Войти
Образовательный портал. Образование
  • Кто такой Николай Пейчев?
  • Томас андерс - биография, фото, личная жизнь солиста дуэта "модерн токинг" Синглы Томаса Андерса
  • Что показывает коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами Обеспеченность обязательств финансовыми активами в бюджетном учреждении
  • Как приготовить классические вареники с творогом
  • Как сделать тесто для яблочной шарлотки Как приготовить шарлотку с яблоками песочное тесто
  • Отечественной войны 2 степени
  • Конспект дидактической игры для детей старшего дошкольного возраста «Посмотри и запомни. Тема «Посуда, продукты питания». «найди одинаковые машины»

    Конспект дидактической игры для детей старшего дошкольного возраста «Посмотри и запомни. Тема «Посуда, продукты питания». «найди одинаковые машины»

    Картотека

    «Дидактические игры и упражнения по развитию речи

    для детей дошкольного возраста»

    Подготовила: Воспитатель

    Латыпова Л.Ф

    Тема «Игрушки»

    Цель:

    Кукла (какая?) - …, мяч (какой?) - … .

    Цель: учить образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

    Мяч – мячик, кукла - …; мишка - …; матрешка - …; Петрушка - … .

    Цель: упражнять в согласовании существительных с числительными 1-2-5.

    Один мяч, два мяча, пять мячей, две куклы… .

    Дидактическое упражнение «Какой?»

    Цель: упражнять в образовании признака от предмета.

    Игрушка – игрушечный, кукла – кукольный, стол – настольный, зеркало - … .

    Тема «Огород, овощи»

    Дидактическая игра «Картошечка»

    Цель: учить составлять предложения с определенным глаголом. Закреплять знания детей о труде взрослых в огородах, на полях.

    Детям предлагается вспомнить о труде овощеводов. Затем придумать предложение с заданным словом – действием.

    Копать Весной копают землю для посадки картофеля.

    Ухаживать Чтобы вырос хороший урожай, за посадками надо ухаживать.

    Поливать Летом солнце очень жаркое, поэтому нужно поливать растения.

    Выдергивать Сорняки надо выдергивать, чтобы они не мешали расти картофелю.

    Выкапывать

    Готовить

    Дидактическая игра «Мой любимый овощ»

    Цель: закреплять знания детей об овощах. Развивать связную речь.

    Материал: муляжи овощей или картинки с изображением овощей, план – схема для составления описательных рассказов.

    Педагог предлагает каждому ребенку выбрать любой овощ и рассказать о нем по схеме.

    Условные обозначения:

    Знак вопроса – что это?

    Грядка – где растет?

    Цвет, форма.

    Величина.

    Солонка – вкус.

    Человек – как использует.

    Дидактическая игра «Какой?»

    Цель: учить образовывать относительные прилагательные по теме «Овощи».

    Материал: мяч.

    Суп из овощей – овощной, салат из моркови – морковный… .

    Тема «Сад, фрукты»

    Дидактическая игра «Какой, какое?»

    Цель: учить образовывать имена прилагательные от имен существительных.

    Материал: мяч.

    Сад и яблоко. Яблоневый сад.

    Сад и груша. Грушевый сад.

    Груша и варенье. Грушевое варенье.

    Персик и сок. Персиковый сок.

    Гранат и сок. Гранатовый сок.

    Яблоко и пирог. Яблочный пирог.

    Яблоко и пюре. Яблочное пюре.

    Ананас и желе. Ананасное желе.

    Цель: учить составлять описательные загадки о ягодах, фруктах.

    Попросить детей самостоятельно составить описательную загадку о ягодах или фруктах: «Овальный, твердый, желтый, кислый, кладут в чай» (Лимон).

    Дидактическая игра «Мой любимый фрукт (ягода)»

    Цель: учить составлять описательные рассказы о ягодах, фруктах.

    Предложить детям составить описательные рассказы о фруктах и ягодах по плану:

    Где растёт?

    Внешний вид.

    Каков на вкус?

    Что из него готовят?

    Дидактическая игра «Сравни»

    Цель: учить составлять сравнительные рассказы.

    Предложить детям составить сравнительные рассказы о клюкве и малине, о яблоке и лимоне, об огурце и помидоре.

    Тема «Дары леса. Грибы»

    Дидактическая игра «Узнай по описанию»

    Цель: учить составлять описательные рассказы о грибах.

    Материал: картинки с изображением грибов.

    Вариант 1. Взрослый раскладывает перед детьми картинки, описывает внешний вид, а дети должны их назвать: «Растут возле пней на длинных ножках с коричневыми шляпками.» (Опята)

    Вариант 2. Ребенок сам описывает внешний вид гриба и предлагает детям его узнать.

    Цель: формировать умение подбирать родственные слова, образованные от слова гриб , в соответствии со смыслом стихотворения.

    Материал: текст стихотворения.

    Как-то раннею порой вдруг полился дождь…грибной.

    И из дома в тот же миг в лес отправился … грибник.

    Чтобы принести улов, взял корзину для… грибов.

    Долго шёл он в глушь лесную - поляну там искал… грибную.

    Вдруг под ёлочкой на кочке видит маленький… грибочек.

    И обрадовался вмиг наш удачливый… грибник.

    Как ему не веселиться, если здесь в земле… грибница!

    Стал заглядывать под ёлки, под берёзы и дубы,

    Собирать в свою корзину все съедобные…грибы.

    А когда собрал их много, то отправился домой,

    И мечтал он всю дорогу, как он сварит суп… грибной.

    Много он собрал грибов, и грибочков, и грибков,

    А тому, кто долго ищет, попадётся и… грибище!

    (Т. Кулакова)

    Дидактическая игра «Раздели на группы»

    Цель: закреплять умение пользоваться притяжательными местоимениями и разделять слова по родовым признакам.

    Материал: карточки с картинками грибов; две корзинки.

    Педагог предлагает детям из банка предметных картинок выбрать грибы, про каждый из которых можно сказать«он мой» и положить в одну корзинку. В другую – положить картинки с грибами, про каждый из которых можно сказать «она моя» .

    Дидактическая игра «Посчитай»

    Цель: упражнять в согласовании существительных с числительными

    Тема «Осень»

    Дидактическая игра: «Близкие слова»

    Цель: формировать умение подбирать синонимы к словам. Развивать точность выражения мыслей при составлении предложений.

    Материал: Фишки.

    Осенью дни пасмурные,… серые, унылые…

    Осенью часто погода бывает холодной,… ветреной, дождливой…

    Осенью настроение грустное,… печальное, тоскливое…

    Осенью дожди частые,… холодные, проливные…

    Небо покрывают серые тучи,… тёмные, дождевые…

    В начале осени бывают ясные дни,… безоблачные, светлые…

    Поздней осенью на улице холодно,… пасмурно, ветрено…

    Дидактическое упражнение «Подбери предметы к признакам»

    Цель: учить согласовывать прилагательные с существительными.

    Осенний - день,… .

    Осенняя - погода,… .

    Осеннее - небо,… .

    Осенние - дожди,… .

    Тема «Дикие животные»

    Дидактическая игра « Чей, чья, чье?»

    Цель: :

    След (чей?) – лисий, волчий … .

    Уши (чьи?) – лисьи, волчьи … .

    Голова (чья?) – лисья, волчья … .

    Дидактическая игра «Чей хвост?»

    Цель: формировать умение образовывать притяжательные прилагательные.

    Однажды утром лесные звери проснулись и видят, что у всех хвосты перепутаны: у зайца – хвост волка, у волка – хвост лисы, у лисы – хвост медведя… .Расстроились звери. Разве подходит зайцу хвост волка? Помоги зверям найти свои хвосты, ответив на вопрос «Чей это хвост?» Вот хвост волка. Какой он? (серый, длинный). Чей это хвост? - волчий. А это чей такой хвост - маленький, пушистый, белый? – зайца… и т. д. Теперь все звери нашли свои хвосты.

