Войти
Образовательный портал. Образование
  • Отечественной войны 2 степени
  • День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады
  • Манная каша на молоке: пропорции и рецепты приготовления Манная каша 1 порция
  • Суп-пюре из брокколи с сыром Рецепт крем супа из брокколи с сыром
  • Гороскоп: характеристика Девы, рождённой в год Петуха
  • Причины выброса токсичных веществ Несгораемые углеводороды и сажа
  • Структура органов местного самоуправления российской федерации. Органы местного самоуправления Структуру органов мсу муниципального образования определяет

    Структура органов местного самоуправления российской федерации. Органы местного самоуправления Структуру органов мсу муниципального образования определяет

    Понятие органа местного самоуправления является конституционным - оно используется в ст. 3, 12, 15, 24, 32, 40, 46, 97, 130-132 Конституции РФ, однако непосредственно в тексте Конституции однозначно не определено, какие органы можно рассматривать в качестве органов местного самоуправления, а какие нет.

    В ст. 2 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» под органами местного самоуправления понимаются избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

    Исходя из приведенного определения органов местного самоуправления во взаимосвязи с положениями Конституции РФ, можно сделать следующие выводы:

    - во-первых, орган местного самоуправления формируется либо непосредственно населением, либо представительным органом местного самоуправления. Посредством данного положения реализуется право граждан на осуществление своей власти как непосредственно, так и через органы местного самоуправления (ч. 2 ст. 1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

    Органы местного самоуправления согласно Конституции РФ являются органами народовластия, ввиду чего при их формировании необходимо непосредственно исходить из волеизъявления населения. В Конституции РФ предусмотрено, что:

    • народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления (ч. 2 ст. 3);
    • высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы (ч. 3 ст. 3);
    • местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления (ч. 1 ст. 130).

    Формирование выборных органов местного самоуправления осуществляется непосредственно народом, а формирование нсвыборных органов осуществляется посредством представительства, т.с. связано исключительно с волеизъявлением граждан. Исходя из этого, можно прийти к выводу о том, что организационные единицы (формирования) на местном уровне, сформированные в ином порядке, не обладают статусом «органа» местного самоуправления;

    • - во-вторых, органы местного самоуправления не могут входить в систему органов государственной власти. Так, согласно ст. 12 Конституции РФ в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно, а органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Частью 4 ст. 34 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определено, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Данная особенность обеспечивает именно самоуправление, т.е. форму осуществления народом своей власти как непосредственно, так и посредством представительства;
    • - в-третьих, органы местного самоуправления должны обладать полномочиями по решению вопросов местного значения. Данная особенность строится на следующих положениях Конституции РФ:
    • местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью (ч. 1 ст. 130);
    • органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения (ч. 1 ст. 132);
    • органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству (ч. 2 ст. 132).

    Эта особенность заключается в самостоятельности органов местного самоуправления от органов государственной власти - наличие собственных полномочий свидетельствует о компетенционной независимости местного самоуправления от государства.

    Органы местного самоуправления могут быть как единоличными, так и коллегиальными, что подтверждено Определением Конституционного Суда РФ от 26 сентября 1996 г. № 92-0 , согласно которому понятия «органы местного самоуправления» и «должностные лица местного самоуправления» не являются взаимоисключающими: должностное лицо местного самоуправления в зависимости от круга его полномочий может выступать и в качестве органа местного самоуправления.

    В данном ключе стоит определиться с понятием «должностное лицо местного самоуправления». В ч. 1 ст. 2 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» приведено несколько взаимосвязанных формулировок, которые в своей совокупности детерминируют рассматриваемое понятие:

    • должностное лицо местного самоуправления - выборное либо заключившее контракт (трудовой договор) лицо, наделенное исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения и (или) по организации деятельности органа местного самоуправления;
    • выборное должностное лицо местного самоуправления - должностное лицо местного самоуправления, избираемое на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на муниципальных выборах либо представительным органом муниципального образования из своего состава или на сходе граждан, осуществляющем полномочия представительного органа муниципального образования, и наделенное собственными полномочиями по решению вопросов местного значения;
    • член выборного органа местного самоуправления - лицо, входящее в состав органа местного самоуправления, сформированного на муниципальных выборах (за исключением представительного органа муниципального образования).

