Войти
Образовательный портал. Образование
  • Причины выброса токсичных веществ Несгораемые углеводороды и сажа
  • Современный этап развития человечества
  • Лилия яковлевна амарфий Могила лилии амарфий
  • Значение имени мариям Имя марьям значение происхождение
  • Семь советов от Отцов Церкви
  • Унжа (Костромская область)
  • 275 УК РФ). Государственная измена (ст.275 УК РФ) Характеристика государственной измены

    275 УК РФ). Государственная измена (ст.275 УК РФ) Характеристика государственной измены

    Формулировки, сделавшие возможным уголовное дело против многодетной матери за звонок в посольство Украины, были заложены в 2012 году, когда Госдума приняла поправки в закон о госизмене. Проблема новой редакции статьи 275 УК - в крайней размытости формулировок и, соответственно, «резиновости»: при желании в госизмене можно обвинить почти любого человека, контактировавшего с иностранцем. «Закон может лежать себе спокойно, пока все про него не забудут, а в нужный момент быть использован точечно так, как это нужно государству», - предупреждала еще в 2012 году нынешний омбудсмен Элла Памфилова.

    Действующая формулировка статьи 275 УК была принята 12 ноября 2012 года. В отличии от предыдущих поправок 2003 и 2009 годов, когда только расширялись виды наказания за измену, в 2012 году статья была изменена по существу.

    В версии до 2012 года государственная измена определялась так:

    Шпионаж, выдача государственной тайны либо иное оказание помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности Российской Федерации.

    После поправок 2012 года определение измены значительно расширилось:

    Шпионаж, выдача иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну, доверенную лицу или ставшую известной ему по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, либо оказание финансовой, материально-технической , консультационной или иной помощи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям в деятельности, направленной против безопасности Российской Федерации.

    В обновленном виде закон дает возможность квалифицировать как госизмену чуть ли не любой контакт с иностранцами, считает юрист Сергей Давидис, координатор Союза солидарности с политзаключенными. Он также отмечает, что самое важное изменение - в том, что если раньше обвинить в разглашении секретных сведений можно было только человека, имеющего к ним допуск, то теперь - и тех, кто не имеет, и, соответственно, не может оценить, является ли та или иная информация гостайной.

    Политический контекст

    По словам Давидиса, Светлана Давыдова - первая жертва расплывчатости нового законодательства об измене. В ее деле есть справка Генштаба о разглашении гостайны , но при этом Давыдова - пока единственная из ставших известными обвиняемых по ст. 275 УК, в принципе никогда не имевшая допуск ни к какой информации, которая может являться гостайной.

    В экспертной и юридической среде распространено мнение, что дело Давыдовой нужно для запугивания общества и для создания правоприменительной практики по новой редакции ст.275 УК. «Они выбрали самое слабое звено - многодетную кормящую мать; на человека легче надавить, легче склонить к признанию несовершенного преступления и создать практику», - считает адвокат Давыдовой Иван Павлов . «История Светланы Давыдовой, которую мы все здесь защищали, и история Евгения Петрина, про которого все прекрасно написано в ленте у Ольга Романова , с точки зрения КГБ - части одного проекта. Он называется „легализация репрессий“. Идея в том, чтобы приучить общество к посадкам „за измену“», написал у себя в Facebook’е политолог Кирилл Рогов .

    «Принятие новой формулировки госизмены происходило в общей логике закручивания гаек. В комитете по безопасности была бурная дискуссия. Геннадий Гудков тогда ещё был депутатом, он выступил против. 14 сентября его лишили мандата, и законопроект вынесли на пленарку», - рассказывает депутат Госдумы Дмитрий Гудков. Знаменитый скандал с фильмом «Анатомия протеста-2 », вылившийся в истерику о «финансировании Грузией российской оппозиции», случился за месяц до принятия новой формулировки «государственной измены» - в октябре 2012 года. В первом чтении новая редакция «государственной измены» была рассмотрена за две недели до демонстрации «Анатомии протеста-2 » по НТВ. Про арестованного по следам этих фильмов оппозиционера Сергея Удальцова затем ходили слухи, что его могут обвинить как раз в госизмене.

    Но в действительности закон о госизмене стал приобретать политический контекст еще до поправок 2012 года. Сергей Давидис отмечает, что к явно неправомерным случаям применения 275 статьи за все девяностые можно отнести лишь дела Александра Никитина и Григория Пасько.

    С приходом Владимира Путина к власти таких дел становится больше. В прошлом десятилетии Союз солидарности с политзаключенными признал политзэками девять ученых . Все эти дела для правозащитников объеденины попытками представить научную или научно-производственную деятельность как антигосударственную. Впрочем, из девяти только четырех осудили за госизмену. К пятерым применяли статью «незаконный экспорт технологий» (189 УК) и ряд экономических статей.

    Собственно за измену были осуждены Игорь Сутягин, занимашийся вопросами разоружения - в 2004 году он получил 15 лет, в 2010 году помилован Дмитрием Медведевым. В 2004 году 14 лет получил Валентин Данилов, работавший с космическими технологиями - через год Верховный суд сократил ему срок до 13 лет, а в 2012 году его отпустили по УДО. В 2012 году (еще до изменения формулировки 275 ст. УК) были осуждены Святослав Бобышев и Евгений Афанасьев, работавшие с военными технологиями, получили 12 и 12,6 лет соответственно.

    Российская шпиономания - родом из прошлого. В советском законодательстве статья о государственной измене была сформулирована широко и применялась, в том числе, для борьбы с диссидентами.

