Войти
Образовательный портал. Образование
  • Кто такой Николай Пейчев?
  • Томас андерс - биография, фото, личная жизнь солиста дуэта "модерн токинг" Синглы Томаса Андерса
  • Что показывает коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами Обеспеченность обязательств финансовыми активами в бюджетном учреждении
  • Как приготовить классические вареники с творогом
  • Как сделать тесто для яблочной шарлотки Как приготовить шарлотку с яблоками песочное тесто
  • Отечественной войны 2 степени
  • Совет четырехсот. Реформы Солона,Клисфена,Перикла и Эльфита как этапы становления демократической республики в Афинах Реформы солона 594 г до н э

    Совет четырехсот. Реформы Солона,Клисфена,Перикла и Эльфита как этапы становления демократической республики в Афинах Реформы солона 594 г до н э

    С укреплением демоса Афины перестали нуждаться в тирании. После падения тирании в 509 г. до н.э. вождь и защитник демоса Клисфéн провёл радикальные демократические реформы, в отличие от компромиссных реформ Солона, который являлся примирителем борющихся эвпатридов и демоса. Самой важной реформой Клисфена стало новое территориальное деление государства на десять территориальных фил вместо четырех родовых, где население находилось под влиянием эвпатридов. Он осуществил замену старых фил, основанных на родовых связях и преобладании аристократии, новыми, искусственно созданными территориальными филами с включением в их число новых граждан из метэ’ков - иностранцев. В этих филах людей соединяло уже не родство, а соседство.

    Новые филы не имели сплошной территории. Каждая из них состояла из трёх частей - трúттий (третéй), находившихся или в самих Афинах и пригородной местности, или в приморской (береговой) округе, или в средней равниной части, так что отдельные тритии каждой филы были разобщены между собой. Одна городская, одна сельская и одна прибрежная триттия составляли филу. В состав каждой филы входили части из разных районов. Граждане объединялись в территориальные филы для участия в политической жизни, то есть для выборов должностных лиц совета пятисот, гелиэи, коллегии десяти стратегов.

    Филы подразделялись на дéмы - самоуправляющиеся сельские и городские общины - мелкие административно-территориальные округа. Их в Аттике насчитывалось более ста. Демы управлялись самостоятельно посредством собраний и должностных лиц во всём, что касалось их местных интересов и нужд. Они подчинялись центральной власти в тех случаях, где дело касалось общего интереса. Во главе демов ежегодно избирались демáрхи - античные мэры.

    Эта реформа Клисфена нанесла сильнейший удар преобладанию аристократии. Новые филы являлись территориальными единицами, имевшими политическое значение. Именно по филам происходили выборы должностных лиц республики, осуществлялась военная служба. Граждане распределялись между ними не по происхождению, а по месту жительства. Клисфен перемешал всех граждан. Родовая знать, оказавшаяся в разных филах, утрачивает своё политическое влияние.

    Совет четырехсот, избиравшийся по родовым филам, был преобразован в Совет пятисот. В него избиралось по 50 человек от каждой новой территориальной филы. Состав его резко изменился. Эвпатриды лишились былóй возможности проводить в него своих представителей.

    Áрхонты потеряли прежнее значение, так как учреждались особые коллегии, к которым перешли обязанности архонтов. Так создавалась коллегия десяти стратéгов (военачальников), избираемых по одному от каждой филы. К ней перешло от архонта - полемáрха (полководца) командование войсками. Заведование государственной казной перешло от архонта - эпонúма к коллегии десяти казначеев, за которыми надзирали десять контролёров. Народное собрание стало собираться гораздо чаще, чем прежде, и получило значительно бóльшее влияние на государственные дела.

    Для обеспечения демократического строя от тирании, от захвата власти предприимчивыми честолюбцами Клисфен ввёл остракúзм (от греческого «отсракóн» - глиняный обожженный черепок, откуда и название) - это специальное голосование путём подачи черепков, посредством которого можно было удалить в десятилетнее изгнание казавшегося опасным своим властолюбием политического деятеля, то есть безо всякой вины. Остракизм представлял собой изгнание слишком влиятельных лиц из аристократии, которые, опираясь на своё богатство, способности, демос по примеру Писистрата могли захватить власть и отстранить граждан от государственных дел. Это был своеобразный вóтум недоверия народа отдельным лицам из знатных родов, которые могли угрожать демократии. Остракизм являлся мощным орудием контроля рядовых граждан над аристократией. Изгнание посредством остракизма являлось, в сущности, почётным удалением проигравшей партии. Право гражданства и имущество удаляемого не отымались. Изгнание ограничивалось десятью годами. По истечении этого срока изгнанник мог вернуться в Афины и снова занять влиятельное место среди граждан.

