Войти
Образовательный портал. Образование
  • Тесты что лишает меня энергии
  • Владимир Иванович Долгих: биография Долгих секретарь цк кпсс
  • Глисты у собаки: симптомы, фото, лечение и профилактика
  • На что можно потратить материнский капитал?
  • Ванильный кекс с кусочками шоколада
  • Торт на сковороде за 20 минут
  • Химия знакомство с лабораторным оборудованием. Знакомство с лабораторным оборудованием. Правила техники безопасности. Знакомство учеников с химической посудой и приборами

    Химия знакомство с лабораторным оборудованием. Знакомство с лабораторным оборудованием. Правила техники безопасности. Знакомство учеников
 с химической посудой
 и приборами

    Практическая работа № 1

    Знакомство с лабораторным оборудованием

    Цель: ознакомление с лабораторным оборудованием, правилами работы в лаборатории; развитие внимания, наблюдательности; воспитание интреса к предмету.

    Тип урока: практическая работа

    Ход урока

    Организационный этап

    Инструктаж по ТБ

    Выполнение практич. работы

    Цель: ознакомиться с химическим оборудованием, его назначением и правилами работы с ним, изучить строение лабораторного штатива и принципы работы с ним.

    Оборудование: стеклянная и фарфоровая химическая посуда, лабораторное оборудование, лабораторный штатив.

    Правила техники безопасности :

    Работа со стеклянной посудой;

    Работа с лабораторным штативом.

    Ход работы:

    1. Рассмотрите выданную вам стеклянную посуду. Определите ее название и назначение, воспользовавшись текстом в учебнике на странице 19-21.

    2. Определите виды выданных вам колб.

    3. Выберите из выданного вам оборудования мерную посуду. Как она называется? Для чего используется? 4. Как правильно работать со стеклянной посудой? Какие меры безопасной работы нужно соблюдать при работе с ней?

    5. Рассмотрите выданную вам фарфоровую посуду. Определите ее название и назначение, воспользовавшись текстом в учебнике на странице 21.

    6. Как правильно работать с фарфоровой посудой? Какие меры безопасной работы нужно соблюдать при работе с ней?

    7. Рассмотрите выданное вам лабораторное оборудование. Определите его название и назначение, воспользовавшись текстом учебника на странице 23-24.

    8. Изучите строение лабораторного штатива, воспользовавшись текстом учебника на странице 22. Соберите штатив, закрепите на стержне кольцо и лапку. В лапке штатива зафиксируйте пробирку или колбу. На кольцо штатива поставьте фарфоровую чашку. Оформление результатов работы:

    9. Заполните таблицу:

    Название посуды

    схематический рисунок

    Назначение посуды

    Пробирка

    Выполнение самых разнообразных опытов с малым количеством реактивов

    Коническая колба

    Выполнение самых разнообразных опытов

    Мерный химический стакан

    Для приготовления растворов, выполнения самых разнообразных опытов

    Мерный цилиндр

    Отмеривание определенного объёма жидкости

    Отмеривание необходимого объема жидкости

    Фарфоровая чашка

    Для нагревания и выпаривания жидкостей

    10. Зарисуйте лабораторный штатив, обозначьте его составные части.

    На основании проведенной работы сформулируйте вывод , ответив на вопросы:

    1. Какие меры безопасности нужно соблюдать при работе со стеклянной и фарфоровой посудой? 2. Почему для изготовления химической посуды наиболее часто используют стекло? 3. Для чего используется лабораторный штатив? Почему детали штатива изготовлены из металла?

    В химии большое значение имеет эксперимент. Эксперимент служит как источником получения знаний, так и критерием истинности знаний. Чтобы опыты проходили удачно, необходимо знать и соблюдать правила техники безопасности. Из материалов первого практического занятия вы не только узнаете о правилах безопасной работы в химической лаборатории, но и познакомитесь с видами лабораторного оборудования и способами нагревания веществ.

    Тема: Первоначальные химические представления

    Урок: Практическое занятие 1. Правила безопасной работы в химической лаборатории. Работа с лабораторными принадлежностями и химической посудой

    ПРАВИЛА РАБОТЫ В ХИМИЧЕСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ

    Прежде чем приступить к опытам, нужно подготовить рабочее место, необходимую посуду и оборудование, а также внимательно прочитать описание опыта.

