Войти
Образовательный портал. Образование
  • Сушеная спаржа быстрого приготовления
  • Секреты правильной сушки и хранения чеснока
  • Классические чебуреки со свиным фаршем
  • Маринованная скумбрия с горчицей
  • Рецепт домашнего варенья из бананов и яблок
  • Нежное яблочное варенье с бананами — любимый рецепт
  • Особенности правового положения отдельных категорий судей. Особенности правового положения судьи конституционного суда российской федерации. Основные должностные обязанности судей

    Особенности правового положения отдельных категорий судей. Особенности правового положения судьи конституционного суда российской федерации. Основные должностные обязанности судей

    Статья 11. Судьи
    С изменениями, внесенными Федеральным конституционным законом от 25 декабря 2012 г. № 5-ФКЗ

    1. Судьями являются лица, наделенные в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе.

    2. Судья, имеющий стаж работы в качестве судьи не менее десяти лет и находящийся в отставке, считается почетным судьей. Он может быть привлечен к осуществлению правосудия в качестве судьи в порядке, установленном федеральным законом.

    3. Судьям предоставляется за счет государства материальное и социально-бытовое обеспечение, соответствующее их высокому статусу. Ежемесячное денежное вознаграждение и ежеквартальное денежное поощрение судьи не могут быть уменьшены в течение всего времени пребывания его в должности.

    Статья 12. Единство статуса судей

    Все судьи в Российской Федерации обладают единым статусом и различаются между собой только полномочиями и компетенцией. Особенности правового положения отдельных категорий судей определяются федеральными законами, а в случаях, ими предусмотренных, - также и законами субъектов Российской Федерации.

    Статья 13. Порядок наделения полномочиями судей
    С изменениями, внесенными Федеральными конституционными законами от 4 июля 2003 г. № 3-ФКЗ , от 6 декабря 2011 г. № 4-ФКЗ, от 8 июня 2012 г. № 1-ФКЗ, от 5 февраля 2014 г. № 4-ФКЗ, от 29 июля 2018 г. № 1-ФКЗ, от 30 октября 2018 г. № 2-ФКЗ

    1. Порядок наделения полномочиями Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, его заместителя, других судей Конституционного Суда Российской Федерации устанавливается Федеральным конституционным законом "О Конституционном Суде Российской Федерации".

    1.1. Порядок наделения полномочиями Председателя Верховного Суда Российской Федерации, его заместителей, других судей Верховного Суда Российской Федерации устанавливается федеральным конституционным законом о Верховном Суде Российской Федерации и федеральным законом о статусе судей.

    2. Порядок наделения полномочиями председателей, заместителей председателей, других судей кассационных судов общей юрисдикции, апелляционных судов общей юрисдикции, верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, районных судов, военных и специализированных судов, арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов, арбитражных судов субъектов Российской Федерации и специализированных арбитражных судов устанавливается соответствующим федеральным конституционным законом и федеральным законом о статусе судей.

    3. Председатели и заместители председателей судов, указанные в части второй настоящей статьи, назначаются на должность сроком на 6 лет. Одно и то же лицо может быть назначено на должность председателя (заместителя председателя) одного и того же суда неоднократно, но не более двух раз подряд, если иное не установлено соответствующим федеральным конституционным законом.

    4. Порядок наделения полномочиями мировых судей, а также председателей, заместителей председателей, других судей конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации устанавливается федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

    5. Отбор кандидатов на должности судей осуществляется на конкурсной основе.

    Статья 14. Срок полномочий судей федеральных судов
    С изменениями, внесенными Федеральными конституционными законами от 15 декабря 2001 г. № 5-ФКЗ, от 5 апреля 2005 г. № 3-ФКЗ, от 8 июня 2012 г. № 1-ФКЗ

    Полномочия судей федеральных судов не ограничены определенным сроком, если иное не установлено Конституцией Российской Федерации, федеральным конституционным законом и принимаемым в соответствии с ними федеральным законом о статусе судей. Предельный возраст пребывания в должности судьи федерального суда - 70 лет, если иное не установлено соответствующим федеральным конституционным законом.

    Статья 15. Несменяемость судьи
    С изменениями, внесенными Федеральными конституционными законами от 15 декабря 2001 г. № 5-ФКЗ, от 9 ноября 2009 г. № 5-ФКЗ, от 5 февраля 2014 г. № 4-ФКЗ

    1. Судья несменяем. Он не может быть назначен (избран) на другую должность или в другой суд без его согласия.

    2. Полномочия судьи прекращаются или приостанавливаются по решению соответствующей квалификационной коллегии судей, за исключением случаев прекращения полномочий судьи в связи с истечением их срока или достижения им предельного возраста пребывания в должности судьи. Решение соответствующей квалификационной коллегии судей о досрочном прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации.

    Статья 16. Неприкосновенность судьи

    Судья неприкосновенен. Гарантии неприкосновенности судьи устанавливаются федеральным законом.

    Судейским корпусом принято называть совокупность государственных служащих, занимающих должности судей. Круг таких должностных лиц сравнительно широк и разнообразен. Он охватывает всех судей начиная от Председателя и членов Конституционного суда РФ, председателей и членов других высших судебных инстанций до судей основного звена судов общей юрисдикции. Всего их насчитывалось на конец 1995 года около 15 тыс. С 1992 года в судейский корпус входят также судьи, пребывающие в отставке.

    Статус судей в Российской Федерации определяется Законом РФ от 26 июня 1992 года № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации», являющемся основополагающим документом регламентирующим все стороны осуществления судьями своих полномочий а также гарантии их независимости, социальные и правовые особенности их деятельности.

    Помимо Закона «О статусе судей в РФ» существуют ряд документов, как законов, так и иных нормативных актов, также касающихся специфики осуществления судьями своих профессиональных обязанностей, регламентирующих специфические условия отправления судебной деятельности (например, «Положение о квалификационной аттестации судей» от 13 мая 1993 года, Указ Президента РФ «О назначении судей военных судов» от 13 марта 1995 года и др.).

    В соответствии с Законом «О статусе судей в РФ» судьи - носители судебной власти в государстве. Только судам в лице судей, принадлежит вся судебная власть в Российской Федерации. Это налагает огромную ответственность на лиц, на которых законом возложено полномочие по осуществлению правосудия, возможность решать вопросы связанные не только с решением судьбы отдельных членов общества, но и самой жизни.

    Согласно ст. 2 Закона «О статусе судей в РФ»

    «все судьи в Российской федерации обладают единым статусом и правовым положением, пользуются едиными, для всей территории России, правовыми гарантиями осуществления судебной деятельности, гарантиями социальной и правовой защиты, едиными нормами материального обеспечения».
    Некоторые отличия от общих положений настоящего Закона имеется в отношении судей Конституционного Суда Российской Федерации, чей правовой статус установлен Федеральным конституционным законом от 21 июля 1994 года № 1-ФКЗ «О Конституционном суде Российской Федерации». Характер этих отличий в статусе будет раскрыт в дальнейшем.

    57. Требования, предъявляемые к кандидатам на судейские должности.

    Требования, предъявляемые к кандидатам в судьи, в большинстве своем сформулированы в Конституции РФ, Законе о статусе судей, Законе о Конституционном Суде и Законе об арбитражных судах.

    Часть из них условно можно было назвать формальными. Они касаются гражданства кандидата, его возраста, образования, опыта юридической деятельности.

    Универсальными для кандидатов в судьи всех судов являются требования, чтобы они были гражданами Российской Федерации и чтобы имели высшее юридическое образование. Для кандидатов в судьи Конституционного Суда РФ установлен повышенный стандарт требований к уровню их профессиональных познаний. Они должны не просто иметь высшее юридическое образование, но и обладать «признанной высокой квалификацией в области права»[.

    Что касается требований определенного возраста кандидатов и опыта их работы по специальности, то они не одинаковы для судов различного уровня и разных ветвей (подсистем). Для назначения в суды основного звена (в том числе военные и арбитражные) требуется, чтобы кандидат достиг 25 лет, в суды среднего звена - 30 лет, в Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ - 35 лет, а в Конституционный Суд РФ - 40 лет. Предельный возраст для кандидатов в судьи формально не ограничен.

