное и не имеющее практических перспектив положение о том, что ответственность за преступления против военной службы, совершенные в военное время либо в боевой обстановке, определяется законодательством РФ военного времени .
    • 3. В ч. 2 комментируемой статьи установлен приоритет конституционных норм над другими правовыми нормами. Часть 1 ст. 15 Конституции определяет ее высшую юридическую силу и прямое действие. Законы, включая УК, не должны противоречить Конституции , в частности конституционным нормам, закрепляющим права и свободы граждан, обеспечивающиеся правосудием (ст. 18), равенство перед законом и судом (ст. 19); ограничение применения смертной казни (ст. 20); заключение под стражу только по решению суда (ст. 22); недопустимость повторного осуждения за одно преступление (ст. 50); правило об обратной силе закона (ст. 54) и др.

    В соответствии с указанной нормой, а также разъяснениями, содержащимися в постановлении Пленума ВС РФ от 31.10.1995 № 8, суд, разрешая дело, применяет непосредственно нормы Конституции, в частности, в том случае, когда федеральный закон обнаруживает противоречие с положениями Конституции .

    Например, по делу М., отказавшегося от несения обязанностей военной службы по религиозным убеждениям, Президиум ВС РФ признал отсутствие в его действиях состава уклонения от военной службы, поскольку действовавшее в то время законодательство, лежавшее в основе соответствующей бланкетной уголовно-правовой нормы (в частности, не предусматривавшей альтернативной гражданской службы), не соответствовало положениям ст. 28 и ч. 3 ст. 59 Конституции .

    При установлении неопределенности в вопросе о том, соответствует ли Конституции примененный или подлежащий применению по конкретному делу закон, суд, исходя из положений ч. 4 ст. 125 Конституции, вправе в любой стадии рассмотрения дела обратиться в КС РФ с запросом о конституционности этого закона путем вынесения мотивированного определения (постановления). В связи с таким обращением производство по делу или исполнение принятого решения приостанавливается до разрешения запроса КС РФ, о чем специально указывается в определении (постановлении) суда.

    4. Признание КС РФ закона, примененного судом в уголовном деле, не соответствующим Конституции, является новым обстоятельством (не известным на момент вынесения судебного решения, устраняющим преступность и наказуемость деяния), влекущим возобновление производства по уголовному делу (п. 1 ч. 4 ст. 413 УПК). Так, Президиум ВС РФ приговор суда и определение кассационной инстанции по делу О., осужденного по ч. 1 ст. 198 УК, отменил и дело в его отношении прекратил в связи с отсутствием состава преступления. При этом Президиум ВС РФ сослался на Постановление КС РФ от 19.06.2003 № 11-П "По делу о проверке конституционности положений федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации, регулирующих налогообложение субъектов малого предпринимательства – индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, в связи с жалобами ряда граждан" , признавшего не соответствующей Конституции статьи указанного Федерального закона, не освобождавшие индивидуальных предпринимателей, применявших упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, от уплаты налога на добавленную стоимость и налога с продаж. В связи с этим применение судом закона, не соответствующего Конституции, признано новым обстоятельством, влекущим возобновление производства по делу и отмену предыдущих судебных решений .

    Изложенные положения свидетельствуют об особой природе решений КС РФ, содержащих обязательные для правоприменителя правовые позиции (в особенности, постановлений), позволяющих в доктрине относить их, как и положения Конституции, если не к источникам уголовного закона, то к источникам уголовного права.

    5. Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

    Под общепризнанной нормой международного права следует понимать правило поведения, принимаемое и признаваемое международным сообществом государств в целом в качестве юридически обязательного, а под общепризнанными принципами международного права – основополагающие императивные нормы международного права, принимаемые и признаваемые международным сообществом государств в целом, отклонение от которых недопустимо (см. постановление Пленума ВС РФ от 10.10.2003 № 5). Принципы и нормы международного права закреплены в международных пактах, конвенциях, иных документах (Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г. , Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. , Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. и Протоколы к ней и др. ), а также в международных договорах РФ.

    В силу п. 3 ст. 5 Федерального закона от 15.07.1995 № 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" положения официально опубликованных международных договоров РФ, не требующие издания внутригосударственных актов для применения, действуют в Российской Федерации непосредственно. В иных случаях наряду с международным договором РФ следует применять и соответствующий внутригосударственный правовой акт, принятый в целях осуществления положений международного договора . Данный вопрос разъяснен, в частности, в постановлении Пленума ВС РФ от 10.10.2003 № 5 и от 27.06.2013 № 21. Например, Единая конвенция о наркотических средствах от 30 марта 1961 г. (с изм. и доп. от 25 марта 1972 г.) , Международная конвенция о борьбе с захватом заложников от 17 декабря 1979 г. , Гаагская конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов от 16 декабря 1970 г. и другие могут применяться лишь при их включении в УК. Положения указанных конвенций имплементированы, в частности, в гл. 24–26, 34 УК. Международно-правовые нормы, предусматривающие признаки составов конкретных преступлений, подлежат применению в Российской Федерации в тех случаях, когда статья УК прямо устанавливает необходимость обращения к международному договору РФ (например, ст. 2261, 2581, 355 и 356 УК) .

