Войти
Образовательный портал. Образование
  • Чему равен 1 год на меркурии
  • Кто такой Николай Пейчев?
  • Томас андерс - биография, фото, личная жизнь солиста дуэта "модерн токинг" Синглы Томаса Андерса
  • Что показывает коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами Обеспеченность обязательств финансовыми активами в бюджетном учреждении
  • Как приготовить классические вареники с творогом
  • Как сделать тесто для яблочной шарлотки Как приготовить шарлотку с яблоками песочное тесто
  • Письмо строчной буквы ж. Безотрывное письмо буквосочетаний жу, уж, ож. Буквенный анализ слов. Строчная буква ж. Письмо слогов и слов с изученными буквами

    Письмо строчной буквы ж. Безотрывное письмо буквосочетаний жу, уж, ож. Буквенный анализ слов. Строчная буква ж. Письмо слогов и слов с изученными буквами

    Русский язык (обучение письму) 1 класс

    Тема: Письмо заглавной и строчной буквы Ж, ж

    Педагогическая цель : формировать в памяти образ заглавной и строчной буквы Ж, ж; учить писать заглавную и строчную буквы.

    Планируемые результаты (предметные) : овладеют навыком письма заглавной и строчной буквы Ж, ж; письма слов, предложений с изученной буквой.

    Личностные результаты: имеют познавательные интересы, учебные мотивы

    Универсальные учебные действия (метапредметные ):

    Регулятивные: корректируют деятельность: вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечают пути их устранения.

    Познавательные: общеучебные – осуществляют поиск необходимой информации в рабочей тетради; логические – характеризуют звук [ж]; осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; логические – устанавливают соответствие между словами и рисунками, составляют схемы слов.

    Коммуникативные : умеют формулировать свое мнение и позицию, понимают возможность различных позиций других людей, отличных от собственной, и ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии, умеют работать в паре.

    Ход урока.

    1. Приветствие, подготовка рабочих мест (Слайд 1)

    Громко прозвенел звонок –

    Начинается урок.

    Наши ушки на макушке,

    Глазки широко открыты.

    Слушаем, запоминаем,

    Ни минуты не теряем

    2. Постановка учебной задачи. Введение в тему урока.

    Поднимайте руку каждый раз, когда услышите звук [ж] в словах:

    Кошка, цапля, ножницы, лыжи, чемодан, щетка, замок, ежик, лиса, мыши, жаба, карандаш, крыша, жук.

    Дайте характеристику звуку [ж]. (Согласный, твердый, звонкий).

    Назовите животных, в названии которых есть звук [ж]. (Ёж, жираф, уж, жаба)

    Сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока.

    Чему будем учиться на уроке? Используйте для ответа написанные на доске начала фраз:

    Писать заглавную и строчную букву… (Ж, ж) (Слайд 2 )

    Писать буквосочетания и слова с буквой (Ж, ж)

    3. Усвоение новых знаний и способов деятельности.

    1) Работа с образцом заглавной буквы Ж. (Слайд3)

    Рассмотрите образец заглавной буквы Ж. Опишите направление движения руки при написании буквы Ж. (Из каких элементов состоит буква Ж?) Письмо заглавной буквы Ж в воздухе и прописи.

    2) Разучивание скороговорки . (Слайд 4)

    Прочитайте скороговорку. Научитесь произносить ее быстро.

    Как зовут девочек? Прочитайте и запишите имена детей. Найдите особенности каждого имени. (Женя – мужское и женское имя, Жанна – нет краткого варианта имени)

    Запишите первые две строчки скороговорки на свободных строках в прописи.

    4. Динамическая пауза.

    Физкультминутка Жираф

    Рвать цветы легко и просто

    Детям маленького роста.

    Но тому, кто так высок,

    Нелегко сорвать цветок.

    (С. Маршак)

    5. Усвоение новых знаний и способов деятельности (продолжение работы)

    1) -Рассмотрите образец строчной буквы ж.