    Борьба между родовой аристократией и демосом привела к созданию в Афинах сложной обстановки. По воспоминаниям современников в начале VI века смута была сильная, народ восстал против знатных. Смягчение противоречий могло быть достигнуто только путем радикальных преобразований. В 594 г. до н. э. на политическую арену выдвигается Солон, избранный архонтом, наделенным широкими полномочиями отменять или сохранять существующий порядок. Солон осуществил ряд реформ, целью которых было примирение враждующих групп свободного населения.

    Первой и самой крупной реформой Солона была сисахфия («стряхивание бремени »). Она освободила массу должников, которыми была наводнена Аттика. Кроме того, впредь запрещалась личная кабала, продажа несостоятельных должников за долги в рабство. Должники, проданные в рабство за пределы Аттики, должны были быть выкуплены за общественный счет и возвращены на родину. Историческое значение отмены долговой кабалы заключалось в том, что дальнейшее развитие рабства происходило уже не за счет сокращения числа свободных членов общества, что подрывало основы его социальной и экономической жизни, а за счет ввоза рабов иноземцев.

    В дополнение к сисахфии Солон издал закон, ограничивающий землевладение (был установлен максимальный размер земельных участков). В то же время провозглашалась свобода завещаний. Теперь землю можно было закладывать и отчуждать на законном основании под видом завещания. Это способствовало развитию частной собственности на землю и неизбежно приводило к дальнейшему обезземеливанию бедноты.

    Солон осуществил ряд мероприятий, направленных на улучшение материального положения демоса: был разрешен вывоз оливкового масла за границу и запрещен вывоз хлеба, поощрялось развитие ремесла, проведена денежная реформа.

    Центральное место среди преобразований, осуществленных Солоном, занимают его политические реформы, которые нанесли еще один удар родовому строю. Важнейшей из них является тимократическая или цензовая реформа. Все афинские граждане были разделены независимо от их происхождения по имущественному положению на 4 разряда. В качестве единицы измерения доходов была принята мера емкости, применявшаяся для зерна - медимн.

    Всякий, кто со своей земли получал 500 медимнов в совокупности сухих и жидких продуктов, был отнесен к разряду пентакосиомедимнов (пятисот- ников); получающие 300 медимнов годового дохода или способные содержать боевого коня, относились к всадникам. К разряду зевгитов должны были принадлежать те, которые получали 200 медимнов годового дохода, все остальные были отнесены к фетам. Эта реформа законодательно закрепила уже сложившееся к тому времени разделение общества.

    Деление населения на разряды по имущественному признаку имело и политическое значение, поскольку предоставляло каждому разряду определенный уровень политических прав. В наиболее полном объеме политические права имели представители первого разряда: они могли занимать любую должность. Всадники и зевгиты были несколько ограничены в своих правах (они не могли избираться в архонты). Феты обладали только правом избирать должностных лиц в народном собрании, но сами не могли быть избраны.

    Деление населения по имущественному цензу и открытое признание преимуществ за имущими классами означали дальнейшее укрепление Афинского государства. Однако, Солон сохранил деление афинского общества на четыре племени филы и создал на базе этого деления новый государственный орган - Совет четырехсот. Он избирался ежегодно из граждан первых трех разрядов по сто человек от каждого племени. Совет четырехсот руководил подготовкой дел для обсуждения на Народном собрании, разбирал некоторые текущие дела управления. Д

    еятельность Народного собрания активизируется, на нем стали обсуждаться все важные государственные дела, приниматься законы. В его работе могли принимать участие все взрослые афинские граждане. Солон сохранил ареопаг - оплот родовой аристократии. За ним было оставлено право надзора за соблюдением законов и контроля за деятельностью народного собрания.

    Большое значение имело создание суда присяжных - гелиэи, которая позднее приобрела большое политическое значение. В состав членов этого суда были допущены граждане всех четырех разрядов.

    По мнению современников, реформы Солона носили половинчатый, компромиссный характер. Ни демос, ни эвпатриды не были ими удовлетворены. Однако, следует отметить, что реформы существенно видоизменили весь строй социально-политической жизни древних Афин и в известной степени способствовали в дальнейшем демократизации государственного строя.

