Систематизация российского законодательства в первой половине XIX века. Систематизация и кодификация законодательства в первой половине XIX века Систематизация российского законодательства в первой половине 19
34. Систематизация российского законодательства в первой половине XIX в.
Систематизация российского законодательства в 1-ой половине XIX века была вызвана ростом гос. бюрократического аппарата, централизацией управления, значительным увеличением числа НПА. Законности в управлении страной, где хотя формально главенствовал бы закон, требовали и развивающиеся в недрах крепостного строя буржуазные отношения. А отсутствие официального издания действующих законов порождало неуверенность и медлительность в действиях гос. органов, приводило к должностным злоупотреблениям со стороны чиновничества.
В 1801 г. с воцарением Александра I комиссия по систематизации законодательства, но уже в 1803 г. дело было передано в Министерство юстиции, а в 1804 г. был подготовлен проект работ. Неудача всей систематизации кодификационной деятельности, осуществлявшейся до 1801 г., объяснялась тем, что комиссии бессистемно соединяли все старые законы или занимались сочинением новых. Новые задачи кодификации формулировались следующим образом: а) законы должны утверждаться на «непоколебимых основаниях права»; б) они должны определять все части государственного управления, пределы компетенции государственных органов, права и обязанности подданных в соответствии с «духом правления, политическим и естественным положением государства и народным характером»; в) они должны располагаться по строгой системе; г) они должны содержать в себе правила для отправления правосудия. Кодификационная работа была поручена Розенкампфу, но в 1808 г. в состав комиссии вошел товарищ министра юстиции М.М. Сперанский. Последний начал с преобразования комиссии, которая была разделена на Совет, правление и группу юрисконсультов. М.М. Сперанский стал секретарем правления. В 1813г. был подготовлен проект уголовного Уложения, в 1814 г. - торговое Уложение. В 1814 г. все три части гражданского Уложения вновь были представлены в Государственный совет, который в 1815 г. постановил составить систематический свод действующих законов, не утвердив представленный проект. Последний следовало согласовать с подготавливаемым сводом. В период с 1815 по 1821 г. был подготовлен свод указов к двум первым частям гражданского и к уголовному Уложению. Комиссия Розенкампфа, сменившего М.М. Сперанского, подготовила также первую часть устава гражданского судопроизводства и исправила проекты торгового и уголовного Уложений.
Николай I, продолжая дело своих предшественников по кодификации русского права, настаивал на создании Свода законов, а не нового Уложения. Уложенная комиссия была преобразована во второе отделение Собственной канцелярии Его Величества (31.01.1826 г.). Начальником отделения был назначен воспитатель царя М.А.Балугьянский, но фактически работы направлял М.М. Сперанский. Из двух возможных подходов к кодификации права - сведение всех существующих (действующих и недействующих) законов воедино без изменений и составление нового Уложения - был выбран первый (образцом для будущего Свода стал кодекс Юстиниана).
На первом заседании II отделения Сперанский огласил «Наставление отделению о порядке его трудов» и распределил обязанности между его чиновниками. Предполагалось весь правовой материал разделить на два этапа: первый - от Соборного Уложения 1649 г. до 12 декабря 1825 г. (манифеста Николая I), второй - от 12 декабря 1825 г. до текущего момента. Началом Собрания стало Уложение 1649 г., объединившее весь предшествующий ему правовой материал. Собрание законов должно было вобрать в себя все законодательные акты, издаваемые верховной властью и правительственными органами (действующие и отмененные). В Собрание включались те судебные решения, которые стали судебным прецедентом или толкованием к принятым законам, а также частные решения, которые «важны в историческом отношении». 1.04.1830 г. было опубликовано первое Полное собрание законов Российской империи (ПСЗ), где было собрано свыше 50 тыс. законов. Впоследствии ПСЗ дополнялось текущим законодательством.
