Войти
Образовательный портал. Образование
  • Причины выброса токсичных веществ Несгораемые углеводороды и сажа
  • Современный этап развития человечества
  • Лилия яковлевна амарфий Могила лилии амарфий
  • Значение имени мариям Имя марьям значение происхождение
  • Семь советов от Отцов Церкви
  • Унжа (Костромская область)
  • Трудовые игры в детском саду. Подборка дидактических игр по трудовой деятельности.docx - Подборка дидактических игр по формированию и развитию знаний и навыков трудовой деятельности

    Трудовые игры в детском саду. Подборка дидактических игр по трудовой деятельности.docx - Подборка дидактических игр по формированию и развитию знаний и навыков трудовой деятельности

    Игра «Накроем стол для кукол».

    Цель. Учить детей сервировать стол, называть предметы, необходимые для справки. Знакомить с правилами этикета (встреча гостей, прием подарков, приглашение к столу, поведение за столом). Воспитывать гуманные чувства и дружеские взаимоотношения.

    Ход игры:

    Воспитатель входит в группу с нарядной куклой. Дети рассматривают ее, называют предметы одежды. Педагог говорит, что сегодня у куклы день рождения, к ней придут гости – ее подружки. Нужно помочь кукле накрыть праздничный стол (используется кукольная мебель и посуда).

    Воспитатель проигрывает с детьми этапы деятельности (помыть руки, постелить скатерть, поставить в центр стола вазочку с цветами, салфетницу и хлебницу, приготовить чашки с блюдцами к чаю или тарелки, а рядом разложить столовые приборы-ложки, вилки, ножи). Затем обыгрывается эпизод встречи гостей, кукол рассаживают на места.

    Детям старшего дошкольного возраста с целью закрепления навыков дежурства можно показать предметные картинки с изображением перечисленных выше предметов и предложить раскладывать их по порядку, определяя последовательность сервировки стола.

    Игра «Что хочет делать Маша?»

    Цель . Уточнять представления детей о некоторых трудовых действиях; о материалах, инструментах и оборудовании, необходимых для работы.

    Ход игры:

    Воспитатель обращается к детям от имени Маши (кукла бибабо):
    - Маша просит у меня тазик, ведро с водой и мыло.
    Подставляет кукле называемые ею предметы.
    - Как вы думаете, что она будет делать? (Стирать.) Правильно. А теперь Маша просит дать ей кастрюлю, молоко, сахар, соль и пшено. Что собирается делать Маша? (Кукла хочет варить кашу.) Как называется каша? (Пшенная.)

    В игровой форме могут быть рассмотрены и другие трудовые действия, в которых необходимы соответствующие предметы. Малышам показывают эти предметы (утюг и стопка кукольного белья - для глажения; ведро и лейка - для полива грядок и т. п.).

    Проводя эту игру со старшими детьми, воспитатель использует картинки с изображением предметов, соответствующих тому или иному виду труда, или просто перечисляет эти предметы (без показа иллюстраций), предлагая ребятам угадать более сложные трудовые процессы. Например: ножницы, цветная бумага, клей, линейка, карандаш - подклеивание книг, ремонт коробок, атрибутов.

    Игра может быть усложнена: один ребенок рисует предметы на доске, а остальные дети отгадывают вид труда или все дети одновременно рисуют на бумаге, а затем показывают рисунки друг другу и угадывают.

    Игра «Кому это нужно?»

    Цель . Закреплять представления детей о предметах и их использовании в трудовых процессах. Знакомить с профессиями.

    Ход игры:

    Воспитатель показывает детям различные предметы, просит назвать их и рассказать, когда они используются и с какой целью. Например: это половник, он нужен повару, чтобы размешивать кашу, разливать суп и компот и т.д.

    При проведении игры с детьми старшего дошкольного возраста воспитатель подбирает разные картинки с изображением предметов. Например: клещи, молоток, пылесос, кофемолка, штурвал, компьютер, микрофон, кульман, сантиметр, микроскоп, телескоп, отбойный молоток и пр. Дети называют профессию человека, который использует изображенный предмет в своем труде.

    Игра «Выбираем работу»

    Цель . Дать детям элементарные представления о профессиях людей, труд которых не был в сфере их наблюдений. Вызывать интерес к труду людей любой профессии.

    Ход игры:

    Воспитатель вместе с детьми встает в хоровод и предлагает идти по кругу, приговаривая:
    Будем дружно подрастать
    И работу выбирать.
    В космонавты мы пойдем
    И ракеты поведем.
    (Дети имитируют звук работы двигателя и полет ракеты,
    действуя по показу воспитателя.)
    В капитаны мы пойдем,
    Корабли мы поведем.
    (Дети показывают, как капитан смотрит в бинокль.)
    В вертолетчики пойдем,
    вертолеты поведем.
    (Дети бегут и делают круговые движения руками над головой.)
    Игру можно продолжить с детьми постарше, они уже самостоятельно имитируют соответствующие действия.
    А мы в летчики пойдем,
    Самолеты поведем.
    Первые две строки повторяются в начале каждого куплета,
    дети на эти слова идут по кругу.
    В комбайнеры мы пойдем
    И комбайны поведем.
    Мы в пожарные пойдем
    И пожар тушить начнем.

    

    Игра «Зачем (для чего, почему) нужно это делать?»

    Цель . Формировать у детей представление о необходимости труда, расширять знания о трудовых процессах.

    Ход игры:

    Воспитатель, показывает детям картинку с изображением предмета, характеризующего то или иное действие. Дети должны назвать это действие.
    - Зачем нужно растение? (Лейка.)
    - Почему нужно кормить? (Птичка.)
    - Что нужно мыть? (Тарелка.)
    - Что нужно чистить? (Ковер.)
    - Что нужно стирать? (Платье.)
    - Что нужно гладить? (Рубашка.)
    - Что нужно печь? (Пирожки.)
    - Что нужно менять? (Постельное белье.)
    - Кого нужно купать? (Ребенок.)
    Детям старшего дошкольного возраста задают вопросы посложнее.
    - Зачем засевать поля? (Зерно.)
    - Зачем сажать? (Картофель.)
    - Зачем опрыскивать? (Яблоня.)
    - Зачем покупать в магазине хлеб (молоко, сосиски, фрукты)?
    - Зачем ремонтировать сломавшуюся игрушку?
    - Зачем делать еженедельную уборку квартиры?
    - Зачем ухаживать за своим телом?

    Игры для детей 5-7 лет

    Игра «Угадайте, что я делаю?»

    Цель . Расширять представления детей о трудовых действиях. Развивать внимание.

    Ход игры:

    Воспитатель и дети берутся за руки и встают в круг. В центр круга выходит ребенок. Все идут по кругу и произносят:
    Что ты делаешь - не знаем,
    Поглядим и угадаем.
    Ребенок имитирует трудовые действия не только движениями, но и (по возможности) передавая звуками. Например, чистит пылесосом пол, забивает гвоздь, пилит, едет на машине, стирает, несет ведро с водой, протирает зеркало, рубит дрова, трет на терке, проворачивает что-то в мясорубке и т.д.
    Дети угадывают действия.

    Игра «Что сначала, что потом?»

    Цель. Уточнять знания детей о правилах пересадки комнатных растений.

    Ход игры:

    Воспитатель показывает детям картинки с изображением этапов пересадки комнатных растений и просит разложить их по порядку выполнения действий.

    • Опрокинутый горшок, из него вынимают растение.
    • Мытье горшка.
    • Укладывание камушков на дно горшка.
    • Насыпание в горшок песка (высота 1 см).
    • Насыпание в горшок поверх песка немного земли.
    • Отряхивание палочкой старой земли с корней растения.
    • Срезание загнивших корней.
    • Посадка растения в горшок так, чтобы место перехода стебля в корень было на поверхности, и засыпание землей.
    • Уплотнение земли.
    • Установка горшка с растением на поддон.
    • Полив растения под корень.

    Игра «Назови профессию».

    Цель . Учить детей правильно называть профессии людей по видам машин, управляемых ими.

