Войти
Образовательный портал. Образование
  • Рецепты варенья из кабачков с лимоном, с курагой и в ананасовом соке
  • Как приготовить вкусные куриные сердечки с картофелем в мультиварке Куриные сердечки рецепт в мультиварке с картофелем
  • Сырный суп с курицей и грибами Куриный суп с сыром и грибами
  • Четверка монет таро значение
  • Что такое договор найма служебного жилого помещения?
  • Хлеб по технологии в духовке на дрожжах
  • Начерти прямой угол с. Работа над новым материалом. Задание на дом

    Начерти прямой угол с. Работа над новым материалом. Задание на дом

    В курсе изучения геометрии основной школы рассматриваются задачи, связанные с практическим применением изученных знаний: измерительные работы на местности, измерительные инструменты. Практические работы на местности являются одной из наиболее активных форм связи обучения с жизнью, теории с практикой. Учащиеся учатся пользоваться справочниками, применять необходимые формулы, овладевают практическими приёмами геометрических измерений и построений.

    Практические работы с использованием измерительных инструментов повышают интерес учащихся к математике, а решение задач на измерение ширины реки, высоты предмета и определение расстояния до недоступной точки позволяют применить их в практической деятельности, увидеть масштаб применения математики в жизни человека.

    По мере изучения материала способы решения этих задач изменяются, одну и ту же задачу можно решить многими способами. При этом используются следующие вопросы геометрии: равенство и подобие треугольников, соотношения в прямоугольном треугольнике, теорема синусов и теорема косинусов, теорема Пифагора, свойства прямоугольных треугольников и т.д.

    Цели проведения уроков “Измерение на местности”:

    Задачи:

    • научности;
    • наглядности;
    • дифференцированного подхода;

    Критерии оценки достижения ожидаемых результатов:

    • активность учащихся;

    Подготовка и проведение таких уроков позволяют в результате:

    • научить применять математические знания в повседневной практической жизни.

    Одной из наиболее активных форм связи обучения с жизнью, теории с практикой является выполнение учащимися на уроках геометрии практических работ, связанных с измерением, построением, изображением. В курсе изучения геометрии основной школы рассматриваются задачи, связанные с практическим применением изученных знаний: измерительные работы на местности, измерительные инструменты. На уроках математики параллельно с изучением теоретического материала учащиеся должны научиться производить измерения, пользоваться справочниками и таблицами, свободно владеть чертёжными и измерительными инструментами. Работа проводится как на местности, так и решение задач в классе различными способами на нахождение высоты предмета и определение расстояния до недоступной точки. По программе в курсе геометрии рассматриваются следующие вопросы:

    7 класс

    • “Провешивание прямой на местности” (п.2),
    • “Измерительные инструменты” (п.8),
    • “Измерение углов на местности” (п.10),
    • “Построение прямых углов на местности” (п.13),
    • “Задачи на построение. Окружность” (п.21),
    • “Практические способы построения параллельных прямых” (п.26),
    • “Уголковый отражатель” (п.36),
    • “Расстояние между параллельными прямыми” (п.37 – рейсмус),
    • “Построение треугольника по трём элементам” (п.38)

    8 класс.

    • “Практические приложения подобия треугольников” (п.64 – определение высоты предмета, определение расстояния до недоступной точки)

    9 класс.

    • “Измерительные работы” (п.100 – измерение высоты предмета, измерение расстояния до недоступной точки).

    Практические работы на уроках геометрии позволяют решать педагогические задачи: ставить перед учащимися познавательную математическую проблему, актуализировать их знания и готовить к усвоению нового материала, формировать практически умения и навыки в обращении с различными приборами, инструментами, вычислительной техникой, справочниками и таблицами.. Они позволяют реализовать в обучении важнейшие принципы взаимосвязи теории и практики: практика выступает в качестве исходного звена развития теории и служит важнейшим стимулом её изучения учащимися, она является средством проверки теории и областью её применения.

    Система проведения уроков “Измерение на местности” ставит цели:

    • практическое применение теоретических знаний учащихся;
    • активизация познавательной деятельности учащихся;

    Предусматривает выполнение следующих задач:

    • расширение кругозора учащихся;
    • повышение интереса к предмету;
    • развитие смекалки, любознательности, логического и творческого мышления;
    • формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых для продуктивной жизни в обществе.

    При отборе содержания каждого урока по данной теме и форм деятельности учащихся используются принципы:

    • взаимосвязи теории с практикой;
    • научности;
    • наглядности;
    • учёта возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;
    • сочетания коллективной и индивидуальной деятельности участников;
    • дифференцированного подхода;

    Критерии оценки достижения ожидаемых результатов:

    Подготовка и проведение таких уроков позволяют в результате:

    • подключить, пробудить и развить потенциальные способности учащихся;
    • выявить наиболее активных и способных участников;
    • воспитывать нравственные качества личности: трудолюбие, упорство в достижении цели, ответственность и самостоятельность.
    • научить применять математические знания в повседневной практической жизни;
    • обращаться с различными приборами, инструментами, вычислительной техникой, справочниками и таблицами.

