Войти
Образовательный портал. Образование
  • Чему равен 1 год на меркурии
  • Кто такой Николай Пейчев?
  • Томас андерс - биография, фото, личная жизнь солиста дуэта "модерн токинг" Синглы Томаса Андерса
  • Что показывает коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами Обеспеченность обязательств финансовыми активами в бюджетном учреждении
  • Как приготовить классические вареники с творогом
  • Как сделать тесто для яблочной шарлотки Как приготовить шарлотку с яблоками песочное тесто
  • Коммерческую тайну не могут составлять. Сведения, составляющие коммерческую тайну предприятия. Закон о коммерческой тайне

    Коммерческую тайну не могут составлять. Сведения, составляющие коммерческую тайну предприятия. Закон о коммерческой тайне

    (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 18.04.2018, N 0001201804180032).
    ___________________________________________________________________

    Статья 1. Цели и сфера действия настоящего Федерального закона

    1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с установлением, изменением и прекращением режима коммерческой тайны в отношении информации, которая имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам.
    (Часть в редакции, введенной в действие с 1 октября 2014 года .

    2. Положения настоящего Федерального закона распространяются на информацию, составляющую коммерческую тайну, независимо от вида носителя, на котором она зафиксирована.

    3. Положения настоящего Федерального закона не распространяются на сведения, отнесенные в установленном порядке к государственной тайне, в отношении которой применяются положения законодательства Российской Федерации о государственной тайне.

    Статья 2. Законодательство Российской Федерации о коммерческой тайне

    (Утратила силу с 1 октября 2014 года - Федеральный закон от 12 марта 2014 года N 35-ФЗ .

    Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

    Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

    1) коммерческая тайна - режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду (пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2008 года Федеральным законом от 18 декабря 2006 года N 231-ФЗ ;

    2) информация, составляющая коммерческую тайну, - сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны;
    (Пункт в редакции, введенной в действие с 1 октября 2014 года Федеральным законом от 12 марта 2014 года N 35-ФЗ .

    3) пункт утратил силу с 1 января 2008 года - ;

    4) обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, - лицо, которое владеет информацией, составляющей коммерческую тайну, на законном основании, ограничило доступ к этой информации и установило в отношении ее режим коммерческой тайны;

    5) доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, - ознакомление определенных лиц с информацией, составляющей коммерческую тайну, с согласия ее обладателя или на ином законном основании при условии сохранения конфиденциальности этой информации;

    6) передача информации, составляющей коммерческую тайну, - передача информации, составляющей коммерческую тайну и зафиксированной на материальном носителе, ее обладателем контрагенту на основании договора в объеме и на условиях, которые предусмотрены договором, включая условие о принятии контрагентом установленных договором мер по охране ее конфиденциальности;

    7) контрагент - сторона гражданско-правового договора, которой обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, передал эту информацию;

    8) предоставление информации, составляющей коммерческую тайну, - передача информации, составляющей коммерческую тайну и зафиксированной на материальном носителе, ее обладателем органам государственной власти, иным государственным органам, органам местного самоуправления в целях выполнения их функций;

    9) разглашение информации, составляющей коммерческую тайну, - действие или бездействие, в результате которых информация, составляющая коммерческую тайну, в любой возможной форме (устной, письменной, иной форме, в том числе с использованием технических средств) становится известной третьим лицам без согласия обладателя такой информации либо вопреки трудовому или гражданско-правовому договору.

    Статья 4. Право на отнесение информации к информации, составляющей коммерческую тайну, и способы получения такой информации

    1. Право на отнесение информации к информации, составляющей коммерческую тайну, и на определение перечня и состава такой информации принадлежит обладателю такой информации с учетом положений настоящего Федерального закона.

    2. Часть утратила силу с 1 января 2008 года - Федеральный закон от 18 декабря 2006 года N 231-ФЗ . .

    3. Информация, составляющая коммерческую тайну, полученная от ее обладателя на основании договора или другом законном основании, считается полученной законным способом.

    4. Информация, составляющая коммерческую тайну, обладателем которой является другое лицо, считается полученной незаконно, если ее получение осуществлялось с умышленным преодолением принятых обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, мер по охране конфиденциальности этой информации, а также если получающее эту информацию лицо знало или имело достаточные основания полагать, что эта информация составляет коммерческую тайну, обладателем которой является другое лицо, и что осуществляющее передачу этой информации лицо не имеет на передачу этой информации законного основания.

    Статья 5. Сведения, которые не могут составлять коммерческую тайну

    Режим коммерческой тайны не может быть установлен лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, в отношении следующих сведений:

    3) о составе имущества государственного или муниципального унитарного предприятия, государственного учреждения и об использовании ими средств соответствующих бюджетов;

    4) о загрязнении окружающей среды, состоянии противопожарной безопасности, санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке, безопасности пищевых продуктов и других факторах, оказывающих негативное воздействие на обеспечение безопасного функционирования производственных объектов, безопасности каждого гражданина и безопасности населения в целом;

    5) о численности, о составе работников, о системе оплаты труда, об условиях труда, в том числе об охране труда, о показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, и о наличии свободных рабочих мест;

    6) о задолженности работодателей по выплате заработной платы и социальным выплатам;
    (Пункт в редакции, введенной в действие с 29 апреля 2018 года Федеральным законом от 18 апреля 2018 года N 86-ФЗ .

    7) о нарушениях законодательства Российской Федерации и фактах привлечения к ответственности за совершение этих нарушений;

    8) об условиях конкурсов или аукционов по приватизации объектов государственной или муниципальной собственности;

    9) о размерах и структуре доходов некоммерческих организаций, о размерах и составе их имущества, об их расходах, о численности и об оплате труда их работников, об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческой организации;

    10) о перечне лиц, имеющих право действовать без доверенности от имени юридического лица;

    11) обязательность раскрытия которых или недопустимость ограничения доступа к которым установлена иными федеральными законами.

