Войти
Образовательный портал. Образование
  • Причины выброса токсичных веществ Несгораемые углеводороды и сажа
  • Современный этап развития человечества
  • Лилия яковлевна амарфий Могила лилии амарфий
  • Значение имени мариям Имя марьям значение происхождение
  • Семь советов от Отцов Церкви
  • Унжа (Костромская область)
  • Как исчислить акцизы при ввозе товаров из стран еаэс и заполнить налоговую декларацию. Гармонизация налоговой политики сулит выгоды каждой из входящих в еаэс стран Гармонизация унификация сближение акцизов бензин еаэс

    Как исчислить акцизы при ввозе товаров из стран еаэс и заполнить налоговую декларацию. Гармонизация налоговой политики сулит выгоды каждой из входящих в еаэс стран Гармонизация унификация сближение акцизов бензин еаэс

    27 ноября 2018 года в Минске прошло заседание Межправительственного совета ЕАЭС, который объединяет глав правительств союзных стран (за исключением Армении, представленной на уровне первого вице-премьера). Помимо текущего состояния евразийского проекта на нем обсуждались акцизы на алкоголь и табак, внутренние барьеры и производство электромобилей. Одним из острых вопросов стали действующие ввозные таможенные пошлины в ЕАЭС: так, президент Беларуси Александр Лукашенко заявил, что не поддержит их продление, поскольку оно не выгодно для его страны. Вместо этого Минск предложил раз в три года пересматривать ввозные пошлины, ориентируясь на объем импорта стран-участниц.

    Торговля растет

    ЕАЭС в этом году демонстрирует неплохие показатели экономического развития. По итогам января-сентября этого года объем взаимной торговли, как сообщил на заседании премьер-министр РФ Дмитрий Медведев, вырос примерно на 13,5-14%. Причем 90% продукции, которой торгуют между собой страны ЕАЭС, произведено на их территории. Объем внешней торговли рос быстрее, чем внутренней, увеличившись за 9 месяцев на 22%. Наращивание внешней торговли произошло в основном за счет увеличения экспорта, который также рос быстрее импорта.

    Среди основных задач евразийской интеграции Медведев выделил формирование общего финансового рынка, общих рынков газа, нефти и нефтепродуктов, цифровую трансформацию союзных экономик, а также внедрение системы электронной маркировки и прослеживаемости товаров, соглашение по которой было подписано в феврале этого года.

    Для России, которая больше других стран ЕАЭС страдает от «серого импорта» и контрабанды, внедрение этой системы особенно важно. По последним данным , доля нелегально импорта в торговле Казахстана и Кыргызстана с Китаем составляет 52,7-62,8%, и направляется он, прежде всего, в Россию.

    Как поделить пошлины

    Для принимавшей саммит Беларуси одним из ключевых стал вопрос распределения ввозных таможенных пошлин. Поскольку в ЕАЭС действует общее таможенное пространство, доходы от пошлин делятся между всеми пятью странами Союза. В соответствии с последним вариантом соглашения, принятым в связи с присоединением Кыргызстана к Договору о ЕАЭС, нормативы распределения ввозных таможенных пошлин выглядят следующим образом: Армения – 1,22%, Беларусь – 4,56%, Казахстан – 7,055%, Кыргызстан – 1,9%, Россия – 85,265%. В настоящее время действие этого протокола продлено до конца 2019 г.

    Поскольку согласовать новый механизм распределения доходов от пошлин пока не удалось, проще всего продлить уже существующий механизм. Но Беларусь этот вариант не устраивает.

    «…Эта тема долго обсуждалась на Высшем совете 14 мая в Сочи, – заявил главам союзных правительств Александр Лукашенко, – Главы государств договорились, что министры финансов, а затем и вы до декабря поработаете над методикой распределения пошлин и доложите о результатах. Предложение в очередной раз продлить сроки действующих нормативов… абсолютно невыгодно для Беларуси. Конечно, мы поддержать, как информирует меня наше правительство, не можем».

