Войти
Образовательный портал. Образование
  • Тесты что лишает меня энергии
  • Владимир Иванович Долгих: биография Долгих секретарь цк кпсс
  • Глисты у собаки: симптомы, фото, лечение и профилактика
  • На что можно потратить материнский капитал?
  • Ванильный кекс с кусочками шоколада
  • Торт на сковороде за 20 минут
  • Международное морское право в эпоху рабовладельческого строя. Международное морское право Морское право римское

    Международное морское право в эпоху рабовладельческого строя. Международное морское право Морское право римское

    Тема Римского права была подсказана assucareira и оказалась настолько глубокой, что я сомневаюсь в своих скромных возможностях ее раскрыть хотя бы даже поверхностно. Я не имею ни малейшего юридического образования или опыта, поэтому просто собираю и сопоставляю общеизвестные, но редко упоминаемые факты, а выводы - делайте сами. Я, как человек, от рождения имею полное право выражать собственное мнение.

    ВАЖНОЕ ПРИМЕЧАНИЕ:
    Конституция РФ взята для примера, с целью иллюстрации. В статье нет никаких призывов к изменению существующего конституционного строя. Даже если Вам так может показаться. Эта статья - всего лишь анализ свободных источников.

    Рабовладельческое право
    Римское право - это право общества рабовладельческой формации, но именно на Римском праве построены правовые системы России, всех Европейских стран и большинства стран мира. Другими словами - правовое устройство большинства стран основано на принципах рабовладения, что отражено в символике (см.ниже), конституции (см.ниже) и явно чувствуется мной на собственной шкуре.

    Экономические основы рабства
    Человек владеет результатами своего труда, в то время как раб - не владеет. В этом - основной экономический смысл рабства.

    Что говорится в Конституции РФ о владении результатами труда ():
    "Статья 37

    1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

    2. Принудительный труд запрещен.

    3. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы."

    То есть признается только право на вознаграждение за труд, результаты же самого труда не принадлежат рабу гражданину. То есть - Конституция РФ действительно построена на Римском праве рабовладельческого общественного устройства, где у рабов отбирались результаты труда, а с господского плеча давалась определенная награда. Уж какую форму принимала награда - миску похлебки или большое количество напечатанных цветных фунтиков - фантиков - это не может быть прописано в Конституции, это дело договора раба и работодателя.

    Забавно, что четкого определения, кто такой раб, да и отдельной статьи "раб" в Википедии не нашлось. Как в анекдоте про Вовочку - ж.. есть, а слова такого - нет!

    Патриции и плебеи
    Патриции, Populus Romanus Quiritium, квириты - это лица, принадлежащие к исконным римским родам, пользующиеся всеми правами, включая право на результаты труда (не только своего труда). Они обладают правами по праву рождения. Еще раз повторю - патриции обладают правами ПО ПРАВУ РОЖДЕНИЯ, это очень важно.

    Есть основания относить Римскую аббревиатуру SPQR к указанию на Патрициев, обладающих всей полнотой прав.

    В последствии этот символ был заменен на ЛАБАРУМ:

    Оба символа широко используются в христианстве и по сей день.

    Плебеи, в отличие от патрициев, поражены в правах, их права регулируются специальным набором законов, известным как Jus gentium - право народа.

    То есть, в обществе, построенном по Римскому праву, есть две основные категории:
    - Патриции , обладающие всеми правами по рождению
    - Плебеи , чьи права ограничены и описаны в специальных законах

    В Конституции РФ используются два понятия, без четкого определения
    - Человек
    - Гражданин

    Тонкость в том, что "человек" и "гражданин" - это юридические термины в основном законе, и они обозначают разные категории людей. Определите сами, к какой категории Вы относитесь де-юре.
    Вчитайтесь в Конституцию РФ ():
    "Статья 17

    1. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.

    2. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения .

    3. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц."

    Важно, что человек и гражданин - два разных юридических понятия, в пункте 1 и 2 главы 17 они употребляются совместно "человека и гражданина", а в пункте 2 той же главы стоит только "человек" и говорится о его правах ОТ РОЖДЕНИЯ. В соответствии с Римским правом, "человек" по правовому статусу соответствует патрицию, а "гражданин" - плебею, то есть - рабу.

    Тот факт, что раб считает себя человеком (то есть - патрицием), с юридической точки зрения ничтожен, то есть - ничего не значит. Гражданство удостоверяется официальным документом, имеющим юридическую силу.

    Если у Вас еще остались сомнения в Вашем статусе, то обратите внимание, что в Конституции прописан референдум, второе название которого - плебесцит, то есть выражение мнения плебсом. В качестве кого Вы имеете право участвовать в референдуме?

    Рим
    Что такое Рим? Странный вопрос, не правда ли?
    Рим - это не местоположение, не государство, не национальность, а правовое устройство общества на принципах рабовладения.

    Общеизвестно, что кроме Рима в форме республики и - впоследствии - империи, существовали:

    1. (Восточная) Римская империя - Imperium Romanum
    Известна также как:
    - Византийская империя
    - Ромейская Империя
    - Васили́я Роме́он
    - Романия
    - Греческое царство

    Полагаю, все знают про сходство этого герба с Российским, Австрийским, и многими другими.

    2. Священная Римская Империя - Sacrum Imperium Romanum
    Со средних веков носит название: Священная Римская империя германской нации. Основана Оттоном Великим как прямое продолжение античного Рима во времена крещения Руси и Византии и просуществовала до эпохи Пушкина и Наполеона.

