Войти
Образовательный портал. Образование
  • Отечественной войны 2 степени
  • День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады
  • Манная каша на молоке: пропорции и рецепты приготовления Манная каша 1 порция
  • Суп-пюре из брокколи с сыром Рецепт крем супа из брокколи с сыром
  • Гороскоп: характеристика Девы, рождённой в год Петуха
  • Причины выброса токсичных веществ Несгораемые углеводороды и сажа
  • Предмет безопасности жизнедеятельности. Опасные и чрезвычайные ситуации. "знакомство с чрезвычайными ситуациями природного характера в курсе ознакомления с окружающим миром" Опасные ситуации и чс

    Предмет безопасности жизнедеятельности. Опасные и чрезвычайные ситуации.

    Представьте себе, что вы оказались посреди паникующей толпы, вас захватили в заложники или на вас надвигается смерч. Казалось бы, безвыходная ситуация, но выход всегда есть, если попытаться сохранять спокойствие и быстро реагировать. Вот эти и другие угрожающие жизни ситуации, и советы, которые помогут вам выйти из них с минимальными потерями.

    1. Давка

    Попытайтесь оставаться на ногах – это ключ к выживанию. Как только вас собьют с ног, ваши шансы существенно уменьшаются. В этом случае, если вы не можете сразу встать, примите защитную позу, подобрав ноги и прикрыв голову руками. Направьте голову в направлении движения толпы, чтобы вас не ударили и постарайтесь встать обратно на ноги. В случае огня, нужно оставаться внизу, чтобы избежать дыма и дышать через влажную ткань.

    2. Нападение собак


    Сохраняйте спокойствие, попытайтесь не кричать, не смотреть в глаза собаке, не показывать страх или тревогу. Убедившись в вашей безопасности, она может потерять к вам интерес. Не позволяйте собаке находиться позади вас. Если она начинает кружиться вокруг вас, что является признаком надвигающегося нападения, поворачивайтесь вместе с ней. Если у вас с собой есть какой-то предмет, например, зонт, поместите его перед собой, чтобы казаться больше и лучше управлять своим пространством. Во всех случаях помните, что нужно защищать лицо, грудь и горло. Держите руки в кулаках, чтобы защитить пальцы.

    3. Авиакатастрофа


    Во-первых, прежде чем сесть в самолет, одевайтесь соответствующе на случай аварийной ситуации. Джинсы и длинные рукава могут в какой-то степени защитить вас от ожогов и острых предметов. Пассажиры в задней части самолета чаще выживают, чем в передней. Самым опасным временем являются первые 3 минуты после взлета и 8 минут перед приземлением. В это время лучше всего не снимать обуви, поднять столик, и обратить внимание на ближайшие выходы. Держите ручную кладь под сидением впереди, чтобы ноги не ударились об сидение. Если удар неизбежен, примите правильное положение.
    Первые 90 секунд после крушения важны. В это время нужно сохранять спокойствие и выбираться из самолета, как можно быстрее. Опасные ситуации природного характера

    4. Снежная лавина


    Не пытайтесь ее перегнать. Лавина будет быстрее вас, даже если вы на лыжах. У вас гораздо больше шансов, если вы будете двигаться горизонтально от нее. Если это невозможно, закройте рот и поместите руки перед лицом, чтобы создать воздушный карман, который понадобиться вам, когда упадет снег. Не пытайтесь кричать, так как это расходует нужный вам кислород. И наконец, можете помочиться (серьезно!), чтобы поисковые собаки легче вас нашли.

    5. Поведение во время грозы


    Попытайтесь найти низменное место и присядьте на корточки. Нужно находиться, как можно ниже, но чтобы ваше тело как можно меньше касалось земли. Теперь прикройте уши. Если вы действительно оказались посреди грозы, гром может повредить барабанные перепонки.

    6. Торнадо


    Самое главное в этой ситуации - найти укрытие. Если вы не можете его найти, попытайтесь определить направление смерча. Выбирайтесь из машины и бегите в обратном направлении. Смерч может двигаться со скоростью до 100 км в час, поэтому стоит поторопиться. Если ничего не помогает, ложитесь на землю, прикройте голову и держитесь.

    7. Большая волна


    Лучше всего попытаться переплыть волну, пока она не разбилась. Если это невозможно, нужно вытянуть руки и ноги, чтобы распределить удар и удержать себя от глубокого погружения в воду. Самые смертельно опасные места для плавания Сделайте глубокий вдох и подождите, пока волнение не утихнет. Вас будет бросать из стороны в строну, но попробуйте сохранять ориентировку и не паникуйте. Постарайтесь вернуться на поверхность как можно быстрее, дышите и попытайтесь пересмотреть ситуацию, так как можете снова в нее попасть.

    8. Падение с горного склона


    Не старайтесь дотянуться до какой-то опоры, это вам не поможет. Прижмите подбородок к груди и постарайтесь использовать свои ноги в качестве тормозов.

    9. Укус медузы


    Постарайтесь быстрее добраться до берега и распределите песок на остатки щупальцев медузы. Горячая вода – лучшее средство при лечении укусов медузы Как только они высохли, воспользуйтесь предметом, типа кредитной карты, чтобы счистить их одним движением. Не трите это место, так как это может привести к дальнейшему выпусканию токсинов в кожу. Возникновение опасных ситуаций

    10. Вы провалились под лед

    Выбирайтесь в том же направлении, откуда вы пришли, так как вы знаете, что там лед смог вас выдержать. Если рядом нет никого, кто мог бы вам помочь, вам придется использовать свои предплечья, чтобы вытолкнуть себя. Обопритесь широко расставленными руками о край льдины и подтянитесь, вытаскивая по очереди туловище и ноги. Не становитесь на ноги, а ползите к берегу.

    11. Заблудился в лесу: что делать


    Используйте ветки и листья, чтобы вы могли вернуться по пройденному пути. Взберитесь на возвышенность, чтобы понять, сможете ли вы сориентироваться. Теперь двигайтесь по спуску, пока не найдете реку или другую движущуюся массу воды. Следуйте в направлении потока, это обычно приводит к городу или деревне. Если вы его не обнаруживаете, продолжайте двигаться прямо и ориентируйтесь по солнцу.

    12. Машина упала в реку


    Если вы случайно заехали в какой-то водоем, у вас есть примерно 90 секунд, прежде чем кабину полностью зальет водой. К сожалению, при погружении нижнего края двери, открыть ее становиться невозможным, поэтому нужно открыть окно и отстегнуть ремни безопасности. Если вы не можете открыть окна, попытаетесь выбить их ногами.

    13. Действия при пожаре


    Как правило, убивает людей не огонь, а дым. Нужно находиться как можно ниже, так как нагретые газы поднимаются вверх. Оставайтесь возле стены и пройдите по ней, пока не найдете выход. Что бы вы не делали, старайтесь не вдыхать газ. Если чувствуете, что теряете сознание, ложитесь пластом на пол напротив стены. Это поможет пожарным легче вас найти.

    14. Судорога в ноге: что делать


    Судорога в воде может быть очень опасной. Первое, что нужно сделать – это перевернуться и плыть на спине, чтобы вода не попала в легкие. Затем растяните место, где возникла судорога, например, потянув стопу на себя, или подождите, пока она не пройдет.

    15. Нога увязла в водорослях


    Если это возможно, плывите на спине, как и в случае с судорогой. Если ваша голова находится под водой, постарайтесь не паниковать и сохраняйте кислород. С помощью руки спустите водоросли с ноги, пока не освободитесь. Не пытайся активно двигаться, так как это может ухудшить ваше положение.

    16. Что делать, если подавился


    Если вы находитесь в общественном месте, лучше там и оставаться. В этом случае у вас больше шансов, что кто-то придет на помощь. Если рядом никого нет, вам придется проделать прием Геймлиха самому. Это значит, что вам нужно совершить резкий удар по животу (между пупком и реберными дугами) об твердый предмет, например стул. Цель состоит в том, чтобы сжать воздух в диафрагме и вытолкнуть объект из горла.

