Войти
Образовательный портал. Образование
  • Отечественной войны 2 степени
  • День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады
  • Манная каша на молоке: пропорции и рецепты приготовления Манная каша 1 порция
  • Суп-пюре из брокколи с сыром Рецепт крем супа из брокколи с сыром
  • Гороскоп: характеристика Девы, рождённой в год Петуха
  • Причины выброса токсичных веществ Несгораемые углеводороды и сажа
  • Причина преступления раскольникова. Причины преступления Раскольникова в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание В чем заключалась истинная причина преступления раскольникова

    Причина преступления раскольникова. Причины преступления Раскольникова в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание В чем заключалась истинная причина преступления раскольникова

    Каковы причины преступления Раскольникова?

    В первой же главе мы узнаем о времени действия ("В начале июля, в чрезвычайно жаркое время..."), месте действия (Петербург), главном герое («один молодой человек») и его состоянии («нерешимость»): "И каждый раз молодой человек, проходя мимо, чувствовал какое-то болезненное и трусливое ощущение, которого стыдился и от которого морщился". Это «болезненное и трусливое ощущение» подсознательный голос совести: «он был должен кругом хозяйке и боялся с нею встретиться». Достоевский сообщает читателям о том, что проявление бессознательной совести, свойственной Раскольникову от природы, это проявление в нем доброго начала. Но от природы в нем много и гордыни. Совесть и гордыня в столкновении порождают конфликт между природой человека и его умом: "На какое дело хочу покуситься и в то же время каких пустяков боюсь". В этой мучительной внутренней борьбе героя и проявляется одна из причин преступления нравственная.

    Вторая причина психологическая. "Он до того углубился в себя и уединился от всех, что боялся даже всякой встречи, не только встречи с хозяйкой".

    Третья социальная. «Он был задавлен бедностью». Но есть еще одна причина, главная, философская. "Любопытно, чего люди больше всего боятся? Нового шага, нового собственного слова они всего больше боятся".

    Раскольников сам по себе человечен и добр, но за мать, за честь сестры, охраняя подростка, за идеи убил. Ему нужно, чтобы его поняли, оправдали. Но его собеседники стоят на разных интеллектуальных уровнях, герою приходится приноравливаться, опускать идею вниз, отрывать от общих целей. Каждый раз при этом он находит звено, зацепившись за которое, он снова поднимает свою идею до всеобщих обоснований.

    Противоположные чувства жалость к страдающим и презрение к слабым толкают Раскольникова на преступление.

    В философском плане решаются такие вопросы, как

    о правах и назначении человека;

    о роли личности в обществе;

    о жалости и сострадании;

    о долге и самопожертвовании;

    о неизменной природе человека и его личной ответственности.

    Ответы на поставленные философские вопросы находим в тексте. Раскольников полагает, что "люди, по закону природы, разделяются вообще на два разряда: на низший (обыкновенных), то есть, так сказать, на материал, служащий единственно для зарождения себе подобных, и собственно на людей, то есть имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово.

    Назначение «обыкновенных», по мысли Достоевского, жить в послушании. Второй разряд составляют те, которые «преступают закон, разрушители». Если «второразряднику» для своей идеи надо "перешагнуть хотя бы и через труп, через кровь, то он внутри себя, по совести, может... дать себе разрешение перешагнуть через кровь".

    Рассуждения Раскольникова ничто иное, как философское обоснование преступления. По его словам, в нем «нет ничего особенно нового», кроме одного: разрешения крови по совести. Теория Раскольникова -результат действия законов и проявления морали в человеконенавистническом обществе, где человек человеку враг. Не случайно на реплику сестры: «Но ведь ты кровь пролил!» Раскольников отвечает: «которую льют, как шампанское».

    В философском плане ставится вопрос о возможности спасти человека любовью. Он возникает в связи с исповедью Мармеладова, судьбой Сони, письмом матери Родиона и согласием Дуни выйти замуж за Лужина. Назовем и политические вопросы, поставленные писателем.

    Русская литература всегда отражала актуальные проблемы общества, отвечала на жизненные вопросы «Кто виноват?», «Что делать?», "Кому на Руси жить хорошо?". И Герцен, и Чернышевский, и Некрасов отстаивали честь и достоинство простого народа. Они верили в построение справедливого человеческого общества без угнетателей и угнетенных.

    Герой Достоевского не верит в жизнь без рабов и господ: "...ждать, пока все станут умными, то слишком уж долго будет... не переменятся люди и не переделать их никому, и труда не стоит тратить! Кто много посмеет, тот у них и прав. Кто на большее может плюнуть, тот у них и законодатель, а кто больше всех может посметь, тот и всех правее! Так доселе велось и так всегда будет!"

    Чернышевский и Некрасов видели один путь самоотверженного служения родине:

    Иди к униженным,

    Иди к обиженным -

    Будь первый там.

    У Достоевского звучит призыв «страдания принять», чтобы обрести душевный покой: "...покупается счастье страданием. Человек не родится для счастья. Человек заслуживает свое счастье, и всегда страданием".

    Тема урока: «Причины преступления Родиона Раскольникова»

    Цели урока: Образовательные (дидактические)

      Показать причины, приведшие Родиона Раскольникова к преступлению.

      Развенчать индивидуалистическую теорию Раскольникова, показать ее безнравственную, антигуманную сущность.

    Развивающие:

      совершенствовать монологическую и диалогическую речь учащихся;

      умение логично. Убедительно рассуждать на нравственно – философские темы, подтверждая суждения текстом.

    Воспитательные:

      осмысление философии Ницше: идеи «сверхчеловека», осознание опасности этой теории в многонациональной стране;

      воспитание чувства толерантности.

    Тип урока: урок формирования и совершенствования знаний с использованием ИКТ.

    Структура урока:

      Организационный этап.

      Сообщение темы урока, постановка цели и задачи урока.

      Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний.

      Актуализация знаний.

      Введение новых понятий.

      Оперирование знаниями в новых ситуациях.

      Обобщение и систематизация знаний.

      Контроль усвоения. Итог урока.

      Определение и разъяснение домашнего задания.

    Оборудование: - тексты романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»; проектор мультимедиа, слайды по теме урока, портрет Ф.М.Достоевского.

    Оформление доски: дата, тема урока, эпиграф.

    Эпиграф урока: Мы все глядим в Наполеоны:

    Двуногих тварей миллионы

    Для нас орудие одно. А.С.Пушкин.

    Ход урока:

      Организационный момент.

