Войти
Образовательный портал. Образование
  • Чему равен 1 год на меркурии
  • Кто такой Николай Пейчев?
  • Томас андерс - биография, фото, личная жизнь солиста дуэта "модерн токинг" Синглы Томаса Андерса
  • Что показывает коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами Обеспеченность обязательств финансовыми активами в бюджетном учреждении
  • Как приготовить классические вареники с творогом
  • Как сделать тесто для яблочной шарлотки Как приготовить шарлотку с яблоками песочное тесто
  • Какие мероприятия включает в себя система мониторинга. Белорусский Национальный Технический Университет. Ковалев Александр Прокофьевич

    Какие мероприятия включает в себя система мониторинга. Белорусский Национальный Технический Университет. Ковалев Александр Прокофьевич

    Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций

    комплекс наблюдений за состоянием окружающей среды (атмосферы, гидросферы, иных геосфер, почвенно-растительного покрова, животного мира, объектов техносферы), с целью контроля ее состояния и охраны, а также опережающее отражение вероятности возникновения и развития чрезвычайной ситуации на основе анализа возможных причин ее возникновения, ее источника в прошлом и настоящем. Прогнозирование может носить долгосрочный, краткосрочный или оперативный характер. М. и п.ЧС включает в себя: мониторинг окружающей среды, опасных природных процессов и явлений и прогнозирование чрезвычайных ситуаций природного характера; мониторинг состояния безопасности зданий, сооружений, потенциально опасных объектов и прогнозирование техногенных чрезвычайных ситуаций


    EdwART. Словарь терминов МЧС , 2010

    Смотреть что такое "Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций" в других словарях:

      прогнозирование чрезвычайных ситуаций - прогнозирование чрезвычайных ситуаций: По ГОСТ Р 22.1.02; Источник …

      Прогнозирование техногенных чрезвычайных ситуаций - Прогнозирование техногенных чрезвычайных ситуаций; прогнозирование техногенных ЧС: опережающее отражение вероятности появления и развития техногенных чрезвычайных ситуаций и их последствий на основе оценки риска возникновения пожаров, взрывов,… … Официальная терминология

      прогнозирование техногенных чрезвычайных ситуаций - 3.2.5 прогнозирование техногенных чрезвычайных ситуаций; прогнозирование техногенных ЧС: Опережающее отражение вероятности появления и развития техногенных чрезвычайных ситуаций и их последствий на основе оценки риска возникновения пожаров,… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

      - (англ. emergency management) это дисциплина по предотвращению рисков и работе с произошедшими рисками. Эта дисциплина включает в себя подготовку к бедствию или катастрофе до их наступления, реакцию на чрезвычайную ситуацию (например,… … Википедия

      1) целенаправленная деятельность органов власти и управления, специальных сил, направленная на предотвращение чрезвычайных ситуаций, по снижению уменьшение возможных потерь и ущерба в случае возникновения, основу которой составляют конкретные… … Словарь черезвычайных ситуаций

      ГОСТ Р 22.1.02-95: Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Мониторинг и прогнозирование. Термины и определения - Терминология ГОСТ Р 22.1.02 95: Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Мониторинг и прогнозирование. Термины и определения оригинал документа: 3.1.4 контроль за окружающей средой: Сопоставление полученных данных о состоянии окружающей среды с… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

      ГОСТ Р 22.1.09-99: Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Мониторинг и прогнозирование лесных пожаров. Общие требования - Терминология ГОСТ Р 22.1.09 99: Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Мониторинг и прогнозирование лесных пожаров. Общие требования оригинал документа: активно не охраняемые леса: Территория лесного фонда, где регулярно не проводится… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

      прогнозирование - 3.7.2. прогнозирование: Совокупность статистических и экспертных методов оценки долговременных тенденций изменения спроса на продукцию предприятия, цен на материалы, комплектующие изделия и энергоносители, стоимости акций (биржевых индексов),… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

      мониторинг опасных природных процессов и явлений - мониторинг опасных природных процессов и явлений: По ГОСТ Р 22.1.02; Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

      мониторинг - 4.19 мониторинг (monitoring): Текущий контроль состояния деятельности поставщика и результатов этой деятельности, проводимый приобретающей или третьей стороной. Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    Назначение мониторинга и прогнозирования - наблюде­ние, контроль и предвидение опасных явлений природы, про­цессов техносферы, внешних дестабилизирующих факторов (вооруженных конфликтов, террористических актов и т.п.).