    С 1934 по 1960 годы измена описывалась статьей 58-1а Особенной части Уголовного кодекса РСФСР:

    Измена Родине, то есть действия, совершённые гражданами Союза ССР в ущерб военной мощи Союза ССР, его государственной независимости или неприкосновенности его территории, как-то : шпионаж, выдача военной или государственной тайны, переход на сторону врага, бегство или перелёт за границу, караются высшей мерой уголовного наказания - расстрелом с конфискацией всего имущества, а при смягчающих обстоятельствах - лишением свободы на срок 10 лет с конфискацией всего имущества.

    В Уголовном кодексе РСФСР от 1960 года «измену Родине» выделили в отдельную 64 статью. Формулировки и ответственность остались практически такими же:

    Измена Родине, то есть деяние, умышленно совершённое гражданином СССР в ущерб суверенитету, территориальной неприкосновенности или государственной безопасности и обороноспособности СССР: переход на сторону врага, шпионаж, выдача государственной или военной тайны иностранному государству, бегство за границу или отказ возвратиться из-за границы в СССР, оказание иностранному государству помощи в проведении враждебной деятельности против СССР, а равно заговор с целью захвата власти, - наказывается лишением свободы на срок от десяти до пятнадцати лет с конфискацией имущества и со ссылкой на срок от двух до пяти лет или без ссылки или смертной казнью с конфискацией имущества.

    Историк Алексей Макаров, сотрудник архива Международного Мемориала, рассказал ОВД-Инфо , что основное различие в применении статьи об измене при Иосифе Сталине и других советских вождях - в количестве случаев: при Сталине это была массовая практика, после него - отдельные дела.

    Обычно эта статья применялась к военнослужащим из находящихся за границей частей, если они пытались бежать. Гражданских же судили за незаконный переход границы. Также «изменниками» становились гражданские служащие, желавшие остаться за границей в ходе иностранной командировки (например, если потом они возвращались в СССР по семейным обстоятельствам). Материалы советских уголовных дел о шпионаже до сих пор недоступны, так что сложно судить, насколько справедливы были суды - таких дел было около десятка в год.

    Статья об измене была удобна для борьбы с инакомыслящими тем, что, в отличие от «антисоветской агитации», предусматривала смертную казнь - ей, например, угрожали в ходе «дела Якира-Красина » .

    Известный случай обвинения в «измене» - дело против Анатолия Щаранского, передавшего на запад списки «отказников» - людей, которым отказали в выезде из СССР - с указанием их мест работы. Так как отказывали в том числе по принципу владения гостайной, список потенциально мог позволить составить список предприятий с засекреченными производствами. Щаранский получил 15 лет.

    Активисты и аналитики начали говорить о подготовке массовых посадок за «госизмену» - т. е. о начале нового витка политических репрессий.

    Полный текст ст. 275 УК РФ с комментариями. Новая действующая редакция с дополнениями на 2020 год. Консультации юристов по статье 275 УК РФ.

    Государственная измена, то есть совершенные гражданином Российской Федерации шпионаж, выдача иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну, доверенную лицу или ставшую известной ему по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, либо оказание финансовой, материально-технической, консультационной или иной помощи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям в деятельности, направленной против безопасности Российской Федерации, -
    наказывается лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет.

    Примечание. Лицо, совершившее преступления, предусмотренные настоящей статьей, а также статьями 276 и 278 настоящего Кодекса, освобождается от уголовной ответственности, если оно добровольным и своевременным сообщением органам власти или иным образом способствовало предотвращению дальнейшего ущерба интересам Российской Федерации и если в его действиях не содержится иного состава преступления.

    Комментарий к статье 275 УК РФ

    1. Состав преступления:
    1) объект: отношения в области обеспечения безопасности и защиты основ конституционного строя Российской Федерации.

    2) объективная сторона: действия, совершенные гражданином РФ и направленные на государственную измену:
    - шпионаж (см. ст. 276 УК РФ);
    - выдача иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну, доверенную лицу или ставшую известной ему по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
    - оказание финансовой, материально-технической, консультационной или иной помощи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям в деятельности, направленной против безопасности Российской Федерации;
    3) субъект: гражданин Российской Федерации, достигший возраста 16 лет, осведомленный в сведениях, составляющих государственную тайну, которые были ему доверены или стали известны по службе, работе, учебе или иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
    4) субъективная сторона: характеризуется умышленной формой вины в виде прямого умысла.

    Преступление считается оконченным с момента принятия гражданином Российской Федерации на себя обязательств перед иностранным государством, международной или иностранной организацией или их представителями по проведению шпионской деятельности, выдаче сведений, составляющих государственную тайну, либо по оказанию финансовой, материально-технической, консультационной или иной помощи в деятельности, направленной против безопасности Российской Федерации.

    По настоящей статье предусмотрено специальное основание освобождения от уголовной ответственности - добровольное и своевременное сообщение органам власти лицом, совершившим данное преступление о нем или способствование иным образом предотвращению дальнейшего ущерба интересам Российской Федерации, при условии что в его действиях не содержится иного состава преступления.

