Войти
Образовательный портал. Образование
  • Причины выброса токсичных веществ Несгораемые углеводороды и сажа
  • Современный этап развития человечества
  • Лилия яковлевна амарфий Могила лилии амарфий
  • Значение имени мариям Имя марьям значение происхождение
  • Семь советов от Отцов Церкви
  • Унжа (Костромская область)
  • Организационно правовые основы защиты ребенка. Правовая основа социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Основные нормативные документы к деятельности омбудсмена

    Организационно правовые основы защиты ребенка. Правовая основа социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Основные нормативные документы к деятельности омбудсмена

    В соответствие с п.1 ст.8 СК РФ предусматривается защита прав детей в судебном и административном порядке Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. N 223-ФЗ (с изменениями 28.12.2004).

    Судебная защита прав ребенка осуществляется прямо и косвенно.

    В первом случае речь идет о делах, непосредственно связанных с семейным воспитанием несовершеннолетнего (определение места жительства детей при раздельном проживании их родителей; обеспечение права ребенка на общение с родителем, проживающим от него отдельно; обеспечение права ребенка на общение с близкими родственниками; лишение родительских прав и восстановление в родительских правах; ограничение родительских прав и его отмена).

    Перечень дел, по которым суд осуществляет прямую защиту прав ребенка является исчерпывающим.

    Ее характерная особенность заключается в том, что здесь налицо спор о праве на семейное воспитание.

    Косвенная судебная защита осуществляется с помощью семейного законодательства, например, при взыскании алиментов, установлении отцовства. Данный перечень исчерпывающим не является. Мало того, косвенная защита права ребенка в семье может осуществляться с помощью иных отраслей законодательства (гражданского, административного, уголовного, трудового и др.).

    В настоящее время широко обсуждается вопрос ювенальной юстиции в России.

    В период реформы советского уголовного и уголовно-процессуального законодательства (1959-1961) уже делались попытки создать модель правосудия, отражающую его специфику по отношению к несовершеннолетним. И в первые годы после реформы этот замысел удавался (дополнительные гарантии прав личности, специализация судей, прокуроров, следователей). Однако дальнейшие изменения законодательства оказались не в пользу несовершеннолетних, и начавшая было возникать модель ювенальной юстиции довольно быстро превратилась в обычное общеуголовное правосудие. Современное российское уголовное законодательство сохраняет следы "средневекового" подхода, так как допуская определенные послабления для несовершеннолетних (например, недопустимость возложения на них более тяжелого наказания, нежели лишение свободы на десятилетний срок, возможность применения к ним принудительных мер воспитательного воздействия и др.), не рассматривает судопроизводство для несовершеннолетних как процедуру, коренным образом отличающуюся по своему предназначению и формам от разбирательства уголовных дел взрослых обвиняемых Кравчук Н.В. Порядок защиты прав ребенка. - ИГПАН, 2002, с.24..

    Подавляющее большинство российских ученых, занимающихся проблемами борьбы с преступностью, уверены в необходимости скорейшего внедрения ювенальной юстиции в России. Однако в рамках предполагаемой реформы некоторые настаивают на введении отдельных специализированных судов по делам несовершеннолетних, в то время как другие ратуют за рассмотрение дел несовершеннолетних в особом порядке, но без создания специальных судов.

    Защита прав ребенка в административном порядке осуществляется правоохранительными органами и органами опеки и попечительства (ст. 8 СК).

    К первым относятся:

    • - Прокуратура,
    • - Органы внутренних дел.

    Прокурор, защищая права детей, использует следующие способы:

    • - предъявление иска о лишении родительских прав (ст. 70 СК), ограничении в родительских правах (ст. 73 СК), об отмене усыновления ребенка (ст. 142 СК);
    • - предъявление в суд, орган опеки и попечительства заявления с требованием о восстановлении (признании) нарушенного (оспоренного) права ребенка (ст. 21 Закона «О прокуратуре РФ»);
    • - непосредственно участвуя в рассмотрении судом дел о защите прав ребенка (ст. 35 Закона «О прокуратуре РФ»; ст.ст. 72, 73, 125, 140 СК РФ);
    • - внесение предостережения о недопустимости нарушения прав ребенка в дальнейшем и представления об устранении нарушений закона (ст. 24, ст. 25 Закона «О прокуратуре РФ»);
    • - опротестование актов других административных органов, имеющих прямое отношение к защите прав детей (при наличии оснований, предусмотренных законом (ст. 23 Закона «О прокуратуре РФ»).

    По информации начальника Управления по делам несовершеннолетних и молодежи Генеральной Прокуратуры РФ, в 2000 году прокурорами было выявлено более 42 тысяч нарушений в сфере охраны жизни, здоровья, защиты семьи, материнства, отцовства и детства. В защиту прав и законных интересов, несовершеннолетних прокурорами внесено 18 тысяч представлений об устранении нарушений законов, кроме того, было направлено в суды в защиту имущественных прав несовершеннолетних, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, более 32 тысяч исков на сумму 91 миллион рублей Кравчук Н.В. Порядок защиты прав ребенка. - ИГПАН, 2002, с.21..

    С целью наиболее последовательной защиты прав ребенка нередко предлагают ввести должность Омбудсмена по правам ребенка. С 1998 года в нескольких субъектах Российской Федерации (Волгоградской, Калужской, Новгородской области, города Екатеринбург и Санкт-Петербург) уполномоченные по правам ребенка уже начали действовать, но на общественных началах и без необходимой законодательной базы.

    Представляется, что создание такого института может иметь смысл только с целью сбора информации о нарушении прав детей. Как орган, имеющий своей целью защиту прав детей, он представляется неэффективным, так как будет дублировать надзорные функции прокуратуры не имея, при этом, достаточных полномочий для должного реагирования на нарушения прав детей и предотвращения таких нарушений.

    Органы внутренних дел участвуют в принудительном исполнении решений, связанных с отобранием ребенка (ст. 79 СК), а также в розыске лиц, уклоняющихся от исполнения судебных решений по спорам, связанным с воспитанием детей (пп. 14 ст. 10 Закона "О милиции", ст. 3, 6 Указа Президента РФ "О милиции общественной безопасности (местной милиции) в РФ"). Также ОВД проводят индивидуальную профилактическую работу с семьями, в которых нарушаются права ребенка; с родителями, не исполняющими или ненадлежаще исполняющими свои обязанности по воспитанию, обучению или содержанию несовершеннолетних детей; участвуют в выявлении фактов нарушения прав ребенка в семье; в необходимых случаях осуществляют подготовку дел по лишению и ограничению родительских прав.

    Защита прав ребенка в семье входит также в компетенцию Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Согласно ст. 11 Закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" в обязанности этих комиссий входит:

    • - предъявление в суд иска о лишении и ограничении родительских прав;
    • - осуществление мер по защите и восстановлению прав и законных интересов ребенка, выявлению и устранению причин и условий, способствующих их безнадзорности, беспризорности;
    • - организация, в случае необходимости, контроля за условиями воспитания, обучения, содержания несовершеннолетних детей;
    • - подготовка материалов, представляемых в суд по вопросам, связанным с защитой прав ребенка в семье.

    В соответствии со ст. 121 СК РФ органы опеки и попечительства выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут учет таких детей и, исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей избирают формы их устройства, а также осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования. Помимо этого, органы опеки и попечительства: предъявляют иск о лишении родительских прав, ограничении родительских прав, выступают в роли ответчика по делам о восстановлении в родительских правах, отмене ограничения родительских прав, дают заключения по делам, связанным с установлением усыновления, отменой усыновления, дают заключения по спорам, связанным с воспитанием ребенка в семье, в соответствии со ст. 79 СК участвуют в исполнении решений суда по делам, связанным с воспитанием детей Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. N 223-ФЗ (с изменениями 28.12.2004)..

    В настоящее время в большинстве органов опеки и попечительства всю работу по защите прав несовершеннолетних выполняет, как правило, один специалист (инспектор) по охране детства. Это приводит к тому, что удается выполнять только самую неотложную работу, как правило, связанную с представительством интересов несовершеннолетнего в суде, подготовкой заключений (зачастую непрофессиональных, в связи с отсутствием необходимых для этого навыков и знаний), по запросу суда и т.д.

