Войти
Образовательный портал. Образование
  • Причины выброса токсичных веществ Несгораемые углеводороды и сажа
  • Современный этап развития человечества
  • Лилия яковлевна амарфий Могила лилии амарфий
  • Значение имени мариям Имя марьям значение происхождение
  • Семь советов от Отцов Церкви
  • Унжа (Костромская область)
  • Специальные подразделения ФПС. Специальная пожарная охрана МЧС России. Специальные подразделения ФПС Успо мчс

     Специальные подразделения ФПС. Специальная пожарная охрана МЧС России. Специальные подразделения ФПС Успо мчс

    Все эти годы пожарные спецподразделения защищают особо важные и режимные объекты, закрытые административно-территориальные образования. Об истории специальной пожарной охраны корреспонденту «Пожарного дела» рассказал заместитель директора департамента пожарно-спасательных сил, специальной пожарной охраны и сил гражданской обороны генерал-майор внутренней службы Борис Анатольевич Борзов.

    Создание Специальной пожарной охраны

    Решение о создании специальной пожарной охраны было принято руководством Советского Союза в тяжелые послевоенные годы, когда страна еще только восстанавливалась после страшных разрушений и потрясений.

    Однако, помимо восстановления народного хозяйства, в те годы перед государством была поставлена еще одна важнейшая задача - в кратчайшие сроки создать ядерное оружие и ликвидировать то военно-политическое преимущество, которое получили Соединенные Штаты Америки после демонстрации сил и разрушительной мощи нового вида вооружения в японских городах Хиросиме и Нагасаки.

    Понимая, что пожары на предприятиях, задействованных в решении поставленной задачи, могут значительно отодвинуть сроки реализации атомного проекта, руководство страны приняло постановление о создании боеспособных подразделений, которые могли бы обеспечить надежную противопожарную защиту объектов оборонного комплекса страны.

    В октябре 1947 года в составе Главного управления пожарной охраны МВД СССР был образован специальный отдел для организации и руководства подразделениями по охране особо важных и режимных предприятий.

    Первоначально под охрану отдела были переданы только предприятия, научно-исследовательские учреждения, закрытые города и поселки, которые создавали ракетно-ядерное оружие. Однако очень скоро практика показала эффективность и обоснованность принятого решения. Постепенно под охрану специальных подразделений правительственными решениями были переданы практически все стратегические предприятия оборонно-промышленного комплекса страны, производящие обычное вооружение и боеприпасы, боевые корабли, подводные лодки и военные самолеты.

    В начале 60-х годов прошлого века руководством страны был взят курс на качественное перевооружение армии. Началось масштабное строительство новых предприятий атомного судостроения, ракетно-космической и авиационной промышленности, промышленности боеприпасов и спецхимии, вооружений, электроники, средств связи и радио.

    Пожарную безопасность новых объектов, как на этапе строительства, так и после ввода их в эксплуатацию, было поручено обеспечивать подразделениям специальной пожарной охраны.

    В 70-е годы в системе специальной пожарной охраны организуется новое направление - войсковые подразделения, созданные для обеспечения пожарной безопасности специальных объектов высших органов государственной власти.

    Таким образом, специальная пожарная охрана прошла длительный и нелегкий путь становления и развития от нескольких подразделений до высокоэффективной развитой единой системы с четко отработанной управленческой и штатной структурой.

    Специальные подразделения ФПС МЧС России

    Достаточно назвать только несколько из охраняемых объектов, чтобы понять всю значимость и ответственность порученной специальной пожарной охране задачи. Это такие уникальные объекты атомной промышленности, как ПО «Маяк», Горно-химический комбинат, ОАО «Сибирский химический комбинат», флагманы атомного судостроения

    - «Северное машиностроительное предприятие» и Дальневосточный завод «Звезда», гиганты производства ракетно-космической техники

    ГКНПЦ им. М.В. Хруничева, РКК «Энергия», космодром «Байконур» и многие другие.

    Специальными подразделениями обеспечивается безопасность при реализации важнейших государственных и межотраслевых программ: Государственной программы вооружений, Федеральной космической программы России, Федеральной целевой программы «Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации», Президентской программы «Комплексная утилизация атомных подводных лодок, выводимых из состава ВМФ», Федеральной целевой программы развития авиационной техники России, Федеральной программы «Реструктуризация и конверсия оборонной промышленности», Федеральной целевой программы промышленной утилизации вооружений и военной техники, а также ряда программ по развитию электронной техники и средств связи, по переработке и захоронению радиоактивных отходов, утилизации оружейных делящихся материалов.