    В постановлении Пленума ВС РФ от 27.06.2013 № 21 (п. 2) разъясняется, что, как следует из положений ст. 46 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года и Протоколами к ней, ст. 1 Федерального закона от 30.03.1998 № 54-ФЗ "О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней", правовые позиции Европейского Суда по правам человека, которые содержатся в окончательных постановлениях Европейского Суда, принятых в отношении Российской Федерации, являются обязательными для судов.

    С целью эффективной защиты прав и свобод человека судами учитываются правовые позиции Европейского Суда, изложенные в ставших окончательными постановлениях, которые приняты в отношении других государств – участников Конвенции. При этом правовая позиция учитывается судом, если обстоятельства рассматриваемого им дела являются аналогичными обстоятельствам, ставшим предметом анализа и выводов Европейского Суда .

    В связи с этим судам при рассмотрении дел всегда следует обосновывать необходимость ограничения прав и свобод человека исходя из установленных фактических обстоятельств. Ограничение прав и свобод человека допускается лишь в том случае, если имеются относимые и достаточные основания для такого ограничения, а также если соблюдается баланс между законными интересами лица, права и свободы которого ограничиваются, и законными интересами иных лиц, государства, общества. Установленные судом обстоятельства, свидетельствующие о необходимости ограничения прав и свобод человека, подлежат отражению в судебных актах (п. 8 постановления Пленума ВС РФ от 27.06.2013 № 21).

    История принятия

    Работа над проектами нового кодифицированного уголовного законодательства началась сразу после распада СССР. Первый проект Уголовного кодекса был внесён Президентом РФ в Верховный Совет 19 октября 1992 года , он уже предусматривал многие изменения, определившие облик нового уголовного законодательства России: приоритет охраны жизни и здоровья человека, верховенство норм международного права и гуманизация ответственности за преступления небольшой тяжести; тем не менее, этот проект так и не был рассмотрен Верховным Советом, поскольку был отвергнут Комитетом по законодательству и судебно-правовой реформе .

    Отличия от предыдущих актов

    Принятый в 1996 году Уголовный кодекс Российской Федерации сменил Уголовный Кодекс РСФСР 1960 года. Среди наиболее существенных изменений можно назвать достаточно полное отражение в нём новых экономических и политических реалий российского общества, переход к приоритетной защите прав и свобод человека , а не интересов государства, усиление ответственности за наиболее тяжкие преступления и снижение ответственности за преступления небольшой тяжести, совершённые впервые, новые основания освобождения от уголовной ответственности и другие нововведения, призванные усилить профилактический потенциал уголовного закона .

    Значительно изменена была Особенная часть: введено около 70 новых составов преступлений , декриминализовано более 80 составов, ранее предусматривавшихся УК РФ; в диспозиции и санкции практически всех статей, которые перешли из УК РСФСР в УК РФ, были внесены изменения .

    Уголовное законодательство Российской Федерации

    В Российской Федерации в соответствии с п. «о» ст. 71 Конституции РФ принятие уголовного законодательства отнесено к исключительной компетенции федеральных органов государственной власти . Органы власти субъектов Российской Федерации не имеют права принимать акты уголовного законодательства.

    В соответствии со ст. 105 Конституции РФ, органом, уполномоченным принимать федеральные законы, является Государственная Дума Федерального Собрания РФ.

    В соответствии с ч. 1 ст. 1 УК РФ, он является единственным уголовным законом, подлежащим применению на территории РФ. Все остальные законы, предусматривающие уголовную ответственность , подлежат включению в УК РФ. Поэтому все законодательные акты такого характера принимаются в форме изменений и дополнений к Уголовному кодексу РФ.

    Структура Уголовного кодекса

    Кодекс представляет собой кодифицированный нормативный акт (кодекс), отличающийся внутренним единством и состоящий из двух частей (Общей и Особенной).

    Общая часть включает 6 разделов, 15 глав и статьи 1 - 104³. Её нормы определяют общие принципы и положения уголовного права , пределы действия уголовного закона во времени и в пространстве, понятие и категории преступлений , лиц , подлежащих уголовной ответственности, понятие вины , её форм и видов, положения, касающиеся неоконченной преступной деятельности , соучастия в преступлении, наказания , его видов, целей и порядка назначения, случаи, когда лицо может быть освобождено от уголовной ответственности и наказания , особенности уголовной ответственности несовершеннолетних, понятие и содержание иных мер уголовно-правового характера .

