Войти
Образовательный портал. Образование
  • Чему равен 1 год на меркурии
  • Кто такой Николай Пейчев?
  • Томас андерс - биография, фото, личная жизнь солиста дуэта "модерн токинг" Синглы Томаса Андерса
  • Что показывает коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами Обеспеченность обязательств финансовыми активами в бюджетном учреждении
  • Как приготовить классические вареники с творогом
  • Как сделать тесто для яблочной шарлотки Как приготовить шарлотку с яблоками песочное тесто
  • Основы организации аварийно спасательных и других неотложных работ асднр. Организация аварийно-спасательных и других неотложных работ. Вопросы для самоконтроля знаний студентов

    Основы организации аварийно спасательных и других неотложных работ асднр. Организация аварийно-спасательных и других неотложных работ. Вопросы для
самоконтроля знаний студентов

    С возникновением ЧС первоочередной задачей органов и сил РСЧС и ГО становятся организация и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ (АСиДНР).

    АСиДНР включают две группы работ: аварийно-спасательные работы (АСР) и другие неотложные работы (ДНР).

    Цель АСР – поиск и эвакуация людей из зоны ЧС в безопасные районы, оказание помощи пострадавшим и эвакуация их в лечебные учреждения, создание для спасенных нормальных усло­вий жизнедеятельности.

    Цель ДНР – создание более благоприятных условий для быстрого и безопасного проведения АСР, обеспечения жизнедеятельности сохранившихся элементов объекта и восстановления в последующем его функционирования в целом. Они должны ограничить или устранить действия полей поражающих факторов (ПФ) источников опасности. В первую очередь ДНР проводят там, где ведутся АСР и где аварии создают опасность для людей и организации, угрожают дополнительными авариями, разрушениями, взрывами, затрудняют ведение АСР.

    В общем виде к АСР относятся: разведка объектов (участков) работ и маршрутов выхода к ним; локализация и тушение пожаров на объектах (участках) работ и путях выхода к ним; отыскание и вскрытие заваленных защитных сооружений и извлечение из них людей; поиск и спасение людей из завалов, поврежденных и горящих зданий, сооружений и подвижного состава, задымленных, загазованных и затопленных помещений; оказание первой медицинской помощи на месте обнаружения пораженного и эвакуация его в лечебное учреждение вне зоны ЧС (в очаге массового поражения могут быть развернуты подвижные отряды первой медицинской помощи; в этом случае пораженных после оказания первой медицинской помощи эвакуируют в эти отряды, где им оказывают первую врачебную помощь, и затем отправляют в больницы загородной зоны); вывоз населения из зоны ЧС в безопасные районы; вывод со станции поездов (вагонов) с людьми; санитарная обработка людей и обеззараживание одежды, обуви, средств индивидуальной защиты, технических и транспортных средств, местности.

    В общем виде к ДНР относятся: устройство проездов и проходов в завалах и на зараженных участках местности; прокладывание колонных путей в обход их; локализация и ликвидация аварий на коммунально-энергетических и технологических системах и сетях, в подвижном составе с опасными грузами; укрепление или обрушение конструкций, угрожающих обвалом и препятствующих безопасному движению и ведению АСР; ремонт и восстановление поврежденных и разрушенных линий связи, электрических и водопроводных сетей для обеспечения АСР; ремонт и восстановление поврежденных защитных сооружений для укрытия людей в случае дополнительных аварий, повторных ударов противника в военное время; вывод с мест работ подвижного состава с опасными грузами, при невозможности – выгрузка и складирование этих грузов на безопасном расстоянии или вывоз в безопас­ное место; обезвреживание и уничтожение невзорвавшихся боеприпасов в обычном снаряжении.

    Для обеспечения общественного порядка, организованности среди населения, охраны объектов и имущества граждан организуется комендантская служба. Она создает контрольно-пропускные пункты на основных маршрутах, комендантские посты, организует патрулирование. Необходимыми мероприятиями являются опознание и захоронение трупов.

    На железнодорожном транспорте должностные лица должны принимать необходимые меры по обеспечению сохранности перевозимых грузов в условиях ЧС.

    В случае перерыва в движении поездов параллельно с АСиДНР могут вестись работы по возобновлению движения поездов, также относящиеся к срочным. В таких условиях формирования, ведущие АСиДНР, и специальные строительно-восстановительные формирования железнодорожного транспорта, занимающиеся восстановительными работами, должны тесно взаимодействовать. В зависимости от обстановки первые могут быть привлечены к восстановительным работам, вторые, наоборот, – к ведению АСиДНР.

    В конкретной зоне ЧС (очаге поражения) состав АСиДНР зависит от вида аварии, стихийного бедствия, примененного противником вида оружия, масштабов и характера разрушений, пожаров, заражений местности, воздуха, иных объектов внешней среды, затоплений и других факторов.

    Так, в очаге ядерного поражения состав АСиДНР меняется в зависимости от зоны разрушений. В зоне полных разрушений очага поражения имеет место весь комплекс АСиДНР. В зоне сильных разрушений – тоже, но объем инженерных работ будет значительно меньше, так как меньше завалов, разрушений и повреждений на коммунально-энерге­ти­ческих сетях (работы в основном ведутся на наземных сетях и смотровых колодцах). В зоне средних разрушений работы сводятся главным образом к тушению пожаров, спасению людей из очаговых завалов, разрушенных и горящих зданий, расчистке входов в заваленные защитные сооружения; в зоне слабых разрушений – к локализации и тушению пожаров, спасению людей из горящих и поврежденных зданий. Подветренная часть очага может оказаться в зоне радиоактивного загрязнения, что потребует проведения дезактивации.

    Что касается обычного оружия, то в последние годы в концепциях войн первостепенное значение придается высокоточному оружию с большой дальностью действия. Точечными ударами могут быть выведены из строя важнейшие объекты промышленности, в том числе потенциально опасные, энергетики, транспорта (крупные железнодорожные узлы, мосты, тоннели, аэродромы, порты), связи и других отраслей экономики. В результате могут возникнуть очаговые зоны разрушений, пожаров, заражений, поражения людей, животных, в которых потребуется ведение всех видов АСиДНР. Но в современных условиях нельзя исключать и возникновения очагов массового поражения.

    В районах стихийных бедствий и некоторых производственных аварий работы могут включать весь комплекс АСиДНР.

    Однако в ряде случаев возникает необходимость в дополнительных мероприятиях или работы носят специфический характер, например, при наводнениях, селевых потоках, землетрясениях и др.

    Так, район сильного землетрясения внешне напоминает очаг ядерного поражения, только разрушения носят очаговый характер. Возможно возникновение пожаров, поскольку происходят короткие замыкания электропроводки, разрушаются печи, падают нагревательные приборы. Вторичные пожары возникают в результате повышенной плотности застройки городов, большого количества сгораемых материалов в конструкциях зданий, неблагоприятной погоды, паники. Состав АСиДНР аналогичен работам в очаге ядерного поражения, за исключением дезактивации.

    В ходе работ организуют палаточные городки, пункты водоснабжения, питания, медицинские пункты, пункты сбора пострадавших, туалеты, освещение мест работ в темное время суток (запасы палаток, продовольствия, медикаментов, резервных источников электрической энергии и др. в сейсмоопасных районах должны быть созданы заблаговременно и храниться рассредоточено).

    При таких стихийных бедствиях, как оползни и селевые потоки, возникновение и приближение опасности могут быть спрогнозированы.

    Об этом население должно быть заблаговременно оповещено. Объем и характер разрушений во многом зависит от заблаговременно принятых мер защиты.