    Статья 6. Предоставление информации, составляющей коммерческую тайну

    1. Обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, по мотивированному требованию органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления предоставляет им на безвозмездной основе информацию, составляющую коммерческую тайну. Мотивированное требование должно быть подписано уполномоченным должностным лицом, содержать указание цели и правового основания затребования информации, составляющей коммерческую тайну, и срок предоставления этой информации, если иное не установлено федеральными законами.

    2. В случае отказа обладателя информации, составляющей коммерческую тайну, предоставить ее органу государственной власти, иному государственному органу, органу местного самоуправления данные органы вправе затребовать эту информацию в судебном порядке.

    3. Обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, а также органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, получившие такую информацию в соответствии с частью 1 настоящей статьи, обязаны предоставить эту информацию по запросу судов, органов предварительного следствия, органов дознания по делам, находящимся в их производстве, в порядке и на основаниях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации (часть в редакции, введенной в действие с 7 сентября 2007 года Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 214-ФЗ .

    4. На документах, предоставляемых указанным в частях 1 и 3 настоящей статьи органам и содержащих информацию, составляющую коммерческую тайну, должен быть нанесен гриф "Коммерческая тайна" с указанием ее обладателя (для юридических лиц - полное наименование и место нахождения, для индивидуальных предпринимателей - фамилия, имя, отчество гражданина, являющегося индивидуальным предпринимателем, и место жительства).

    Статья 6_1. Права обладателя информации, составляющей коммерческую тайну

    1. Права обладателя информации, составляющей коммерческую тайну, возникают с момента установления им в отношении этой информации режима коммерческой тайны в соответствии со статьей 10 настоящего Федерального закона.

    2. Обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, имеет право:

    1) устанавливать, изменять, отменять в письменной форме режим коммерческой тайны в соответствии с настоящим Федеральным законом и гражданско-правовым договором;

    2) использовать информацию, составляющую коммерческую тайну, для собственных нужд в порядке, не противоречащем законодательству Российской Федерации;

    3) разрешать или запрещать доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, определять порядок и условия доступа к этой информации;

    4) требовать от юридических лиц, физических лиц, получивших доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, которым предоставлена информация, составляющая коммерческую тайну, соблюдения обязанностей по охране ее конфиденциальности;

    5) требовать от лиц, получивших доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, в результате действий, совершенных случайно или по ошибке, охраны конфиденциальности этой информации;

    6) защищать в установленном законом порядке свои права в случае разглашения, незаконного получения или незаконного использования третьими лицами информации, составляющей коммерческую тайну, в том числе требовать возмещения убытков, причиненных в связи с нарушением его прав.
    (Статья дополнительно включена с 1 октября 2014 года Федеральным законом от 12 марта 2014 года N 35-ФЗ)


    Статья 7. Права обладателя информации, составляющей коммерческую тайну

    Федеральный закон от 18 декабря 2006 года N 231-ФЗ . )

    Статья 8. Обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, полученной в рамках трудовых отношений

    (статья утратила силу с 1 января 2008 года - Федеральный закон от 18 декабря 2006 года N 231-ФЗ . )

    Статья 9. Порядок установления режима коммерческой тайны при выполнении государственного или муниципального контракта для государственных или муниципальных нужд

    (статья утратила силу с 1 января 2008 года - Федеральный закон от 18 декабря 2006 года N 231-ФЗ . )

    Статья 10. Охрана конфиденциальности информации

    1. Меры по охране конфиденциальности информации, принимаемые ее обладателем, должны включать в себя:

    1) определение перечня информации, составляющей коммерческую тайну;

    2) ограничение доступа к информации, составляющей коммерческую тайну, путем установления порядка обращения с этой информацией и контроля за соблюдением такого порядка;

    3) учет лиц, получивших доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, и (или) лиц, которым такая информация была предоставлена или передана;

    4) регулирование отношений по использованию информации, составляющей коммерческую тайну, работниками на основании трудовых договоров и контрагентами на основании гражданско-правовых договоров;

    5) нанесение на материальные носители, содержащие информацию, составляющую коммерческую тайну, или включение в состав реквизитов документов, содержащих такую информацию, грифа "Коммерческая тайна" с указанием обладателя такой информации (для юридических лиц - полное наименование и место нахождения, для индивидуальных предпринимателей - фамилия, имя, отчество гражданина, являющегося индивидуальным предпринимателем, и место жительства) (пункт в редакции, введенной в действие с 26 июля 2011 года Федеральным законом от 11 июля 2011 года N 200-ФЗ .

    2. Режим коммерческой тайны считается установленным после принятия обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, мер, указанных в части 1 настоящей статьи.

    3. Индивидуальный предприниматель, являющийся обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, и не имеющий работников, с которыми заключены трудовые договоры, принимает меры по охране конфиденциальности информации, указанные в части 1 настоящей статьи, за исключением пунктов 1 и 2, а также положений пункта 4, касающихся регулирования трудовых отношений.

    4. Наряду с мерами, указанными в части 1 настоящей статьи, обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, вправе применять при необходимости средства и методы технической защиты конфиденциальности этой информации, другие не противоречащие законодательству Российской Федерации меры.

    5. Меры по охране конфиденциальности информации признаются разумно достаточными, если:

    1) исключается доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, любых лиц без согласия ее обладателя;

    2) обеспечивается возможность использования информации, составляющей коммерческую тайну, работниками и передачи ее контрагентам без нарушения режима коммерческой тайны.