    Конечно, случались аварии, и подразделения специальной пожарной охраны всегда принимали участие в их ликвидации, с честью выполняя свой профессиональный долг. Вот примеры только некоторых из таких аварий. Это взрыв на ПО «Маяк» в 1957 году, конечно, это авария на Чернобыльской атомной электростанции в 1986 году. Из недавних событий хочется назвать пожар на атомной подводной лодке «Екатеринбург», лесные пожары 2010 года, которые вплотную подошли к двум федеральным ядерным центрам - в г. Сарове и г. Снежинске, авария на Новочебоксарском химическом комбинате, когда благодаря действиям наших коллег удалось осадить облако хлора, угрожавшее городу. Было еще много событий, когда благодаря самоотверженным действиям специальных подразделений удалось предотвратить страшную катастрофу.

    Ежегодно специальными подразделениями федеральной противопожарной службы ликвидируется более тысячи пожаров и загораний, на их счету сотни спасенных жизней. В качестве положительных итогов деятельности специальных подразделений хочу отметить, что на протяжении ряда лет количество пожаров в охраняемых организациях и закрытых административно-территориальных образованиях, а также число погибших и травмированных при пожарах неуклонно снижается.

    И Родина по достоинству оценивает мужество и героизм наших товарищей. За годы существования специальной пожарной охраны более 500 сотрудников награждены правительственными наградами, десятки тысяч отмечены ведомственными наградами и знаками отличия.

    Целенаправленная работа по реализации Концепции кадровой политики МЧС России позволила не допустить срывов в решении задач, стоящих перед специальными подразделениями федеральной противопожарной службы. В сложных условиях нам удалось не только сохранить кадровый потенциал, но и увеличить общую численность специальных подразделений почти до 20 тыс. человек.

    Большое внимание специальными подразделениями уделяется профилактике пожаров в охраняемых организациях. Первостепенное значение в данном направлении отводится совершенствованию нормативной базы в области обеспечения пожарной безопасности организаций оборонного комплекса страны. В этой сфере накоплен солидный опыт, проведены многочисленные испытания и исследования с участием отраслевых научных институтов, а также ВНИИПО МЧС России, в составе которого для этих целей создан специальный отдел.

    На базе проведенных исследований разрабатываются рекомендации и нормативные документы по противопожарной защите охраняемых организаций, создаются банки данных применяемых веществ и материалов. Разрабатываются новые безопасные и эффективные средства и способы тушения пожаров на спецпроизводствах. Например, до недавнего времени серьезные проблемы были связаны с тушением радиоактивных металлов. Тушение их водой может привести к возникновению самоподдерживающейся цепной реакции и взрыву, существовавшие газовые и порошковые огнетушащие вещества были неэффективны, а зачастую даже приводили к разгоранию пожара.

    В результате проведенных научных исследований ВНИИПО был разработан огнетушащий порошок на основе хлорида калия, который показал свою эффективность и безопасность при тушении как радиоактивных, так и щелочных, и редкоземельных металлов. Сегодня этим порошком снаряжаются автомобили порошкового тушения в подразделениях, охраняющих ядерно- и радиационно-опасные производства, а также первичные средства пожаротушения на этих объектах.

    В рамках ФЦП «Пожарная безопасность в Российской федерации на период до 2012 года» существенно обновлена материально-техническая база специальных подразделений ФПС ГПС МЧС России. Все, о чем я говорю, свидетельствует о том, что специальными подразделениями накоплен огромный опыт в деле профилактики и тушения пожаров. Формы и методы проводимой работы в разных подразделениях могут в чем-то отличаться в зависимости от специфики охраняемых объектов, но общие подходы к решению вопросов их противопожарной защиты должны быть едины.

    Пожарно-спасательных сил, специальной пожарной охраны и сил гражданской обороны

    Территориальной политики

    Гражданской защиты

    Тыла и вооружения

    Административный

    Надзорной деятельности

    Организационно-мобилизационный

    Кадровой политики

    Международной деятельности

    Финансово-экономический

    Инвестиций и капитального строительства

    Управления

    Научно-техническое

    Государственной инспекции по маломерным судам

    Организации программно-целевого планирования

    Авиации и авиационно-спасательных технологий

    Федеральной поддержки территорий

    Медико-психологического обеспечения

    Контрольно-ревизионное

    Защиты информации и обеспечения безопасности спасательных работ

    Информации

    Правовое

    Военизированных горноспасательных частей

    Департамент пожарно-спасательных сил, специальной пожарной охраны и сил гражданской обороны

