Войти
Образовательный портал. Образование
  • Чему равен 1 год на меркурии
  • Кто такой Николай Пейчев?
  • Томас андерс - биография, фото, личная жизнь солиста дуэта "модерн токинг" Синглы Томаса Андерса
  • Что показывает коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами Обеспеченность обязательств финансовыми активами в бюджетном учреждении
  • Как приготовить классические вареники с творогом
  • Как сделать тесто для яблочной шарлотки Как приготовить шарлотку с яблоками песочное тесто
  • Роспуск представительного органа местного самоуправления. Роспуск и отставка органов местного самоуправления Основания досрочного роспуска представительного органа

    Роспуск представительного органа местного самоуправления. Роспуск и отставка органов местного самоуправления Основания досрочного роспуска представительного органа

    Согласно ст. 73 указанного Закона при установлении соответствующим судом факта несоответствия нормативного правового акта представительного органа местного самоуправления Конституции РФ, федеральным конституционным законам, федеральным законам, конституции (уставу) субъекта РФ, уставу муниципального образования и при непринятии указанным органом мер по исполнению решения суда в течение трех месяцев высшее должностное лицо субъекта РФ в течение одного месяца после вступления в силу решения суда вносит в законодательный орган власти субъекта РФ проект закона о роспуске представительного органа местного самоуправления. Вопреки мнению о необходимости апробации закона, прежде чем он станет объектом критики, позволим себе указать на очевидные пробелы закона в части ответственности муниципального совета.

    Указанный механизм ответственности представительного органа муниципального образования не может рассматриваться как безупречный, несмотря на определенную детализацию процедуры. Как указывает М. М. Курманов, возможна ситуация, когда глава местной администрации имеет право отклонить нормативный акт (принятый представительным органом) который направляется главе муниципального образования для подписания и обнародования. Глава муниципального образования, являющийся главой администрации, вправе отклонить нормативный акт, принятый представительным органом. В этом случае данный нормативный акт в течение 10 дней возвращается в представительный орган с мотивированным обоснованием ᴇᴦο отклонения либо с предложениями о внесении в него изменений и дополнений и вновь рассматривается представительным органом муниципалитета. Если при повторном рассмотрении указанный нормативный акт будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее 2 / 3 от установленной численности представительного органа, то он подлежит подписанию главой муниципального образования в течение семи дней и обнародованию. А если решение представительного органа, которое должно быть направлено на исполнение судебного решения, не будет одобрено в ранее принятой редакции большинством не менее 2 / 3 от установленной численности депутатов? В этом случае есть все основания для роспуска представительного органа, но ответственность главы муниципального образования при этом не предусмотрена.

    Также нет ясности и в том, какие органы могут обращаться в суд для принятия первого и второго судебного решения. Так, А. С. Борисов считает, что заключение суда дается после обращения к нему законодательного органа субъекта, который делает это в случае, когда ему станут известны факты нарушений представительным органом муниципалитета соответствующих актов более высокой юридической силы.

    Роспуск представительного органа местного самоуправления - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Роспуск представительного органа местного самоуправления" 2015, 2017-2018.

    Полномочия представительного органа муниципального образования независимо от порядка его формирования могут быть прекращены досрочно в случае его роспуска в порядке и по основаниям, которые предусмотрены статьей 73 Федерального закона №131. Полномочия представительного органа муниципального образования могут быть также прекращены:1) в случае принятия указанным органом решения о самороспуске. При этом решение о самороспуске принимается в порядке, определенном уставом муниципального образования;2) в случае вступления в силу решения соответственно верховного суда республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа о неправомочности данного состава депутатов представительного органа муниципального образования, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий; 4) в случае утраты поселением статуса муниципального образования в связи с его объединением с городским округом;5) в случае увеличения численности избирателей муниципального образования более чем на 25 процентов, произошедшего вследствие изменения границ муниципального образования или объединения поселения с городским округом.Полномочия представительного органа муниципального образования прекращаются со дня вступления в силу закона субъекта Российской Федерации о его роспуске.

    1. В случае, если соответствующим судом установлено, что избранный в правомочном составе представительный орган муниципального образования в течение трех месяцев подряд не проводил правомочного заседания, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в течение трех месяцев со дня вступления в силу решения суда, установившего данный факт, вносит в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации проект закона субъекта Российской Федерации о роспуске представительного органа муниципального образования.