После издания ПСЗ началась работа по созданию Свода законов Российской империи. При составлении Свода исключались недействующие нормы, устранялись противоречия, проводилась редакционная обработка текста. Весь материал в Своде был расположен по особой системе, разработанной Сперанским. Если ПСЗ строилось по хронологическому принципу, то Свод уже строился по отраслевому. В основу структуры Свода было положено деление права на публичное и частное. Для каждой статьи Свода законов составлялся комментарий, носивший значение толкования, но не имевший силы закона.
Свод законов был издан в 1832 г. в 15-ти томах, объединенный в 8 книг, а введен в действие с 1.01.1835 г. Свод законов состоял из восьми разделов: 1) основные государственные законы (т. I, ч. 1); 2) учреждения: а) центральные (т. I, ч.2), б) местные (т. II), в) устав о государственной службе (т. III); 3) «законы правительственных сил»: а) устав о повинностях (т. IV), б) устав о податях и пошлинах (т. V), в) устав таможенный (т. VI); г) уставы монетный, горный и о соли (т. VII), д) уставы лесной, оброчных статей и счетные (т. VIII); 4) законы о состояниях (т.IХ); 5) законы гражданские и межевые (т. X); 6) уставы государственного благоустройства: а) уставы духовных дел иностранных исповеданий, кредитный, торговый, промышленный (т. XI), б) уставы путей сообщения, почтовый, телеграфный, строительный, положения о взаимном пожарном страховании, о сельском хозяйстве, о найме на сельские работы, о трактирных заведениях, о благоустройстве в казачьих селениях, о колониях иностранцев на территории империи (т. XII); 7) уставы благочиния: а) уставы о на-родном продовольствии, об общественном призрении, врачебный (т. XIII), б) уставы о паспортах, о беглых, цензурный, о предупреждении и пре-сечении преступлений, о содержащихся под стражей, о ссыльных (т. XIV); 8) законы уголовные (т. XV). Но в Свод не были включены все действующие законы (военные, военно-морские, нац. окраин и др.)
Так же вышли Своды законов Восточной Сибири, Прибалтики и др.
" |
Систематизация российского законодательства в первой половине XIX в.
Систематизация российского законодательства в 1-ой половине XIX века была вызвана ростом гос. бюрократического аппарата͵ централизацией управления, значительным увеличением числа НПА. Законности в управлении страной, где хотя формально главенствовал бы закон, требовали и развивающиеся в недрах крепостного строя буржуазные отношения. А отсутствие официального издания действующих законов порождало неуверенность и медлительность в действиях гос. органов, приводило к должностным злоупотреблениям со стороны чиновничества.
В 1801 ᴦ. с воцарением Александра I комиссия по систематизации законодательства, но уже в 1803 ᴦ. дело было передано в Министерство юстиции, а в 1804 ᴦ. был подготовлен проект работ. Неудача всей систематизации кодификационной деятельности, осуществлявшейся до 1801 ᴦ., объяснялась тем, что комиссии бессистемно соединяли все старые законы или занимались сочинением новых. Новые задачи кодификации формулировались следующим образом: а) законы должны утверждаться на ʼʼнепоколебимых основаниях праваʼʼ; б) они должны определять все части государственного управления, пределы компетенции государственных органов, права и обязанности подданных в соответствии с ʼʼдухом правления, политическим и естественным положением государства и народным характеромʼʼ; в) они должны располагаться по строгой системе; г) они должны содержать в себе правила для отправления правосудия. Кодификационная работа была поручена Розенкампфу, но в 1808 ᴦ. в состав комиссии вошел товарищ министра юстиции М.М. Сперанский. Последний начал с преобразования комиссии, которая была разделена на Совет, правление и группу юрисконсультов. М.М. Сперанский стал секретарем правления. В 1813ᴦ. был подготовлен проект уголовного Уложения, в 1814 ᴦ. - торговое Уложение. В 1814 ᴦ. все три части гражданского Уложения вновь были представлены в Государственный совет, который в 1815 ᴦ. постановил составить систематический свод действующих законов, не утвердив представленный проект. Последний следовало согласовать с подготавливаемым сводом. В период с 1815 по 1821 ᴦ. был подготовлен свод указов к двум первым частям гражданского и к уголовному Уложению. Комиссия Розенкампфа, сменившего М.М. Сперанского, подготовила также первую часть устава гражданского судопроизводства и исправила проекты торгового и уголовного Уложений.
