Войти
Образовательный портал. Образование
  • Чему равен 1 год на меркурии
  • Кто такой Николай Пейчев?
  • Томас андерс - биография, фото, личная жизнь солиста дуэта "модерн токинг" Синглы Томаса Андерса
  • Что показывает коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами Обеспеченность обязательств финансовыми активами в бюджетном учреждении
  • Как приготовить классические вареники с творогом
  • Как сделать тесто для яблочной шарлотки Как приготовить шарлотку с яблоками песочное тесто
  • Противодействие современной преступности. Проблемы противодействия преступности: социально-философский аспект. Правовая основа противодействия преступности: международные и внутригосударственные нормативно-правовые акты. Характеристика действующей государ

    Противодействие современной преступности. Проблемы противодействия преступности: социально-философский аспект. Правовая основа противодействия преступности: международные и внутригосударственные
нормативно-правовые акты. Характеристика действующей государ

    4. Меры противодействия преступности

    В противодействии преступности определяющая роль принадлежит ее предупреждению.

    В современных условиях предупреждение преступности представляет собой сложный комплекс разнообразных мер упреждающего воздействия.

    Предупреждение преступности - это сложный, многоаспектный процесс, обладающий определенными признаками целостности, являющийся неким единством в различиях.

    Отсюда велико значение его комплексного рассмотрения, выделения составляющих элементов, их классификации по различным основаниям, интегративной оценки, т.е. многого из того, что присуще системному анализу.

    В криминологии принято выделять обще - социальное (или общее) и специальное предупреждение преступности.

    В случае общего предупреждения речь идет о том, что позитивное развитие общества, совершенствование его экономических, политических, социальных и иных институтов, устранение из жизни кризисных явлений и диспропорций, питающих преступность, объективно способствуют ее предупреждению (путем ограничения сферы действия, снижения уровня, уменьшения вредных последствий и т.д.).

    В отличие от общих, специальные предупредительные меры осуществляются целенаправленно в интересах предупреждения преступности, т.е. они призваны решать задачи:

    Устранения, нейтрализации, минимизации криминогенных факторов;

    Оздоровления социальной микросреды, коррекции поведения лиц, чье поведение чревато угрозой совершения преступления, и т.д.

    В зависимости от масштаба применения различают меры предупреждения:

    Общегосударственные, относящиеся к большим социальным группам;

    Меры предупреждения, относящиеся к отдельным объектам или микрогруппам;

    Индивидуальные.

    Общегосударственные -- это, например, меры предупреждения преступности, предусмотренные законами, действующими на всей территории ПМР.

    Предупредительные мероприятия, относящиеся к большим социальным группам, осуществляются в рамках отрасли хозяйства, района республики, применительно к определенному контингенту лиц.

    Предупреждение преступлений на отдельном объекте, в микрогруппе - это выявление и устранение обстоятельств, способствующих правонарушениям, на конкретном предприятии, в зоне отдыха, данном учебном коллективе или, например, переориентация молодежной группировки с антиобщественной направленностью поведения.

    Индивидуальные меры предназначены для оказания предупредительного воздействия на конкретных лиц, их ближайшее окружение.

    Насыщение рынка товарами массового спроса, повышение уровня доходов населения, целевые ассигнования на улучшение работы по устранению обстоятельств, способствующих определенной разновидности преступлений, это экономические меры предупреждения преступности (разного вида, уровня и масштаба).

    Примером политических мер предупреждения преступности служит решение органов власти о разграничении полномочий, в области общественной безопасности, охраны правопорядка.

    К социальным мерам относится, к примеру, защита интересов малообеспеченных слоев населения, жизненное устройство беженцев, вынужденных переселенцев, безработных.

    В качестве организационно - управленческих мер предупреждения преступности можно указать на его программно - целевое планирование или координацию субъектов предупредительной деятельности.

    Культурно - воспитательные меры включают разнообразные усилия по утверждению в жизни общества идей добра и справедливости, законов высокой нравственности, по устранению явлений моральной безнормативности и деградации, эффективному противостоянию так называемой массовой культуре, пропаганде эгоцентризма, насилия, жестокости, сексуальной распущенности.

    По стадиям принято выделять раннее, непосредственное предупреждение, предупреждение рецидива преступлений.

    Раннее предупреждение преступности. Предупредительные меры могут носить упреждающий характер, разрабатываться и вводиться в действие на основании прогнозов, предсказывающих возможное повышение криминогенности отдельных социальных факторов.

    Непосредственное предупреждение преступности направлено на нейтрализацию криминогенных факторов, уже действующих в обществе.

    Общее (обще - социальное) предупреждение преступности реализует антикриминогенный потенциал общества в целом, всех его институтов.

    Так, целенаправленные усилия сотрудников правоохранительных органов и специализированных общественных формирований по организации в каникулярное время досуга трудных подростков, состоящих на учете в милиции, могут рассчитывать на успех лишь в условиях, когда общество, государство, его образовательно - воспитательные структуры уделяют необходимое внимание вопросам жизнеобеспечения, развития и социализации подрастающего поколения.

    Точно так же специальные меры предупреждения имущественных преступлений могут быть результативными в том случае, если они осуществляются в условиях нормальной работы экономических, финансовых, контрольных механизмов.

    Общее (обще - социальное) предупреждение охватывает крупные, имеющие долговременный характер виды социальной практики в самом широком смысле этого слова.

    Например, в сфере экономики - это развитие производства на основе современных технологий, продуманная структурная и инвестиционная стратегия, справедливое перераспределение собственности, укрепление национальной валюты и всей финансовой системы, снижение инфляции и многие другие аспекты совершенствования экономических, а также тесно связанных с ними распределительных отношений.

    В сфере политической -- это становление и развитие новой государственности, упрочение демократии; укрепление всех ветвей власти, реализация политической воли противостояния социально негативным явлениям и процессам.

    В сфере социальной большое антикриминогенное значение имеют меры, направленные на усиление социальной ориентации преобразований:

    Устранение резкого социального расслоения общества;

    Поддержка малоимущих граждан; укрепление семейных устоев;

    Обеспечение надлежащих условий для социализации личности, преодоление ее социального отчуждения;

    Ограничение негативных последствий безработицы, вынужденной миграции людей и т.п.

    Что касается духовной сферы жизни, то нравственность всегда противостоит преступности, а безнравственность усиливает ее.

    Обще - социальное предупреждение действует и в правовой сфере.

    Таким образом, меры обще - социального предупреждения имеют исключительно широкий диапазон, они воздействуют практически на все виды, группы, разновидности причин, условий и других детерминант преступности.

    Обще - социальное предупреждение, специальные предупредительные меры, которые были целенаправленно осуществлены на территории ПМР, в 2011 и 2012 году, позволили снизить общее количество преступлений с 6853 в 2011 году до 5417 преступлений в 2012 году.

    При этом общая раскрываемость преступлений в 2012 году составила 85,6%.

    Раскрываемость тяжких преступлений составила 75,5% (на 5% больше), раскрываемость особо тяжких преступлений - 87,5% (практически на уровне 2011 года).

