Войти
Образовательный портал. Образование
  • Чему равен 1 год на меркурии
  • Кто такой Николай Пейчев?
  • Томас андерс - биография, фото, личная жизнь солиста дуэта "модерн токинг" Синглы Томаса Андерса
  • Что показывает коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами Обеспеченность обязательств финансовыми активами в бюджетном учреждении
  • Как приготовить классические вареники с творогом
  • Как сделать тесто для яблочной шарлотки Как приготовить шарлотку с яблоками песочное тесто
  • Как сделать речь выразительной. Художественные средства выразительности речи

    Как сделать речь выразительной. Художественные средства выразительности речи

    ТРОПЫ И СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ.

    ТРОПЫ (греч. tropos — поворот, оборот речи) - слова или обороты речи в переносном, иносказательном значении. Тропы - важный элемент художественного мышления. Виды тропов: метафора, метонимия, синекдоха, гипербола, литота и др.

    СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ - обороты речи, применяемые для усиления экспрессивности (выразительности) высказывания: анафора, эпифора, эллипс, антитеза, параллелизм, градация, инверсия и др.

    ГИПЕРБОЛА (греч. hyperbole — преувеличение) - разновидность тропа, основанная на преувеличении («реки крови», «море смеха»). Средствами гиперболы автор усиливает нужное впечатление или подчеркивает, что он прославляет, а что высмеивает. Гипербола встречается уже в древнем эпосе у разных народов, в частности в русских былинах.
    В русской литре к гиперболе охотно прибегали Н. В. Гоголь, Салтыков-Щедрин и особенно

    В. Маяковский ("Я", "Наполеон", "150 000 000"). В поэтической речи гипербола часто переплетается с другими художественными средствами (метафоры, олицетворения, сравнения и др.). Противоположность – литота.

    ЛИТОТА (греч. litotes — простота) - троп, противоположный гиперболе; образное выражение, оборот, в котором содержится художественное преуменьшение величины, силы, значения изображаемого предмета пли явления. Литота есть в народных сказках: "мальчик с пальчик", "избушка на курьих ножках", "мужичок с ноготок".
    Второе название литоты – мейосис. Противоположность литоте –
    гипербола.

    К литоте часто обращался Н. Гоголь:
    «Такой маленький рот, что больше двух кусочков никак не может пропустить» Н. Гоголь

    МЕТАФОРА (греч. metaphora — перенесение) - троп, скрытое образное сравнение, перенесение свойств одного предмета или явления на другой на основании общих признаков («работа кипит», «лес рук», «тёмная личность», «каменное сердце»…). В метафоре, в отличие от

    сравнения, слова «как», «словно», «как будто» опущены, но подразумеваются.

    Век девятнадцатый, железный,

    Воистину жестокий век!

    Тобою в мрак ночной, беззвездный

    Беспечный брошен человек!

    А. Блок

    Метафоры образуются по принципу олицетворения ("вода бежит"), овеществления ("стальные нервы"), отвлечения ("поле деятельности") и т. д. В роли метафоры могут выступать различные части речи: глагол, существительное, прилагательное. Метафора придает речи исключительную выразительность:

    В каждый гвоздик душистый сирени,
    Распевая, вползает пчела...
    Вознеслась ты под свод голубой
    Над бродячей толпой облаков...

    А. Фет

    Метафора представляет собой нерасчлененное сравнение, в котором, однако, легко усматриваются оба члена:

    Со снопом волос своих овсяных
    Отоснилась ты мне навсегда...
    Покатились глаза собачьи
    Золотыми звездами в снег...

    С. Есенин

    Помимо словесной метафоры, большое распространение в художественном творчестве имеют метафорические образы или развернутые метафоры:

    Ах, увял головы моей куст,
    Засосал меня песенный плен,
    Осужден я на каторге чувств
    Вертеть жернова поэм.

    С. Есенин

    Иногда все произведение целиком представляет собой широкий, развернутый метафорический образ.

    МЕТОНИМИЯ (греч. metonymia - переименование) - троп; замена одного слова или выражения другим на основе близости значений; употребление выражений в переносном смысле ("пенящийся бокал" - имеется в виду вино в бокале; "лес шумит" - подразумеваются деревья; и т.п.).

    Театр уж полон, ложи блещут;

    Партер и кресла, всё кипит...

    А.С. Пушкин

    В метонимии явление или предмет обозначается с помощью других слов и понятий. При этом сохраняются сближающие эти явления признаки или связи; так, когда В. Маяковский говорит о "стальном ораторе, дремлющем в кобуре", то читатель легко угадывает в этом образе метонимическое изображение револьвера. В этом отличие метонимии от метафоры. Представление о понятии в метонимии дается с помощью косвенных признаков или вторичных значений, но именно это и усиливает поэтическую выразительность речи:

    Ты вел мечи на пир обильный;

    Все пало с шумом пред тобой;
    Европа гибла; сон могильный
    Носился над ее главой...

    А. Пушкин

    Когда же берег ада
    Навек меня возьмет
    Когда навек уснет
    Перо, моя отрада...

    А. Пушкин

    ПЕРИФРАЗА (греч. periphrasis - окольный оборот, иносказание) - один из тропов, в котором название предмета, человека, явления заменяется указанием на его признаки, как правило, наиболее характерные, усиливающие изобразительность речи. («царь птиц» вместо «орел», «царь зверей» - вместо «лев»)

    ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ (прозопопея, персонификация) - вид метафоры; перенесение свойств одушевленных предметов на неодушевленные (душа поёт, река играет…).

    Колокольчики мои,

    Цветики степные!

    Что глядите на меня,

    Тёмно-голубые?

    И о чём звените вы

    В день весёлый мая,

    Средь некошеной травы

    Головой качая?

    А.К. Толстой

    СИНЕКДОХА (греч. synekdoche - соотнесение) - один из тропов, вид метонимии, состоящий в перенесении значения с одного предмета на другой по признаку количественного между ними отношения. Синекдоха - выразительное средство типизации. Наиболее употребительные виды синекдохи:
    1) Часть явления называется в значении целого:

    А в двери -
    бушлаты,
    шинели,
    тулупы...

    В. Маяковский

    2) Целое в значении части - Василий Теркин в кулачном поединке с фашистом говорит:

    Ах, ты вон как! Драться каской?
    Ну не подлый ли парод!

    3) Единственное число в значении общего и даже всеобщего:

    Там стонет человек от рабства и цепей...

    М. Лермонтов

    И гордый внук славян, и финн...

    А. Пушкин

    4) Замена числа множеством:

    Мильоны вас. Нас - тьмы, и тьмы, и тьмы.

    А. Блок

    5) Замена родового понятия видовым:

    Бьем грошом. Очень хорошо!

    В. Маяковский

    6) Замена видового понятия родовым:

    "Ну что ж, Садись, светило!"

    В. Маяковский

    СРАВНЕНИЕ – слово или выражение, содержащее уподобление одного предмета другому, одной ситуации - другой. («Сильный, как лев», «сказал, как отрезал»…). Буря мглою небо кроет,

    Вихри снежные крутя;

    То, как зверь она завоет,

    То заплачет, как дитя…

    А.С. Пушкин

    "Как выжженная палами степь, черна стала жизнь Григория" (М. Шолохов). Представление о черноте и мрачности степи и вызывает у читателя то тоскливо-тягостное ощущение, которое соответствует состоянию Григория. Налицо перенесение одного из значений понятия -"выжженная степь" на другое - внутреннее состояние персонажа. Иногда, для того чтобы сопоставить какие-то явления или понятия, художник прибегает к развернутым сравнениям:

    Печален степи вид, где без препон,
    Волнуя лишь серебряный ковыль,
    Скитается летучий аквилон
    И пред собой свободно гонит пыль;
    И где кругом, как зорко ни смотри,
    Встречает взгляд березы две иль три,
    Которые под синеватой мглой
    Чернеют вечером в дали пустой.
    Так жизнь скучна, когда боренья нет,
    В минувшее проникнув, различить
    В ней мало дел мы можем, в цвете лет
    Она души не будет веселить.
    Мне нужно действовать, я каждый день
    Бессмертным сделать бы желал, как тень
    Великого героя, и понять
    Я не могу, что значит отдыхать.

