Войти
Образовательный портал. Образование
  • Отечественной войны 2 степени
  • День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады
  • Манная каша на молоке: пропорции и рецепты приготовления Манная каша 1 порция
  • Суп-пюре из брокколи с сыром Рецепт крем супа из брокколи с сыром
  • Гороскоп: характеристика Девы, рождённой в год Петуха
  • Причины выброса токсичных веществ Несгораемые углеводороды и сажа
  • Техника безопасности при изготовлении изделия из ткани. Правила работы на швейной машине и безопасность труда. По окончании работы

    Техника безопасности при изготовлении изделия из ткани. Правила работы на швейной машине и безопасность труда. По окончании работы

    Техника безопасности при обработки изделия

    Для безопасного труда каждый работающий должен соблюдать следующие правила техники безопасности.

    Правила техники безопасности при работе с иглой и ножницами

    Хранить иглы и булавки следует воткнутыми в специальные игольницы, с вдетыми нитками для более легкого обнаружения в случае потери.

    Нельзя втыкать иголки и булавки в одежду, мебель, брать их в рот.

    До и после работы пересчитывать иголки и булавки.

    При уколе пальца иглой следует выдавить две-три капли крови и смазать ранку йодом.

    Ножницы следует хранить в специальном чехле.

    Передавать ножницы следует кольцами вперед, держа их за сомкнутые лезвия.

    По окончании работы необходимо убрать свое рабочее место

    Правила техники безопасности при работе на швейной машине

    Следить за исправностью швейной машины.

    Проверять перед работой наличие ограждений и предохранительных экранов, резинового коврика на педали машины, заземления корпуса машины.

    Запрещается проводить чистку и смазку машины на ходу.

    Запрещается класть ножницы и другие предметы около вращающихся частей машины.

    Запрещается отвлекать портного во время работы и отвлекаться самому во избежание попадания рук под иглу или в движущиеся части машины.

    Форма портного должна состоять из фартука и косынки, на ногах должна быть обувь без каблуков на резиновой или пробковой подошве.

    При обнаружении неисправности, которая самостоятельно не исправляется, следует выключить машину и вызвать мастера-наладчика.

    Правила техники безопасности при работе с утюгом

    Перед включением утюга необходимо проверить исправность проводки и корпуса.

    Под ногами утюжильщицы должен быть резиновый коврик.

    При легком покалывании рук во время работы следует срочно отключить утюг и вызвать наладчика - покалывание происходит при замыкании на корпус.

    Во время работы необходимо следить, чтобы шнур не касался подошвы утюга во избежание порчи изоляции.

    Необходимо следить за нагревом утюга в соответствии с указателем терморегулятора.

    В случае перегрева утюга нужно выключить его и охлаждать, проводя по влажной ткани.

    Необходимо выключать утюг во время перерыва и по окончании работы.

    При обнаружении неисправности утюга, розетки, вилки или шнура прекратить работу и вызвать электромонтера.

    Построение основы платья

    Построение чертежа выкройки спинки и полочки. С левой стороны листа бумаги, на расстоянии 10 см от верхнего среза, проводят вертикальную линию, на которой откладывают мерку длины платья (105 см) и ставят точки А и Н. Через точки А и Н вправо проводят горизонтальные линии.

    Ширина платья. От точки А вправо по горизонтальной линии откладывают мерку полуобхвата груди плюс 5 см на свободное облегание и ставят точку В.

    АВ = 48 + 5 = 53 см.

    Через точку В проводят вертикальную линию до пересечения с нижней линией, точку пересечения обозначают Н?.

    Длина спинки до линии талии. От точки А вниз по вертикальной линии откладывают мерку длины спины до линии талии плюс 0,5 см и ставят точку Т (38 + 0,5 = 38,5 см). Через точку Т вправо проводят горизонтальную линию до пересечения с линией ВН?, точку пересечения с этой линией обозначают Т?.

    Линия бедер. От точки Т вниз по вертикальной линии откладывают 1/2 мерки длины спины до линии талии и ставят точку Б (38: 2 = 19 см). Через точку Б вправо проводят горизонтальную линию до пересечения с линией ВН?, точку пересечения с этой линией обозначают Б?.

    Ширина спинки. От точки А вправо по линии АВ откладывают мерку ширины спины плюс 1,5 см и ставят точку А?.

    АА? = 18 + 1,5 = 19,5 см.

    Ширина проймы. От точки А? вправо по линии АВ откладывают 1/4 мерки полуобхвата груди плюс 0,5 см и ставят точку А?.