    Мониторинг и прогнозирование позволяют выявить источ­ники чрезвычайных ситуаций, проследить динамику их раз­вития, определить масштабы, а также решить задачу преду­преждения и организовать ликвидацию последствий стихий­ных бедствий.

    Важную роль в деле мониторинга и прогнозирования чрез­вычайных ситуаций выполняет Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, которое осущест­вляет общее руководство государственной системой экологи­ческого мониторинга и занимается координацией деятельности в области наблюдений за состоянием окружающей при­родной среды.

    Министерство природных ресурсов и экологии осуществляет мониторинг источников антропогенного воздействия на природную среду; наземной флоры и фауны, в том числе чесов; водной среды в местах водозабора и сброса сточных вод.

    Мониторинг опасных геологических процессов включает в себя три подсистемы контроля: контроль экзогенных (т.е. про­исходящих на поверхности Земли или в верхней части зем­ной коры) геологических процессов; контроль эндогенных (т.е. протекающих в недрах Земли) геологических процессов и контроль подземных вод.

    Мuнucmepcmвoздравоохранения и социального развития Российской Федерации через территориальные органы санитарно-эпидемиологического надзора организует и осу­ществляет социально-гигиенический мониторинг и прогно­зирует обстановку в этой области.

    Надзор за состоянием техногенных объектов и прогнози­рование аварийности осуществляют Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) и Либеральная служба по экономическому, технологическо­му и атомному надзору (Ростехнадзор). Надзорные органы имеются в составе федеральных органов исполнительной власти и в составе органов исполнительной власти субъек­тов Российской Федерации. На крупных предприятиях и в организациях функционируют по промышленной безопас­ности.



    Основными задачами прогнозирования чрезвычайных си­туаций являются:

    Выявление вероятности возникновения чрезвычайных ситуаций (опасных природных явлений, техногенных аварий, экологических бедствий, эпидемий и т.п.);

    Выявление возможных масштабов чрезвычайных ситу­аций и определение размеров зон бедствия;

    Выявление краткосрочных и длительных последствий при возникновении чрезвычайных ситуаций, определе­ние временных интервалов;

    Оценка требующихся сил и средств для ликвидации про­гнозируемых чрезвычайных ситуаций.

    Вопросы, связанные с содержанием информации, поряд­ком ее получения, а также вопросы оплаты на федеральном и территориальном уровнях определяются соответствующи­ми нормативными правовыми актами в рамках РСЧС и ее территориальных подсистем.

    Под выявлением обстановки понимается сбор и обработка исходных данных о чрезвычайных ситуациях, определение размеров зон бедствия и нанесение их на карту (план).

    Прогнозная оценка обстановки включает в себя определение влияния поражающих факторов источников чрезвы­чайных ситуаций на работу объектов экономики и жизнедеятельность населения. Однако она не носит исключительно описательный характер. В прогноз всегда закладываются ва­рианты действия сил быстрого реагирования и сил по ликви­дации последствий чрезвычайных ситуаций. Выполнение на­меченных задач обеспечивает впоследствии минимальные по­тери или вообще исключает потери.

    Выявление чрезвычайных ситуаций и оценка обстановки осуществляется в три этапа:

    1) заблаговременное выявление по прогнозу и оценка об­становки по возможным параметрам ЧС с учетом преоблада­ющих среднегодовых метеоусловий;

    2) выявление и оценка обстановки после ЧС;

    3) выявление и оценка фактической обстановки по данным разведки.

