Войти
Образовательный портал. Образование
  • Причины выброса токсичных веществ Несгораемые углеводороды и сажа
  • Современный этап развития человечества
  • Лилия яковлевна амарфий Могила лилии амарфий
  • Значение имени мариям Имя марьям значение происхождение
  • Семь советов от Отцов Церкви
  • Унжа (Костромская область)
  • Ортодоксальная наука как система убеждений. Ортодоксальный — что это значит и когда уместно употребление слова ортодокс и ортодоксия Что означает слово ортодоксальный

    Ортодоксальная наука как система убеждений. Ортодоксальный — что это значит и когда уместно употребление слова ортодокс и ортодоксия Что означает слово ортодоксальный

    Здравствуйте, уважаемые читатели блога сайт. Понятие «ортодоксальный» неоднозначно: один увидит в нем отрицательное личностное качество, а другой – комплимент.

    Оно часто ассоциируется с религией (ортодокс), но такое понимание тоже однобоко. Поэтому стоит разобраться, что на самом деле скрывается за этим словом.

    Ортодоксальный - это какой?

    Это слово имеет французское происхождение, на языке Гюго звучит как orthodoxal. Исторически оно восходит к греческому: ὀρθοδοξία означает «правильное учение», «правоверие », «ὀρθός» переводится как «прямой», «правильный».

    В общем понимании ортодоксальный – это неуклонно и последовательно придерживающийся , доктрины, преданно следующий своему миропониманию.

    Дополнить смысл этого слова помогут синонимы, предлагаемые толковым словарем:

    1. традиционный;
    2. последовательный;
    3. устаревший;
    4. косный;
    5. проверенный;
    6. правоверный.

    Человека, придерживающихся ортодоксальных идей, называют ортодоксом .

    Здесь у многих всплывает в сознании образ мужчины-еврея специфической внешности, и на то есть объяснение.

    Слово «ортодокс» вошло в обиход в конце XVIII века: так просвещенные евреи в Германии называли тех, кто противился изменениям в религиозной и общественной жизни. Из их уст оно звучало с оттенком презрения.

    Те времена канули в лету: в словаре русского языка под редакцией Ушакова нет даже намека на мужчину в черной одежде, признающего лишь кошерную еду и не работающего в субботу, в привязке к этому слову.

    В современном понимании, ортодокс – это тот , кто скрупулезно придерживается точки зрения, принятой за единственно правильную. Иначе говоря, у него ортодоксальные взгляды.

    Встречаются и более интересные случаи употребления слова «ортодокс». Например, его можно услышать… в аптеке!

    Это искаженный вариант слова «Apтpoдeкc» – названия популярной мази для лечения суставов.

    Ортодоксальность (ортодоксия) в религии

    Это понятие очень часто употребляют в религиозном контексте, хотя это не совсем точно отражает смысл. Здесь оно работает в связке с термином «ортодоксия». Так обозначают консервативный тип религиозного мышления, где скрупулезно следуют вере в базовом варианте в противовес любым .

    В широком смысле ортодоксия – это позиция , преподносимая как на 100 % соответствующая первоначальному и буквальному пониманию того или иного учения.

    Религиозная ортодоксальность ассоциируется прежде всего с иудаизмом. Это связано с появлением в начале 19-го века нового, реформированного направления в этом учении. С легкой руки ее сторонников иудаизм в прежнем виде, каким он существовал тысячелетиями, стали называть ортодоксальным.

    Ортодоксальные иудеи выделяются поведенческими особенностями (ограничениями в пищевых пристрастиях, чтением Торы), одеждой, ношением специфических символов.

    Сегодня активно развивается новое направление — ортодоксальный модернизм, или современная ортодоксия. Оно сохраняет прежние принципы, интегрируя их с современным миром и его культурой.

    Вопреки сложившемуся стереотипу, не иудаизм, а православная вера отличается особой . В переводе на многие языки «ортодоксальный» звучит в том числе и как «православный» (правоверный).