    Опыты с химическими реактивами представляют дополнительную опасность. От разных веществ могут остаться трудно удаляемые пятна, а то и дырки на одежде. Реактивы могут вызвать ожог на коже; особенно надо беречь глаза. Кроме того, при смешивании некоторых вполне безобидных веществ возможно образование ядовитых соединений, которыми можно отравиться.

    Надежный способ избежать неожиданных неприятностей, нежелательных реакций – это строго следовать инструкции, описанию опыта.

    Нужно помнить, что вещества нельзя пробовать на вкус и брать руками. А знакомиться с запахом веществ нужно с большой осторожностью, легким движением руки направляя воздух от сосуда с веществом к носу.

    Жидкость из сосуда нужно брать пипеткой. Твердые вещества – ложкой, шпателем или сухой пробиркой. Вещества не должны храниться вместе с пищевыми продуктами. Также во время опытов нельзя принимать пищу.

    Пробирку с нагреваемым веществом нельзя направлять горлышком в свою сторону или сторону кого-нибудь, кто стоит рядом с вами. Нельзя наклоняться над нагреваемой жидкостью, потому что брызги могут попасть в лицо или глаза.

    После окончания опыта необходимо убрать рабочее место и вымыть посуду. Оставшиеся после опыта вещества нельзя сливать в канализацию или выбрасывать в урну для мусора.

    На склянках с реактивами могут находиться предупреждающие знаки безопасности. Эти знаки предупреждают о том, что надо быть особенно осторожным в обращении с растворами кислот и щелочей (это едкие и раздражающие вещества), огнеопасными и ядовитыми веществами.

    Рис. 1. Предупреждающие знаки безопасности

    ЛАБОРАТОРНЫЙ ШТАТИВ

    Нижняя часть штатива - подставка, в которую вкручивается стержень. На стержне закрепляется с помощью винта муфта. В муфту вставляется кольцо или лапка. В лапке можно закрепить пробирку, на кольцо удобно поместить фарфоровую чашку.

    Рис. 2. Устройство лабораторного штатива

    ЛАБОРАТОРНАЯ ПОСУДА

    Для проведения опытов часто используют пробирки и колбы различного вида.

    Выделяют колбы: круглые круглодонные, круглые плоскодонные и конические плоскодонные.

    В лаборатории используются химические стаканы разных видов: малый химический стакан, большой химический стакан, мензурка.

    Химический стакан имеет так называемый носик, который позволяет аккуратно переливать жидкость из стакана в другой сосуд. Мензурка - это стакан конической формы со шкалой.

    Стаканы выполнены из тонкого термостойкого стекла, поэтому в них можно проводить нагревание. Мензурки для нагревания не используют, они сделаны из нетермостойкого стекла.

    ПРАВИЛА НАГРЕВАНИЯ ВЕЩЕСТВ

    Нагревание веществ можно проводить с помощью электронагревательных приборов и открытым пламенем. Но во всех случаях необходимо соблюдать правила техники безопасности.

    Помните, что самая горячая часть пламени – верхняя. Ее температура около 1200 С. Рассмотрим устройство спиртовки, с помощью которой можно проводить нагревание. Спиртовка состоит из резервуара со спиртом, трубки с диском, фитиля и колпачка.

    Рис. 3. Устройство спиртовки

    НАГРЕВАНИЕ ВЕЩЕСТВ В ПРОБИРКЕ

    Нагревание пробирки проводят с помощью пробиркодержателя. Перед тем, как нагревать вещество в пробирке, необходимо прогреть всю пробирку. Пробирку нужно постоянно перемещать в пламени спиртовки. Кипятить жидкость в пробирке нельзя.

    НАГРЕВАНИЕ ЖИДКОСТИ В КОЛБЕ

    Жидкости можно нагревать не только в пробирках, но и в колбах. Колбы из тонкостенного стекла запрещено нагревать на открытом огне без асбестированной сетки, позволяющей избежать местных перегревов нагреваемой жидкости. Приведем пример нагревания воды в конической плоскодонной колбе. Для этого устанавливают колбу на кольцо с асбестированной сеткой, под которой расположена спиртовка. Горлышко колбы закрепляют в лапке штатива. В колбе можно кипятить нагреваемую жидкость.