    Действие УК РФ во времени

    Порядок введения в действие Уголовного кодекса РФ изложен в специальном федеральном законе «О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации». Согласно ему, Уголовный кодекс РФ вступил в силу с 1 января 1997 года, за исключением некоторых положений. Согласно ст. 4 этого закона, отдельные положения о наказаниях вводятся в действие по мере создания необходимых условий для их исполнения, но не позднее определённого срока: нормы о наказании в виде обязательных работ - не позднее 2004 года , о наказании в виде ограничения свободы - не позднее 2005 года , и о наказании в виде ареста - не позднее 2006 года .

    Согласно ст. 9 УК РФ, преступность и наказуемость деяния определяются уголовным законом, действовавшим во время совершения этого деяния. При этом временем совершения преступления признается время совершения общественно опасного действия (бездействия) независимо от времени наступления последствий. В продолжаемых преступлениях этот момент определяется моментом совершения последнего из действий, в длящихся - моментом добровольного или принудительного прекращения преступления .

    В порядке исключения уголовному закону может придаваться обратная сила, т.е. его действие распространяется на лиц, совершивших преступление до вступления такого закона в силу, в том числе на лиц, отбывающих наказание или отбывших наказание, но имеющих судимость. Ст. 10 УК РФ устанавливает, что обратную силу имеет уголовный закон, устраняющий преступность деяния, смягчающий наказание или иным образом улучшающий положение лица, совершившего преступление. Ни в каких других случаях обратная сила уголовному закону придаваться не может, это запрещено ст. 54 Конституции РФ .

    В случае, если новый уголовный закон декриминализует (признаёт непреступным) какое-либо деяние, с момента его вступления в силу должны быть прекращены все уголовные дела о таком деянии, по которым ведётся предварительное расследование или судебное рассмотрение, а лица, уже отбывающие наказание за такое деяние, подлежат освобождению . Согласно ч. 2 ст. 10 УК РФ, если новый уголовный закон смягчает наказание за деяние, которое отбывается лицом, то это наказание подлежит сокращению в пределах, предусмотренных новым уголовным законом.

    Спорным является вопрос о возможности применения обратной силы закона, если декриминализация происходит в силу изменения нормативного акта другой отрасли права , к которому делает отсылку Уголовный кодекс (например, Правил дорожного движения). В одном из своих определений Конституционный суд РФ дал такое толкование закона: «декриминализация тех или иных деяний может осуществляться не только путем внесения соответствующих изменений в уголовное законодательство, но и путем отмены нормативных предписаний иной отраслевой принадлежности, к которым отсылали бланкетные нормы уголовного закона, либо ограничения объема уголовно-правового регулирования в результате законодательного признания какого-либо деяния не представляющим общественной опасности, свойственной именно преступлениям, и влекущим на данном основании административную или иную более мягкую ответственность» . В другом случае Конституционным судом РФ установлено, что положения об обратной силе относятся только к нормам уголовного закона, а не к нормам законодательства, относящегося к другим отраслям права ; нужно отметить, что с данным толкованием согласились не все члены Конституционного суда: судьи Т. Г. Морщакова и А. Л. Кононов выразили противоположное особое мнение.

    Действие УК РФ в пространстве

    В соответствии с ч. 1 ст. 11 Уголовного кодекса РФ он распространяет своё действие на всю территорию Российской Федерации (территориальный принцип действия уголовного закона в пространстве). К территории Российской Федерации для целей определения границ действия УК РФ относятся:

    На территории континентального шельфа уголовная юрисдикция РФ не распространяется на покрывающие его воды и воздушное пространство и в связи с этим осуществляется только в отношении преступлений, связанные с нарушением режима этой территории (в том числе касающихся находящихся на них искусственных объектов: буровых установок, искусственных островов , подводных кабелей) . Аналогичным образом обстоит ситуация и с осуществлением уголовной юрисдикции на территории исключительной экономической зоны: она распространяется только на деяния, связанные с незаконным созданием в ней зон безопасности и использованием её природных ресурсов .

    Действие Уголовного кодекса РФ распространяется также на пилотируемые объекты, запускаемые Российской Федерацией в космическое пространство , приписанные к порту или аэропорту РФ водные и воздушные суда под флагом или с опознавательными знаками РФ, находящиеся в открытом море или открытом воздушном пространстве , а также военно-морские корабли и военные воздушные суда, находящиеся под флагом или опознавательными знаками РФ (независимо от их места нахождения).