    Ход игры:

    Воспитатель называет машины, транспортные и прочие технические средства, а дети называют профессии людей, которые ими управляют.
    Трактор - тракторист.
    Машина - шофер.
    Экскаватор - экскаваторщик.
    Комбайн - комбайнер.
    Подъемный кран - крановщик.
    Поезд - машинист.
    Корабль - капитан.
    Самолет -летчик (пилот).
    Космический корабль - космонавт.
    Пожарная машина -пожарный.
    Бульдозер - бульдозерист.
    Гоночная машина -гонщик (пилот).
    И т.д.

    Игра «Угадай профессию».

    Цель . Расширять представления детей о профессиях.

    Ход игры:

    Воспитатель показывает детям предметную картинку. Дети называют профессию человека, в труде которого этот предмет используется или является результатом его труда.
    Кролик - кроликовод.
    Теленок - телятница.
    Овца - овцевод.
    Олень - оленевод.
    Виноград - виноградарь.
    Чай - чаевод.
    Хлеб - хлебороб.
    Сад - садовод.
    Цветы - цветовод.
    Пчела - пчеловод.
    Поле - полевод.
    Гаечный ключ - слесарь.
    Ведро и швабра-уборщица.
    Билет - кондуктор.
    Касса - кассир.
    Рубанок - столяр.
    Краска и кисть -маляр.
    Мастерок - штукатур.
    Кульман - инженер.
    Молот и наковальня - кузнец.
    Огнетушитель - пожарный.
    Шприц - медсестра.
    Электропила - лесоруб.
    Рыбацкая сеть -рыбак.
    Зубоврачебное кресло - стоматолог.
    Доильный аппарат -доярка.
    И т.д.

    Игра «Кому без них не обойтись?»

    Цель. Закреплять знания детей о материалах, инструментах и оборудовании, необходимых людям разных профессий.

    Ход игры:

    Воспитатель называет предмет, а дети - профессию человека, которому он необходим. Например: шприц, пульт управления, ножницы, мука, садовый опрыскиватель, телефон, доильный аппарат, носилки, рубанок, тачка, милицейский жезл, сверло, электрокабель, гвоздь, моток проволоки, кассовый аппарат, сумка почтальона, рулон обоев, касса, карандаш, кисть, поднос, звонок.

    Текущая страница: 7 (всего у книги 9 страниц) [доступный отрывок для чтения: 7 страниц]

    Тема «Знакомство с трудом работников леса»

    Программное содержание. Познакомить детей с трудом лесничего, лесника, ученого-биолога и других работников леса; воспитывать уважение к их труду; способствовать экологическому и эстетическому воспитанию детей.

    Ход работы

    Рассказ воспитателя:

    – Большая часть Земли покрыта лесами. Леса – это главное богатство планеты. Они дают всему живому целительный воздух для дыхания. В лесах обитает множество птиц, животных. Люди используют древесину при изготовлении мебели, бумаги, промышленных изделий.

    Добрый лес


    Что нам дарит добрый лес,
    Где деревья до небес?
    Воздух чистый, ароматный,
    Шепот листьев непонятный.

    Трели птичек незнакомых,
    Стрекотанье насекомых.
    Чудных красок волшебство,
    Страшных сказок колдовство.

    Что нам дарит добрый лес,
    Где деревья до небес?
    Ягод полные лукошки -
    И брусники, и морошки,

    Голубики, и черники,
    Земляники, ежевики.
    Да орехов лесных
    В кузовах расписных.

    Что нам дарит добрый лес,
    Где деревья до небес?
    Дружную семью грибов:
    Толстяков-боровиков,

    И волнушек-веселушек,
    И лисичек-огневушек,
    Сыроежек, и маслят,
    Рыжих рыжиков отряд.

    Что нам дарит добрый лес,
    Где деревья до небес?
    И травинки, и листочки,
    Шишки, желуди, цветочки,

    Бересту, да веточки
    Для забавы деточкам.
    Чтоб поделки мастерили
    И друзьям своим дарили.

    Растет население планеты. Все больше земли приходится отводить под сельское хозяйство, поэтому лес вырубают и используют освободившиеся земли для пастбищ, где пасут скот; для полей, где выращивают хлеб, овощи; для садов и виноградников. Маленькие деревни превращаются в села, села – в города. Люди строят дома и необходимые для жизни постройки, вокруг крупных городов отводятся большие площади под дачные участки. В лесах прокладывают железные дороги, находят полезные ископаемые, начинается их добыча, а значит, и развивается производство. Все это необходимо людям. Однако лесов становится все меньше и меньше.

    Лес необходимо беречь. Есть на земле очень важные и нужные профессии людей, которые защищают и сохраняют лес. Это – ученые-биологи, лесничие, лесники и другие работники леса. Специалисты осматривают деревья, отмечают те, которым необходима помощь: спиливают засохшие ветки, обрабатывают дупла, вырубают сгнившие или больные деревья, обрабатывают участки, где нужно произвести молодые посадки, очищают лес от мусора. Ученые-биологи изучают болезни растений и занимаются их лечением. Но чтобы понять и определить ту или иную болезнь дерева, нужно уметь чувствовать настроение каждого из них. Внимательно послушайте стихи:

    Береза


    Белоснежный сарафан,
    Строгая прическа.
    Первая красавица -
    Русская березка.
    В ярком кружеве листвы
    Летний день встречает
    И кудрявой головой
    Весело качает.

    Ивушка плакучая
    У реки стоит.
    И с крутого берега
    На воду глядит.
    Что ты плачешь, ивушка,
    Что ты слезы льешь?
    С кем ночами темными
    Разговор ведешь?

    Липа


    Стоит красавица-липа,
    Вся солнечным светом облита,
    Медовым запахом дышит
    И плавно ветвями колышет.
    Всем дарит покой, и радость,
    И отдыха летнего сладость.
    Сама, словно лето красное,
    И пышная, и прекрасная.

    Рябина


    Стройная рябинка
    Ветками качает.
    Шаловливый ветер
    С радостью встречает.
    Растрепались кудри,
    Щечки заалели: -
    Хороша я осенью -
    Не люблю метели!

    Сосна


    Что грустишь ты, сосенка,
    На высоком склоне?
    Что иголки сыплешь
    Прямо мне в ладони?
    Ничего, что лето быстро пролетело,
    Золотая осень свою песню спела.
    Улыбнись, не надо
    Так грустить об этом!
    Ты всегда красива -
    И зимой, и летом.

    Осина


    Скромная осинка
    Спряталась в тени.
    И глядит застенчиво
    В пасмурные дни.
    В сером сарафанчике,
    Стоя на ветру,
    Все дрожит и шепчет:
    Дождь пройдет к утру!

    Ель-красавица танцует
    На лесной опушке,
    А вокруг нее играют
    Елочки-подружки.
    Нарядились шишками,
    Яркими иголками.
    Шубки белоснежные
    Примеряют елки.

    После прочтения каждого стихотворения педагог предлагает детям выделить характерные особенности той или иной породы деревьев. Дети могут назвать и другие особенности деревьев, замеченные ими.

    Тема «Профессия космонавта»

    Программное содержание. Дать детям представление о труде космонавтов. Воспитывать гордость за них; уважение к их труду, к истории своей страны.

    Материал. Иллюстрация, изображающая центральную часть монумента «Покорителям космоса».

    Ход работы

    Воспитатель показывает детям иллюстрацию, изображающую центральную часть монумента «Покорителям космоса».

    – В Москве около станции метро «ВДНХ» возведен величественный монумент, изображающий устремленную ввысь ракету на острие мерцающего, подобно шлейфу, обелиска. Это памятник «Покорителям космоса» – людям, посвятившим свою жизнь удивительно интересной, но очень сложной и опасной профессии, – космонавт. У подножия обелиска находится Музей космонавтики, в котором хранятся документы, связанные с космическими исследованиями, демонстрируются фотографии космонавтов и людей разных профессий, причастных к космическим исследованиям (ученых, инженеров-конструкторов, рабочих).