    Дидактическое упражнение «Слова - родственники»

    Цель: упражнять в подборе однокоренных слов.

    Медведь – медведица, медвежонок, медвежий, медведушка (волк, лиса …).

    Дидактическая игра « Кто где живёт?»

    Цель: упражнять в употреблении предложного падежа существительного.

    Лиса живёт в норе. Медведь зимует в… . Волк живёт в … . Белка живёт в … . Ёжик живёт в … .

    Дидактическая игра «Посчитай»

    Цель:

    Первый заяц, второй заяц … пятый заяц.

    Один заяц, два зайца … пять зайцев.

    Тема «Домашние животные»

    Цель: закрепить знания детей о домашних животных и их детенышах.

    Он – кот, она – кошка, детеныш(и) – котенок (котята).

    Он – конь, она – лошадь, детеныш(и) –жеребенок(жеребята).

    Дидактическая игра «Кто кем был»

    Цель: расширять и активизировать словарный запас. Учить образовывать форму творительного падежа имен существительных. Закреплять название детенышей животных.

    Материал: предметные картинки с изображением взрослых домашних животных и их детенышей.

    Кем был бык? – Бык был теленком.

    Кем был пес? – Пес был щенком.

    Дидактическая игра «Отгадай, кто это?»

    Цель: учить подбирать предмет к действию.

    (Взрослый загадывает загадку, а ребенок её отгадывает.)

    Сторожит, грызет, лает? - … .

    Хрюкает, роет? - … .

    Ржет, бегает, скачет? - … .

    Мяукает, лакает, царапается? - … .

    Мычит, жуёт, ходит? - … .

    (Затем аналогичные загадки загадывает ребенок.)

    Тема «Перелетные птицы»

    Дидактическая игра «Чье гнездо?»

    Цель: учить образовывать притяжательные прилагательные от имен существительных.

    Материал: предметные картинки перелетных птиц и птичьих гнезд.

    Дети рассматривают картинки и называют перелетных птиц.

    Затем педагог показывает картинки гнезда и птицы, задает вопрос: «Чье гнездо?» Дети отвечают.

    Лебединое гнедо.

    Журавлиное гнездо.

    Цель: расширять и активизировать словарный запас. Упражнять в образовании действительных причастий настоящего времени.

    Материал: предметные картинки перелетных птиц, мяч.

    Поет Поющая

    Щебечет Щебечущая

    Улетает Улетающая

    Кормит Кормящая

    Плывет Плывущая

    Кричит Кричащая

    Голодает Голодающая

    Дидактическая игра «Улетели птицы»

    Цель: упражнять в словоизменении: употребление родительного падежа имен существительных в единственном и множественном числе.

    Нет (кого?) – нет лебедя, утки … .

    Нет (кого?) – нет лебедей, уток … .

    Тема «Лес. Деревья»

    Цель: развивать у детей понятие родственных слов.

    Материал: мяч.

    Береза. Березонька, березка, березовый, подберезовик.

    Осина. Осинка, осиновый, подосиновик.

    Дуб. Дубок, дубовый, дубочек, дубина.

    Рябина. Рябинка, рябинушка, рябиновый.

    Клен. Кленовый, кленок.

    Сосна. Сосенка, сосняк, сосновый.

    Ель. Елка, елочка, ельник, еловый.

    Дидактическая игра «Родственные слова»

    Цель:

    Лес (какой?) – еловый, сосновый, кедровый … .

    Шишка (какая?) – еловая … .

    Иголки (какие?) – еловые … .

    Тема «Головные уборы»

    Дидактическая игра «Исправь ошибку»

    Цель: учить понимать значение притяжательных местоимений.

    Моя сапоги, мой шапка, мое перчатки, мои шарф … .

    Дидактическая игра «Назови, какие»

    Цель: упражнять в образовании относительных прилагательных.

    Сапоги из резины – резиновые сапоги.

    Шапка из шерсти – шерстяная шапка.

    Перчатки из кожи – кожаные … .

    Тема «Дом и его части. Мебель»

    Дидактическая игра «Назови, какой дом»

    Цель: упражнять в образовании сложных слов.

    Дом – одноэтажный, трехэтажный … многоэтажный.

    Дидактическая игра «Измени слово»

    Цель: упражнять в падежном и предложном согласовании.

    Изменить слово «окно» в контексте предложения.

    В доме большое … . В доме нет … . Я подошел к … . Я мечтаю о большом … . У меня растут цветы под … .

    Цель: упражнять в образовании относительных прилагательных.

    Шкаф сделан из дерева, значит он деревянный.

    Кровать сделана из железа, … .

    Диван сделан из кожи, … .

    Стул сделан из пластмассы, … .

    Тема «Профессии»

    Дидактическая игра «Назови, какой»

    Цель: упражнять в употреблении дательного, винительного, родительного падежей иен существительных.

    Почтальон принес письмо (кому?) – маме, сестре … .

    Что мы нашли в почтовом ящике? – газету, открытку … .

    Чего не стало в почтовом ящике? Газеты, журнала … .

    Дидактическая игра «Кем ты будешь?»

    Цель: упражнять в употреблении глаголов будущего времени.

    Я буду строителем, построю дом.

    Я буду … .

    Дидактическая игра «Ответь на вопрос»

    Цель: упражнять в употреблении предлога в.

    Куда пойдет мама, если нужен врач?

    Куда ты пойдешь, если нужно сшить платье?

    Куда нужно пойти, чтобы купить лекарство? хлеб?

    Тема «Посуда, продукты питания»

    Дидактическая игра «Какое это блюдо?»

    Цель: упражнять в образовании относительных прилагательных.

    Какой суп из … (фасоли, гороха, рыбы, курицы, свеклы, грибов, овощей)?

    Какая каша из … (пшена, геркулеса, манки …)?

    Какое варенье из … (яблок, сливы, абрикоса, малины …)?

    Какой сок из … (моркови, груши, апельсина …)?

    Какая посуда бывает … (стеклянная, металлическая, керамическая, фарфоровая, глиняная, пластмассовая)? Привести примеры. Почему она так называется? (Стеклянная – сделана из стекла.)

    Дидактическая игра «Волшебный паровозик»

    Цель: расширять и обогащать словарь. Закреплять навыки образования и правильного использования существительных с помощью суффикса ниц со значением вместилища.

    Материал: большая картинка с изображением паровозика, 9 средних карточек – вагончиков, 9 маленьких картинок (сахар, сухарь, хлеб, суп, конфеты, селедка, салат, салфетка, перец).На стол выкладываются маленькие предметные картинки с изображением продуктов и предлагает «сходить в магазин за продуктами». Дети по желанию выбирают любую картинку и составляют предложение.

    Я купил хлеб. Я купил конфеты.

    Педагог напоминает, что для каждого продукта есть своя посуда: для хлеба – хлебница, для конфет – конфетница. И с помощью интонации выделяет часть слова ниц , подчеркивая, что с ее помощью образуется новое слово.

    Затем педагог предлагает покататься на «Волшебном паровозике», где в вагончиках едет волшебная частичка ниц . Надо купленные продукты положить в вагончики и отгадать, какое новое слово получится (сахарница, сухарница, хлебница, супница, конфетница, селедочница, салатница, салфетница, перечница).

    Дидактическая игра «Будь внимательным»

    Цель: развивать речевое внимание. Закреплять умение употреблять предлоги для обозначения пространственного расположения предметов.

    Материал: набор посуды (чашка, блюдце, ложка) по количеству детей.