    На основе данных определений можно прийти к выводу о том, что к числу должностных лиц местного самоуправления следует относить:

    • 1) главу муниципального образования, избранного населением путем прямых выборов. При этом не имеет значения, возглавил ли он представительный орган местного самоуправления или местную администрацию;
    • 2) главу муниципального образования, избранного на должность решением представительного органа муниципального образования. В данной ситуации он автоматически выступает главой представительного органа местного самоуправления;
    • 3) главу местной администрации муниципального образования па основании заключенного трудового договора (контракта) на данную должность;
    • 4) лицо иного (помимо представительного), выбираемого на муниципальных выборах органа местного самоуправления, занимающее определенное должностное положение и обладающее властно-контрольными полномочиями. Например, таким органом может рассматриваться счетноревизионная комиссия муниципального образования и пр.;
    • 5) заместителей главы муниципального образования, руководителей структурных подразделений аппарата представительного органа и местной администрации и других ответственных сотрудников данных подразделений.

    Одновременно с этим, не могут рассматриваться в качестве должностных лиц местного самоуправления члены представительного органа местного самоуправления (так как они, несмотря на то, что являются выборными, выступают депутатами), а также технические работники и обеспечивающий работу органов местного самоуправления персонал.

    Структура органов местного самоуправления. Согласно ч. 1 ст. 131 Конституции РФ структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно.

    Под структурой органов местного самоуправления следует понимать совокупность органов местного самоуправления, их систему, порядок взаимодействия, а также внутреннее содержание. В структуре органов местного самоуправления можно выделить как общие элементы системы, устанавливаемые в уставе муниципального образования, так и сугубо внутренние (различные комитеты, отделы, управления и иные подразделения). Если первые из них выступают органами местного самоуправления по своему существу (сформированы непосредственно населением или представительным органом местного самоуправления, имеют компетенцию по вопросам местного значения и пр.), то вторые рассматриваются в качестве элементов их обеспечения.

    Таким образом, существуют внешняя и внутренняя структуры органов местного самоуправления. Внешняя структура находит свое закрепление в уставе муниципального образования в соответствии с законом субъекта РФ (и. 4 ч. 1 ст. 44, ч. 3 ст. 34 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»), внутренняя - определяется представительным органом местного самоуправления. Ввиду того, что внешняя структура органов местного самоуправления прописана в уставе муниципального образования, а внутренняя определятся представительным органом местного самоуправления, можно сделать вывод о том, что население посредством представительного органа местного самоуправления устанавливает структуру органов местного самоуправления . В данном контексте представительный орган местного самоуправления выступает «представителем» интересов и воли населения, что корреспондирует к положениям ч. 2 ст. 3 и ч. 1 ст. 130 Конституции РФ.

    Сам факт определения населением структуры органов местного самоуправления выступает критерием (формой проявления) учета исторических и иных местных традиций. Можно предположить, что самостоятельность населения в определении структуры органов местного самоуправления способна породить достаточное разнообразие его системы, однако это не так.

    В ст. 34 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что структуру органов местного самоуправления составляют:

    • - представительный орган муниципального образования;
    • - глава муниципального образования;
    • - местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования);
    • - контрольно-счетный орган муниципального образования;
    • - иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

    Примечательно, что сама статья имеет название «органы местного самоуправления», хотя содержательно говорит именно о структуре. Использование в тексте приведенной статьи понятия «структура», в первую очередь, означает, что в своей совокупности органы местного самоуправления представляют собой органичную взаимосвязанную систему, а не разрозненные, изолированные организационные единицы (формирования).

    В продолжение этого ч. 2 ст. 34 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что наличие в структуре органов местного самоуправления представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) является обязательным, за исключением предусмотренных Федеральным законом случаев.

    Уставом муниципального образования, имеющего статус сельского поселения, внутригородского муниципального образования города федерального значения, может быть предусмотрено формирование исполнительно-распорядительного органа, возглавляемого главой муниципального образования, исполняющим полномочия председателя представительного органа муниципального образования.

    Уставами муниципального района и поселения, являющегося административным центром муниципального района, может быть предусмотрено образование местной администрации муниципального района, на которую возлагается исполнение полномочий местной администрации указанного поселения. В этом случае в поселении, являющемся административным центром муниципального района, местная администрация не образуется (ч. 2 ст. 34 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

    Представительный орган поселения не формируется, если численность жителей поселения, обладающих избирательным правом, составляет не более 100 человек. В этом случае полномочия представительного органа осуществляются сходом граждан (ч. 3 ст. 35 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

    Определение структуры органов местного самоуправления. Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности органов местного самоуправления в муниципальном образовании определяются его уставом в соответствии с законом субъекта РФ.