    К монументу ведет широкая Аллея космонавтов, вдоль которой установлены бюсты первопроходцев Вселенной: Ю. А. Гагарина – первого человека, побывавшего в космосе; В. В. Терешковой – первой женщины-космонавта, А. А. Леонова – первого человека, вышедшего из космического корабля в открытый космос, и многих других. Только они, космонавты, имеют возможность увидеть нашу планету из космоса. Они рассказывают нам о том, как прекрасна наша голубая планета, какой маленькой и хрупкой она кажется из космических глубин. Космонавты призывают людей всего мира беречь наш общий единственный дом – Землю, сохранять ее богатства.

    Стать космонавтом непросто. Надо тренировать не только свое тело, но и ум, приспосабливая свой организм к сложным условиям жизни и работы в космосе. Сейчас на орбите Земли идет активное строительство международной космической станции, на ней постоянно живут и трудятся космонавты. Они изучают Землю из космоса и проводят многочисленные исследования, которые помогают ученым оберегать человечество от опасности, связанной с разрушением нашей планеты (засорение атмосферы, изменение и ухудшение климата, нехватка воды, гибель растительного и животного мира, истощение полезных ископаемых и пр.). Предполагается построить огромную космическую станцию. Ее полет можно будет наблюдать с Земли невооруженным глазом. С космической станции удобно изучать жизнь космоса, Солнца, далеких звезд, комет, астероидов. Со станции впоследствии будут запускаться на далекие планеты космические корабли, пилотируемые и космонавтами, и роботами. Со станции посылаются сигналы в глубины космоса, которые несут сведения о нашей планете; на ней работают установки, постоянно принимая из космоса сигналы в надежде услышать голос разумной жизни в ближайших космических мирах.

    Воспитатель предлагает ребятам объединиться в группе по 3–4 человека, выбрать «конструктора» и смоделировать разные космические станции, рассказать о том, что размещается в каждой части станции. Далее педагог предлагает детям провести игру «Что нужно космонавтам в космосе?». Воспитатель называет обобщающее слово, а дети перечисляют относящиеся к нему предметы и рассказывают, для чего они необходимы космонавтам.

    Инструменты: молоток, гаечные ключи, отвертка, сверло и пр. (для строительных и ремонтных работ).

    Приборы: часы, термометр, телескоп, микроскоп; приборы для измерения состояния воздуха на борту корабля, для связи с Землей; медицинские приборы (для определения состояния здоровья космонавтов и пр.).

    Оборудование и механизмы: кресла, кровати, спальные мешки, шкафы, специальные душевые и прочие приспособления и механизмы (для жизни в невесомости); физкультурное оборудование (для проведения общеукрепляющих упражнений).

    Пища: хлеб в брикетах, жидкая пища в тюбиках, консервы в удобно открывающихся банках, соки в специальных пакетах, приспособленных для питья в невесомости, и пр.).

    Одежда: костюм для жизни и работы внутри космического корабля, скафандр для работы астронавтов в открытом космосе с необходимыми приспособлениями (из непроницаемого материала; шлем со светофильтром, защищающим от ослепляющего солнца; резервуар с воздухом, прикрепляющийся к спине космонавта).

    Предметы личной гигиены: мыло, зубная щетка, бумажные полотенца, салфетки и пр.

    Личные предметы космонавтов, которые можно брать с собой в космос: фотографии родственников, слайды, значки, маленькая книжка с любимыми стихами и прочие некрупные предметы, которые дороги человеку.

    Дидактические игры по трудовому воспитанию детей

    Игры для детей 3–5 лет

    Игра «Накроем стол для кукол»

    Цель. Учить детей сервировать стол, называть предметы, необходимые для справки. Знакомить с правилами этикета (встреча гостей, прием подарков, приглашение к столу, поведение за столом). Воспитывать гуманные чувства и дружеские взаимоотношения.

    Ход игры

    Воспитатель входит в группу с нарядной куклой. Дети рассматривают ее, называют предметы одежды. Педагог говорит, что сегодня у куклы день рождения, к ней придут гости – ее подружки. Нужно помочь кукле накрыть праздничный стол (используется кукольная мебель и посуда). Воспитатель проигрывает с детьми этапы деятельности (помыть руки, постелить скатерть, поставить в центр стола вазочку с цветами, салфетницу и хлебницу, приготовить чашки с блюдцами к чаю или тарелки, а рядом разложить столовые приборы – ложки, вилки, ножи). Затем обыгрывается эпизод встречи гостей, кукол рассаживают на места.

    Детям старшего дошкольного возраста с целью закрепления навыков дежурства можно показать предметные картинки с изображением перечисленных выше предметов и предложить раскладывать их по порядку, определяя последовательность сервировки стола.

    Игра «Что хочет делать Маша?»

    Цель. Уточнять представления детей о некоторых трудовых действиях; о материалах, инструментах и оборудовании, необходимых для работы.

    Ход игры

    Воспитатель обращается к детям от имени Маши (кукла бибабо):

    – Маша просит у меня тазик, ведро с водой и мыло.

    Подставляет кукле называемые ею предметы.

    – Как вы думаете, что она будет делать? (Стирать.) Правильно. А теперь Маша просит дать ей кастрюлю, молоко, сахар, соль и пшено. Что собирается делать Маша? (Кукла хочет варить кашу.) Как называется каша? (Пшенная.)

    В игровой форме могут быть рассмотрены и другие трудовые действия, в которых необходимы соответствующие предметы. Малышам показывают эти предметы (утюг и стопка кукольного белья – для глажения; ведро и лейка – для полива грядок и т. п.).

    Проводя эту игру со старшими детьми, воспитатель использует картинки с изображением предметов, соответствующих тому или иному виду труда, или просто перечисляет эти предметы (без показа иллюстраций), предлагая ребятам угадать более сложные трудовые процессы. Например: ножницы, цветная бумага, клей, линейка, карандаш – подклеивание книг, ремонт коробок, атрибутов.

    Игра может быть усложнена: один ребенок рисует предметы на доске, а остальные дети отгадывают вид труда или все дети одновременно рисуют на бумаге, а затем показывают рисунки друг другу и угадывают.

    Игра «Кому это нужно?»

    Цель. Закреплять представления детей о предметах и их использовании в трудовых процессах. Знакомить с профессиями.

    Ход игры

    Воспитатель показывает детям различные предметы, просит назвать их и рассказать, когда они используются и с какой целью. Например: это половник, он нужен повару, чтобы размешивать кашу, разливать суп и компот и т. д.

    При проведении игры с детьми старшего дошкольного возраста воспитатель подбирает разные картинки с изображением предметов. Например: клещи, молоток, пылесос, кофемолка, штурвал, компьютер, микрофон, кульман, сантиметр, микроскоп, телескоп, отбойный молоток и пр. Дети называют профессию человека, который использует изображенный предмет в своем труде.

    Игра «Выбираем работу»

    Цель. Дать детям элементарные представления о профессиях людей, труд которых не был в сфере их наблюдений. Вызывать интерес к труду людей любой профессии.

    Ход игры

    Воспитатель вместе с детьми встает в хоровод и предлагает идти по кругу, приговаривая:


    Будем дружно подрастать
    И работу выбирать.
    В космонавты мы пойдем
    И ракеты поведем.

    (Деты имитируют звук работы двигателя и полет ракеты, действуя по показу воспитателя.)


    В капитаны мы пойдем,
    Корабли мы поведем.

    (Дети показывают, как капитан смотрит в бинокль.)


    В вертолетчики пойдем,
    Вертолеты поведем.

    (Дети бегут и делают круговые движения руками над головой.)

    Игру можно продолжить с детьми постарше, они уже самостоятельно имитируют соответствующие действия.


    А мы в летчики пойдем,
    Самолеты поведем.

    Первые две строки повторяются в начале каждого куплета, дети на эти слова идут по кругу.


    В комбайнеры мы пойдем
    И комбайны поведем.
    Мыв пожарные пойдем
    И пожар тушить начнем.

    Игра «Зачем (для чего, почему) нужно это делать?»

    Цель. Формировать у детей представление о необходимости труда, расширять знания о трудовых процессах.

    Ход игры

    Воспитатель, показывает детям картинку с изображением предмета, характеризующего то или иное действие. Дети должны назвать это действие.