    Селевые потоки, оползни, горные обвалы могут вызвать разрушения зданий, сооружений, населенных пунктов, железных и автомобильных дорог, коммунально-энергетических сетей, затопление территорий, поражение и гибель людей, животных. При оползнях в грунте образуются провалы, трещины. Если возникла угроза схода селевого потока или оползня, население, сельскохозяйственные животные, материальные ценности могут быть эвакуированы из опасной зоны по заранее разработанным планам.

    В случае возникновения селевого потока выполняют работы по устройству плотин, водоотводных канав для задержания, отвода, сброса паводковых вод и селевой массы, заделывают оконные и дверные проемы. Чтобы защитить мосты, плотины, водозаборные и другие сооружения выделяют аварийные команды. Во всех населенных пунктах и на объектах, которым угрожает затопление, выставляют спасательные посты. Одновременно проводят спасательные работы в зонах затопления и движения селя. Для помощи людям, попавшим в селевой поток, используют шесты, доски, веревки и другие подручные средства. Выводить спасаемых из потока следует по направлению его движения, постепенно приближая их к берегу.

    В районах схода оползня, горного обвала основными работами являются откопка, разборка завалов и извлечение из них людей, оказание им медицинской помощи и эвакуация в лечебные учреждения; устройство проездов в завалах, локализация и тушение пожаров, ликвидация аварий на коммунально-энергетических сетях. После остановки оползня или горного обвала приступают к ремонту и восстановлению дорог, мостов, линий связи, расчистке улиц от завалов и другим работам.

    Ураганы, бури, смерчи способны разрушать здания и сооружения, сносить легкие строения, повреждать транспортные магистрали и мосты. Они могут валить деревья и столбы линий электропередач и связи, вызывать аварии на производстве и коммунально-энергетических сетях, приводить к человеческим жертвам.

    В настоящее время учреждения гидрометеослужбы могут лишь зафиксировать момент возникновения урагана (бури, смерча) и предупредить население о возможных направлениях ветра и времени подхода урагана к определенным районам. Поэтому работы в зоне этих явлений должны быть направлены не только на ликвидацию возникших последствий, но, в первую очередь, на предупреждение тяжелых последствий. С получением оповещения о приближении урагана необходимо принять меры по укрытию людей, укреплению зданий, сооружений и конструкций. Следует убрать предметы, которые могут быть подняты ветром и травмировать людей, закрыть окна, двери и чердаки. Находящиеся в лесах должны быть выведены на открытое пространство и укрыты в защитных сооружениях, при невозможности – в оврагах, канавах, ямах, подальше от мест, где возможны травмы от летящих предметов (осколки шифера, черепицы и др.). Опасны порванные и необесточенные провода. Запрещается выходить из укрытия сразу после ослабления ветра.

    Во время урагана с учетом обстановки необходимо разыскивать потерпевших, извлекать их из-под обломков зданий, сооружений, эвакуировать население из опасных районов. Следует также оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим и доставлять их в лечебные учреждения, тушить пожары, спасать людей из горящих и поврежденных зданий, ликвидировать аварии.

    При угрозе наводнения возможна упреждающая или экстренная эвакуация населения из зон предполагаемого затопления. Она бывает частичной или общей. План эвакуации с указанием пунктов временного размещения разрабатывается заблаговременно.

    При наводнении происходят разрушения зданий, сооружений, размыв участков дорог, повреждения гидротехнических и дорожных сооружений, выход из строя оборудования, имущества, расположенных в затопленных помещениях. Основными работами являются: поиск людей на затопленной территории, погрузка их на плавсредства, оказание первой медицинской помощи и эвакуация; эвакуация сельскохозяйственных животных и материальных ценностей; контроль за состоянием мостов, плотин, дамб (при необходимости – их ремонт и усиление); непрерывная разведка силами гидрометеопостов, разведывательных групп (звеньев) водного и воздушного транспорта, органов управления по делам ГО и ЧС. К работам привлекаются формирования на плавсредствах, усиленные санитарными дружинами, специализированными подразделениями водного транспорта, другие силы. Личный состав этих формирований должен знать и умело выполнять приемы спасения утопающих и оказания им первой медицинской помощи, способы снятия людей с полузатопленных зданий и различных местных предметов. Эффективным средством обнаружения и спасения людей являются вертолеты.

    Формирования, действующие на плавсредствах, следует обеспечить баграми, веревками, лестницами, спасательными кругами и жилетами. Личный состав должен знать возможности переправочных средств, порядок их использования и меры безопасности при проведении работ. Запрещается перегружать лодки, катера, понтоны. Высота сухого борта лодки при безветренной погоде должна быть не менее 20 см, а при волнении – не менее 35 см. На бортах плавающих транспортеров, паромов, катеров должны быть закреплены трапы, спускаемые в воду, для подъема людей из воды.

    Передвижение по затопленной территории ограничивается. На ней нельзя пить некипяченую воду, употреблять в пищу продукты, соприкасавшиеся с водой. Находясь в воде или сыром помещении, нельзя притрагиваться к электропроводке и электроприборам. Последними можно пользоваться только после просушки.

    После спада воды люди возвращаются к местам жительства и приступают к ликвидации последствий наводнения, а именно: отводят воду из затопленных участков и осушают их; обрушают и убирают полуразрушенные сооружения, не подлежащие восстановлению; откачивают воду из подвальных и других помещений, подвергшихся затоплению; ремонтируют поврежденные водой сооружения, участки дорог, мостов; очищают после схода воды затопленные участки и др.

    В районах снежных лавин и заносов основными работами являются: расчистка территории, заваленных снегом зданий, дорог, поиск людей в снегу; оказание помощи обмороженным и другим пострадавшим; эвакуация пострадавших. Работы организуются с учетом низких температур, гололеда и ветра. Развертывают пункты обогрева населения, личного состава формирований, пункты обеспечения горячей пищей и др.

    Крупные производственные аварии имеют ряд особенностей.
    При разрушении зданий, сооружений образуются крупные обломки.
    Пожары сопровождаются образованием токсичных веществ из-за горения полимерных материалов, опасным задымлением. Возможны взрывы, быстрое распространение огня, нарушение пожарного водоснабжения, при наличии соответствующих источников – химическое и радиоактивное загрязнения.

    В районе аварии могут выполняться все виды АСиДНР. При высокой степени застройки работы ведутся в стесненных для инженерной и пожарной техники условиях. Между тем наличие в завалах крупных обломков требует использования наряду с малогабаритной техникой крупногабаритных тяжеловесных кранов и др. Необходимо сочетание крупно- и малогабаритной техники, средств малой механизации, ручного инструмента.

    Работа техники в условиях сильной запыленности приводит к ее быстрому износу, необходимости замены машин и их деталей.

    На объектах железнодорожного транспорта ведение АСиДНР осложняется тем, что на сравнительно небольшой территории обычно сосредоточивается большое число вагонов с различными грузами, в том числе опасными. Могут быть поезда и вагоны с людьми. Вагоны в поездах, на соседних путях находятся в непосредственной близости друг от друга, что создает опасность быстрого распространения огня, взрывов вагонов с взрывчатыми веществами (ВВ), легковоспламеняющимися жидкостями (ЛВЖ), а доступ пожарных средств к местам горения затруднен, так как нет проездов и проходов, особенно поперек путей. Прокладка пожарных шлангов поперек путей затруднена, поскольку шланги приходится прокладывать под рельсами, проделывая углубления в балласте. Разрушения и повреждения вагонов с АХОВ, РВ могут привести к образованию зон химического и радиоактивного загрязнения.