    2. В случае, если соответствующим судом установлено, что вновь избранный в правомочном составе представительный орган муниципального образования в течение трех месяцев подряд не проводил правомочного заседания, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в течение трех месяцев со дня вступления в силу решения суда, установившего данный факт, вносит в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации проект закона субъекта Российской Федерации о роспуске представительного органа муниципального образования.

    Закон субъекта Российской Федерации о роспуске представительного органа муниципального образования может быть обжалован в судебном порядке в течение 10 дней со дня вступления в силу. Суд должен рассмотреть жалобу и принять решение не позднее чем через 10 дней со дня ее подачи.

    Полномочия главы муниципального образования, главы местной администрации, осуществляемые на основе контракта, прекращаются досрочно в случае отставки по собственному желанию.

    Статья 35. Представительный орган муниципального образования

    1. Представительный орган муниципального образования может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов.

    1.1. Уставом муниципального образования определяется правомочность заседания представительного органа муниципального образования. Заседание представительного органа муниципального образования не может считаться правомочным, если на нем присутствует менее 50 процентов от числа избранных депутатов. Заседания представительного органа муниципального образования проводятся не реже одного раза в три месяца.

    1.2. Вновь избранный представительный орган муниципального образования собирается на первое заседание в установленный уставом муниципального образования срок, который не может превышать 30 дней со дня избрания представительного органа муниципального образования в правомочном составе.

    2. Представительный орган поселения, муниципального округа, городского округа, внутригородского района, внутригородского муниципального образования города федерального значения состоит из депутатов, избираемых на муниципальных выборах.

    3. Представительный орган поселения не формируется, если численность жителей поселения, обладающих избирательным правом, составляет не более 100 человек. В этом случае полномочия представительного органа осуществляются сходом граждан. Уставом поселения с численностью жителей более 100 и не более 300 человек может быть предусмотрено, что представительный орган не формируется и его полномочия осуществляются сходом граждан.

    (см. текст в предыдущей редакции)

    3.1. В случае, если в поселении, предусмотренном частью 3 настоящей статьи, численность жителей поселения, обладающих избирательным правом, составит более 300 человек, избирается представительный орган поселения. Численность и срок полномочий депутатов представительного органа поселения определяются населением на сходе граждан. В случае отсутствия инициативы граждан о проведении указанного схода численность и срок полномочий депутатов представительного органа поселения первого созыва устанавливаются законом субъекта Российской Федерации. Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации формирует избирательную комиссию поселения, которая назначает выборы в представительный орган данного муниципального образования и осуществляет иные предусмотренные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними законами субъекта Российской Федерации полномочия избирательной комиссии муниципального образования по проведению выборов. Полномочия избирательной комиссии данного поселения могут возлагаться на территориальную избирательную комиссию в соответствии с Федеральным законом

    (см. текст в предыдущей редакции)

    4. Представительный орган муниципального района в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и уставом муниципального района:

    1) может состоять из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов указанных поселений, избираемых представительными органами поселений из своего состава в соответствии с равной независимо от численности населения поселения нормой представительства. В случае, если глава поселения избран представительным органом поселения из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, такой глава поселения не входит в состав представительного органа муниципального района, при этом представительный орган данного поселения к числу депутатов, избранных им в соответствии с указанной нормой представительства поселений, дополнительно избирает из своего состава в представительный орган муниципального района, в состав которого входит это поселение, одного депутата. Законом субъекта Российской Федерации и в соответствии с ним уставом муниципального района и уставами поселений может быть установлена норма представительства поселений, входящих в состав муниципального района, в представительном органе данного муниципального района исходя из численности населения поселения. При этом норма представительства одного поселения, входящего в состав муниципального района, не может превышать одну треть от установленной численности представительного органа указанного муниципального района. В случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом в состав территории муниципального района входят поселения, полномочия представительных органов которых осуществляются сходом граждан, избрание депутатов от таких поселений в состав представительного органа муниципального района осуществляется сходом граждан в порядке и на срок, которые установлены уставом такого поселения;

    (см. текст в предыдущей редакции)

    2) может избираться на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. При этом число депутатов, избираемых от одного поселения, не может превышать две пятые от установленной численности представительного органа муниципального района.