    – Зачем нужно растение? (Лейка.)

    – Почему нужно кормить? (Птичка.)

    – Что нужно мыть? (Тарелка.)

    – Что нужно чистить? (Ковер.)

    – Что нужно стирать? (Платье.)

    – Что нужно гладить? (Рубашка.)

    – Что нужно печь? (Пирожки.)

    – Что нужно менять? (Постельное белье.)

    – Кого нужно купать? (Ребенок.)


    Детям старшего дошкольного возраста задают вопросы посложнее.

    – Зачем засевать поля? (Зерно.)

    – Зачем сажать? (Картофель.)

    – Зачем опрыскивать? (Яблоня.)

    – Зачем покупать в магазине хлеб (молоко, сосиски, фрукты)?

    – Зачем ремонтировать сломавшуюся игрушку?

    – Зачем делать еженедельную уборку квартиры?

    – Зачем ухаживать за своим телом?

    Игры для детей 5–7 лет

    Игра «Угадайте, что я делаю?»

    Цель. Расширять представления детей о трудовых действиях. Развивать внимание.

    Ход игры

    Воспитатель и дети берутся за руки и встают в круг. В центр круга выходит ребенок. Все идут по кругу и произносят:


    Что ты делаешь – не знаем,
    Поглядим и угадаем.

    Ребенок имитирует трудовые действия не только движениями, но и (по возможности) передавая звуками. Например, чистит пылесосом пол, забивает гвоздь, пилит, едет на машине, стирает, несет ведро с водой, протирает зеркало, рубит дрова, трет на терке, проворачивает что-то в мясорубке и т. д.

    Дети угадывают действия.

    Игра «Что сначала, что потом?»

    Цель. Уточнять знания детей о правилах пересадки комнатных растений.

    Ход игры

    Воспитатель показывает детям картинки с изображением этапов пересадки комнатных растений и просит разложить их по порядку выполнения действий.

    Опрокинутый горшок, из него вынимают растение.

    Мытье горшка.

    Укладывание камушков на дно горшка.

    Насыпание в горшок песка (высота 1 см).

    Насыпание в горшок поверх песка немного земли.

    Отряхивание палочкой старой земли с корней растения.

    Срезание загнивших корней.

    Посадка растения в горшок так, чтобы место перехода стебля в корень было на поверхности, и засыпание землей.

    Уплотнение земли.

    Установка горшка с растением на поддон.

    Полив растения под корень.

    Игра «Назови профессию»

    Цель. Учить детей правильно называть профессии людей по видам машин, управляемых ими.

    Ход игры

    Воспитатель называет машины, транспортные и прочие технические средства, а дети называют профессии людей, которые ими управляют. Трактор – тракторист.

    Машина – шофер.

    Экскаватор – экскаваторщик.

    Комбайн – комбайнер.

    Подъемный кран – крановщик.

    Поезд – машинист.

    Корабль – капитан.

    Самолет – летчик (пилот).

    Космический корабль – космонавт.

    Пожарная машина – пожарный.

    Бульдозер – бульдозерист.

    Гоночная машина – гонщик (пилот). И т. д.

    Игра «Угадай профессию»

    Цель. Расширять представления детей о профессиях.

    Ход игры

    Воспитатель показывает детям предметную картинку. Дети называют профессию человека, в труде которого этот предмет используется или является результатом его труда.

    Кролик – кроликовод.

    Теленок – телятница.

    Овца – овцевод.

    Олень – оленевод.

    Виноград – виноградарь.

    Чай – чаевод.

    Хлеб – хлебороб.

    Сад – садовод.

    Цветы – цветовод.

    Пчела – пчеловод.

    Поле – полевод.

    Гаечный ключ – слесарь.

    Ведро и швабра – уборщица.

    Билет – кондуктор.

    Касса – кассир.

    Рубанок – столяр.

    Краска и кисть – маляр.

    Мастерок – штукатур.

    Кульман – инженер.

    Молот и наковальня – кузнец.

    Огнетушитель – пожарный.

    Шприц – медсестра.

    Электропила – лесоруб.

    Рыбацкая сеть – рыбак.

    Зубоврачебное кресло – стоматолог.

    Доильный аппарат – доярка. И т. д.

    Игра «Кому без них не обойтись?»

    Цель. Закреплять знания детей о материалах, инструментах и оборудовании, необходимых людям разных профессий.

    Ход игры

    Воспитатель называет предмет, а дети – профессию человека, которому он необходим. Например: шприц, пульт управления, ножницы, мука, садовый опрыскиватель, телефон, доильный аппарат, носилки, рубанок, тачка, милицейский жезл, сверло, электрокабель, гвоздь, моток проволоки, кассовый аппарат, сумка почтальона, рулон обоев, касса, карандаш, кисть, поднос, звонок.

    Следует учитывать, что одни и те же предметы необходимы людям различных профессий. Например, канат нужен и спортсменам, и матросам, и строителям, и спасателям.

    Игра «Кто трудится в море?»

    Цель. Закреплять представления детей о людях, работающих в море, о значении их труда; названия машин, механизмов, приборов, оборудования, необходимого для труда в море.

    Ход игры

    Воспитатель предлагает детям разделиться на пять команд. Каждой команде дает один рисунок на ту или иную тему: «Рыбная ловля», «На судах, кораблях и морских нефтяных вышках», «Изучение моря», «Полезные ископаемые и морские ценности» (рисунки могут быть выполнены детьми).

    Педагог дает детям возможность сначала совместно обсудить предложенную тему и продумать, какие вопросы они могут задать по этой теме. Например, воспитатель называет тему «Рыбная ловля». Это означает, что к ответам должна подготовиться команда, которой досталась эта тема. Педагог использует вопросы, которые соответствуют уровню знаний детей данной возрастной группы. Он может сам составить вопросник и на другие темы («Подводный мир», «Рыбные фермы» и т. п.).

    По каждой теме воспитатель задает команде не более трех вопросов. Если дети не ответят на вопрос, педагог предлагает ответить другой команде. За правильный ответ команда получает фишку. Если дети затрудняются ответом, педагог отвечает сам.

    Игра «Как труд людей разрушает нашу планету и как ее спасает»

    Цель. Уточнить представления детей об экологической опасности, которой подвергается наша планета. Способствовать экологическому воспитанию, закреплять представления о труде людей, связанном с экологией.

    Ход игры

    Воспитатель раздает детям по одной карточке с изображением красного восклицательного знака и предлагает разделиться на две команды.

    Педагог задает детям вопросы. Если речь идет о загрязнении планеты, дети поднимают карточку с восклицательным знаком. Выигрывает команда, которая дает больше правильных ответов.

    Пословицы и поговорки о труде

    Что посеешь, то и пожнешь.

    Не бравшись за топор, избы не срубишь.

    Руки не протянешь, так с полки не достанешь.

    Терпение и труд – все перетрут.

    Одни с сошкой – семеро с ложкой.

    Пошло дело на лад – и сам ему рад!

    Обещал – сделали, дал слово – держи.

    Поспешишь – людей насмешишь.

    Без волнения и заботы нет радости от работы.

    Звону много, да толку мало.

    Когда в товарищах согласия нет, на лад их дело не пойдет.

    Семь раз отмерь – один раз отрежь.

    Землю красит солнце, а человека труд.

    Скучен день до вечера, коли делать нечего.

    Лень, отвори дверь! Сгоришь! – Хоть сгорю, да не отворю.

    Хочешь есть калачи, не сиди на печи.

    Один собирает, другой зевает.

    Не потрудиться, так и хлеба не родится.

    Глаза страшатся, а руки делают.

    Работай до поту, так и поешь в охоту!

    Белые ручки чужие труды любят.

    У него лень за пазухой гнездо свила.

    Чтобы рыбку съесть, надо в воду влезть.

    Муравей не велик, а горы копает.

    Приложения

    Приложение 1

    Примерный перечень оборудования, инвентаря для организации труда дошкольников

    * Количество предметов определяется содержанием организуемого труда.

    Приложение 2

    Методы и приемы формирования социальной направленности в трудовом воспитании детей 5–7 лет

    Приложение 3

    Вопросы и задания для беседы по выявлению трудовых умений, навыков и знаний детей

    3-4 года

    – Кто моет пол, вытирает пыль?