    Вторым важным органом являлся совет пятисот. Он состоял из 500 членов, избранных по жребию по 50 человек от каждой филы на один год из числа граждан, достигших 30 лет. Совет представлял собой постоянную рабочую комиссию верховного органа власти - народного собрания. Он занимался предварительным рассмотрением дел, выносимых на рассмотрение народного собрания. Без предварительного обсуждения в совете ни одно предложение не могло быть сделано в народном собрании. Совет также заботился о приведении в исполнение постановлений народного собрания.

    Совет пятисот являлся самостоятельным высшим исполнительным органом. Деятельность его простиралась на все отрасли государственного управления. Он проводил докимáсию - проверку кандидатов на те или иные должности, контролировал деятельность должностных лиц и мог привлекать их к ответственности; заботился о флоте и армии, о постройке и снаряжении новых судов, имел надзор за общественными постройками; заведовал внешними связями с другими государствами, принимал и предоставлял послов народному собранию, выслушивал доклады афинских послов; заведовал государственными финансами. Совету предоставлялось участие в законодательстве и отчасти судебная власть. Он решал менее важные дела тайным голосованием, имел право присуждать лишь к штрафу на определённую сумму до 500 драхм. Более же важные дела он предлагал на решение народного собрания или гелиэи.

    Совет пятисот по своей многочисленности не мог быть пригодным для быстрого решения текущих дел. Поэтому для непрерывного решения текущих дел совет выделял из своей среды постоянный исполнительный комитет в составе пятидесяти человек из одной филы. Он заведовал делами в течение 1/10 части года, так как греческий год состоял не из двенадцати, а из десяти месяцев. Этот отрезок времени дежурства назывался притáнией, а дежурных советников называли притáнами. Пританы заведовали текущими делами, готовили предложения для внесения в совет, созывали собрания совета и народные собрания и руководили ими.

    Гелиэя

    Важным органом Афинского государства являлась гелиэ’я, народный суд присяжных, учреждённый Солоном. Она состояла из 6 тысяч присяжных, избиравшихся ежегодно по жребию по 600 человек от каждой филы из числа граждан не моложе 30 лет. Она делилась на 10 судебных палат - дикастéрий, по 500 членов в каждой. Причём заседать могла и не целая палата (например, 200 или 400), а в важных делах соединялись несколько палат. Гелиэя рассматривала важнейшие дела, в том числе дела о государственных преступлениях и злоупотреблениях должностных лиц. Она также являлась апелляционной инстанцией по делам, рассматриваемым в других судах. Решения гелиэи не подлежали обжалованию. Заседания гелиэи являлись гласными, проводились в присутствии публики. Процесс был состязательным: судьи выслушивали истца, ответчика, свидетелей и путём тайного голосования выносили приговор. В процессе отсутствовал прокурор, защитник. Каждый обязывался выступать сам, но в случае необходимости мог заказать речь профессиональному оратору и выучить её. Дело считалось решённым, если за приговор подавало голос более половины членов дикастерия. Наказания включали штраф, конфискацию имущества, лишение политических прав (например, осуждённому запрещалось занимать государственные должности), изгнание, смертную казнь (удар дубиной по голове осуждённого, сбрасывание осуждённого в пропасть, отравление чашой с ядом - цикутой).

    Судьи сразу, не совещаясь друг с другом, не обосновывая мотивы своего решения, приступали к голосованию. В помещение суда вносили и ставили рядом друг с другом два сосуда: один символизировал собой защиту, а другой - обвинение. Судьи по очереди подходили к этим урнам. В руке у каждого имелся обычный камешек, который судья бросал по желанию в ту или другую из них. Чтобы волеизъявление носило действительно тайный характер, чтобы нельзя было подсмотреть, как голосует каждый член гелиэи, горлышки обоих сосудов накрывались сверху большой воронкой, расширяющейся частью вниз. Судья просовывал руку в узкий проём воронки, и куда он после этого опускал камешек, никто, кроме него, не знал.

    Затем камешки высыпали и подсчитывали. Большинство голосов определяло приговор. Если обвиняемого оправдывали, его отпускали и процесс завершался. Но если признавалась его виновность - суд продолжался и определял меру наказания. По большинству преступлений эта мера не предписывалась законом, а оставлялась на усмотрение гелиэи. И все начиналось заново. Обвинитель призывал судей наказать преступника как можно суровее. Обвиняемый, выбирая для себя наказание, просил что-нибудь помягче. Судьи голосовали покрытыми воском деревянными дощечками. Каждый из судей проводил по воску ногтем длинную черту, если он поддерживал кару, предложенную обвинителем, или короткую - если он был на стороне обвиняемого.

