Войти
Образовательный портал. Образование
  • Чему равен 1 год на меркурии
  • Кто такой Николай Пейчев?
  • Томас андерс - биография, фото, личная жизнь солиста дуэта "модерн токинг" Синглы Томаса Андерса
  • Что показывает коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами Обеспеченность обязательств финансовыми активами в бюджетном учреждении
  • Как приготовить классические вареники с творогом
  • Как сделать тесто для яблочной шарлотки Как приготовить шарлотку с яблоками песочное тесто
  • Прокурорские проверки. Прокурорская проверка: пределы полномочий прокурора Чем заканчивается запрос прокуратуры

    Прокурорские проверки. Прокурорская проверка: пределы полномочий прокурора Чем заканчивается запрос прокуратуры

    Вместо эпиграфа приведу выдержку из Указа Петра I «О должности Генерал-прокурора»: «И понеже сей чин – яко око наше и стряпчий о делах государственных ».

    Прокурорская проверка. Эти слова зачастую заставляют насторожиться не только представителей предпринимательства, но и работников государственных органов, органов местного самоуправления и прочих учреждений и организаций.

    Давайте разберём, что же такое «прокурорская проверка», какими полномочиями обладают прокурорские работники, и самое главное – где пределы этих полномочий.

    Под прокурорской проверкой следует понимать проверку исполнения законов государственными органами, их должностными лицами, коммерческими и некоммерческими организациями, проводимую органами прокуратуры. Основанием для проведения проверки является информация о фактах нарушения законов, требующая принятия мер прокурором. Поводом для проведения проверки может служить обращение гражданина, сообщение в СМИ, материалы гражданских, уголовных дел, дел об административных правонарушениях.

    Под предметом проверки необходимо понимать то, что, собственно говоря, проверяется и за какой период времени. Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» (далее – Закон) относит к подведомственности прокуратуры всё то, что не входит в компетенцию специальных контролирующих органов. В Законе прямо указано: «При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы». Проверяемый период законодательно не установлен, однако следует руководствоваться принципами разумности и правовой определённости

    Полномочия прокурора приведены в п. 1 ст. 22 Закона:

    По предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения проверяемых организаций и учреждений;

    Иметь доступ к их документам и материалам;

    Требовать от руководителей и других должностных лиц представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений, а также выделения специалистов для выяснения возникших вопросов;

    Вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.

    Под прокурорами, которые вправе проводить проверки и осуществлять предусмотренные Законом полномочия, понимаются прокуроры, их заместители и помощники.

    При проведении проверки должны быть исключено истребование излишних материалов, документов и сведений, которые могут быть получены прокурорами непосредственно в ходе проверки с выходом на место, не допускаться факты возложения на представителей проверяемых организаций обязанностей по предоставлению сведений, не относящихся к предмету проверки либо выходящих за её пределы, а также не предусмотренных законодательством о статистических данных. Сроки предоставления документов прокурорским работникам должны быть разумными, требования к форме и содержанию таких документов чёткими и понятными.

    Как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации сроки проверки проведения прокурорской проверки Законом не установлены, однако эти сроки не могут превышать сроков, установленных Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и Инструкцией о порядке рассмотрения обращений и приёма граждан в органах прокуратуры Российской Федерации (утв. приказом Генерального прокурора РФ от 30.01.2013 № 45).

    Поскольку основаниями для проведения проверки являются сообщения о допущенных нарушениях, поступившие из СМИ, от граждан, должностных лиц и пр., то на их рассмотрение и проверку отводится 30 дней со дня из регистрации. В исключительных случаях срок разрешения обращений продлевается прокурором либо его заместителем, но не более чем на 30 дней.

    Прокурорская проверка может не выявить нарушений в работе учреждения. В случае же выявления нарушений прокурор вправе:

    Внести представление с требованием устранить нарушение;

    Внести предостережение о недопустимости нарушений;

    Обратиться в суд с иском о ликвидации общественного объединения, а в случае нарушения антиэкстремистского законодательства приостановить деятельность общественного объединения.

    Если в ходе проверки будут выявлены иные нарушения, не связанные с основаниями начала проверки и они будут содержать признаки административного правонарушения или преступления, то прокуратурой будут реализованы полномочия по возбуждению дела об административном правонарушении либо соответствующие материалы будут в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании. Под прокурором в данном случае понимаются прокуроры либо его заместители. Помощник прокурора вправе вынести лишь постановление о возбуждении дела об административном правонарушении.

    Универсальной схемы действий в случае проведения прокурорской проверки не существует. Однако можно выделить моменты, на которых следует заострить внимание, чтобы в последующем грамотно обосновать свою правовую позицию.

    Прокурорский работник обязан предъявить удостоверение и хотя бы устно (что вполне допустимо) разъяснить предмет проверки. Если он забыл это сделать, следует напомнить об этом письменно, кроме того, можно запросить документ, на основании которого проводится проверка, сославшись на Постановление Конституционного Суда РФ от 18.02.2000 N 3-П, благодаря которому в Закон внесены изменения, предусматривающие возможность ознакомления с материалами проверки (старая редакция это запрещала с размытыми оговорками).

    Если проверяющий запрашивает документы, которые не относятся по Вашему мнению к предмету проверки или его компетенции, то можно предоставить эти документы (разумеется получив письменное подтверждение данного факта) и обжаловать эти действия вышестоящему прокурору или в суд. Либо отказаться предоставлять эти документы, но тогда быть готовым доказать незаконность этих требований, чтобы избежать привлечения к административной ответственности за неисполнение законных требований прокурора.

    В случае, когда прокурор просит предоставить неопределённый перечень документов за весьма продолжительный период времени, следует потребовать конкретизировать список запрашиваемых документов, разъяснив при этом, что требования представителя власти должны быть понятны и исполнимы. Письменный отказ с указанием причин направить в прокуратуру, отметив, что Вы готовы предоставить все необходимые документы после уточнения их перечня.

    Любой отказ в предоставлении прокурору информации, документов либо наоборот факт передачи каких-либо материалов должны быть письменно зафиксированы.