    Это направление отличается строгостью в плане обрядов и правил. Во время православных богослужений прихожане стоят (порой даже на коленях). Эта вера связана с длительными строгими постами и послушаниями.

    Большинство самых известных религий имеют ортодоксальное «ядро» — классическую версию, и «периферийные», обновленные варианты.

    Философские школы ортодоксов

    В странах Востока все обстоит иначе: здесь это понятие не значит неактуально, оторвано от жизни, косно, а наоборот. Ортодоксальное «крыло» сохраняется в китайском конфуцианстве, оно называется «Школа канона древних знаков». Его последователи отстаивают незыблемость авторитета Конфуция, его учеников, непреложность их заветов.

    Известны на весь мир и индийские ортодоксальные системы, опирающиеся на ведические каноны: Веданта, Санхья, Ньяя, Миманса, Иога, Вайшешика.

    Такая тенденция свойственна и западным учениям, яркий пример – ортодоксальный марксизм. По мнению многих историков и политологов, социалистическая идеология XX века, называемая марксизмом-ленинизмом, по сути, и есть то самое направление.

    Ортодоксальный психоанализ: наследие великого Фрейда

    В психологии встречается и такое понятие. Так иначе называют фрейдизм – направление, начало которому положил австрийский психолог и психиатр Зигмунд Фрейд. Здесь подразумевается учение в том виде, в каком оно было создано в начале XX века, классический, первоначальный вариант.

    В центре учения Фрейда мысль о том, что главная движущая сила развития личности – это инстинктивные влечения. Из-за запретов и ограничений они переходят в область бессознательного.

    Ортодоксальный психоанализ стоит на «трех китах »:

    1. Оно – влечения, требующие удовлетворения, иначе говоря, бессознательное.
    2. Сверх-я – «цензор», формирующий ограничения личности (родительские запреты, самоконтроль т.д.).
    3. Я – «примиритель» между желаемым и допустимым, вырабатывающий защитные механизмы. В широком смысле – , его разумное начало.

    В ортодоксальном психоанализе это враждебные друг другу начала.

    Неофрейдисты принимают схему Оно – Сверх-Я – Я, но видят их взаимоотношения не так радикально, допуская возможность сотрудничества и гармонии.

    Ортодоксальный – это плохо или хорошо?

    Подсознательно это понятие несет в себе некую негативную окраску. У среднестатистического человека любые ограничения вызывают отторжение (это тенденции современного мировосприятия), а здесь еще добавляется отсутствие гибкости, невозможность адаптироваться к постоянной смене жизненных обстоятельств.

    Тот, кто мыслит ортодоксально , часто видится как принципиальный оппонент всякого развития. Он пользуется постоянным набором стратегий, многие из которых устарели (от них явно попахивает нафталином!), однако не позволяет себе покинуть границы единственного, с его точки зрения, правильного, должного.

    Косность мышления - это признак наступающего слабоумия

    Впрочем, не следует однозначно воспринимать ортодоксальность как нечто негативное, абсолютно невостребованное в современной жизни. Есть сферы, в которых приверженность установившимся канонам очень важна (например, юриспруденция, ).

    Много споров в этом контексте вызывает ортодоксальная медицина . Так обозначают традиционную медицинскую науку сторонники альтернативной, или натуропатической медицины (), вкладывая в это обозначение негативный смысл.

    По их мнению, официальная медицина «делит на кусочки» человеческий организм между разными врачебными специальностями, не уделяя внимание целостной картине, а это основная причина неизлечимости некоторых недугов.

    Несмотря на репутацию «окаменелости» и отсталости, ортодоксальность — это не воплощение негатива. В разной степени она свойственна всем людям , по сути, это стержень, относительно которого человек совершенствуется. Главное – чтобы приверженность базовым ценностям не становилась тормозом на пути прогресса и .

    В современном обществе полным-полно ортодоксальности в том или ином виде, и не всегда это связано с религией. Она несет стабилизирующее начало , помогает сохранять всеобщий порядок. Перебор с ней так же нежелателен, как и ее полное отсутствие. Все хорошо в меру!

    Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога сайт

    Вам может быть интересно

    Что такое азимут и как его определить Что такое волюнтаризм
    Договор цессии - что это простыми словами Что такое приоритеты, как их правильно расставить и где еще используется это слово Аутентичный - это какой, что означает аутентичность Абсурд - это оценочное суждение или философская категория Что такое психология - ее история, используемые методы, области применения и направления Что такое кредо Что такое прагматизм и кто такой прагматик (прагматичный человек) Задаток - это сложная форма аванса, но между ними есть разница


    Одним из передовых ученых современности является британский биолог Р.Шелдрейк, который своими работами в области морфогенетических полей внес существенный вклад в формирование новой научной парадигмы. Он справедливо считает, что представление современной механистической науки о том, что мы действительно знаем все главные силы и поля, которые действуют в мире, является по​разительно самонадеянным.

    Кроме того, это представление невозможно проверить и поэтому, согласно критерию Карла Поппера, оно ненаучно уже по своей сути. Как по​лагают механицисты, если что-либо еще не объяснено, то ответ может быть найден, после того как будет получено немного больше знания, проведено немного больше исследований в этих направлениях. Это основано на утверждении, что будущее разрешит все проблемы, но такое утверждение опять же не проверяемо и, следовательно, не является научным.

    Получается, что представители ортодоксальной науки сами далеко не всегда пользуются научными методами для доказательства собственных утверждений, выдаваемых за научные представления, т.е. нам предлагается лишь слепая вера в истинность этих утверждений без возможности проверки этой истинности. Таким образом, многие представления о реальности, лежащие в основе существующей научной парадигмы, основываются на слепой вере, а не на реальном знании и в лучшем случае имеют статус гипотез.

    Вот, что об этом пишет сам Р.Шелдрейк: "Неправедная вера самонадеянна, самодовольна, догматична и нетерпима. Такова же скверная наука. Но в отличие от религиозных фундаменталистов научные фундаменталисты не понимают, что их мнения основываются на вере. Они считают, что им известна истина. Они убеждены, что наука уже решила фундаментальные вопросы бытия. Над деталями еще необходимо поработать, но в принципе все ответы уже известны...

    Наука в ее наилучшем качестве - это непредвзятый метод исследования, а не система верований и убеждений. Но "научное мировоззрение" , основанное на материалистической философии, невероятно престижно, ибо наука за последнее время добилась больших успехов и пользуется повсеместно большим спросом.

    Эти материалистические убеждения часто воспринимаются как нечто само собой разумеющееся, но не потому, что они их критически осмыслили а потому что они этого не сделали. Отступиться от них - это ересь, а ересь пагубна для карьеры".

    Вот какие научные убеждения ортодоксальная наука, по мнению Д.Чопры предлагает нам слепо принять на веру:

    Убеждение, что Вселенная - это механизм, функционирующие части которого можно объяснить и описать с помощью схем и графиков. Как только это удастся, мы получим Теорию Всеобщества.

    Человеческое тело - тоже механизм, и наука однажды постигнет все его аспекты вплоть до молекулярного уровня. Как только она этого добьется, болезни будут искоренены. Кроме того, все ментальные заболевания и расстройства будут лечиться с помощью лекарств.

    Природа бездумна, она продукт случайной деятельности на физическом уровне. Наука однажды убедит нас отказаться от веры в то, что у жизни есть какая-то другая внутренняя цель помимо выживания.

    Вездесущая в процессе эволюции борьба за источники пищи и брачного партнера объясняет, как сформировалось человеческое поведение. Современное поведение - прямой результат дарвиновской эволюции. Нашу судьбу определяют наши гены.

    Сознание можно свести к физическим процессам мозга. Поскольку эти процессы подчиняются неизменым законам химии и физики, наша жизнь предопределена. Свободная воля практически не играет роли, а если играет, то весьма незначительную.

