Войти
Образовательный портал. Образование
  • Кто такой Николай Пейчев?
  • Томас андерс - биография, фото, личная жизнь солиста дуэта "модерн токинг" Синглы Томаса Андерса
  • Что показывает коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами Обеспеченность обязательств финансовыми активами в бюджетном учреждении
  • Как приготовить классические вареники с творогом
  • Как сделать тесто для яблочной шарлотки Как приготовить шарлотку с яблоками песочное тесто
  • Отечественной войны 2 степени
  • Отправьте нам сообщение. Методическое пособие по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух Методическое пособие по расчету нормированию и контролю

    Отправьте нам сообщение. Методическое пособие по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух Методическое пособие по расчету нормированию и контролю

    Методическое пособие по расчёту, нормированию и контролю выбросов (загрязняющих) веществ в атмосферу (дополненное и переработанное). Санкт-Петербург, ОАО “НИИ Атмосфера”, 2012 г.

    Настоящее пособие является переработкой изданного «Методического пособия по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух», СПб., 2005.

    Базовой основой для переработки послужили результаты научно-методических работ Института за 2006–2011 г.г., включая разработку проектов нормативных документов по порядку проведения инвентаризации выбросов и порядку и методам определения нормативов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, а также материалы более 3500 письменных рекомендаций, выданных Институтом.

    Методическое пособие содержит основные разделы:

    • методология инвентаризации выбросов и их источников
    • методические рекомендации по расчету выбросов от различных производств
    • методология нормирования выбросов и определения нормативов ПДВ
    • методология производственного контроля за установленными нормативами выбросов, регулирования выбросов в периоды НМУ
    • методология сводных расчетов и определения допустимых вкладов предприятий
    • методические подходы к определению показателей удельных технологических выбросов (УТВ) действующих предприятий
    • Приложения.

    В данном Пособии конкретизирована процедура инвентаризации в части типизации источников выбросов, кодификации временных источников на этапах строительных работ, определения максимальных разовых выбросов инструментальными методами с учетом нестационарности технологических процессов. Определены факторы, подлежащие учету при расчете выбросов от водных загрязненных объектов, требования по учету установок и устройств очистки газа, встроенных в технологическое оборудование, и т.д.

    Существенно расширен раздел по применению методик расчёта выбросов от различных производств, в который добавлено более 40 новых рекомендаций и дополнений к действующим рекомендациям для основных производств и технологических процессов, детально рассмотрены вопросы применения коэффициентов гравитационного оседания твердых взвешенных частиц при расчетном определении выбросов и проведении расчетов загрязнения атмосферы.

    Уточнены методические подходы к нормированию выбросов и определению нормативов ПДВ, включающие этап строительных работ, в том числе для линейных объектов, для типовых технологических операций, осуществляемых в течение года на разных территориях города (региона). Даны рекомендации по учету фонового загрязнения атмосферы (в том числе, когда данные о фоне отсутствуют или фон превышает ПДК), нормированию загрязняющего вещества, входящего в состав смеси веществ, на которую установлен критерий качества атмосферного воздуха, учету размеров СЗЗ и др.

    Уточнена методология периодичности производственного контроля для источников с большими объемами выбросов и дано обоснование для применения изложенных в Пособии 2005 г. рекомендаций по разработке плана мероприятий по регулированию выбросов в периоды НМУ.

    Определены основные этапы работ по установлению показателей удельных технологических выбросов (УТВ) и уточнены требования

    • к выбору веществ, для которых в первую очередь целесообразно определять значения УТВ
    • к классификации источников выбросов загрязняющих веществ, в том числе в зависимости от связи массы
    • к определению нормируемых показателей, к которым относятся выбросы загрязняющих веществ.

    Уточнено Приложение 5, касающееся объектов энергетики с учетом положений Приказа Минприроды РФ № 579 от 31.12.2010 г. и включено новое Приложение по учету и нормированию выбросов многокомпонентных пылей металлургического производства в атмосферу.

    НАУЧНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ
    ОХРАНЫ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА (НИИ АТМОСФЕРА )
    МИНИСТЕРСТВА ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
    по расчету , нормированию и контролю
    выбросов
    загрязняющих веществ
    в
    атмосферны й воздух

    Санкт - Петербург

    2002

    Методическое пособие по расчету, нормированию и контролю выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Санкт-Петербург, НИИ Атмосфера, 2002 г.

    Настоящее пособие разработано в целях развития и детализации методических аспектов воздухоохранной деятельности, изложенных в действующей нормативно-методической документации в области охраны атмосферного воздуха от загрязнения выбросами антропогенных источников.

    Расчетная инвентаризация выбросов вредных веществ в атмосферный воздух;

    Нормирование выбросов и установление нормативов ПДВ (ВСВ);

    Контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов;

    Сводные расчеты загрязнения атмосферы выбросами промышленности и автотранспорта.

    Наряду с этим в данном документе изложен ряд методических рекомендаций по ведению воздухоохранной деятельности в свете Федерального Закона «Об охране атмосферного воздуха», многие положения которого определяют необходимость внесения изменений и дополнений в процедуру нормирования выбросов и установления нормативов ПДВ (ВСВ).

    Основной целью разработки данного документа является доведение до широкого круга природопользователей, контролирующих органов по охране окружающей среды, организаций, занимающихся вопросами охраны атмосферного воздуха, методических рекомендаций и разъяснений, исходя из множества запросов, которые поступают в НИИ Атмосфера.

    При разработке методического пособия учтены результаты научно-исследовательских работ по рассматриваемой тематике, выполненных НИИ Атмосфера в 1998 - 2001 гг., практический опыт работ по нормированию выбросов вредных веществ в атмосферу, определению и установлению нормативов ПДВ (ВСВ) и организации контроля за соблюдением установленных нормативов выбросов во многих территориальных комитетах по охране окружающей среды (гг. Санкт-Петербург, Псков, Пермь, Великий Новгород, Ленинградская, Псковская, Новгородская и Воронежская области, Приморский край, Республика Коми и др.)

    Пособие разработано коллективом сотрудников Научно-исследовательского института охраны атмосферного воздуха (НИИ Атмосфера) в составе: Н.С. Буренин (отв. исполнитель), А.Ф. Губанов, О.В. Двинянина, Т.С. Казарцева, Я.С. Канчан, И.Н. Нахимовская, Н.В. Нестерова, С.А. Столярова, О.Л. Трещалов, А.С. Турбин, П.М. Шемяков и Л.Г. Хуршудян (ГГО им. А.И. Воейкова) под общим руководством Миляева В.Б.

    Настоящее пособие рассмотрено и одобрено на Научно-техническом совете НИИ Атмосфера (протокол № 57 от 27 ноября 2001 г.) и рекомендовано к применению в воздухоохранной деятельности (письмо НИИ Атмосфера № 33/33-07 от 25 января 2002 г.)

    Пособие предназначено для работников подразделений по охране окружающей природной среды предприятий, специалистов научно-исследовательских, проектных и других организаций, занимающихся вопросами охраны атмосферного воздуха, а также комитетов природных ресурсов МПР России и служб охраны окружающей среды администраций городов и регионов России.

    Перечень сокращений

    ЗВ - загрязняющее (вредное) вещество

    ИЗА - источник загрязнения атмосферы

    ПДВ - предельно допустимый выброс (допустимый выброс)

    ВСВ - временно согласованный выброс (лимит на выброс)

    ТНВ - технический норматив выброса (технологический норматив)

    СЗЗ - санитарно-защитная зона

    ЭЗЗ - экозащитная зона

    ПДК - предельно допустимая концентрация

    ГВС - газовоздушная смесь

    ГОУ - газоочистная установка

    ОНД - общесоюзный нормативный документ

    НМУ - неблагоприятные метеорологические условия

    ПЭВМ - персональная электронно-вычислительная машина

    УПРЗА - унифицированная программа расчета загрязнения атмосферы

    ППД (ПД) - предпроектная документация (проектная документация)