    Полученные данные необходимы для уточнения ранее при­нятых решений по защите населения и проведение работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций.

    Вопросы для самоконтроля

    1. Каково назначение мониторинга и прогнозирования чрезвычай­ных ситуаций?

    2. Укажите роль Министерства природных ресурсов России при проведении мониторинга и прогнозирования чрезвычайных си­туаций.

    3. Какие органы осуществляют социально-гигиенический мони­торинг и прогнозирование обстановки в этой области?

    4. Какими органами осуществляется мониторинг состояния тех­ногенных объектов и прогноз их аварийности?

    5. Назовите основные задачи прогнозирования чрезвычайных си­туаций.

    6. Назовите этапы выявления и оценки обстановки при чрезвы­чайных ситуациях.

    3.6. Оповещение и информирование населения об опасностях, возникающих в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени

    Оповещение - это предупреждение о возможном на­падении противника или чрезвычайной ситуации.

    В результате чрезмерной концентрации промышленности и отдельных регионах, усложнения технологических процес­сов, использования значительного числа опасных веществ различного происхождения, износа оборудования и прочих факторов наблюдается рост количества аварий и катастроф, и влекущих за собой большое число человеческих жертв, воз­растает материальный ущерб от чрезвычайных ситуаций. Все это вынуждает повысить оперативность и надежность управ­ления процессами предупреждения и ликвидации послед­ствий ЧС.

    Для оперативного оповещения населения о чрезвычайных ситуациях как мирного, так и военного времени структуры гражданской обороны и МЧС должны быть обеспечены самы­ми современными средствами связи. Это позволяет заранее предупреждать население, органы власти, предприятия, ор­ганизации, учреждения и учебные заведения о возникнове­нии чрезвычайных ситуаций и, следовательно, адекватно реа­гировать на них. Нельзя забывать, что главная задача в лю­бой чрезвычайной ситуации - в максимальной степени со­кратить потери в людях и материальных ценностях.

    Оповестить население - значит предупредить его о надви­гающемся наводнении, землетрясении или о другом стихий­ном бедствии. В условиях военного времени населению сообщается о возможных поражающих факторах при применении оружия массового уничтожения.

    Для оповещения используются все средства проводной, радио- и телевизионной связи. Время здесь - главный фак­тор. В экстремальных ситуациях терять его никак нельзя. Часто именно время решает судьбу людей.

    В России широко распространена радиотрансляционная сеть. Подавляющее большинство предприятий, объектов сель­ского хозяйства, учебных заведений имеют свои радиоузлы. Это дополняется не менее мощной системой федеральных, республиканских, краевых и областных телевизионных цен­тров и ретрансляторов. К этой же системе относится развитая сеть электрических сирен, расположенных на крышах зданий в городах и в цехах на производстве. Совокупность средств связи создает благоприятные условия для оповещения насе­ления о возникновении чрезвычайных ситуаций и дает воз­можность быстро проинформировать людей о случившемся, объяснить правила поведения в конкретно сложившихся условиях экстремального характера.

    По фильмам военных лет вам известно, что завывания си­рен и прерывистые гудки предприятий означали воздушную тревогу. В наши дни это сигнал «Внимание всем!». Услышав вой сирен, надо немедленно включить телевизор или радио­приемник и по местным каналам слушать сообщение органов власти или штаба по делам гражданской обороны и чрезвы­чайным ситуациям.

    На весь период ликвидации последствий стихийных бед­ствий (аварий) радиоприемники (лучше всего на батарейках, так как электрические (кабельные) сети могут быть повреж­дены) необходимо держать постоянно включенными. Мест­ные радиотрансляционные узлы переводятся на круглосуточ­ную работу.

    На каждый случай чрезвычайных ситуаций местные ор­ганы власти совместно со штабами по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям заранее заготавливают варианты текстовых сообщений, учитывающие специфиче­ские условия бедствия. (Напомним вам, что вероятные сти­хийные бедствия, аварии и катастрофы прогнозируются.)