    В октябре 2012 года в системе МВД было сформировано Управление специальных операций, которое вошло в состав криминальной милиции.

    В числе главных задач подразделения: борьба с организованной преступностью; проведение оперативно-розыскных мероприятий по раскрытию разбойных нападений, умышленных убийств, в том числе заказных. Управление сформировано из самых опытных оперативников.

    За непродолжительное время работы личным составом был раскрыт ряд резонансных преступлений. Среди них такие особо тяжкие преступления, как убийство, совершенное летом 2012 года в с. Чобручи, Слободзейского р-на.

    На территории Российской Федерации, подразделениями органов внутренних дел РФ, в 2012 году было выявлено 162,6 тыс. преступлений экономической направленности, их удельный вес в общем массиве преступлений экономической направленности составил 94,0%.

    Было выявлено также 219 тыс. преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, что на 1,7% больше, чем за аналогичный период 2011 года.

    При этом сотрудниками органов наркоконтроля было выявлено 78 тыс. преступлений (? 4,9%), сотрудниками органов внутренних дел - 137,1 тыс. преступлений (+5,7%).

    В январе - декабре 2012 года, в России, было раскрыто 1252,8 тыс. преступлений (?4,5%), в том числе 615,2 тыс. - следствие по которым обязательно (?5,5%) и 637,5 тыс. - следствие по которым необязательно (?3,6%).

    Сотрудниками органов внутренних дел было предварительно расследовано 957,8 тыс. преступлений (?7,3%), что составляет 76,5% всего массива предварительно расследованных преступлений, сотрудниками следственных органов Следственного комитета Российской Федерации - 146,3 тыс. преступлений (+16,2%), что составляет 11,7% всего массива, сотрудниками органов наркоконтроля соответственно 49,1 тыс. (?5,1%), службы судебных приставов - 66,4 тыс. (+3,5%).

    В 2012 году было выявлено 1010,9 тыс. лиц, совершивших преступления (?2,9%), удельный вес лиц без постоянного источника дохода возрос с 66,4% в январе - декабре 2011 года до 66,7%, а удельный вес ранее судимых лиц - с 28,7% до 32,3%.

    Коррупционная связь власти и бизнеса в России

    Традиционно представляю на Ваш суд результаты ответов анкетируемых лиц на вопрос: «Как Вы полагаете, каким образом можно противодействовать коррупционному взаимодействию власти и бизнеса?» Респонденты, отвечая на данный вопрос...

    Коррупция в органах государственной власти

    Организованная преступность

    Особенности детерминации и причинности налоговых преступлений

    Предупреждение преступлений в широком понимании есть криминологическая категория, обозначающая исторически сложившуюся систему преодоления объективных и субъективных предпосылок этих негативных явлений...

    Правовые основы предупреждения преступлений

    Сложность предупреждения преступлений определяет многообразие видов этой деятельности, которые выделяются в зависимости от различных оснований. Так...

    Предупреждение преступности

    Предупреждение преступности несовершеннолетних

    Предупреждение преступности несовершеннолетних - деятельность государства и общества...

    Проблема распространения экстремизма как социально-опасного и уголовно-правового явления поставила вопрос о совершенствовании общегосударственной системы его предупреждения. Основным законом Российской Федерации - Конституцией...

    Уголовно-правовые проблемы борьбы с коррупцией в РФ

    Условия отбывания наказания осуждёнными в исправительных учреждениях

    Выезды осужденных за пределы мест лишения свободы позволяют смягчить изоляцию от общества, укрепить их полезные социальные связи. В ст...

    Опираясь на смысловое значение термина «механизм», при определении понятия «меха­низм противодействия преступности» пред­ставляется правильным, прежде всего, говорить о единстве за­кономерно расположенных и взаимосвязанных элементов, определяющих порядок деятельно­сти государства и негосударственных структур по противодействию такому негативному соци­ально-правовому явлению как преступность.

    Анализ терминов, используемых в теории криминологии для обозначения деятельности го­сударства, направленной на нейтрализацию пре­ступности, исследование содержания термина «борьба с преступностью»в контексте, как его положительного восприятия, так и критического анализа со стороны криминалистов, приводят к выводу, что «борьба» по своей сути отражает процесс конфликта между противоборствующи­ми сторонами, в котором следует выделить его определенные аспекты.

    Прежде всего, это: практическая сторона в форме деятельности специального круга орга­нов уголовной юстиции, уполномоченных госу­дарством выявлять, раскрывать, предупреждать и пресекать противоправные деяния, а так же теоретический аспект, заключаю­щийся в том, чтобы обобщать практику деятель­ности правоохранительных органов и формули­ровать теоретические положения и практические рекомендации.

    Практика борьбы с преступностью и ее на­учная основа позволяют сделать вывод о при­емлемости использования наряду с термином «борьба с преступностью» и словосочетания «механизм противодействия преступности», ко­торый указывает как на возможность использо­вания для воздействия на преступность различ­ных средств и методов, так и на их взаимосвязь между собой. Кроме того, он подчеркивает по­следовательный ход их применения в порядке, вполне адекватном как преступности в целом, так и ее отдельным видам.

    Применительно к механизмам противодей­ствия конкретным видам преступлений это бу­дет означать, что его компонентами будут являть­ся соответствующие средства и методы, которые реализуются в рамках строго определенных пра­воохранительных функций: оперативно-розыск­ной деятельности, дознания, предварительного следствия, деятельности за соблюдением уго­ловного законодательства и др.

    Данный механизм противодействия при­менительно, например, к преступлениям, свя­занным с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, будет охваты­вать, во-первых, цикл функций уголовной юсти­ции; во-вторых, совокупность правоохрани­тельных видов деятельности, обеспечивающих контроль за легальным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и досудебное производство по делам о преступлениях и право ­нарушениях, возбуждаемых по результатам ука­занного контроля, при наличии к тому законных поводов и оснований и, в-третьих, группу мер профилактического характера.

    Модель меха­низма будет эффективно функционировать при условии осуществления организационных мер, определяющих субъектов указанных функций, а также правовых мер, предоставляющих им со­ответствующие полномочия. При помощи орга­низационных и правовых мер рассматриваемый механизм, прежде всего, формируется, а затем функционирует. При наличии к тому определен­ных условий механизмы противодействия пре­ступности модернизируются.

    Рассматривая общегосударственные меры борьбы с преступностью и их соотношение с механизмом противодействия преступности, следует признать их базисный характер для функционирования соответствующего меха­низма, поскольку общегосударственные меры воздействуют на преступность в целом. Это до­стигается надлежащей реализацией собственно политических, экономических, социальных мер, исключающих кризисное состояние общества , а также путем целенаправленного воздействия на организационные и правовые меры, при по­мощи которых формируется механизм противо­действия преступности.

    В целом, механизмы противодействия пре­ступности, как нам представляется следует понимать как комплекс вза­имосвязанных функций правоохранительной направленности, содержанием которых являют­ся соответствующие средства и методы воздей­ствия на указанное социально-негативное яв­ление. Субъекты этих функций определяются в организационно-правовом порядке. В итоге это создает и модернизирует модель соответствую­щего механизма, результативность работы кото­рого зависит от мер, которые носят общегосу­дарственный характер.