    2. Применимое законодательство:
    1) Закон РФ "О государственной тайне" (государственная тайна (ст. 2), перечень сведений, составляющих государственную тайну (ст. 5), допуск должностных лиц и граждан к государственной тайне (ст. 21), ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о государственной тайне (ст. 26);
    2) ФЗ "О безопасности" (основные принципы обеспечения безопасности (ст. 2), содержание деятельности по обеспечению безопасности (ст. 3), правовая основа обеспечения безопасности (ст. 5);
    3) ФЗ "О федеральной службе безопасности" (ст. 8 - направления деятельности федеральной службы безопасности (контрразведывательная деятельность), ст. 12 - обязанности федеральной службы безопасности (выявлять, предупреждать, пресекать и раскрывать преступления, дознание и предварительное следствие по которым отнесены к ведению органов федеральной службы безопасности);
    4) ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" (ст. 4 - основные понятия, гражданин иностранный гражданин, лицо без гражданства);
    5) ФЗ "Об обороне" (ст. 2 - организация обороны);
    6) УПК РФ (ст. 151);
    7) акты Президента РФ:
    - указ от 05.02.2010 N 146 "О Военной доктрине Российской Федерации";
    - указ от 12.05.2009 N 537 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года";
    - указ от 06.10.2004 N 1286 "Вопросы Межведомственной комиссии по защите государственной тайны" (Межведомственная комиссия осуществляет полномочия по формированию перечня сведений, отнесенных к государственной тайне, организует разработку предложений о порядке определения размеров ущерба, который может быть нанесен безопасности России в следствие несанкционированного распространения сведений, составляющих государственную тайну);
    - указ от 30.11.95 N 1203 "Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне" (сведения, отнесенные к государственной тайне, в военной области, экономики, науки и техники, внешней политики, разведывательной, контрразведывательной, оперативно-розыскной и антитеррористической деятельности);
    - распоряжение от 16.04.2005 N 151-рп "О перечне должностных лиц органов государственной власти и организаций, наделяемых полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне";
    8) акты Правительства РФ:
    - постановление от 06.02.2010 N 63 "Об утверждении Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне";
    - постановление от 02.08.97 N 973 "Об утверждении Положения о подготовке к передаче сведений, составляющих государственную тайну, другим государствам или международным организациям";
    - постановление от 04.09.95 N 870 "Об утверждении Правил отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности".

    3. Судебная практика:
    1) кассационное определение СК по уголовным делам ВС РФ от 06.11.2003 N 5-О03-234.

    2) постановление КС РФ от 19.04.2010 N 8-П;
    3) постановлением КС РФ от 07.06.2000 N 10-П разъяснено, что суверенитет предполагает по смыслу ст. 3, 4, 5, 67 и 79 Конституции РФ верховенство, независимость и самостоятельность государственной власти, полноту законодательной, исполнительной и судебной власти государства на его территории и независимость в международном общении и представляет собой необходимый качественный признак РФ как государства, характеризующий ее конституционно-правовой статус;
    4) постановлением КС РФ от 20.12.95 N 17-П разъяснено, что уголовная ответственность за выдачу государственной тайны иностранному государству правомерна лишь при условии, что перечень сведений, составляющих государственную тайну, содержится в официально опубликованном для всеобщего сведения федеральном законе. Правоприменительное решение, включая приговор суда, не может основываться на неопубликованном нормативном правовом акте, что вытекает из ч.3 ст. 15 Конституции РФ.

    Консультации и комментарии юристов по ст 275 УК РФ

    Если у вас остались вопросы по статье 275 УК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

    Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

    СТ 275 УК РФ .

    Государственная измена, то есть совершенные гражданином Российской Федерации
    шпионаж, выдача иностранному государству, международной либо иностранной организации или
    их представителям сведений, составляющих государственную тайну, доверенную лицу или ставшую
    известной ему по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных законодательством
    Российской Федерации, либо оказание финансовой, материально-технической, консультационной
    или иной помощи иностранному государству, международной либо иностранной организации или
    их представителям в деятельности, направленной против безопасности Российской Федерации, -
    наказывается лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет со штрафом в размере
    до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период
    до трех лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет.
    Примечание. Лицо, совершившее преступления, предусмотренные настоящей статьей, а
    также статьями 276 и 278 настоящего Кодекса, освобождается от уголовной ответственности, если
    оно добровольным и своевременным сообщением органам власти или иным образом способствовало
    предотвращению дальнейшего ущерба интересам Российской Федерации и если в его действиях не
    содержится иного состава преступления.

    Комментарий к Ст. 275 Уголовного кодекса

    1. Объективная сторона выражается в форме действий в виде: а) шпионажа; б) выдачи сведений, составляющих государственную тайну; в) оказании финансовой, материально-технической, консультационной или иной помощи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям в деятельности, направленной против безопасности РФ. Об объективных признаках шпионажа см. комментарий к ст. 276 УК. Выдача сведений, составляющих государственную тайну, выражается в сообщении, доведении или передаче соответствующих сведений, составляющих государственную тайну, доверенную лицу или ставшую известной ему по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ, иностранному государству, международной (правительственной или неправительственной) либо иностранной организации или их представителям. Выдача может совершаться разными способами: устно, письменно, посредством электромагнитных установок, тайников и т.п. В соответствии со ст. 2 Закона РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-1 "О государственной тайне" государственная тайна - это защищаемые в государстве сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности РФ. Перечень этих сведений предусмотрен в указанном Законе и Указе Президента РФ от 30 ноября 1995 г. N 1203 "Об утверждении Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне". Выдача государственной тайны окончена с момента перехода сведений соответствующему адресату. Оказание финансовой, материально-технической, консультационной помощи проявляется в (со)финансировании деятельности иностранных государств, международных либо иностранных организаций или их представителей, направленной против безопасности Российской Федерации, снабжении их необходимым оборудованием и материалами, оказании им информационной поддержки и т.п. Оказание иной помощи состоит в содействии враждебной деятельности другими действиями: посредством выполнения роли связного, вербовки агентуры для иностранных спецслужб, перехода на сторону врага в военное время и т.п.

    2. Преступление признается оконченным с момента совершения указанных действий вне зависимости от факта причинения вреда безопасности государства.

    3. Субъект специальный: гражданин РФ (в том числе бипатрид), достигший 16-летнего возраста. При выдаче сведений, составляющих государственную тайну, лицо должно располагать доверенными или ставшими известными ему по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных законодательством, сведениями, составляющими государственную тайну.