      Сообщение темы урока.

    1 слайд: Причины преступления Родиона Раскольникова.

    Учитель : Тема нашего урока «Преступление Родиона Раскольникова». Наша задача

    2 слайд :раскрыть причины, побудившие главного героя пойти на преступление,

    - раскрыть суть теории Родиона Раскольникова,

    - разобраться в ведущих мотивах преступления.

    3. Реализация домашнего задания. Социальные причины преступления.

    Учитель: С первых страниц романа мы попадаем в мир неправды, несправедливости, несчастья, мук людских, мир ненависти и вражды, распада моральных устоев. Потрясающие своей правдой картины нищеты и страдания проникнуты болью автора о человеке. Данное в романе объяснение судеб человеческих позволяет говорить о преступном устройстве мира, законы которого обрекают жить героя в каморках, похожих на «гроб», на невыносимые страдания. И лишения. Таков конфликт между человеком и обществом в романе Достоевского.

    Преступление Родиона Раскольникова началось с убийства старухи – процентщицы и получило свою развязку не в полиции. На данном уроке мы попытаемся выяснить причины, побудившие главного героя пойти на преступление. Дома вы должны были подобрать из текста цитаты, объясняющие предпосылки преступления.

    Фоном, на котором разворачивается действие романа, является Петербург середины 60-х годов прошлого века. Как же описывает город Федор Михайлович Достоевский?

    Каким видел Петербург Родион Раскольников? (Цитаты из текста)

    Какие эпитеты мы можем подобрать к характеристике города?

    3 слайд:

    Город Петербург

    Бесчеловечный

    Тесный

    Удушливый

    Зловонный

    Вывод: Описание города прочно связано с образом Раскольникова, пропущено через его восприятие. « Серединные улицы Петербурга, где люди так и кишат»…, вызывают в душе главного героя «чувство глубочайшего омерзения…». Тот же отзыв рождает в его душе иной пейзаж. Вот он на берегу Невы: «небо было без малейшего облачка, а вода почти голубая» , сияющий купол собора, на котором « сквозь чистый воздух можно было отчетливо разглядеть даже каждое украшение» . И прекрасный простор так же давит, и мучит, и гнетет Раскольникова, как и духота, теснота, жара и грязь улиц. В этом отношении Раскольникова к природе – его отношение к миру. Герой задыхается в этом городе, мире.

    В каких условиях живут герои романа Родион Раскольников, Соня, семья Мармеладовых) ? (Цитаты из текста)

    Какие слова – синонимы подбирает автор, характеризуя жилища людей?

    4 слайд

    жилище

    Гроб

    Сарай

    Клетка

    Конура

    Шкаф

    Вывод: Удушающая теснота помещений – это в миниатюре тот мир, в котором задавлен и обездолен человек.

    Каков же внешний облик людей, которые встречаются на улицах города?

    (Цитаты из текста)

    5 слайд:

    Люди

    «благоразумная мать…»

    Обманутая девочка

    Группа пьяниц

    Толпа

    Вывод: От встреч с такими людьми у главного героя остается ощущение чего-то жалкого, грязного, безобразного.

    Обобщение материала: Мир, в котором живет герой, в котором созревает трагический конфликт его, характеризуется как «безобразный». Мечта его зародилась в каморке, похожей на гроб. Автор наделяет город определенными чертами:

    6 слайд:

      Двойственность Петербурга

    Грязные и душные улицы,

    Пыльные и вонючие площади

    Величественная и прохладная Нева.

      Совпадение состояния героев и города.

    Герои чувствуют себя одинокими, они раздражены и в то же время беззащитны (Мармеладов, Катерина Ивановна, Лизавета, Соня, Раскольников)

    Город погружен в духоту, он сам является причиной для раздражения и болезненного состояния героев.

      Этот город теснит, давит людей, подталкивает их к скандалам и даже на преступления.

    Какие причины преступления мы рассмотрели? (Социальные)

    4. Актуализация знаний. Философские (нравственные) причины преступления.

    Учитель: Но есть еще одна причина преступления, пожалуй, самая главная, -философская. Социальная несправедливость, безысходность, духовный тупик рождают в уме героя абсурдную теорию о «высших» и «низших» представителях общества.

    7 слайд: В чем сущность теории Раскольникова?

    Учитель: Для определения философских причин преступления рассмотрим следующие эпизоды: - размышления Раскольникова после письма матери,

    Думы главного героя во время подслушанного разговора студента и офицера в трактире;

    Комментарии Раскольникова своей статьи Порфирию Петровичу.

    Анализ первого эпизода.

    (Чтение отрывка)

    Учитель: Судя по письму Пульхерии Александровны, детские годы Раскольникова были счастливыми.

    8 слайд: « Вспомни, милый, как еще в детстве своем, при жизни твоего отца, ты лепетал молитвы свои у меня на коленях и как мы все тогда были счастливы…»

    В церковь « …раза два в год ходили с отцом и матерью к обедне, когда служили панихиды по его бабушке…»

    У отца и церкви мальчик искал успокоения. На какие составляющие счастья указывает Ф.М.Достоевский? (Отец, мать, бог) Почему?

    У Раскольникова рядом с Богом стоит отец. Лишившись отца, он потерял и Бога в душе своей.

    Почему письмо матери выводит Раскольникова из состояния нерешительности, подталкивает к принятию ужасного решения?

    (« Теперь уж письмо матери вдруг как гром в него ударило. Ясно, что теперь надо было не тосковать, не страдать пассивно, одними рассуждениями о том, что вопросы неразрешимы, а непременно что- нибудь сделать, и сейчас, и поскорее»)

    Вывод: Итак, первый шаг сделан. Нерешительность, как основное состояние Раскольникова, была преодолена.

    Анализ эпизода.

    Следующий эпизод еще больше утверждает Раскольникова в своей правоте. Проанализируем подслушанный разговор студента и офицера в трактире. (Пересказ эпизода)

    Какие мысли студента перекликаются с мыслями самого Раскольникова?

    Учитель: Эти мысли отражены в статье главного героя, написанной им еще за два месяца до преступления.

    Анализ эпизода.

    Рассмотрим суть теории Раскольникова. (Пересказ эпизода)

    9 слайд: Теория Раскольникова:

    «… люди, по закону природы, разделяются вообще на два разряда: на низший (обыкновенных) , то есть. Так сказать, на материал, служащий единственно для зарождения себе подобных, и собственно на людей, то есть имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово…»

    « Первые сохраняют мир и приумножают его численно; вторые двигают мир и ведут его к цели.»

