Войти
Образовательный портал. Образование
  • Чему равен 1 год на меркурии
  • Кто такой Николай Пейчев?
  • Томас андерс - биография, фото, личная жизнь солиста дуэта "модерн токинг" Синглы Томаса Андерса
  • Что показывает коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами Обеспеченность обязательств финансовыми активами в бюджетном учреждении
  • Как приготовить классические вареники с творогом
  • Как сделать тесто для яблочной шарлотки Как приготовить шарлотку с яблоками песочное тесто
  • Деление права на частное и публичное впервые было провозглашено в Древнем Риме. Публичное право Смотреть что такое "публичное право" в других словарях

    Деление права на частное и публичное впервые было провозглашено в Древнем Риме. Публичное право Смотреть что такое

    Любая из рассмотренных теорий деления права на публичное и частное, за исключением, конечно, теорий, отрицающих такое деление, содержит в себе элемент истины. Это объясняется тем, что каждая из них делает попытку обоснования разделения права с одной, только ей свойственной позиции. В этих условиях необходимо допустить возможность не отрицания каждой теории в отдельности, поскольку это не даст нам конструктивного решения поставленной проблемы, а, наоборот, синтеза теорий, исходя из их исключительных черт. В связи с этим выделим те аспекты вышеперечисленных теорий, которые обладают реальной способностью помочь нам в решении поставленной проблемы, а затем, путем их обобщения, сформулируем применимые на практике критерии разделения права на публичное и частное. 1.

    Материальные теории 1)

    Теория разделения права на основании охраняемых интересов: публичные или частные. Классификация по целям правового регулирования.

    Основные выводы: право, охраняющее публичные интересы, - публичное; право, охраняющее интересы частного лица, - частное. 2)

    Теория разделения права на основании регулируемых отношений: имущественные или неимущественные. Классификация по предмету правового регулирования.

    Основные выводы: предметом регулирования публичного права могут быть как имущественные, так и неимущественные отношения; частное право, как правило, регулирует имущественные отношения и те из неимущественных, объекты которых могут иметь денежную оценку. 2.

    Формальные теории 1)

    Теория инициативы защиты. Классификация по порядку защиты нарушенных прав.

    Основные выводы: инициатива защиты частных прав принадлежит непосредственно субъектам

    частных правоотношений; инициатива защиты публичных прав может исходить не только от участников публичных правоотношений, но и от иных уполномоченных государством органов. 2)

    Теория различия положения субъекта в правоотношении. Классификация по характеру связи субъектов правоотношений.

    Основные выводы: субъекты правоотношений в области частного права одинаково подчинены стоящей над ними властью и в этом смысле равны друг другу; правоотношения в области публичного права включают в свой состав субъекта, наделенного властными полномочиями, и поэтому неравного другим его субъектам.

    3) Теория разделения права по характеру обязательности предписаний правовых норм. Классификация по видам правовых норм.

    Основные выводы: свобода волеизъявления субъектов частных правоотношений реализуется в рамках диспозитивных правовых норм; свобода волеизъявления субъектов публичных правоотношений реализуется в рамках альтернативных правовых норм.

    Возможность рационального подхода к вопросу разделения права более очевидна в формальных теориях. Причем теория положения субъекта в правоотношении в сочетании с теорией разделения права по характеру правовых норм обладают существенными преимуществами в сравнении с прочими теориями разделения права на публичное и частное.

    Во-первых, как следует из проведенного анализа, в отличие от критериев разделения права, предлагаемых представителями других теорий, критерии, выдвигаемые сторонниками теории различия положения субъекта в правоотношении и теории разделения права по характеру обязательности предписаний правовых норм, оказались наиболее устойчивыми к изменениям правовой системы России, которые произошли за период с конца XIX - начала XX в. В наши дни критерии разделения права, обоснованные представителями этих теорий, столь же актуальны, как и столетие назад.

    Во-вторых, указанные критерии находятся во взаимосвязи: принцип диспозитивности возможен лишь в отношениях между равными субъектами и не может быть использован для регулирования отношений между неравными субъектами, что повышает их научную ценность. На данную взаимосвязь обратил внимание Л.С. Явич в своей работе "Право развитого социалистического общества". Анализируя основания для систематизации советского права, Л.С. Явич отметил, что с точки зрения взаимоположения сторон различают отношения координации и субординации, "горизонтальные" и "вертикальные" общественные связи. Отношения координации предполагают равное положение сторон и принцип диспозитивности в правовом регулировании их взаимодействия. Отношения субординации складываются между соподчиненными сторонами и требуют правового регулирования на основе принципа императивности. Грани между отраслями всегда подвижны, а методы регулирования не всегда строго отличны, но попытки применения к отношениям субординации принципа диспозитивности регулирования столь же безнадежны, как и стремление императивными средствами регламентировать отношения координациих(87). Правда, необходимо оговориться, что в основании вывода Л.С. Явича лежит отнюдь не теория разделения права на публичное и частное, а его собственные взгляды на проблему систематизации права.

    В-третьих, эти критерии являются наиболее конкретными, они не размыты различного рода оговорками.

    В-четвертых, данные критерии являются практически применимыми к позитивному праву.

    Все изложенное делает теорию положения субъекта в правоотношении в сочетании с теорией разделения права по характеру обязательности предписаний правовых норм квинтэссенцией общей теории разделения права на публичное и частное, предоставляя в наше распоряжение наиболее весомые критерии для осуществления разграничения позитивного права на публичное и частное. К данному выводу в своих рассуждениях достаточно близко подошел Б.Б. Черепахин, который полагал, что в связи с неустойчивостью исторических границ между частным и публичным правом и переплетением их элементов в каждый исторический момент, при догматическом изучении прав единственно приемлемыми являются формальные критерии разграничения, а из этих последних - положение субъекта в правоотношении и признак централизации и децентрализации правового регулирования *Т881. Наоборот, критерии материальные имеют существенное значение для вопроса о целесообразности отнесения той или иной области жизненных отношений к частному или публичному праву, то есть политико-правовой точки зрения*(89).

    Теория разделения права по различию положения субъекта в правоотношении и теория разделения права по характеру правовых норм выдвигают формальные, юридикодогматические критерии разделения права на публичное и частное.

    Однако это не умаляет их значения, поскольку "догматические принципы являются концентрированным выражением сущности правового регулирования той или иной сферы правопорядка, нашедшей закрепление в позитивном праве, субстанцией, вбирающей в себя наиболее существенные ее характеристики собственно регулятивного и ценностного свойства", поэтому "признание их критерием разграничения представляется вполне оправданным и обоснованным" 90]. Факт закрепления в позитивном частном праве сочетания принципов равенства субъектов правоотношений и диспозитивности может быть проиллюстрирован на примере целого ряда норм действующего законодательства. Так, в соответствии с п. 1 ст. 1 ГК РФ гражданское законодательство основывается, среди прочего, на признании равенства участников регулируемых им отношений, свободы договора, недопустимости вмешательства кого-либо в частные дела. Согласно п. 3 ст. 1 СК РФ регулирование семейных отношений осуществляется в соответствии с принципами равенства прав супругов в семье и разрешения внутрисемейных вопросов по взаимному согласию. Принцип диспозитивности реализуется в семейном праве посредством институтов брачного договора (гл. 8 СК РФ), соглашения об уплате алиментов (гл. 16 СК РФ) и целого ряда других соглашений. Менее последовательно рассматриваемые принципы отражены в ТК РФ*(91), который не содержит прямой нормы, закрепляющей принцип равенства работника и работодателя, устанавливая при этом свободу заключения трудового договора (ст. 2, 56 ТК РФ). Вместе с тем в соответствии со ст. 23-24 ТК РФ равноправие сторон является основой для социального партнерства, под которым понимается система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений. Одновременно провозглашается принцип свободы коллективных договоров и соглашений (ст. 46 ТК РФ).

    Разделение современного российского права на публичное и частное по предмету правового регулирования, т.е. на основании материальных признаков, по мнению автора настоящей работы, не представляется возможным как минимум по трем причинам. Во-первых, отсутствует теоретическая база для такого деления. Ни одна из исследованных в настоящей работе материальных теорий разделения права не дает для этого конструктивного критерия. Во-вторых, такое деление было бы неустойчивым с исторической точки зрения, так как в зависимости от конкретных потребностей развития государства одно и то же явление общественной жизни в различное время может регулироваться как публичным, так и частным правом. В-третьих, формирование современной правовой системы России происходило в условиях отрицания концепции деления права на публичное и частное, что лишило ее соответствующего фундамента.

    В связи с этим деление российского права по предмету правового регулирования, т.е. отраслевое деление, и деление позитивного права на публичное и частное не вполне соответствуют друг другу. Это обусловливает возможность проникновения формальных элементов публичного и частного права в различные правовые отрасли. Так, возникновение в отраслях права, исторически относимых к публичному, правоотношений между равноправными субъектами требует применения частно-правового принципа диспозитивности. Включение в частные правоотношения лица, наделенного властными полномочиями, влечет за собой ограничение свободы волеизъявления субъектов такого правоотношения императивными или альтернативными правовыми нормами. По этой причине четкой границы между публичным и частным правом нет и быть не может, они мыслимы лишь как два полюса, к которым в большей или меньшей степени притягиваются нормы той или иной отрасли права.