    Если же проверяющий прокурорский работник желает опросить кого-либо из представителей организации, то своим работникам необходимо разъяснить, что по смыслу статьи 51 Конституции РФ давать объяснения – это право, а не обязанность.

    После окончания проверки в течение месяца при выявлении нарушений прокурор может направить в Ваш адрес представление либо предостережение.

    При получении одного из указанных актов прокурорского реагирования, если Вы согласны с выявленными нарушениями, необходимо устранить их и в течение месяца сообщить прокурору о результатах.

    Если Вы не согласны с представлением (предостережением), нужно обжаловать их в суд в порядке главы 25 Гражданского процессуального кодекса РФ. Заявление об оспаривании акта прокурорского реагирования необходимо подать в суд в течение трёх месяцев со дня его получения (ст. 256 ГПК РФ). Обжалование действий прокурора вышестоящему должностному лицу может не принести желаемого результата, кроме того, ожидая ответа можно пропустить предусмотренный законом срок для обращения в суд.

    Необходимо отметить, что требования прокурора, изложенные в акте прокурорского реагирования, подлежат исполнению не буквально, а в соответствии с Законом. Так, в Постановлении от 27.08.2010 N 11-АД10-11 Верховный Суд РФ отметил, что «в силу статьи 6 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 22, 27, 30 и 33 настоящего Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок … Положения Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», предоставляющие прокурору право вносить представления об устранении нарушений закона, обязывают должностных лиц, в чей адрес они вынесены, рассматривать данные представления, однако характер принимаемых мер должны определять сами должностные лица ».

    Большинство работодатели давно привыкли к проверкам различных контрольных или надзорных органов. Однако проверки прокуратурой взвывают у работодателей большее волнение и напряжение. И не зря, т.к. при прокурор не только проверяет законность тех или иных действий работодателя, но и выступает в суде в качестве обвинителя.

    Полномочия прокурора

    Одной из основных функций прокуратуры является надзор за исполнением законодательства РФ и соблюдения Конституции РФ. В частности, соблюдение работодателями трудового законодательства.

    Примечание: на прокурорский надзор не распространяются положения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», за исключением случаев проведения государственными контрольными или надзорными органами проверок по требованию прокурора.

    Некоторые из функций прокуратуры, связанные с проведением проверок в отношении юридических лиц:

    • Участие в процессе планирования, проведения и обработки результатов целевых проверок юридических лиц, проводимых уполномоченными контролирующим или надзорными органами;
    • Согласование проведения внеплановых проверок, причиной которых послужили обращение граждан, юридических лиц, государственных органов, органов местного самоуправления о фактах нарушений законодательства, влекущих или могущих повлечь возникновение чрезвычайных ситуаций, угрозу жизни и здоровью граждан, либо массовые нарушения прав граждан;
    • Согласование ежегодных графиков проведения плановых проверок юридических лиц органами государственного контроля или надзора.

    При проведении проверок юридических лиц прокурор вправе:

    • Возбуждать дела о административном правонарушениях;
    • Требовать от руководителей и должностных лиц организаций предоставления необходимых сведений, материалов или документов;
    • Вызывать должностных лиц и граждан для дачи объяснений;
    • Участвовать в судебных спорах;
    • Опротестовывать незаконные решения, определения или постановления судебных инстанций.

    Основания для проведения проверки

    Прокуратура не заменяет собой другие контрольные и надзорные органы и не проводит самостоятельные плановые проверки, за исключением случаев осуществления прямого прокурорского надзора.

    Однако, органы прокуратуры могут осуществлять проверку соблюдения работодателями требований трудового законодательства и иных нормативных актов в следующих случаях:

    • При обращение граждан или должностных лиц;
    • При сообщения в СМИ о грубых нарушениях законодательства;
    • При обобщение материалов уголовных, гражданских, арбитражных и административных дел, результаты анализа статистики, прокурорской и правоприменительной практики, а также других материалов, содержащее достаточные данные о нарушениях законодательных актов;
    • По заданию вышестоящей прокуратуры.

    Как правило, о проведении прокурорской проверки работодатель уведомляется не менее чем за 1 сутки.

    Для проведение проверок прокурор может привлекать экспертов и сотрудников государственных контрольных или надзорных органов.

    Сотрудник прокуратуры осуществляющий проверку обязан предъявить служебное удостоверение. В свою очередь, работодатель обязан обеспечить ему беспрепятственный вход на территорию и в помещения организации, и предоставить все необходимые сведения, материалы и документы.

    Не выполнение требований прокурора (в рамках представленных ему полномочий) может быть расценено, как уклонение от явки по его вызову. За что работодатель может быть привлечен к административной ответственности по ст. 17.7 КоАП РФ и уголовной по ст. 294 УК РФ.

    Кроме того, за умышленное невыполнение требований прокурора (в рамках его полномочий) виновные могут быть привлечены к административной ответственности ч. 1 и 3 ст. 23.1 КоАП РФ.

    Примечании: при несогласие работодателя с действиями работников прокуратуры он вправе обратится в суд в порядке, предусмотренном гл. 25 ГПК РФ.

    Меры прокурорского реагирования

    Если в ходе проверки были выявлены нарушения законодательства РФ, то прокурор должен на них отреагировать и составить один из следующих документов:

    1. Постановление о возбуждении административного производства;
    2. Представление. Выносится прокурором юридическому или должностному лицу и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения работодатель должен принять меры по устранению нарушения законодательства и сообщить об этом прокурору в письменной форме;
    3. Протест. Выносится при наличии признаков административного правонарушения;
    4. Предостережение о недопустимости нарушения закона. Направляется должностным лицам в целях предупреждения правонарушений или при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях.

    При вывязывании прокурором в ходе осуществления проверки нарушений, имеющих признаки уголовного преступления он выносит мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания, для решения о привлечении виновных лиц к уголовной ответственности.