    Неодинаковы требования и к стажу работы по специальности юриста. Кандидаты в судьи высших судов должны иметь не менее 10 лет такого стажа (в Конституционном Суде РФ - не менее 15 лет). В отношении же кандидатов на судейские должности во все другие суды предусмотрено, что они должны проработать по юридической специальности не менее 5 лет (ст. 119 Конституции РФ). Вместе с тем, в отношении кандидатов в военные судьи Указом Президента РФ от 13 марта 1995 года установлено изъятие. «При назначении судей военных судов в стаж работы по юридической профессии кандидатам на эти должности засчитывать срок их военной службы на офицерских должностях».

    Так, «судья не вправе быть депутатом, принадлежать к политическим партиям и движениям, осуществлять предпринимательскую деятельность, а также совмещать работу в должности судьи с другой оплачиваемой работой, кроме научной, преподавательской, литературной и иной творческой деятельности. Судья, пребывающий в отставке, вправе также работать в сфере правосудия».

    Законодательство предусматривает и иные требования, предъявляемые к кандидатам на судейские должности. Формально эти требования не являются обязательными, поскольку для того, чтобы стать кандидатом, по букве закона достаточно соответствовать тем, что перечислены выше. Но фактически иные требования тоже учитываются при отборе кандидатов.

    К их числу относятся, прежде всего, те требования, которые установлены для лиц, уже ставших судьями и исполняющих их обязанности. Судья, скажем, обязан избегать всего того, что может умалить авторитет судебной власти, достоинство судьи или вызвать сомнение в его объективности, справедливости и беспристрастности. С учетом этого к кандидатам в судьи тоже могут быть предъявлены требования, связанные с их моральным обликом и индивидуальными особенностями поведения. Люди, совершившие поступки, серьезно подрывающие их репутацию, неуравновешенные и вспыльчивые, склонные к порочным увлечениям (азартные игры, пьянство, употребление наркотиков), а равно те, кто несмотря на наличие высшего юридического образования, не достиг достаточно высокого культурного уровня, не могут занимать судейские должности. Чтобы судить других, нужно обладать многими достоинствами. К судье граждане идут за советом, справедливым и законным разрешением возникшего конфликта, защитой принадлежащих им прав и свобод. Успешное выполнение этой весьма важной социальной миссии требует от судьи не только профессиональных знаний и опыта, житейской мудрости, но и высоких человеческих свойств - неподкупности и честности, уравновешенности и чувства справедливости, гражданского мужества и принципиальности, решительности и доброты, умения слушать других и слышать их, а также многого другого. Не у всякого есть такие свойства. Тем, у кого их нет, лучше не претендовать на занятие судейской должности.

    Закон содержит также ряд прямых запретов, адресованных судьям и имеющих значение при отборе кандидатов на их должности. Отбор кандидатов в судьи в соответствии со ст. 5 Указа Президента РФ от 25 декабря 1993 г. N 2289 предусматривает : «отбор кандидатов на должность судьи осуществляется на конкурсной основе. Любой гражданин Российской Федерации, имеющий высшее юридическое образование и достигший 25-летнего возраста, имеет право быть допущенным к сдаче квалификационного экзамена на должность судьи. Квалификационный экзамен на должность судьи принимается состоящей при органе юстиции экзаменационной комиссией, персональный состав которой утверждается квалификационной коллегией судей.

    Квалификационный экзамен сдает лицо, не являющееся судьей. Результаты квалификационного экзамена действительны в течение трех лет с момента его сдачи и на протяжении всего времени работы в должности судьи. Каждый гражданин Российской Федерации, отвечающий требованиям, предъявляемым к кандидату на должность судьи соответствующего суда, имеет право обратиться в квалификационную коллегию судей с заявлением о рекомендации на эту должность. Квалификационная коллегия судей в пределах своей компетенции рассматривает заявление лица, претендующего на соответствующую должность судьи, и с учетом результатов квалификационного экзамена дает заключение о рекомендации данного лица либо об отказе в ней. Повторное обращение в квалификационную коллегию судей допускается не ранее чем через год со дня дачи заключения» .

    Таким образом, повторное обращение в квалификационную коллегию судей допускается не ранее чем через год со дня дачи заключения. начинается с проявления инициативы, направленной на возбуждение производства по проверке пригодности конкретного лица для занятий судейской должности. Она может быть проявлена не только каким - то государственным органом или должностным лицом (например, органом юстиции или руководством соответствующего суда), но и любым гражданином Российской Федерации, достигшим 25 лет и имеющим высшее юридическое образование.

    Лица такого рода обращаются с заявлением о допуске их к сдаче квалификационного экзамена на должность судьи. Сдается он состоящей при органе юстиции экзаменационной комиссии, персональный состав которой утверждается квалификационной коллегией судей. Он обязателен для всех, кто ставит вопрос о своем назначении впервые. При назначении уже работающего судьи в вышестоящий суд сдавать экзамен не нужно. «Квалификационный экзамен на должность судьи принимается состоящей при органе юстиции экзаменационной комиссией, персональный состав которой утверждается квалификационной коллегией судей.
    Квалификационный экзамен сдает лицо, не являющееся судьей. Результаты квалификационного экзамена действительны в течение трех лет с момента его сдачи и на протяжении всего времени работы в должности судьи». А это значит, что кандидат, успешно сдавший экзамен, но не назначенный «с первой попытки» вправе через год - два вновь обратиться с просьбой о рекомендации его к назначению и при этом не сдавать квалификационный экзамен. Программы для сдачи таких экзаменов должны утверждаться экзаменационными комиссиями по согласованию с органами юстиции и руководством вышестоящих судов.
    После успешной сдачи экзамена заинтересованное лицо обращается в квалификационную коллегию с просьбой о даче ему рекомендации для занятия должности судьи или об отказе в ней. Повторное обращение в квалификационную коллегию допускается не ранее чем через год после дачи отрицательного заключения.

    Представление о назначении судей гражданских судов общей юрисдикции и судей арбитражных судов субъектов РФ получают дальнейшее продвижение только после согласования с соответствующими местными законодательными (представительными) органами. Ч.3 ст.6 Закона о статусе судей в редакции 1995 года требует, чтобы кандидаты на должности тех судей, которым предстоит работать в субъектах Федерации, были согласованы с названными органами. Учет их мнения обязателен.
    В конечном счете представление о назначении всех судей судов общей юрисдикции направляется в Администрацию Президента РФ Председателем Верховного Суда РФ, о судей арбитражных судов - Председателем Высшего Арбитражного Суда РФ. Там они передаются в Комиссию Совета по кадровой политике при Президенте Российской Федерации для предварительного рассмотрения кандидатур на должности судей федеральных судов. Н а первое июля 1996 года в утверждаемой Президентом РФ состав этой комиссии входили министр юстиции РФ (Председатель), его заместитель, Председатель Верховного Суда РФ, Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ, представители Совета Федерации, Администрации Президента РФ и главы администраций некоторых субъектов РФ. В соответствии с положением об этой Комиссии она выносит свое заключение о рекомендации Президенту назначить соответствующих судей или отказать в этом (п.6 Положения)

    58. Независимость и неприкосновенность судей, гарантии.

    Среди гарантий независимости судей, обозначенных в ст. 9 Закона о статусе судей, на первый план вынесено предусмотренная законом процедура осуществления судопроизводства. Такая процедура регламентируется законодательством, которое принято именовать процессуальным. К нему относятся в первую очередь ГПК, АПК, УПК и КоАП. В этих, довольно крупных по объему и многоплановых по содержанию актах тщательно излагается все то, что должно совершаться при производстве по рассматриваемым судами делам. Среди предписаний такого рода немало тех, которые прямо или косвенно нацелены на обеспечение независимости судей и помогающих им присяжных и народных заседателей.