    Измерительные инструменты, используемые при измерении на местности:

    • Рулетка – лента, с нанесёнными на ней делениями, предназначена для измерения расстояния на местности.
    • Экер – прибор для построения прямых углов на местности.
    • Астролябия – прибор для измерения углов на местности.
    • Вехи (вешки) – колья, которые вбивают в землю.
    • Землемерный циркуль (полевой циркуль – сажень) – инструмент в виде буквы А высотой 1,37 м и шириной 2 м. для измерения расстояния на местности, для учащихся удобнее расстояние между ножками взять 1 метр.

    Экер

    Экер представляет собой два бруска, расположенных под прямым углом и укреплённых на треножнике. На концах брусков вбиты гвозди так, что прямые, проходящие через них, взаимно перпендикулярны.

    Астролябия

    Устройство: астролябия состоит из двух частей: диска (лимб), разделённого на градусы, и вращающейся вокруг центра линейки (алидады). При измерении угла на местности она наводится на предметы, лежащие на его сторонах. Наведение алидады называется визированием. Для визирования служат диоптры. Это металлические пластинки с прорезами. Диоптров два: один с прорезом в виде узкой щели, другой с широким прорезом, посередине которого натянут волосок. При визировании к узкому прорезу прикладывается глаз наблюдателя, поэтому диоптр с таким прорезом называется глазным. Диоптр с волоском направляется к предмету, лежащему на стороне измеряемого; он называется предметным. В середине алидады прикреплён к ней компас.

    астролябия

    Практические работы

    1. Построение прямой на местности (провешивание прямой линии)

    Отрезки на местности обозначают с помощью вех. Чтобы вешка стояла прямо, применяют отвес (какой – либо грузик, подвешенный на нитке). Ряд вбитых в землю вех и обозначает отрезок прямой линии на местности. В выбранном направлении ставят две вехи на расстоянии друг от друга, между ними другие вехи, так, чтобы глядя через одну, другие прикрывались друг другом.

    Практическая работа: построение прямой на местности.

    Задание: отметьте на ней отрезок в 20 м, 36 м, 42 м.

    2. Измерение средней длины шага.

    Считается некоторое число шагов (например, 50), измеряется данное расстояние и вычисляется средняя длина шага. Опыт удобнее провести несколько раз и сосчитать среднее арифметическое.

    Практическая работа: измерение средней длины шага.

    Задание: зная среднюю длину шага, отложите на местности отрезок 20 м, проверьте с помощью рулетки.

    3. Построение прямых углов на местности.

    Чтобы построить на местности прямой угол АОВ с заданной стороной ОА, устанавливают треножник с экером так, чтобы отвес находился точно над точкой О, а направление одного бруска совпало с направлением луча ОА. Совмещение этих направлений можно осуществить с помощью вехи, поставленной на луче. Затем провешивают прямую линию по направлению другого бруска (ОВ).

    Практическая работа: построение прямого угла на местности, прямоугольника, квадрата.

    Задание: измерьте периметр и площадь прямоугольника, квадрата.

    4. Построение и измерение углов с помощью астролябии.

    Астролябию устанавливают в вершине измерительного угла так, чтобы лимб её был расположен в горизонтальной плоскости, а отвес, подвешенный под центром лимба, проектировался бы в точку, принимаемую за вершину угла на поверхности земли. Затем визируют алидадой по направлению одной стороны измеряемого угла и отсчитывают на лимбе градусные деления против метки предметного диоптра. Повёртывают алидаду по ходу часовой стрелки в направлении второй стороны угла и делают второй отсчёт. Искомый угол равен разности показаний при втором и первом отсчётах.

    Практическая работа:

    • измерение заданных углов,
    • построение углов заданной градусной меры,
    • построение треугольника по трём элементам – по стороне и двум прилежащим к ней углам, по двум сторонам и углу между ними.

    Задание: измерить градусные меры заданных углов.

    5. Построение окружности на местности.

    На местности устанавливается колышек, к которому привязывается верёвка. Держась за свободный конец верёвки, двигаясь вокруг колышка, можно описать окружность.

    Практическая работа: построение окружности.

    Задание: измерение радиуса, диаметра; вычисление площади круга, длины окружности.

    6. Определение высоты предмета.

    а) С помощью вращающейся планки.