    « … все, не то что великие, но и чуть – чуть из колеи выходящие люди, то есть чуть-чуть даже способные сказать что-нибудь новенькое, должны, по природе своей, быть непременно преступниками, - более или менее, разумеется…»

    К какому выводу пришел герой, размышляя над историей? (Исторический прогресс осуществляется на чьих-то страданиях)

    В чем же суть теории, в которую он верит? (Суть в том, что одним дано право вершить прогресс, творить историю. История оправдывает жертвы законами прогресса во все эпохи).

    На какие разряды делит Раскольников людей?

    Кто, по мнению главного героя, относится к разряду гениев? (Наполеон, Соломон. Магомет, Ньютон)

    Совместны ли, с точки зрения Раскольникова, гений и злодейство?

    К какому разряду людей принадлежит сам герой? (Поделив людей на две категории, раскольников сам не может определить. «тварь ли он дрожащая» или «право имеет»)

    10 слайд: Теория Раскольникова

    о « делении людей на два разряда»

    Обыкновенные люди

    Необыкновенные люди

    «Материал, служащий единственно для зарождения себе подобных»

    « Имеющие дар или талант сказать в среде своей новое слово»

    Живут в послушании

    Переступают закон во имя лучшего

    Эти люди не могут заслуживать к себе сожаления, их жизнь ничего не стоит, если ей придется жертвовать для достижения великих целей «особенным людям»

    Если ради своей идеи таким людям необходимо будет переступить «через труп, через кровь», то они « внутри себя, по совести» могут « дать себе разрешение перешагнуть через кровь»

    «Обыкновенный» человек, слабый и бессильный, не способный изменить своей участи

    Ликург, Соломон, Магомет, Наполеон – «необыкновенные» люди, давали новые законы жизни, меняли жизнь, разрушая старое, не останавливаясь перед необходимостью пролития крови.

    Раскольников в своей теории утверждает, что на земле нет справедливости и должен прийти спаситель, который разрушит несправедливое общество и создаст общество счастливых людей. Но при этом Раскольников путь к счастью людей видит в необходимости насилия и пролития крови.

    Согласны ли вы с такой теорией? Почему?

    Вывод: Теория Раскольникова носит антигуманный характер, т.к. оправдывает «природное» неравенство людей, беззаконие, произвол, убийство. Это роднит теорию Раскольникова с теорией фашизма, с его проповедью о превосходстве арийской расы. Достоевский стремился убедить читателя, что Раскольникова увлек идеал сильной личности. Мысль о праве сильной личности родила у Родиона желание самому вступить в число «избранных», «великих». И он решил проверить себя – кто он? Убийство – своеобразная проверка героя: способен ли он «преступить» через «привычные нормы» «тварей дрожащих», переступить через кровь «по совести». Преступление героя воспринимается как протест против мира, который он не хочет принять и этот протест отравлен ядом эгоистического утверждения.

    Найдите и зачитайте строки, как было принято «окончательное решение»? (часть1 глава 5 стр.63)

    Вывод: Таким образом, мы видим, что Раскольников идет на преступление, как человек, потерявший всякое господство над самим собой. Он настолько сжился со своей теорией, что вопреки сомнениям поддался соблазну ее практического осуществления. Таких людей называют идеологами.

    11 слайд: Герой – идеолог – герой - носитель определенной идеологии

    5.Введение новых понятий. Характеристика героя

    На доске представлены слова –определения, характеризующие характер человека.

    12 слайд: - гордость - гордыня

    - честолюбие – тщеславие

    - самолюбие – себялюбие

    - одиночество – самодостаточность

    Определим лексическое значение этих слов.

    Гордость – 1) Чувство собственного достоинства, самоуважения. 2)Чувство удовлетворения от чего – нибудь. 3) кого или чья. О том, кем (чем) гордятся. 4) Высокомерие, чрезмерно высокое мнение о себе, спесь (разг.)

    Гордыня – (высок.) 1) непомерная гордость (в 1 и 4 значении)

    Честолюбие – жажда известности, почестей, стремление к почетному положению.

    Тщеславие – Высокомерное стремление к славе, к почитанию.

    Самолюбие – чувство собственного достоинства, самоуважения, самоутверждение.

    Себялюбие – любовь только к себе, эгоизм.

    Одиночество – состояние одинокого человека.

    Самодостаточность – значительность человека сама по себе, обладание вполне самостоятельным значением.

    6. Оперирование знаниями в новых ситуациях.

    Какие определения мы можем отнести к характеру главного героя романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»?

    (Гордыня, тщеславие, самолюбие, одиночество)

    Вывод: Исходя из всего вышесказанного, можем сделать вывод, что Родион Раскольников – человек одинокий Самолюбивый с чувством собственного достоинства, стремящийся выделиться из общей массы, но в то же время ему присущи и положительные качества. Приведите примеры. (доброта, отзывчивость, сопереживание униженным и оскорбленным)

    Но боль и сострадание, как ни странно, еще больше уверовали Раскольникова в правоту своей теории.

    7. Обобщение и систематизация знаний.

    Учитель: В конце урока давайте обобщим материал, рассмотренный

    Научная литература о творчестве Достоевского получила всемирное распространение. Исследователи отмечали, что в поле художественного зрения Достоевского-романиста оказались парадоксальные взлеты и падения человеческой личности в противоречивую трагедийную эпоху социально-общественных катастроф в мире, девальвации духовных общечеловеческих ценностей. В своих философских романах-трагедиях писатель пристально всматривается в социальную психологию «подпольного человека» – индивидуалиста («Записки из подполья»), бунтарские и террористические действия «сверхчеловеков», уверовавших в то, что им «все позволено» (Раскольников в «Преступлении и наказании», Ставрогин, Кириллов в «Бесах», Иван Карамазов в «Братьях Карамазовых»), поражается широкому размаху карамазовской души, в котором «идеал Мадонны» уживается с «идеалом содомским», прослеживая, как в сердцах людей «дьявол с богом борется».

    Голос Достоевского для одних исследователей сливается с голосами тех или иных из его героев, для других является своеобразным синтезом всех этих идеологических голосов, для третьих, наконец, он просто заглушается ими. С героями полемизируют, у героев учатся, их воззрения пытаются доразвить до законченной системы. Герой идеологически авторитетен и самостоятелен, он воспринимается как автор собственной полновесной идеологической концепции, а не как объект завершающего художественного видения Достоевского. Для сознания критиков прямая полновесная значимость слов героя разбивает монологическую плоскость романа и вызывает на непосредственный ответ, как если бы герой был не объектом авторского слова, а полноценным и полноправным носителем собственного слова.