    Ликвидация последствий ЧС на станции часто связана с необходимостью вывода составов с ее территории на соседние станции, перегоны, тупики и подъездные пути. В первую очередь выводят поезда и вагоны с людьми и опасными грузами. На электрифицированных участках при возникновении пожара необходимо обесточить станционные пути. Для рассредоточения подвижного состава используют тепловозы.

    При крушениях поездов и авариях на перегонах выполняют работы, связанные со спасением людей и материальных ценностей, открытием движения поездов в минимальные сроки.

    Состав работ зависит от конкретной обстановки. В общем виде он включает: определение характера и объемов разрушений и заражений пути, подвижного состава, контактной сети и других сооружений, масштабов пожаров, наличия и состояния пострадавших людей, опасных грузов, определение порядка расстановки аварийно-восстановительных сил и средств и организации работ; розыск людей в разрушенных и поврежденных вагонах, оказание первой помощи пострадавшим и эвакуация их в лечебные учреждения; вывод непострадавших людей в безопасные районы, тушение пожаров, обеззараживание пути, подвижного состава и других устройств (при необходимости), растаскивание разбитого подвижного состава за пределы габарита приближения строений с предварительной разгрузкой и штабелевкой на безопасном расстоянии опасных и ценных грузов; поднятие на рельсы годного подвижного состава или имеющего небольшие повреждения, при которых возможны его доставка до ближайшего раздельного пункта и последующий ремонт; восстановление земляного полотна, верхнего строения пути, контактной сети, связи и других сооружений и устройств; санитарная обработка людей (при необходимости).

    «ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ И ДРУГИХ НЕОТЛОЖНЫХ РАБОТ В ЗОНАХ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ «ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ И ДРУГИХ НЕОТЛОЖНЫХ РАБОТ В ЗОНАХ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ Преподаватель – организатор ОБЖ МБОУ СОШ17 Титова Галина Геннадьевна




    Одна из важнейших задач Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) и гражданской обороны - проведение спасательных и аварийно- спасательных работ в ЧС и АСДНР в очагах поражения ЧС природные техногенные биолого- социальные военные по характеру источника


    Наиболее характерные последствия ЧС: Радиоактивное загрязнение вследствие аварий на радиационно опасных объектах, аварий транспортных средств с ядерными энергетическими установками или перевозящими радиоактивные вещества Разрушения возникающие при землетрясениях, взрывах, пожарах, производственных авариях, ураганах, смерчах, обвалах, селях. Химическое заражение в результате аварий на химически опасных объектах, приводящих к разрушению емкостей и технологических коммуникаций, содержащих АХОВ, а также аварий на транспорте, перевозящем указанные вещества Массовые пожары являющиеся следствием природных явлений, аварий и несоблюдения правил пожарной безопасности Затопления возникающие при наводнениях, разрушениях гидротехнических сооружениях, цунами, селях и других природных явлениях Эпидемии, эпизоотии, эпифитотии массовые заболевания людей, сельскохозяйственных животных и растений


    АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫЕ И ДРУГИЕ НЕОТЛОЖНЫЕ РАБОТЫ В ОЧАГАХ ПОРАЖЕНИЯ Аварийно-спасательные работы - это действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне ЧС, локализации ЧС и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов. Аварийно-спасательные работы характеризуются наличием факторов, угрожающих жизни и здоровью проводящих эти работы людей, и требуют специальной подготовки, экипировки и оснащения. Цель: розыск и деблокирование пострадавших, оказание им первой медицинской помощи и эвакуация из опасной зоны.






    Задачи разведки: - определение зоны и характера чрезвычайной ситуации; - определение мест нахождения пострадавших и их состояния; - установление степени радиоактивного, химического, биологического заражения; - оценка состояния объектов (строения, инженерные коммуникации, линии связи, источники воды) в зоне чрезвычайной ситуации; - выявление очагов пожаров; - определение подъездных путей к месту работ и путей эвакуации пострадавших и населения; - определение плана проведения поисково-спасательных работ. Разведку проводят наземным, воздушным, водным и подземным способами. Для обозначения зоны чрезвычайной ситуации, характера и уровня заражения устанавливают специальные щиты со съемными карточками, на которые наносят информацию. Для этой же цели используют также стены, конструкции, заборы, стволы деревьев, дорожные знаки.



    Транспортное обеспечение включает в себя определение объема и характера перевозок, учет всех видов транспорта, определение сроков и мест погрузки и разгрузки, маршрутов, организацию контрольных пунктов и фиксацию сроков их прохождения, резерв транспортных средств.






    Гидрометеорологическое обеспечение предусматривает передачу органам управления и командирам формирований сведений о состоянии и прогнозе погоды в районах ведения работ, а также срочной информации об опасных метеорологических и гидрологических явлениях и возможном характере их развития.




    В сферу материального обеспечения входят снабжение спасательных формирований продовольствием, питьевой водой, средствами и имуществом противохимической, противорадиационной и медицинской защиты, специальной одеждой, строительными материалами, топливом и смазочными материалами, а также организация мест приема пищи, отдыха и специальной обработки. В задачи медицинского обеспечения входят конкретные меры по сохранению здоровья и работоспособности спасателей, оказанию помощи пострадавшим и больным, их доставке в медицинские учреждения и предупреждению инфекционных заболеваний.


    Основное содержание аварийно - спасательных работ действия по спасению людей. При большинстве чрезвычайных ситуаций их осуществляют в четыре этапа: поиск и обнаружение пострадавших; обеспечение доступа спасателей к пострадавшим и работы по их деблокированию; оказание пострадавшим первой медицинской помощи; эвакуация пострадавших из зон опасности на пункты сбора или в медицинские учреждения. Санитарная обработка населения после пребывания в зоне заражения


    Под санитарной обработкой понимают удаление радиоактивных веществ, обезвреживание или удаление аварийно химически опасных веществ, болезнетворных микробов и токсинов с кожного покрова людей, а также с надетых на них средств индивидуальной защиты, одежды и обуви при выходе из зоны заражения. Санитарная обработка может быть частичной и полной.





    Полная санитарная обработка заключается в обмывании всего тела теплой водой с мылом и обязательной смене белья, а при необходимости и всей одежды. При загрязнении радиоактивными веществами люди подвергаются полной санитарной обработке в том случае, если после частичной санитарной обработки загрязнение кожных покровов и одежды продолжает оставаться выше допустимых величин. По возможности полную санитарную обработку надо провести не позднее 35 ч с момента загрязнения. При загрязнении аварийно химически опасными веществами достаточно провести тщательную и своевременную частичную санитарную обработку. Обмывание в этом случае можно проводить с гигиенической целью. При заражении бактериальными средствами полной санитарной обработке должны подвергаться все люди, находившиеся в очаге бактериологического поражения, независимо от того, были ли ими использованы средства защиты и проводилась ли частичная санитарная обработка.