    Предположим, что нам нужно определить высоту какого – нибудь предмета, например высоту столба А 1 С 1 (задача № 579). Для этого поставим на некотором расстоянии от столба шест АС с вращающейся планкой и направим планку на верхнюю точку С 1 столба. Отметим на поверхности земли точку В, в которой прямая А 1 А пересекается с поверхностью земли. Прямоугольные треугольники А 1 С 1 В и АСВ подобны по первому признаку подобия треугольников (угол А 1 = углу А = 90 о, угол В – общий). Из подобия треугольников следует;

    Измерив расстояния ВА 1 и ВА (расстояние от точки В до основания столба и расстояние до шеста с вращающейся планкой), зная длину АС шеста, по полученной формуле определяем высоту А 1 С 1 столба.

    б) С помощью тени.

    Измерение следует проводить в солнечную погоду. Измерим длину тени дерева и длину тени человека. Построим два прямоугольных треугольника, они подобны. Используя подобие треугольников составим пропорцию (отношение соответственных сторон), из которой и найдём высоту дерева (задача №580). Можно таким образом определить высоту дерева и в 6 кл, используя построение прямоугольных треугольников в выбранном масштабе.

    в) С помощью зеркала.

    Для определения высоты предмета можно использовать зеркало, расположенное на земле горизонтально (задача №581). Луч света, отражаясь от зеркала попадает в глаз человека. Используя подобие треугольников можно найти высоту предмета, зная рост человека (до глаз), расстояние от глаз до макушки человека и измеряя расстояние от человека до зеркала, расстояние от зеркала до предмета (учитывая, что угол падения луча равен углу отражения).

    г) С помощью чертёжного прямоугольного треугольника .

    На уровне глаз расположим прямоугольный треугольник, направив один катет горизонтально поверхности земли, другой катет направив на предмет, высоту которого измеряем. Отходим от предмета на такое расстояние, чтобы второй катет “прикрыл” дерево. Если треугольник ещё и равнобедренный, то высота предмета равна расстоянию от человека до основания предмета (прибавив рост человека). Если треугольник не равнобедренный, то используется снова подобие треугольников, измеряя катеты треугольника и расстояние от человека до предмета (используется и построение прямоугольных треугольников в выбранном масштабе). Если треугольник имеет угол в 30 0 , то используется свойство прямоугольного треугольника: против угла в 30 0 лежит катет вдвое меньше гипотенузы.

    д) Во время игры “ Зарница” учащимся не разрешается использовать измерительные приборы, поэтому можно предложить следующий способ:

    один ложится на землю и направляет глаза на макушку другого, находящегося от него на расстоянии своего роста, так чтобы прямая проходила через макушку товарища и верхушку предмета. Тогда треугольник получается равнобедренным и высота предмета равна расстоянию от лежавшего до основания предмета, которое измеряется, зная среднюю длину шага учащегося. Если же треугольник не равнобедренный, то зная среднюю длину шага измеряется расстояние от лежавшего на земле до стоявшего и до предмета, рост стоявшего заведомо известен. А далее по признаку подобия треугольников вычисляется высота предмета (или построение прямоугольных треугольников в выбранном масштабе).

    7. Определение расстояния до недоступной точки.

    а) Предположим, что нам нужно найти расстояние от пункта А до недоступного пункта В. Для этого на местности выбираем точку С, провешиваем отрезок АС и измеряем его. Затем с помощью астролябии измеряем углы А и С. На листке бумаги строим какой – нибудь треугольник А 1 В 1 С 1 , у которого угол А 1 = угол А, угол С! = угол С и измеряем длины сторон А 1 В 1 и А 1 С 1 этого треугольника. Так как треугольник АВС подобен треугольнику А 1 В 1 С 1 , то АВ: А 1 В 1 = АС: А 1 С 1 , откуда находим АВ по известным расстояниям АС, А 1 С 1 , А 1 В 1. . Для удобства вычислений удобно построить треугольник А 1 В 1 С 1 так, чтобы А 1 С 1: АС = 1: 1000


    б) Для измерения ширины реки на берегу измеряем расстояние АС, с помощью астролябии устанавливаем угол А = 90 0 (направив на объект В на противоположном берегу), измеряем угол С. На листке бумаги строим подобный треугольник (удобнее в масштабе 1: 1000) и вычисляем АВ (ширину реки).

    в) Ширину реки можно определить и так: рассматривая два подобных треугольника АВС и АВ 1 С 1 . Точка А выбрана на берегу реки, В 1 и С у кромки поверхности воды, ВВ 1 – ширина реки (зад №583, рис 204 учебника), измеряя при этом АС, АС 1 , АВ 1 .

    Практическая работа: определить высоту дерева, ширину реки.