    М. Лермонтов

    Здесь с помощью развернутого С. Лермонтов передает целую гамму лирических переживаний и размышлений.
    Сравнения обычно соединяется союзами "как", "как будто", "словно", "точно" и т. д. Возможны и бессоюзные сравнения:
    "У меня ль молодца кудри - чесаный лен" Н. Некрасов. Здесь союз опущен. Но иногда он и не предполагается:
    "Заутра казнь, привычный пир народу" А. Пушкин.
    Некоторые формы сравнения строятся описательно и поэтому не соединяются союзами:

    И является она
    У дверей иль у окна
    Ранней звездочки светлее,
    Розы утренней свежее.

    А. Пушкин

    Она мила - скажу меж нами -
    Придворных витязей гроза,
    И можно с южными звездами
    Сравнить, особенно стихами,
    Ее черкесские глаза.

    А. Пушкин

    Особым видом сравнения являются так называемые отрицательные:

    Не сияет на нёбе солнце красное,
    Не любуются им тучки синие:
    То за трапезой сидит во златом венце
    Сидит грозный царь Иван Васильевич.

    М. Лермонтов

    В этом параллельном изображении двух явлений форма отрицания есть одновременно и способ сопоставления и способ перенесения значений.
    Особый случай представляют собой используемые в сравнении формы творительного падежа:

    Пора, красавица, проснись!
    Открой сомкнуты негой взоры,
    Навстречу северной Авроры
    Звездою севера явись.

    А. Пушкин

    Я не парю - сижу орлом.

    А. Пушкин

    Часто встречаются сравнения в форме винительного падежа с предлогом "под":
    "Сергей Платонович... сидел с Атепиным в столовой, оклеенной дорогими, под дуб, обоями..."

    М. Шолохов.

    ОБРАЗ - обобщённое художественное отражение действительности, облечённое в форму конкретного индивидуального явления. Поэты мыслят образами.

    Не ветер бушует над бором,

    Не с гор побежали ручьи,

    Мороз - воевода дозором

    Обходит владенья свои.

    Н.А. Некрасов

    АЛЛЕГОРИЯ (греч. allegoria - иносказание) - конкретное изображение предмета или явления действительности, заменяющее абстрактное понятие или мысль. Зеленая ветка в руках человека издавна являлась аллегорическим изображением мира, молот являлся аллегорией труда и т. д.
    Происхождение многих аллегорических образов следует искать в культурных традициях племен, народов, наций: они встречаются на знаменах, гербах, эмблемах и приобретают устойчивый характер.
    Многие аллегорические образы восходят к греческой и римской мифологии. Так, образ женщины с завязанными глазами и с весами в руках - богини Фемиды - аллегория правосудия, изображение змеи и чаши - аллегория медицины.
    Аллегория как средство усиления поэтической выразительности широко используется в художественной литературе. Она основана на сближении явлений по соотнесенности их существенных сторон, качеств или функций и относится к группе метафорических тропов.

    В отличие от метафоры, в аллегории переносное значение выражено фразой, целой мыслью или даже небольшим произведением (басня, притча).

    ГРОТЕСК (франц. grotesque – причудливый, комичный) - изображение людей и явлений в фантастическом, уродливо-комическом виде, основанное на резких контрастах и преувеличениях.

    Взъярённый на заседание врываюсь лавиной,

    Дикие проклятья дорогой изрыгая.

    И вижу: сидят людей половины.

    О дьявольщина! Где же половина другая?

    В. Маяковский

    ИРОНИЯ (греч. eironeia - притворство) - выражение насмешки или лукавства посредством иносказания. Слово или высказывание обретает в контексте речи смысл, противоположный буквальному значению или отрицающий его, ставящий под сомнение.

    Слуга влиятельных господ,

    С какой отвагой благородной

    Громите речью вы свободной

    Всех тех, кому зажали рот.

    Ф.И. Тютчев

    САРКАЗМ (греч. sarkazo, букв. - рву мясо) - презрительная, язвительная насмешка; высшая степень иронии.

    АССОНАНС (франц. assonance - созвучие или откликаюсь) - повторение в строке, строфе или фразе однородных гласных звуков.

    О весна без конца и без краю -

    Без конца и без краю мечта!

    А. Блок

    АЛЛИТЕРАЦИЯ (ЗВУКОПИСЬ) (лат. ad - к, при и littera - буква) - повторение однородных согласных, придающее стиху особую интонационную выразительность.

    Вечер. Взморье. Вздохи ветра.

    Величавый возглас волн.

    Близко буря. В берег бьется

    Чуждый чарам черный челн…

    К. Бальмонт

    АЛЛЮЗИЯ (от лат. allusio - шутка, намек) - стилистическая фигура, намёк посредством сходнозвучащего слова или упоминания общеизвестного реального факта, исторического события, литературного произведения («слава Герострата»).

    АНАФОРА (греч. anaphora - вынесение) - повторение начальных слов, строки, строфы или фразы.

    Ты и убогая,

    Ты и обильная,

    Ты и забитая,

    Ты и всесильная,

    Матушка-Русь!…

    Н.А. Некрасов

    АНТИТЕЗА (греч. antithesis – противоречие, противоположение) - резко выраженное противопоставление понятий или явлений.
    Ты богат, я очень беден;

    Ты прозаик, я поэт;

    Ты румян, как маков цвет,

    Я, как смерть, и тощ и бледен.

    А.С. Пушкин

    Ты и убогая,
    Ты и обильная,
    Ты и могучая,
    Ты и бессильная…

    Н. Некрасов

    Так мало пройдено дорог, так много сделано ошибок...

    С.Есенин.

    Антитеза усиливает эмоциональную окраску речи и подчеркивает высказываемую с ее помощью мысль. Иногда по принципу антитезы построено все произведение

    АПОКОПА (греч.apokope – отсечение) - искусственное укорачивание слова без потери его значения.

    …Как вдруг из лесу шасть

    На них медведь разинул пасть …

    А.Н. Крылов

    Лай, хохот, пенье, свист и хлоп,

    Людская молвь и конский топ!

    А.С. Пушкин

    БЕССОЮЗИЕ (асиндетон) – предложение с отсутствием союзов между однородными словами или частями целого. Фигура придающая речи динамичность и насыщенность.

    Ночь, улица, фонарь, аптека,

    Бессмысленный и тусклый свет.

    Живи ещё хоть четверть века -

    Всё будет так. Исхода нет.

    А. Блок

    МНОГОСОЮЗИЕ (полисиндетон ) - избыточное повторение союзов, создающее дополнительную интонационную окраску. Противоположная фигура - бессоюзие .

    Замедляя речь вынужденными паузами, многосоюзие подчеркивает отдельные слова, усиливает ее выразительность:

    И волны теснятся, и мчатся назад,
    И снова приходят, и о берег бьют...

    М. Лермонтов

    И скучно и грустно, и некому руку подать…

    М.Ю. Лермонтов

    ГРАДАЦИЯ - от лат. gradatio — постепенность) — стилистическая фигура, в которой определения группируются в известном порядке — нарастания или ослабления их эмоционально-смысловой значимости. Градация усиливает эмоциональное звучание стиха:

    Не жалею, не зову, не плачу,
    Все пройдет, как с белых яблонь дым.