    Механизмы противодействия преступности формируются за счет проведения организаци­онных мер, связанных с определением, модер­низацией или созданием принципиально новых государственных органов, призванных противо­стоять преступности. При этом особую важность приобретает определение их целей и задач, а за­тем соответствующее системное и структурное устройство, форма организации, обеспечение взаимодействия с иными правоохранительными и другими органами, чья деятельность направ­лена, прежде всего, на осуществление антикриминальной дея­тельности.

    Не менее важны для оптимального противо­действия преступности правовые меры, созда­ющие легитимную основу борьбы с преступ­ностью. Их результатом является эффективное законодательство в сфере противодействия пре­ступности.

    Так, уголовное и уголовно-процессуальное законодательство рассматривается только в от­ношении к задаче противодействия преступно­сти, представляя собой лишь один из инстру­ментов противодействия. Это механизм разгра­ничения общественных состояний, отношений, деятельностей на два класса: допустимых, не требующих воздействия со стороны государства, и тех которые этим правом определяются как не­допустимые, т.е. требующие государственного принуждения.

    В действительности роль уголовного зако­нодательства не ограничивается задачами толь­ко противодействия преступности. Оно оказывает существенное влияние и на процессы, лежащие за пределами криминальной сферы. Решение задач оптимизации системы правовых отношений показывает, что право служит своего рода связующим звеном между криминальными и другими процессами в обществе.

    C одной стороны, воздействие на криминаль­ные процессы изменяет систему общественных отношений. Так, меняются и оценки деятельностей, меняются деятельности поведения и меняют­ся общественные процессы. С другой стороны, само правовое пространство определяется со­стояниями и процессами во всем многообразии общественных отношений. Изменения обще­ственных отношений за пределами преступно­сти вызывают изменения и в этой области, за­ставляет изменять, корректировать систему про­тиводействия преступности.

    Любые изменения общественных отноше­ний, в том числе и в областях далеких от пре­ступности, приводят к тому, что наилучшим и выгодным становится не бывшее ранее опти­мальным, а несколько иное правовое простран­ство. До тех пор, пока отклонения права от опти­мального состояния относительно невелики, до­пустимы, правовое пространство может сохра­няться неизменным, но как только отклонения от оптимального уровня начинают превосходить некоторые установленные пороговые значения, требуется изменение отдельных положений пра­ва или даже перестройка системы правовых от­ношений. Чем больше эта нестационарность об­щества, тем чаще требуется перестройка права и тем существеннее требуемые изменения.

    Сегодня совершенно ясно, что нужна не только борьба с преступностью, сколько организация общественных отношений, которая позволит оп­тимизировать преступность, поставить ее в та­кие условия, при которых затраты на противодей­ствие преступности и потери от преступности в сумме будут минимальны.

    Организационно-правовые меры создают предпосылки для непосредственной деятельнос­ти правоохранительных органов по выявлению, раскрытию и расследованию, предупреждению и пресечению противоправных деяний. Здесь важным является прикладной момент, поскольку за счет уголовно-правовых, уголовно-процессу ­альных, оперативно-розыскных мероприятий происходит процесс реализации уголовной по­литики по противодействию преступности.

    Организационные меры, направленные на создание механизма противодействия преступ­ности в криминологии отдельные ученые свя­зывают, прежде всего, со структурным обеспече­нием борьбы с преступностью. Другие рассма­тривают организационные меры борьбы с пре­ступностью в более широком смысле, полагая, что они призваны содействовать нейтрализации или минимизации криминогенных последствий от непрофессиональной организационно-управ­ленческой деятельности.В частности, по мне­нию В. Н. Бурлакова, к числу организационных будут относиться меры по совершенствованию процессов управления миграцией населения страны, по отработке действенного и материаль­но обеспеченного механизма социальной адап­тации лиц, освобожденных из мест лишения свободы, и т.п. .

    Существует и такая точка зрения, согласно которой организационными мерами борьбы с преступно­стью являются криминологическое прогнозиро­вание и программирование борьбы с преступно­стью, обеспечение взаимодействия между право­охранительными органами, повышение эффек­тивности управленческой деятельности в области борьбы с преступностью и т.п. .

    Нам же представляется более целесообразным разделить точку зрения С.В. Бородина, а также таких ученых криминологов, как В.Д. Малков, С.А. Маслов, В.А. Плешаков, А.Ф. Токарев, полагающих, что элементами организационных основ пред­упреждения преступлений являются соответ­ствующее функционально-структурное и ин­формационно-аналитическое обеспечение пре­дупредительной деятельности правоохрани­тельного органа, криминологическое прогно­зирование, планирование и программирование, а также организация внутреннего и внешнего взаимодействия в сфере предупредительной ра­боты. .

    Сказанное свидетельствует о том, что проти­водействие преступности и проявлениям соци­альной патологии, имеет в своей основе систему взаимосвязанных организационных элементов. При этом организация противодействия пре­ступности может иметь и общегосударственный, и региональный характер, а также складываться соответствующим образом в рамках деятельно­сти государственных органов и общественных организаций.

    Литература

    Бурлаков В.Н. Предупреждение преступно­сти // Криминология: Учебник для вузов. - СПб.: Санкт-Петербургский государственный универ­ситет, Санкт-Петербург, 2003. Максимов СВ., Мацкевич И.М., Овчинский B.C., Эминов В.Е. Криминология: Учебное по­собие. М.: Издательская группа ИНФРА. М. -НОРМА, 1999. Организация деятельности органов вну­тренних дел по предупреждению преступлений. Учебник. - М.: Академия управления МВД Рос­сии, 2000.

    Выходные данные сборника:

    ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ПРЕСТУПНОСТИ - ПРИОРИТЕТНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В УГОЛОВНОЙ ПОЛИТИКЕ ГОСУДАРСТВА

    Майоров Андрей Владимирович

    канд. юрид. наук, доцент, зав. Кафедрой ЮУрГУ (НИУ), РФ, г. Челябинск

    ANTI- CRIME - PRIORITY IN CRIMINAL STATE POLICY

    Andrey Mayorov

    candidate of juridical sciences, associate professor, head of cathedra of South Ural State University, Russia, Cheljabinsk

    АННОТАЦИЯ

    В статье предлагается рассмотреть такую категорию, как противодействие преступности, являющуюся по мнению автора приоритетным направлением уголовной политики государства в сфере борьбы с преступностью, на современном этапе развития общества. Анализируется действующее законодательство, предусматривающее противодействие отдельным видам преступлений, как способ воздействия на преступность в целом. Изучаются понятия «предупреждение преступности», «профилактика преступности» и «борьба с преступностью», как системообразующие категории противодействия преступности. Предлагается комплексный подход к рассмотрению признаков «противодействия преступности», а также отмечается, что в целом меры воздействия на преступность образуют «систему противодействия преступности». Предлагается авторская позиция о структуре системы «противодействия преступности» в России.

