Войти
Образовательный портал. Образование
  • Как приготовить классические вареники с творогом
  • Как сделать тесто для яблочной шарлотки Как приготовить шарлотку с яблоками песочное тесто
  • Отечественной войны 2 степени
  • День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады
  • Манная каша на молоке: пропорции и рецепты приготовления Манная каша 1 порция
  • Суп-пюре из брокколи с сыром Рецепт крем супа из брокколи с сыром
  • Примеры аварий на взрывопожароопасных объектах. Аварии на пожаро– и взрывоопасных объектах. Возможные последствия. Правила поведения при пожаре и угрозе взрыва. Последствия пожаров и взрывов

    Примеры аварий на взрывопожароопасных объектах. Аварии на пожаро– и взрывоопасных объектах. Возможные последствия. Правила поведения при пожаре и угрозе взрыва. Последствия пожаров и взрывов

    Пожары и взрывы на взрывоопасных обьектах экономики и их возможные последствия

    Наиболее распространенным источниками возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера являются пожары и взрывы, которые происходят на взрывопожароопасных объектах экономики.

    В различных отраслях экономики Российской Федерации находится и эксплуатируется около 10 тыс. взрывопожароопасных объектов.

    Запомните!

    Взрывопожароопасные объекты – это предприятия, на которых производят, хранят, транспортируют взрывоопасные продукты, приобретающие при определенных условиях способность к возгоранию или взрыву.

    К ним, прежде всего, относится производство, где используются взрывчатые и имеющие высокую степень возгораемости вещества. А также железнодорожный и трубопроводный транспорт, который несет основную нагрузку при доставке жидких, газообразных и взрывоопасных грузов.

    Наиболее часто аварии с взрывами и пожарами происходят на предприятиях химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей отраслевой промышленности, которые приводят к серьёзным последствиям: разрушению промышленных и жилых зданий, поражению производственного персонала и населения, значительным материальным потерям.

    На предприятиях, производящих порох, реактивное взрывное топливо, взрывчатые вещества, пиротехнические средства и составы, а также продукцию на их основе, возможны еще более масштабные происшествия с массовым поражением работников предприятий и населения близлежащих населенных пунктов.

    Прогнозы специалистов МЧС России показывают, что при крупной аварии на подобных объектах, сопровождающейся взрывами и пожарами, может возникнуть необходимость эвакуации свыше 20 тыс. человек.

    Статистика

    В настоящее время на предприятиях нефтяной и газовой промышленности, в геологоразведочных организациях находится в эксплуатации более 200 тыс. км. магистральных трубопроводов, 350 тыс. км. промысловых трубопроводов, 800 компрессорных и нефтеперекачивающих станций.

    Необходимо отметить, что основное развитие системы магистральных газопроводов, пришлось на 60-70 гг. прошлого столетия и сегодня все они в значительной мере выработали свой ресурс, что приводит к увеличению вероятности возникновения аварий при их эксплуатации.

    Особую опасность в настоящее время представляют угольные шахты из-за взрывов метана, угольной пыли и пожаров. Пожары, возникающие в подземных выработках, являются наиболее тяжелыми по последствиям и часто случающимися авариям (около 33% от общего числа аварий в этой отросли).

    Внимание!

    Аварии, возникающие на взрывопожароопасных объектах, характеризуются возникновением взрывов и пожаров и представляют особую опасность для населения. К поражающим факторам аварий на взрывопожароопасных объектах относятся воздушная ударная волна с образованием большого количества осколков из летающих обломков зданий и сооружений, высокая температура от горения различных веществ, материалов и загрязнения воздуха в очаге поражения продуктами горения, в том числе угарным газом.

    При взрыве на взрывопожароопасных объектах поражение людей может происходить как от прямого воздействия ударной волной, так и от летающих обломков, камней, осколков стекла и т.п. Ущерб, причиняемый ударной волной жилым и промышленным зданиям, может носить характер полных разрушений, сильных, средних и слабых в зависимости от мощности взрыва.