    Педагог дает инструкции. Дети их выполняют.

    Поставьте чашку на / под блюдце; между ложкой и блюдцем; слева от ложки и т. д.

    Затем педагог совершает манипуляции с посудой, а дети комментируют, куда и что он кладет.

    Тема «Зима»

    Дидактическая игра «Подбери родственные слова»

    Цель: упражнять в образовании родственных слов.

    Снег – снежок, снежинка, снежный, Снегурочка, снеговик …

    Зима – зимушка, зимний, зимовать, зимовье … .

    Мороз – морозный, морозить, замораживать … .

    Лед – ледокол, льдина, ледовый, ледник, гололед … .

    Дидактическая игра «Подбери признак к предмету»

    Цель: учить согласовывать прилагательные с существительными.

    Солнце (какое?) - …

    Лед (какой?) - …

    Мороз (какой?) - … .

    Дидактическая игра «Подбери предмет к признаку»

    Цель: учить согласовывать прилагательные с существительными.

    Снежный – ком, …

    Снежная - …

    Снежные – заносы, …

    Снежное – поле, … .

    Тема «Что из чего сделано»

    Дидактическая игра «Образуй слова»

    Цель: упражнять в образовании имен прилагательных от имен существительных. Учить согласовывать прилагательные с существительными.

    Материал: мяч.

    Гвоздь из железа. Железный гвоздь.

    Доска из дерева. Деревянная доска.

    Ножницы из металла. Металлические ножницы.

    Сапоги из резины. Резиновые сапоги.

    Перчатки из кожи. Кожаные перчатки.

    Салфетка из бумаги. Бумажная салфетка.

    Горшок из глины. Глиняный горшок.

    Стакан из стекла. Стеклянный стакан.

    Бутылка из пластмассы. Пластмассовая бутылка.

    Тема «Дорожная безопасность. Транспорт»

    Дидактическая игра «Подбери признак»

    Цель:

    Машина (какая?) - …

    Самолет (какой?) - … .

    Дидактическая игра «Скажи наоборот»

    Цель: учить подбирать антонимы к словам.

    Взлет – посадка

    Взлетать – приземляться

    Приезжать - …

    Приплывать - … .

    Дидактическая игра «Скажи по - другому»

    Цель: учить подбирать синонимы к словам.

    Ехать - … , мчаться - …, нестись - … , гнать - … , тащиться - … , передвигаться - … .

    Тема «Новый год»

    Дидактическая игра «Подбери признак»

    Цель: упражнять в согласовании прилагательных с существительными.

    Елка (какая?) - …

    Праздник (какой?) - …

    Елочные игрушки (какие?) - …

    Дед Мороз (какой?) - …

    Снегурочка (какая?) - …

    Ребята (какие?) - …

    Подарки (какие?) - … .

    Дидактическая игра «Украсим елочку»

    Цель: упражнять детей в употреблении предлогов.

    Нарядная елка стоит … зале.

    Красивые игрушки висят … елке.

    Гномики спрятались … елкой.

    Они выбежали … елки.

    Подарки для ребят спрятаны … елкой.

    Дед Мороз достал подарки … елки.

    Дети водят хоровод …елки.

    Все подошли … елке.

    Дидактическая игра «Закончи предложение»

    Цель: закреплять умение детей составлять предложения, используя союз для того, чтобы . Развивать воображение.

    Материал: сюжетная картинка «Праздник елки», мяч.

    Мама достала коробку с елочными игрушками для того,чтобы …(нарядить елку, украсить комнату).

    Мы украсили елку для того, чтобы …

    Дед Мороз пришел на праздник для того, чтобы …

    Девочки надели костюмы снежинок для того, чтобы …

    К нам на праздник приходил Снеговик для того, чтобы …

    Тема «Рождество. Прощание с елкой»

    Дидактическая игра «Что лишнее и почему?»

    Цель: активизировать и вводить в речь обобщающие понятия.

    Дети называют лишнее слово и объясняют свой выбор.

    Осень, зима, Рождество , весна

    Лыжи, зима , санки, коньки

    Зима, весна, декабрь , лето

    Санки, лыжи, льдинки , коньки

    Дидактическое упражнение «Как я украшал елку»

    Цель: упражнять в составлении рассказа из личного опыта.

    Предложить детям составить рассказ на тему.

    Тема «Русская народная игрушка»

    Дидактическая игра «Назови игрушку»

    Цель : упражнять в образовании относительных прилагательных.

    Игрушка из дерева (какая?) – деревянная (матрешка, дудка)

    Игрушка из глины (какая?) – глиняная (свистулька)

    Игрушка из керамики (какая?) – керамическая (куколка)

    Дидактическая игра «Посчитай»

    Цель : упражнять правильно согласовывать числительное с существительным.

    Одна матрешка, две матрешки, … пять матрешек.

    Одна свистулька, … пять свистулек.

    Тема «Зимние забавы»

    Дидактическая игра «Почему так назван»

    Цель : упражнять в образовании сложных слов.

    Конькобежец – бегает на коньках

    Саночник – катается на санках

    Лыжник – …

    Хоккеист – …

    Фигурист - … .

    Цель : упражнять в употреблении дательного падежа имен существительных.

    Клюшка нужна - хоккеисту

    Коньки нужны - …

    Санки нужны - …

    Лыжи нужны - …

    Шайба нужна - … .

    Тема «Транспорт»

    Дидактическая игра «Почему так называется»

    Цель : упражнять в словообразовании, в том числе сложных слов.

    Самолет – сам летает

    Вездеход - …

    Паровоз - …

    Пароход - …

    Самосвал - …

    Самокат - … .

    Дидактическая игра «Виды транспорта»

    Цель : учить классифицировать виды транспорта. Упражнять в составлении предложений с определенным словом.

    Материал: картинки с изображением различных видов транспорта. Схемы, кодирующие виды транспорта (волна, дорога, железная дорга, облако).

    Самолет – это воздушный транспорт. Самолет летит над облаками.

    Автомобиль - … .

    Дидактическая игра «Кто чем управляет»

    Цель : расширять и активизировать словарный запас.

    Материал: иллюстрации с изображением людей транспортных профессий, мяч.

    Дети рассматривают иллюстрации и называют профессии людей, работающих на транспорте.

    Чем управляет:

    машинист - …

    водитель - …

    мотоциклист - …

    шофер - …

    велосипедист - …

    летчик - …

    капитан - … .

    Тема «Зимующие птицы»

    Дидактическая игра «Любопытная сорока»

    Цель : совершенствовать умение детей использовать в речи предлоги.

    Материал: сюжетная картинка леса, плоскостное изображение сороки, схемы предлогов.

    Педагог предлагает детям выполнить определенные действия с сорокой, ориентируясь на схемы: поместить около сосны, между елью и осиной, спрятать за кормушку; придумать и рассказать, где еще побывала любопытная сорока.

    Дидактическая игра «Улетают – не улетают»

    Цель : закрепить знание зимующих и перелетных птиц. Развивать зрительное и слуховое внимание.

    Материал: предметные картинки перелетных и зимующих птиц.

    Предметные картинки раскладываются в центре круга (изображением вниз).

    Дети бегут по кругу на носочках и делают взмахи руками («летят»). По команде «Стоп!» дети поднимают и переворачивают картинки. Те дети, у которых оказались картинки зимующих птиц, приседают, а те дети, у которых на картинках перелетные птицы, делают взмахи руками.

    Дидактическая игра «Скажи одним словом»

    Цель: упражнять в образовании сложных прилагательных.

    Материал: мяч.

    У сороки белые бока, поэтому ее называют … (белобокая).

    У синицы желтая грудь, поэтому ее называют … (желтогрудая).

    У снегиря красная грудь, поэтому его называют … (…).

