Войти
Образовательный портал. Образование
  • Кто такой Николай Пейчев?
  • Томас андерс - биография, фото, личная жизнь солиста дуэта "модерн токинг" Синглы Томаса Андерса
  • Что показывает коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами Обеспеченность обязательств финансовыми активами в бюджетном учреждении
  • Как приготовить классические вареники с творогом
  • Как сделать тесто для яблочной шарлотки Как приготовить шарлотку с яблоками песочное тесто
  • Отечественной войны 2 степени
  • Преступные группы несовершеннолетних. Обладают особенностями преступные группы несовершеннолетних. Вопросы для самоконтроля

    Преступные группы несовершеннолетних. Обладают особенностями преступные группы несовершеннолетних. Вопросы для самоконтроля

    Любое совместное совершение преступления двумя или более лицами является преступлением, совершенным в группе. Подростки младшей возрастной группы, как правило, совершают преступления в составе группы.

    В определенной степени это связано с особенностями физиологического и психического состояния лиц данной возрастной группы (11-15 лет - период, связанный с изменениями в организме гармоничного баланса, с созданием и перестройкой работы желез внутренней секреции. Этот период характеризуется повышенной уязвимостью нервной системы). Становление личности - через самоутверждение.

    Ведущий мотив - стремление найти свое место среди сверстников.
    Среди несовершеннолетних преступников больше всего учащихся общеобразовательных школ и ПТУ; меньше - учащихся средних специальных учебных заведений и вузов.
    Большинство исследуемых подростков имели конфликтные отношения с родителями, однако имели нормальные жилищные условия и материальное положение.

    Также среди тех, кто принимал участие в групповой преступности большинство были на учете в инспекциях по делам несовершеннолетних.

    Криминологическая характеристика преступных групп несовершеннолетних:

    1. Первый тип: традиционные преступные группы несовершеннолетних, которые относят к "ситуативных" - немногочисленные и неустойчивые, преимущество загальнокорисливих преступлений. Преступления являются лишь отдельными эпизодами в жизнедеятельности подростков и не могут рассматриваться в качестве основной характеристики этих групп. Невысокий уровень организации преступной деятельности в "ситуативных" группах. Отсутствие тесных межличностных связей у подростков, которые входят в эти группы. Возрастной уровень 14-15 лет.

    2. Второй тип: преступные группы несовершеннолетних, "переходные" от групп "ситуативных" к преступным группам высокого уровня развития. Характеризуется большой численностью участников, более длительным периодом существования и преступной деятельности, наличием отдельных элементов устойчивости, большим количеством совершенных преступлений и изменением их характера, более сильным влиянием на нравственную сферу подростков. Каждая группа состоит из микрогрупп (эмоциональная основа образования). Возрастной уровень 16-17 лет и выше. (14-летних мало). Половая структура - подростки мужского пола основа, рост активного участия девушек (почти каждая третья занимает положение "опущенных" и "общих" девушек, которые удовлетворяют половые потребности членов групп мужского пола, другие – в роли "матрьон", то есть участников, которые пользуются в группе определенным авторитетом и правом выбора полового партнера. Состав участников - учащиеся ПТУ, а также работающие несовершеннолетние. Уменьшается численность общеобразовательных школ, обучающихся. Преступления в основном совершаются под влиянием криминогенной (провоцирующего) конкретной жизненной ситуации.

    3. Третий тип: устойчивые подростково-молодежные группировки, представляющие собой наиболее высокий уровень развития преступных групп. Характеризуется: разработанной структурой внутрігрупових связей, установлены финансовые "повинности", возрастная структура - юноши 16-17 лет, много взрослых, 14-15-летних - незначительное количество; наличием четко выраженного лидера; "закрытый" характер группировки, относительно стабильный состав участников; стойкая направленность на совершение преступления определенного вида.

    Устойчивость группировок третьего типа зависит от:

    1. интенсивности деятельной преступной группы (каждый новый удачно совершенное преступление укрепляет группу и повышает ее устойчивость);
    2. удовлетворение через ієрархізацію личного интереса каждого члена группы (чем больше группа ориентирована на формирование личностных связей, тем более она устойчива);
    3. наличия психологической защищенности каждого члена группы (что очень важно для большинства подростков. Отношения защиты и взаимопомощи обусловлены желанием сохранить и укрепить преступную группу.

    Факторы, способствующие формированию преступных групп несовершеннолетних:

