Войти
Образовательный портал. Образование
  • Пророк мухаммед краткое описание
  • Причины выброса токсичных веществ Несгораемые углеводороды и сажа
  • Современный этап развития человечества
  • Лилия яковлевна амарфий Могила лилии амарфий
  • Значение имени мариям Имя марьям значение происхождение
  • Семь советов от Отцов Церкви
  • Проблесковые маячки и звуковой сигнал. Применение спецсигналов (специальных сигналов). Правила применения специальных сигналов

    Проблесковые маячки и звуковой сигнал. Применение спецсигналов (специальных сигналов). Правила применения специальных сигналов

    Специальный звуковой сигнал - Устройство, предназначенное для подачи в условиях дорожного движения специальных звуковых сигналов определенного спектрального состава; устройство не является штатным составным элементом конструкции транспортного средства в качестве звукового сигнала, отличаясь от него спектральным составом издаваемых звуков, и устанавливается в/на транспортное средство дополнительно по специальному разрешению.



    Основное назначение специальных звуковых сигналов – заблаговременное предупреждение участников дорожного движения, пешеходов, лиц участвующих в проведении работ по тушению пожаров или аварийно-спасательных работ о приближении пожарного автомобиля и его размещении.

    Звуковой сигнал пожарного автомобиля как правило выражается в виде «сирены» с различной мощностью, тембром звучания и модуляцией, либо в виде устных сообщений. Сигнал формируется и усиливается сигнальной громкоговорящей установкой (далее - СГУ).

    Транспортные средства оперативных служб оснащаются специальными световыми и звуковыми сигналами в порядке, определенном нормативными правовыми актами.

    Правила применения специальных сигналов

    На транспортных средствах пожарной охраны, имеющих специальную цветографическую окраску, при выполнении неотложного служебного задания специальный световой сигнал должен быть включен на всем пути следования автомобиля. В период с 7 до 23 часов в населенных пунктах и в любое время суток вне них одновременно со специальным световым сигналом должен быть включен специальный звуковой сигнал.

    Применение специальных световых и звуковых сигналов не освобождает водителей от ответственности за совершение по их вине дорожно - транспортных происшествий .

    При проезде перекрестков, при обгоне транспортных средств, в том числе с выездом на полосу встречного движения, и в других случаях одновременное включение специальных световых и звуковых сигналов производится водителями заблаговременно в зависимости от конкретной дорожной обстановки. При необходимости проезда регулируемого перекрестка на запрещающий сигнал светофора водитель должен снизить скорость движения вплоть до остановки с целью обеспечения безопасности и убедиться, что другие участники дорожного движения восприняли специальные световые и звуковые сигналы и приняли необходимые меры предосторожности.

    При необходимости для дополнительного оповещения участников дорожного движения о проезде автотранспорта с включенными специальными световыми и звуковыми сигналами следует пользоваться громкоговорящей установкой.

    Требования к специальным световым сигналам

    Допускается установка излучателей звука специальных звуковых сигналов в подкапотном пространстве передней части транспортного средства.

    Допускается применение проблесковых маячков, конструктивно объединенных в одном корпусе с излучателем звука специального звукового сигнала при условии обеспечения соответствия каждого устройства в отдельности требованиям настоящего стандарта. Такие объединенные устройства должны устанавливаться на крыше транспортного средства и приводиться в действие с помощью одного блока управления.

    При установке блоков управления устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов в салоне (кабине) транспортного средства должны выполняться требования по обеспечению внутренней пассивной безопасности.

    Дополнительные требования к специальным световым сигналам

    Специальный звуковой сигнал должен иметь изменяющуюся основную частоту. Изменения основной частоты должны быть от 150 до 2000 Гц.

    Продолжительность цикла изменения основной частоты специального звукового сигнала - от 0,5 до 6,0 с.

    Уровень звукового давления сигнального устройства при подаче специального звукового сигнала не должен быть ниже:

    • 116 дБ(А) - при установке излучателя звука на крыше транспортного средства;
    • 122 дБ(А) - при установке излучателя звука в подкапотное пространство;
      Примечание - Уровень звукового давления специального звукового сигнала измеряют на расстоянии 2 м от излучателя звука по оси, перпендикулярной к плоскости его выходного отверстия.
    Направление максимального уровня звукового давления специального звукового сигнала должно совпадать с продольной осью транспортного средства в направлении его движения вперед.