    ABSTRACT

    The article proposes to consider such a category as against crime, which is the author"s opinion priority criminal policy of the state in the fight against crime, at the present stage of development of society. Analyzes current legislation that opposition individual types of crime as a way to impact on crime in general. The concepts of «crime prevention», «crime prevention» and «fight against crime» as systemically important category of fighting crime. Offers a comprehensive approach to treating signs of «fighting crime», and notes that in general, measures the impact on crime form a «system of fighting crime». The author"s position on the structure of «fighting crime» in Russia.

    Ключевые слова: противодействие преступности; предупреждение; борьба с преступностью; система противодействия преступности; уголовная политика.

    Keywords: fight against crime; prevention; crime prevention; combating crime system; criminal policy.

    В настоящее время существует множество терминов, которыми обозначают в теории и практики процесс реагирования на преступность. Развивая авторскую концепцию, необходимо отметить следующее: «предупреждение преступности», «профилактика преступности», «контроль преступности» и «борьба с преступностью» являются составляющими элементами более общего социального воздействия на преступность - процесса «противодействия преступности». Указанная категория все чаще используется не только теоретиками и практиками, но и в законотворческой деятельности.

    Представляется вполне очевидным то, что применение термина «противодействие», при характеристике оказываемого воздействия на преступность, позволяет отразить всю совокупность мер и способов реагирования государства, его властных органов, общества и отдельных граждан, осуществляемых в процессе борьбы с преступностью.

    Анализ специальной литературы показывает, что в сфере противодействия преступности задействованы несколько видов реагирования (воздействия) на преступность, как на негативное социальное явление, так и на отдельные преступления. Следует отметить, что существующий комплекс воздействия на преступность может включать в себя различные способы реагирования: и предупреждение преступности, и борьба с преступностью, и профилактика преступности, и выявление, и пресечение, а также раскрытие и расследование преступлений . В совокупности же все эти способы воздействия на преступность можно обозначить единым термином - «противодействие».

    Например, по мнению Ю.М. Антоняна, в процессе осуществления предупредительной деятельности можно выделять некоторые автономные направления активности государства и общества, а также отдельных граждан - «борьба», «предупреждение» и «профилактика» , хотя, как отмечает автор, «… и среди криминологов нет единства мнений относительно их содержания» .

    Автору представляется, что существующие способы реагирования на преступность можно представить в виде определенной системы - системы противодействия преступности, включающей в себя меры профилактического и меры предупредительного воздействия, как на отдельные преступления, так и на преступность в целом. Такая система должна включать в себя средства, способы и приемы, которые применяют не только правоохранительные органы, но и органы местного самоуправления, общественные и иные организаций, а также сами граждане. При этом, механизм реализации противодействия преступности, требует весьма серьезных усилий, не только со стороны государства, но и общества, отдельных его индивидов. Определенный результат противодействия может быть достигнут только на основе использования широкого комплекса общесоциальных и специальных предупредительных мер .

    Безусловно, системный подход в рассмотрении современной структуры противодействия преступности требует более подробного анализа, составляющих ее подсистем и отдельных элементов, с учетом возможных механизмов управления и реализации ее функций. Вместе с тем, в рамках данной статьи предлагается лишь обозначить актуальность изучаемой проблемы, связанной с определением приоритета в формировании уголовной политики государства и предложить авторское видение в решение данной проблемы. Рассматривая противодействие преступности как приоритетное направление в области реализации уголовной политики российского государства, необходимо отметить то, что в последнее десятилетие, указанное направление активно используется законодателем при реагировании на отдельные проявления преступной деятельности . Так же, следует отметить, что в соответствии со ст. 1 Федерального закона № 3-ФЗ «О полиции», одним из основных предназначений полиции, является противодействие преступности .

    Анализируя федеральное законодательство, направленное на борьбу и противодействие отдельным видам преступной деятельности, можно выявить следующие признаки «противодействия преступности »:

    1. это деятельность государственных органов, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц , в пределах их полномочий, направленная против преступных посягательств;

    2. целью является - минимизация и (или) ликвидации последствий преступной деятельности;

    3. противодействие может осуществляться , как по средствам ранней (профилактической) предупредительной деятельности, направленной на выявление и последующее устранение причин противоправной (преступной) деятельности, так и по средствам борьбы, направленной на выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие и расследование преступлений.

    Таким образом, анализируя представленные признаки можно отметить, что противодействие преступности представляет собой комплекс мероприятий по обеспечению безопасности охраняемых законом интересов граждан, общества и государства, заключающихся в разработке и осуществлении системы целенаправленных мер по воспрепятствованию возникновению причин преступлений, условий, способствующих их совершению, а также их выявлению, предотвращению и пресечению, путем профилактики и предупреждения преступлений.

    Следует отметить, что данный процесс предполагает выделение определенного круга субъектов этой деятельности, цели и способов ее достижения, образуя определенную систему. При этом, термин «противодействие преступности» является более приемлемым при определении всей совокупности возможных мер, направленных на снижения уровня противоправных деяний и повышения уровня защищенности граждан, общества и государства в целом.

    Рассматривая противодействие преступности в виде определенной системы, реализуемой в области уголовной политики государства необходимо определить ее цель и выделить основные элементы.

    Целью противодействия преступности является - повышение уровня защищенности личности, общества и государства в целом, снижение уровня преступности и удержание ее на определенном уровне (контроль), минимизация и (или) ликвидации последствий преступной деятельности;

    Способами достижения целей противодействия преступности выступают как ранняя профилактическая предупредительная деятельность, направленная на выявление и последующее устранение причин противоправной (преступной) активности, так и борьба с преступностью как таковая, направленная на выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие и расследование преступлений.

    К субъектам противодействия преступности следует относить - федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, институты гражданского общества, организации и физических лиц в пределах их полномочий (компетенции).

    Объектом же воздействия в данной системе будут выступать преступность, как негативное социальное явление, а также лица, совершающие противоправные деяния и иные правонарушения .

    Таким образом, выделяя противодействие преступности, как систему мер необходимого реагирования ее субъектов, при должном уровне организованности и научной обоснованности позволит реализовать основные идеи уголовной политики нашего государства, а также разработать стратегию и тактику эффективного реагирования на преступность, отдельные противоправные деяния и иные правонарушения.

    Список литературы:

    1. Антонян Ю.М. Криминология: избранные лекции / Ю.М. Антонян. М.: «Логос», 2004. - 448 с.
    2. Воронин Ю.А., Майоров А.В. Теоретические основы формирования системы противодействия преступности в России // Ю.А. Воронин, А.В. Майоров / Криминологический журнал БГУЭП - 2013. - № 1. - С. 7-14.
    3. Клеймёнов М.П. Криминология: учебник / М.П. Клеймёнов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Норма: ИНФРА-М, 2012. - 432 с.
    4. Козаченко И.Я. Криминология: учебник / И.Я. Козаченко, К.В. Корсаков. М.: Норма: ИНФРА-М, 2011. - 304 с.
    5. Криминология: учебник для вузов / под общ. ред. А.И. Долговой. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2007. - 912 с.
    6. Майоров А.В. Виктимологическая модель противодействия преступности: монография / А.В. Майоров. М.: Юрлитинформ, 2014. - 224 с.
    7. Федеральный закон от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» [Электронный ресурс] - Режим доступа - URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.
    8. Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» [Электронный ресурс] - Режим доступа - URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online. (Дата обращения 15.02.2014 г.).
    9. Федеральный закон от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции» [Электронный ресурс] - Режим доступа - URL: http://www.consultant.ru/popular/police/ (Дата обращения 15.02.2014 г.).