    6. Режим коммерческой тайны не может быть использован в целях, противоречащих требованиям защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

    Статья 11. Охрана конфиденциальности информации, составляющей коммерческую тайну, в рамках трудовых отношений

    1. В целях охраны конфиденциальности информации, составляющей коммерческую тайну, работодатель обязан:

    1) ознакомить под расписку работника, доступ которого к этой информации, обладателями которой являются работодатель и его контрагенты, необходим для исполнения данным работником своих трудовых обязанностей, с перечнем информации, составляющей коммерческую тайну;

    2) ознакомить под расписку работника с установленным работодателем режимом коммерческой тайны и с мерами ответственности за его нарушение;

    3) создать работнику необходимые условия для соблюдения им установленного работодателем режима коммерческой тайны.

    2. Доступ работника к информации, составляющей коммерческую тайну, осуществляется с его согласия, если это не предусмотрено его трудовыми обязанностями.

    3. В целях охраны конфиденциальности информации, составляющей коммерческую тайну, работник обязан:

    1) выполнять установленный работодателем режим коммерческой тайны;

    2) не разглашать эту информацию, обладателями которой являются работодатель и его контрагенты, и без их согласия не использовать эту информацию в личных целях в течение всего срока действия режима коммерческой тайны, в том числе после прекращения действия трудового договора;

    3) возместить причиненные работодателю убытки, если работник виновен в разглашении информации, составляющей коммерческую тайну и ставшей ему известной в связи с исполнением им трудовых обязанностей;

    4) передать работодателю при прекращении или расторжении трудового договора материальные носители информации, имеющиеся в пользовании работника и содержащие информацию, составляющую коммерческую тайну.

    4. Работодатель вправе потребовать возмещения убытков, причиненных ему разглашением информации, составляющей коммерческую тайну, от лица, получившего доступ к этой информации в связи с исполнением трудовых обязанностей, но прекратившего трудовые отношения с работодателем, если эта информация разглашена в течение срока действия режима коммерческой тайны.

    5. Причиненные работником или прекратившим трудовые отношения с работодателем лицом убытки не возмещаются, если разглашение информации, составляющей коммерческую тайну, произошло вследствие несоблюдения работодателем мер по обеспечению режима коммерческой тайны, действий третьих лиц или непреодолимой силы.

    6. Трудовым договором с руководителем организации должны предусматриваться его обязанности по обеспечению охраны конфиденциальности составляющей коммерческую тайну информации, обладателем которой являются организация и ее контрагенты, и ответственность за обеспечение охраны конфиденциальности этой информации.

    7. Руководитель организации возмещает организации убытки, причиненные его виновными действиями в связи с нарушением законодательства Российской Федерации о коммерческой тайне. При этом убытки определяются в соответствии с гражданским законодательством.

    8. Работник имеет право обжаловать в судебном порядке незаконное установление режима коммерческой тайны в отношении информации, к которой он получил доступ в связи с исполнением трудовых обязанностей.
    (Статья в редакции, введенной в действие с 1 октября 2014 года Федеральным законом от 12 марта 2014 года N 35-ФЗ .


    Статья 12. Охрана конфиденциальности информации в рамках гражданско-правовых отношений

    (статья утратила силу с 1 января 2008 года - Федеральный закон от 18 декабря 2006 года N 231-ФЗ . )

    Статья 13. Охрана конфиденциальности информации при ее предоставлении

    1. Органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами обязаны создать условия, обеспечивающие охрану конфиденциальности информации, предоставленной им юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями.

    2. Должностные лица органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, государственные или муниципальные служащие указанных органов без согласия обладателя информации, составляющей коммерческую тайну, не вправе разглашать или передавать другим лицам, органам государственной власти, иным государственным органам, органам местного самоуправления ставшую известной им в силу выполнения должностных (служебных) обязанностей информацию, составляющую коммерческую тайну, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также не вправе использовать эту информацию в корыстных или иных личных целях.

    3. В случае нарушения конфиденциальности информации должностными лицами органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, государственными и муниципальными служащими указанных органов эти лица несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    Статья 14. Ответственность за нарушение настоящего Федерального закона

    1. Нарушение настоящего Федерального закона влечет за собой дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    2. Работник, который в связи с исполнением трудовых обязанностей, получил доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, обладателями которой являются работодатель и его контрагенты, в случае умышленного или неосторожного разглашения этой информации при отсутствии в действиях такого работника состава преступления несет дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    3. Органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, получившие доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, несут перед обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, гражданско-правовую ответственность за разглашение или незаконное использование этой информации их должностными лицами, государственными или муниципальными служащими указанных органов, которым она стала известна в связи с выполнением ими должностных (служебных) обязанностей.

    4. Лицо, которое использовало информацию, составляющую коммерческую тайну, и не имело достаточных оснований считать использование данной информации незаконным, в том числе получило доступ к ней в результате случайности или ошибки, не может в соответствии с настоящим Федеральным законом быть привлечено к ответственности.

    5. По требованию обладателя информации, составляющей коммерческую тайну, лицо, указанное в части 4 настоящей статьи, обязано принять меры по охране конфиденциальности информации. При отказе такого лица принять указанные меры обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, вправе требовать в судебном порядке защиты своих прав.

    Статья 15. Ответственность за непредоставление органам государственной власти, иным государственным органам, органам местного самоуправления информации, составляющей коммерческую тайну

    Невыполнение обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, законных требований органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления о предоставлении им информации, составляющей коммерческую тайну, а равно воспрепятствование получению должностными лицами этих органов указанной информации влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    Статья 16. Переходные положения

    Грифы, нанесенные до вступления в силу настоящего Федерального закона на материальные носители и указывающие на содержание в них информации, составляющей коммерческую тайну, сохраняют свое действие при условии, если меры по охране конфиденциальности указанной информации будут приведены в соответствие с требованиями настоящего Федерального закона.