    В Законе «О статусе судей» гарантии независимости судей закреплены в ст. ст. 9-10. в соответствии с этими статьями независимость судьи обеспечивается:

    ü предусмотренной законом процедурой осуществления правосудия;

    ü запретом, под угрозой ответственности, чьего бы то ни было вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия;

    ü установленным порядком приостановления и прекращения полномочий судьи; правом судьи на отставку;

    ü неприкосновенностью судьи; системой органов судейского сообщества;

    ü предоставлением судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу.

    Судья, члены его семьи и их имущество находятся под особой защитой государства. Органы внутренних дел обязаны принять необходимые меры к обеспечению безопасности судьи, членов его семьи, сохранности принадлежащего им имущества, если от судьи поступит соответствующее заявление.

    Судья имеет право на хранение и ношение служебного огнестрельного оружия, которое выдается ему органами внутренних дел по его заявлению в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации "Об оружии". Министерство юстиции Российской Федерации, министерства юстиции республик в составе Российской Федерации и другие органы юстиции осуществляют меры по созданию условий, необходимых для судебной деятельности, ее кадровому, организационному и ресурсному обеспечению.

    Высший арбитражный суд Российской Федерации осуществляет меры по созданию условий, необходимых для деятельности арбитражных судов. Деятельность военных судов обеспечивается в порядке, предусмотренном федеральным законом о военных судах.

    Гарантии независимости судьи, включая меры его правовой защиты, материального и социального обеспечения, предусмотренные настоящим Законом, распространяются на всех судей в Российской Федерации и не могут быть отменены и снижены иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

    Всякое вмешательство в деятельность судьи по осуществлению правосудия преследуется по закону.

    Судья не обязан давать каких-либо объяснений по существу рассмотренных или находящихся в производстве дел, а также представлять их кому бы то ни было для ознакомления, иначе как в случаях и порядке, предусмотренных процессуальным законом.
    Закон, гарантируя независимость судей, уделяет также, большое внимание гарантиям личной безопасности и неприкосновенности судей.
    В частности, это определено в ст. 16 Закона о статусе судей. Личность судьи неприкосновенна. Неприкосновенность судьи распространяется также на его жилище и служебное помещение, используемые им транспорт и средства связи, его корреспонденцию, принадлежащие ему имущество и документы.

    Судья не может быть привлечен к административной и дисциплинарной ответственности. Судья не может быть привлечен к какой-либо ответственности за выраженное им при осуществлении правосудия мнение и принятое решение, если вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена его виновность в преступном злоупотреблении.
    Уголовное дело в отношении судьи может быть возбуждено только Генеральным прокурором Российской Федерации или лицом, исполняющим его обязанности, при наличии на то согласия соответствующей квалификационной коллегии судей.
    Судья не может быть привлечен к уголовной ответственности, заключен под стражу, подвергнут приводу без согласия соответствующей квалификационной коллегии судей. Заключение судьи под стражу допускается не иначе как с санкции Генерального прокурора Российской Федерации или лица, исполняющего его обязанности, либо решением суда. «Судья не может быть в каком бы то ни было случае задержан, а равно принудительно доставлен в какой бы то ни было государственный орган в порядке производства по делам об административных правонарушениях. Судья, задержанный по подозрению в совершении преступления, задержанный или доставленный в орган внутренних дел, другой государственный орган в порядке производства по делам об административных правонарушениях, по установлении его личности должен быть немедленно освобожден».

    Проникновение в жилище или служебное помещение судьи, в личный или используемый им транспорт, производства там досмотра, обыска или выемки, прослушивание его телефонных переговоров, личный досмотр и личный обыск судьи, а равно досмотр, изъятие и выемка его корреспонденции, принадлежащих ему имущества и документов производятся с соблюдением Конституции Российской Федерации, федеральных законов и только в связи с производством по уголовному делу в отношении этого судьи.

    Уголовное дело в отношении судьи по его требованию, заявленному до начала судебного разбирательства, должно быть рассмотрено только Верховным Судом Российской Федерации.

    59. Недопустимость вмешательства в деятельность суда.
    1. Всякое вмешательство в деятельность судьи по осуществлению правосудия преследуется по закону.
    2. Судья не обязан давать каких-либо объяснений по существу рассмотренных или находящихся в производстве дел, а также представлять их кому бы то ни было для ознакомления, иначе как в случаях и порядке, предусмотренных процессуальным законом.

    (ФЗ «О статусе судей РФ» ст.10)

    60. Порядок назначения судей.

    1. Судьи Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации назначаются Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации, которое вносится с учетом мнения соответственно Председателя Верховного Суда Российской Федерации и Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
    2. Судьи федеральных арбитражных судов округов назначаются Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
    3. Судьи других федеральных судов общей юрисдикции и арбитражных судов назначаются Президентом Российской Федерации по представлению соответственно Председателя Верховного Суда Российской Федерации и Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации с учетом мнения законодательного (представительного) органа соответствующего субъекта Российской Федерации.
    4. Судьи военных судов назначаются Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации.
    5. Президент Российской Федерации в двухмесячный срок со дня получения необходимых материалов назначает судей федеральных судов, а кандидатов в судьи Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации представляет для назначения Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации либо отклоняет представленные кандидатуры, о чем сообщается председателю соответствующего суда.
    6. Назначение кандидатов на должности судей производится только при наличии положительного заключения соответствующей квалификационной коллегии судей.
    Судья федерального суда может быть назначен по его заявлению на должность, аналогичную занимаемой им, в другой суд того же уровня в порядке, установленном настоящим Законом, за исключением требования, предусмотренного абзацем первым настоящего пункта. В таком же порядке судья федерального суда может быть назначен на должность, аналогичную занимаемой им, в нижестоящий суд.

    (ФЗ «О статусе судей РФ» ст.6)

    61. Приостановление полномочий судьи.

    Правила приостановления или прекращения полномочий судьи ограждают его от произвольных решений должностных лиц либо органов, обнаруживающих намерение изба­виться от "неудобного" либо "несговорчивого" судьи.

    Приостановление полномочий - это временное отстранение судьи от исполненияим своих обязанностей. Законодательство дает четкий и исчерпывающий перечень случаев, когда такое отстране­ние возможно.

    Оно допустимо, если:

    Решением суда, вступившим в законную силу, судья признан безвестно отсутствующим;

    Квалификационная коллегия судей дала согласие на привле­чение судьи к уголовной ответственности или заключение его под стражу;

    Судья участвует в предвыборной кампании в качестве кан­дидата в состав органа законодательной (представительной) власти РФ или органа законодательной (представительной) власти субъекта РФ;

    Судья избран в состав органа законодательной (представительной) власти Российской Федерация или органа законодательной представительной) власти субъекта РФ.

    Несколько иначе решаются вопросы, связанные с определением оснований для приостановления полномочий судей Конст. Суда РФ. В соответствии со ст. 17 Закона о Конституционном Суде приостановление допускается лишь по двум основаниям: при наличии согласия данного суда на арест судьи или привлечение "его уголовной ответственности, а также в случае болезни судьи, ли­шающей его способности выполнять свои обязанности.

    В отношении процедуры, например, дачи согласия на арест или влечение к уголовной ответственности судьи в § 47 Регламента КС РФ сказано следующее:

    1. В случае поступления в Конст. Суд обращения Генерального прокурора РФ или суда о даче согласия на арест или привлечение к уголовной ответственности судьи конст. Суда Председатель Конст. Суда незамедлительно передает поступившие материалы судьям для предварительного изучения и устанавливает дату пленарного заседания для рассмотрения этого вопроса. Если поступившее обращение касается Председателя Конст. Суда, соответствующие действия осуществляет его заместитель.

    2. В пленарном заседании заслушиваются внесшее обращение должностное лицо или представитель соответствующего органа, судья Конст. Суда, в отношении которого испрашивается согласие на арест или привлечение к уголовной ответственности, и его представитель. При необходимости истребуются дополнительные материалы.

    3. Конст. Суд на закрытом совещании принимает одно из следующих решений:

    1) отказать в согласии на арест или привлечение к уголовной ответственности судьи Конст. Суда;

    2) дать согласие на арест или привлечение к уголовной ответственности судьи Конст. Суда. В этом случае одновременно решается вопрос о приостановлении его полномочий.