    Сравните заглавную и строчную письменные буквы.

    Одинаково или по-разному они пишутся? (Отличаются только размером)

    Опишите направление движения руки при написании строчной буквы ж.

    2) - Самостоятельно обведите и допишите буквы на 1-3-й строчках (Оказываю индивидуальную помощь учащимся ).

    3) –Упражнение в письме соединений и слов.

    Прочитайте слоги на строчках. Чем они различаются. Самостоятельно напишите слоги и слова.

    6. Самостоятельное использование сформированных умений и навыков .

    1) Прочитайте пару слов: лужа – лужи .

    Какое правило надо вспомнить при письме этих слов? (Слайд 5)

    Запишите слова. Подчеркните сочетания жи .

    Физкультминутка (Для глаз)

    7. Закрепление знаний и способов действий.

    1) -Прочитайте и запишите предложения по образцу.

    2) Работа в парах (хорошо и слабоуспевающий ученик. Напомнить правила сотрудничества: «Один говорит, другой - слушает, не перебивает, исправляет ошибки).

    - Соберите слова и запишите их (пожар, Дружок, Дымка).

    3) Запишите слова письменными буквами.

    Проверка .

    Впишите пропущенные буквы в слова.

    Прочитайте слова. Назовите буквы на следующих строчках. Определите задание.

    Проверка.

    3) Самостоятельная работа.

    Впишите буквы в слова. Прочитайте предложения

    Запись предложения письменными буквами.

    7. Рефлексивно-оценочный

    Вот кончается урок.

    Все старались, не ленились

    И чему-то научились.

    –Какую букву научились писать?

    – Что особенно вам понравилось? Почему?

    – Что вызвало затруднение? Почему?

    – Какие знания, умения, навыки помогали нам сегодня на уроке?

    – Спасибо за урок.


    Урок письма в 1-Гклассе.

    Учитель Носко О.С.

    Тема: Письмо строчной буквы ж. Безотрывное письмо буквосочетаний жу, уж, ож. Буквенный анализ слов

    Цель: Ознакомить учащихся с написанием буквы ж. Создать алгоритм написания этой буквы. Учить точно воспроизводить образец. Формировать графические навыки безотрывного письма. Совершенствовать умение каллиграфического письма. Формировать навыки безошибочного написания сочетания жи в словах. Развивать орфографическую зоркость. Воспитывать интерес к изучению мира животных, бережного отношения к природе.

    1) Организационный момент.

    Прозвенел и смолк звонок,

    Начинаем мы урок.

    Улыбнулись, подтянулись,

    Друг на друга посмотрели

    И спокойно, тихо сели.

    Улыбнитесь друг другу и пожелайте успеха на уроке.

    2) Актуализация опорных знаний:

    Какую буквы мы изучали на уроке чтения?

    Дайте характеристику изученному звуку.(Согласный, звонкий, всегда твердый)

    Игра «Поймай звук [ж]»кошка, ножницы, цапля, лыжи, чемодан, щётка, замок, вешалка, ёжик, лиса, мыши, ужи, жар, угол, кожа, портфель, тетрадь, жир, жук.

    Назовите какие вы знаете слова созвуком [ж].

    3) Тема урока.

    Письмо строчной буквы ж. Безотрывное письмо буквосочетаний жу, уж, ож. Буквенный анализ слов

    4) Работа над новым материалом:

    (вешаю образец буквы и картинку жука)

    Наша буква широка и похожа на жука.

    И при этом точно жук издаёт жужжащий звук.

    ● Пальчиковая гимнастика «Жук»:

    Шесть мелькает ножек-рук-

    Это убегает жук

    Ты куда? - но нет ответа,

    Жук в траве укрылся где-то.