    (см. текст в предыдущей редакции)

    5. Представительный орган городского округа с внутригородским делением в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и уставом соответствующего муниципального образования:

    1) может формироваться путем избрания из состава представительных органов внутригородских районов в соответствии с равной независимо от численности населения внутригородских районов нормой представительства. Законом субъекта Российской Федерации и в соответствии с ним уставом городского округа с внутригородским делением и уставами внутригородских районов может быть установлена норма представительства внутригородских районов, входящих в состав городского округа с внутригородским делением, в представительном органе данного городского округа исходя из численности населения внутригородских районов. При этом норма представительства одного внутригородского района, входящего в состав городского округа с внутригородским делением, не может превышать одну треть состава представительного органа указанного городского округа;

    2) может избираться на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

    (см. текст в предыдущей редакции)

    5.1. В случае принятия закона субъекта Российской Федерации, изменяющего порядок формирования или избрания представительного органа муниципального района, городского округа с внутригородским делением, устав соответствующего муниципального образования подлежит приведению в соответствие с указанным законом субъекта Российской Федерации в течение трех месяцев со дня вступления в силу указанного закона субъекта Российской Федерации.

    (см. текст в предыдущей редакции)

    В случае принятия закона субъекта Российской Федерации, предусматривающего переход от избрания представительного органа муниципального района, городского округа с внутригородским делением на муниципальных выборах к его формированию из состава представительных органов поселений, внутригородских районов, выборы депутатов такого муниципального района, городского округа с внутригородским делением не назначаются и не проводятся, если указанный закон субъекта Российской Федерации вступил в силу до наступления даты, начиная с которой представительный орган муниципального района, городского округа с внутригородским делением был бы вправе принять решение о назначении выборов в соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

    Установленный таким образом порядок формирования представительного органа муниципального района, городского округа с внутригородским делением применяется после истечения срока полномочий представительного органа муниципального района, избранного до дня вступления в силу указанного закона субъекта Российской Федерации.

    В случае принятия закона субъекта Российской Федерации, предусматривающего переход от формирования представительного органа муниципального района, городского округа с внутригородским делением из состава представительных органов поселений, внутригородских районов к избранию на муниципальных выборах, выборы в представительный орган муниципального района, городского округа с внутригородским делением должны быть проведены не позднее чем через шесть месяцев со дня вступления в силу указанного закона субъекта Российской Федерации.

    (см. текст в предыдущей редакции)

    6. Численность депутатов представительного органа поселения, муниципального округа, городского округа определяется уставом муниципального образования и не может быть менее:

    (см. текст в предыдущей редакции)

    7 человек - при численности населения менее 1000 человек;

    10 человек - при численности населения от 1000 до 10 000 человек;

    15 человек - при численности населения от 10 000 до 30 000 человек;

    20 человек - при численности населения от 30 000 до 100 000 человек;

    25 человек - при численности населения от 100 000 до 500 000 человек;

    35 человек - при численности населения свыше 500 000 человек.

    7. Численность депутатов представительного органа муниципального района определяется уставом муниципального района и не может быть менее 15 человек.

    7.1. Численность депутатов представительного органа городского округа с внутригородским делением и внутригородского района определяется законом субъекта Российской Федерации и уставами соответствующих муниципальных образований исходя из численности депутатов, установленной частью 6 настоящей статьи.

    8. Численность депутатов представительного органа внутригородской территории города федерального значения определяется уставом муниципального образования и не может быть менее 10 человек.

    9. Представительный орган городского поселения, муниципального района, муниципального округа, городского округа обладает правами юридического лица. Представительный орган сельского поселения, внутригородского муниципального образования города федерального значения, внутригородского района может обладать правами юридического лица в соответствии с уставом муниципального образования.

    (см. текст в предыдущей редакции)

    10. В исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находятся:

    3) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;

    (см. текст в предыдущей редакции)

    6) определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений, выполнение работ, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами;

    (см. текст в предыдущей редакции)

    7) определение порядка участия муниципального образования в организациях межмуниципального сотрудничества;

    8) определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления;

    9) контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения;

    10) принятие решения об удалении главы муниципального образования в отставку;

    11) утверждение правил благоустройства территории муниципального образования.

    11. Иные полномочия представительных органов муниципальных образований определяются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.

    11.1. Представительный орган муниципального образования заслушивает ежегодные отчеты главы муниципального образования, главы местной администрации о результатах их деятельности, деятельности местной администрации и иных подведомственных главе муниципального образования органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования.

    12. Нормативные правовые акты представительного органа муниципального образования, предусматривающие установление, изменение и отмену местных налогов и сборов, осуществление расходов из средств местного бюджета, могут быть внесены на рассмотрение представительного органа муниципального образования только по инициативе главы местной администрации или при наличии заключения главы местной администрации.