    С. Есенин

    ИНВЕРСИЯ (лат. inversio - перестановка) - стилистическая фигура, состоящая в нарушении общепринятой грамматической последовательности речи; перестановка частей фразы придает ей своеобразный выразительный оттенок.

    Преданья старины глубокой

    А.С. Пушкин

    Швейцара мимо он стрелой

    Взлетел по мраморным ступеням

    А. Пушкин

    ОКСЮМОРОН (греч. oxymoron - остроумно-глупое) - сочетание контрастных, противоположных по значению слов (живой труп, гигантский карлик, жар холодных числ).

    ПАРАЛЛЕЛИЗМ (от греч. parallelos — идущий рядом) — тождественное или сходное расположение элементов речи в смежных частях текста, создающих единый поэтический образ.

    В синем море волны плещут.

    В синем небе звезды блещут.

    А. С. Пушкин

    Твой ум глубок, что море.

    Твой дух высок, что горы.

    В. Брюсов

    Параллелизм особенно характерен для произведений устного народного творчества (былин, песен, частушек, пословиц) и близких к ним по своим художественным особенностям литературных произведений («Песня про купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова, «Кому на Руси жить хорошо» Н. А. Некрасова, «Василий Теркин» А. Т, Твардовского).

    Параллелизм может иметь более широкий тематический характер по содержанию, например в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Тучки небесные — вечные странники».

    Параллелизм может быть как словесно-образный, так и ритмический, композиционный.

    ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ - экспрессивный синтаксический прием интонационного деления предложения на самостоятельные отрезки, графически выделенные как самостоятельные предложения. («И снова. Гулливер. Стоит. Сутулясь» П. Г. Антокольский. «Как обходительна! Добра! Мила! Проста!» Грибоедов. «Митрофанов усмехнулся, помешал кофе. Сощурился».

    Н. Ильина. «С девушкой он скоро поссорился. И вот из-за чего». Г. Успенский.)

    ПЕРЕНОС (франц. enjambement - перешагивание) - несовпадение синтаксического членения речи и членения на стихи. При переносе синтаксическая пауза внутри стиха или полустишия сильнее, чем в его конце.

    Выходит Пётр. Его глаза

    Сияют. Лик его ужасен.

    Движенья быстры. Он прекрасен,

    Он весь, как божия гроза.

    А. С. Пушкин

    РИФМА (греч. «rhythmos» - стройность, соразмерность) - разновидность эпифоры ; созвучие концов стихотворных строк, создающее ощущение их единства и родства. Рифма подчёркивает границу между стихами и связывает стихи в строфы.

    ЭЛЛИПСИС (греч. elleipsis - выпадение, опущение) - фигура поэтического синтаксиса, основанная на пропуске одного из членов предложения, легко восстанавливаемого по смыслу (чаще всего сказуемого). Этим достигается динамичность и сжатость речи, передается напряженная смена действия. Эллипсис — один из видов умолчания. В художественной речи передаёт взволнованность говорящего или напряженность действия:

    Мы села — в пепел, грады — в прах,
    В мечи — серпы и плуги.

    Средства речевой выразительности - это один из важнейших факторов, благодаря которому русский язык славится своим богатством и красотой, которая не раз была воспета в стихах и бессмертных произведениях русских классиков-литераторов. По сей день русский язык является одним из наиболее сложных для изучения. Этому способствует огромное количество средств выразительности, которые присутствуют в нашем языке, делают его богатым и многогранным. На сегодняшний день нет чёткой классификации средств выразительности, но всё же можно выделить два условных вида: стилистические фигуры и тропы .

    Стилистические фигуры - это речевые обороты, которые использует автор для того, чтобы достигнуть максимальной выразительности, а значит, лучше донести до читателя или слушателя необходимую информацию или смысл, а также придать тексту эмоциональную и художественную окраску. К стилистическим фигурам относятся такие средства выразительности, как антитеза, параллелизм, анафора, градация, инверсия, эпифора и другие.

    Тропы - это речевые обороты или слова, которые используются автором в непрямом, иносказательном значении. Эти средства художественной выразительности - неотъемлемая часть любого художественного произведения. К тропам относятся метафоры, гиперболы, литоты, синекдохи, метонимии и пр.

    Наиболее часто встречающиеся средства выразительности.

    Как мы уже говорили, существует очень большое количество средств лексической выразительности в русском языке, поэтому в данной статье рассмотрим те из них, которые чаще всего можно встретить не только в литературных произведениях, но и в повседневной жизни каждого из нас.

    1. Гипербола (греч. hyperbole - преувеличение) - это вид тропа, основой которого является преувеличение. Благодаря использованию гиперболы усиливается значение и производится нужное впечатление на слушателя, собеседника или читателя. Например: море слез ; океан любви.
    2. Метафора (греч. metaphora - перенесение) - одно из важнейших средств речевой выразительности. Этот троп характеризуется переносом характеристик одного предмета, существа или явления на другой. Этот троп похож на сравнение, но слова «словно», «как будто», «как» опускаются, но каждый понимает, что они подразумеваются: подмоченная репутация ; светящиеся глаза ; бурлящие эмоции .
    3. Эпитет (греч. epitheton - приложение) - это определение, придающее самым обыденным вещам, предметам и явлениям художественный окрас. Примеры эпитетов: лето золотое; струящиеся волосы; волнистый туман.

      ВАЖНО. Не каждое прилагательное является эпитетом. Если прилагательное указывает на четкие характеристики существительного и не несет никакой художественной нагрузки, то оно не является эпитетом: зеленая трава ; мокрый асфальт ; яркое солнце .

    4. Антитеза (греч. antithesis - противопоставление, противоречие) - еще одно средство выразительности, которое используется для усиления драматизма и характеризуется резким противопоставлением явлений или понятий. Очень часто антитезу можно встретить в стихах: «Ты богат, я очень беден; ты прозаик, я поэт…» (А.С. Пушкин).
    5. Сравнение - стилистическая фигура, название которой говорит само за себя: при сравнении один предмет сопоставляется с другим. Есть несколько способов, которыми может быть представлено сравнение:

      - существительным («…буря мглою небо кроет…»).

      Речевым оборотом, в котором присутствуют союзы «будто», «словно», «как», «подобно» (Кожа ее рук была грубой, как подошва сапога ).

      - придаточным предложением (На город опустилась ночь и в считанные секунды все стихло, как будто и не было той оживленности на площадях и улицах всего час назад ).

    6. Фразеологизмы - средство лексической выразительности речи, которое, в отличие от других, не может быть использовано автором индивидуально, так как это, прежде всего, устойчивое словосочетание или оборот, свойственный только русскому языку (ни рыба, ни мясо ; дурака валять ; как кот наплакал ).
    7. Олицетворение - это троп, которому свойственно наделение человеческими свойствами неодушевленных предметов и явлений (И лес ожил - заговорили деревья , запел ветер в верхушках елей).

    Кроме вышеперечисленных, существуют следующие средства выразительности, которые мы рассмотрим в следующей статье:

    • Аллегория
    • Анафора
    • Градация
    • Инверсия
    • Аллитерация
    • Ассонанс
    • Лексический повтор
    • Ирония
    • Метонимия
    • Оксюморон
    • Многосоюзие
    • Литота
    • Сарказм
    • Эллипсис
    • Эпифора и др.

    Выразительность русской речи. Средства выразительности.