    3. Третий рейх - Drittes Reich, буквально - Третья империя.
    Достаточно взглянуть на символику, чтобы увидеть переемственность:

    Первым рейхом, или империей, считалась собственно Священная Римская Империя Германской Нации, а вторым рейхом - Кайзеровская Германия. Не надо быть лингвистом, чтобы прочитать в Кайзере - Кесаря, Римского Кесаря. Да и на голове Кайзера Вильгельма II все тот же узнаваемый орел:

    Заметьте еще мальтийский крест к Вильгельма и сравните символику со знаком президента РФ:

    4. Третий Рим
    Идея третьего Рима, якобы, осталась только лишь идеей, несмотря на символику и принципы устройства Российской империи

    Кесари Цари государства Российского, по традиционной истории, с 1762 года являются династией Гольштейн-Готторпских, ближайших родственников Ганноверской династии, ставшей в Англии правящей династией Виндзоров. Однако их претензии на Римский статус недвусмысленно выражены в фамилии, которую они себе избрали - Романовы (Римские, от Рома-Рим).

    5. Румыния (Romania)
    Название страны происходит от лат. "romanus" - «римский».
    Румынский язык очень близок к Итальянскому, который, в свою очередь, непосредственно восходит к "народной латыни". Довершает композицию "орлиный" герб.

    Есть еще ряд других больших и малых стран, народов даже султаната, имеющих прямое указание на Рим.

    Таким образом, Рим, Римский - это не территориальный, не национальный, не наследный признак, а статус устройства общества на принципах рабовладения .

    Символика
    Правовая система подразумевает систему наказания за деяния, предусмотренные в законе. Нарушение закона приводит к наказанию, которое в Римском праве осуществляли ликторы (палачи). Символом ликторов являлись фасции , которые дали название фашистскому движению:
    - Национальная фашистская партия Италии (Partito Nazionale Fascista)

    Фасции широчайше представлены в государственной символике, предлагаю ознакомиться самостоятельно с галереей . Фасции повсеместно встречаются в Питере, в частности - на барельефе Исаакиевского собора.

    Особого внимания заслуживает обложка "революционной" Конституции РСФСР 1918 года с двумя фасциями:

    То есть и РСФСР был построен на тех же принципах Римского права. Хочу заметить, что Конституция СССР 1936 года (Сталинская), на мой взгляд, построена на совсем других принципах, и не содержит Римской символики. Выглядит так, что Сталин сделал попытку организовать общество на другом принципе, и не мне судить - насколько он преуспел в этом.

    Я по-другому осмыслил, почему в СССР одной из самых популярных спортивных команд был (и остается в России!) Спартак. Для меня по-другому зазвучали слова, с которых начиналось обучение в школе: "Мы-не рабы"...

    Тот факт, что эмблема Федеральной службы исполнения наказаний РФ тесно напичкана Римской символикой, еще раз подтверждает широчайшее применение Римского права вплоть до настоящего момента:

    Что такое фасции и в чем смысл символики? Нигде толком об этом не сказано, официально говорится что это связка березовых или вязовых веток, в которую вставляли би-пенис (пардон муа), он же - лабрис . Набор букв ЛБР-ЛВР повсеместно используется в связи с правовыми аспектами рабства:
    - LaBRis, как оружие палача, имеющего по закону право убить раба
    - LiBRa, весы, обязательные для процедуры мансипации, описанной в Римском праве (передачи прав собственности на раба). До сих пор весы - символ правосудия.
    - LiBRa, мера веса - римский фунт, от которого произошла Итальянская Лира. Весовой кусок металла был обязателен для юридической правомочности процедуры мансипации
    - LiBeR, римский бог-покровитель рабов-плебеев
    - LiBeR, свобода на латыни. Замечу, что в английском есть два синонимичных понятия, - Liberty и Freedom. Полагаю, что первый применяется к рабам, ищущим свободы, второй - к свободнорожденным патрициям.
    - LaBoR, труд
    и прочая, и прочая...

    Но вернемся к фасциям. Вот этимология этого слова (ссылка):
    From Proto-Indo-European *bhasko ‎(“bundle, band”), see also Proto-Celtic *baski ‎(“bundle, load”), Ancient Greek φάκελος ‎(phákelos , “bundle”)...

    Факелос!!! По древнегречески - ФАКЕЛОС!!! Теперь становятся понятны факельные шествия фашистов (или их правильнее назвать факелистами, по древнегречески) и факел в руках LiBeRty - статуи свободы США. Чтобы ни у кого, не оставалось иллюзий.

    На мой взгляд, фасции использовались при казни на костре, которая широко применялась римлянами и прописана в Римском праве в качестве одной из мер наказаний, задолго до инквизиции, учрежденной римской католической церковью. Традиции, так сказать. То есть фасции - это и символ, и орудие для отправления закона. Обратите внимание на вязанки в костре и би-пенисы (затейники же были эти римляне!) на заднем плане:

    Добавлю к символам Римского права еще Римскую тогу - широкий шерстяной плащ или мантию, который имели право и обязанность носить только квиренты - рабовладельцы, свободных от целых разделов Римского права и потенциально имевших право самим судить.
    Императоры носили пурпурную (порфирную, багряную) тогу, а квиренты, которые хотели попасть в сенат - выбеленную, белоснежную, которую называли кандида, а будущих сенаторов - соответственно кандидатами.

    Везде, где присутствуют фасции, факелы, весы, мантии, пурпур в качестве символов - можете не сомневаться, применяется Римское право.