    13. Нормативный правовой акт, принятый представительным органом муниципального образования, направляется главе муниципального образования для подписания и обнародования в течение 10 дней. Глава муниципального образования, исполняющий полномочия главы местной администрации, имеет право отклонить нормативный правовой акт, принятый представительным органом муниципального образования. В этом случае указанный нормативный правовой акт в течение 10 дней возвращается в представительный орган муниципального образования с мотивированным обоснованием его отклонения либо с предложениями о внесении в него изменений и дополнений. Если глава муниципального образования отклонит нормативный правовой акт, он вновь рассматривается представительным органом муниципального образования. Если при повторном рассмотрении указанный нормативный правовой акт будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования, он подлежит подписанию главой муниципального образования в течение семи дней и обнародованию.

    (см. текст в предыдущей редакции)

    14. Организацию деятельности представительного органа муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования осуществляет глава муниципального образования, а в случае, если указанное должностное лицо исполняет полномочия главы местной администрации, - председатель представительного органа муниципального образования, избираемый этим органом из своего состава.

    Полномочия представительного органа МО независимо от порядка его формирования могут быть прекращены досрочно в случае его роспуска в порядке и по основаниям, которые предусмотрены статьей 73 Федерального закона №131. Полномочия представительного органа МО могут быть также прекращены:1) в случае принятия указанным органом решения о самороспуске. При этом решение о самороспуске принимается в порядке, определенном уставом МО;2) в случае вступления в силу решения соответственно верховного суда республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа о неправомочности данного состава депутатов представительного органа МО, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий; 4) в случае утраты поселением статуса МО в связи с его объединением с городским округом;5) в случае увеличения численности избирателей МО более чем на 25 процентов, произошедшего вследствие изменения границ МО или объединения поселения с городским округом.Полномочия представительного органа МО прекращаются со дня вступления в силу закона субъекта Российской Федерации о его роспуске.1. В случае, если соответствующим судом установлено, что избранный в правомочном составе представительный орган МО в течение трех месяцев подряд не проводил правомочного заседания, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в течение трех месяцев со дня вступления в силу решения суда, установившего данный факт, вносит в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации проект закона субъекта Российской Федерации о роспуске представительного органа МО.2. В случае, если соответствующим судом установлено, что вновь избранный в правомочном составе представительный орган МО в течение трех месяцев подряд не проводил правомочного заседания, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в течение трех месяцев со дня вступления в силу решения суда, установившего данный факт, вносит в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации проект закона субъекта Российской Федерации о роспуске представительного органа МО.Закон субъекта Российской Федерации о роспуске представительного органа МО может быть обжалован в судебном порядке в течение 10 дней со дня вступления в силу. Суд должен рассмотреть жалобу и принять решение не позднее чем через 10 дней со дня ее подачи. Полномочия главы МО, главы местной администрации, осуществляемые на основе контракта, прекращаются досрочно в случае отставки по собственному желанию.

    36. ПОРЯДОК ПРИНЯТИЯ И ЮРИДИЧЕСКАЯ СИЛА УСТАВА МО Принимается ПО МО, а в поселениях, в которых полномочия ПО осуществляются сходом граждан, - населением непосредственно на сходе граждан.4. Проект устава МО, проект МПА о внесении изменений и дополнений в устав МО не позднее чем за 30 дней до дня рассмотрения вопроса о принятии устава МО, внесении изменений и дополнений в устав МО подлежат официальному опубликованию (обнародованию) с одновременным опубликованием (обнародованием) установленного ПО МО порядка учета предложений по проекту указанного устава, проекту указанного муниципального правового акта, а также порядка участия г-нв его обсуждении. Не требуется официальное опубликование (обнародование) порядка учета предложений по проекту муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав МО, а также порядка участия г-нв его обсуждении в случае, если указанные изменения и дополнения вносятся в целях приведения устава МО в соответствие с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами.

    Устав МО, МПАо внесении изменений и дополнений в устав МО принимаются большинством в две трети голосов от установленной численности депутатов ПО МО. В случае, если избранный на муниципальных выборах глава МО входит в состав ПО МО с правом решающего голоса, голос главы МО учитывается при принятии устава МО, муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав МО как глос депутата ПО МО.