    У дятла красная голова, поэтому его называют … (…).

    У вороны черные крылья, поэтому ее называют … (…).

    У дятла острый клюв, поэтому его называют … (…).

    У совы большая голова, поэтому ее называют … (…).

    У дятла длинный клюв, поэтому его называют … (…).

    У сороки длинный хвост, поэтому ее называют … (…).

    У совы большие крылья, поэтому ее называют … (…).

    Тема «Моя страна»

    Дидактическая игра «Добавь слово – неприятель»

    Цель: упражнять детей в употреблении слов-антонимов. Способствовать пониманию и запоминанию пословиц.

    Материал: мяч.

    Родимая сторона – мать, а чужая … (мачеха ).

    От Родины веет теплом , а от чужбины …(холодом ).

    Собака лает на смелого , а кусает …(трусливого ).

    Худой мир лучше доброй …(ссоры ).

    Мир строит , а война …(разрушает ).

    Человек от лени болеет , а от труда …(здоровеет ).

    Тема «Защитники Отечества. Военные профессии»

    Дидактическая игра «Образуй слова»

    Цель: упражнять в образовании действительных причастий настоящего времени. Расширять и активизировать словарный запас.

    Материал: мяч.

    Солдат любит Родину. Любящий солдат.

    Пограничник охраняет границу. Охраняющий пограничник.

    Моряк сражается на море. Сражающийся моряк.

    Пехотинец воюет за Родину. Воюющий пехотинец.

    Танкист побеждает в бою. Побеждающий танкист .

    Граждане живут в России. Живущие граждане .

    Дидактическая игра «Кто служит в Армии»

    Цель: учить образовывать имена существительные с помощью суффиксов -чик, - ист .

    -чик: ракетчик, минометчик, летчик, зенитчик;

    -ист : связист, танкист, артиллерист.

    Дидактическая игра «Сосчитай»

    Цель: упражнять в согласовании числительных с существительными.

    Один танк, два танка … пять танков.

    Тема «Одежда»

    Дидактическая игра «Закончи предложение»

    Цель: упражнять в образовании имен прилагательных от имен существительных. Расширять и активизировать словарный запас.

    Материал: мяч.

    Пиджак из шерсти. Он (какой?) - Шерстяной.

    Платье из шелка. Оно …

    Футболка из трикотажа. Она …

    Куртка из кожи. Она …

    Шуба из меха. Она …

    Пальто для бабушки. Оно …

    Одежда для улицы. Она…

    Сапоги из резины. Они …

    Косынка из ситца. Она …

    Сарафан для лета. Он …

    Плащ для весны. Он …

    Майка для детей. Она …

    Брюки для Мужчин. Они…

    Дидактическая игра «Расскажи, какая одежда»

    Цель: учить детей составлять описательный рассказ о различных предметах одежды с опорой на схему.

    Материал: схемы для составления рассказа, картинки с изображением различных предметов одежды.

    Дети выбирают картинки с изображением одежды и составляют описательные рассказы с опорой на схему.

    Тема «Женские профессии. Ателье»

    Дидактическая игра «Кому что нужно»

    Цель: упражнять в употреблении винительного падежа и дательного падежей имен существительных.

    Повару – поварешка

    Продавцу - …

    Ножницы – портнихе

    Бинт - … .

    Дидактическая игра «Бывает – не бывает»

    Цель: осмысление лексико – грамматических конструкций.

    Повар варит суп. Суп варит повар. Суп варит повара. Суп сварен поваром.

    Поваром сварен суп. Повар сварен супом. Супом сварен повар.

    Дидактическая игра «Назови женскую профессию»

    Цель: упражнять в словообразовании.

    Повар – повариха

    Учитель – учительница

    Воспитатель - …

    Художник - …

    Певец - …

    Скрипач - …

    Пианист - …

    Продавец - …

    Тема «Морские животные»

    Дидактическая игра «Найди домик»

    Цель: закреплять знания детей о морских обитателях, пресноводных и аквариумных рыбах.

    Материал: схемы с изображением аквариума, пруда и моря, предметные картинки животного мира.

    На мольберт е размещаются схемы пруда, моря, аквариума. Затем из банка предметных картинок надо выбрать те, на которых изображены морские, аквариумные, пресноводные обитатели, и поместить под нужной схемой. Дети выполняют задание и объясняют свои действия.

    Дидактическая игра «Какое слово не подходит?»

    Цель: формировать умение различать слова по смыслу и по звучанию, находить в цепочке родственных слов лишнее.

    Рыбак, рынок , рыбка, рыболов.

    Вода, подводный, водоросль, водить .

    Морской, море, морщина, моряк.

    Тема «Животные жарких стран»

    Дидактическая игра «Чей, чья, чье, чьи?»

    Цель: упражнять в согласовании притяжательных прилагательных с существительными.

    Голова (чья?) – львиная

    Хвост (чей?) – львиный

    Туловище (чье?) – львиное

    Уши (чьи?) – львиные.

    Дидактическая игра «Назови семью»

    Цель: упражнять в словообразовании. Расширять и активизировать словарный запас.

    Материал: предметные картинки взрослых животных жарких стран и их детенышей.

    Детям предлагается рассмотреть картинки, «собрать» звериную семью вместе и назвать всех ее членов.

    Папа – слон, мама – слониха, детеныш(и) – слоненок (слонятя).

    Папа – лев, мама - … , детеныш(и) - … .

    Тема «Животные холодных стран»

    Дидактическая игра «Сосчитай животных»

    Цель: учить согласовывать числительные с существительными.

    Один морж, два моржа, … пять моржей.

    Один тюлень, … пять тюленей.

    Дидактическая игра «Сравни»

    Цель: упражнять в составлении сложносочиненных предложений с союзом а .

    Бурый медведь живет в нашем лесу, а белый … .

    У бурого медведя шерсть коричневая, а у белого … .

    Бурый медведь ест малину, мед, рыбу, а белый … .

    Бурый медведь спит в берлоге, а белый … .

    Тема «Птицы»

    Дидактическая игра «Назови ласково»

    Цель: учить образовывать слова с помощью уменьшительно – ласкательных суффиксов.

    Соловей – соловушка

    Журавль - …

    Лебедь - …

    Скворец - …

    Дидактическая игра «У кого – кто»

    Цель: упражнять в словообразовании.

    У грача – грачата, у скворца - … .

    У грача – грачонок, у журавля - … .

    Тема «Весна»

    Дидактическая игра «Приметы весны»

    Цель: закреплять знания детей о приметах весны, умение составлять предложения, используя союзы поэтому, потому что . Учить устанавливать причинно – следственные связи.

    Союз поэтому Союз потому что

    Весной пригревает теплое Сосульки тают, потому что пригревает

    ласковое солнышко, теплое солнышко.

    поэтому тают сосульки.

    Снег тает и превращается Побежали ручейки, потому что снег тает и

    в воду, поэтому побежали ручейки. Превращается в воду.

    Дидактическая игра «Назови одним словом»

    Цель: расширять и активизировать словарный запас. Закреплять навыки словообразования имен существительных.

    Цветок, распускающийся сразу после таяния снега. – Подснежник.

    Место, где стаял снег и открылась земля. - Проталина

    Теплая погода с таянием снега, льда. – Оттепель.

    Первый цветок, появившийся ранней весной. – Первоцвет.

    Падение капель оттаявшего снега.- Капель.

    Тема «День космонавтики»

    Дидактическая игра «Космическое путешествие»

    Цель: закреплять употребление предлогов на, под для обозначения пространственного расположения предметов, Развивать фразовую речь.

    Материал: графические схемы предлогов на, под. Серия картинок по теме «Космос».