    Допускается подача одним звуковым сигнальным устройством нескольких специальных звуковых сигналов, отличающихся основными частотами, формой и продолжительностью изменения основных частот. Возможно применение специального звукового сигнала типа "кратковременная сирена" или "Air Horn".

    Вопрос Ответ
    Да, Правила дорожного движения разрешают использовать специальные звуковые и световые сигналы, но это строго регламентируется действующим законодательством.
    Причина применения специальных сигналов обусловлена тем, чтобы была возможность оповещать других участников дорожного движения.
    Синий проблесковый маячок может использоваться:

    Скорой медицинской службой.

    Полицией (в т. ч. и ГИБДД). Противопожарной службой.

    Аварийно-спасательной службой. Прокуратурой.

    Службой перевозок Центробанка и Гохрана.

    Автоинспекцией военного ведомства. Спецслужбой Минсвязи.

    Спецслужбой Минюстиций.

    Федеральной Службой Охраны.

    Сине-красный проблесковый маячок может использоваться:

    Полицией.

    Федеральной Службой Охраны.

    Федеральной Службой Безопасности.

    Автоинспекцией военного ведомства.

    Им должны принять все необходимые меры по обеспечению беспрепятственного проезда специального транспорта.
    Такой маячок используется в случаях, когда:

    Выполняются строительные работы;

    Ремонтируется дорога;

    Происходит погрузка, транспортировка и разгрузка сломанных (разбитых) ТС;

    Перевозятся потенциально опасные грузы;

    Перевозятся детские группы;

    Производится сопровождение ТС, перевозящих опасные грузы;

    Производится сопровождение пешеходов или велосипедистов, организованных в соответствующие группы.

    Чтобы привлечь внимание очевидцев, которые могли бы заметить попытку нападения на автомобиль со специальным сигналом. Маячок включается со специальной звуковой сиреной.

    Правилами дорожного движения разрешено применение специальных звуковых и световых сигналов.

    Однако порядок применения жестко регламентирован действующим законодательством.

    В случае несанкционированной установки и использования средств спецсигналов автовладелец рискует получить штраф (см. ниже).

    Общая информация

    Специальные сигналы применяются для оповещения иных участников дорожного движения. Каждый из них несет свою функцию, если одни являются просто предупреждающими, то вторые требуют от остальных участников дорожного движения совершения каких-либо действий.

    Спецсигналы, указанные в третьем разделе ПДД можно использовать, только имея на то соответствующее разрешение.

    Список структур, имеющих право на применение световых и звуковых сигналов, устанавливается правительством РФ. В свою очередь, должностные лица установленных структур определяют конкретный список автомобилей, на которых будут установлены средства для подачи световых (звуковых) спецсигналов.

    Типы спецсигналов

    На территории Российской Федерации используются следующие типы спецсигналов:

    • Синий проблесковый маячок. Может сопровождаться звуковым сигналом.
    • Синий и красный проблесковые маячки. Может сопровождаться звуковым сигналом.
    • Желтый или оранжевый проблесковый маячок.
    • Бело-лунный проблесковый маячок. Может сопровождаться звуковым сигналом.

    Таковой список определен третьим разделом Правил дорожного движения. Этим же разделом установлены правила пользования световыми и звуковыми спецсигналами.

    Синего и сине-красного цвета

    Синий проблесковый маячок могут использовать:

    1. Скорая медицинская служба.
    2. Полиция (в том числе и ГИБДД).
    3. Противопожарная служба.
    4. Аварийно-спасательные службы.
    5. Прокуратура.
    6. Служба перевозок Центробанка и Гохрана.
    7. Спецслужба Министерства связи.
    8. Спецслужба Министерства юстиций.

    Из них, проблесковый маячок красного света могут использовать:

    1. Полиция.
    2. Автоинспекция военного ведомства.

    При этом красный маячок может использоваться только совместно с синим, а не вместо него.

    Включать синий (сине-красный) спецсигнал можно только при выполнении важного, экстренного служебного задания: поимка преступника, следование к больному или к месту пожара и т.д. В том числе использовать сине-красный маячок можно при сопровождении организованной колонны транспортных средств (или одного ТС). В таком случае сопровождаемые ТС приравниваются к тем, на которых включены спецсигналы.


    При использовании синих или сине красных маячков водитель может не соблюдать сигналы светофора, правила дорожных знаков, разметки и прочее. В том числе он может двигаться по встречной полосе дорожного движения. Единственное, водителю запрещено нарушать сигналы дорожного регулировщика, однако тот при виде автомобиля с включенными спецсигналами обязан незамедлительно обеспечить проезд для него. Пользоваться своим преимуществом водитель может только при условии, что он убедится в безопасности дорожного движения, так как с него не снимается ответственность за совершенное ДТП.