    Изобразительно-выразительные средства языка

    ТРОПЫ - употребление слова в переносном значении. Лексический аргумент

    Перечень тропов

    Значение термина

    Пример

    Аллегория

    Иносказание. Троп, заключающийся в иносказательном изображении отвлеченного понятия при помощи конкретного, жизненного образа.

    В баснях и сказках хитрость показывается в образе лисы, жадность – волка.

    Гипербола

    Средство художественного изображения, основанное на преувеличении

    Глаза громадные, как прожекторы (В.Маяковский)

    Гротеск

    Предельное преувеличение, придающее образуфантастический характер

    Градоначальник с фаршированной головой у Салтыкова-Щедрина.

    Ирония

    Осмеяние, содержащее в себе оценку того, что осмеивается. Признаком иронии является двойной смысл, где истинным будет не прямо высказанный, а противоположный ему, подразумеваемый.

    Откуда, умная, бредёшь ты голова? (И. Крылов).

    Литота

    Средство художественного изображения, основанное на преуменьшении (в противоположность гиперболе)

    Талии никак не толще бутылочной шейки (Н. Гоголь).

    Метафора, развёрнутая метафора

    Скрытое сравнение. Вид тропа, в котором отдельные слова или выражения сближаются по сходству их значений или по контрасту. Иногда всё стихотворение представляет собой развёрнутый поэтический образ

    Со снопом волос твоих овсяных

    Отоснилась ты мне навсегда. (С. Есенин.)

    Метонимия

    Вид тропа, в котором сближаются слова по смежности обозначаемых ими понятий. Явление или предмет изображаются с помощью других слов или понятий. Например, название профессии заменено названием орудия деятельности. Много примеров: перенос с сосуда на содержимое, с человека на его одежду, с населённого пункта на жителей, с организации на участников, с автора на произведения

    Когда же берег адаНавек меня возьмёт, Когда навек уснёт Перо, моя отрада... (А.Пушкин.)

    На серебре, на золоте едал.

    Ну, скушай еще тарелочку, сынок.

    Олицетворение

    Такое изображение неодушевлённых предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ даром речи, способностью мыслить и чувствовать

    О чём ты воешь, ветр

    ночной,

    О чём так сетуешь безумно?

    (Ф. Тютчев.)

    Перифраз (или перифраза)

    Один из тропов, в котором название предмета, человека, явления заменяется указанием на его признаки, наиболее характерные, усиливающие изобразительность речи

    Царь зверей (вместо лев)

    Синекдоха

    Вид метонимии, состоящий в перенесении значения одного предмета на другой по признаку количественного между ними отношения: часть вместо целого; целое в значении части; единственное число в значении общего; замена числа множеством; замена видового понятия родовым

    Все флаги в гости будут к нам. (А. Пушкин.); Швед, русский колет, рубит, режет. Мы все глядим в Нап o леоны.

    Эпитет

    Образное определение; слово, определяющее предмет и подчёркивающее его свойства

    Отговорила роща

    золотая Берёзовым весёлым языком.

    Сравнение

    Приём, основанный на сопоставлении явления или понятия с другим явлением

    Лёд неокрепший на речке студёной словно как тающий сахар лежит. (Н. Некрасов.)

    ФИГУРЫ РЕЧИ

    Обобщённое название стилистических приёмов, в которых слово, в отличие оттропов, не обязательно выступает в переносном значении. Грамматический аргумент.

    Фигура

    Значение термина

    Пример

    Анафора (илиединоначатие)

    Повторение слов или словосочетаний в начале предложений, стихотворных строк, строф.

    Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий, стройный вид…

    Антитеза

    Стилистический приём контраста, противопоставления явлений и понятий. Часто основана на употреблении антонимов

    А новое так отрицает старое!.. Оно стареет на глазах! Уже короче юбки. Вот уже длиннее! Вожди моложе. Вот уже старее! Добрее нравы.

    Градация

    (постепенность)- стилистическое средство, позволяющее воссоздать события и действия, мысли и чувства в процессе, в развитии, по возрастающей или убывающей значимости

    Не жалею, не зову, не плачу, Всё пройдёт, как с белых яблонь дым.

    Инверсия

    Перестановка; стилистическая фигура, состоящая в нарушении общеграмматической последовательности речи

    Швейцара мимо он стрелой Взлетел по мраморным ступеням.

    Лексический повтор

    Намеренное повторение в тексте одного и того же слова

    Простите, простите, простите меня! И я вас прощаю, и я вас прощаю. Я зла не держу, это вам обещаю, Но только вы тоже простите меня!

    Плеоназм

    Повторение сходных слов и оборотов, нагнетание которых создает тот или иной стилистический эффект.

    Друг мой, друг мой, я очень и очень болен.

    Оксюморон

    Сочетание противоположных по значению слов, не сочетающихся друг с другом.

    Мёртвые души, горькая радость,сладкая скорбь, звонкая тишина.

    Риторический вопрос, восклицание, обращение

    Приёмы, использующиеся для усиления выразительности речи. Риторический вопрос задаётся не с целью получить на него ответ, а для эмоционального воздействия на читателя. Восклицания и обращения усиливают эмоциональное восприятие

    Куда ты скачешь, гордый конь, И где опустишь ты копыта? (А. Пушкин.) Какое лето! Что за лето! Да это просто колдовство.(Ф. Тютчев.)

    Синтаксиче-ский параллелизм

    Приём, заключающийся в сходном построении предложений, строк или строф.

    Гляжу на будущность с боязнью, Гляжу на прошлое с тоской...

    Умолчание

    Фигура, предоставляющая слушателю самому догадываться и размышлять, о чём пойдёт речь во внезапно прерванном высказывании.

    Поедешь скоро ты домой: Смотри ж... Да что? Моей

    судьбой, Сказать по правде, очень Никто не озабочен.

    Эллипсис

    Фигура поэтического синтаксиса, основанная на пропуске одного из членов предложения, легко восстанавливаемого по смыслу

    Мы сёла - в пепел, грады - в прах, В мечи - серпы и плуги. (В. Жуковский.)

    Эпифора

    Стилистическая фигура, противоположная анафоре; повторение в конце стихотворных строк слова или словосочетания

    Милый друг, и в этом тихом

    Доме. Лихорадка бьёт меня. Не найти мне места в тихом

    ДомеВозле мирного огня. (А.Блок.)

    ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЛЕКСИКИ

    Лексический аргумент

    Термины

    Значение

    Примеры

    Антонимы,

    контекстные

    антонимы

    Слова, противоположные по значению.

    Контекстные антонимы - именно в контексте они являются противополож-ными. Вне кон-текста эта противо-положность теряется.

    Волна и камень, стихи и проза, лёд и пламень... (А. Пушкин.)

    Синонимы,

    контекстные

    синонимы

    Слова, близкие по значению. Контекстные синонимы - именно в контексте они являются близкими. Вне контекста близость теряется.

    Желать - хотеть, иметь охоту, стремиться, меч-тать, жаждать, алкать

    Омонимы

    Слова, звучащие одинаково, но имеющие разные значения.

    Колено - сустав, соеди-няющий бедро и голень; пассаж в пении птиц

    Омографы

    Разные слова, совпавшие по написанию, но не по произношению.

    Замок (дворец) – замок (на двери), Мука (мучение) – мука (продукт)

    Паронимы

    Близкие по звучанию, но различные по значению слова

    Геройский - героический, двойной - двойственный, действенный - действительный

    Слова в переносном значении

    В отличие от прямого значения слова, стилистически нейтрального, лишённого образности, переносное - образное, стилистически окрашенное.

    Меч правосудия, море света

    Диалектизмы

    Слово или оборот, бытующие в определённой местности и употребляемые в речи жителями этой местности

    Драники, шанежки, буряки

    Жаргонизмы

    Слова и выражения, находящиеся за пределами литературной нормы, принадлежащие какому-нибудь жаргону - разновидности речи, употребляющейся людьми, объединёнными общностью интересов, привычек, занятий.