    В 9 классе в пункте 100 тоже рассматриваются измерительные работы на местности, но используется тема “Решение треугольников”, при этом применяется теорема синусов и теорема косинусов. Рассматриваются задачи с конкретными данными, решая которые можно увидеть различные способы нахождения и высоты предмета и определить расстояние до недоступной точки, что можно применить в будущем практически.

    1. Измерение высоты предмета .

    Предположим, что требуется определить высоту АН какого – то предмета. Для этого отметим точку В на определённом расстоянии а от основания Н предмета и измерим угол АВН. По этим данным из прямоугольного треугольника АНВ находим высоту предмета: АН = НВ tgАВН.

    Если основание предмета недоступно, то можно поступить так: на прямой, проходящей через основание Н предмета, отметим две точки В и С на определенном расстоянии а друг от друга и измерим углы АВН и АСВ: угол АВН = a , угол АСВ = b , угол ВАС = a – b . Эти данные позволяют определить все элементы треугольника АВС; по теореме синусов находим АВ:

    АВ = sin (a – b ). Из прямоугольного треугольника АВН находим высоту АН предмета:

    АН = АВ sin a .

    № 1036

    Наблюдатель находится на расстоянии 50 м от башни, высоту которой хочет определить. Основание башни он видит под углом 10 0 к горизонту, а вершину – под углом 45 0 к горизонту. Какова высота башни? (рис.298 учебника)

    Решение


    Рассмотрим треугольник АВС – прямоугольный и равнобедренный, т.к угол СВА =45 0 , то и угол ВСА =45 0 , значит СА=50м.

    Рассмотрим треугольник АВН – прямоугольный, tg (АВН) = АН/ АВ, отсюда

    АН = АВ tg (АВН), т.е АН = 50tg 10 0 , отсюда АН =9м. СН= СА+АН =50+9 = 59(м)

    № 1038

    На горе находится башня, высота которой равна 100м. Некоторый предмет А у подножия горы наблюдают сначала с вершины В башни под углом 60 0 к горизонту, а потом с её основания С под углом 30 0 . Найдите высоту Н горы (рисунок 299 учебника).

    Решение:

    угол ЕВА = 60 0

    угол КСА =30 0

    Найти СР.

    Решение:

    Угол СВК = 30 0 , т.к. угол ЕВС =90 0 и угол ЕВА =60 0 , отсюда угол СКА =60 0 , значит уголСКА = 180 0 – 60 0 = 120 0 .

    В треугольнике СКА видим, что угол АСК = 30 0 , уголСКА = 120 0 , то уголСАК = 30 0 , получим, что треугольник ВСА равнобедренный с основанием АВ, т.к. уголСВК = 30 0 и уголВАС = 30 0 , значит АС = 100м (ВС = АС).

    Рассмотрим треугольник АСР, прямоугольный с острым углом в 30 0 (РАС = АСК, накрест лежащие углы при пересечении параллельных прямых СК и АР секущей АС), а против угла в 30 0 лежит катет вдвое меньше гипотенузы, поэтому РС = 50м.

    2. Измерение расстояния до недоступной точки (измерение ширины реки).

    Случай 1. Измерение расстояния между точками Аи В, разделёнными препятствием (рекой).

    Выберем на берегу реки две доступные точки А и В, расстояние между которыми может быть измерено. Из точки А видны и точка В и точка С, взятая на противоположном берегу. Измерим расстояние АВ, с помощью астролябии измеряем углы А и В, угол АСВ = 180 0 - угол А - угол В

    Зная одну сторону треугольника и все углы, по теореме синусов находим искомое расстояние.

    2 случай.

    Измерение расстояния между точками А и В, разделёнными препятствием (озером). Точки А и В доступны.

    Выбирают третью точку С, из которой видны точки А и В и могут быть непосредственны измерены расстояния до них. Получается треугольник, у которого даны угол АСВ (измеряется с помощью астролябии) и стороны АС и ВС. На основании этих данных по теореме косинусов можно определить величину стороны АВ – искомое расстояние. АВ 2 = АС 2 + ВС 2 – 2 АС * ВС cos угла С.

    3 случай:

    Измерение расстояния между точками А и В, разделёнными препятствием (лесом) и недоступными определяющему расстояние (точки находятся по ту сторону реки).

    Выбирают две доступные точки С и К, расстояние между которыми может быть измерено и из которых видны как точка А, так т точка В.

    Устанавливают астролябию в точке С и измеряют углы АСК и ВСК. Затем измеряют расстояние СК и переносят астролябию в т. К, из которой измеряют углы АКС и АКВ. На бумаге по стороне СК, взятой в определённом масштабе и двум прилежащим углам строят треугольники АСК и ВСК и вычисляют элементы этих треугольников. Проведя на чертеже линию АВ, определяют длину её непосредственно по чертежу или путём вычисления (решают треугольники АВС и АВК, в которые входит определяемая линия АВ).