    17. Случай нападения в лифте


    Самое худшее, что можно сделать и что большинство жертв инстинктивно делают – это отодвигаться к дальней стене лифта. Лучше всего находиться в углу возле двери рядом с панелью управления лифтом. По крайней мере, так вы лучше контролируете ситуацию.

    18. Падение с высоты


    Как бы ни была безнадежна эта ситуация, были случаи, когда люди выживали. Есть несколько факторов, которые повышают ваши шансы. Во-первых, примите "положение прогнувшись" (известный в парашютизме термин). По сути, нужно вытянуться как можно сильнее, чтобы создать сопротивление. Во-вторых, наметьте приземление, избегая бетонной поверхности (в идеале приземлиться в воду). Можно попробовать передвинуться вправо, например, опустив правое плечо и наоборот. И наконец, расслабьтесь, согните колени, ступнями вперед и попытайтесь перекатиться. Так, по крайней мере, вы увеличите свои шансы на счастливый конец. Опасные и чрезвычайные ситуации

    19. Ядерный взрыв


    В этой ситуации можно выжить, если вы находитесь вне радиуса ударной волны. Само собой, если есть предупредительные знаки, нужно найти укрытие, желательно под землей. Если вы находитесь в пораженной области, падайте на землю и закройте голову, как только увидите взрыв, так как может потребоваться до 30 секунд, чтобы ударная волна вас достигла. Не смотрите на вспышку, это сразу вас ослепит. Если у вас есть хорошее укрытие, лучше всего сидеть там и ждать спасения.

    20. Стрельба в школе и других помещениях


    Американские исследования по случаям стрельбы в школе показали, что есть 4 фактора, которые увеличивают ваши шансы на выживание. Как бы банально это не звучало, но первое, что нужно сделать - это убежать (желательно зигзагом) . Однако это не всегда возможно. Второе – это забаррикадировать дверь. Если вы создадите препятствие, вооруженный, скорее всего, не будет на это тратить свое время. Однако если он все-таки решит проникнуть, лучше всего притвориться мертвым. Для этого нужно не паниковать и контролировать свое дыхание. И четвертое, если ничего не помогло, используйте адреналин в своих целях и попытаетесь дать отпор.

    21. Вас захватили в заложники


    Если вы планируете сбежать, нужно делать это быстро. Важны первые несколько минут. Вокруг могут быть еще люди, но стоит быть острожным. Если шансы малы, можно усложнить свою ситуацию, и в этом случае лучше вести себя по правилам. Наблюдайте за всем, что происходит и попытайтесь понять, почему вас похитили. Возможно, это поможет вам узнать, что планируют делать похитители. Хотя многие заложники выживают, может потребоваться несколько лет, прежде чем придет спасение. Что бы ни произошло, не теряйте надежду и взвесьте весь риск и преимущества попыток к бегству.

    22. Перекрестный огонь


    Первое и самое очевидное – это попытаться ускользнуть. Если это невозможно и рядом нет никакого укрытия, ложитесь пластом на землю, закинув руки за голову (по крайней мере, это лучше, чем стоять, задрав руки над головой). Постарайтесь оценить ситуацию и медленно отползите в безопасное место.

    23. Заживо закопали в гробу


    Как бы невероятно это не звучало, такие случаи уже были. Первое и самое важное - нужно перестать паниковать, накрыть лицо одеждой, так как предстоит грязная работа. Вытяните руки и ноги вверх и, используя ноги (которые сильнее), толкайте. Молитесь, чтобы гроб оказался деревянным. В этом случае, вам нужно сделать пробоину. Как только это произойдет, земля начнет сыпаться на вас (вот для чего нужно натянуть одежду на голову), и нужно ногами отталкивать ее к другому концу гроба. При условии, что вы находитесь не очень глубоко, настает время прорыть себе дорогу к поверхности.

    Изучение дополнительной литературы по темам:

    А) Правила безопасного поведения в быту

    Б) Правила пожарной безопасности и поведения на пожаре

    В) Правила обеспечения безопасности дорожного движения

    Г) правила безопасного поведения в криминогенных ситуациях.

    Проверочные работы для определения знаний материала:

    1. Люди давно селятся вместе, образуя поседения, поселки и города. Для многих людей города стали домом, работой,

    местом отдыха. Вместе с этим в городе существуют свои проблемы, многие из которых влияют на безопасность личности. Подумайте и ответьте:

    а) Какие существуют отличия в условиях жизни горожанина и сельского жителя?

    б) Какие опасные ситуации чаще всего случаются в городских условиях?

    в) Какие опасные зоны существуют в городе?

    2. Для помощи людям, попавшим в опасные ситуации в горо­дах, созданы различные службы. Подумайте и ответьте:

    а) Какие городские и районные службы обеспечивают без­опасность горожан?

    б) Как правильно сообщить о необходимой Вам помощи по телефону?

    в) Для чего в крупных городах создается «телефон доверия»?

    3. Школа, в которой вы учитесь, находится примерно в двухстах метрах от вашего дома, но на другой стороне автомобильной дороги. Ближайшие пешеходные переходы расположены с одной стороны в семистах метрах, с другой стороны - в девятистах. Дорога в обе стороны не имеет поворотов, подъе­мов и спусков, Подумайте и ответьте:

    а) Как правильно перейти дорогу по пути в школу и обратно?

    б) Чего нельзя делать при переходе улицы (дороги)?

    в) Какие правила безопасности следует выполнять при ката­нии на велосипеде и роликах?

    4. Вместе с классом вы собираетесь на большой концерт, который проводится на открытой площадке спортивного комплекса. Поскольку погода прохладная и пасмурная, вы хотите надеть длинную куртку на "липучках", теплый длинный шарф, обувь с длинными шнурками, взять с собой зонтик и спор­тивную сумку. Подумайте и ответьте:

    а) Правильно ли подобрана экипировка на указанное мероприятие? Если неправильно, то объясните почему?

    б) Какие опасности могут возникнуть в местах большого ско­пления людей?

    в) Как правильно вести себя в толпе, охваченной паникой?

    г) Что необходимо предпринять, если вы упали в движущейся толпе?

    5. Зайдя в свой подъезд, вы увидели, Что в нем находится до­вольно крупная собака. Язык ее высунут, а из пасти капает слюна. Животное настроено агрессивно, хрипло лает и пытается на вас броситься. Подумайте и ответьте:

    а) Что необходимо предпринять в этом случае?

    б) Как правильно действовать при нападении собаки?

    в) Что следует сделать, если вас укусила собака?

    6. Ваш знакомый решил погладить брюки. Он взял утюг, но не придал значения тому, что провода, прилегающие к электро­вилке, оголились. Сполоснул водой руки и, не вытирая их, пытается подсоединить электровилку к электророзетке. Подумайте и ответьте:

    а) Какие правила обращения с электронагревательными при­борами нарушил ваш знакомый?

    б) К каким последствиям эти нарушения могут привести?

    в) Какие еще правила обращения с электробытовыми прибо­рами вы можете назвать?

    7. Ваш младший брат трех лет очень любознательный непоседа - то найдет кусок проволоки и попытается воткнуть его в розетку, то просит показать ему, как проводится электросвар­ка на соседней стройке. Подумайте и ответьте:

    а) К чему могут привести такие шалости?

    б) Каким образом можно защитить розетки от маленьких детей?

    в) К каким последствиям может привести даже непродолжи­тельное наблюдение за процессом электросварки?

    8. Вы пришли с прогулки домой и обнаружили, что прихожая залита водой. Пройдя в ванную комнату, вы увидели, что вода поступает из стыка трубы, подводящей холодную воду к умывальнику. Родители еще не пришли с работы. В кварти­ре больше никого нет. Подумайте и ответьте:

    а) Какие действия и в какой последовательности вы предпримете?

    б) В связи с какими причинами в квартире (доме) может случиться затопление?

    в) Какие правила необходимо соблюдать, чтобы избежать затопления?