    Барьеры и акцизы

    Не обошлось и без обсуждения темы ликвидации внутренних барьеров, которая является постоянным фоном дискуссий по вопросам взаимной торговли. По словам Лукашенко, были случаи, когда одни барьеры устранялись, а на их месте тут же возводились новые. Такая ситуация сложилась, например, в отношении изъятий из национального режима в сфере госзакупок, которые изначально задумывались как исключительная мера.

    Рассмотрев отчет о работе ЕЭК по устранению препятствий в 2017–2018 гг., главы союзных правительств предложили странам ЕАЭС в трехмесячный срок принять меры по устранению внутренних барьеров и рассмотреть результаты этих мероприятия на очередном заседании Межправсовета.

    Кроме того, страны ЕАЭС приблизились к подписанию соглашения о принципах взимания акцизов на алкогольную и табачную продукцию, которое находится на высокой стадии готовности. В частности, удалось согласовать уровень индикативной ставки акцизов – среднего для всех стран ЕАЭС значения, от которого они могут отталкиваться для установления ставок акцизов на национальном уровне. В настоящее время акцизы на табак и алкоголь в союзных государствах различаются на порядок, что в условиях отсутствия таможенных границ привело к широкому распространению нелегальных поставок. При этом срок применения индикативной ставки для более успешной адаптации бизнеса был перенесен с 2022 на 2024 г.

    Евразийский электромобиль

    По итогам минского заседания были приняты и решения, которые касаются отдельных отраслей промышленности.

    Так, Межправсоветом был утвержден план стимулирования производства и использования самого экологичного вида транспорта – электромобилей.

    Их выпуск планируется развивать при помощи формирования евразийского перечня комплектующих и их базовых компонентов, которые не производятся в странах ЕАЭС, организации кооперационного производства и снижения ввозных пошлин на импортные детали. Владельцев электромобилей будут поощрять с помощью освобождения от транспортного налога и предоставления бесплатных парковочных мест, оснащенных зарядными устройствами. Данный вопрос особенно актуален для Беларуси, уже анонсировавшей запуск производства электромобилей, а также развитие соответствующей инфраструктуры.

    Следующее заседание Межправсовета решено провести в начале 2019 г. в старой столице Казахстана – городе Алматы.

    Основными темами обсуждения заседания Евразийского межправительственного совета (ЕМПС), которое прошло в Минске (Республика Беларусь) 27 ноября, стали механизмы реализации цифровой повестки Евразийского экономического союза (ЕАЭС), проекты соглашений по гармонизации акцизов на алкогольную и табачную продукцию государств-членов. Главы правительств также договорились ускорить процесс снятия барьеров.

    В заседании Межправительственного совета приняли участие врио Премьер-министра Республики Армения Арарат Мирзоян, Премьер-министр Республики Беларусь Сергей Румас, Премьер-министр Республики Казахстан Бакытжан Сагинтаев, Премьер-министр Кыргызской Республики Мухаммедкалый Абылгазиев, Председатель правительства Российской Федерации Дмитрий Медведев и Председатель Коллегии ЕЭК Тигран Саркисян.

    Председатель Евразийского межправительственного совета, глава правительства РФ Дмитрий Медведев заявил, что в ЕАЭС достигнуты неплохие экономические показатели. В тех параметрах и сферах, которые предусмотрены Договором о Союзе, формируются общие рынки. Растут объемы внутренней и внешней торговли, что создает условия для того, чтобы бизнес активнее инвестировал в новые проекты. Это, по мнению Дмитрия Медведева, повышает практическую отдачу от интеграции. «В период потрясений на международных рынках возрастает ценность нашего интеграционного объединения, – подчеркнул Председатель правительства России, – потому что мы действуем по единым правилам, стараемся достичь общих результатов, даем возможность развиваться нашим экономикам, бизнесу, привлекаем инвестиции».