    Ну и "три в одном" - Джордж Вашингтон, председатель Филадельфийского конвента, принявшего Конституцию США, вольный каменщик, с раскинутой тогой на заднем плане и фасциями у правой ноги. Полюбопытствуйте также статей Авраама Линкольна, якобы отменившего рабство, на предмет тоги и фасций.

    Подданство и гражданство
    Получение подданства Российской Империи означало добровольное рабство (холопство) и получалось путем крещения в православную веру.

    Указ 1700 г. (без месяца и числа) отождествлял «крещение Православныя Христианския веры» с «выездом на имя Великаго Государя в вечное холопство ».

    Сенатский указ от 27 августа 1747 г . «О клятвенном обещании иностранцев, желающих присягать на вечное подданство России» вводил момент вечности в текст присяги: «Аз нижепоименованный, бывший поданный, обещаюсь и клянусь Всемогущему Богу, что я Всепресветлейшей… Государыне… хощу верным, добрым и послушным рабом и вечно подданным с моею фамилией быть..."

    Теперь становится понятным то упорство, с которым на Руси отказывались от крещения, ведь оно автоматически означало рабство, согласно указам! Во всяком случае - рабство для иностранцев, но к тому времени Русь уже стала православно-крепостной, и совершенно непонятно, когда и по какому праву рабство началось.

    Принцип тождества подданный=холоп не изменился и сегодня, поменялась только форма и названия. Де-факто Вы НЕ МОЖЕТЕ ОТКАЗАТЬСЯ от гражданства по собственному желанию, Вы можете только ПОМЕНЯТЬ гражданство. В этой статье на реальном примере рассказывается, как юрист и правовед с нерусской фамилией делал безуспешную попытку отказаться от Российского гражданства.

    В сети также есть ролик на английском языке о том, как в Великобритании родители отказались регистрировать рождение ребенка, и им это удалось по закону! А уж на тему того, что сертификаты о рождении в США (birth certificates) являются ценными бумагами, которые торгуются на американских биржах, снято огромное количество роликов.

    Все становится понятным, если обратиться к Римскому праву. Рабы, равно как и скот, являются имуществом и могут быть переданы (не проданы, а именно - переданы) другому хозяину в ходе процедуры манципации (отчуждения прав одного хозяина и одновременное приобретение прав на рабов или скот другим хозяином). Нам хорошо известно название движения за манципацию - Э-мансипация, когда женщины хотят перейти из рабского положения в семье в другую форму рабства, то есть - сменить хозяина.

    Еще раз - раб не может стать свободным, он может при большом желании лишь сменить хозяина. Вы не можете освободиться от гражданства, Вы можете сменить гражданство, при большом желании. Ну взгляните, в конце-концов, на символику на обложках паспортов:

    И не обольщайтесь - "Common Law" Великобритании и отсутствием орла на обложке Британского паспорта - это не выход. Морское право имеет еще более "интересные" особенности, о которых надо бы писать отдельно.

    Государство
    И снова глупый вопрос - что такое государство?

    Рес-публика, основная форма устройства большинства государств, происходит от латинского "res publica", которое переводят как "общее дело". То есть республика - это форма общественного устройства, которое объединено "общим делом".

    Есть очень похожее известное выражение в наиболее близком к латинскому - итальянском языке, которое хотя и звучит непохоже, но означает "наше дело", я бы сказал - "наше общее дело". Разумеется, Вы догадались - перевод "нашего дела" - это Cosa Nostra.

    Почему мафия выбрала себе такое название, столь явно прочитываемое "людьми в теме"? Имеет ли государственное устройство что-либо общее с вооруженными группировками, которые занимаются наркотраффиком, работорговлей, убийствами ни в чем не повинных людей?

    Да, был ряд госкорпораций, от Ост-Индских компаний до Российско-Американской компании, со своим флагом, посольствами, регулярными войсками. Эти компании часто путают с государствами, и, например, первая Индийская война за независимость (восстание Сипаев), а также - первая опиумная война в Китае были войнами против Британской Ост-Индской корпорации, а не Британии как государства.

    Так где та тонкая грань между государством и корпорацией? С точки зрения Римского права - никакой разницы нет, это просто объединение людей.

    Вот как определялось такое объединение:
    "Те, которым разрешено образовать союз под име­нем коллегии, товарищества или под другим именем того же рода, приобретают свойство иметь по образцу общины общие веши, общую казну и представителя или синдика, посредством которых, как и в общине, делается и совершается то, что должно совершаться и делаться сообща" (Д.3.4.1.1)."

    Учитывая, что граждане рабы - это тоже вещи, то положение Римского о союзах распространяется и на государтво, и на синдикат воров в законе, и на другие объединения тех, кому разрешено образовывать союз. С точки зрения Римского права эти все союзы имеют юридическую основу.

    Могли ли быть одни рабы привилегированнее других? Разумеется, вот определение :
    "Номенклатор (лат. nomenclātor от nomen «имя» и calare «называть») - в Римской империи специальный раб , вольноотпущенник, реже слуга, в обязанности которого входило подсказывать своему господину (из патрициев) имена приветствовавших его на улице господ и имена рабов и слуг дома."

    Многим памятна Советская номенклатура и ее привилегированное, по сравнению с другими гражданами-рабами, положение.

    Можно было бы продолжать, но и так уже достаточно информации для самостоятельных выводов, кто он и в каком положении находится.

    Есть ли у меня рецепт - что делать, чтобы изменить существующее положение? Нет, увы, я пока нахожусь в поиске. Возможно, напишу отдельный пост о своих мыслях, а также эзотерической составляющей, а возможно, что и не стану этого делать. Будьте осторожны в комментариях, не нарушайте закона, высказывая свое мнение.