    При полных разрушениях рушатся все элементы здания, включая несущие конструкции этажей. При сильных разрушениях обваливаются несущие конструкции и перекрытия верхних этажей, после этого здание восстановлению не подлежит. При средних и слабых разрушениях поврежденные здания могут быть восстановлены.

    Возникающие в результате взрывов пожары приводят к разрушению сооружений из-за сгорания или деформации их элементов от высоких температур, к образованию различных концентраций химически опасных веществ. Поражающими факторами для людей в этих условиях являются высокие температуры, приводящие к ожогам различной степени, и наличие в продуктах горения химически опасных веществ, приводящих к отравлениям различной степени.

    Аварии на взрывопожароопасных объектах вызываются в основном взрывами емкостей и трубопроводов с легковоспламеняющимися и взрывоопасными жидкостями и газами и могут привести к тяжелым социальным и экономическим последствиям.
    ^ ИСТОРИЧЕСКИЕ ФАКТЫ

    Для наглядной характеристики последствий такой аварии приведем анализ катастрофы двух пассажирских поездов произошедшей в Башкирии 3 июня 1989 года в результате взрыва на трубопроводе. Крупная железнодорожная катастрофа явилась следствием трагического стечения обстоятельств. Два пассажирских поезда Новосибирск-Адлер(20 вагонов) и Адлер- Новосибирск(17 вагонов), следующие в разных направлениях, в 23 часа 10 минут оказались в зоне, скопившейся на местности площадью 250 гектар углеводородовоздушной смеси, образовавшиеся в результате истечения нефтепродуктов в окружающую среду из разорвавшейся трубы трубопровода Западная Сибирь-Урал-Поволжье.

    Предположительно из-за искрения токоприемников локомотива во время прохождения зоны с большой концентрацией углеводородовоздушной смеси (в ее состав входили компоненты: метан, этан, пропан, изобутан и гексан; смешавшись с воздухом, такая смесь становится взрывоопасной) возник пожар и произошел объемный взрыв, энергия которого соответствовала энергии взрыва тротила массой 300 тонн. Взрыв и возникший в результате взрыва пожар привели к массовой гибели и поражению людей двух встречных пассажирских поездов, оказавшийся в зоне образования взрывоопасной смеси нефтепродуктов.

    Воздушной ударной волной от поездов было оторвано и сброшено под откос 11 вагонов (5 одного и 6 другого состава), из которых 7 полностью сгорели. Остальные 26 вагонов обгорели снаружи и полностью выгорели внутри. В поездах предположительно следовало 1284 человека, из них погибло 780 человек.

    Катастрофа явилась следствием неудовлетворительного качества строительства трубопровода и недопустимо плохого состояния контроля над его строительством со стороны заказчика и неприятия, своевременных мер по устранению аварии (разрыв трубы), возникшей перед взрывом. К такому выводу пришла комиссия, расследовавшая причины катастрофы.

    1. Какие объекты экономики относятся к взрывопожароопасным?

    2. Какие основные факторы определяют возникновение аварии на взрывопожароопасных объектов?

    3. Какие поражающие факторы, возникающие при авариях на взрывопожароопасных объектах, представляют высокую степень опасности для работающего персонала и населения?

    4. К каким последствиям и может привести крупная авария на взрывопожароопасном объекте?

    Пожар – это горение, в результате которого бесполезно и безвозвратно уничтожаются и повреждаются материальные ценности, создается опасность для жизни и здоровья людей.

    Пожаро- и взрывоопасные объекты (ПВОО) предприятия, на которых производятся, хранятся, транспортируются взрывоопасные продукты или продукты, приобретающие при определенных условиях способность к возгоранию или взрыву.

    По взрывной, взрыво-пожарной и пожарной опасности ПВОО подразделяются на пять категорий, особенно опасны объекты, относящиеся к категориям А, Б, В.

    Характеристика аварий на пожаро– и взрывоопасных объектах.