    Дмитрий Медведев также сделал акцент на реализации странами ЕАЭС цифровой повестки. «Мы приступили к созданию основ цифровой экономики, – заявил Дмитрий Медведев. – Это одно из центральных направлений нашей работы. В отличие от других направлений, где можно двигаться с разной скоростью, по «цифре» нужно двигаться синхронно. Иначе мы окажемся на обочине и нам придется отказаться от преимуществ цифровой повестки дня».

    Председатель Коллегии ЕЭК Тигран Саркисян отметил, что заседание прошло плодотворно и это позволит ЕАЭС существенно продвинуться вперед.

    «Обычно на уровень премьер-министров мы выносим вопросы, которые требуют согласования позиций национальных правительств, где у нас разворачиваются острые дискуссии. Сегодняшняя повестка – не исключение. По ряду концептуальных вопросов формирования общих рынков алкогольной и табачной продукции сегодня достигнуты договоренности, которые позволят нам на уровне Коллегии ЕЭК продвигать эти вопросы», – подчеркнул Тигран Саркисян.

    Он проинформировал, что о части рассмотренных вопросов будет доложено президентам стран ЕАЭС на заседании Высшего Евразийского экономического совета, которое пройдет 6 декабря в Санкт-Петербурге.

    Межправсовет поручил ЕЭК разработать концепцию применения «регулятивных песочниц» . В настоящее время ЕЭК совместно с правительствами государств Союза формирует нормативно-правовую базу для реализации цифровой повестки, параллельно запуская инициативы и проекты.

    На проработку в Комиссию уже поступило 40 инициатив от бизнеса и органов власти государств-членов, из них 8 поддержаны и 14 находятся в работе. Так, например, запущен пилотный проект по цифровой прослеживаемости товаров, готовится проект по цифровой промышленной кооперации.

    Одним из механизмов реализации цифровой повестки станут «регулятивные песочницы». Они представляют собой специальные единые правовые режимы, которые согласовываются для каждого отдельного пилотного проекта, действуют ограниченный срок и позволяют в контролируемой среде отрабатывать модель реализации проекта и регулирования ещё до принятия нормативно-правовой базы.

    Предполагается, что применение специальных правовых режимов позволит повысить качество проработки инициатив по цифровым преобразованиям, сократить временной интервал от постановки задач до достижения практических результатов, а также снизить риски.

    В качестве перспективных направлений для применения «песочниц» рассматривают пилотные проекты, такие как перевозка грузов по единому электронному сопроводительному документу и другие.

    Также стороны обсудили необходимость координации взаимодействия центров компетенции по цифровой трансформации.

    Межправсовету доложили о высокой степени готовности соглашений о принципах налоговой политики в области акцизов на алкогольную и табачную продукцию в ЕАЭС . Работа над формированием общего рынка алкогольной и табачной продукции в ЕАЭС ведется с 2015 года. На сегодняшний день согласован уровень индикативной ставки акцизов. Для адаптации бизнеса к потенциально новым требованиям главы правительств приняли решение перенести срок применения индикативной ставки с 2022 года на 2024 год.

    Кроме того, стороны договорились о едином диапазоне отклонения ставки акциза от индикативной ставки, а также о наделении Совета ЕЭК полномочиями по утверждению индикативных ставок и закреплению консультативного механизма в случае волатильности курсов национальных валют.

    Проекты соглашений о принципах ведения налоговой политики в области акцизов на алкогольную и табачную продукцию государств ЕАЭС будут направлены на процедуру внутригосударственного согласования.

    Межправсовет поручил странам ЕАЭС принять меры по устранению барьеров на внутреннем рынке Союза. Главами правительств государств-членов рассмотрен отчет о работе Евразийской экономической комиссии по устранению препятствий на внутреннем рынке Союза в 2017–2018 годах.