    Голова - арбуз, глобус, кастрюля, корзина, тыква...

    Профессиона -лизмы

    Слова, употребляющиеся людьми одной профессии

    Камбуз, боцман,акварель, мольберт

    Термины

    Слова, предназначенные для обозначения специальных понятий науки, техники и прочие.

    Грамматика, хирургический, оптика

    Книжная лексика

    Слова, характерные для письменной речи и имеющие особенную стилистическую окраску.

    Бессмертие, стимул, превалировать...

    Просторечная

    лексика

    Слова, разговорного употребления,

    отличающиеся некоторой грубоватостью, сниженного характера.

    Болван, вертихвостка, вихлять

    Неологизмы (новые слова)

    Новые слова, возникающие для обозначения новых понятий, только что возникших. Возникают и индивидуальные авторские неологизмы.

    Будет буря - мы поспорим

    И помужествуем с ней.

    Устаревшие слова (архаизмы)

    Слова, вытесненные из современного языка

    другими, обозначающими те же понятия.

    Изрядный - отличный, рачительный - заботливый,

    чужестранец - иностранец

    Заимствованные

    Слова, перенесённые из словадругих языков.

    Парламент,сенат, депутат, консенсус

    Фразеологизмы

    Устойчивые сочетания слов, постоянные по своему значению, составу и структуре, воспроизводимые в речи в качестве целых лексических единиц.

    Кривить душой - лицемерить, бить баклу-ши - бездельничать, на скорую руку - быстро

    ЭКСПРЕССИВНО-ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ЛЕКСИКА

    Разговорная.

    Слова, имеющие несколько сниженную по сравнению с нейтральной лексикой стилистическую окраску, характерные для разговорного языка, эмоционально окрашенные.

    Грязнуля, крикун, бородач

    Эмоционально окрашенные слова

    Оценочного характера, имеющие как позитивный, так и негативный оттенок.

    Прелестный, чудный, отвратительный, злодей

    Слова с суффиксами эмоциональной оценки.

    Миленький, зайчонок, умишко, детище

    ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ МОРФОЛОГИИ

    Грамматический аргумент

    1. Экспрессивное использование падежа, рода, одушевлённости и пр.

    Что-то воздуху мне мало,

    ветер пью, туман глотаю... (В. Высоцкий.)

    Мы отдыхаем в Сочах.

    Сколько Плюшкиных развелось!

    2. Прямое и переносное употребление форм времени глагола

    Прихожу я вчера в школу и вижу объявление: «Карантин». Ох и обрадо-вался я!

    3. Экспрессивное использование слов разных частей речи.

    Со мной произошла преудивительнейшая история!

    Я получил неприятное сообщение.

    Я был в гостях у ней. Не минует тебя чаша сия.

    4. Использование междометий, звукоподражательных слов.

    Вот ближе! Скачут... и на двор Евгений! «Ах!» - и легче тени Татьяна прыг в другие сени. (А. Пушкин.)

    ЗВУКОВЫЕ СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

    Средство

    Значение термина

    Пример

    Аллитерация

    Приём усиления изобразительности путём повторения согласных звуков

    Шипенье пенистых бокалов И пунша пламень голубой..

    Альтернация

    Чередование звуков. Мена звуков, занимающих одно и то же место в морфеме в разных случаях ее употребления.

    Касательная – коснуться, заблистать – блеснуть.

    Ассонанс

    Приём усиления изобразительности путём повторения гласных звуков

    Скучна мне оттепель: вонь, грязь, весной я болен. (А. Пушкин.)

    Звукопись

    Приём усиления изобразительности текста путём такого построения фраз, строк, которое соответствовало бы воспроизводимой картине

    Трое суток было слышно, как в дороге скучной, долгой

    Перестукивали стыки: на восток, восток, восток...

    (П. Антокольский воспроизводит звук вагонных колёс.)

    Звукоподражание

    Подражание с помощью звуков языка звукам живой и неживой природы

    Когда гремел мазурки гром... (А. Пушкин.)

    ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ СИНТАКСИСА

    Грамматический аргумент

    1. Ряды однородных членов предложения.

    Когда пустой и слабый человек слышит лестный отзыв насчёт своих со-мнительных достоинств, он упивается своим тщеславием, зазнаётся и совсем теряет свою крошечную способность относиться критически к своим поступкам и к своей особе. (Д. Писарев.)

    2. Предложения с вводными словами, обращениями, обособленными чле-нами.

    Вероятно, там, в родных местах, так же, как в моём детстве и юности, цветут купавы на болотных затонах и шуршат камыши, сделавшие меня своим шелестом, своими вещими шёпотами тем поэтом, которым я стал, которым я был, которым я буду, когда я умру. (К. Бальмонт.)

    3. Экспрессивное использование предложений разного типа (сложнопод-чинённых, сложносочинённых, бессоюзных, односоставных, непол-ных и пр.).

    Там везде говорят по-русски; это язык моего отца и моей матери, это язык моей няни, моего детства, моей первой любви, почти всех мгновений моей жизни, которые вошли в моё прошлое как неотъемлемое свойство, как ос-нова моей личности. (К. Бальмонт.)

    4. Диалогичность изложения.

    - Ну что ж? Правда ли, что он так хорош собой?

    - Удивительно хорош, красавец, можно сказать. Стройный, высокий, румянец во всю щеку...

    - Право? А я думала, что у него лицо бледное. Что же? Каков он тебе по-казался? Печален, задумчив?

    - Что вы? Да такого бешеного я и сроду не видывала. Вздумал он с нами в горелки бегать.

    - С вами в горелки бегать! Невозможно! (А. Пушкин.)

    5. Парцелляция - стилистический приём расчленения в произведении фразы на части или даже отдельные слова с целью придать речи интона-ционную экспрессию путём её отрывистого произнесения. Парцеллируе-мые слова отделяются друг от друга точками или восклицательными зна-ками при соблюдении остальных синтаксических и грамматических правил.

    Свобода и братство. Равенства не будет. Никто. Никому. Не равен. Никогда. (А. Володин.) Он увидел меня и застыл. Оцепенел. Замолчал.

    6. Бессоюзие или асиндетон – намеренный пропуск союзов, что придает тексту динамизм, стремительность.

    Швед, русский колет, рубит, режет. Люди знали: где-то, очень далеко от них, идет война.Волков бояться – в лес не ходить.

    7. Многосоюзие или полисиндетон – повторяющие союзы служат для логического и интонационного подчеркивания соединяемых союзами членов предложения.

    Перед глазами ходил океан, и колыхался, и гремел, и сверкал, и угасал, и светился, и уходил куда-то в бесконечность.

    Я или зарыдаю, или закричу, или в обморок упаду.

    Тесты.

    1. Выберите правильный ответ:

    1) В ту белую апрельскую ночь Петербург видел Блокапоследний раз... (Е. Замятин).

    а) метафораб) гиперболав) метонимия

    2.То стынешь в блеске лунного лака,

    То стонешь , облитый пеною ран.

    (В. Маяковский)

    а) аллитерацияб) ассонансв) анафора

    3.В пыли влачусь - и в небесах витаю;

    Всем в мире чужд - и мир обнять готов. (Ф. Петрарка).

    а) оксюморонб) антонимыв) антитеза

    4.Пусть заполнится годами

    жизни квота,

    стоит

    только

    вспомнить это диво,

    раздирает

    рот

    зевота

    шире Мексиканского залива.