    1. Экономические (совокупность конкретных явлений общественной жизни).
    2. Семья: неполная семья, малодітність семей, большое число разводов, аморальное поведение родителей и других членов семьи, пьянство и алкоголизм, систематические конфликты, выливающиеся в ссоры, скандалы, драки, развратная поведение родителей, отсутствие у родителей желания заботиться о своих детях, отсутствие эмоциональных связей между родителями и детьми и т.д.).
    3. Конкретные недостатки в организации учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе, что обусловливает противоправное поведение несовершеннолетних:
      1. недостатки организационного характера;
      2. недостатки, связанные с неправильным психологическим подходом к учащимся, склонным нарушать установленные правила и нормы поведения;
      3. недостатки, обусловленные невысоким профессиональным уровнем некоторых учителей, их психологической неподготовленностью к работе с детьми.
  • 2.2.4. Метод тестов и границы его применения в юридической психологии
  • 2.2.5. Социометрия и ее модификации
  • 2.2.6. Метод психологического анализа документов. Контент-анализ
  • Вопросы для самоконтроля
  • Глава 3 История развития юридической психологии
  • 3.1. Становление и развитие зарубежной юридической психологии
  • 3.2. Русская и советская юридическая психология
  • 3.3. Юридическая психология в исследованиях украинских ученых
  • Вопросы для самоконтроля
  • Раздел II Основы психологии правосознания личности
  • Глава 4 Правовая социализация личности
  • 4.1. Личность и процессы ее социализации
  • 4.1.1. Личность и ее психологическая структура
  • 4.1.2. Когнитивная сфера личности
  • 4.1.3. Регулятивная сфера личности
  • 4.1.4. Коммуникативная сфера личности
  • 4.1.5. Индивидуально-психологические свойства личности
  • 4.2. Правовая социализация личности
  • 4.2.1. Сущность правовой социализации
  • 4.2.2. Правосознание личности
  • Вопросы для самоконтроля
  • Глава 5 Правосознание и поведение личности
  • 5.1. Психологическое воздействие правовых норм на поведение личности
  • 5.2. Проблема правой переориентации сознания личности в реформационные периоды жизни общества
  • Вопросы для самоконтроля
  • Раздел iiiПсихология судебной деятельности Глава 6 Психологические аспекты гражданского судопроизводства
  • 6.1. Гражданское судопроизводство как условие правовой и психологической защищенности личности
  • 6.1.1. Гражданское право как средство регулирования социальных отношений
  • 6.1.2. Особенности гражданско-правового регулирования деятельности людей в условиях рыночных отношений
  • 6.2. Взаимодействие субъектов гражданско-правовых отношений в гражданском процессе
  • 6.2.1. Психологические аспекты взаимодействия субъектов гражданского праворегулирования
  • 6.2.2. Позиции сторон в гражданско-правовых отношениях
  • 6.2.3. Позиции сторон как проявление поведенческой активности в судебном процессе
  • 6.2.4. Регуляция взаимоотношений сторон в гражданском процессе
  • Вопросы для самоконтроля
  • Глава 7Психологические аспекты уголовного судопроизводства
  • 7.1. Психологическая структура судебной деятельности в уголовном процессе
  • 7.2. Познавательно-аналитические аспекты судебной деятельности
  • 7.3. Коммуникативные аспекты взаимодействия сторон уголовного судопроизводства
  • 7.4. Психологические аспекты правовой оценки преступного деяния и вынесения приговора
  • Вопросы для самоконтроля
  • Глава 8 Психологические особенности деятельности субъектов судопроизводства
  • 8.1. Общая характеристика профессиограмм юридической деятельности
  • 8.2. Психологическая структура деятельности судьи
  • 8.3. Психологическая структура деятельности прокурора
  • 8.4. Психологическая структура деятельности адвоката
  • Вопросы для самоконтроля
  • Раздел IV Психология следственной деятельности Глава 9Психология личности следователя
  • 9.1. Профессиографирование (профессиограмма). Психологический анализ деятельности следователя
  • 9.2. Структура профессионально важных свойств личности (психограмма следователя)
  • 9.3. Психологические аспекты профессиональной деформации личности следователя
  • Вопросы для самоконтроля
  • Глава10Психология отдельных следственных действий
  • 10.1.Психология допроса
  • 10.1.1. Краткая история становления и развития допроса
  • 10.1.2. Психология допроса несовершеннолетних
  • 10.1.3. Учет подростковой и юношеской психологии при допросе
  • 10.1.4. Допрос несовершеннолетнего свидетеля и потерпевшего
  • 10.1.5. Психология допроса совершеннолетнего обвиняемого
  • 10.1.6. Психология допроса при очной ставке
  • 10.2. Психология осмотра места происшествия
  • 10.3. Психология обыска
  • 10.4. Психология опознания
  • 10.5. Психология следственного эксперимента (проверка показаний на месте)
  • Вопросы для самоконтроля
  • Глава 11Судебно-психологическая экспертиза
  • 11.1. Сущность судебно-психологической экспертизы и пределы ее компетентности
  • 11.2. Условия назначения и структура судебно-психологической экспертизы
  • 11.3. Виды судебно-психологических экспертиз
  • 11.3.1. Судебно-психологическая экспертиза несовершеннолетних обвиняемых
  • 11.3.2. Судебно-психологическая экспертиза способности воспринимать важные для дела обстоятельства и давать о них правильные показания
  • 11.3.3. Судебно-психологическая экспертиза потерпевших по делам о сексуальных преступлениях
  • 11.3.4. Судебно-психологическая экспертиза эмоциональных состояний
  • Вопросы для самоконтроля
  • 11.3.5. Посмертная судебно-психологическая экспертиза
  • 11.3.6. Судебно-психологическая экспертиза по делам о происшествиях, связанных с управлением техникой
  • 11.3.7. Судебно-психологическая экспертиза групповых преступлений
  • 11.3.8. Судебно-психологическая экспертиза по делам (вопросам) о причинении морального вреда
  • 11.3.9. Судебно-психологическая экспертиза по гражданским делам
  • 11.3.10. Особенности проведения комплексных судебных экспертиз
  • Вопросы для самоконтроля
  • Раздел vКриминальная психология Глава 12 Психология преступного поведения
  • 12.1. Преступное насилие
  • 12.2. Мотивация преступного поведения
  • 12.3. Психологические особенности преступной личности и типология преступника
  • 12.3.1. Психологические особенности преступной личности
  • 12.3.2. Типология личности преступника
  • 12.3.3.Психологические особенности отдельных категорий преступников
  • 12.4. Объективные и субъективные факторы формирования личности преступника
  • 12.4.1. Взаимодействие личности с социальной действительностью
  • 12.4.2. Учет влияния ранних возрастных периодов на последующее развитие личности правонарушителя
  • 11.4.3. Условия нравственного формирования личности
  • Вопросы для самоконтроля
  • Глава 13 Психология несовершеннолетних правонарушителей
  • 13.1. Социально-психологические детерминанты преступного поведения несовершеннолетних
  • 13.1.1. Общая психологическая характеристика причин и условий девиантного (отклоняющегося) поведения несовершеннолетних
  • 13.1.2. Психологические особенности личности несовершеннолетних правонарушителей
  • 13.2. Психологические особенности преступного поведения несовершеннолетних
  • 13.3. Психологические аспекты профилактики правонарушений несовершеннолетних
  • Вопросы для самоконтроля
  • Глава 14 Психология преступных групп
  • 14.1. Сущность и типология преступных групп
  • 14.1.1. Понятие преступной группы
  • 14.1.2. Типология преступных групп
  • 14.2. Структура и функциональные характеристики орга­низованных преступных объединений
  • 14.3. Конфликты в преступных группах
  • 14.4. Социально-психологические механизмы возникнове­ния и организации преступных групп
  • Вопросы для самоконтроля
  • Список рекомендуемой литературы:
  • Оглавление
  • Раздел I введение в юридическую психологию 4
  • Раздел II Основы психологии правосознания личности 70
  • Раздел III Психология судебной деятельности 124
  • Глава 6 Психологические аспекты гражданского судопроизводства 124
  • Раздел IV Психология следственной деятельности 197
  • Глава 9 Психология личности следователя 197
  • Раздел V Криминальная психология 414
  • Глава 12 Психология преступного поведения 414
  • 13.2. Психологические особенности преступного поведения несовершеннолетних

    Преступность несовершеннолетних имеет свои особенности, которые проявляются в уровне и динамике такой преступности, в причинах, условиях и мотивации преступлений, совершаемых несовершеннолетними. Эти особенности могут быть связаны с определенными свойствами личности несовершеннолетних и их статусом в обществе. Понятие преступности несовершеннолетних связано с определенными возрастными границами и включает четыре возрастные группы несовершеннолетних: 14-15 лет; 15-16 лет; 16-17 лет и 17-18 лет.

    По криминологическим характеристикам к ним примыкают лица, не достигшие возраста, с которого может наступать уголовная ответственность, а также «молодые взрослые».

    Число зарегистрированных преступлений, совершенных несовершеннолетними либо при их участии, а также выявленных подростков-преступников за последние годы существенно возросло. Динамика этих показателей опережает темп прироста населения в возрасте 14-17 лет в 3,5 раза 1 . Наблюдается процесс омоложения уголовно наказуемого поведения несовершеннолетних: криминальная активность 14-15-летних растет более быстрыми темпами, чем 16-17 летних.

    Почти ¾ преступлений, совершенных подростками, исчерпывается тремя составами: кражи (немногим более 60%), грабежи (8-9%), хулиганство (около 7%). Число умышленных убийств, умышленного причинения тяжкого вреда здоровью, изнасилований по каждому виду значительно меньше. Несовершеннолетними постепенно осваиваются сравнительно новые разновидности преступлений, такие, как захваты заложников, вымогательство, торговля оружием и наркотиками, валютное мошенничество, компьютерные преступления и некоторые другие.

    Среди выявляемых подростков-преступников каждый седьмой, а среди осужденных – каждый пятый ранее совершали преступления.

    Устойчивой особенностью противоправного поведения несовершеннолетних является высокий уровень групповой преступности (почти 65%).

    Наблюдается рост вовлечения несовершеннолетних в преступную деятельность взрослыми, усиление виктимности подростков.

    Если раньше преступность несовершеннолетних была в основном «уличной», то сейчас увеличивается доля преступлений, совершаемых ими в своих и чужих жилищах, общежитиях, по месту учебы, на транспорте.

    Происходит нивелирование различий криминальной активности условных групп несовершеннолетних, выделяемых по признакам рода их занятий, но, как и прежде, уровень преступности является самым высоким среди неучащихся и неработающих подростков.

    Доля несовершеннолетних преступников мужского пола достигает 90-95%.