    Увидев световые маячки синего и красного цветов, и услышав звуковой сигнал, иные участники дорожного движения должны обеспечить беспрепятственный проезд спецтранспорту: принять к обочине, уступить дорогу на повороте (перекрестке) и т.д.

    Пешеходы и велосипедисты, которые собирались пересечь дорогу по оборудованному переходу, должны остановиться и дождаться, пока проедут ТС с включенными спецсигналами.

    Всем водителям запрещается обгонять машину с включенными маячками. Исключение – когда указанная машина стоит на месте. В таком случае водители должны притормозить до такой скорости, чтобы иметь возможность немедленно остановиться (как правило, стоящая машина с включенными синими маячками сообщает об опасности впереди).

    Желтого или оранжевого цвета

    Оранжевый проблесковый маячок могут использовать транспортные средства:

    • При выполнении строительных работ;
    • При ремонте дорожного полотна;
    • При погрузке, перевозке и разгрузке сломанных (разбитых) транспортных средств;
    • При перевозке опасных грузов: легковоспламеняющихся (бензин, дизельное топливо), крупногабаритных, ядовитых и пр.;
    • При перевозке организованной группы детей;
    • При сопровождении транспортных средств, перевозящих опасные грузы;
    • При сопровождении организованной группы велосипедистов или пешеходов.

    Включать маячок можно непосредственно при выполнении указанных действий.


    Желтый и оранжевый специальные сигналы не дают никаких преимуществ водителям перед остальными участниками дорожного движения. Они лишь сообщают о повышенной опасности транспортного средства и акцентируют на этом внимание остальных водителей. В то же время, при выполнении строительных, ремонтных и некоторых других работ транспортным средствам разрешается немного отступать от требований нескольких дорожных знаков и видов разметки. Например, они могут игнорировать знак «Остановка и стоянка запрещены».

    Бело-лунного цвета

    Проблесковые маячки бело-лунного цвета могут устанавливаться только на автомобилях почтовой связи и транспортных средствах, перевозящих ценные грузы: деньги, драгоценные металлы и прочее. Так, указанный сигнал используют автомобили инкассаторской службы.

    Маячок бело-лунного цвета включается только при прямой опасности нападения на указанное транспортное средство (например, при попытке ограбить). Водитель при этом не получает преимущества перед иными участниками дорожного движения: он также должен соблюдать требования дорожных знаков, разметки и прочих правил дорожного движения.

    Бело-лунный маячок служит для привлечения внимания, чтобы очевидцы могли заметить попытку нападения на транспортное средство со спецсигналом. Вместе с маячком всегда включается специальная звуковая сирена.

    Ответственность за незаконную установку специальных сигналов

    Как указано выше, за несанкционированную установку и использование средств для подачи спецсигналов в отношении ответственных лиц может быть применено административное наказание согласно статье 12.4 КоАП. Так, пункт 2 статьи предусматривает следующую ответственность за незаконную установку перечисленных выше спецсигналов:

    • Физическое лицо – штраф 5 000 рублей;
    • Должностное лицо, которое допустило машину к использованию (при условии, что автомобиль принадлежит какой-либо организации) – штраф 20 000 рублей;
    • Юрлицо, которому принадлежит авто – штраф 500 000 рублей.

    При этом во всех случаях помимо штрафа за проблесковый маячок предусмотрено снятие и безвозвратная конфискация средств для подачи спецсигналов. Ответственное лицо может быть наказано даже в том случае, если водитель не включал специальные сигналы, а просто двигался по дорогам общего пользования на указанном транспортном средстве. Если это возможно, средства для подачи специальных сигналов будут конфискованы прямо на месте, если нет – машину отправят на штрафстоянку.

    Утверждение о том, что акустическая установка "vip-сигнал" по своим параметрам относится к категории специальных сигналов неверно. В отношении соответствия "vip-сигнала" ГОСТу Р50574.

    С 1 января 2004 года действует новый ГОСТ Р50574-2002 "Цветографические схемы, опознавательные знаки, надписи, специальные световые и звуковые сигналы, устанавливаемые на автомобили, автобусы и мотоциклы оперативных служб", требования которого являются обязательными.