    Наименования представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) устанавливаются законом субъекта РФ с учетом исторических и иных местных традиций. Некоторые специалисты в области муниципального права считают данные полномочия региональной власти малопонятными и неоправданными , несмотря на то, что Конституционный Суд РФ посчитал данное полномочие региональных властей не ограничивающим самостоятельность органов местного самоуправления ввиду того, что оно не затрагивает материальные полномочия муниципальной власти .

    Представляется, что федеральный законодатель, устанавливая за региональной властью право установления наименования органов местного самоуправления, преследовал единственно возможную и объективно необходимую цель - унификацию наименований органов местного самоуправления в пределах субъекта РФ, в результате чего становится недопустимым многообразие наименований органов и должностных лиц муниципального образования в рамках одного субъекта РФ.

    Как уже говорилось выше, органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. В данном ключе полномочия региональных властей (в том числе и региональных законодателей) по установлению (определению) структуры органов местного самоуправления конкретных муниципальных образований серьезно ограничены. Положения законов субъектов РФ, определяющих структуру органов местного самоуправления в пределах определенного муниципального образования, рассматриваются в качестве неконституционных , однако допустимо данными законами устанавливать порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы их организации и деятельности.

    Участие органов государственной власти и их должностных лиц в формировании органов местного самоуправления, назначении на должность и освобождении от должности должностных лиц местного самоуправления допускается только в нескольких случаях:

    • 1) при формировании конкурсной комиссии при замещении должности главы местной администрации муниципального района, городского округа, городского округа с внутригородским делением и внутригородского муниципального образования города федерального значения;
    • 2) при расторжении контракта с главой местной администрации в связи с нарушением им условий контракта в части, касающейся осуществления отдельных государственных полномочий, переданных на местный уровень;
    • 3) при инициировании высшим должностным лицом субъекта РФ удаления главы муниципального образования в отставку.

    В муниципальном образовании наряду с представительным органом местного самоуправления могут формироваться иные коллегиальные органы местного самоуправления, однако в своей деятельности они не могут выполнять те функции, которые по закону должен осуществлять представительный орган местного самоуправления. Данное правило свидетельствует о недопустимости двойного представительства интересов населения, т.е. недопустимости создания двух представительных органов.

    Срок полномочий выборных органов и должностных лиц местного самоуправления устанавливается представительным органом местного самоуправления в пределах от двух до пяти лет. Финансовое обеспечение деятельности органов местного самоуправления осуществляется исключительно за счет собственных доходов бюджетов соответствующих муниципальных образований, что дополнительно подчеркивает финансовую независимость органов местного самоуправления от органов государственной власти.

    Определение структуры органов местного самоуправления осуществляется в порядке ее установления и изменения. Первая форма применяется во вновь образованном муниципальном образовании (установление), а вторая - в уже существующем муниципальном образовании.

    Установление . В случае создания на межселенных территориях вновь образованного муниципального образования или в случае создания вновь образованного муниципального образования путем преобразования существующего муниципального образования структура органов местного самоуправления определяется:

    • 1) населением на местном референдуме (в муниципальном образовании с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек - на сходе граждан);
    • 2) представительным органом муниципального образования.

    Структура органов местного самоуправления в обязательном порядке закрепляется в уставе муниципального образования.

    Проведение местного референдума или схода граждан по вопросу определения структуры органов местного самоуправления вновь образованного муниципального образования обеспечивают органы государственной власти субъекта РФ при наличии соответствующей инициативы жителей вновь образованного муниципального образования. С данной инициативой может выступить группа жителей муниципального образования, обладающих избирательным правом в течение одного месяца со дня вступления в силу закона субъекта РФ об установлении границ соответствующего муниципального образования.

    Указанная группа должна организовать сбор подписей жителей муниципального образования, обладающих избирательным правом, в количестве не менее 3% их общей численности и представить подписные листы в избирательную комиссию субъекта РФ. Избирательная комиссия субъекта РФ формирует избирательную комиссию муниципального образования, которая непосредственно проводит местный референдум.

    При отсутствии инициативы граждан о проведении местного референдума структура органов местного самоуправления определяется представительным органом вновь образованного муниципального образования после его избрания.