    Ю.В. Капанина, эксперт по бухгалтерскому учету и налогообложению

    Возможна ли проверка организации по жалобе работника

    Упомянутые в статье судебные решения можно найти: раздел «Судебная практика» системы КонсультантПлюс

    Руководству компании надо жить дружно со своими работниками. Ведь самые «обидчивые» из них могут и пожаловаться на работодателя «куда следует». И даже если работник ошибется с выбором инстанции, его жалобу перенаправят в те органы, которые имеют полномочия по его вопросу. Жалобы могут быть на что угодно. Мы сузим тему и поговорим о задержке выплаты зарплаты или пособий и о зарплате «в конверте». Каковы последствия таких жалоб для организации? Возможны ли проверки по наводке?

    К чему приводят жалобы сотрудников

    Заявить о нарушении работодателем трудового законодательства сотрудник может в различные государственные органы: и в прокуратуру, и в трудовую или налоговую инспекцию, и во внебюджетные фонды.

    На жалобы и заявления граждан госорганы реагируют проведением проверок их работодателей.

    ВНИМАНИЕ

    Позиция контролирующих органов: компенсацию за задержку зарплаты нельзя учесть в расходах для целей налога на прибыл ьПисьмо Минфина от 31.10.2011 № 03-03-06/2/164 . Но судебная практика по этому вопросу складывается в пользу налогоплательщико вПостановления ФАС ПО от 30.08.2010 № А55-35672/2009 ; ФАС МО от 11.03.2009 № КА-А40/1267-09 .

    Если работник проинформирует о «зарплатных» проблемах на предприятии, проверяющие, скорее всего, потребуют трудовые договоры, приказы по личному составу (о приеме на работу, увольнении, переводах), все, что касается оплаты труда и выплат при увольнениях (положения о премировании, о надбавках или другие локальные нормативные акты), расчетные листы, различные журналы учета, ведомости выплаты заработной платы и другие документы по ситуации. И в случае выявления нарушений в ходе проверки могут оштрафовать как компанию, так и ее руководителя.

    Если выяснится, что работодатель не выплачивает вовремя зарплату (или пособия), то, кроме задержанной зарплаты (или пособия), его обяжут выплатить работнику компенсацию в размере не ниже 1/300 ставки рефинансирования, действующей в период просрочки, от не выплаченной в срок сумм ыст. 236 ТК РФ . Обязанность такой выплаты возникает независимо от наличия вины работодателя. То есть от ответственности не спасут ни приказы о выплате зарплаты позже срока (даже если они подписаны работниками), ни тяжелое финансовое положение организации, ни любые другие «уважительные» причин ып. 55 Постановления Пленума ВС от 17.03.2004 № 2 .

    А вот найти в компании серые зарплатные схемы и доказать факт их применения достаточно проблематично. Ведь подтверждающие документы (например, неофициальные расчетно-платежные ведомости с неучтенной зарплатой) будут тщательно скрываться. А у пожаловавшегося работника (например, при увольнении он получил только сумму, указанную в трудовом договоре, а ежемесячную доплату «в конверте» - нет) никаких документов на руках, вероятнее всего, тоже не будет.

    Кто может прийти с проверкой

    Прокуратура

    Поводом для прокурорской проверки может стать любая жалоба сотрудника. То есть в прокуратуре могут одинаково заинтересоваться как задержкой выплаты зарплаты или пособия, так и теневыми зарплатами. Во многих городах России на базе органов прокуратуры даже действуют телефоны горячей линии, принимающие обращения граждан, связанные с нарушениями трудового договора и выплатой зарплаты «в конверте».

    Генпрокуратура ведет статистику, касающуюся привлечения должностных лиц к ответственности (как административной, так и уголовной) за различные нарушения в сфере оплаты труда: сайт Генпрокуратуры → Взаимодействие со СМИ → Архив новостей от 23 июля 2014

    При рассмотрении обращений граждан прокуратура вправе запрашивать у руководителей организаций (и других должностных лиц) любые документы и объяснения, необходимые для разрешения вопросов по жалоб еп. 1 ст. 22 Закона от 17.01.92 № 2202-1 (далее - Закон № 2202-1); п. 4.2 Инструкции, утв. Приказом Генпрокуратуры от 30.01.2013 № 45 . Требуемые документы необходимо представить в течение 15 календарных дней с момента получения запрос ап. 2 ст. 10 Закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ .

    Прокуратура также может провести проверку на территории предприяти яп. 4.3 Инструкции, утв. Приказом Генпрокуратуры от 30.01.2013 № 45 ; п. 2 ст. 9 Закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ . Как правило, вы узнаете об этом только в момент появления в офисе сотрудника прокуратуры, предъявляющего служебное удостоверение. Больше никаких документов (постановлений, распоряжений, приказов) о начале проверки прокурорский работник вам не предъявит (и оснований их потребовать у вас тоже нет). Предварительно о такой проверке организации не сообщаетс яп. 1 ст. 22 Закона № 2202-1 .

    Поскольку заранее неизвестно, что послужило поводом для проверки, подстелить соломку не получится. Какие документы нужно подготовить, вы узнаете только от проверяющих. Ведь, придя с проверкой по конкретной жалобе, прокурор может проверить все что угодно. Единственное ограничение - наличие времени и желания самого прокурора.

    По результатам проверки прокурор не составляет акт, как это делается при проверке другими контролирующими органами. Работодателю остается только дожидаться мер прокурорского реагирования.