    А?А? = 48: 4 + 0,5 = 12,5 см.

    Через точки А? и А? проводят вертикальные линии вниз.

    Срез горловины спинки. От точки А вправо по горизонтальной линии откладывают 1/3 мерки полуобхвата шеи плюс 0,5 см и ставят точку А?.

    АА? = 18: 3 + 0,5 = 6,5 см.

    Для фигур с жировыми отложениями в области седьмого шейного позвонка ширину. горловины спинки увеличивают на 0,5 см.

    Из точки А? восставляют перпендикуляр к линии АА?, на котором от точки А? откладывают вверх 1/10 мерки полуобхвата шеи плюс 0,8 см и ставят точку А?.

    А?А? = 18: 10 + 0,8 = 2,6 см.

    Угол АА?А? делят пополам, от точки А? по линии деления угла откладывают 1/10 мерки полуобхвата шеи минус 0,3 см и ставят точку А?.

    А?А? = 18: 10 - 0,3 = 1,5 см.

    Точки А?, А? и А соединяют плавной вогнутой линией.

    Плечевой срез. От точки А? вниз по вертикальной линии откладывают 2,5 см - для нормальных плеч, 1,5 см - для высоких плеч, 3,5 см - для покатых плеч и ставят точку П. Точки А? и П соединяют прямой линией, на которой (от точки А?) откладывают вправо мерку длины плеча плюс 1,6 - 2 см для вытачки и плюс 0,5 см для посадки и ставят точку П?.

    А?П? = 13,5 + 1,6 + 0,5 = 15,6 см.

    Глубина проймы. От точки П вниз по вертикальной линии откладывают 1/4 мерки полуобхвата груди плюс 7 см и ставят точку Г.

    ПГ = 48: 4 + 7 = 19 см.

    Для сутулых фигур откладывают 1/4 мерки полуобхвата груди плюс 7,5 см (48: 4 + 7,5 = 19,5 см).

    Для перегибистых фигур откладывают 1/4 мерки полуобхвата груди плюс 6,5 см (48: 4 + 6,5 = 18,5 см).

    Через точку Г влево и вправо проводят горизонтальную линию. Точку пересечения этой линии с линией АН обозначают Г?, с линией ширины проймы - Г?, с линией ВН? - Г?.

    Примечание. Мерку глубины проймы можно проконтролировать дополнительной меркой, меркой длины бока, ее снимают от шнурка на линии талии до подмышечной впадины руки минус 2 см.

    Срез проймы спинки. От точки Г вверх по вертикальной линии откладывают 1/3 расстояния ПГ плюс 2 см и ставят точку П?.

    ГП? = 19: 3 + 2 = 8,3 см.

    Угол П?ГГ? делят пополам, от точки Г по линии деления угла откладывают 1/10 ширины проймы плюс 1,8 см и ставят точку П?.

    ГП? = 12,5: 10 + 1,8 = 3,1 см.

    Линию ГГ? делят пополам и ставят точку Г?. Точки П?, П?, П? и Г? соединяют плавной линией.

    Срез проймы полочки. От точки Г? вверх по вертикальной линии откладывают 1/4 мерки полуобхвата груди плюс 5 см и ставят точку П?.

    Г?П? = 48: 4 + 5 = 17 см.

    Для сутулых фигур откладывают 1/4 мерки полуобхвата груди плюс 4,5 см (48: 4 + 4,5 = 16,5 см).

    Для перегибистых фигур откладывают 1/4 мерки полуобхвата груди плюс 5,5 см (48: 4 + 5,5 = 17,5 см).

    Через точку П? влево проводят горизонтальную линию, на которой от точки П? откладывают 1/10 мерки полуобхвата груди, и ставят точку П? (48: 10 = 4,8 см). От точки Г? вверх по вертикальной линии откладывают 1/3 отрезка Г?П? и ставят точку П?.

    Г?П? = Г?П? : 3 = 17: 3 = 5,7 см.

    Точки П? и П? соединяют пунктирной линией, делят отрезок П?П? пополам, от точки деления под прямым углом к пунктирной линии откладывают 1 см. Получают точку 1. Угол П?Г?Г? делят пополам, от точки Г? по линии деления угла откладывают 1/10 ширины проймы плюс 1,1 см и ставят точку П?.

    Г?П? = 12,5: 10 + 1,1 = 2,4 см.

    Точки П?, 2, П?, П? и Г? соединяют плавной вогнутой линией.