    Письмо буквы ж на доске с объяснением:

    (Начинаем писать букву с левого полуовала немного ниже верхней линии рабочей строки. Закругляем вправо,пишем полуовал. Не открывая руки, возвращаемся по написанному и ведём соединительный штрих вверх, не отрывая руки, ведём вниз наклонную линию, затем снова пишем соединительный штрих для письма правого полуовала, пишем правый полуовал.)

    Письмо в воздухе,

    Письмо кисточками на доске.

    Работа с образцом в прописи.

    ● Правила посадки за столом во время письма:

    Я тетрадь свою открою и наклонно положу,

    Я, друзья, от вас не скрою, ручку я вот так держу,

    Сяду прямо, не согнусь, за работу я возьмусь.

    ● Работа в прописи на странице 14.

    Сколько элементов в букве ж?

    Для чего нужны стрелки?

    Обведите элементы буквы.

    Допишите на второй строчке букву ж.

    Найдите самую красивую букву и поставьте под ней точку.

    ● Письмо соединений жж.(Есть ли в букве ж соединительные элемент? Что нужно сделать чтобы соединить букву ж с другой буквой?)

    Чтение и письмо слогов.

    Прочитайте слоги.

    С какими гласными дружит буква “ж”? Как будем читать её? Почему? (“Ж” дружит с гласными “а”, “у”, “е”“и ”).

    Хочу обратить ваше внимание на слог жи.

    Буква ж – капризная, вы,наверное, это почувствовали, когда ее прописывали. Она поссорилась с гласной буквой ы. Буква ы отказались стоять после “ж”.

    Сформулируйте правила правописания.

    Жи пиши с гласной и. (таблица)

    Продолжаем работу в прописи.Внимательно посмотрите на соединение букв.(Верхнее соединение и нижнее)

    Продиктуйте слоги и проверьте правильность их написания.

    5.Физкультминутка «Добавлялка»:

    (я буду произносить начало фразы, а вы его конец и делайте со мной движения)

    Жи-жи-жи - ты мне лапку (покажи)

    Же-же-же - ох устал (уже)

    Жи-жи-жи – ты шнурочек (завяжи)

    Же-же-же – дождь прошёл (уже)

    Жа-жа-жа – есть иголки у (ежа)

    Жу-жу-жу я по листику (хожу)

    Жа-жа-жа – не бойтесь вы (ежа)

    Жи-жи-жи – в море плавают (моржи)

    6.Запись слов в тетради – жало, жук у доски сначала пишут дети, анализ написанного.

    Прочитайте слова, написанные на следующей строке.

    7.А сейчас у нас минутка «Всезнайки».

    Выступление учащегося.(картинки)

    Уж – неядовитая змея. Отличительный признак: на голове у ужа два желтых пятна. Ужи прекрасно плавают. Ныряют мгновенно: только что плыл – и нет его. Могут пробыть под водой полчаса. Добычу заглатывают живьем, а любимая пища обыкновенных ужей –жаба.

    Самостоятельная запись слов жаба, ужи.

    8.Физкультминутка для глаз.

    9.Запись предложения: Пчела жалит и жужжит. (картинка пчелы)

    10.Итог урока.

    Ребята, над изучением какой буквы мы сегодня работали на уроке?

    С какой буквой она не дружит?

    Какое правило вы запомнили?

    11.Рефлексия.

    Вам понравился наш урок? (На доске открываю картинку с изображением дерева.) Если вы работали с желанием, вам было интересно, то прикрепите на дерево успеха красное яблочко, а если вы работали не очень уверенно, в прописи были недочеты, то прикрепите зеленое яблочко.

    Строчная буква Ж

    Обучение грамоте. 1 класс

    Тема. «Письмо строчной буквы ж».

    Цели. Формировать графические навыки письма, отрабатывать каллиграфию; создать с детьми алгоритм написания буквы ж, учить умению точно воспроизводить образец, научить проговаривать написание буквы; формировать навыки безошибочного написания сочетания жи в словах.