    В случае выявления нарушений закона прокурор может:

    • принести руководителю протест на противоречащий закону локальный акт организаци ист. 23 Закона № 2202-1 . Например, руководитель издал приказ, в соответствии с которым зарплату выплачивают один раз в месяц. Протест подлежит обязательному рассмотрению в течение 10 календарных дней с момента его поступления. О результатах его рассмотрения компания должна сообщить прокурору в письменной форме. Это может быть приказ руководителя об отмене или внесении изменения в документ, который был опротестован. Если же руководитель не согласен с протестом, то в эти же сроки нужно подготовить письменный мотивированный ответ;
    • внести представление с требованием устранить допущенные нарушени яст. 24 Закона № 2202-1 . И устранить их нужно в течение месяца. О результатах принятых мер также необходимо письменно сообщить прокурору. В этом документе нужно отразить, что именно было сделано для устранения нарушений (например, погашена задолженность перед работниками по зарплате);
    • вынести постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении по ст. 5.27 КоАП. Далее это постановление для его рассмотрения прокуратура направляет в уполномоченный на то орга нст. 25 , п. 3 ст. 27 Закона № 2202-1 . Дела по вопросам нарушения законодательства о труд еч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ рассматриваются государственными инспекторами труд аст. 23.12 КоАП РФ , а также судам ич. 2 ст. 23.1 КоАП РФ .

    За нарушение трудового законодательства грозит штра фст. 5.27 КоАП РФ :

    • для организаций - от 30 000 до 50 000 руб.;
    • для должностных лиц и ИП - от 1000 до 5000 руб.

    Если должностное лицо уже подвергалось административной ответственности за аналогичное правонарушение и при этом не прошел 1 год со дня окончания исполнения предыдущего постановлени яст. 4.6 КоАП РФ ; пп. 16, 17 Постановления Пленума ВС от 24.03.2005 № 5 , то оно может быть дисквалифицировано на срок от 1 года до 3 лет.

    Если же это повторное аналогичное нарушени еч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ , то по таким делам трудинспекторы составляют протокол ып. 16 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ , а рассматривают эти дела судь ич. 1 ст. 23.1 КоАП РФ .

    Требования прокурора, вытекающие из его полномочи йст. 22 Закона № 2202-1 , подлежат безусловному исполнению в установленный срокп. 1 ст. 6 Закона № 2202-1 . Умышленное их невыполнение грозит штрафо мст. 17.7 КоАП РФ ; Постановление Архангельского облсуда от 03.04.2013 № 4а-139/13 :

    • организациям - от 50 000 до 100 000 руб.;
    • должностным лицам - от 2000 до 3000 руб.

    Хочется заметить, что по поступившим обращениям проверка не обязательно будет проводиться самой прокуратурой - это могут сделать и другие органы (например, трудинспекция) по требованию прокурора.

    Трудинспекция

    Если гражданин написал жалобу о нарушении своих прав в трудинспекцию, то может быть назначена внеплановая выездная проверка. По общему правилу трудинспекция уведомляет организацию о внеплановой выездной проверке не менее чем за 24 часа до ее начала любым доступным способо мч. 16 ст. 10 Закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ . Однако в случае если от работника поступило обращение о нарушении его трудовых прав или о фактах нарушений работодателем требований трудового законодательства, которые повлекли возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников, уведомление работодателя о проверке не допускаетс яч. 9 ст. 360 ТК РФ . Невыплата зарплаты относится к нарушениям, представляющим угрозу здоровью гражда нп. 5.3 Методических рекомендаций, утв. Приказом Роструда от 24.01.2011 № 14 . Такая внеплановая проверка может быть проведена незамедлительно, без согласования с прокуратуро йч. 8 ст. 360 ТК РФ .

    Как организовать работу с кадровой документацией, чтобы избежать «трудовых» штрафов, читайте:

    При визите трудинспектор обязан предъявить работодателю свое служебное удостоверение, а также приказ (распоряжение) о проведении проверки. В нем должны быть четко установлены предмет проверки и срок ее проведения.

    Придя на внеплановую проверку, инспектор будет проверять изложенные в жалобе факты, так как эта проверка является целево йп. 5.2 Методических рекомендаций, утв. Приказом Роструда от 24.01.2011 № 14 .

    ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ

    Заместитель руководителя Федеральной службы по труду и занятости

    “ В случае поступления жалобы работника предметом внеплановой проверки будут факты несоблюдения работодателем требований законодательства о труде в отношении этого работника. Проверяться при этом будут документы, относящиеся именно к этому работнику. Поскольку государственные инспекторы труда не имеют права требовать представления документов, информации, если они не являются объектами проверки или не относятся к предмету проверки.

    Если в ходе проверки инспектор выявит нарушения, не относящиеся к предмету проверки, это может стать поводом для инициирования еще одной внеплановой проверки. Ведь основанием для ее проведения может являться информация (в том числе полученная от должностных лиц федеральной инспекции труда) о фактах нарушений работодателями требований трудового законодательства, в том числе требований охраны труда, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работнико в” .

    Здесь хотелось бы отметить, что жалоба на серую зарплату трудинспекцию вряд ли заинтересует. Поскольку при поступлении такой информации проверить придется исключительно этот вопрос. Однако, как мы уже говорили выше, выявить и доказать подобные нарушения довольно сложно. Поэтому предметом внеплановой проверки трудинспекции будет являться проверка сведений скорее о задержках выплаты зарплаты, чем о зарплатах «в конверте».

    А вот проверить инспекторы могут любой временной период деятельности компании, не ограничиваясь привычными 3 годами, и любые документы, связанные с трудовыми отношениями, но только в пределах предмета проверки.

    По результатам проверки инспектор составляет акт, в котором указываются выявленные нарушения. К акту проверки прилагается предписание об устранении нарушений, которое подлежит обязательному исполнению. За его неисполнение грозит штраф по ст. 19.5 КоАП РФ.

    ПРЕДУПРЕЖДАЕМ РУКОВОДИТЕЛЯ

    Невыполнение в установленный срок предписания госоргана об устранении нарушений влечет штра фст. 19.5 КоАП РФ :

    • для организаций - от 10 000 до 20 000 руб.;
    • для должностных лиц - от 1000 до 2000 руб.

    С 1 января 2015 г. штраф за невыполнение предписания трудинспекции состави тп. 5 ст. 11 , п. 2 ст. 15 Закона от 28.12.2013 № 421-ФЗ :

    • для организаций - от 100 000 до 200 000 руб.;
    • для должностных лиц и ИП - от 30 000 до 50 000 руб.

    Также инспектор труда может оштрафовать организацию и руководителя по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФст. 357 ТК РФ ; ст. 23.12 КоАП РФ .