    Линия бока. От точки Г вправо по горизонтальной линии откладывают 1/3 ширины проймы и ставят точку Г? (12,5: 3 = 4,2 см). Из точки Г? опускают перпендикуляр на линию низа. Точки пересечения с линией талии, бедер и низа обозначают соответственно Т?, Б? и Н?.

    Срез горловины полочки. От точки Г? вверх по вертикальной линии откладывают 1/2 мерки полуобхвата груди плюс 1,5 см и ставят точку В?.

    Г?В? = 48: 2 + 1,5 = 25,5 см.

    От точки Г? вверх по линии Г?А? откладывают отрезок Г?В? и ставят точку В?. Точки В? и В? соединяют прямой линией. От точки В? влево по линии В?В? откладывают 1/3 мерки полуобхвата шеи плюс 0,5 см и ставят точку В?.

    В?В? = 18: 3 + 0,5 = 6,5 см.

    От точки В? вниз по линии В?Н? откладывают 1/3 мерки полуобхвата шеи плюс 2 см и ставят точку В?.

    В?В? = 18: 3 + 2 = 8 см.

    Точки В? и В? соединяют пунктирной линией, делят отрезок В?В? пополам, точку деления соединяют пунктирной линией с точкой В?. От точки В? по этой линии откладывают 1/3 мерки полуобхвата шеи плюс 1 см и ставят точку В?.

    В?В? = 18: 3 + 1 = 7 см.

    Точки В?, В? и В? соединяют плавной вогнутой линией.

    Центр груди. От точки Г? по линии Г?Г? влево откладывают мерку центра груди (9,5 см) и ставят точку Г?. Через точку Г? проводят вертикальную линию до пересечения с линией В?В?, точку пересечения обозначают В?.

    Выступающая точка груди. От точки В? вниз по вертикальной линии откладывают мерку высоты груди (27 см) и ставят точку Г?.

    Плечевой срез и линии вытачки. От точки В? вниз по вертикальной линии откладывают 1 см и ставят точку В?. Точки В? и В? соединяют прямой линией. Точки П? и В? соединяют пунктирной линией. От точки П? вправо по пунктирной линии откладывают мерку длины плеча минус величина отрезка В?В?, минус 0,3 см и ставят точку В?.

    П?В? = 13,5 - 3 - 0,3 = 10,2 см.

    Точки Г? и В? соединяют прямой линией, на которой от точки Г? вверх откладывают величину отрезка Г?В? и ставят точку В?. Точки В? и П? соединяют прямой линией.

    Расчет раствора вытачек по линии талии. Если платье должно быть приталенным, необходимо сделать вытачки. Для определения величины раствора вытачек необходимо найти разность между шириной изделия по линии груди (с учетом припуска на свободное облегание и шириной изделия по линии талии также с учетом припуска на свободное облегание (48 + 5 = 53 см; 38 + 3 = 41 см; 53 - 41 = 12 см). Величина раствора всех вытачек равна 12 см.

    Величина раствора передней вытачки равна 0,25 от общего раствора вытачек (12 х 0,25 = 3 см). Величина раствора боковой вытачки равна 0,4 от общего раствора вытачек (12 х 0,4 = 4,8 см). Величина раствора задней вытачки равна 0,35 от общего раствора вытачек (12 х 0,35 = 4,2 см).

    Расчет ширины платья по линии бедер. Для расчета ширины изделия по линии бедер к мерке полуобхвата бедер прибавляют 2 см на свободное облегание, из полученной величины вычитают ширину платья, полученную при построении чертежа между точками Б, Б? (53 + 2 - 53 = 2 см). Полученную величину (2 см) распределяют поровну между полочкой и спинкой (2: 2 = 1 см). От точки Б? влево и вправо откладывают по 1 см и ставят точки Б? и Б?.

    От точки Т? влево и вправо по линии талии откладывают по половине раствора боковой вытачки (4,8: 2 = 2,4 см) и ставят точки Т? и Т?. Точки Т? и Т? соединяют прямыми линиями с точкой Г? и продолжают эту линию до линии проймы. Точку Т? соединяют пунктирной линией с точкой Б?, точку Т? - с точкой Б?. Расстояния между этими точками делят пополам, из точек деления в сторону линии бока восставляют перпендикуляры, на которых откладывают по 0,5 см. Полученные точки соединяют с точками Б?, Т? и Б?, Т? плавными линиями. Через точку Б? и Б? проводят вертикальные линии до линии низа. Точки пересечения с линией низа обозначают Н? и Н?.