    4. В порядке, предусмотренном настоящим параграфом, Конст. Суд решает вопрос о даче согласия на привлечение судьи к административной ответственности, налагаемой в судебном порядке на задержание судьи, а также на производство у судьи обыска. Дача такого согласия не влечет приостановления полномочий судьи.

    Решение о приостановлении полномочий судей судов общей юрисдикции и арбитражных судов при наличии хотя бы одного из названных выше оснований принимается соответствующей квалификационной коллегией (см. § 5 настоящей главы). Такой же поря­док установлен и для мировых судей (ч. 2 ст. 8 Закона о мировых судьях).

    При условиях, предусмотренных ч. 2 ст. 13 Закона о статусе судей, судье, не согласному с решением квалификационной колле­гии, дано право обжаловать это решение в Высшую квалификаци­онную коллегию судей (см. § 5 настоящей главы) в течение десяти дней со дня получения копии решения. Решение Высшей квалифи­кационной коллегии судей может быть обжаловано в Верх. Суд РФ в тот же срок.

    Приостановление полномочий означает лишь то, что судья, о котором состоялось решение, временно отстраняется от исполнения своих обязанностей. Но это не лишает его гарантий неприкосновен­ности, не снижает уровень материального обеспечения и, как пра­вило, не препятствует получению заработной платы и иного возна­граждения за труд (кроме случаев, когда он подвергнут аресту).

    Судья возобновляет исполнение своих обязанностей после того, как отпали основания для приостановления полномочий (выздоров­ление, прекращение по реабилитирующему основанию уголовного дела, отказ от занятия деятельностью, несовместимой с судебной должностью и т.д.).

    Решение о возобновлении полномочий судьи принимает квали­фикационная коллегия судей, приостановившая его полномочия.

    62. Прекращение полномочий судьи.

    Прекращение полномочий - это полное отстранение судьи от исполнения должностных обязанностей.

    Для него также установлен исчерпывающий перечень оснований:

    Письменное заявление судьи об отставке;

    Неспособность судьи по состоянию здоровья или по иным уважительным причинам в течение длительного времени исполнять свои обязанности. Квалификационная коллегия судей может пре­кратить полномочия судьи по этим основаниям, однако она не вправе принять такое решение, если судья вернулся к исполнению своих обязанностей;

    Письменное заявление судьи о прекращении его полномочий в связи с переходом на другую работуили по иным причинам;

    Истечение срока полномочий судьи, если они были ограни­чены определенным сроком;

    Увольнение судьи военного суда с военной службы по дости­жении предельного возраста пребывания на военной службе;

    Прекращение гражданства РФ;

    Занятие деятельностью, несовместимой с должностью судьи;

    Вступление в законную силу обвинительного приговора суда в отношении судьи либо судебного решения о применении к нему принудительной меры медицинского характера;

    Вступление в законную силу решения суда об ограничении дееспособности судьи либо о признании его недееспособным;

    Смерть судьи или вступление в законную силу решения суда об объявлении его умершим;

    Отказ судьи от перевода в другой суд в связи с упразднением или реорганизацией суда;

    Совершение судьей поступка, позорящего его честь и достоинство или умаляющего авторитет судебной власти.

    Последнее из приведенных оснований для прекращения полномочий судьи сформулировано достаточно широко и не совсем определенно. Не внесло в него ясность и разъяснение, данное в применении к ст. 4 Кодекса чести судьи, где сказано: "Проступком, позорящим честь и достоинство судьи, признается такое действие или бездействие, которое, хотя и не является преступным, но по своему характеру несовместимо с высоким званием судьи ". Другими словами, речь может идти как о проступках, совершенных в связи с исполнением служебных обязанностей (например, грубость в отношении посетителей суда и участников судебных процессов, сведение счетов с кем-то при разбирательстве гражданских уголовных дел), так и о проступках в быту (злоупотребление спиртными напитками, скандалы в семье, с соседями и т.п.). Решение вопроса о том, является конкретный проступок "позорящим" или не является, "совместим он с высоким званием судьи" или "не совместим", оставлено на усмотрение органа, управомоченного принимать данное решение. Решение о прекращении полномочий судей гражданских, военных и арбитражных судов принимается соответствующей квалификационной коллегией судей. Оно может быть обжаловано в Высшую квалификационную коллегию судей в течение 10 дней со дня пол­учения копии решения. Законность решения Высшей квалификационной коллегии судей проверяется Верховным Судом РФ в тот же срок. При отмене решения квалификационной коллегии судей о прекращении полномочий судьи, отмене состоявшегося о нем обвини­тельного приговора суда либо судебного решения о применении принудительных мер медицинского характера судья подлежит восстановлению в прежней должности с выплатой причитающейся ему заработной платы. Правила решения вопросов, связанных с прекращением полномочий судей федеральных судов общей юрисдикции и арбитражных судов применяются и в отношении мировых судей.

    Для прекращения полномочий судей КС РФ установлены несколько иные правила. В дополнение коснова­ниям, похожим на перечисленные выше, для принятия такого решения Закон о Конституционном Суде предусматривает еще три:

    · нарушение порядка назначения на должность;

    · неучастие судьи в заседаниях суда без уважительных причин более двух раз;

    Решение принимается,как правило, КС РФ.

    Однако данное правило имеет два изъятия, при необходимости прекращения полномочий:

    § в связи с тем, что был нарушен порядок назначения,

    § в связи с совершением судьей порочащего его про­ступка,

    суд принимает решение о внесении представления в Совет Федерации, который и принимает решение по существу. Регламент КС предусматривает специаль­ные процедуры для принятия решений и о прекращении полномо­чий судьи данного Суда.

    63. Отставка судей.

    Отставка судьи - это уход или почетное удаление судьи с должности.

    Уход может произойти по инициативе судьи и доброволь­но. Для ухода в отставку требуется заявление заинтересованного судьи.

    Удаление - вынужденный шаг.

    Оно происходит в случаях:

    ü истечения срока полномочий судьи (если он установлен),

    ü признания недееспособным в предусмотренном законом порядке,

    ü из-за болезни, которая в течение длительного времени мешает судье выполнять свои обязанности.

    При уходеили почетном удалении судьи в отставку его возрасту не придается такое значение, какое придается ему при увольнении с переходом на пенсию. Пребывающий в отставке судья, как сказано в ст. 15 Закона о статусе судей, сохраняет за собой звание судьи и наделяется, как и активно работающий судья, гарантиями неприкосновенности. Он остается членом судейского сообщества и может быть повторно назначен судьей.

    Ему разрешено работать в:

    ü в органах государственного и местного самоуправления,

    ü государственных и муниципальных учреждениях,

    ü профсоюзных и иных общественных объединениях,

    ü Государственной Думе,

    ü Совете Федерации Федерального Собрания РФ.

    64. Судейское сообщество как организационная форма обеспечения независимости судей.

    1. Судьи федеральных судов и судов субъектов РФ являются членами судейского сообщества с момента принесения ими присяги судьи и до момента вступления в силу решения о прекращении полномочий судьи, за исключением случая прекращения полномочий в связи с почетным уходом или почетным удалением судьи в отставку.

    2. Судья, пребывающий в отставке, сохраняет свою принадлежность к судейскому сообществу до прекращения отставки и может привлекаться с его согласия к работе в органах судейского сообщества. Судья, пребывающий в отставке, не вправе избирать членов квалификационных коллегий судей и быть избранным в состав квалификационных коллегий судей от судейского сообщества.

    65. Органы судейского сообщества.

    1. Органы судейского сообщества формируются и действуют в соответствии с федеральными конст. и законами и федеральными законами для выражения интересов судей как носителей судебной власти.

    2. Органами судейского сообщества в РФ являются:

    ü Всероссийский съезд судей;

    ü конференции судей субъектов РФ;

    ü Совет судей РФ;

    ü советы судей субъектов РФ;

    ü общие собрания судей судов;

    ü Высшая квалификационная коллегия судей РФ;

    ü квалификационные коллегии судей субъектов РФ.