    Таким образом, у органов опеки и попечительства нет возможности защищать права детей должным образом, в связи, с чем предлагается провести реформу этих органов. Основными элементами реформированного органа опеки и попечительства будут являться:

    • - расширение круга детей, защиту прав и законных интересов которых осуществляют органы опеки и попечительства;
    • - введение системы социального патроната над детьми (семьей), нуждающимися в государственной защите (К семье, в которой ребенок признан нуждающимся в государственной защите "прикрепляется" патронатный воспитатель, оказывающий необходимую помощь в воспитании ребенка и реабилитации семьи.);
    • - составление Плана по защите ребенка - акта органа опеки и попечительства, в котором устанавливается перечень мероприятий по обеспечению прав и законных интересов ребенка, нуждающегося в государственной защите, сроки их исполнения, устанавливается четкое разграничение ответственности при выполнении плана между сторонами, участвующими в процессе воспитания и содержания ребенка;
    • - распределение полномочий по опеке и попечительству между несколькими уполномоченными главой органа местного самоуправления службами (очевидно, что вышеуказанный объем полномочий не может осуществляться одним специалистом по охране детства);
    • - создание (перепрофилирование) учреждения, предоставляющего патронатное воспитание (учреждения для содержания, воспитания и подготовки ребенка, нуждающегося в государственной защите, к помещению в семью а также по поиску, отбору и обучению патронатных воспитателей, оказанию содействия в воспитании и проведении реабилитационной работы с детьми и т.д.);
    • - разграничение прав и обязанностей по защите прав и законных интересов ребенка, т.е. распределение обязанностей по законному представительству интересов ребенка между уполномоченной службой (учреждением), кровными родителями (законными представителями ребенка) и патронатным воспитателем;
    • - контроль уполномоченной службы за состоянием развития ребенка, нуждающегося в государственной защите.

    Возможность скорого внедрения и успешного применения описанной выше модели является сомнительной, так как она во многом списана с западных моделей, и эффективность ее работы в российских условиях не была специально исследована. Тем не менее, положение, когда согласно федеральной норме, на 5 тысяч несовершеннолетних должен быть лишь один специалист по охране их прав является неприемлемым и должно быть исправлено.Таким образом, защита прав ребенка в судебном порядке касается случаев нарушения его прав в семье, если возникает спор о воспитании ребенка. А защита прав ребенка, особенно того, кто утратил родительское попечение, входит в сферу деятельности органа опеки и попечительства. Поэтому приоритетным и наиболее распространенным способом защиты прав ребенка является не судебная, а административно-правовая защита, осуществляемая органами опеки и попечительства. Именно эти органы управомочены государством на выполнение защитных функций, которые осуществляются по разному, в зависимости от конкретной ситуации. Важной предпосылкой защиты этими органами прав несовершеннолетнего является тесный контакт и взаимодействие с прокуратурой, ОВД, Комиссиями по делам несовершеннолетних и другими государственными и общественными организациями. К сожалению, основная часть законов, принятых до настоящего времени, направлена на прописывание роли ведомств и определение границ их деятельности. Это привело к усилению межведомственных барьеров и потенциировало борьбу ведомств за бюджетные средства, в то время как механизм взаимодействия ведомств и их ответственности за невыполнение возложенных на них функций по защите прав ребенка законодательно не прописан.

    Приведенный перечень государственных органов, защищающих права детей вряд ли можно считать исчерпывающим, так как на местах участие в защите прав детей могут принимать и другие органы, число которых постоянно растет (Центр социальной помощи семье и детям, Центр психолого-педагогической помощи населению, Центр экстренной психологической помощи по телефону, Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних, Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей). Зарубежный опыт свидетельствует, что защиту прав ребенка осуществляют, например, "общинные" центры помощи (США, Англия), семейные "наблюдатели" (Нидерланды) Кравчук Н.В. Деятельность международных органов в защите прав ребенка, предусмотренных семейным законодательством Российской Федерации// Материалы научно-практической конференции.- М.- ИГПАН, 2004, с.20..

    Один из ранее неизвестных способов защиты прав ребенка - закрепленная в ст.56 СК РФ возможность самостоятельно защищать свои права в случае нарушения их родителями или лицами их заменяющими. В этих случаях ребенок может обратиться в орган опеки и попечительства, а по достижении 14 лет - в суд. А в соответствии со ст.37 ГПК РФ, лицам от 14 лет, дается возможность самостоятельной защиты своих прав в суде.

    Что касается жалоб в орган опеки и попечительства, в прокуратуру или в какие-либо иные органы, занимающиеся защитой прав детей, то, несмотря на кажущуюся простоту этой процедуры, ребенок чаще всего не может ею воспользоваться, отчасти потому, что не знает своих прав, и не имеет доступа к независимым источникам правовой помощи. Кроме того, учитывая, что виновником насилия часто является директор или сотрудник детского дома или иное должностное лицо, дети не верят в возможность добиться справедливости.

    Право ребенка на самозащиту означает обязанности органов, управомоченных на защиту прав ребенка, принимать по его жалобе соответствующие меры. Отсутствие законодательного регулирования этого вопроса на практике может привести к нежеланию должностных лиц фиксировать жалобы детей и предпринимать какие-либо действия для восстановления их прав.

    Помимо защиты прав ребенка на национальном уровне возможна его защита с помощью международных механизмов защиты, основанных на международных нормативных актах, являющихся, в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ частью правовой системы Российской Федерации, и имеющей преюдициальное значение.

    В настоящее время Россия обязана периодически представлять в Комитет по правам ребенка ООН государственные Доклады о положении с правами ребенка в РФ. Конвенция о правах ребенка, механизмом реализации положений которой является Комитет-универсальна - единственными странами, не ратифицировавшими ее, являются США и Сомали. Конвенция не только идентифицирует ребенка как лицо, наделенное конкретными правами, но также делает возможным для ребенка утверждение своих прав с помощью национальных судебных или административных процедур (ст. 12 Конвенции). Многие эксперты считают, что одним из самых значительных вкладов, сделанных Конвенцией в законодательство по правам человека, является именно внедрение принципа трансформации ребенка из пассивного объекта "защиты" в активного субъекта Мартынова Л. В. Методическое пособие по Конвенции о правах ребенка. - М. Инфра, 2004, с.98..

    По итогам рассмотрения представленного государством Доклада, альтернативных докладов неправительственных организаций и ответов государства на дополнительно поставленные вопросы, Комитет выносит рекомендации по усовершенствованию ситуации с правами ребенка в России и особой защите отдельных категорий детей.

    Помимо защиты прав ребенка в судебном порядке на национальном уровне возможна его защита с помощью международных механизмов, основанных на международных нормативных актах, являющихся, в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ частью правовой системы Российской Федерации, и имеющей преюдициальное значение. Более того, ч.3 ст.46 Конституции РФ закрепляет право каждого на обращение в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

    Одним из наиболее действенных механизмов защиты прав на международном уровне является Европейский суд по правам человека.

    Современная Россия переживает социально-экономическую, политическую и духовную нестабильность, что во многом предопределяет тот большой круг проблем в сфере защиты прав детей, с которыми столкнулось наше общество.

    Основные права ребенка n n n n Ребенок имеет право на жизнь, медицинское обслуживание, благоприятную окружающую среду Ребёнок имеет право на семью, на воспитание в семье. Ребёнок имеет право на заботу и защиту со стороны государства, если нет временной или постоянной защиты со стороны родителей Ребёнок имеет право посещать школу и учиться. Ребёнок имеет право на равенство и индивидуальность. Ребёнок имеет право свободно выражать свои мысли. Ребёнок имеет право на собственное мнение. Ребёнок имеет право на имя и гражданство. Ребёнок имеет право на получение информации. Ребёнок имеет право на защиту от насилия и жестокого обращения. Ребёнок имеет право на медицинское обслуживание. Ребёнок имеет право на отдых и досуг. Ребёнок имеет право на дополнительную помощь со стороны государства, если есть особые потребности (например, у детей с ограниченными возможностями).

    Понятия n n n Ребенок – лицо до достижения им возраста 18 лет (совершеннолетия); Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации – дети, оставшиеся без попечения родителей; детиинвалиды; дети из семей беженцев и т. д. ; Ночное время – время с 22 до 6 часов местного времени.