    Президент
    Российской Федерации
    В.Путин

    Москва, Кремль

    Редакция документа с учетом
    изменений и дополнений подготовлена
    АО "Кодекс"

    Общая стратегия развивающегося государственного учреждения и частного предприятия в отношении информации, имеющей экономическую стоимость, строится в рамках Федерального закона от 29.07.2004 N 98-ФЗ "О коммерческой тайне". За разъяснениями о том, с чем имеют дело руководители и топ-менеджеры, когда защищают один из источников конкурентного преимущества, мы обратились к преподавателю Московского государственного юридического университета (МГЮА), к.ю.н. Евгению Суворову.

    В соответствии с пунктом 1 статьи 3 вышеназванного закона под коммерческой тайной понимается режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду.

    При этом от коммерческой тайны как режима конфиденциальности следует отличать информацию, составляющую коммерческую тайну.

    Под такой информацией понимаются сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны.

    Иными словами, коммерческая тайна это всего лишь режим конфиденциальности, который вводится в отношении сведений, составляющих коммерческую тайну (п. 2 ст. 3 Закона о коммерческой тайне).

    Какие сведения могут составлять коммерческую тайну

    Речь должна идти об информации, имеющей действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам. В целом потенциальные обладатели информации свободны в определении того, какая именно информация составляет для них коммерческую ценность и потому может защищаться путем установления в отношении нее режима коммерческой тайны. Это могут быть сведения о контрагентах, структуре поставщиков, клиентах организации, структуре производства и так далее.

    Какие сведения не могут составлять коммерческую тайну

    В соответствии со статьей 5 Закона о коммерческой тайне режим коммерческой тайны не может быть установлен в отношении сведений:

    1. содержащихся в учредительных документах юридического лица, документах, подтверждающих факт внесения записей о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствующие государственные реестры;
    2. содержащихся в документах, дающих право на осуществление предпринимательской деятельности;
    3. о составе имущества государственного или муниципального унитарного предприятия, государственного учреждения и об использовании ими средств соответствующих бюджетов;
    4. о загрязнении окружающей среды, состоянии противопожарной безопасности, санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке, безопасности пищевых продуктов и других факторах, оказывающих негативное воздействие на обеспечение безопасного функционирования производственных объектов, безопасности каждого гражданина и безопасности населения в целом;
    5. о численности, о составе работников, о системе оплаты труда, об условиях труда, в том числе об охране труда, о показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, и о наличии свободных рабочих мест;
    6. о задолженности работодателей по выплате заработной платы и по иным социальным выплатам;
    7. о нарушениях законодательства Российской Федерации и фактах привлечения к ответственности за совершение этих нарушений;
    8. об условиях конкурсов или аукционов по приватизации объектов государственной или муниципальной собственности;
    9. о размерах и структуре доходов некоммерческих организаций, о размерах и составе их имущества, об их расходах, о численности и об оплате труда их работников, об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческой организации;
    10. о перечне лиц, имеющих право действовать без доверенности от имени юридического лица;
    11. обязательность раскрытия которых или недопустимость ограничения доступа к которым установлена иными федеральными законами.

    Какие действия необходимо совершить, чтобы защитить коммерческую тайну

    Установление режима коммерческой тайны является ключевым вопросом при рассмотрении соответствующих споров впоследствии. В соответствии с пунктом 2 статьи 10 Закона о коммерческой тайне режим коммерческой тайны считается установленным после принятия обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, следующих мер:

    1. определение перечня информации, составляющей коммерческую тайну;
    2. ограничение доступа к информации, составляющей коммерческую тайну, путем установления порядка обращения с этой информацией и контроля за соблюдением такого порядка;
    3. учет лиц, получивших доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, и (или) лиц, которым такая информация была предоставлена или передана;
    4. регулирование отношений по использованию информации, составляющей коммерческую тайну, работниками на основании трудовых договоров и контрагентами на основании гражданско-правовых договоров;
    5. нанесение на материальные носители, содержащие информацию, составляющую коммерческую тайну, или включение в состав реквизитов документов, содержащих такую информацию, грифа "Коммерческая тайна" с указанием обладателя такой информации (для юридических лиц - полное наименование и место нахождения, для индивидуальных предпринимателей - фамилия, имя, отчество гражданина, являющегося индивидуальным предпринимателем, и место жительства).

    Так, нередко суды отказывают в удовлетворении требований обладателей соответствующей информации в связи с ее разглашением, ссылаясь на то, что обладателем информации не были приняты меры по охране конфиденциальности информации, указанные в статье 10 Закона о коммерческой тайне.

    Например, в постановлении Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 10 июля 2012 г. по делу N А57-11021/2011 рассматривался спор о взыскании убытков с бывшего сотрудника компании, который использовал клиентскую базу бывшего работодателя (речь шла о бизнесе по распространению товаров по каталогам OTTO). Суд отказал во взыскании убытков, в частности, указав следующее. Суды первой и апелляционной инстанций, установив, что в материалах дела отсутствуют доказательства соблюдения обществом условий по установлению режима коммерческой тайны и охране конфиденциальности информации в отношении клиентской базы, руководствуясь положениями статьи 1064 ГК РФ, пришли к обоснованному выводу о том, что заключение ИП Юшковой Ю.В. договоров с контрагентами ООО "ЛюксуРита" само по себе не может свидетельствовать о причинении убытков обществу, а потеря клиентов у одного из них не является безусловно следствием использования предпринимателем сведений, составлявших коммерческую тайну общества.

    При этом суды первой и апелляционной инстанций правильно отклонили доводы общества о том, что Юшкова Ю.В. была предупреждена о режиме коммерческой тайны, так как из имеющейся расписки Юшковой Ю.В., которая датирована числом, предшествующим даты образования ООО "ЛюксуРита", о получении пароля для входа в систему принятия и обработки заказов не следует о предупреждении Юшковой Ю.В. о конфиденциальности информации клиентской базы, а в силу пункта 2 статьи 1472 ГК РФ лицо, которое использовало секрет производства и не знало и не должно было знать о том, что его использование незаконно, в том числе в связи с тем, что оно получило доступ к секрету производства случайно или по ошибке, не несет ответственность в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.