    Повторяю, ни одна из этих псевдонаучных догм не является истиной, доказанной научными методами.
    Получается, что современная наука, зациленная на материлистическом мировоззрении, как и религия становится системой убеждений т.е по сути - псевдонаукой. Именно поэтому вернуть науке ее научность сможет только формирующаяся новая парадигма, основаная на более широком и недогматичном взгляде на окружающую реальность и методы ее познания.

    Ортодоксальный психоанализ и эго-психология — оба направления относятся к глубинной , предмет которой — внутрипсихическая динамика.

    Ортодоксальный психоанализ

    Зигмунд Фрейд Ортодоксальный психоанализ — исторически первая психологическая концепция, положившая начало развитию глубинной психологии. Основателем глубинной психологии по праву считается Зигмунд Фрейд.

    Ортодоксальным психоанализом в настоящее время называются теории, которые разрабатывал сам Зигмунд Фрейд . Одно из наиболее широко применяемых в психологической практике наследий ортодоксального психоанализа — представление Зигмунда Фрейда о структуре личности, заключащееся в том, что личность человека состоит из трех частей: Ид, Эго и Супер-эго .

    Кратко охарактезиуем эти части личности.

    • Ид — архаическое, «темное» начало личности, состоящее из инстинктивных, биологических импульсов. Ид не подчиняется никаким правилам поведения; в структуре личности является носителем энергии. Энергия заключена в первичных потребностях (связанных с приемом пищи, реализацией сексуальных влечений). Ид (и человек, находящийся во власти Ид) живет тем, что получает удовольствие через разрядку психического напряжения. Например, чувство голода создает напряжение в психической системе личности, а поглощение пищи способствует разрядке этого напряжения и, как следствие, получению удовольствия. При этом Ид не способно отличить реальность от своих фантазий, и это создает определенную сложность для выживания человека: чтобы насытиться, нужно найти и употребить реальную пищу, одними фантазиями голод не удовлетворишь. Ид — подструктура врожденная (все мы рождаемся с потребностями в еде, сне, сексуальном удовлетворении и т.п.).
    • Эго — подструктура личности, отвечающая за принятие решений и соотнесение своих желаний, источником которых является Ид, с реальным миром. Эго, в отличие от ИД, не врожденная структура; Эго формируется в процессе онтогенеза по мере того, как личность научается отделять Я от не-Я, себя от окружающего мира. На службе у Эго находятся когнитивные процессы: восприятие, память, мышление, внимание. Энергию на них Эго черпает в Ид, а использует для того, чтобы удовлетворять импульсы Ид. Например, если мы хотим есть, это дает нам силы (в психологии это называется мотивацией) на то, чтобы отправиться на поиски подходящей еды (не иллюзорной и не опасной для здоровья). Конечная же цель наших поисков — удовлетворение потребности в пище. С помощью Эго мы научаемся ориентироваться в окружающем нас мире, искать и выбирать из него пригодное для себя и отбрасывать ненужное.
    • Супер-эго — подструктура личности, координирующая наши действия с точки зрения морали и нравственности, с точки зрения оценок «хорошо» и «плохо». Самая поздняя из трех подструктур личности. Согласно Зигмунду Фрейду, Супер-эго состоит из совести и Эго-идеала. Совесть формируется как следствие порицаний наших неблаговидных поступков, а Эго-идеал — результат похвалы, положительных оценок нашей личности. Говоря простым языком, совесть диктует нам, как «не надо» поступать, а Эго-идеал — как «надо» и к чему нужно стремиться в своем поведении.

    Ортодоксальный психоанализ сосредоточен на исследовании Ид . Зигмунд Фрейд считал, что все поведение личности диктуается Ид. Все психические патологии личности связаны с неправильным удовлетворением импульсов Ид (либо в сторону дефицита, либо, наоборот, в сторону пресыщения). Как следствие, ортодоксальная психоаналитическая психотерапия направлена на то, чтобы обнаружить самые архаические и темные импульсы в личности и подходящими способами их удовлетворить, если такие способы существуют.