    4. В примечании к данной статье предусмотрено специальное основание освобождения от уголовной ответственности лиц, совершивших преступления, предусмотренные ст. 275, 276, 278 УК. Это возможно если оно добровольным и своевременным сообщением органам власти или иным образом способствовало предотвращению дальнейшего ущерба интересам Российской Федерации и если в его действиях не содержится иного состава преступления.

    Второй комментарий к Ст. 275 УК РФ

    1. Объект - внешняя безопасность Российской Федерации как государства.

    2. В ст. 275 дается исчерпывающий перечень деяний образующих объективную сторону состава государственной измены: шпионаж; выдача иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну, доверенную лицу или ставшую известной ему по службе, работе, учебе, или в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, либо оказание финансовой, материально-технической, консультационной или иной помощи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям в деятельности, направленной против безопасности Российской Федерации. Понятие шпионажа раскрывается в ст. 276 УК.

    3. Выдача государственной тайны заключается в сообщении гражданином РФ иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну. Понятие государственной тайны определяется в Законе РФ «О государственной тайне». Под ней понимаются защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации. Выдача государственной тайны может осуществляться любым способом.

    4. Оказание финансовой, материально-технической, консультационной или иной помощи заключается в разнообразных действиях, направленных против безопасности Российской Федерации. Конкретно это может, например, выразиться в предоставлении убежища агентам иностранной разведки, снабжении их фальшивыми документами, продуктами питания, средствами передвижения и т.п.

    5. С субъективной стороны государственная измена может быть совершена только умышленно. При этом все формы такой измены могут быть совершены только с прямым умыслом. Виновный сознает, что совершает одно из деяний, предусмотренных ст. 275 УК РФ, и желает совершить это деяние.

    6. Субъект (исполнитель) государственной измены может быть только гражданин РФ, достигший 16-летнего возраста. Субъект выдачи государственной тайны должен быть наделен еще дополнительной характеристикой: сведения, составляющие государственную тайну, должны быть доверены ему или стали известны по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

    Указанная в примечании к ст. 275 УК норма есть конкретизация об освобождении от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием и носит ярко выраженный профилактический характер.

    Государственная измена, то есть совершенные гражданином Российской Федерации шпионаж, выдача иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну, доверенную лицу или ставшую известной ему по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, либо оказание финансовой, материально-технической, консультационной или иной помощи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям в деятельности, направленной против безопасности Российской Федерации, —

    наказывается лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет.

    Примечание. Лицо, совершившее преступления, предусмотренные настоящей статьей, а также статьями 276 и 278 настоящего Кодекса, освобождается от уголовной ответственности, если оно добровольным и своевременным сообщением органам власти или иным образом способствовало предотвращению дальнейшего ущерба интересам Российской Федерации и если в его действиях не содержится иного состава преступления.

    Комментарий к Ст. 275 УК РФ

    1. Конституция закрепляет суверенную государственность России, целостность и неприкосновенность ее территории в качестве одной из основ конституционного строя (преамбула, ч. ч. 1 и 3 ст. 4). Органы государственной власти в пределах своих полномочий осуществляют предусмотренные Конституцией и федеральными законами меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности, обеспечению обороны страны и безопасности государства (ст. ст. 71, 80, 82, 83, 87, 114 и др. Конституции).

    Гарантированные в ст. 29 Конституции России свобода мысли и слова, право каждого свободно искать, получать, передавать производить и распространять информацию могут осуществляться любым законным способом . Эти права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом в той мере, в какой это необходимо, в частности, в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства. Указанные положения определяют конституционно-правовые основания гл. 29 УК.

    Повышенная степень общественной опасности государственной измены обусловлена в первую очередь участием в совершении преступления наряду со специальным субъектом (гражданином России, в том числе бипатридом) иностранного государства или международной либо иностранной организации, которые всеми доступными им средствами способствуют нанесению ущерба безопасности России. Совершение данного преступления гражданином Российской Федерации совместно с зарубежными представителями затрудняет противодействие такой деятельности, поскольку от государства требуется затрата большего количества ресурсов. В немалой мере на степень общественной опасности влияет и отсутствие возможности применения национального законодательства в отношении иностранных субъектов и членов их семей, обладающих дипломатическим статусом.

    По общему правилу в соответствии с ч. 5 ст. 15 УК преступление относится к категории особо тяжких преступлений, а также тяжких преступлений в том случае, если судом применены правила ч. 6 ст. 15 УК и назначенное осужденному наказание не превысило семи лет лишения свободы.

    3. Объектом государственной измены являются общественные отношения, которые складываются в связи с осуществлением деятельности Российской Федерации по обеспечению своей безопасности, характеризующейся охраной конституционного строя, суверенитета, территориальной целостностью государства.

    Суверенитет Российской Федерации по смыслу ст. ст. 3 , , , и 79 Конституции РФ представляет собой верховенство, независимость и самостоятельность государственной власти, полноту законодательной, исполнительной и судебной власти государства на его территории и независимость в международном общении и представляет собой необходимый качественный признак Российской Федерации как государства, характеризующий ее конституционно-правовой статус.
    ———————————
    Постановление КС РФ от 07.06.2000 N 10-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона «Об общих принципах организации законодательства (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // СЗ РФ. 2000. N 25. Ст. 2728.

    Территориальная целостность представляет собой определенные условия, при которых возможен суверенитет государства, в соответствии с которым Российская Федерация гарантирует неизменный статус своих территорий, возлагает на себя обязанности по охране этой целостности от внешних и внутренних угроз, способных нарушить территориальное единство страны.