    Линия талии полочки. От точки В? вниз по линии В?Н? откладывают мерку длины переда до линии талии плюс 0,5 см (43 + 0,5 = 43,5 см) и ставят точку Т?. Точки Т? и Т? соединяют плавной линией.

    Линия бедер полочки. От точки Б? вниз по вертикальной линии откладывают величину отрезка Т?Т? и ставят точку Б?. Точки Б? и Б? соединяют плавной линией.

    Линия низа полочки. Вертикальную линию В?Н? продолжают вниз, от точки Н? вниз по этой линии откладывают величину отрезка Т?Т? и ставят точку Н?. Точки Н? и Н? соединяют плавной линией.

    Оформление вытачки на спинке. Расстояние между точками Г и Г? делят пополам, точку деления обозначают Г?. Через точку Г? проводят вертикальную линию до пересечения с линией бедер. Точки пересечения с линиями талии и бедер обозначают Т? и Б?. От точки Т? влево и вправо откладывают по половине глубины задней вытачки (4,2: 2 = 2,1 см) и ставят точки Т? и Т?. От точки Г? вниз по вертикальной линии откладывают 1 - 3 см и ставят точку Г?. От точки Б? вверх по вертикальной линии откладывают 4 см. Точки Т? и Т? соединяют слегка вогнутыми линиями с полученной точкой и с точкой Г?.

    Линии передней вытачки. Через точку Г? вниз проводят вертикальную линию. Точку пересечения этой линии с линией талии обозначают Т?, с линией бедер - Б?. От точки Т? влево и вправо откладывают по половине глубины передней вытачки (3: 2 = 1,5 см) и ставят точки Т?? и Т??. От точки Г? вниз по вертикальной линии и от точки Б? вверх по той же линии откладывают по 5 см. Полученные точки соединяют прямыми линиями с точками Т?? и Т??.

    Техника безопасности при выполнении ручных, машинных и утюжильных работ

    I. Правила техники безопасности при работе с утюгом:

    1. Проверить исправность шнура.

    2. Включать и выключать сухими руками, держась за корпус вилки.

    3. Ставить утюг на подставку. Следить за тем, чтобы подошва утюга не касалась шнура.

    4. Следить за правильной установкой положения терморегулятора.

    5. По окончании работы выключить утюг.

    II. Правила техники безопасности на швейной машине:

    1. Волосы должны быть убраны под косынку.

    2. На машине не должны лежать посторонние предметы.

    3. Перед работой проверить, не осталось ли в изделии игл и булавок.

    4. Не наклоняться близко к движущимся частям машины.

    5. Следить за правильным положением рук и ног.

    6. Не надевать ремень во время работы машины.

    7. Не держать ремень рукой, иначе можно поранить руку скрепкой.

    Заправляя нитку в машинную иглу, не держать ногу на педали.

    III. Правила техники безопасности при работе с иглой, ножницами и булавками:

    1. Ножницы класть сомкнутыми лезвиями от работающего.

    2. Хранить ножницы в определённом месте - рабочей коробке. Ножницы должны быть хорошо заточенными.

    3. Шить с напёрстком.

    4. Хранить иглы и булавки в игольной подушечке.

    Сломанную иглу не бросать, а класть в специально отведённое для этого место.

    Правила безопасности при работе с иголками и утюгом

    Расчет себестоимости изделия

    Израсходованные материалы

    Количество материалов

    Цена в гривнах за единицу

    Расход в гривнах

    Лён бежевый

    1м. = 53 грн.

    0.65 *53=34.45 грн.

    Нитки белые

    3 катушки

    1 к. = 3 грн.

    Нитки красные

    2 катушки

    1 к. = 2.50 грн.

    2*2.50=5 грн.

    Нитки бежевые

    1.5 катушки

    1 к. = 2.50 грн.

    1.5 *2.50=3.75 грн.

    Нитки зеленые

    2 катушки

    1 к. = 3 грн.

    Пуговицы

    1 шт.=1.50 грн.

    2*1.50=3 грн.

    Всего: 61грн. 20 коп.

    В торговле такое изделие стоит 120 грн, а я пошила такое же изделие намного дешевле, за 61 грн. 20 коп. Экономически выгоднее пошить рубашку-поло самому.

    Опасность подстерегает человека на каждом шагу, поэтому занятие любым делом требует осторожности. Ее надо соблюдать во всем. Любой несет определенную угрозу для здоровья человека. Поэтому, беря в руки иголку и нитку, необходимо помнить, что должна соблюдаться техника безопасности при шитье.

