Войти
Образовательный портал. Образование
  • Гороскоп здоровья — Близнецы
  • Безе: состав, калорийность, пищевая ценность, полезные свойства, вред
  • Сонник: к чему снится Операция
  • Салат из свежей капусты и огурца
  • К чему снится голубка. Большой онлайн сонник. Сонник Мартына Задеки
  • К чему снится когда за тобой гонятся
  • Курс: Обязательства по оказанию услуг и обязательства из многосторонних сделок. Гражданское право Договор портовой буксировки должен заключен

    Курс: Обязательства по оказанию услуг и обязательства из многосторонних сделок. Гражданское право Договор портовой буксировки должен заключен

    Стороны в договоре - буксировщик(владелец буксирующего судна) и клиент (владелец буксируемого объекта). В качестве буксировщика может выступать пароходство, порт или пристань. Клиентом может быть любое лицо, заинтересованное в буксировке какого-либо объекта. При этом не имеет значения, каковы его права на этот объект (право собственности, иное вещное право, права арендатора и пр.).

    Форма договора буксировки может быть различной. Договор морской буксировки, по общему правилу, заключается в письменной форме, но портовая буксировка возможна и на основе устного соглашения, причем независимо от его суммы.

    При этом соглашение о возложении обязанностей по управлению буксировкой на капитана буксирующего судна должно доказываться исключительно письменными доказательствами. На речном транспорте также установлена обязательная письменная форма - накладная, которая представляется клиентом буксировщику. В обмен на нее буксировщик (пароходство) выдает квитанциюАлексеева С.С. Гражданское право. Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2013. -- 528 с..

    Предмет договора - услуги по перемещению какого-либо объекта с помощью тяги или толкания. Эти услуги специфичны и позволяют рассматривать буксировку в качестве самостоятельной разновидности транспортных обязательств, не сводимых к обычной перевозке или аренде транспортных средств. Правовое регулирование буксировки осуществляется в рамках транспортных уставов и кодексовБеленков Р.Р. Гражданское право. Часть 2 - М.: «Издательство ПРИОР», 2015. - 160 с..

    Транспортными ведомствами и самими буксировщиками издаются специальные правила о буксировке. Кроме того, на отношения по буксировке распространяется по аналогии действие многих норм об ответственности за нарушение договора перевозки грузов.

    Содержание договора определяется особенностями каждого вида договора буксировки и прежде всего его объекта. В законе различаются буксировка судов и буксировка плотов. Все обязанности буксировщика и владельца буксируемого объекта могут быть разбиты на две группы. Первая из них должна быть выполнена до подачи буксира (тяги) и принятия судна или плота к буксировке. Другие выполняются в процессе буксировки и после ее завершения.

    К первой группе относятся следующие обязанности владельца буксируемого судна или плота:

    • а) привести плот или судно, предъявленные к буксировке, всостояние, годное для безопасного плавания и буксировки;
    • б) укомплектовать судно или плот экипажем, когда это предусмотрено правилами или соглашением сторон, либо назначить проводника;
    • в) внести плату за буксировку.

    Буксировщик до приема судна или плота к буксировке обязан:

    • а) предоставить в надлежащем месте и в обусловленное время судно в качестве тяги (толкача) для буксировки, оборудованное всем необходимым для безопасного плавания и буксировки, укомплектованное соответствующим экипажем;
    • б) произвести осмотр судна или плота, проверку документов и оборудования;
    • в) проверить габариты плота (его длину, ширину и осадку), а также объем плота, количество сплоточных единиц, их крепления и др.

    Результаты такого осмотра фиксируются в накладной илиспециальном техническом акте. При обнаружении каких-либо дефектов владельцу плота предоставляется время для их устраненияДиаконов В. В. Гражданское право РФ (Общая часть): Учебное пособие. // Allpravo.Ru-- 2013., 350 с..

    За задержку буксирующего судна сверх установленного времени стоянки в ожидании сдачи плота к буксировке с владельца плота взыскивается штраф. При буксировке плотов экипаж буксируемого плота в оперативном отношении всегда подчиняется капитану буксирующего судна. Что же касается буксировки судов, то на внутреннем водном транспорте их экипаж подчиняется капитану буксирующего судна. На морском транспорте решение этого вопроса зависит от вида буксировки: при морской буксировке управление осуществляет капитан буксирующего судна, а буксировка портовая осуществляется под началом капитана буксируемого судна. Иной порядок буксировки может быть установлен договором.