    Преступления несовершеннолетних носят преимущественно групповой характер (в трех случаях из пяти были совершены в группе) 1 . Вместе с тем до недавнего времени такие группы были малочисленны: по 2-3 человека и, как правило, возникали ситуативно, а после совершения преступления распадались.

    Пример. Несовершеннолетние П. (17 лет) и А. (15 лет) решили «разобраться» с В., так как тот требовал, чтобы мать А. вернула ему долг. Заманив В. в пустующий дом, начали драку. П. подставил подножку, а затем включился А., нанес удар ножом, но на этом не остановился. Спросил у П.: «В какой стороне сердце?» и нанес в область сердца несколько ударов. Потом отрезал у В. ухо, принес его домой и отдал собаке со словами «…тебе сегодня мясное дают».

    Анализ материалов уголовного дела, проведенное судебно-психологическое экспертное обследование показали следующее. Оба несовершеннолетних с раннего детства были предоставлены сами себе, матери воспитанием детей не занимались, у А. отца не было, а у П. отец отбывал срок наказания. Из школы и А., и П. были исключены.

    П. с 13 лет состоял на учете в ИДН за самовольные уходы из дома, кражи, развратные действия в отношении несовершеннолетнего. Уклонялся от учебы и работы, был замечен в драках. Рассматриваемое уголовное дело для него второе. Был в 19.. г. осужден на 1,5 года по статьям 140, ч.2; 140, ч.3; 141, ч.2; 206, ч.2; 81, ч.3; 145, ч.1; 193, ч.1; 189, ч.1; 215, ч.2 УК Украины. За время отбывания наказания характеризовался негативно, помещался в карцер за притеснение сокамерника.

    Психологическое обследование показало низкий уровень развития интеллекта; узость круга интересов, ригидность (тяжеловесность) мышления; эпилептоидно-истероидный тип акцентуации характера (у лиц такого типа проявляются поведенческие нарушения, взрывчатость, агрессивность, мстительность, эгоцентризм, склонность к демонстративному поведению и т.п.). П. охотно, с определенной рисовкой рассказывал о правонарушении, оправдывал свои проступки и преступления.

    В преступлении П. играл лидирующую роль. Его преступные действия носили осознанный, целенаправленный характер: им было выбрано удобное, безлюдное место, драку начал с подножки, с активного нападения, расправа была запланирована (о том, как «разбираться» с потерпевшим, обсудил с А. до случившегося).

    А. с 12 лет был поставлен на учет в ИДН за кражу из магазина; к уголовной ответственности привлечен не был, так как не достиг возраста уголовной ответственности.

    Обследование А. показало низкий уровень развития интеллекта; неустойчивый тип акцентуации характера (представители этого типа легко попадают под влияние других, плывут по течению, безынициативны). А. «дружил» со старшими подростками, был склонен к легкому, праздному образу жизни.

    Групповые противоправные действия П. и А. носили взаимно провоцирующий характер. Кажущаяся анонимность группового поведения («Кто сделал? – Мы.») усиливала эффект подражания и эмоционального заражения.

    Несовершеннолетним, как известно, свойственно стремление к группированию со сверстниками. Свободное общение с ними – не только способ проведения досуга, но и средство самоутверждения и самовыражения личности (семья и школа не всегда создают условия для удовлетворения этих важнейших для несовершеннолетних потребностей).

    Анонимность группового поведения рождает чувство личной безответственности, безнаказанности.

    Пример. В августе 19..г. в поселке сверстницами была избита несовершеннолетняя Г., которая впоследствии скончалась в больнице. В материалах уголовного дела имелись данные о том, что несовершеннолетняя В., взяв потерпевшую за волосы, несколько раз ударила ее затылочной частью головы о забор.

    В. воспитывалась бабушкой, дедушкой и отцом (мать умерла, когда В. было 3 года). Часто болела, училась слабо, дисциплину в школе не нарушала.

    Основным развлечением несовершеннолетних поселка было посещение дискотеки, которое, как правило, сопровождалось распитием самогона.

    Лидирующую роль в данном конфликте играла Ш., ее организаторские способности и склонность к лидерству отмечались в свидетельских показаниях. В конфликте была затронута личность Ш., ее самолюбие.

    Ш. потратила значительные усилия, чтобы собрать всех девушек на «разборку» с Г. Сказала В., что Г. «ставила засосы» ее другу Мише. Идя на разборку, подстрекала В. к активным действиям, обещала поддержать, так как Г. была физически развитой девушкой, в отличие от В. Шли на «разборку» с отрицательной установкой: избить, «рылом в навоз ткнуть». Били Г. всей группой (5 человек).

    Психологическое обследование показало социальную незрелость (психологический инфантилизм) В., свойственную ей внушаемость, ведомость, легкость подчинения группе; экстернальность (все происходящее, и хорошее, и плохое, расценивалось как результат действия внешних сил), слабость волевой регуляции. К сожалению, в процессе следствия должным образом не была оценена лидирующая роль Ш. в организации острой конфликтной ситуации – подстрекала действия сверстниц, не давала конфликту угаснуть.

    Противоправные действия несовершеннолетних часто объясняются индивидуально-психологическими, возрастными особенностями, а также особенностями ситуации.

    Пример. У несовершеннолетнего К. с детства отмечались пугливость и боязливость, чувство робости и застенчивости. По месту жительства и учебы характеризовался положительно. Тяжело переносил ссоры, скандалы родителей, переживал по поводу их развода. После развода родители активно занимались устройством своей личной жизни, сына отселили к бабушке и дедушке, с ним практически не общались.

    В психологическом исследовании была диагностирована сенситивная акцентуация характера. По данным А.Е.Личко, чувство собственной неполноценности у сенситивных подростков делает особенно выраженной реакцию гиперкомпенсации. Они ищут самоутверждения не в стороне от слабых мест своей натуры, а именно там, где они себя не проявляли. Робкие и стеснительные мальчики пытаются продемонстрировать свою «отвагу». К., познакомившись с молодыми 18-летними парнями, был тронут их вниманием к себе. С ним разговаривали о его проблемах, чего дома не наблюдалось. Так, когда один из новых знакомых, увидев проходившую невдалеке женщину, сказал: «Слабо тебе будет забрать сумку и шапку?», К. немедленно приступил к действиям (хотя до этого случая не хулиганил, не совершал противоправных действий). Далеко К. с чужой сумкой и шапкой не убежал, был задержан прохожими.

    Характеризуя поведение несовершеннолетних правонарушителей, исследователи часто отмечают низкий уровень интеллектуального развития, как одну из причин преступления, объясняя его недостаточно развитым правосознанием (важно для определения степени вины). Но, как уже было сказано выше, правосознание не исчерпывается объемом правовых знаний и не сводится только к мышлению, степени овладения речью.

    Так, адвокат, защищавший в процессе следствия несовершеннолетнего Ю., в своем заявлении отметил, что его подзащитный обучается во вспомогательной школе, письменной речью не владеет, плохо читает, и, следовательно, уровень его развития не соответствует возрасту.

    Заметим, что письменная речь и речь устная – это средство мышления и форма выражения мысли и т.д. Письменная речь напрямую интеллект не определяет. Церковные сооружения в Кижах, выстроенные из дерева (соединения без единого гвоздя) неграмотными мастерами могут являться тому примером.

    Психологическое исследование показало, что Ю. был «хорошим» организатором многократных групповых преступных действий несовершеннолетних. Он искал квартиры для выгодных краж, «сколачивал» временную группу исполнителей (одних уговаривал, соблазнял барышом, других запугивал, грозил расправой в случае отказа), все украденное хранил в гараже, организовывал сбыт наворованного, распределял «доход» (львиную долю оставлял себе). Мать и старший брат воспитанием Ю. не занимались. Подросток был предоставлен самому себе, из школы можно было легко уйти, не посещать занятия, контроля за поведением Ю. не было.