    Стандарт ГОСТа устанавливает общие технические требования к специальным звуковым сигналам и распространяется на транспортные средства министерств, ведомств и организаций, на которые при отсутствии цветографических схем могут устанавливаться специальные световые и звуковые сигналы. Перечень таких организаций утвержден Правительством РФ и согласно ему не допускается использование цветографических схем, специальных световых и звуковых сигналов на транспортных средствах, не относящихся к оперативным службам.

    Требования стандарта направлены на выделение и идентификацию транспортных средств оперативных служб в транспортном потоке для обеспечения безопасности дорожного движения при выполнении ими неотложных служебных заданий, а также на унификацию их цветового оформления.

    В стандарте дано такое определение специального звукового сигнала: устройство, предназначенное для подачи в условиях дорожного движения специальных звуковых сигналов определенного спектрального состава; устройство не является штатным составным элементом конструкции транспортного средства в качестве звукового сигнала, отличаясь от него спектральным составом издаваемых звуков, и устанавливается в/на транспортное средство дополнительно по специальному разрешению; при этом допускается установка излучателей звука специальных звуковых сигналов в подкапотном пространстве передней части транспортного средства, а уровень звукового давления сигнального устройства при подаче специального звукового сигнала не должен быть ниже:

    116 дБ(А) - при установке излучателя звука на крыше транспортного средства;

    122 дБ(А) - при установке излучателя звука в подкапотное пространство, причем, уровень звукового давления специального звукового сигнала измеряют на расстоянии 2 м от излучателя звука по оси, перпендикулярной плоскости его выходного отверстия.

    Также допускается подача одним звуковым сигнальным устройством нескольких специальных звуковых сигналов, отличающихся основными частотами, формой и продолжительностью изменения основных частот. Возможно применение специального звукового сигнала типа "кратковременная сирена" или "Air Horn".
    Устройства для подачи специальных световых и звуковых сигналов должны быть сертифицированы согласно правилам и процедурам, утвержденным Госстандартом России.

    Отсюда вывод: Основными критериями оценки звукового сигнала являются параметры тона и громкость звука. Спецсигналом согласно этому ГОСТу считается сигнал, меняющий свою тональность с некоторой частотой огибающей - частотой девиации, а звуковой сигнал акустической установки "vip-сигнал" производства ПК "Элина" - однотональный и не меняет свою частоту как сигнал сирены.

    Согласно ГОСТ Р 41.28-99 (Правила ЕЭК ООН №28) "Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения звуковых сигнальных приборов и автомобилей в отношении их звуковой сигнализации" звуковой сигнальный прибор, который может быть установлен на гражданский автомобиль, должен издавать непрерывный и монотонный звук с уровнем акустического давления не более 118 дБ. Акустическая установка "vip-сигнал" обеспечивает подачу однотонального звукового сигнала, максимальный уровень звукового давления которого 116 дБ (при этом установка громкоговорителя производится под капотом). Уровень 116 дБ говорит лишь о громкости звука, ведь автомобильный клаксон должен иметь достаточную громкость. "vip-сигнал" имеет сертификат N POCC RU.ME87H00008, который говорит о его соответствии именно указанному ГОСТу, а этот ГОСТ применяют к звуковым сигнальным приборам, работающим на постоянном или переменном токе или сжатом воздухе, которые предназначены для установки на автотранспортных средствах, а также к звуковой сигнализации автотранспортных средств.

    Таким образом, "vip-сигнал" по своим параметрам относится к категории автомобильных клаксонов. В паспорте акустической установки "vip-сигнал" ГО03.000РЭ указаны упомянутые характеристики, позволяющие идентифицировать "vip-сигнал" как соответствующий ГОСТу Р 41.28-99.

    Также в отношении спецсигналов издан целый ряд нормативных актов, а именно: Постановление Правительства РФ от 04.01.2000 г. №2, которым утвержден перечень оперативных служб, на транспортные средства которых разрешена установка специальных сигналов при наличии специальных цветографических схем на наружных поверхностях этих средства, а также при отсутствии таких схем, и перечень должностных лиц органов государственной власти и организаций, на служебные легковые автомобили которых разрешена установка специальных сигналов.

    В соответствии с этим постановлением Приказом МВД от 10.03.2000г. №258 "О мерах по упорядочению установки и использования на транспортных средствах специальных сигналов и особых государственных регистрационных знаков" утверждены Инструкция о порядке выдачи разрешений на установку специальных сигналов на транспортные средства, в которой, в частности, продекларирована необходимость обеспечить контроль за установкой и использованием специальных сигналов на транспортных средствах, а также демонтаж специальных сигналов, установленных на транспортных средствах органов внутренних дел, использующих их без соответствующего разрешения на их установку, и необходимость осуществить проведение мероприятий по выявлению транспортных средств, на которых установлены специальные сигналы без соответствующих разрешений.