    Педагог выставляет на магнитную доску серию картинок и графические схемы предлогов. Предлагает детям отправиться в космическое путешествие и составить предложения, используя картины и схемы.

    Ракета летит в космос. Луноход стоит на Луне.

    Дидактическая игра «Подбери признак»

    Цель: расширять словарь детей за счет слов – признаков. Упражнять в согласовании имен прилагательных с именами существительными в роде, числе, падеже.

    В космосе много планет. Каких планет? – Больших, красивых, далеких …

    Космонавт прилетел на станцию. Какую станцию? – Орбитальную, космическую, далекую …

    В телескоп видно небо. Какое небо? – Звездное, чистое, темное …

    Тема «Орудия труда. Профессии»

    Дидактическая игра «Назови профессию»

    Цель: упражнять в образовании существительных с помощью суффикса –щик.

    Кто носит багаж? – Носильщик.

    Кто сваривает трубы? – Сварщик.

    Кто вставляет стекла? - …

    Кто работает на кране? - …

    Кто кладет камни? - …

    Кто чинит часы? - …

    Кто точит ножи? - …

    Кто кроит платье? - …

    Дидактическая игра «Справочное бюро»

    Цель: закреплять представления детей о прфессиях людей и месте их работы. Упражнять в употреблении предлогав .

    Где работает клоун? – В цирке.

    Где работает учитель? – В школе.

    Где работает повар? - …

    Где работает продавец? - …

    Где работает врач? - …

    Где работает артист? - …

    Где работает воспитательница?

    Тема «Цветы»

    Дидактическая игра «Образуй слова»

    Цель: расширять и активизировать словарный запас. Учить образовывать имена прилагательные от имен существительных.

    Материал: мяч.

    Поле из васильков. – Васильковое поле.

    Запах луга. – Луговой запах.

    Масло из розы. – Розовое масло.

    Семена мака. – Маковые семена.

    Аромат цветов. – Цветочный аромат. Букет из ландышей. – Ландышевый букет.


    107. Словесная игра «Узнай по описанию» или «Что подарили Наташе?»

    Дидактическая задача: побуждать детей рассматривать предметы, вспоминать качества тех предметов, которые ребёнок в данный момент не видит.

    Игровые правила: отгадывает тот, на кого укажет водящий стрелочкой.

    Игровые действия: игровая ситуация – получение подарка с различными предметами, загадывание, отгадывание; отвечает тот, на кого укажет стрелка.

    Ход игры: воспитатель рассказывает детям:

    Прислала бабушка Наташе подарок. Смотрит Наташа: лежит в корзиночке что-то круглое, гладкое, зеленое, а с одного бока красное, откусишь его – вкусное, сочное. Растет на дереве. Забыла, как это называется», – подумала Наташа. Дети, кто поможет ей вспомнить, как называется то, что ей бабушка прислала?

    Воспитатель вспоминает:

    Однажды в детский сад пришел гость. Одет он был в красную шубу, шапку, валенки. У него была длинная белая борода, белы усы, брови. Глаза добрые. В руках он держал мешок, Как вы думаете, кто был нашим гостем? Что у гостя в мешке? Какой был праздник в детском саду? В какое время года он приходил?
    108. Словесная игра «Когда это бывает?»

    Дидактическая задача: уточнять и углублять знания детей о временах года.

    Игровые правила: по сигналу воспитателя быстро назвать признаки времени года.

    Игровые действия: передача камешка тому, кто отвечает.

    Ход игры: воспитатель спрашивает ребят, кто знают ли они, когда собирают овощи, фрукты, когда

    бывает много желтых листьев и т.д. Ответы детей показывают, в какой мере они соотносят те или иные явления и труд человека со временем года.

    А теперь я буду называть время года, а вы будете отвечать, что бывает в это время и что делают люди. Например, я скажу: «Весна» – и положу камешек Динару, Динар быстро вспомнит и скажет, что бывает весной. Например: «Весной тает снег». Потом он передает камешек рядом сидящему и тот вспоминает еще что-нибудь о весне».

    Когда все дети усвоят правила, можно начинать игру. Если кто-то не может ответить, воспитатель помогает ему вопросами.
    109. Словесная игра «Что сажают в огороде?»

    Дидактическая задача: учить детей классифицировать предметы по определенным признакам (по месту их произрастания, по их применению); развивать быстроту мышления, слуховое внимание.

    Игровые правила: отвечать на вопросы водящего нужно только словами «да» или «нет».

    Игровые действия: кто ошибся, тот платит фант, который потом отыгрывает.

    Ход игры: воспитатель обращается к детям: «Вы знаете, что сажают в огороде? Давайте поиграем в такую игру: я буду называть разные предметы, а вы внимательно слушайте. Если я назову то, что сажают в огороде, вы ответите «да», если же то, что в огороде не растет, вы скажете «нет». Кто ошибется, тот проигрывает.

    Воспитатель начинает: «Морковь. (Да.) Огурцы. (Да.) Свекла (Да.) Сливы. (Нет.)»

    Если кто-то поспешит и ответит неправильно, воспитатель может сказать: «Поспешишь, людей насмешишь. Будь внимателен!» Так же можно провести игры: «Накроем стол для гостей» (воспитатель называет столовую посуду), «Посадим сад», «Мебель», «Одежда» и др.
    110. Словесная игра «Кто в домике живет?»

    Дидактическая задача: закрепить знания детей о животных, умение правильно произносить звуки.

    Игровые правила: отвечать на вопрос «Кто в домике живет?» нужно только тем детям, кто сидит в домике (дети издают звуки животных, которых они изображают).

    Игровые действия: звукоподражание, имитация движений различных животных и птиц.

    Ход игры: воспитатель делит детей на несколько групп (сначала на 3, потом на 4 – 5). Дети изображают знакомых им птиц или животных.

    Каждая группа стоит себе из стульев домик. Воспитатель говорит детям, что они будут находиться в своих домиках и кричать так, как кричит то животное, которое они изображают. Затем с каждой группой воспитатель повторяет те звуки, которые дети должны произносить. После этого он по очереди обходит домики, стучит в каждый и говорит:

    Тук-тук-тук, кто в домике живет?

    Дети отвечают:

    Му-му-му.

    Мяу-мяу.

    Бе-е, бе-е.

    На-на-га.

    Ко-ко-ко.

    Воспитатель отгадывает, кто же в домике живет. Если дети произносят звуки недостаточно хорошо (недостаточно четко и громко), воспитатель просит их повторить. Если на вопрос «Кто в этом домике живет?» дети отвечают: «Мы» или «Кошечки, собачки», воспитатель говорит: «А как кошечки мяукают?» И т.д.

    Игра повторяется несколько раз, количество животных постепенно увеличивается.
    111. Игра «Угадайка»

    Цель: уточнить представление о названиях, форме, вкусе, цвете, запахе овощей и фруктов.

    Материал: овощи (морковь, огурец, помидор, свекла, лук, капуста, картофель), фрукты (яблоко зеленое, красное и желтое, груша, апельсин, мандарин, слива, персик), дидактическая кукла.

    Ход игры: воспитатель от имени Сентябринки обращает внимание фрукты и овощи и предлагает поиграть в игру «Угадайка». Педагог подзывает к себе ребёнка (владеющего навыками описания предметов), который будет начинать игру. Ребенок внимательно рассматривает все овощи и фрукты, загадывает про одного из них, не называя его детям и рассказывает (описывает) его. Дети по описанию должны отгадать, что это за овощ или фрукт.
    112. Игра «Что где растет?»

    Цель: уточнить представление детей о местах произрастания овощей и фруктов.