    Гелиэя являлась не только судом, но обладала такими полномочиями, которые ставили её в некоторых случаях даже выше народного собрания. Она обладала правом отмены законов, принятых народным собранием. Решающий голос по вопросу о принятии нового закона принадлежал номофéтам, избиравшимся из состава гелиэи. Всякое постановление народного собрания могло быть обжаловано, как противозаконное, перед гелиэей и по её решению отменено. Причём его автор подвергался уголовной ответственности. Благодаря докимасии - испытанию кандидатов на должность, гелиэя имела влияние на назначение должностных лиц. Они в случае отрешения от должности народным собранием или по сдаче отчёта, перед ней же подлежали ответственности.

    Конфликты между эвпатридами и демосом переходят в военные столкновения. Такая ситуация очень опасна, так как община может разрушиться, или может быть уничтоженной в результате нападения врагов. Когда это понимали, то находили человека, который бы урегулировал конфликт и защитил интересы простых граждан. В Афинах в 594 г. до н.э. выходец из эвпатридов, занимавшийся торговлей, поэт и дальновидный мудрец Солóн был избран первым áрхонтом - эпонúмом с чрезвычайным полномочием привести в порядок дела государства, установить мир между знатью и народом. Для чего ему поручалось издать необходимые законы. Солон воспользовался этим поручением, чтобы совершенно преобразовать афинский государственный строй.

    Солон первым делом осуществил сисáхфию («стряхивание бремени») - отмену долгового рабства, запрещение займов под залог личности. Все долги отменялись. Все долговые камни с полей геомóров убирались. Граждане, ставшие рабами за долги, освобождались, а проданные за границу, - выкупались за счёт государства. Впредь запрещалось обращать в рабство за долги афинских граждан. Отныне должник, не сумевший расплатиться, отвечал перед кредитором своим имуществом, но не своей личностью. Рабами могли быть только иностранцы.

    В политической сфере для более точного определения прав и обязанностей граждан, Солон разделил их без различия знатности происхождения на четыре разряда по имущественному цензу, по ежегодному доходу с недвижимой собственности. К первому разряду относились самые богатые граждане, имевшие не менее 500 медúмнов (медúмн - это мера объёма сыпучих тел, равная 52, 53 литрам зерна, оливкового масла или вина) годового дохода; ко второму - просто богатые, доходы которых равнялись 300 медимнам; к третьему - граждане среднего достатка, получавшие не менее 200 медимнов; к четвертому - все другие граждане - фéты, доход которых был меньше 200 медимнов.

    Политические права - право участвовать в управлении полисом зависели от материального достатка и от тяжести обязанностей перед государством. Чем богаче был гражданин, тем больше он имел политических прав, но за то и тем больше должен был нести обязанностей. Полис, в отличие от современных государств, не обеспечивал своих воинов доспехами и оружием. Граждане обязывались приобретать вооружение за свой счёт сообразно достатку и служить в войске.

    В военной службе первые два разряда служили в кавалерии и тяжелой пехоте, являлись в войско на конях и хорошем вооружении - в шлеме, латах, поножах, со щитом, копьём и мечом. На первый разряд, кроме личной службы в войске и хорошем вооружении и на конях, возлагались такие обязанности, как сооружение кораблей, устройство публичных празднеств. Третий разряд служил в тяжеловооружённой пехоте, фéты - в легковооружённой пехоте - со щитом, луком и стрелами или гребцами на военных судах.

    Начиная с рубежа VIII-VII вв. резко уменьшилось значение кавалерии. Главной силой на полях сражений теперь были отряды гоплúтов - тяжеловооружённых пехотинцев. Доспехи гоплита включали в себя шлем, панцирь, поножи (гнутые бронзовые пластины, защищавшие голени) и круглый щит. Вооружение такого воина составляли копьё и меч. Перед боем гоплиты выстраивались в особый строй - фалангу . Они становились плечом к плечу в 7-8 шеренг, образуя сильно вытянутый по фронту прямоугольник. Воины прикрывались щитами, выставляли вперёд копья и двигались на врага. Сила фаланги заключалась в её могучем, неудержимом натиске. Никакая конница не могла устоять против её удара.

    Появление гоплитской фаланги имело самые прямые последствия для политического развития афинского полиса. Во-первых, этот строй оказывался эффективным только в том случае, если все в нём действовали коллективно и на равных. В фаланге бок о бок стояли гордившийся своим происхождением евпатрид и его незнатный сосед. Это способствовало сплочению граждан полиса в единое целое. Во-вторых, гоплитом мог стать не только богач, но и человек среднего достатка. Когда главной частью вооружённых сил являлась конница, в войске преобладали аристократы. Ведь только очень состоятельный человек мог приобрести и содержать боевого коня. Доспехи гоплита были гораздо дешевле; их могли себе позволить многие крестьяне. Добившись равенства со знатью на поле боя, демос имел теперь полное право претендовать на равноправие и в политической жизни.