    Численность и срок полномочий депутатов представительного органа первого созыва вновь образованного муниципального образования, а также порядок избрания, полномочия и срок полномочий первого главы данного муниципального образования в случае отсутствия инициативы граждан о проведении местного референдума устанавливаются законом субъекта РФ.

    Выборы в органы местного самоуправления вновь образованного муниципального образования должны быть проведены не позднее чем через шесть месяцев со дня его создания.

    Изменение. Изменение структуры органов местного самоуправления осуществляется не иначе как путем внесения изменений в устав муниципального образования. Таким образом, в уже существующем муниципальном образовании местный референдум по вопросу определения структуры органов местного самоуправления не проводится. Решение представительного органа муниципального образования об изменении структуры органов местного самоуправления вступает в силу не ранее чем по истечении срока полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего указанное решение.

  • См.: Определение Конституционного Суда РФ от 26 сентября 1996 г. № 92-0.
  • См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 15 января 1998 г. № 3-П «По делуо проверке конституционности статей 80, 92, 93 и 94 Конституции Республики Коми и статьи 31 Закона Республики Коми от 31 октября 1994 года “Об органах исполнительной властив Республике Коми”».
  • Органы местного самоуправления являются избирательными и, согласно законодательству, выбираются жителями той или иной местности на референдумах, выборах или другими формами добровольного гражданского волеизъявления. Население совместно с избранной властью решает различные вопросы местного, регионального значения.

    Система органов местного самоуправления такова, что представители этих органов избирались гражданами муниципий (сёл, деревень, районных центров, городов, областей и т.д.), именно граждане и являются в местном самоуправлении первичными субъектами, а сами органы - вторичными. Т.е если народ избрал главу поселковой администрации, а он, по мнению граждан, не справляется с возложенными на него обязанностями, нарушает закон, совершая какие-либо противоправные действия, избиратели имеют право потребовать снять с поста это должностное лицо и заменить его более подходящей кандидатурой.

    Структура самоуправления состоит из следующих элементов:
    . глава образованной муниципии;
    . местный административный исполнительно-распорядительный орган;
    . орган контроля муниципии;
    . другие отделы рабочего аппарата, которые предусмотрены в административном уставе и обладают своими полномочиями в решении вопросов на местах.

    Обязательными в данной структуре являются представительный орган, руководители муниципальных образований, а также местной администрации. Сведения о распорядке формирований, о полномочии и сроках, подотчётности, подконтрольности органов местной власти, другие организационные вопросы и вопросы, связанные с деятельностью данных органов, должны быть записаны в уставах муниципальных образований и регламентироваться ими. Названия представительных органов, глав муниципии, а также глав местного административного аппарата, ведающего исполнительными и распорядительными функциями, устанавливает закон субъекта РФ в зависимости от местных традиций, исторических и других факторов.

    Структура органов местного самоуправления может быть изменена, если в сам муниципальный устав будут внесены какие-нибудь изменения. Решение об изменении вступит в силу тогда, когда истечёт срок полномочий того представителя муниципальной власти, которым было принято данное решение.

    Находятся на бюджете муниципальных образований и финансируются за средства, полученные от местных доходов. Всё это также закрепляется документально в уставе и других правовых документах, положениях, которые регулируют деятельность власти на местах.

    Согласно действующему законодательству, структура органов местного самоуправления состоит из представителей, избираемых собственно населением, и лиц, которых избирают местные органы самоуправления. Между органами самоуправления и органами, осуществляющими власть в государстве, существует некоторое сходство. И те, и другие являются представителями власти, наделены, согласно закону, рядом полномочий, имеют право издавать правовые акты, которые обязательны к исполнению, обеспечивать это исполнение некоторыми принудительными мерами. Эта сходство объясняется тем, что данные органы олицетворяют собою власть народа.

    Разница же между ними в том, что в первом случае власть осуществляется сугубо на уровне муниципальных образований, а во втором - на государственном уровне со всей присущей ему масштабностью, специфическими методами.

    Структура органов местного самоуправления включает в себя не только органы как таковые, но и Это лица, избранные или работающие по трудовому договору (контракту), обладающие исполнительными и распорядительными полномочиями в решении вопросов на местах или по организационным вопросам деятельности местной власти. Должностных лиц не считают государственными служащими.