    – Кто моет посуду и ставит ее в шкаф?

    – Кто убирает снег на участке?

    – Зачем дворник убирает снег, подметает участок?

    – Кто сшил красивую одежду для кукол?

    – Почему нельзя ничего бросать на пол?

    – Покажи, куда нужно складывать (убирать) мусор?

    Самообслуживание

    – Покажи, как ты умеешь мыть руки (есть вилкой, вытирать рот салфеткой).

    – Расскажи и покажи, как нужно надевать колготки (рубашку, застегивать пуговицы, причесываться).

    – Почему нельзя разбрасывать свои вещи?

    – Что нужно сказать, когда тебе помогают?

    – Кто из вас часто помогает друг другу? Как помогает?

    Хозяйственно-бытовой труд

    – Покажи, как ты умеешь раскладывать ложки (вытирать столы тряпочкой).

    – Для чего ты сейчас протираешь стол?

    – Как ты помогаешь няне?

    Труд в природе

    – Покажи, как нужно поливать растение (протирать листья у фикуса). Для чего это нужно делать?

    – Как называется это растение?

    – Как называется рыбка в вашем аквариуме?

    – Почему рыбку надо кормить?

    4-5 дет

    Ознакомление с трудом взрослых

    – Для чего шофер возит грузы (повар готовит пищу, портниха шьет одежду, врач лечит людей)?

    – Почему они стараются хорошо работать, трудятся быстро, ловко, аккуратно?

    – Чем занимается повар? Какие блюда он готовит?

    – Как трудится твоя мама (папа, бабушка, дедушка) дома?

    – Чем занимается твоя мама (папа) на работе?

    – Как ты помогаешь маме дома?

    – Кто из вас особенно часто помогает няне, воспитателю?

    – Какие предметы нужны для того, чтобы сделать уборку в помещении (на участке, чтобы приготовить обед)?

    – Умеешь ли ты играть в игры «Что нужно для работы?», «Кому пригодится этот предмет?», «Какая это профессия?»

    Самообслуживание

    – Расскажи, как нужно сидеть за столом во время еды и пользоваться столовыми приборами.

    – Помогаешь ли ты товарищам застегнуть пальто, завязать шарф, платок? Зачем ты это делаешь?

    – Почему нужно убирать на место свои вещи? Покажи, как надо складывать вещи в шкаф.

    Хозяйственно-бытовой труд

    – Покажи, где у вас хранятся тряпочки, тазы, ведра.

    – Покажи, как надо протирать стулья, полки. Для чего нужно это делать?

    – Как ты любишь трудиться – один или вместе с товарищами?

    – Почему лучше убирать игрушки вместе, чем одному?

    – Расскажи, как вы убираете групповую комнату (моете игрушки, стираете кукольную одежду).

    – Расскажи, как ты умеешь накрывать стол к обеду.

    – Для чего нужно дежурить?

    Труд в природе

    – Какие комнатные растения вы знаете?

    – Как нужно ухаживать за ними?

    – Почему нужно ухаживать за растениями и животными?

    – Кто из ваших товарищей особенно любит птиц, животных? Почему вы так считаете?

    5-6 лет

    Ознакомление с трудом взрослых

    – Какие профессии вы знаете?

    – Где работают ваши родители (какая у них профессия, чем они занимаются на работе)?

    – Для чего все люди трудятся?

    – Кто работает ночью?

    – Кем ты хочешь стать, когда вырастешь и почему?

    – Какие пословицы о труде вы знаете?

    – Какие вы знаете книги, в которых рассказывается о труде людей?

    – Для чего человеку нужны машины и инструменты?

    – Расскажите, как вы помогаете взрослым в детском саду и дома.

    – Умеете ли вы играть в игры «Угадай профессию», «Кем я буду», «Кто огромный труд вложил, чтоб костюм тебе служил?» Как в них играют?

    Самообслуживание

    – Расскажи и покажи, как нужно ухаживать за одеждой и обувью.

    – Для чего чистят зубы, полощут рот? Расскажи, как нужно это делать.

    – Почему надо быстро и правильно одеваться?

    – Расскажи, как ты убираешь одежду в шкаф.

    – Кто следит за чистотой твоей одежды?

    – Расскажи о правилах поведения за столом и правилах пользования столовыми приборами.

    – Что значит «культурно себя вести»?

    Хозяйственно-бытовой труд

    – Где находится инвентарь и оборудование для хозяйственно-бытового труда?

    – Кто отвечает за порядок в шкафу, в котором лежит оборудование и инвентарь?

    – Как вы им пользуетесь?

    – Расскажите, как вы организуете стирку.

    – Какой труд тебе больше всего нравится и почему?

    – Кто у вас в группе самый трудолюбивый? Почему вы так думаете?

    – С кем ты любишь трудиться и почему?

    – Как вы помогаете малышам?

    – Часто ли вы трудитесь вместе? Любите ли вы такой труд? Почему?

    – Кто у вас обычно бывает бригадиром и почему?

    – Что значит «уважать труд взрослых»?

    – Как вы помогаете взрослым в детском саду и дома?

    – В чем заключаются обязанности дежурных по столовой (по занятиям, в уголке природы)?

    – Какие поговорки и пословицы о труде вы знаете?

    Труд в природе

    – Какие комнатные растения (цветы, кусты, деревья на участке) вы знаете?

    – Как называются рыбки в вашем аквариуме?

    – Какие птицы живут в вашей группе?

    – Для чего нужно ухаживать за животными и растениями?

    – Как вы ухаживаете за хомячком (птицами, рыбками и пр.)?

    – Кто из ребят вашей группы особенно любит труд в природе?

    – Почему ты любишь трудиться?

    – Расскажите, как вы трудитесь на огороде (в цветнике, саду). Как вы ухаживаете за деревьями и кустарниками? Какой инвентарь при этом используете? Где он у вас хранится?

    Ручной труд

    – Кто у вас подклеивает книжки, коробки, чинит атрибуты к играм?

    – Кто отвечает за хранение материала и порядок в уголке ручного труда?

    – Кто собирает разнообразный материал для поделок?

    6-7 лет

    Ознакомление с трудом взрослых

    – Какие профессии вы знаете?

    – Какое значение имеет профессия учителя (артиста, милиционера и др.)?

    – Какое значение имеет труд в жизни людей?

    – Расскажите о профессиях своих родителей.

    – Ходили ли вы на экскурсии в библиотеку (в булочную, в ателье)?

    – Что вы знаете о работе на селе?

    – Какие сельскохозяйственные профессии вы знаете (полеводы, механизаторы, садоводы, пчеловоды и др.)?

    – Какие стихи и пословицы о хлебе вы знаете?

    – Какие книги о людях труда вы знаете? Какие смотрели диафильмы, мультфильмы, кинофильмы о них? Кто вам в них понравился? Почему?

    – Кем ты хочешь стать, когда вырастешь и почему? Расскажи об этой профессии.

    – Люди каких профессий работают под открытым небом в стужу, непогоду, ночью и в других трудных для человека условиях?

    Самообслуживание

    – Почему необходимо заботиться о чистоте своего тела, зубов, всегда быть причесанным и аккуратным?

    – Почему необходимо бережно относиться к своим личным вещам (вещам товарищей), мебели, пособиям, игрушкам?

    – Как вы помогаете малышам?

    – Покажи и объясни, почему ты именно так хранишь свои вещи в шкафу.

    – Кто заботится, следит за чистотой твоей одежды, пришивает к твоей одежде пуговицы и петельки, когда они обрываются? Сколько раз в неделю тебе приходится менять рубашку (платье) из-за того, что она запачкалась?

    – Что такое «культура поведения»?

    Хозяйственно-бытовой труд

    – Каким трудом вы любите заниматься?

    – Кто распределяет между вами обязанности перед тем, как вы начинаете трудиться?

    – Кто следит за порядком в хозяйственном шкафу?

    – Кого чаще всего выбирают бригадиром и почему?