    АЗС - автозаправочная станция

    ГЭС - теплоэлектростанция

    ТЭЦ - теплоэлектроцентраль

    ГРЭС - государственная районная электростанция

    Введение. 4

    1. Инвентаризация выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. 6

    1.1. Общие положения. 6

    1.2. Расчетные методы определения выделений (выбросов) в атмосферу. 9

    1.2.1. О применении методик но расчету выделений (выбросов) от различных производств. 10

    1.2.2. Транспортные средства. 12

    1.2.3. Резервуары и АЗС.. 14

    1.2.4. Сжигание попутного нефтяного газа.17

    1.2.5. Промышленность строительных материалов. 18

    1.2.6. Нанесение лакокрасочных покрытий. 18

    1.2.7. Механическая обработка материалов. 20

    1.2.8. Производство металлопокрытий гальваническим способом.. 20

    1.2.9. Асфальто-бетонные заводы (АБЗ)22

    1.2.10. Стационарные дизельные установки. 23

    2. Нормирование выбросов в атмосферу. 24

    2.1. Общие положения. 24

    2.2. Учет параметров выбросов вредных веществ и их характеристик при расчетах загрязнения атмосферы.. 28

    2.2.1. Выбор гигиенических критериев качества атмосферного воздуха. 28

    2.2.2. Учет длительности выброса загрязняющих веществ (ЗВ) при расчетах загрязнения атмосферы.. 31

    2.2.3. Задание параметра F .. 32

    2.2.4. Задание высоты выброса. 34

    2.2.5. Стилизация источников выбросов. 35

    2.2.6. Учет нестационарности выбросов. 37

    2.2.7. Учет влияния застройки. 39

    2.2.8. Учет трансформации вредных веществ в атмосфере. 40

    2.2.9. Привязка местоположения предприятия к системе координат па местности. 40

    2.3. Расчеты загрязнения атмосферы.. 41

    2.3.1. Подготовка к проведению расчетов. 41

    2.3.2. Начальный этап расчетов. 42

    2.3.3. Детальные расчеты.. 42

    2.4. Учет фонового загрязнения атмосферы при нормировании выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. 43

    2.5. Санитарно-защитная и экозащитная зоны.. 45

    2.6. Учет залповых и аварийных выбросов в атмосферу. 46

    2.7. О нормировании выбросов предприятий, находящихся на одной производственной территории. 49

    3. Контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов. 49

    4. Мероприятия по регулированию выбросов в периоды неблагоприятных метеорологических условий (НМУ)52

    6. Сводные расчеты загрязнения атмосферы выбросами промышленности и автотранспорта и их применение при нормировании выбросов предприятий. 56

    7. Об использовании промышленных отходов в качестве добавки к основному топливу котельных. 61

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 62

    ПРИЛОЖЕНИЯ.. 65

    Приложение 1. 65Структура «Отчета по инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух предприятия». 66

    Приложение 2. 66Установление источников и перечня вредных веществ, подлежащих нормированию.. 66

    Приложение 5.73Учет нестационарности выбросов. 73

    Приложение 6.74Определение категории предприятия по воздействию его выбросов на атмосферный воздух.74

    Приложение 7. 77

    1. Отраслевая нормативно-техническая и методическая документация, применяемая при определении, нормировании и контроле выбросов. 78

    2. Нормируемые выбросы и источники выбросов. 78

    3. Оценка загрязнения атмосферы и учет фонового загрязнения. 81

    4. Разработка мероприятий по снижению выбросов. 82

    5. Организация контроля выбросов. 82

    6. Регулирование выбросов при неблагоприятных метеорологических условиях (НМУ)82

    7. О «Методике определения выбросов загрязняющих веществ в атмосферу при сжигании топлива в котлах производительностью менее 30 тонн пара в час или менее 20 Гкал в час» .82

