Войти
Образовательный портал. Образование
  • Чему равен 1 год на меркурии
  • Кто такой Николай Пейчев?
  • Томас андерс - биография, фото, личная жизнь солиста дуэта "модерн токинг" Синглы Томаса Андерса
  • Что показывает коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами Обеспеченность обязательств финансовыми активами в бюджетном учреждении
  • Как приготовить классические вареники с творогом
  • Как сделать тесто для яблочной шарлотки Как приготовить шарлотку с яблоками песочное тесто
  • Каковы предпосылки правомерного поведения. Урок по обществознанию на тему «Предпосылки правомерного поведения. Вопросы для самопроверки

    Каковы предпосылки правомерного поведения. Урок по обществознанию на тему «Предпосылки правомерного поведения. Вопросы для самопроверки

    Во все времена общество стремилось создать образцы поведения, которые не противоречили бы нормам права и общественной пользе. Но почти всегда оно сталкивалось с проблемой: как воплотить эти образцы в реальную жизнь, сделать их нормой для данного общества? Выясним, что необходимо для того, чтобы поведение каждого из нас можно было назвать правомерным.

    Правосознание

    Правовое сознание (или правосознание) - это отношение людей к праву, действующему законодательству и юридической практике.

    Правоведы считают, что каждая личность должна быть свободной в строгих рамках права и иметь возможность самостоятельно осуществлять свой выбор поведения. Каждый человек обладает правосознанием.

    Правосознание предполагает, с одной стороны, знание права, представление о том, какими должны быть хорошие, справедливые, необходимые законы, на каких принципах, идеях они должны строиться. С другой стороны, одобрение или неодобрение вновь принятых законов, конкретных проектов нормативных актов и т.п. Так, законодательство о ветеранах вызывает положительное отношение тех, у кого за плечами большой и трудный жизненный путь. Установленные в законе льготы и гарантии воспринимаются как забота о тех, кто так много сделал для Отечества, но уже не в состоянии позаботиться о себе самостоятельно.

    Итак, правосознание складывается из знания права, правовой идеологии, правовой психологии и поведенческого элемента (установок).

    Знание права включает в себя знание норм Конституции РФ, содержания наиболее важных федеральных законов, в том числе основных положений отраслевых кодексов; понимание сущности правовых учений; ориентацию в иерархии нормативно-правовых актов; наблюдение посредством СМИ за деятельностью законодательных органов, а также информированность о новейших нормативно-правовых актах. Объём этой информации зависит от жизненного опыта, интересов, уровня образования, наличия общеобразовательной или профессиональной юридической подготовки, места работы человека.

    В зависимости от уровня знаний правосознание подразделяется на обыденное, профессиональное и научное .

    Правовые знания на уровне обыденного правосознания ограничены личным опытом и житейскими представлениями. Такие знания имеют фрагментарный, часто поверхностный характер. Профессиональное правосознание включает в себя специальные юридические знания, которые проявляются в умении грамотно применять правовые нормы и качественно выполнять ту или иную работу в сфере права. Содержание научного правосознания составляют глубокие правовые обобщения, правовые идеи и теории. (Подумайте, учитывает ли данная классификация все уровни правосознания. К какому уровню вы могли бы отнести правосознание учащегося средней школы, который изучает право на уроках? А выпускника школы, колледжа, неюридического вуза?)

    Правовая идеология - это отношение к правовым знаниям, их оценка с точки зрения определённой системы ценностей. Она отражает то, каким должно быть право с точки зрения справедливости, какие ценности должно утверждать и охранять право, какие цели имеет право и какими правовыми средствами они должны достигаться. Очевидно, что в правовых идеях воплощены общечеловеческие личностные ценности : жизнь, честь, достоинство, свобода личности, её правовая безопасность и социальная защищённость, а также ценности публичного характера : демократия, законность, правопорядок, политический и идеологический плюрализм и т. д. Именно на основе этих ценностей и формируются основополагающие идеи, принципы правосознания, которые должны стать и становятся принципами права в результате правотворчества.