    Международным правом устанавливаются ограничения в отношении осуществления уголовной юрисдикции РФ по преступлениям, совершённым на борту морских судов под флагом иностранных государств, находящихся в пределах территориального моря РФ, и воздушных судов таких государств, находящихся в пределах воздушного пространства РФ. Ст. 27 Конвенции ООН по морскому праву от 10 декабря 1982 года устанавливает, что юрисдикция прибрежного государства распространяется только на случаи, когда последствия преступления распространяется на прибрежное государство, либо преступление нарушает спокойствие в стране или добрый порядок в территориальном море, либо если капитан судна или дипломатический (консульский) представитель государства флага обратится с просьбой о помощи к местным властям, либо если эти меры необходимы для пресечения незаконного оборота наркотических или психотропных средств.

    Токийская конвенция о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов 1963 года устанавливает, что в отношении преступлений, совершённых на борту воздушных судов других государств, находящихся в территориальном воздушном пространстве, уголовная юрисдикция осуществляется лишь если преступление имеет последствия на территории государства, либо совершено гражданином (резидентом) или в отношении гражданина (резидента) такого государства, либо направлено против безопасности государства, либо связано с нарушением правил воздушных полётов, либо если вмешательство требуется для выполнения международных обязательств данного государства.

    Таким образом, в отношении всех прочих преступлений , совершённых на борту воздушных и морских судов применяется закон государства флага. Это же относится и к морским и воздушным судам РФ, находящимся в пределах территориального моря и воздушного пространства иностранных государств.

    Международным правом могут устанавливаться исключения из территориальной уголовной юрисдикции РФ. Одним из наиболее известных таких исключений является дипломатический и консульский иммунитет.

    УК РФ также распространяет своё действие на граждан РФ и постоянно проживающих в РФ лиц без гражданства , совершивших преступление на территории иностранного государства, при условии, что в отношении их не имеется решения суда этого государства (принцип гражданства), а также на военнослужащих воинских частей РФ, дислоцирующихся за пределами России (если иное не предусмотрено международным договором). Применение мер ответственности в этом случае (в соответствии с изменениями, внесёнными в УК РФ в 2006 году) не ставится в зависимость от того, считается ли совершённое деяние преступлением в иностранном государстве (ст. 12 УК РФ).

    Ответственности по УК РФ подлежат также иностранные граждане и лица без гражданства, не являющиеся резидентами РФ, если совершённое ими преступление направлено против интересов РФ или её гражданин или резидентов (реальный принцип действия уголовного закона), либо ответственность за данное деяние предусматривается международным договором Российской Федерации (универсальный принцип действия уголовного закона).

    Направления совершенствования уголовного законодательства России

    Уголовный кодекс РФ постоянно изменяется, за 10 лет его действия (с 1 января 1997 года по 1 января 2007 года) было принято 25 законов, внёсших в него более 300 изменений .

    Учёными называются следующие основные направления совершенствования Уголовного кодекса Российской Федерации :

    • Разработка новых, более эффективных видов наказания и совершенствование существующих с целью снизить долю лишения свободы в структуре применяемых наказаний.
    • Обновление и совершенствование норм об экономических преступлениях в связи с развитием правовой базы экономических отношений, появлением их новых форм.
    • Обновление и совершенствование норм об ответственности за совершение преступлений террористического характера, а также норм, направленных на противодействие организованной преступности .
    • Разработка норм уголовного законодательства, предназначенных для применения во время военных действий и в боевой обстановке.
    • Имплементация в уголовное законодательство норм международного права , приведение УК РФ в соответствие международным правовым актам.
    • Декриминализация многих преступлений небольшой тяжести с установлением за них административной ответственности .