    Только граждане первого разряда имели доступ к высшим государственным должностям, могли стать áрхонтами и, следовательно, членами ареопáга, и казначеями. Архонтами могли быть и эвпатриды, но нужно уже было принадлежать к первому разряду. Эвпатриды, исходя из имущественного ценза, могли попасть в любой разряд.

    Граждане первых трёх разрядов имели право участвовать в новом органе - Совете Четырёхсот - булé. Граждане всех четырёх разрядов получили право участвовать в народном собрании и новом судебном органе - гелиэ’е (от греческого «гéлиос» - солнце). Тем самым даже прежде бесправные и малоимущие феты могли участвовать в народном собрании и гелиэе.

    Организация государственного строя подверглась существенным изменениям. Солон усилил роль народного собрания в политической жизни. Все граждане, не исключая фетов, имели право участвовать в деятельности народного собрания. Оно принимало законы, избирало должностных лиц по жребию из кандидатов, намеченных филами, контролировало их действия, определяло бюджет и налоги, решало все важнейшие дела - о войне и мире, государственных союзах и договорах. Все эти решения принимались народным собранием только под высшим надзором ареопага. Он мог отменить всё, что, по его мнению, противоречило старым законам и было опасно для государства.

    Во главе правления оставались девять áрхонтов. Однако они избирались уже не из одних эвпатридов и не одними эвпатридами, а из всех граждан первого разряда не Ареопагом, как раньше, а народным собранием, которому и отдавали отчёт в своём правлении. Рядом с Ареопагом, за которым остались высший надзор за соблюдением религиозных предписаний и законов и поведением граждан, а также суд об убийстве, Солон учредил новый орган - Совет Четырёхсот - булé. Совет Четырёхсот ежегодно избирался из граждан первых трёх разрядов, по 100 человек от каждой филы. Фактически в Совет попадали только граждане первых двух разрядов. Совет предварительно обсуждал все государственные вопросы, выносимые в народное собрание, заведовал текущими административными и финансовыми делами.

    Существование двух Советов можно рассматривать как своеобразное двоевластие. Оно могло сложиться лишь при таких условиях, когда аристократия уже не была в состоянии единолично управлять государством, а демос был ещё недостаточно силён, чтобы взять власть в свои руки. Из двух Советов Ареопаг считался более высоким органом; его и называли в повседневном обиходе «верхним Советом», а Совет Четырёхсот - «нижним». Между ними имелось и разграничение функций. И тем не менее Совет Четырёхсот самим своим существованием в известной мере дублировал Ареопаг и тем самым уже снижал его политическое значение. Аристократический Ареопаг сохранялся как противовес народному собранию и Совету Четырёхсот.

    Солон создал новый судебный орган - Гелиэ`ю. В её состав могли избираться граждане всех четырёх разрядов независимо от имущественного положения. Гелиэя являлась высшей судебной инстанцией для апелляции - обжалования на приговоры должностных лиц. Перед Гелиэей также несли ответственность должностные лица.

    РЕФОРМЫ СОЛОНА

    Особенной остроты социально-политическая борьба в Афинах достигла в начале VI в. до н. э. Все борющиеся стороны пришли в конце концов к выводу о необходимости принятия экстраординарных мер для примирения. Самым естественным путем для установления согласия было назначение кого-либо из наиболее авторитетных граждан посредником-примирителем и наделение его чрез вычайными полномочиями для проведения реформ. К счастью, гражданин, пользующийся безусловным авторитетом и доверием всего населения, в афинском полисе нашелся. Это был Солон (ок. 640-560 до н. э.)

    Безусловно, Солона следует признать одной из наиболее ярких личностей в истории Греции архаической эпохи, самым знаменитым из греческих законодателей. Он был потомком древних афинских царей. Однако знатный род, к которому принадлежал Солон, обеднел, и, чтобы поправить свое экономическое положение, будущему законодателю пришлось заняться морской торговлей. Постоянные путешествия расширили его кругозор. Даже и теперь не может не поразить разносторонность личности Солона: он слыл необычайно мудрым человеком (впоследствии был включен в число «семи греческих мудрецов»), был одним из крупнейших греческих поэтов и в то же время отнюдь не чуждался общественной деятельности.