    6. Устав МО, МПАо внесении изменений и дополнений в устав МО подлежат гос. рег-ив территориальном органе уполномоченного ФО ИВ в сфере регистрации уставов МО в порядке, установленном федеральным законом. Основаниями для отказа в гос. рег-иустава МО, муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав МО могут быть:

    1) противоречие устава Конституции Российской Федерации, федеральным законам, принимаемым в соответствии с ними конституциям (уставам) и законам субъектов Российской Федерации;2) нарушение установленного настоящим Федеральным законом порядка принятия устава, муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав.7. Отказ в гос. рег-иустава МО, муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав МО, а также нарушение установленных сроков гос. рег-иустава МО, муниципального правового акта о внесении в устав МО изменений и дополнений могут быть обжалованы гражданами и органами МСУ в судебном порядке.

    8. Устав МО, МПАо внесении изменений и дополнений в устав МО подлежат официальному опубликованию (обнародованию) после их гос. рег-ии вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Глава МО обязан опубликовать (обнародовать) зарегистрированные устав МО, МПАо внесении изменений и дополнений в устав МО в течение семи дней со дня его поступления из территориального органа уполномоченного ФО ИВ в сфере регистрации уставов МО.Изменения и дополнения, внесенные в устав МО и изменяющие структуру органов МСУ, полномочия органов МСУ (за исключением полномочий, срока полномочий и порядка избрания выборных должностных лиц МСУ), вступают в силу после истечения срока полномочий ПО МО, принявшего МПАо внесении в устав указанных изменений и дополнений.)Изменения и дополнения, внесенные в устав МО и предусматривающие создание контрольно-счетного органа МО.УСТАВ МО – МПА, высшей юридической силы в системе остальных МПА, имеет прямое действие и применяется на всей территории конкретного МО.

    Акопян Арсен Вазгенович

    ассистент Елецкого государственного университета им. И.А. Бунина (тел.: 89102545668)

    ия роспуска органов вления как онно-правовой еред

    Аннотация

    Статья посвящена исследованию актуальных проблем применения роспуска, как меры конституционноправовой ответственности представительного органа муниципального образования перед государством. Обосновывается необходимость исключения судебных органов из процедуры роспуска муниципальных советов до принятия соответствующего закона о роспуске. В статье так же затрагиваются проблемы проявления вины в составе конституционных деликтов совершаемых представительными органами.

    The article is devoted to research of actual problems of application of dissolution, as measures of the constitutional responsibility of a representative body of municipal formation before the state. Necessity of exception of judicial bodies from procedure of dissolution of municipal councils before acceptance of the meeting law on dissolution proves. In article as problems of display of fault in structure of the constitutional infringements made are mentioned by representative bodies.

    Ключевые слова: ответственность, местное, самоуправление, роспуск, муниципальное, право, практика, пред ставител ьный.

    Key words: the responsibility, local, self-management, dissolution, municipal, the right, practice, representative.

    аиболее жесткой мерой негативной конституционной ответственности представительного органа муниципального образования перед государством является роспуск. Статья 73 Закона № 131-Ф3 от 6.10.2003 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусматривает два состава конституционного деликта, являющихся основаниями для роспуска представительного органа местного самоуправления:

    если соответствующим судом установлено, что представительным органом муниципального образования принят нормативный правовой акт, противоречащий нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, а представительный орган в течение трех месяцев со дня вступления в силу решения суда либо в течение иного предусмотренного решением суда срока не принял в пределах своих полномочий

    мер по исполнению решения суда, в том числе не отменил соответствующий нормативный правовой акт (ч.1 ст. 73);

    если соответствующим судом установлено, что правомочный состав представительного органа муниципального образования в течение трех месяцев подряд не проводил правомочного заседания (ч.2.1 и ч. 2.2 ст. 73);

    С момента принятия Федерального закона № 131-ФЗ и до настоящего времени к ответственности перед государством в виде роспуска привлечены представительные органы девяти муниципальных образований. Хронологически первыми являются дела о роспуске Елецкого (Липецкая область) и Петрозаводского (Республика Карелия) городских Советов. На их основе формировалось законодательство, касающееся роспуска представительных органов местного самоуправления. Ч. 2.1 и 2.2 ст. 73 Закона являются дополнением, которое было внесено

    лишь 18 июня 2007 года . Роспуски же указанных представительных органов прошли уже 29 апреля 2006 года (Елецкий Совет ) и 26 ноября 2006 года (Петрозаводский Совет ).