    9. Войдя в одну из комнат квартиры, вы увидели, что в ней много пара, а пол залит водой. Из одной батареи отопления бьет струя горячей воды. Дома больше никого нет. Родители придут с работы примерно через три часа. Подумайте и

    ответьте:

    а) Какие меры вам необходимо предпринять?

    б) К каким последствиям может привести затопление кварти­ры (дома) водой?

    в) Почему наиболее опасным является заполнение жилища паром и затопление горячей водой?

    10. Вы пришли из школы домой. Войдя в квартиру, почувствова­ли запах газа. Подумайте и ответьте:

    а) Какие действия и в какой последовательности следует предпринять в этом случае?

    б) Какие правила надо соблюдать, чтобы избежать вредных последствий от воздействия бытового газа?

    в) На какие группы по степени опасности можно условно разделить средства бытовой химии?

    11. Ваша старшая сестра зажгла конфорку газовой плиты, поста­вила на нее чайник, наполненный водой, и ушла в другую комнату слушать музыку. Подумайте и ответьте:

    а) Какие правила безопасности нарушила ваша сестра?

    б) К каким последствиям может привести такое поведение?

    в) Почему, почувствовав запах газа, нельзя пользоваться от­крытым огнем и включать электрическое освещение?

    12. Вы пришли к товарищу, чтобы покрасить модель планера. В ходе работы вам потребовался растворитель. Кроме вас в квартире никого нет. Друг сказал, что бутылка с растворите­лем находится, скорее всего, в кладовой, но там нет освеще­ния. Поэтому надо взять с собой спички. Подумайте и ответьте:

    а) Прав ли ваш друг в отношении использования спичек, и к каким последствиям это может привести?

    б) Какие правила безопасности надо соблюдать при обра­щении со средствами бытовой химии?

    в) Где лучше всего в домашних условиях хранить опасные химические вещества?

    13. Вы с друзьями пошли в лес за грибами. Взяли с собой огурцы, бутерброды с вареной колбасой, яблоки, квас. Примерно че­рез три часа стало жарко, вы решили немного подкрепиться. Когда вы вернулись домой, то почувствовали слабость и боли в животе. Подумайте и ответьте:

    а) Что с вами случилось и по какой причине?

    б) Какими продуктами питания и когда можно отравиться?

    в) Какие правила необходимо выполнить, чтобы не допустить пищевого отравления?

    14. Находясь в квартире, вы ощутили мощный толчок, сопровож­даемый сильным раскатистым звуком. Выглянув* на лест­ничную площадку, вы увидели, что она заполнена дымом и пылью, часть лестницы разрушена. Похоже, что произо­шел взрыв. В квартире, кроме вас, младшая сестра ученица первого класса. Подумайте и ответьте:

    б) По каким причинам происходят взрывы в зданиях?

    в) В каком случае следует покидать здание, пострадавшее от взрыва?

    15. В результате взрыва скопившегося газа сильно пострадал жилой дом. Один из его жильцов оказался завален упавшей мебелью и получил открытую травму ноги. Он находится в сознании. Подумайте и ответьте:

    а) Что должен предпринять пострадавший жилец?

    б) Почему после взрыва в здании надо стараться не пользо­ваться лестницей и лифтом?

    в) Что вы понимаете под выражением "час тишины"?

    16. Вы пришли из школы домой, зажгли газовую плиту, постави­ли на нее чайник с водой и на минуту выпели к соседям по площадке, не взяв ключ. Когда вы возвратились к своей квартире, то обнаружили, что дверь захлопнулась на замок. Подумайте и ответьте:

    а) Какие действия необходимо предпринять в этом случае?

    б) Какие правила следует соблюдать, чтобы не попасть в подобное положение?

    в) От каких действий необходимо воздержаться, если вы по­теряли ключ от квартиры (дома).

    17. Собираясь утром в школу, вы услышали по радио, что ночью прошел дождь, а потом температура понизилась и на улице - гололед. Подумайте и ответьте:

    а) Какие меры безопасности вы предпримете в этом случае?

    б) Чем опасен гололед?

    в) Как можно смягчить падение во время гололеда?

    Правила пожарной безопасности и поведения при пожаре

    1. Ваш младший брат прибежал из соседней комнаты и сказал, что уронил спичку, пытаясь зажечь бенгальский огонь. От ее пламени загорелась оконная занавеска. Когда вы за­глянули в комнату, она была заполнена дымом. Ничего разглядеть не удалось. Выход на лестничную площадку пока свободен. Подумайте и ответьте:

    а) Какие действия и в какой последовательности необходимо предпринять?

    б) Чего ни в коем случае нельзя делать при возгорании в квартире?

    в) По каким причинам чаще всего случаются пожары в ново­годние праздники?

    2. Вы пришли из школы домой. Кроме вас в квартире находится престарелая бабушка, приехавшая в гости. Через некоторое время вы ощутили запах гари и дыма. Подойдя к входной двери и открыв ее, вы увидели, что из квартиры напротив идет дым, который устремляется вверх. Внизу, примерно на высоте человеческого роста, видимость хорошая и дыма почти нет. Подумайте и ответьте:

    а) Какие действия и в какой последовательности следует предпринять?

    б) По каким причинам случаются пожары в жилых зданиях?

    в) Какую опасность при пожаре представляют собой синтети­ческие материалы?

    3. Во время летних каникул вы с родителями поехали отдохнуть в санаторий. Родители утром ушли на лечебные процедуры, а вы остались в номере дочитывать книжку. Ваше внимание от чтения отвлекли шум, возня и крики в коридоре. Вы открыли дверь и вышли на несколько шагов в коридор. Вне­запно из-за поворота послышался сильный гул и появилась стена огня, стремительно двигающаяся в вашу сторону. Поду­майте и ответьте:

    а) Какие действия и в какой последовательности необходимо предпринять?

    б) Какие средства пожаротушения предусмотрены в многоэта­жных зданиях и учебных учреждениях?

    в) Какие огнетушители вы знаете, для чего они предназначе­ны, чем отличаются друг от друга?

    4. Вы находитесь в квартире один и смотрите телевизор. Откуда-то появился запах жженой пластмассы и паленой резины. Но вы не придали этому значения. Внезапно из телевизора послышался сильный треск и из задней панели пошел силь­ный и едкий дым. Подумайте и ответьте:

    а) Какие действия и в какой последовательности необходимо предпринять?

    б) Какие правила пожарной безопасности следует соблюдать при обращении с электробытовыми приборами?

    в) Какое максимальное количество электробытовых приборов можно подключить к одной электророзетке?

    5. Со старшим братом, недавно получившим водительское удостоверение, вы пришли в гараж, чтобы подготовить авто­мобиль к поездке. Неожиданно ваше внимание привлек ти­хий треск из угла, где размещен электрощиток. Когда вы подошли к нему, то увидели, что оттуда летят искры и идет дым. В салоне автомобиля есть огнетушитель, а на полке гаража- кусок брезента. Подумайте и ответьте:

    а) Какие действия и в какой последовательности вы предпри­мете?

    б) Какие средства пожаротушения следует иметь в автомобиле?

    в) Для каких целей предназначены углекислотные огнетуши­тели?

    6. Вы живете на пятом этаже. Сделав уроки, вы решили погу­лять. Выйдя на лестничную площадку, вы увидели, что она сильно задымлена, видимости почти никакой, снизу продолжает поступать густой дым. Подумайте и ответьте:

    а) Как вы будете действовать в этом случае?

    б) Что представляет собой внутренний пожарный кран и как им пользоваться?

    в) Назовите последовательность и порядок вызова пожарной охраны.

    Правила обеспечения безопасности дорожного движения

    1. Ваш знакомый на автобусе отправился за город. Идет дождь. Покрытие дороги мокрое. На одном из поворотов автобус за­несло, он ударился об ограждение и остановился. Из мотор­ного отсека пошел дым и показались языки пламени. Знако­мый не пострадал и находится примерно в средней части автобуса. Подумайте и ответьте:

    а) Какие действия необходимо предпринять знакомому?