    Е. Суворов

    преподаватель Московского государственного

    юридического университета (МГЮА), магистр частного права

    Режим коммерческой тайны не может быть установлен лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, в отношении следующих сведений:

    О составе имущества государственного или муниципального унитарного предприятия, государственного учреждения и об использовании ими средств соответствующих бюджетов;

    О загрязнении окружающей среды, состоянии противопожарной безопасности, санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке, безопасности пищевых продуктов и других факторах, оказывающих негативное воздействие на обеспечение безопасного функционирования производственных объектов, безопасности каждого и населения;

    О численности, составе работников, системе оплаты труда, условиях труда, в том числе об охране труда, показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, наличии свободных рабочих мест;

    О задолженности работодателей по выплате заработной платы и по иным социальным выплатам;

    О нарушениях законодательства РФ и фактах привлечения к ответственности за совершение этих нарушений;

    Об условиях конкурсов или аукционов по приватизации объектов государственной или муниципальной собственности;

    О размерах и структуре доходов некоммерческих организаций, размерах и составе их имущества, расходах, численности и об оплате труда работников, использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческих организаций;

    О перечне лиц, имеющих право действовать без доверенности от имени юридического лица;

    Обязательность раскрытия которых или недопустимость ограничения доступа к которым установлена иным федеральными законами.

    Организации и лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью, руководители государственных и муниципальных предприятий обязаны представить указанные выше сведения по требованию органов власти, имеющих на это право в соответствии с законодательством РФ, а также трудового коллектива предприятия. Однако Постановление, не обязывает предоставлять такие сведения по требованию любого лица. Кроме того, его действие не распространяется на сведения, которые в соответствии с законодательством составляют государственную тайну.

    Отличие государственной тайны от коммерческой довольно условно, поскольку и коммерческая организация может назвать свои сведения не коммерческой, а служебной тайной. На практике к служебной тайне относятся сведения, к которым имеют доступ служащие в связи со своей работой. К ним можно отнести, например, различные документы с пометкой «для служебного пользования».


    В соответствии с Федеральным законом «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», государственные информационные ресурсы являются открытыми и общедоступными. Исключение составляет документированная информация, зафиксированная на материальном носителе (бумаге, дискете и др.) с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать, отнесенная законом к категории ограниченного доступа.

    Документированная информация с ограниченным доступом по условиям ее правого режима подразделяется на информацию, отнесенную к государственной тайне, и конфиденциальную, к которой относятся и документированные персональные данные о гражданах как налогоплательщиках, работниках и т.д. Следует подчеркнуть, что ст. 24 Конституции Российской Федерации не допускает сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия.

    В соответствии с Указом Президента от 6 марта 1997 г. №188 «Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера», к данным сведениям относятся:

    Сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность (персональные данные), за исключением сведений, подлежащих распространению в средствах массовой информации в установленных федеральными законами случаях (например, сведения о кандидате в депутаты);

    Сведения, составляющие тайну следствия и судопроизводства;

    Служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти, в соответствии с ГК РФ и другими федеральными законами (служебная тайна);

    Сведения, связанные с профессиональной деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Конституцией и федеральными законами (врачебная, нотариальная, адвокатская тайна, тайна переписи, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных или иных сообщений и т.д.);

    Сведения, связанные с коммерческой деятельностью, доступ к которым ограничен, в соответствии с ГК и другими федеральными законами (коммерческая тайна);

    Сведения о сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации информации о них.

    Сохранение конфиденциальности информации обеспечивается обладающими ею заинтересованными лицами.

    Запрещено относить к информации с ограниченным доступом следующие документы:

    Законодательные и другие нормативные акты, устанавливающие правовой статус органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, а также права, свободы и обязанности граждан, порядок их реализации;

    Документы, содержащие информацию о чрезвычайных ситуациях, экологическую, метеорологическую, демографическую, санитарно-эпидемиологическую и другую информацию, необходимую для обеспечения безопасного функционирования населенных пунктов, производственных объектов, безопасности граждан и населениям целом;

    Документы, содержащие информацию о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, об использовании бюджетных средств и других государственных и местных ресурсов, о состоянии экономики и потребностях населения, за исключением сведений, отнесенных к государственной тайне;

    Документы, накапливаемые в открытых фондах библиотек и архивов, информационных системах органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, организаций, представляющие общественный интерес или необходимые для реализации прав, свобод и обязанностей граждан.

    Отказ в доступе к открытой информации может быть обжалован в суде.

    В соответствии с Федеральным законом «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» целями защиты информации, в частности, являются:

    Предотвращение утечки, хищения, утраты, искажения, подделки информации;

    Предотвращение угроз безопасности личности, общества, государства;

    Защита конституционных прав граждан на сохранение личной тайны и конфиденциальности персональных данных;

    Сохранение государственной тайны.

    За нарушение правил защиты информации, незаконную деятельность в области защиты информации и разглашение информации с ограниченным доступом установлена административная ответственность (ст. 13.12-13.14 КоАП РФ). На защиту информации направлены и положения ст. 183 УК, устанавливающие уголовную ответственность за незаконное получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну.

    Между тем законодатель достаточно часто оперирует термином «тайна» и семантически созвучными с ним терминами: «конфиденциальный», «секретный» и т.п. По данным, приводимым в литературе, уже сегодня в законодательных и подзаконных нормативных актах фигурирует более сорока видов тайн, и их число продолжает расти.