    Практическая работа в 9 кл на уроках геометрии:

    • измерить высоту предмета;
    • расстояние до недоступной точки (ширину реки).

    Работу провести и через подобие треугольников и через тему “Решение треугольников”.

    Задание: сравнить полученные результаты.

    В результате проведения цикла уроков по вопросам рассмотрения практического применения геометрии, учащиеся убеждаются в непосредственном применении математики в практической жизни человека (измерение расстояния до недоступной точки, определение высоты предмета различными способами к концу обучения в основной школе, использование измерительных приборов). Решение задач этого типа вызывает заинтересованность учащихся, которые с нетерпением ждут уроков, связанных с непосредственным измерением на местности. А задачи, предложенные в учебнике, знакомят с различными способами решения этих задач.

    Литература:

    1. Атанасян Л.С. Геометрия 7 -9. – Москва: Просвещение, 2000 г.

    «Свойства равнобедренного треугольника» - Н. Равнобедренный. Виды треугольников (по сторонам)?. 1. Виды треугольников (по углам)?. Т. Р. АВС -равнобедренный. В равнобедренном треугольнике углы при основании равны. Боковая сторона.

    «Равенство прямоугольных треугольников» - Треугольник, в котором один угол прямой, называется прямоугольным. Катет. 45°. 150°. Проверь себя. 3,5. Ответ: Падающий луч и отражённый луч параллельны. Подсказка. 1. Сумма двух острых углов прямоугольного треугольника равна 90°.

    «Свойства прямоугольного треугольника» - 3. 4. Доказательство. 5. Первое свойство Второе свойство Третье свойство Задачи. Некоторые свойства прямоугольных треугольников. Сумма двух острых углов прямоугольного треугольника равна 90°. Первое свойство. 2.

    «Признаки треугольника» - Первый признак равенства треугольников. (По двум сторонам. 4. Сформулируйте признак равенства треугольников, который изображен на рисунке. 3. 2. Назад. 1.

    «Медиана биссектриса и высота треугольника» - отрезок, соединяющий вершину треугольника с серединой противолежащей стороны Биссектриса треугольника Медиана треугольника Высота треугольника. Медиана, биссектриса и высота треугольника. отрезок биссектрисы угла треугольника, соединяющий вершину треугольника с точкой противолежащей стороны Медиана треугольника Высота треугольника Биссектриса треугольника.

    «Первый признак равенства треугольников» - Теоремой. Равными. А. Вершинами. Вставь слово. Цель урока. В. Периметром. Познакомиться с формулировкой теоремы, выражающей первый признак равенства треугольников. Первый признак равенства треугольников. План урока. Треугольником. С. В некотором царстве-государстве в стране Геометрия жил вот такой треугольник.

    Тема урока: «Углы. Виды углов. Построение прямого угла»

    Демонстрационный материал: презентация

    Цели урока:

    1.Проверить уже полученные знания и умения учащихся о

    геометрических фигурах и их свойствах.

    2.Научить правильно называть элементы угла – вершины и его стороны, правильно называть и обозначать угол, с помощью трех и одной букв; научить распознавать острые, тупые и прямые углы, и применять определения углов для их распознания (т.е. применять определение острого угла, тупого угла, прямого угла).

    3. Совершенствовать умение работать с чертежными инструментами – линейкой, угольником и циркулем;

    совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки;

    совершенствовать навык самостоятельности в работе.

    4. Оценить образно-логическое мышление учащихся с помощью теста: “Выбери правильное определение.”

    5. Развивать логическое мышление; развивать внимание учащихся, память, математическую речь.

    5. Воспитывать аккуратность при построении чертежей и оформлении упражнений; воспитывать интерес к математике через занимательные задания, конструирование и практические работы;

    воспитывать бережное отношение к экологии земли;

    формировать бережное отношение к природе.

    Примечание: классификация углов проводится через сравнение наиболее часто встречающимися в окружающем мире прямым углом: угол, меньший прямого, является острым, большим прямого – тупым.

    Оборудование урока:

    1.Мультимедийное оборудование.

    2. Чертежные инструменты:

    а) угольник

    б) циркуль

    в) линейка

    г) карандаш

    3. Карточки с тестами № 1 «Линии» (выбери правильное определение)

    4. Карточки № 2 с индивидуальными заданиями (дифференцируемый материал по 4-ем вариантам).

    5. Карточки № 3 (со ступеньками) «Диагностика настроения»

    Х О Д У Р О К А

    1.Входжение в новый день:

    Прекрасно всё на небе,

    Прекрасно на земле.

    Прекрасно в нашем классе,

    Прекрасно всё во мне.