    Множественность самостоятельных голосов и сознаний, подлинная полифония полноценных голосов действительно является основною особенностью романов Достоевского. Не множество характеров и судеб в едином объективном мире в свете единого авторского сознания развертывается в его произведениях, но именно множественность равноправных сознаний с их мирами сочетается здесь, сохраняя свою неслиянность, в единство некоторого события. Главные герои Достоевского действительно в самом творческом замысле художника не только объекты авторского слова, но и субъекты собственного, непосредственно значащего слова

    Достоевский ищет пути нравственного совершенствования людей через очищение покаянием и страданием; духовное возрождение он видел в обращении к идее Христа-гуманиста, носителя общечеловеческих ценностей. Следуя своей концепции нравственного возрождения личности и общества, писатель стремится воссоздать идеал «вполне прекрасного человека» (князь Мышкин – Христос в романе «Идиот»), проповедует неотвратимость прихода «золотого века» человечества, когда «люди могут быть прекрасны и счастливы, не потеряв способности жить на земле» («Сон смешного человека»). «Я не хочу и не могу верить, чтобы зло было нормальным состоянием людей», – убежден герой Достоевского. Нравственную победу Раскольникова писатель видит в преодолении им чувства «разомкнутости с человечеством».

    Существуют разные исследовательские концепции: анализ трагедии Раскольникова с материалистических и социологических позиций (Д. Писарев), в контексте антинигилистических (Н. Страхов) и философско-религиозных (В. Розанов) исканий.

    Цель данной работы – выяснить является ли детективом роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

    1. раскрыть сущность преступления Раскольникова;

    2. изучить «уголовную» основу романа;

    3. выявить стилистику и жанровое своеобразие.


    1. Преступление Раскольникова

    Нет ничего удивительного в том, что Раскольников, утомленный мелкой и неудачной борьбой за существование, впал в изнурительную апатию; нет также ничего удивительного в том, что во время этой апатии в его уме родилась и созрела мысль совершить преступление. Можно даже сказать, что большая часть преступлений против собственности устраивается в общих чертах по тому самому плану, по какому устроилось преступление Раскольникова. Самой обыкновенной причиной воровства, грабежа и разбоя является бедность; это известно всякому, кто сколько-нибудь знаком с уголовной статистикой.

    Преступление, описанное в романе Достоевского, выдается из ряда обыкновенных преступлений только потому, что героем его является не безграмотный горемыка, совершенно неразвитый в умственном и нравственном отношениях, а студент, способный анализировать до мельчайших подробностей все движения собственной души, умеющий создавать для оправдания своих поступков целые замысловатые теории и сохраняющий во время самых диких заблуждений тонкую и многостороннюю впечатлительность и нравственную деликатность высокоразвитого человека. Вследствие этого обстоятельства колорит преступления до некоторой степени изменяется, и процесс его подготовления становится более удобным для наблюдения, но его основная побудительная причина остается неизменной. Раскольников совершает свое преступление не совсем так, как совершил бы его безграмотный горемыка; но он совершает его потому же, почему совершил бы его любой безграмотный горемыка. Бедность в обоих случаях является главной побудительной причиной.

    Раскольников находится в таком положении, при котором все лучшие силы человека поворачиваются против него самого и вовлекают его в безнадежную борьбу с обществом. Самые святые чувства и самые чистые стремления, те чувства и стремления, которые обыкновенно поддерживают, ободряют и облагораживают человека, становятся вредными и разрушительными страстями, когда человек лишается возможности доставлять им правильное удовлетворение. Раскольникову хотелось во что бы то ни стало покоить и лелеять свою старую мать, доставлять ей те скромные удобства жизни, которые были ей необходимы, избавлять ее от томительных забот о куске насущного хлеба; ему хотелось далее, чтобы сестра была ограждена в настоящем от дерзостей разных Свидригайловых, а в будущем от участи, постигшей Соню Мармеладову, или от необходимости выйти замуж без любви за какого-нибудь деревянного человека, подобного господину Лужину.

    Но эти требования остаются законными, разумными и похвальными только до тех пор, пока у Раскольникова имеются материальные средства, которыми он действительно может покоить свою мать и спасать от бесчестия свою сестру. Но как только материальные средства истощаются, так тотчас же вместе с этими средствами у Раскольникова отбирается право носить в груди человеческие чувства, так точно как у обанкротившегося купца отбирается право числиться в той или другой гильдии. В размышлениях Раскольникова заметна значительная недодуманность. Он, по-видимому, не понимает, что выход посредством преступления не может ни в каком случае действительно вывести его из затруднения.

    Теория Раскольникова не имеет ничего общего с теми идеями, из которых складывается миросозерцание современно развитых людей. Эта теория выработана им в зловещей тишине глубокого и томительного уединения; на этой теории лежит печать его личного характера и того исключительного положения, которым была порождена его апатия. Раскольников написал свою статью о преступлении за полгода до того времени, когда он убил старуху, и вскоре после того, как он вышел из университета по неимению денежных средств. Те мысли, которые выразились в его статье, были продуктами того самого положения, которое впоследствии, истощивши по капле всю его энергию и извративши его замечательные умственные способности, заставило его обдумать во всех подробностях, тщательно приготовить и успешно выполнить грязное преступление.

    Эту теорию никак нельзя считать причиной преступления, так точно как галлюцинацию больного невозможно считать за причину болезни. Эта теория составляет только ту форму, в которой выразилось у Раскольникова ослабление и извращение умственных способностей. Она была простым продуктом тех тяжелых обстоятельств, с которыми Раскольников принужден был бороться, и которые довели его до изнеможения. Настоящей и единственной причиной являются все-таки тяжелые обстоятельства, пришедшиеся не по силам раздражительному и нетерпеливому герою, которому легче было разом броситься в про пасть, чем выдерживать в продолжение нескольких месяцев или даже лет глухую, темную и изнурительную борьбу с крупными и мелкими лишениями. Преступление сделано не потому, что Раскольников путем различных философствований убедил себя в его законности, разумности и необходимости. Напротив того, Раскольников стал философствовать в этом направлении и убедил себя только потому, что обстоятельства натолкнули его на преступление.