    Правовая система по защите прав детей в РФ n n Международный уровень Общефедеральный уровень Региональный уровень Местный уровень

    Иерархия нормативно-правовых актов, обеспечивающих гарантиями защиту прав детей в РФ на международном уровне n n n n Резолюции Генеральной Ассамблеи Резолюции Совета по правам человека Резолюции ЭКОСОС Доклады Генерального секретаря Документы Совета по правам человека Документы Комиссии по правам человека Декларации Конвенции и соглашения

    Конвенции обеспечивающие защиту прав детей n n n n Конвенция о взыскании алиментов за границей 1956 г. ; Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования 1960 г. ; Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних 1985 г. ; Конвенция о правах ребенка 1989 г. ; Руководящие принципы Организации Объединенных Наций для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Эр-Риядские руководящие принципы) 1990 г. ; Конвенция о запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда 1999 г. ; Факультативный протокол к Конвенции о правах ребенка, касающийся торговли детьми, детской проституции и детской порнографии 2000 г. ; Руководящие принципы, касающиеся правосудия в вопросах, связанных с участием детей-жертв и свидетелей преступлений 2005 г.

    Декларации обеспечивающие защиту прав детей в мире n n n Декларация прав ребенка 1959 г. ; Декларация о защите женщин и детей в чрезвычайных обстоятельствах и в период вооруженных конфликтов 1974 г. ; Декларация о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновлении на национальном и международном уровнях 1986 г. ; Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей 1990 г. ; Декларация и план действий - «Мир, пригодный для жизни детей» 2002 г. ; Декларация участников торжественного пленарного заседания высокого уровня, посвященного рассмотрению последующих мер по выполнению решений специальной сессии по положению детей 2007 г.

    Иерархия нормативно-правовых актов, обеспечивающих гарантиями защиту прав детей в РФ n n n n n Конституция РФ (гл. 2); ФЗ от 24. 07. 1998 № 124 -ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» (ред. от 13. 07. 2015); Семейный Кодекс РФ от 29. 12. 1995 № 223 -ФЗ (ред. от 13. 07. 2015); Гражданский кодекс РФ от 26. 01. 1996 № 14 -ФЗ (ред. 01. 06. 2015); Ко. АП РФ от 30. 12. 2001 № 195 -ФЗ (ред. 03. 11. 2015); ФЗ от 21. 12. 1996 № 159 -ФЗ (ред. 31. 12. 2014) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» ; ФЗ от 29. 12. 2012 № 273 -ФЗ (ред. от 13. 07. 2015) «Об образовании в РФ» ; Указ Президента РФ от 01. 09. 2009 № 986 «Об уполномоченном при Президенте РФ по правам ребенка» ; Указ Президента РФ от 01. 06. 2012 № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 -2017 года» .

    Региональный уровень опирается на общефедеральную правовую базу, но конкретизирует условия, цели и задачи выполнения законов и указов федеральных органов исполнительной власти и президента РФ.

    Иерархия нормативно-правовых актов, обеспечивающих гарантиями защиту прав детей в Омской области n n n Устав (Основной закон) Омской области; Законы Омской области; Постановления Законодательного собрания Омской области; Указы Губернатора Омской области; Постановления Правительства Омской области; Приказы органов исполнительной власти Омской области.

    Устав Омской области n Определяет общие основания обеспечения и защиту прав человека и гражданина (Гл. 2, ст. 15 -21)

    Законы Омской области n n n КОДЕКС Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан (с изменениями на: 16. 07. 2015); ЗАКОН Омской области от 6 ноября 2014 г № 1676 -ОЗ О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Омской области; ЗАКОН Омской области от 8 октября 2001 г. № 307 -ОЗ О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Омской области (с изм. На 6 ноября 2014 г.); ЗАКОН Омской области от 28 мая 2015 года N 1744 -ОЗ Об установлении ограничений в сфере розничной продажи безалкогольных тонизирующих напитков на территории Омской области; ЗАКОН Омской области от 24 июля 2008 г. № 1070 -ОЗ О физической культуре и спорте в Омской области (с изм. на 30 апреля 2015 г); ЗАКОН Омской области О молодежной политике на территории Омской области (с изм. От 29 декабря 2009 г).

    Указы Губернатора Омской области n n n О региональной стратегии действий в интересах детей на территории Омской области на 2013 -2017 годы от 16 января 2013 г. № 3; Об уполномоченном при Губернаторе Омской области по правам ребенка от 5 февраля 2010 г. № 7. ; О ежемесячной денежной выплате семьям в связи с рождением третьего ребенка или последующих детей от 29 мая 2012 г. № 55; О мерах по реализации статьи 32. 1 Кодекса Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан от 14 сентября 2011 г. № 96; О Координационном Совете при Губернаторе Омской области по реализации региональной стратегии действий в интересах детей на территории Омской области от 25 апреля 2013 г. № 57.

    Постановления Правительства Омской области n n «Об организации деятельности по профессиональной ориентации и психологической поддержке населения на территории Омской области» от 12 марта 2014 г. № 41 -п; «Об отдельных вопросах обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 19 декабря 2012 г. № 284 -п; «О мерах социальной поддержки беременным женщинам, кормящим матерям и детям в возрасте до трех лет по обеспечению полноценным питанием» от 26 апреля 2006 г. № 46 -п; «О летнем оздоровлении детей» от 14 апреля 2004 г. № 10 -п (с изм. от 12 ноября 2014 г.);

    Приказы органов исполнительной власти n n n Приказ Министерства труда и социального развития Омской области от 14. 09. 2015 № 130 -п «Об утверждении ведомственной целевой программы "Развитие системы социального обслуживания детей, в том числе пострадавших от насилия и жестокого обращения, и семей с детьми, в том числе допустивших случаи насилия и жестокого обращения с детьми, в Омской области» ; Приказ Министерства труда и социального развития Омской области от 7 апреля 2014 года № 60 -п «Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги "Назначение единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью» ; Приказ Министерства Образования Омской области от 21. 05. 2014 года № 36 «Об установлении среднего размера родительской платы, взимаемой за присмотр и уход за детьми, посещающими государственные и муниципальные образовательные организации, реализующие образовательную программу дошкольного образования, расположенные на территории Омской области» .

    Система органов обеспечивающих защиту прав ребенка n n n Правоохранительные органы; Судебные органы; Органы опеки и попечительства; Уполномоченные по правам ребенка (омбудсмены); Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав; Органы управления образованием и др.

    Контрольные вопросы n n Назовите те права детей, которые могут быть нарушены в условиях лагеря (слайд № 3) Алгоритм действий вожатого в вопросах обеспечения защиты прав детей в условиях лагеря в следующих ситуациях: заболел; установлен факт (обоснованное подозрение) насилия над ребенком в семье; воровство, физическое насилие над ребенком в лагере; унижение чести и достоинства, вымогательство имущества, уничтожение имущества ребенком (детьми), сбежал с лагеря.

    Вопросы следующего занятия n n n Система наказания и поощрения детей в условиях лагеря; Педагогические подходы к вопросам наказания и поощрения; Алгоритмика действий вожатого по наказанию и поощрению детей. Педагогические рекомендации по воспитанию конструктивного мышления; Решение педагогических практических задач.

    Дисциплина «Методика социальноправовой защиты ребенка»
    742 группа ОЗО

    План

    1. «Социальная защита», «социально-правовая
    защита» как понятия.
    2. «Социально-правовая защита детства»:
    общее понятие, стандарты, формы.
    3. Основные документы социально-правовой
    защиты ребенка международного,
    российского, регионального уровней.
    4. Основные институты защиты детства:
    международные, российские, региональные,
    локальные.
    5. Институт омбудсменов.

    Социальная защита

    Социальная защита является важнейшей функцией государства по
    обеспечению основных социальных прав человека на основе
    международных и национальных норм.
    Она представляет собой в широком смысле деятельность
    государства по воплощению в жизнь целей и приоритетных задач
    социальной политики по реализации совокупности законодательно
    закрепленных экономических, правовых и социальных гарантий,
    обеспечивающих каждому члену общества соблюдение социальных
    прав;
    в узком смысле – комплекс целенаправленных конкретных
    мероприятий экономического, правового и организационного
    характера для поддержки наиболее незащищенных слоев общества
    либо лиц, работа (служба) которых связана с социальными рисками.
    Социальная защита направлена на предотвращение
    неблагополучного воздействия социальной среды на людей или
    смягчение последствий таких воздействий.