    Постановление Правительства РФ от 23 января 2002 г. №35 "Об особых государственных регистрационных и специальных сигналах, используемых на транспортных средствах" обязало МВД РФ обеспечивать выдачу разрешений на установку специальных сигналов на транспортные средства; контроль за установкой и использованием специальных сигналов на транспортных средствах, а также проведение соответствующих профилактических мероприятий.

    Во всех этих нормативных актах дано такое определение специальных сигналов: проблесковые маячки синего или синего и красного цветов, специальные звуковые сигналы. Так как ни в одном нормативном документе не приведены конкретные параметры спецсигнала, обращаться нужно все к тому же ГОСТу Р50574-2002, а мы уже убедились, что "vip-сигнал", согласно этому ГОСТу не является спецсигналом.

    В отношении ответственности:

    П.2 ст. 12.4 Административного Кодекса предусматривает ответственность за установку на транспортном средстве без соответствующего разрешения устройств для подачи специальных световых или звуковых сигналов, использование при движении таких устройств влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одного до трех минимальных размеров оплаты труда с конфискацией указанных устройств или без таковой; на должностных лиц, ответственных за эксплуатацию транспортных средств, - от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда с конфискацией указанных устройств или без таковой.

    Т.к. "vip-сигнал" не является специальным сигналом, его установка не требует специального разрешения, то наложение административной ответственности за его использование является неправомерным, и в случае изъятия такого сигнала сотрудниками ГИБДД вы имеете право отстаивать свои права в административном или судебном порядке.

    Статья 12.20. КоАП РФ за нарушение правил пользования внешними световыми приборами, звуковыми сигналами, аварийной сигнализацией или знаком аварийной остановки предусматривает вынесение предупреждения или наложение административного штрафа в размере одной второй МРОТ.

    Правила дорожного движения (Постановление Совета Министров-Правительства РФ от 23 октября 1993 года №1090): п. 19.10. Звуковые сигналы могут применяться только для предупреждения других водителей о намерении произвести обгон вне населенных пунктов и в случаях, когда это необходимо для предотвращения дорожно-транспортного происшествия.

    Статья 12.5. ч.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях за управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена предусматривает вынесение предупреждения или наложение административного штрафа в размере одной второй МРОТ.

    Статьей 19 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" от 10.12.1995 года №196-ФЗ запрещается эксплуатация транспортных средств при наличии у них технических неисправностей, создающих угрозу безопасности дорожного движения.
    Перечень неисправностей транспортных средств и условия, при которых запрещается их эксплуатация, определяются Правительством Российской Федерации. Согласно "Перечню неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств", утвержденному все тем же Постановлением Совета Министров-Правительства РФ от 23 октября 1993 года №1090:

    П. 7.18. устанавливает, что запрещена эксплуатация транспортного средства, если в конструкцию транспортного средства внесены изменения без разрешения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации или иных органов, определяемых Правительством Российской Федерации.

    Правила дорожного движения (Постановление Совета Министров-Правительства РФ от 23 октября 1993 года №1090) предусматривает обязанность водителя перед выездом проверить и в пути обеспечить исправное техническое состояние транспортного средства в соответствии с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации, которые утвержденны Постановлением Совета Министров Правительства РФ от 23.10.1993 г. №1090. Согласно п. 3 этих Положений техническое состояние и оборудование участвующих в дорожном движении транспортных средств в части, относящейся к безопасности дорожного движения и охране окружающей среды, должно отвечать требованиям соответствующих стандартов, правил и руководств по их технической эксплуатации. Пункт 11. запрещает эксплуатацию автомобилей, если их техническое состояние и оборудование не отвечают требованиям Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств, а также транспортных средств, оборудованных без соответствующего разрешения специальными звуковыми сигналами, а выдачей разрешений на оборудование соответствующих транспортных средств специальными звуковыми сигналами производится в порядке, установленном Министерством внутренних дел Российской Федерации. Сведения об оборудовании транспортных средств специальными звуковыми сигналами должны быть занесены в регистрационные документы на транспортные средства.