    В то же время необходимо помнить, что правосознание формируется в конкретных социальных условиях, отражает ценности, признанные в обществе, на которые ориентируется общество в целом или отдельные его социальные группы и классы. Правовая психология - это чувства, эмоции, в которых выражается отношение к праву и законам. Они складываются на основе оценок права. В основе оценок лежат правовые идеи, представления о том, какими должны быть справедливые законы, эффективные в достижении определённых целей и в утверждении определённых ценностей.

    Поведенческий элемент правосознания проявляется в правовых установках. Правовая установка - это определённое психологическое состояние человека, сформированное условиями его жизни, воспитанием, в том числе и правовым, основанное на принятии ценностей, закреплённых правом. Правовая установка - это психологическая готовность личности к соблюдению нормы права. Антиправовая установка основана на неприятии ценностей, утверждаемых правом. Она отражает предрасположенность к нарушению права.

    Правосознание может выступать в виде правосознания индивидуального (личное отношение человека к праву), группового (отношение к праву различных социальных групп: государственных служащих, должностных лиц, молодёжи, крестьян и т. п.), общественного (правосознание всего общества).

    Давайте разберёмся, как взаимодействуют право и правосознание.

    Во-первых, правосознание оказывает влияние на право- творчество и через него на содержание права. Принимая нормативные акты, законодатель обязан учитывать уровень правосознания общества и отдельных групп населения, воплощать господствующие в обществе правовые идеи в законах.

    Во-вторых, правосознание учитывается в ходе правоприменения. Индивидуальные правовые решения выносятся на основе закона, но с учётом правосознания. Так, например, согласно закону, судья решает дело, руководствуясь конкретной статьёй закона и собственным правосознанием.

    В-третьих, уровень правосознания общества (знание права, положительные его оценки) способствует соблюдению и исполнению права. При развитом правосознании легче и правильнее оцениваются те или иные правовые явления.

    В свою очередь, право формирует правосознание каждого из нас, способствует внедрению в наше сознание правовых идей.

    В начале урока проводится беседа, в ходе которой выясняется, что такое правонарушение и вчем отличие проступка от преступления. Проводится работа с учебником. Учащиеся находят элементы правосознания. Затем проводится работа в тетрадях. Далее учащиеся работают с заданиями по учебнику. Приводятся примеры из жизни и кинофильмов. После рассмотрения каждого пункта плана делается вывод, который записывается в тетрадь.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    МОУ Квашенковская СОШ

    ОТКРЫТЫЙ УРОК

    ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

    10 класс

    ТЕМА:

    « ПРЕДПОСЫЛКИ ПРАВОМЕРНОГО ПОВЕДЕНИЯ»

    Учитель: Куцеволова Ольга Борисовна

    2015 – 2016 учебный год.

    Цель урока: раскрыть сущность правовой культуры личности, признаки правомерного поведения, способствовать воспитанию осознанного отношения к праву.

    ХОД УРОКА

    Вводная часть. (слайд 2)

    Ответы на вопросы:

    В чем причины отклоняющегося поведения?

    В чем особенности правонарушения?

    В чем различие между проступком и правонарушением?

    В чем социальная опасность преступности?

    Вывод: правовые нормы сами по себе не станут правилом поведения до тех пор, пока они не будут осознаны каждым.

    План изучения нового материала. (слайд 3)

    Правосознание. Правовая культура. Правомерное поведение.

    Вопрос: Вспомните, что такое самосознание?

    (Определение себя как личности, быть готовым нести ответственность за принимаемые решения и совершаемые поступки)

    1. Разбор задания №1 с. 327 в учебнике.

    2. Учитель:

    Давайте на одном примере посмотрим, что правосознание не только знание права, но и одобрение или неодобрение вновь принятых законов.

    (учитель сообщает о Федеральном законе « О ветеранах» - из учебника)

    3. Работа в тетрадях. (слайд 4)

    Дается задание выписать элементы правосознания.

    Вывод: Уровень правосознания общества определяется знанием права и его положительной оценкой. (слайд 5)

    4. Учитель:

    Переходим к рассмотрению второго пункта нашего плана.