    Правительствам стран-участниц предложено в трехмесячный срок принять меры, направленные на устранение барьеров в рамках функционирования внутреннего рынка ЕАЭС в соответствии с ранее принятыми актами Комиссии, и рассмотреть результаты проделанной работы на очередном заседании Межправсовета.

    Межправсовет утвердил план мероприятий по обеспечению стимулирования производства и использования колесных транспортных средств с электрическими двигателями на 2018–2020 годы. Комиссия и страны Союза должны проработать и по возможности обеспечить реализацию этих мероприятий.

    Они разделены на два блока – производство и использование электромобилей. Стимулировать производство предлагается с помощью формирования евразийского перечня комплектующих колесных транспортных средств с электрическими двигателями, их базовых компонентов и объектов зарядной и сервисной инфраструктуры, не производимых в ЕАЭС, снижения ставок ввозных таможенных пошлин на импортные комплектующие, предназначенные для производства машин с электродвигателями, а также организации кооперационного производства электромобилей.

    Среди мер по стимулированию использования электромобилей в Союзе – освобождение владельцев колесных транспортных средств с электрическими двигателями от уплаты транспортного налога, предоставление им бесплатных парковочных мест, оснащенных зарядными устройствами, и ряд других.

    ЕМПС принял совместные прогнозы развития агропромышленного комплекса, балансы спроса и предложения стран Союза по сельскохозяйственной продукции, продовольствию, льноволокну, кожевенному сырью, хлопковолокну и шерсти на 2018–2019 годы. Согласно прогнозу, в 2019 году по отношению к 2016 в целом по Союзу производство сельскохозяйственной продукции в долларовом эквиваленте увеличится на 27,6%, рост взаимной торговли составит 34,5%, а экспорт в третьи страны возрастет на 30%.

    Сводные прогнозные балансы сформированы по основным видам сельскохозяйственной продукции и продовольствия, например по зерну, мясу, молоку и картофелю, а также по основным видам сельскохозяйственного сырья для легкой промышленности, к которым относятся шерсть, льноволокно, кожевенное сырье и хлопковолокно. Прогнозы будут опубликованы на сайте ЕЭК в ближайшее время.

    Межправсовет решил усовершенствовать процедуру информирования о разработке мер промышленной политики в отношении чувствительных товаров. Решение дополняет Основные направления промышленного сотрудничества в рамках ЕАЭС нормой о ведении и размещении на сайте Комиссии реестра принятых и разрабатываемых государствами Союза правовых актов в отношении чувствительных товаров.

    В результате страны получат полную информацию о применяемых и планируемых к принятию мерах государственного регулирования и государственной поддержки в отношении такой продукции. Это позволит предотвратить ущемление интересов товаропроизводителей стран ЕАЭС.

    Утверждены мероприятия по празднованию 25-летия евразийского проекта и пятилетия подписания Договора о ЕАЭС. В 2019 году исполняется 25 лет идеи евразийской интеграции и пять лет со дня подписания Договора о ЕАЭС. Стороны утвердили план мероприятий по празднованию этих юбилейных дат. Принятая программа праздничных мероприятий призвана повысить информированность граждан государств-членов о развитии евразийской экономической интеграции.

    Очередное заседание Межправсовета состоится в начале 2019 года в Алматы (Республика Казахстан).

    Российские министерства не выработали согласованную позицию по вопросу гармонизации акцизов на табачную и крепкую алкогольную продукцию в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Весной 2017 года страны-участницы обсуждали предложение установить к 2022 году единые усредненные ставки с допустимыми уровнями отклонения для каждого государства. Но российский Минздрав против такой гармонизации: она ограничит возможность повышения акцизов на алкоголь и сигареты в перспективе.

    Минздрав против гармонизации акцизных ставок в странах-участницах Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Она, по сути, является ограничением для страны, устанавливая потолок для роста акцизов. Об этом «Известиям» сообщил источник в ведомстве. Свою точку зрения министерство обозначит на совещании в Минэкономразвития 17 августа, на котором будет обсуждаться консолидированная позиция России. Через несколько дней, 22 августа, состоится заседание Совета Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) по налоговой политике в ЕАЭС.