    Его политические стихи были широко известны. В них Солон гневно обличал недостатки и пороки греческой социально-политической жизни, призывал к реформам, к установлению «благозакония», т. е. такого порядка, при котором законы издаются во благо граждан, а граждане неукоснительно повинуются этим законам. Особенно прославился Солон, когда ок. 600 г. до н. э. стал инициатором военной акции против Мегар. В результате к Афинам отошел остров Саламин в Сароническом заливе. Теперь он уже не перекрывал афинянам выход в открытое море, что существенно улучшило геостратегическое положение афинского полиса.

    В 594 г. до н. э. в обстановке гражданской смуты афинские граждане избрали Солона первым архонтом и как высшему должностному лицу в государстве предоставили ему чрезвычайные полномочия для разработки новых законов и проведения реформ. Солон находился у власти всего лишь год, но и за этот срок сумел оправдать доверие своих сограждан: его деятельность стала чрезвычайно важной вехой в истории Афин.

    Прежде всего Солон провел имевшую принципиальное значение экономическую реформу (она получила название сисахфия – букв. стряхивание бремени). Выгодная прежде всего беднейшим крестьянам (впрочем, также и разорившимся аристократам), реформа заключалась в полной отмене всех имевшихся на тот момент в полисе долгов. Кабальных должников следовало освободить, а закладные камни торжественно убрать с их полей и удалить за пределы Аттики. Были приняты меры к возвращению на родину тех из неоплатных должников, кого продали в рабство в другие полисы. Но самое большое значение имело запрещение впредь обращать граждан в долговую кабалу. Отныне понятия «гражданин» и «раб» становились совершенно несовместимыми; все граждане пользовались полной свободой и подчинялись только законам и законным властям. Таким образом, экономическому господству знати был положен предел.

    Солон принял и ряд других мер с целью ускорить развитие экономики и активизировать хозяйственную жизнь Афин. Так, он проводил политику экономического протекционизма, т. е. защиты афинских товаропроизводителей. В частности, был запрещен вывоз хлеба, в котором Аттика постоянно испытывала недостаток. В то же время был разрешен и даже поощрялся экспорт оливкового масла, поскольку Афины всегда производили его в большом количестве.

    При Солоне власти способствовали развитию ремесел, более того, поощряли приток в Афины ремесленников и торговцев из других частей Греции, даже предоставляли им гражданские права (обычно полисы отнюдь не были склонны к принятию в гражданский коллектив чужестранцев). Были упорядочены имущественные отношения. Так, один из первых законов разрешал афинянам, не имеющим прямых наследников, составлять завещания (ранее в таких случаях имущество умершего отходило членам его рода). Была введена новая, более удобная система мер и весов.

    Полное господство аристократии в общественной жизни подорвали не только экономические, но и политические реформы Солона. Теперь всех граждан полиса разделили на четыре разряда в зависимости от их состояния, измерявшегося количеством натуральных продуктов (зерна, вина, оливкового масла), получаемых с земельных владений (монеты в Афинах в то время еще не было). За единицу измерения был взят медимн – мера объема сыпучих и жидких тел (приблизительно 52 литра). К первому разряду были отнесены самые богатые граждане (с годовым доходом 500 медимнов и более), они стали называться пентакосиомедимнами (т. е. пятисотмерниками). Ко второму разряду – всадникам – отнесли лиц с доходом более 300 медимнов, т. е. весьма зажиточных граждан. К третьему разряду относились граждане с доходом от 200 медимнов – зевгиты (либо от zeugos – упряжка волов, либо от zygon – ряд воинов в фаланге); именно афиняне среднего достатка, которых, насколько можно судить, было довольно много, и составляли основу войска. Четвертый, низший разряд объединял беднейших граждан с годовым доходом менее 200 медимнов. Они назывались фетами (т. е. батраками).

    Отныне роль каждого афинянина в жизни полиса и объем его политических прав определялись разрядом, к которому он принадлежал. Высшие государственные посты (архонтов, казначеев) могли занимать только пентакосиомедимны. Представители всадников и зевгитов получили доступ к другим полисным должностям. Феты же имели право участвовать лишь в народном собрании и в суде присяжных. Таким образом, главным для определения места гражданина в обществе было богатство (а не знатность, как раньше).