    Материал: натуральные (муляжи) овощи и фрукты; дидактическая кукла

    Ход игры: воспитатель и Сентябринка показывают плод, а дети должны сказать, где он растет: на грядке, в огороде или саду.
    113. Игра «Что с чем схоже»

    Цель: вырабатывать умение объединять плоды по сходному признаку.

    Материал: овощи и фрукты (натуральные или муляжи)

    Ход игры: педагог предлагает рассмотреть все плоды и определить, чем они похожи между собой. Дети группируют плоды по цвету, форме, вкусу.
    114. Игра «Узнай на вкус»

    Цель: упражнять в умении определять овощи и фрукты по вкусу; развивать сенсорные чувства и внимание.

    Материал: ломтики овощей и фруктов в пакете, платочек, дидактическая кукла.

    Ход игры: воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Узнай на вкус». Она говорит: «Я буду вас приглашать к пакетику, завязывать вам глаза платочком и давать пробовать на вкус ломтики плодов. Кто сможет по вкусу узнать, чем вас угостила Сентябринка».
    115. Словесная игра «Да или нет»

    Цель: упражнять в различении примет осени; учить давать правильные ответ; развивать слуховое внимание.

    Ход игры: воспитатель предлагает детям быть внимательными и отвечать на вопросы словами «да» или «нет».


    • Осень цвету цветы?

    • Осенью растут грибы?

    • Тучки солнце закрывают?

    • Колючий ветер прилетает?

    • Туманы осенью плывут?

    • Ну а птицы гнезда вьют?

    • А букашки прилетают?

    • Звери норки закрывают?

    • Птичьи стаи улетают?

    • Часто-часто льют дожди?

    • Достанем ли сапоги?

    • Солнце светит очень жарко?

    • Можно детям загорать?

    • Ну а что же надо делать?

    • Куртки, шапки надевать?

    116. Словесная игра «Что было бы, если бы из леса исчезли…»

    Цель: развивать умение устанавливать простейшие связи между обитателями леса; вызывать интерес к жизни обитателей леса и чуткое отношение к ним.

    Ход игры: воспитатель предлагает поиграть в игру и говорит: «Если из леса убрать насекомых… Что бы произошло с остальными животными? А если бы исчезли птицы? А если бы пропали ягоды? А если бы не было грибов? А если бы ушли из леса зайцы?
    117. Словесная игра «Противоположности»

    Цель: закреплять первоначальное представление детей об обитателях леса

    Ход игры: воспитатель обращается к детям: «Мы столько знаем с вами интересного о животным леса. Давайте поиграем в игру «Противоположности». Например: волк злой – лиса… (хитрая), волк серый – лиса … (рыжая) , хвост у лисы рыжий – у зайца … (белый) и т.д.»
    118. Словесная игра «Кто в хозяйстве живет, что хозяину дает?»

    Цель: закреплять первоначальные представление детей об образе жизни и приносимой пользе домашних животных через использование приема взаимозаменяемости.

    Ход игры: воспитатель использует прием взаимозаменяемости: корова дает молоко – молоко также дают… (коза, верблюд, лошадь); сторожит дом замок и … (собаки), шерсть дают козы и… (овцы, верблюды), яйца дают куры и … (утки, гуси, индюки), мясо дают… (коровы, овцы, свиньи и другие животные).
    119. Словесная дидактическая игра «Запрограммированная ошибка»

    Цель: закреплять знания детей об обитателях лес зимой; развивать умение поддерживать игровую образную ситуацию.

    Ход игры: воспитатель предлагает внимательно слушать и сказать, почему этого быть не может?

    Варианты: заяц отправился на охоту за полевками, еж бродит по зимнему лесу, медведь бродит среди усыпанных снегом деревьев, хочет найти малину и поохотиться на зайцев.
    120. Игра «Угадай, что в руке?»

    Цели: упражнять на ощупь определять фрукт (овощ); развивать быстроту реакции наслово воспитателя; воспитывать выдержку и дисциплинированность.

    Игровое правило: смотреть на то, что лежит в руке нельзя, предмет нужно узнать на ощупь.

    Материал: муляжи фруктов или овощей.

    Ход игры: дети стоят, выстроившись в круг, руки держат за спиной. Педагог раскладывает в руки детям муляжи фруктов (овощей). Дети, которые определили у себя такой же фрукт (овощ), по сигналу подбегают к взрослому.
    121. Игра «Где что зреет?»

    Цель: упражнять детей в использовании знаний о растениях, сравнивать плоды дерева с листьями.

    Материал: на фланелеграфе выложены две ветки: на одной – плоды и листья одного растения (яблоня), на другой – плоды и листья разных растений (например, листья крыжовника, а плоды груши).

    Ход игры: воспитатель обращает внимание на фланелеграф с составленным рисунком и задает вопрос: «Какие плоды созревают, а какие нет?» Дети исправляют ошибки, допущенные в составлении рисунка.
    122. Игра «Будь внимателен»

    Цель: упражнять в запоминании овощей и в назывании овоща, которого нет на картинках.

    Материал: картинки с овощами, фланелеграф.

    Ход игры: на наборное полотно воспитатель выставляет три картинки с изображением овощей, например: лук, огурец, капуста и называет их. Затем она предлагает овощ, которого нет (например, помидор).

    И т.д.
    123. Игра «Назови овощ, который я не назвала».

    Цель: развивать у детей слуховое и зрительное внимание.

    Материал: наборное полотно, картинки, изображающие овощи или фрукты.

    Ход игры: на наборное полотно педагог выставляет картинки, изображающие овощи (фрукты): лук, помидор, морковь, огурец. Три из них педагог называет (лук, помидор, огурец). Дети называют пропущенный овощ (морковь) или фрукт.
    124. Игра «Сложи картинку»

    Цели: развивать логику путем составления целого из частей; воспитывать усидчивость, закреплять знания о животном мире.

    Материал: разрезные картинки, изображающие различных зверей, птиц, насекомых.

    Проведение: воспитатель раздает детям по комплекту разрезных картинок. Каждый ребенок должен сложить целую картинку из частей. Выигрывает тот, кто быстрее и правильнее ее сложит, назовет изображение на картинке.
    125. Игра «Зоопарк»

    Цели: развивать умение подбирать слова с заданным количеством слогов; активизировать словарь названиями зверей и птиц.

    Материал: картинки с изображением различных зверей или птиц, доска с тремя кармашками: на первом изображен один квадрат, обозначающий один слог, на второй – два, на третьем – три.

    Проведение: дети должны отобрать картинки с изображениями зверей или птиц с заданным количеством слогов в слове и поместить в соответствующий кармашек-«клетку».
    126. Упражнение «Узнай по описанию»

    Цель: развивать внимание, сообразительность, речевую активность; упражнять в узнавании объекта по описанию.

    Проведение: воспитатель читает детям рассказ-загадку, например: «В лесу дети увидели маленького зверька. Он был серый и весь покрыт иголками. На иголках он нес гриб. Зверек быстро бежал на коротких

    лапках и фыркал: ф-ф-ф!» И т.п.
    127. Игра «Мама и ее малыш»

    Цель: пополнять словарный запас названиями зверей и их детенышей.

    Материал: мяч.

    Проведение: воспитатель называет животное и бросает мяч любому ребёнку. Ребёнок ловит мяч и называет его детеныша. Например: зайчиха – зайчонок, волчица – волчонок, лисица – лисенок и т.д.
    128. Игра «Кто что делает?»

    Цели: закреплять и активизировать словарь детей по теме «Домашние животные»; отрабатывать употребление существительных и глаголов во множественном и единственном числе.

    Материал: предметные картинки с изображением домашних животных, которые чем-то заняты.