    Обратимся к решениям судов, участвовавших в процедуре роспуска. Решением Елецкого городского суда от 19.01.2006 года было признанно, что ряд статей действовавшего Устава города Ельца Липецкой области противоречат требованиям Закона № 131-ФЗ и нескольким законам Липецкой области . Кроме того, суд предписал представительному органу города Ельца в течение одного календарного месяца привести Устав в соответствие с законом. Решением суда от 21.03.2006 признан факт неисполнения этих предписаний.

    Обращает на себя внимание то обстоятельство, что Устав, в котором содержались противоречия, был принят не данным составом Совета депутатов, а уже существовал на момент их избрания. Противоречия возникли в связи с изменениями федерального и регионального законодательства. Никаких противоправных решений представительный орган города Ельца не принимал. Между тем, буквальное толкование

    ч. 1 ст. 73 Закона № 131-ФЗ говорит о том, что для привлечения к ответственности в виде роспуска представительным органом должен быть и м е н н о " п р и н я т норм ат ив н ы й а к т,

    противоречащий нормативным актам, имеющим большую юридическую силу.

    Аналогичные события имели место и при привлечении к конституционно-правовой ответственности Петрозаводского городского совета.

    Как видим, в условиях пробела в законодательстве, в сложившейся кризисной обстановке органы судебной власти своими решениями фактически занимались формированием законодательства, называя непринятие необходимых по закону решений "бездействием". Между тем такого основания в законе не предусмотрено. По существу и на современном этапе такого основания нет. Есть основания: "принятие противозаконного решения" и "непроведение правомочных заседаний" в течение установленного срока. "Бездействие" как основание сформировано судебной практикой.

    Следует отметить, что конфликт между депутатами в городе Ельце и Петрозаводске привел к невозможности созыва правомочного заседания представительного органа муниципального образования. Таким образом, представленные два случая роспуска вполне можно было бы отнести к тем фактам роспуска, которые могли бы возбуждаться как по

    основаниям, предусмотренным в ч. 2.1, так и по части 1 ст. 73 Закона № 131-ФЗ.

    Аналогичная ситуация возникла и в Оренбургской области с Советом депутатов муниципального образования "Пономаревский район". Как следует из решения Пономаревского районного суда от 20 апреля 2007 года, местный представительный орган не исполнил ранее принятого решения того же суда от 11.07.2006 и не привел в соответствие противоречащие законодательству РФ муниципальные нормативные акты. Это стало следствием того, что представительный орган так и не смог провести в течение 8 месяцев ни одного правомочного заседания. Поэтому привлекать Совет можно было как по части 1, так и по части 2.1. статьи 73.

    Одной из гипотез, подлежащих доказыванию в настоящей статье, является утверждение о том, что вина в составе конституционного деликта представительного органа власти поглощена объективной стороной и в связи с этим нет необходимости в доказывании ее наличия. В представленных выше судебных решениях были выявлены факты, подтверждающие теорию: представительные органы муниципальных образований понесли ответственность за несоответствие некоторых положений Уставов законодательству РФ. Причем данные несоответствия возникли не по вине конкретных составов депутатов, а в силу изменений именно в законодательстве. Обратимся к решению Калининградского областного суда Российской федерации от 27.08.2007 по делу об оспаривании закона Калининградской области "О роспуске представительного органа муниципального образования "Пионерский городской округ".

    Обращает на себя внимание довод заявителя о том, что "решением Светлогорского городского суда Калининградской области от 12.04.2006 признан недействующим правовой акт, принятый предыдущим составом Совета депутатов муниципального образования и настоящий Совет не может нести за это ответственность". Однако, в мотивировочной части данный довод заявителя не рассматривается. Выносится решение об отказе в удовлетворении требований заявителя. Тем самым суд подтверждает то обстоятельство, что вопрос о том, какой именно состав представительного органа принимал незаконное решение, абсолютно неважен. Имеется объективно существующий факт - наличие противоречащего законодательству нормативноправового акта органа местного самоуправления. И этого вполне достаточно, чтобы привлечь к

    конституционно-правовой ответственности действующий состав муниципального совета. В дальнейшем данное положение было подтверждено в кассационной инстанции Определением Верховного суда Российской Федерации от 7 ноября 2007 года, которым решение Калининградского областного суда от 27 августа 2007 года оставлено без изменений.

    Отличие дела в Пионерском от Елецкого и Петрозаводского в том, что в последних двух нормативный акт - Устав изначально принимался как соответствующий законодательству, и лишь с изменением законодательства возникла проблема их корректировки, чего не удалось сделать надлежащим образом. При этом несоответствие возникло тогда, когда начал функционировать тот состав депутатов, который и понес в дальнейшем ответственность. В Пионерском же деле одно из принятых местным органом власти решений изначально не соответствовало законодательству. Но ввиду того, что обнаружилось последнее лишь после ухода состава местного парламента, принимавшего решение, то и ответственность понес за это новый состав представительного органа.