    Социальная защита

    Социальная защита – система мероприятий, осуществляющихся обществом и
    его различными структурами, по обеспечению гарантированных
    минимальных достаточных условий жизни, поддерживанию
    жизнеобеспечения и деятельного существования человека.
    Ведущими организационно-правовыми формами социальной защиты
    населения в настоящее время являются пенсионное обеспечение,
    обеспечение социальными пособиями, льготами особо нуждающихся
    категорий населения, государственное социальное страхование, социальное
    обслуживание. В целом организационно – правовые формы социальной
    защиты населения можно подразделить на две большие группы:
    государственные и негосударственные.
    К государственным организационно-правовым формам социальной защиты
    населения относятся: льготы, доступное здравоохранение, пенсионное
    обеспечение, доступное образование, система социального обслуживания и
    предоставления социальных услуг, меры социальной поддержки.
    К негосударственным организационно-правовым формам социальной
    защиты населения относятся: добровольное социальное страхование,
    благотворительность, частные системы здравоохранения.
    В нашей стране появляется многоукладная организационная структура системы
    социальной защиты населения, в которой используются практически все
    организационно-правовые формы, существующие в странах с рыночной
    экономикой, хотя они функционируют не полностью в силу нерешенности ряда
    теоретических и организационных проблем.

    Социально-правовая защита – это:

    Социально-правовая защита – политика и целенаправленные действия, а также
    средства государства и общества, обеспечивающие индивиду, социальной группе,
    в целом населению комплексное, разностороннее решение различных проблем,
    обусловленных социальными рисками, которые могут привести или уже привели к
    полной или частичной потере указанными субъектами возможностей реализации
    прав, свобод и законных интересов, экономической самостоятельности и
    социального благополучия, а также их оптимального развития, восстановления
    или приобретения [Савинов, А.Н. Организация работы органов социального
    обеспечения.- М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2003. С. 115].
    Социально-правовая защита населения в широком смысле - это совокупность
    социально-экономических мероприятий, проводимых государством и обществом
    и обеспечивающих предоставление оптимальных условий жизни, удовлетворение
    потребностей, поддержание жизнеобеспечения и деятельного существования
    личности, различных социальных категорий и групп; совокупность мер,
    направленных против ситуаций риска в нормальной жизни граждан, таких, как
    болезнь, безработица, старость, смерть кормильца; комплекс мер по обеспечению
    гарантированного государством минимального уровня материальной поддержки
    социально уязвимых слоев населения в период экономических преобразований и
    связанного с этим снижения их уровня жизни.
    Социально-правовая защита населения включает социальное обеспечение,
    социальное страхование и социальную поддержку (помощь).
    Социально-правовая защита различных категорий населения. Размещено на
    http://www.allbest.ru/

    Правовые основы социальной защиты

    Всеобщая декларация прав человека 1948 г. ст. 22:
    Каждый человек, как член общества, имеет право на социальное
    обеспечение. Нормы декларации связывают реализацию права
    каждого человека на достойный жизненный уровень не только в
    период, когда человек трудится, но и в случаях безработицы,
    болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иных
    случаев утраты средств к существованию по независящим от
    гражданина обстоятельствам.
    Конституция РФ:
    Закрепила право граждан РФ на социальную защиту,
    провозгласила, что Российская Федерация является социальным
    государством, политика которого направлена на создание
    условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие
    человека.
    Согласно ст. 39 Конституции РФ каждому гражданину России
    гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае
    болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей
    и в иных случаях, установленных законом.

    Социально-правовая защита ребенка (детства)

    Социальная защита детства проявляется в разных
    сферах жизнедеятельности:
    в сфере семейных отношений:
    в сфере образования:
    в среде обитания ребенка.
    Должен быть защищен:
    1. уровень жизни ребенка (витальные потребности,
    здоровье физическое и психическое)
    2. должна быть обеспечена безопасность
    (физическая, экономическая, социальная)
    3. право на самореализацию и развитие своих
    способностей и возможностей.

    Основы социально-правовой защиты ребенка в РФ

    Права ребенка очерчены в Семейном кодексе
    РФ:
    право воспитываться в семье,
    право на защиту и обеспечение потребностей
    ребенка, на защиту здоровья, на проживание в
    помещении, где живет его семья,
    право на сохранение своей индивидуальности,
    право на имя, на общение с родными,
    право на собственность, алименты, пенсии,
    пособия, предусмотренные законом.

    Стандарты социальной защиты детства

    Государственная политика социальной защиты детства осуществляется в соответствии со
    стандартами, установленными законодательством РФ:
    гарантированное общедоступное бесплатное начальное, основное и среднее (полное) общее
    образование, а на конкурсной основе - среднее и высшее профессиональное образование и
    воспитание в общеобразовательных учреждениях;
    бесплатное медицинское обслуживание детей, обеспечение их питанием в соответствии с
    минимальными нормами питания;
    гарантированное обеспечение детям по достижении ими возраста 15 лет права на
    профессиональную ориентацию, выбор сферы деятельности, трудоустройство, охрану и оплату
    труда;
    социальное обслуживание и социальная защита детей, в том числе гарантированная
    материальная поддержка путем выплаты государственных пособий гражданам, имеющим
    детей;
    социальная адаптация и социальная реабилитация детей, находящихся в трудной жизненной
    ситуации;
    право на жилище в соответствии с законодательством РФ;
    организация оздоровления и отдыха детей, в том числе детей, проживающих в экстремальных
    условиях, а также
    на территориях, неблагоприятных в экологическом отношении;
    организация квалифицированной юридической помощи.
    Социальная защита детей предусматривает два уровня: первый - в повседневной обстановке, в
    обычной жизненной ситуации; второй - в чрезвычайной, нестандартной ситуации.

    Опека и попечительство как формы защиты детства в РФ

    Опека и попечительство как формы защиты
    детства в РФ
    Опека устанавливается над малолетними детьми в возрасте менее 14
    лет, а попечительство - для детей в возрасте от 14 до 18 лет.
    Эти два родственных института различаются объемом обязанностей и
    прав опекунов и попечителей, причем в качестве таковых могут
    выступать физические лица (например, близкие родственники), а
    также детские воспитательные и образовательные учреждения,
    органы и учреждения опеки и попечительства. Законодательно
    определены права детей, находящихся под опекой или
    попечительством, обязанности опекунов и попечителей, условия
    защиты материальных прав детей. Опекунская деятельность не
    оплачивается, по опекун получает на содержание подопечного
    ежемесячные денежные средства в размере, установленном в
    конкретном регионе для содержания детей, оставшихся без
    попечения родителей.
    В определенных случаях опекунство или попечительство могут быть
    прерваны в связи с объективными обстоятельствами (тяжелая
    болезнь опекуна или попечителя), ненадлежащий уход за ребенком
    или уклонение от обязанностей, в отдельных случаях - если
    биологические родители или близкие родственники опротестовали
    установление опекунства. Во всех этих случаях вопрос решается
    органами опеки в соответствии с законом и в интересах детей.

    Основные документы социально-правовой защиты ребенка: Международный уровень

    Документы международных организаций (ООН, ЮНИСЕФ, ВОЗ), а также межгосударственные
    соглашения и программы по охране материнства и детства.
    Дети как объект особой защиты выделены во Всеобщей Декларации прав человека, принятой
    ООН в 1948 г., а также в Международном пакте об экономических, социальных и культурных
    правах, Международном пакте о гражданских и политических правах, в документах
    специализированных учреждений ООН и международных организаций, занимающихся вопросами
    благополучия детей.
    В 1959 г. ООН приняла Хартию детства и Декларацию прав ребенка. Из документов, принятых в
    конце XX в., следует отметить Пекинские правила 1985 г. (минимальные стандартные правила
    ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних),
    Конвенция ООН «О правах ребенка» (1989 г.) С 1992 г. день принятия Конвенции - 20 ноября,
    отмечается как Всемирный день детей.
    Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990 г.).
    С образованием ЕС корпус международных документов пополнился Европейской конвенцией о
    защите прав детей (1996 г.).
    Эти документы сформулировали основные принципы и нормы политики государств в отношении
    детей, требования в защиту детства, очертили сферу ответственности государства и общества,
    выявили основные права детей, отвечающие современным социальным условиям.
    Действие этих документов связано с добровольным принятием (подписанием) той или иной страной
    конкретного договора. Для наблюдения за исполнением условий договоров был создан Комитет ООН.
    Верховный Совет СССР 13 июля 1990 г. ратифицировал Конвенцию ООН «О правах ребенка». РФ присоединилась
    к Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей и к Плану ее реализации (26
    декабря 2002 г.). Россия вошла также в Комитет ООН по правам ребенка.