Николай I, продолжая дело своих предшественников по кодификации русского права, настаивал на создании Свода законов, а не нового Уложения. Уложенная комиссия была преобразована во второе отделение Собственной канцелярии Его Величества (31.01.1826 ᴦ.). Начальником отделения был назначен воспитатель царя М.А.Балугьянский, но фактически работы направлял М.М. Сперанский. Из двух возможных подходов к кодификации права - сведение всех существующих (действующих и недействующих) законов воедино без изменений и составление нового Уложения - был выбран первый (образцом для будущего Свода стал кодекс Юстиниана).
На первом заседании II отделения Сперанский огласил ʼʼНаставление отделению о порядке его трудовʼʼ и распределил обязанности между его чиновниками. Предполагалось весь правовой материал разделить на два этапа: первый - от Соборного Уложения 1649 ᴦ. до 12 декабря 1825 ᴦ. (манифеста Николая I), второй - от 12 декабря 1825 ᴦ. до текущего момента. Началом Собрания стало Уложение 1649 ᴦ., объединившее весь предшествующий ему правовой материал. Собрание законов должно было вобрать в себя все законодательные акты, издаваемые верховной властью и правительственными органами (действующие и отмененные). В Собрание включались те судебные решения, которые стали судебным прецедентом или толкованием к принятым законам, а также частные решения, которые ʼʼважны в историческом отношенииʼʼ. 1.04.1830 ᴦ. было опубликовано первое Полное собрание законов Российской империи (ПСЗ), где было собрано свыше 50 тыс. законов. Впоследствии ПСЗ дополнялось текущим законодательством.
После издания ПСЗ началась работа по созданию Свода законов Российской империи. При составлении Свода исключались недействующие нормы, устранялись противоречия, проводилась редакционная обработка текста. Весь материал в Своде был расположен по особой системе, разработанной Сперанским. В случае если ПСЗ строилось по хронологическому принципу, то Свод уже строился по отраслевому. В основу структуры Свода было положено деление права на публичное и частное. Для каждой статьи Свода законов составлялся комментарий, носивший значение толкования, но не имевший силы закона.
Свод законов был издан в 1832 ᴦ. в 15-ти томах, объединенный в 8 книг, а введен в действие с 1.01.1835 ᴦ. Свод законов состоял из восьми разделов: 1) основные государственные законы (т. I, ч. 1); 2) учреждения: а) центральные (т. I, ч.2), б) местные (т. II), в) устав о государственной службе (т. III); 3) ʼʼзаконы правительственных силʼʼ: а) устав о повинностях (т. IV), б) устав о податях и пошлинах (т. V), в) устав таможенный (т. VI); г) уставы монетный, горный и о соли (т. VII), д) уставы лесной, оброчных статей и счетные (т. VIII); 4) законы о состояниях (т.IХ); 5) законы гражданские и межевые (т. X); 6) уставы государственного благоустройства: а) уставы духовных дел иностранных исповеданий, кредитный, торговый, промышленный (т. XI), б) уставы путей сообщения, почтовый, телеграфный, строительный, положения о взаимном пожарном страховании, о сельском хозяйстве, о найме на сельские работы, о трактирных заведениях, о благоустройстве в казачьих селениях, о колониях иностранцев на территории империи (т. XII); 7) уставы благочиния: а) уставы о на-родном продовольствии, об общественном призрении, врачебный (т. XIII), б) уставы о паспортах, о беглых, цензурный, о предупреждении и пре-сечении преступлений, о содержащихся под стражей, о ссыльных (т. XIV); 8) законы уголовные (т. XV). Но в Свод не были включены все действующие законы (военные, военно-морские, нац. окраин и др.)
Так же вышли Своды законов Восточной Сибири, Прибалтики и др.
35. Гражданское и семейное право России в первой половине XIX в. (по Своду законов).
Источники : Свод законов гражданский (X том), Акты имперской власти, Толкования Сената͵ Обычное право, Гражданские Уложения на местах.