    Из курса логики известно, что для объединения предметов в группу необходимо найти систему элементов, общих для этих предметов и в то же время не принадлежащих предметам, не входящим в эту группу. Применительно к цели разделения позитивного права на публичное и частное данное логическое правило обусловливает необходимость выделения элементов права публичного и права частного. Как было установлено, наиболее существенными элементами частного права являются равенство субъектов правоотношений в сочетании с возможностью реализации свободы их волеизъявления в рамках диспозитивных правовых норм; публичного права - наличие в числе участников правоотношений субъекта, наделенного властными полномочиями по отношению к другим его участникам, в сочетании с возможностью реализации свободы волеизъявления субъектов правоотношений в рамках альтернативых правовых норм. Кроме того, как частное, так и публичное право обладают набором элементов, которые, не являясь отличительными, в большей степени соответствуют одной из этих правовых сфер. Так, предмет регулирования частного права, как правило, составляют отношения, объекты которых могут иметь денежную оценку, а инициатива защиты частных прав принадлежит непосредственно субъектам частных правоотношений. В отличие от него предмет регулирования публичного права не ограничен экономическими категориями, а инициатива защиты нарушенных прав может исходить не только от участников правоотношений, но и от иных уполномоченных лиц. С точки зрения теории права частное право в большей степени направлено на защиту интересов частных лиц, в то время как публичное право охраняет интересы общества в целом.

    В следующей главе настоящей работы перечисленные элементы публичного и частного права послужат инструментами для анализа современного позитивного конституционного права России.

    Частное право - это упорядоченная совокупность юридических норм, охраняющих и регулирующих отношения частных лиц. Публичное же право образуют нормы, закрепляющие порядок деятельности органов государственной власти и управления.

    Критериями классификации правовых норм на нормы публичного и частного права являются выполняемая ими в обществе роль и характер интересов, защищаемых теми или иными нормами.

    Нормы, обеспечивающие общезначимые (публичные) интересы - интересы общества и государства, относятся к отраслям публичного права.

    Все остальные, т. е. те, которые имеют своим непосредственным назначением защиту частных интересов граждан, образуют отрасли частного права.

    Публичное право образуют нормы, регламентирующие порядок организующей деятельности органов государственной власти и управления по обеспечению общественного интереса. Одной из сторон возникающих отношений является государство, которое с помощью властных велений обеспечивает подчинение других субъектов. Поэтому предписания публичного права не могут быть изменены соглашением частных лиц.

    Однако это не означает, что государство или органы, его представляющие, не могут быть участниками частноправовых отношений.

    Советская юридическая наука неплохо изучила сферу публичного права (централизованное управление и императивные методы, его сопровождающие), чего нельзя сказать о частном праве.

    Частное право связано, прежде всего, с возникновением и развитием частной собственности. Его образуют нормы, охраняющие и регулирующие отношения частных собственников в процессе производства и обмена. Это область децентрализованного регулирования общественных отношений. Государственная власть «изгоняется» из сферы частных интересов, выполняя лишь обеспечивающие функции. Недаром формирование капиталистических отношений вызвало рецепцию римского права.

    Если частное право - область свободы и частной инициативы, то публичное - сфера власти и подчинения. Частное право состоит из отраслей гражданского, предпринимательского, семей но-брачного, трудового права, а публичное - из отраслей конституционного, административного, финансового, уголовного и иных.

    Таким образом, основной смысл деления права на частное и публичное состоит в установлении пределов вмешательства государства в сферу интересов граждан и их объединений.

    Для публичного права характерны:

    одностороннее волеизъявление;

    субординация субъектов и правовых актов;

    преобладание императивных норм;

    ориентация на удовлетворение общественного интереса.

    Для частного права характерны:

    свободное двустороннее волеизъявление, использование договорной формы регулирования;


    равенство сторон;

    преобладание диспозитивных норм;

    ориентация на удовлетворение частных интересов.

    Гражданское и административное право (аккумулируя дозволительный и обязывающий режимы регулирования) являются олицетворением частных и публичных начал, а уголовное (выражая запрещающий режим воздействия на адресата) выполняет публичные задачи по защите социально значимых отношений.

    Деление права на частное и публичное несколько условно. В правовой системе они тесно переплетены. Ведь частное право не может существовать без публичного, которое защищает и обеспечивает нормальное функционирование первого. Поэтому на практике довольно часто возникают комбинации публичного и частного институтов. Наглядными примером этому является развивающееся информационное право. По поводу его дальнейшего развития в Окинавской хартии глобального информационного общества 2000 г. специально подчеркивается жизненная важность не только частных, но и публичных властных начал формирования и передачи информации, которые в конечном счете защищают и обеспечивают частный интерес.

    Между публичным и частным правом, а также входящими в них отраслями складываются не субординационные (отдающие приоритет какой-то одной отрасли), а координационные связи, обеспечивающие системное воздействие на общественные отношения. В связи с этим нормы ГК РФ не должны подменять нормы земельного или природоохранного законодательства, отдающих предпочтение общественным интересам. Публичное право активно используется для защиты общественных интересов при использовании природных ресурсов и для выравнивания положения экономически неравных субъектов в частноправовых отношениях, когда экономически сильная сторона распределяет права в свою пользу, нарушая необходимый баланс интересов. Тем самым публичное право обеспечивает равные возможности разных субъектов в их свободной конкуренции.

    В литературе выделяют следующие критерии, в зависимости от которых те или иные нормы права относят к частному либо публичному праву:

    интерес (если частное право призвано регулировать частные интересы, то публичное - общественные, государственные);

    предмет правового регулирования (если частному праву свойственны нормы, регулирующие имущественные отношения, то публичному - неимущественные);

    метод правового регулирования (если в частном праве господствует метод координации, то в публичном - субординации);

    субъектный состав (если частное право регулирует отношения частных лиц между собой, то публичное право - частных лиц с государством, либо между государственными органами).

    В настоящее время в правовой системе России все больше утверждаются такие институты частного права, как право наследуемого пожизненного владения, интеллектуальной собственности, возмещения морального ущерба и другие

    § 1. Отрасли публичного права

    Выявление природы и общих институтов публичного права как родового понятия открывает возможность дать характеристику прежде всего тех отраслей права, которые полностью входят в его орбиту. Эти отрасли отличаются однородной нормативной структурой и методами регулирования. Для них свойственны в ярко выраженной форме правовое обеспечение публичного интереса, деятельность субъектов, обладающих властными полномочиями, принятие общерегулирующих актов и дача обязательных предписаний, использование правоохранительных процедур. Соответствующие отрасли права изучаются в юридических высших учебных заведениях, что позволяет автору ограничиться их краткой характеристикой.

    Теория государства и теория права

    Длительное время в учебных заведениях преподавалась учебная дисциплина «Теория государства и права», а в юридической науке развивалась теория государства и права. Их слитность, «соединенность» объяснялись концепцией того времени, когда эти явления рассматривались в строгой зависимости друг от друга. В настоящее время предпринимаются попытки разделить – в научном и учебном планах – исследование и изучение государства и права. И в этом есть свой резон, поскольку названные явления предстают перед нами как более самостоятельные явления в широком контексте развития общества. Сказанное не означает нигилистического отношения к традиционной «парной» концепции и учебной программе.

    В любом случае для публичного права развитие теории государства, изучающей общие понятия государства, его институты и закономерности развития, и развитие теории права, исследующей понятие и признаки права, его систему и отрасли, тенденции развития, механизм правотворчества и правоприменения, служат исходной теоретико-методологической основой.

    Конституционное право

    Эта отрасль права предназначена для регулирования общественных отношений, которые лежат в основе стабильности об-

    Тихомиров Ю.А. Публичное право. Учебник. – М.: БЕК, 1995. С. 331

    В сжатом виде можно выделить следующие институты конституционного права, составляющие его содержание.

    1. Конституционное право – отрасль права

    Предмет, метод, конституционные нормы, конституционные отношения, источники конституционного права, конституционные понятия и термины.

    2. Теория конституции.

    Природа конституции, ее принятие, изменение и отмена, структура конституции, действие конституции и ее охрана

    3. Конституция в правовой системе.

    Высшая юридическая сила конституции, прямое действие конституции, правообразующее значение конституции, критерии конституционности правовых актов и их обеспечение, толкование конституции, конституционные основы соотношения национального и международного права

    4. Конституционный строй.

    Конституционные принципы организации общества и государства, статус гражданина, гарантии стабильности конституционного строя, факторы, влияющие на изменения конституционного строя.

    5. Конституционный статус человека и гражданина.

    Конституционный приоритет прав человека и гражданина, гражданство, классификация прав, свобод и обязанностей, конституционное обеспечение статуса гражданина

    6. Конституционное закрепление суверенитета народа.