    (В. Маяковский)

    а) гиперболаб) литотав) олицетворение

    5. Выберите правильный ответ:

    1) Моросил бисерный дождь, такой воздушный, что, казалось, он не достигал земли и дымкой водяной пыли расплывался в воздухе. (В. Пастернак).

    а) эпитетб) сравнениев) метафора

    6.И в осень дней не погасает пламень, текущий с жизниюв крови. (К. Батюшков)

    а) метафораб) олицетворениев) гипербола

    7. Порой влюбляется он страстно

    В свою нарядную печаль .

    (М. Ю. Лермонтов)

    а) антитезаб) оксюморонв) эпитет

    8.Алмаз шлифуется алмазом,

    Строка диктуется строкой.

    а) анафора б) сравнение в) параллелизм

    9. При одном предположении подобного случая вы быдолжны были вырвать с корнем волосы из головы своей ииспустить ручьи... что я говорю! реки, озера, моря, океаны слёз!

    (Ф.М.Достоевский)

    а) метонимия б) градацияв) аллегория

    10. Выберите правильный ответ:

    1) Черные фраки носились врозь и кучами там и там. (Н. Гоголь)

    а) метафораб) метонимия в) олицетворение

    11.Сидит лодырь у ворот,

    Широко разинув рот,

    И никто не разберет,

    Где ворота, а где рот.

    а) гиперболаб) литотав) сравнение

    12. С наглой скромностью смотрит в глаза. (А. Блок).

    а) эпитетб) метафорав) оксюморон

    Вариант

    Ответ

    Наш язык – целостная и логически правильная система. Его наименьшей единицей является звук, наименьшая значимая единица – морфема. Из морфем состоят слова, которые считаются основной языковой единицей. Их можно рассматривать с точки зрения их звучания, а также с точки зрения строения, как или как члены предложения.

    Каждая из названных языковых единиц соответствует определённому языковому пласту, ярусу. Звук является единицей фонетики, морфема – морфемики, слово – единица лексики, части речи – единицы морфологии, а предложения – синтаксиса. Морфология и синтаксис вместе составляют грамматику.

    На уровне лексики выделяются тропы – особые обороты речи, придающие её особую выразительность. Подобными средствами на уровне синтаксиса являются фигуры речи. Как видим, всё в языковой системе взаимосвязано и взаимообусловлено.

    Лексические средства

    Остановимся на наиболее ярких языковых средствах. Начнём с лексического уровня языка, который – напомним – базируется на словах и их лексических значениях.

    Синонимы

    Синонимами называются слова одной части речи, являющиеся близкими по своим лексическим значениям. Например, красивый – прекрасный .

    Некоторые слова или сочетания слов приобретают близкий смысл лишь в условиях определённого контекста, в определённом языковом окружении. Это контекстные синонимы .

    Рассмотрим предложение: «День был августовский , знойный , томительно-скучный» . Слова августовский , знойный , томительно-скучный не являются синонимами. Однако в данном контексте, при характеристике летнего дня, они приобретают сходный смысл, выступая как контекстные синонимы.

    Антонимы

    Антонимы – слова одной части речи с противоположным лексическим значением: высокий – низкий, высоко – низко, великан – карлик.

    Как и синонимы, антонимы могут быть контекстными , то есть приобретать противоположное значение в определённом контексте. Слова волк и овца , к примеру, вне контекста не являются антонимами. Однако в пьесе А.Н.Островского «Волки и овцы» изображаются два типа людей – люди-«хищники» («волки») и их жертвы («овцы»). Получается, что в названии произведения слова волки и овцы , приобретая противоположный смысл, становятся контекстными антонимами.

    Диалектизмы

    Диалектизмами называют слова, употребляемые только в определённых местностях. Например, в южных областях России свёкла имеет другое название – бурак . В некоторых местностях волка именуют бирюком. Векша (белка), хата (дом), рушник (полотенце) – всё это диалектизмы. В литературных произведениях диалектизмы используются чаще всего для создания местного колорита.

    Неологизмы

    Неологизмами называются новые, совсем недавно пришедшие в язык слова: смартфон, браузер, мультимедиа и т.п.

    Устаревшие слова

    Устаревшими в языкознании считаются слова, вышедшие из активного употребления. Устаревшие слова делятся на две группы – архаизмы и историзмы.

    Архаизмы – это устаревшие названия существующих по сей день предметов. Другие названия, к примеру, раньше имели глаза и рот. Они назывались соответственно очи и уста .

    Историзмы – слова, вышедшие из употребления по причине выхода из обихода обозначаемых ими понятий и явлений. Опричнина, барщина, боярин, кольчуга – предметов и явлений, называемых такими словами, в современной жизни нет, а значит, это слова-историзмы.

    Фразеологизмы

    К лексическим языковым средствам примыкают фразеологизмы – устойчивые сочетания слов, воспроизводимые одинаково всеми носителями языка. Как снег на голову свалился, в бирюльки играть, ни рыба ни мясо, работать спустя рукава, задирать нос, вскружить голову… Каких только фразеологизмов нет в русском языке и какие только стороны жизни они не характеризуют!

    Тропы

    Тропами называют обороты речи, основанные на игре со значением слова и придающие речи особую выразительность. Рассмотрим наиблее популярные тропы.

    Метафора

    Метафора – перенос свойств с одного предмета на другой на основе какого-либо сходства, употребление слова в переносном значении. Метафору иногда называют скрытым сравнением – и не случайно. Рассмотрим примеры.

    Щёки горят. В переносном значении употреблено слово горят . Щёки как будто горят – вот каким бывает скрытое сравнение.

    Костёр заката. В переносном значении употребляется слово костёр . Закат сравнивается с костром, но сравнивается скрыто. Это метафора.

    Развёрнутая метафора

    С помощью метафоры нередко создаётся развёрнутый образ – в этом случае в переносном значении выступает не одно слово, а несколько. Такая метафора называется развёрнутой.

    Вот пример, строчки Владимира Солоухина:

    «Земля – космическое тело, а мы – космонавты, совершающие очень длительный полет вокруг Солнца, вместе с Солнцем по бесконечной Вселенной».

    Первая метафора – Земля – космическое тело – рождает вторую – мы, люди – космонавты .

    В результате создаётся целый развёрнутый образ – люди-космонавты совершают длительный полёт вокруг солнца на корабле-Земле.

    Эпитет

    Эпитет – красочное художественное определение. Конечно, эпитеты чаще всего бывают прилагательными. Причём прилагательные красочные, эмоционально-оценочные. К примеру, в словосочетании золотое кольцо слово золотое эпитетом не является, это обычное определение, характеризующее материал, из которого сделано кольцо. А вот в словосочетании золотые волосы, золотая душа – золотые, золотая – эпитеты.

    Однако возможны и другие случаи. В роли эпитета иногда выступает существительное. Например, мороз-воевода . Воевода в данном случае приложение – то есть разновидность определения, а значит, вполне может быть эпитетом.

    Нередко эпитетами бывают эмоциональные, красочные наречия, например, весело в словосочетании весело шагает .

    Постоянные эпитеты

    Постоянные эпитеты встречаются фольклоре, устном народном творчестве. Вспомните: в народных песнях, сказках, былинах молодец всегда добрый, девица красная, волк серый, а земля сырая. Всё это постоянные эпитеты.

    Сравнение

    Уподобление одного предмета или явления другому. Чаще всего оно выражается сравнительными оборотами с союзами как, словно, точно, как будто или придаточными сравнительными. Но бывают и другие формы сравнения. Например, сравнительная степень прилагательного и наречия или так называемый творительный сравнения. Рассмотрим примеры.

    Время летит, как птица (сравнительный оборот).

    Брат старше, чем я (сравнительный оборот).