    См. также

    Ссылки

    • Действующая редакция Уголовного Кодекса Российской Федерации

    Примечания

    1. Курс уголовного права. Общая часть. Том 1: Учение о преступлении / Под ред. Н. Ф. Кузнецовой, И. М. Тяжковой. М., 2002. С. 56.
    2. Курс уголовного права. Общая часть. Том 1: Учение о преступлении / Под ред. Н. Ф. Кузнецовой, И. М. Тяжковой. М., 2002. С. 57.
    3. Курс уголовного права. Общая часть. Том 1: Учение о преступлении / Под ред. Н. Ф. Кузнецовой, И. М. Тяжковой. М., 2002. С. 58.
    4. Крылова Н. Е. Уголовное право. Учебник. Практикум. М., 2000.
    5. Якубов А. Е. Обратная сила уголовного закона: некоторые проблемы совершенствования Уголовного кодекса Российской Федерации. СПб., 2003. С. 31.
    6. Уголовное право России. Части Общая и Особенная: учебник / Под ред. А. И. Рарога. М., 2008. С. 15-16.
    7. Уголовное право России. Части Общая и Особенная: учебник / Под ред. А. И. Рарога. М., 2008. С. 18.
    8. Уголовное право Российской Федерации. Общая часть / Под ред. А. С. Михлина. М., 2004. С. 34.
    9. Пункт 6 Постановления Конституционного Суда РФ от 24.10.1996 N 17-П "По делу о проверке конституционности части первой статьи 2 Федерального закона от 7 марта 1996 года "О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об акцизах».
    10. Уголовное право России. Части Общая и Особенная: учебник / Под ред. А. И. Рарога. М., 2008. С. 22.
    11. Уголовное право России. Части Общая и Особенная: учебник / Под ред. А. И. Рарога. М., 2008. С. 22-23.
    12. Определение Конституционного Суда РФ от 10.07.2003 N 270-О «Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Курганского городского суда Курганской области о проверке конституционности части первой статьи 3, статьи 10 Уголовного кодекса Российской Федерации и пункта 13 статьи 397 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» // Вестник Конституционного Суда РФ. № 5. 2003.
    13. Уголовное право России. Практический курс / Под общ. ред. А. И. Бастрыкина; под науч. ред. А. В. Наумова. М., 2007. С. 27; Определение Конституционного Суда РФ от 16 января 2001 года № 1-О «По делу о проверке конституционности примечания 2 к статье 158 УК РФ» // Российская газета. 2001. 3 февраля.
    14. Федеральный закон от 31.07.1998 N 155-ФЗ (ред. от 29.12.2004) «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» // СЗ РФ. 03.08.1998. № 31. Ст. 3833.
    15. Закон РФ от 21.02.1992 № 2395-1 (ред. от 26.06.2007) «О недрах» // Российская газета. 15.03.1995. № 52.
    16. Ст. 1 Воздушного кодекса РФ.
    17. Курс уголовного права. Общая часть. Том 1: Учение о преступлении / Под ред. Н. Ф. Кузнецовой, И. М. Тяжковой. М., 2002. С. 93.
    18. Федеральный закон от 30.11.1995 N 187-ФЗ (ред. от 04.11.2006) «О континентальном шельфе Российской Федерации» // Российская газета. 07.12.1995. № 237.
    19. Федеральный закон от 17.12.1998 N 191-ФЗ (ред. от 04.11.2006) «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» // Российская газета. 24.12.1998. № 244.
    20. Уголовное право. Общая часть / Отв. ред. И. Я. Козаченко, З. А. Незнамова. М., 2001. С. 39.
    21. Российское уголовное право. Общая часть / Под ред. В. С. Комиссарова. СПб., 2005. С. 71.
    22. Договор о принципах деятельности государств по исследованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела 1967 г.
    23. Уголовное право России. Практический курс / Под общ. ред. А. И. Бастрыкина; под науч. ред. А. В. Наумова. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2007. С. 24.
    24. Наумов А. В. Российское уголовное право. Курс лекций. В 2-х тт. Т. 1. Общая часть. М., 2004. С. 151.

    Wikimedia Foundation . 2010 .

    1. Уголовное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса. Новые законы, предусматривающие уголовную ответственность, подлежат включению в настоящий Кодекс.

    2. Настоящий Кодекс основывается на Конституции Российской Федерации и общепризнанных принципах и нормах международного права.

    Комментарий к Ст. 1 УК РФ

    1. уголовное законодательство относит к исключительной компетенции Российской Федерации. Субъекты РФ не вправе принимать нормативные правовые акты, устанавливающие уголовную ответственность или освобождающие от нее, в связи с чем, например, ВС РФ признан противоречащим федеральному законодательству принятый в одном из субъектов РФ закон о помиловании.
    ———————————
    БВС РФ. 2001. С. 15 — 16.

    Конкретизируя конституционную норму, определяющую источниковую базу уголовного законодательства, ч. 1 комментируемой статьи 1 УК РФ устанавливает его полную кодификацию, поэтому оно существует лишь в форме УК. Из ч. 1 рассматриваемой статьи следует, что возможно принятие и других законов, содержащих уголовно-правовые нормы, например, комплексных законов, определяющих положения различных отраслей права (в частности, законов об организованной преступности, о коррупции, об усилении ответственности за преступления сексуального характера, совершенные в отношении несовершеннолетних). Кроме того, уголовно-правовые нормы могут предусматриваться во Вводном законе о введении в действие УК, в постановлениях Государственной Думы об амнистии и о порядке применения амнистии. Однако последние источники не содержат самостоятельных норм о преступности и наказуемости деяний, не предполагают применение ответственности как основного метода уголовно-правового регулирования (см. ), что корреспондирует с ч. 1 комментируемой статьи.

    Новые законы, предусматривающие уголовную ответственность, должны включаться в УК и, следовательно, не подлежат самостоятельному применению. Такое нормативное предписание обусловлено необходимостью закрепления гарантий законности в сфере уголовного судопроизводства и исключения аналогии закона в части преступности и наказуемости общественно опасных деяний (см. коммент. к ст. ст. 3, 8). В силу ст. ст. 54 , 71 Конституции , а также ст. ст. 8, уголовной ответственности лицо подлежит лишь за деяния, содержащие все признаки состава преступления, предусмотренного только федеральным уголовным законом — УК.