    – Кто из ваших товарищей умеет быстро, ловко, аккуратно и добросовестно выполнять любое задание? Кто в вашей группе самый трудолюбивый?

    – Почему нужно беречь веши, книги, предметы, которые являются общей собственностью?

    – С кем ты любишь трудиться и почему?

    – Шефствуете ли вы над малышами? В чем проявляется эта забота?

    – Помогаете ли вы в работе взрослым в детском саду, дома? Как помогаете?

    – Какая тебе нравится работа и почему?

    – У кого дома есть постоянные обязанности и какие?

    – Почему нужно выполнять не только интересную работу, но и такую, которая не всегда приятна, но необходима?

    – Кто из твоих товарищей умеет придумывать, как можно быстрее и лучше выполнить дело?

    – Какие электроприборы, облегчающие труд людей в быту, вы знаете? Какими умеете пользоваться?

    – Какие виды дежурств у вас организуются?

    – В чем заключаются обязанности дежурных по столовой, по занятиям, по уголку природы?

    – Какое значение имеет труд дежурных?

    – Кто сегодня дежурный по уголку природы? Что ты сегодня успел сделать по уходу за растениями и животными? Что еще будешь делать и как?

    – Какие пословицы и поговорки о труде вы знаете?

    – Любите ли вы коллективный труд, как часто организуете его? Каким трудом вы занимаетесь?

    – Что такое субботники? Принимали ли вы в них участие и что делали? Что вам особенно понравилось и запомнилось во время работы?

    Труд в природе

    – Какие растения вы знаете?

    – Какие вы знаете виды декоративных рыбок?

    – Какие птицы и животные живут в вашем детском саду (дома)?

    – Кто ухаживает за растениями и животными в детском саду (дома)?

    – Кто из ваших товарищей особенно любит труд в природе?

    – Расскажите о значении ухода за растениями и животными.

    – Расскажите, как вы ухаживаете на участке за деревьями и кустарниками. Как вы работаете на огороде, цветнике, в саду? Какой инвентарь и оборудование у вас есть для этой работы?

    Ручной труд

    – Кто занимается ремонтом книг (коробок, атрибутов)?

    – Кто собирает, подготавливает материал к работе?

    – Расскажите, какие материалы и оборудование у вас есть. Как они хранятся? Кто отвечает за порядок в уголке ручного труда?

    – Что вы собираетесь сделать в ближайшее время? Как будете это делать?

    Внимание! Это ознакомительный фрагмент книги.

    Если начало книги вам понравилось, то полную версию можно приобрести у нашего партнёра - распространителя легального контента ООО "ЛитРес".

    Трудовое воспитание в детском саду

    «Кто где работает?»
    Цель: уточнить представления детей о том, где работают люди разных
    профессий, как называется их рабочее место.
    Воспитатель – в детском саду;
    учитель – в школе;
    врач – в больнице, поликлинике, детском саду, школе;
    повар – в кухне, столовой, ресторане, кафе… и т.д.

    «Кто это знает и умеет?»
    Цель: расширять представления детей о том, какими знаниями и умениями
    должны обладать люди разных профессий.
    Знает детские стихи, рассказывает сказки, играет и гуляет с детьми… воспитатель.
    Играет на пианино, знает детские песни, учит петь, танцевать, играет с детьми в музыкальные игры… музыкальный руководитель.
    Знает организм человека, может оказать первую медицинскую помощь, умеет распознавать и лечить болезни… врач и т. п.

    «Кто это делает?»
    Цель: упражнять детей в умении определять название профессии по названиям действий.
    Подстригает, укладывает, моет, причесывает, сушит… парикмахер.
    Замачивает, намыливает, стирает, стряхивает, сушит, гладит… прачка.
    Фасует, взвешивает, отрезает, заворачивает, считает … продавец.
    Чистит, моет, жарит, варит, стряпает, солит, пробует, кормит… повар и т.п.

    «Кто что делает?»
    Цель: расширять и уточнять представления детей о труде (трудовых операциях) людей разных профессий.
    Дворник подметает, убирает, поливает, сгребает…
    Музыкальный руководитель поет, играет, танцует, учит…
    Младший воспитатель (няня) моет, убирает, вытирает, застилает, одевает, читает… и т.д.

    «Исправь ошибку»
    Цель: учить детей находить и исправлять ошибки в действиях людей различных профессий.
    Повар лечит, а врач готовит.
    Дворник продает, а продавец подметает.
    Учитель подстригает, а парикмахер проверяет тетради.
    Музыкальный руководитель стирает, а прачка поет с детьми песни… и т.д.

    «Для человека какой профессии это нужно?»
    Цель: расширять представления детей о предметах, необходимых человеку определенной профессии.
    Весы, прилавок, товар, кассовый аппарат… - продавцу.
    Метла, лопата, шланг, песок, лом, снегоуборочная машина… - дворнику.
    Стиральная машина, ванна, мыло, утюг… - прачке.
    Расческа, ножницы, фен, шампунь, лак для волос, машинка для стрижки… - парикмахеру и т.д.

    «Кому что нужно для работы?»
    Цель: расширять и уточнять представления детей о предметах окружающего мира (материалах, инструментах, оборудовании и т.п.), необходимых для работы людям разных профессий.
    Учителю - указка, учебник, мел, доска…
    Повару – кастрюля, сковорода, нож, овощерезка, электропечь…
    Водителю – автомобиль, запасное колесо, бензин, инструменты…
    Преподавателю изобразительной деятельности – кисти, мольберт, глина, краски... и т.д.

    «Хлопните в ладоши, если это надо для … (название профессии)»
    Цель: упражнять в умении соотносить слова и словосочетания с определенной профессией человека.
    Детям предлагается хлопнуть в ладоши, услышав слово или словосочетание, подходящее профессии, например, врача: стрижка, простуда, весы, «Скорая помощь», швейная машинка, прием больных, модная прическа, стиральный порошок, белый халат, снегоуборочная машина и т.д.

    «Кто больше назовет действий?» (с мячом)
    Цель: учить детей соотносить действия людей различных профессий.
    Педагог называет какую-либо профессию и по очереди бросает мяч детям, которые называют, что делает человек этой профессии.

    «Продолжи предложение»
    Цель: упражнять в умении заканчивать предложения, используя слова и словосочетания, соотносимые с определенной профессией человека.
    Повар чистит… (рыбу, овощи, посуду…),
    Прачка стирает …(полотенца, постельное белье, халаты…).
    Воспитатель утром с детьми…(делает зарядку, завтракает, проводит занятия…)
    Дворник зимой во дворе…(сгребает снег, расчищает участки, посыпает песком дорожки…) и т.д.

    «Кто на фото?»; «Найди и расскажи» (по фотографии)
    Цель: закреплять представления детей о работе сотрудников детского сада.
    Детям предлагается назвать сотрудника детского сада (по фотографии) или выбрать нужную фотографию и рассказать об этом человеке: как зовут, в каком помещении работает, какой он, что делает?

    «Нарисуем портрет» (речевой)
    Цель: учить детей составлять речевые портреты сотрудников детского сада.
    Детям предлагается составить описательный рассказ (Кто это? Как выглядит? Чем занимается? и т.п.) о сотруднике детского сада по образцу, плану, алгоритму, используя фотографии, мнемотаблицы.

    «Я начинаю предложение, а вы заканчиваете»
    Цель: закреплять представления детей о значении и результатах труда людей разных профессий.
    Если бы не было учителей, то …
    Если бы не было врачей, то …
    Если бы не было дворников, то…
    Если бы не было водителей, то … и т.д.

    Игра «Накроем стол для кукол».
    Цель. Учить детей сервировать стол, называть предметы, необходимые для сервировки. Знакомить с правилами этикета (встреча гостей, приём подарков, приглашение к столу, поведение за столом). Воспитывать гуманные чувства и дружеские взаимоотношения.
    Ход игры Воспитатель входит в группу с нарядной куклой. Дети рассматривают её, называют предметы одежды. Педагог говорит, что сегодня у куклы день рождения, к ней придут гости – её подружки. Нужно помочь кукле накрыть праздничный стол (используется кукольная мебель и посуда). Воспитатель проигрывает с детьми этапы деятельности (помыть руки, постелить скатерть, поставить в центре стола вазочку с цветами, салфетцицу, хлебницу, приготовить чашки с блюдцами к чаю или тарелки, а рядом разложить столовые приборы – ложки, вилки, ножи).
    Затем обыгрывается эпизод встречи гостей, кукол рассаживают на места.
    Детям старшего дошкольного возраста с целью закрепления навыков дежурства можно показать предметные картинки с изображением перечисленных выше предметов и предложить раскладывать их по порядку, определяя последовательность сервировки стола.