    Основные документы социально-правовой защиты ребенка: Общероссийский уровень

    Общефедеральный уровень правовой защиты детства опирается на:
    Конституцию РФ (1993),
    Семейный кодекс (1995) и законодательство о семье,
    Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской
    Федерации» от 24 июля 1998 г.
    Федеральный Закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и
    правонарушений несовершеннолетних» от 24 июня 1999 г.
    Федеральный закон «Об образовании в РФ» (2012),
    на законодательство о социальной защите населения России в целом.
    Специальное законодательство о защите детей складываюсь в 1992-2005 гг. на основе
    федеральных программ и указов Президента РФ.
    В 1994 г. Указом Президента была введена в действие федеральная программа «Дети
    России», разделившаяся впоследствии на шесть целевых программ («Дети Севера»,
    «Дети Чернобыля», «Дети-инвалиды», «Дети-сироты», «Развитие индустрии детского
    питания», «Планирование семьи»).
    В 1995 г. принят Национальный план действий в интересах детей Российской
    Федерации. В 1997 г. эти программы были расширены за счет подпрограмм «Развитие
    социального обслуживания семьи и детей», «Одаренные дети», «Дети семей
    беженцев и вынужденных переселенцев», «Безопасное материнство».
    Все они объединены в единую целевую программу «Дети России».
    С 1 января 2015 года в ступил в силу Федеральный закон «Об основах социального
    обслуживания граждан в Российской Федерации» от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ.

    Основные документы социально-правовой защиты ребенка: Региональный уровень

    Региональный уровень опирается на общефедеральную правовую
    базу, но конкретизирует условия, цели и задачи выполнения
    законов и указов Президента РФ. Он включает документы органов
    власти субъектов Федерации и местных властей, общественных
    организаций, региональные программы. В Республике Карелия
    это:

    комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав» от
    16 июля 2009 года № 1323-ЗРК


    Закон Республики Карелия «Об образовании» от 20.12.2013 №1755 – ЗРК
    На обсуждении проект закона Республики Карелия «О
    социальном обслуживании граждан в Республике Карелия»
    Адрес сайта: http://mzsocial-rk.ru/documents/prj-npa.html

    Конвенция о правах ребенка. Одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г.

    Конвенция является единственным международным
    договором, который ратифицировало абсолютное
    большинство существующих государств. В ней
    подтверждаются права всех детей на выживание,
    охрану здоровья и образование через создание для них
    благоприятных условий жизни, позволяющих оградить
    детей от эксплуатации, жестокого обращения и насилия,
    а также гарантии права на гуманное обращение с
    детьми при нарушении ими закона. В Конвенции о
    правах ребенка в основном перечислены те права,
    которые призваны обеспечить удовлетворение особых
    потребностей детей, связанных с их социальной и
    психофизической незрелостью.

    Конституция Российской Федерации

    Круг прав человека и гражданина значительно шире
    и включает такие на первый взгляд "недетские"
    права, как:
    неприкосновенность частной жизни,
    недопустимость сбора, хранения и распространения
    информации о частной жизни лица без его
    согласия,
    право на возмещение вреда, причиненного
    незаконными действиями или бездействием
    органов государственной власти.
    Таким образом, ребенок выступает объектом и
    субъектом права, имеющим все конституционные
    права, которые провозглашены для любого человека,
    и особые права – для ребенка.

    Знаменательные даты

    День прав человека (Human Rights Day) 10 декабря.
    Принят Генеральной Ассамблеей ООН в 1950 году в честь
    принятия и провозглашения Генеральной Ассамблеей ООН
    10 декабря 1948 года Всеобщей декларации прав
    человека.
    День доброты 13 декабря.
    Международный день помощи бедным 19 декабря.
    День Белых Орхидей (праздник ребёнка «из пробирки»)
    (первое воскресенье апреля). С 2010 года учрежден
    днепропетровскими врачами-репродуктологами.
    Международный день защиты детей отмечается. 1 июня,
    учреждён в ноябре 1949 года в Париже решением
    конгресса Международной демократической федерации
    женщин, впервые отмечался в 1950 году.
    День защиты детей Африки 16 июня.
    Всемирный день детей. Всероссийский День правовой
    помощи детям 20 ноября.

    Основные документы социально-правовой защиты ребенка международного, российского, регионального уровней

    Всемирные
    Конвенция о правах ребёнка
    Всероссийские
    Конституция (Основной Закон) Российской Федерации,
    Семейный кодекс РФ
    Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в
    Российской Федерации»
    Федеральный закон «Об образовании в РФ»
    Республиканские
    Закон Республики Карелия «Об организации деятельности
    комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав»
    Закон Республики Карелия «О государственной молодежной

    Закон Республики Карелия «Об образовании»
    Закон Республики Карелия «О социальном обслуживании граждан
    в Республике Карелия»
    Закон Республики Карелия «О государственной молодежной
    политике в Республике Карелия»

    Заполните таблицу – обзор документов социально-правовой защиты ребенка

    Заполните таблицу – обзор документов социальноправовой защиты ребенка
    № Название документа.
    Уровень документа
    (Всемирный,
    Всероссийский,
    региональный)
    «История
    документа»
    Когда и кем
    принят?
    Как?
    1 Конвенция о правах
    ребёнка. Всемирный…

    2 …
    3 …
    Объём
    документа
    (в стр.).
    Структура
    документа
    (разделы,
    главы,
    параграфы)
    Целевая
    группа
    документа.
    Кого
    касается
    документ?
    Как
    документ
    может быть
    использован
    социальным
    педагогом?

    Основные институты социально-правовой защиты ребенка

    Государственные и негосударственные
    (общественные):
    Международные
    Российские
    Республики Карелия
    Муниципальные

    Республика Карелия

    Министерство внутренних дел по Республике Карелия Адрес сайта: https://10.mvd.ru/
    Комиссии по делам несовершеннолетних и защиты прав ребенка
    Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия. Адрес сайта:
    http://mzsocial-rk.ru/
    Подведомственные учреждения, ориентированные на детей:
    Больничные учреждения, учреждения охраны материнства и детства, амбулаторно-клинические
    учреждения, учреждения социального обслуживания…
    Государственное стационарное учреждение социального обслуживания " Ладвинский детский
    дом-интернат для умственно отсталых детей " (детский, психоневрологического профиля)
    Государственное учреждение социальной защиты «Республиканский центр социальной помощи
    семье и детям «Сампо»
    Государственное казенное учреждение социального обслуживания Республики Карелия
    «Республиканский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних
    «Возрождение»
    Министерство образования Республики Карелия Адрес сайта: http://minedu.karelia.pro/
    Отдел опеки и попечительства МО РК.
    Подведомственные образовательные учреждения для детей-сирот и детей,
    оставшихся без попечения родителей:
    Государственное казенное образовательное учреждение Республики Карелия для детей-сирот и
    детей, оставшихся без попечения родителей "Олонецкий детский дом (смешанный)«
    Государственное бюджетное образовательнок учреждение Республики Карелия для детей-сирот и
    детей, оставшихся без попечения родителей "Детский дом № 2 (смешанный)"
    Министерство по делам молодежи, физической культуре, спорту и туризму Республики
    Карелия. Адрес сайта: http://www.goskomsportrk.ru/

    Петрозаводск

    Управление социальной защиты
    администрации Петрозаводского городского
    округа.
    Комиссия по делам несовершеннолетних и
    защите их прав Петрозаводского городского
    округа
    Отдел опеки и попечительства над
    несовершеннолетними администрации
    Петрозаводского городского округа.
    Программа «Петрозаводск - город
    доброжелательный к детям».

    Социальная защита населения г. Петрозаводска

    Начальник управления социальной защиты
    Малышева Елена Викторовна
    Адрес: 185910, г. Петрозаводск, пр. Ленина,
    2, каб. 321
    Тел. (8142) 71-35-75
    e-mail:
    Сайт социальных служб администрации
    Петрозаводского городского округа:
    http: //www.social-ptz.ru

    Центр социальной работы

    Наш адрес............................. г. Петрозаводск,
    пр. Ленина, 6
    Телефон................................ (8142) 774643
    Факс....................................... (8142) 774643
    Информационный
    телефон центра.................. 78-38-24
    E-mail:....................................

    Институт уполномоченных по защите прав ребенка. Омбудсмен

    «Омбудсмен» (от шведского ombudsman, омбудсман,
    «представитель») – должностное лицо, на которое возлагаются
    функции контроля за соблюдением законных прав и интересов
    граждан в деятельности органов исполнительной власти и
    должностных лиц.
    В соответствии с федеральным конституционным законом от
    26.02.1997 № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в
    Российской Федерации», Уполномоченный действует в целях
    обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод
    граждан, их соблюдения и уважения государственными органами,
    органами местного самоуправления и должностными лицами. При
    осуществлении своих полномочий он независим и неподотчётен
    каким-либо государственным органам и должностным лицам.
    С сентября 2009 года в России была официально учреждена
    должность уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка
    (Указ Президента РФ от 01.09.2009 N 986).