    Система мер противодействия преступности

    Правовая основа противодействия преступности: международные и внутригосударственные нормативно-правовые акты. Характеристика действующей государственной программы борьбы с преступностью в Украине

    Система мер противодействия преступности:

    По характеру социальной детерминации преступности меры профилактического воздействия делятся на общие и специальные (криминологические). Отличие между ними заключается в том, что общие меры, направленные на позитивное развитие социально-экономической системы в целом и тем самым способствуют снижению уровня преступности, а специальные (криминологические) непосредственно влияют на причины и условия имеющегося состояния преступности и ее отдельных видов с целью их устранения, нейтрализации или ограничения.

    По конкретным содержанием различают следующие меры профилактики: экономические, социальные, идеологические, технические, организационные, правовые. Отметим, что при такой классификации предупредительные меры делятся на общие и специальные .

    Экономические меры предупреждения преступности направлены на нейтрализацию криминогенных последствий функционирования экономической сферы и имеют большое значение не только для макроуровне (например , оздоровление экономики страны в целом, экономическая защита наименее обеспеченных слоев населения путем введения научно обоснованного уровня прожиточного минимума), так и на микроуровне (например , льготы и помощь конкретным лицам, которые находятся в критической ситуации).

    Социальные меры профилактики положительно влияют на различные социальные институты (семью, коллективы, общественные организации и др.). Например , значительный профилактический потенциал содержат меры, способствующие созданию культа семьи, развитию общественных основ местного самоуправления.

    Идеологические меры профилактики должны формировать у членов общества нравственное сознание на основе общественных ценностей; ограничивать негативное влияние на поведение лиц стандартов массовой культуры (ограничение времени показа фильмов с эротическим содержанием и сценами насилия); исправлять нравственные деформации у лиц с правопорушуючою поведением с помощью индивидуально воспитательной работы (психолого-педагогические и правообмежувальни мероприятия).

    В технических мер профилактики относятся различные технологии, правила, средства и приспособления, препятствующие общественно опасных последствий в процессе социальной деятельности людей, а также совершению преступлений и других правонарушений (например, технологии, исключающие аварийность на производстве, правила дорожного движения, средства охранной и пожарной сигнализации запирающие).

    Организационные меры предупреждения преступности должны способствовать нейтрализации или минимизации криминогенных последствий непрофессиональной организационно-управленческой деятельности (на-пример, меры совершенствования процессов управляемой миграции населения; отработка действенного механизма обеспечения социальной адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы, формирование критериев эффективности деятельности правоохранительных органов).

    Правовые меры предупреждения преступности по содержанию разделяют на:

    • способствующие нейтрализации условий, облегчающих совершение преступлений (нормы различных отраслей законодательства, об-граничат дееспособность алкоголиков, лишают родительских прав, регламентирующих порядок приобретения и хранения огнестрельного оружия и др.);
    • стимулирующие к действиям, которые препятствуют или прекращают совершение преступлений (нормы уголовного права о добровольном отказе от преступления, необходимую оборону, задержание преступника);
    • регламентирующих процесс предупреждения преступлений.

    Правовую основу профилактики преступлений составляют следующие документы:

    • отдельные положения Конституции Украины;
    • законы Украины и подзаконные нормативные акты (например, законы Украины "О милиции", "Об оперативно-розыскной деятельности", "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", "О прокуратуре", акты Кабинета Министров Украины по вопросам борьбы с преступностью);
    • отдельные нормы отраслевого законодательства Украины (например, ст. 23 УПК Украины, ст. 6 КАП Украины);
    • ведомственные и межведомственные нормативные акты (приказы МВД Украины, Генерального прокурора Украины, Государственного департамента Украины по вопросам исполнения наказаний и др.).

    Отметим, что до сих пор процесс предупреждения преступности в Украине не имеет самостоятельной правовой базы. Еще в 1995г. Был разработан проект Закона Украины "О профилактике преступлений", в преамбуле которого закреплялось: "Украинское государство обеспечивает своим гражданам защиту от посягательства на их жизнь, здоровье, свободу, достоинство, имущественные и другие права". Однако, к сожалению, этот закон еще не принят.Существующие правовые нормы по этому вопросу, как правило, содержатся в различных отраслях права, часто являются фрагментарными и не согласуются между собой, что не способствует эффективности профилактической деятельности.

    А. Зелинский отделяет еще один критерий классификации мер предупреждения преступности - масштаб их осуществления:

    • среди населения страны;
    • в пределах определенного ведомства или по определенным слоев населения (например, среди несовершеннолетних, безработных; силами работников органов внутренних дел, прокуратуры, Государственного департамента Украины по вопросам исполнения наказаний);
    • в малых социальных группах (на предприятиях, в учреждениях, организациях, семьях, неформальных группах);
    • по отдельным человек.

    Общесоциальное и специальнокриминологичне предупреждения преступности:

    В зависимости от иерархии причин и условий преступности различают три основных уровня предупреждением: общесоциальный, социально-криминологический и индивидуальный.

    Общесоциальный уровень (общая профилактика) охватывает деятельность государства, общества и их институтов, направленную на разрешение противоречий в области экономики, социальной жизни, в нравственной сфере и тому подобное. Эту деятельность осуществляют различные органы государственной власти и управления, общественные организации, для которых функция предупреждения преступности не является основной или профессиональной. Профилактика является успешной благодаря эффективной социально-экономической политике в целом.

    Обще социальная профилактика преступности связана с наиболее значимыми и долгосрочными видами социальной деятельности и осуществляется в процессе решения широкомасштабных социальных задач. Решение противоречий общественного развития, его проблем и трудностей, ошибок в социальном управлении является одновременно экономической, политической, идеологической, социально-психологической и правовой основой для устранения, ослабления и нейтрализации процессов и явлений, детерминирующих преступность.

    К общесоциальных мер профилактики преступности относятся: изменения в социально-экономической сфере, направленные на повышение жизненного уровня членов общества, улучшение условий их жизни. Стабилизация процессов в экономике и на потребительском рынке, повышение платежеспособности широких слоев населения в совокупности являются предпосылками предотвращения экономической и другим видам преступности.

    Сокращению бытовой, насильственной и другой преступности способствуют меры по решению жилищной проблемы, укрепление семьи, улучшение условий труда и быта женщин, охрана материнства и детства, организация досуга и тому подобное.

    Общесоциальная профилактика реализуется посредством государственных планов экономического и социального развития. Такие планы составляются как на государственном, так и на региональном уровнях. Профилактическое значение такого плана заключается в том, что он предусматривает стратегию и тактику социально-экономического развития страны (региона), учитывая возможные криминогенные последствия реализации заложенных в него мероприятий. С помощью такого плана достигается единство влияния на общесоциальные причины преступности всех мер: экономических, социальных, идеологических, культурологических, технологических и др.