    Введение

    У нас в стране уже более 20 лет развиваются работы по нормированию выбросов вредных веществ в атмосферный воздух и установлению нормативов предельно допустимых и временно согласованных выбросов (ПДВ и ВСВ). На первом этапе работ нормативы ПДВ (ВСВ) разрабатывались для основных загрязнителей-предприятий, дающих превалирующий вклад в формирование зон повышенного загрязнения воздуха в городах и населенных пунктах. В последние годы в результате структурных изменений в экономике и промышленности страны происходит разукрупнение производственных объектов, перепрофилирование производств, на территориях крупных промышленных предприятий размещаются десятки мелких производств разного профиля. Это приводит к увеличению как числа источников загрязнения атмосферы, так и спектра поступающих в атмосферу вредных веществ.

    К настоящему времени степень охвата предприятий и объектов, имеющих источники загрязнения атмосферы (ИЗА), работами по нормированию выбросов составляет более 85 %. Причем основная работа сейчас идет за счет вовлечения в систему нормирования вновь образуемых мелких предприятий и объектов (в т.ч. мелкого бизнеса и транспортной инфраструктуры).

    Существует определенный процент предприятий, которые не разрабатывают нормативы выбросов, и территориальные комитеты по охране окружающей среды устанавливают им лимиты выбросов. Это связано или с отсутствием средств у предприятий, или предприятию выгоднее платить за лимит (или сверхлимит), чем проводить инвентаризацию и разработку проекта ПДВ.

    Основной пакет нормативно-методической документации для обеспечения этих работ, сформированный в конце 80-х и начале 90-х годов, действует и сегодня. Среди этих документов основополагающую роль играют:

    ГОСТ 17.2.3.02-78. Охрана природы. Атмосфера. Правила установления допустимых выбросов вредных веществ промышленными предприятиями. М., Из-во стандартов, 1979, ;

    ОНД-86. Методика расчета концентраций в атмосферном воздухе вредных веществ, содержащихся в выбросах предприятий. Ленинград, Гидрометеоиздат, 1987, ;

    Инструкция по инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. Л., 1990, ,

    А также перечни инструментальных и расчетных методов определения выбросов вредных веществ в атмосферный воздух , которые периодически обновляются и уточняются.

    В настоящее время нормативно-методическая база нормирования продолжает развиваться в значительной мере благодаря научно-исследовательской и методической деятельности НИИ Атмосфера по обоснованию и развитию методических аспектов охраны атмосферного воздуха. Это касается широкого круга вопросов: процедуры инвентаризации выбросов вредных веществ в атмосферный воздух с использованием как инструментальных, так и расчетных методов, организации и проведения расчетов загрязнения атмосферы, формирования предложений по нормативам ПДВ (ВСВ), а также определению периодичности производственного контроля за соблюдением установленных нормативов выбросов и объемов регулирования выбросов в периоды НМУ.

    Актуальность дальнейшего совершенствования воздухоохранной деятельности обусловлена двумя основными причинами:

    Обязательностью введения в практику воздухоохранной деятельности положений Федерального Закона «Об охране атмосферного воздуха» , а с 2002 г. и Федерального Закона «Об охране окружающей среды» ;

    Необходимостью с одной стороны большего обоснования требований, предъявляемых к природопользователям, и с другой стороны необходимостью упрощения системы нормирования выбросов.

    Как известно, Федеральный Закон действует уже более двух лет, появился ряд подзаконных актов - Постановления Правительства РФ .

    Положения Закона и подзаконных актов уточняют требования к нормированию выбросов и предусматривают установление нормативов ПДВ с учетом ряда критериев качества атмосферного воздуха: гигиенических, экологических, предельных критических нагрузок и других экологических требований (в том числе, к сырью, топливу), а также с учетом технических нормативов выбросов.

    В тесной связи с введением в практику нормирования экологических критериев качества воздуха является и вопрос о переходе от термина «санитарно-защитная зона» (СЗЗ) к термину «экозащитная зона» (ЭЗЗ), т.е. зона за пределами которой обеспечивается соблюдение соответствующих нормативов качества атмосферного воздуха.