    К авариям на ПВОО относятся:

    1) пожары с последующим взрывом;

    2) газообразных (сжиженных) углеводородных продуктов;

    3) топливно-воздушных смесей и других взрывоопасных веществ.

    К поражающим факторам аварий на ПВОО относятся:

    1) воздушная ударная волна с образованием осколочных полей;

    2) тепловое и световое излучение и как следствие – загрязнение воздуха в очаге поражения угарным газом и ОВ.

    Характер и степень поражения людей зависят от степени их защищенности:

    1) тяжелые травмы выражаются сильной контузией, потерей сознания и многочисленными сложными переломами костей;

    2) средние – вывихами конечностей, контузией головного мозга, повреждением органов слуха;

    3) легкие – скоро проходящими функциональными нарушениями.



    Основные вопросы пожарной безопасности объектов (предприятий) изложены в Строительных нормах и правилах .

    Противопожарная защита объектов зависит от назначения зданий, их огнестойкости и режима эксплуатации, количества людей, одновременно находящихся в помещении, количества горючих материалов и веществ, находящихся на предприятиях, и других факторов.

    Для каждого объекта устанавливается определенный противопожарный режим - совокупность определенных мер и требований пожарной безопасности, установленных для объекта и подлежащих обязательному выполнению всеми работниками данного объекта.

    Он определен правилами, инструкциями, приказами и распоряжениями руководителя предприятия.

    Одно из перспективных направлений, обеспечивающих пожарную безопасность объектов, - установка противопожарной автоматики.

    Для передачи известия о пожаре могут быть использованы:

    1) электрические (ЭПС);

    2) автоматические (АПС);

    3) звуковые системы пожарной сигнализации;

    5) сирена;

    6) телефон;

    7) радиосвязь.

    В настоящее время на предприятиях используют лучевую и кольцевую электрическую пожарную сигнализацию.

    Аварии на транспорте

    Сегодня любой вид транспорта представляет потенциальную опасность.

    Основные причины аварий и катастроф на железнодорожном транспорте:

    1) неисправности пути;

    2) неисправности подвижного состава;

    3) неисправности средства сигнализации;

    4) централизации и блокировки;

    5) ошибки диспетчеров;

    6) невнимательность и халатность машинистов.

    При перевозке опасных грузов, таких как газы, легковоспламеняющиеся, взрывоопасные, ядовитые и радиоактивные вещества, возможны взрывы и пожары. Ликвидировать такие аварии очень сложно.

    Одной из основных проблем современности стало обеспечение безопасности движения на автомобильном транспорте.

    Примерно 75% всех дорожно-транспортных происшествий происходят из-за нарушения водителями Правил дорожного движения. При чем треть ДТП – следствие плохой подготовки водителей. Наиболее опасными видами нарушений по-прежнему остаются:

    1) превышение скорости;

    2) выезд на полосу встречного движения;

    3) управление автомобилем в нерезвом состоянии.

    Особенность ДТП состоит в том, что 80% раненых погибает в первые три часа. Кровопотеря в течение первого часа бывает столь велика и сильна, что даже блестяще проведенная операция оказывается бесполезной. Здесь очень важна первая доврачебная помощь. Однако уровень медицинской подготовки работников ГИБДД низок, подготовка населения и водителей также недостаточна. Автоаптечки, которые должны быть в каждой машине, без которых не проходят техосмотр, часто неукомплектованы.

    Вот почему смертность от ДТП у нас в 10–15 раз выше, чем в других странах.

    Несмотря на принимаемые меры, не уменьшается количество аварий и катастроф на воздушном транспорте. К тяжелым последствиям приводят:

    1) разрушения отдельных конструкций самолета;

    2) отказ двигателей;

    3) нарушение работы систем управления, электропитания, связи;

    4) плохое пилотирование;

    5) недостаток топлива;

    6) перебои в жизнеобеспечении экипажа и пассажиров.