    В результате изучения данной главы обучающийся будет:

    • знать этапы развития морского права;
    • уметь применять принципы и нормы международного права к международным отношениям;
    • владеть умением анализировать основные источники морского права.

    С первой удачной попытки доставки товаров морем на иноземную территорию, точную дату которой теперь уже никто не назовет, мореплаватели начали формировать правила, с годами складывающиеся в обычаи, регулирующие их взаимные отношения. Эти обычаи основывались на понимании естественной справедливости, учитывающей согласие в принимаемом решении одинаково свободными и независимыми одна от другой сторонами.

    Исходной точкой для современного морского международного права послужили те принципы морских международных отношений, которые были следствием средневековой морской торговли и затем, постоянно совершенствуясь, достигли своего нынешнего развития.

    История возникновения морского права

    В истории возникновения и становления морского права мы выделяем следующие периоды:

    • – античный;
    • – от начала падения Западной Римской империи (476 г.) до открытия Америки и морского пути в Индию (1492–1498 гг.);
    • – от Английской революции XVII в. до принятия Женевской конвенции об улучшении участи больных и раненых в действующих армиях 1864 г.;
    • – от Конференции мира в Гааге 1899 г. до Крымской (Ялтинской) конференции 1944 г.;
    • – от создания ООН до применения сил НАТО в отношении Югославии;
    • – современный.

    Античный период

    Первые морские предания зародились в Индии, куда в свою очередь они, возможно, были принесены финикийцами и китайцами. Древнеиндийские морские законы не были положены на пергамент и до наших дней не дошли. Правила, которыми пользовались древние арабы и финикийцы, были инкорпорированы в законы Карфагена, но время уничтожило их следы.

    Признанной колыбелью морского права являлся Средиземноморский бассейн, где древнеиндийские и китайские предания достаточно быстро распространились и легли в основу древнейших морских кодексов.

    Среди первых следует назвать морские законы Родоса, который долгое время был морской державой, и хотя до нас не дошли его памятники, многие нормы "Родосского права" были включены впоследствии в римское законодательство. Если это верно, то отрывок, известный в настоящее время под названием Родосского закона (loi rhodienne), около 51 года до Рождества Христова был действительно заимствован римлянами.

    Морские законы Древней Греции дошли до нас в речах некоторых греческих философов и ораторов (в особенности Демосфена). По этим речам можно судить о достаточной по тем временам полноте морского права: здесь мы находим постановления о корсарстве, призах и репризах, подсудности морских споров специальным морским судам, распространение афинской юрисдикции на иностранцев, участвующих в спорах.

    Морское право Древнего Рима также послужило основой для многих морских обычаев. Римское предание лишено исторической достоверности, и точные подробности древнейшей истории Римской империи отсутствуют. Однако в том, что касается римского права, сохранилось достаточное количество исторических памятников, дающих более или менее ясную картину развития римской юриспруденции.

    Ромул, основывая город, который должен был впоследствии сделаться господином всего мира, изгнал из него торговцев; одни только рабы могли заниматься этим ремеслом, объявленным недостойным гражданина. Однако этот запрет просуществовал недолго. Морскую торговлю, которая очень быстро нашла многих приверженцев потому, что стала источником значительных выгод, стали сопровождать особые договоры, отнесенные римлянами к специальной юриспруденции. Морским правом начали заниматься преторы: они издавали декреты, эдикты, решения и т.д.

    Международным это право не было – римское владычество, распространившись на все берега Средиземного моря и прилегающих к нему морей, сделало его бессмысленным. На берегах Империи проживали подданные или вассалы одного и того же государя, все мореплаватели были одной нации и, следовательно, применяли одни только внутренние законы этого государя. "Предписания естественного закона по международному предмету, сделавшись бесполезными, находились в пренебрежении и вскоре были совершенно забыты. Это же было причиной того, что и положительное право не могло возникнуть, потому что не могло существовать, очевидно, никакого международного трактата в мире, находившегося во владении одной нации" .

    Из сказанного следует, что в эпоху Римской империи международное морское право как сложившаяся отрасль науки не существовало. Древние знали международный закон как закон естественный, а право этого периода заключалось единственно только в нескольких хорошо известных и верно исполняемых всеми обычаях, согласных с естественной справедливостью.

    Законы о торговле и мореплавании, составленные по повелению императора Юстиниана, заключали в себе весьма небольшое число постановлений, касающихся морского права. Впоследствии эти законы сделались источником права, применяемого к иностранным кораблям, относящегося, в первую очередь, к кораблекрушениям: строго воспрещалось разграбление имуществ, выброшенных бурей, всем, кто утаивал вещи, спасенные после кораблекрушения, грозила смертная казнь.

    В Дигестах Юстиниана мы находим, что "море открыто всем" , и можем констатировать, что не только Римская эпоха, но и вся эпоха рабовладения относилась к морю как к "общей для всех вещи", не могущей находиться в чьей-либо собственности. Явившись синтезом всего юридического творчества античного мира, римское право легло затем в качестве фундамента для развития юриспруденции не только в европейских, но и других, прибрежных Средиземноморскому бассейну, странах.

    • Отфейль Л. Б. История развития, происхождения и изменения морского международного права. СПб., 1887.
    • Дигесты Юстиниана / отв. ред. Е. А. Скрипилев. М.: Наука, 1984. С. 167.