    К примеру, произошла авария на промышленном объекте. Воз­можен такой вариант текста: «Внимание! Говорит штаб по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям города (области). Граждане! Произошла авария на хлопчатобумажном комбинате с выбросом хлора - сильнодействующего ядовитого вещества. Обла­ко зараженного воздуха распространяется в юго-западном направ­лении. В зону химического заражения попадают... улицы. Населе­нию, проживающему на этих улицах, из помещений не выходить. Следует закрыть окна и двери, произвести герметизацию квартир. В подвалах и нижних этажах укрываться категорически запреща­ется, так как хлор тяжелее воздуха в 2,5 раза и заходит во все ни­зинные места. Населению, проживающему на улицах... следует не­медленно покинуть жилые дома, предприятия и учреждения и вы­водить в районы.... Прежде чем выйти на улицу, наденьте ватно- марлевые повязки, предварительно смочив их водой или 2%-ным раствором питьевой соды. Сообщите об этой информации соседям. В дальнейшем действуйте в соответствии с нашими указаниями». Тикая информация с учетом того, что она будет повторена несколь­ко раз, рассчитана примерно на пять минут.

    Отсутствие информации или ее недостаток способствует возникновению слухов, а слухи - это среда для возникновения панических настроений. Доказано, что паника может принести значительно больше негативных последствий, чем само стихийное бедствие или авария. Очень важно, чтобы ин­формация, данная населению, была правильно понята и из нее сделаны разумные выводы.

    При возникновении воздушной, химической или радиаци­онной опасности сначала звучат сирены (сигнал «Внимание всем!»), а затем следует информация.

    Например: «Внимание! Говорит штаб по делам гражданской обо­роны и чрезвычайным ситуациям. Граждане! Воздушная тревога!» Далее очень коротко диктор напоминает, что надо сделать дома, что мзять с собой, где укрыться.

    Принятая и действующая ныне система оповещения име­ет существенные преимущества. Во-первых, вой сирен дает возможность привлечь внимание всего населения города или района. Во-вторых, благодаря средствам связи (теле- и ради­отрансляционная сеть) каждый может получить точную ин­формацию о происшедшем событии, услышать напоминание о правилах поведения в конкретных условиях. И наконец, в-третьих, современную систему оповещения можно приме­нять как в мирное время - при стихийных бедствиях и ава­риях, так и в военное время.

    Чтобы оперативно оповещать население об авариях на атомных электростанциях, химических предприятиях, ги­дроузлах и других объектах, где особенно велика опасность катастроф, в настоящее время создаются так называемые локальные системы оповещения. С их помощью можно свое­временно оповещать не только рабочих и служащих этих объ­ектов, но и руководителей предприятий, учреждений, орга­низаций, учебных заведений, находящихся вблизи, а также население, попадающее в зоны возможного заражения, раз­рушения, катастрофического затопления. Границы таких зон, естественно, определяются заранее. В самостоятельную си­стему оповещения объединяются все предприятия, учрежде­ния и населенные пункты. Вместе с тем локальные системы, хотя и самостоятельны, являются частью территориальной (республиканской, краевой, областной) системы централизо­ванного оповещения.

    Главное преимущество локальных систем - их оператив­ность, которая так необходима в условиях аварий и катастроф. В критической ситуации дежурный диспетчер сам принимает решение и немедленно подает сигнал. Первоначально он вклю­чает сирены промышленного объекта и близлежащего жилого массива, звук которых означает «Внимание всем!». Затем сле­дует речевая информация, поясняющая порядок действий на­селения в создавшейся обстановке. Локальная система должна включаться очень быстро, чтобы информация об угрозе дошла до граждан раньше, чем, скажем, дойдет зараженный воздух, и чтобы осталось время для выполнения мер защиты.