    3. Деятельность органов судейского сообщества регулируется актами (регламентами, положениями), принимаемыми этими органами.

    Основными задачами органов судейского сообщества являются :

    1) содействие в совершенствовании судебной системы и судопроизводства;

    2) защита прав и законных интересов судей;

    3) участие в организационном, кадровом и ресурсном обеспечении судебной деятельности;

    1. Органы судейского сообщества осуществляют свою деятельность коллегиально, гласно, при неукоснительном соблюдении принципов независимости судей и невмешательства в судебную деятельность.

    2. Советы судей и квалификационные коллегии судей организуются на принципах выборности, сменяемости и подотчетности органам, их избравшим. Квалификационные коллегии судей не подотчетны органам, их избравшим, за принятые решения. Всероссийский съезд судей (далее также - съезд) является высшим органом судейского сообщества. Съезд правомочен принимать решения по всем вопросам, относящимся к деятельности судейского сообщества, за исключением вопросов, относящихся к полномочиям квалификационных коллегий судей, а также правомочен утверждать кодекс судейской этики и акты, регулирующие деятельность судейского сообщества. Решения съезда принимаются простым большинством голосов, если съездом не устанавливается иной порядок принятия решений.

    Органы судейского сообщества:

    ü обсуждают вопросы судебной практики и совершенствования законодательства;

    ü проводят общественную экспертизу проектов законов и иных нормативных актов, касающихся деятельности судов и статуса судей;

    ü рассматривают актуальные проблемы работы судов, их кадрового, организационного и ресурсного обеспечения, а также правового и социального положения судей;

    ü представляют интересы судей в государственных органах и общественных объединениях;

    ü избирают соответствующие квалификационные коллегии судей (отдельно для общих, военных и арбитражных судов).

    По обсуждаемым вопросам органы судейского сообщества принимают решения, а также обращения к государственным органам, общественным объединениям и должностным лицам, подлежащие рассмотрению в месячный срок. Органы судейского сообщества проводят свою работу при неукоснительном соблюдении принципа независимости судей и невмешательства в судебную деятельность. Порядок формирования и деятельности органов судейского сообщества определяется Всероссийским съездом судей. На II Всероссийском съезде судей 30 июня 1993 года было утверждено Положение «Об органах судейского сообщества РФ». Данным Положением определены порядок формирования, организация работы и полномочия органов судейского сообщества, образуемых в соответствии со статьей 17 Закона «О статусе судей в РФ». В настоящее время все эти вопросы регламентируются ФЗ «Об органах судейского сообщества в РФ» от 14 марта 2002 года. Данный Закон дает перечень органов судейского сообщества, определяет их основные задачи, полномочия и порядок образования. Судейское сообщество в России образуют судьи федеральных судов всех видов и уровней, судьи судов субъектов страны, составляющих судебную систему государства.

    Органы судейского сообщества формируются и действуют в соответствии с федеральными конст. и законами и федеральными законами для выражения интересов судей как носителей судебной власти.

    Деятельность органов судейского сообщества регулируется актами (регламентами, положениями), принимаемыми этими органами.

  • 6. Понятие и сущность конституционных принципов правосудия;
  • 7. Осуществление правосудия на началах равенства всех перед законом и
  • 8. Состязательность и равноправие сторон в судебном процессе.
  • 9. Доступность судебной защиты (право на судебную защиту).
  • 10. Участие присяжных заседателей в осуществлении правосудия.
  • 11. Участие арбитражных заседателей в осуществлении правосудия.
  • 12. Гласность судебного процесса (открытое разбирательство дел в судах).
  • 13. Обеспечение обвиняемому права на защиту.
  • 14. Презумпция невиновности.
  • 15. Язык судопроизводства в рф.
  • 16. Независимость судей, присяжных и арбитражных заседателей.
  • 17. Понятие судебной системы рф и особенности ее построения.
  • 18. Судебная система рф (схема).
  • 19. Понятие звена судебной системы и судебной инстанции, их отличия и
  • 20. Рассмотрение дел судами по первой инстанции.
  • 21. Рассмотрение дел судами по второй инстанции (апелляционный
  • 22. Рассмотрение дел судами по кассационной инстанции.
  • 23. Рассмотрение дел судами в порядке судебного надзора (надзорной
  • 24. Мировые судьи: место в судебной системе, порядок организации,
  • 25. Районные суды: место в судебной системе, порядок организации, состав и
  • 26. Областные и соответствующие суды: место в судебной системе, состав,
  • 27. Верховный Суд рф: место в судебной системе, состав, структура,
  • 28. Военные суды: место в судебной системе, общая подсудность дел, система
  • 29. Арбитражные суды: место в судебной системе, общая подведомственность
  • 30. Конституционный Суд рф: место в судебной системе, состав, компетенция.
  • 31. Особенности судопроизводства в Конституционном Суде рф.
  • 32. Конституционные (уставные) суды субъектов рф: место в судебной системе,
  • 33. Дисциплинарное судебное присутствие: место в судебной системе, состав,
  • 34. Формирование судейского корпуса: требования к кандидатам на должности
  • 35. Правовой статус судей: понятие и элементы (общая характеристика).
  • 36. Несменяемость судей и сроки их полномочий.
  • 37. Неприкосновенность судей.
  • 38. Место прокуратуры в государственном механизме России.
  • 39. Понятие прокуратуры рф и особенности ее организации.
  • 40. Система органов и учреждений прокуратуры рф (схема).
  • 41. Принципы организации и деятельности органов прокуратуры.
  • 42. Цели, стоящие перед органами прокуратуры рф и основные направления
  • 43. Понятие прокурорского надзора и его особенности.
  • 44. Надзор прокуратуры за исполнением законов («общий» надзор
  • 45. Надзор прокуратуры за исполнением законов органами, осуществляющими
  • 46. Надзор прокуратуры за исполнением законов администрациями мест
  • 47. Участие прокурора в рассмотрении дел судами уголовных дел.
  • 48. Участие прокурора в рассмотрении дел судами гражданских дел.
  • 49. Требования, предъявляемые к кандидатам на должности прокуроров и
  • 50. Правовой статус прокурора.
  • 51. Понятие оперативно-розыскной деятельности и ее задачи. Органы,
  • 52. Органы предварительного следствия и их компетенция.
  • 53. Органы дознания и их компетенция.
  • 54. Понятие адвокатуры в рф и ее организация на федеральном уровне.
  • 55. Организация адвокатуры на уровне субъектов рф.
  • 56. Организация адвокатской деятельности (адвокатские образования).
  • 57. Статус адвоката.
  • 58. Понятие нотариата в рф. Организация нотариата: Федеральная нотариальная палата. Нотариальные палаты субъектов рф.
  • 59. Правовой статус нотариуса.
  • 60. Судебные приставы: требования, предъявляемые к судебным приставам, их
  • 61. Полиция в рф: назначение и организация полиции, права и обязанности
  • 62. Таможенные органы рф: система и компетенция.
  • 63. Федеральная служба безопасности рф: система, компетенция (основные
  • 64. Уполномоченный по правам человека в рф: понятие, правовой статус,
  • 65. Частная детективная деятельность в рф: понятие, виды сыскных услуг и
  • 66. Частная охранная деятельность:понятие, виды охранных услуг.Субъекты
  • 35. Правовой статус судей: понятие и элементы (общая характеристика).

    Правовой статус судьи - это правовое положение судьи как государственного деятеля, закрепленное в законодательстве.

    1.Судьи - носители судебной власти. Судьями являются лица, наделенные в соответствии с законодательством полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе.

    Совокупность судей всех федеральных судов и судов субъектов РФ образует судейский корпус (судейское сообщество). Судья является членом судейского сообщества с момента принесения присяги судьи и до вступления в силу решения о прекращении полномочий судьи (исключением является прекращение полномочий в связи с отставкой судьи).

    2.Все судьи обладают единым статусом и различаются только своими полномочиями (компетенцией).

    Единство статуса означает равенство судей внутри судейского сообщества, равную защиту принадлежащих им прав, возложение одинаковых обязанностей и ограничений.