Правосубъектность : правоспособность с рождения, дееспособность: ограниченная с 14 лет, полная – с 21. Крепостные – объект гражданско-правовых отношений.
Черты : сословность, мелочная регламентация со стороны гос-ва.
Вещное право : 1) все о вещах: недвижимые (угодья, дома, ж/д) и движимые (деньги, крепостные, животные); раздельные и нераздельные ; благоприобретенные (вещи, пожалованные. Купленные, выслуженные, подаренные) и родовые (полученные по праву наследования).
2) о собственности: понятие ~ право исключительно и независимо от постороннего лица владеть, пользоваться и распоряжаться вещью вечно и потомственно; способы приобретения – завладение, находка, приращение, по давности, передача; общая собственность – одна и та же вещь принадлежала нескольким лицам, доходы и издержки делились по долям. Собственник мог быть ограничен в своем праве либо в интересах общества (сервитуты в пользу всех без исключения), либо в интересахчастного лица (сервитут для соседа). Способы прекращения права собственности: передача вещи другому, гибель вещи, отказ собственника от своего права, конфискация, экспроприация.
3) о владении: законное и незаконное владение охранялось законом от насилия и самоуправства до тех пор, пока имущество по суду не переходило к его настоящему владельцу.
4) о сервитутах: любое другое лицо имело право определенное время пользоваться чужой вещью и ее плодами, но при этом существо вещи не д.б. измениться. Это лицо было обязано сохранить чужую вещь, провести ее текущий ремонт и уплатить ее аренду. Другой вид сервитута – право угодий в чужих землях (охота͵ рыболовство).
Обязательственное право. Обязательства были из договоров и деликтов. Предметом договора были вещи и действия. Пороки воли и волеизъявления.
Формы : письменная и устная. Формы : домашний, явочный и крепостной. В случае если договор домашний или явочный, то акты писали на гербовой бумаге по установленному образцу, в присутствии свидетелей, скреплялись печатями нотариусов или маклеров. В крепостной форме заключались сделки об укреплении вещных прав на недвижимость.
Средства обеспечения договора: задаток, неустойка; полное и частичное, простое и срочное поручительство; залоᴦ. Способы прекращения договора: соглашение обоих сторон, добровольный отказ стороны от своего требования, истечение 10-летнего срока давности, лишение по суду всех прав состояния хотя бы одной стороны.
Договоры : купля-продажа (РЧП), запродажа – продавец обязывался в письменной форме передать имущество в назначенный срок, определялась цена и сумма неустойки, вносился задаток. Предметом договора мены были только движимые вещи. Договор поставки - 1 чувак обязывался в назначенный срок передать большую партию или массу вещей определенного качества и кол-ва, а другой – заплатить установленную сумму $. Предметом договора найма были как движимые, так и недвижимые вещи на срок не более 30 лет. Договор займа.Договор ссуды - 1 лицо безвозмездно передавало другому во временное пользование движимое имущество. Договор товарищества,найма услуг и личного найма , подряда , поклажи, страхования , дарения.
Институт доверенности устанавливал взаимные права и обязанности м/у верителем и поверенным. Верящее письмо, выдаваемое д/управления имением, составлялось на гербовой бумаге. Поверенный не имел права выходить за пределы доверенности. Доверенность прекращается со смертью верителя или с истечением установленного срока, на который она была выдана.
Вексель – ценная гербовая бумага, в которой в установленной форме выражалось обязательство уплатить сумму $ к установленному сроку. Векселя: простые и переводные.
Гражданские права: авторские и промышленные, права авторов литературных, художественных и музыкальных произведений, а также права на изобретение в области пром-ти, на рисунки, модель, клеймо, фирму. Предмет этих прав – нематериальные блага. Срок действия авторского права – 50 лет. Нарушение авторского права в форме плагиата было уголовно-наказуемым.
Систематизация российского законодательства в первой половине XIX в. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Систематизация российского законодательства в первой половине XIX в." 2017, 2018.