    Большинство крупных аварий и катастроф на судах происходит под воздействием:

    1) ураганов;

    2) штормов;

    3) туманов;

    5) по вине людей.

    Много аварий происходит из-за ошибок при проектировании и строительстве судов. Половина из них является следствием неумелой эксплуатации. К работам по ликвидации последствий аварий, катастроф и спасению утопающих привлекаются все члены экипажа. Руководит всеми работами капитан как начальник ГО. Основные задачи:

    1) спасение людей, терпящих бедствие;

    2) борьба за плавучесть корабля;

    3) ликвидация пожара;

    4) ликвидация пробоин.

    К работам по спасению судна привлекаются:

    1) специальные суда-спасатели;

    2) буксиры;

    3) пожарные катера;

    4) экипажи других плавсредств;

    5) специальные подразделения аварийно-спасательных, судоподъемных и подъемно-технических работ.

    Чрезвычайные ситуации на пожаро- и взрывоопасных объекта

    Пожаро- и взрывоопасные объекты (ПВОО) - предприятия, на которых производятся, хранятся, транспортируются взрывоопасные материалы или материалы, приобретающие при определенных условиях способность к возгоранию или взрыву.

    По взрывной, взрывопожарной и пожарной опасности все ПВОО подразделяются на пять категорий: А, Б, В, Г, Д. Особенно опасны объекты, относящиеся к категориям А, Б, В.

    Возникновение пожаров зависит от степени огнестойкости зданий и сооружений, которая подразделяется на пять основных групп (1, 2, 3, 4, 5). Самую высокую степень огнестойкости имеет первая группа зданий, самую низкую - пятая. Степень огнестойкости зданий и сооружений определяется минимальными пределами огнестойкости строительных конструкций, возгораемостью материалов, из которых они состоят, и временем невозгораемости.

    Пожары на крупных промышленных предприятиях подразделяются на два вида:

    1) отдельные (пожары в здании или сооружении);

    2) массовые (совокупность отдельных пожаров, охвативших более 25% зданий).

    Причины и возможные последствия аварий на ПВОО

    Аварии на ПВОО, связанные с сильными взрывами и пожарами, могут привести к тяжелым социальным и экономическим последствиям. Вызываются они взрывами емкостей и трубопроводов с легковоспламеняющимися и взрывоопасными жидкостями и газами, коротким замыканием электропроводки, взрывами и возгоранием некоторых веществ и материалов. Наиболее опасны пожары в административных зданиях, так как внутренние стены и потолочные плиты облицованы панелями из горючего материала. Нередки пожары от возгорания горючих материалов при перевозках (это часто связано с изношенностью цистерн и оборудования на них). Во время пожаров со взрывами и без них на железнодорожном транспорте обрываются провода, из-за чего парализуется все движение.

    При массовых пожарах возникает чрезвычайная ситуация, о которой немедленно оповещается население, проживающее вблизи основного очага пожара, проводится полная эвакуация.

    В последнее десятилетие увеличилось число пожаров в школах, интернатах, больницах, общежитиях, увеселительных заведениях и других местах. За этот же период участились пожары на военных объектах, в частности на складах хранения боеприпасов, при этом были взрывы боеприпасов и гибель людей. Эти пожары происходили по разным причинам: из-за неисправности электропроводки, ветхости зданий, неправильной эксплуатации нагревательных приборов (каминов в холодное время года) и т.д. Большие людские потери случались из-за наличия железных решеток на дверях и окнах, отсутствия запасного безопасного выхода из зданий и т.д.