    Данный проект не имеет аналогов на мировом уровне, и совершенно неясно, почему мы должны быть полигоном для апробирования новой стратегии. Евросоюз, например, практикует установление минимальных ставок, при этом никаких ограничений и запретов повышать акцизы не вводится. Каждая страна сама решает, каким образом формировать акцизную политику и защищать население от данной продукции, - пояснила «Известиям» завотделением профилактики рисков Центрального НИИ организации и информатизации здравоохранения Минздрава Дарья Халтурина.

    Замглавы Минздрава Дмитрий Костенников в 2016 году уже писал в Минэкономразвития о позиции ведомства по поводу гармонизации ставок. Он предлагал заменить понятие «общие индикативные ставки акцизов» на «общие индикативные минимальные ставки акцизов», настаивал на повышении усредненной ставки на табак в два раза. Также Минздрав подчеркивал, что замедление роста ставок акцизов недопустимо.

    Согласно проектам соглашений стран - участниц ЕАЭС, к 2022 году они должны прийти к усредненному значению акцизов. В случае с табачной продукцией речь идет о €35 за тысячу сигарет, для крепкого алкоголя - €9 за 1 л безводного этилового спирта. Каждой стране определяют разрешенный диапазон отклонений фактических ставок акцизов от усредненных. Предлагается наделить Совет ЕЭК полномочиями утверждать и изменять согласованные индикативные ставки и диапазоны при наличии экономической целесообразности.

    По статье 193 Налогового кодекса РФ крепкий алкоголь облагается акцизом в размере 523 рублей за литр безводного этилового спирта (€7,4 по курсу ЦБ на 16 августа). Это значение будет актуально и в 2018–2019 годах. Для табачной продукции акциз составляет не менее 2123 рублей за тысячу сигарет (€30 по курсу ЦБ на 16 августа). Такое значение установлено до середины 2018 года. При этом в Белоруссии показатель для табачной продукции в четыре раза ниже - около 500 рублей за тысячу штук, а в Казахстане примерно вдвое ниже - порядка 1,1 тыс. рублей за тысячу штук. С крепкой алкогольной продукцией аналогичная ситуация. Различие ставок приводит к существенному отличию розничных цен.

    Все государства - члены ЕАЭС высказывают озабоченность тем, что ставки акцизов на алкогольную и табачную продукцию сильно разнятся внутри союза. Как сообщили в пресс-службе Евразийской экономической комиссии, при этом возникает угроза неконтролируемых поставок продукции на территорию «соседей», где ставки акцизов выше.

    Один из путей минимизации наполнения рынка нелегальными подакцизными изделиями, а также создания единого рынка товаров - сближение ставок акцизов на такие товары, - добавил сотрудник пресс-службы ЕЭК.

    В письме замглавы Минэкономразвития Олега Фомичёва в Минфин (датировано 2 августа) указано, что «наиболее эффективной мерой по снижению динамики роста нелегальной продукции на табачном рынке является гармонизация ставок акцизов между странами ЕАЭС».

    В Минфине вчера не ответили на запрос «Известий» по существу, сообщив лишь, что позицию российской стороны формирует Минэкономразвития, хотя это ведомство направляет в ЕЭК позицию России на основании информации Минфина, ответственного за формирование налоговой политики.

    В пресс-службе Минздрава воздержались от комментариев.

    Разницу между ставками акцизов на сигареты в странах ЕАЭС предлагается сократить до 20% от индикативной цены в 35 евро за 1 тыс. сигарет.