    2. Исключением из правила о единстве уголовного закона является представленное в в период вступления России в Совет Европы, но не реализованное и не имеющее практических перспектив положение о том, что ответственность за преступления против военной службы, совершенные в военное время либо в боевой обстановке, определяется законодательством РФ военного времени.
    ———————————
    См.: Федеральный конституционный закон от 30.01.2002 N 1-ФКЗ «О военном положении» // СЗ РФ. 2002. N 5. Ст. 375; Федеральный закон от 26.02.1997 N 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» (в ред. от 09.03.2010) // СЗ РФ. 1997. N 9. Ст. 1014; 1998. N 29. Ст. 3395; 2000. N 32. Ст. 3341; 2001. N 53 (ч. 1). Ст. 5030; 2002. N 12. Ст. 1093; N 52 (ч. 1). Ст. 5132; 2003. N 52 (ч. 1). Ст. 5038; 2004. N 35. Ст. 3607; 2006. N 1. Ст. 10; N 6. Ст. 637; N 44. Ст. 4534; 2010. N 11. Ст. 1176.

    3. В ч. 2 комментируемой статьи 1 Уголовного кодекса РФ установлен приоритет конституционных норм над другими правовыми нормами. Часть 1 ст. 15 Конституции определяет ее высшую юридическую силу и прямое действие. Законы, включая УК, не должны противоречить Конституции, в частности конституционным нормам, закрепляющим права и свободы граждан, обеспечивающиеся правосудием (ст. 18), равенство перед законом и судом (ст. 19); ограничение применения смертной казни (ст. 20); заключение под стражу только по решению суда (ст. 22); недопустимость повторного осуждения за одно преступление (ст. 50); правило об обратной силе закона (ст. 54) и др.
    ———————————
    БВС РФ. 1993. N 8. С. 7.

    В соответствии с указанной нормой, а также разъяснениями, содержащимися в Постановлении Пленума ВС РФ от 31.10.1995 N 8, суд, разрешая дело, применяет непосредственно нормы Конституции, в частности, в том случае, когда федеральный закон обнаруживает противоречие с положениями Конституции.
    ———————————
    БВС РФ. 1996. N 1.

    Например, по делу М., отказавшегося от несения обязанностей военной службы по религиозным убеждениям, Президиум ВС РФ признал отсутствие в его действиях состава уклонения от военной службы, поскольку действовавшее в то время законодательство, лежавшее в основе соответствующей бланкетной уголовно-правовой нормы (в частности, не предусматривавшей альтернативной гражданской службы), не соответствовало положениям ст. 28 и ч. 3 ст. 59 Конституции .
    ———————————
    БВС РФ. 1996. N 10. С. 7 — 8.

    При установлении неопределенности в вопросе о том, соответствует ли Конституции примененный или подлежащий применению по конкретному делу закон, суд, исходя из положений ч. 4 ст. 125 Конституции РФ , вправе в любой стадии рассмотрения дела обратиться в КС РФ с запросом о конституционности этого закона путем вынесения мотивированного определения (постановления). В связи с таким обращением производство по делу или исполнение принятого решения приостанавливается до разрешения запроса КС РФ, о чем специально указывается в определении (постановлении) суда.

    4. Признание КС РФ Закона, примененного судом в уголовном деле, не соответствующим Конституции, является новым обстоятельством (не известным на момент вынесения судебного решения, устраняющим преступность и наказуемость деяния), влекущим возобновление производства по уголовному делу (п. 1 ч. 4 ст. 413 УПК). Так, Президиум ВС РФ приговор суда и определение кассационной инстанции по делу О., осужденного по , отменил и дело в его отношении прекратил в связи с отсутствием состава преступления. При этом Президиум ВС РФ сослался на Постановление КС РФ от 19.06.2003 N 11-П «По делу о проверке конституционности положений федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации, регулирующих налогообложение субъектов малого предпринимательства — индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, в связи с жалобами ряда граждан» , признавшее не соответствующими Конституции статьи указанного Федерального закона, не освобождавшие индивидуальных предпринимателей, применявших упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, от уплаты налога на добавленную стоимость и налога с продаж. В связи с этим применение судом закона, не соответствующего Конституции, признано новым обстоятельством, влекущим возобновление производства по делу и отмену предыдущих судебных решений.
    ———————————
    СЗ РФ. 2003. N 26. Ст. 2695.

    БВС РФ. 2004. N 7. С. 13 — 14.

    Изложенные положения свидетельствуют об особой природе решений КС РФ, содержащих обязательные для правоприменителя правовые позиции (в особенности, постановлений), позволяющих в доктрине относить их, как и положения Конституции, если не к источникам уголовного закона, то к источникам уголовного права.