    Обратите внимание, что если в ходе проверки трудинспектор выявит задержку выплаты зарплаты нескольким сотрудникам, то это будет расцениваться как разные нарушени яПостановление ВС от 15.08.2014 № 60-АД 14-11 . Допустим, в компании работает 20 человек. Тогда общая сумма штрафов может оказаться немаленькой - минимум 600 000 руб. (30 000 руб. х 20 нарушений).

    Чтобы проверить исполнение работодателем выданного предписания, трудинспектор может позже прийти в организацию с внеплановой проверко йп. 2 ст. 10 Закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ . Возможно, если вы исполните предписание в срок и представите в трудовую инспекцию подтверждающие документы, это спасет вас от повторного прихода инспекторов.

    Налоговая инспекция

    Налоговики всегда проявляли интерес к размеру зарплат в организациях. Получив информацию о выплате компанией заработной платы «в конверте», без внимания налоговики ее не оставя тп. 5 Общедоступных критериев оценки рисков, утв. Приказом ФНС от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ . То есть на жалобу работника ИФНС среагирует, но не так, как прокуратура или трудинспекция. Из достоверных источников мы узнали алгоритм действий инспекции.

    Прежде чем прийти с проверкой (или хотя бы включить компанию в план проверок), налоговики будут изучать поступившую информацию. Для этого в инспекцию вызовут пожаловавшегося работника (а может быть, и других сотрудников компании) для проведения опроса. Заметим, что суды нередко отказывают налоговикам в поддержке доначислений, основанных только на допросах в качестве свидетелей работников организаци иПостановления ФАС ПО от 08.08.2012 № А12-12839/2011 , от 05.03.2013 № А65-18177/2012 . Однако имеются судебные решения и в пользу проверяющих, особенно если есть и иные доказательств аПостановления ФАС МО от 18.01.2012 № А40-71623/10-111-46 ; ФАС ДВО от 11.04.2012 № Ф03-501/2012 .

    Для дачи пояснений на «зарплатную» комиссию вызовут и руководителя компании.

    Если работник пожалуется в УФНС, то шансы организации быть проверенной в таком случае значительно повышаются.

    В случае включения компании в план проверок, скорее всего, будет назначена комплексная выездная проверка по всем налогам, а не только по НДФЛ.

    МНЕНИЕ ЧИТАТЕЛЯ

    “ Бывший сотрудник пожаловался на нас в трудинспекцию. Инспекция вызывает к себе с «зарплатными» документами. Зарплату мы выплачиваем своевременно, но беда в том, что не всегда работники расписываются в ведомостях. То есть при проверке нас заставят выплачивать суммы, которые не подтверждены подписями. Да еще и оштрафуют.
    Мне советуют вот что. Если бывший сотрудник готов отказаться от жалобы за энную сумму, то лучше договориться с таким «шантажистом», чем встречаться с трудинспектором. Ведь проверка отнимает немало времени и нерво в” .

    Светлана,
    главный бухгалтер, Московская обл.

    Если налоговики выявят и докажут, что компания не выполняла свои обязанности по удержанию и перечислению в бюджет НДФЛ с серой зарплаты, с организации могут взыскать штраф в размере 20% от суммы НДФЛ, подлежащей удержанию или перечислени юст. 123 НК РФ , а также начислить ей пенист. 75 НК РФ .

    Но на практике в налоговую не часто поступают жалобы на выплату серой зарплаты. Ведь многие знают, что и для самих работников, получающих зарплату «в конверте», тоже предусмотрена ответственность. ФНС разъяснял аПисьмо ФНС от 02.12.2009 № 3-5-04/1774 , что работник, получивший доход, с которого не был удержан НДФЛ, обязан самостоятельно подать декларацию о доходах и уплатить нало гподп. 4 п. 1 , п. 4 ст. 228 , п. 1 ст. 229 НК РФ . Если этого не сделать, налоговый орган вправе взыскать с работника НДФЛ, исчисленный с неофициальной части зарплаты, и начислить пени и штра фст. 75 , п. 1 ст. 119 НК РФ ; ст. 198 УК РФ .

    А заинтересует ли налоговиков информация о задержках выплаты зарплаты или пособия? Скорее всего, нет. Инспекцию волнует поступление налогов, а именно то, что НДФЛ должен быть перечислен в установленные сроки. Обязанность по перечислению в бюджет НДФЛ возникает у налогового агента только после фактического удержания налога из доходов, выплачиваемых работник уПисьмо ФНС от 25.07.2014 № БС-4-11/14507@ . Поэтому пока не выплачена зарплата, не может быть уплачен НДФЛ.

    ФСС и ПФР

    Также пожаловать к вам с проверкой могут инспекторы из внебюджетных фондов, контролирующие уплату страховых взносов. Ведь выплата зарплаты «в конверте» означает, что компания занижает базу для начисления взносов. Такая информация наверняка заинтересует органы ПФР, и она может быть учтена при планировании выездных проверок.

    ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ

    Заместитель управляющего Отделением Пенсионного фонда РФ по г. Москве и Московской области

    “ Если в ПФР поступит жалоба от работников на выплату зарплаты «в конверте», это может послужить поводом для включения компании в план проверок. Проверка в таком случае бывает обычной, ничем не отличается от других по способу проведения и оформления результатов. В то же время хочу заметить, что на предмет выявления серых схем выплаты заработной платы ПФР сотрудничает с налоговыми органами. И в большей степени мы проводим проверки на эту тему с ними” .

    А вот ФСС, получив жалобу работника на невыплату пособия или на его неправильный размер, вправе провести внеплановую выездную проверку (без участия ПФР)№ 255-ФЗ проверять правильность выплаты страхового обеспечения застрахованным лицам, требовать и получать от страхователей необходимые документы и объяснения на возникающие в ходе проверок вопросы.

    Как правило, при поступлении жалобы от застрахованного лица на невыплату пособий по обязательному социальному страхованию проводится тематическая проверк а” .