    Анализ поведения Ю. показал достаточный уровень конкретно-практического мышления, направленного на достижение криминальных целей, решение противоправных задач.

    В 1990-е годы появилась тенденция формирования организованных группировок несовершеннолетних. Такие группировки были выявлены в Казани, Йошкар-Оле, Дзержинске Горьковской области, Чебоксарах, в Ульяновске, Кургане и других городах.

    В Казани, например, в конце 1980-х годов существовало более 60 группировок такого типа, которые включали около 1,5 тысяч подростков – активных участников группировок и еще 6-8 тысяч подростков, находившихся под влиянием первых. В группировках поддерживались традиции и обычаи преступной среды, определенная иерархия, существовала уплата взносов лидерам группировок и т.д. Члены группировок регулярно совершали кражи, грабежи, в том числе с выездом в другие города, занимались вымогательством. Такое явление получило у юристов и журналистов название «казанского феномена» 1 . Такие преступления имеют большую социальную опасность, что обусловлено вовлечением в сферу криминальной деятельности многих лиц, а также наличием определенных внутригрупповых связей, отношений, оказывающих влияние на каждого участника преступной группировки.

    Социально-психологическая специфика преступной группы несовершеннолетних заключается в том, что она является тем фактором, который формирует у подростков антисоциальные взгляды и потребности, способствует осознанию силы группы и приводит к совершению правонарушений. В этих условиях появляются большие возможности для возникновения и распространения определенного преступного «опыта». Как правило, в группах совершаются наиболее тяжкие преступления: грабежи, разбои, хулиганство, изнасилования.

    Изучение деятельности группы правонарушителей и каждого участника преступной группировки в отдельности дает возможность строгой индивидуализации меры ответственности, помогает всестороннему, полному и объективному исследованию всех обстоятельств совершения преступления.

    Психологический аспект изучения преступлений, совершенных группой несовершеннолетних, заключается в анализе каждого участника в процессе осуществления преступного замысла, в выяснении структурных отношений в группе. Ролевая конкретизация позволяет оценить влияние авторитета организатора (лидера) на того или другого члена преступной группы, определить, каково влияние группового мнения на индивида, каким образом возникают и формируются мотивы групповой криминальной деятельности несовершеннолетних.

    Подростковый и юношеский возрасты отличаются стремлением к общению, неустойчивостью ценностных ориентаций, уязвимостью психики. Несовершеннолетние зачастую вовлекаются в преступную деятельность групп путем уговоров, просьб. Это наглядно подтверждает отсутствие у многих несовершеннолетних четкой позиции в оценке явлений общественной жизни.

    Необходимо учитывать, что у несовершеннолетних процесс социализации, т.е. включение в общественные отношения, только начинается, отсутствуют необходимый жизненный опыт, знания, недостаточно совершенны познавательные процессы. Подростка-правонарушителя характеризует отсутствие либо слабое развитие личностно-социального контроля: он зачастую не может либо не стремится правильно оценивать свои поступки.

    При изучении групповой преступной деятельности несовершеннолетних наибольший интерес представляют группы с насильственной ориентацией. Подростки, совершающие насильственные преступления, характеризуются устойчиво преступной деформацией поведения. Например, причинение тяжких телесных повреждений или смерти – не самоцель, а способ устранения препятствий на пути достижения их желаний, способ удовлетворить потребность в самоутверждении.

    При изучении психологии несовершеннолетних правонарушителей важно обратить внимание на мотивацию преступного поведения, поскольку она наиболее четко отражает социальную опасность противоправного поведения, антисоциальные потребности правонарушителя. Мотивы групповых преступлений несовершеннолетних имеют некоторые особенности. Особый интерес представляет явление конформизма. В процессе групповой преступной деятельности конформизм проявляется через влияние группового мнения на индивида. Конформность же означает степень и характер подверженности индивида групповому мнению.

    Следует заметить, что в условиях чрезвычайной, экстремальной ситуации, которая возникает при совершении преступления, конформность выше, чем в обычных условиях, поскольку индивид не располагает временем для анализа конкретной обстановки, оценки своего положения.

    Существует определенная зависимость между возрастом несовершеннолетнего правонарушителя – участника преступной группы и уровнем конформности: он наиболее высок в 14-15 летнем возрасте, когда подражательные мотивы, влияние мнения группы либо ее лидера являются основой, определяющей характер деятельности и поведения подростка. Следует заметить, что зачастую в основе формирования преступных групп несовершеннолетних лежит многолетнее общение. Изучение обстоятельств возникновения и формирования преступных групп несовершеннолетних свидетельствует о том, что большинство их участников – жители одного района, улицы и т.д. и знакомы друг с другом продолжительное время.

    Группа несовершеннолетних с социально отрицательной ориентацией характеризуется восприимчивостью к отрицательным явлениям, отсутствием социально полезных целей.

    К наиболее тяжким преступлениям, которые совершаются несовершеннолетними в группах, относятся половые преступления. Анализ данных по делам о групповых изнасилованиях показывает, что участники преступных групп ранее уже совершали преступления и, как правило, характеризуются устойчивой преступной деформацией личности.

    Так, пятеро подростков во главе с 18-летним Б. организовали выпивку в квартире родителей Б. и изнасиловали несовершеннолетнюю П., причинив ей тяжкие телесные повреждения, которые привели затем к смерти потерпевшей. Организаторы преступления Б. и О. ранее были судимы за умышленные преступления. Остальные участники этой группы длительное время состояли на учете в детской комнате милиции и в инспекции по делам несовершеннолетних. В данном случае наиболее ярко проявляются устойчиво преступная деформация личности, сочетание половой распущенности с хулиганскими мотивами.

    Исследования показывают, что очень часто групповые изнасилования у несовершеннолетних сочетаются с хулиганством, либо хулиганские действия предшествуют совершению половых преступлений. В общем объеме групповых правонарушений несовершеннолетних хулиганство занимает значительное место. Оно является не только самостоятельным видом преступления, но и той питательной средой, в которой вызревают еще более опасные для общества преступные деяния.

    Следует отметить также, что совершение преступления предварительно организованной группой в корне отличается от совершения преступления в соучастии. В случае совершения преступного деяния преступной группой реально проявляется общность антисоциальных взглядов, потребностей, т.е. общность психологии. Насильственные преступления, совершенные в соучастии, характеризуются спонтанностью, эмоциональной насыщенностью; последствия преступления в значительной мере определяются степенью виктимности потерпевшего. Преступления, совершенные относительно устойчивой группой, характеризуются меньшей спонтанностью либо отсутствием ее. Причина этого – неоднократность преступных действий, осознание собственной безнаказанности, наличие определенного преступного «опыта», своеобразная специализация.

    При расследовании групповых преступлений несовершеннолетних чрезвычайно важно выявить индивидуально-психологические особенности личности участников, когда каждый из них, сознавая неизбежность наказания, старается исказить истинное положение вещей, умалить свою роль в содеянном, а лидер группы стремится предстать рядовым исполнителем и т.п. Если же совершено насильственное преступление, то обвиняемые, как правило, стремятся преувеличить степень виктимности ситуации.