    Однажды года полтора назад Выборгский филиал СПб университета водных коммуникаций, где я "немножко преподаю", подрядился провести курсы повышения квалификации сотрудникам Морского отдела Выборгской таможни.
    В согласованный план занятий вошло, если я не ошибаюсь, 8 часов "Основ морского права" и 8 часов "Актуальных вопросов таможенного законодательства применительно к деятельности морских подразделений таможенных органов и экипажей таможенных судов".
    Если со второй темой было более-менее все ясно - начальник Морского отдела попросту подготовил мне список "интересующих его и его ребят" вопросов, ответы на которые не знало его начальство и юристы таможни, то с первой темой было сложнее.
    Дело в том, что Морской отдел состоял из пяти человек - самого начальника и экипажа таможенного катера (командир, боцман, моторист и матрос), не слишком обремененных юридическими знаниями и умеренно заинтересованными в учебе... Посему "выдать" материал мне предстояло без излишних академичности и заумности.

    Неофициально прочитанный мною курс можно было бы назвать "Популярное введение в Морское право, или Россия - родина слонов как основоположник современного морского права"

    Глава 1. От древних греков до Петра Великого

    Как мы помним из гомеровских "Илиады" и "Одиссеи", греки активно ходили по казавшемуся тогда огромным Средиземному морю, ну а аргонавты вели "Арго" к берегам Кавказа в поисках Золотого Руна, финикийцы же шагнули на запад за Геркулесовы столпы и на юг до восточных берегов Африки.
    Некоторые ученые утверждают, что принцип свободы мореплавания зародился уже тогда, дескать, тогда судоходство в открытом море было открыто для всех.
    Открыто-то оно, конечно, было, но лишь потому, что прибрежные государства не имели сил, чтобы эту свободу перекрыть.

    Как только римлянам удалось захватить почти все побережье Средиземного моря и справиться с пиратами, они тут же стали рассматривать Средиземное море почти как свое собственное озеро и назвали его Mare nostrum (наше море).
    И не только Средиземное.
    Некий Диониссий Галикарнасский утверждал: "Римский народ повелевает всеми морями, не только тем морем, которое простирается до Геркулесовых столбов, но и океаном, насколько он доступен для судоходства".
    Короче, пока Римская империя не пала, на море не было иной юрисдикции, кроме императорской.
    Впрочем, ссылаются на римских юристов Ульпиана и Цельза, которые рассматривали море как "достояние всех людей". Но речь тут идет лишь о том, что море не может являться ничьей индивидуальной собственностью (римские юристы не путали суверенитет государства, скажем, над морскими акваториями, с личной собственностью сюзерена).
    Да и Ульпиан с Цельзом говорили об общем пользовании морем "всех людей", а не "всех народов", и вовсе не считали море неограниченно открытым для других народов, кроме римлян.
    ---

    Не появилось идеи "открытого моря" и с приходом феодализма.
    В Средние века господствовал "вотчинный" взгляд на территорию, то есть стерлось различие между собственностью на землю и водные пространства и властью над ними.
    Монарх стал обладателем верховной собственности и верховной власти на все земли, а, если получалось, то и на морские пространства, так что объявлял своей собственностью целые моря!
    Так английские короли с X века объявляли себя королями "британского океана", или "английских морей", не указывая при этом их границ, что давало возможность расширять их в зависимости от того, насколько хватало реальной силы.
    Генуэзцы претендовали на все Лигурийское море и Лионский залив, венецианцы - на Адриатику.
    Датчане объявили своими Балтийское и Северное моря, а также Северную Атлантику между берегами Норвегии, Исландии и Гренландии (все это тогда было датскими территориями), причем зачастую спорить с ними было трудно: пролив Зунд достаточно узок для того, чтобы захватить или потопить любой корабль, норовящий уклонится от уплаты "зундской пошлины".

    Притязания на моря охватывали и владение рыболовными промыслами в них.
    Король Дании и Норвегии в 1432 году запретил ловить рыбу у берегов Норвегии без его разрешения, а к XVII веку датчане уже имели возможность гонять иностранных рыбаков от берегов Исландии и Гренландии.
    Те же англичане в 1609 и 1636 годах установили плату за разрешения на рыболовство в "британских морях", а когда голландцы попытались заняться "незаконным ловом" - направили против них военные корабли, так что голландским рыбакам пришлось раскошелиться на 30 тысяч фунтов, неимоверную по тем временам сумму.

    Символом власти над морем стало "право салюта", то есть право государства требовать в "своих" водах "отдания чести флагу" иностранными судами.
    Особенно активно настаивали на "праве салюта" те же англичане, предписывшие своим военным кораблям в случае игнорирования иностранными судами требований салютовать английскому флагу "применять всевозможные усилия, чтобы принудить их сделать это".
    ---

    Идея раздела всех океанов и морей достигла своего апогея в эпоху Великих географических открытий, после открытия Колумбом Америки и высадки Васко да Гамы на берегах Индии.
    Тогда Испания, завладевшая Вест-Индией, и Португалия, претендовавшая на приоритет в торговле с Востоком, заключили в 1494 году Тордесильясский договор, санкционированный Римским Папою Александром VI.
    Границу провели очень просто: все, что западнее примерно 50-го градуса западной долготы - испанское, все, что восточнее - португальское.
    В другом полушарии границу не проводили, то ли забыли, что Земля круглая, то ли решили не спешить.