    Обороноспособность Российской Федерации является ключевым фактором военной безопасности страны, предполагает наличие всех необходимых средств и механизмов для эффективного отражения реальных угроз и противодействия потенциальным.

    4. Субъект государственной измены специальный, им является гражданин Российской Федерации, достигший 16 лет. При этом субъектом выдачи государственной тайны выступает только носитель этой тайны: лицо, которому сведения доверены или стали известны по службе (работе), учебе или в иных случаях и на котором лежит обязанность по их неразглашению, либо лицо, оказывающее финансовую, материально-техническую, консультативную или иную помощь иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям в деятельности, направленной против безопасности РФ.

    При этом иностранные граждане или лица без гражданства не являются субъектами данного преступления и не могут привлекаться к уголовной ответственности как исполнители, при этом уголовная ответственность по данной статье может наступить в случае наличия в их действиях одного из видов соучастия (ст. 33 УК). За шпионаж, совершенный иностранным гражданином или лицом без гражданства, ответственность наступает по ст. 276 УК.

    5. С объективной стороны состав государственной измены сконструирован как формальный, что не предполагает наступление каких-либо общественно опасных последствий и может совершаться одним из способов, исчерпывающе определенных в законе: в форме шпионажа, выдачи государственной тайны или ином оказании помощи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности РФ.

    Так, старший научный сотрудник одного из учреждений Ф. имел доступ к секретным и совершенно секретным сведениям, составляющим государственную тайну. Будучи осведомленным о проявляемом иностранными спецслужбами интересе к тематике решаемых его учреждением вопросов, в поисках источников получения иностранной валюты для последующего выезда на постоянное жительство за границу, Ф. вошел в контакт с сотрудником посольской резидентуры ЦРУ, работавшим под прикрытием дипломатической должности. Проинформировав его о своих возможностях, Ф. получил от него официальное предложение о сотрудничестве. Выразив согласие, Ф. на одной из конспиративных встреч передал представителю иностранной разведки собранные им секретные и особо секретные сведения об интересовавшем иностранную разведку изделии и направлениях его дальнейшей разработки. Тогда же Ф. получил присвоенный ему оперативный псевдоним, инструкции об условиях и порядке связи, а также денежное вознаграждение. Действия Ф. квалифицированы по комментируемой статье как государственная измена в формах шпионажа и выдачи иностранному государству сведений, составляющих государственную тайну в ущерб безопасности РФ.
    ———————————
    Научно-практическое пособие по применению Уголовного кодекса РФ / Под ред. В.М. Лебедева. М., 2005.

    В УК РСФСР ранее были предусмотрены семь форм измены, в том числе переход на сторону врага, бегство за границу или отказ возвратиться из-за границы, заговор с целью захвата власти. Такие формы государственной измены в настоящее время с учетом правовых позиций КС РФ, высказанных им в своих решениях, признаны противоречащими Конституции.
    ———————————
    Об этом см., например: Постановление КС РФ от 20.12.1995 N 17-П «По делу о проверке конституционности ряда положений пункта «а» ст. 64 Уголовного кодекса РСФСР в связи с жалобой гражданина В.А. Смирнова» // Российская газета. 1996. 18 января.

    Под финансовой помощью следует понимать передачу денежных средств, ценных бумаг, драгоценных металлов, драгоценных камней или иных ликвидных объектов материального мира, отчуждение нематериальных активов, незаконное предоставление преференций в кредитных, налоговых и других организациях, а также другие действия, способствующие укреплению финансового положения иностранного государства, международной либо иностранной организации или их представителей, деятельность которых направлена против безопасности РФ.

    Материально-техническая помощь представляет собой удовлетворение потребностей иностранного государства, международной либо иностранной организации или иных представителей в материалах и технических ресурсах. Она может заключаться в планировании, обеспечении материалами, деталями, изделиями, транспортными средствами, дорожными и строительными машинами, инструментом, схемами и чертежами и ряде других действий в целях, направленных против безопасности РФ.

    Под консультационной помощью следует понимать предоставление советов, подсказок, разработку финансовых схем, разработку планов и другие действия, осуществляемые в интересах иностранного государства, иностранной либо международной организации или их представителей.

    6. Предметом государственной измены является любая информация, предоставленная иностранным представителям, которой они в состоянии воспользоваться с целью причинения ущерба безопасности РФ.
    ———————————
    Понятие предмета государственной измены дается исходя из высказанной правовой позиции КС РФ в Постановлении от 27.03.1996 N 8-П «По делу о проверке конституционности статей 1, 21 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года «О государственной тайне» в связи с жалобами граждан В.М. Гурджиянца, В.Н. Синцова, В.Н. Бугрова и А.К. Никитина» // СЗ РФ. 1996. N 15. Ст. 1768.

    В целях защиты безопасности государство относит те или иные сведения в области военной, экономической и других видов деятельности к государственной тайне. В связи с этим ч. 4 ст. 29 Конституции предусмотрено, что перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом. Государство вправе также определять средства и способы охраны государственной тайны, в том числе устанавливать уголовную ответственность за ее разглашение и выдачу иностранному государству. В силу указанной конституционной нормы уголовная ответственность за выдачу государственной тайны иностранному государству правомерна лишь при условии, что перечень сведений, составляющих государственную тайну, содержится в официально опубликованном для всеобщего сведения федеральном законе. Правоприменительное решение, включая приговор суда, не может основываться на неопубликованном нормативном правовом акте, что вытекает из ч. 3 ст. 15 Конституции .
    ———————————
    Определение КС РФ от 27.05.2004 N 188-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Финкеля Моисея Зусмановича на нарушение его конституционных прав частью пятой статьи 9 Закона Российской Федерации «О государственной тайне».