    Учебные материалы. «Чудо-пропись» (под ред. В.А. Илюхиной); карточки со словами: прямая наклонная линия, качалочка, крючковая линия, секретик; изображение жука; игрушка – жук; рисунки с изображениями животных; таблица слогов; материал для рефлексии урока.

    ХОД УРОКА

    I. Организационный момент

    II. Актуализация знаний

    Учитель читает отрывок из сказки:

    Учитель. А листок все плыл да плыл по прямой наклонной линии, и вот Дюймовочка попала за границу. Мимо качалочкой летел майский жук, увидал девочку, обхватил ее за талию и унес на дерево. Он уселся с крошкой на самый большой зеленый лист, похожий на крючковую линию, покормил ее сладким цветочным соком с секретиком и сказал: «Здесь я жжживу, это мое жжжилище. Будьте моей жжженой, это мое жжжелание!»

    Потом к ним пришли другие жуки, которые жили на том же дереве. Они оглядывали девочку с головы до ног и говорили: «У нее только две ножжжки! Жжжалко смотреть! Как ужжжасно!»

    Дюймовочка не понравилась жукам, хотя была премиленькая. И майский жук сказал: «Увы, нам нужжжно расстаться, очень жжжаль, жжжелаю удачи!»

    Отрывок из какой сказки я прочитала?

    Д. Ханс Кристиан Андерсен.

    У. Какие элементы письма вы услышали в отрывке?

    Учитель вывешивает понятия на доску. Несколько учеников по одному выходят к доске, проговаривают и записывают данные элементы письма. Остальные работают в тетради на местах.

    1. Ставим ручку на верхнюю линеечку рабочей строки и опускаемся по наклонной линии вниз до нижней линеечки рабочей строки.

    2. Пишем прямую наклонную линию, чуть-чуть (на 1/10 от высоты строки) не дописываем до нижней линеечки рабочей строки и начинаем плавно разворачивать ручку на строке, не заостряя и не протягивая по строке.

    3. Ставим ручку на верхнюю линеечку рабочей строки, опускаемся вниз по наклонной, выполняем «качалочку», не отрывая ручки, и поднимаемся по крючковой линии до середины рабочей строки.

    4. Ставим ручку на верхнюю линеечку рабочей строки, опускаемся вниз по наклонной, выполняем «качалочку», поднимаемся по крючковой линии до середины строки, не отрывая руки, и по направлению к верхней линеечке рабочей строки строго параллельно уже написанной прямой наклонной линии (или первой, левой, наклонной линии) пишем «секретик».

    Дети прописывают эти элементы до конца строчки.

    III. Сообщение темы урока

    У. Вернемся к отрывку. Кого встретила Дюймовочка?

    У. К нам в гости тоже пришел жук и принес свою фотографию.

    Учитель достает игрушку и открывает изображение этого жука.

    – Вспомните, какой звук любил произносить жук?

    Д. Звук [ж].

    У. Какие слова с этим звуком вы запомнили из рассказа?

    Д. Жилище, жена, желание, ножки, жалко, ужасно, жаль, желаю (удачи), нужно.

    У. Догадались, какую букву мы будем сегодня учиться писать?

    Д. Букву ж.

    У. Обоснуйте свой ответ.

    Д. В каждом слове встречается звук [ж], на уроке обучения грамоте мы познакомились со звуком [ж].

    У. Сформулируйте тему урока.

    Д. Письмо строчной буквы ж.

    Учитель открывает тему урока.

    Письмо cтрочной буквы Ж

    – Для чего нам нужно уметь писать букву ж?

    Д. Чем больше букв мы научимся писать, тем больше слов сможем написать.

    – Для развития письменной речи.

    – Чтобы быть грамотными.

    – Буква ж – одна из букв алфавита.

    Важно, чтобы дети приняли эту цель как свою.

    IV. Работа по развитию артикуляционного аппарата

    Перед детьми – звукоподражательные глаголы.

    На доске:

    – Выберите: что делает жук?

    Д. Жужжит.