    Проведение: воспитатель показывает детям картинку с изображением какого-либо животного или животных. Дети должны назвать животное и его действие. Например: «Это собака. Собака грызет кость. Это собаки. Собаки грызут кости».
    129. Игра «Охотник и пастух»

    Цели: закреплять словарь детей по теме «Домашние и дикие животные», отрабатывать употребление

    формы винительного падежа множественного числа существительных.

    Материал: наборное полотно, картинки с изображениями пастуха, охотника, домашних и диких животных.

    Проведение: на наборное полотно слева помещается картинка с изображением охотника, справа – пастуха. Внизу под этими картинками помещается изображения домашних и диких животных.

    Воспитатель обращается к детям: «Кто изображен на картинках вверху? (Охотник, пастух.) Что делает пастух? («Пастух пасет домашних животных». Отбирают картинки с изображением домашних животных и помещают их под изображением пастуха). Пастух пасет кого? (Коров, лошадей, овец, коз.)

    Что делает охотник? («Охотник охотится на диких животных» Отбирают картинки с изображением диких животных, и помещает их под изображением охотника .) Охотник охотится на кого? (На зайцев,

    лис, волков и т.д.)
    130. Игра «Вова в деревне»

    Цели: закреплять названия домашних животных и птиц; учить отгадывать загадки, выделяя существенные признаки домашних животных и птиц.

    Материал: фигурки или картинки с изображением мальчика и различных домашних животных и

    Проведение: воспитатель показывает детям фигурку мальчика и говорит: «Мальчика зовут Вова. Летом он приехал в деревню к бабушке в гости. В доме он увидел:

    Отворилась тихо дверь,

    И вошел усатый зверь,

    Сел у печки, жмурясь сладко,

    И умылся серой лапкой.

    Вова узнал, кто это. А вы узнали?

    Дети отгадывают загадку, воспитатель показывает фигурку (картинку) кошки. И т.д.
    131. Игра «Человек и животные»

    Цели: закреплять знания о пользе, которую приносит каждое животное; развивать навыки диалогической речи.

    Материал: картинки с изображениями домашних животных.

    Проведение: воспитатель раздает детям картинки с изображениями домашних животных. Затем обращается к детям: «Послушайте сказку: «Это было давно. Жил человек совсем один. Однажды пришли к нему животные и сказали: – Корми нас, а мы будем выполнять разную работу. – Кто вы? Что вы умеете делать? – спросил человек… (Показывает на любого ребёнка, который должен назвать животное и рассказать, что оно делает.)».

    Ребенок: «Это лошадь. Она умеет возить грузы. Лошадь катает детей. И т.д.

    Дидактическая игра « Узнай на вкус».

    (вторая младшая группа)

    Дидактические задачи:

    Упражнять детей в определении вкуса овощей и фруктов (сладкий, кислый, соленый, горький), активизировать речь, развивать память, выдержку и сосредоточенность, желание помогать другим

    Оборудование: корзинки с овощами и фруктами (отдельно для каждого вида),нарезанные на одной дощечке кусочками овощи и фрукты, кастрюлька.

    Предварительная работа: игры «Что где растет?», беседа с детьми,что из чего готовят, пробы на вкус овощей и фруктов, чтение Ю.Тувим « Овощи».

    Ход игры:

    Воспитатель: С добрым утром, ребятишки:

    И девчонки и мальчишки!.

    Кукла в гости к нам пришла

    Значит ждет нас всех игра.

    Кукла Катя: Здравствуйте, ребятки! Как хорошо, что вы оказались в группе. На своем огороде я вырастила хороший урожай овощей, а в саду собрала урожай фруктов (показывает корзинки). Вот собралась сварить вам суп и компот.

    Воспитатель заглядывает в кастрюльку:

    Ой, Катюша, что же ты такое готовишь, у тебя и яблоки и картошка, и свекла, и груши, и капуста- вместе овощи и фрукты варятся. Ребята, разве можно из яблок сварить суп?

    Дети: Нет.

    Воспитатель: Конечно ведь яблоки это одним словом?

    Д.: фрукты.

    В.: Давайте вспомним какие ещё бывают фрукты?

    Д.: яблоки, груши, вишни, персик, абрикос..

    В. Давайте поможем Кате вспомнить, что можно приготовить из фруктов.

    Д.: компот, варенье, кисель.

    В. : Молодцы! Правильно! А суп, Катюша, мы сварим из овощей. Давайте, ребята, расскажем Катюше, какие овощи мы знаем.

    Дети перечисляют овощи.

    Кукла Катя: Спасибо вам ребятишки, что напомнили мне. Вы такие умные. Понимаете, ко мне приходила кукла Маша мы поговорили с ней и я совсем забыла, какие овощи и фрукты я нарезала на дощечке (плачет).

    В.: Не расстраивайся, Катя, (дети жалеют куклу) Наши ребята тебе всегда помогут. Правда, ребята, мы даже с закрытыми глазами умеем определять овощи и фрукты на вкус?

    Дети садятся на стульчики. Воспитатель обходит каждого (ребенок закрывает глаза) и дает попробовать нарезанные кусочками овощи и фрукты с дощечки. Задача ребенка определить вкус, что это овощ или фрукт, куда положить в суп или компот.

    В.: Вы большие молодцы, у вас очень здорово все получилось. Я, думаю, что мы сегодня очень помогли нашей Кате.

    Кукла Катя: Спасибо вам друзья. Я больше никогда не буду путать овощи с фруктами и приготовлю вам очень вкусное угощенье, пока вы погуляете на улице.

    В. : Всем давно известно,

    Что овощи полезны:

    И капуста,и лучок, и чеснок, и кабачок,

    И картошечка и репка,

    Витамины дарят деткам!

    Все вместе: Любим овощи и фрукты- витаминные продукты,

    Вырастаем, подрастаем,

    И друзьям всем помогаем!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Эта дидактическая игра систематизирует знание детей о разных видах спорта и спортсменах.Расширяет кругозор детей.Активизирует мышление и речь....

    Дидактическая игра "Узнй игру по мячу" предназначена для детей 5-7 лет.Задачи:1.Формировать у ребят представления о разнообразных видах спорта с мячом.2.Развивать умение находить парные карточки, подб...

    С помощью этой дидактической игры воспитатель поможет детям уточнить свои представления об овощах,задавать уточняющие вопросы,поддерживать диалог с товарищами по группе....

    Номинация: дидактическая игра как средство развития познавательной активности старших дошкольников.

    Должность: педагог-психолог

    Дидактическая игра «Посмотри и запомни»
    (предназначена для детей старшего дошкольного возраста)

    Цель: развитие познавательных психических процессов, используя в качестве стимулирующих средств методы эйдетики.

    Задачи:

    Образовательные

    • Уточнить и закрепить представления детей о цвете, форме предметов окружающего мира.
    • Совершенствовать умение понимать смысл пространственных отношений предметов, отражать в речи их пространственное расположение (на, рядом, под).
    • Упражнять в согласовании слов в предложении.

    Развивающие

    • Развивать зрительное восприятие, зрительное внимание, зрительную память, образное мышление.
    • Развивать наблюдательность, внимательность.
    • Развивать связную речь.

    Воспитательные

    • Воспитывать выдержку, терпение, доброжелательное отношение к сверстникам.

    Материал к игре: демонстрационные карточки с изображением различных сюжетов, вопросы с тремя вариантами ответов к каждой карточке, фишки.

    Ход игры

    Педагог в течение 30 секунд показывает демонстрационную карточку с изображением какого-либо сюжета, после истечения времени переворачивает карточку и задает вопросы по ее содержанию. Первый, кто правильно ответил на вопрос, получает фишку. Сначала демонстрируются карточки с более простым сюжетом и наименьшим количеством вопросов. Игра продолжается до тех пор, пока у детей сохраняется интерес. Выигрывает тот, у кого по окончании игры, больше фишек.