    б) Какие правила безопасного поведения необходимо соблю­дать при следовании в транспортном средстве?

    в) Какую основную опасность для пассажиров представляют троллейбус и трамвай?

    2. Ваша родственница отправилась к месту проведения отпуска железнодорожным транспортом. На одном из перегонов про­водник вагона объявил, что в связи с разрушением пути поезд осуществляет экстренное торможение и пассажирам необхо­димо быстро подготовиться покинуть вагон на ходу поезда. Подумайте и ответьте:

    а) Что следует предпринять вашей родственнице?

    б) Как следует прыгать из движущегося поезда и как призем­ляться?

    в) Какие правила безопасности следует выполнять при пользо­вании железнодорожным транспортом?

    г) Как следует правильно размещать багаж в вагоне поезда?

    3. Во время полета пассажирского авиалайнера возникла необхо­димость в совершении аварийной посадки. После приземле­ния в самолете возник пожар. Подумайте и ответьте:

    а) Какие действия следует предпринять пассажирам в ука­занной ситуации?

    б) Какие правила необходимо соблюдать пассажирам во время полета на самолете?

    в) Как надо себя вести при разгерметизации самолета?

    4. Во время путешествия на теплоходе один из пассажиров, сильно перегнувшись через борт, не удержался и упал в воду. Подумайте и ответьте:

    а) Какие действия необходимо предпринять упавшему за борт пассажиру?

    б) Что должен сделать первый, заметивший падение человека за борт?

    в) Какие средства спасения предусмотрены на морских и реч­ных судах?

    Правила безопасного поведения в криминогенных ситуациях

    1. Возникающие в жизни криминогенные ситуации представ­ляют иногда серьезную угрозу жизни и здоровью людей. Разные люди перед лицом опасности ведут себя по разному. Подумайте и ответьте:

    а) Какие психологические приемы можно отнести к важному оружию самозащиты?

    2. В квартиру одинокой женщины пытаются, взломав дверь, проникнуть злоумышленники. Подумайте и ответьте:

    а) Что вы посоветуете предпринять женщине в этом случае?

    в) Как правильно вести себя, если в вашу квартиру звонит незнакомый человек?

    3. Многих преступлений можно было бы избежать, если бы мы были предусмотрительны и не забывали правил безопас­ности. Подумайте и ответьте:

    а) Что делать, если вы дома один (одна), а квартиру пытаются открыть злоумышленники?

    б) Что делать, если вы вернулись из школы, а дверь квартиры открыта?

    в) В каких случаях и кому нельзя открывать дверь квартиры, чтобы обеспечить личную безопасность?

    4. В газетах, по радио и телевидению часто сообщают о преступ­лениях, совершенных в подъездах жилых домов. Подумайте и ответьте:

    а) Какие правила безопасности необходимо соблюдать при входе в дом (подъезд)?

    б) Какие источники опасности существуют в лифте?

    в) Что вы предпримете, если в подъезде или лифте на вас на­пали?

    5. Возвращаясь из школы домой, вы решили изменить маршрут и пройти через парк. Попутчики-одноклассники с вами идти отказались. Подумайте и ответьте:

    а) Правильное ли решение вы приняли? Если неправильное, то почему?

    б) Какие правила следует соблюдать, чтобы не стать жертвой преступления?

    в) В каких местах городов (населенных пунктов) чаще всего

    совершаются преступления?

    Нарушение экологического равновесия в местах проживания

    1. Вода на Земле играет ту же роль, что и кровь в организме человека. Подумайте и ответьте:

    а) Какую роль в жизни человека играет вода?

    б) К чему приводит загрязнение воды?

    в) Какими способами можно очистить воду в домашних усло­виях?

    2. Жизнь людей, животных и растений на суше развивается на дне охватывающего нашу планету воздушного океана, кото­рый называется атмосферой. Подумайте и ответьте:

    а) Какие вредные воздействия оказывают промышленные предприятия на атмосферный воздух?

    б) Как бороться с загрязнением воздуха?

    в) Что нужно делать в квартире (доме), чтобы дышать чистым воздухом?

    3. Почву называют кожей Земли. Это хранительница плодоро­дия и жизни. Подумайте и ответьте:

    а) К чему приводит снос почвы в океан?

    б) Какими тяжелыми последствиями сопровождается опусты­нивание земель?

    в) Какие вредные вещества накапливаются в почве в резуль­тате промышленных выбросов?

    Анализ истории и проблем развития человека свидетельствует о том, что потребности и мотивы обеспечения его безопасности относятся к числу основных. Стремление к безопасности обусловило объединение наших предков в сообщества, предопределило формирование силовых структур (армии, полиции, служб охраны), привело к созданию многих международных организаций, в т. ч. ООН и Совета Безопасности.

    Благодаря прогрессу, изменившему мир, выросло благосостояние людей, улучшились качество жизни и условия их труда, невиданных размеров достигли производства промышленности и сельского хозяйства, особенно в экономически развитых странах. Вместе с тем во второй половине XX в. появились крайне неблагоприятные тенденции для жизни человечества, возросло негативное воздействие на человека и среду обитания антропогенных опасностей, отмечался рост природных, техногенных и экологических катастроф. При этом одновременно увеличился их разрушительный эффект, отмечались огромные потери людей и экономический ущерб.

    Безопасность любой деятельности для каждого человека и окружающей его среды, а также для общества в целом должна рассматриваться с учетом всех экономических, социальных и экологических последствий.

    Развитие техносферы ведет к повышению не только качества жизни, но и уровня опасности для жизнедеятельности человека. Антропогенные изменения окружающей среды приобрели такие размеры, что человек сам стал жертвой своей техногенной деятельности. Снижение качества среды обитания негативно отражается на эффективности труда и отдыха, продолжительности жизни, состоянии здоровья. В современной техносфере формируются такие факторы условий труда и жизни человека, которые начинают превышать адаптационные, физиологические и психологические возможности человека.

    Нередко условия труда работающих не отвечают санитарно-гигиеническим нормативам по уровню содержания вредных веществ в воздухе рабочей зоны, шума, вибрации, параметрам микроклимата и другим показателям. Вредные и опасные производственные факторы становятся причиной профессиональной заболеваемости, уровень которой в России за последние годы возрос почти вдвое, а число лиц с профессиональной патологией стало самим высоким в мире.

    В соответствии с прогнозом Минэкономразвития России существующая тенденция к сокращению численности работающих, занятых в основных отраслях производства, сохранится, и в ближайшие 10-15 лет она составит 50,1 млн. человек, около 7 млн. из которых будет занято на работах с вредными и опасными условиями труда. При этом общие потери рабочей силы за 2006-2015 гг. составят более 10 млн. человек.

    Безопасность - обусловленная законодательными и практическими мерами защищенность жизненно важных интересов личности, общества и государства, имущества и окружающей среды от внешних и внутренних опасностей и угроз, способных погубить их, нанести неприемлемый (недопустимый) ущерб.


    Жизненно важные интересы - совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства.

    Основными объектами безопасности являются: личность – ее права и свободы; общество – его материальные и духовные ценности; государство – его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность.

    К числу глобальных проблем безопасности можно отнести следующие:

    Невосполнимость природных ресурсов;

    Предельная площадь и продуктивность возделываемых земель;

    Загрязнение биосферы при ограниченных способностях биосферы к регенерации;

    Резкий рост численности населения планеты;

    Снижение динамики развития мировой цивилизации;

    Перенасыщенность планеты оружием массового уничтожения.

    Наука о безопасности жизнедеятельности исследует мир опасностей, действующих в среде обитания человека, разрабатывает системы и методы защиты человека от них. Реализация целей и задач безопасности жизнедеятельности предполагает:

    Анализ источников и причин возникновения опасностей, прогнозирование и оценка их воздействия в пространстве и во времени;

    Определение и описание опасностей;

    Разработку эффективных систем и методов выявления опасностей и защиты от них;

    Формирование требований по безопасности деятельности к операторам различных систем и населению;

    Организацию систем мониторинга и контроля опасностей и управления состоянием безопасности техносферы;

    Разработку и реализацию мер по ликвидации последствий проявления опасностей;

    Организацию обучения населения основам безопасности и подготовку специалистов по безопасности жизнедеятельности.