    Особенности правового положения некоторых категорий судей определяются ФЗ, а в случаях ими предусмотренных, также и законами субъектов РФ. Особенности правового положения судей Конституционного Суда РФ определяются ФКЗ.

    3. В зависимости от стажа работы, занимаемой должности, профессиональной подготовленности судье присваиваются квалификационные классы, не являющиеся почетным или специальным званием (высший, первый девятый классы. Судьям Конституционного Суда РФ присваивается высший квалификационный класс).

    4. К судьям предъявляются определенные требования и ограничения, например:

    В своей профессиональной деятельности и вне службы неукоснительно соблюдать Конституцию РФ и законы;

    В любой ситуации избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти, причинить ущерб репутации судьи и поставить под сомнение его объективность и независимость при осуществлении правосудия;

    Не может замещать иные государственные должности, должности государственной или муниципальной службы, муниципальные должности;

    Не может быть третейским судьей или арбитром;

    Не вправе принадлежать к политическим партиям и движениям, поддерживать их материально, публично выражать свои политические взгляды, участвовать в политических акциях и иной политической деятельности;

    Не вправе заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, занятия которой не должно препятствовать исполнению обязанностей судьи (эта деятельность не может финансироваться только за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства);

    Не вправе заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, в том числе принимать участие в управлении хозяйствующим субъектом.

    5. Судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральным законам.

    6. Судьи никому не подотчетны. Вмешательство в деятельность судей с целью воспрепятствовать осуществлению правосудия влечет уголовную ответственность.

    7. Требования и распоряжения судей при осуществлении ими своих полномочий обязательны для исполнения любыми субъектами, к которым они обращены на всей территории РФ.

    Информация, документы и их копии, необходимые для осуществления правосудия, предоставляются по требованию судьи безвозмездно.

    Неисполнение требований и распоряжений судьи влечет установленную ответственность.

    8. Судьи несменяемы, то есть они не могут быть назначены (избраны) на другую должность или переведены в другой суд без их согласия.

    9. Полномочия судей федеральных судов не ограничены определенным сроком, но они могут быть приостановлены или прекращены по основаниям, указанным в законе.

    Сроки полномочий мировых судей и судей конституционных (уставных) судов субъектов РФ устанавливаются законами соответствующих субъектов РФ.

    10. Предельный возраст пребывания в должности судьи - 70 лет. Данное ограничение не распространяется на Председателя Конституционного Суда РФ и Председателя Верховного Суда РФ.

    Для судей конституционных (уставных) судов субъектов РФ может быть установлен иной предельный возраст пребывания в должности судьи.

    11. Судьи неприкосновенны.

    Это в основном связано с особым порядком привлечения их к уголовной и административной ответственности, принятия решений о заключении под стражу, осуществления оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий.

    12. За совершение дисциплинарных проступков судьи привлекаются к дисциплинарной ответственности в виде предупреждения или досрочного прекращения полномочий.

    13. Судьи имеют право на отставку, то есть на почетный уход или почетное удаление с должности.

    За лицом, пребывающим в отставке, сохраняется звание судьи, гарантии личной неприкосновенности и принадлежность к судейскому сообществу.

    14. Федеральные судьи обязаны повышать квалификацию не реже одного раза в три года с сохранением заработной платы на период обучения.

    Порядок, формы и сроки прохождения профессиональной переподготовки и повышения квалификации мировых судей и судей конституционных (уставных) судов субъектов РФ определяется законами соответствующих субъектов РФ.

    15. Федеральными законами предусмотрены меры материального обеспечения и социальной защиты судей.

    16. В целях защиты жизни, здоровья, имущества могу применяться меры безопасности (личная охрана, охрана жилища, выдача оружия, изменение внешности и т.д.)

    Правовой Статус судей определяется Федеральными Законами36 применительно к судебной системе Российской Федерации. Однако Федеральный Конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации», предусматривая единство судебной системы, закрепляет одновременно и единство правового статуса всех судей вне зависимости, в составе какого суда они осуществляют свои полномочия и какое звено су- ; дебной системы они представляют. Вместе с тем особенности правового положения отдельных категорий судей определяются федеральными законами, а в случаях, ими предусмотренных, - также и законами субъек- : тов Российской Федерации. Однако правовое положение судей Конституционного Суда Российской Федерации определяется федеральным конституционным законом, регламентирующим деятельность данного суда.

    Правовое положение судей складывается из процедуры отбора кандидатов в судьи, введения кандидата в судейскую должность и наделения его соответствующими полномочиями, а также из совокупности общих и специальных прав и обязанностей, установленных соответственно законами о судоустройстве и предусмотренных процессуальными законами.

    Для отбора лица в кандидаты на замещение должности судьи в соответствии со ст. 119 Конституции Российской Федерации требуется, чтобы это был гражданин Российской Федерации, достигший 25 лет, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет.

    Данные общие требования признаются достаточными для низового звена судебной системы, включая как общие суды, так и арбитражные, а также военные суды. Однако для судов вышестоящего звена законами предусмотрены более высокие требования относительно возраста и стажа работы по юридической профессии. Так, для судов среднего звена, включая арбитражные, возраст кандидатов в судьи должен быть не менее 30 лет и стаж работы не менее 10 лет. Что же касается кандидатов в судьи Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, то для них возраст установлен не менее 35 лет и стаж работы не менее 10 лет, а кандидат в судьи Конституционного Суда Российской Федерации должен иметь возраст не менее 40 лет и стаж работы по юридической профессии не менее 15 лет.

    Указанные возрастные требования и требования относительно стажа работы по юридической профессии кандидата в судьи необходимы для квалифицированного выполнения в будущем своих профессиональных обязанностей по отправлению правосудия, что невозможно без глубоких знаний юриспруденции37 и достаточного жизненного опыта.

    Федеральным конституционным законом «О военных судах Российской Федерации» определены особенности комплектования военных судов, Военной коллегии и Судебного департамента. Так, на должности судей военных судов и Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации и предусмотренные штатным расписанием государственные должности работников аппаратов военных судов, Военной коллегии и Судебного департамента назначаются военнослужащие, прикомандированные к военным судам, Верховному Суду и Судебному департаменту. Прикомандирование военнослужащих осуществляется по представлению Председателя Верховного Суда на срок их пребывания в соответствующей должности.

    Контракт о прохождении военной службы, заключенный судьей военного суда или судьей Военной коллегии до его назначения на судебную должность, приостанавливает свое действие с момента принятия решения о назначении соответствующего судьи на должность соответственно Советом Федерации Федерального Собрания или Президентом Российской Федерации. За судьями военных судов и Военной коллегии сохраняется статус военнослужащих, проходящих военную службу по контракту.

    В случае прекращения полномочий судей военных;судов и Военной кол

    легии в соответствии с Федеральным законом «О статусе судей в России-,

    ской Федерации» действие контракта о прохождении военной службы в,

    соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и воен

    ной службе» возобновляется.

    Судьей военного суда может быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста 25 лет , имеющий высшее юридическое образование, стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет, не совершивший порочащих его поступков, сдавший квалификационный экзамен и получивший рекомендацию квалификационной коллегии судей военных судов, а также имеющий офицерское звание и заключивший контракт о прохождении военной службы.

    Судьи военных судов, годные по состоянию здоровья к военной службе, не могут быть уволены с военной службы без их согласия до достижения предельного возраста пребывания на военной службе, установленного федеральными законами. Однако судьям военных судов, достигшим указанного возраста, срок военной службы может быть продлен до 10 лет Председателем Верховного Суда Российской Федерации по рекомендации квалификационной коллегии судей военных судов, но не свыше достижения ими возраста 65 лет.

    Назначение судьи военного суда на другую должность в том же суде или его перевод в другой военный суд осуществляется с его согласия, за исключением случаев перевода судьи в военный,суд, находящийся за пределами территории Российской Федерации или действующий в местностях, где введено чрезвычайное положение.