    2.Организация начала урока:

    Мы – хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В лесах, степях и горах разные ценные животные – будем охранять наши леса, поля, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину”. (М.Пришвин)

    3.Матаматическая разминка:

    (запись числа и вида работы, минутка чистописания 2 и 0)

    Решить задачи устно.

    На семью из трёх человек в сутки требуется 60 кг чистого воздуха. Сколько кг воздуха потребуется на наш класс, если в классе 23 ученика?

    (60:3=20кг на каждого, 20х23=460 кг в сутки)

    В квартире подтекает водопроводный кран. За 6 минут набегает полный стакан воды. Сколько воды вытечет из такого крана за 1 час, если в 1 литре 5 стаканов воды?

    (60:6=10 стаканов за 1 час, 10:5=2 литра за 1 час)

    Из 250000 видов растений Земли 1/10 часть находится на грани исчезновения. Сколько видов растений на Земле на грани исчезновения?

    (250 000:10=25 000 видов на грани)

    Решить в тетради столбиком:

    (Как называется неизвестный компонент, как его найти?)

    3234 - *** = 2484 (3234 – 2484=750)

    (Столько жуков-короедов съедает за 1 день дятел.)

    *** + 263 = 423 (423-263=160)

    (Столько в среднем съедает за день тли божья коровка.)

    **** - 438 = 562 (438+562=1000)

    (Столько полевых мышей уничтожает сова за 1 год.)

    Молодцы!

    И зачем же мы выполняли все эти задания?

    Мы хотим, чтоб птицы пели!

    Чтобы были голубыми небеса!

    Чтобы речка серебрилась,

    Чтобы белочка резвилась!

    Мы хотим, чтоб солнце грело,

    И берёзка зеленела.

    Чтобы этого добиться,

    Надо хорошо учиться!

    3.Проверка домашнего задания

    Но не достаточно хорошо учиться только в школе, нужно ещё и дома повторять и закреплять знания полученные на уроках.

    Проверим домашнее задание.

    (работа по карточкам № 1)

    Тест «Линии»

    1.При названии какой линии имеет значение порядок букв?

    Варианты ответов:

    Варианты ответов:

      одной большой буквой,

      двумя маленькими латинскими буквами,

      нет правильного ответа.

    3.Луч- это…

    Варианты ответов:

      часть прямой;

    4. Отрезок- это…

    Варианты ответов:

      часть прямой;

    5. Длину можно измерить у…

    Варианты ответов:

    • у всех линий.

    Самопроверка по ключу. Молодцы!

    Ф И З М И Н У Т К А Д В И Г А Т Е Л Ь Н А Я

    Мы проверили осанку

    И свели лопатки,

    Мы походим на носках,

    А потом на пятках.

    Пойдем мягко, как лисята,

    И как мишка косолапый,

    И как заинька-трусишка,

    И как серый волк-волчишка.

    Вот свернулся еж в клубок,

    Потому что он продрог.

    Лучик ежика коснулся,

    Ежик сладко потянулся.

    4. Актуализация знаний.

    (определение раздела математики)

    Как вы думаете, почему я просила вас дома повторить тему «Линии»?

    (читают хором по слайду)

    Удивительная страна - Геометрия!

    Фигуры и линии в ней живут,

    Меряют, чертят и узнают:

    Периметр, площадь, длину, ширину,

    Диаметр, радиус и высоту!

    Скорей собирай своих знаний багаж!

    Готовь поскорее свой карандаш!

    Но не только карандаши должны лежать на ваших партах.

    Что ещё вы приготовили для урока?

    (проверка готовности к уроку)

    • треугольник

    • простой карандаш

    (актуализация знаний)

    (работа по слайдам)

    Что вы видите на экране? (угол)

    Как образовался угол? (из двух лучей, вышедших из 1 точки)

    Как называется эта точка теперь? (вершина угла)

    Как теперь называются лучи? (стороны угла)

    Точка: «От вершины по лучу

    Словно с горки покачу.

    Только луч теперь – она.

    Он зовётся «сторона»».

    Как дать углу имя? (обозначить вершину угла латинской буквой

    или как в треугольнике – тремя буквами, но

    средняя буква должна обозначать вершину

    Какие бывают углы? (острые, прямые, и тупые)

    Как различать углы? (при помощи прямоугольного треугольника)

    (практическая работа на карточках № 2)

    Алгоритм

    1. начертить угол

    2. дать название

    3. написать основное свойство

    (взаимная проверка по слайдам и оценивание)

    Ф И З М И Н У Т К А Д Л Я П А Л Ь Ч И К О В

    Это пальчик – дедушка (сгибают мизинцы),

    Этот пальчик-бабушка (сгибают безымянные пальцы),

    Этот пальчик-папа (сгибают средние пальцы),

    Этот пальчик – мама (сгибают указательные пальцы),

    Этот пальчик – я.(сгибают большие пальцы)

    Вот и вся моя семья (хлопают в ладоши).