    2. «Уголовная» основа романа

    «Преступление и наказание» прочно устанавливает характерную форму Достоевского. Это первый у него философский роман на уголовной основе. Это одновременно и типичный психологический роман, отчасти даже и психопатологический, с весьма заметными следами полицейского романа-фельетона и «черного», или мрачно-авантюрного, романа английской школы. Здесь довольно неплохо просматривается связь с романами Эдгара По.

    Но это, прежде всего, как и первое произведение Достоевского, роман социальный, ставящий в гущу событий и под огонь диалектики большие и больные темы современной политики.

    Свой первый небольшой по размерам социальный роман 1845 года Достоевский облек в традиционную форму писем. Этот роман строится как проблемный «внутренний монолог» героя, перемежающийся философскими диалогами на фоне детективного сюжета. Длительный и углубленный самоанализ Раскольникова, его диспуты с Порфирием, Свидригайловым, Соней среди беспрерывной игры убийцы с полицейской и следственной властью – такова развернутая ткань «Преступления и наказания».

    Высокое искусство романиста сказалось в органическом сплетении этой основы с острейшими темами современной публицистики, превратившими уголовный роман в грандиозную социальную эпопею.

    Принцип оформления «отчета об одном преступлении» был найден не сразу. Достоевский намечал три основные формы для своего романа: 1) рассказ в первом лице, или исповедь самого героя, 2) обычная манера повествования от автора и 3) смешанная форма («кончается рассказ и начинается дневник»). Первая форма (то есть «рассказ от Я») предполагала, в свою очередь, два варианта: воспоминание о давнишнем преступлении («Это было ровно восемь лет назад») или же показание во время суда («Я под судом и все расскажу») .

    Трудность охватить все возникающие сюжетные возможности рассказом от имени героя, неизбежно отсекающим все эпизоды, в которых сам рассказчик не участвует, заставляет Достоевского задумываться над принятой системой и отвергнуть первую и третью формы.

    Но и вторая («обычная манера») не удовлетворяет его.

    Он намечает новый план, в котором изложение уже ведется от имени автора, но сосредоточено исключительно на главном герое.

    Следы первоначальной структуры, сохранившиеся в окончательной редакции в виде изложения событий почти всегда с субъективной позиции главного героя, как бы превращают весь роман в своеобразный внутренний монолог Раскольникова, придающий всей истории его преступления исключительную цельность, напряженность и увлекательность.

    Весь обширный роман сосредоточен на единой теме, пронизывающей его сквозным действием. Все связано с центром и очерчено единым кругом. С первых же абзацев романа читатель узнает, что готовится убийство. На протяжении шести глав он весь во власти идеологических мотивов преступления и материальных приемов подготовки к нему. Сейчас же после убийства открывается сложнейшая по своему психологическому драматизму внутренняя борьба Раскольникова со своим замыслом, своей теорией, своей совестью и внешняя – с властью в лице сильнейшего противника Порфирия Петровича и отчасти полицейского. В драму убийцы постепенно втягиваются окружающие, перед которыми он либо сам раскрывает свою тайну (Разумихин, Соня, Дуня), либо не в состоянии ее скрыть (Заметов, Свидригайлов, Порфирий Петрович). Три беседы со следователем – шедевр интеллектуального единоборства. Точное «психологическое» кольцо, которое невидимо и уверенно с первых же дней после убийства начинает очерчивать вокруг Раскольникова его неотразимый соперник в диалектике, уверенно и точно смыкается в грозовой вечер их последней, столь успокоительной по зачину беседы. Раскольникову остается только покориться логическому воздействию Порфирия и моральному влиянию Сони – он приносит повинную.

    Линия развития драмы нигде не прерывается и не переламывается побочными эпизодами. Все служит единому действию, оттеняя и углубляя его. Трагедия семейства Мармеладовых является сильнейшим аргументом к теории и действию Раскольникова, как и возникающий из письма матери «свидригайловский» мотив в судьбе сестры (власть над бедной девушкой ее хозяина), вскоре получающий в романе полное и глубокое развитие. Образ Свидригайлова отнюдь не представляет собой самостоятельного вводного эпизода, он замечательно освещает судьбу и личность главного героя.

    В петербургских эскизах и зарисовках «Преступления и наказания» есть нечто от своеобразного жанра артистов-графиков середины столетия, оживляющих своей изощренной иглой бытовые очерки всевозможных столичных «физиологии» .

    Характерность персонажей тонко передается Достоевским и в речевых особенностях каждого. Иннокентий Анненский верно отметил стилистическую «канцелярщину» Лужина, ироническую небрежность Свидригайлова и восторженную фигурность Разумихина. Нетрудно также уловить саркастическую деловитость правоведа Порфирия и деланную вежливость чиновничьей речи Мармеладова, обильно уснащенной церковными славянизмами для выразительной живописи потрясающей истории его грехопадений и страданий. Если не самый словарь, то «словесный жест», интонационная система героев выявлены в романе с неизгладимым своеобразием.

    Рядом с образцами портрета и жанра роман дает шедевры городского пейзажа в описании «серединных улиц» столицы с их зловонием и пылью, деловым и ремесленным населением, распивочными и всякими иными низкопробными «заведениями».

    Таким образом, основная линия романа, да и все произведение целиков (особенно, если смотреть «со стороны») представляется скорее философским произведением с элементами, как детектива, так и фельетона, и драмы. Если говорить современной терминологией, то этот роман вполне можно охарактеризовать как «психологический триллер».

    3. Стилистика и жанровое своеобразие романа

    В «Преступлении и наказании» внутренняя драма своеобразным приемом вынесена на людные улицы и площади Петербурга. Действие все время перебрасывается из узких и низких комнат в столичные кварталы. На улице Соня приносит себя в жертву, здесь падает замертво Мармеладов, на мостовой истекает кровью Катерина Ивановна, на проспекте перед каланчой застреливается Свидригайлов, на Сенной площади пытается всенародно покаяться Раскольников. Многоэтажные дома, узкие переулки, пыльные скверы и горбатые мосты – вся сложная конструкция большого города середины столетия вырастает тяжеловесной и неумолимой громадой над мечтателем о безграничных правах и возможностях одинокого интеллекта.

    При этой сложности внутренней тематики совершенно изумителен по своей цельности и полноте основной тон повествования. Он словно вбирает в себя все интонации и оттенки отдельных сцен и образов – столь разнородные мотивы Сони, Свидригайлова, Раскольникова, Мармеладова, старухи, – чтобы слить их воедино и постоянным возвращением к этим господствующим и сменяющимся темам сообщить роману как бы некоторое симфоническое звучание современного Петербурга, сливающее огромное многоголосие его подавленных рыданий и возмущенных воплей в единое и мощное целое раскольниковской трагедии.