    Реализация требований Конституции обеспечивается Законом РФ от 21.07.1993 N 5485-1 «О государственной тайне» (в ред. от 08.11.2011) , в котором определено понятие государственной тайны и указаны сведения, относимые к государственной тайне (включая ее военные аспекты).
    ———————————
    РГ. 1993. 21 сент.; СЗ РФ. 1996. N 15. Ст. 1768; 1997. N 41. Ст. 4673; 2002. N 52 (ч. 2). Ст. 5288; 2003. N 6. Ст. 549; N 27 (ч. 1). Ст. 2700; N 46 (ч. 2). Ст. 4449; 2004. N 27. Ст. 2711; N 35. Ст. 3607; 2007. N 49. Ст. 6055, 6079; 2009. N 29. Ст. 3617; 2010. N 47. Ст. 6033; РГ. 2011. N 159, 160, 254.

    7. Государственная измена в форме выдачи государственной тайны выражается в том, что передаются сведения, составляющие государственную тайну, иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям специальным субъектом — гражданином Российской Федерации, которому эти сведения были доверены по службе, работе, учебе или в иных случаях.

    Государственная тайна — это защищаемые в государстве сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности РФ (ст. 2 указанного Закона). Государственную тайну составляют сведения строго ограниченных областей жизни и деятельности любого государства (военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной, оперативно-розыскной); они содержатся в материальных объектах, в том числе в физических полях в виде символов, образов, сигналов, технических решений и процессов; эти сведения подлежат засекречиванию и в Российской Федерации имеют три уровня защиты: «особой важности», «совершенно секретно», «секретно» . Допуск к этим сведениям ограничен, за противоправное разглашение государственной тайны наступает уголовная ответственность.
    ———————————
    См.: Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне, утвержден Указом Президента РФ от 30.11.1995 N 1203 (в ред. от 21.09.2011) // СЗ РФ. 2006. N 8. Ст. 892; 2007. N 53. Ст. 6550; 2008. N 15. Ст. 1525; N 18. Ст. 2007; N 31. Ст. 3702; N 37. Ст. 4182; 2009. N 21. Ст. 2517; N 24. Ст. 2919; N 40 (ч. 2). Ст. 4684; 2010. N 50. Ст. 6655; 2011. N 15. Ст. 2083; N 24. Ст. 3414; N 39. Ст. 5456.

    Выдача тайны считается оконченной (независимо от способа выдачи) с момента, когда рассматриваемые сведения (как предмет преступления) становятся достоянием иностранного государства, международной либо иностранной организации или их представителей, независимо от их принадлежности к иностранной разведке.

    В отличие от шпионажа государственную измену в форме выдачи образует выдача только той информации, которая входит в число сведений о государственной тайне.

    Разглашение государственной тайны при отсутствии признаков государственной измены подлежит квалификации по ст. 283 УК.

    Государственная измена окончена с момента передачи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну, либо собирания, похищения или хранения этих же сведений для передачи указанным адресатам, а также с момента передачи или собирания иных сведений по заданию иностранной или международной разведывательной службы (подробнее см. комментарий к ст. 276).

    Собирание иных сведений без задания иностранной или международной разведывательной службы не образует государственной измены. Для граждан Российской Федерации собирание таких сведений с целью их дальнейшей передачи указанным адресатам образует приготовление к государственной измене в форме оказания помощи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб безопасности РФ.

    9. Шпионаж и выдача представляют собой конкретизацию способов оказания помощи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям. Именно последняя форма составляет содержание и направленность государственной измены.

    Общим для всех способов государственной измены является адресат, проводящий враждебную деятельность, и наличие гражданина Российской Федерации, который оказывает помощь в деятельности в ущерб безопасности РФ.

    Иное оказание помощи названным адресатам может осуществляться по заданию или по собственной инициативе. Оно может проявляться в вербовке гражданина России в качестве агента иностранного государства, международной либо иностранной организации или их представителей, в создании различных организаций, направленных в вовлечение России в вооруженные конфликты, в действиях, направленных на вмешательство в дипломатические отношения России с другими странами в целях их ухудшения или разрыва.

    Рассматриваемая форма государственной измены окончена с момента фактического оказания помощи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям в указанных в норме целях.

    10. Действия, предусмотренные комментируемой статьей, должны быть направлены исключительно против безопасности РФ. При этом необходимо иметь в виду, что разглашение государственной тайны дружественным международным организациям (их представителям), в которых Российская Федерация имеет членство (ООН, ОДКБ, СНГ, ШОС и т.д.), также образует состав данного преступления.

    11. Государственная измена может быть совершена только с прямым умыслом, а собирание сведений, составляющих государственную тайну, должно преследовать цель передачи собранных сведений адресатам шпионажа. При этом, исходя из принципа субъективного вменения (см. ст. 5 УК), лицо должно осознавать характер собираемых или выдаваемых сведений, адресата, которому они предназначены, и желать передать именно эти сведения именно этому адресату. При ином оказании помощи необходимо осознание, что помощь оказывается в осуществлении деятельности, проводимой иностранным государством, международной либо иностранной организацией или их представителями в ущерб внешней безопасности РФ. Корыстные либо иные мотивы действий субъекта преступления влияния на целеполучение и квалификацию не оказывают.

    12. Возможные материальные последствия государственной измены находятся за пределами состава преступления и могут быть вменены лицу по правилам совокупности преступлений лишь при наличии к тому объективных и субъективных оснований (см. ст. ст. 5, 8, 17 УК).