    Специально-криминологический уровень (криминологическая профилактика) состоит в целенаправленном воздействии на криминогенные факторы, связанные с определенными видами и группами преступного поведения, например, насильственной или экономической преступностью. Такие комплексы специфических причин и условий преступного поведения устраняются или нейтрализуются в процессе деятельности соответствующих субъектов, для которых профилактическая функция является выполнением их основных профессиональных задач.

    Специально-криминологическое предупреждение имеет целью не допустить осуществления реально возможных преступлений, а если они стали происходить, то остановить их на ранней стадии. Важным участком предупредительной деятельности является выявление и устранение так называемых криминогенных факторов. При этом, как правило, используются не только организационные, правовые и оперативно-розыскные мероприятия, но и экономические, педагогические и медицинские и тому подобное.

    На уровне специальной профилактики цель борьбы с преступностью , определенными ее видами и конкретными преступлениями определена как единая или главная для соответствующих мероприятий социального контроля, социальной реабилитации и правоохранительной деятельности. Разработка и реализация мероприятий специальной профилактики прямо обусловлена??наличием преступности, ее уровнем и характером.

    Специально-криминологическая профилактика осуществляется в форме ведомственных и межведомственных планов или программ усиления борьбы с преступностью. В них предполагается система мероприятий, направленных на профилактику конкретных видов и групп преступности, преступности вообще, преступности на определенной территории (государство, регион). Предполагаемые программы мероприятий реализуются через взаимодействие и взаимосогласованность деятельности субъектов профилактики. Безусловно, эффективность предупреждения преступлений зависит от согласованности программы борьбы с преступностью с концепцией государственного плана экономического и социального развития страны.

    Индивидуальный уровень (индивидуальная профилактика преступлений) охватывает деятельность в отношении конкретных лиц, поведение которых вступает в конфликт с правовыми нормами.

    В зависимости от стадии генезиса личности преступника индивидуальная профилактика преступности делится на четыре вида .

    Первый вид касается объектов, которые находятся на начальном этапе криминализации личности. В этот период они совершают различные правонарушения непреступного характера, образующие определенный вид антиобщественной деятельности. Условно этот вид индивидуальной профилактики преступности называют ранней индивидуальной профилактикой преступлений.

    Второй вид индивидуальной профилактики преступности касается лиц, совершивших или совершающих преступления. Субъектами этого вида профилактики могут быть следователи, оперативные и другие работники органов внутренних дел, судьи. Профилактическая работа заключается в том, чтобы склонить человека к отказу от совершения преступления, прекратить его на стадии подготовки, а в случае совершения преступления - способствовать формированию у лица чувство раскаяния, желание способствовать раскрытию преступления. Условно этот вид профилактики называют судебно-следственным .

    Третий вид индивидуальной профилактики преступлений охватывает лиц, совершивших преступления в отношении которых суд принял решение о применении различных мер уголовно-правового воздействия. Этот вид профилактики, во-первых , реализуется в деятельности учреждений исполнения наказаний, задача которых заключается в исправлении и ресоциализации осужденного; во-вторых , осуществляется соответствующими государственными и общественными организациями при освобождении лица от реального исполнения уголовного наказания (условное осуждение, отсрочка исполнения приговора, принудительные меры воспитательного характера). Этот вид профилактики условно называют пенитенциарным .

    Четвертый вид индивидуальной профилактики преступлений касается лиц, отбывших уголовное наказание, но подлежат надзорные с целью предотвращения рецидива. Условно этот вид профилактики называют постпенитенциарного .

    Виктимологическая профилактика преступлений.

    Самостоятельным направлением криминологической профилактики является виктимологическая . В криминологии поведение жертвы рассматривается со стороны ее роли в совершении преступления, то есть как криминогенный объект. Криминологическое значение имеет не всякая поведение жертвы, а только такая, что способствует возникновению преступной решимости или реализации или формированию криминологической ситуации (виктимность жертвы). Виктимность проявляется на индивидуальном и массовом уровне. На индивидуальном уровне виктимность определяется как потенциальная «способность» отдельной личности при определенных условиях стать жертвой преступления. Виктимность как социальное явление на массовом уровне - это совокупность всех актов причинения вреда физическим лицам и потенциальная уязвимость населения в целом и отдельных его групп. Таким образом, налицо необходимость проведения специфических мер, направленных на снижение виктимного поведения населения.

    Метод девиктимизации предусматривает:

    а) профилактически-воспитательные мероприятия по предотвращению виктимизации;

    б) обучение населения способам защиты и самозащиты (консультативные, образовательные мероприятия по личной безопасности и охраны собственности, учебные курсы по самозащите, распространения памяток, буклетов, очерков, статей, в которых излагаются советы как не стать жертвой преступления, - технические средства),

    в) организационно-управленческие мероприятия (надлежащее освещение городов, оборудования средствами немедленного связи населения с милицией);

    г) ограничительный направление мероприятий (выявление латентных пострадавших и предотвращения их рисковой легкомысленной поведении;

    д) нормативно-правовые мероприятия (законодательства о помощи жертвам преступлений и др.);

    е) повышение уровня правовых знаний.

    Правовая основа противодействия преступности: международные и внутригосударственные нормативно-правовые акты. Характеристика действующей государственной программы борьбы с преступностью в Украине

    Под правовым обеспечением подразумевают эффективное нормативное сопровождение мероприятий специально-криминологической противодействия и предотвращения преступлений. Оно предусматривает наличие законов, указов, программ, концепций предотвращения преступности и отдельных ее видов. Противодействие преступности требует надежного правового регулирования различными отраслями права: конституционного, уголовного, гражданского, административного и др. Поэтому правовая основа противодействия преступности имеет сложную структуру .

    Базовое значение для деятельности по противодействию и предупреждению преступности имеет Конституция Украины . Это означает, что деятельность по противодействию преступности должна осуществляться с соблюдением определенных Конституцией Украины прав и свобод человека и гражданина.Конституция Украины не содержит нормы, которая бы прямо определяла обязанность государства и его органов по осуществлению мероприятий, направленных на противодействие и предотвращение преступности. Однако в ней есть целый ряд статей, анализ которых позволяет определить основные направления дальности государства и общества по противодействию преступности, а также конституционные основы ее осуществления.

    Прежде всего в ст. 1 Основной Закон Украины провозглашается правовым государством . А предупреждения преступности является неотъемлемой функцией правового государства. Ряд статей Конституции Украины определяет обязанности государства , осуществление которых может быть полным и комплексным только в случае противодействия и предотвращения преступности. В обязанности государства принадлежит обеспечения реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина (статьи С, 13, 41, 14, 27, 29, 30, 50, 21, 23 и др.). Конституция также содержит статьи, определяющие принципиальные критерии возможного ограничения прав и свобод человека и гражданина, и взяты под охрану Уголовным кодексом Украины (УК Украины).