    С целью сохранения жизни и здоровья людей, пострадавших в чрезвычайной ситуации, проводят первоочередные мероприятия по их жизнеобеспечению, которые заключаются в удовлетворении потребностей населения в жизненно важных видах средств и услуг по установленным нормам и в обеспечении: водой для медицинских, хозяйственно - питьевых и коммунально - бытовых нужд; продуктами питания: зерно, мука, хлебобулочные и макаронные изделия, мясо, рыба, молоко, детское питание, картофель, овощи, соль, чай, сахар, фураж для животных; жильем: развертывание и сооружение временных жилищ (палатки, юрты, землянки, сборные дома и т. п.); использование сохранившегося жилого фонда (жилых домов, санаториев, пансионатов, лагерей, домов отдыха и т. д.); предметами первой необходимости: верхняя одежда, обувь, постельные принадлежности, бытовая посуда, минимум предметов галантереи и парфюмерии (мыло, нитки, иголки и т. д.) и прочие товары (табак, спички, керосин и т. п.); информацией о возможности и факте чрезвычайной ситуации и правилах поведения в ней;


    Медицинского и санитарно - эпидемиологического обслуживания: первая медицинская помощь населению, обеспечение его медикаментами и медицинским имуществом, сортировка пострадавших и оказание им квалифицированной и специализированной помощи, направление пострадавших на стационарное лечение, выполнение санитарно - гигиенических и противоэпидемических мероприятий; потребностей в транспорте для перевозки пострадавших в районы отселения и подвоза материальных ресурсов; минимально необходимых нужд в тепле, освещении, санитарной очистке территории, банно - прачечном и ритуальном обслуживании. Содержание конкретных мероприятий жизнеобеспечения зависит от характера чрезвычайной ситуации, ее масштабов, реально возникших потребностей населения и некоторых других факторов.


    Прежде всего обеспечивают людей продуктами питания, предметами первой необходимости, медицинским обслуживанием и средствами, транспортом и необходимой информацией. Большое значение имеет организация и проведение практической работы по морально - психологической поддержке пострадавшего населения. Она заключается главным образом в изучении настроений различных категорий населения, нейтрализации негативных слухов и проявлений паники, пресечении грабежей и мародерства


    АСР в очагах поражения включают: разведку маршрутов движения и участков работ; локализацию и тушение пожаров на маршрутах движения и участках работ; подавление или доведение до минимально возможного уровня возникших в результате ЧС вредных и опасных факторов, препятствующих ведению спасательных работ; розыск пораженных и извлечение их из поврежденных и горящих зданий, загазованных, затопленных и задымленных помещений, завалов; вскрытие разрушенных, поврежденных и заваленных ЗС и спасение находящихся в них людей; подачу воздуха в заваленные ЗС с поврежденной фильтро вентиляционной системой; оказание первой медицинской и врачебной помощи пострадав- шим и эвакуацию их в лечебные учреждения; вывоз (вывод) населения из опасных мест в безопасные районы; санитарную обработку людей, ветеринарную обработку с/х животных, дезактивацию и дегазацию техники, средств защиты и одежды, обеззараживание территорий и сооружений, продоволь- ствия, воды и т.д.


    Другие неотложные работы - это деятельность по всесто- роннему обеспечению аварийно-спасательных работ, оказанию населению, пострадавшему в ЧС, медицинской и других видов помощи, созданию условий, минимально необходимых для сохранения жизни и здоровья людей, поддержания их работос- пособности. АСДНР считаются завершенными после окончания розыска пострадавших, оказания им медицинской и других видов помощи и ликвидации угрозы новых поражений и ущерба в результате пос-ледствий ЧС


    Другие неотложные работы в очагах поражения включают: прокладывание колонных путей и устройство проходов в зава- лах и на зараженных участках; локализацию аварий на газовых, энергетических, водопровод- ных, канализационных и технологических сетях в целях создания условий для проведения спасательных работ; укрепление или обрушение конструкций зданий и сооружений, угрожающих обвалом или препятствующих безопасному прове- дению спасательных работ; ремонт и восстановление поврежденных и разрушенных линий связи и коммунально-энергетических сетей в целях обеспечения спасательных работ; обнаружение, обезвреживание и уничтожение неразорвавшихся боеприпасов в обычном снаряжении и других взрывоопасных предметов; ремонт и восстановление поврежденных защитных сооружений; санитарная очистка территории в зоне ЧС; сбор материальных ценностей; создание условий, минимально необходимых для сохранения жизни и здоровья людей.


    ЛИТЕРАТУРА: Федеральный закон "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" от г. 151-ФЗ. Федеральный закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от г. 68. Федеральный закон от г. 28 «О гражданской обороне» Закон Москвы 46 от г. «О защите населения и территорий города от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». «Наставление по организации и технологии ведения АСДНР при ЧС, часть 1 «Организация и технологии ведения АСДНР при крупных авариях на химически опасных объектах». М., ВНИИ ГОЧС, 1999 г. "Наставление по организации и технологии ведения АСДНР при ЧС", часть 2 «Организация и технологии ведения АСДНР при землетрясениях». М., ВНИИ ГОЧС, 2001 г.

    Аварийно-спасательные и другие неотложные работы (АСДНР) – это совокупность первоочередных работ в зоне (зоне поражения), заключающихся в соответствии с «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» в спасении и оказании помощи людям, локализации и подавлении очагов поражающих воздействий, предотвращении возникновения вторичных поражающих факторов, защите и спасении материальных и культурных ценностей, восстановлении минимально необходимого жизнеобеспечения. «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателя» определяет составные части этих работ: раздельно: (АСР) – действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зонах чрезвычайных ситуации, локализации чрезвычайных ситуаций и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов; неотложные работы (НР) – деятельность по всестороннему обеспечению АСР, оказанию пострадавшему населению помощи, созданию условий, минимально необходимых для сохранения жизни и здоровья людей, поддержания их работоспособности.

    Аварийно-спасательные работы в очагах поражения включают:

    • разведку маршрутов и участков работ;
    • локализацию и тушение пожаров на маршрутах движения и участках работ;
    • подавление или доведение до минимально возможного уровня возникших в результате чрезвычайной ситуации вредных и опасных факторов, препятствующих ведению спасательных работ;
    • поиск и извлечение пораженных из поврежденных и горящих зданий и сооружений, загазованных, затопленных и задымленных помещений, из завалов и блокированных помещений, оказание первой медицинской и врачебной помощи пострадавшим и эвакуацию их в лечебные учреждения;
    • вывоз (вывод) населения из опасных зон; санитарную обработку людей, ветеринарную обработку животных;
    • дезактивацию, дегазацию и дезинфекцию техники, средств защиты и одежды, обеззараживание (обезвреживание) территории и сооружений, продовольствия, воды, продовольственного сырья и фуража.

    Аварийно-спасательные работы проводятся в максимально сжатые сроки, что обусловлено необходимостью оказания своевременной медицинской помощи пораженным, а также тем, что объемы разрушений и потерь могут возрастать вследствие воздействия вторичных поражающих факторов (пожаров, взрывов, затоплений и т.п.).

    Неотложные работы включают:

    • прокладывание колонных путей и устройство проходов в завалах и зонах заражения (загрязнения);
    • локализацию аварий на газовых, энергетических, водопроводных, канализационных, тепловых и технологических сетях в целях создания безопасных условий для проведения спасательных работ;
    • укрепление или обрушение конструкций зданий и сооружений, угрожающих обвалом или препятствующих безопасному проведению спасательных работ;
    • ремонт и восстановление поврежденных и разрушенных линий связи и коммунально-энергетических сетей в целях обеспечения спасательных работ;
    • обнаружение, обезвреживание и уничтожение невзорвавшихся боеприпасов в обычном снаряжении и других взрывоопасных предметов;
    • ремонт и восстановление поврежденных защитных сооружений для укрытия от возможных повторных поражающих воздействий;
    • санитарную очистку территории в зоне чрезвычайной ситуации (зоне поражения);
    • первоочередное жизнеобеспечение пострадавшего населения.