    Во второй половине сложного и все усложняющегося XIX века Достоевский не устрашился наделить своего героя выразительной, вызывающе наглядной фамилией, как бы в духе классицизма: Раскольников, расколотый человек.

    В душе Раскольникова идет жестокая, непримиримая борьба правых и неправых целей, определяющих и свои средства.

    Очень много проясняют слова Разумихина: «Полтора года я Родиона знаю: угрюм, мрачен, надменен и горд; в последнее время (а может, гораздо прежде) мнителен и ипохондрик. Великодушен и добр… Иногда, впрочем, вовсе не ипохондрик, а просто холоден и бесчувствен до бесчеловечия, право, точно в нем два противоположных характера поочередно сменяются» .

    «Два противоположных характера» – две противоположные цели.

    Буквально каждому факту со знаком «минус» в жизни, в сознании, в чувствах Раскольникова противостоит факт другой, со знаком «плюс», и наоборот. Эта сшибка противоположных характеров, целей – с первой страницы и до последней. Эта ошибка – все время, во всем. Она – в уме и сердце, в словах и делах, в сознании и подсознании, наяву и во сне. Даже сны его – тоже разные, противоположные. Есть сон – предостережение от убийства. И другой сон – повторение убийства. Есть, в сущности, два финала романа. У Раскольникова «проклятая мечта», «мрачный восторг», «кровь по совести». Каждое слово его расколото, диалогизировано, в каждом, по выражению М. Бахтина, – «внутриатомный контрапункт» . Это и предопределяется борьбой «двух характеров».

    «Добро» ни в какой мере не является мотивом преступления Раскольникова. «Добро» сначала противостояло преступлению, потом капитулировало перед ним, а еще потом – стало незаметно прикрывать собой нагую правду: «Я просто убил, для себя убил, для себя одного…» «Добро» превратилось в самообман, а самообман – необходимое звено в сложнейшей структуре самосознания Раскольникова. И структура эта непостижима без выявления и рассмотрения этого звена.

    Самообман и призван замаскировать (незаметно для самого себя) внутреннюю борьбу противоположных целей и выдать ее за борьбу правых целей лишь с неправыми средствами. Самообман и предназначен скрыть внутреннюю борьбу мотивов за и против преступления.

    Если бы Раскольников потерпел поражение в своей схватке с чуждым ему миром, в схватке во имя целей правых – уже это было бы социальной трагедией. И она, такая трагедия, в романе есть, но есть она лишь в качестве исходной, заданной предпосылки еще более глубокой трагедии. Раскольников пытался делать «добро людям», не жалел себя, жертвовал собой, но все это оказалось напрасным. И вот тут-то трагедия его и углубляется. Он терпит второе, несравненно более страшное поражение – самое страшное из всех возможных – поражение внутреннее: чуждый, ненавистный мир заражает и его самого, сначала незаметно отравляя в зародыше даже лучшие его намерения, а потом и прямо превращая их в худшие. Оказывается, Раскольникова уже не устраивает не этот мир, а лишь его место в этом мире. Не скверную пьесу хочет он отменить, а пытается (безнадежно) сыграть в ней лишь другую роль, роль главного героя. Бунт против мира оборачивается примирением с ним на условии своего верховенства.

    Недостижимость «всеобщего счастья» – вот его главное, трагическое убеждение, на котором держится вся его теория, вот решающая, исходная посылка его страшной искренности, его преступления и его самообмана.

    Таким образом, на протяжении всего романа мы видим не детектив, который увлекает, и зачаровывает какими-либо тайнами. А оборотную сторону человеческой души. Ведь именно об этом все произведение Достоевского. Все действие, которое происходит в романе, упирается в Раскольникова: он думает, он пишет, он чувствует, он убеждает.

    Мы не видим чувств других людей, мы почти не наблюдаем действие, которое разворачивалось на основе совершенного преступления, кроме внутренних дум Раскольникова. Не чувствуется динамики, которая присуща большинству детективов. Если взять для сравнения романы А. Кристи, то можем понять разницу, которая присутствует между ними. Своеобразие английских детективных романов в том, что с начала произведения читатель не знает, кто же является преступником, в то время как у Достоевского мы видим и как совершается преступление, и кто его совершает. Детектив подразумевает завязку, состоящую из какой-либо тайны, которая раскрывается по ходу действия романа. В «Преступлении и наказании» все происходит в точности до наоборот: сначала мы видим развязку и совершение преступления, а потом разворачиваются действия, которые раскрывают тайну души главного героя.

    В «Преступлении и наказании» замечательный следователь Порфирий Петрович – он-то и назвал психологию «палкой о двух концах» – руководствуется не ею, то есть не судебно-следственной психологией, а особой диалогической интуицией, которая и позволяет ему проникнуть в незавершенную и нерешенную душу Раскольникова. Три встречи Порфирия с Раскольниковым – это вовсе не обычные следовательские допросы; и не потому, что они проходят «не по форме» (что постоянно подчеркивает Порфирий), а потому, что они нарушают самые основы традиционного психологического взаимоотношения следователя и преступника (что подчеркивает Достоевский). Все три встречи Порфирия с Раскольниковым – подлинные и замечательные полифонические диалоги.

    И в дальнейшем течении романа все, что входит в его содержание – люди, идеи, вещи, – не остается внеположным сознанию Раскольникова, а противопоставлено ему и диалогически в нем отражено. Все возможные оценки и точки зрения на его личность, на его характер, на его идею, на его поступки доведены до его сознания и обращены к нему в диалогах с Порфирием, с Соней, со Свидригайловым, Дуней и другими. Все чужие аспекты мира пересекаются с его аспектом. Все, что он видит и наблюдает, – и петербургские трущобы и Петербург монументальный, все его случайные встречи и мелкие происшествия, – все это вовлекается в диалог, отвечает на его вопросы, ставит перед ним новые, провоцирует его, спорит с ним или подтверждает его мысли. Автор не оставляет за собой никакого существенного смыслового избытка и на равных правах с Раскольниковым входит в большой диалог романа в его целом .