    В ряде федеральных законов имеются нормы, содержащие свои составы сведений, как относимых, так и не включаемых в число закрытых и находящихся в режиме коммерческой тайны. Так, согласно п. 4 ст. 10 ФЗ «О бухгалтерском учете», содержание регистров бухгалтерского учета и внутренней бухгалтерской отчетности является коммерческой тайной. В соответствии с п. 7 ст. 19 ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», сведения о размерах и структуре доходов благотворительной организации, а также сведения о размерах ее имущества, расходах, численности работников, оплате труда и привлечении добровольцев не могут составлять коммерческую тайну.

    Действующим законодательством не установлен исчерпывающий состав сведений, требующих закрытия в режиме служебной тайны. В отдельных федеральных законах, между тем, содержатся нормы, позволяющие говорить об имеющей, место демаркации, осуществленной законодателем в отношении коммерческой и служебной тайны. Так, в соответствии с Федеральным законом «О государственной гражданской службе РФ», поступающие в органы государственной налоговой службы сведения о полученных государственными служащими доходах и имуществе, принадлежащим им на праве собственности, составляют служебную тайну. Режим служебной тайны распространяется, согласно ст. 155 УК РФ, в отношении фактов усыновления (удочерения).

    Банковская тайна как режим сведений, не подлежащих разглашению их третьим лицам, представляет собой самостоятельный вид тайны. В отличие от сведений служебного или коммерческого характера, чья ценность определяется, первую очередь, фактором их неизвестности, неизвестность сведений, находящихся в режиме банковской тайны, не является ее признаком, хотя он и должен присутствовать в качестве элемента, присущего любой из разновидностей тайн.

    Государство в целях обеспечения деятельности налоговой служ­бы,

    правоохранительных и контролирующих органов четко определя­ет перечень информации, которая не может составлять коммерче­скую тайну. Сюда может относиться информация:

    О соблюдении экологического и антимонопольного законода­тельства, об обеспечении безопасных условий труда, о реализа­ции причиняющей вред здоровью населения продукции, о дру­гих нарушениях законодательства Российской Федерации, за­конодательства субъектов Российской Федерации, а также информация, содержащая сведения о размерах причиненных при этом убытков;

    О реализации государственных программ приватизации и об ус­ловиях приватизации конкретных объектов;

    О размерах имущества и вложенных средствах при его привати­зации;

    О ликвидации юридического лица, порядке и сроках заявлений требований его кредиторами.

    17.5. Ответственность за нарушение коммерческой тайны

    Обладатель коммерческой тайны наряду с другими правами имеет право:

    а)на защиту в административном порядке и на судебную защиту от деяний (действий или бездействия), нарушающих установленный в соответствии с законодательством режим коммерческой тайны или создающих угрозу нарушения такого режима;

    б)требовать соблюдения режима коммерческой тайны лицами, получившими доступ к коммерческой тайне в результате случайности или ошибки;

    в)на возмещение убытков, причиненных использованием ин­формации, составляющей коммерческую тайну, третьим лицом в сво­их интересах при условии, если:

    Указанная информация получена таким лицом в результате слу­чайности, ошибки либо передана ему конфидентом коммерче­ской тайны без согласия обладателя коммерческой тайны;

    Такое лицо не знало и не могло знать, что получение указанной информации и ее использование им являются незаконными;

    Обладатель коммерческой тайны не имеет практической возмож­ности пресечь использование коммерческой тайны таким лицом.

    Конфидент коммерческой тайны, получивший коммерческую тайну в силу гражданско-правового договора и допустивший ее раз­глашение или нарушивший условия договора о порядке передачи коммерческой тайны третьим лицам, при отсутствии в его действиях состава преступления несет гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    Обязательства по соблюдению установленного работодателем ре­жима коммерческой тайны возлагаются на работника, которому ком­мерческая тайна становится известна в соответствии с условиями трудового договора (контракта) или в соответствии с соглашением о соблюдении режима коммерческой тайны, заключенным в период трудовых отношений.

    После прекращения трудовых отношений работодателя и работ­ника, которому коммерческая тайна стала известна в силу этих отно­шений, обязательства работника о неразглашении коммерческой тайны сохраняют свою силу в течение двух лет после увольнения работника, если иной срок не установлен трудовым договором (контрактом). В течение указанного срока такое лицо не вправе без согласия быв­шего работодателя разглашать и (или) использовать известную ему информацию, составляющую коммерческую тайну работодателя, и (или) содействовать в ее получении другим лицам, которым данная информация неизвестна.

    После прекращения трудовых отношений бывший работник обя­зан вернуть по требованию бывшего работодателя все имеющиеся в распоряжении работника носители коммерческой тайны.

    В Гражданском кодексе РФ в ст. 139 указано, что лица, незакон­ными методами получившие информацию, которая составляет слу­жебную или коммерческую тайну, обязаны возместить причиненные убытки. Такая же обязанность возлагается на работников, разгласив­ших служебную или коммерческую тайну вопреки трудовому догово­ру, в том числе контракту, и на контрагентов, сделавших это вопреки гражданско-правовому договору.

    Важно подчеркнуть, что информация, полученная лицом без исполь­зования неправомерных средств при проведении исследований по собст­венной инициативе, систематических наблюдений и сбора сведений, счи­тается полученной правомерно и самостоятельно независимо от того, что содержание указанной информации может совпадать с содержа­нием коммерческой тайны другого лица.

    Органы государственной власти, иные государственные органы и органы местного самоуправления имеют право на доступ к коммерче­ской тайне в пределах своей компетенции, определенной законода­тельством Российской Федерации.