    Статья 15.4. Федерального закона "О безопасности дорожного движения" от 10.12.1995 года №196-ФЗ устанавливает, что после внесения изменения в конструкцию зарегистрированных транспортных средств, в том числе в конструкцию их составных частей, предметов дополнительного оборудования, запасных частей и принадлежностей, влияющих на обеспечение безопасности дорожного движения, необходимо проведение повторной сертификации. Т.о. для строгого выполнения закона после установки "vip-сигнала" на автомобиль необходимо зарегистрировать это в ГИБДД.

    Однако соответствие транспортного средства предъявляемым к ним требованиям определяется в процессе прохождения технического осмотра. Постановление Правительства РФ от 31.07.1998 N 880 "О порядке проведения государственного технического осмотра транспортных средств, зарегистрированных в ГИБДД МВД РФ" устанавливает, что именно при государственном техническом осмотре осуществляется проверка соответствия технического состояния и оборудования транспортных средств требованиям нормативных правовых актов, правил, стандартов и технических норм в области обеспечения безопасности дорожного движения, а также технических нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

    Кодекс РФ об административных правонарушениях предусматривает меры наказания при ущемлении незаконными действиями прав гражданина на автомобиль и при управлении автомобилем:

    Статья 12.35. За применение к владельцам и водителям транспортных средств, другим участникам дорожного движения не предусмотренных федеральным законом мер, направленных на ограничение прав на управление, пользование транспортным средством либо его эксплуатацию, предусматривает наложение административного штрафа на граждан в размере от двух до пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда.

    Статья 12.36. За воспрепятствование законной деятельности по управлению и эксплуатации транспортных средств, а именно применение к собственникам транспортных средств, водителям и другим участникам дорожного движения любых иных мер административного принуждения, за исключением прямо предусмотренных настоящим Кодексом, предусматривает наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц от пятнадцати до двадцати минимальных размеров оплаты труда с конфискацией орудий совершения и предметов административного правонарушения.

    За безопасное движение пожарного автомобиля ответственность несет водитель. Он обязан точно выполнять действующие «Правила дорожного движения». При следовании на пожар (аварию или другие оперативные работы) водитель автомобиля, имеющего специальную окраску, оборудованного специальными звуковым и световым сигналами, при условии обеспечения безопасности движения может при необходимости допускать определенные отклонения от действующих правил движения:

    a) Двигаться со скоростью обеспечивающей своевременное выполнение задания, но не представляющей опасности для окружающих;

    b) Продолжать движение при любом сигнале светофора, убедившись, что другие водители уступают ему дорогу, и при условии, что жесты милиционера, регулирующего движение, не обязывают его остановиться;

    c) Проезжать (поворачивать, останавливать автомобиль и т. п.) в местах выполнения оперативных работ независимо от установленных знаков, указателей и линий безопасности (за исключением проезда в направлении противоположном движению).

    Запрещается пользоваться специальным звуковым сигналом при следовании автомобиля не на оперативное задание.

    3.1. Водители транспортных средств оперативных и специальных служб с включенным проблесковым маячком синего цвета, выполняя неотложное служебное задание, могут отступать от требований разделов 6 (кроме сигналов регулировщика), 8-18 Правил, приложений 1 и 2 к Правилам при условии обеспечения безопасности движения.

    Дополнительно к проблесковому маячку синего цвета может быть включен маячок красного цвета.

    Для получения преимущества перед другими участниками движения водители таких транспортных средств должны включить проблесковый маячок синего цвета и специальный звуковой сигнал. Воспользоваться приоритетом они могут только убедившись, что им уступают дорогу.

    Этим же правом пользуются водители транспортных средств, сопровождаемых транспортными средствами оперативных и специальных служб в случаях, установленных настоящим пунктом Правил.

    3.2. При приближении транспортных средств с включенными проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом, водители обязаны уступить дорогу для обеспечения беспрепятственного проезда этих и сопровождаемых ими других транспортных средств, на которых должен быть включен ближний свет фар.

    3.3. Приближаясь к стоящему транспортному средству с включенным проблесковым маячком синего, цвета водитель должен снизить скорость, чтобы иметь возможность немедленно остановиться в случае необходимости.

    3.4. Водители транспортных средств с включенным проблесковым маячком оранжевого или желтого цвета при выполнении строительных, ремонтных или уборочных работ на дороге могут отступать от требований дорожных знаков и разметки, а также пунктов 9.4-9.8 и 16.1 Правил при условии обеспечения безопасности движения. Другие водители не должны препятствовать их работе.

    Проблесковый маячок оранжевого или желтого цвета не дает преимущества в движении и служит для предупреждения других участников движения об опасности.