    Это предусмотрено проектом соглашения о принципах налоговой политики в области акцизов на табачную продукцию государств - членов ЕАЭС. Минфин направил документ на согласование в Минэкономразвития и ФТС, сообщил "Интерфаксу" источник в финансово-экономическом блоке правительства. Страны ЕАЭС должны до 1 февраля проинформировать Евразийскую экономическую комиссию о результатах внутригосударственного согласования проекта соглашения.

    Проектом соглашения предусмотрено, что индикативная ставка акциза в 2024 году составит 35 евро (в национальных валютах) за 1 тыс. сигарет. Фактические ставки акцизов на сигареты, действующие в странах ЕАЭС, могут отклоняться от индикативной ставки не более чем на 20% в меньшую сторону и не более чем на 20% в большую сторону.

    В России с 1 января акцизы на сигареты составляют 1,89 тыс. рублей за 1 тыс. штук плюс 14,5% расчетной стоимости, но не менее 2,568 тыс. рублей.

    Разный уровень ставок акцизов в России и других государствах ЕАЭС стал причиной нелегального перетока сигарет на российский рынок, где ставки выше, говорили представители табачной отрасли. По данным исследования Nielsen, в III квартале 2018 года объем нелегального сегмента на российском табачном рынке вырос до 8,4% с 4,5% годом ранее. Среди причин двукратного роста нелегального рынка - приток более дешевых сигарет из стран ЕАЭС (Беларуси, Армении, Киргизии и Казахстана). Одним из основных источников нелегальной табачной продукции в России является Беларусь, отмечал Nielsen.

    Предполагается, что индикативная ставка и диапазоны отклонения будут утверждаться каждые пять лет начиная с 2024 года.

    Ранее применять индикативную ставку планировалось с 2022 года, но срок был перенесен - для адаптации бизнеса к потенциально новым требованиям, сообщала пресс-служба ЕЭК.

    Соглашения об акцизах на табак и алкоголь обсуждались на заседании Евразийского межправительственного совета, которое прошло в Минске 27 ноября прошлого года с участием глав правительств стран. Работа над формированием общего рынка алкогольной и табачной продукции в ЕАЭС ведется с 2015 года.

    В сфере единой акцизной политики на алкогольном рынке индикативную ставку предлагается установить на уровне 9 евро (на алкоголь крепостью выше 9 градусов, для Белоруссии - выше 7 градусов) за 1 литр продукции в пересчете на спирт. Армения и Киргизия могут отклоняться от этого ориентира не более чем на 40% в меньшую сторону и не более чем на 10% в большую сторону; Беларусь, Казахстан и Россия - не более чем на 15% в меньшую сторону и не более чем на 10% в большую сторону.

    После того как торговый дисбаланс, вызванный резким падением рубля и наплывом дешевых российских товаров в страны ЕАЭС, а также сокращением казахстанского и белорусского экспорта в РФ, проблема гармонизации финансовой и налоговой политики Союза отошла как-то на второй план. Между тем напрасно. Ведь такая гармонизация служит ко благу всех членов ЕАЭС и Союза в целом, она способна придать их развитию существенный импульс, предотвратив возникновение торговых споров и введение временных запретов на импорт.

    Гармонизации налоговой политики посвящен 18-й раздел Договора о создании ЕАЭС, который определяет её общие принципы (статья 71), а также правила взимания косвенных налогов (статья 72) и налогообложения физических лиц (статья 72). Правила взимания косвенных налогов также регулируются отдельным протоколом (приложение №18 к договору), определяющим сам порядок взимания, механизм контроля над их уплатой при экспорте/импорте товаров, выполнении работ и оказании услуг. Эти нормативно-правовые акты определяют общие, рамочные принципы налоговой политики Евразийского союза, конкретное применение которых может регулироваться дополнительными межгосударственными соглашениями.