    Принципы выражения народного волеизъявления и самоуправления, гарантирование свободной и легальной самоорганизации социальных, национальных и иных общностей, недопустимость узурпации власти народа. Первичность института народовластия

    Тихомиров Ю.А. Публичное право. Учебник. – М.: БЕК, 1995. С. 332

    7. Конституционное регулирование федеративного устройства.

    Устройство Российской Федерации, статус субъектов Федерации, разграничение предметов ведения и полномочий между органами Федерации и ее субъектов, согласительные и коллизионные процедуры, режимы территории, территориальное деление.

    8. Конституционный статус государственных и общественных институтов.

    Конституционные характеристики государства (демократического федеративного правового с республиканской формой правления), статуса политических партий, объединений граждан, средств массовой информации, политического многообразия.

    9. Конституционное регулирование государственной власти.

    Конституционные основы государственной целостности и взаимодействия органов государственной власти, разделения властей, конституционный статус законодательных, исполнительных и судебных органов, президента, выборы органов государства и должностных лиц.

    10. Конституционные основы местного самоуправления .

    Конституционная самоорганизация населения, порядок образования местного самоуправления, компетенция местного самоуправления, гарантии самостоятельности и охраны прав местного самоуправления.

    11. Избирательная система.

    12. Конституционные основы развития сфер общественной жизни.

    Конституционная ориентация на «общее благо», регулирование собственности, предпринимательства, труда, социальных отношений, экологии, обороны, международных отношений.

    Административное право

    Эта отрасль права – одна из самых объемных по своему содержанию, поскольку регулирует вопросы организации и деятельности разветвленного аппарата управления, т.е. всех звеньев системы органов исполнительной власти, а также «управленческий разрез» всех сфер экономического и социального развития.

    Тихомиров Ю.А. Публичное право. Учебник. – М.: БЕК, 1995. С. 333

    Административно-властные полномочия используются здесь в наиболее широких масштабах. В то же время по-новому предстоит осмыслить содержание и соотношение общей и особенной частей, поскольку рассматривать названные выше сферы государственной и общественной жизни только через призму государственного управления нельзя. В них усиливаются начала самоорганизации и саморегулирования.

    Ниже рассматриваются основные проблемы административного права .

    1. Административное право – отрасль российского права. Предмет, метод, система, административно-правовые отношения, источники, нормы административного права.

    2. Исполнительная власть.

    Признаки исполнительной власти, понятие органа исполнительной власти, классификация органов исполнительной власти, задачи, функции, полномочия, взаимоотношения органов федеральной исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов федерации, исполнительных органов местного самоуправления, администрации предприятий, учреждений и организаций.

    3. Государственная служба.

    Понятие службы, принципы государственной службы, прохождение службы, классификация служащих, права, обязанности, ответственность и поощрение служащих.

    4. Правовые акты управления.

    Понятие и признаки акта органа исполнительной власти, классификация актов, подзаконный характер актов управления, процесс подготовки и принятия осуществления актов управления.

    5. Управленческие договоры.

    Особенности договоров в сфере управления, виды договоров, субъекты договорных отношений, предмет договора, ответственность сторон.

    6. Обеспечение законности в управлении.

    7. Административная ответственность.

    Понятие и признаки административных правонарушений, виды административных правонарушений, основания приме-

    Тихомиров Ю.А. Публичное право. Учебник. – М.: БЕК, 1995. С. 334

    нения мер ответственности, виды ответственности, процедуры применения мер ответственности.

    8. Методы управления.

    Понятие и виды методов управления, убеждения, организация, регистрация и разрешения, регулирование, пресечение, контроль, надзор, принуждение.

    9. Административный процесс.

    Административно-процессуальные отношения и нормы, регламенты и процедуры, стадии административного процесса.

    10. Государственное управление в сфере экономики.

    Предметы ведения и полномочия Российской Федерации и ее субъектов в сфере управления, полномочия органов исполнительной власти в сфере экономики, их взаимоотношения, программы, государственный заказ, управление федеральной собственностью, методы регистрации, разрешений, регулирования, статус предприятий и иных хозяйствующих субъектов законодательства в сфере управления экономикой.

    11. Государственное управление в социально-культурной сфере.

    Разграничение предметов ведения и полномочий Российской Федерации и ее субъектов, система органов исполнительной власти в социально-культурной сфере, их полномочия и взаимоотношения, виды управленческих действий, государственная поддержка, стимулирование, правовое положение социально-культурных учреждений, отраслевое законодательство,

    12. Государственное управление в политической сфере.

    Полномочия Российской Федерации и ее субъектов в политической сфере, компетенция федеральных органов исполнительной власти в области международных отношений, обороны, охраны государственных и таможенных границ, компетенция органов субъектов Федерации в области охраны правопорядка, статус специальных структур и должностных лиц, отраслевое законодательство.

    13. Таможенное регулирование.

    Финансовое право

    Это отрасль права, регулирующая отношения в области планомерного образования, распределения и использования денежных фондов. Денежные средства необходимы для обеспечения важнейших сторон деятельности государства (пенсий, расходов на оборону, охраны природной среды и др.), финансирования его программ, для самообеспечения хозяйственной,

    Тихомиров Ю.А. Публичное право. Учебник. – М.: БЕК, 1995. С. 335

    торговой и иной деятельности предприятий, учреждений и организаций. Субъектами финансовых отношений являются Российское государство и его органы, субъекты Российской Федерации, органы местного самоуправления и юридические лица – хозяйствующие субъекты и др. Всегда одной из сторон финансовых отношений является орган, обладающий властными полномочиями .

    Рассмотрим кратко некоторые институты финансового права.

    Бюджетное законодательство

    Установление бюджетной системы, правовое регулирование государственных доходов и расходов федерации и ее субъектов, местного самоуправления, нормативы формирования бюджета, бюджетный процесс, права и обязанности субъектов бюджетно-правовых отношений, ответственность за невыполнение бюджетных обязательств, гарантии бюджетного самообеспечения, дотации, механизм регулирования бюджетного дефицита, субвенции и бюджетные кредиты.

    Налоговое законодательство

    Одна из важнейших отраслей законодательства, пока еще слабо развитых в России. Способствует финансовому обеспечению и постоянному пополнению государственного и местных бюджетов, стимулированию инвестиционной, производственной, торговой и иной деятельности.

    Долгие годы налоговые нормы содержались в подзаконных актах – постановлениях Правительства, инструкциях Министерства финансов, иных органов. Теперь формируется налоговое законодательство, включающее общие и специальные законодательные акты . Базовым является Закон «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», готовятся Налоговый кодекс и пакет новых законов в данной сфере. Меняются методы правового регулирования, когда стимулирование налогоплательщиков сочетается с усилением их ответственности. В перспективе на базе массива законодательных и подзаконных актов сложится налоговое право как самостоятельная отрасль.

    Тихомиров Ю.А. Публичное право. Учебник. – М.: БЕК, 1995. С. 336

    Можно выделить следующие составные элементы налогового законодательства и права. Это прежде всего понятие и виды налогов, распределение налогов по уровням – федеральные, налоги субъектов федерации, местные налоги, принципы налогообложения.

    Требуется установить права, обязанности и ответственность налогоплательщиков, основания возникновения, изменения и прекращения налоговых правоотношений, права, обязанности и ответственность налоговых органов, порядок взимания налогов, производство по делам о налоговых правонарушениях, налоговые взыскания, судебный порядок рассмотрения налоговых дел.

    Бесспорным путеводителем здесь может быть «Базовый мировой налоговый кодекс и Комментарии», подготовленный в 1992 г. специалистами Гарвардского университета в рамках международной налоговой программы. В нем особенно привлекают типовые дефиниции и процедуры налогообложения.

    Порядок платежей и денежных расчетов в государстве признан обеспечить устойчивый порядок взаимных расчетов, денежного обращения, внесения обязательных платежей и использования их в публичных интересах. С этим связаны эмиссия денег, выпуск и погашение займов, долговых обязательств, механизм регулирования инфляции, столь же важным являются валютное регулирование и валютный контроль государства.

    Важное значение имеют принципы и процедуры кредитования, сберегательного дела.

    К финансовому праву можно отнести, те части страхового законодательства и таможенного законодательства, которые определяют финансовые обязанности одной из сторон и возможности обеспечения их принудительной реализации другой стороной.

    Уголовное право

    Уголовное право является такой отраслью публичного Права, для которой характерны нормы запретительно-наказательного характера. Оно регулирует деятельность государства, его органов и должностных лиц, общественных объединений, а также поведение граждан в той части, которая из неправомерной должна становиться правомерной. Охранительные функции уголовного права определяют содержание уголовного ко-

    Тихомиров Ю.А. Публичное право. Учебник. – М.: БЕК, 1995. С. 337

    декса и других законов в данной сфере и способствуют борьбе с преступлениями. Действующий долгие годы Уголовной кодекс дополнен множеством поправок и изменений . Подготовлен новый Уголовный кодекс Российской Федерации .