    Кроме технической стороны дела здесь есть и другая - че­ловеческая. От компетентности и ответственности дежурного персонала потенциально опасных объектов зависит очень мно­гое. Быстро, почти мгновенно оценить обстановку и немед­ленно включить систему оповещения - вот главное требова­ние к тем, кто несет дежурство на диспетчерском пункте.

    Ответственность за организацию оповещения несут началь­ники штабов по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям всех рангов, а непосредственное обеспечение и поддержание связи в исправном состоянии осуществляют на­чальники областных, городских и районных узлов связи. Они отвечают за техническое состояние аппаратуры, кабельных и воздушных линий, организуют аварийно-восстановительные и ремонтные работы на сооружениях и коммуникациях. Для выполнения этих задач в их распоряжении находятся спе­циализированные формирования.

    Вопросы для самоконтроля

    1. Что означает термин «оповещение»?

    2. Для каких целей организуется оповещение населения?

    3. Какие технические средства используются для оповещения на­селения?

    4. Каков порядок оповещения населения о чрезвычайных ситуа­циях?

    5. Что необходимо сделать, услышав завывание сирен и прерыви­стые гудки предприятий?

    6. Что должна содержать речевая информация о чрезвычайных ситуациях?

    7. Где создаются локальные системы оповещения и в чем их пре­имущества?

    8.На кого возложена ответственность за организацию оповеще­ния и информирование населения об опасностях, возникающих в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени?

    Цели и задачи урока: -познакомиться с деятельностью РСЧС в области мониторинга и прогнозирования ЧС -изучить понятия «мониторинг» и «прогнозирование» -закрепить знания о Единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, ее предназначении и основными задачами -воспитать ответственное отношение к своей безопасности и безопасности окружающих
















    Создание РСЧС Постановление о создании РСЧС было принято в апреле 1992 г., в 1995 г. – организация была преобразована в Единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Государство создало эту систему для объединения усилий центральных органов федеральной исполнительной власти субъектов Российской Федерации, городов и районов, а также различных организаций, учреждений и предприятий, их сил и средств по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Постановление о создании РСЧС было принято в апреле 1992 г., в 1995 г. – организация была преобразована в Единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Государство создало эту систему для объединения усилий центральных органов федеральной исполнительной власти субъектов Российской Федерации, городов и районов, а также различных организаций, учреждений и предприятий, их сил и средств по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.







    Мониторинг и прогнозирование ЧС; Мониторинг и прогнозирование ЧС; Оповещение населения об угрозе возникновения ЧС; Оповещение населения об угрозе возникновения ЧС; Инженерная защита населения и территорий; Инженерная защита населения и территорий; Подготовка населения к действиям в ЧС; Подготовка населения к действиям в ЧС; Эвакуация населения из опасных районов; Эвакуация населения из опасных районов; Организация аварийно- спасательных работ Организация аварийно- спасательных работ Мониторинг и прогнозирование ЧС; Мониторинг и прогнозирование ЧС; Оповещение населения об угрозе возникновения ЧС; Оповещение населения об угрозе возникновения ЧС; Инженерная защита населения и территорий; Инженерная защита населения и территорий; Подготовка населения к действиям в ЧС; Подготовка населения к действиям в ЧС; Эвакуация населения из опасных районов; Эвакуация населения из опасных районов; Организация аварийно- спасательных работ Организация аварийно- спасательных работ





    Мониторинг – это наблюдение за состоянием окружающей среды (атмосферы, гидросферы, биосферы, а также техногенных систем) с целью ее контроля, прогноза и охраны. Мониторинг – это наблюдение за состоянием окружающей среды (атмосферы, гидросферы, биосферы, а также техногенных систем) с целью ее контроля, прогноза и охраны.






    Основные цели мониторинга и прогнозирования ЧС -снижение риска и смягчение последствий ЧС природного и техногенного характера; - определение мест возможного проявления источников ЧС (зон потенциальной опасности); -заблаговременное определение параметров источников ЧС; -заблаговременное определение последствий (масштабов) ЧС; -организация проведения экспертизы инженерных защитных сооружений; - организация проведения активных воздействий на источники ЧС, с целью их подавления, локализации и контроля параметров.