    Основная обязанность буксировщика в процессе буксировки состоит в том, чтобы доставить в целости и сохранности буксируемый объект в пункт назначения. Он обязан принимать все зависящие от него меры к обеспечению безопасности буксировки и оказывать необходимую помощь команде буксируемого судна или плота. Эта общая обязанность буксировщика на морском транспорте конкретизируется условиями договора.

    Законодательство в области речной буксировки более детально формулирует обязанности владельца буксируемого объекта в лице его капитана, шкипера или другого ответственного лица. В соответствии с законом такое лицо обязано принимать меры к обеспечению сохранности груза, такелажа и другого имущества, находящегося на буксируемом плоту или судне, производить при необходимости текущий ремонт судна или плота в пути, а в случае аварии принимать меры к ее ликвидации. Поскольку команда буксируемого судна или плота в оперативном отношении подчинена капитану буксирующего судна, начальник экипажа буксируемого судна обязан своевременно и точно выполнять все указания капитана буксирующего судна по управлению плотом или судном. В этих целях он обязан обеспечить постоянную вахту для выполнения вышеназванных распоряжений, а также для наблюдений за состоянием буксируемого объекта. Обязанности владельца буксируемого судна при морской буксировке определяются условиями договора в зависимости от того, кому поручено общее управление буксировкой.

    Распределение обязанностей по управлению буксировкой предопределяет и ответственность сторон за ущерб, причиненный клиенту и буксировщику. В случае, когда буксировкой управляет капитан буксирующего судна, ответственность за ущерб, причиненный буксируемому объекту или находящемуся на нем имуществу, несет буксировщик, если не докажет своей невиновности. За ущерб, причиненный буксирующему судну, когда буксировкой управляет капитан буксируемого объекта, отвечает клиент (владелец буксируемого объекта), поскольку не будет доказано отсутствие его вины.

    Иной порядок ответственности в обоих случаях может быть установлен соглашением сторон. Особо регламентирована буксировка в ледовых условияхГражданское право. Особенная часть. Белов В.А., М.: Центр ЮрИнфоР, 2014. -- 767 с..

    Бремя доказывания вины буксировщика в этом случае прямо возложено на владельца буксируемого объекта.

    Договор буксировки – документ, регулирующий отношения между буксировщиком и заказчиком услуги. Кодекс торгового мореплавания предусматривает оказание услуги по буксированию судна (плота, любого плавучего объекта), которое по некоторым причинам необходимо переместить на требуемое расстояние.

    Внизу статьи предлагаем примерный образец оформления договора буксировки (word).

    Кратко о видах буксировки

    Кодекс торгового мореплавания и Кодекс внутреннего водного транспорта (соответственно статья 225 и 88) определяют два вида буксировки:

    • перетягивание объекта из одного порта в другой;
    • перетягивание судна в акватории порта для выполнения необходимого маневра.

    Наиболее востребованный вид услуги – буксировка плавучего объекта на дальнее расстояние. Портовое перемещение – маневр с целью создания, например, удобства при проведении разгрузочных работ между причалами одного порта.

    Условия заключения договора

    По сфере применения различают договор морской буксировки или речной. Каждый из них имеет свои особенности, но в основном составляются в письменной произвольной форме.

    Договор №_

    на оказание услуг по буксировке судна


    ООО "Иванов" , именуемое в дальнейшем «Исполнитель», в лице директора Иванова И.И., действующего на основании Устава, с одной стороны, и ООО "Петров" , именуемое в дальнейшем «Заказчик», в лице директора Петрова П.П., действующего на основании Устава, с другой стороны, вместе именуемые Стороны, заключили настоящий договор о нижеследующем:


    1. Предмет договора

    1.1. Исполнитель по заявке Заказчика за согласованную плату оказывает услуги буксировки в отношении судов или плавучих объектов Заказчика, рейдово-маневровые работы на акватории порта Казани, а Заказчик обязуется предъявить судно или объект для оказания услуг и оплатить оказанные услуги в соответствии с условиями настоящего договора.