    Уполномоченный по правам ребёнка имеет право:

    запрашивать и получать в установленном порядке необходимые
    сведения, документы и материалы от органов государственной
    власти федерации и ее субъектов, органов местного
    самоуправления, организаций и должностных лиц;
    беспрепятственно посещать органы власти и местного
    самоуправления, организации;
    проводить самостоятельно или совместно с уполномоченными
    государственными органами и должностными лицами проверку
    деятельности федеральных органов исполнительной власти,
    органов государственной власти субъектов РФ, а также
    должностных лиц, получать от них соответствующие разъяснения;
    направлять во властные органы и должностным лицам, в решениях
    или действиях (бездействии) которых он усматривает нарушение
    прав и интересов ребенка, свое заключение, содержащее
    рекомендации относительно возможных и необходимых мер
    восстановления указанных прав и интересов.

    Основные нормативные документы к деятельности омбудсмена:

    Всеобщая Декларация прав человека;
    Конвенция о правах ребёнка;
    Конвенция о защите прав человека и основных свобод;
    Конституция РФ;
    Семейный кодекс РФ;
    Трудовой кодекс РФ;
    Федеральный конституционный закон от 26.02.1997 № 1ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в РФ»;
    Федеральный закон «Об образовании в РФ» 2012 г.;
    Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных
    гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»;
    Указ Президента РФ от 01.09.2009 № 986 «Об
    Уполномоченном при Президенте Российской Федерации
    по правам ребенка».

    Уполномоченный по правам ребёнка при Президенте РФ

    Кузнецова Анна Юрьевна
    9 сентября 2016 года назначена
    Уполномоченным при Президенте РФ по
    правам ребенка, а также включена в состав
    рабочей группы при Президенте РФ по
    выработке предложений о дополнительном
    регулировании деятельности НКО.
    Сайт: http://deti.gov.ru/display.php?id=7870

    Уполномоченный по правам ребенка в Республике Карелия

    Петрозаводск, Красная, 30а, 113 кабинет
    Телефоны: +7 (8142) 76–01–20, +7 (8142)
    76–07–44

    Школьный омбудсмен

    В 1998 году в Москве появились первые Уполномоченные по правам
    участников образовательного процесса, которые были призваны стать
    дополнительным «рычагом», помогающим защищать права и интересы всех
    участников образовательного процесса, с приоритетным направлением по
    защите прав и интересов ребенка. В настоящее время уполномоченные по
    правам участников образовательного процесса имеются в образовательных
    учреждениях многих регионов России.
    Правовые основы деятельности школьного омбудсмена. Школьный
    омбудсмен (уполномоченный) - неофициальное лицо, выбранное
    педагогами, родителями и учениками. Он разбирает конфликтные ситуации,
    следит за соблюдением прав и законных интересов всех участников
    образовательного процесса, занимается правовым воспитанием,
    образованием и профилактикой правонарушений, участвует в формировании
    правового пространства в школе, является гарантом реализации на практике
    существующих нормативных и гигиенических требований к организации
    учебного процесса и условиям труда.
    При этом важнейшим, приоритетным направлением деятельности
    уполномоченного является защита прав детей.
    Омбудсмен не подотчетен администрации школы и должностным лицам и
    дает рекомендации руководству школы по принятию тех или иных
    (административных, дисциплинарных) мер. По сути, он является одной из
    форм самоуправления в школе.

    Некоммерческие организации Республики Карелия «Гражданское общество многонационального региона»

    Сайт: http://nko-karelia.ru/map
    НКО РК в «детской теме»:
    Карельская региональная детская общественная организация «Детская республика»
    Карельский региональный общественный благотворительный фонд «Центр
    развития молодежных и общественных инициатив»
    Карельское республиканское отделение Общероссийской общественной
    организации «Национальная родительская ассоциация социальной поддержки
    семьи и защиты семейных ценностей»
    КРОМО «Центр развития добровольчества»
    КРОО «Здоровая семья»
    Карельский региональный благотворительный фонд «Материнское сердце»
    Петрозаводская общественная организация «Доброта»
    Региональная общественная организация «Карельский Союз защиты детей»
    Автономная некоммерческая организация по оказанию социальных услуг
    инвалидам «Особая семья»
    Автономная некоммерческая организация по оказанию услуг в сфере образования,
    реабилитации и трудоустройства социально незащищенных слоев населения
    "Школа радости"
    Карельская региональная детская общественная организация «Скауты Карелии»
    Карельская региональная молодежная общественная организация «Педагогический
    отряд «Параллели»

    Литература и источники

    Закон Республики Карелия «О государственной молодежной
    политике в Республике Карелия» от 18.01.2010 № 1359-ЗРК
    Закон Республики Карелия «Об образовании» от 20.12.2013 №1755 –
    ЗРК Электронный ресурс: http://www.kareliazs.ru/zakonodatelstvo_rk/prav_akty/1755zrk/
    Конвенция о правах ребенка [одобрена Генер. Ассамблеей ООН 20
    ноября 1989 г.] // Сб. междунар. договоров СССР. 1993. Вып. 46.
    Конституция (Основной Закон) Российской Федерации. -М., 1993.
    Пронин А.А. Социально-правовая защита детства в России. 2009.
    Электронный ресурс: http://www.juristlib.ru/book_4846.html
    Социальная защита детей. Электронный ресурс:
    http://www.grandars.ru/college/sociologiya/zashchita-detey.html
    Об образовании в РФ: Федер. Закон 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от
    21.07.2014) Электронный ресурс:
    http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_165984/
    Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации:
    Федер. закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ // Рос. газ. 1998. 5 авг.
    Об основах системы профилактики безнадзорности и
    правонарушений несовершеннолетних: Федер. Закон от 24 июня 1999
    года №120-ФЗ
    Семейный кодекс Российской Федерации. - М., 1996.

    Дети являются высшей ценностью каждого государства. Сегодня ни у кого не вызывает сомнения, что критерием дееспособности и прозорливости власти является ее отношение к детям, уважение и защита их прав, свобод и законных интересов. В раннем возрасте дети особенно уязвимы и особенно подвержены разным влияниям, и поэтому ребенок должен пользоваться приоритетом в том, что касается наших забот и ресурсов. Постоянно прогрессирующий рост преступности несовершеннолетних, количество детей, лишившихся родительского попечения и находящихся в конфликте с законом, требуют поиска и применения срочных и далеко не ординарных мер.

    Преодоление глубочайшего кризиса российского общества заключается в его коренном социально-экономическом и духовно-нравственном оздоровлении, в формировании и проведении эффективной социальной политики, способной существенно улучшить условия жизни граждан страны, стать важнейшей гарантией удовлетворения жизненных потребностей молодого человека, защиты его прав и интересов. Вместе с тем социальная защита несовершеннолетних граждан не может сводиться к решению проблем лишь чисто материального характера. Перед страной стоит задача разработки и реализации концептуальных основ новой правовой базы реального обеспечения прав, свобод и законных интересов детей. Особо значимы здесь постоянный поиск и апробация нетрадиционных для сегодняшней России, но доказавших свою эффективность в мировой практике путей решения наиболее острых проблем. Российская Федерация, как правопреемник СССР, на законодательном уровне в последние годы предпринимает значительные усилия по реализации международных стандартов по защите прав и свобод ребенка, наилучшему обеспечению его интересов.

    Формирование правового, демократического государства предполагает социальную защищенность детей, оказание им такой социальной помощи, которая бы обеспечила социальное благополучие каждому ребенку. Любые декларации о правах и свободах ребенка, даже прописанные в Конституции и иных многочисленных законодательных актах, ущербны, если не обеспечены реальными гарантиями со стороны структур власти государства и общества.

    Каждому гражданину Российской Федерации гарантируется судебная защита его прав и свобод (ст.46 Конституции РФ). Это конституционное положение относится ко всем гражданам независимо от их возраста и получило закрепление в текущем законодательстве. Согласно ст.ст.1, 8, 56 СК РФ, ст.11 ГК РФ судебная защита гражданских и семейных прав и интересов ребенка является основной юрисдикционной формой защиты.

    Основой данного исследования явились Федеральные законы: Семейный кодекс РФ 1995 г., «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (1998 г.), «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (1999 г.), «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» (2001 г.) «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (1996 г.), Конвенция о правах ребенка 1989 года и многие другие нормативно-правовые акты.