    Чего надо опасаться

    Любой портной, закройщик или швея знают, что работа по пошиву одежды или обуви, может казаться простой только несведущему человеку. Ее сложность заключается не только в расчетах и вопросах конструирования. Не менее важно, чтобы во время всего процесса соблюдалась техника безопасности.

    При шитье человек обязательно использует различные орудия труда, которые изначально несут в себе определенную угрозу. Например, булавки и иглы могут поранить руку, а утюг - нанести серьезный ожог. Ножницы тоже принято считать объектом особой опасности. Все это надо учесть, прежде чем браться за работу. Чтобы сам процесс приносил радость, а не создавал лишние проблемы, нужно быть очень осторожным. Поэтому техника безопасности при шитье должна обязательно соблюдаться. Практически с каждым инструментом надо уметь правильно работать. Кроме того, необходимо организовывать процесс так, чтобы возможная угроза стала минимальной. Техника безопасности при шитье включает в себя свод определенных норм и правил, которые нужно выполнять для получения желаемого результата.

    Выполнение швейных работ

    Некоторые считают, что вопросы безопасности касаются только работы на производстве. Это не совсем так. Дома иголка в руке человека тоже представляет собой определенную угрозу.

    Поэтому всегда необходимо соблюдать при шитье. Их совсем немного:

    1. Во время работы нужно быть предельно внимательным.
    2. Во избежание несчастного случая лучше пользоваться только исправными и чистыми инструментами.
    3. При серьезных ранениях или ожогах надо немедленно обращаться за помощью в медицинское учреждение.
    4. Быть осторожным при работе с электроприборами и не касаться А в случае нарушения изолирующего покрытия обмотать поврежденный участок скотчем или иным материалом во избежание поражения током.
    5. Не разбрасывать по столу иголки, булавки и иные крепежные детали, а собирать их на специальную подушечку.
    6. Ножницы располагать всегда справа от себя с плотно сомкнутыми лезвиями, направленными в противоположную сторону. Передавать другому человеку их нужно так, чтобы он сразу мог взяться за кольца.

    Это - лишь самые основные правила техники безопасности при шитье. Для каждого отдельного этапа работы и инструмента есть свои особые тонкости.

    Безопасность в школе

    В школе воспитанники средних классов уже начинают осваивать технологию пошива некоторых изделий. Это предусмотрено учебной программой. Педагоги обязательно должны следить, чтобы соблюдалась техника безопасности на уроках шитья. В основном это касается девочек, а сама дисциплина называется «домоводство». У мальчиков занятия связаны больше со слесарными и токарными работами. Девочки учатся делать выкройки, а затем с их помощью создавать готовые швейные изделия.

    Эта работа обычно связана с таким инструментами, как ножницы, иглы, булавки, швейная машина. Помимо основных правил обращения с такими предметами, ученицы обязаны строго соблюдать санитарно-гигиенические правила:

    1. Работать нужно в переднике и нарукавниках или использовать специальный халат.
    2. Волосы всегда должны быть собраны под косынку.
    3. Соблюдать чистоту на рабочем месте.
    4. Следить за тем, чтобы свет обязательно падал только с левой стороны.

    Также учитель должен разъяснить правила обращения со всеми инструментами:

    1. Иглы должны быть острые и не ржавые. Их никогда нельзя брать в рот. В случае поломки испорченные предметы следует складывать в специально отведенную для этого коробку, а не бросать на пол.
    2. Ножницы должны быть хорошо отрегулированы и заточены. Использовать их нужно только по назначению и не оставлять в положении с раскрытыми лезвиями.

    Все эти тонкости педагог должен рассказать девочкам прежде, чем они приступят к работе.

    Обращение с механизмами

    Особого внимания заслуживает техника безопасности при шитье на машинке. Ее надо соблюдать не только на производстве или уроках в школе, но и дома.

    В последнее время чаще всего используются механизмы с ножным приводом, поэтому свод правил лучше рассматривать на их примере. Во время работы надо:

    1. Работать в косынке, чтобы волосы не попали под лапку вместе с тканью.
    2. Следить, чтобы на поверхности машины не было посторонних предметов.
    3. Следить за правильным положением корпуса, ног и рук. Спину нужно держать ровно, слегка наклоняясь вперед.
    4. Проверять, чтобы на изделии не оставалось булавок, так как при шитье они могут попасть под лапку. Сломанные кусочки в состоянии не только привести к повреждению самой машины, но создать определенную опасность для глаз.
    5. Перед началом работы нужно постоянно проверять целостность шнура и включать его в розетку, только держась за вилку.
    6. Педаль машины нажимать плавно, чтобы рывком не повредить ремень.
    7. Руки нужно держать в непосредственной близости от лапкодержателя, но не подсовывать их под него.