    1.2. Обслуживание осуществляется, т/х «Кразо» (тип и назначение – буксир-толкач, 1988г. Постройки, общая мощность – 455 л.с., разряд плавания –«Р», судовое свидетельство - №У-222 от 22.05.1999г.), принадлежащими Исполнителю (далее буксирное судно) на праве собственности, не заложено, не арестовано, не является предметом исков третьих лиц.


    2. Обязанности сторон

    2.1. Исполнитель обязуется:

    2.1.1. Подготовить буксирное судно во всех отношениях к работе и укомплектовать его квалифицированным экипажем.

    2.1.2. Нести все обычные расходы, связанные с эксплуатацией буксирного судна.

    2.1.3. Принять заявку Заказчика и подтвердить возможность ее выполнения. При подтверждении заявки сообщить Заказчику предполагаемое время выхода буксирного судна, а затем фактическое время начала его движения к месту обслуживания.

    2.1.4. По заявке Заказчика без задержки направить судно к месту оказания услуг, указанному Заказчиком. Исполнитель вправе отказать в предоставлении буксирного судна в ночное время с 22:00 по 06:00 местного времени, за пределами акватории порта, а также в случае его занятости на основной работе.

    2.1.5. Обеспечить выполнение буксирных и рейдово - маневровых работ в отношении судов или плавучих объектов Заказчика в соответствии с потребностями Заказчика.

    2.1.6. Обеспечить выполнение капитаном буксирного судна на месте обслуживания оперативных распоряжений руководителя работ, если они не противоречат безопасности буксирного судна и его экипажа, а равно судам, объектам и персоналу Заказчика, имуществу третьи лиц, не противоречат правилам судоходства, а также не нарушают иных регламентирующих норм.

    2.1.7. Обеспечить оформление капитаном буксирного судна квитанции по форме Исполнителя, подтверждающей фактическое время оказания услуг. Период оказания услуг включает время перехода буксирного судна от базы или пункта текущей дислокации до места обслуживания и обратно. Фактическое время возврата буксирного судна после обслуживания при необходимости сообщается Заказчику. В случае отклонения фактического времени возврата судна от указанного в квитанции, оно по согласованию сторон может быть учтено при следующем обслуживании.

    2.2. Заказчик обязуется:

    2.2.1. Подавать заявки на обслуживание с указанием начала и окончания периода оказания услуг не позднее, чем за 5 (пять) рабочих суток до предполагаемого начала обслуживания.

    2.2.2. Предъявить судно или объект для обслуживания. В случае отказа от обслуживания Заказчик оплачивает фактическое время с момента выхода буксирного судна с базы или места текущей дислокации до момента его возврата.

    2.2.3. Обеспечить за свой счет предоставление специального буксирного оборудования или кранцевой защиты при выполнении работ в отношении нетиповых судов или объектов.

    2.2.4. Обеспечить общее руководство выполнением работ с участием буксирного судна в соответствии с требованиями безопасности и соответствующими регламентирующими нормами.

    2.2.5. Не допускать без согласия Исполнителя использование буксирных судов на работах, не предусмотренных настоящим договором.

    2.2.6. Обеспечить подписание квитанций и Актов выполненных работ за оказанные услуги.

    2.2.7. В полном объеме и своевременно производить оплату оказываемых услуг.


    3. Стоимость услуг и порядок расчетов

    3.1. Стоимость оказываемых по договору услуг составляет 42 879,21 (сорок две тысячи восемьсот семьдесят девять руб., 21 коп.) рублей в сутки, в том числе НДС 18% - 6 540,89 руб.

    3.2. Заказчик обязуется оплатить услуги Исполнителя в течение 3-х дней с момента выставления счета на оплату в размере 50% от ориентировочной стоимости услуг.

    3.3 Окончательный расчет Заказчик производит по факту оказания услуг в течение 3 (трех) рабочих дней с момента выполнения буксировки на основании акта оказанных услуг и счета-фактуры, оформленного в соответствии с п.5 и п.6 ст.169 НК РФ, Постановлением Правительства РФ от 02.12.2000г. №914 с приложением квитанций.

    3.4 Оплата услуг по настоящему договору перечисляется на расчетный счет Исполнителя, указанны в разделе 8 настоящего договора.


    4. Ответственность сторон

    4.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств по настоящему договору, стороны несут ответственность, предусмотренную настоящим договором и законодательством Российской Федерации.