    В плане нравственно-психологическом личность несовершеннолетних преступников характеризуется рядом довольно существенных специфических признаков. Прежде всего на их противоправном поведении, безусловно, сказываются возрастные особенности, такие, например, как повышенная внушаемость, склонность к социально-психологическому заражению, подражанию, юношеский негативизм, известная несформированность жизненных ориентаций и установок, инфантильность эмоционально-волевой сферы. Для большинства преступников-подростков характерны отсутствие интереса к учебе и труду и соответственно значительное ослабление или полная утрата связей с учебными и трудовыми коллективами. В большей степени их привлекает сфера досуга, как правило, заполненного социально-негативным содержанием (бесцельное времяпрепровождение, тусовки в подъездах, подвалах, на улицах, чердаках, рок-музыка, азартные игры, выпивки, употребление наркотиков, половая распущенность, болезненное реагирование на любые замечания взрослых и т.д.).

    Логическим продолжением этих антисоциальных (еще не преступных) занятий являются кражи и грабежи, для того чтобы добыть деньги для приобретения алкоголя и наркотиков, «на девочек», на покупку модной одежды, средств звукозаписи и кассет, хулиганские выходки ради самоутверждения и т.д. Интерес к технике, художественному творчеству, спорту (кроме примитивного накачивания мышц) у несовершеннолетних правонарушителей проявляется в 3-4 раза реже, чем у подростков с позитивной направленностью поведения.

    О последствиях своих противоправных действий, возможно трагических, подростки редко задумываются, чему способствует прежде всего низкий уровень развития правосознания. Мотивы собственных действий ими нередко приукрашиваются, «облагораживаются», в то время как побуждения и поведение потерпевших очерняются, окрашиваются в резко негативные тона.

    Для несовершеннолетних преступников весьма характерны завышенные самооценки, низкий уровень ответственности за свои поступки, отсутствие чувства стыда, дефицит совести, равнодушие к другим людям, их проблемам и заботам. Типичными чертами для многих подростков-правонарушителей является сниженный самоконтроль, эмоциональная неуравновешенность, упрямство, импульсивность, злобность, мстительность, агрессивность.

    Социальную неадаптированность части несовершеннолетних преступников усиливают умственная отсталость, нервно-психические отклонения психопатического характера либо в виде последствий черепно-мозговых травм, инфекционных и других заболеваний.

    Большинство несовершеннолетних преступников обладают устойчивыми привычками и стереотипами антиобщественного поведения: постоянно демонстрируют пренебрежение к общепринятым нормам поведения, склонны к употреблению спиртных напитков, наркотиков, а также к бродяжничеству, побегам из дома и воспитательных учреждений, являются конфликтными и нечестными людьми. Замыкаясь в круге общения с себе подобными, они, как правило, враждебно относятся к тем подросткам, которые хорошо учатся, соблюдают дисциплину, уважают старших по возрасту.

    В годы реформ отмечается расширение социально-экономической базы преступности несовершеннолетних. Это прежде всего обнищание многих семей, возрождение детской и подростковой беспризорности, появление безработицы несовершеннолетних. Семья, которая едва сводит концы с концами, каждодневно борется за выживание, причем использует для этого морально далеко не безупречные, а порой и откровенно противоправные средства, перестает быть инструментом социализации. Она становится либо постоянно и сильно действующим источником негативных влияний на нравственное формирование подростка, либо выталкивает его на улицу, в антиобщественную среду, в стихию «дикого» рынка, в частности, сферу полулегального или нелегального мелкого бизнеса. Большинство подростков, вынужденных заниматься мойкой автомашин, уборкой, погрузкой-разгрузкой товаров в коммерческих ларьках и магазинах, торговлей с рук в электропоездах, на улицах, в подземных переходах и т.д., начинают систематически пропускать занятия или совсем теряют связи с учебными коллективами. При этом они не только лишаются возможности приобретать знания, развиваться в интеллектуальном, культурном отношении, проводить досуг со сверстниками, но и сталкиваются с разнообразными негативными явлениями, присущими экономическому «подполью» (с фактами нечестности, обмана, недобросовестной конкуренции, вымогательства и т.п.).

    В сложнейших условиях нравственного формирования и развития личности оказались подростки из семей безработных, беженцев, вынужденных переселенцев. На подростков из неблагополучных семей, которые не порвали связей со школой, негативное влияние оказывают новые дефекты социализации в этих типах микросреды. Например, в школе – это «черный рынок», приторговывание спиртными напитками, наркотиками, порнографической продукцией, в семье – усиление алкоголизации, обострение конфликтных ситуаций как следствие перманентных жизненных неурядиц (угрозы потерять работу, остаться без средств к существованию и т.п.).

    Имеются свои проблемы, негативно влияющие на нравственное формирование и развитие несовершеннолетних, и в благополучных в материальном отношении семьях. Это, например, проявления двойной морали родителей, живущих в непозволительной роскоши на средства, добытые противоправным путем, а порой и откровенное рвачество, алчность, бездуховность, нередко отсутствие теплоты во взаимоотношениях и сильное взаимное отчуждение 1 .

    Отрицательно влияет на нравственное формирование детей и подростков наблюдающееся в последнее время обострение извечной проблемы «отцов и детей». Некоторые несовершеннолетние оказываются в особо сложном положении, сталкиваясь с поляризацией идейно-нравственных позиций взрослых членов семьи, своеобразным конфликтом поколений и культур на этом уровне, когда, например, отец является преуспевающим предпринимателем со взглядами, ориентациями и привычками «новых русских», а дед, бабушка, тети, дяди, обладавшие в прошлом высоким социальным статусом, имеющие заслуги перед страной, сохранили приверженность стереотипам жизни советских людей, верность коммунистическим ценностям и идеалам.

    Это очень непростые ситуации, особенно для тех, у кого еще не сформировалось устойчивых убеждений, цельного мировоззрения. И некоторые подростки находят выход из них в отклоняющемся, а затем и противоправном, преступном поведении.

    Определенный вакуум в воспитательных воздействиях на детей, подростков (а также молодых людей) возник после ликвидации пионерских и комсомольских организаций, а новые, соответствующие изменившимся условиям формы общественных движений и объединений, охватывающие подрастающее поколение, создаются медленно. В то же время имеют место факты вовлечения несовершеннолетних в межэтнические конфликты, в религиозные секты, различные экстремистские организации, проповедующие моральный и правовой нигилизм, вседозволенность, национальную, расовую и религиозную вражду и т.п.

    В силу возрастных особенностей несовершеннолетние в большей степени, чем взрослые, подвержены криминогенным воздействиям таких негативных явлений в духовно-нравственной сфере, как распространение порнографии, пропаганда насилия, жестокости, культа наживы в средствах массовой информации.

    Структура преступности несовершеннолетних характеризуется:

    1) более узким, по сравнению со взрослыми, кругом совершаемых преступлений, что объясняется особым социальным и правовым статусом несовершеннолетних, исполняемыми ими социальными ролями;

    2) меньшей долей тяжких преступлений.

    Преступность несовершеннолетних высоколатентна. Это связано с тем, что о многих преступлениях (например, кражах, изнасилованиях) потерпевшие лица не заявляют, считая, что они не будут раскрыты в силу своей незначимости, а это в свою очередь усиливает чувство безнаказанности у преступившего закон подростка, или само потерпевшее лицо, пережившее сексуальное надругательство (или родственники), не желает об этом событии рассказывать, чтобы окружающие люди об этом не узнали. Может сказываться также низкий уровень профилактической работы правоохранительных органов в жилых массивах и т.д.

    В настоящее время особенностью преступности несовершеннолетних стало все более частое применение оружия. Известны случаи использования усыпляющих и наркотических веществ при совершении изнасилований и других преступлений. Корыстная мотивация доминирует по всем составам преступлений.

    Динамика преступности несовершеннолетних за последние 10 лет неблагоприятна, так как превышает рост преступности взрослых в 2-2,5 раза.