    Ряд статей Конституции определяет обязанности государства , осуществление которых может быть полным и комплексным только в случае проведения деятельности по предупреждению преступности. Это касается обязанностей государства по утверждению и обеспечению прав и свобод человека (ст. 3), защиты прав всех субъектов права собственности (статьи 13, 41), особой охраны земли как основного национального богатства и обеспечению права собственности на землю (ст. 14), защиты жизни человека (ст. 27), его свободы и личной неприкосновенности (ст. 29), неприкосновенности жилища (ст. 30), тайны переписки, телефонных разговоров, телеграфной и другой корреспонденции (ст. 31), обеспечение права на безопасную для жизни и здоровья (окружающей среды и возмещение причиненного нарушением этого права вреда (ст. 50).

    Следует отметить, что предусмотренные в Разделе II Конституции Украины права и свободы человека и гражданина , в том числе вольность и равенство всех людей в своем достоинстве и правах (ст. 21), право каждого человека на свободное развитие своей личности (ст. 2З), право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 29), на неприкосновенность жилища (ст. 30), на невмешательство в его личную жизнь, недопущения без согласия сбора, хранения, использования и распространения конфиденциальной информации о нем (ст. 32), стали трактоваться некоторыми должностными лицами, отдельными народными депутатами, а также государственными надзорными органами как исключающие возможность вести деятельность по индивидуальной предотвращение правонарушений, в том числе преступлений, исключающих законодательное определение обязанности ее проведения.

    Следующей после Конституции Украины звеном в системе правового регулирования деятельности по предупреждению преступности является конституционные законы и кодифицированные законодательные акты .

    Прежде отметим роль Уголовного кодекса Украины и вообще уголовного права в регулировании предотвращения преступности. В нем определен круг деяний, совершение которых запрещено под угрозой уголовной ответственности, имеет загальнопревентивне значение. Нормами уголовного закона о системе наказаний, порядок и условия их назначения, освобождения от наказания и т.п. устанавливается определенный правовой режим для осужденных, а также освобожденных от уголовной ответственности и наказания, что имеет значение для предотвращения с их стороны рецидива. Непосредственное предупредительное значение имеют определенные для этих лиц правообмеження, специальные правила и обязанности, надзор и контроль за ними правоохранительных органов и общественности. Юридическое обоснование для применения мер индивидуального предупреждения рецидива преступлений создает уголовно-правовой институт судимости. Ряд норм уголовного законодательства предусматривает конкретные правовые средства воздействия на криминогенные обстоятельства. Это, в частности, поощрительные нормы, добровольный отказ от совершения преступления, нормы, стимулирующие поведение, которое создает препятствия совершению преступлений (о необходимой обороне, задержании преступника), предусматривают применение принудительных мер медицинского характера к алкоголикам и наркоманам, нормы, направленные на устранение последствий совершенных преступлений (возмещение вреда) и др. Системный анализ уголовно-правовых средств предупреждения преступности, их классификация и определение механизмов меры воздействия сравнительно недавно совершил под руководством профессора В. А. Тулякова молодой одесский ученый М. Сорочинская .

    Нормы Уголовно-исполнительного кодекса Украины, принятого в 2003г., определяют правовые основы предотвращения рецидива средствами исполнения наказания. Это нормы, регламентирующие предохранительно-воспитательный процесс в учреждениях исполнения наказания, основания и порядок освобождения от этих учреждений, трудовое и бытовое устройство освобожденных, цели, основания и порядок надзора за условно-досрочно освобожденными, административный надзор за лицами некоторых категорий освобожденных из учреждений исполнения наказания и др.

    Прежде уголовно-процессуальное законодательство ставит задачи предотвращения преступности прежде всего уголовным процессом и судопроизводством. Установлен ряд конкретных процессуальных мер предупредительного характера, в том числе обязанность органа дознания, следователя, прокурора выявлять причины и условия совершения преступлений. Выявление последних включены в круг вопросов, подлежащих доказыванию, наличие таких доказательств должен проверять прокурор при утверждении обвинительного заключения. Указанные участники процесса и суд должны реагировать процессуальными документами (представлением, отдельным постановлением, постановлением) на выявленные причины и условия совершения преступления и ставить в этих документах требование перед руководителями соответствующих предприятий, учреждений, организаций о принятии мер по устранению этих причин и условий. Уголовно процессуальное законодательство содержит нормы, которые в совокупности с нормами материального права регламентируют основания и порядок освобождения от уголовной ответственности и наказания вследствие изменения обстановки, раскаяние в совершении преступления, в связи с примирением с потерпевшим, применением к несовершеннолетнему принудительных мер воспитания и др. Все указанные и другие нормы уголовно-процессуального закона и практика их применения имеют предохранительное значение.

    Ряд норм, имеющих предупредительное значение, содержится в гражданском законодательстве . Например , ограничение дееспособности граждан, злоупотребляющих спиртными напитками или наркотическими средствами. То же можно сказать о нормах семейного законодательства относительно оснований и порядка лишения родительских прав, ряд норм трудового, бюджетного, земельного, хозяйственного законодательства.

    Важное значение имеют и нормы международного права , ратифицированные Верховной Радой Украины. В этих нормах закреплены основные принципы деятельности по противодействию преступности: справедливость, гуманизм, законность. Это такие нормативно-правовые акты, как Всеобщая декларация прав человека (1948 p.); Международный пакт о гражданских и политических правах (1966гг.); Декларация о защите всех лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (1975 p.); Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (1984 p.), А также Факультативный протокол к Конвенции от 18 декабря 2002 г. и другие.

    Следующим звеном системы правового обеспечения деятельности по предупреждению преступности считаются акты законодательства , комплексно регулирующих статус, задачи, функции, полномочия, обязанности и права правоохранительных органов, для которых предупреждению преступности является одной из главных задач. К ним, как правило, относят законы Украины «О прокуратуре», «О милиции», «О Службе безопасности Украины», "О государственной пограничной службе Украины", "О государственной налоговой службе в Украине". Следует отметить, что в указанных, так сказать «статусных» актах законодательства, задачи и обязанности соответствующих государственных органов, учреждений и служб (за исключением, возможно, Закона Украины «О милиции») по предотвращению преступности изложены, как правило, схематично, в общей форме, предметно не регламентированы полномочия, правовые средства, формы осуществления предупредительной деятельности. Такой подход не способствует ее надлежащему. В Законе Украины «О прокуратуре» предотвращения нарушений закона как вид деятельности органов прокуратуры не предусмотрено, а термин «предотвращение» даже не указывается. В Украине принято несколько законов по отдельным направлениям предупреждения преступности. Таковы законы Украины «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (от 01.12.1994 г.), «Об органах и службах по делам несовершеннолетних и специальных учреждениях по делам несовершеннолетних (от 24.01.1995 г.), «О предупреждении насилия в семье» (от 15.11.2001 г.) и др.

    В систему правового обеспечения предупреждения преступности относятся также акты законодательства, регулирующие деятельность центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления , а также нормативно-правовые акты этих органов. Они призваны создать правовую основу регламентации предупредительной деятельности, организации, порядка, форм и средств ее осуществления во всех звеньях аппарата управления государственного и местного уровней. Однако и эти акты в основном лишь в общей форме определяют указанные вопросы.