    4.2. В случае задержки оплаты со стороны Заказчика, Исполнитель вправе потребовать от Заказчика уплаты неустойки в размере 0,1% от просроченной суммы за каждые сутки просрочки, но не более 10% от просроченной суммы.


    5. Форс-мажор

    5.1. Ни одна из сторон не будет иметь права предъявить иск другой стороне на возмещение любого возможного ущерба, в случае, если после подписания Договора возникли какие-либо обстоятельства, которые делают невозможным полное или частичное выполнение какой-либо из сторон своих обязательств по договору, а именно: стихийные бедствия, техногенные катастрофы, теракты, война, забастовки общероссийского/областного масштаба, валютные и банковские ограничения.

    5.2. В случае если такие обстоятельства сохраняют силу в течение более 30 дней, любая из сторон будет иметь право прекратить дальнейшее выполнение обязательств по договору.

    5.3. Сторона, для которой стало невозможно выполнять свои обязательства по договору, должна незамедлительно известить другую сторону о начале и конце обстоятельств, препятствующих выполнению ее обязательств и предоставить подтверждающие документы компетентных органов власти, или иных полномочных организаций.

    6. Арбитраж

    6.1. Взаимоотношения сторон, не урегулированные настоящим договором, регламентируются действующим гражданским законодательством Российской Федерации.

    6.2. Стороны договорились принимать все меры к разрешению споров и разногласий путем двусторонних переговоров.

    6.3. Все споры и разногласия, вытекающие из настоящего Договора или в связи с ним, которые Стороны не смогут урегулировать путем переговоров, будут окончательно разрешаться в постоянно действующем арбитраже при торгово-промышленной палате Самарской области.

    По договору буксировки одна сторона (буксировщик) обязана за плату буксировать плавучий объект до определенного пункта или для выполнения определенного маневра, а другая сторона (клиент) – уплатить обусловленную договором плату.

    Характеристика договора буксировки: взаимный, возмездный, может быть как реальным, так и консенсуальным.

    Регулируется этот договор только Кодексом торгового мореплавания, кодексом и уставами внутреннего водного транспорта (КТМ, КВВТ УВВТ).

    Предмет договора буксировки – услуги по перемещению плавучего объекта. Таким объектом может быть плот, судно, несамоходная баржа, транспорт, выводимый буксиром из гавани.

    Перемещение объекта осуществляется путем его тяги или толкания.

    Перемещение плавучего объекта на море в определенный пункт является морской буксировкой, а перемещение его для выполнении определенного маневра на акватории порта – портовой буксировкой (ст. 225 КТМ).

    Морская буксировка осуществляется под управлением капитана буксирующего судна, а портовая буксировка – под управлением капитана буксируемого плавучего объекта (ст. 229, 230 КТМ).

    При речной буксировке экипаж буксируемого объекта подчиняется в оперативном отношении капитану буксирующего судна (ст. 89 КВВТ).

    Форма договора буксировки на речном транспорте должна быть обязательно письменной в виде накладной, представляемой клиентом буксировщику. В обмен на накладную буксировщик (пароходство) выдает квитанцию клиенту. Договор же морской буксировки может быть заключен в любой форме независимо от его суммы. Однако факт возложения обязанностей по управлению буксировкой на капитана буксирующего судна должен доказываться только письменными доказательствами .

    Стороны договора буксировки. Буксировщик является владельцем буксирующего судна. В этой роли могут выступать пароходство, порт, пристань. Клиентом является владелец буксируемого объекта. Им может быть любое лицо, заинтересованное в буксировке плавучего объекта, при этом право владения может быть связано как с правом собственности , так и с вещным правом несобственника.

    Правомочия сторон договора различаются в зависимости от объекта буксировки: является ли объект судном или плотом, а также от этапа оказания услуг: до подачи буксира и принятия объекта к буксировке, в процессе буксировки и после ее завершения.

    Ответственность сторон договора буксировки за ущерб, причиненный клиенту или буксировщику, зависит от распределения обязанностей по управлению буксировкой. Так, ответственность за ущерб буксируемого объекта несет буксировщик, если не докажет своей невиновности и только в случае, если управлял буксировкой капитан буксирующего судна. А за ущерб, причиненный буксировщику, отвечает клиент в случае, если буксировкой управляет капитан буксируемого объекта. Стороны договора могут установить и иной порядок своей ответственности.