    Мониторинг атмосферы Осуществляется Федеральной службой России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет), которая рассредоточена по всей территории страны. Система мониторинга Росгидромета в своем распоряжении имеет сеть метеорологических и гидрологических станций, а также наблюдательные посты, гидрометеорологические обсерватории, авиаметеорологические и аэрозольные станции. Осуществляется Федеральной службой России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет), которая рассредоточена по всей территории страны. Система мониторинга Росгидромета в своем распоряжении имеет сеть метеорологических и гидрологических станций, а также наблюдательные посты, гидрометеорологические обсерватории, авиаметеорологические и аэрозольные станции.



    Мониторинг геологических процессов Ведется комплексными инженерно- геологическими и гидрологическими партиями Министерства природных ресурсов. Сейсмические наблюдения осуществляются Федеральной системой сейсмологических наблюдений (ФССН), в которую входят наблюдательные структуры Российской академии наук, Минобороны, Минприроды и др. Ведется комплексными инженерно- геологическими и гидрологическими партиями Министерства природных ресурсов. Сейсмические наблюдения осуществляются Федеральной системой сейсмологических наблюдений (ФССН), в которую входят наблюдательные структуры Российской академии наук, Минобороны, Минприроды и др.


    Прогнозирование ЧС –отражение вероятности возникновения и развития ЧС на основе анализа причин её возникновения Основная цель – выявление времени возникновения ЧС, возможного места и возможной мощности явления, которое может ее вызвать. Прогнозирование ЧС осуществляется двумя путями: Основная цель – выявление времени возникновения ЧС, возможного места и возможной мощности явления, которое может ее вызвать. Прогнозирование ЧС осуществляется двумя путями:




    Вид ЧСПоражающий фактор Землетрясение Обломки зданий и сооружений Взрывы Воздушная ударная волна Пожары Тепловое излучение Цунами; прорыв плотин Волна цунами; волна прорыва Радиационные аварии Радиационное заражение Химические аварии Токсичные нагрузки ПОРАЖАЮЩИЕ ФАКТОРЫ И ИХ ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ ПОРАЖАЮЩИЕ ФАКТОРЫ И ИХ ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ


    Основные факторы, влияющие на последствия чрезвычайных ситуаций: - интенсивность воздействия поражающих факторов; - размещение населенного пункта относительно очага воздействия; - характеристика грунтов; - конструктивные решения и прочностные свойства зданий и сооружений; - плотность застройки и расселения людей в пределах населённого пункта; - режим нахождения людей в зданиях в течение суток и в зоне риска в течение года. - интенсивность воздействия поражающих факторов; - размещение населенного пункта относительно очага воздействия; - характеристика грунтов; - конструктивные решения и прочностные свойства зданий и сооружений; - плотность застройки и расселения людей в пределах населённого пункта; - режим нахождения людей в зданиях в течение суток и в зоне риска в течение года. Задание Задание На основе предложенного материала На основе предложенного материала (см. на рабочем столе «Экология Московской области», «Электросталь»), а также знаний по ОБЖ и собственного жизненного опыта (см. на рабочем столе «Экология Московской области», «Электросталь»), а также знаний по ОБЖ и собственного жизненного опыта составить примерный прогноз ЧС, возможных в Московской области и в городе Электросталь составить примерный прогноз ЧС, возможных в Московской области и в городе Электросталь. На основе предложенного материала На основе предложенного материала (см. на рабочем столе «Экология Московской области», «Электросталь»), а также знаний по ОБЖ и собственного жизненного опыта (см. на рабочем столе «Экология Московской области», «Электросталь»), а также знаний по ОБЖ и собственного жизненного опыта составить примерный прогноз ЧС, возможных в Московской области и в городе Электросталь составить примерный прогноз ЧС, возможных в Московской области и в городе Электросталь.