    Соблюдая все перечисленные выше правила, можно быть уверенным, что в процессе работы не возникнет проблем.

    Настоящая инструкция по охране труда разработана специально для швеи-мотористки при работе на швейной машине с электроприводом.

    1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА

    1.1. К работе на швейной машине с электроприводом допускаются лица старше 18 лет, специально обученные данной профессии, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья, прошедшие вводный и первичный на рабочем месте инструктажи по охране труда, аттестованные на I группу по электробезопасности, обученные безопасным приемам труда, прошедшие стажировку на рабочем месте и проверку знаний требований охраны труда.
    1.2. Не реже 1 раза в полгода швея-мотористка проходит повторный инструктаж по охране труда, не реже 1 раза в год – очередную проверку знаний требований охраны труда, периодический медицинский осмотр – в соответствии с приказом Минздравсоцразвития № 302н.
    1.3. Швейная машина должна подключаться посредством гибкого провода, имеющего штепсельную вилку и розетку с заземляющим контактом; должна быть снабжена устройством, предохраняющими пальцы от прокола иглой и откидным кожухом, ограждающим вращающиеся части.
    1.4. Швейная машина должна иметь надёжное крепление объёмных частей, быть безопасной в работе и не иметь доступные для случайного прикосновения токоведущие части.
    1.5. Корпус электродвигателя швейной машины должен быть заземлен.
    1.6. Рабочее место должно быть оснащено винтовым стулом с поясничной опорой и регулируемым по высоте.
    1.7. Для амортизации сотрясений во время работы головки швейных машин должны быть установлены на эластичные прокладки, прикрепленные к настольным доскам машины.
    1.8. Швея-мотористка должна быть обеспечена специальной одеждой, обувью и другими средствами индивидуальной защиты в соответствии с действующими нормами.
    1.9. Во время работы на швею-мотористку возможно воздействие следующих опасных и вредных производственных факторов:
    — повышенное значение напряжения в электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека;
    — подвижные части производственного оборудования, игла;
    — повышенная яркость света;
    — недостаточная освещенность рабочей зоны;
    — отсутствие или недостаток естественного света;
    — повышенный уровень шума на рабочем месте;
    — повышенное содержание пыли в воздухе.
    1.10. Швея-мотористка обязана немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого профессионального заболевания (отравления).
    1.11. Швея-мотористка обязана:
    — соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, принятые на предприятии;
    — во время работы быть внимательной, не отвлекаться и не отвлекать других;
    — не пользоваться защитными средствами, не прошедшими установленных испытаний, а также такими, срок испытания которых истек;
    — обо всех неисправностях оборудования, приспособлений и инструмента докладывать непосредственному руководителю.
    1.12. Швея-мотористка должна выполнять работу, которая поручена руководителем, при условии, что безопасные способы ее выполнения ей известны.
    1.13. Курить и принимать пищу разрешается только в специально отведенных для этой цели местах. Перед приемом пищи необходимо тщательно вымыть руки с мылом.
    1.14. Требования настоящей инструкции являются обязательными для швеи-мотористки. За невыполнение этих требований швея-мотористка несет ответственность в соответствии с действующим законодательством РФ.

    2. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ

    2.1. Надеть и застегнуть (завязать на завязки) рабочую одежду. Одежда не должна стеснять движений во время работы. Волосы убрать под головной убор. В карманах не должно быть острых предметов.
    2.2. Осмотреть и привести в порядок рабочее место. Убрать предметы, которые не имеют отношения к выполняемой работе.
    2.3. Проверить достаточность освещения рабочего места.
    2.4. Убедиться в наличии и исправности необходимых для выполнения порученной работы ограждающих и предохраняющих устройств, приспособлений и инструментов, разместить их в удобном и безопасном для использования порядке.
    2.5. Проверить исправность швейной машины на холостом ходу, в первую очередь проверить действие фрикциона (тормоза). Машина должна немедленно останавливаться при снятии ноги с педали.
    2.6. Убедиться в правильной установке иглы.
    2.7. Произвести уборку машины, обтереть её от пыли и масла.
    2.8. В случае обнаружения опасных ситуаций и невозможности их устранения немедленно поставить в известность непосредственного руководителя.