    Отношения, связанные с буксировкой судов, плотов и иных плавучих объектов, регулируются в КТМ и КВВТ. В статье 88 (глава XII) Кодекса внутреннего водного транспорта дается определение договора буксировки, в соответствии с которым одна сторона (буксировщик) обязуется своевременно и в сохранности отбуксировать судно, плот или иной плавучий объект в порт назначения с соблюдением условий буксировки и сдать его получателю, указанному в транспортной накладной, а другая сторона (отправитель) обязуется предъявить буксируемый объект для буксировки и оплатить ее.

    В Кодексе торгового мореплавания, в соответствии с договором буксировки, владелец одного суда обязуется за вознаграждение буксировать другое судно или иной плавучий объект на определенное расстояние (морская буксировка) либо для выполнения маневров на акватории порта, в том числе для ввоза судна или иного плавучего объекта в порт либо вывода их из порта (портовая буксировка), т. е. в Кодексе дается несколько иное определение договора буксировки, нежели то, которое дано в Кодексе внутреннего водного транспорта, хотя и морской и речной перевозчик совершают одинаковые действия.

    Отличие договора буксировки от договора перевозки грузов заключается прежде всего в том, что буксировка, как правило, осуществляется с непременным участием назначенного отправителем экипажа, которому предстоит сопровождать буксируемый объект (а такими объектами могут быть суда, плоты и иные плавучие объекты). Этот экипаж не передается буксировщику, оставаясь тем самым до момента его передачи получателю в обладании отправителя, что явно выходит за пределы договора перевозки груза.

    Все сказанное позволяет нам сделать вывод, что в договоре буксировки участвуют буксировщик и владелец буксируемого объекта - предприниматель. Объектом данного правоотношения является то, что буксируют, а юридическими действиями - сама деятельность по буксировке. Осуществляя эту деятельность, буксировщик приобретает право на плату со стороны обслуживаемого им клиента - предпринимателя.

    Договор буксировки является взаимным и возмездным. Это усматривается из того, что буксировщик обязан осуществить буксировку, но имеет право на вознаграждение, а владелец буксируемого объекта обязан уплатить вознаграждение, но имеет право на выполнение операций по буксировке. Возмездность договора буксировки вытекает из того обстоятельства, что за оказываемые услуги буксировщик получает определенное вознаграждение от владельца буксируемого объекта - предпринимателя.

    Договор буксировки, как правило, является договором консенсуальным, т. к., прежде чем приступить к его составлению, стороны должны договориться о времени подачи тяги, индивидуальных особенностях подлежащего буксированию объекта и т. д. В тех же случаях, когда между сторонами заключен долгосрочный (навигационный) договор, в котором уточнены и конкретизированы объемы, сроки и другие условия предоставления транспортных средств и объектов буксировки с обозначением времени и места подачи тяги, такой договор считается заключенным в момент сдачи объекта буксировки (например, плота) буксировщику и является реальным договором.

    Как справедливо отмечал в свое время И.В.Алексеев, «договор буксировки - это самостоятельный договор, полностью выделившийся из договора перевозки, подобно тому, как в свое время договор перевозки выделился из договора подряда и стал самостоятельным договором» .

    При исполнении договора буксировки на владельца буксирующего судна возлагается одна обязанность - ему предоставляется только буксирная тяга и он отвечает лишь за безопасность буксировки.

    Перевозчик по договору перевозки имеет дело с грузом, а буксировщик - с плавучим объектом .

    Правовое регулирование действий при буксировке осуществляется в рамках действующих транспортных уставов и кодексов.

    Статья 225 Кодекса торгового мореплавания и ст. 88 Кодекса внутреннего водного транспорта в зависимости от характера задания, возложенного на буксировщика, различают два вида буксировки: буксировку другого судна или иного плавучего объекта на определенное расстояние; буксировку для выполнения маневра (портовая буксировка).

    Наиболее распространенный вид буксировки - это буксирование объекта на определенное расстояние, например, из одного порта в другой.

    Буксировка для выполнения маневра, как правило, заключается в перемещении объекта буксировки в пределах акватории порта (например, для создания удобства при разгрузке судно перемещают от одного причала к другому).

    Рассматриваемый договор по сфере применения выступает в виде договоров морской или речной буксировки, которые, безусловно, имеют свои особенности при их исполнении.