    Я моложе брата (сравнительная степень прилагательного молодой).

    Извивается змейкой . (творительный сравнения).

    Олицетворение

    Наделение неживых предметов или явлений свойствами и качествами живых: солнце смеётся, весна пришла .

    Метонимия

    Метонимия – это замена одного понятия другим на основе смежности. Что это значит? Наверняка на уроках геометрии вы изучали смежные углы – углы, которые имеют одну общую сторону. Смежными могут быть и понятия – например, школа и ученики .

    Рассмотрим примеры:

    Школа вышла на субботник.

    Целую тарелку съел.

    Суть метонимии в первом примере в том, что вместо слова ученики употребляется слово шко ла. Во втором примере мы употребляем слово тарелка вместо названия того, что на тарелке находится (суп , каша или что-то подобное), то есть используем метонимию.

    Синекдоха

    Синекдоха подобна метонимии и считается её разновидностью. Этот троп также заключается в замене – но в замене обязательно количественной. Чаще всего множественное число заменяется единственным и наоборот.

    Рассмотрим примеры синекдохи.

    «Отсель грозить мы будем шведу » – думает царь Пётр в поэме А.С.Пушкина «Медный всадник». Разумеется, имелся в виду не один швед , а шведы – то есть единственное число употребляется вместо множественного.

    А вот строчка из пушкинского «Евгения Онегина»: «Мы все глядим в Наполеоны» . Известно, что французский император Наполеон Бонапарт был один. Поэт использует синекдоху – употребляет множественное число вместо единственного.

    Гипербола

    Гипербола – это чрезмерное преувеличение. «В сто сорок солнц закат пылал» , — пишет В.Маяковский. А у гоголевского были шаровары «шириною с Чёрное море».

    Литота

    Литота – троп, противоположный гиперболе, чрезмерное преуменьшение: мальчик с пальчик, мужичок с ноготок .

    Ирония

    Иронией называется скрытая насмешка. При этом мы вкладываем в свои слова смысл, прямо противоположный истинному. «Отколе, умная, бредёшь ты голова» , — такой вопрос в басне Крылова адресован Ослу, который считается воплощением глупости.

    Перифраз

    Мы уже рассматривали тропы, основанные на замене понятий. При метонимии одно слово заменяется другим по смежности понятий, при синекдохе единственное число заменяется множественным или наоборот.

    Перифраз это тоже замена – слово заменяется несколькими словами, целым описательным оборотом. Например, вместо слова «животные» мы говорим или пишем «братья наши меньшие». Вместо слова «лев» — царь зверей.

    Синтаксические средства

    Синтаксичкские средства – это такие языковые средства, которые связана с предложением или словосочетанием. Синтаксические средства иногда называют грамматическими, так как синтаксис наряду с морфологией является частью грамматики. Остановимся на некоторых синтаксических средствах.

    Однородные члены предложения

    Это такие члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос, относятся к одному слову, являются одним членом предложения и, кроме того, произносятся с особой интонацией перечисления.

    В саду росли розы , ромашки , колокольчики . — Это предложение осложнено однородными подлежащими.

    Вводные слова

    Это слова, которые чаще выражают отношение к сообщаемому, указывают на источник сообщения или способ оформления мысли. Проанализируем примеры.

    К счастью , выпал снег.

    К сожалению , выпал снег.

    Наверно , выпал снег.

    По словам друга , выпал снег.

    Итак , выпал снег.

    В перечисленных предложениях передана одна и та же информация (выпал снег) , но выражена она с разными чувствами (к счастью, к сожалению), с неуверенностью (наверно) , с указанием источника сообщения (по словам друга) и способа оформления мысли (итак) .

    Диалог

    Разговор двух и более лиц. Вспомним в качестве примера диалог из стихотворения Корнея Чуковского:

    — Кто говорит?
    — Слон.
    — Откуда?
    — От верблюда…

    Вопросно-ответная форма изложения

    Так называется построение текста в виде вопросов и ответов на них. «Что плохого в пронзительном взгляде?» — задаёт при этом вопрос автор. И сам себе отвечает: «А всё плохо!»

    Обособленные члены предложения

    Второстепенные члены предложения, которые на письме выделяются запятыми (или тире), а в речи – паузами.

    Лётчик рассказывает о своих приключениях, улыбаясь слушателям (предложение с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом).

    Дети вышли на поляну, освещённую солнцем (предложение с обособленным обстоятельством, выраженным причастным оборотом).

    Без брата, его первого слушателя и поклонника , он вряд ли добился бы таких результатов. (предложение с обособленным распространённым приложением).

    Никто, кроме её родной сестры , не знал об этом (предложение с обособленным дополнением).

    Я приду рано, часов в шесть утра (предложение с обособленным уточняющим обстоятельством времени).

    Фигуры речи

    На уровне синтаксиса выделяются особые конструкции, которые придают речи выразительность. Называются они фигурами речи, а также стилистическими фигурами. Это антитеза, градация, инверсия, парцелляция, анафора, эпифора, риторический вопрос, риторическое обращение и т.п. Рассмотрим некоторые из стилистических фигур.

    Антитеза

    По-русски антитеза называется противопоставлением. В качестве её примера можно привести пословицу: «Ученье — свет, а неученье — тьма».

    Инверсия

    Инверсия — обратный порядок слов. Как известно, каждый из членов предложения имеет своё «законное» место, свою позицию. Так, подлежащее должно стоять перед сказуемым, а определение — перед определяемым словом. Определённые позиции закреплены за обстоятельством и дополнением. Когда порядок слов в предложении нарушается, можно говорить об инверсии.

    Используя инверсию, писатели и поэты достигают требуемого звучания фразы. Помните стихотворение «Парус». Без инверсии его первые строчки звучали бы так: «Одинокой парус белеет в голубом тумане моря» . Поэт использовал инверсию и строчки зазвучали потрясающе:

    Белеет парус одинокой

    В тумане моря голубом…

    Градация

    Градация — расположение слов (как правило, являющихся однородными членами, по нарастанию или убыванию их значений). Рассмотрим примеры: «Это обман зрения, галлюцинация, мираж « (галлюцинация больше, чем обман зрения, а мираж больше, чем обман зрения). Градация бывает как восходящая, так и нисходящая.

    Парцелляция

    Иногда для усиления выразительности намеренно нарушаются границы предложения, то есть используется парцелляция. Она заключается в дроблении фразы, при котором образуются неполные предложения (то есть такие конструкции, смысл которых неясен вне контекста). Примером парцелляции можно считать газетный заголовок: «Процесс пошёл. Вспять» («Процесс пошёл вспять», — так выглядела фраза до дробления).

    Известно, что с сочностью не сравниться ни один европейский лексикон: такое мнение высказывают многие литературоведы, изучавшие его выразительность. В нем испанская экспансия, итальянская эмоциональность, французская нежность. Языковые средства , применяемые русскими литераторами, напоминают мазки художника.

    Когда специалисты говорят о выразительности языка, то подразумевают не только образные средства, которые изучают в школе, но и неисчерпаемый арсенал литературных приемов. Единой классификации изобразительно-выразительных средств не существует, однако условно языковые средства делят на группы.

    Вконтакте

    Лексические средства

    Выразительные средства , работающие на лексическом языковом уровне, являются неотъемлемой частью литературного произведения: поэтического или написанного прозой. Это слова, либо речевые обороты, используемые автором в образном или иносказательном значении. Самая обширная группа лексических средств создания образности в русском языке – литературные тропы.