    У. Покажите, как жужжит жук? Почему это происходит?

    Д. Некоторые насекомые при полете очень часто машут крыльями, рассекая воздух. Так получается жужжание.

    V. Работа над развитием техники чтения. Нахождение изучаемой буквы в словах

    У. Жук принес вам в подарок свою любимую букву. Эта буква напечатана у вас в тетради. Назовите ее.

    Д. Печатная буква ж.

    У. Выполните штриховку буквы: мальчики – вертикальную, девочки – горизонтальную.

    Во время работы учитель следит за правильностью выполнения работы, дает советы, хвалит.

    – У каждого на столе лежит любимое стихотворение жука. Прочитайте его, найдите и обведите простым карандашом все буквы ж.

    Дети читают по строчке и называют количество букв ж, встретившихся в словах:

    Жу-жу-жу, жу-жу-жу,

    На лужайке я жужжу,

    Безобидно я жужжу,

    Над ромашками кружу!

    – Повтор какого звука использует поэт, чтобы мы услышали жужжание жука?

    Д. Жужжание создается повтором звука [ж].

    У. В каком слове звук [ж] слышится несколько раз?

    Д. В слове жужжу.

    VI. Физкультминутка

    У. Встаньте. Я показываю рисунки животных, а вы определяете наличие и место звука [ж] в названиях этих животных. Если звук [ж] в начале слова – вы поднимаете руки вверх, если в середине слова – ставите руки на пояс, если в конце слова, то опускаете руки вниз. Если в слове данного звука нет, то вы садитесь на корточки.

    Учитель показывает рисунки: уж, жираф, собака, жаба, слон, ежик, морж, лиса.

    VII. Работа в прописи (№ 3, с. 24–25)

    У. Рассмотрите поэтапное написание строчной буквы ж.

    – Из каких элементов она состоит?

    Дети перечисляют элементы.

    Поэлементная запись буквы ж ведется учителем на доске, а дети эту работу выполняют на учительской строке в прописи на с. 24:

    1. Ставим ручку на 1/3 сверху в рабочей строке, «бугорком» уходим вправо, разворачиваем ручку, опускаемся вниз по наклонной линии.

    2. К вышесказанному этапу 1 добавляем элемент под названием «клюшка». Выписываем «клюшку».

    3. По «клюшке» уходим вправо вверх и, не доходя 1/3, выписываем «секрет».

    4. По «секрету» – наклонная линия вниз.

    5. Поднимаемся по наклонной на 1/3 снизу, вновь уходим по крючковой вправо вверх.

    6. С 1/3 «ломаем секрет».

    7. По «секрету» – наклонная вниз, «качалочка», крючок до середины.

    8. Повторный показ учителем безотрывной записи всей буквы ж по сокращенному алгоритму с комментированием: «бугорок», наклонная вниз, «клюшка», крючковая до 1/3, «секрет», по «секрету» – наклонная, «качалочка», крючок до середины.

    Письмо детьми буквы ж «в воздухе» с проговариванием алгоритма по силуэту жука.

    У. Проведите по силуэту жука ручкой линии так, чтобы получилась строчная буква ж.

    Письмо буквы по точкам, а затем самостоятельное написание буквы до конца строчки.

    VIII. Самоанализ написанного

    У. Найдите самую красивую букву, написанную вами, и обведите ее зеленой ручкой. Какая буква вам не очень понравилась и почему?

    Жук тоже трудился вместе с вами. Давайте посмотрим, что у него получилось.

    В таблице учащиеся разбирают графические ошибки в написании буквы ж, выбирают правильно написанную букву, подбадривают старания жука.

    IХ. Письмо слогов-слияний с буквой ж: жа, жу, жи

    Работа в прописи. Письмо слогов с проговариванием. Учитель акцентирует внимание на особенности написания и произношения слога жи.

    Х. Письмо слов с буквой ж

    Дети читают слова. После прочтения и орфографического разбора слова прописывают рядом с образцом.