    Нам также пояснили, что конкретно будут проверять, если назначена тематическая проверка.

    ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ

    ПОЗДНЯКОВА Ирина Владимировна

    Заместитель начальника отдела организации обеспечения страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством ФСС РФ

    “ При проведении внеплановой выездной проверки по жалобе работника на неправильный расчет пособия по обязательному социальному страховани юч. 3 ст. 4.7 Закона № 255-ФЗ проверяется правильность начисления и выплаты пособий работодателем в отношении обратившегося работника или лиц, указанных в жалобе. Одновременно закон не ограничивает право исполнительного органа страховщика проверить по этой жалобе правильность расходов страхователя на выплату страхового обеспечения по другим работникам, в том числе в ходе данной внеплановой выездной проверки.

    Также эта организация может быть включена в совместный с ПФР план выездных проверо кст. 33 Закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ (далее - Закон № 212-ФЗ) ” .

    О проверке вы можете и не узнать заранее, так как извещать вас органы ФСС не обязаны.

    В ходе проверки контролеры запросят все документы, касающиеся выплаты пособий. Однако проверяемый период не должен превышать 3 лет.

    По ее результатам составляется акт. В итоговой части акта проверяющие указывают предложения по устранению выявленных нарушений.

    Если, например, ФСС в ходе проверки выявит выплату пособия в меньшем размере, работодателя обяжут:

    • доплатить неправильно выплаченное пособие;
    • отразить расходы в расчетной ведомости по форме-4 ФСС за период, в котором будет произведена доплат аабз. 16 п. 18 Методических указаний, утв. Постановлением ФСС от 07.04.2008 № 81 . При этом оштрафовать за задержку выплаты пособий или за их выплату в меньшем размере по ст. 5.27 КоАП Фонд не может, это привилегия трудинспекции.

    Если в ходе проверки ревизоры из внебюджетных фондов выявят неуплату страховых взносов из-за занижения расчетной базы (скажем, в случае выплаты серой зарплаты), то компании придется заплатить штра фст. 47 Закона № 212-ФЗ . При этом размер санкций составит 20% от неуплаченной суммы страховых взносов. Если же инспекторы сочтут, что организация занизила страховые взносы умышленно, то размер штрафа увеличится до 40%ч. 1, 2 ст. 47 Закона № 212-ФЗ . Кроме того, контролирующие ведомства начислят компании пенич. 1 ст. 25 Закона № 212-ФЗ .

    От слова «проверка» бросает в дрожь даже самых опытных бухгалтеров. И не только из-за боязни нахождения ошибок, но и из-за огромного объема документов, которые в определенный срок нужно подготовить для проверяющих. Если руководитель сообщает вам, например, о задержке зарплаты в этом месяце, расскажите ему о последствиях несоблюдения трудового законодательства.

    Для проверки ИП прокуратурой должны быть основания. В большинстве случаев этому процессу предшествует жалоба. Прокурорская проверка в корне отличается от других мероприятий. Главным различием является сам государственным орган. Проверки ИП прокуратурой осуществляются после жалобы недовольного клиента или конкурентов. Все это может отложить огромный отпечаток на репутации организации.

    В каких случаях можно ожидать «ревизора»?

    Осмотр данного типа несет надзорный характер, осуществляется он представителями прокуратуры. Просто так проверка не производится, на это должны быть определенные основания. К их числу относят:

    • жалобу клиента;
    • получение информации о наличии неправомерных действий;
    • сигнал от СМИ о нарушениях.

    Сложность ситуации заключается в том, что пожаловаться может каждый желающий. Но в случае отсутствия предъявленных нарушений наказание понесет человек, предоставивший недостоверную информацию. Источником подачи отрицательных данных может быть кто угодно, особенно если у предпринимателя успешный бизнес.

    Спровоцировать проверку способны следующие факторы:

    • причинение вреда жизни или здоровью человека;
    • угрозы в сторону той или иной личности;
    • нанесение вреда растениям, животным;
    • причинение повреждений памятникам культуры и истории.

    Прокурорская проверка является молниеносной. Надзорная служба не будет предупреждать о своем решении предпринимателя. Обычно осмотр является внезапным, что позволяет оценить реальную работу организации. Плановые проверки позволяют предпринимателям устранить некоторые недочеты своей компании.

    Вернуться к оглавлению

    Регламент проведения осмотра

    Осмотр надзорными службами славится своей непредсказуемостью. Обусловлено это тем, что прокуратура не имеет регламента проведения данного процесса. В законодательстве четко описаны только три основных пункта.

    Во-первых, работники прокуратуры могут проводить осмотр только тех документов, в которых есть нарушения. В хозяйственную деятельность вмешиваться они не способны. Во-вторых, рассматривать обращения необходимо в четко заявленный срок, в большинстве случаев он составляет 30 суток. Согласно общим правилам, результат проверки выдается заявителю в течение месяца. В-третьих, законом установлены особые формы прокурорского реагирования, но только в том случае, если нарушение действительно зафиксировано.

    Для предупреждения совершения неправомерных действий прокуратура может направить предостережение. Инициировать осмотр работники надзорного органа способны без разрешения. Данный вид проверки является самостоятельным, более того, он подкреплен определенными правами.

    Для индивидуального предпринимателя осмотр его организации компетентными органами — тяжелый процесс, избежать которого невозможно. Если в прокуратуру поступили данные о том, что человек осуществляет неправомерные действия, способные навредить жизни и здоровью других людей, проверка может быть произведена в течение суток.

    Вернуться к оглавлению

    Предмет проверки и полномочия прокурора

    Предметом проверки индивидуального предпринимателя прокуратурой является его организация. Данный процесс осуществляется компетентными органами, осуществляющими специальный контроль. Согласно закону они не имеют права следить за отчетностью и вмешиваться в дела, которые относятся к налоговой службе.

    Если в прокуратуру поступило сообщение о серьезных нарушениях в определенной сфере, контроль над которой производится другой службой, работники надзора могут взяться за это дело.