    Как можно заметить, испанцы с португальцами без каких-либо возражений Папы Римского "распилили" на двоих весь земной шар, не оставив другим государствам ни кусочка, что по естественным причинам не вызвало у них восторг.
    Король Франции Франциск I даже потребовал показать ему завещание Адама в пользу королей Испании и Португалии, а англичане вдруг вспомнили про то, что "море и торговля равны для всех, как по законам природы, так и по законам нации".
    Тем не менее ни у Франции, ни у Англии в то время не хватило сил, чтобы оспорить морскую мощь папских любимцев, и почти целое столетие договор 1494 года фактически соблюдался всеми государствами.
    Закончилось все в 1588 году, когда у берегов Англии была разгромлена "Непобедимая армада", и от морской славы Испании остались одни воспоминания.

    Впрочем, юридически Тордесильясский договор действовал аж до 1777 года.
    Представляете, на морях уже давно господствует Англия, уже США появились, уже российский флот вовсю океаны осваивает, а они в это время считаются собственностью Испании с Португалией!
    ---

    Вообще-то в те времена - между испано-португальским договором 1494 года и потоплением "Непобедимой армады" главными поборниками свободы мореплавания были... пираты.
    Впрочем, в те времена не только английские, французские и голландские капитаны, грабившие испанцев в Карибском море и португальцев у берегов Бразилии и Африки, сами себя не считали пиратами, но и у них на родине их труд считался почетным и общественно полезным. Дома их встречали как героев, пиратские экспедиции охотно финансировали вельможи и даже короли; Френсис Дрейк вообще был за свои пиратские подвиги удостоен дворянства.

    Наиболее рьяно против испано-португальского раздела мира выступали Англия и Голландия.
    Тут и почти официальная поддержка пиратства, и базирование голландских морских гёзов на порты Англии в годы борьбы с испанским владычеством - революции в Нидерландах, и совместный англо-голландский поход на испанский Кадис в 1596 году.

    Однако идиллия продолжалась недолго.
    Англию с Голландией сближал общий враг, но разделяло соперничество на морях и в заморской торговле.
    ---

    Англия, быстро забыв те ограничения, которым сама подверглась во времена испано-португальского владычества над морями, вновь стала отстаивать принцип Mare Nostrum и претендовать на "британский океан" и "английские моря", так что выступления против несправедливого испано-португальского раздела колоний вовсе не означали признание Англией принципа "свободного моря".
    Благодаря своему географическому положению Англия имела преимущество над Голландией: она могла перекрыть ей выход в океан, и англичане приложили много усилий, стремясь обосновать свое право это сделать.

    Успешно конкурировавшая с Англией в мореходстве и международной торговле, но значительно более слабая и уязвимая Голландия, в свою очередь, противопоставила английским притязаниям принцип Mare liberum - "свободного моря", ссылаясь на то, что моря представляют из себя res nullius - "ничейную вещь", то есть на неправомерность присвоения кем-либо открытого моря.
    Эту концепцию четко сформулировал Гуго Гроций, написавший на эту тему три полемических трактата: "Комментарии о праве добычи" (1604-1605 годы), "Свободное море" (1609 год) и "О праве войны и мира" (1625 год). Гуго Гроций опирался на природную характеристику моря, неотъемлемые свойства которой - текучесть, подвижность и неограниченность. Соответственно, взять его во владение или оккупировать, как это делается с сухопутными владениями, реками и закрытыми участками моря, невозможно.
    ---

    Но, как вы уже догадались, Гуго Гроций не был первым, кто сформулировал принцип свободы мореплавания.
    Естественно, первой была Россия!

    Ещё в 1588 году русское правительство в ответ на просьбу англичан закрыть Белое море для всех иностранных судов, кроме английских, заявило:
    "Божию дорогу, океан-море, как можно перенять, унять или затворить"

    Так что, если вас спросят, кем был выдвинут основополагающий тезис современного морского права - свобода судоходства - смело отвечайте: Россией.
    ---

    Возвращаясь к трактату "Свободное море" Гуго Гроция, стоит сказать, что Англия ответила на него трактатом "Закрытое море" Джона Селдена.
    Наряду с рассказом о том, что "суверенитет Англии над окружающими морями простирается до границ соседних государств, а в направлении океана территорию еще нужно уточнить, но плавание и торговля в этих водах в любом случае допускаются лишь с разрешения Англии", у Джона Селдена проскользнула одна весьма полезная для будущего морского права мысль.
    Полемизируя с Гроцием, Селден заметил, что Гроций смешивает свободу мореплавания со свободой рыболовства, "которой нигде не существует".

    Нетрудно заметить, что именно эта мысль впоследствии превратилась в концепцию экономических зон, которая наряду со свободой мореплавания в открытом море и концепцией суверенитета над территориальными водами составляет основу современного морского права.
    ---

    Если выступление России в защиту свободы мореплавания в 1588 году вряд ли было кем-то услышано за неимением у России флота, то начиная с петровских времен не считаться с Россией стало сложно.

    Когда в XVIII веке Россия завоевала выходы к Балтийскому и Черному морям и превратилось в крупное морское государство, то, начиная со времени Петра I, борьба за обеспечение свободного мореплавания становится одним из средств расширения внешней торговли России и ослабления английского господства.

    Первым шагом России стала борьба за ликвидацию того самого "права на салют", которое было символом неравенства государств в отношении пользования морем.

    В завершивший Северную войну Ништадский договор 1721 года между Россией и Швецией было специально включено положение, что военные корабли этих стран будут взаимно салютовать друг другу и соблюдать в этом полное равенство. Эта норма была позднее подтверждена в договорах 1801 и 1809 года.
    Договор с Францией об отмене салюта в открытом море был подписан в 1787 году, с Данией - в 1829.
    С Королевством Обеих Сицилий в 1787 году и с Португалией в 1798 году Россия подписала конвенции о том, что салют в открытом море будет производиться только кораблями, командиры которых имеют различные чины (то есть почет званию, но не флагу).
    ---

    С XVIII века Россия окончательно занимает лидирующую позицию в провозглашении и утверждении принципов международного морского права, причем основным оппонентом России долгое время остается Англия, зато союзником становятся отделившиеся от Англии Северо-Американские Соединенные Штаты.