    Заключение

    Как справедливо отметил М.М. Бахтин, Достоевский – творец полифонического романа. Он создал существенно новый романный жанр. Поэтому-то его творчество не укладывается ни в какие рамки, не подчиняется ни одной из тех историко-литературных схем, какие мы привыкли прилагать к явлениям европейского романа. В его произведениях появляется герой, голос которого построен так, как строится голос самого автора в романе обычного типа. Слово героя о себе самом и о мире так же полновесно, как обычное авторское слово; оно не подчинено объективному образу героя как одна из его характеристик, но и не служит рупором авторского голоса. Ему принадлежит исключительная самостоятельность в структуре произведения, оно звучит как бы рядом с авторским словом и особым образом сочетается с ним и с полноценными же голосами других героев.

    Основной категорией художественного видения Достоевского было не становление, а сосуществование и взаимодействие. Он видел и мыслил свой мир по преимуществу в пространстве, а не во времени. Отсюда и его глубокая тяга к драматической форме. Весь доступный ему смысловой материал и материал действительности он стремится организовать в одном времени в форме драматического сопоставления, развернуть экстенсивно.

    Можно прямо сказать, что из каждого противоречия внутри одного человека Достоевский стремится сделать двух людей, чтобы драматизировать это противоречие и развернуть его экстенсивно. Эта особенность находит свое внешнее выражение и в пристрастии Достоевского к массовым сценам, в его стремлении сосредоточить в одном месте и в одно время, часто вопреки прагматическому правдоподобию, как можно больше лиц и как можно больше тем, то есть сосредоточить в одном миге возможно большее качественное многообразие. Отсюда же и стремление Достоевского следовать в романе драматическому принципу единства времени. Отсюда же катастрофическая быстрота действия, «вихревое движение», динамика Достоевского.

    Раскольников внутренне готовил себя к пролитию крови отвлеченными теориями, в которых жизнь и смерть человеческая определялись не нравственными побуждениями, а умственными расчетами. Такие теории оправдывали преступление, толкали на него бедного, голодающего студента.

    Раскольников еще долго мучился бы противоречиями между своими тайными, теоретическими постулатами и своим глубоким душевным протестом против них. Может быть, он и не убил бы старушонку, если бы необходимость немедленно спасать свою сестру и мать от Лужина не встала бы перед ним со всей силой. Тогда он взял топор, застал Алену Ивановну одну в квартире и зверски убил ее. Мне кажется, что, если бы он не подготовил себя к этому своими теориями, он не совершил бы преступления. Совершив преступление с целью грабежа, он не смог потом воспользоваться этими деньгами. Раскольников начал раскаиваться в своем поступке. Следователь сразу увидел неординарность этого случая и вел следствие так, чтобы Родион раскаялся внутри себя. Для Родиона эти допросы были неимоверной пыткой. Мы видим, что Раскольников не простой убийца, а жертва собственных теорий, в которых он раскаивается только в эпилоге. Основной замысел романа Достоевского и заключается в том, чтобы показать, до чего могут довести образованных русских людей отвлеченные эгоистические расчеты, навеянные будто бы извне, чуждые им по национальным особенностям их «натуры», и до какой степени могут быть безнравственны результаты этих расчетов.


    Репетиторство

    Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

    Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
    Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

    «Преступление и наказание». Он типичный представитель «низов», бедный студент, который в глубине души, как и многие, мечтает о лучшей жизни. Нищета, голод, долги - вот какая повседневность окружает Родиона, вот чем он живет, и вот от чего мечтает убежать. К сожалению, Петербург его времени - это суровое, беспощадное место. По улицам проезжают роскошные кареты, запряженные лошадьми, вокруг снуются люди, которым совершенно нет дела до его бед и лишений. В этой обстановке Раскольников как никто другой чувствует страшное одиночество, которое с каждым днем порождает все больше мыслей. Возможно, все сложилось бы по-другому, не будь он так одинок.

    Именно одиночество Раскольникова стало его союзником. В одиночестве крепла его решимость совершить преступление. Парадокс заключается в том, что с каждым днем, предаваясь все более глубоким раздумьям, он все меньше думал об этом как о преступлении, оправдываясь тем, что это необходимость. Голодный студент, снимавший маленькую комнатку, он взрастил в себе ненависть к тем, кто, как он считал, недостоин того, чтобы иметь сытый желудок и теплую постель пока он, Раскольников, влачит жалкое существование без надежды на светлое будущее. В одиночестве рождается страшный, но, как кажется самому Родиону, вполне практичный план, который поможет ему распрощаться с нищетой, голодом и долгами. Старуха-процентщица в понимании Раскольникова - просто ненужное звено в цепи, которым можно пожертвовать ради собственного блага.

    Раскольников, планируя убийство старухи, не считает себя злодеем. Ему не кажется, что все люди равны по своей природе, и что каждый из них заслуживает того, чтобы жить наравне с остальными. Нет, ради великих умов и грандиозных идей можно пожертвовать так называемым «расходным материалом», к которому Родион и относит старуху-процентщицу. Ее жизнь кажется Раскольникову какой-то ошибкой. С его точки зрения старуха не приносит никакой пользы, лишь дразня и раздражая его тем, что она имеет то, что недоступно самому Родиону. Почему она живет в достатке и сытости, а он должен со страхом ждать каждого нового дня? Почему этот новый день должен внушать ему такой ужас, в то время как она, нисколько не ценя того, что имеет, живет, не ведая тех забот, которыми полна жизнь Родиона?

    Так и рождается теория Раскольникова, делящая людей на две неравные группы, одной из которых можно пожертвовать во благо второй. Люди, представляющие собой просто расходный материал, и те, ради которых и возможна жертва. Жалеет ли он тех, кого сам низверг до уровня «расходного материала»? Нисколько. Сам Родион уверен, что ради таких, как он, можно принести в жертву старуху-процентщицу. Жизнь ее бесполезна и пуста, она и без того уже подходит к закату, а для него, для Раскольникова все еще только начинается. Поэтому ему не жаль принести старуху в жертву ради своей цели - собственного благополучия. Ведь он, Родион Раскольников должен как-то пробиться в жизни, оставить в ней значимый след, выбиться в люди, но на пути у него тяжелое, почти непреодолимое препятствие - нищета. И вот появляется шанс оставить неудачи позади, для чего и нужно-то сделать всего один шаг - устранить старуху.

    Поддался ли бы Раскольников такому страшному, всепоглощающему раскаянию, если бы вместе со старухой ему не пришлось так же жестоко расправиться с Елизаветой, как с невольной свидетельницей его преступления? Вряд ли его бы так мучила совесть, останься старуха его единственной жертвой, ведь он столько раз прокручивал в голове сценарии ее убийства, ни разу не ужаснувшись тому, что за мысли приходят ему в голову. Но Елизавета в понимании Раскольникова явно не вписывалась в категорию тех, кем можно с легкостью и без зазрения совести пожертвовать ради высокой цели.