    Правила безопасного поведения при пожаре и угрозе взрыва:

    1) сообщить о пожаре в пожарную охрану, добровольную пожарную дружину;

    2) оповестить рабочих и служащих, а также население, проживающее вблизи очага пожара;

    3) задействовать план эвакуации, открыть запасные двери;

    4) немедленно использовать первичные средства тушения пожара (огнетушители);

    5) не допустить распространения огня, задействовать пожарные гидранты, стационарную систему пожаротушения;

    6) аварийно остановить производство, отключить вентиляцию, электрооборудование, перекрыть подачу масла и других горючих жидкостей, слить их в аварийные емкости;

    7) встретить пожарные подразделения и сообщить им, где могли остаться люди и как до них добраться;

    8) совместно с подразделениями РСЧС извлечь людей из завалов;

    Потенциальными объектами аварий, связанных со взрывом, являются хранилища и склады взрыва- и пожароопасных веществ, например: склады реактивного топлива, артиллерийских боеприпасов, склады взрывчатых веществ, нефтебазы и т.д.

    В результате действия поражающих факторов взрыва происходит разрушение или повреждение зданий, технологического оборудования, транспортных средств, коммуникации и другие объекты.

    При взрывах люди получают термические и механические повреждения: ожоги тела, верхних дыхательных путей, переломы, ушибы, черепно-мозговые травмы, осколочные ранения, комбинированные поражения.

    Взрывчатое превращение в зависимости от свойств взрывчатого Вещества и вида воздействия на него может протекать в виде взрыва или горения. Скорость горения в значительной степени зависит от внешних условий, в первую очередь от давления в окружающем пространстве. С увеличением давления скорость горения возрастает, при этом в некоторых случаях горение может перейти во взрыв.

    Взрывчатые вещества в зависимости от их природы и состояния обладают определёнными взрывчатыми характеристиками. Наиболее важными из них являются: чувствительность к внешним воздействиям; энергия (теплота) взрывчатого вещества; скорость детонации; фугасность (работоспособность).

    Пылевоздушные смеси и особенности их горения. Практически все взрывы пылевоздушных смесей происходят в ограниченном пространстве. Пылевоздушную смесь иногда называют пылевым облаком, а её взрыв - взрывом пылевого облака.

    Механизм взрыва пыли аналогичен процессу окисления, когда окислителем выступает кислород воздуха. При этом процесс окисления протекает на поверхности твёрдых частиц пыли. Интенсивность горения зависит от размера частиц и содержание кислорода в системе. Взрывоопасные пылевоздушные смеси могут возникать спонтанно, например, при встряхивании осевшей пыли.

    Особенности физического взрыва. Их, как правило, связывают со взрывами сосудов от давления паров и газов. Их основной причиной является не химическая реакция, а физический процесс, обусловленный высвобождением внутренней энергии сжатого или сжиженного газа. Сила таких взрывов зависит от внутреннего давления, а разрушения вызывают ударная волна или осколки, разорвавшие сосуд.

    Таким образом, пожары являются результатом химической, экзотермической реакции, а взрывы - физически превращений, они образуют зоны, в которых действуют опасные факторы.

    К причинам взрывов на взрывоопасных предприятиях чаще всего относят: разрушение и повреждение производственных ёмкостей, аппаратуры и трубопроводов; отступление от установленного технологического режима; отсутствие постоянного контроля за исправностью производственного оборудования и своевременного проведения плановых ремонтных работ.

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Размещено на http://www.allbest.ru/

    Введение

    Стихийные бедствия, промышленные аварии и катастрофы на транспорте, экологические последствия антропогенного воздействия на биосферу, применение противником в случае военных действий различных видов оружия, создают ситуации, опасные для жизни и здоровья населения.

    Возникновение любой чрезвычайной ситуации вызывается сочетанием действий объективных и субъективных факторов.

    В законе Российской Федерации "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" чрезвычайная ситуация определяется как "обстановка на определенной территории,сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы,стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушения условий жизнедеятельности людей".

    В условиях чрезвычайных ситуаций общество, движимое естественным стремлением к самосохранению, предпринимает осознанные, заранее предусмотренные меры, направленные на обеспечение безопасности жизнедеятельности. Проблема защиты в чрезвычайных ситуациях включает в себя множество аспектов, которые необходимо учитывать при разработке мероприятий по обеспечению безопасности населения, устойчивости объектов народного хозяйства и охране биосферы от антропогенного воздействия.