    Правила игры

    • нельзя выкрикивать ответ, нужно поднять руку;
    • отвечает тот, кто первый поднял руку;
    • нельзя перебивать товарища;
    • фишка не дается, если дан неправильный ответ;
    • дается полный развернутый ответ на заданный вопрос (например: «Девочка держит в руках куклу»).

    Описание опыта работы по использованию игры «Посмотри и запомни»

    в деятельности с детьми дошкольного возраста

    В игре принимало участие 6 воспитанников подготовительной логопедической группы. Данная игра была предложена детям как сюрпризный момент в ходе коррекционно-развивающего занятия по развитию психологической базы речи. Вместе с детьми на столе обнаружили незнакомый конверт с надписью «Будущим первоклассникам». Выяснили, что конверт пришел по адресу, т.к. они скоро идут в школу. После непродолжительной беседы о том, кто такие первоклассники, какими качествами они должны обладать (должны быть внимательными, усидчивыми, должны запоминать много новой информации и т.д.) предложила открыть конверт и посмотреть его содержимое. В конверте оказалась новая неизвестная игра. Предложила детям поиграть в нее. После прочтения правил игры, ребята охотно включились в игровое действие. Увлеченно рассматривали демонстрационную карточку. После того как время, отведенное на рассмотрение картинки истекло, перевернула ее и стала задавать вопросы по ее содержанию. Так как всем очень хотелось поскорее ответить, дети нарушали правила игры, выкрикивая ответ и забывая поднимать руку.

    По ходу игры решались все поставленные задачи в полном объеме. Закреплялись представления детей о форме, цвете предметов окружающего мира. Совершенствовались умения понимать смысл пространственных отношений предметов. Дети использовали в речи предлоги, обозначающие пространственное расположение предметов (на, рядом, под). Упражнялись в согласовании слов в предложении. Развивались познавательные психические процессы детей. Данная игра способствует формированию выдержки, терпения, доброжелательного отношения к сверстникам, т.к. нужно выслушивать ответы других детей не перебивая, поднимать руку перед ответом, ждать своей очереди, что бы ответить.

    Игра длилась до тех пор, пока не были проиграны все карточки, что свидетельствует о проявленном интересе детей к предложенной игре. В конце игры дети посчитали фишки, определили победителя и высказали пожелание поиграть в игру на следующем занятии.

    Данную игру можно периодически пополнять новыми демонстрационными карточками, чтобы поддерживать интерес детей.

    Игры ко «Дню здоровья»

    Дидактическая игра «Назови предметы»

    Цель: закрепить знания о предметах, необходимых для работы врача. Ввести в активный словарь слова из медицинской терминологии.

    Ребята, посмотрите на эти предметы и скажите, как они называются. (Термометр, шприц, вата, бинт, фонендоскоп, таблетки, грелка, зеленка, пинцет, массажер).
    А знаете ли вы, человеку какой профессии необходимы эти предметы? Врачу. Что делает врач? Лечит, следит за нашим здоровьем, делает прививки, массаж, взвешивает и т. д.)

    Дидактическая игра «Скажи, что делают этими предметами»

    Цель: Активизировать в речи детей глаголы и употребление с ними существительных.

    Скажите, как врач использует эти предметы?
    Что делает врач шприцем? Делает уколы.
    Что делает врач термометром? Измеряет температуру.
    Что делает врач ватой? Смазывает кожу перед уколом.
    Что делает врач зеленкой? Смазывает царапину.
    Что делает врач бинтом? Перевязывает рану.
    Что делает врач массажером? Делает массаж.
    Что делает врач фонендоскопом? Слушает дыхание и биении сердца.
    Что делает врач грелкой? Прогревает больное место.
    Что делает врач пинцетом? Достает занозы.
    Что делает врач пластырем? Заклеивает мозоли.

    Дидактическая игра «Найди различия»

    Цель: развивать произвольное внимание, наблюдательность, закрепить умение различать и называть цвета.

    Взгляните на эту картинку. Кто на ней изображен? Врач. Как вы думаете, почему у врачей халаты белого цвета? Если халат испачкается, на белом сразу будет заметно, и халат постирают. А на этой картинке кто изображен? Тоже врач. Одинаковые ли эти картинки? Эти картинки очень похожи, но все-таки не одинаковые. Ваша задача найти различия.

    Дидактическая игра «К какому врачу пойдем?»

    Цель: Упражнять детей в понимании пиктограмм, различении выражений лица и сопоставлении их с чувствами и эмоциями. Учить говорить сложными предложениями.

    Ребята, посмотрите на эти лица. (Показ пиктограмм). К какому из этих врачей пошел бы ты? Почему? (К доброму, ласковому, веселому, внимательному, заботливому). Как вы поздороваетесь и представитесь врачу? Здравствуйте, меня зовут …, а беспокоит меня …

    Дидактическая игра «Витамины – это таблетки, которые растут на ветке»

    Цель: Расширить знания детей о витаминах, закрепить знания об овощах, фруктах и ягодах.

    Ребята, помочь сохранить здоровье и заболеть можно с помощью витаминов. Кто-нибудь из вас принимал витамины? Витамины делают наш организм крепким и здоровым, не поддающийся болезням. Но витамины бывают не только в таблетках, они еще растут на ветках. Очень много витаминов содержится в ягодах, фруктах и овощах.
    Назовите, какие вы знаете фрукты? Овощи? Ягоды?

    Дидактическая игра «Узнай на вкус»

    Цель: развивать вкусовой анализатор, закрепить знания о фруктах, овощах, ягодах.
    (Детям предлагается закрыть глаза, определить по вкусу и назвать то, что они съели).

    Дидактическая игра «Узнай по запаху»

    Цель: развивать у детей обоняние. Познакомить с ароматерапией.

    Некоторые растения помогают человеку не только, когда он их проглотит. Есть такие растения, которые помогают даже своим запахом. Мы с вами делали чесночные кулоны (резаный чеснок в пластиковом яйце от Киндер-сюрприза с отверстиями, на ленточке). Запах чеснока защищает от гриппа и простуды.
    Вот мята. Ее запах восстанавливает силы, помогает справиться с кашлем.
    А это лаванда. Ее запах помогает уснуть.
    Это кожура любимого вами фрукта. Какого? Апельсина. Ее запах поднимает настроение, улучшает аппетит.
    Это хвоя какого растения? Сосны. Ее запах успокаивает и помогает справиться с кашлем.
    Это комнатное растение вам знакомо. Как оно называется? Запах герани устраняет беспокойство, повышает работоспособность, внимание.
    (Детям предлагается определить некоторые растения по запаху).

    Дидактическая игра «Наполни баночку витаминами»

    Цель: развивать мелкую моторику кистей рук, учить располагать изображение равномерно по всей поверхности.

    Детям предлагается нарисовать «витамины» – кружочки с помощью трафаретной линейки. Можно налепить пластилин на картон, вырезанный в форме баночки, а сверху надавливанием заполнить горошинами – «витаминами».

    Дидактическая игра «Делаем зарядку»

    Цель: учить детей пользоваться рисунком-схемой.

    Все мы скажем «нет» простуде.
    Мы с зарядкою дружны.
    Упражненья делать будем,
    Нам болезни не страшны.
    Ребята, будем делать зарядку по этим рисункам-схемам.
    (В соответствии с показанной схемой, дети выполняют упражнение).

    Обо всём на свете:

    В 1930 году в американский прокат вышел фильм "Песня мошенника" (The Rogue Song) про похищение девушки в горах Кавказа. Актеры Стэн Лорел, Лоуренс Тиббетт и Оливер Харди сыграли в этом фильме местных жуликов. Удивительно, но эти актеры очень похожи на героев...

    Материалы раздела