    5. Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы . Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

    Под общепризнанной нормой международного права следует понимать правило поведения, принимаемое и признаваемое международным сообществом государств в целом в качестве юридически обязательного, а под общепризнанными принципами международного права — основополагающие императивные нормы международного права, принимаемые и признаваемые международным сообществом государств в целом, отклонение от которых недопустимо (см. Постановление Пленума ВС РФ от 10.10.2003 N 5). Принципы и нормы международного права закреплены в международных пактах, конвенциях, иных документах (Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г. , Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. , Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. и Протоколы к ней и др.), а также в международных договорах РФ.
    ———————————
    РГ. 1995. 5 апр.

    БВС РФ. 1994. N 12.

    БМД. 2001. N 3.

    В силу п. 3 ст. 5 Федерального закона от 15.07.1995 N 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» положения официально опубликованных международных договоров РФ, не требующие издания внутригосударственных актов для применения, действуют в Российской Федерации непосредственно. В иных случаях наряду с международным договором РФ следует применять и соответствующий внутригосударственный правовой акт, принятый в целях осуществления положений международного договора. Данный вопрос разъяснен, в частности, в Постановлении Пленума ВС РФ от 10.10.2003 N 5. Например, Единая конвенция о наркотических средствах от 30 марта 1961 г. (с изм. и доп. от 25 марта 1972 г.) , Международная конвенция о борьбе с захватом заложников от 17 декабря 1979 г. , Гаагская конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов от 16 декабря 1970 г. и другие могут применяться лишь при их включении в УК. Положения указанных конвенций имплементированы, в частности, в гл. 24 — 26, 34 УК. Международно-правовые нормы, предусматривающие признаки составов конкретных преступлений, подлежат применению в Российской Федерации в тех случаях, когда статья УК прямо устанавливает необходимость обращения к международному договору РФ (например, ст. и ) .
    ———————————
    СЗ РФ. 1995. N 29. Ст. 2757.

    БВС РФ. 1996. N 1. С. 4.

    БМД. 2000. N 8. С. 15 — 50.

    Сборник международных договоров СССР. Вып. XLIII. М., 1989. С. 99 — 105.

    Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XXVII. М., 1974. С. 292 — 296.

    См. об этом, например: Взаимодействие международного и сравнительного уголовного права / Под ред. Н.Ф. Кузнецовой, В.С. Комиссарова. М., 2009.

    Уголовный кодекс Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации и общепризнанных принципах и нормах международного права.

    Как мы уже говорили, социальные перемены, происходящие в нашей стране в последние годы, спровоцировали рост терроризма в различных его проявлениях. Ходить по улицам родных городов, ездить в метро, троллейбусах, поездах, летать на самолётах и даже находиться дома стало очень рискованно.

    Терроризм стал бичом общества давным-давно. Но только в современном мире его масштабы достигли таких размеров, что он стал глобальной проблемой - наравне с ядерной угрозой и экологическими опасностями.

    Террористы часто совершают свои деяния в надежде, что о них будет сообщено в средствах массовой информации по всему миру, что, разумеется, придаст их персонам и их радикальным программам большую значительность. Так, известный террорист, действовавший в 1990-е гг. на Северном Кавказе, утверждал, что даже незначительный взрыв, например на вокзале, вызывает гораздо больший интерес средств массовой информации во всём мире, чем бой с правительственными войсками.

    Мы уже отмечали, что террористы никогда не остаются безнаказанными - они либо погибают в ходе контртеррористических операций, либо осуждаются на различные сроки заключения в соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации. Об этом важном документе и о наказаниях, которые ожидают террористов и их пособников, мы расскажем в данном параграфе.

    Уголовный кодекс Российской Федерации (введён в действие с 1 января 1997 г.)

    (Извлечения) 1

    Статья 1. Уголовное законодательство Российской Федерации

    1. Уголовное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса. Новые законы, предусматривающие уголовную ответственность, подлежат включению в настоящий Кодекс.

    <...>

    Статья 2. Задачи Уголовного кодекса Российской Федерации

    1. Задачами настоящего Кодекса являются: охрана прав и свобод человека и гражданина, собственности, общественного порядка и общественной безопасности, окружающей среды, конституционного строя Российской Федерации от преступных посягательств, обеспечение мира и безопасности человечества, а также предупреждение преступлений.

    2. Для осуществления этих задач настоящий Кодекс устанавливает основание и принципы уголовной ответственности, определяет, какие опасные для личности, общества или государства деяния признаются преступлениями, и устанавливает виды наказаний и иные меры уголовно-правового характера за совершение преступлений.

    Статья 3. Принцип законности

    1. Преступность деяния, а также его наказуемость и иные уголовно-правовые последствия определяются только настоящим Кодексом.

    2. Применение уголовного закона по аналогии не допускается.