    В реальных условиях отделить аварийно-спасательные работы от других неотложных работ затруднительно, причем для значительной части работ их различие – чисто условное. Поэтому в практике аварийно-спасательного дела и закрепился общий термин – аварийно-спасательные и другие неотложные работы. Проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в зонах чрезвычайных ситуаций условно подразделяется на три этапа:

    1. Начальный этап – проведение экстренных мероприятий по защите населения, спасению пострадавших местными силами и подготовке группировок сил и средств ликвидации чрезвычайных ситуаций и проведению работ.
    2. Первый этап – проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ группировками сил и средств.
    3. Второй этап – завершение аварийно-спасательных и других неотложных работ, постепенная передача функций управления местным администрациям и вывод группировок сил, проведение мероприятий по первоочередному жизнеобеспечению населения.

    Успех аварийно-спасательных и других неотложных работ в зонах чрезвычайных ситуаций (зонах поражения) достигается:

    • заблаговременной подготовкой органов управления, сил и средств и к действиям при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций (опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий), в т.ч. заблаговременным всесторонним изучением особенностей вероятных действий (участков и объектов работ), а также маршрутов ввода сил;
    • экстренным реагированием на возникновение чрезвычайной ситуации (последствий военных действий), включая организацию эффективной разведки, приведение в готовность и создание в короткие сроки необходимой группировки сил и средств, своевременный ввод ее в зону чрезвычайной ситуации (зону поражения);
    • непрерывным, твердым и устойчивым управлением работами, принятием оптимального решения и последовательным претворением его в жизнь, подтверждением устойчивого взаимодействия сил, привлекаемых к работам;
    • непрерывным ведением работ до полного их завершения, с применением современных технологий, обеспечивающих наиболее полное использование возможностей сил и средств;
    • неуклонным выполнением установленных режимов работ и мер безопасности; организацией бесперебойного обеспечения работ и жизнеобеспечения пострадавшего населения и личного состава, привлекаемого к работам.

    Источники: Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций. Под общей редакцией Воробьева Ю.Л.. - М., 2002; Безопасность России. Правовые, социально-экономические и научно-технические аспекты: Защита населения и территории от чрезвычайных ситуаций природ, и техногенного характера. - М., 1999.

    Проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ (АСДНР) является одной из основных задач ГО и РСЧС в чрезвычайных ситуациях военного и мирного времени.

    Аварийно-спасательные работы – это действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне чрезвычайных ситуаций, локализации чрезвычайных ситуаций и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов. Аварийно-спасательные работы характеризуются наличием факторов, угрожающих жизни и здоровью проводящих эти работы людей, и требуют специальной подготовки, экипировки и оснащения.

    ведение разведки маршрутов выдвижения формирований и участков (объектов) работ;

    локализация и тушение пожаров на участках (объектах) работ и путях выдвижения к ним;

    розыск пораженных, извлечение их из поврежденных и горящих зданий, завалов, загазованных, затопленных и задымленных помещений;

    вскрытие разрушенных, поврежденных и заваленных защитных сооружений и спасение находящихся в них людей;

    подача воздуха в заваленные защитные сооружения;

    оказание первой медицинской и первой врачебной помощи пораженным и эвакуация их в лечебные учреждения;

    вывод (вывоз) населения из опасных мест в безопасные районы;

    санитарная обработка людей и обеззараживание их одежды, территории, сооружений, техники, продовольствия, воды.

    В основу организации аварийно-спасательных работ должен быть положен дифференцированный подход в зависимости от обстановки, предусмотрена двухэтапная система лечебно-эвакуационного обеспечения: первая медицинская и первая врачебная помощь, оказываемая непосредственно в зоне бедствия, а также специализированная помощь и стационарное лечение за пределами района аварии (в лечебных учреждениях).

    Для эвакуации пострадавших установлены определенные правила. В первую очередь на транспорт грузят тяжелораненых, а затем пораженных средней тяжести, которые могут ехать сидя, последними – легкопораженных.

    Основное требование к организации первой медицинской помощи – оказывать ее максимальному числу пострадавших в минимально короткие сроки и осуществлять их эвакуацию в лечебные учреждения.

    Другие неотложные работы – это деятельность по всестороннему обеспечению аварийно-спасательных работ, оказанию населению, пострадавшему в чрезвычайных ситуациях, медицинской и других видов помощи, созданию условий, минимально необходимых для сохранения жизни и здоровья людей, поддержания их работоспособности.

    прокладка колонных путей и устройство проездов (проходов) в завалах и зонах заражения;

    локализация аварий на газовых, энергетических, водопроводных, канализационных и технологических сетях;

    укрепление или обрушивание конструкций зданий и сооружений, угрожающих обвалом и препятствующих безопасному проведению аварийно-спасательных работ;

    ремонт и восстановление разрушенных линий вязи и коммунально-энергетических сетей;

    обнаружение, обезвреживание и уничтожение взрывоопасных предметов;

    ремонт и восстановление поврежденных защитных сооружений.

    Объем и условия проведения АСДНР во многом зависят от масштабов ЧС, вида применяемого оружия и масштаба военных действий. Наиболее сложные условия для ведения АСДНР могут возникать в очаге комбинированного поражения.

    В зависимости от объема работ для ликвидации последствий ЧС привлекаются различные силы и средства в таком количестве, чтобы они обеспечили непрерывность АСДНР.

    Непрерывность работ достигается своевременным наращиванием усилий, умелым маневром силами и средствами, своевременной заменой подразделений, полным обеспечением их материальными средствами, быстрым ремонтом и возвращением в строй поврежденной техники.

    В планах действий по предупреждению и ликвидации ЧС (планах ГО) предусматривается создание группировки сил и средств, предназначенной для проведения АСДНР в ходе ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и при ведении военных действий. Состав и построение группировки уточняется при угрозе нападения противника или возникновения ЧС и после их возникновения с учетом сложившейся обстановки, реального наличия и состояния сил и средств и объема работ в очагах поражения.

    В группировку сил для проведения АСДНР в зоне ЧС включаются объектовые и территориальные формирования повышенной готовности, специализированные, специальные и ведомственные формирования. В их состав могут привлекаться воинские части ГО, инженерные части и части войск радиационной, химической и биологической защиты Минобороны России. Основу группировки сил для проведения АСДНР при ведении ГО составляют войска ГО и нештатные формирования ГО. Для обеспечения непрерывного проведения работ группировка сил состоит из формирований первого эшелона, второго эшелона и резерва.

    Первый эшелон группировки сил и средств предназначен для ведения первоочередных аварийно-спасательных работ, особенно на объектах, продолжающих работу.

    Второй эшелон – для наращивания усилий и расширения фронта аварийно-спасательных работ, а также для замены формирований первого эшелона.

    Резерв – для решения внезапно возникающих задач, наращивания усилий, замены части первого (второго) эшелона, переноса усилий на новые участки (объекты) работ.

    Формирования, входящие в состав эшелонов, распределяются по сменам с соблюдением целостности их организационной структуры и производственного принципа.

    Состав эшелонов и смен определяются, исходя из конкретной обстановки в очаге поражения, наличия сил и средств.

    Для обеспечения беспрепятственного продвижения группировки сил к очагу поражения (участкам работ) по решению председателя КЧС или начальника ГО создаются отряды обеспечения движения (ООД) по одному на маршрут. Основу ООД составляет сводный отряд (команда), усиленный формированиями служб (разведывательными, противопожарными, инженерными, радиационной и химической защиты).

    ООД восстанавливает разрушенные участки дорог и мосты, при необходимости организует объезды, проводит обеззараживание участков дорог и др. работы.