    Организует:

    деятельность ПСС и войск ГО;

    проведение мероприятий по формированию и совершенствованию нормативной правовой базы, форм и методов управления пожаротушением для всех видов пожарной охраны;

    тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ в населенных пунктах, ЗАТО, организациях, в которых создаются объектовые и специальные подразделения ФПС, а также при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей;

    профилактику пожаров в ЗАТО, а также в особо важных и режимных организациях, в которых создаются объектовые и специальные подразделения ФПС;

    проведение в установленном порядке аттестации ПСС, аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей федеральных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

    работу по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на подводных потенциально опасных объектах во внутренних водах и в территориальном море Российской Федерации;

    профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации ПСС и войск ГО;

    дознание по делам о пожарах, а также административно-правовую деятельность, в соответствии с законодательством Российской Федерации;

    работу по исследованию и анализу крупных пожаров, пожаров с групповой гибелью людей, организации проведения аварийно-спасательных работ при этих пожарах, разработке мер, направленных на создание условий для успешной ликвидации пожаров и оснащение техникой и огнетушащими средствами подразделений пожарной охраны всех видов;

    Осуществляет:

    руководство специальными подразделениями ФПС и их органами управления;

    методическое руководство деятельностью подразделений ФПС, созданных в целях обеспечения профилактики пожаров и (или) их тушения в организациях (объектовые подразделения), Центров подготовки спасателей;

    координацию деятельности всех видов пожарной охраны, в том числе их организационное и методическое обеспечение, согласовывает положения о ведомственной пожарной охране, разрабатываемые в установленном порядке;

    организационно-методическое обеспечение деятельности надзорных органов специальных подразделений при осуществлении:

    Государственного пожарного надзора;

    Государственного надзора в области ГО, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

    координацию деятельности ПСС по подготовке и применению их в составе Российского национального корпуса чрезвычайного гуманитарного реагирования, сил оказания помощи зарубежным странам в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций на их территориях;

    официальный статистический учет и ведение государственной статистической отчетности по пожарам и их последствиям в особо важных и режимных организациях и ЗАТО, охраняемых специальными подразделениями ФПС;

    статистическую отчетность деятельности государственного пожарного надзора; статистическую отчетность деятельности в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

    методическое руководство подготовкой газодымозащитников;

    разработку практических мероприятий в области соблюдения требований правил по охране труда подразделениями ФПС, ПСС и войск ГО;

    участие в разработке технических регламентов, национальных стандартов, норм, правил и других нормативных документов по вопросам, входящим в компетенцию Департамента;

    оценку соответствия соискателей лицензий лицензионным требованиям и условиям при лицензировании видов деятельности, отнесенных к компетенции МЧС России, а также проверку соблюдения лицензиатами лицензионных требований и условий при осуществлении этой деятельности;

    согласование программ общеобразовательных и специальных учебных заведений по вопросам специальной подготовки спасателей;

    методическое руководство и контроль за созданием и обеспечением готовности сил и средств нештатных аварийно-спасательных формирований ГО;

    руководство и контроль за созданием и поддержанием в состоянии постоянной готовности систем связи и оповещения личного состава ПСС и войск ГО;

    участие в организации работ по поиску и спасанию людей во внутренних водах и территориальном море Российской Федерации;

    работу по обеспечению правовой и социальной защищенности личного состава подчиненных органов управления и подразделений ФПС;

    Финансовое и материально-техническое обеспечение служб пожарной безопасности

    Финансовое обеспечение деятельности федеральной противопожарной службы, социальных гарантий и компенсаций ее личному составу в соответствии с Федеральным законом является расходным обязательством Российской Федерации.

    Финансовое обеспечение деятельности подразделений Государственной противопожарной службы, созданных органами государственной власти субъектов Российской Федерации, социальных гарантий и компенсаций личному составу этих подразделений в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.

    Финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования, в том числе добровольной пожарной охраны, в соответствии с настоящим Федеральным законом является расходным обязательством муниципального образования.

    Материально-техническое обеспечение федеральной противопожарной службы осуществляется в порядке и по нормам, установленным Правительством Российской Федерации.

    Финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности ведомственной, частной и добровольной пожарной охраны, а также финансовое обеспечение социальных гарантий и компенсаций их личному составу в соответствии с настоящим Федеральным законом осуществляется их учредителями за счет собственных средств.

    Имущество Государственной противопожарной службы и муниципальной пожарной охраны в соответствие со ст.11 Закона приватизации не подлежит.