    Эго-психология

    Эго-психология в истории развития психологии появилась позже, на основе трудов З. Фрейда, в процессе критики основных положений его теории. Эго-психология, как было отмечено в начале, — это тоже часть глубинной психологии, интересующейся внутрипсихической динамикой.

    Яркий представитель эго-психологии — Эрик Эриксон , автор теории психосоциального развития личности (в противовес психосексуальной теории З. Фрейда).

    Критика ортодоксального психоанализа в числе прочего заключалась и в том, что предлагаемый З. Фрейдом акцент на Ид заводит психотерапию в тупик. Ид — структура костная, врожденная, плохо поддающаяся контролю личности, не подверженная даже своим собственным изменениям. Реализовывать личностное развитие, делая ориентиром Ид, невозможно .

    Неудивительно, что Эрик Эриксон — видный представитель психологии развития — одним из первых отказался от идеи делать акцент в личности на подструктуре Ид, и сделал его на Эго. Отсюда и название новой ветки глубинной психологии — эго-психология.

    Основным интересом эго-психологии является Эго, или Я, человека. Идеи личностного развития, социально-психологической адаптации, личностной зрелости можно реализовывать лишь в развитии такой подструктуры личности, как Эго.

    Развивая Эго, мы развиваем личность :

    • Совершенствовать память, внимание, мышление;
    • учиться делать выбор, принимать решения, нести за них ответственность;
    • ставить себе цели, искать способы их достижения;
    • реализовывать сложную работу по согласованию импульсов Ид и требований Супер-эго.

    Все перечисленное — это задачи Эго, ресурс для развития Эго.

    Становление зрелой личности возможно только через развитие Эго, через усиление как самого Эго, так и его связей с другими личностными подструктурами.

    ОРТОДОКСАЛЬНЫЙ

    ОРТОДОКСАЛЬНЫЙ

    ОРТОДОКСА́ЛЬНЫЙ , ортодоксальная, ортодоксальное; ортодоксален, ортодоксальна, ортодоксально (от греч. orthodoksos - правоверный) (книжн.). Последовательный, строго придерживающийся правильного учения. Ортодоксальные взгляды. Ортодоксальный марксизм.


    Толковый словарь Ушакова . Д.Н. Ушаков. 1935-1940 .


    Синонимы :

    Смотреть что такое "ОРТОДОКСАЛЬНЫЙ" в других словарях:

      - (греч.). Правоверный. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ОРТОДОКСАЛЬНЫЙ [гр. orthodoxos правоверный] неукоснительно следующий какому л. учению, строго придерживающийся принятого направления,… … Словарь иностранных слов русского языка

      См … Словарь синонимов

      ортодоксальный - ая,ое. orthodoxe. 1. Строго придерживающийся принципов данного направления, учения. БАС 1. Университет в Упсале.. в настоящее время служит представителем самого ортодоксального, традиционального и нетерпимого направления в науке. дек. 1883. С.… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

      ОРТОДОКСАЛЬНЫЙ, ая, ое; лен, льна (книжн.). Неуклонно придерживающийся основ какого н. учения, мировоззрения. Ортодоксальные взгляды. | сущ. ортодоксальность, и, жен. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

      Ортодоксия (от греч. ὀρθοδόξια прямое мнение, правильное учение) неуклонное следование основам какого либо учения, мировоззрения, которое воспринимается как единственно верное и не допускающее сомнения. Ортодоксия предполагает неуклонное… … Википедия

      Ортодоксальный - (греч. orthos – правильный, doxos – славный) – 1. неуклонно придерживающийся определённого учения, какой то веры, доктрины, идеи, последовательный; правоверный. Термин с негативной коннотацией, так как подразумевает отсутствие гибкости,… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

      Прил. Последовательно и неуклонно обычно некритически придерживающийся основ какого либо учения, мировоззрения, каких либо взглядов. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

      Ортодоксальный, ортодоксальная, ортодоксальное, ортодоксальные, ортодоксального, ортодоксальной, ортодоксального, ортодоксальных, ортодоксальному, ортодоксальной, ортодоксальному, ортодоксальным, ортодоксальный, ортодоксальную, ортодоксальное,… … Формы слов