    Потерпела ли бы теория Раскольникова крах, если бы он совершил преступление точно по задуманному им сценарию? Если бы, убив старуху и разжившись ее деньгами, он тихо скрылся в шумном и многоголосом Петербурге, в котором каждый второй прячет за душой тайну или проступок, за которым могло бы последовать наказание? Так или иначе, но именно смерть Елизаветы - невинно загубленной души - помогает ему прозреть, и с каждым днем чаша раскаяния наполняется все больше и больше, пока не начинает переливаться до краев.

    И только тогда, сдавшись на милость беспощадному палачу - собственной совести - и признавшись во всем, Раскольников, наконец, обретает покой.

    По мнению многих критиков, Достоевский является мастером описания "больных душ". Один из самых интересных героев писателя - Родион Раскольников. "Преступление и наказание" - роман, персонажем которого он стал, полон противоречивых чувств, человеческих терзаний и вечного поиска себя.

    Философия героя произведения Достоевского

    Какое преступление совершил Раскольников? По ходу повествования главный герой становится все более озлобленным из-за своего бессилия помочь близким ему людям. Подавленный своей бедностью, он решается на убийство старухи-процентщицы, которая извлекала выгоду из бедствия людей. Причины, побудившие Раскольникова совершить преступление, кроются не только в его бедности и беспомощности. Главный герой жаждет мести за всех обездоленных и поруганных, за страдания и унижения Мармеладовой, за каждого человека, который был доведен до грани нравственного мучения и нищеты. Страстно веруя в свою теорию, Родион возмущен философией успешного предпринимателя Лужина, который стремился жениться на сестре Раскольникова. Лужин выступает на стороне "разумного эгоизма". Петр Петрович считает, что прежде всего каждому необходимо заботиться о себе и собственном благополучии. И чем в обществе больше станет богатых людей, тем богаче станет и все общество в целом. По философии Лужина, заботиться необходимо о себе только, не думая о ближних. Говоря о том, почему Раскольников совершил преступление, следует сказать именно о том, что Родион, в отличие от Петра, "заботился" обо всех людях, стремясь ко всемирному благу. И в данном случае рассматривал совершенное им убийство как способ подтверждения своей теории.

    Смысл убийства ростовщицы

    Анализируя, почему Раскольников совершил преступление, следует сказать, что он - не обычный преступник. Убийство процентщицы он совершает под влиянием созданной им же философии. То есть голод и нищета - не главные причины преступления Раскольникова. После совершения убийства он сам своими словами подтверждает этот вывод, говоря о том, что если бы зарезал только из-за чувства голода, то и счастлив был бы от этого. Однако главный герой размышляет о причинах существовавшей несправедливости и неравенства. Он приходит к выводу о том, что имеет место достаточно резкое отличие двух категорий людей. И пока одни покорно и молчаливо подчиняются всему тому, что им преподносит жизнь, другие - немногие - "необыкновенные" - являют собой подлинный двигатель человеческой истории. Последние при этом достаточно дерзко и вольно могут нарушать моральные устои, общепринятые нормы, не останавливаясь перед законом, чтобы показать человечеству другой путь. Современники ненавидят таких людей, но потомки принимают за героев. Раскольников очень тщательно обдумал всю эту идею и даже изложил свою мысль за год до убийства в газетной статье.

    Злодеяние как вызов обществу

    Говоря о том, почему Раскольников совершил преступление, следует отметить его постоянное стремление противопоставить себя "обычным" людям, которых, по его мнению, большинство в обществе. Своими действиями Родион бросает вызов условиям, в которых происходит подавление человеческой личности и четко ощущается Но вместе с этим после совершения злодеяния герой понимает, что его философия способствует только укреплению бесчеловечности. Его протест противоречив - выступая против неравенства и подчинения, Раскольников в своей идее предполагает, опять же, право одних людей диктовать свою волю другим. И здесь снова получается, что большинство становится "пассивным объектом". Именно это противоречие составляет ту трагическую ошибку, которая лежит в основе поведения героя. По ходу развития событий персонаж убеждается на своем собственном опыте, что бунт его, направленный против бесчеловечности, носит сам бесчеловечный характер, приводя к нравственной смерти личности.

    Отношение героя к жизни после злодеяния

    Раскольникову удается совершить преступление. Но убийство приводит к результату, отличному от того, который он ожидал. Рассуждая о том, почему Раскольников совершил преступление, следует вспомнить, что им руководило в первую очередь стремление воплотить в жизнь свою идею. Но мораль "необычных" людей для Родиона оказалась непостижимой. И после убийства процентщицы главный герой начинает видеть истинную нравственность и красоту не в тех, кто стоит выше, а в таких людях, как Сонечка Мармеладова, - способных сохранять нравственность в невыносимых условиях. Такие люди, перенося унижение и голод, все же оставляют в себе веру в жизнь и любовь.

    Причины преступления Раскольникова

    Сначала Родион спокоен по поводу удавшегося ему убийства. Он считал, что поступает единственно верным способом. Герой уверен в своей исключительности и самобытности. Он считает, что в убийстве ростовщицы нет ничего "такого". Ведь, по его мнению, ему удалось уничтожить лишь одну "вошь из всех, самую наибесполезнейшую". Но постепенно, анализируя свои действия, он дает различные объяснения. Так, например, он говорит о том, что "хотел сделаться Наполеоном", был озлоблен, безумен, стремился помочь матери, жаждал утвердить собственную личность, бунтовал против всего и всех. В итоге, герой мучается угрызениями совести. Он понимает, что нарушил нравственный закон. Раскольников видит причину зла в самой человеческой природе. При этом закон, позволяющий "сильным мира" совершать бесчеловечные поступки, считает извечным.

    Заключение

    Сам Достоевский выступал против насилия. Своим произведением автор спорит с революционерами, настроенными на единственный путь достижения счастья для русского человека, - нарушение нравственных устоев. Главному герою кажется, что отвечает он за свои поступки только перед самим собой, а суд других безразличен ему. По ходу повествования автор подводит персонажа к пониманию важнейших истин. Они заключаются в том, что гордыня является злом, законы жизни не должны подчиняться идее одного человека, а людей судить не следует и тем более нельзя отнимать у них жизнь.