    3. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ

    3.1. Поддерживать на рабочем месте чистоту и порядок.
    3.2. Во избежание несчастных случаев запускать машину плавным нажатием педали.
    3.3. Следить за тем, чтобы детали кроя и инструмент не соприкасались с маховиком машины. Случайно попавшие в приводной механизм нитки и детали изделий выбирать только при выключенном электродвигателе.
    3.4. Прокладывая строчку, деталь изделия держать двумя руками. Прижимную лапку поднимать с помощью подъёмника или педали.
    3.5. Прижимную лапку к шьющему механизму подводить только во время остановки машины.
    3.6. Следить, чтобы вентиляционные щели на кожухе двигателя не засорялись нитками или остатками материала. Очищать щели от воз¬можных остатков материалов пылеочистительной кисточкой и только в режиме отключения машины от электросети.
    3.7. Машину необходимо отключать, в случае:
    — обнаружения неисправностей;
    — перерыва в работе или ухода с рабочего места;
    — смены иглы и прижимной лапки;
    — обрыва нити и заправки верхней и нижней нитей;
    — чистки, смазки и регулировки машины;
    — выполнения любых ремонтных работ.
    3.8. Отработанные швейные иглы складывать в специальную тару.
    3.9. Не допускать на рабочее место лиц, не имеющих отношение к данной работе.

    4. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

    4.1. В случае обнаружения неисправностей в электрической швейной машине или в электропроводке немедленно прекратить работу, отключить машину от электросети и доложить о ситуации непосредственному руководителю.
    4.2. При возникновении пожара немедленно прекратить работу, сообщить в пожарную часть по телефону 101, отключить электропитание, сообщить непосредственному руководителю и приступить к ликвидации очага возгорания первичными средствами пожаротушения.
    4.3. При несчастном случае освободить пострадавшего от травмирующего фактора, оказать ему первую помощь, при необходимости вызвать бригаду скорой помощи по телефону 103, известить о происшествии руководство и по возможности сохранить обстановку, если это не приведет к аварии или травмированию других людей.
    4.4. Оказание первой помощи:
    — при поражении электрическим током обесточить пострадавшего (не забывая о собственной безопасности);
    — при отсутствии пульса на сонной артерии нанести удар кулаком по грудине и приступить к реанимации;
    — при коме повернуть пострадавшего на живот;
    — при электрических ожогах и ранах наложить повязки;
    — при переломах костей конечностей наложить шины;
    — при ожогах не следует стаскивать с обожженного места одежду и удалять прилипшее к ране белье, при ожоге глаз электрической дугой необходимо делать холодные примочки раствором борной кислоты;
    — при отсутствии у пострадавшего дыхания и пульса необходимо сделать ему искусственное дыхание и непрямой (наружный) массаж сердца, обратив внимание на зрачки; расширенные зрачки указывают на резкое ухудшение кровообращения мозга, при таком состоянии оживление начинать немедленно;
    — вызвать скорую помощь по телефону 103.

    5. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ

    5.1. Остановить (отключить от электросети) швейную машину.
    5.2. Вычистить и смазать маслом механизмы швейной машины.
    5.3. Привести в порядок рабочее место. Очистить стол и пол у машины от отходов, убрать готовую продукцию и неиспользованные ма¬териалы.
    5.4. Убрать инструменты и приспособления в специально отведённое место.
    5.5. Снять и убрать спецодежду, привести себя в порядок.
    5.6. Вымыть лицо и руки с мылом.
    5.7. Обо всех нарушениях, обнаруженных во время работы, а также о принятых мерах известить своего непосредственного руководителя.
    5.8. Отключить освещение и закрыть помещение.

    Занятия на уроках труда для девочек не менее травмоопасны, чем для мальчиков. Швейные машинки, утюги, острые ножницы и иглы – при неправильном обращении могут служить источником повышенной опасности. Именно поэтому в кабинете труда школьникам необходимо полностью придерживаться техники безопасности, а учителю следить за её неукоснительным исполнением.

    Обеспечивается преподавателем и каждым из учащихся, задействованным в процессе обучения. Инструктаж по технике безопасности направлен на снижение риска получения ушибов, ожогов, порезов, поражения электрическим током, а также на снижение опасности возникновения пожара. Помещение, а также всё учебное оборудование должно соответствовать установленным нормативам.