На протяжении всей отечественной истории систематизации законодательства отводилось особое значение: огромное количество нормативных актов необходимо было структурировать и привести в единую, согласованную систему.
Причины систематизации российского законодательства в первой половине XIX века:
- рост государственного аппарата;
- централизация управления;
- значительное увеличение числа НПА.
Комиссия составления законов во главе с П.В.Завадовским (с 1801 г.) сменила Уложенные комиссии времён Екатерины Второй, результат работы которых был неудовлетворителен. Но лишь при Николае I удалось развернуть по-настоящему и завершить систематизацию российского законодательства, так как было дано указание привести в порядок существующие , за чем император наблюдал лично. С 1826 года подготовка Полного собрания законов возложена на Второе отделение Собственной Его Императорского Величества канцелярии.
Фактически комиссию возглавлял М.М. Сперанский - опытный юрист, впервые привлеченный к кодификационным работам еще в 1808 - 1809 гг.
Этапы систематизации российского законодательства в первой половине XIX века:
- сбор всех законов, изданных с момента принятия Соборного Уложения (создание Полного собрания законов);
- приведение их в определенную систему (создание Свода законов Российской империи);
- издание нового Уложения о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г..
Первым этапом являлось создание Полного собрания законов (наиболее полного сборника законодательных актов Российской империи, расположенных в хронологическом порядке). Собрание считается монументальным памятником русского . Оно вобрало в себя все нормативные акты со времён Соборного Уложения 1649 года вплоть до начала царствования Николая I. Таких актов набралось свыше 50 тыс., излагались они в хронологическом порядке. Впоследствии Полное собрание законов дополнялось текущим законодательством. Таким образом, появилось второе Полное собрание законов Российской империи, включившее в себя акты до 1881 года.
После издания Полного собрания законов Сперанский реализовал второй этап работы - создание Свода законов Российской империи . При его составлении исключались устаревшие нормы, устранялись противоречия, проводилась редакционная обработка текста.
Подробнее
В Своде законов материал был систематизирован особым образом. Если ПСЗ строилось по хронологическому принципу, то в Своде нормативные акты излагались в систематическом, а не в хронологическом порядке.
В основу структуры Свода было положено деление права на публичное и частное (государственное и гражданское).
Свод был издан в 15 томах, объединенных в 8 книгах. В 1885 г. к Своду был добавлен 16 том, включавший в себя процессуальное законодательство.
- законы об управлении (органах власти) и государственной службе;
- уставы о повинностях;
- уставы казенного управления (о податях, питейном сборе);
- законы о сословиях;
- гражданское законодательство;
- уставы государственного благоустройства (уставы кредитных установлений, уставы торговые, уставы об отраслях промышленности);
- уставы благочиния (врачебный устав, уставы о народном продовольствии, общественном призрении);
- уголовный закон.
Следующим этапом принято считать разработку Уложения о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. Она началась сразу после создания Свода законов и производилась первоначально в Министерстве юстиции, а затем во II отделении Императорской канцелярии. При разработке проекта был использован том XV Свода законов. Авторы Уложения помимо российского права изучили проекты многих европейских кодексов.
В этот период в российской правовой системе в большей части присутствовал консерватизм и реакционность. Все изменения в праве производились только для того, чтобы отстоять основы феодализма, абсолютистские порядки. В силу этого реформирования права, его существо было невелико.
Стремление удержать и подкрепить устои шатающегося феодализма приводит к идее своеобразной феодальной законности. Если содержание права в данный период изменилось несущественно, то этого нельзя сказать об его форме. Была проведена грандиозная работа по систематизации российского законодательства, составившая целую эпоху в его истории.
Последним универсальным систематизированным сборником, охватывающим почти все отрасли русского права, было Соборное уложение 1649г. В 18 веке неоднократно предпринимались попытки создать новое Уложение, однако они не привели к успеху.
К началу 19 неразбериха в законодательстве дошла до предела. Александр 1 уже в 1801г. учредил новую, десятую по счету- комиссия составления законов и провела значительную подготовительную работу. При этом была идея императора о том, что систематизация законодательства должна предшествовать созданию Конституции. Но только Николаю 1 удалось завершить настоящую систематизацию.