    Для уголовного права первостепенное значение имеет определение задач и принципов уголовного законодательства, пределов действия Уголовного кодекса, понятия и видов преступлений как запрещенного уголовным законом деяния (действия или бездействия), причиняющего вред или создающего угрозу причинения вреда личности, обществу или государству. Устанавливаются категории преступлений. Подробно регулируются виды наказаний, которые меняются в новых условиях. Обеспечение эффективности наказаний как кары за совершенное преступление, как меры государственного принуждения, заключающейся в ограничении или лишении прав и свобод виновного лица, способствует успешной борьбе с преступностью.

    Среди преступлений, караемых по закону, назовем государственные, хозяйственные, должностные преступления, преступления против правосудия, порядка управления, а также против политических и иных прав и свобод граждан, против собственности, против общественной безопасности, общественного порядка и здоровья населения. Строгая и неумолимая реакция государства на них означает твердую защиту публичных интересов.

    Судоустройство

    Публичное право охватывает и такую область государственной деятельности, как правосудие и судоустройство. Речь идет о законах двух видов. Первая группа охватывает законы об устройстве судебной системы в целом и ее ветвей – Верховного Суда, Конституционного Суда и Высшего Арбитражного Суда и их звеньев. Собственно федеральные суды действуют вместе с судами субъектов федерации и мировыми судьями. Введение суда присяжных расширяет гарантии демократического судопроизводства. Регулируются также вопросы деятельности прокуратуры и судебного управления.

    Тихомиров Ю.А. Публичное право. Учебник. – М.: БЕК, 1995. С. 338

    Другая группа законов посвящена статусу судей, гарантиям их деятельности, неприкосновенности, а также порядку их назначения на должность и освобождения от должности.

    Процессуальное право

    Как известно, наряду с материальными, содержательными нормами права есть процессуальные нормы. Их назначение заключается в создании процедур реализации материальных норм. Включение процессуальных норм в тексты статутных и тематических законов не исключает необходимости постепенного формирования общей отрасли – процессуального права, которой присущи свой объект и методы регулирования, специфические нормы, «стадийные» правоотношения, возникающие на последовательно сменяющих друг друга фазах процесса.

    В рамках процессуального права можно выделить четыре разновидности процессуального законодательства: конституционное, административное, уголовное и гражданское. Преимущественно эти отрасли служат осуществлению судебной власти в соответствии со статьей 118 Конституции Российской Федерации , но они могут включать и процедуры, свойственные деятельности других органов. Не все названные отрасли развиты равномерно, особенно это касается административно-процессуального законодательства. Сейчас управленческие коллизии и споры попадают в орбиту и конституционных, и арбитражных судов, хотя формирование системы административной юстиции могло бы изменить разграничительные линии.

    Международное публичное право

    Среди комплекса отраслей международного права можно особо выделить международное публичное право. Его субъектами являются государство, нации, борющиеся за свою независимость, международные организации, неправительственные организации, межгосударственные объединения. К предмету регулирования относятся те базовые международно-правовые отношения, которые делают мировое сообщество устойчивым, оберегают его ценности, и прежде всего мир, права и свободы человека, и позволяют развивать связи и сотрудничество во многих сферах жизни. Международное частное право, морское, воздушное, космическое право служат достижению этих целей .

    Тихомиров Ю.А. Публичное право. Учебник. – М.: БЕК, 1995. С. 339

    Изучающим международное публичное право следует иметь в виду три основных нормативных блока, которые его составляют. Первый – вопросы, связанные с определением предмета, источников и методов регулирования в системе международного публичного права, его соотношения с национальным (внутригосударственным) правом. Второй блок охватывает такие общие институты, как субъекты, основные принципы международного права, право международных договоров, международные организации и конференции, ответственность.

    К третьему блоку относятся вопросы международно-правовой защиты прав и свобод человека, международной безопасности, территории, дипломатических и консульских отношений, процедур предотвращения и разрешения международных конфликтов. Упомянем и о механизмах сотрудничества государств в сфере экономики, экологии, культуры и др.

    Информационное право

    Бурное развитие информационных отношений и процессов обусловливает становление такой отрасли права, как информационное. Законодательные и иные правовые акты в данной сфере только появляются, но уже сейчас можно вести речь о комплексе специфических правовых вопросов в рамках названной отрасли. Имеются в виду информационные отношения как предмет правового регулирования, субъекты информационно-правовых отношений, правовой механизм получения, передачи, хранения и использования информации, юридические режимы информации разного содержания, пользования банками и базами данных, информационные правонарушения, ответственность. Думается, в таком виде формирующееся информационное законодательство и право в полной мере охватят нормативный массив, который некоторые специалисты относят к компьютерному праву или к кодексу информатики.

    Таковы в общих чертах наиболее типичные и устойчивые отрасли права, относящиеся к большому роду публичного права. Их перечень не является закрытым, напротив, прогресс общества будет открывать новые правовые горизонты.

    Вам, наверное, приходилось слышать: «частное лицо», «частная поездка», «частное дело». Каков же смысл этих выражений? Чтобы ответить на этот вопрос, выясним значение прилагательного «частный». В русском языке оно определяется как «принадлежащий отдельному лицу, не обществу, не государству». Следовательно, под частным лицом понимается реальный «естественный» человек (индивид), автономный (независимый и самостоятельный) от государственного и общественного вмешательства.

    Он неповторим и своеобразен, имеет свои собственные, только ему присущие частные (личные) интересы. Этим частное лицо отличается от лица общественного, скажем дипломата, уполномоченного представлять на международной арене интересы государства, а не свой собственный, частный интерес.

    Если же дипломат отправляется в отпуск или в зарубежную поездку не в служебных (общественных) целях, а по приглашению друзей, то эта поездка является его частным делом, а сам дипломат - частным лицом.

    Значит, один и тот же человек может быть и частным лицом, и лицом государственно-общественным. Две сферы единой человеческой жизни - частная и публичная - тесно связаны друг с другом, и в то же время каждая из них имеет свои особенности и неустранимые различия.

    Наиболее уникальна и неповторима частная жизнь. Попытаемся приоткрыть некоторые из ее тайн.

    Что такое частная жизнь . Что же представляет собой частная жизнь? Каковы ее устойчивые стороны (аспекты)? Попробуем разобраться в этом, опираясь на одну из сюжетных линий рассказа из цикла «Сцены частной жизни» известного французского писателя XIX в. О. де Бальзака.

    Молодой, образованный человек, талантливый художник Теодор влюбляется в очаровательную дочь богатого торговца сукном Августину и женится на ней. При заключении брачного контракта предусмотрительная семья Августины настояла на раздельном владении супругами имуществом.

    Несмотря на взаимную любовь, этот брак несчастлив.

    Августина - прекрасная мать, бережливая в мелочах домашнего быта хозяйка. Она великодушно оплачивает все расходы мужа, чтобы сохранить его состояние. Тем не менее Теодор угрюм и раздражителен. Его впечатлительную натуру постоянно ранит невежественность и невосприимчивость жены к подлинному искусству. Он уже не делится с ней своими мыслями, творческими планами. Однако, надеясь, что общение с друзьями-художниками разовьет в Августине дремлющие, по его мнению, зачатки духовной жизни, Теодор вводит ее в свою компанию. Но жеманное, чопорное поведение жены, выдающее скудость ее воспитания, внесло в общество молодых людей дух недоверчивости и скованности. Она стала предметом безобидных шуток и насмешек. Это окончательно сломило тщеславного Теодора. Семейное счастье не состоялось.

    Итак, наверное, вы обратили внимание на то, что первым, важнейшим аспектом частной жизни является внутренняя духовная жизнь человека: мир его мыслей и чувств, свобода думать так или иначе, верить во что-то, а во что-то не верить, самому решать, кому и в какой мере сообщать о своих мыслях, эмоциях, верованиях, делать или не делать их предметом гласного обсуждения, т. е. фактом жизни общественной.

    Бальзаковские герои думали и чувствовали по-своему, подчеркнем, имея на то полное право. Августину целиком поглощали будничные, подчиненные хозяйственным хлопотам мысли.

    Теодор, напротив, был равнодушен к «житейским мелочам», но стремился к признанию и восхищению общества, друзей, более близких ему по духу, чем жена.

    Второй аспект частной жизни - непосредственное межличностное общение. Здесь за человеком признается право самому, по зову своего сердца и своему разумению, строить межличностные отношения с окружающими его людьми, решать, кто достоин его уважения, а кто презрения, кого любить, с кем дружить, а кого сторониться, избегать. Человек имеет право также на тайну переписки, телефонных разговоров и других средств межличностного общения.

    Действительно, Теодор сам, по собственному желанию, беспрепятственно женился на Августине. Он сам, по своему разумению, строил свои отношения с женой и окружающими: вначале, полностью отдавшись любви, был недоступен даже самым близким друзьям, а затем вновь вернулся к своим привычкам и стал вращаться в обществе.

    Непосредственные межличностные отношения с молодыми супругами возникли и у друзей Теодора. Они не приняли в свой круг малообразованную, робкую Августину, но продолжали восхищаться умом и талантом ее мужа. (Подумайте, а как бы вы поступили на их месте.)