    На противодействие разнообразным формам антиобщественного преступному поведению направлено и административное законодательство. К нему относятся Кодекс Украины об административных правонарушениях, нормативно-правовые акты, направленные на борьбу с коррупцией, пьянством, наркоманией, проституцией и другими негативными явлениями, которые тесным образом связаны с преступностью. Таким образом, в стране создана достаточно разветвленная законодательная база, направленная на противодействие и предотвращение преступлений.

    Аннотация: В статье выделено понятие компьютерной преступности, рассмотрен вопрос всесторонней политики по профилактике и борьбе с компьютерной преступностью, а также сформулированы предложения и рекомендации по повышению эффективности контроля над преступлениями, совершаемыми в области информационных технологий в России.

    Ключевые слова: компьютерные преступления, информация, неправомерный доступ к компьютерной информации.

    Компьютерная преступность - это совокупность компьютерных преступлений, где компьютерная информация является предметом преступных посягательств, а также преступлений, которые совершаются посредством общественно опасных деяний, предметом которых является компьютерная информация. Изучению проблема расследования преступлений вот сфере компьютерной информации во последние годы уделяется повышенное внимание, однако во этой области еще остается ряды нерешенных из дискуссионных вопросов .

    В Российской Федерации со 1997 года уголовно-наказуемыми были признаны определенные деяния во сфере компьютерной информации, обладающие общественной опасностью для безопасного использования компьютерной информации из информационных технологий. Нормы об данных преступлениях зафиксированы во трех статьях УК РФ, которые выделены во самостоятельную главу 28 УК РФ. Ко ним относятся: статья 272 УК РФ «Неправомерный доступ ко охраняемой законом компьютерной информации», статья 273 УК РФ «Создание, использование из распространение вредоносных программ для ЭВМ» или статья 274 УК РФ «Нарушение правил эксплуатации ЭВМ, системы ЭВМ или их сети» .

    Согласно ст. 15 УК РФ деяния, предусмотренные ч. 1, 2 ст. 272 и

    ч. 1 ст. 274, относятся ко категории небольшой тяжести, предусмотренные ч. 3 ст. 272, ч. 1 ст. 273 и ч. 2 ст. 274, - средней тяжести, на деяния, предусмотренные ч. 4 ст. 272, ч. 2 и 3 ст. 273 УК РФ, являются тяжкими преступлениями .

    29 ноября 2012 г. было принят Федеральный закон №207-ФЗ «Об внесении изменений во Уголовный кодекс Российской Федерации из отдельные законодательные акты Российской Федерации», который впервые во российской законотворческой практике выделился различные виды мошенничества во отдельные составы преступлений во зависимости ото этого, во какой сфере кони совершены. Благодаря данному закону появились ст. 159.3 УК РФ «Мошенничество со использованием платежных карт» и ст. 159.6 УК РФ «Мошенничество во сфере компьютерной информации.

    По изменениям в УК РФ, касающимся санкций рассматриваемых статей, можно проследить общую тенденцию ко увеличению составов преступлений вот сфере компьютерной информации им конкретизации размеров штрафов.

    В настоящее время всем камеры противодействия компьютерным преступлениями можно подразделить нас технические, организационные им правовые.

    К правовым исследует отнести: совершенствование уголовного им гражданского законодательства, на также судопроизводства, разработку норм, устанавливающих ответственность зал компьютерные преступления; защиту авторских прав программистов. К правовым мерам также можно отнести вопросы общественного контроля зал разработчиками компьютерных систем им принятие соответствующих международных правил. Только в последние годы появились работы под проблемам правовой борьбы сон компьютерной преступностью, из отечественное законодательство совсем недавно встало нам путь борьбы со компьютерной преступностью. Поэтому является весьма важным расширить правовую из законодательную информированность специалистов ни должностных лиц, заинтересованных в борьбе с компьютерными преступлениями. При этом при борьбе с компьютерными преступлениями необходимо обеспечивать свободу пользования информационно-коммуникационными средствами и свободу развития данных технологий. Помимо этого необходимо гарантировать свободу выражения мнений. Следует увеличить количеством специальных подразделений поле борьбе со компьютерными преступлениями. В данные подразделения могут привлекаться люди, обладающие обширными познаниями вот данной области. Множество молодых специалистов вот технической их правовой сферах могли бык оказаться необходимый вклад в борьбу со компьютерной преступностью. В некоторых случаях такие люди не находятся применения своим познаниям в рамках закона из преступаются его. Поэтому привлечение подобных специалистов может стать одной изо мер под борьбе со компьютерными преступлениями. Этим подразделения должны тесно сотрудничать со российской полицией из полицией других страны, чтобы укреплять международные усилия поле борьбе со компьютерными преступлениями .

    Чтоб касается международных документов, связанных со компьютерной преступностью, толк основополагающим международным нормативным актом вот сфере компьютерных технологий является Конвенция об компьютерных преступлениях СЕД №185, открытая ко подписанию во Будапеште 23.11.2001. Данная Конвенция сталась первым во истории международным договором от преступлениях, совершаемых через сеть Интернет из иные коммуникационные сети. Она устанавливает принципы уголовной ответственности зал мошенничество со использованием электронно-вычислительных машин, за нарушение авторского права, на также зам нарушение безопасности компьютерных сетей. Приоритетная цель Конвенции состоит вот определении общей политики вот сфере уголовного права, направленной над защиту общества от компьютерных преступлений. Над настоящий момент Конвенция ратифицирована 30 странами из числа членов Совета Европы, на также США. Российская Федерация несколько раз рассматривала вопрос об подписании Конвенции, нос отрицательное решение было принято из-за несогласия российских спецслужб предоставить иностранными правоохранительным органам возможность технического перехвата российского интернет-трафика.

    В судебной практике не обходится без курьезных случаев, которые показывают противоречивость применения законодательства над местах. Разные суды порой выносят диаметрально противоположные решения. Иногда этом приводит к тому, чтоб решение суда может противоречить Конституции РФ. Необходима выработка единой судебной практики, когда вот похожих случаях решения будут соответствовать, на не различаться коренным образом.

    Поле предложению России Комиссия ООН по противодействию преступности их уголовному правосудию в мае 2010 года учредила межправительственную группу экспертов, создание которой предусматривает появление в ближайшее время предложений поле совершенствованию международной нормативно-правовой базы во этой области.

    Такими образом, российское законодательство вот настоящий момент не отвечает жестким «мировым требованиям» под борьбе с компьютерной преступностью. Необходимо устранение недочетов вот законодательстве, наказания должны соответствовать совершенным деяниями. Недостаток судебной практики должен быть восполнен, основываясь над международном опыте. Многие страны, ратифицировавшие Конвенцию об компьютерных преступлениях СЕД №185, гораздо успешнее ведут борьбу со компьютерными преступниками, так как имеют вот своем распоряжении больше возможностей для этого. Ратификация Конвенции позволила бы повысить эффективность борьбы со компьютерной преступностью в России. Конечно, только этого будет не достаточно, нос серьезный шаг ко затруднению деятельности преступников будет сделан им вот дальнейшем законодательство не должно будет стоять над месте. Ему следует развиваться так же динамично, как развиваются новые технологии, из тогда ко уже хорошо развитым техническим из организационным мерами защиты добавится полноценная правовая защита }