    5. Работа над новым материалом.

    Какой угол было проще всего строить по треугольнику?

    (прямой угол)

    ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ №1

    А если я усложню вам задачу и попрошу вас построить

    прямой угол без треугольника?

    Что вы будете делать?

    (по клеточкам: 1 луч горизонтально, 2 луч вертикально)

    (если лист нелинованный, то сложить его 2 раза, получится даже 4 прямых угла)

    (обвести любой предмет, имеющий прямой угол, например…)

    (по угольнику)

    ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ №2

    Я хочу предложить вам построить прямой угол при других инструментов.

    Отгадайте каких.

    Кто я, если прямота главная моя черта? (линейка)

    Мой циркач, циркач лихой, чертит круг одной ногой,

    А другой проткнул бумагу, уцепился и ни шагу. (циркуль )

    Чтобы безопасно пользоваться такими инструментами, нужно помнить

    правила безопасности:

      Нельзя подносить циркуль к лицу, на конце есть игла, можно уколоться.

      Нельзя передавать циркуль иглой вперёд, можно уколоть своего товарища.

      На рабочем столе должен быть порядок.

    − Что же надо нам сделать? (построить прямой угол)

    Поставьте перед собой цель.

    (Я должен научиться строить прямой угол пользуясь линейкой и циркулем)

    − Сформулируйте тему урока.

    (Построение прямого угла при помощи циркуля и линейки)

    «Открытие» новых знаний

    Решение проблемы с помощью практической работы.

    (дети работают на доске, делают попытки построения)

    (когда решение проблемы найдено, составляется алгоритм)

    Алгоритм построения прямого угла

    1.начерти прямую линию

    2.на ней поставь две точки А и В

    3. проведи две окружности, чтобы точки А и В стали центрами окружностей

    4.точки пересечения окружностей обозначь буквами С и D

    5.через полученные точки С и D проведи прямую линию

    6.точку пересечения двух прямых линий обозначь буквой О

    Назовите углы которые получились.

    (L COB, L BOD, L AOC, L AOD)

    Назовите эти углы по-другому. (2 и 3 способ)

    Ф И З М И Н У Т К А Д Л Я Г Л А З

    6. Закрепления полученных знаний.

    Выполните чертёж в тетради, пользуясь этим алгоритмом.

    (практическая самостоятельная работа в тетрадях)

    Поднимите руки у кого получилось. Молодцы!

    7. Подведение итогов урока.

    Что нового вы сегодня узнали?

    (узнали, что можно построить прямой угол разными способами)

    Чему вы научились на уроке?

    (строить прямой угол с помощью линейки и циркуля)

    Сколько способов построения прямого угла вы теперь знаете?

    А ещё мы обозначали точки в чертежах латинскими буквами.

    А на латинском языке слово “Логос” – наука, а “Эко” - “дом». Получается, это наука о доме. Но не о доме в обычном смысле, нет, это наука о нашем общем доме – природе.

    В родном доме я тоже желаю вам чувствовать себя отлично, но не забывать выполнять домашнюю работу.

    8. Задание на дом:

    стр. 34, № 158. (чтение условия задачи)

    Выберите задание по своему усмотрению:

    1. выполнить решение задачи

    2. составить краткую запись и решить задачу

    3. составить краткую запись, решить задачу и сделать чертёж

    9.Диагностика настроения на конец урока.

    Встаньте, пожалуйста, те,

      кто устал от сегодняшнего урока;

      кому было трудно;

      а кто был уверен в себе;

      у кого осталось отличное настроение.

    Возьмите последнюю карточку № 3.

    И поставьте себя на ту ступеньку, где вы себя сейчас чувствуете.

    Ф.И. ____________________________

    ТЕСТ «ЛИНИИ»

      одной большой буквой

      двумя маленькими латинскими буквами

      двумя большими латинскими буквами или одной маленькой

      нет правильного ответа

    3.Луч- это…

      часть прямой, не имеющая начала и конца

      часть прямой

      часть прямой, имеющая начало, но не имеющая конец

      часть прямой, имеющая начало и конец

    4. Отрезок- это…

      часть прямой, не имеющая начала и конца

      часть прямой

      часть прямой, имеющая начало, но не имеющая конец

      часть прямой, имеющая начало и конец

    5. Длину можно измерить у…

    • у всех линий

    Ф.И. _____________________________

    ТЕСТ «ЛИНИИ»

    1.При названии какой линии имеет значение порядок букв?