    Третий аспект частной жизни - это решения и действия, касающиеся личного и семейного потребления. Человек вправе сам решать, какие предметы и услуги, когда и в каких количествах потреблять, где и как их покупать. Сюда относится домашнее хозяйство, домоводство и все, что связано с досугом.

    Перед Августиной, состоятельной женщиной, женой не менее состоятельного мужа, стояла проблема свободного выбора: как вести домашнее хозяйство, организовать семейный досуг? И она, зная расточительность своего мужа, сочла необходимым проявлять бережливость: занималась починкой белья (это занятие заменяло ей досуг), не покупала себе дорогих нарядов, считая, что их вполне могут заменить опрятность, хороший вкус и изящество. (А как бы вы решили проблему выбора на месте Августины?)

    Четвертым важным аспектом частной жизни являются имущественные отношения.

    Имущество, принадлежащее отдельному лицу, группе лиц, является частной собственностью этого лица или группы лиц.

    Право частной собственности - естественное и неотчуждаемое право владеть, пользоваться и распоряжаться своим имуществом по собственной воле и своему усмотрению, например передавать по наследству, дарить, перемещать, а также использовать для частного предпринимательства.

    Частная собственность является основой личного благополучия человека, опорой его независимости. Не потому ли бальзаковские герои так свободны в выборе решений и действий, что каждый из них владеет собственностью: Августина - частью отцовского наследства (суконными магазинами), а Теодор - своей художественной мастерской и славившимися на весь мир дорогостоящими картинами?

    Итак, мы рассмотрели устойчивые стороны частной жизни, а также ряд прав, определяющих данную сферу как частную.

    Подчеркнем, что частная жизнь людей реализуется лишь в обществе свободных граждан - гражданском обществе и является его важнейшей составляющей. Не случайно понятие «частная жизнь» приобрело конкретную смысловую нагрузку (как независимая от прямого государственного, а также общественного вмешательства сфера человеческой деятельности) только в XIX в., в связи с утверждением в Западной Европе и США частного права.

    Частное право . Деление права на публичное и частное впервые было проведено в Древнем Риме. Уже в первом римском своде законов, который появился в середине V в. до н. э. и назывался «Законы XII таблиц», защищалась свобода личности и ее неотъемлемая основа - частная собственность.

    Римское частное право изменило и семейно-брачные отношения, приблизив античную римскую семью к ее современной модели. Гнетущая власть мужа над женой и отца над детьми была смягчена. Любой брак мог расторгаться по взаимному согласию супругов и по одностороннему заявлению одного из них. Выравнивались и имущественные отношения супругов. Закон гарантировал интересы детей - наследников.

    Кроме того, частное право требовало от римских граждан уважения законов и обычаев иностранцев, проживавших в Риме, и защищало их естественные права. К ним римские юристы относили право собственности, заботу о потомстве, о самозащите и пр. Эти права были названы «общими для всех народов Земли».

    Таким образом, частное право регулировало право собственности и владения, семейное и наследственное право, обязательства, вытекавшие из договоров, а также естественное право всех народов. Поскольку оно выросло на римской почве, его назвали цивильным (от латинского слова civilis - гражданский, общественный).

    Благодаря этим качествам римское право заимствовано и развито западноевропейским, а также американским правом.

    В современном российском обществе идея деления права на частное и публичное стала активно внедряться в юридическую теорию и практику в конце XX столетия в связи с переходом к рыночной экономике, ориентацией на утверждение в нашей стране гражданского общества и правового государства.

    Вспомним права, определяющие частную сферу жизнедеятельности гражданина. Это право на жизнь и личную неприкосновенность; на свободу мысли, совести и религии; право на тайну корреспонденции (писем, телефонных переговоров, телеграфных и иных сообщений); право на невмешательство в личную и семейную жизнь; право на неприкосновенность жилища, на владение имуществом (частной собственностью) и др.

    Отличительная особенность этих прав состоит в том, что они предоставляют возможность гражданину проявлять инициативу в качестве индивидуального собственника, ограждают его частную жизнь, как мы выяснили, от внешнего вмешательства. Поэтому данные права называются ограждающими и относятся к группе частных гражданских прав.

    Гражданские права закрепляются в нормах гражданского, семейного, международного частного отраслей права, юридически обеспечивая тем самым частные интересы граждан. На этом основании обозначенные отрасли объединяются в единую подгруппу - частное право. Следовательно, частное право - это не какая-то отдельная отрасль, а совокупность отраслей - часть системы действующего права.

    Частное право регулирует имущественные и личные неимущественные отношения между гражданами, коллективами людей (предприятиями, фирмами и пр.). К имущественным относятся отношения, возникающие по поводу различного рода материальных благ: вещей, работ, услуг (ремонт квартиры, стирка белья в прачечной и пр.). Под личными неимущественными понимаются отношения, которые возникают по поводу неимущественных (духовных) благ: честь, достоинство, доброе имя гражданина, его свобода и личная неприкосновенность, авторское произведение, изобретение и пр.

    Частноправовые отношения имеют определенный набор специфических признаков. Во-первых, они складываются обычно по воле самих участников. Совершаемые ими двухсторонние действия (скажем, договоры купли-продажи, мены, т. е. обмена, займа, аренды и пр.) или односторонние акты (например, завещание) приобретают юридическую силу, если осуществляются добровольно.

    Во-вторых, частноправовые отношения основаны на юридическом равенстве участников - равноправии сторон. Например, если гражданин С. покупает у гражданина Р. квартиру, то возникшее имущественное правоотношение будет регулироваться частным правом. Здесь налицо свобода договора и равенства сторон: одна сторона обязуется передать в собственность свое имущество, а другая - выплатить по взаимной договоренности его стоимость.

    В-третьих, частноправовые отношения имеют горизонтальный характер, т. е. непосредственно не связаны с органами государственной власти и подчинением им. Предположим, одна из газет опубликовала статью, порочащую честь и доброе имя гражданина Д. По поводу написанного возникло горизонтальное правоотношение между редакцией и гражданином. Он потребовал от редакции и добился опровержения. В случае отказа пострадавший вправе был обратиться в суд и даже настаивать на денежной компенсации за причиненный моральный ущерб.

    Очевидно, что все названные признаки частноправовых отношений - это естественно сложившиеся отношения в гражданском обществе.

    Следует отметить, что ядро частного права составляет гражданское право, главным источником которого является Гражданский кодекс РФ. В статье 1 (п. 1) ГК РФ идеи частного права приобретают характер единых общепризнанных международным сообществом юридических принципов. К ним относятся: равенство участников, неприкосновенность собственности, свобода договора, невмешательство кого-либо в частные дела, необходимость беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечение восстановления нарушенных прав, судебная защита прав. Эти принципы распространяются на все отрасли права, все частноправовое законодательство. Кроме того, кодекс (он состоит из трех частей) регулирует в единой системе наиболее широкий круг имущественных и личных неимущественных отношений. Так, в первой части рассматривается спектр вопросов, связанных с правовым положением участников гражданских правоотношений, заключением и расторжением договоров, исполнением и обеспечением обязательств. Большое внимание уделяется также проблеме собственности во всех ее видах и проявлениях. Вторая часть регламентирует разнообразные виды договоров и обязательств, а третья - охватывает исключительные права в интеллектуальной собственности (в области авторства, изобретательства, научных открытий и пр.), наследственное право. Тем самым впервые в российской истории (две первые части кодекса были приняты и вступили в силу в 1995-1996 гг.) получили развернутое регулирование фундаментальные основы частноправовой, рыночной экономики, гражданского общества в целом.

    Что такое публичная жизнь . Гражданское общество и государство не отделены непреодолимой стеной, а, напротив, взаимодействуют друг с другом.

    Главное предназначение правового государства - служить, опираясь на право, каждому гражданину, всему гражданскому обществу.

    А для этого необходимо, чтобы сами граждане имели возможность принимать участие в государственно-общественных делах, в решении жизненно важных для себя проблем, добровольно выполняли официально принятые на государственном уровне законы и другие нормативные акты. В противном случае вряд ли удастся обеспечить мир и стабильность в обществе, атмосферу взаимодоверия между гражданином и государством.

    Участие гражданина в государственно-общественных делах осуществляется на основе политических прав. К ним относятся: право избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления; право доступа к государственной службе; право объединяться в общественные организации (в том числе политические партии); право проводить митинги, уличные шествия, пикетирование и др. (Продолжите этот перечень.)

    Реализуя такое политическое право, как избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления, право доступа к государственной службе, гражданин может стать членом законодательных органов, министром, милиционером, военнослужащим и пр.

    Решения государственных органов, как известно, обязательны для исполнения всеми гражданами в правовом государстве. Вместе с тем любой гражданин, достигший совершеннолетия, может обжаловать решения или действия государственных органов и органов самоуправления в суде; может обратиться к ним с петицией; выступить (например, в печати) с предложениями по совершенствованию того или иного закона, законопроекта, участвовать в его всенародном обсуждении. Ведь он имеет на все это права (определите, какие конкретно).