    Успешное проведение АСДНР достигается:

    своевременной организацией и непрерывным ведением разведки, добыванием ею достоверных данных к установленному сроку;

    быстрым вводом формирований в очаги поражения для выполнения задач;

    высокой выучкой и морально-психологической подготовкой личного состава;

    знанием и строгим соблюдением личным составом правил поведения и мер безопасности при проведении работ;

    заблаговременным изучением командирами формирований особенностей вероятных участков (объектов) работ, характера их застройки, наличия коммунально-энергетических и технологических сетей, мест хранения АХОВ, мест расположения и характеристики защитных сооружений;

    непрерывным и твердым управлением, четкой организацией взаимодействия сил и средств, привлекаемых к работам, и всесторонним их обеспечением.

    Заблаговременная подготовка в стране к ликвидации возможных

    чрезвычайных ситуаций организуется и проводится федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с их полномочиями, установленными Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» на основе соответствующих программ и планов.

    Основными заблаговременными мероприятиями, обеспечивающими создание действенных предпосылок для успешной ликвидации чрезвычайных ситуаций, являются:

    подготовка должностных лиц, органов управления, формирований и населения к действиям в чрезвычайных ситуациях;

    создание группировок сил, нацеленных на защищаемые территории;

    проведение необходимого технического оснащения органов управления и сил РСЧС;

    поддержание в готовности органов управления, сил и средств РСЧС;

    создание резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

    планирование возможных действий по ликвидации чрезвычайных ситуаций;

    организация взаимодействия между подсистемами и звеньями РСЧС;

    осуществление постоянного контроля за обстановкой в стране (регионе, на территории субъекта Российской Федерации), связанной с чрезвычайными ситуациями.

    Успех ликвидации чрезвычайной ситуации в решающей степени зависит от организации действий органов управления и сил РСЧС, эффективности управления проведением аварийно- спасательных и других неотложных работ.

    В основе организации этих работ лежат заблаговременно разработанные планы действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Эти планы разрабатываются на основе оценки риска возникновения чрезвычайных ситуаций для соответствующий территории, прогнозирования вариантов возможной при этом обстановки и анализа возможных решений на проведение работ.

    В целях согласования содержания планов исходные данные необходимые для планирования доводятся до подведомственных органов управления и сил РСЧС. Со стороны вышестоящих органов управления РСЧС осуществляется методическое руководство планированием. Разработанные проекты планов рассматриваются, согласовываются и утверждаются председателями соответствующих вышестоящих комиссий по чрезвычайным ситуациям.

    В региональных центрах по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий разрабатываются планы действий (взаимодействия), являющиеся составными частями федерального плана по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Они согласовываются с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в границах региона и органами военного командования. В соответствии с решением начальников РЦ МЧС России, в спасательных воинских формированиях, привлекаемых к ликвидации чрезвычайных ситуаций и размещенных на территории региона, разрабатываются применительно к обслуживающим территориям планы приведения в готовность и планы действий.

    Планы действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций уточняются при возникновении угрозы и непосредственно в процессе работ по ликвидации чрезвычайной ситуации.

    Для проведения аварийно- спасательных и других неотложных работ в зависимости от характера и масштаба чрезвычайной ситуации и конкретных потребностей в тех или иных силах могут привлекаться:

    федеральные, региональные и территориальные поисково- спасательные отряды и службы МЧС России;

    спасательные воинские формирования, подразделения и формирования гражданской обороны;

    военизированные и невоенизированные аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные и специализированные формирования министерств, ведомств Российской Федерации;

    штатные и нештатные аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;

    учреждения и формирования Всероссийской службы медицины катастроф;

    противопожарные части и подразделения ГПС МЧС России, других министерств и ведомств Российской Федерации;

    специально подготовленные соединения, части и подразделения инженерных войск, войск радиационной, химической и биологической защиты, поисково- спасательные подразделения Вооруженных Сил Российской Федерации, другие войска и воинские формирования;

    подразделения Ассоциации спасательных формирований России, других добровольных общественных организаций.

    Привлечение сил различной принадлежности для ликвидации

    чрезвычайных ситуаций проводится в порядке, определенном законодательством Российской Федерации, Положением о Единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, положениями о территориальных и функциональных подсистемах РСЧС, положениями, руководствами и соглашениями о взаимодействии между министерствами и ведомствами Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

    Привлечение поисково-спасательных служб и аварийных

    формирований к ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется в

    соответствии с планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, которые предусматривают применение этих сил на определенных объектах и территориях, планами взаимодействия, которые предусматривают возможность использования этих сил на других объектах и территориях и в соответствии со специальными решениями, обусловленными возникшей необходимостью использовать эти силы во внеплановом порядке.

    Решение на привлечение аварийно-спасательных служб и аварийных формирований к ликвидации чрезвычайных ситуаций принимаются уполномоченными на то должностными лицами федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, осуществляющих руководство деятельностью указанных служб и формирований.

    Ведомственные аварийно-спасательные, аварийно-

    восстановительные и специальные формирования привлекаются к проведению работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций в соответствии с заранее разработанными планами взаимодействия, решением председателей ведомственных комиссий по чрезвычайным ситуациям, в том числе по запросам территориальных и местных КЧС и ОПБ..

    Спасательные воинские формирования постоянной готовности, а также сводные мобильные отряды соединений и воинских частей, которые в мирное время содержатся в сокращенном составе, привлекаются к ликвидации чрезвычайных ситуаций решением Министра МЧС России.

    При внезапном возникновении чрезвычайной ситуации на территории региона части гражданской обороны (сводные мобильные отряды воинских частей) могут задействоваться решением начальника соответствующего РЦ МЧС России с немедленным докладом Министру МЧС России.

    На период выполнения аварийно- спасательных и других неотложных работ спасательные воинские формирования могут передаваться в оперативное подчинение руководителю ликвидации ЧС или КЧС и ОПБ на соответствующих территориях или объектах.

    Специально подготовленные для ликвидации чрезвычайных ситуаций силы Министерства обороны Российской Федерации (соединения, воинские части и подразделения инженерных войск, войска радиационной, химической и биологической защиты, аварийно- спасательные подразделения), другие воинские формирования привлекаются к ликвидации чрезвычайных ситуаций в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации.

    Ликвидация чрезвычайных ситуаций организуется и осуществляется в соответствии с решением руководителя ликвидации чрезвычайных ситуаций и решениями комиссий по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности, которые являются обязательными для всех граждан и организаций, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации. На отдельных участках зоны чрезвычайной ситуации в ходе аварийно- спасательных и других неотложных работ решения в соответствии с поставленными задачами и выводами из оценки обстановки, сложившейся на участках их действий, принимают руководители (начальники) действующих там формирований (подразделений). Руководители всех уровней несут личную ответственность за принимаемые решения, использование подчиненных сил и результаты работ.

    Описание презентации по отдельным слайдам:

    1 слайд

    Описание слайда:

    2 слайд

    Описание слайда:

    1. Федеральный закон «О гражданской обороне» от 12.02.98г. №28-ФЗ 3. Федеральный закон «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» от 22.08.1995г. №151-ФЗ 2. Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.1994г. № 68-ФЗ Нормативно-правовые документы 4. "Руководство по действиям органов управления и сил РСЧС при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций", 1996 г.