    Органы государственной власти, иные государственные органы и органы местного самоуправления обязаны обеспечить охрану ком­мерческой тайны, полученной ими в соответствии с законодательст­вом Российской Федерации, от разглашения и неправомерного ис­пользования должностными лицами и иными служащими указанных органов, которым она стала известна в связи с выполнением ими слу­жебных обязанностей. Информация, составляющая коммерческую тайну, охраняется в указанных органах как служебная тайна.

    Нарушение прав на коммерческую тайну влечет за собой дисцип­линарную, административную, гражданско-правовую, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Феде­рации.

    Невыполнение законных требований должностных лиц органов государственной власти, иных государственных органов или органов местного самоуправления по доступу к коммерческой тайне, а равно воспрепятствование осуществлению этими должностными лицами возложенных на них служебных обязанностей влечет за собой адми­нистративную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    Споры о нарушении прав на коммерческую тайну рассматрива­ются судом, арбитражным судом или третейским судом.

    Секретность в условиях рыночного хозяйствования защищает производителя от недобросовестной конкуренции, к которой отно­сятся противоправные действия в виде скрытого использования тор­говой марки.

    Рассмотрим, что является коммерческой тайной предприятия и каково .

    Определение коммерческой тайны. Это режим секретности определенных сведений , устанавливаемый субъектом экономики с целью увеличения доходов, уменьшения расходов, сохранения рыночных преимуществ, получения иной выгоды.

    Понятие «коммерческая тайна» называют и сами засекреченные организацией сведения.

    Перечень сведений , составляющих коммерческую тайну (образец можно скачать ), должен быть:

    1. Потенциально или реально ценным для обладателя.
    2. Засекречен от людей, не входящих в категорию посвященных.
    3. Все, что является коммерческой тайной организации должно быть легитимным . Засекречиваемая информация не должна входить в список сведений, которые не могут быть признаны КТ ( ФЗ «О коммерческой тайне»).
    4. Общеизвестные факты – сведения, которые не могут составлять коммерческую тайну.

    5. Отнесение информации к КТ надлежаще оформляется согласно №98 Федеральный закон «О коммерческой тайне» . Содержание регистров бухучета организации в соответствии с ФЗ №129 коммерческая тайна является по умолчанию без всякого оформления.

    Режимы государственной, банковской, служебной тайн регулируются отдельными нормами .

    Банки, как разновидность коммерческих организаций, наряду с общим устанавливаемым государственными органами для всех банков РФ списком банковских тайн, вправе собственными решениями вводить режим КТ согласно 98 ФЗ «О коммерческой тайне» (действующая редакция по ссылке выше) для иных сведений, не входящих в перечень БТ, регулируемых специальными законами о банковской деятельности.

    Коммерческая тайна банка – это все сведения о вкладах клиентов и операциях с ними. Ее соблюдение проверяется органами госнадзора за банковской деятельностью.

    Сведения, составляющие коммерческую тайну, банк вправе установить для информации, обеспечивающей его конкурентные преимущества перед другими банками.

    Это могут быть оригинальная методика работы с клиентами, применяемые компьютерные программы и технологии, данные о разрабатываемых новых продуктах и т.п.

    Регистры бухучета – это информация, составляющая коммерческую тайну банка по умолчанию .

    Соблюдается коммерческая тайна предприятия поддерживается обычными правовыми процедурами.

    Виды

    • секреты производства;
    • экономические, в том числе финансовые тайны;
    • иная интеллектуальная собственность, в том числе охраняемая авторским правом.

    Узнаем, что относится к коммерческой тайне по видам носителей . КТ устанавливается в отношении:

    • письменных и печатных документов;
    • компьютерных баз данных;
    • данных на магнитных, оптических дисках и лентах, флэш-памяти;
    • устройств и механизмов;
    • материалов устных совещаний, видео- и аудиоконференций.

    Список сведений, входящих и не входящих в КТ

    Такой перечень сведений коммерческой тайны утверждается руководителем организации в соответствии с ФЗ №98.

    Режим КТ не применяется к данным , перечисленным в пятой статье данного закона:

    1. Содержание учредительных, регистрационных, правоустанавливающих документов.
    2. Об имуществе, финансовой деятельности бюджетных организаций, условиях их приватизации.
    3. О данных, затрагивающих безопасность граждан.
    4. Об имеющихся вакансиях, кадровом составе, системе и условиях оплаты труда.
    5. О фактах нарушений работодателем норм права, трудовых договоров.
    6. О деятельности некоммерческих организаций.
    7. О списке лиц, действующих от имени юр. лица.
    8. Сведения, которые обязательно раскрываются или не могут быть закрытыми по другим правовым нормам.

    Интересно знать , является ли зарплата коммерческой тайной? Положения о ставках, премиях, иных выплатах, установленных для штатных единиц, не охраняются режимом КТ, поскольку это элементы зарплатной системы.

    Персональные данные, в том числе сведения о доходах работника без его согласия не разглашаются согласно статье 3 ФЗ №152 от 27.07.2006. За их распространение виновный может быть уволен по статье 81 ТК (ч. 1, п. 6, пп «в») при соблюдении работодателем иных условий, предусмотренных ФЗ №152 и статьей 193 ТК . Формулировок, связанных с раскрытием КТ, в таком приказе быть не должно, иначе суд восстановит работника по его жалобе .

    Таким образом, заработная плата не является коммерческой тайной в РФ . Однако, следует отметить, что по законодательству, традициям некоторых зарубежных стран зарплата работника относится к сведениям, которые обязан хранить в секрете, в том числе он сам.

    Например , компании США принимают серьезные меры по ее защите: в отделах человеческих ресурсов (кадров и зарплаты) для переговоров по трудовым договорам отводятся изолированные звуконепроницаемые помещения.

    Принимаются меры, чтобы ограничить общение работников таких отделов с прочими сотрудниками, даже во внерабочее время. Сами работники дают подписку о неразглашении собственной зарплаты .