    Тем не менее нельзя утверждать, что беднейшая часть гражданского коллектива ничего не выиграла от политических реформ Солона. Напротив, следует отметить несомненную демократизацию государственного устройства. Рядом с аристократическим Советом ареопага был учрежден другой орган управления – Совет четырехсот. Он назывался так по числу входивших в него членов (по 100 человек от каждой афинской филы) и комплектовался путем жеребьевки из граждан первых трех имущественных разрядов. Таким образом, он выражал интересы более широких кругов населения, чем древний ареопаг, в котором господствовала знать.

    Совет четырехсот в известной степени дублировал функции ареопага и самим своим существованием принижал его роль. Одной из важных задач Совета четырехсот стала подготовка проектов решений, выносившихся на рассмотрение народных собраний. Из этого следует, что при Солоне деятельность народного собрания, ранее игравшего в жизни полиса незначительную роль, активизировалась. Постепенно народное собрание стало превращаться в действительно суверенный орган управления, высшую инстанцию по решению важнейших государственных вопросов.

    Исключительно важное значение имело учреждение Солоном гелиэи – суда присяжных, ставшего, пожалуй, наиболее демократичным государственным институтом, поскольку в его состав могли быть избраны с помощью жребия даже беднейшие афиняне.

    Солон издал в Афинах весьма полный (можно сказать, всеобъемлющий для своего времени) свод письменных законов, охватывавший все основные стороны отношений между людьми. Значительно более совершенный и содержащий меньше архаичных элементов, этот свод почти полностью заменил ранее действовавшие в Афинах законы Драконта. В дальнейшем афинский полис в течение практически всей своей истории жил по законам Солона, подвергавшимся лишь незначительным модификациям.

    Реформы Солона имели, если так можно выразиться, компромиссный характер. Законодатель считал своей целью создать такой социально-политический порядок, при котором каждому социальному слою населения – знати и рядовым гражданам, богатым и бедным – было бы отведено подобающее место в общественной жизни полиса. Он стремился избежать несправедливого предоставления кому-либо односторонних преимуществ. Подводя итоги реформ, Солон так писал о своей деятельности в одной из элегий:

    Власть даровал я народу в той мере, в какой он нуждался,

    Чести его не лишил, но и не дал лишних прав.

    Также о тех позаботился я, кто богатством и силой

    Всех превзошел, – чтобы их не опозорил никто.

    Встал я меж тех и других, простерев мощный щит свой над ними,

    И запретил побеждать несправедливо других.

    (Пер. С. Радцига)

    Однако, как часто бывает в истории, действия реформатора, желавшего удовлетворить все общественные группы, на первых порах имели противоположный результат. Реформами Солона были недовольны многие граждане: аристократия сожалела об утрате ряда своих прежних привилегий, а демос порицал законодателя за то, что он не провел всеобщий передел земель на условиях полного равенства. Некоторые сторонники Солона советовали ему взять в свои руки всю власть в полисе, т. е. стать тираном, но он с негодованием отвергал советы подобного рода. В результате ему пришлось даже покинуть Афины на десять лет, приняв добровольное изгнание. К счастью, за это время его реформы не были отменены и впоследствии дали позитивные результаты.

    Пусть Солона нельзя еще в полном смысле слова назвать «отцом афинской демократии», все же осуществленные им довольно умеренные реформы (иными они и не могли стать в той обстановке) следует охарактеризовать как первый шаг к формированию демократического государственного устройства. Реформы помогли создать такую политическую систему, при которой в управлении полисом могли принимать активное участие (хотя пока не на деле) широкие слои демоса, а не только аристократическая элита, как это было в предшествующую эпоху.

    Источники

    Важным источником по истории Афин являются поэтические произведения Солона, прославившегося не только как реформатор, но и как поэт. Тематика дошедших до нас произведений Солона весьма разнообразна: это и гражданская, и назидательная, и даже любовная лирика. Из этих стихов мы узнаем и о социально-политической ситуации в Аттике на рубеже VII-VI вв. до н. э., и о преобразованиях, осуществленных самим поэтом и законодателем.

    Из книги Древняя Греция. Книга для чтения. Под редакцией С. Л. Утченко. Издание 4-е автора Ботвинник Марк Наумович

    Реформы Солона (О. Н. Юлкина) Однажды жители Афин были удивлены необычным зрелищем. На центральную площадь города выбежал Солон, один из наиболее уважаемых афинских граждан, и, собрав вокруг себя большую толпу, стал читать стихи. Последнее время про него поговаривали, что

    Из книги Атлантида и Древняя Русь [с иллюстрациями] автора Асов Александр Игоревич