    К самым значимым криминогенным условиям преступности несовершеннолетних можно отнести беспризорность, бесконтрольность, семейное неблагополучие, безработицу, низкий материальный достаток, слабость ранней профилактики.

    "

    Указанные психологические особенности, в том числе и закономерности функционирования, касающиеся преступных групп в целом. Конечно, в каждом конкретном случае они могут принимать различные формы своего проявления и иметь разную степень выраженности. Вместе с тем, в зависимости от состава участников и направленности преступной деятельности, можно выделять отдельные разновидности преступных групп, которые будут иметь свою специфику.

    Преступные группы несовершеннолетних и молодежи

    Как свидетельствует статистика, более 70% преступлений несовершеннолетние совершают в группе. Учитывая неполноту статистической информации (отдельные участники групповых преступлений не привлекаются к уголовной ответственности в связи с недостижением возраста, малозначительностью деяния или же к ним применяются другие меры наказания), можно утверждать, что совершение преступления подростком-одиночкой - скорее исключение, чем правило. Но и в таких случаях всегда присутствует влияние на несовершеннолетнего правонарушителя ближайшего социального окружения, группы по антисоциальной направленностью, к которой он принадлежит или принадлежал ранее. Следует также отметить, что участие в группе и соучастие в совершении преступления для подростков в значительном количестве случаев не совпадают, то есть не исключена разница социальной роли, выполняемой в неформальной группе и при совершении конкретного преступления.

    Проведенные исследования показывают, что преступные группы несовершеннолетних и молодежи возникают преимущественно на основе неформальных групп или "групп досуга" ". Это связано с такими элементами подростковой психологии, как повышенная склонность к внушению и подражания, неустойчивость эмоционально-волевой сферы, ориентированность на группу (конформизм), доминирование потребности в общении со сверстниками и переоценка значимости их одобрения, некритичность оценки своих достоинств и недостатков и др.

    Конечно, криминогенную значимость имеют не перечислены возрастные особенности сами по себе, а их содержание и направленность. Социальные свойства личности у подростков еще только начинают формироваться. Кроме уже указанной недостаточной самокритичности при оценке своего поведения, у них может быть даже снижена способность к избирательности сознательных действий. Но особое внимание следует уделить доминирующей в этом возрасте склонности к группировке. Именно в неформальной группе подростки имеют возможность проявить себя и самоутвердиться как личность.

    По данным психологических исследований, участников преступных групп несовершеннолетних и молодежи изначально объединяло: соседство по дому - 30,4%, проживание на одной улице - 24.8%, совместное обучение и работа - 16%. их антиобщественное направленность обусловлена необходимостью удовлетворения потребности в общении при имеющейся узости, ограниченности интересов (их примитивизме), неумении организовать свое свободное время, что усиливалось комплексом объективных причин и затруднениями в нормативном времяпровождении. Полнокровную общения со сверстниками в официальном среде для подростков, оказавшихся в психологической изоляции, меняется досугом асоциального содержания антиобщественных группа становится референтной, благодаря чему негативное влияние ее усиливается, а возрастные особенности приобретают искаженных форм: повышенная эмоциональность проявляется в несдержанности, потребность самоутверждения -в грубости, цинизме и тому подобное.

    Несовершеннолетние участники антиобщественных групп, как правило, не способны проявить себя и утвердиться в группах, деятельность которых является социально-полезной. Они постепенно теряют связи с коллективами, в которых формально принадлежат, перестают ориентироваться на их отношения, не ценят их мнение. До 70% из них учатся плохо или посредственно, 40% - нарушают дисциплину, 37% - ранее уже совершали проступки и правонарушения; имеются также конфликтные отношения в семье и школе. Обостряются такие черты характера, как жестокость, агрессивность, наглость, коварство (до 45% обследованных), что среди законопослушных встречаются значительно реже. Это наглядно свидетельствует о нарушении процесса социализации и моральную деформацию и приводит к попытке самоутверждения среди подобных себе, в том числе - через совершение правонарушений. Группа, в свою очередь, влияет на своих участников, прививает им антиобщественные взгляды и установки, поощряет преступного образа жизни - происходит активный процесс "перевоспитания" (десоциализация). Конечно, не каждый трудновоспитуемых подросток вступает в конфликт с законом, но взаимосвязь этих явлений очевиден.

    На каждом этапе формирования преступной группы несовершеннолетних и молодежи возможна переориентация ее на позитивное развитие, но для этого необходимо создание соответствующих благоприятных условий ее функционирования в социуме. Оставленная на произвол судьбы, "разрешительная" группа с большой вероятностью может стать криминогенной, совершая сначала незначительные противоправные действия, вызванные бесчинствам и шалостями, затем - правонарушение корыстного и корыстно-насильственного характера, наконец - преступления.

    В процессе перерастания антиобщественной группы несовершеннолетних и молодежи в преступную в ней происходят важные изменения: уменьшается количество участников и повышается степень их идентификации с группой («мы» в отличие от «они») растет удельный вес лиц с отрицательными социально-нравственными характеристиками (склонны к употреблению алкоголя и наркотиков, ранее судимые и т.д.); состав группы становится более разнородным по социальному составу (учащиеся общеобразовательных школ и высших учебных заведений, мало-квалифицированные рабочие, неработающие) участники все больше времени проводят в местах с криминальной окраской; методы руководства группой изменяются по демократическим на авторитарные.

    Преступность несовершеннолетних - это совокупность пре­ступлений, совершенных лицами, не достигшими совершенно­летия. Преступность несовершеннолетних - составная часть преступности, но при этом имеет особенности, которые связа­ны прежде всего с возрастом, что позволяет говорить о само­стоятельном виде преступности несовершеннолетних.

    Понятие преступности несовершеннолетних связано с опре­деленными возрастными границами и включает четыре возрас­тные группы несовершеннолетних: 10-13 лет, 14-15, 15-16 и 17-18 лет. Этот возрастной период определяет судьбу каждого человека, поскольку в подростковом возрасте происходит форми­рование характера и становление личности человека.

    Ежегодно регистрируется примерно 10 тыс. преступлений, совершенных несовершеннолетними. Коэффициент преступно­сти несовершеннолетних составляет 242 преступления на каж­дые 10 тыс. подростков, что свидетельствует не только об уве­личении числа несовершеннолетних, вовлеченных в крими­нальную деятельность, но и о существенном росте числа жертв преступности несовершеннолетних с учетом многоэпизодности основной массы уголовных дел.

    Преступность несовершеннолетних требует специального изу­чения, поскольку: 1) многие криминогенные обстоятельства действуют до достижения возраста уголовной ответственности; 2) до достижения возраста уголовной ответственности соверша­ется значительное число общественно опасных деяний, сход­ных с преступлениями по объективной стороне; 3) несовер­шеннолетние принадлежат к наиболее криминально активной части населения; 4) большая часть преступлений совершается несовершеннолетними в соучастии со взрослыми преступника­ми; 5) криминально активные несовершеннолетние продолжа­ют преступную деятельность после достижения возраста уго­ловной ответственности.

    Преступность несовершеннолетних отличается динамично­стью, высокой степенью активности подростков. Люди, вставшие на путь совершения преступлений в юном возрасте, трудно поддаются исправлению и перевоспитанию и, как правило, представляют резерв для взрослой преступности.

    Одна из криминологических особенностей преступности не­совершеннолетних - рост на протяжении нескольких последних лет и криминальная стабилизация в последнее время.