    Безопасность жизнедеятельности - это область научных знаний, изучающая общие опасности, угрожающие человеку, и разрабатывающая соответствующие способы защиты от них в любых условиях обитания.

    Безопасность жизнедеятельности как наука находится в стадии своего формирования. Несомненно, она должна опираться на научные достижения и практические разработки в области охраны труда, окружающей среды и защиты человека в опасных ситуациях, на достижения в области медицины, биологии, химии, физики и т.д.

    В настоящее время вокруг человека существует множество опасностей природного, техногенного, социального, экологического и др. характера. По сведениям Министерства по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Российской Федерации, ежегодно от стихийных бедствий страдают 15-20 тыс. человек. В стране ежегодно регистрируются более 3-5 тыс. производственных и около 50 тыс. бытовых травм. При этом более 20 тыс. человек становятся инвалидами и более 2 тыс. погибают. Гораздо больше российских граждан (около 250 тыс.) ежегодно погибают от опасностей социально-криминального характера. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), смертность от несчастных случаев занимает третье место после сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний.

    Факторы, негативно действующие на человеческий организм, принято делить на вредные и опасные. К вредным, согласно определению, данному в законе «Об основах охраны труда в РФ» от 23.06.1999 г., относят факторы, которые становятся причиной заболеваний или снижения работоспособности человека.

    Опасными называют такие факторы, которые могут привести к травмам и нарушению здоровья, к инвалидности человека. Опасностью обладают все системы, имеющие технически, химически или биологически активные компоненты, а также условия, не соответствующие жизнедеятельности людей. Для взрослого человека опасности возможны на рабочем месте, дома, на улице, в транспорте, во время путешествий, отдыха и т.д. Ребенка опасности могут поджидать на улице во время игры, по дороге в школу, во время учебных занятий, при нахождении дома одного и особенно в период школьных каникул.

    Все опасные и вредные факторы образуют вокруг человека опасные ситуации, при которых возможно возникновение несчастных случаев.

    Опасная ситуация - это неблагоприятная обстановка, в которой действуют вредные и опасные факторы различной природы, угрожающие здоровью, жизни человека, его имуществу и среде обитания.

    В процессе жизнедеятельности человек может оказаться в любой опасной ситуации (заблудился в лесу, получил травму, подвергся нападению хулиганов и т.д.), когда для выживания потребуется мобилизация всех сил, умений и навыков. Такая обстановка, где присутствует угроза жизни и здоровью человека, называется экстремальной. При этом ограничена или исключена возможность помощи от других людей. По определению группы авторов экстремальная ситуация - это такие возникшие сложные опасности, которые требуют для защиты жизни и здоровья человека напряжения всех его физических и духовных сил (М.П. Фролов, А.Т. Смирнов, С.В. Петров, Е.Н. Литвинов и др.).

    Экстремальная ситуация возникает при нахождении человека в ледяной воде, в пути во время снежной бури, при пожаре и т.д. В последнее время получило широкое распространение увлечение экстремальными видами спорта, где «экстремалы» в сверхтяжелых, автономных условиях существования должны проявить все свои умения и навыки, чтобы выжить. К возможным экстремальным ситуациям готовят себя летчики-испытатели, космонавты, спасатели, моряки и т.д., чьи профессии связаны с опасностями.

    Часто на определенной территории в результате опасных социальных ситуаций, природных явлений, техногенных аварий и катастроф, а также экологических бедствий нарушаются нормальные условия жизнедеятельности людей, возникает реальная угроза их жизни и имуществу. Такая обстановка называется чрезвычайной ситуацией и требует определенных усилий государственных структур и населения по предотвращению и ликвидации ее последствий.

    Точное определение чрезвычайной ситуации дается в Федеральном законе «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» (1994): Чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которая может повлечь или уже повлек за собой человеческие жертвы, причинить ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, сопровождаться значительными материальными потерями и нарушением жизнедеятельности людей.

    Чрезвычайные ситуации бывают природного, техногенного, социально-криминального, экологического, биологического, военного характера. Чрезвычайные ситуации природного характера - это стихийные бедствия, которые бывают литосферного, атмосферного, гидросферного происхождения. Под ЧС техногенного характера понимают аварии и катастрофы, происходящие в техносфере и связанные с производственной, бытовой деятельностью человека и транспортом. К ЧС социально-криминального характера относятся проблемы, не согласующиеся с Российским законодательством. Они подразделяются на опасности без физического воздействия (мошенничество, шантаж и т.д.), с физическим воздействием на человека (изнасилование, убийство, террор и т.д.), общественные выступления (демонстрации, беспорядки, революции и т.д.). Биологические ЧС - это массовые заболевания населения и животных в связи с распространением инфекционных заболеваний. Они подразделяются на эпидемии, эпизотии, эпифитии. Военные ЧС связаны с применением оружия различного типа против населения другого государства или с целью подавления воли своего народа.

    Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 13.09.1996 г. «Положение о классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», чрезвычайные ситуации классифицируются по сфере возникновения, по масштабу последствии и по ведомственной принадлежности.

    Для того чтобы избежать несчастных случаев и нарушений здоровья и экстремальных и чрезвычайных ситуациях, каждый человек должен хорошо знать и соблюдать все условия безопасности, правильно организовывать свою деятельность.

    Безопасность - это состояние защищенности человека, его имущества и окружающей среды от воздействия неблагоприятных опасных факторов.

    Обеспечение безопасности и здоровья человека, особенно подрастающего поколения, должно быть главной целью любого общества. Для целенаправленной подготовки обучающихся к поведению в возможных опасных ситуациях введены дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) в общеобразовательных учреждениях и «Безопасность жизнедеятельности» (БЖД) в средних и высших учебных заведениях.

    Эти дисциплины изучают сложный процесс взаимодействия человека и окружающей среды.

    Объект и цели БЖД.

    Цели БЖД формулируются как приобретение теоретических знаний и навыков для выявления, оценки и контроля опасности окружающей среды, в том числе производственной. Целью также является разработка и внедрение техники и технологии, разработки и осуществления мер защиты человека и среды обитания от негативных воздействий, а также создания безопасных условий жизнедеятельности, проектирования оптимального производственных и трудовых систем, прогнозирования и принятия правильных управленческих решений в условиях чрезвычайных ситуаций.

    Объектом изучения БЖД является комплекс явлений и процессов в системе "человек-среда обитания", негативно воздействующих на человека и среду обитания. Цель изучения дисциплины - получение знаний о методах и средствах обеспечения безопасных и комфортных условий деятельности человека на всех стадиях его жизненного цикла и получении практических навыков необходимых для:

    · Определения вида опасностей техногенного происхождения, а так же опасностей повседневных и ЧС.

    · Создания комфортных и безопасных условий жизнедеятельности человека в повседневных условиях.

    · Реализации мер защиты среды обитания от негативного воздействия природного и антропогенного характера.

    · Участия в работе по защите населения

    Основными задачами БЖД являются:

    · распознавание и оценка негативных воздействий среды обитания;

    · снижение отрицательных последствий опасных и вредных факторов на окружающую среду и человека;

    · обучение населения, особенно молодежи, правилам поведения, алгоритмам действий в возможных экстремальных и чрезвычайных ситуациях.

    · воспитание любви к окружающей среде, привитие подрастающему поколению основных умений и навыков существования в различных опасных ситуациях должно стать основной целью подготовки будущего педагога.

    · модернизация системы обучения и воспитания современного поколения молодых людей предусматривает кардинальные перемены в профессиональной подготовке будущих учителей с формированием у студентов мировоззренческих установок здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности.

    Принципы и методы БЖД

    Принципы БЖД – основные направления деятельности и элементарные составляющие процесса обеспечения безопасности.