    Но в этом случае первая организация должна передать свои полномочия другой подведомственности.

    Как упоминалось выше, осмотр для индивидуального предпринимателя всегда неожиданная процедура. Согласно законодательству никаких сроков и предупреждений нет. Несмотря на это, организация должна руководствоваться некоторыми принципами разумности и справедливости. Существуют определенные полномочия прокурора, которые прописаны в ч. 1 ст. 22 ФЗ РФ «О прокуратуре». К их числу относят:

    • возможность получения доступа к необходимой документации;
    • беспрепятственный вход на предприятие после предъявления удостоверения;
    • возможность потребовать необходимые документы;
    • привлечение к процедуре должностных лиц.

    Осмотр организации — серьезный процесс, требующий высокой квалификации от прокурора. Компетентный орган не имеет права заниматься вопросами, которые не относятся к его деятельности.

    Здравствуйте, Михаил!

    В соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008г. №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон), который существенно изменил основания, порядок и сроки проведения контролирующими и надзорными органами проверочных мероприятий.

    В соответствии с Законом проверки могут быть двух видов: плановые и внеплановые, которые в свою очередь по форме могут быть документарными либо выездными.

    Плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых органами контроля (надзора), органами муниципального контроля планов, которые подлежат опубликованию на официальных сайтах соответствующих органов в сети «Интернет» либо иным доступным способом. Основанием для включения субъекта предпринимательской деятельности в план проверок является истечение 3-летнего срока с момента:

    · его государственной регистрации,

    · окончания проведения последней плановой проверки,

    · начала осуществления деятельности уведомлением о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности.

    С 2011 года основанием для проведения плановых проверок будет являться единый сводный план проверок, составляемый Генеральной прокуратурой РФ и размещенный на официальном сайте Генеральной прокуратуры РФ в сети «Интернет».

    Законом установлена периодичность плановых проверок – не чаще чем 1 раз в три года . Вместе с тем в законе есть и исключения. Так, частью 9 статьи 9 предусмотрено, что проверки в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности в сфере здравоохранения, образования, социальной сфере проверки могут проводиться 2 и более раза в три года. Перечень таких видов деятельности и периодичность их плановых проверок устанавливаются Правительством РФ отдельным правовым актом.

    О проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель должны быть уведомлены проверяющим органом не позднее чем за три рабочих дня до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя о проверке заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.

    Основаниями проведения внеплановой проверки являются:

    · истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами;

    ·поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:

    а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

    б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

    в) нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены).

    Внеплановые проверки субъектов малого и среднего предпринимательства контролирующими органами при наличии оснований полагать о возникновении угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при причинении такого вреда, возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера проводятся только после согласования с органами прокуратуры по месту осуществления деятельности юридических лиц или индивидуальных предпринимателей.

    Критерии отнесения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к числу субъектов малого и среднего предпринимательства определены в ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

    В целях баланса между защитой прав субъектов предпринимательской деятельности и прав граждан – потребителей законодатель разрешил контролирующим и надзорным органам проводить проверки по жалобам граждан-потребителей без согласования с прокурорами.

    Решая вопрос, содержит ли обращение гражданина сведения о фактах нарушения прав потребителей, следует руководствоваться Законом РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», согласно ст. 1 которого потребитель - это гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

    Из пункта 2 постановления Пленума Верховного суда РФ от 29.09.1994 № 7 «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей» следует, что законодательство о защите прав потребителей не распространяется на отношения между гражданами, вступающими в договорные отношения между собой с целью удовлетворения личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, а также из отношений, возникающих в связи с приобретением гражданином - предпринимателем товаров, выполнением для него работ или предоставлением услуг не для личных, семейных, домашних и иных нужд, а для осуществления предпринимательской деятельности либо в связи с приобретением товаров, выполнением работ и оказанием услуг в целях удовлетворения потребностей предприятий, учреждений, организаций. Отношения, регулируемые законодательством о защите прав потребителей, могут возникать из договоров розничной купли-продажи; аренды, включая прокат; найма жилого помещения, в том числе социального найма, в части выполнения работ, оказания услуг по обеспечению надлежащей эксплуатации жилого дома, в котором находится данное жилое помещение, по предоставлению или обеспечению предоставления нанимателю необходимых коммунальных услуг, проведению текущего ремонта общего имущества многоквартирного дома и устройств для оказания коммунальных услуг (п. 2 ст. 676 ГК РФ); подряда (бытового, строительного, подряда на выполнение проектных и изыскательских работ, на техническое обслуживание приватизированного, а также другого жилого помещения, находящегося в собственности граждан); перевозки граждан, их багажа и грузов и др.

    Приказом Генерального прокурора РФ от 27.03.2009 № 93 утвержден Порядок согласования в органах прокуратуры проведения внеплановых выездных проверок субъектов малого и среднего предпринимательства, в соответствии с которым согласование проведения внеплановых проверок, проводимых центральными аппаратами федеральных органов исполнительной власти, их межрегиональными и региональными территориальными органами, а также региональными органами контроля (надзора) субъектов РФ производится по месту осуществления деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя прокурором или заместителем прокурора субъекта РФ. Согласование проверок, проводимых городскими, районными или иными территориальными подразделениями федеральных органов исполнительной власти, региональными органами контроля (надзора) субъектов РФ, а также органами муниципального контроля, производят прокуроры и заместители прокуроров соответственно городского и районного звена.

    Заявление о согласовании проведения внеплановой выездной проверки субъектов малого или среднего предпринимательства и прилагаемые к нему документы рассматриваются органом прокуратуры в день их поступления в целях оценки законности проведения внеплановой выездной проверки.

    По результатам рассмотрения заявления о согласовании проведения внеплановой выездной проверки субъектов малого или среднего предпринимательства и прилагаемых к нему документов не позднее чем в течение рабочего дня, следующего за днем их поступления, прокурором или его заместителем принимается решение о согласовании проведения внеплановой выездной проверки или об отказе в согласовании ее проведения.