    В соответствии с Федеральным Законом в целях государственного регулирования выбросов наряду с общепринятым нормативом - ПДВ устанавливается технический норматив выброса (ТНВ). Норматив ПДВ устанавливается с учетом ТНВ, а норматив ВСВ может быть установлен только при условии соблюдения ТНВ.

    ТНВ - это характеристики уровня экологичности технологического оборудования или процесса, которые достаточно широко используются за рубежом. Наличие таких нормативов позволяет существенно упростить контроль за воздухоохранной деятельностью предприятий и обоснованно разрабатывать стратегию снижения негативного воздействия конкретного объекта на окружающую природную среду.

    Базовой основой работ по нормированию выбросов как и всей воздухоохранной деятельности являются результаты инвентаризации выбросов вредных веществ и их источников, обязательность которой узаконена ст. 22 Федерального Закона . Качество инвентаризации определяет обоснованность устанавливаемых величин ПДВ (ВСВ). Вместе с тем до настоящего времени методические вопросы как процедуры проведения инвентаризации, так и требования к ее результатам не определены в достаточной мере ни в одном методическом документе. Естественно, это приводит к погрешностям как при проведении самой инвентаризации, так и при установлении нормативов ПДВ.

    Особо следует обратить внимание на учет нестационарности выбросов во времени. Отсутствие информации о временных режимах работы цехов, участков предприятий, изменчивости во времени количественных и качественных характеристик выбросов на стадиях крупных технологических процессов нередко приводит к неоправданному завышению выбросов и нормативов ПДВ и ВСВ и, следовательно, к завышению платы за выбросы.

    Ст. 22 Федерального Закона также предписывает определение источников и перечня вредных веществ, подлежащих государственному учету и нормированию, на основании данных о результатах инвентаризации выбросов. Реализация этого положения Закона позволит оптимизировать объем работ по нормированию выбросов и воздухоохранной деятельности в целом.

    Еще один важный аспект развития принципов нормирования связан с организацией системы сводных расчетов загрязнения атмосферы в городах и использованием их результатов при нормировании выбросов. В городах, в которых эти системы функционируют, заметно упорядочивается не только система нормирования выбросов, но и повышается эффективность работы подразделений государственной экспертизы, в том числе, за счет более оперативного принятия решений о возможности размещения новых производств (в том числе, и за счет иностранных инвестиций).

    К настоящему времени НИИ Атмосфера выполнил основные методические проработки по инвентаризации и нормированию выбросов, а также производственному контролю за соблюдением установленных нормативов, которые позволяют на практике реализовать положения Федерального Закона и учесть накопленный опыт работ по нормированию выбросов.

    На основе результатов ежегодных научно-исследовательских работ, выполняемых НИИ Атмосфера по планам МПР (а ранее Госкомэкологии), постоянных методических работ по уточнению и разъяснению положений действующей документации по многочисленным запросам природопользователей, контролирующих органов и организаций, работающих в области охраны атмосферного воздуха, а также анализа результатов воздухоохранной деятельности в разных регионах России, в данном методическом пособии приведены основные результаты этих проработок (в основном в виде рекомендаций).

    Учитывая, что большая часть задаваемых вопросов относится к широкораспространенным источникам загрязнения атмосферы - объектам теплоэнергетики (ТЭЦ, ТЭС, ГРЭС и котельным), в данном пособии в виде отдельных разделов изложены особенности определения, нормирования и контроля выбросов для объектов теплоэнергетики (Приложение 7).

    Методическое пособие по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух

    Научно-исследовательский институт охраны атмосферного воздуха (НИИ Атмосфера)
    Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору

    МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО РАСЧЕТУ, НОРМИРОВАНИЮ И КОНТРОЛЮ ВЫБРОСОВ ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ В АТМОСФЕРНЫЙ ВОЗДУХ

    (Дополненное и переработанное)
    Санкт-Петербург
    2005

    Настоящее пособие является переработкой изданного «Методического пособия по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух», СПб., 2002.