    Разновидности тропов

    Используемых в произведениях тропов более двух десятков. Таблица с примерами объединила наиболее употребляемые:

    Тропы Пояснения к термину Примеры
    1 Аллегория Замена отвлеченного понятия конкретным образом. «В руках Фемиды», что означает: у правосудия
    2 Это тропы, в основе которых лежит образное сравнение, но без использования союзов (как, словно). Метафора предполагает перенос качеств одного предмета или явления на какой-либо другой. Журчащий голос (голос словно журчит).
    3 Метонимия Подмена одного слова на другое, основанное на смежности понятий. Класс зашумел
    4 Сравнение Что такое сравнение в литературе? Сопоставление предметов по похожему признаку. Сравнения – это художественные средства, обладающие повышенной образностью. Сравнение: горячий, как огонь (другие примеры: побелел будто мел).
    5 Олицетворение Перенос свойств человека на неодушевленные предметы или явления. Зашептали листья деревьев
    6 Гипербола Это тропы, в основе которых лежит литературное преувеличение, способствующее усилению определенной характеристики или качества, на которой автор акцентирует внимание читателя. Море работы.
    7 Литота Художественное преуменьшение описываемого предмета или явления. Мужичок с ноготок.
    8 Синекдоха Замена одних слов другими касательно количественных отношений. Пригласить на судака.
    9 Окказионализмы Художественные средства, образованные автором. Плоды образования.
    10 Ирония Тонкая насмешка основанная на внешне положительной оценке или серьёзной форме выражения. Что скажешь, умник?
    11 Сарказм Язвительная тонкая насмешка, высшая форма иронии. Сарказма полны произведения Салтыкова-Щедрина.
    12 Перифраз Подмена слова схожим по лексическому значению выражением. Царь зверей
    13 Лексический повтор С целью усиления значения конкретного слова автор повторяет его несколько раз. Озера кругом, озера глубокие.

    В статье приведены основные тропы, известные в литературе, которые иллюстрирует таблица с примерами.

    Иногда к тропам относят архаизмы, диалектизмы, профессионализмы, но это неверно. Это средства выразительности, область употребления которых ограничена изображаемой эпохой или ареалом применения. Их используют для создания колорита эпохи, описываемого места или рабочей атмосферы.

    Специализированные средства выразительности

    – слова, какие некогда называли знакомые нам предметы (очи — глаза). Историзмы же обозначают предметы или явления (действия), вышедшие из обихода (кафтан, бал).

    И архаизмы, и историзмы – средства выразительности , которые с охотой применяют писатели и сценаристы, создающие произведения на историческую тематику (примерами являются «Петр Первый» и «Князь Серебряный» А. Толстого). Нередко архаизмами пользуются поэты для создания возвышенного стиля (лоно, десница, перст).

    Неологизмы – образные средства языка, вошедшие в нашу жизнь сравнительно недавно (гаджет). Их нередко используют в художественном тексте для создания атмосферы молодежной среды и образа продвинутых пользователей.

    Диалектизмы – слова или грамматические формы , употребляемые в разговорной речи жителей одной местности (кочет – петух).

    Профессионализмы – слова и выражения, которые бывают характерны для представителей определенной профессии. Например, загон для полиграфиста — это, прежде всего, запасной материал, не вошедший в номер, а уже потом место пребывания животных. Естественно, писатель, повествующий о жизни героя-полиграфиста, не обойдет термин стороной.

    Жаргонизмы – лексика неформального общения, используемая в разговорной речи людей, принадлежащих к определенному кругу общения. Например, языковые особенности текста о жизни студентов позволят употребить слово «хвосты» в значении «задолженности по экзаменам», а не части тела животных. В произведениях о студентов нередко фигурирует это слово.

    Фразеологические обороты

    Фразеологические выражения – это лексические языковые средства, чья выразительность определяется:

    1. Образным значением , иногда с мифологической подоплекой (ахиллесова пята).
    2. Принадлежностью каждого к категории высоких устойчивых выражений (кануть в Лету), либо разговорных оборотов (развесить уши). Это могут быть языковые средства, имеющие положительную эмоциональную окраску (золотые руки - нагрузка одобрительного значения), или с негативную экспрессивную оценку (мелкая сошка - оттенок пренебрежительного отношения к человеку).

    Фразеологизмы употребляют , чтобы:

    • сделать ударение на наглядности и образности текста;
    • выстроить необходимую стилистическую тональность (просторечности или возвышенности), предварительно оценив языковые особенности текста;
    • выразить авторское отношение к сообщаемой информации.

    Образная выразительность фразеологических оборотов усиливается по причине их преобразования из общеизвестных в индивидуально-авторские: светить во всю Ивановскую.

    Особая группа — это афоризмы (крылатые выражения ). Например, счастливые часов не наблюдают.

    К афоризмам можно отнести и произведения народного творчества: пословицы, поговорки.

    Эти художественные средства применяют в литературе довольно часто.

    Внимание! Фразеологизмы как изобразительно- выразительные литературные средства не могут быть использованы в официально-деловом стиле.

    Синтаксические приемы

    Синтаксические фигуры речи – обороты, используемые автором с целью лучше донести нужную информацию или общий смысл текста, иногда для придания отрывку эмоциональной окраски. Вот какие бывают синтаксические средства выразительности:

    1. Антитеза - синтаксическое средство выразительности, основанное на противопоставлении. «Преступление и наказание». Позволяет подчеркнуть значение одного слова при помощи другого, противоположного по значению.
    2. Градации - средства выразительности, применяющие синонимичные слова, расположенные по принципу нарастания и угасания признака или качества в русском языке. Например, звезды светили, горели, сияли. Такая лексическая цепочка выделяет главное понятийное значение каждого слова – «светить».
    3. Оксюморон - прямо противоположные слова , находящиеся рядом. Например, выражение «пламенный лед» образно и ярко создает противоречивый характер героя.
    4. Инверсии- синтаксические средства выразительности, основанные на необычном построении предложения. Например, вместо «он пел» написано «пел он». В начало предложения выносится слово, которое автор хочет выделить.
    5. Парцелляция - намеренное деление одного предложения на несколько частей. Например, Рядом Иван. Стоит, смотрит. Во второе предложение обычно выносится действие, качество или признак, принимающие на себя авторский акцент.

    Важно! Эти образные средства представители ряда научных школ относят к стилистическим. Причина замены термина кроется во влиянии, оказываемом выразительными средствами данной группы именно на стиль текста, хотя и посредством синтаксических конструкций.

    Фонетические средства

    Звуковые приемы в русском языке – наименьшая группа литературных фигур речи. Это специальное употребление слов с повторением определенных звуков или фонетических групп с целью изображения художественных образов.

    Обычно такие образные средства языка используют поэты в стихотворных произведениях, или писатели в лирических отступлениях, при описании пейзажей. Авторы применяют повторяющиеся звуки для передачи громовых раскатов или шуршания листьев.

    Аллитерация - повтор ряда согласных, создающих звуковые эффекты, которые усиливают образность описываемого явления. Например: «В шёлковом шелесте снежного шума». Нагнетание звуков С, Ш и Щ создает эффект подражания свисту ветра.

    Ассонанс - повтор гласных звуков с целью создания выразительного художественного образа: «Марш, марш - машем флагом// Маршируем на парад». Гласный «а» повторяется для создания эмоциональной полноты чувств, уникального ощущения всеобщей радости и открытости.

    Звукоподражание - подбор слов, сочетающих определенный набор звуков, который создает фонетический эффект: вой ветра, шелест травы и другие характерные природные звуки.

    Средства выразительности в русском языке, тропы

    Использование слов речевой выразительности

    Вывод

    Именно обилие образных средств выразительности в русском языке делает его по-настоящему красивым, сочным и неповторимым. Поэтому иностранные литературоведы предпочитают изучать произведения русских поэтов и писателей в оригинале.