    Выбор мероприятий, сил и средств защиты зависит от вида, специфики, протекания чрезвычайных ситуаций, характера порождающих факторов и тяжести последствий.

    Аварии на взрывопожароопасных объектах

    Взрывопожароопасными объектами называются такие объекты, на которых производятся, хранятся, транспортируются пожароопасные продукты или продукты, приобретающие при определенных условиях способность к возгоранию и (или) взрыву.

    Пожаром принято называть неконтролируемое горение вне специального очага, могущее привести и (или) приводящее к гибели и поражению людей и материальному ущербу. Горение - это химическая реакция окисления, сопровождающаяся выделением большого количества тепла и свечением.

    Пожары классифицируются по нескольким признакам:

    1) по масштабам:

    Отдельные пожары (в зданиях и сооружениях);

    Группы отдельных пожаров;

    Сплошные пожары, когда отдельные пожары сливаются в один общий

    (горят более 50% зданий на участке застройки);

    Огненный шторм - особый вид устойчивого пожара, охватывающего более 90% зданий в городах и характеризующийся наличием восходящего вверх столба продуктов сгорания и нагретого воздуха, а также притоком со всех сторон к центру шторма свежего воздуха с ураганной скоростью;

    2) по месту возникновения:

    Пожары в городах и населенных пунктах;

    Пожары на транспортных артериях (трубопроводах) и объектах;

    Ландшафтные пожары.

    Наиболее распространенным источниками возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера являются пожары и взрывы, которые происходят на взрывопожароопасных объектах экономики.

    В различных отраслях экономики Российской Федерации находится и эксплуатируется около 10 тыс. взрывопожароопасных объектов.

    К ним, прежде всего, относится производство, где используются взрывчатые и имеющие высокую степень возгораемости вещества. А также железнодорожный и трубопроводный транспорт, который несет основную нагрузку при доставке жидких, газообразных и взрывоопасных грузов.

    Наиболее часто аварии с взрывами и пожарами происходят на предприятиях химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей отраслевой промышленности, которые приводят к серьёзным последствиям: разрушению промышленных и жилых зданий, поражению производственного персонала и населения, значительным материальным потерям.

    На предприятиях, производящих порох, реактивное взрывное топливо, взрывчатые вещества, пиротехнические средства и составы, а также продукцию на их основе, возможны еще более масштабные происшествия с массовым поражением работников предприятий и населения близлежащих населенных пунктов.

    Прогнозы специалистов МЧС России показывают, что при крупной аварии на подобных объектах, сопровождающейся взрывами и пожарами, может возникнуть необходимость эвакуации свыше 20 тыс. человек.

    Статистика

    В настоящее время на предприятиях нефтяной и газовой промышленности, в геологоразведочных организациях находится в эксплуатации более 200 тыс. км. магистральных трубопроводов, 350 тыс. км. промысловых трубопроводов, 800 компрессорных и нефтеперекачивающих станций.

    Необходимо отметить, что основное развитие системы магистральных газопроводов, пришлось на 60-70 гг. прошлого столетия и сегодня все они в значительной мере выработали свой ресурс, что приводит к увеличению вероятности возникновения аварий при их эксплуатации.

    Особую опасность в настоящее время представляют угольные шахты из-за взрывов метана, угольной пыли и пожаров. Пожары, возникающие в подземных выработках, являются наиболее тяжелыми по последствиям и часто случающимися авариям (около 33% от общего числа аварий в этой отросли).

    Аварии, возникающие на взрывопожароопасных объектах, характеризуются возникновением взрывов и пожаров и представляют особую опасность для населения. К поражающим факторам аварий на взрывопожароопасных объектах относятся воздушная ударная волна с образованием большого количества осколков из летающих обломков зданий и сооружений, высокая температура от горения различных веществ, материалов и загрязнения воздуха в очаге поражения продуктами горения, в том числе угарным газом.