    Предлагаются 2 ситуации (мет. с.. 224 и вывод на с. 225)

    Учитель сообщает о причинах правового нигилизма у молодежи. –

    с. 225(мет). (слайды 6,7,8)

    Вывод: Не всякого человека, знающего и понимающего юридические нормы, можно считать правокультурным человеком: знание юридических норм обязательно должно сочетаться с их соблюдением. (слайд 9)

    5. Учитель:

    Переходим к рассмотрению третьего пункта плана.

    Вопросы:

    Какое поведение называют правомерным?

    (это поведение соответствующее правовым нормам, не нарушающее их)

    (слайд 10)

    Учитель рассказывает о Деточкине из фильма « Берегись автомобиля»

    Вывод: Он борется с нарушителями, сам совершая неправомерное поведение. Но он вроде бы и прав. Но даже ради высокой цели законы нарушать нельзя. (слайд 11)

    Итог урока.

    Д.З. пар. 29, задание № 2, с. 327

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    Предпосылки правомерного поведения

    Во все времена общество стремилось создать образцы поведения, которые бы не противоречили нормам права и общественной пользе, как воплотить эти образцы в повседневную жизнь. Попробуем выяснить, что же необходимо для того, чтобы наше поведение стало правомерным.

    Основные вопросы для изучения 1.Правосознание 2.Правовая культура 3.Правомерное поведение

    Уровни правосознания научное профессиональное обыденное

    Определите, к какому уровню правосознания можно отнести каждое из высказываний? «Депутаты ГД используют свою неприкосновенность, чтобы обезопасить себя от судебных преследований» Чтобы навести порядок в стране, надо расширить список преступлений, за которые назначается смертная казнь» «Основной ценностью правового государства признаются права человека и его свободы»

    Правовая культура и её функции Правовая культура личности- часть общей культуры, уровень знания права и уважительное отношение к нему. Правовая культура общества- уровень развития правосознания и правовой активности

    Черты современной Правовой культуры Определяющее значение прав и свобод в правовом обществе Утверждение в сознании чувства уважения к закону и правопорядку Правовая активность граждан Правозащитная и правоприменительная деятельность государства

    Правовой нигилизм Правовой нигилизм (от лат. Nihil - ничто, ничего) - отрицание права как социального института, системы правил поведения, которая может успешно регулировать взаимоотношения людей. Правовой нигилизм может быть активным или пассивным; бытовым, связанным с незнанием закона, или философским, связанным с построением личностью мировоззрения, в котором отрицается социальная роль права; в то же время правовой нигилизм может наблюдаться у людей, активно взаимодействующих с правом, но реально для реализации своих интересов использующих коррупцию и властные структуры.

    Пути преодоления правового нигилизма: повышение общей и правовой культуры граждан, их правового и морального сознания; совершенствование законодательства; профилактика правонарушений, и прежде всего преступлений; упрочение законности и правопорядка, государственной дисциплины; уважение и всемерная защита прав личности; массовое просвещение и правовое воспитание населения; подготовка высококвалифицированных кадров юристов;

    Правомерное поведение- это поведение, соответствующее правовым нормам. Работа с текстом на стр.323. Выпишите основные признаки правомерного поведения.

    Предпосылки формирования правомерного поведения Психологические: осознание необходимости правомерного поведения Социальные: влияние определённой социальной среды Личностные: правовое воспитание

    Домашнее задание Пар. 29, с. 326. Документ и задания к нему.


    В современной юридической науке под правомерным поведением понимают поведение, соответствующее правовым нормам, не нарушающее их. Такое поведение, как правило, имеет общественную пользу, одобряется обществом.