    Игра «Угадай, что я делаю?»
    Цель. Расширять представления детей о трудовых действиях. Развивать внимание.
    Ход игры. Воспитатель и дети берутся за руки и встают в круг. В в центр круга выходит ребёнок. Все идут по кругу и произносят:
    Что ты делаешь – не знаем, Поглядим и угадаем.
    Ребёнок имитирует трудовые действия не только движениями, нои (по возможности) передавая звуками. Например, чистит пылесосом пол, забивает гвоздь, пилит, едет на машине, стирает, рубит дрова, трёт на тёрке и т.д.
    Дети угадывают действия.

    Игра «Что сначала, что потом?»
    Цель. Уточнять знания детей о правилах пересадки комнатных растений.
    Ход игры. Воспитатель показывает детям картинки с изображением этапов пересадки комнатных растений и просит разложить их по порядку выполнения действий.
    1 Опрокинуть горшок, из него вынимают растение.
    2 Мытьё горшка.
    3 Укладывание камушков на дно горшка.
    4 Насыпание в горшок песка (высота 1 см).
    5 Насыпание в горшок поверш песка немного земли.
    6 Отряхивание палочкой старой земли с корней растений.
    7 Срезание загнивших корней.
    8 Посадка растения в горшок так, чтобы место перехода стебля в корень было на поверхности, и засыпание землёй.
    9 Уплотнение земли.
    10 Установка горшка с растением на поддон.
    11 Полив растения под корень.

    Дидактические игры по трудовому воспитанию детей.

    Игра «Накроем стол для кукол». Цель. Учить детей сервировать стол, называть предметы, необходимые для сервировки. Знакомить с правилами этикета (встреча гостей, приём подарков, приглашение к столу, поведение за столом). Воспитывать гуманные чувства и дружеские взаимоотношения. Ход игры Воспитатель входит в группу с нарядной куклой. Дети рассматривают её, называют предметы одежды. Педагог говорит, что сегодня у куклы день рождения, к ней придут гости – её подружки. Нужно помочь кукле накрыть праздничный стол (используется кукольная мебель и посуда). Воспитатель проигрывает с детьми этапы деятельности (помыть руки, постелить скатерть, поставить в центре стола вазочку с цветами, салфетцицу, хлебницу, приготовить чашки с блюдцами к чаю или тарелки, а рядом разложить столовые приборы – ложки, вилки, ножи). Затем обыгрывается эпизод встречи гостей, кукол рассаживают на места. Детям старшего дошкольного возраста с целью закрепления навыков дежурства можно показать предметные картинки с изображением перечисленных выше предметов и предложить раскладывать их по порядку, определяя последовательность сервировки стола.

    Игра «Что хочет делать Маша?» Цель. Уточнять представления детей о некоторых трудовых действиях; о материалах, инструментах и оборудовании, необходимых для работы. Ход игры Воспитатель обращается к детям от имени Маши (кукла). - Маша просит у меня тазик, ведро с водой и мыло (подставляет кукле называемые предметы). - Как вы думаете, что она будут делать? (Стирать.) Правильно. - А теперь Маша просит дать ей кастрюлю, молоко, сахар, соль и пшено. Что собирается делать Маша? (Кукла хочет варить кашу.) Как называется каша? (Пшённая.) В игровой форме могут быть рассмотрены и другие трудовые действия, в которых необходимы соответствующие предметы. Детям показывают эти предметы (утюг, стопка кукольного белья – для глажения; ведро и лейка – для полива грядок и т.п.). Проводя эту игру со старшими детьми, воспитатель использует картинки с изображением предметов, соответствующих тому или иному виду труда, или просто перечисляет эти предметы (без показа иллюстраций), предлагая детям угадать более сложные трудовые процессы. Например: ножницы, цветная бумага, клей, линейка, карандаш – подклеивание книг, ремонт коробок, атрибутов. Игра может быть усложнена: один ребёнок рисует предметы на доске (выкладывает картинки), а остальные дети отгадывают вид труда или все дети одновременно рисуют на бумаге, а затем показывают рисунки друг другу и угадывают.


    Игра «Кому это нужно?» Цель. Закреплять представления детей о предметах и их использовании в трудовых процессах. Знакомить с профессиями. Ход игры Воспитатель показывает детям различные предметы, просит назвать их и рассказать, когда они используются и с какой целью? Например: это половник, он нужен повару, чтобы размешивать кашу, разливать суп и компот и т.д. При проведении игры с детьми старшего дошкольного возраста воспитатель подбирает разные картинки с изображением предметов. Например: клещи, молоток, пылесос, кофемолка, штурвал, компьютер, микрофон, микроскоп, телескоп, и прочее. Дети называют профессию человека, который использует изображённый предмет в своём труде.

    Игра «Выбираем работу» Цель. Дать детям элементарные представления о профессиях людей, труд которых не был в сфере их наблюдений. Вызвать интерес к труду людей любой профессии. Ход игры Воспитатель вместе с детьми встаёт в хоровод и предлагает идти по кругу, приговаривая: Будем дружно подрастать В космонавты мы пойдём И работу выбирать. И ракеты поведём. (Дети имитируют звук работы двигателя и полёт ракеты, действуя по показу воспитателя). В капитаны мы пойдём, (Дети показывают, как капитаны смотрят в бинокль.) Корабли мы поведём. В вертолётчики пойдём, (Дети бегут и делают круговые движения над головой.) Вертолёты поведём. Игру можно продолжить с детьми постарше, они уже самостоятельно имитируют соответствующие действия. А мы в лётчики пойдём, В комбайнёры мы пойдём Мы в пожарные пойдём Самолёты поведём. И комбайны поведём. И пожар тушить начнём.

    Игра «Зачем (для чего, почему) нужно это делать?» Цель. Формировать у детей представление о необходимости труда, расширять знания о трудовых процессах. Ход игры Воспитатель показывает детям картинку с изображением предмета, характеризующую то или иное действие. Дети должны назвать это действие. - Зачем нужно растениям? (Лейка.) - Почему нужно кормить? (Птиц) - Что нужно мыть? (Тарелка.) - Что нужно чистить? (Ковёр) - Что нужно стирать? (Платье.) - Что нужно гладить? (Рубашка.) - Что нужно печь? (Пирожки.) - Что нужно менять? (Постельное бельё.) - Кого нужно купать? (Ребёнка.) Детям старшего дошкольного возраста задают вопросы посложнее. - Зачем засевают поля? (Зерно.) - Зачем сажать? (Картофель?) - Зачем опрыскивать? (Яблоня.) - Зачем покупать в магазине молоко (хлеб, сосиски, фрукты)? - Зачем ремонтировать сломавшуюся игрушку? - Зачем делать еженедельную уборку квартиры? - Зачем ухаживать за своим телом?

    Дидактические игры по трудовому воспитанию

    Воспитатель:

    Соболева О.Ю.

    Калинина Наталия
    Дидактические игры по трудовому воспитанию детей

    Игра «Накроем стол для кукол» .

    Цель. Учить детей сервировать стол , называть предметы, необходимые для справки. Знакомить с правилами этикета (встреча гостей, прием подарков, приглашение к столу, поведение за столом). Воспитывать гуманные чувства и дружеские взаимоотношения.

    Ход игры:

    Воспитатель входит в группу с нарядной куклой. Дети рассматривают ее, называют предметы одежды. Педагог говорит, что сегодня у куклы день рождения, к ней придут гости – ее подружки. Нужно помочь кукле накрыть праздничный стол (используется кукольная мебель и посуда) .