    Ранее изданное «Методическое пособие по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух», СПб., 2002., по результатам его практической апробации переработано и дополнено в целях дальнейшего развития и детализации методических аспектов воздухоохранной деятельности, изложенных в действующей нормативно-методической документации в области охраны атмосферного воздуха от загрязнения выбросами антропогенных источников в свете Федерального Закона «Об охране атмосферного воздуха» и соответствующих Постановлений Правительства Российской Федерации.

    Инвентаризация выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух
    и их источников;
    - нормирование выбросов и установление нормативов ПДВ (ВСВ);
    - контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов;
    - сводные расчеты загрязнения атмосферы выбросами промышленности и автотранспорта;
    - технические нормативы выбросов.

    При подготовке нового издания Пособия учтены результаты научно-исследовательских работ по рассматриваемой тематике, выполненных НИИ Атмосфера в 2001-2004 гг., а также замечания и предложения территориальных органов по охране окружающей среды МПР России (в настоящее время Ростехнадзора) (гг. Москва, Санкт-Петербург, Псков, Пермь, Великий Новгород, Ленинградская, Псковская, Новгородская и Воронежская области, Приморский край, Республика Коми и др.), основанные на практическом опыте работ по инвентаризации и нормированию выбросов вредных веществ в атмосферу, определению и установлению нормативов ПДВ (ВСВ) и организации контроля за соблюдением установленных нормативов выбросов.

    Пособие разработано коллективом сотрудников Научно-исследовательского института охраны атмосферного воздуха (НИИ Атмосфера) в составе: Н.С. Буренин (отв. исполнитель), М.В. Волкодаева, А.Ф. Губанов, О.В. Двинянина, Н.Н. Звягина, Т.С. Казарцева, Я.С. Канчан, И.Н. Нахимовская, М.М. Полуэктова, О.Л. Трещалов, А.С. Турбин, В.В. Цибульский, П.М. Шемяков и Л.Г. Хуршудян (ГГО им. А.И. Воейкова) под общим руководством В.Б. Миляева.

    Пособие предназначено для работников подразделений по охране окружающей природной среды предприятий, специалистов научно-исследовательских, проектных и других организаций, занимающихся вопросами охраны атмосферного воздуха, а также органов по охране окружающей среды Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзора) и служб по охране окружающей среды администраций городов и регионов России.

    Пособие рассмотрено и одобрено на Научно-техническом совете НИИ Атмосфера (протокол № 32 от 05 ноября 2004 г.).

    Введено в действие письмом Управления государственного экологического контроля Ростехнадзора № 14-01-333 от 24.12.2004 г.

    Перечень сокращений

    ЗВ
    - загрязняющее (вредное) вещество
    ИЗА
    - источник загрязнения атмосферы
    ПДВ
    - предельно допустимый выброс (допустимый выброс)
    ВСВ
    - временно согласованный выброс (лимит на выброс)
    ТНВ
    - технический норматив выброса
    СЗЗ
    - санитарно-защитная зона
    ЭЗЗ
    - экозащитная зона
    ПДК м.р.
    - максимальная разовая предельно допустимая концентрация загрязняющего вещества в атмосферном воздухе населенных мест
    ПДК с.с.
    - среднесуточная предельно допустимая концентрация загрязняющего вещества в атмосферном воздухе населенных мест
    ОБУВ
    - ориентировочный безопасный уровень воздействия загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест
    ГВС
    - газовоздушная смесь
    ГОУ
    - газоочистная установка
    ОНД
    - общесоюзный нормативный документ
    НМУ
    - неблагоприятные метеорологические условия
    ПЭВМ
    - персональная электронно-вычислительная машина
    УПРЗА
    - унифицированная программа расчета загрязнения атмосферы
    ППД(ПД)
    - предпроектная документация (проектная документация)
    АЗС
    - автозаправочная станция
    ТЭС
    - теплоэлектростанция
    ТЭЦ
    - теплоэлектроцентраль
    ГРЭС
    - государственная районная электростанция