    Значение принципов БЖД: определяется уровень знаний об опасностях окружающего мира и формируются требования по проведению защитных мероприятий

    Группы принципов БЖД:

    Ориентирующиеся:

    1) Профессиональный отбор

    2) Принципы формирования негативного воздействия

    Управленческие

    1) Контроль

    2) Принципы стимулирование деятельности направленные на повышение безопасности

    3) Принципы ответственности

    Организационные

    1) регламентация времени в течении которого допускается воздействие на человека негативных факторов.

    2) Рациональная организация труда.

    3) разработка рационального режима работы.

    4) организация санитарно-защитных зон

    Технические:

    1) использование конкретных технических решений для повышения безопасности

    2) защита с помощью организаций.

    3) герметизация

    4) защита расстоянием

    Методы обеспечения БЖД:

    1) « А методы » - пространственное или временное разделение гомосферы и ноксосферы.

    2) « Б методы » - нормализация ноосферы, соответствование среды обитания под необходимые характеристики человека.

    3) « В метод » - адаптация человека к ноосфере.

    4) « Г метод » - сочетает в себе вышеупомянутые методы.

    Опасная ситуация

    Мы живем в мире природных, техногенных, социальных и иных опасностей, часто угрожающих нашему здоровью и жизни. Каждый день газеты, радио и телевидение сообщают об очередных аварии, катастрофе или стихийном бедствии, из-за которых погибли или пострадали люди.

    Социальные и техногенные катастрофы предсказать невозможно. Чрезвычайные ситуации природного характера наиболее регулярны, часто их можно спрогнозировать. Природные явления неизбежны, так как они связаны с естественными процессами, происходящими в географической оболочке Земли.

    Угроза природных явлений для жизни человека зависит от характера природных процессов и готовности человека обеспечить свою безопасность.

    Дети должны знать о том, как вести себя в таких ситуациях. Но прежде всего этими знаниями должны обладать педагоги. Главной задачей предложенного курса является ознакомление учителей начальной школы с чрезвычайными ситуациями природного характера и правилами поведения во время стихийных бедствий.

    В процессе жизнедеятельности, т. е. создания условий для своего существования и развития, люди постоянно сталкиваются с опасностями. Любая практическая деятельность человека связана с окружающей природной средой и социальной реальностью и потенциально опасна. Потенциальная опасность носит скрытый характер и проявляется при наличии определенных, нередко трудно предсказуемых условий. Они усугубляют ее и превращают в экстремальную опасность. Если эту опасность не локализовать или не стабилизировать, она превратится в чрезвычайную ситуацию (ЧС).

    Опасности и чрезвычайные ситуации имеют различный характер. Чаще всего в их основе лежат природные явления, вызывающие стихийные бедствия, экологические, связанные с нарушением равновесия в деятельности человека и окружающей природной среды, техногенные, возникающие при авариях и катастрофах в производственной сфере, на транспорте, в системах коммуникаций, биологические, проявляющиеся в эпидемиях, эпизоотиях, эпифитотиях и пр., и социальные, связанные с противоречиями в общественных отношениях. Анализ происходящих в последнее время ЧС свидетельствует, что в 75-80 % случаев их возникновение связано с деятельностью человека и обусловлено причинами социального характера.

    Прогресс науки и развитие техносферы создали ряд серьезных угроз человеку и среде его обитания. Вместе с тем, развитие техносферы сегодня необходимое условие выживания. Кроме того, очевидно, что сотни тысяч людей страдают от всевозможных чрезвычайных ситуаций вовсе не изза различных пороков техносферы. Причина кроется в сложнейших процессах развития общества.

    Перед человечеством стоит ряд глобальных проблем, которые возникли в ходе развития цивилизации. Это, прежде всего, демографическая проблема, порождаемая перенаселением, миграцией, старением и являющаяся одной из первопричин ряда других глобальных проблем. Это экологическая проблема с ее многочисленными составляющими, в том числе изменением глобального климата и истощением озонового слоя. Это проблемы войны и мира, проблемы природных катастроф и техногенной безопасности, это, наконец, проблемы энергетики, истощения невозобновимых ресурсов, бедности, занятости, нехватки продовольствия, межэтнического противостояния, религиозной нетерпимости, организованной преступности, терроризма, информационной безопасности, здравоохранения, генетической безопасности, наркомании, деградации духовнонравственной сферы и др.

    Каждая неразрешенная, непреодоленная глобальная проблема становится возможной причиной катастрофы. И только знание потенциальных опасностей позволяет принимать превентивные меры, чтобы избежать беды. В качестве примера успешно разрешенных глобальных проблем можно назвать острую в 19601980х годах проблему "информационного взрыва", на сегодня весьма эффективно смягченную благодаря новым информационным технологиям, а также решенную во многом благодаря достижениям медицины проблему эпидемий, охватывавших ранее обширные территории Земли.

    Однако для человечества традиционным является пренебрежение предупредительными мерами. Предпочтение отдается конъюнктурным потребностям момента. В результате даже уже изученные опасные тенденции оказываются неучтенными, и как результат возникают опасные ситуации.

    Опасная ситуа­ция -- это стечение обстоятельств, которое при оп­ределенном развитии событий может привести к несчастью.

    В большинстве случаев опасные ситуации созда­ет сам человек, нарушающий общепринятые правила поведения.

    Опасная ситуация может возникнуть на дороге, если пешеход переходит проезжую часть в неустанов­ленном месте или на красный свет светофора, если человек нарушает правила пожарной безопасности, если не соблюдает правила общественной безопас­ности и общественного порядка.

    Опасные ситуации, с которыми наиболее часто человек может встретиться в повседневной жизни, можно условно разделить на три группы.

    Опасные ситуации техногенного характера.

    Они могут возникнуть при общении человека с техникой и различными техническими устройствами. К ним мож­но отнести опасные ситуации на дорогах, опасные си­туации при обращении с огнем и различными быто­выми приборами.

    Опасные ситуации природного характера.

    Могут возникнуть изза невнимательного отношения человека к особенностям природ­ных условий в регионе его проживания, изза наруше­ния правил поведения в при­родных условиях в различное время года. опасный чрезвычайный ситуация самозащита

    Опасные ситуации социального характера.

    Они связаны с нарушениями людьми правил обществен­ной безопасности и обще­ственного порядка.

    Эти ситуации зачастую носят крими­нальный характер. А что мы называем чрезвычайной ситуацией?

    Чрезвычайная ситуация -- это обстановка, сло­жившаяся в результате ава­рии или опасного природ­ного явления, которые по­влекли человеческие жертвы, нанесли ущерб здоровью людей или окружающей при­родной среде.

    Чрезвычайная ситуация отличается от опас­ной, прежде всего тяжестью последствий.

    Чрезвычайные ситуации также делятся на природные, техногенные и социальные.

    Чрезвычайные ситуации природного характера могут быть вызваны землетрясени­ем, наводнением, ураганом, бурей, смерчем, оползнем, селем, цунами, извержением вулкана, циклоном.

    Чрезвычайные ситуации техногенного характера мо­гут быть вызваны промыш­ленной аварией, взрывом, транспортной аварией, по­жаром, гидродинамической аварией.

    Чрезвычайные ситуации социального характера на­ступают вследствие ведения военных действий, при тер­рористических актах, при эпидемиях.

    Чтобы снизить нежела­тельные последствия опас­ной и чрезвычайной ситуа­ции, необходимо постоянно учиться вести себя без­опасно, то есть предвидеть опасности, уметь их избегать, знать, как вести себя в опасной си­туации.

    Для того чтобы научиться безопасному поведению, необходимо:

    • -- решать ситуационные задачи, продумывая свое поведение в различных условиях;
    • -- постоянно совершенствовать свои физические качества, занимаясь физической культурой и спортом, закаливанием организма;
    • -- постоянно воспитывать в себе волевые качества и уравновешенность, которые помогут сохранить спокойствие в сложной обстановке и найти рациональный путь выхода из нее.