    Выделяются следующие признаки преступности несовершен­нолетних:

    1) значительная часть преступлений совершается в отноше­нии членов семьи или других родственников;

    2) потерпевшие также несовершеннолетние и принадлежат они чаще всего к бытовой микросреде преступника;

    3) в квартирах несовершеннолетними совершается каждое третье изнасилование, каждое 10-е хулиганство;

    4) значительный удельный вес преступлений несовершенно­летних составляют преступления, совершенные в обществен­ных местах, чаще всего на улицах (так называемая уличная пре­ступность);


    5)после 22 часов совершается около половины преступле­ний несовершеннолетних;

    6) преступности несовершеннолетних присущ групповой ха­рактер.

    Особенностями структуры преступности несовершеннолетних

    являются:

    1)более узкий круг совершаемых преступлений;

    2)меньшая доля тяжких преступлений (преобладают кражи, грабежи и хулиганство, относительно редки убийства, тяжкие телесные повреждения, разбои);

    3)незначительная доля неосторожных преступлений.

    В то же время несовершеннолетние осваивают новые пре­ступления: захват заложников, торговлю наркотиками и оружи­ем, компьютерные преступления, националистические насиль­ственные преступления. В последнее время растет число насильственных преступле­ний, совершаемых в отношении одноклассников и одногруппников. Характерной чертой стала возведенная в абсолют жесто­кость. Несовершеннолетние не в состоя­нии почувствовать чужую боль. У них либо занижен, либо от­сутствует страх перед смертью. Агрессивные действия соверша­ются из-за бравады и отсутствия реальной возможности оценить опасность своих поступков для окружающих. С каж­дым годом нарастает процесс дегуманизации (брутализации) преступного мира, повышается уровень жестокости, в том чис­ле в межличностных отношениях между несовершеннолетними преступниками.

    Преступления несовершеннолетних имеют большей частью групповой характер (в трех случаях из пяти были совершены в группе). Самый высокий уровень групповой преступ­ности у 14-летних, самый низкий - у 17-летних. Групповые формы приобретают такие виды асоциального поведения, как наркомания, уличное хулиганство, половая распущенность. В последнее время указанные правонарушения сопровождают­ся собственной видеосъемкой с последующим размещением материалов в Интернете.

    Большинство групп насчитывают два-три человека (около 70%). Остальные объединяют более четырех человек. Группы в основном состоят из лиц мужского пола. В большинстве из них имеется взрослый участник, связанный с криминальным миром (наставник или духовник).

    В настоящее время криминальные группировки несовер­шеннолетних имеют в своем основании националистические мотивы криминального поведения. В том числе это относится к неформальным объединениям несовершеннолетних (болельщи­ков спортивных клубов, любителей рок-музыки так называе­мых фанатов).

    Групповой характер преступности несовершеннолетних оп­ределяется психологическими особенностями поведения чело­века в группе. Совершая преступление в группе, несовершен­нолетний правонарушитель в известной мере теряет присущие ему индивидуальные черты, его поведение определяется психи­ческим комплексом, свойственным группе в целом. Один, даже самый отъявленный подросток-хулиган не представляет опас­ности для окружающих. Но стоит ему оказаться в среде едино­мышленников, у него возникает немотивированное проявление агрессии по малейшему поводу, а часто и вовсе без повода. В неофициальных группах действуют другие способы самоут­верждения: 1) невыполнение основных социальных обязанно­стей; 2) невыполнение принятых в обществе стандартов пове­дения; 3) аморальное поведение; 4) правонарушение.

    Более половины преступных групп несовершеннолетних ха­рактеризуются как временные и неустойчивые. В то же время если период группового поведения продолжается длительное время, такое объединение неизбежно перерастает в подростко­вую банду.

    Одновременно проявляется тенденция интеграции и диффе­ренциации преступности несовершеннолетних. С одной стороны, большое количество преступлений несовершеннолетних совер­шается при непосредственном участии взрослых преступников. С другой - заметна тенденция к автономизации. В результате интересы преступных групп несовершеннолетних сталкиваются с интересами взрослых криминальных групп (торговля наркоти­ками, проституция, профессиональное попрошайничество).

    Возрастает криминальный профессионализм несовершеннолет­них преступников. Преступная деятельность становится основ­ной формой проведения досуга. Несовершеннолетние все чаще применяют оружие. Также несовершеннолетние использу­ют усыпляющие средства при кражах и изнасилованиях. Кри­минальные группировки несовершеннолетних специализиру­ются на квартирных кражах, как наиболее доходном виде преступного бизнеса.

    Рецидивная преступность несовершеннолетних имеет высокую опасность не только из-за своей распространенности, но и из-за последствий. Повторное совершение преступления свидетельству­ет о формировании стойкой противоправной установки. Такие несовершеннолетние быстро превращаются в злостных рецидиви­стов, не поддающихся мерам профилактического воздействия.

    Преступность несовершеннолетних наиболее латентна наряду с организованной и экономической преступностью.

    В последние годы наблюдаются следующие тенденции: 1) омоложение преступности несовершеннолетних; 2) особую проблему представляет рост преступности несовершеннолетних женского пола; 3) значительное количество преступлений со­вершается несовершеннолетними мигрантами; 4) увеличивается число преступлений, совершаемых несовершеннолетними с психическими отклонениями; 5) серьезную угрозу представля­ют преступления несовершеннолетних, совершенные в состоя­нии алкогольного, токсического и наркотического опьянения.

    Криминальное сообщество представляет собой неформальное объединение подростков или молодежи, имеющее своих лидеров, иерархию отношений, выраженные антиобщественные цели, организованность и дисциплину, нормы и правила поведения, определенные обязательства между собой.

    В каждом сообществе формируется криминальная субкультура, которая существенно сказывается на ее членах, как социокультурная среда воспитания.

    Под криминальной молодежной субкультурой понимается совокупность духовных и материальных ценностей, регламентирующих и упорядочивающих жизнь и преступную деятельность подростков и молодежи криминальных сообществ, что способствует их живучести, сплоченности, криминальной активности и мобильности, преемственности поколений правонарушителей. Основу криминальной молодежной субкультуры составляют чуждые гражданскому обществу ценности, нормы, традиции, различные ритуалы объединившихся в группы молодых преступников.

    От обычной подростково-юношеской субкультуры криминальная отличается соответствующим содержанием норм, регулирующих взаимоотношения и поведение членов группы между собой и с посторонними для группы лицами (с "чужаками", представителями правоохранительных органов, общественности, взрослыми и т.п.). Она прямо, непосредственно и жестко регулирует криминальную деятельность несовершеннолетних и их преступный образ жизни, внося в них определенный "порядок".

    В криминальной молодежной субкультуре отчетливо проявляются:

    • – выраженная враждебность по отношению к общепринятым нормам и ее криминальное содержание;
    • – внутренняя связь с уголовными традициями;
    • – скрытность от непосвященных;
    • – наличие целого набора (системы) строго регламентированных в групповом сознании атрибутов.

    поощрение циничного отношения к женщине и половой распущенности;

    – поощрение низменных инстинктов и любых форм асоциального поведения.

    Следует подчеркнуть, что криминальная субкультура привлекательна для подростков и юношей такими проявлениями, как:

    • – наличием широкого поля деятельности и возможностей для самоутверждения и компенсации неудач, постигших ее членов в других жизненных ситуациях (например, в учебе, во взаимоотношениях с учителями, родителями);
    • – процессом криминальной деятельности, включающим риск и экстремальные ситуации, окрашенным налетом ложной романтики, таинственности и необычности;
    • – снятием всех моральных ограничений;
    • – отсутствием запретов на любую информацию и, прежде всего, на интимную;
    • – обеспечением "своей" группе моральной, физической, материальной и психологической защиты от агрессии извне с учетом состояния возрастного одиночества, переживаемого подростком.