    В соответствии со ст. 227 Кодекса торгового мореплавания договор морской буксировки заключается, как правило, в письменной форме. Заключение договора буксировки в письменной форме установлено не случайно, т. к. соглашение о возложении обязанностей по управлению буксировкой на капитана буксирующего судна может быть доказуемо исключительно письменными доказательствами.

    Буксировка судов и иных крупных несамоходных объектов между портами оформляется письменными договорами, составленными по произвольной форме. Как правило, в эти договоры в обязательном порядке включаются следующие положения: место отправления и назначения, права и обязанности сторон, их ответственность за нарушение договора. В договор также включаются пункты об особенностях буксируемого объекта, которые могут повлиять на безопасность буксировки.

    Вместе с тем КТМ допускает определенные исключения. Статья 227, например, устанавливает, что договор портовой буксировки может быть заключен в устной форме. Это, как правило, допускается в отношении договора портовой буксировки.

    Вместе с тем такое существенное условие договора, как возложение обязанностей по управлению буксировкой на капитана буксирующего судна, должно быть подтверждено в письменной форме 214 .

    В договоре морской буксировки обычно не определяются сроки завершения буксировки. Это в первую очередь связано с тем, что владелец буксирующего судна не может гарантировать движение каравана с предварительно установленной скоростью. Вместе с тем в договоре, как правило, предусматривается, что владелец буксирующего судна и его капитан должны приложить все усилия к тому, чтобы осуществить буксировку без перерыва и задержек, которые не вызываются необходимостью.

    В соответствии с договором владелец буксирующего судна обязан предоставить в распоряжение владельца буксируемого судна укомплектованное квалифицированным и опытным экипажем, подготовленное во всех отношениях к буксировке и удовлетворяющее требованиям, связанным с перегоном буксирное судно.

    Владелец буксира обязан проявить должную заботливость по приведению его в мореходное состояние в месте отправления и обеспечить во всех отношениях его готовность к осуществлению буксировки; вместе с тем владелец буксира не гарантирует это состояние в процессе всей буксировки.

    Обязанность предоставить буксирное оборудование (тросы и т. п.) лежит на владельце буксира. Он может использовать без дополнительной оплаты оборудование буксируемого судна (якоря и якорные цепи, средства связи и т. п.). Кодекс торгового мореплавания не конкретизирует, какими документами подтверждается заключение договора буксировки. Презюмируется, что на эти отношения распространяется общий порядок, действующий на морском транспорте, при заключении договора перевозки.

    2,4 Комментарий к Кодексу торгового мореплавания / Под ред. Иванова Г.Г. - М„ 2000. - С. 386.

    Иной порядок заключения договора буксировки действует на речном транспорте. В отличие от КТМ с ст.88 КВВТ установлено, какие документы составляются при заключении договора буксировки.

    При предъявлении плота или судна к буксировке его владелец обязан представить перевозчику надлежаще заполненную накладную, а перевозчик обязан выдать ему квитанцию, подтверждающую прием буксируемого объекта для буксировки. К накладной на буксировку плота должны быть приложены: спецификация с указанием в ней количества сплоточных единиц, сорта, породы, размера и количества леса в кубических метрах в каждой сплоточной единице, а также фактура, в которой дается полное и точное наименование такелажа и оборудования с указанием процента годности, а по тросам и цепям - с указанием диаметра и длины каждого конца.

    Транспортная накладная, составленная в соответствии с установленным порядком и оформленные на основании такой накладной дорожная ведомость и квитанция о приеме буксируемого объекта для буксировки подтверждают заключение договора буксировки.

    Из этого можно сделать вывод, что договор буксировки на речном транспорте всегда оформляется в письменной форме. При необходимости осуществления систематических буксировок стороны могут заключить договор об организации буксировок, в котором устанавливаются ответственность сторон, объем и сроки буксировок, условия предъявления буксируемых объектов для буксировок, осуществление буксировок, оплаты буксировок и расчетов за них, а также иные условия организации буксировок.

    • 2,2 Алексеев И.В. Юридическая природа договора буксировки в советскомморском и внутренневодном праве. - Ученые записки Пермского Ун-та. Т.19.Вып.4. 1961. С.38.
    • Весьма детально договор буксировки анализируется Брагинским М.И. вгл. X «Договор буксировки» в кн. 4 «Договорное право». С. 546-594.