    Договор о создании ЕАЭС регулирует порядок взимания только косвенных налогов, устанавливаемых в виде надбавки к цене - акцизов и налога на добавленную стоимость (НДС). Определение ставок прямых налогов, взимаемых с доходов или имущества, остается в ведении национальных государств. Столь пристальное внимание к косвенным налогам связано с положенным в основу еще Таможенного союза принципом «четырех свобод» - свободного движения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы. При перемещении на территорию другого государства-участника Союза таможенные пошлины отсутствуют, но косвенные налоги продолжают взиматься. При этом используется принцип страны назначения. То есть при экспорте товаров в другие страны объединения применяется нулевая ставка НДС и (или) освобождение от уплаты акцизов, а при импорте товаров эти налоги уплачиваются по месту реализации.

    Необходимость урегулирования налогообложения физических лиц также связана с одной из «четырех свобод» Евразийского союза - свободным движением рабочей силы. Договор о создании ЕАЭС устанавливает, что с первого дня работы на территории другого государства-участника объединения налоги с доходов физических лиц должны взиматься в том же самом размере, что и с обычных граждан этой страны. Тем самым обеспечивается соблюдение единых принципов функционирования общего рынка труда и равенство граждан всех государств ЕАЭС в плане условий трудоустройства, что особенно важно для стран с большой трудовой эмиграцией.

    Но если ситуация с налогообложением физических лиц вопросов не вызывает, то с косвенными налогами все далеко не столь радужно. Проблема заключается в том, что как косвенные налоги, так и налог на доходы физлиц (НДФЛ) в каждой из стран ЕАЭС разные. Причем разница между акцизами, например, на табак и алкоголь подчас очень существенна. В рамках единого таможенного и экономического пространства это создает дисбалансы, негативно влияющие на функционирование Союза и волей-неволей порождающие между его участниками противоречия.

    Так, ставка НДФЛ в Казахстане составляет 10%, в Белоруссии - 12%, а в России - 13%. Разница между акцизами на алкогольную и табачную продукцию выражена гораздо сильнее. Осенью 2014 г., накануне вступления в силу Договора о создании ЕАЭС, акциз на 1 литр чистого спирта в России составлял 500 рублей, в Казахстане - 500 тенге (102,7 рубля), а в Белоруссии - 133 тыс. белорусских рублей (443,3 российских рубля). Акциз на 1 тыс. сигарет с фильтром в России составлял 800 рублей+8,5% от розничной цены (не менее 1040 рублей за 1 тыс. штук), в Казахстане - 3 тыс. тенге (616,2 рубля), а в Белоруссии тариф в зависимости от качества сигарет колебался в пределах от 416,6 до 833,3 российских рубля.

    Положение осложняло то, что крупные оптовые поставки товаров при отсутствии таможенных границ отследить можно, а ввоз алкоголя и сигарет частными лицами, которые покупают их как бы для личного потребления и уплачивать НДС не должны, - почти невозможно. И дешевый алкоголь из Казахстана рекой потек в Россию. Только за одно полугодие 2013 г. бюджеты Приволжского, Сибирского, Уральского и Южного федеральных округов потеряли из-за этого 300 млн. рублей. В начале 2014 г. Росалкогольрегулирование занялось подготовкой законопроекта, направленного против поставок в РФ нелегального казахстанского алкоголя. В сопроводительных документах указывалось, что необходимость подготовки закона связана с возросшими объемами ввоза в Россию дешевого немаркированного алкоголя, произведенного в Казахстане, а также его нелегальной реализацией. Предполагалось, что закон вступит в силу в четвертом квартале 2014 г. Ранее ведомство предлагало также ввести квоту на ввоз в Россию алкоголя из стран Таможенного союза в размере 5 литров на человека.