    Некоторые люди считают, что с ними никогда не случится ничего плохого, что все неприятности суще­ствуют не для них. До определенного времени так мо­жет и быть. Однако самые тяжелые последствия опас­ной ситуации постигают человека, который ее не ожидал и не был готов к грамотным действиям.

    Столкнувшись с проблемой или неординарной ситуацией, мы начинаем лихорадочно искать выход, пытаемся принять верное решение. Как правило, все это происходит потом, когда, к сожалению, определенное негативное событие уже произошло.

    Однако есть способ, который позволит значительно уменьшить долю риска в той или иной опасной ситуации: просто необходимо заранее предвидеть возможную угрозу, подготовить себя и неукоснительно соблюдать правила обеспечения собственной безопасности.

    Опасность легче предугадать, предусмотреть и "застраховать" себя от нее, нежели потом устранять ее последствия.

    В повседневной жизни чаще всего могут возникнуть криминогенные ситуации, связанные с мошенничеством, воровством, ограблением, вымогательством, шантажом, насилием и похищением.

    Общие правила безопасного поведения в таких ситуациях состоят в следующем:

    • -- всегда будьте начеку и умейте распознавать источники опасности, чтобы не быть застигнутым врасплох;
    • -- старайтесь всегда находиться в хорошей физической форме и психологически будьте готовы к возможной опасной ситуации;
    • -- не падайте духом и в любой ситуации ищите выход;
    • -- постоянно имейте под рукой телефон ближайшего отделения милиции;
    • -- научитесь технике самообороны и при необходимости защищайте себя самым решительным образом;
    • -- не вступайте в контакт с незнакомыми людьми, особенно с теми, которые вызывают подозрение;
    • -- будьте особенно бдительны и внимательны в местах повышенной криминогенной опасности;
    • -- затрудняйте, насколько это возможно, действия злоумышленников, так как каждое препятствие ставит перед ними задачи и для их разрешения требуется время;

    Как избежать опасной криминогенной ситуации.

    Криминогенные ситуации чаще всего возникают в темное время суток в плохо освещенных и малолюдных местах, в подъездах домов и лифтах. При угрозе необходимо исходить из реальной, конкретной обстановки, не стесняться обращаться за помощью к работникам магазинов, аптек, банков и других учреждений и организаций.

    Выходя вечером на улицу, не надо надевать дорогую, броскую одежду, украшения, брать большие суммы денег. Опасно выбирать маршрут движения, проходящий через пустыри, безлюдные скверы, глухие переулки и другие пустынные места. Нельзя принимать предложения прокатиться или подвезти от незнакомых водителей. Если появилось ощущение, что ктото преследует, надо убедиться в этом и спешить к освещенному месту, звать на помощь людей.

    Следует задержаться и не заходить в подъезд дома, если следом идет человек, внушающий подозрение. При угрозе нападения надо привлечь внимание соседей (стучать и звонить в двери, кричать). При явном нападении, оценив ситуацию, защищаться, стараясь ошеломить и озадачить нападающего. После нападения немедленно сообщить в милицию.

    Вызвав лифт, не следует заходить в него, если там уже находится подозрительный пассажир. Нельзя стоять в кабине лифта спиной к попутчику. Подвергшись нападению, необходимо защищаться, кричать, стучать по стенкам кабины, стараться нажать кнопки «Вызов диспетчера» и «Стоп». По возможности надо пытаться выскочить на площадку или на улицу и позвать на помощь. Оказавшись в безопасности, следует вызвать милицию.

    Важное значение для самозащиты в криминогенных ситуациях имеет психологическая подготовка человека. Спокойное и уверенное поведение, умение справиться со страхом и взять инициативу в свои руки, стремление убедить потенциального агрессора в возможности мирного разрешения ситуации, неожиданные действия, а при необходимости использование приемов самозащиты -- хорошая гарантия не стать жертвой преступников.

    Все мы являемся свидетелями активизации глобальных природных процессов в последние годы, которые проявляются во всевозможных землетрясениях, ураганах, цунами, небывалых снегопадах и т.д. Не вдаваясь в исследования причин, мы поговорим о следствиях. А следствия таковы, что стихийные бедствия приносят огромный экономический ущерб, угрожают жизни и здоровью человека. Кроме природных катаклизмов, сегодня огромную опасность для человечества представляет само человечество, точнее, созданная человеком "техносфера". Реальность такова, что люди производят ядовитые вещества чудовищные по своей силе, используют энергию расщепления ядра, способную уничтожить все живое. Может ли развиваться цивилизация иначе? Кто знает? Впрочем мы все равно говорим о следствиях.

    Человечеству брошен вызов. Бедствия, катастрофы, чрезвычайные ситуации подают сигнал: траектория мирового развития стала неустойчивой, и задача современной науки найти выход и предложить его обществу. Символами уходящего XX века был технический прогресс, расширенное воспроизводство, экстенсивный роста. Императивы XXI века иные. Во главу угла ставятся устойчивость, безопасность, качество. Сегодня ученым недостаточно указать обществу выбор, надо изучить его последствия и выяснить цену этого выбора до того, как он будет сделан. И тогда у нашего и следующих поколений появится надежда. Сегодня в центре нашего внимания человек, люди, общество, и цель этого общества защита жизни и интересов человека. А чтобы научиться защищать человека, нужна не только научная система взглядов на способы управления рисками катастроф и стихийных бедствий. Необходима конкретная система программных мер по снижению рисков и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций. И соответствующие государственные структуры, одной из которых является МЧС России.

    Тема урока: « Опасные ситуации в жилище»

    5 класс

    Цели урока:

      Познакомить учащихся с распространенными опасностями в жилище и с их причинам.

      Выработать алгоритм действий при возникновении некоторых опасных ситуаций (если остановился лифт, если захлопнулась дверь).

      Развивать инициативу и активность на уроке.

      Воспитывать уважительное отношение и стремление к обязательному соблюдению правил безопасного поведения в жилище.

    Оборудование:

      учебник

      компьютер;

      экран;

      презентация.

    Ход урока

    I. Организационный момент

    Добрый день, ребята! Если день начинать с улыбки, то можно надеяться, что он пройдет удачно. Давайте сегодняшнее занятие проведем с улыбкой. Главная задача – быть внимательными, активными, находчивыми, а главное – трудолюбивыми.

    II . Актуализация опорных знаний

    Давайте вспомним, какие опасности могут подстерегать человека в городе и в сельской местности.

    Индивидуальная работа учащихся.

    Работа по карточкам. Приложение 1.

    Работают 6 учеников, которые садятся за первые парты. Работают в течение 5 минут.

    Фронтальная работа с классом.

    Дома вы подготовили краткие рассказы на темы: «Что произойдет в вашем населенном пункте, если в течение трех дней будет полностью отключена электроэнергия?» и «К каким последствиям могут привести продолжительные ливневые дожди в вашем населенном пункте?» Давайте послушаем.

    Учитель спрашивает и оценивает 4-х учащихся.

    III . Введение в тему урока

    А, сейчас, послушайте стихотворение и постарайтесь ответить, о чем сегодня пойдет речь на уроке? Слайд 2.

    На улице дождь непрерывный,
    А дома тепло и светло.
    И можно на бурые ливни
    Спокойно смотреть сквозь стекло.

    Тут можно укрыться от зноя,
    Спастись от морозного дня.
    В хорошее место родное -
    Домой так и тянет меня.

    Ответы учащихся.

    Да, сегодня мы будем говорить о доме, как о жилище человека. Каждый из вас живет в квартире, в которую вы возвращаетесь после школы. Там вас ждут ваши любимые игрушки и вещи. Там тепло и уютно. Там встречают вас родные лица. Там вы находитесь в безопасности.

    О доме есть поговорка. Попробуем ее прочитать. Слайд 3.

    «Мой дом – моя крепость». Объясните значение данной поговорки. Ответы учащихся.