    Рис. 4. Нагревание жидкости в колбе

    1. Журин А.А. «Задания и упражнения по химии: Дидактические материалы для учащихся 8-9 классов. – М.: Школьная Пресса, 2004.

    2. Сборник задач и упражнений по химии: 8-й класс: к учебнику П.А. Оржековского и др. «Химия, 8 класс» / П.А. Оржековский, Н.А. Титов, Ф.Ф. Гегеле. – М.: АСТ: Астрель, 2006.

    3. Химия: 8-й класс: учеб. для общеобр. учреждений / П.А. Оржековский, Л.М. Мещерякова, Л.С. Понтак. М.: АСТ: Астрель, 2005.(с. 10-14)

    4. Химия: неорг. химия: учеб. для 8 кл. общеобр. учреждений / Г.Е. Рудзитис, ФюГю Фельдман. – М.: Просвещение, ОАО «Московские учебники», 2009. (с.51-52)

    5. Энциклопедия для детей. Том 17. Химия / Глав. ред.В.А. Володин, вед. науч. ред. И. Леенсон. – М.: Аванта+, 2003.

    Дополнительные веб-ресурсы

    1. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов ().

    2. Электронная версия журнала «Химия и жизнь» ().

    Домашнее задание

    1. № 4 из Сборника задач и упражнений по химии: 8-й класс: к учебнику П.А. Оржековского и др. «Химия, 8 класс» / П.А. Оржековский, Н.А. Титов, Ф.Ф. Гегеле. – М.: АСТ: Астрель, 2006.

    2. № 1 из пособия Журина А.А. «Задания и упражнения по химии: Дидактические материалы для учащихся 8-9 классов. – М.: Школьная Пресса, 2004.

    «Химические средства» - Большинство автошампуней придают поверхности автомобиля ещё и водоотталкивающие и антистатические свойства. Молекула моющих средств (детергентов). Исследовательская работа. Мыла, соли высших жирных кислот, а также нафтеновых и смоляных кислот. Химические средства в быту. Гидрофильная «голова». Косметические средства.

    «Химическая промышленность» - Удобрения. Авиационная промышленность. Искусственный. Заводы: Предприятия химической промышленности. Крупные залежи – в Хибинах. Химическая промышленность. Натуральный. Полипропилен. г.Череповец г.Новгород г.Дзержинск г.Пермь г.Новомосковск. Полистирол. Спирт известняк нефть. Люди научились из одного вида сырья получать разные продукты.

    «Химический турнир» - Химическая сказка. Должен я тебя казнить. Чем не драгоценность? Ночь даю тебе подумать- Утром буду ждать доклад! Вы задавали себе вопрос: почему звезды горят? «Химические страсти». Определите, как звали пропавшего жильца, который любил ходить в гости? Некий жилец второго подъезда пришел в гости в квартиру №8 поиграть в шахматы.

    «Декорирование посуды» - Подсушить, остатки клея убрать ацетоном или жидкостью для снятия лака. Ознакомление со способами декорирования стеклянной посуды; Освоение одного из предложенных методов. «Декорирование стеклянной посуды». Заодно ацетон обезжиривает поверхность и краска лучше ложиться.

    «История химического оружия» - Первые шаги. Очень токсична, относится к веществам смертельного действия. Следующие кадры носят очень пугающий характер. В течение Первой Мировой войны химические вещества применялись в огромных количествах. Боевую проверку прошло свыше 40 типов ОВ. Приоритет принадлежал Англии. Последствия химического оружия.

    «Химические свойства» - Индикаторы. Задания из ЕГЭ по химии. СаСО3 , Н2SO4 , СО2 , КОН. Изотопы кислорода. Классы неорганических соединений. Классификация кислот. Каждый период начинается щелочными металлами и заканчивается инертными элементами. По числу и составу исходных и образующихся веществ. По степени обратимости: обратимые и необратимые.