    3 слайд

    Описание слайда:

    7. "Руководство по выполнению спасательных и других неотложных работ в условиях завалов и разрушения зданий и сооружений", 1994 г. 6. "Наставление (для войск ГО и ПСС) по организации и технологии ведения АСДНР при ЧС", М., ВНИИ ГОЧС, 1998 г. 8. Организация и ведение гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера / Учебное пособие; Под общ. ред. Г.Н. Кириллова, г. Москва, 2002 Нормативно-правовые документы

    4 слайд

    Описание слайда:

    Одной из важнейших задач Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) и ГО является ликвидация чрезвычайных ситуаций (ЧС) Источники ЧС опасное природное явление авария опасное техногенное происшествие широко распространенная инфекционная болезнь людей, сельскохозяйственных животных и растений применение современных средств поражения ЧС природные техногенные биолого- социальные военные по характеру источника

    5 слайд

    Описание слайда:

    Радиоактивное загрязнение вследствие аварий на радиационно опасных объектах, аварий транспортных средств с ядерными энергетическими установками или перевозящими радиоактивные вещества Разрушения возникающие при землетрясениях, взрывах, пожарах, производственных авариях, ураганах, смерчах, обвалах, селях. Химическое заражение в результате аварий на химически опасных объектах, приводящих к разрушению емкостей и технологических коммуникаций, содержащих АХОВ, а также аварий на транспорте,перевозящем указанные вещества Массовые пожары являющиеся следствием природных явлений, аварий и несоблюдения правил пожарной безопасности Затопления возникающие при наводнениях, разрушениях гидротехнических сооружений, цунами, селях и других природных явлениях Эпидемии, эпизоотии, эпифитотии массовые заболевания людей, сельскохозяйственных животных и растений Наиболее характерные последствия ЧС

    6 слайд

    Описание слайда:

    Ликвидация ЧС - это аварийно-спасательные и другие неотложные работы(АСДНР), проводимые при возникновении ЧС и направленные на: спасение жизни и сохранение здоровья людей снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь локализацию зон ЧС, прекращение действия характерных для них опасных факторов

    7 слайд

    Описание слайда:

    Аварийно-спасательные и другие неотложные работы АСДНР – это совокупность действий, осуществляемых по различным технологическим процессам и включающих в себя порядок их проведения Технологии выполнения АСДНР в значительной степени зависят от совокупностей объекта (РОО, ХОО и т.д.), на котором должны осуществляться работы по спасению пострадавших и от среды их проведения АСДНР – совокупность первоочередных работ в зоне ЧС, заключающаяся в спасении и оказании помощи людям, локализации и подавлении очагов поражающего воздействия, предотвращении воздействия вторичных поражающих факторов, защите и спасении материальных и культурных ценностей, восстановлении минимально необходимого жизнеобеспечения. АСДНР другие неотложные работы аварийно-спасательные работы

    8 слайд

    Описание слайда:

    Аварийно-спасательные работы в очагах поражения Аварийно-спасательные работы - это действия по: спасению людей материальных и культурных ценностей защите природной среды в зоне ЧС локализации ЧС и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов Цель проведения аварийно-спасательных работ: розыск и деблокирование пострадавших оказание им первой медицинской помощи эвакуация из опасной зоны

    9 слайд

    Описание слайда:

    Аварийно-спасательные работы включают: разведку маршрутов движения и участков работ; локализацию и тушение пожаров подавление или доведение до минимально возможного уровня возникших в результате ЧС вредных и опасных факторов, препятствующих ведению спасательных работ розыск пораженных и извлечение их из поврежденных и горящих зданий, загазованных, затопленных и задымленных помещений, завалов вскрытие разрушенных, поврежденных и заваленных ЗС и спасение находящихся в них людей подачу воздуха в заваленные ЗС с поврежденной фильтровентиляционной системой оказание первой медицинской и врачебной помощи пострадавшим и эвакуацию их в лечебные учреждения вывоз (вывод) населения из опасных мест в безопасные районы санитарную обработку людей, ветеринарную обработку с/х животных, дезактивацию и дегазацию техники, средств защиты и одежды, обеззараживание территорий и сооружений, продовольствия, воды и т.д.

    10 слайд

    Описание слайда:

    Аварийно-спасательные работы: Собственно спасательные работы Вспомогательные работы Специальные работы Спасательные работы, связанные со спасением людей: поиск пострадавших в местах возможного блокирования; извлечение пострадавших из поврежденных, горящих, зараженных ОВ (АХОВ), РВ зданий; оказание первой медицинской и первой врачебной помощи пострадавшим; эвакуация пострадавших в медицинские учреждения; вывод (вывоз) населения из зон заражения в безопасное место. Специальные работы включают: тушение пожаров; локализацию аварий на коммунально-энергетических сетях; устройство проездов (проходов) в завалах; укрепление (обрушение) неустойчивых конструкций; проведение специальной обработки. Вспомогательные связаны с подготовкой участка спасательных работ: расчистка площадок; установка на них техники, ограждений и предупреди-тельных знаков; освещение рабочих мест. Специальные и вспомогательные работы осуществляются для обеспечения эффективного проведения собственно спасательных работ.

    11 слайд

    Описание слайда:

    Другие неотложные работы - это деятельность по: всестороннему обеспечению аварийно-спасательных работ; оказанию населению, пострадавшему в ЧС, медицинской и других видов помощи; созданию условий, минимально необходимых для сохранения жизни и здоровья людей, поддержания их работоспособности; Цель проведения неотложных работ: создание условий для проведения спасательных работ; предотвращение дальнейших разрушений и потерь, вызванных вторичными поражающими факторами; обеспечение жизнедеятельности объектов экономики и пострадавшего населения в условиях ЧС. Другие неотложные работы в очагах поражения

    12 слайд

    Описание слайда:

    прокладывание колонных путей и устройство проходов в завалах и на зараженных участках; локализацию аварий на газовых, энергетических, водопроводных, канализационных и технологических сетях; укрепление или обрушение конструкций зданий и сооружений, угрожающих обвалом или препятствующих безопасному проведению спасательных работ; ремонт и восстановление поврежденных и разрушенных линий связи и коммунально-энергетических сетей; обнаружение, обезвреживание и уничтожение взрывоопасных предметов; ремонт и восстановление поврежденных защитных сооружений; санитарную очистку территории в зоне ЧС; сбор материальных ценностей; создание условий, минимально необходимых для сохранения жизни и здоровья людей. Другие неотложные работы включают:

    13 слайд

    Описание слайда:

    обнаружение, обезвреживание и уничтожение взрывоопасных предметов; санитарную очистку территории в зоне ЧС; сбор материальных ценностей. Другие неотложные работы включают:

    14 слайд

    Описание слайда:

    II этап I этап III этап Проведение мероприятий по экстренной защите и спасению населения и подготовке сил и средств РСЧС к проведению АСДНР Проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в зонах ЧС Ликвидация последствий ЧС Этапы проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ

    15 слайд

    Описание слайда:

    Режим повышенной готовности Режим повседневной деятельности Режим чрезвычайной ситуации Организационные мероприятия по подготовке и проведению АСДНР При отсутствии угрозы возникновения ЧС При угрозе возникновения ЧС При возникновении ЧС

    16 слайд

    Описание слайда:

    Проводимые мероприятия при отсутствии угрозы возникновения ЧС сбор информации о ЧС; планирование АСДНР в возможных зонах ЧС; создание органов управления; создание, оснащение и подготовка группировки сил и средств РСЧС для проведения АСДНР; организация повседневного наблюдения и лабораторного контроля за состоянием окружающей среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и на прилегающих ним территориях; создание резервов материальных ресурсов для ликвидации последствий ЧС.