      одной большой буквой

      двумя маленькими латинскими

      двумя большими латинскими буквами или одной маленькой

      нет правильного ответа

    3.Луч- это…

      часть прямой, не имеющая начала и конца

      часть прямой

      часть прямой, имеющая начало, но не имеющая конец

      часть прямой, имеющая начало и конец

    4. Отрезок- это…

      часть прямой, не имеющая начала и конца

      часть прямой

      часть прямой, имеющая начало, но не имеющая конец

      часть прямой, имеющая начало и конец

    5. Длину можно измерить у…

    • у всех линий

    Приложение 1 (тест для проверки домашнего задания)

    31*. Провести из точки С перпендикуляр на прямую АВ (рис. 29,а, где AB || пл. V).

    Решеиие. Известно, прямой угол проецируется на плоскость в виде прямого угла в том случае, если одна из его сторон параллельна плоскости проекции, а другая пересекает эту плоскость под острым углом.

    В данном случае (рис. 29, а) прямая АВ параллельна пл. V. Поэтому можно из точки с" (рис. 29, б) провести прямую перпендикулярно к а"b" и найти проекции точки К, в которой СК пересекает АВ. Получаем проекции c"k" и ck искомого перпендикуляра.

    32. Провести ив точки С прямую перпендикулярно к прямой АВ: 1) AB || пл. H (рис. .30, а), 2) AB || пл. W (рис. 30, б).





    33*. Пересечь прямые АВ и CD (рис. 31, а) третьей прямой, перпендикулярной к ним, т. е. найти кратчайшее расстояние между скрещивающимися прямыми АВ и CD, из которых одна прямая (CD) перпендикулярна к пл. проекций Н.



    Решение. Так как прямая CD перпендикулярна к пл. Н, то любой перпендикуляр к ней располагается параллельно пл. Н. Поэтому прямой угол между искомой прямой и прямой АВ изображается на пл. Н в виде прямого угла. Горизонт. проекция точки пересечения искомой прямой с прямой CD - точка m - совпадает с с (d) (рис. 31, б). Проводим через точку m горизонт. проекцию прямой перпендикулярно к ab до пересечения с ней в точке k и находим k". Фронт, проекция искомой прямой (k"m") располагается параллельно оси х.

    34*. Построить ромб ABCD, зная, что отрезок BD является одной из его диагоналей (BD || пл. V), а вершина А должна быть на прямой EF (рис. 32, а).

    Решение. Диагонали ромба взаимно перпендикулярны и делятся в точке пересечения пополам. Поэтому делим (рис. 32, б) проекции диагонали BD пополам. Так как BD || пл. V, то из точки k" проводим перпендикуляр к прямой b"d". Это соответствует правилам построения проекции прямого угла на плоскости, по отношению к которой диагональ BD параллельна. Точка пересечения этого перпендикуляра с проекцией e"f" представляет собой фронт, проекцию а" искомой вершины ромба А. Для построения точки с" откладываем на продолжении прямой a"k" отрезок k"с", разный отрезку а"k". По точке а" строим на ef точку а. Дальнейшее ясно из чертежа.

    35. Построить равнобедренный треугольник ABC с основанием, равным ВС (ВС || пл. Н). Вершина А должна быть на прямой ЕF (рис. 33).

    36. Построить прямоугольный треугольник ABC, у которого катет А В лежит на прямой MN (MN || пл. V) и равен l. Для катета ВС дана его проекция bс (рис. 34).



    37*. Построить равнобедренный треугольник с основанием ВС на прямой MN (MN || пл. H) и вершиной А на прямой EF (рис. 35, а). Основание ВС должно равняться высоте треугольника АК, причем для точки К дана ее горизонт, проекция.

    Решение. Для построения треугольника надо найти его высоту АК и отложить половину ее величины на прямой М N по обе стороны от точки К. На рис. 35, б по точке k строим точку k". Из точки k проводим перпендикуляр к прямой mn (прямой угол между высотой АК и основанием ВС, лежащим на MN, изображается на пл. проекций Н в виде прямого же угла, так как прямая MN параллельна пл. Н). Продолжаем зтст перпендикуляр до пересечения с ef. По точке а строим а" на е"f"; получаем фронт. проекцию высоты АК.

    Теперь можно найти натуральную величину высоты АК. Для этого строим прямоугольный треугольник akK , у которого катет kK равен разности расстояний точек А и К от пл. Н. Гипотенуза аK выражает высоту АК. Откладывая на прямой mn отрезки kb н kc, равные половине высоты АК (т. е. половине отрезка аK ), получаем точки b и с, а по ним проекции b" и с". Дальнейшее ясно из чертежа.

    38. Построить квадрат ABCD со стороной ВС на прямой ММ, которая || пл. V (рис. 36).



    39. Построить прямоугольный треугольник ABC с катетом ВС на прямой MN (MN || пл. H). Для катета АВ дана проекция а"b". Катет ВС должен быть в 1,5 раза больше катета АВ (рис. 37).