    Введение
    В настоящее время нормативно-методическая база по охране атмосферного воздуха продолжает развиваться на основе научно-исследовательской и методической деятельности НИИ Атмосфера по обоснованию и развитию методических аспектов охраны атмосферного воздуха. Это касается широкого круга вопросов: процедуры инвентаризации выбросов вредных веществ в атмосферный воздух с использованием как инструментальных, так и расчетных методов, организации и проведения расчетов загрязнения атмосферы, формирования предложений по нормативам ПДВ (ВСВ), а также определению периодичности производственного контроля за соблюдением установленных нормативов выбросов и объемов регулирования выбросов в периоды НМУ.
    Актуальность дальнейшего совершенствования воздухоохранной деятельности обусловлена двумя основными причинами:
    - обязательностью введения в практику воздухоохранной деятельности положений Федерального Закона «Об охране атмосферного воздуха» , а с 2002 г. и Федерального Закона «Об охране окружающей среды» ;
    - необходимостью с одной стороны большего обоснования требований, предъявляемых к природопользователям, и с другой стороны необходимостью упрощения системы нормирования выбросов.
    Положения Федерального Закона и подзаконных актов уточняют требования к нормированию выбросов и предусматривают установление нормативов ПДВ с учетом ряда критериев качества атмосферного воздуха: гигиенических, экологических, предельных критических нагрузок и других экологических требований (в том числе, к сырью, топливу), а также с учетом технических нормативов выбросов.

    В тесной связи с введением в практику нормирования экологических критериев качества атмосферного воздуха является и вопрос о переходе от термина «санитарно-защитная зона» (СЗЗ) к термину «экозащитная зона» (ЭЗЗ), т.е. зона за пределами которой обеспечивается соблюдение соответствующих нормативов качества атмосферного воздуха.

    В соответствии с Федеральным Законом в целях государственного регулирования выбросов наряду с общепринятым нормативом - ПДВ предусматривается установление технического норматива выброса (ТНВ).

    Базовой основой работ по нормированию выбросов как и всей воздухоохранной деятельности являются результаты инвентаризации выбросов вредных веществ и их источников, обязательность которой узаконена ст.22 Федерального Закона .Качество инвентаризации определяет обоснованность устанавливаемых величин ПДВ (ВСВ). Вместе с тем до настоящего времени методические вопросы как процедуры проведения инвентаризации, так и требования к ее результатам не определены в достаточной мере ни в одном методическом документе. Естественно, это приводит к погрешностям как при проведении самой инвентаризации, так и при установлении нормативов ПДВ.

    Особо следует обратить внимание на учет нестационарности выбросов во времени. Отсутствие информации о временных режимах работы цехов, участков предприятий, изменчивости во времени количественных и качественных характеристик выбросов на стадиях крупных технологических процессов нередко приводит к неоправданному завышению выбросов и нормативов ПДВ и ВСВ.

    Ст. 22 Федерального Закона также предписывает определение источников и перечня вредных веществ, подлежащих государственному учету и нормированию, на основании данных о результатах инвентаризации выбросов. Реализация этого положения Закона позволит оптимизировать объем работ по нормированию выбросов и воздухоохранной деятельности в целом.

    Еще один важный аспект развития принципов нормирования связан с организацией системы сводных расчетов загрязнения атмосферы в городах и использованием их результатов при нормировании выбросов. В городах, в которых эти системы функционируют, заметно упорядочивается не только система нормирования выбросов, но и повышается эффективность работы подразделений государственной экспертизы, в том числе, за счет более оперативного принятия решений о возможности размещения новых производств (в том числе, и за счет иностранных инвестиций).

    К настоящему времени НИИ Атмосфера выполнил основные методические проработки по инвентаризации и нормированию выбросов, а также производственному контролю за соблюдением установленных нормативов, которые позволяют на практике реализовать положения Федерального Закона в воздухоохранной деятельности.