    При взрыве на взрывопожароопасных объектах поражение людей может происходить как от прямого воздействия ударной волной, так и от летающих обломков, камней, осколков стекла и т.п. Ущерб, причиняемый ударной волной жилым и промышленным зданиям, может носить характер полных разрушений, сильных, средних и слабых в зависимости от мощности взрыва.

    При полных разрушениях рушатся все элементы здания, включая несущие конструкции этажей. При сильных разрушениях обваливаются несущие конструкции и перекрытия верхних этажей, после этого здание восстановлению не подлежит. При средних и слабых разрушениях поврежденные здания могут быть восстановлены.

    Возникающие в результате взрывов пожары приводят к разрушению сооружений из-за сгорания или деформации их элементов от высоких температур, к образованию различных концентраций химически опасных веществ. Поражающими факторами для людей в этих условиях являются высокие температуры, приводящие к ожогам различной степени, и наличие в продуктах горения химически опасных веществ, приводящих к отравлениям различной степени.

    Аварии на взрывопожароопасных объектах вызываются в основном взрывами емкостей и трубопроводов с легковоспламеняющимися и взрывоопасными жидкостями и газами и могут привести к тяжелым социальным и экономическим последствиям.

    Исторические факты

    Для наглядной характеристики последствий такой аварии приведем анализ катастрофы двух пассажирских поездов произошедшей в Башкирии 3 июня 1989 года в результате взрыва на трубопроводе. Крупная железнодорожная катастрофа явилась следствием трагического стечения обстоятельств. Два пассажирских поезда Новосибирск-Адлер(20 вагонов) и Адлер- Новосибирск(17 вагонов), следующие в разных направлениях, в 23 часа 10 минут оказались в зоне, скопившейся на местности площадью 250 гектар углеводородовоздушной смеси, образовавшиеся в результате истечения нефтепродуктов в окружающую среду из разорвавшейся трубы трубопровода Западная Сибирь-Урал-Поволжье.

    Предположительно из-за искрения токоприемников локомотива во время прохождения зоны с большой концентрацией углеводородовоздушной смеси (в ее состав входили компоненты: метан, этан, пропан, изобутан и гексан; смешавшись с воздухом, такая смесь становится взрывоопасной) возник пожар и произошел объемный взрыв, энергия которого соответствовала энергии взрыва тротила массой 300 тонн. Взрыв и возникший в результате взрыва пожар привели к массовой гибели и поражению людей двух встречных пассажирских поездов, оказавшийся в зоне образования взрывоопасной смеси нефтепродуктов.

    Воздушной ударной волной от поездов было оторвано и сброшено под откос 11 вагонов (5 одного и 6 другого состава), из которых 7 полностью сгорели. Остальные 26 вагонов обгорели снаружи и полностью выгорели внутри. В поездах предположительно следовало 1284 человека, из них погибло 780 человек.

    Катастрофа явилась следствием неудовлетворительного качества строительства трубопровода и недопустимо плохого состояния контроля над его строительством со стороны заказчика и неприятия, своевременных мер по устранению аварии (разрыв трубы), возникшей перед взрывом. К такому выводу пришла комиссия, расследовавшая причины катастрофы.

    Еще одним ярким примером аварий на взрывопожароопасных объектах является взрыв метана на шахте "Распадская".

    Вечером 8 мая 2010 года на крупнейшей угольной шахте России "Распадская", расположенной в Междуреченске Кемеровской области, произошел взрыв метана. Около 360 шахтеров оказались заблокированными под землей, 276 человек удалось вскоре вывести на поверхность. Спустя несколько часов в "Распадской" произошел второй взрыв, оставивший шахту без воздуха и разрушивший часть наземных построек. В результате была утеряна связь с тремя отрядами спасателей. По официальным данным, погибли 73 горняка, тела еще 18 человек до сих пор не обнаружены, они числятся пропавшими без вести. ОАО "Распадская" оценила свой ущерб в 8,6 миллиарда рублей. После аварии ушел в отставку директор шахты, ему предъявлены обвинения в нарушении правил безопасности.