    Структура местного самоуправления состоит из и исполнительных. Представительные органы - выборные, они занимаются выявлением интересов и потребностей местного населения и разрабатывают, намечают пути дальнейшего развития муниципальных образований. их планы и решения органы исполнительные, которые бывают как избираемыми, так и постоянными.

    Обращения граждан в органы местного самоуправления.

    Собрания и конференции граждан.

    Опрос граждан.

    Статья 31 ФЗ-131.

    Статья 29 – собрания и статья 30 – конференции ФЗ-131. Почитать самим.

    Статья 32 ФЗ-131 и ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан в РФ».

    1. Структура органов местного самоуправления: общие положения.

    2. Представительные органы в системе местного самоуправления.

    3. Организация работы представительных органов местного самоуправления.

    4. Правовой статус депутата представительного органа местного самоуправления.

    5. Глава муниципального образования.

    6. Исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления.

    1. Структура органов местного самоуправления: общие положения.

    Статья 34 ФЗ-131. Структура там понимается как перечень органов местного самоуправления, создаваемая в муниципальном образовании. Более правильно было бы использовать термин «система», но раз уж законодатель сказал так – значит, надо говорить и нам также.

    Положения применительно к структуре органов нельзя автоматически переносить на вопросы структуры одного органа.

    Структура органов местного самоуправления определяется населением.

    Классификация органов местного самоуправления:

    1. По степени обязательности этих органов:

    1) Обязательные. Те, что обязательно должны быть в каждом муниципальным образовании. Их три: представительный орган; глава муниципального образования; и исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления, то есть местная администрация.

    2) Иные органы местного самоуправления. Это те, которые могут создаваться по собственной инициативе муниципального образования. К примеру, контрольный орган муниципального образования, его создание не является обязательным. У нас, к примеру, есть контрольно-счётная палата (в Воронеже, то бишь).

    2. По способу формирования:

    1) Выборные органы. К ним относятся представительные органы и глава муниципального образования.

    2) Органы, которые формируются путём назначения. Например, это местная администрация.

    3. И много других… Подробно у нас будет это в административном праве.

    Избирательные комиссии – муниципальный орган, который не входит в систему органов местного самоуправления.

    В ФЗ-131 в статье 34 закрепляет следующие правила: все основные вопросы, связанные со структурой органов местного самоуправления (виды органов, порядок формирования, их взаимодействие между собой, компетенция…) должны регулироваться уставами муниципального образования.

    Поэтому чтобы изменить структуру органов местного самоуправления необходимо вносить изменения в устав муниципального образования.



    Изменение в устав вступают в силу после окончания срока полномочий представительного органа.

    Федеральный законодатель устанавливает минимальный и максимальный срок полномочий выборных органов и лиц, минимальный срок – 2 года, максимальный – 5 лет.

    Закон Воронежской области от 12 ноября 2004 года, который закрепил наименования органов местного самоуправления в Воронежской области.

    Наименования. В отношении представительных органов: в городских округах – это Городская Дума (всего их три в Воронежской области), а в остальных поселениях используется термин «Совет народных депутатов».

    В отношении главы муниципального образования. Здесь принцип такой: слова «Глава» + «вид муниципального образования», поэтому получается «глава сельского поселения», «глава сельского поселения», «глава городского округа», «глава сельского округа».

    Для городского поселения и городского округа допустимо название «глава города».

    По поводу местной администрации. Исполнительно-распорядительный орган во всех муниципальных образованиях называется «администрация».

    Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Оно осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно. Изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий.

    Структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

    Уставом муниципального образования, имеющего статус сельского поселения, может быть предусмотрено формирование исполнительно-распорядительного органа, возглавляемого главой муниципального образования, исполняющим полномочия председателя представительного органа муниципального образования.

    Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования. Наименования представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) устанавливаются законом субъекта Российской Федерации с учетом исторических и иных местных традиций. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

    Структура органов местного самоуправления в случае образования на межселенных территориях вновь образованного муниципального образования или в случае преобразования существующего муниципального образования определяется населением на местном референдуме (в муниципальном образовании с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек - на сходе граждан) или представительным органом муниципального образования и закрепляется в уставе муниципального образования.

    Проведение местного референдума или схода граждан по вопросу определения структуры органов местного самоуправления вновь образованного муниципального образования обеспечивают органы государственной власти субъекта Российской Федерации при наличии соответствующей инициативы жителей вновь образованного муниципального образования.