Неуспех всех десяти комиссий определялся тем, что у них были большие противоречия и борьба между новым и старым, в основе всего этого лежал вопрос о существовании крепостного права, т.е. о существе феодализма. Так и с последней, десятой комиссией. Но Николай 1, не смотря на его размышления, указал ничего не менять в праве, а лишь привести в порядок существующие нормы. Для личного досмотра за всем этим, создали комиссию, которая была не при Госсовете (он должен был заниматься этим бредом), а просто преобразовали ее во 2 отделение Собственной его императорского величества канцелярии. Потом, когда уже был готов Свод законов, император создал еще семь ревизионных комиссий, чтобы проверить соответствие Свода с существующему законодательству.
Успеху работы комиссии способствовал М.М. Сперанский. Он решил организовать работу поэтапно. Сначала он хотел собрать воедино все законы, изданные с момента принятия Соборного уложения, затем привести их в определенную систему и наконец на базе всего этого издать новое Уложение. В таком порядке работа и развернулась.
Сначала приступили к созданию Полного собрания законов (ПСЗ). Оно включило в себя все нормативные акты с Соборного уложения до начала царствования Николая 1, собранные в хронологическом порядке. Таких актов собралось около 50 тыс., составивших 46 толстых томов. Впоследствии ПСЗ дополнилось текущим зак-вом. Так появилось второе Полное собрание законов Российской империи, охватившее зак-во до 1881г., и третье, включившее законы с марта этого года.
ПСЗ все-таки было не совсем полным. В тоже время, в него вошли акты, по существу, не имевшие характера законов, поскольку само понятие «закон» в теории не было разработано. В Полном собрании можно найти акты неюридического характера, а также судебные прецеденты.
После создания ПСЗ Сперанский приступил ко второму этапу- созданию Свода законов Российской империи. При его составлении исключались недействующие нормы, устранялись противоречия, проводилась редакционная обработка текста. В Своде законов весь материал был расположен п особой схеме разработанной Сперанским. Если ПСЗ строится по хронологическому принципу, то Свод- уже по отраслевому, хотя и не совсем последовательно проведенному.
В основу структуры было положено деление права на публичное и частное, бравшие начало из римского права. Свод был издан в 15 томах, объединенных в восьми книгах. 1 книга- включила законы об органах власти управления и госслужбе. 2-уставы о повинностях, 3-уставы казенного управления (уставы о податях, пошлинах и т.д.) 4- законы о сословиях, 5- гражданское зак-во, 6-уставы гос благоустройства,7- уставы благочиния, 8-законы уголовные. Также установили, что свод должен быть низменным.
После издания Свода пошел третий этап работы - создание Уложения, которое должно было не только содержать старые нормы, но и развивать право. Если ПСЗ и Свод были лишь инкорпорацией, то создание Уложение предполагало кодификационный метод работы, т.е. не только соединение старых норм, НО И ДОПОЛНЕНИЕ ИХ НОВЫМИ. Однако именно этого-то и не хотел император.
Планируя создание Уложения, Сперанский не собирался колебать устои феодализма. Он просто стремился привести законодательство в соответствии с требованиями жизни. Однако все эти де не нашли поддержки. Работа по систематизации остановилась на втором этапе. Можно лишь отметить как элемент третьего этапа изданный в 1845г. Уложения о наказаниях уголовных и исправительных- первого настоящего российского уголовного кодекса.
Разработка Уложения о наказаниях началась сразу после создания Свода. Это уложение было громадным законом. Оно содержало более 2 тыс статей, разбитых на 12 разделов, имеющих сложную структуру. Впервые в российском зак-ве Уложение содержало Общую часть, функции которой выполнял первый раздел закона. Уложение делило правонарушение на преступления и проступки, граница между которыми была проведена не слишком четко. В системе преступлений на первом месте стояли деяния против религии, гос-ва, порядка управления, должностные. Уложение предусматривало обширную и сложную систему наказаний. Она располагались по разрядам, родам и степеням, делились на уголовные и исправительные. Таким образом, уложение о наказаниях уголовных и исправительных было большим шагом вперед в развитии уголовного зак-ва Российской империи. Так в первой половине 19 века была оформлена система рос-кого права, дожившая в своей основе до последних дней Российской империи.