      ортодоксальный - Заимств. в XIX в. из франц. яз., где orthodoxal суф. образование от orthodoxe «ортодокс» < греч. othodoxos «правильно думающий», сложения orthos «правый, правильный» и doxa «мнение». Ср. орфография, Евдокия … Этимологический словарь русского языка

      ортодоксальный - Это слово, заимствованное из французского, имеет в русском языке параллельную кальку – православный. Во французском orthodoxal восходит к греческому orthodoxos – имеющий правильное мнение (orthos – правый, doxos – мнение) … Этимологический словарь русского языка Крылова

    Книги

    • Проблемы субъектной психофизики , Скотникова Ирина Григорьевна , В монографии систематизируются и обобщаются материалы более чем 30-летних исследований автора, позволивших теоретически обосновать и экспериментально верифицировать субъектно-ориентированный… Категория: Классическая и профессиональная психология Издатель: ,
    • Униженные дети. Дневники 1939 - 1940 , Бернанос Жорж , Жорж Бернанос (1888-1948) считается во Франции классиком национальной литературы, одним из крупнейших писателей XX века. В военных дневниках Ж.Бернаноса, изданных под названием "Униженные… Категория: Мемуары Серия: Дневники XX века Издатель:

    Ортодоксальность как качество личности – склонность последовательно и неуклонно придерживаться основ какого-либо учения, мировоззрения, каких-либо взглядов.

    Ортодоксальный ребе ведет беседу с молодой парой, перед свадьбой: - И еще запомните, танцевать вы больше не будете. А если будете, то мужчины отдельно, женщины отдельно. - Ребе, а как же насчет ceкcа? - Секс, это можно, даже нужно. Секс - это мицва, богоугодное дело. - А какой ceкc можно? Если жена снизу, муж сверху, можно? - Можно. - А если муж снизу, жена сверху? - Это тоже можно. - А если стоя? - Стоя нельзя - этак и до танцев докатитесь!

    В субботу иудеям нельзя носить с собой никаких предметов. Суббота. Ортодоксальный еврей переходит улицу. Вдруг на асфальте что-то блеснуло… «Золотые часы! Поднимать? Не поднимать? В субботу же ничего нельзя с собой носить. Так что же, пройти мимо? Но разве можно такое выдержать?» И тут вдруг на еврея находит озарение. Наклонившись над часами, он убеждается, что они ещё тикают, и строго говорит: — Уж если вы идёте, то пойдём вместе!

    Ортодоксальность – следование тысячи раз проверенной традиции. Постоянная, стабильная и устойчивая, ортодоксальность всегда идёт к чему-то устоявшемуся. Помешанная на вульгарной традиционности и преемственности, ложная ортодоксальность стремится перенести в новое всё старое. Ни самое лучшее, что было в старом, а всё – и хорошее и плохое. Возникает эклектика старого и нового.

    Беда ложной ортодоксальности в чрезмерной привязанности, зависимости от какого-либо учения, второстепенной идеи. Зачастую поверхностная идейка возводится в ранг главных, основополагающих. Если ортодокс занимается, к примеру, бабочками, то все жизненные процессы и явления он видит во взаимосвязи с бабочками. Без бабочек, по его убеждению, и солнце не взойдёт.

    Ортодоксальное знание – знание, ставшее частью жизненного опыта многих тысяч успешных людей. Знание должно быть авторитетным, иметь тысячи представителей, которые успешно реализовали его на практике, должно всегда готово рассказать, как в настоящий момент обстоят дела с цепочкой ученической преемственности. То есть знание должно быть проверено практикой. Тогда оно будет ортодоксальным и, вместе с тем правильным. Иначе это – нереализованное знание – признак ума, но не мудрости. Мудрость – это реализованное, проверенное практикой знание. Ортодоксальность здесь отождествляется с мудростью.