    Можно отметить следующие признаки правомерного поведения:

    • правомерное поведение ограничено установленными правовыми нормами. Оно совпадает с нормами права, не противоречит им, соответствует правовым предписаниям, не запрещается правовыми нормами. Значение правомерного поведения состоит в том, что в нем реализуются нормы права;
    • правомерное поведение полезно для общества, не противоречит его интересам и целям. В связи с этим выделяют необходимое (желательное) и социально допустимое правомерное поведение. В качестве примера последнего можно назвать такие нежелательные, но тем не менее социально допустимые явления, как неучастие граждан в голосовании или супружеские разводы;
    • правомерное поведение осуществляется на добровольном и осознанном основании. Вот почему закон исключает из числа лиц, способных действовать правомерно, недееспособных и невменяемых. Дееспособность (способность человека своими действиями осуществлять права и обязанности) связана с психическими и возрастными качествами человека и зависит от них. Выделяют полную (с 18 лет) и частичную (с 14 до 18 лет) дееспособность;
    • правомерное поведение должно быть распространено среди большинства населения (что не исключает их различное отношение к праву), в противном случае (массового нарушения правовых норм) общество перестало бы нормально функционировать (что обычно имеет место при революциях, гражданских войнах или других социальных катаклизмах).

    Что же заставляет основную часть населения действовать правомерно? Страх из-за возможной юридической ответственности? Боязнь наказания? Личные убеждения? Привычка?

    Для того чтобы ответить на эти вопросы, рассмотрим более подробно виды правомерного поведения, которые выделяют в зависимости от главного мотива.

    Социально активное - высшая форма правомерного поведения, соответствующая высокому уровню правосознания и правовой культуры, ответственности и добровольности. Если человек осознает, насколько необходимы, обоснованны, справедливы требования правовых норм и полезно его поведение, то своими поступками он приближает социально полезный результат. В таком случае можно говорить о его сознательном отношении к праву и своему поведению.

    Конформистское поведение основано на подчинении правовым предписаниям без их глубокого и всестороннего осознания, без высокой правовой активности. Человек подчиняет свое поведение праву лишь потому, что так делают все. Такое поведение типично для социальных групп с недостаточно развитыми правовой культурой и правосознанием (например, для несовершеннолетних). (Подумайте, в чем заключаются возможные негативные проявления такого поведения.)

    Маргинальное правомерное поведение тоже соответствует правовым предписаниям, но находится под воздействием государственного принуждения, продиктовано страхом перед наказанием. (Вспомните, кого называют маргиналами. В чем может заключаться потенциальная опасность для общества маргинального поведения? Постарайтесь привести соответствующие примеры из истории нашего Отечества или зарубежных стран.)

    Мотивом совершения правомерных действий может быть и личный интерес, стремление удовлетворить определенные потребности. Например, именно для этих целей заключаются сделки и договоры.

    Каковы же предпосылки формирования правомерного поведения?

    Прежде всего, речь идет о юридических предпосылках: должны существовать определенные правовые отношения (правовые связи и зависимости). Именно они и вызывают к жизни фактическое правомерное поведение участников.

    Но правовые акты, документы, нормы прежде чем воплотиться в правомерном поведении конкретных граждан, должны пройти через их сознание и волю. Таким образом, можно говорить о психологических предпосылках. Человек должен осознать свои юридические права и обязанности, усвоить юридические нормы и в соответствии с этим построить свое поведение.

    Значение социальных предпосылок состоит в том, что люди всегда действуют в определенной социальной среде, которая оказывает на них самое разнообразное влияние. Ведь мы с вами являемся участниками множества социальных связей, каждая из которых в определенной мере влияет на поведение человека.

    Подведем итог. Вы, очевидно, смогли убедиться в том, что существование права нераздельно связано с волей и сознанием людей. Требования общественной жизни, выраженные в качестве юридических норм, сами по себе не станут правилом поведения до тех пор, пока они не пройдут через волю и сознание человека, им следующего. В то же время и воздействие самого права на общественные отношения также осуществляется через волю и сознание человека.

    Предпосылкой правомерного поведения служит понимание людьми справедливости и полезности правовых установлений, социальная зрелость и юридическая грамотность. Правомерное поведение опирается на развитые правосознание и правовую культуру, которые позволяют отличить допустимое поведение от недопустимого. Высокий уровень правосознания в обществе и отдельной личности определяет правовую культуру всего общества, способствует выработке и распространению правомерного поведения.