    В слове журавли ученики отмечают все части букв и их соединений. Соединения в середине отмечают черточкой, а соединения на 1/3 – крестиком. Один ученик отмечает серединки, другой – третьи части на доске, а остальные работают в прописи.

    В слове жаворонок дети обозначают все «гнездышки» и «шалашики». Один ученик отмечает «гнездышки», другой – «шалашики», а остальные работают в прописи на местах.

    У. Поиграем в игру «Кто больше?». Придумайте слова, в которых звук [ж] был бы в начале слова.

    Д. Журнал, жизнь, жасмин, желудь, жилет.

    У. В середине слова?

    Д. Крыжовник, баклажан, лыжник, этажерка.

    У. В конце слова?

    Д. Багаж, чиж, нож, персонаж.

    Чтение учениками группы слов, близких по смыслу: дружба – дружили – друг.

    У. Чем похожи эти слова? Как мы называем такие слова?

    Д. Родственные.

    У. Запишите слова, выделите в них общую часть.

    ХI. Физкультминутка

    ХII. Работа с предложениями

    У. Что вы видите на доске?

    На доске:|_______ ________ _______ ________ ?

    Д. Схему вопросительного предложения.

    У. Сколько в нем слов? Какие правила написания предложения вы знаете? Что мы называем предложением?

    Ответы детей.

    – Прочитайте в прописях вопросительное предложение.

    Д. Кому стало жалко жука?

    У. Вспомните текст букваря и ответьте на вопрос: кому стало жалко жука?

    Д. Жанне стало жалко жука.

    У. Запишите вопросительное предложение.

    Восстановите деформированное предложение и запишите на свободной линеечке.

    Д. Женю укусил в руку жук.

    ХIII. Закрепление пройденного материала

    Ученики соединяют стрелочкой по порядку все элементы, чтобы получилась буква ж.

    Дети собирают из рассыпанных букв слово. (Получаются слова: жало, жара, жаба, лужа.) Слова записывают с комментированием.

    ХIV. Дополнительный материал

    На доске:

    Понять и исполнить

    Желанье другого –

    Одно удовольствие,

    Честное слово! (С. Погореловский)

    У. Назовите слово с изученной сегодня на уроке буквой.

    Д. Желание.

    У. Как вы понимаете смысл этого слова?

    Ответы детей.

    – Составьте из слогов родственные слова.

    Д. Желание, желанный, желать, желательно.

    У. Вставьте подходящие по смыслу слова:

    И … (желанная) страна

    Вот уж издали видна.

    (А.С. Пушкин)

    Ответы детей.

    Все учиться мы … (желаем)

    И пятерки получаем.

    – Как вы понимаете смысл этого предложения?

    Придумайте пожелание нашему гостю.

    ХV. Итог урока

    У. Назовите тему урока.

    Д. Письмо строчной буквы ж.

    У. Какова цель урока?

    Д. Научиться писать букву ж.

    У. Что мы для этого сделали?

    Д. Создали алгоритм написания буквы ж.

    У. Мы достигли цели?

    У каждого на столе конверт для рефлексии. В нем лежат листики зеленого, желтого и коричневого цветов.

    Если вы работали с желанием, но не очень уверенно, волновались, да и в прописи были недочеты, то выберите листик желтого цвета.

    Если вы работали без желания, вам было скучно на уроке, то выберите листик коричневого цвета.

    На доске – три ствола дерева. Учитель поясняет, что на первое дерево дети приклеивают листики зеленого цвета, на второе – листики желтого цвета, а на третье – листики коричневого цвета. Дети наклеивают выбранный листик. В результате получаются три дерева. Делается соответствующий вывод.

    – Я рада, что вы работали сегодня с желанием, уверенно, что в ваших прописях чистота. Наш гость тоже доволен, что вы подарили ему такой замечательный дом. Спасибо за работу! Урок окончен.