    Правительством были определены «Основные направления государственной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 года», Принята Федеральная целевая программа «Дети России» на 2003 - 2006 гг. (утв. постановлением Правительства РФ от 3 октября 2002 г. N 732). Но реалии жизни свидетельствуют, что такого рода мер явно недостаточно. В этой связи долг федеральных и региональных органов исполнительной власти - постоянно наращивать потенциал самой системы правоприменения, повышать исполнительскую дисциплину, совершенствовать профессионализм специалистов, работающих в области обеспечения прав молодых граждан страны.

    Правовое положение несовершеннолетних детей в России

    Социально-экономический кризис в России привел к снижению уровня жизни и массовым нарушениям прав детей. За последние десять лет количество детей сократилось почти на 4 млн. Младенческая и детская смертность в России в 2005 г. в 2-3 раза выше, чем в развитых странах. В ходе реформ были разрушены многие механизмы защиты прав ребенка. Часть детей сегодня находятся вне сферы заботы государства: они не получают того, что им гарантируют Конвенция о правах ребенка и Конституция Российской Федерации, а также многочисленные законы и национальные планы.

    Результаты специального исследования реальности и реализуемости прав детей в нашем государстве за последние годы показали, что:

    во-первых, принцип приоритета детства, декларируемый на всех уровнях власти, ни на одном из них не реализуется в полной мере;

    во-вторых, интересы детей при разработке многих законов не принимаются во внимание;

    в-третьих, проблемы улучшения положения детей решаются фрагментарно, от случая к случаю, без системной основы, т. е. в основном проводится бесперспективная политика «латания дыр»;

    в-четвертых, законодательные акты, регулирующие финансовые, налоговые, экономические, правовые решения, не учитывают последствий их принятия в сфере детства, а отсюда, по существу, следует, что ни один из многочисленных законов, принятых за последние пять лет, не содержит прогноза прямых и косвенных результатов своего действия в сфере детства.

    Конвенция ООН по правам ребенка, участником которой является и Российская Федерация, обязывает государства совершенствовать правовой механизм, препятствующий нарушению прав несовершеннолетних. Национальная политика в отношении молодежи, включающая защиту и заботу о различных группах молодежи, - истинный показатель справедливости общественного устройства, легитимности власти.

    Специализация в сфере правовой защиты гражданских прав в зависимости от категории лиц, чьи права подлежат защите, - мировая тенденция. Специализированные правозащитные органы обладают большими возможностями, чем органы общей компетенции, по восстановлению нарушенных прав, анализу ситуации, приведшей к их нарушению, по выработке рекомендаций превентивного характера.

    Применительно к защите прав несовершеннолетних мировая практика выработала специальные механизмы. Это органы ювенальной юстиции - судьи, суды по делам несовершеннолетних, специальные омбудсманы по делам несовершеннолетних. В Нидерландах, например, в 10 муниципалитетах в целях защиты нарушенных прав ребенка действуют консультативные центры. В каждом из них есть, по крайней мере, один врач, один социальный работник и церковный координатор. Ярким примером такой службы является и Государственный арбитр по делам ребенка, в течение многих лет, эффективно действующий в Норвегии.

    В России комиссии, инспекции по делам несовершеннолетних, органы социальной защиты, благотворительные учреждения и организации - традиционные и вновь образуемые механизмы защиты прав ребенка - к сожалению, не всегда действуют должным образом.

    Билет 9. Нормативно-правовые основы защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей.

    Основные понятия:

    1.Дети, оставшиеся без попечения родителей-лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными, находящимся в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений.

    2.Дети-сироты-лица до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель.

    3. Социальный сирота - это ребенок, который имеет биологических родителей, но они по каким-либо причинам не занимаются воспитанием ребенка, не заботятся о нем.

    Нормативно-правовая база:

    1.Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"

    Статья 6. Дополнительные гарантии права на образование

    Статья 7. Дополнительные гарантии права на медицинское обслуживание

    Статья 8. Дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение

    Статья 9. Дополнительные гарантии права на труд

    Статья 10. Судебная защита прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

    Защита прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возлагается на органы опеки и попечительства, которыми являются органы местного самоуправления. Их деятельность регламентируется рядом международных, федеральных и региональных нормативных актов, имеющих целью заботу государства о данной категории детей.

    Основными задачами органов опеки и попечительства для целей настоящего Федерального закона являются:

    1) защита прав и законных интересов граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, и граждан, находящихся под опекой или попечительством;

    2) надзор за деятельностью опекунов и попечителей, а также организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане;

    3) контроль за сохранностью имущества и управлением имуществом граждан, находящихся под опекой или попечительством либо помещенных под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

    3.Семейный Кодекс РФ. Раздел VI полностью посвящен воспитанию детей, оставшихся без попечения родителей.

    4.Федеральный закон от 16.04.2001 г. № 44-ФЗ "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения

    Закон создан в целях оказания содействия в устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан РФ и создания условий для реализации права граждан, желающих принять этих детей на воспитание в свои семьи

    5. Постановление Правительства РФ от 14.05.2001 N 374 "О первоочередных мерах по улучшению положения детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"

    6. Закон Санкт-Петербурга «О дополнительных мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 28.11.2005 г. № 616-87.

    Парадигма полноценной государственной семейной политики впервые была определена в 1991 г. Комитетом по делам семьи, семейной и демографической политике при правительстве России. В соответствии с концепцией сильной политики в отношении семьи правительство активно способствовало формированию соответствующей региональной инфраструктуры (органов власти, фондов, социальных служб). На федеральном уровне был разработан пакет важных документов, созданы Фонд социальной поддержки семьи и Научно-исследовательский институт семьи. С упразднением комитета на многие годы произошел фактический откат от стратегии комплексной семейной политики к стратегии социальной защиты населения.

    В изданном 14 мая 1996 г. Указе президента Российской Федерации «Об основных направлениях государственной семейной политики» был сформулирован ряд принципиальных положений для создания государственной системы семейной политики, предусмотрены конкретные практические меры. Однако они не были реализованы в полной мере. В развитие указа не было принято ни одного специального решения правительства. Указ оказался скорее идеологическим документом, поскольку он оказал определенное влияние на общественное мнение.

    В соответствии с Указом, государственная семейная политика является составной частью социальной политики Российской Федерации и представляет собой целостную систему принципов, оценок и мер организационного, экономического, правового, научного, информационного, пропагандистского и кадрового характера, направленных на улучшение условий и повышение качества жизни семьи.

    «Главными направлениями государственной семейной политики объявляются:

    • - обеспечение условий для преодоления негативных тенденций и стабилизации материального положения российских семей, уменьшения бедности и увеличения помощи нетрудоспособным членам семьи;
    • - обеспечение работникам, имеющим детей, благоприятных условий для сочетания трудовой деятельности с выполнением семейных обязанностей;
    • - кардинальное улучшение охраны здоровья семьи;
    • - усиление помощи семье в воспитании детей». Галанов В.П. Принципы права социального обеспечения как основа развития отрасли // Российский ежегодник трудового права. 2006. № 2. С. 44.

    Объектом государственной семейной политики является семья. Субъектами государственной семейной политики выступают органы законодательной и исполнительной власти всех уровней, работодатели, общественные объединения, политические партии, профессиональные союзы, религиозные конфессии, благотворительные фонды, зарубежные организации, юридические и физические лица.

    Основные принципы государственной семейной политики определены в следующем плане:

    • - самостоятельность и автономность семьи в принятии решений относительно своего развития. Экономические, правовые и идеологические меры государственной семейной политики должны не регламентировать поведение семьи, а способствовать ее саморазвитию, предоставлять возможность выбора форм поддержки;
    • - равенство семей и всех их членов в праве на поддержку независимо от социального положения, национальности, места жительства и религиозных убеждений;
    • - приоритет интересов каждого ребенка независимо от очередности рождения и от того, в какой семье он воспитывается. Меры семейной политики должны быть направлены на обеспечение выживания и защиты ребенка, его полноценного физического, психического, интеллектуального и социального развития;
    • - равноправие между мужчинами и женщинами в достижении более справедливого распределения семейных обязанностей, а также в возможностях самореализации в трудовой сфере и в общественной деятельности;
    • - единство семейной политики на федеральном и региональном уровнях. Утверждение Президентом РФ Основных направлений государственной семейной политики и обеспечение предоставления семье установленных на федеральном уровне минимальных социальных гарантий и льгот; их дополнение и развитие на уровне субъектов РФ;
    • - партнерство семьи и государства, разделение ответственности за семью, сотрудничество с общественными объединениями, благотворительными организациями и предпринимателями;
    • - принятие на себя государством обязательств по безусловной защите семьи от нищеты и лишений, связанных с вынужденной миграцией, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, войнами и вооруженными конфликтами;
    • - осуществление дифференцированного подхода в предоставлении гарантий по поддержанию социально приемлемого уровня жизни для нетрудоспособных членов семьи и создание экономически активным членам семьи условий для обеспечения благосостояния на трудовой основе;
    • - преемственность и стабильность мер государственной семейной политики. Сохранение достигнутых социальных гарантий поддержки семьи, их дальнейшее совершенствование.