    И наконец, право объединяться в общественные организации означает, что гражданин может стать членом любой официально признанной политической партии, движения и пр.

    Личность, являясь членом той или иной общественно-политической организации, как бы отождествляет свой интерес с интересом определенного социального слоя и связывает себя с соответствующей организацией, предоставляет ей право выражать и защищать свой интерес на государственном уровне.

    Таким образом, в процессе реализации гражданином политических прав его отношения с государством приобретают политический характер. Напомним, что политические отношения возникают в связи с деятельностью государства, а также участием общественных объединений граждан в государственно-общественных делах.

    Политическая деятельность имеет гласный, открытый характер и затрагивает интересы всего общества, всего народа, поэтому ее рассматривают как публичную государственно-общественную деятельность (от лат. publicus - общественный, гласный, открытый).

    В этой связи жизнь гражданина в качестве участника политики (например, избирателя) получила название публичной жизни.

    Публичное право . Публичная жизнь регулируется публичным правом -- второй крупной составной частью действующей системы права. (Первая его часть представлена, как мы выяснили, частным правом.)

    Публичное право, ядром которого являются политические права, включает конституционное, административное (от лат. administratio - управление, руководство), финансовое, уголовное, международное публичное и другие отрасли. Они в отличие от отраслей частного права обеспечивают общий, совокупный (публичный) интерес. Нормами публичного права закрепляется и регулируется порядок деятельности органов государственной власти и управления; формирования и работы парламентов, других представительных учреждений; осуществления правосудия, борьбы с посягательствами на существующий строй и пр.

    Для публично-правовых отношений характерно неравноправие сторон: они построены на началах власти и подчинения (одна сторона обладает юридическими правами, а на другую возлагаются юридические обязанности). Например, вследствие безбилетного проезда в транспорте, неуплаты налогов, нарушений паспортной системы, уклонения без уважительных причин от воинской службы, хулиганства и пр. возникают публично-правовые отношения между нарушителями юридических норм, с одной стороны, и государственными органами - с другой. Вторая сторона наделена правом контроля за соблюдением установленных правил и правом применения к правонарушителям соответствующих мер воздействия. Следовательно, публично-правовые отношения - это отношения не горизонтальные, а вертикальные.

    Отметим, что частное и публичное право, так же как частная и публичная жизнь, взаимосвязаны. Например, вновь созданные в гражданском обществе добровольные объединения проходят регистрацию в соответствующих государственных органах. В свою очередь, государственные органы могут выступать в качестве равноправной стороны в гражданских правоотношениях.

    Некоторые отрасли права находятся как бы на стыке между правом частным и публичным. Так, в трудовом праве тесно сочетаются элементы публичного права (например, расторжение трудового договора по инициативе администрации, наложение дисциплинарных взысканий и т. п.) и частного права (заключение трудового договора и его расторжение по инициативе работника).

    Итак, мы выяснили, что частная и публичная сферы жизнедеятельности гражданина регулируются частным и публичным правом - двумя составными частями действующей системы права. Частное право обеспечивает частные интересы граждан, а публичное - общие, государственные интересы.

      Основные понятия

    • Частная жизнь, частное право, публичная жизнь, публичное право, гражданский кодекс.

    Вопросы для самопроверки

    1. Что такое частная жизнь?
    2. Какие права лежат в основе частного права и почему? Раскройте смысл каждого из этих прав.
    3. Считаете ли вы, что право на неприкосновенность част* ной жизни необходимо гражданам всех стран? Аргументируйте ответ.
    4. Что такое публичная жизнь?
    5. Какова суть публичного права?
    6. В чем значение Гражданского кодекса?

    Задания

    1. Во многих странах считается признаком дурного тона жаловаться на свою судьбу, рассказывать о своих трудностях и невзгодах. Такой человек в глазах окружающих выглядит неудачником. Объясните почему.
    2. В СССР долгое время человек рассматривался преимущественно как труженик - коллективист, который должен жить и работать во имя общего (государственного) дела и получать от государства определенную сумму благ. Личные и семейные дела считались второстепенными по сравнению с делами общественными, а стремление человека больше зарабатывать и на заработанные средства купить, скажем, дачу или машину оценивалось многими людьми как стяжательство.

      Выскажите ваше мнение, считаете ли вы эти оценки и взгляды справедливыми и гуманными. Аргументируйте свой ответ. Изменились ли эти взгляды и оценки сегодня? Свой ответ поясните.

    3. В 1922 г. нарком иностранных дел Г. В. Чичерин возглавил советскую делегацию на международной конференции в Генуе. Активным организатором Генуэзской конференции явился британский премьер-министр Д. Ллойд Джордж.

      Предположите, в каком качестве (государственных или частных лиц) выступали Г. В. Чичерин и Д. Ллойд Джордж. Свой ответ поясните. В каком случае эти видные государственные деятели приобрели бы, на ваш взгляд, иной статус и почему?

    4. Подготовьте небольшой рассказ, в котором прослеживались бы различные аспекты частной жизни.
    5. Определите, какие из нижеприведенных ролей относятся к частной жизни, а какие - к публичной жизни гражданина:
      1. отец семейства;
      2. организатор частной художественной мастерской;
      3. государственный служащий;
      4. друг;
      5. член политической партии;
      6. супруга;
      7. участник всенародного обсуждения законопроекта.

      Свой ответ поясните.

    Функциональное назначение явления во многом определяет его структуру. Поскольку выполняемая функция делает структурный элемент необходимым. Поэтому основными элементами системы права являются такие относительно самостоятельные, юридически обособленные компоненты, которые, обладая функциональной общностью, сохраняют и выполняют присущие праву регулятивные свойства. К ним относятся: нормы права, правовые институты и отрасли права. В своем целенаправленном взаимодействии, обеспечивая функциональное «разделение труда», они образуют структуру права. Каждый из этих элементов необходим для функционирования права, а их совокупность достаточна для выполнения его назначения. Будучи материальным носителем упорядоченности, структура обусловливает целостность и устойчивость системы, относительное постоянство во времени, самостоятельность и обособленность ее элементов, а также их развитие и совершенствование по мере изменения условий общественной жизни, поскольку каждая совершенная система права должна обладать адапционными свойствами и способностями самосовершенствоваться в ответ на изменения социальных условий.

      Частное и публичное право.

    Деление права на частное и публичное предпринималось еще древнеримскими юристами. В той или иной форме оно существует и в настоящее время.

    Суть указанного деления состоит в том, что в любой правовой системе есть комплексы норм, призванные преимущественно обеспечить либо общественный, публичный интерес (конституционное, уголовное, административное, финансовое и т.п. отрасли права), либо интересы частных лиц (гражданское, семейное, торговое и т.п. отрасли права).

    Публичное право образует нормы, регламентирующие порядок организации деятельности органов государственной власти и управления по обеспечению общественного интереса. Одной из сторон возникающих отношений является государство, которое с помощью властных велений обеспечивает подчинение других субъектов. Поэтому предписания публичного права не могут быть изменены соглашением частных лиц. По мнению К. Савиньи в публичном праве государство является целью, а человек средством, в частном праве человек является целью, а государство средством.

    Однако это не означает, что государство или органы, его представляющие, не могут быть участниками частно-правовых отношений.

    Советская юридическая наука неплохо изучила сферу публичного права (централизованное управление и императивные методы, его сопровождающие), чего нельзя сказать о частном праве.

    Частное право связано прежде всего с возникновением и развитием частной собственности. Его образуют нормы, охраняющие и регулирующие отношения частных собственников в процессе производства и обмена. Это область свободы и частной инициативы. Область децентрализованного регулирования общественных отношений. Государственная власть «изгоняется» из сферы частных интересов, выполняя лишь обеспечивающие функции. Недаром формирование капиталистических отношений вызвало рецепцию Римского права.

    Таким образом, основной смысл деления права на частное и публичное состоит в установлении пределов вмешательства государства в сферу интересов граждан и их объединений в использовании различных типов правового регулирования.

    Для публичного права характерны:

    1) одностороннее волеизъявление;

    2) субординация правового положения субъектов и правовых актов;

    3) преобладание императивных норм (для государственных органов и должностных лиц императивный характер приобретают не только обязанности и запреты, но и правомочия);

    4) ориентация на удовлетворение действительно общественного интереса (публичное право не должно стать предметом приватизации относительно небольшой группы частных лиц).

    Для частного права характерны:

    1) свободное двустороннее волеизъявление, использование договорной формы регулирования;

    2) равенство сторон;

    3) преобладание диспозитивных норм;

    4) ориентация на удовлетворение частных интересов. Причем индивидуализм частного права не тождественен стяжательству и эгоизму. Он предполагает лишь свободу осуществления своего права, которое может использоваться как для достижения эгоистических, так и альтруистических целей.

    Гражданское и административное право (аккумулируя дозволительный и обязывающий режимы регулирования) являются олицетворением частных и публичных начал, а уголовное (выражая запрещающий режим воздействия на адресата) выполняет публичные задачи по защите социально значимых отношений.