    В качестве обязательного условия законы предъявляют к кандидатам в судьи и нравственные требования. Так, в соответствии с Федеральными законами «О мировых судьях в Российской Федерации» от 17 декабря 1998 г. и «О статусе судей в Российской Федерации» от 26 июня 1992 г. (в ред. от 17.07.99 г.) таковыми могут быть лица, не совершившие порочащие их поступки, а кандидаты в судьи Конституционного Суда Российской Федерации согласно Закону «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 21 июля 1994 г. должны обладать безупречной репутацией.

    Отбор кандидатов на должность судей осуществляется на конкурсной основе после сдачи ими квалификационного экзамена и получения рекомендации квалификационной коллегии судей39.

    Порядок наделения кандидатов полномочиями судей определен Конституцией Российской Федерации и Федеральным Конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации».

    Председатель Верховного Суда и Председатель Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации назначаются на должность Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.по представлению Президента Российской Федерации, основанному на заключении квалификационной коллегии судей этих судов.

    Заместители председателей и другие судьи Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации назначаются на должность Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по предложению Президента Российской Федерации, основанному на предложении Председателей Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и заключении квалификационных коллегий судей этих судов.

    Судьи военных судов назначаются на должность Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации, основанному на заключении Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации.

    Судьи федеральных арбитражных судов округов назначаются на должность Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, основанному на заключении квалификационных коллегий судей этих судов, с учетом предложений законодательных (представительных) органов государственной власти соответствующих субъектов Российской федерации.

    Председатели федеральных арбитражных судов округов и их заместители назначаются на должность Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, основанному на заключении Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации, с учетом предложений законодательных (представительных) органов государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.

    Судьи верховных судов республик, краевых, областных судов, судов гг. Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области и автономных округов, а также судьи (в том числе председатели и заместители председателей) районных судов назначаются на должность Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации, основанному на заключении квалификационных коллегий судей этих судов и согласованному с законодательными (представительными) органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.

    Председатели и заместители председателей верховных судов республик, краевых, областных судов, судов гг. Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области и автономных округов назначаются на должность Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации, основанному на заключении Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации и согласованному с законодательными (представительными) органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.

    Судьи арбитражных судов субъектов Российской Федерации назначаются на должность Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, основанному на заключении квалификационных коллегий судей этих судов и согласованному с законодательными (представительными) органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.

    Председатели арбитражных судов субъектов Российской Федерации и их заместители назначаются на должность Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, основанному на заключении Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации и согласованному с законодательными (представительными) органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.

    Мировые судьи в соответствии с Федеральным законом «О мировых судьях в Российской Федерации» от 17 декабря 1998 г. назначаются (избираются) на должность законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации либо избираются на должность населением соответствующего судебного участка в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.

    Особый порядок определен Конституцией Российской Федерации для избрания судей Конституционного Суда Российской Федерации. Так, судьи Конституционного Суда назначаются Советом Федерации Федераль--ного Собрания по представлению Президента Российской Федерации." Однако предложения о кандидатах на должность судей в соответствии с Законом «О Конституционном Суде Российской Федерации» могут вносить Президенту члены (депутаты) Совета Федерации и депутаты Государственной Думы Федерального Собрания, а также законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, высшие судебные органы, федеральные юридические ведомства и сообщества, юридические научные и учебные заведения.

    Председатель, заместитель Председателя и судья-секретарь Конституционного Суда Российской Федерации избираются на пленарном заседании суда тайным голосованием.

    В соответствии с Федеральным Конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» сроки полномочий федеральных судов не ограничены определенным сроком, если иное не установлено Конституцией Российской Федерации или федеральным конституционным законом.

    Судьи, впервые вступившие в должность, приносят присягу на собраниях судей Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, на съездах, конференциях либо собраниях судей иного уровня.

    Судьи Конституционного Суда Российской Федерации приводятся к присяге Председателем Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

    Олицетворяя самостоятельность судебной власти, судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральным законам. Причем данное положение не только провозглашается, но и гарантируется. Так, согласно ст. 5 Федерального Конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» лица, виновные в оказании незаконного воздействия на судей, присяжных, народных и арбитражных заседателей, участвующих в осуществлении правосудия, а также в ином вмешательстве в деятельность суда, ^несут ответственность, предусмотренную федеральным законом. Данное положение материализуется в установлении за незаконное вмешательство уголовной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 294 УК РФ.

    Независимость судей обеспечивается правовыми гарантиями, закрепленными в ст. 9 Закона «О судебной системе Российской Федерации», каковыми являются:

    предусмотренная законом особая процедура осуществления право

    запрет на вмешательство кого бы то ни было под угрозой ответ

    ственности в деятельность по осуществлению правосудия;

    несменяемость судей;

    особая защита судей государством;

    установление особого порядка приостановления и прекращения пол

    номочий судьи;

    предоставление права судьям на отставку;

    неприкосновенность судей;

    специальное государственное материальное и социальное обеспече

    ние судей;

    организация системы судейского сообщества.

    Отправление судьями правосудия обеспечивается особым порядком судопроизводства, регламентированным законами. Так, принимая судебное решение, судьи удаляются в совещательную комнату, в которой исключается не только присутствие иных лиц, но и возможность телефонного общения с судьями. Ход обсуждения принимаемого решения не подлежит разглашению, а при обсуждении все судьи пользуются равными правами. При окончательном принятии решения председательствующий на судебном заседании и старшина присяжных голосуют последними, что исключает возможность оказывать ими влияние на других судей, народных и присяжных заседателей.

    Наделение полномочиями судей гарантирует их несменяемость и более того, они не могут без своего согласия переводиться на другую работу либо в другой суд40.

    Правомерная деятельность судей по ^выполнению своих профессиональных обязанностей обеспечивается особой защитой государства. Так, в соответствии с Федеральным законом «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов»

    Судьи Конституционного Суда согласно Закону «О Конституционном Суде Российской Федерации» хотя и назначаются сроком на 12 лет, но прекращают свои полномочия по достижении 70 лет.

    Мировые судьи назначаются (избираются) на срок, установленный законом субъекта Российской Федерации, но не более чем на 5 лет.

    Установлена также и уголовная ответственность за воспрепятствование осуществлению правосудия (ч. 1 ст. 294 УК РФ); посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие (ст. 295 УК РФ); угрозу или насильственные действия в связи с осуществлением правосудия (ч. 1-3 ст. 296 УК РФ); неуважение к суду (ст. 297 УК РФ) и клевету в отношении судьи, присяжного заседателя (ч. 1 и 3 ст. 298 УК РФ).

    Правовой статус судей определяется и установлением особых правил приостановления и прекращения их полномочий. Так, согласно Закону «О статусе судей в Российской Федерации» полномочия судей приостанавливаются при наличии следующих оснований:

    признание судьи безвестно отсутствующим по решению суда;

    решение о согласии квалификационной коллегии судей на привлече

    ние судьи к уголовной ответственности или заключение под стражу;

    участие судьи в предвыборной кампании в качестве кандидата в со

    став органов законодательной (представительной) власти субъектов

    Российской Федерации;

    избрание судьи в состав органа законодательной (представительной)

    власти Российской Федерации или органов законодательной (пред

    ставительной) власти субъектов Российской Федерации42.

    Полномочия судей Конституционного Суда Российской Федерации в соответствии с Законом «О Конституционном Суде Российской Федерации» могут быть приостановлены по основаниям, когда:

    было решение о согласии Конституционного Суда Российской Федера

    ции на арест судьи или привлечение его к уголовной ответственности;

    судья по состоянию здоровья временно не способен выполнять свои

    обязанности.