    АТЛАНТО-СЛАВЯНСКИЕ «КОРНИ»СОЛОНА И ПЛАТОНА Обратим внимание на родословную самого мудреца Солона, так как его род восходит непосредственно к богу морей Посейдону, который, по греческому преданию, «основал Атлантиду и населил ее своими детьми».То есть и род самого Солона

    автора Андреев Юрий Викторович

    2. Реформы Солона. Формирование основ афинской демократии Солон, выдающийся политический деятель, мыслитель и поэт, хорошо понимал сложность создавшейся социально-политической ситуации. Эвпатрид по происхождению, родственным и дружеским связям, он много занимался

    Из книги История Древней Греции автора Хаммонд Николас

    2. Юридические и экономические реформы Солона Невзирая на законодательство Драконта и изгнание Алкмеонидов, фракционная борьба обострялась, и гражданская война грозила уничтожить государство. Страну раздирали многочисленные процессы: соперничество между ведущими

    Из книги История Древней Греции автора Хаммонд Николас

    3. Государственные реформы Солона Когда внедрялись долговая, юридическая и финансовая реформы Солона, они то и дело оказывались под огнем критики. Вероятно, в 592/91 аттическом году Солон был назначен реформатором государства с неограниченной законодательной властью.

    Из книги История Древней Греции автора Хаммонд Николас

    4. Принципы Солона и правление Писистрата Более важны, чем подробности реформ Солона, воплощенные в них принципы. Солон поставил интересы государства превыше интересов партий и родов и требовал участия всех граждан в управлении государством. Он даже издал закон, что во

    автора Куланж Фюстель де

    Из книги Древний город. Религия, законы, институты Греции и Рима автора Куланж Фюстель де

    Из книги Древняя Греция автора Ляпустин Борис Сергеевич

    РЕФОРМЫ СОЛОНА Особенной остроты социально-политическая борьба в Афинах достигла в начале VI в. до н. э. Все борющиеся стороны пришли в конце концов к выводу о необходимости принятия экстраординарных мер для примирения. Самым естественным путем для установления согласия

    Из книги 500 знаменитых исторических событий автора Карнацевич Владислав Леонидович

    РЕФОРМЫ СОЛОНА СолонОдин из «семи греческих мудрецов» - Солон вошел в историю как выдающийся реформатор, в значительной степени изменивший политическое лицо Афин и давший, таким образом, возможность этому полису опередить в своем развитии другие греческие

    Из книги История отечественного государства и права: Шпаргалка автора Автор неизвестен

    30. РЕФОРМЫ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX в.: ЗЕМСКАЯ, ГОРОДСКАЯ И СТОЛЫПИНСКАЯ АГРАРНАЯ РЕФОРМЫ Земская реформа. В 1864 г. в России были созданы земские органы самоуправления. Система земских органов была двухуровневой: на уровне уезда и губернии. Распорядительные земские органы

    Из книги Всемирная история. Том 3 Век железа автора Бадак Александр Николаевич

    Реформы Солона История создания рабовладельческого полиса в Афинах воплотилась в совершенствовании законодательства. Афинский реформатор Солон (594 г. - год его избрания архонтом, высшим должностным лицом) был наделен законодательным правом, которое реализовал в ходе

    Из книги История древнего мира [Восток, Греция, Рим] автора Немировский Александр Аркадьевич

    Реформы Солона Законы Драконта не коснулись вопроса о задолженности, сильно беспокоившего рядовое население Аттики. Волнения продолжались. Назревший конфликт был разрешен законодательной деятельностью Солона, который нашел возможность компромисса с наиболее

    Из книги Атлантида и Древняя Русь [с бо?льшими иллюстрациями] автора Асов Александр Игоревич

    Атланто-славянские «корни» Солона и Платона Обратим внимание на родословную самого мудреца Солона, ибо его род восходит непосредственно к богу морей Посейдону, который, по греческому преданию, «основал Атлантиду и населил её своими детьми». ПлатонТо есть и род самого

    Из книги Очерки по истории политических учреждений России автора Ковалевский Максим Максимович

    Глава IX Реформы Александра II. - Реформы - судебная, военная, университетская и печати. - Политические вольности русского подданного Преобразование всего судебного дела России обыкновенно отмечается, как третья из великих реформ, проведенных в царствование Александра

    Из книги Всеобщая история [Цивилизация. Современные концепции. Факты, события] автора Дмитриева Ольга Владимировна

    Реформаторская деятельность Солона и Клисфена. Формирование полисной демократии в Афинах Обострение социально-политической обстановки в Аттике особенно чувствовалось уже во второй половине VII века до н. э. Примером тому может служить неудавшаяся попытка установления