    Криминальная субкультура быстро распространяется в молодежной среде благодаря исключительной активности и наглядности. Подростки и юношество бывают увлечены ее внешне броскими атрибутами и символикой, эмоциональной насыщенностью норм, правил, ритуалов.

    Природа формирования криминальных сообществ различна – от стихийного объединения на основе общих интересов и бездельного баловства до специального создания для совершения преступлений.

    В последнем случае криминальная деятельность с самого начала является группообразующим фактором и подчинена воле одного человека – организатора (лидера). В такой группе нормы и правила ориентированы на ценности уголовной субкультуры. В соответствии с этим определяется и структура группы, распределяются роли в ней:

    • – лидер:
    • – доверенное лицо лидера;
    • – поощряемый актив;
    • – привлекаемые новички.

    Нередко криминальные группы действуют по законам "стаи". В таком сообществе подростки подчиняются воле лидера или эмоциям, в нем имеет место разгул стихии, провоцирующий ее членов на особую изощренность в глумлении над личностью, жестокость, акты вандализма. Группа формируется стихийно и также разрушается или криминализуется.

    В педагогической практике очень важно выявлять такие группы и включать их членов в организованные детские сообщества, помогая реализовать естественные потребности в общении и совместной деятельности. В случае усиления негативной роли лидера необходима целенаправленная деятельность по его развенчанию или ограничению влияния вплоть до изоляции от группы посредством помещения в специальное образовательное учреждение.

    Разновидностью криминальной группы, отличающейся особой конспиративностью, большой сплоченностью и четкой организацией, распределением функций в совершении преступления, является шайка. Так турки называли группу вооруженных людей на лодке, нападавших на одинокие суда и грабивших их. В настоящее время под ней понимают группу людей, объединившихся для какой-нибудь преступной деятельности. Подобное объединение, составленное из подростков и молодежи, может включать в себя членов:

    • – проживающих на значительном удалении друг от друга;
    • – разного возраста (в том числе и взрослых);
    • – наряду с лицами мужского также и лиц женского пола.

    Наиболее характерными чертами структурной организации шайки являются: предварительный сговор и ориентация на криминальную деятельность под руководством лидера, имеющего криминальный опыт и сильную волю. В шайке подростки и юноши приобщаются к уголовным традициям, у них возникает и формируется уверенность в возможности существования внесоциально организованной среды, им активно прививаются антисоциальные взгляды и привычки.

    К высшему типу организованных преступных групп относится банда. Это – вооруженная группа, совершающая преимущественно насильственные преступления (разбойные нападения на государственные, общественные и частные предприятия и организации, а также на отдельных лиц, осуществляющая захват заложников, террористические акты). Главные признаки банды – это ее вооруженность и насильственный характер криминальной деятельности.

    Одной из важных социально-педагогических проблем является деятельность по предупреждению формирования криминальных сообществ. В связи с этим особую важность приобретает работа с неформальными группами. Она включает в себя следующие направления:

    • – своевременное выявление возникновения группы, установление наиболее частых мест "тусовок" ребят, численного и демографического состава (небольшая группа – 3–5 человек либо группировка 10–12 и более), характера направленности группы (асоциальная / просоциальная), сплоченности и предрасположенности к взаимодействию и определение характера воспитательного взаимодействия с ней;
    • – специальная социально-педагогическая работа с неформальными подростковыми и молодежными группами по формированию позитивной направленности, недопущение их криминализации, вовлечению в формальную групповую деятельность. Практика свидетельствует, что работать с неформальными сообществами исключительно сложно. Это объясняется низкой эффективностью мер воздействия на подростка из такого объединения. Его адаптивность к неформальной среде создает для него благоприятные условия для самореализации. Ему нет необходимости переключаться на нечто другое, что требует создания более благоприятных условий, мотивированных позитивных ценностей и идеалов;
    • – активное использование возможностей учреждений досуговой сферы в работе с неформальными группами (группировками): развитие на их базе разнообразных видов деятельности, привлекательных и популярных в молодежной среде (рок-клубы, фан-клубы); организация и проведение в микросоциуме серии мероприятий и акций, ориентированных на привлечение молодежи (праздники, конкурсы, дискотеки); переориентация группировки на социально одобряемые виды деятельности (создание временных рабочих мест, смена неформального лидера группы); изыскание возможностей для обеспечения (материального и иного) существования неформальной группы положительной направленности (предложение различных вариантов занятости, общественно-полезной деятельности, занятий физкультурой и спортом, овладение боевыми искусствами), например, создание на базе любительского музыкального коллектива группы, выступающей на официальной основе;
    • – целенаправленная социально-педагогическая работа с асоциальными и антисоциальными группами. Принципиальным для определения стратегии работы с группой является тип ее неформального лидера (физический или интеллектуальный); совокупности основных нравственных, идеологических и иных ценностей, которыми руководствуется в своей жизни данная группировка. С учетом своеобразия лидера определяется направленность и характер социальной педагогической деятельности по преодолению авторитетности и влияния лидера на членов группы, изменению ценностных ориентаций и характера их реализации;
    • – жесткое пресечение перспектив создания молодежной группы под руководством взрослого, имеющего убеждения противоправного характера (например, вернувшегося из мест лишения свободы).

    Социальному педагогу необходимо разбираться в сущности молодежной субкультуры, неформальных объединений. В работе с детьми и молодежью понимать, что многие из них могут принадлежать к одной из неформальной организации, группы, группировки и строить свои взаимоотношения с ним с учетом этого фактора. Это значит, что следует:

    • – принимать подростка, молодого человека, принадлежащего к какой-либо группе, таким, какой он есть;
    • – по возможности, включать его в разнообразную позитивную деятельность коллектива, активно используя его устремления и навыки, полученные в неформальной группе;
    • – общаться с ним в логике "диалога культур", работая постепенно над формированием отношения к тем ценностям, которые он исповедует;
    • – активно поддерживать социально ценные инициативы, приобщая к ним учащихся класса, школы;
    • – понимать необходимость оказания индивидуальной помощи тогда, когда она реально возникает;
    • – проявлять по отношению к воспитанникам справедливость, симпатию, понимание их нужд и проблем;
    • – учиться вести индивидуальные беседы с воспитанником в качестве "эксперта", "советчика", "опекуна";
    • – корректно использовать свое влияние на воспитанников для прояснения ситуации.

    В свое время в Тюменском клубе им. Ф. Э. Дзержинского было предложено оригинальное решение проблемы противодействия уличной группировке. Уличная компания целиком приглашалась в клуб и в своем прежнем составе, не разбиваясь, становилась подразделением клуба. Постепенно должна происходить переориентация группы, отказ от ее прежних норм и традиций. Такой процесс реорганизации складывался из трех этапов:

    • – 1-й – групповой автономии, когда происходит вовлечение группы в коллектив клуба, прежде всего, за счет заинтересованности лидера группы;
    • – 2-й – лидерской реорганизации, когда проходит либо переориентация лидера за счет включения его в коллективную жизнь, либо дискредитация лидера, проявляющего несостоятельность прежних форм и методов управления группой в коллективной жизни;
    • – 3-й – слияния группы с коллективом клуба, когда группа перестает быть замкнутым объединением и включается в общую систему коллективной деятельности и широких связей со всеми членами коллектива.

    Таким образом, в работе с подростковыми и молодежными объединениями существуют множество подходов, которые позволяют обеспечивать реализацию их социальных потребностей, усиливать позитивную направленность влияния сообщества, профилактировать и преодолевать криминализацию.