    Полномочия избирательной комиссии муниципального образования могут возлагаться на территориальную избирательную комиссию в соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Полномочия местной администрации по материально-техническому обеспечению проведения местного референдума осуществляет исполнительный орган государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации. При отсутствии инициативы граждан о проведении местного референдума структура органов местного самоуправления определяется представительным органом вновь образованного муниципального образования после его избрания.

    В решении о структуре органов местного самоуправления муниципального образования, принимаемом на местном референдуме (сходе граждан), устанавливаются:

    • - структура (перечень) и наименования органов местного самоуправления;
    • - порядок избрания и полномочия главы муниципального образования.

    Изменение структуры органов местного самоуправления осуществляется не иначе как путем внесения изменений в устав муниципального образования. Решение представительного органа муниципального образования об изменении структуры органов местного самоуправления вступает в силу не ранее, чем по истечении срока полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего указанное решение.

    Уставом муниципального образования определяется правомочность заседания представительного органа муниципального образования. Заседание представительного органа муниципального образования не может считаться правомочным, если на нем присутствует менее 50 процентов от числа избранных депутатов.

    Заседания представительного органа муниципального образования проводятся не реже одного раза в три месяца.

    Вновь избранный представительный орган муниципального образования собирается на первое заседание в установленный уставом муниципального образования срок, который не может превышать 30 дней со дня избрания представительного органа муниципального образования в правомочном составе.

    Представительный орган поселения состоит из депутатов, избираемых на муниципальных выборах. Представительный орган поселения не формируется, если численность жителей поселения, обладающих избирательным правом, составляет менее 100 человек. В этом случае полномочия представительного органа осуществляются сходом граждан.

    Представительный орган муниципального района:

    • - может состоять из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов указанных поселений, избираемых представительными органами поселений из своего состава в соответствии с равной независимо от численности населения поселения нормой представительства;
    • - может избираться на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. При этом число депутатов, избираемых от одного поселения, не может превышать две пятые от установленной численности представительного органа муниципального района.

    Установленный порядок формирования представительного органа муниципального района закрепляется в уставе муниципального района в течение одного месяца со дня начала работы соответствующего представительного органа муниципального района, и может быть изменен не ранее чем через два года со дня начала работы сформированного представительного органа муниципального района.

    Численность депутатов представительного органа поселения, в том числе городского округа, определяется уставом муниципального образования и не может быть менее:

    • 7 человек - при численности населения менее 1000 человек;
    • 10 человек - при численности населения от 1000 до 10 000 человек;
    • 15 человек - при численности населения от 10 000 до 30 000 человек;
    • 20 человек - при численности населения от 30 000 до 100 000 человек;
    • 25 человек - при численности населения от 100 000 до 500 000 человек;
    • 35 человек - при численности населения свыше 500 000 человек.

    Численность депутатов представительного органа муниципального района определяется уставом муниципального района и не может быть менее 15 человек. Количество депутатов представительного органа внутригородской территории города федерального значения определяется уставом муниципального образования и не может быть менее 10 человек. Представительный орган муниципального образования обладает правами юридического лица. В исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находятся:

    • 1) принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений;
    • 2) утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;
    • 3) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;
    • 4) принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении;
    • 5) определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности и др.

    Глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

    Глава муниципального образования в пределах полномочий:

    • 1) представляет муниципальное образование в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени муниципального образования;
    • 2) подписывает и обнародует в порядке, установленном уставом муниципального образования, нормативные правовые акты, принятые представительным органом муниципального образования;
    • 3) издает в пределах своих полномочий правовые акты;
    • 4) вправе требовать созыва внеочередного заседания представительного органа муниципального образования.

    Местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия.

    Структура местной администрации утверждается представительным органом муниципального образования по представлению главы местной администрации. В структуру местной администрации могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы местной администрации.

    Глава местной администрации не вправе заниматься предпринимательской, а также иной оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

    Контрольный орган муниципального образования (контрольно-счетная палата, ревизионная комиссия и другие) образуется в целях контроля исполнения местного бюджета, соблюдением установленного порядка подготовки и рассмотрения проекта местного бюджета, отчета о его исполнении, а также в целях контроля за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности. Он формируется на муниципальных выборах или представительным органом муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования.

    Депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления обеспечиваются условия для беспрепятственного осуществления своих полномочий. Срок полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливается уставом муниципального образования и не может быть менее двух и более пяти лет. Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления начинаются со дня его избрания и прекращаются со дня начала работы выборного органа местного самоуправления нового созыва.

    Говоря о местном самоуправлении часто можно столкнуться с вопросом – а какая у него вообще структура? Кто ее определяет? Откуда берется штатная численность работников?

    Попробуем рассмотреть эти вопросы на примере низового уровня местного самоуправления в России – сельских поселений.

    Начнем с того, что представляет этот уровень, это низовое звено среди муниципалитетов. Согласно закону «Об общих принципах местного самоуправления в России» сельское поселение — это один или несколько населенных пунктов, причем один из них является центром этого поселения. Должно выполняться условие – до этого населенного пункта можно добраться в течение одного рабочего дня. Также предъявляются требования к плотности населения и роду их занятий.

    Сельское поселение обычно входит в состав образования более высокого уровня – муниципального района.

    Как и в любой другой организации у сельских поселений есть свой Устав . Это словно конституция в миниатюре. Устав утверждают депутаты представительного органа поселения на самом первом заседании, когда сельское поселение только создается.

    Согласно Уставу, в населенном пункте, являющемся центром поселения, находятся и ведут работу следующие органы местного самоуправления :

    • Администрация – или, официально говоря, исполнительно-распорядительный орган сельского поселения. Он может состоять из отдельных структурных подразделений или из специалистов, каждый из которых курирует определенные направления работы администрации: бухгалтерия, сельское хозяйство, издание нормативных правовых актов. Кстати, тут важно отметить, что все нормативные акты издаваемые органами местного самоуправления, акты о которых пойдет речь в этой статье, являются подзаконными. Законодательство в РФ начинается с уровня субъекта, т.е. области, края итд.
    • Совет или Дума – это представительный орган, он состоит из депутатов, прямо избираемых населением на определенный срок, обычно пять лет.
    • Высшее должностное лицо – под этим названием может скрываться как глава администрации, так и председатель представительного органа. В небольших населенных пунктах он может совмещать эти должности.
    • Контрольно-счетный орган – орган внешнего финансового контроля. Специфика сельских поселений (малая численность, проблема с кадрами) состоит в том, что им можно не создавать этот орган, а передавать его полномочия на уровень выше – в свой район. Передавать полномочие нужно вместе с деньгами.

    Как происходит определение структуры органов самоуправления сельского поселения? Рассмотрим поподробнее этот вопрос.

    В Уставе отдельные главы или разделы посвящены администрации, совету, главе и контрольно-счетному органу. В главах подробно расписываются их полномочия – какие вопросы местного значения они компетентны решать.

    Отметим, что этот список не постоянен и меняется вместе с российским законодательством. За этим следят органы прокуратуры.

    Но есть в этих главах и про структуру – обычно, структуру представительного органа: сколько депутатов, порядок избрания председателя и его зама, комиссии или комитеты которые создает представительный орган.

    В главе посвященной администрации обычно применяются отсылочные, т.н. бланкетные нормы – структура администрации обычно определяется решением самого представительного органа на год. Впрочем, структуру в любой момент можно изменить – тоже решением Думы или Совета, подписанным высшим должностным лицом. Это решение часто оформляется в виде схемы – кто кому подчинен.

    Администрация тоже издает свои правовые акты – например, о возложении обязанностей, штатное расписание и т.д.

    Структуру контрольно-счетного органа в Уставе не расписывают, тем более что у них обычно очень малая численность: два-три человека.

    А вот к главе посвященной высшему должностному лицу есть смысл присмотреться поподробнее. Именно высшее должностное лицо возглавляет муниципалитет в целом, именно оно подписывает принятые нормативные акты.

    Как ни странно, но на практике могут встречаться случаи, когда глава поселения не возглавляет администрацию . Это бывает в том случае, если в Уставе закреплено что администрацию возглавляет некий нанятый специалист.

    Таким образом, можно прийти к следующему выводу: структура органов местного самоуправления в сельских поселениях определяется комплексом подзаконных правовых актов, принимаемых органами местного самоуправления, который включает в себя:

    • Устав сельского поселения;
    • Решения представительного органа о структуре исполнительно-распорядительного и контрольно-счетного органа, и решения, их изменяющие;
    • Постановления или распоржения исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления, касающиеся обычно бухгалтерской и технической стороны вопроса.