    Цель урока: ознакомить с правилами техники безопасности. Научиться правильно, обращаться с лабораторным оборудованием.

    Оборудование:

    • инструкция «Правила техники безопасности при работы в химическом кабинете»;
    • образцы химической посуды, лабораторный штатив;
    • презентация PowerPoint.

    План урока.

    1. Организационный момент.
    2. Ознакомление с правилами техники безопасности.
    3. Знакомство с лабораторным оборудованием.
      • Химическая посуда.
      • Лабораторный штатив.
    4. Выполнение практической работы, оформление.

    Ход урока

    1. Организационный момент.

    Сегодня мы проводим урок-практикум. Этот первый урок знакомство поможет вам в дальнейшем при выполнении других практических занятий.

    2. Ознакомление с правилами техники безопасности.

    Учитель представляем общие правила техники безопасности при работе в кабинете химии, учащиеся конспектируют положения.

    Учитель:

    Помни, каждый ученик,
    Знай, любая кроха:
    Безопасность - хорошо,
    А халатность - плохо!

    Опыт люби - основу предмета,
    Читай, думай, наблюдай,
    Умей найти на все ответы,
    Жизнь цени, твори, мечтай.

    Не спеши хватать пробирку,
    А инструкцию читай.
    Убедись, что ты все понял,
    Вот тогда и начинай.

    Учащиеся (конспектируют в рабочих тетрадях): Прежде чем приступить к работе, необходимо ознакомить с инструкциями и порядком ее проведения.

    Учитель:

    Чтобы опыт
    получился,
    Пользуйся
    посудой чистой!

    Учащиеся (конспектируют): Опыт необходимо проводить в чистой посуде.

    Учитель:

    Чай и вкусный бутерброд
    Очень просятся в твой рот.
    Не обманывай себя
    Есть и пить у нас нельзя!
    Это, друг, химкабинет,
    для еды условий нет.

    Учащиеся (конспектируют): Запрещается прием пищи в кабинете химии

    Учитель:

    Пусть в пробирке пахнет воблой,
    В колбе - будто мармелад.
    Вещества на вкус не пробуй!
    Сладко пахнет даже яд.

    Учащиеся (конспектируют): Запрещается пробовать химические вещества на вкус

    Учитель:

    Как же нюхать вещества?
    В колбу нос совать нельзя!
    Что может случиться?
    Ты можешь отравиться!

    Учащиеся (конспектируют): При определении запаха веществ нельзя наклоняться и вдыхать пары. Нужно легким движением руки над горлом сосуда направить газ к носу.

    Учитель:

    Сердца ваши пусть будут смелыми,
    А руки пусть будут умелыми,
    Движенья их будут быстрыми,
    А помыслы только чистыми.

    Учащиеся (конспектируют): Запрещается проводить самостоятельные опыты не предусмотренные работой и без разрешения учителя.

    3. Знакомство с лабораторным оборудованием.

    Учитель демонстрирует образцы химической посуды и их назначение:

    • Пробирки.
    • Плоскодонные колбы.
    • Круглодонные колбы.
    • Химические стаканы.
    • Воронки.
    • Длительные воронки.
    • Фарфоровые чашечки.
    • Мерные цилиндры.
    • Щипцы.

    Учитель объясняет устройство лабораторного штатив, основные части.

    4. Выполнение практической работы, оформление.

    Учащиеся выполняют практическую работу (работа в парах) по инструкции и проводят оформление.

    Список литературы.

    1. О. С. Габриелян. «Учебник химия-8 класс». М.: Дрофа, 2008.
    2. Фото: Мультимедийное приложение к учебнику С. С. Бердоносова «Химия. 8 класс. 9 класс», ЗАО «Просвещение-МЕДИА» 2005.
    3. Е. П. Ким. «Химия 8-9 классы. Практические работы». Саратов.: Лицей, 2006.
    4. В. А. Демидова. Химия. Практикум 8-11 классы. М.:НЦ ЭНАС, 2003.
    5. О. С. Габриелян. Настольная книга учителя химии. 8 класс. М.: Дрофа, 2002.
    6. Г. Л. Маршанова. Техника безопасности в школьной химической лаборатории. М.: АРКТИ, 2002.