    С учетом вышеизложенного, в настоящем Пособии, исходя из результатов практической апробации основных положений «Методического пособия по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух» (С-Пб., 2002 г.), НИИ Атмосфера переработал и дополнил ряд разделов Пособия, что будет способствовать более эффективному ведению воздухоохранной деятельности на территории России.

    Приведено детальное описание процедуры инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, уточнены и верифицированы на примерах различных производственных объектов показатели, регламентирующие значимость источников загрязнения атмосферы, и необходимость их учета и вредных веществ, поступающих в атмосферу, при государственном учете и нормировании выбросов в атмосферу.

    Доработаны подходы к расчету выбросов автотранспортных средств и дорожно-строительной техники при их эксплуатации на различных режимах, при хранении и перегрузке сыпучих материалов, нефтепродуктов, при механической обработке материалов и т.д.

    Существенные разъяснения методического характера даны по расчету выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от объектов теплоэнергетики большой мощности и для котлов производительностью менее 30 тонн пара в час или менее 20 Гкал в час, а также от животноводческих комплексов.

    Исходя из требований новой законодательной базы по охране атмосферного воздуха, дополнены условия, определяющие учет при установлении нормативов предельно допустимых выбросов совокупности критериев качества атмосферного воздуха: гигиенических, экологических, предельно допустимых нагрузок и других экологических требований.

    Конкретизированы основные этапы проведения расчетов загрязнения атмосферы с помощью компьютерных программ, уточнены требования к учету фонового загрязнения атмосферы и его учета в зависимости от уровней приземных концентраций, формируемых источниками выбросов в атмосферу.

    Доработаны требования к периодичности производственного контроля и организации контроля за содержанием вредных веществ в атмосферном воздухе на границе жилой застройки.

    Расширен раздел по организации и проведению сводных расчетов загрязнения атмосферы выбросами промышленности и автотранспорта в городах (регионах) и использованию результатов сводных расчетов для определения фоновых концентраций широкого спектра вредных веществ, выбрасываемых в атмосферу, и неконтролируемых на сети мониторинга, а также определению допустимых вкладов предприятий в формирование уровней загрязнения атмосферного воздуха в городах и их использованию при нормировании выбросов и установлении нормативов выбросов в атмосферу.

    Уточнены рекомендации по структуре и содержанию «Отчета по инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников для предприятия» и «Проекта нормативов предельно-допустимых выбросов (ПДВ) загрязняющих веществ в атмосферу для предприятия», внедрение которых в практику воздухоохранной деятельности взамен изложенному в обеспечит повышение обоснованности результатов инвентаризации и устанавливаемых нормативов выбросов.

    Порядок осуществления контроля в области соблюдения экологических норм промышленными предприятиями РФ базируется на принципах Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ. Также в этой области действуют специализированные нормативные документы, включая Постановление Правительства РФ от 28.09.2015 N 1029. Оно определяет правила классификации объектов с точки зрения осуществления негативного влияния на состояние окружающей среды. Практические процедуры осуществления измерений и применения других методик нормирования выбросов часто реализуются с применением соответствующего методического пособия.

    Статус Методического пособия по расчету, нормированию и контролю выбросов

    Указанное пособие не имеет действующего статуса нормативного документа и применяется предприятиями для контроля экологической политики на добровольной основе. Учитывая полезные и удобные инструменты осуществления измерений, приведенные в издании, оно достаточно часто применяется организациями. Содержание документа было актуализировано в 2005 и 2012 годах. Актуальный текст документа не противоречит требованиям действующего природоохранного законодательства

    Вам необходима экспертиза промбезопасности?

    Наша компания имеет собственную испытательную лабораторию, аккредитованную на проведение всех необходимых исследований, замеров и расчетов. Наши инженеры проведут экспертизу вашего предприятия по всей России в полном соответствии с требованиями надзорных органов.