    Заключение

    авария взрывопожароопасный чрезвычайный

    Количество аварий во всех сферах производственной деятельности неуклонно растет в связи с широким использованием новых технологий и материалов, нетрадиционных источников энергии, массовым применением опасных веществ в промышленности и сельском хозяйстве.

    Все чаще аварии принимают катастрофический характер с уничтожением объектов и тяжелыми экологическими последствиями (Бхопал, Чернобыль). Анализ аварий показывает, что, независимо от производства, в подавляющем большинстве случаев им предшествует возникновение или накопление дефектов в оборудовании или отклонение от нормального ведения процесса, которые сами по себе не представляют угрозы, но создают предпосылки для аварии.

    Для избежания возникновений подобных ситуаций следует более внимательно относиться к технике безопасности на па подобных предприятиях.

    Список использованной литературы

    1. "Безопасность в чрезвычайных ситуациях: Учебник" под ред. Н.К. Шишкина. - М., ГУУ, 2008г.

    2. В.Е. Анофриков, С.А. Бобок, М.Н. Дудко, Г.Д. Елистратов "Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие для вузов" / ГУУ. - М.: ЗАО "Финстатинформ", 2005г.

    Размещено на Allbest.ru

    Подобные документы

      Классификация чрезвычайных ситуаций природного техногенного характера. Поводы, приводящие к возникновению ЧС. Аварии на радиационно-опасных, химических, взрывопожароопасных объектах. Принципы защиты населения и территорий от ЧС и меры их предупреждения.

      презентация , добавлен 13.03.2015

      Понятие и характерные признаки опасных производственных объектов. Оценка степени аварийности на опасных производственных объектах Башкирии по отраслям: нефтегазодобыча, газоснабжение, химическая, энергетика. Оборудование, работающее под давлением.

      контрольная работа , добавлен 11.12.2010

      Понятие и классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера, причины их возникновения. Характер проявления аварий и катастроф. Минимизация вероятности возникновения последствий ЧС на промышленных объектах. Мероприятия по прогнозированию ЧС.

      реферат , добавлен 03.10.2014

      Источники чрезвычайных ситуаций, потери и ущерб как их следствие. Классификация чрезвычайных ситуаций. Система защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Зонирование территорий по видам опасности.

      реферат , добавлен 19.09.2012

      Характеристика основных элементов радиационно-опасных объектов и зон радиоактивного заражения местности при аварии на современных атомных электростанциях. Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

      курсовая работа , добавлен 06.08.2015

      Условия формирования и классификация техногенных чрезвычайных ситуаций. Характеристика чрезвычайных ситуаций техногенного происхождения: аварии на химических, радиационных, пожаро- и взрывоопасных объектах, на транспорте, гидротехнических сооружениях.

      реферат , добавлен 09.04.2014

      Условия формирования и характеристика чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Классификация чрезвычайных ситуаций: транспортные аварии, пожары и взрывы, аварии с выбросом сильнодействующих ядовитых, радиоактивных и биологически опасных веществ.

      реферат , добавлен 02.03.2015

      Обеспечение безопасности людей и сохранности оборудования при проведении огневых работ на взрывоопасных и взрывопожароопасных объектах. Огневые работы внутри аппаратов, емкостей и на трубопроводах. Основные требования охраны труда в аварийных ситуациях.

      контрольная работа , добавлен 21.09.2012

      Общемировой ущерб от чрезвычайных ситуаций. Условия возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Техногенная авария на Чернобыльской атомной электростанции. Виды катастроф. Аварии с выбросом биологически опасных веществ, их последствия.

      реферат , добавлен 12.08.2013

      История и виды аварий на гидродинамически опасных объектах, их причины и последствия. Затопление прибрежных территорий в результате разрушения гидротехнических сооружений (плотин и дамб). Меры по уменьшению последствий аварий на опасных объектах.