    13. В примечании к комментируемой статье предусмотрено специальное основание освобождения от уголовной ответственности (поощрительная норма) за некоторые преступления против основ конституционного строя и безопасности государства.

    Лицо, совершившее государственную измену, а также шпионаж, насильственный захват власти или насильственное удержание власти, освобождается от ответственности, если оно способствовало предотвращению дальнейшего ущерба интересам России и в его действиях не содержится иного состава преступления.

    Способствовать предотвращению дальнейшего ущерба лицо может добровольным и своевременным сообщением органам власти о совершенной государственной измене либо иным образом. Закон не ограничивает формы предотвращения ущерба, а делает акцент на том, чтобы тот или иной способ был направлен на предотвращение ущерба интересам РФ. Разрешение указанного оценочного вопроса принадлежит правоприменителю, в том числе суду.

    Любой формой оказания иностранной державе помощи в проведении деятельности, которая может нанести ущерб внешней безопасности РФ, является государственная измена. В Уголовном кодексе наказание за это преступление предусмотрено 275-й статьей. Чем чревато участие в подобной деятельности? Какое наказание может понести виновный? И какие сферы затрагивают подобные деяния?

    Значение термина

    Такие понятия, как государственная измена и шпионаж, существуют тысячелетия. Их история связана, по сути, с историей войн. В частности, в принятой в 1897 году в Брюсселе декларации сказано, что шпион является лицом, которое обманным или тайным способом занимается сбором информации в пользу другого государства.

    Однако между такими понятиями, как "шпион" и "изменник", существуют характерные отличия. Первый добывает информацию в иностранном государстве. Второй - в стране, гражданином которой является. Как правило, осуществить преступный план ему позволяет должность, занимая которую, он на вполне законных и логичных основаниях располагает сведениями государственного значения. К государственной измене можно также отнести переход человека на сторону противника в военное время. Следовательно, термин, о котором идет речь в этой статье, является синонимом слова «предательство».

    История

    Понятие, рассматриваемое в этой статье, в разные времена и в разных странах трактовалось по-своему. Так, в Англии в период Возрождения под ним понимали любые виды нарушения особых королевских указов. Сегодня в этой стране государственная измена имеет весьма узкое значение. Под ней понимают посягательство на монаршую особу. В США в таком деянии обвиняют граждан за ведение войны против государства, присоединение к вражеским организациям, а также оказание им содействия. Стоит заметить, что в этой стране за государственную измену не осудили ни одно лицо без наличия свидетельских показаний как минимум двух граждан. Более того, за вторую половину XX века обвинен в этом преступлении был всего один человек.

    Государственная измена в СССР

    Почти сто лет назад в нашей стране под этим термином понимали любые действия, не соответствующие классовой идеологии. С 1934 года в статью о контрреволюционной деятельности были внесены различные деяния, а также меры наказания за них. Среди них значилась и измена Родине. Наказание за подобное преступление не только но и в других странах было всегда весьма суровое. Долгие годы каралось оно, как правило, смертной казнью.

    В УК РСФСР понятие «Родина» являлось синонимом слова «государство». Отдельной статьи за это преступление не существовало. В конце тридцатых годов прошлого века на основании обвинения в совершении подобного деяния было осуждено несправедливо большое количество советских граждан. Похожая ситуация наблюдалась и в Германии того периода. С 1960 года в советский Уголовный кодекс были внесены существенные коррективы. Изменническим действиям с тех пор была отведена отдельная 64-я статья.

    В России

    За действия против государства гражданин РФ несет ответственность. Этому преступлению посвящена 275 статья. Наказание - лишение свободы на двенадцать лет и более. Максимальный срок - двадцать лет. В 2012 году Думой были приняты поправки к статье, согласно которым уголовная ответственность настигает даже тех граждан, которые предоставили материальную, финансовую либо консультационную помощь иностранной организации. Подобные деяния отличаются формальной неопределенностью. А потому новые поправки вызвали волну критических замечаний.

    Предмет преступления

    Существенные примечания включает статья 275. Государственная измена - это преступление, от наказания за которое виновный может быть освобожден в том случае, если им вовремя предотвращен возможный дельнейший ущерб Российской Федерации. То есть если человек добровольно сообщил о содеянном органам власти, он освобождается от уголовной ответственности.

    Государственная измена - деяние, объектом которого выступает внешняя безопасность страны. В качестве предмета могут рассматриваться любые сведения, составляющие государственную тайну. Потерпевшим выступает Российская Федерация.

    А что конкретно подразумевается под таким преступлением, как государственная измена? К таким деяниям относят прежде всего шпионаж. Выдача и любые другие способы оказания содействия иностранной организации, применение которых влечет за собой неблагоприятные последствия для безопасности России, также говорят о факте совершения преступления, прописанного в ст. 275 УК РФ.

    Шпионаж

    Такой деятельностью называют сбор, передачу, хищение и хранение секретных сведений - однако не каждое такое деяние подпадает под определение "государственная измена". Отличие от шпионажа заключается в субъекте преступления. О чем речь? Государственную измену совершить может только гражданин конкретной страны, в нашем случае - России. В шпионаже обвиняют исключительно иностранных граждан.

    Как уже было сказано, предметом преступления по ст. могут служить любые сведения, не подлежащие разглашению. К каким областям относится подобная информация? Государственная измена - деяние, которое подразумевает выдачу сведений, имеющих отношение к военной, экономической, научной, внешнеполитической и разведывательной деятельности РФ. Распространение информации подобного характера способно нанести существенный ущерб безопасности государства. Поэтому документы, передача которых трактуется как государственная измена (УК РФ), маркируются грифом «секретно» или относятся к особенной категории. Если подобную информацию представителям своего государства передает иностранный гражданин, то речь идет уже о шпионаже - преступлении, которое наиболее подробно прописано в ст. 176 УК РФ. Наказание за подобное деяние - лишение свободы на срок от десяти до двадцати лет.