Систематизация российского законодательства в 1-ой половине XIX века была вызвана ростом гос. бюрократического аппарата, централизацией управления, значительным увеличением числа НПА. Законности в управлении страной, где хотя формально главенствовал бы закон, требовали и развивающиеся в недрах крепостного строя буржуазные отношения. А отсутствие официального издания действующих законов порождало неуверенность и медлительность в действиях гос. органов, приводило к должностным злоупотреблениям со стороны чиновничества.
На первом заседании II отделения Сперанский огласил «Наставление отделению о порядке его трудов» и распределил обязанности между его чиновниками. Предполагалось весь правовой материал разделить на два этапа: первый — от Соборного Уложения 1649 г. до 12 декабря 1825 г. (манифеста Николая I), второй — от 12 декабря 1825 г. до текущего момента. Началом Собрания стало Уложение 1649 г., объединившее весь предшествующий ему правовой материал. Собрание законов должно было вобрать в себя все законодательные акты, издаваемые верховной властью и правительственными органами (действующие и отмененные). В Собрание включались те судебные решения, которые стали судебным прецедентом или толкованием к принятым законам, а также частные решения, которые «важны в историческом отношении». 1.04.1830 г. было опубликовано первое Полное собрание законов Российской империи (ПСЗ), где было собрано свыше 50 тыс. законов. Впоследствии ПСЗ дополнялось текущим законодательством.
После издания ПСЗ началась работа по созданию Свода законов Российской империи. При составлении Свода исключались недействующие нормы, устранялись противоречия, проводилась редакционная обработка текста. Весь материал в Своде был расположен по особой системе, разработанной Сперанским. Если ПСЗ строилось по хронологическому принципу, то Свод уже строился по отраслевому. В основу структуры Свода было положено деление права на публичное и частное. Для каждой статьи Свода законов составлялся комментарий, носивший значение толкования, но не имевший силы закона.
Свод законов был издан в 1832 г. в 15-ти томах, объединенный в 8 книг, а введен в действие с 1.01.1835 г.
Свод законов состоял из восьми разделов:
1) основные государственные законы (т. I, ч. 1);
2) учреждения: а) центральные (т. I, ч.2), б) местные (т. II), в) устав о государственной службе (т. III);
3) «законы правительственных сил»: а) устав о повинностях (т. IV), б) устав о податях и пошлинах (т. V), в) устав таможенный (т. VI); г) уставы монетный, горный и о соли (т. VII), д) уставы лесной, оброчных статей и счетные (т. VIII);
4) законы о состояниях (т.IХ);
5) законы гражданские и межевые (т. X);
6) уставы государственного благоустройства: а) уставы духовных дел иностранных исповеданий, кредитный, торговый, промышленный (т. XI), б) уставы путей сообщения, почтовый, телеграфный, строительный, положения о взаимном пожарном страховании, о сельском хозяйстве, о найме на сельские работы, о трактирных заведениях, о благоустройстве в казачьих селениях, о колониях иностранцев на территории империи (т. XII);
7) уставы благочиния: а) уставы о на-родном продовольствии, об общественном призрении, врачебный (т. XIII), б) уставы о паспортах, о беглых, цензурный, о предупреждении и пре-сечении преступлений, о содержащихся под стражей, о ссыльных (т. XIV);
8) законы уголовные (т. XV). Но в Свод не были включены все действующие законы (военные, военно-морские, нац. окраин и др.)
Так же вышли Своды законов Восточной Сибири, Прибалтики и др.
Гражданское и семейное право России в первой половине XIX в. (по Своду законов)
Источники : Свод законов гражданский (X том), Акты имперской власти, Толкования Сената, Обычное право, Гражданские Уложения на местах.
Правосубъектность : правоспособность с рождения, дееспособность: ограниченная с 14 лет, полная - с 21. Крепостные - объект гражданско-правовых отношений.