    Можно знать обо всём на свете, быть энциклопедистом и знатоком всего и вся и, в то же время, быть глупцом. От нереализованного знания наступает горе от ума. Человек с нереализованным знанием становится злым, горделивым, циничным и неуважительным к людям. Он может называть себя ортодоксом, но какой в этом смысл? Он представляет умственное, то есть спонтанное, хаотичное, сумбурное знание. Такое знание иллюзорно. Словом, называй меня хоть горшком, только в печь не ставь.

    Ортодоксальность – преданное следование обычаям своего миропонимания. Анекдот в тему. В кафе приходит старый ортодоксальный еврей и заказывает суп. Ему приносят суп и два куска хлеба. После того, как он его доедает, к нему подбегает менеджер и спрашивает: — Вам у нас понравилось? — Да. Но вы могли бы дать побольше хлебушка? На следующий день еврей опять приходит. Ему дают суп и четыре куска хлеба. Менеджер, предвкушая приятный отзыв, подбегает к нему: — Вам у нас понравилось? — Да. Но почему бы вам не дать еще больше хлебушка! На следующий день еврею дают восемь кусков хлеба. История повторяется. Наконец, подав еврею к супу батон хлеба и получив тот же ответ, менеджер решает проблему раз и навсегда. Он отправляется в ближайшую пекарню, заказывает там полуметровый хлебище, который потом режут на две половины, мажут маслом и подают еврею, когда он приходит. После того, как он доедает, менеджер подбегает к нему и нервно спрашивает: — Ну, как вам у нас? Еврей, хитро: — Хорошо! Но я смотрю, вы опять даете всего лишь два кусочка хлебушка!

    В книге «Личность и Вечность», авторы Л. А. Секлитова и Л. Л. Стрельникова пишут: «Ортодоксальность подразумевает не только изучение определённых знаний, но умение применять их длительное время, одновременно отторгая всё другое. Поэтому ортодоксальность можно охарактеризовать как постоянство и неизменность следования выбранному знанию и направлению развития. Если индивид следует новому прогрессивному учению, это способствует его продвижению вперёд; если же он следует устаревшему учению, то начинает деградировать вместе с ним. Некоторые теории превращаются в догмы, потому что начинают не соответствовать современным тенденциям развития. И если человек не способен разобраться, что устарело и тянет его назад, а что ново и прогрессивно, то, цепляясь за старое, он теряет годы, отпущенные ему для совершенствования, и тем самым удлиняет свой путь развития на данной стадии. Ортодоксальность как предпочитаемая тенденция развития должна быть всегда связана с прогрессивными процессами, чтобы не перейти в застойные явления, не превратиться в догму и консерватизм, когда индивид, увлекаясь чем-то одним, не желает больше заниматься ничем другим и пытается отвергать всё новое и современное. То есть собственную Ортодоксальность он пытается строить только на старом, хорошо им усвоенном. Но это уже — остановка в развитии, а следовательно, — деградация. Она отбрасывает личность назад в прогрессировании. Так что Ортодоксальность может иметь и направленность регресса. Только в воссоединении с новым она имеет прогресс и устремляет индивида в будущее. Современность как настоящий момент действительности для того и даётся, чтобы двигать каждого в развитии вперёд к будущему, то есть дорога в будущее лежит только через постижение и усвоение нового».

    Ортодокс, отказавшись даже на минуту от своего миропонимания, рискует жизнью. Один ортодоксальный еврей влюбился в простую русскую девушку и очень хотел на ней жениться. Однако родителям невесты не внушал доверия внешний вид жениха. Грязный, в рванье, с длинными нечесаными волосами он был им неприятен, и они поставили условие — перед свадьбой привести себя в порядок. Любовь штука не шутейная. И вот уже свежепомытого и постриженного жениха по дороге к невесте насмерть сбивает автомобиль. Очутившись в раю, несостоявшийся молодожен обращается к Богу с горькими словами. Он спрашивает, почему Бог допустил, что его, ни разу не согрешившего, сбила машина. Бог внимательно выслушал его. Пригляделся повнимательнее и молвил: — Хаим это ты. Да я тебя просто не узнал.

    Петр Ковалев