    Представленные решения судов демонстрируют факт того, что вины, определяемой как осознание субъектом последствий своего поведения, в составе конституционно-правового деликта нет. Вина поглощена объективными обстоятельствами (фактическим существованием несоответствующих закону тех или иных решений), с выявлением которых отпадает необходимость искать источник принятого решения и то, как субъект относится к своему решению.

    Подчеркнем некоторые особенности объективной стороны состава конституционноправового деликта, вытекающие из некоторых выводов органов судебной власти. Объективная сторона состава, предусмотренного частью 1 ст. 73. состоит из нескольких элементов:

    принятие представительным органом муниципального образования (по закону) или существование (на практике) нормативного правового акта, противоречащего нормативным актам с большей юридической силой;

    не принятие представительным органом муниципального образования в течение трех месяцев мер в пределах своих полномочий по исполнению решения суда или отмены соответствующего нормативного акта.

    При выявлении второго элемента на практике возникают некоторые проблемы. Анализ судебных актов по ч. 1 ст. 73 показывает, что резолютивные части всех решений судов первой инстанции в

    пунктах первых признают не действующими положения, противоречащие закону. Непонятно зачем следующий далее в решениях пункт предписывает представительным органам привести в соответствие с законом (в том числе путем отмены) те нормы, которые первым пунктом этого же решения уже отменены.

    Проще устроена объективная сторона состава правонарушения, предусмотренного частями 2.1 и 2.2 статьи 73 Закона № 131-ФЗ. Она выражается в том, что правомочный представительный орган не проводит правомочных заседаний в течение трех месяцев подряд. На практике норму части 2.1 (2.2) статьи 73 плохо разграничивают с нормой, предусмотренной пунктом 2 части 16 статьи 35. Последняя указывает на возможность досрочного прекращения полномочий представительного органа, "в случае вступления в силу решения соответственно верховного суда республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа о неправомочности данного состава депутатов представительного органа муниципального образования, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий". Нормы части 16 статьи 35 и статьи 73 имеют различную природу. Первая не регулирует отношений ответственности, а представляют собой процедуру досрочного прекращения полномочий вследствие существенного изменения объективных условий функционирования органов власти. Путаница в применении норм вытекает из ненадлежащего выявления объективной стороны состава деликта.

    Подобное смешение произошло по делу о роспуске Совета депутатов муниципального образования "Город Новоульяновск" (Ульяновская область). Требуют внимания выводы Ульяновского областного суда от 9 апреля 2008, сделанные при рассмотрении данного дела. Изначально заявитель обратился в суд с требованием признать состав Совета депутатов муниципального образования "Город Новоульяновск" неправомочным. Суд признал его таковым со следующей мотивировкой: " ... на заседания являлись 8-9 депутатов , вместо необходимого для кворума количества 10. Шесть из выбранных депутатов. не являлись на заседания постоянно.... Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об отсутствии волеизъявления шести депутатов. на осуществление депутатской деятельности и фактическое прекращение этой деятельности после избрания. Учитывая изложенное, а также раскол в депутатском корпусе, в результате

    ОБЩЕСТВО И ПРАВО 2010 № 3 (30)

    которого одна часть депутатов не признает другую часть депутатов, состав Совета депутатов второго созыва, состоящий фактически из 9 депутатов, проявляющих свое волеизъявление на осуществление депутатской деятельности, не может являться правомочным..."

    Таким образом, суд, считаем, безосновательно и неправомерно приравнял фактическое непосещение заседаний отдельными депутатами к заявлению о прекращении полномочий. Суд, ссылаясь на часть 16 статьи 35, принял решение о неправомочности данного состава депутатов.

    В данном деле очевидна скованность суда неверными требованиями заявителей, которые требовали признать именно неправомочность Совета, а так же необходимостью скорейшей защиты нарушенного права населения на местное самоуправление. Суд вынужден посредством формально-логических умозаключений "смешать" нормы статей 35 и 73, чтобы "выявить" их равнозначность и применимость для решения об удовлетворении требований, изложенных в заявлении. Стоит отметить: несмотря на признание судом муниципального совета неправомочным, в законе о его роспуске указано, что роспуск осуществляется на основании части 2.1 ст. 73 Закона № 131-ФЗ.