Черты : сословность, мелочная регламентация со стороны гос-ва.
Вещное право :
1) все о вещах: недвижимые (угодья, дома, ж/д) и движимые (деньги, крепостные, животные); раздельные и нераздельные; благоприобретенные (вещи, пожалованные. Купленные, выслуженные, подаренные) и родовые (полученные по праву наследования).
2) о собственности: понятие ~ право исключительно и независимо от постороннего лица владеть, пользоваться и распоряжаться вещью вечно и потомственно; способы приобретения - завладение, находка, приращение, по давности, передача; общая собственность - одна и та же вещь принадлежала нескольким лицам, доходы и издержки делились по долям. Собственник мог быть ограничен в своем праве либо в интересах общества (сервитуты в пользу всех без исключения), либо в интересахчастного лица (сервитут для соседа). Способы прекращения права собственности: передача вещи другому, гибель вещи, отказ собственника от своего права, конфискация, экспроприация.
3) о владении: законное и незаконное владение охранялось законом от насилия и самоуправства до тех пор, пока имущество по суду не переходило к его настоящему владельцу.
4) о сервитутах: любое другое лицо имело право определенное время пользоваться чужой вещью и ее плодами, но при этом существо вещи не д.б. измениться. Это лицо было обязано сохранить чужую вещь, провести ее текущий ремонт и уплатить ее аренду. Другой вид сервитута - право угодий в чужих землях (охота, рыболовство).
Обязательственное право
Обязательства были из договоров и деликтов. Предметом договора были вещи и действия. Пороки воли и волеизъявления.
Формы : письменная и устная. Формы : домашний, явочный и крепостной. Если договор домашний или явочный, то акты писали на гербовой бумаге по установленному образцу, в присутствии свидетелей, скреплялись печатями нотариусов или маклеров. В крепостной форме заключались сделки об укреплении вещных прав на недвижимость.
Средства обеспечения договора: задаток, неустойка; полное и частичное, простое и срочное поручительство; залог. Способы прекращения договора: соглашение обоих сторон, добровольный отказ стороны от своего требования, истечение 10-летнего срока давности, лишение по суду всех прав состояния хотя бы одной стороны.
Договоры : купля-продажа (РЧП), запродажа - продавец обязывался в письменной форме передать имущество в назначенный срок, определялась цена и сумма неустойки, вносился задаток. Предметом договора мены были только движимые вещи. Договор поставки - 1 чувак обязывался в назначенный срок передать большую партию или массу вещей определенного качества и кол-ва, а другой - заплатить установленную сумму $. Предметом договора наймабыли как движимые, так и недвижимые вещи на срок не более 30 лет. Договор займа.Договор ссуды - 1 лицо безвозмездно передавало другому во временное пользование движимое имущество. Договор товарищества,найма услуг и личного найма, подряда, поклажи, страхования, дарения.
Институт доверенности устанавливал взаимные права и обязанности м/у верителем и поверенным. Верящее письмо, выдаваемое д/управления имением, составлялось на гербовой бумаге. Поверенный не имел права выходить за пределы доверенности. Доверенность прекращается со смертью верителя или с истечением установленного срока, на который она была выдана.
Вексель - ценная гербовая бумага, в которой в установленной форме выражалось обязательство уплатить сумму $ к установленному сроку. Векселя: простые и переводные.
Гражданские права: авторские и промышленные, права авторов литературных, художественных и музыкальных произведений, а также права на изобретение в области пром-ти, на рисунки, модель, клеймо, фирму. Предмет этих прав - нематериальные блага. Срок действия авторского права - 50 лет. Нарушение авторского права в форме плагиата было уголовно-наказуемым.
- Тесты что лишает меня энергии
- Владимир Иванович Долгих: биография Долгих секретарь цк кпсс
- Глисты у собаки: симптомы, фото, лечение и профилактика
- На что можно потратить материнский капитал?
- Ванильный кекс с кусочками шоколада
- Торт на сковороде за 20 минут
- Свинина с грибами и сыром в духовке: самые удачные рецепты