    Однако до ввода ограничений дело не дошло. После событий на Украине и воссоединения Крыма с Россией началось масштабное финансово-экономическое давление Запада на нашу страну, в результате чего курс российского рубля за короткий период упал вдвое. Казахстан, тесно связанный с РФ экономически, также был вынужден девальвировать тенге, правда, лишь на 20%. В результате курсовой разницы российский алкоголь, напротив, стал дешевле казахстанского, и потек в обратном направлении. Теперь о введении ограничений на поставки российской продукции задумались уже казахстанские власти, столкнувшиеся с наплывом дешевых российских потребительских товаров и на товары собственного производства. С 1 июня 2014 г. в Казахстане был введен временный запрет на импорт алкоголя из ряда стран, включая Россию и Белоруссию, связанный, по официальной версии, с многочисленными «нарушениями требований национального законодательства и требований, установленным техническим регламентом Таможенного союза».

    Проект соглашения по акцизам на алкоголь и табак был разработан Евразийской экономической комиссией еще в конце 2014 г. Он предусматривает повышение белорусских и казахстанских тарифов до российского уровня с тем, чтобы разница не превышала 15%. Документ был одобрен 10 ноября прошлого года, но до сих пор не подписан. И не последнюю роль тут сыграл тот факт, что, согласно докризисным планам, российские акцизы на табак и алкоголь должны были резко увеличиться. В результате ставка акциза на 1 литр чистого спирта для стран ЕАЭС к 2020 г. должна составить 1089 рублей, на слабый алкоголь - 946,14 рубля, а на 1 тыс. сигарет с фильтром - 2411 рублей. По расчетам аналитиков стоимость 1 бутылки водки при таких акцизах составит не менее 400-450 рублей, а пачки сигарет - 100-110 рублей. В условиях кризиса и падения покупательной способности населения такие цены выглядят для него неподъемными. Другая сторона вопроса - резкий рост рынка нелегального алкоголя. При дорогой легальной водке рентабельность производства нелегальной зашкаливает и бороться с ее производством почти невозможно. Бюджет же вследствие этого теряет большие доходы от снижения акцизных платежей.

    Выход заключается в том, чтобы найти некий равновесный уровень акцизов, который не создавал бы проблем с нелегальным импортом табачной и алкогольной продукции и одновременно не служил бы раздражителем для населения, не способного приобрести легальную продукцию из-за ее чрезмерно высокой стоимости. В России и других странах бывшего СССР водка традиционно является социальным анестетиком, и проблемы с ее приобретением, как показывает печальный опыт СССР конца 1980-х гг., способны обернуться не только ростом социального недовольства, но и крайне неприятными политическими последствиями. Ту же природу имеет «ценовая» борьба с курением. Та часть населения, которая курит давно, от этой привычки уже вряд ли откажется, а рост стоимости сигарет вызывает у нее раздражение. Логика «за вредные привычки надо платить» в этих случаях, прямо скажем, не работает.

    Наряду с урегулированием проблем с акцизами позитивную роль для ЕАЭС может сыграть и гармонизация правил экспортного контроля, отнесенных в настоящее время к ведению национальных государств. В условиях отсутствия таможенного контроля на границах между государствами ЕАЭС назревает необходимость унификации его правил на внешних границах Союза, через которые товары экспортируются за рубеж.

    К концу этого года должен быть принят новый Таможенный кодекс ЕАЭС. 12 августа в Сочи главы правительств союзных государств на заседании Евразийского межправительственного совета достигли принципиальных договоренностей по проекту кодекса и распорядились направить его на внутригосударственное согласование с тем, чтобы успеть .

    Новый вариант кодекса предусматривает такие ранее отсутствовавшие новации, как приоритет электронного таможенного декларирования, возможность автоматического совершения таможенных операций с помощью информационных систем, подача таможенной декларации без предоставления подтверждающих ее заполнение документов, совершенствование института уполномоченного экономического оператора, имеющего права осуществлять таможенные операции в упрощенном порядке и т.п. По словам председателя Коллегии ЕЭК Тиграна Саркисяна, проект нового Таможенного кодекса разрабатывался вместе с бизнесом, и в нем учтены все высказанные замечания. Поэтому он заметно улучшит бизнес-среду и упростит процессы таможенного оформления товаров. Так что и здесь очевиден выигрыш для всех.