    В соответствии с Законом основаниями для отказа в согласовании проведения внеплановой выездной проверки являются:

    1) отсутствие документов, прилагаемых к заявлению о согласовании проведения внеплановой выездной проверки субъектов малого или среднего предпринимательства;

    2) отсутствие оснований для проведения внеплановой выездной проверки;

    3) несоблюдение требований, установленных Законом, к оформлению решения органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении внеплановой выездной проверки;

    4) осуществление проведения внеплановой выездной проверки, противоречащей федеральным законам, нормативным правовым актам Президента Российской Федерации, нормативным правовым актам Правительства Российской Федерации;

    5) несоответствие предмета внеплановой выездной проверки полномочиям органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля;

    6) проверка соблюдения одних и тех же обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, в отношении одного юридического лица или одного индивидуального предпринимателя несколькими органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля.

    Если основанием для проведения внеплановой выездной проверки является причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обнаружение нарушений обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, в момент совершения таких нарушений в связи с необходимостью принятия неотложных мер органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля вправе приступить к проведению внеплановой выездной проверки незамедлительно с извещением органов прокуратуры о проведении мероприятий по контролю посредством направления соответствующих документов в органы прокуратуры в течение двадцати четырех часов. В этом случае прокурор или его заместитель принимает решение о согласовании проведения внеплановой выездной проверки в день поступления соответствующих документов.

    Решение прокурора или его заместителя о согласовании проведения внеплановой выездной проверки или об отказе в согласовании ее проведения может быть обжаловано вышестоящему прокурору или в суд.

    После завершения внеплановой выездной проверки органы государственного контроля (надзора), муниципального контроля направляют в орган прокуратуры, принявший решение о согласовании проведения проверки, акт проверки в течение пяти рабочих дней со дня его составления.

    Контролирующий (надзорный) орган обязан уведомить проверяемого субъекта предпринимательской деятельности о предстоящей проверке путем направления копии распоряжения (приказа) о проведении внеплановой проверки не менее чем за 24 часа до ее начала в случае, когда основанием проверки является истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами. В иных случаях уведомление о предстоящей проверке не требуется.

    Как уже было отмечено проверки могут быть документарными и выездными.

    В процессе проведения документарной проверки изучаются документы юридического лица, индивидуального предпринимателя, имеющиеся в распоряжении органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, в том числе уведомления о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, акты предыдущих проверок, материалы рассмотрения дел об административных правонарушениях и иные документы о результатах осуществленных в отношении этих юридического лица, индивидуального предпринимателя.

    В случае, если достоверность сведений, содержащихся в изученных документах вызывает обоснованные сомнения либо эти сведения не позволяют оценить исполнение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований проверяющий орган направляет в адрес юридического лица, адрес индивидуального предпринимателя мотивированный запрос с требованием представить иные необходимые для рассмотрения в ходе проведения документарной проверки документы.

    К запросу прилагается заверенная печатью копия распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении проверки либо его заместителя о проведении документарной проверки. В течение десяти рабочих дней со дня получения мотивированного запроса проверяемый субъект обязан направить в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля указанные в запросе документы.

    В случае, если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений проверяющий орган установит признаки нарушения обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля вправе провести выездную проверку.

    Выездная проверка начинается с предъявления служебного удостоверения должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, обязательного ознакомления руководителя или иного должностного лица юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя с распоряжением или приказом руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о назначении выездной проверки и с полномочиями проводящих выездную проверку лиц, а также с целями, задачами, основаниями проведения выездной проверки, видами и объемом мероприятий по контролю, составом экспертов, представителями экспертных организаций, привлекаемых к выездной проверке, со сроками и с условиями ее проведения.

    Заверенные печатью копии распоряжения или приказа о проверке вручаются под роспись руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю одновременно с предъявлением служебных удостоверений.

    Срок проведения документарной либо выездной проверок не может превышать двадцать рабочих дней . В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения плановой выездной проверки не может превышать пятьдесят часов для малого предприятия и пятнадцать часов для микропредприятия в год. В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований на основании мотивированных предложений должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящих выездную плановую проверку, срок проведения выездной плановой проверки может быть продлен руководителем такого органа, но не более чем на двадцать рабочих дней, в отношении малых предприятий, микропредприятий не более чем на пятнадцать часов.

    Результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных Законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя. Перечень грубых нарушений изложен в ст. 20 Закона.

    Согласно закону действует уведомительный порядок предпринимательской деятельности , в соответствии с которым субъекты хозяйственной деятельности, указанные в ст. 8 Закона, при уведомлении о начале осуществления деятельности уполномоченного Правительством РФ федерального органа исполнительной власти вправе осуществлять эту деятельность без получения разрешений, заключений и иных документов, выдаваемых органами государственной власти, местного самоуправления для начала осуществления предпринимательской деятельности в отношении работ и услуг в составе видов деятельности, указанных в ч. 2 ст. 8 Федерального закона (гостиничные, бытовые услуги, услуги общественного питания организациями общественного питания, розничная и оптовая торговля, автомобильные перевозки пассажиров и багажа и др.).

    Особо следует отметить те правоотношения, на которые действия Закона не распространяется.

    Так, Закон не применяется по отношению к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие проверяющих и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и на указанных лиц не возлагаются обязанности по предоставлению информации и исполнению требований проверяющих органов.

    Согласно ст. 22. Закона «О прокуратуре» Полномочия прокурора

    1. Прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе:
    по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов, указанных в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона;
    требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций;
    вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.

    Поэтому ВАЖНЕЙШИМ моментом будет являться на основании чего зам. прокурора пришёл к вам в пекарю. Иногда конкуренты прибегают к ложным доносам (жалобам), причём сами сотрудники прокуратуры помогают в этом. Поэтому если вы поймёте что жалоба не обоснована, то обязательно обжалуйте заключение проверки в суде. С учётом того, что вы являетесь юридическим лицом (ИП) обжаловать действия прокурора Вам необходимо через Арбитражный суд.