    Роспуск является мерой конституционной ответственности, имеющей политико-правовую природу. Проследим, где в практической деятельности проходит граница между политическим и юридическим аспектами.

    Политическая составляющая в практическом применении норм о роспуске представительных органов муниципальных образований проявляется в двух формах: легальной и латентной. Первая проявляется в том, что в соответствии со ст. 73 Закона № 131-ФЗ окончательное решение о роспуске принимает не суд, а органы государственной власти, принимая соответствующий закон субъекта РФ о роспуске. Данная мера ответственности влечет последствия не только для местного Совета, но и для государства, населения, для физических и юридических лиц. Поэтому адекватность применения роспуска основывается не на принципе неотвратимости наказания, а на основе целесообразности. Законодатель, таким образом, обоснованно не отнес вопрос о применении санкции к компетенции суда, который должен быть заинтересован лишь в верности применения закона.

    Негативным является существование латентной формы политической воли, которая проявляется в судебной стадии рассмотрения дел о роспуске. Функция суда - соотносить нормы

    права с действиями субъектов и давать этим действиям квалификацию. Анализ решения Ульяновского областного суда указал, что суд, руководствуясь острой необходимостью разрешения политического кризиса, принял такое решение, в котором, посредством формальнологических приемов, приравнял между собой два различных по природе правоотношения, чем проявил тенденциозность в правосудии. Обвинять судью в предвзятости бессмысленно. Тенденциозность вытекает из осознания того, что формально правильное решение (отказ в удовлетворении заявления) повлечет за собой дальнейшую эскалацию конфликта.

    Привлечение к ответственности представительных органов муниципального образования перед государством изначально процесс политический. Следовательно, до момента принятия решения о роспуске представительного органа участие судов в процессе нецелесообразно. Из представленной практики видно, что участие суда до момента роспуска, заставляет его оглядываться на многие посторонние факторы, вместо того, чтобы руководствоваться исключительно буквой закона. Полагаем, суд должен подключаться к рассмотрению дела на стадиях, следующих за роспуском - обжаловании принятых государством политических решений. При существующем механизме привлечения к ответственности представительных органов с участием судов, последние оказываются в качестве элемента карающего механизма, а это недопустимо. Суд -это главный способ защиты нарушенного права.

    1. Федеральный закон от 18.07.2007 № 101-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу деятельности законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и представительных органов муниципальных образований" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. № 26. Ст. 3074.

    2. Закон Липецкой области № 288-ОЗ от 18.04.2006 "О роспуске представительного органа города Ельца Липецкой области -Елецкого городского Совета депутатов" // Липецкая газета. 2006. № 75. 19 апр.

    3. Закон Республики Карелия от 15.11.2006 № 1022-ЗРК "О роспуске Петрозаводского городского Совета": принят Законодательным | Собранием 14 ноября 2006 года // Карелия. 2006. \

    4. Решение Елецкого городского суда от 19.01.2006//Архив Елецкого городского суда. № 2-134/06.

    5. Было признано несоответствие

    положений Устава закону Липецкой области № 114-ОЗ от 2.07.2004 "О наделении

    муниципальных образований Липецкой области статусом городского округа, муниципального района, городского и сельского поселения", закону Липецкой области № 113-03 от 2.07.2004 "О местном референдуме в Липецкой области".

    6. Решение Елецкого городского суда от 21.03.2006//Архив Елецкого городского суда. № 2-0554/6.

    7. Решение Пономаревского районного суда от 11.07.2006 года // Архив Пономаревского районного суда

    8. Решение Калининградского областного суда Российской Федерации от 27.08.2007 // Архив Калининградского областного суда. Д. № 3-119, 3-120/2007.

    9. Определение Верховного суда Российской

    Федерации от 07.11.2007 Д. № 71-Г07-23. [Электронный ресурс]. URL: http://

    www. kaliningrad-court. ru/kos/practic/ detail.phpID= 1423.php

    10. Полный состав Совета депутатов

    муниципального образования "Город

    Новоульяновск" -15 депутатов.

    11. См. ст. 1 закона Ульяновской области от

    11.07.2008 № 130-30 "О роспуске совета депутатов муниципального образования "Город Новоульяновск второго созыва"[Электронный ресурс]. URL: http://www.volganews.org/oblast3/ terradr/ip-kwgfft5. htm

    ОБЩЕСТВО И ПРАВО 2010 № 3 (30)