    Нам кажется, что мы в своем доме, квартире будем в полной безопасности. Так ли это? Статистика детских травм показывает, что большинство увечий несовершеннолетние получают в бытовой обстановке. Бытовые травмы составляют 57%, как правило, это ожоги и переломы. Получается, что наше жилище не безопасно.

    IV . Сообщение темы и цели урока

    - Какие же опасные ситуации могут возникнуть в жилище, и каковы причины этих опасных ситуаций? Вот на эти вопросы мы попытаемся ответить сегодня на уроке.

    Итак, тема урока: «Опасные ситуации в жилище». Слайд 1. Чтобы вернуться к слайду 1, необходимо навести указатель мыши на желтый кружок в нижнем правом углу слайда.

    Запись числа и темы урока в тетрадь.

    V . Изложение нового материала

    Рассказ учителя с элементами беседы.

    В нашем доме, квартире могут произойти разные опасные ситуации. Причинами этих опасных ситуаций могут стать три группы факторов. Слайд 4.

    Чтобы перейти на слайд 4, необходимо навести указатель мыши на дом.

    Группы факторов:

      природные (морозы, наводнения, жара, ураганы, землетрясение и т.д.);

      социальные (нарушение техники безопасности, нарушение правил обращения с приборами и механизмами, асоциальное поведение людей и т.д.);

      техногенные (технические аварии: прорыв труб, повреждение газопровода, нарушение работы системы отопления и т.д.)

    Запись в тетрадь.

    VI . Самостоятельная работа учащихся

    Сейчас, я предлагаю поработать по группам.

    1 ряд записывает в тетради примеры опасных ситуаций в жилище, которые могут быть вызваны природными факторами.

    2 ряд записывает в тетради примеры опасных ситуаций в жилище, которые могут быть вызваны социальными факторами.

    3 ряд записывает в тетради примеры опасных ситуаций в жилище, которые могут быть вызваны техногенными факторами.

    Учащиеся работают в течение 3 минут, затем идет обсуждение.

    Подводя итог ко всему сказанному, учитель демонстрирует слайды 5 – 8. Учащиеся дописывают примеры опасных ситуаций в тетрадь.

    VII . Физкультминутка Слайд 9.

    А, сейчас, выполним гимнастику для глаз. Повторяйте движения глазами по стрелкам по 5 раз.

    VIII . Продолжение изложения нового материала

    Давайте обратимся к нашим учебникам и выполним задание 4 с.30. Работа с учебником.

    Решение ситуационных задач.

    Задача 4 А. Лена решила воспользоваться лифтом, но он вдруг остановился. Есть мобильный телефон. Что ей делать? Ответы учащихся.

    слайд 10.

      Не паниковать!

      Нажмите кнопку вызова диспетчера и сообщите о ситуации.

      Если нет, звоните в службу спасения, родным, друзьям, которые смогут сообщить о происшествии в аварийную службу.

      Если телефона под рукой нет, кричите и зовите на помощь.

    Давайте ознакомимся с правилами пользования лифтом, чтобы не попасть в другие опасные ситуации, связанные с ним. Чтение учебника с.29-30 по цепочке.

    Задача 4 Б. Что делать, если захлопнулась дверь, а на лестничной клетке очень холодно? Ответы учащихся.

    Подводя итог, учитель демонстрирует слайд 11.

    Алгоритм действий в данной ситуации:

      Попросить у соседей дождаться родителей.

      Попросить соседей сообщить родителям о случившейся ситуации.

      Припомнить, не остались ли включенными плита и т.д. и сообщить родителям.

      Можно позвонить в службу спасения, обратиться в полицию.

    IX . Закрепление

    Теперь проверим, как вы усвоили материал. Выполним задание. Слайд 12.

    Задание.

    Причинами опасных ситуаций в жилых помещениях могут быть различные факторы. Найдите соответствие между фактором и характеристикой.

    Факторы Характеристика факторов

    1. Природный А. Повреждение канализационной системы

    2. Техногенный Б. Морозы и ураганы

    3. Социальный В. Хулиганство

    Г. Игра с огнём

    Д. Землетрясение

    Е. Электрозамыкание

    Ж. Мошенничество

    Ответы: 1- Б, Д; 2- А, Е; 3- В, Г.

    Х. Подведение итогов урока

    - Сегодня мы вспомнили,какие опасные ситуации могут возникнуть в жилище, и каковы причины этих ситуаций.

    Я вам напомню один из важнейших уроков ОБЖ: в каждой опасной ситуации есть явная или скрытая причина её возникновения, являющаяся результатом нашей невнимательности и нашего незнания.

    Будьте внимательны! Изучайте ОБЖ.

    XI . Домашнее задание Слайд13.

      Параграф 6.

      вопросы

    Используемые материалы:

      Настрой на урок:

      Стихотворение «Дом» Агнии Барто:

    Карточка 1.

    Укажите стрелками, какие из перечисленных характеристик, с точки зрения безопасности жизни, относятся к городскому жителю, а какие к сельскому жителю.

    1. Этот житель вынужден быть мастером на все руки,

    чтобы поддержать свое хозяйство.

    2. Этот житель часто оказывается беспомощным, когда

    надо поменять прокладку в водопроводном кране или ГОРОДСКОЙ ЖИТЕЛЬ

    починить электрическую розетку.

    3. Этот житель редко работает рядом с домом, поэтому

    каждый день по дороге на работу и домой подвергается

    опасности как пешеход, пассажир или водитель.

    4. Этот житель знает не только своих соседей, но порой

    и всех жителей в населенном пункте.

    5. Этот житель часто не знает своих соседей по лестничной

    клетке, а это помогает преступнику легко проникнуть в дом СЕЛЬСКИЙ ЖИТЕЛЬ

    и уйти незамеченным.

    6. Этот житель чаще подвергается опасности там, где

    собирается много народа, так как незначительное

    происшествие в таком месте может привести к панике.

    Ответ:

    ГОРОДСКОЙ ЖИТЕЛЬ – 2, 3, 5, 6.

    СЕЛЬСКИЙ ЖИТЕЛЬ – 1, 4.

    Карточка 2. Тема: «Опасности в городе и сельской местности»

    Укажите стрелками, какие из перечисленных опасностей относятся к городу, а какие к селу.

    1. Большая зависимость от природных условий

    (засуха, наводнение и т.д.) ГОРОД

    2. Загрязнение окружающей среды вредными выбросами

    предприятий и транспорта.

    3. Интенсивное движение транспорта.

    4. Плохие дороги и большие расстояния, затрудняющие

    своевременный приезд служб спасения.

    5. Много людей с асоциальным поведением и дурными

    намерениями.

    6. Наличие большого количества коммунальных сетей и СЕЛО

    коммуникаций с возможностью аварий на них.

    Ответ:

    ГОРОД – 2, 3, 5, 6

    СЕЛО – 1, 4.

    …………………………………………………………………………………………………….

    Карточка 3. Тема: «Опасности в городе и сельской местности»

    Вставьте пропущенные слова, пользуясь словами - помощниками.

    (Слова – помощники записаны в именительном падеже, если это имена существительные, и в неопределенной форме, если это глаголы.Подставляя их в предложения, меняйте падеж и форму, если это необходимо).

    1. В большом городе каждый день человек должен преодолевать большие _______________________________________.

    2. Интенсивное движение городского транспорта увеличивает вероятность возникновения

    ________________________________________________________________.

    3. При большом скоплении людей и построек наводнение или землетрясение намного ____________________________ в городе, чем в ________________________ местности.

    4. В городе много опасных для ______________________________ промышленных объектов.

    5. В городе человек зависит от работы ___________________________________________.

    6. Высокая концентрация _________________________________ характерна для городов.

    СЛОВА – ПОМОЩНИКИ: бытовые службы; расстояния; опаснее; здоровье; правонарушители; сельская; автодорожное происшествие.

    Ответ:

    1 – расстояния; 2 – автодорожного происшествия; 3 – опаснее, сельской; 4 – здоровья; 5 – бытовых служб;

    6 – правонарушителей.