    Еще одним отличием государственной измены от шпионажа является то, что в первом случае обвиняемый передал, например, чертежи, схемы, диаграммы или какой-либо план, располагая подобными документами на законном основании. Иностранный гражданин не имеет права хранить такого рода информацию. А потому для того, чтобы овладеть ею и впоследствии сделать достоянием своего государства, он осуществляет хищение.

    Другие способы оказания помощи иностранному государству

    Государственная измена (УК РФ ст. 275) - это преступление, которое подразумевает не только передачу сведений под грифом «особо секретно». Эта деяние может включать и прочие действия, способствующие достижению цели иностранной организации, которая занимается опасной для России деятельностью. Содержание подобного содействия может быть весьма разнообразным.

    В роли подозреваемого в измене может теоретически выступить гражданин РФ, которые не принимает активного участия в деятельности шпионской организации, но оказывает ей материальную поддержку.

    Кому грозит статья 275?

    Государственная измена - преступление, в котором могут обвинять граждан РФ, осуществляющих вербовку агентов для иностранных спецслужб, подбор конспиративных квартир для тех же организаций, оказание содействия в устройстве на работу сотрудников таких служб. Если в осуществлении всех этих незаконных действий совершаются еще и другие деяния политического и общеуголовного характера, то они должны рассматриваться самостоятельно.

    Из всего вышесказанного можно сделать следующий вывод: объективная сторона государственной измены характеризуется такими действиями, как шпионаж, выдача государственной тайны и другими способами оказания содействия иностранным организациям, деятельность которых расходится с интересами Российской Федерации.

    Стоит сказать, что закон о государственной измене подвергался в последние годы некоторым правкам. Действия, описанные выше, не всегда являлись преступлением. Государственной изменой или шпионажем не так давно служила лишь передача секретных сведений.

    Мотивы

    Субъективной стороной этого преступления является прямой умысел. Изменнические действия имеют политические или корыстные мотивы. В судебной практике известны случаи, когда побуждение к такому деянию, как государственная измена (УК РФ ст. 275), служило желание получить иностранное гражданство.

    В качестве примера можно рассмотреть следующую гипотетическую ситуацию. Допустим, что генеральный директор одного из предприятий, которые производят детали для ракетно-строительной области, действуя в корыстных целях (помимо материального вознаграждения за подобное "сотрудничество", иностранная организация обещала посодействовать государственному изменнику в оформлении гражданства), передавал секретную информацию за рубеж. Частыми отъездами директора за границу заинтересовались госслужбы. Однако поводом для возбуждения дела послужило заявление одного из сотрудников. Деяния, совершенные руководителем, имеют признаки преступления, предусмотренного 275-й статьей, по которой он и будет осужден.

    Кто может совершить изменнические действия?

    Субъектом этого преступления выступает исключительно россиянин, достигший шестнадцати лет. По рассматриваемой здесь уголовной статье никогда не обвиняются иностранные граждане или лица без гражданства. Они также не могут выступать в судебном процессе в роли обвиняемых в подстрекательстве. В этом заключается специфичность, которой обладает статья УК. Государственная измена - деяние, за которое может понести наказание лишь гражданин РФ. Так же как и, скажем, по 106-й статье ("Убийство матерью новорожденного") суд осуждает только мать ребенка и никакое другое лицо. Таким образом, государственная измена и шпионаж - преступления строго персонифицированные. Шпионаж, как уже было сказано, осуществить способен только иностранец.

    Разногласия среди юристов

    Специалисты ведут споры относительно того, кто может быть обвинен в государственной измене: тот, кто обладал сведениями в силу своих должностных обязанностей, или тот, кто информацию получил путем хищения. Некоторые теоретики и практические работники полагают, что субъектом может выступать лицо, которому доверили документы, представляющие собой государственную тайну. Однако такое понимание отсутствует в рассматриваемой уголовной статье. А потому обвинение в государственной измене может быть вынесено каждому, кто разгласил секретные сведения.

    Условия освобождения

    Уголовная ответственность за государственную измену в некоторых случаях снимается с преступника. Это также указано в ст. 275. Но для освобождения от наказания необходимо соблюдение следующих условий:

    1. Добровольное и своевременное сообщение органам власти полной, исчерпывающей информации. Такие действия способствуют предотвращению негативных последствий для внешней политики страны, а потому снимают ответственность. Но следует знать, что важными показателями в признании являются именно добровольность и своевременность.
    2. Отсутствие иного состава преступления, не относящегося к государственной измене.

    В случае если одно из условий удовлетворено, но только частично, это может быть учтено в рассмотрении дела как смягчающие обстоятельства.

    Судебная практика

    Информацией, которая не подлежит разглашению, обладает почти каждый сотрудник правоохранительных органов. Если гражданин, занимая в полиции или другой государственной структуре существенную должность, передает в иностранные организации сведения, полученные им в результате профессиональной деятельности, ему грозит весьма суровое уголовное наказание.

    Как и в прочих подобных преступлениях, мотивом могут послужить исключительно корыстные соображения. Результатом по факту таких преступных деяний становится длительное тюремное заключение государственного изменника.

    В вынесении приговора, несомненно, играют роль смягчающие обстоятельства. После совершения действий, которые нанесли экономике и внешней политике России существенный ущерб, иницииатор противоправной деятельности, будучи гражданином РФ, едва ли может надеяться на существенное послабление меры наказания. Человек, уличенный в государственной измене, лишается свободы на срок не менее двенадцати лет.