    Правомерное поведение Правомерным называют такое поведение, которое соответствует правовым нормам. Правомерным называют такое поведение, которое соответствует правовым нормам. Признаки правомерного поведения: 1.Ограничено установленными правовыми нормами 2.Полезность для общества 3.Осуществляется на добровольном основании 4.Распространено среди большинства населения






    Условия формирования правомерного поведения Правосознание- это отношение людей к праву. Правосознание- это отношение людей к праву. Правосознание складывается из знания права, правовой идеологии, правовой психологии и поведенческих установок. Правосознание складывается из знания права, правовой идеологии, правовой психологии и поведенческих установок. Правовая культура- часть общей культуры, уровень знания права каждым из нас, уважительное отношение к праву.


    Составные части правосознания Знание права (Конституция РФ, федеральные законы, кодексы, правовые учения и доктрины) Знание права (Конституция РФ, федеральные законы, кодексы, правовые учения и доктрины) Правовая идеология (отношение к правовым знаниям, их оценка с точки зрения общечеловеческих ценностей) Правовая идеология (отношение к правовым знаниям, их оценка с точки зрения общечеловеческих ценностей) Правовая психология (чувства и эмоции по отношению к праву) Правовая психология (чувства и эмоции по отношению к праву) Правовая установка (психологическое состояние человека) Правовая установка (психологическое состояние человека)






    Соотношение права и правосознания Правосознание оказывает влияние на процесс принятия законов Правосознание оказывает влияние на процесс принятия законов Правосознание учитывается в ходе правоприменения Правосознание учитывается в ходе правоприменения Уровень правосознания общества способствует соблюдению и исполнению права Уровень правосознания общества способствует соблюдению и исполнению права


    Функции правовой культуры Познавательная Познавательная Регулятивная Регулятивная Нормативно- ценностная Нормативно- ценностная Коммуникативная Коммуникативная Прогностическая Прогностическая Нигилизм- антипод правовой культуры, для него характерны недооценка роли права, отрицательное отношение к праву, неуважение к праву.





    Во все времена члены общества старались создать модель поведения человека, которое бы не противоречила основным нормам права.

    Предпосылки правомерного поведения

    Однако такие идеи не всегда воплощались в реальности, так как воспитать в человеке образцы правомерного поведения было весьма сложным. Правомерное поведение индивида и общества в целом может быть достигнуто благодаря двум составляющим элементам – правовой культуре и правовому сознанию.

    Правовосознание

    Правосознание представляет собой отношение человеку к праву, к юридической практике, а также к действующему законодательству. Правосознание предполагает, что каждый человек обязан знать суть действующего права, понимать необходимость принятия и выполнения законов.

    Также высокий уровень правового сознания предусматривает возможную критику проектов нормативно - правовых актов, неодобрение принятых законов.

    Правосознание включает в себя такие структурные элементы: правовую идеологию, знание права, правовую психологию, а также анализ поведенческих установок.

    Знание права представляет собой необходимость человека знать основные положения Конституции, конституционных законов и отраслевых кодексов. Правосознание человека может быть ограничено его житейскими представлениями либо личным жизненным опытом.

    Правовая культура

    Правовая культура является неотъемлемой частью общей культуры. В современном обществознании различают два вида правовой культуры: правовая культура личности и общества.

    Правовая культура личности – это уровень знания правовой системы определенным индивидом, а также его уважительное отношение к институту права. Правовая культура личности очень тесно связана с понятием правосознания.

    Это понятие включает в себя не только систему правовых знаний, но и личные предпочтения и убеждения индивида, которые позволяют сделать правильный вывод о том, какое поведение является допустимым, а какое недопустимым.

    В основе понятия «правовая культура» лежит три обязательства человека: знание юридических норм, соблюдение свобод и прав других людей, выполнение обязательств, предусмотренных нормами права.

    Правовая культура общества – это реально достигнутый уровень правосознания общественности, а также ее правовая активность.

    Правовая культура общества проявляется в деятельности судебных и правоохранительных органов, а также должностных лиц. Именно по уровню эффективности их работы можно судить о том, настолько в обществе развита правовая культура.