    Деление права на частное и публичное несколько условно. В правовой системе они тесно переплетены. Частные и публичные начала наглядно проявляются в соотношении субъектов иных прав и юридических обязанностей. Если субъект права показывает, что что-то существует для субъекта, то обязанность выражает поведение в интересах других. Поэтому при оценке обязанностей велико значение морали. Частное право не может существовать без публичного, которое защищает и обеспечивает нормальное функционирование первого. Нельзя забывать о том, что всякое право официальное, общеобязательное и в этом смысле публично зависящее от законодателя. Оно признается государством независимо от того, какую сферу человеческих отношений регулирует. Поэтому на практике довольно часто возникают комбинации публичного и частного институтов. Наглядными примером этому является развивающееся информационное право. По поводу его дальнейшего развития в Окинавской хартии глобального информационного общества специально подчеркивается жизненная важность не только частных, но и публичных властных начал формирования и передачи информации, которые в конечном счете защищают и обеспечивают частный интерес.

    Тенденция публизации частного и приватизации публичного права проявляется в распространении правил об охране прав и интересов работников на гражданско-правовые договоры. Таким образом, правильное соотношение публичных и частных интересов при регулировании определенных отношений помогает не столько установить четкие полномочия их участников, но и подобрать адекватные средства их реализации.

    Между публичным и частным правом, а также входящими в них отраслями складываются не субординационные (отдающие приоритет какой-то одной отрасли), а координационные связи, обеспечивающие системное воздействие на общественные отношения. В соответствии со ст. 76 Конституции РФ ни один федеральный закон не обладает по отношению к другому федеральному закону большей юридической силой. В связи с этим нормы ГК РФ не должны подменять нормы земельного или природоохранного законодательства, отдающих предпочтение общественным интересам. Публичное право активно используется для защиты общественных интересов при использовании природных ресурсов и для выравнивания положения экономически неравных субъектов в частноправовых отношениях, когда экономически сильная сторона распределяет права в свою пользу, нарушая необходимый баланс интересов.

    Тем самым публичное право обеспечивает равные возможности разных субъектов в их свободной конкуренции. При этом нельзя допускать, чтобы под видом публичного права осуществлялись частные интересы чиновников.

    Недооценка значимости публичного права чревата угрозой разрушения внутрисистемных связей права в целом.

      Предмет и метод правового регулирования как основания деления норм права на отрасли.

    Предмет и метод правового регулирования являются материальным и юридическим критериями деления права на отрасли.

    Предмет правового регулирования - это общественные отношения, возникающие между субъектами по поводу объектов определяющих их интерес (что регулирует отрасль права?). Данные отношения должны отвечать определенным требованиям:

    – отражать социальное взаимодействие между несколькими субъектами по поводу согласования их социально значимых интересов;

    – быть устойчивыми, типичными, т.е. характеризоваться повторяемостью событий и действий людей;

    – обладать способностью воспринимать правовые требования и допускать возможность контроля за ними со стороны общества, государства и личности (право регулирует отношения через волю и сознание человека. Волевой характер отношений предполагает возможность сознательного выбора определяющего вариант поведения);

    – в их правовом регулировании должно быть заинтересовано государство.

    Таким образом, предмет правового регулирования формируется в связи с необходимостью правового опосредования определѐнных отношений, заинтересованности государства в их правовом регулировании и практической возможности такого регулирования.

    Масштабность, сложность и значимость предмета регулирующего воздействия предопределяет степень сложности, и масштабности создаваемых правил поведения. Они должны быть ни излишне упрощенными, ни чрезмерно сложными или препятствующими проявление разумной инициативы, затрудняющими восприятие и выполнение предъявляемых требований.

    Предмет правового регулирования следует отличать от объекта правового регулирования, который, будучи более широким, по содержанию представляет собой форму проявления обезличенных типовых отношений в поступках конкретных людей по поводу определенных явлений действительности.

    Структуру предмета правового регулирования составляют следующие элементы:

    а) субъекты общественных отношений;

    в) объекты общественных отношений (предметы объективного мира, с которыми связано поведение людей);

    г) социальные факты (различные события и жизненные обстоятельства), послужившие «толчком» к возникновению отношений.

    Регулируя общественные отношения, право не может прямо и непосредственно влиять на поведение их участников. Для этого необходимо повлиять на их волю и сознание с помощью целого комплекса средств и методов стимулирующих, ограничивающих или запрещающих их социально значимые поступки (особенно наглядно справедливость этого утверждения проявляется при воспитании детей).

    Таким образом, социально значимая деятельность субъектов права требует использования различных методов регулирующего воздействия.

    Метод правового регулирования - совокупность средств, приемов и способов, с помощью которых, обеспечивается регулятивное воздействие на общественные отношения для достижения юридически значимой цели (как, каким способом регулируются общественные отношения?). Благодаря оптимально подобранной системе средств и способов воздействия можно быстро добиться запланированного социального результата. И наоборот, неверно, подобранный метод воздействия может отдалить от запланированной цели и привести к нежелательным последствиям. Метод является дополнительным, юридическим критерием деления права на отрасли. Это связано с тем, что многие родственные отношения подвергаются правовому воздействию разными способами и средствами. Так, внешне схожие имущественные отношения, могут регулироваться различными методами и относится к различным отраслям права.

    Для этого достаточно сравнить имущественные отношения, возникающие вследствие причинения вреда (ст. 59 ГК РФ), имущественные отношения, связанные с посягательством на собственность физического лица в форме мелкого хищения (ст. 7.27. КОАП РФ), а так же имущественные отношения, возникающие в следствии преступления против собственности (гл. 21 УК РФ).

    Предмет и метод правового регулирования являются критериями деления права не только на отдельные отрасли, но и на комплексы отраслей частного и публичного права. Только в этом случае приоритет отдается не предмету, где акцентируется внимание на правовом положении субъектов, участников регулируемых отношений (в частном праве - это граждане и юридические лица, в публичном - обязательная сторона - государство или его органы), а методу регулирующего воздействия (равенства сторон или власти и подчинения).

    Таким образом, своеобразие регулируемых отношений и специфика цели определяют необходимый и достаточный набор средств, приемов и способов юридического воздействия. Это обстоятельство предопределяет и направленность метода. Факторы, определяющие содержание метода:

    а) общее взаимоположение субъектов (равноправное - подвластное);

    б) порядок возникновения прав и обязанностей (из закона, договора, акта применения права);

    в) степень определенности предоставленных прав (допускающие и не допускающие свободу усмотрения адресатов);

    г) способ и средства обеспечения реализации прав и обязанностей субъектов (уголовное наказание, материальная ответственность и т.д.).

    Основные методы правового регулирования:

    а) императивный (централизованный авторитарный) - основывается на использовании властных предписаний, которые устанавливают категоричный порядок возникновения конкретных прав и обязанностей субъектов (применяется в административном, уголовном праве и пр.);

    б) диспозитивный (децентрализованный автономный) - предоставляет самим участникам регулируемого правом общественного отношения возможность самостоятельно по взаимному согласованию определять варианты поведения в отношениях друг с другом и только при недостижении такого соглашения выполняется вариант, установленный законом. Например, при составлении учредительного договора (распространен в гражданском праве).

    Кроме этих методов правового регулирования, используются также рекомендательный, поощрительный и метод гарантий.

      Отрасль права. Краткая характеристика основных отраслей права.

    Отрасль права - это система правовых норм, регулирующих определенную сферу общественной жизни с помощью соответствующего режима (набора методов) правового регулирования.

    Ее составными элементами являются подотрасли (например, патентное, авторское, жилищное, наследственное право составляют подотрасли гражданского права), институты и нормы права.

    Каждая отрасль права характеризуется относительным обособлением определенной сферы общественной жизни, наиболее значимые отношения, в которой регулируются с помощью особого набора методов правового воздействия. Обособление этих отношений зависит не только от специфики предмета воздействия и исторически развивающихся потребностей общества, но и заинтересованности государства в их комплексном юридическом урегулировании.

    При этом постепенное накопление правового материала приводит к формированию компактной общности норм, регулирующих отношения на основе принципов, отражающих своеобразие этих отношений, и функционально взаимосвязанных с другими отраслями права. Следует отметить, что конкретная норма права может быть применима или не применима, принципы же применяются всегда поскольку определяют не только и не столько характер регулирования отдельной жизненной ситуации сколько режим правового регулирования в целом его органическую связь с иными средствами социального воздействия (моралью, религией и т.п.), объединяют и балансируют требования естественного и позитивного права. Именно поэтому правоприменитель при отсутствии необходимой нормы имеет возможность разрешать жизненные ситуации руководствуясь принципами права. Кроме принципов консолидации отрасли укреплению ее внутренних связей способствует формирование общей части значительно снижающей уровень ее пробельности, противоречивости, повышающий степень устойчивости и стабильности.

    Все отрасли права можно подразделить на базовые и специальные. К базовым относятся: конституционное, гражданское, административное и уголовное право.