    Так что следующую главу можно с полным правом назвать "Русско-американские отношения и дальнейшее развитие морского права"...
    ---

    Для "освежения памяти" (текст прочитанных лекций мною утерян) использованы материалы.

    Международное морское право

    Международное морское право (международное морское публичное право) - совокупность принципов и правовых норм , устанавливающих режим морских пространств и регламентирующих отношения между государствами по вопросам использования Мирового океана . В настоящее время большинство норм международного морского права объединены в Конвенции ООН по морскому праву 1982 года. Все остальные международные договоры (в том числе двусторонние и региональные соглашения), содержащие предписания, касающиеся этой отрасли, в основном дополняют или детализируют нормы Конвенции.

    Субъекты

    Субъектами международного морского права являются субъекты международного права , т. е. государства и международные межправительственные организации.

    Источники

    Длительное время единственным источником международного морского права являлись обычаи .

    В настоящее время основным источником международного морского права является Конвенция ООН по морскому праву 1982 года. Международные отношения в сфере международного морского права регулируются также следующими конвенциями:

    • Женевские конвенции 1958 года;
    • Международная конвенция по охране человеческой жизни на море 1974 года;
    • Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов (МАРПОЛ 73/78);
    • Конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов 1972 года;
    • Международная конвенция о подготовке и дипломировании моряков и несению вахты 1978 года;
    • Конвенция о международных правилах предупреждения столкновений судов в море 1972 года;
    • Договор по Антарктике 1959 года

    и многими другими.

    Помимо многосторонних договоров государства заключают также локальные двусторонние и многосторонние договоры по различным вопросам морской деятельности:

    • Конвенция о рыболовстве и сохранении живых ресурсов в Балтийском море и Бельтах 1973 года;
    • Конвенция по защите морской среды района Балтийского моря 1974 года;
    • Конвенция о рыболовстве в северо-восточной части Атлантического океана 1980 года;
    • Конвенция о защите Чёрного моря от загрязнения 1992 года;
    • Конвенция об охране морских живых ресурсов Антарктики 1980 года;
    • Конвенция по защите морской среды Каспийского моря 2003 года.

    Принципы международного морского права

    Принцип свободы открытого моря

    Этот принцип - один из старейших в международном морском праве. Описание ему дал ещё Г. Гроций в своей работе «Mare liberum» г. Сегодня, согласно Конвенции ООН по морскому праву, он гласит: «Никакое государство не может претендовать на подчинение открытого моря или его части своему суверенитету; оно открыто для всех государств - как имеющих выход к морю, так и не имеющих его» ст.89. Свобода открытого моря включает в себя:

    • свободу судоходства;
    • свободу полётов;
    • свободу прокладки трубопроводов и кабелей;
    • свободу возводить искусственные острова и другие установки;
    • свободу рыболовства;
    • свободу научных исследований;

    Кроме этого, устанавливается, что открытое море должно использоваться в мирных целях.

    Принцип исключительной юрисдикции государства над судами своего флага в открытом море (ст. 92 Конвенции по морскому праву)

    Этот принцип гласит - торговое судно в открытом море подчиняется исключительной юрисдикции государства своего флага и в его законную деятельность не вправе вмешиваться никто, кроме случаев, когда:

    • судно занимается пиратством ;
    • судно занимается работорговлей ;
    • судно занимается несанкционированным вещанием, т. е. передаёт в нарушение международных правил радио- и телепрограммы, предназначенные для принятия населением (за исключением сигналов бедствия). В этом случае арестовать судно и конфисковать аппаратуру может:
      • государство флага судна;
      • государство регистрации вещательной установки;
      • государство, чьим гражданином является лицо, осуществляющее вещание;
      • любое государство, где могут приниматься передачи;
      • любое государство, санкционированной связи которого такое вещание чинит помехи.
    • судно не имеет национальности (плывёт без флага);
    • судно плывёт без флага или под флагом иностранного государства, но в действительности имеет ту же национальную принадлежность, что и задерживающий военный корабль.

    Принцип мирного использования мирового океана

    Принцип суверенитета государств над внутренними морскими водами и территориальным морем

    Принцип защиты морской среды

    По иному - принцип предотвращения загрязнения морской среды . Впервые закреплён в Международной конвенции по предотвращению загрязнения моря нефтью 1954 г. в виде установления запретных для слива нефти с судов зон.

    Принцип иммунитета военных кораблей

    Принцип гласит - военные и иные государственные суда, используемые в некоммерческих целях обладают иммунитетом . Ограничение этому - случаи, когда такие суда нарушают правила мирного прохода через территориальные воды иностранного государства. Власти этого государства могут потребовать немедленно покинуть их территориальные воды. А за любой ущерб, нанесённый военным судном в результате нарушения правил мирного прохода, несёт международную ответственность государство флага.