    Статья 4. Принцип равенства граждан перед законом

    Лица, совершившие преступления, равны перед законом и подлежат уголовной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

    Статья 5. Принцип вины

    1. Лицо подлежит уголовной ответственности только за те общественно опасные действия (бездействие) и наступившие общественно опасные последствия, в отношении которых установлена его вина.

    2. Объективное вменение, то есть уголовная ответственность за невиновное причинение вреда, не допускается.

    Статья 6. Принцип справедливости

    1. Наказание и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, должны быть справедливыми, то есть соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного.

    2. Никто не может нести уголовную ответственность дважды за одно и то же преступление.

    Статья 7. Принцип гуманизма

    1. Уголовное законодательство Российской Федерации обеспечивает безопасность человека.

    2. Наказание и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, не могут иметь своей целью причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства.

    Статья 8. Основание уголовной ответственности

    Основанием уголовной ответственности является совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренного настоящим Кодексом.

    Статья 205. Террористический акт

    1. Совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях воздействия на принятие решения органами власти или международными организациями, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях - наказываются лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет.

    2. Те же деяния:

    а) совершённые группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

    б) повлёкшие по неосторожности смерть человека;

    в) повлёкшие причинение значительного имущественного ущерба либо наступление иных тяжких последствий,- наказываются лишением свободы на срок от десяти до двадцати лет с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет.

    3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они:

    а) сопряжены с посягательством на объекты использования атомной энергии либо с использованием ядерных материалов, радиоактивных веществ или источников радиоактивного излучения либо ядовитых, отравляющих, токсичных, опасных химических или биологических веществ;

    б) повлекли умышленное причинение смерти человеку, - наказываются лишением свободы на срок от пятнадцати до двадцати лет с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет или пожизненным лишением свободы.

    Примечание. Лицо, участвовавшее в подготовке террористического акта, освобождается от уголовной ответственности, если оно своевременным предупреждением органов власти или иным способом способствовало предотвращению осуществления террористического акта и если в действиях этого лица не содержится иного состава преступления.

    Статья 205.2. Публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма

    1. Публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма - наказываются штрафом в размере до пятисот тысяч рублей либо в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период до трёх лет, либо принудительными работами на срок до четырёх лет, либо лишением свободы на срок от двух до пяти лет.

    2. Те же деяния, совершённые с использованием средств массовой информации, - наказываются штрафом в размере от трёхсот тысяч рублей до одного миллиона рублей либо в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период от трёх до пяти лет либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до пяти лет. <...>

    Примечание. В настоящей статье под публичным оправданием терроризма понимается публичное заявление о признании идеологии и практики терроризма правильными, нуждающимися 8 поддержке и подражании.

    Статья 206. Захват заложника

    1. Захват или удержание лица в качестве заложника, совершённые в целях понуждения государства, организации или гражданина совершить какое-либо действие или воздержаться от совершения какого-либо действия как условия освобождения заложника, - наказываются лишением свободы на срок от пяти до десяти лет.

    2. Те же деяния, совершённые:

    а) группой лиц по предварительному сговору;

    б) с применением насилия, опасного для жизни или здоровья;

    в) с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия;

    г) в отношении заведомо несовершеннолетнего;

    д) в отношении женщины, заведомо для виновного находящейся в состоянии беременности;

    е) в отношении двух или более лиц;

    ж) из корыстных побуждений или по найму, - наказываются лишением свободы на срок от шести до пятнадцати лет <...>.

    3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они совершены организованной группой либо повлекли по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия, - наказываются лишением свободы на срок от восьми до двадцати лет с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет. <...>

    Примечание. Лицо, добровольно или по требованию властей освободившее заложника, освобождается от уголовной ответственности, если в его действиях не содержится иного состава преступления.

    Статья 207 . Заведомо ложное сообщение об акте терроризма

    Заведомо ложное сообщение о готовящихся взрыве, поджоге или иных действиях, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, - наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок до четырёхсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом на срок от трёх до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трёх лет.

    1 Извлечения из Уголовного кодекса приводятся в последней редакции.

    Выводы

    • Уголовное законодательство Российской Федерации состоит из Уголовного кодекса, введённого в действие с 1 января 1997 г.
    • Задачами Уголовного кодекса являются охрана прав и свобод человека и гражданина, собственности, общественного порядка и общественной безопасности, окружающей среды, конституционного строя Российской Федерации от преступных посягательств, а также предупреждения преступлений.

    Вопросы

    • Какие статьи включены в Уголовное законодательство Российской Федерации?
    • Какие основные задачи призван решать Уголовный кодекс Российской Федерации?
    • Какие основные принципы уголовной ответственности определены Уголовным кодексом Российской Федерации?
    • Какая уголовная ответственность предусмотрена за совершение террористического акта?

    Задание

    Подготовьте сообщение на тему «Участие в любой террористической деятельности - преступление, за которое предусмотрено уголовное наказание».