    Среди них особое положение занимает конституционное право, являющееся основой всей системы права. Гражданское, административное, уголовное и соответствующие им процессуальные отрасли используют основные способы правового воздействия (дозволений, обязываний, запретов), которые детализируются или комбинируются в специальных отраслях (семейном, трудовом, земельном и т.д.) применительно к определенным сферам общественной жизни.

    Внутренняя консолидация отрасли подчеркивается и одноименной отраслью законодательства. В тоже время нормы определенных отраслей права могут закрепляться в нескольких отраслях законодательства. Так нормы гражданского права получают отражение не только в гражданском, но и земельном, финансовом и других отраслях законодательства. Такое соотношение отраслей должно учитываться при устранении коллизий возникающих между их предписаниями. Так гражданское законодательство является общим, профилирующим по отношению к таким специальным отраслям законодательства как семейное, жилищное, земельное, сельскохозяйственное и т.д. Предмет их регулирования находится в одной правовой плоскости и представляет определенную целостность, отражающую преемственность и специальную детализацию регулирования. Следовательно, при коллизии приоритет должен отдаваться специальным нормам над нормами общего характера.

    Конституционное право закрепляет основы общественного и государственного устройства страны, основы правового положения граждан, систему государственных органов и их основные полномочия.

    Административное право состоит из норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в сфере административного управления.

    Гражданское право регулирует разнообразные имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, закрепляет и охраняет различные формы собственности.

    Уголовное право состоит из юридических норм, охраняющих права и свободы личности, собственность, общественный строй от преступных посягательств.

    Трудовое право включает в себя нормы, регулирующие трудовые отношения.

    Семейное право - отрасль, регулирующая отношения, связанные с браком и членством в семье и т.д.

    Кроме того, по различным основаниям отдельные отрасли могут объединяться в комплексы отраслей. В связи с этим выделяют отрасли материального и процессуального права; отрасли частного и публичного права; отрасли внутригосударственного и международного права.

    Отрасли материального права (уголовное, гражданское и т.д.), состоят из норм, определяющих правила поведения человека в обществе (правовое положение субъектов, основания и условия их вступления в правоотношения, а также права и обязанности конкретных участников, непосредственно регулируемых отношений). Отрасли процессуального права(уголовно-процессуальное, гражданско-процессуальное и т.д.), состоят из норм, определяющих порядок осуществления норм материального права (определяющие порядок их реализации, охраны и обеспечения). Своим возникновением они исторически обязаны отраслям материального права.

    Если специфика норм материального права обусловлена объективными закономерностями развития общественных отношений составляющих предмет их регулирования, то своеобразие процессуальных норм во многом определяется особенностями тех материальных норм, реализацию которых они обслуживают.

    Ведь нормы материального права регламентируют фактические (экономические, политические, культурно-бытовые и т.п.) отношения, а нормы процессуального права устанавливают и регулируют лишь процедурные связи, возникающие между субъектами материальных отношений, обеспечивая наиболее целесообразное удовлетворение их материальных, духовных или физиологических потребностей. При этом следует различать процессуальные нормы обслуживающие различные отрасли материального права и нормы, обеспечивающие реализацию норм только одной отрасли материального права.

      Институт права: понятие и виды.

    В системной организации права правовые нормы группируются в более крупный массив - институт права, который представляет собой объединение правовых норм, регулирующих относительно самостоятельную совокупность общественных отношений одного рода. Например, в сфере общественных отношений, связанных с трудом, выделяются институты трудового договора (заключение и расторжение трудового договора и т. д.), трудовой дисциплины (привлечение нарушителей трудовой дисциплины к ответственности и проч.).

    Институт права - это упорядоченная совокупность юридических норм, регулирующих определенный вид (группу) общественных отношений.

    Если отрасль права регулирует род общественных отношений, то институт - лишь их вид.

    Институт - гораздо меньшая, по сравнению с отраслью, совокупность юридических норм. В каждой отрасли права можно выделить множество институтов. Так, в отрасль трудового права включаются институты дисциплины труда, материальной ответственности, охраны труда и т. п.

    Институту права как основному элементу системы права свойственны:

      однородность фактического содержания. Каждый институт предназначен для регулирования самостоятельной, относительно обособленной группы отношений (регулирует типичные отношения);

      юридическое единство. Нормы, входящие в институт права, образуют единый комплекс, выражаются в общих положениях, правовых принципах, специфических правовых понятиях, что создает особый, присущий для данного рода отношений правовой режим регулирования (нормы, составляющие институт, выступают как единый согласованный комплекс, обеспечивающий достижение общей цели);

      полнота регулируемых отношений. Институт права включает такой набор норм (дефинитивных, управомочивающих, запрещающих и др.), который призван обеспечивать беспробельность регулируемых им отношений.

      нормативная обособленность (нормы закрепляются в виде глав, разделов).

    Институт права объединяет нормы, регулирующие родственные отношения или элементы отношений различного объема и степени общности. Например, наряду с институтами трудового и гражданского правового договора, регулирующими целые комплексы родственных отношений, существуют институты истца и ответчика, определяющие лишь правовое положение субъекта правоотношений, а также институты представительства, исковой давности и т. д. Поэтому институт может объединять различные блоки правовых норм, пронизанных общностью цели и представляющих достаточный набор средств для ее достижения.

    Как правило, для оказания особого правового воздействия институт отражает своеобразие относительно автономных отношений в рамках одной отрасли права. В то же время некоторые отношения настолько тесно взаимосвязаны и переплетены, что регулируются нормами различных отраслей права, образуя межотраслевые институты (институт собственности).

    Правовой институт - совокупность правовых норм, регулирующих одну сторону (участок) качественно однородных общественных отношений.

    Правовые институты делятся по отраслям права на гражданские, уголовные, административные и т. д.

    По этому же признаку они делятся на материальные и процессуальные.

    Помимо этого правовые институты подразделяются на простые (отраслевые) и сложные (межотраслевые, комплексные).

    Простой институт включает юридические нормы одной отрасли права. Таковы, например, институт прекращения брака в семейном праве (ст. 16-17 Семейного кодекса РФ (СК РФ)), институт залога в гражданском праве (ст. 334-358 ГК РФ), проведения игр и пари (ст. 1062 ГК РФ).

    Сложный, или комплексный, институт права представляет собой совокупность норм, входящих в состав различных отраслей права, но регулирующих взаимосвязанные родственные отношения. Типичным примером является институт собственности, который включает нормы конституционного, гражданского, семейного, административного и некоторых иных отраслей права. Комплексный институт хотя и включает нормы различных отраслей права, тем не менее характеризуется единым предметом регулирования. Так, отношения по возмещению вреда регулируются нормами гражданского и трудового права. Это свидетельствует о том, что комплексный институт не произвольное объединение норм. Его существование обусловлено специфическими потребностями правового регулирования некоторых видов общественных отношений.

    Виды институтов:

      в зависимости от характера - институты материальные (институт подряда) и процессуальные (институт возбуждения уголовного дела);

      в зависимости от сферы распространения - отраслевые (институт наследования) и межотраслевые (институт частной собственности);

      в зависимости от функциональной роли - регулятивные (институт мены) и охранительные (институт привлечения к уголовной ответственности).

    Правовые институты тесно связаны между собой и образуют качественно иной компонент системы права - отрасль права. Как целостное образование отрасль права есть единство правовых норм, правовых институтов, регулирующих относительно самостоятельную обширную область, сферу общественных отношений.

      Соотношение системы права и системы законодательства.

    Система права и система законодательства есть тесно взаимосвязанные, но самостоятельные категории, представляющие два аспекта одной и той же сущности – права. Они соотносятся между собой как содержание и форма. Система права как его содержание – это внутренняя структура права, соответствующая характеру регулируемых им общественных отношений. Система законодательства – внешняя форма права, выражающая строение его источников, т.е. систему нормативно-правовых актов. Право не существует вне законодательства, а законодательство в широком его понимании и есть право.

    Структура права носит объективный характер и обусловлена экономическим базисом общества. Она не может строиться по произволу законодателя. Ее элементами, как известно, являются: норма права, отрасль, подотрасль, институт и субинститут, которые в своей совокупности призваны максимально учитывать многообразие регулируемых общественных отношений, их специфику и динамизм. Обновление системы права связано прежде всего с развитием и совершенствованием общественных процессов, актуальность которых способствует появлению новых правовых институтов и отраслей.

    Вместе с тем структура системы права не может быть раскрыта с достаточной полнотой и точностью, если не видеть ее органического единства с внешней формой права – системой законодательства. Законодательство – это форма существования прежде всего правовых норм, средство придания им определенности и объективности, их организации и объединения в конкретные правовые акты. Но система законодательства – не просто совокупность таких актов, а их дифференцированная система, основанная на принципах субординации и скоординированности ее структурных компонентов. Взаимосвязь между ними обеспечивается за счет различных факторов, главным из которых является предмет регулирования и интерес законодателя в рациональном, комплексном построении источников права.