    Конвенция ООН по морскому праву 1982 года

    Конвеция ООН по морскому праву предусматривает нормативное регулирование следующих международно-правовых институтов:

    • территориальное море и прилежащая зона;

    Права государств, не имеющих выхода к морю

    Конвенция ООН по морскому праву 1982 года устанавливает определённые права для государств, не имеющих выхода к морю, т. е. государств, которые не имеют морского побережья:

    Это интересно

    Примечания

    Ссылки

    • Ф. С. Бойцов, Г. Г. Иванов, А. Л. Маковский. «Морское право» (1985)
    • Международное морское право. Учебное пособие. Под ред. С. А. Гуреева. М, «Юридическая литература», 2003 г.
    • База данных документов по морскому праву Rise::Морское право

    В эпоху рабовладельческого строя торговые сношения между странами развивались сравнительно медленно. Море ещё не стало большой дорогой, соединявшей все страны тогдашнего мира. Тем не менее морские связи существовали и развивались. Первые попытки кодификации морского права относятся к античному времени. Они имели целью, как это было сделано в Родосском кодексе, или Родосском морском праве, объединение правил, которые хотя и не были санкционированы какой-либо суверенной властью, но постепенно приобрели обязательный характер, добровольно признаваемый купцами и торговцами всех наций.

    Родосский кодекс, относящийся к III или II веку до нашей эры, пользовался, по-видимому, широкой популярностью в районе Средиземного моря, так как его принципы признавались и греками и римлянами. Память о нем хранится целое тысячелетие. Компиляция его норм, созданная во время поздней Империи, носила название Родосского морского права. Это право было сведено воедино, вероятно, между VII и IX веками и применялось в районе Средиземного моря в течение продолжительного времени.

    Поскольку в античное время торговые и морские сношения не прио брели еще большого международного значения, естественно, что тогда и не могла возникнуть потребность в установлении свободы мореплавания в качестве юридической нормы, регулировавшей взаимоотношения государств на морях. Тем не менее некоторые исследователи утверждают, что свобода открытого моря как понятие международного права возникла в античном мире. Эту точку зрения, например, высказал Л. Оппенгейм, который писал: «В древности и в раннее средневековье судоходство в открытом море было свободно для всех».

    Однако истории древнего мира, напротив, известны случаи установления преимущественного или даже господствующего положения более сильных государств в определенных морских районах.

    В период расцвета могущества Рима, и в особенности в то время, когда он овладел всем средиземноморским побережьем, римляне рассматривали Средиземное море в качестве своего озера и называли его Mare nostrum (наше море). Диониссий Галикарнасский утверждал: «Римский народ повелевает всеми морями, не только тем морем, которое простирается до Геркулесовых столбов, но и океаном, насколько он доступен для судоходства». Выдающийся русский исследователь истории международного права профессор В. Э. Грабарь, писал, что «пока единство Римской империи не было разрушено, на море не было иной юрисдикции, кроме императорской». Но установление римской юрисдикции на море не сопровождалось притязаниями на владение морем, что станет характерной особенностью притязаний на море в эпоху феодализма. Римское право не отождествляло вопросы юрисдикции и собственности, оно их различало и разделяло.

    Сторонники точки зрения о возникновении еще в античное время свободы использования моря в качестве нормы межгосударственных отношений обычно обосновывают свои взгляды ссылками на высказывания римских юристов, в частности Ульпиана и Цельза (Цельзуса), которые рассматривали море как вещь, являющуюся достоянием всех людей и находящуюся в их общем пользовании (maris communen usum omnibus hominibus). Действительно, Цельз писал: «Морские берега, на которые распространяется власть римского народа, принадлежат, по-моему, римскому народу; море же состоит в общем пользовании всех людей». Но он говорил об общем пользовании «всех людей», а не «всех народов» известного ему в то время мира.

    Римские юристы не видели разницы в правовом положении моря и воздуха. По их мнению, воздух, как и море, находится в общем пользовании всех. Их высказывания касались не отношений международно-правового характера, а отношений, регулировавшихся внутренним римским правом. Голландский профессор Франсуа правильно заметил, что римские авторы, говоря о море как общей вещи и о невозможности приобретения права собственности на него, имели в виду право индивидуальной собственности и вовсе не считали море неограниченно открытым для других народов, кроме римлян.

    В силу экономических условий развития рабовладельческого общества правосознание в то время не могло подняться до понимания необходимости провозглашения свободы морей в качестве принципа международных отношений. Даже в более позднее время, когда на смену рабовладельческим отношениям пришли отношения феодальные, являвшиеся более высокой ступенью в социально-экономическом развитии общества, объективных причин для установления принципа свободы моря еще не возникло.

    При распространении своей власти на морские пространства ни греки, ни римляне не делили их на какие-либо категории, похожие на «территориальные воды» или «открытое море». Правда, время от времени римские императоры или другие властители огораживали отдельные участки моря, которые становились, таким образом, их частным владением. Так, римский император Лев, вопреки советам древних юристов, распространил право собственности на моря «вплоть до пролива Босфора фракийского, так что их можно было замыкать какими-нибудь преградами». Подобные действия станут широко распространенной практикой лишь в последующую эпоху развития человечества.

    Весьма интересно также следующее приведенное Г. Гроцием заключение древнегреческого историка Фукидида(460--400 гг. до н.э.): «Несомненно, что тот, кто занял море, не может воспрепятствовать судоходству невооруженному и мирному, а когда невозможно воспрепятствовать с берега -- даже менее необходимому и более опасному проходу».

    Эта идея, развитая и обоснованная много веков спустя Г. Гроцием и его последователями, содержала в себе зародыши таких будущих понятий, как мирный проход через морскую полосу, которую прибрежное государство может защищать с берега силой оружия, а за этой полосой -- плавание, которое необходимо, не будучи даже мирным. Но такому развитию событий предшествовали иные времена в истории развития международного морского права. Они связаны с феодализмом.