    «Эвакуация населения» - Необходимой достаточности. Водохранилище. Оов. Пост. При возникновении непосредственной угрозы. Частичная эвакуация - может проводиться до начала общей эвакуации. Пр. Принципы.

    «Обеспечение химической защиты населения» - По времени возведения - построенные заблаговременно и быстровозводимые. 01.08.2011. Основные мероприятия по защите населения от чрезвычайных ситуаций. 16. 11. Встроенное убежище. Противорадиационные укрытия. Рассредоточение. Содержание. 3. Оповещение населения. 15.

    «Защита населения» - Тушение пожаров и эвакуация пострадавших из очагов поражения. Защиту населения от чрезвычайных ситуаций в определенной степени всегда выполняло государство. Извлечение пострадавших из обрушившихся зданий, подземных сооружений, транспортных средств. Составить примерную схему оповещения населения о ЧС, предусмотренную в вашем районе (городе).

    «Инженерная защита населения» - 3. Приказ МЧС РФ от 15.12.2002г. №583 «Об утверждении и введении в действие правил эксплуатации ЗС ГО». 1. Защитные сооружения ГО. 1-й учебный вопрос. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ПО ГО и ЧС ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ. Инженерная защита населения. 4. Порядок разработки и состав раздела «ИТМ ГО. 2004. Литература.

    «Средства коллективной защиты» - План укрытия. Запасные выходы убежищ. Индивидуальный противохимический пакет ИПП-11. Противогазы ГП – 5 и ИП – 64. Костюм защитный вентилируемый и костюм легкий защитный Л-1. План убежища. Противогаз защитный детский ПДФ-2Д(ш). Противогазы ГП - 7. План быстровозводимого укрытия. Респираторы РУ – 60, РПГ – 67, «Лепесток».

    «Аварийно-спасательные работы» - Дегазация, демеркуризация в зоне чрезвычайной ситуации. 22. Система оперативного реагирования. Газоспасательные работы. Учения на опасном производственном объекте ООО «ИнтерПромЭнерго». Номер лицензии: 0011073, регистрационный номер 11839. Система менеджмента качества. Стратегия обеспечения пожарной безопасности.

    Всего в теме 14 презентаций

    Среди приоритетных задач государства особое значение имеет защита населения от ЧС. Катастрофы представляют большую опасность, поскольку часто возникают внезапно и причиняют значительный ущерб имуществу, коммуникациям, уносят жизни, разрушают дома. Под постоянной угрозой находятся люди, работающие на объектах техногенного характера .

    Ответственные субъекты

    Оценка вероятности возникновения катастроф и аварий на объектах, функционирующих в экономических отраслях, и их последствий, проводится руководителями и компетентными специалистами таких объектов.

    Прогноз рисков ЧС, вызываемых природными катастрофами, стихийными бедствиями, возможных на территориях субъектов, муниципалитетов, осуществляют соответствующие территориальные центры.

    Оценку вероятности ЧС на территории страны выполняет МЧС в тесном взаимодействии с прочими компетентными структурами исполнительной власти.

    Классы чрезвычайных ситуаций

    ЧС - обстановка на территории, сложившаяся вследствие опасного явления, природной/техногенной катастрофы, стихийного бедствия, которые повлекли или могут повлечь ущерб здоровью или гибель людей, вред окружающей среде, существенные материальные потери, нарушения нормальной жизнедеятельности населения.

    Классификация чрезвычайных ситуаций осуществляется по разным основаниям. В зависимости от масштаба выделяют ЧС локального, муниципального, межмуниципального, регионального, межрегионального и федерального характера.

    Локальными называют ситуации и нарушения условий жизнедеятельности населения, которые не выходят за пределы объекта. Число людей, пострадавших или погибших, в таких случаях не превышает 10 человек, а величина ущерба природе и имуществу не более 100 тыс. р.

    Муниципальными ЧС называют ситуации, при которых зона поражения не выходит за границы одного поселения либо внутригородской территории (в городах фед. значения). Количество пострадавших в таких случаях не превышает 50 чел., а размер ущерба - не больше 5 млн р.