    Законодательство различает следующие виды социального обеспечения:

    • 1) пенсии;
    • 2) различные пособия;
    • 3) разнообразные услуги и натуральные виды содержания.

    «Пенсии являются одним из основных и массовых видов социального обеспечения, главным источником средств существования для пенсионеров. Это особые платежи, которые осуществляются в определенной правовой форме, когда лицо достигло определенного возраста (по старости), либо не может трудиться по состоянию здоровья (по инвалидности), либо когда член семьи потерял кормильца (по случаю потери кормильца)». Право социального обеспечения России / Под ред. Гусова К.Н. М. 2007. С. 144.

    «Пособие - это государственная помощь, поддержка, предоставляемая гражданам в случаях, установленных в законе, с конкретными целями, которая всегда ограничена временными рамками». Там же. С. 151. Законодательством предусмотрены разнообразные виды пособий (единовременное пособие по случаю рождения ребенка, пособие на ребенка малоимущим семьям, чьи доходы составляют сумму, не превышающую величину прожиточного минимума, одиноким матерям и т.д.

    Пособия играют важную роль в системе социального обеспечения. Пенсии и пособия являются материальной помощью, выдаваемой в форме денежных выплат. Социальное обслуживание и натуральная помощь предусмотриваются законодательством о социальном обеспечении и оказываются в натуральной форме или в виде положительных действий со стороны государственных органов или общественных организаций.

    Федеральный закон от 29.12.2006 г. № 256 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» дает определение дополнительных мер государственной поддержки - это меры, обеспечивающие возможность улучшения жилищных условий, получения образования детьми и повышения уровня пенсионного обеспечения.

    Федеральным законом от 05.12.2006 г. № 207 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части государственной поддержки граждан, имеющих детей» внесены следующие изменения:

    • 1. Увеличение размера пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет до 1,5 тыс. руб. на период ухода за первым ребенком и до 3 тыс. руб. по уходу за вторым и последующими детьми.
    • 2. Работающая женщина имеет право на пособие по уходу за ребенком в размере до 40% от среднемесячного заработка с учетом регионального коэффициента, на не превышающее 6 тыс. рублей.
    • 3. Право по получение единовременного пособия «по беременности и родам» при рождении ребенка или передаче на воспитание в семью, имеют один из родителей (приемных родителей). Размер пособия - 8 тыс. руб.

    Подпрограмма дополнительного ресурсного обеспечения на 2003-2015 годы «Обеспечение жильем молодых семей», предлагает следующую систему мер:

    • - разработку и внедрение в практику субъектов РФ правовых, финансовых и организационных механизмов оказания государственной поддержки молодым семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий;
    • - содействие инициативам молодежных организаций, направленным на улучшение жилищных и социально-бытовых условий молодых семей;
    • - развитие межведомственных форм планирования и проектирования возможных путей решения жилищной проблемы молодежи;
    • - создание новых организационно-правовых форм объединения молодежи с целью решения жилищных проблем;
    • - координация и поддержка на конкурсной основе проектов и программ молодежи, предприятий и организаций, направленных на решение жилищной проблемы молодежи в регионах;
    • - разработку механизма реализации системы государственной поддержки молодых семей по строительству (приобретению) жилья;
    • - создание нормативно-правовой основы государственной поддержки молодых семей по строительству (приобретению) жилья;
    • - обеспечение государственной поддержки инициативы молодежных организаций по улучшению жилищных и социально-бытовых условий молодых семей.

    «Условия участия в программе по федеральным правилам:

    • 1. Обоим супругам, состоящим в законном браке, должно быть не более 30 лет.
    • 2. Необходимо наличие в семье ребенка, рожденного не ранее октября 2004 года.
    • 3. Отсутствие жилья в собственности каждого из членов семьи на территории Российской Федерации.
    • 4. Количество квадратных метров в жилье, где зарегистрирована по месту жительства молодая семья, не должно превышать 9 кв. метров на каждого члена семьи, зарегистрированного по указанному адресу.
    • 5. Уровень доходов семьи должен позволять взять кредит в банке на сумму не менее 450 тыс. руб.». Борисов А.Н. Комментарий к Федеральному закону от 29.12.2006 г. № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей». М.: Деловой двор. 2007. С. 157.

    Действующие в настоящее время нормативные правовые акты социального, трудового, жилищного, налогового и других отраслей законодательства не в полной мере учитывают интересы семьи, как социального института в целом. Законодательные нормы, как правило, устанавливают формы социальной поддержки, предоставления льгот и гарантий отдельным категориям граждан. Безусловно, наибольшее внимание уделяется гражданам, имеющим детей. Однако, единого законодательного акта, регулирующего вопросы государственной поддержки семьи, содержащего нормы, направленные на сохранение и укрепление семьи, рождение и воспитание детей в достойных условиях, поддержание благосостояния семьи, решение демографических проблем, в настоящее время нет.

    В связи с этим и с целью развития законодательства, преодоления внутренних противоречий, единообразного применения необходим базовый закон, который бы определил основные начала осуществления государственной поддержки семьи, и в соответствии с которым могли быть установлены и реализованы нормы специальных отраслей законодательства.

    Таким образом, под социальной защитой понимается целенаправленная деятельность государства, муниципальных и иных органов политической власти, ориентированная на обеспечение достойных условий жизни и всестороннее развитие различных социальных групп граждан, с учетом воздействия негативных факторов и возможности их нейтрализации».

    Социальная защита семьи подразумевает собой меры социального характера, а именно: меры социального обеспечения, социальной помощи, психологическую, реабилитационную и другую помощь, оказываемую государственными и муниципальными учреждениями, некоммерческими и благотворительными организациями.

    Сущность социально-правовой защиты необходимо освещать в рамках трех взаимосвязанных институтов: семьи (социальный институт), государства (политический институт) и института социального обеспечения (социально-культурный институт). Осуществляется же данная защита с помощью института социального обеспечения, который осуществляет социальное страхование и социальное обслуживание. И, наконец, институт государства контролирует и организует деятельность уполномоченных социальных служб (ведомств, государственных организаций, общественных объединений).

    Современная семья претерпевает изменения, меняет акценты, типы, формы, но и в эпоху социальных перемен она остается фундаментальным социокультурным институтом и ключевой ценностью общества. Вот почему в современных условиях семья особенно нуждается в эффективной социально-правовой защите. Государство не должно стоять в стороне от семьи. Оно должно быть объективно заинтересовано в поддержании и укреплении семьи ради собственного существования и развития. А для того чтобы государство эффективно осуществляло социальную политику, ему необходимо четко представлять проблемы, с которыми сталкивается современная семья.

    Защиту со стороны государства можно получить путем социально-правового регулирования отношений между государством и семьей. У государства имеются определенные «рычаги», с помощью которых оно может устанавливать, разрабатывать, контролировать и регулировать социально-правовую защиту семьи. Создание эффективных нормативно-правовых актов, на основании которых семья при любых сложившихся неблагоприятных условиях в стране, оставалась бы с минимумом потерь, по силам только институту государственной власти.

    Для применения в России можно порекомендовать ввести в законодательство отпуск по уходу за ребенком каждому работающему отцу («отцовский месяц») как в Швеции или хотя бы отпуск по уходу за ребенком продолжительностью полмесяца как в Великобритании.

    Кроме того, интересен опыт Швеции в системе выплаты пособий по беременности и родам и опыт Великобритании, где пособия по болезни и по беременности и родам переданы в ведение страховых программ, создаваемых на предприятиях.

    Государственная семейная политика может быть эффективной лишь в том случае, когда она является органичным элементом всей социальной политики, взаимосвязанным со всеми ее направлениями на стадиях выработки, принятия и реализации решений. Цель государственной семейной политики заключается в обеспечении необходимых условий для реализации семьей ее функций и повышении качества жизни семьи.