    Прекращение полномочий судьи лишает его права исполнять свои обязанности, которое может быть только при наличии следующих оснований:

    при наличии письменного заявления судьи об отставке;

    по состоянию здоровья или иным уважительным причинам, когда

    судья неспособен.в течение длительного времени исполнять свои

    обязанности;

    при переходе на другую работу или по; иным причинам, когда имеет

    ся письменное заявление судьи;

    при истечении сроков полномочий для мировых судей (до 5 лет) и

    судей районных (городских), назначенных на должность (3 года);

    при увольнении судьи военного суда с военной службы по достиже

    нии предельного возраста пребывания на военной службе;

    в связи с прекращением гражданства Российской Федерации;

    при занятии деятельностью, не совместимой с должностью судьи;

    в связи с вступлением в отношении судьи обвинительного пригово

    ра в законную силу либо судебного решения о применении к нему

    принудительных мер медицинского характера;

    при совершении проступка, позорящего честь и достоинство судьи

    в связи с вступлением решения суда в законную силу об ограниче

    нии деятельности судьи или признании его недееспособным;

    в случае смерти судьи либо вступлении решения в законную силу об

    объявлении его умершим;

    при отказе судьи от перевода в другой суд в случае его реорганизации

    или упразднения.

    Полномочия судей общих и арбитражных судов прекращаются решением соответствующей квалификационной коллегии43.

    В отношении судей Конституционного Суда Законом «О Конституционном Суде Российской Федерации» предусмотрены и дополнительные основания прекращения их полномочий:

    при нарушении порядка назначения на должность судьи Конститу

    ционного Суда, установленного Конституцией- Российской Федера

    ции и Федеральным Конституционным Законом «О Конституцион

    ном Суде Российской Федерации»;

    в случае неучастия судьи в заседаниях суда или уклонения его от

    при признании решением суда судьи безвестно отсутствующим.

    Одновременно для судей Конституционного Суда Российской Федерации уточняются отдельные основания для прекращения их полномочий, установленных для всех судей. Так, письменное заявление об отставке судья может подать до достижения им предельного возраста пребывания в должности, то есть до 70 лет. Для прекращения полномочий судьи при занятии им деятельностью, не совместимой с должностью судьи, требуется, чтобы такой деятельностью судья Конституционного Суда продолжал

    заниматься, несмотря на предупреждение со стороны Конституционного Суда Российской Федерации о недопустимости такой деятельности.

    Прекращение полномочий судьи Конституционного Суда осуществляется решением самого суда, которое направляется Президенту Российской Федерации и в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, что является официальным уведомлением об освободившейся должности судьи. Прекращение полномочий ввиду нарушения порядка назначения судьи производится Советом Федерации на основании представления Конституционного Суда, а в связи с совершением судьей проступка, порочащего честь и достоинство судьи или умаляющего авторитет судебной власти, - также Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Конституционного Суда, принятому большинством не менее двух третей от общего числа судей.

    Важным средством обеспечения независимости и самостоятельности судей является установление института их отставки, под которой понимается почетный уход или удаление судьи с должности. В соответствии с Законом «О статусе судей в Российской Федерации» судья считается в отставке, если его полномочия прекращены на основании письменного заявления об отставке; неспособности в течение длительного времени исполнять обязанности судьи по состоянию здоровья или иным уважительным причинам; истечения срока полномочий судьи при их законодательном ограничении определенным сроком; увольнения судьи с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе; вступления решения суда в законную силу об ограничении деятельности судьи либо признания его недееспособным; отказа судьи от перевода в другой суд при упразднении или реорганизации суда.

    Основаниями для отставки судьи Конституционного Суда Российской Федерации являются: письменное заявление судьи об отставке; неспособность в течение длительного времени исполнять свои обязанности по состоянию здоровья или по иным уважительным причинам; истечение срока полномочий, если они были ограничены законом; ограничение дееспособности судьи либо признание его недееспособным по решению суда, вступившему в законную силу; достижение предельного возраста (70 лет). При уходе или удалении в отставку судьям устанавливаются в соответствии с законом определенные материальные льготы.

    Судья, пребывающий в отставке и имеющий стаж работы в должности судьи не менее 20 лет либо достигший возраста 55 (для женщин - 50) лет, вправе работать в органах госдарственной власти, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, в профсоюзных и иных общественных объединениях, а также в качестве помощ- t ника депутата (члена) Федерального Собрания Российский Федерации либо помощника депутата законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации, но не вправе занимать должность прокурора, следователя и дознавателя! На период осуществления такой деятельности на судью в отставке не распространяются гарантии неприкосновенности, а его членство в судейском обществе приостанавливается. Отставка судьи прекращается в случае повторного его избрания на должность, при совершении проступков, порочащих его честь и достоинство или ^умаляющих авторитет судебной власти, либо изменении гражданства Российской Федерации.

    Прекращается отставка в указанных случаях решением квалификационной коллегии по месту прежней работы судьи или постоянного жительства.

    Важным требованием, определяющим независимость и самостоятельность судьи, является его неприкосновенность, гарантии которой устанавливаются законом. При этом неприкосновенность судьи распространяется на его жилище, служебное помещение, используемые им транспорт и средства связи, его корреспонденцию, имущество и документы.

    Судьи также не могут быть привлечены к административной и дисциплинарной ответственности. Что же касается уголовного дела, то оно мо-4 жет быть возбуждено только Генеральным прокурором Российской Федерации или лицом, исполняющим его обязанности при согласии на то соответствующей квалификационной коллегии судей. Без согласия квалификационной коллегии судей судья не может быть привлечен к уголовной ответственности и заключен под стражу. Заключение его под стражу допускается только с санкции Генерального прокурора или лица, исполняющего его обязанности, либо по решению суда44.

    Судья не может быть задержан, а также принудительно доставлен в какой бы то ни было государственный орган в порядке производства по делам об административных правонарушениях. При задержании по подозрению в совершении преступления либо при задержании или доставлении его в орган внутренних дел и иной государственный орган в порядке производства по делам об административных правонарушениях по установлении его личности подлежит немедленному освобождению45.

    Проникновение в жилище или служебное помещение судьи, в личный и используемый им транспорт, производство там досмотра46, обыска или выемки, прослушивание его телефонных переговоров, личный досмотр и личный обыск, выемка его корреспонденции, имущества и документов

    производится только в связи с производством по уголовному делу в отношении этого судьи.

    По требованию судьи, заявленному до начала судебного разбирательства, уголовное дело в отношении него подлежит рассмотрению в Вер-; ховном Суде Российской Федерации.

    Неприкосновенность судей Конституционного Суда, определяемая Законом «О Конституционном Суде Российской Федерации», имеет некоторые отличительные черты. Так, они не могут быть привлечены к уголовной или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, задержаны, арестованы и подвергнуты обыску без согласия Кон-1 ституционного Суда Российской Федерации, за исключением случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей47.

    Гарантией независимости и самостоятельности судей является и их го- j сударственное материальное обеспечение. Мероприятия, проводимые государством по улучшению материального обеспечения судей, нашли закрепление в Законах «О статусе судей в Российской Федерации» (ст. 19) и «О военных судах в Российской Федерации» (ст. 29).

    В целях защиты и выражения интересов судебной власти судьи образуют свои органы сообщества, которыми являются:

    Всероссийский съезд судей, а в период между съездами - Совет су

    дей Российской Федерации, который избирается съездом;

    собрания судей Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда Рос

    сийской Федерации;

    съезды или конференции судей субъектов Российской Федерации,

    военных округов, групп войск и флотов, арбитражных судов, а в

    период между съездами или конференциями - советы судей, кото

    рые избираются съездами или конференциями.

    Указанные органы судейского сообщества обсуждают вопросы судебной практики и совершенствования законодательства, проводят экспертизу проектов нормативных актов, рассматривают проблемы работы судов, правового и социального положения судей, их кадрового обеспечения. Сообщества представляют интересы судей в государственных органах и общественных организациях.

    Всероссийский съезд судей формирует Высшую квалификационную коллегию судей Российской Федерации, а на съездах или конференциях судей субъектов Российской Федерации создаются квалификационные коллегии. В соответствии с Законом РФ «О статусе судей в Российской Федерации» указанные коллегии отбирают кандидатов на должность судей, приостанавливают или прекращают их полномочия, прекращают отставку судей, обеспечивают их неприкосновенность, проводят аттестацию и присваивают судьям квалификационные классы. Порядок организации, деятельности и полномочия квалификационных коллегий судей определяется Положениями «О квалификационных коллегиях судей» и «О квалификационной аттестации судей» (Постановление ВС от 13 мая 1993 г.).