    17 слайд

    Описание слайда:

    Проводимые мероприятия при угрозе возникновения ЧС приведение органов управления в готовность к выполнению задач; уточнение планов по вопросам предупреждения и ликвидации ЧС; усиление наблюдения за состоянием окружающей среды, прогнозирование возможности возникновения ЧС и ее масштабов; создание группировок сил и средств и приведение их в готовность к ведению АСДНР (в т.ч. выдвижение их, при необходимости, в предполагаемые районы ЧС).

    18 слайд

    Описание слайда:

    Проводимые мероприятия при возникновении ЧС восстановление нарушенных функций управления, если они были нарушены (в т.ч. выдвижение ОГ в районы ЧС); организация разведки зон ЧС, осуществление непрерывного контроля и сбора обстановки об обстановке; восстановление боеспособности (или создание) группировки сил и средств и организация их защиты; выдвижение сил в районы проведения работ; управление проведением АСДНР.

    19 слайд

    Описание слайда:

    Организация взаимодействия и всестороннего обеспечения Принятие решения на ликвидацию ЧС Постановка задач Оценка обстановки Организация АСДНР Организация АСДНР

    20 слайд

    Описание слайда:

    Поддержание устойчивой связи Сбор данных об обстановке, ее анализ и оценка Поддержание взаимодействия и обеспечения сил Ведение учета выполнения АСДНР Уточнение задач, доведение их до подчиненных Ведение учета потерь населения, сил РСЧС(ГО) Обмен информацией об обстановке Поддержание устойчивого управления Проведение АСДНР

    21 слайд

    Описание слайда:

    Организация проведения АСДНР Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в ЧС мирного и военного времени проводятся круглосуточно, посменно до полного завершения. Непрерывность работ Успешное выполнение задач проведения АСДНР Д О С Т И Г А Е Т С Я рациональной их организацией; оперативным и твердым управлением; своевременным маневром силами и средствами; полным обеспечением необходимыми средствами защиты и материально-техническими средствами; своевременной заменой формирований и спасателей с учетом режимов работы в условиях заражения (ОВ, АХОВ, РВ) своевременной организацией и непрерывным ведением разведки; своевременным вводом сил и средств в очаги поражения; заблаговременным изучением командирами (руководителями) формирований участков (объектов) работ; организацией взаимодействия сил и средств, всесторонним их обеспечением; соблюдением правил и мер безопасности при проведении работ. Все задачи при проведении АСДНР выполняются в максимально короткие сроки, в три этапа

    22 слайд

    Описание слайда:

    II этап I этап III этап Проведение мероприятий по экстренной защите и спасению населения и подготовке сил и средств РСЧС к проведению АСДНР Этапы проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ Проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в зонах ЧС Ликвидация последствий ЧС

    23 слайд

    Описание слайда:

    Экстренная защита населения и оказание помощи пострадавшим: оповещение о возникновении ЧС использование средств защиты эвакуация из опасных районов соблюдение режимов поведения розыск, извлечение, вынос пострадавших и оказание им мед. помощи Предотвращение развития и уменьшение опасных воздействий ЧС: локализация очагов поражения перекрытие или подавление источников выделения опасных веществ (излучений) приостановка или отключение технологических процессов тушение пожаров; санитарная обработка и обеззараживание. Подготовка к проведению полномасштабных АСДНР: проведение разведки оценка обстановки и прогнозирование ее развития приведение в готовность органов управления и сил, создание группировки сил и средств РСЧС выдвижение ОГ и определение границ зоны ЧС принятие решения на проведение АСДНР 1 этап Принятие экстренных мер

    24 слайд

    Описание слайда:

    Окончательная выработка решения на проведение АСДНР Постановка задач формированиям Организация управления, взаимодействия и обеспечения Контроль за выполнением поставленных задач Проведение АСДНР 2 этап Проведение полномасштабных АСДНР

    25 слайд

    Описание слайда:

    Розыск пострадавших, извлечение их из завалов, горящих зданий, поврежденных транспортных средств Эвакуация населения из опасных районов Оказание пострадавшим первой медицинской помощи и других видов помощи Локализация очага поражения Разборка завалов, укрепление конструкций, угрожающих обрушением Восстановлением энергетических и коммунальных сетей, линий связи в интересах обеспечения спасательных работ Проведение специальной обработки (санитарной обработки людей, дегазации, дезактивации техники, имущества, сооружений территорий и т.д.) Основные работы 2 этапа в ходе проведения АСДНР

    26 слайд

    Описание слайда:

    Первая группа работ Создание условий и организация первоочередного жизнеобеспечения пострадавшего населения Вторая группа работ Восстановление деятельности объектов, пострадавших при ЧС 3 этап Ликвидация последствий ЧС

    27 слайд

    Описание слайда:

    Организация проведения специальной обработки, дезактивация, дегазация и дезинфекция территории, дорог, сооружений и других объектов Перераспределение ресурсов в пользу пострадавшего района Организация восстановления систем и объектов первоочередного жизнеобеспечения населения Выдвижение в район ЧС мобильных формирований жизнеобеспечения Реэвакуация населения Организация топливо - энергетического и транспортного обеспечения работы систем и объектов жизнеобеспечения населения Организация медико-санитарного обеспечения и другие необходимые меры. Организация медицинского обслуживания населения Содержание работ первой группы Временное размещение населения, оставшегося без крова Обеспечение населения продуктами питания, водой и предметами первой необходимости

    28 слайд

    Описание слайда:

    29 слайд

    Описание слайда:

    Группировка сил и средств для проведения АСДНР При ЧС военного времени Группировка сил (на основе оценки прогнозируемой обстановки) отражена в специальном разделе «Плана ГО и защиты населения» Основное звено организующее проведение АСДНР – субъект РФ (область) Группировка сил Первый эшелон Мобильные, подготовленные и оснащенные техникой силы для выполнения работ в высоком темпе войска ГО воинские части и подразделения, выделяемые по планам взаимодействия аварийно-спасательные формирования категорированных городов аварийно-спасательные службы и формирования привлекаемые в интересах ГО Резерв Для внезапно возникающих задач, замены сил аварийно-спасательные формирования муниципальных образований; силы ГО, выделяемые по планам взаимодействия. Второй эшелон Для наращивания усилий и расширения фронта спасательных работ и замены подразделений первого эшелона силы ГО муниципальных образований части и подразделения МО РФ войска ГО с более поздними сроками развертывания

    30 слайд

    Описание слайда:

    Управление при организации и в ходе ведения АСДНР включает: организацию и осуществление мероприятий по поддержанию и приведению в готовность органов управления и сил РСЧС; непрерывный сбор, анализ и отображение данных обстановки; подготовку расчетов и предложений для принятия начальником ГО (председателем комиссии по ЧС) решения; принятие решений; уточнение планов (планирование действий); своевременное доведение задач до подчиненных; организацию и поддержание взаимодействия; организацию всестороннего обеспечения привлекаемых сил; непосредственное руководство подразделениями и контроль исполнения поставленных задач.

    31 слайд

    Описание слайда:

    Организация управления АСДНР Оценка обстановки Принятие решения на ликвидацию ЧС Постановка задач Организация взаимодействия и всестороннего обеспечения Организация управления

    32 слайд

    Описание слайда:

    Главная цель управления Обеспечение эффективного использования сил и средств по спасению людей и выполнению неотложных работ Выполнение АСДНР в полном объеме, в короткие сроки и с минимальными потерями сил и населения Основой управления является Решение руководителей местного самоуправления и организаций (председателя КЧС) и указаний вышестоящего органа управления по ГОЧС Управление в ходе ведения АСДНР Требования к управлению Непрерывность Гибкость и твердость Оперативность