    Такие меры решают ряд вопросов : затрудняют деятельность профсоюзов, конкуренцию по переманиванию работников, активность персонала по требованиям к администрации.

    Дочерние компании западных корпораций, действующие в РФ, практикуют аналогичные методы. Российские коллеги перенимают у них «опыт». В РФ список мотивов дополняется стремлением утаить от коллектива зарплату топ менеджеров и приближенных к ним лиц, которая иногда на порядок-два отличается от средней по фирме.

    Такое расширение сферы КТ незаконно в нашей стране, но по понятным причинам обычно остается безнаказанным. Работодателю для обхода закона достаточно изменить формулировку причины увольнения .

    Правовой режим

    Правовой режим коммерческой тайны устанавливается в организации с соблюдением всех требований , предусмотренных 98 ФЗ о служебной и коммерческой тайне, иначе он не будет признан таковым судом при рассмотрении конкретного дела.

    В частности, доступ к сведениям , охраняемых режимом КТ, обязательно отражается в трудовых договорах с работниками, гражданских – с иными контрагентами, которых с ней знакомит обладатель тайны.

    Он должен доказать, что данные сведения представляют ценность для организации, связь их разглашения с понесенными фирмой убытками или неполученными доходами.

    Когда вводится КТ на предприятии?

    Для введения режима КТ на предприятии его руководитель обязан утвердить , которым определить список сведений, охватываемых данным режимом и лиц, допущенных к ним.

    Коммерческая тайна, перечень сведений должны размещаться на носителях с грифом «Коммерческая тайна» с реквизитами обладателя (полное название юр. лица, ФИО граждан, их местонахождение).

    В трудовые и гражданские договоры вносятся соответствующие изменения.

    Принимаются меры, пресекающие несанкционированный допуск к включенной в КТ информации, упорядочивающие санкционированный.

    Работники должны быть оповещены , ознакомлены со списком сведений, охватываемым данным режимом.

    Данные регистров бухучета коммерческой организации охватываются режимом КТ по умолчанию, и не требуют оформления, если внутренним документом или законом для них не установлен иной порядок доступа. Режим КТ не может быть установлен с противозаконными или аморальными целями.

    Сопутствующие документы

    Режим КТ на предприятии считается введенным после надлежащего оформления документации.

    Документы с коммерческой тайной:

    • «положение о КТ», утвержденное приказом руководителя с росписями всех имеющих допуск лиц об ознакомлении с ним;
    • список лиц, имеющих допуск;
    • внесения дополнений, соответствующих пунктов в трудовые, гражданские договоры лицами, имеющими доступ;
    • переноса сведений, охваченных режимом, на носители с грифом «Коммерческая тайна».

    Как охраняется?

    Обладатель КТ принимает исчерпывающие меры, пресекающие допуск к засекреченным сведениям третьих лиц.

    К ним относится:

    1. Хранение сведений КТ в сейфах, отдельных охраняемых помещениях, у ответственных лиц, на компьютерах, защищенных паролем.
    2. Выделение для знакомства с данными, включенными в КТ, мест, исключающих несанкционированную утечку информации.
    3. Разработка и соблюдение процедуры ознакомления с секретными данными.
    4. Ознакомление персонала предприятия со всем особенностями режима КТ.

    Срок хранения

    Срок коммерческой тайны устанавливает руководитель организации согласно «Положении о КТ». Об этом говорит гражданский кодекс, коммерческая тайна (ГК РФ ст. 1470 п. 2).

    Хранить КТ бывший работник обязан и при увольнении с предприятия весь предписанный «Положением» срок.

    Наказание за разглашение

    За разглашение КТ законами РФ предусмотрены все виды правовой ответственности. Независимо от них (или в дополнение) к виновному применяются санкции в рамках материальной ответственности .

    Ст. 183 УК предусматривает для виновных в нарушении режима КТ наказание до десяти лет заключения в зависимости от тяжести наступивших последствий. Гражданская, материальная ответственность теоретически могут наступить в размере понесенных убытков, упущенной выгоды. КоАП (ст. 13.14) предусматривает за такие действия штраф от пятисот до пяти тысяч рублей .

    Однако на практике применить эти законы трудно, поскольку несовершенны методики доказательства понесенного ущерба, его связи с разглашением КТ, определения законности отнесения информации, степени вины ответственных за неразглашение лиц.

    Более того, ФЗ «О коммерческой тайне» требует безусловного предоставления включенных в КТ компаниями данных неопределенному кругу госорганов и ОМС.

    А предусматривает штрафы от ста до пяти тысяч рублей за непредставление такой информации.

    После передачи секретных данных в упомянутые органы предотвратить и доказать их утечку заинтересованным конкурентам становится невозможным , тем более привлечь не только чиновников, но даже обычных граждан к ответственности.

    Руководители компаний ограничиваются увольнением виновных. Хотя и такое действие успешно оспаривается в суде (Разъяснению Пленума ВС от 17.03.2004 N 2 п. 43).

    О ПРИМЕНЕНИИ СУДАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ТРУДОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    1. В случае оспаривания работником увольнения по подпункту «в» пункта 6 части первой статьи 81 Кодекса работодатель обязан представить доказательства, свидетельствующие о том, что сведения, которые работник разгласил, в соответствии с действующим законодательством относятся к государственной, служебной, коммерческой или иной охраняемой законом тайне, либо к персональным данным другого работника, эти сведения стали известны работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей и он обязывался не разглашать такие сведения.

    Зарубежные компании тратят миллионы долларов на защиту конфиденциальной информации, в итоге сберегают миллиарды . В РФ подобная деятельность пока находится в зачаточном состоянии .

    Прецеденты суровых приговоров в данной сфере пока не известны. Правовые нормы, охраняющие коммерческую тайну, правоприменительная практика нуждаются в совершенствовании.