    Межмуниципальными ЧС являются ситуации, при которых зона поражения охватывает 2 и более поселения, межселенную территорию или внутригородскую территорию. Число пострадавших при этом больше 50 чел., а величина ущерба - не больше 5 млн р.

    Региональные ЧС представляют собой ситуации, когда зона поражения находится в границах одного субъекта РФ. Число пострадавших при этом больше 50 чел., а величина ущерба не превышает 500 млн р.

    Федеральными ЧС называют такие ситуации, при которых погибших и пострадавших больше 500 человек или размер ущерба больше 500 млн р.

    Природа возникновения чрезвычайных ситуаций

    В зависимости от этого признака выделяют ЧС:

    • Техногенные. Возникновение таких ситуаций связано с техническими объектами. В число техногенных ЧС входят пожары, взрывы, выбросы радиоактивных веществ, аварии на химических производствах, обрушение сооружений, транспортные катастрофы и пр.
    • Природные. К ним относят землетрясения, извержения вулканов, ураганы, бури, смерчи, цунами, лесные пожары, сели и пр.
    • Экологические. Ими являются аномальные изменения в природной среде. Это могут быть разрушения озонового слоя, загрязнение биосферы, кислотные дожди и т. д.
    • Биологические. К ним относят эпизоотии, эпидемии и пр.
    • Социальные. Такие ЧС возникают в обществе. В их числе: межнациональные конфликты, теракты, войны, насилие, геноцид и пр.
    • Антропогенные. Такие ЧС возникают вследствие ошибочных действий человека.

    Причина возникновения

    По этому признаку ЧС разделяют на преднамеренные и случайные. Первыми являются, например, теракты, экстремистские и прочие умышленные действия.

    В большинстве случаев ЧС являются случайными. Однако это не означает, что их возникновение не подчинено закономерностям.

    Причины ЧС можно разделить на:

    • Внутренние. Возникновение этих причин обуславливается сложностью технологий, недостаточной квалификацией работников, проектно-конструкторскими недоработками, моральным, физическим износом оборудования, недостаточной технологической и трудовой дисциплиной.
    • Внешние. К ним относят терроризм, внезапное прекращение подачи технологических продуктов, энергоносителей, стихийные бедствия и пр.

    Стадии развития

    Изучение причин и процесса развития ЧС разного характера указывает на общую черту всех ситуаций - их стадийность. Выделяют 5 этапов:

    1. Накопление негативных эффектов, способствующих возникновению аварии.
    2. Развитие катастрофы.
    3. Экстремальный этап. В ходе него происходит выделение основной доли энергии.
    4. Стадия затухания.
    5. Этап ликвидации последствий.

    Возникновение ЧС обуславливается наличием так называемого остаточного риска. Согласно его концепции, невозможно обеспечить абсолютную безопасность. Соответственно, принимается такая ее степень, которую приемлет общество в конкретный временной промежуток.

    Для возникновения ЧС необходимы:

    • Источник риска. Это может быть высокое давление, ядовитые, взрывчатые, радиоактивные вещества и пр.
    • Действие фактора риска. Им является, к примеру, взрыв, воспламенение, выброс газа и пр.
    • Нахождение в очаге людей, сельскохозяйственных угодий, животных, имущества.

    Заключение

    Чрезвычайные ситуации негативно влияют на развитие экономики и государства в целом. При их возникновении ресурсы перенаправляются на ликвидацию последствий.

    В зависимости от масштаба ЧС могут прерываться действующие программы социально-экономического развития, поскольку средства используются для восстановления условий нормальной жизнедеятельности населения в зоне поражения. В регионе, в котором произошла чрезвычайная ситуация, может начаться безработица, вероятен спад производства. Именно поэтому своевременные и качественные мониторинг и прогнозирование позволяют предотвратить последствия, сохранить человеческие жизни и уменьшить финансовые потери.