    Общие положения по правилам безопасности на уроке труда

    • К уроку допускаются только школьники, одетые в специальную рабочую форму;
    • Нельзя приступать к выполнению задания без ознакомления с техникой безопасности и разрешения учителя;
    • Нельзя пользоваться инструментами и оборудованием не по назначению, а также поврежденными предметами;
    • Задания надо выполнять внимательно и аккуратно, чтобы не нанести вред себе и окружающим;
    • Рабочее место надо содержать в чистоте, предметы хранить в соответствии с техникой безопасности;
    • При получении травмы немедленно прекратить выполнения учебного задания и сообщить об этом учителю;
    • По окончанию урока труда необходимо убрать рабочее место, сложить инструменты на места и тщательно вымыть руки с мылом.

    Инструкция по безопасности на уроке труда, работа с тканью

    Ознакомление школьников с техникой безопасности является необходимым условием допуска к урокам труда. Также ученики должны пройти медицинский осмотр и иметь соответствующее разрешение по работе с предметами, представляющими собой повышенную опасность.

    Техника безопасности на уроке труда при работе с ручным инструментом

    • Перед началом работы школьникам надо одеть спецодежду, а длинные волосы заправить под колпак или косынку;
    • Ножницы, иголки и шило необходимо хранить в специально предназначенных для этого местах и доставать только для использования по прямому назначению;
    • Перед работой необходимо проверить отсутствие ржавых иголок и булавок. Запрещается использовать их для выполнения заданий, так как они плохо прокалывают ткань и могут сломаться и поранить руку;
    • Использованные инструменты необходимо класть на место, нельзя оставлять открытые ножницы. Если их надо передать кому-то, то они должны при этом быть закрыты и направлены рукояткой к получателю;
    • Запрещено держать ножницы острыми частями вверх, а также использовать их при наличии ослабленного центрального крепления;
    • При использовании ножниц проденьте в кольца большой и средний палец, указательным пальцем придерживайте их с нижней стороны. Узкое лезвие должно находиться снизу, а остриё направлено от себя. Нельзя резать на ходу;
    • Шить ткань необходимо, используя наперсток;
    • Для крепления ткани надо вкалывать в неё булавки только острыми концами от себя;
    • Нельзя перекусывать нити зубами или рвать их, а также вкалывать свободные булавки в одежду или любые непредназначенные для этого предметы, необходимо использовать специальные подушечки;
    • При работе со спицами надо их держать не ближе чем 35 сантиметров от глаз. Нельзя использовать гнутые и ржавые спицы;
    • Сломанные иглы и булавки необходимо сдать учителю труда.

    Правила безопасности на уроке труда при работе со швейной машинкой

    • Перед началом работы на уроке труда надо одеть спецодежду, длинные волосы заправить под колпак или косынку, а манжеты рукавов застегнуть;
    • Необходимо убедиться в работоспособности швейной машинки, отсутствии видимых повреждений и наличии неповрежденного заземления. Проверить прочность креплений иглы и лапки, а также присутствие диэлектрического коврика под ногами;
    • Перед выполнением шитья надо убрать с платформы швейной машины все посторонние предметы;
    • Перед стачиванием изделия убедитесь, что в нем не осталось иголок или булавок;
    • При шитье не наклоняйтесь близко над швейной машинкой, следите за правильной осанкой, не держите пальцы в опасной близости от рабочей иглы. Плотные места прошивайте с использованием пониженных оборотов;
    • По окончанию выполнения задания отключите швейную машинку от источника электропитания.

    При работе со швейной машиной оснащенной ручным приводом из инструкции по технике безопасности извлекаются пункты касающиеся электропитания оборудования.

    Инструкция по соблюдению правил безопасности на уроке труда при работе с электроутюгом

    • Перед началом работы на уроке труда надо одеть специальную одежду с нарукавниками, длинные волосы заправить под колпак или косынку;
    • Убедится в исправности шнура и вилки, наличии заземления и диэлектрического коврика под ногами, а также термостойкой подставки под утюгом.
    • Перед началом работы, если это предусмотрено в классе, надо включить вытяжную вентиляцию;
    • Надо касаться электрического шнура, переключателя и вился только сухими руками;
    • Необходимо правильно выбирать на утюге термический режим глажения;
    • Не оставлять горячий утюг без присмотра и следить чтобы его подошва не касалась проводов и посторонних предметов;
    • При глажке стоять ногами на диэлектрическом коврике. Не касаться рукой горячих поверхностей утюга и не смачивать обильно проглаживаемую ткань водой;
    • В конце выполнения задания на уроке труда надо отключить утюг от электропитания и установить его на термостойкую подставку.

    Каждый ученик обязан соблюдать правила по технике безопасности на уроке труда во избежание травм и пожара. Преподаватель должен следить за соблюдением техники безопасности на уроке труда и оперативно устранять возможные риски.