    Воспитатель проигрывает с детьми этапы деятельности (помыть руки, постелить скатерть, поставить в центр стола вазочку с цветами, салфетницу и хлебницу, приготовить чашки с блюдцами к чаю или тарелки, а рядом разложить столовые приборы-ложки, вилки, ножи). Затем обыгрывается эпизод встречи гостей, кукол рассаживают на места.

    Игра «Что хочет делать Маша?»

    Цель. Уточнять представления детей о некоторых трудовых действиях ; о материалах, инструментах и оборудовании, необходимых для работы.

    Ход игры:

    Воспитатель обращается к детям от имени Маши (кукла бибабо) :

    Маша просит у меня тазик, ведро с водой и мыло.

    Подставляет кукле называемые ею предметы.

    Как вы думаете, что она будет делать? (Стирать.) Правильно. А теперь Маша просит дать ей кастрюлю, молоко, сахар, соль и пшено. Что собирается делать Маша? (Кукла хочет варить кашу.) Как называется каша? (Пшенная.)

    В игровой форме могут быть рассмотрены и другие трудовые действия , в которых необходимы соответствующие предметы. Малышам показывают эти предметы (утюг и стопка кукольного белья - для глажения; ведро и лейка - для полива грядок и т. п.).

    Игра «Кому это нужно?»

    Цель. Закреплять представления детей о предметах и их использовании в трудовых процессах . Знакомить с профессиями.

    Ход игры:

    Воспитатель показывает детям различные предметы, просит назвать их и рассказать, когда они используются и с какой целью. Например : это половник, он нужен повару, чтобы размешивать кашу, разливать суп и компот и т. д.

    Игра «Выбираем работу»

    Цель. Дать детям элементарные представления о профессиях людей, труд которых не был в сфере их наблюдений. Вызывать интерес к труду людей любой профессии.

    Ход игры:

    Воспитатель вместе с детьми встает в хоровод и предлагает идти по кругу, приговаривая :

    Будем дружно подрастать

    И работу выбирать.

    В космонавты мы пойдем

    И ракеты поведем.

    (Дети имитируют звук работы двигателя и полет ракеты,

    действуя по показу воспитателя .)

    В капитаны мы пойдем,

    Корабли мы поведем.

    (Дети показывают, как капитан смотрит в бинокль.)

    В вертолетчики пойдем,

    вертолеты поведем.

    (Дети бегут и делают круговые движения руками над головой.)

    Игру можно продолжить с детьми постарше, они уже самостоятельно имитируют соответствующие действия.

    А мы в летчики пойдем,

    Самолеты поведем.

    Первые две строки повторяются в начале каждого куплета,

    дети на эти слова идут по кругу.

    В комбайнеры мы пойдем

    И комбайны поведем

    Игра «Зачем (для чего, почему) нужно это делать?»

    Цель. Формировать у детей представление о необходимости труда , расширять знания о трудовых процессах .

    Ход игры:

    Воспитатель , показывает детям картинку с изображением предмета, характеризующего то или иное действие. Дети должны назвать это действие.

    Что нужно мыть? (Тарелка.)

    Что нужно чистить? (Ковер.)

    Что нужно стирать? (Платье.)

    Что нужно гладить? (Рубашка.)

    Что нужно печь? (Пирожки.)

    Что нужно менять? (Постельное белье.)

    Кого нужно купать? (Ребенок.)

    Игры , направленные на формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

    "Источники опасности"

    Дидактическая задача :

    Закрепить знания детей о предметах , которые могут быть источником опасности.

    Игровые правила :

    Выбрать предметы, которые могут быть источником опасности.

    Игровое действие :

    Поиск и название предметов.

    Ход игры.

    Детям раздаются игровые карточки с изображением различных предметов. Воспитатель предлагает внимательно рассмотреть изображения предметов и ответить на вопросы :

    Что может быть источником пожара?

    Что может быть источником травмы человека (пореза, укуса, укола, ожога, отравления?

    Что может быть источником гибели человека? Отмечается тот, кто назовёт правильно все изображения.

    "О чём говорит светофор"

    Дидактическая задача :

    Закреплять знание сигналов светофора и соответствующих им действий пешеходов.

    Материал :

    Карточки с изображением сигналов светофора (горит красный, жёлтый, зелёный, действий пешеходов.

    Ход игры.

    Воспитатель предлагает детям показать сигнал светофора, который обозначает : "иди", "стой", "внимание". Затем показать карточки с изображением действий пешеходов на разные сигналы светофора.

    "Четвёртый лишний "

    Дидактическая задача :

    Учить детей предотвращать опасность контактов с опасными предметами (иголки, ножницы, спички, лекарства и др.) Закреплять знания о поведении на улице без взрослых. Различать съедобные грибы и ягоды.

    Игровые правила :

    Найти лишний предмет на карточке. Доказать, почему.

    Игровое действие :

    Поиск опасного предмета.

    Ход игры.

    Детям раздаются карточки, на каждой изображены четыре предмета, один из которых лишний (несёт опасность) . Тот, на которого указывает воспитатель (волшебная стрелочка, объясняет, что лишнее и почему.

    Карточки :

    1. Съедобные грибы и мухомор.

    2. Игрушки и гвозди.

    3. Игрушки и лекарство.

    4. Кисточка, карандаш, ручка, иголка.

    5. Малина, клубника, смородина и волчья ягода.

    6. Дети играют в песочнице, катаются на качелях, катаются на санках, мальчик ест сосульку.

    По аналогии могут быть представлены и другие комбинации.

    "На прогулке"

    Дидактическая задача :

    Закреплять знания детей о правильном общении, поведении с животными.

    Материал :

    Карточки с изображением правильных и неправильных действий при встрече с собакой, пчелой, козой, ежом, муравьями в муравейнике.

    Игровые правила :

    На вопрос воспитателя показать картинку с правильным ответом, а затем с неправильными действиями.

    Ход игры.

    Воспитатель предлагает детям ответить, как бы они поступили в разных ситуациях, возникших во время прогулки в выходной день (на даче, в лесу) . Нужно показать сначала картинку с правильным действием, а затем показать неправильные.

    На дороге я повстречал собаку. Можно, нельзя (дети показывают карточку)

    На полянке ко мне подлетела оса (пчела) . Можно, нельзя.

    На опушке щиплет травку коза. Можно, нельзя.

    В траве я заметил ежа. Можно, нельзя.

    "Телефон"

    Дидактическая задача :

    Закреплять знание номеров телефонов аварийных служб.

    Ход игры.

    Перед ребенком разложены карточки с изображением машин скорой помощи, МЧС, милиции, пожарной, спортивной машины и карточки с номерами 01, 02, 03. Воспитатель предлагает ребёнку выбрать любой номер и найти машину, которая придёт по этому номеру.

    "Игра - дело серьезное"

    Дидактическая задача :

    Учить детей подбирать для игр подходящие предметы, знать с какими вещами играть нельзя.

    Материал :

    Карточки с изображением мяча, ножниц, пирамидки, газовой плиты, спичек, ножа, неваляшки, таблеток, утюга, иголки, куклы, машинки, вилки, стеклянной вазы и др.

    Ход игры.

    Перед детьми разложены карточки обратной стороной кверху. Ребёнок достаёт любую, просматривает её и отвечает, можно играть с этой вещью или нет (объясняя почему) . За правильный ответ получает фишку.

    "Каждой вещи свое место"

    Дидактическая задача :

    Закреплять представления о правилах безопасного поведения, формировать знания о том, что для безопасности все предметы надо убирать на свои места; развивать наблюдательность, внимание; воспитывать желание соблюдать чистоту и порядок дома ив детском саду.

    Материал :

    игровое поле с изображением кухни; картинки-предметы.

    Ход игры.

    В коробке лежат картинки-предметы (изображением вниз) . Каждый ребенок берет одну картинку и кладет ее на игровое поле - на место, объясняя свой выбор.

    Варианты :

    На игровом поле «разбросаны» картинки-предметы. Дети по очереди раскладывают их на место;

    На макете разложить все предметы на свои места, сначала на «кухне» , а потом и во всей «квартире» .

    То же в игровом уголке.

    "Одень куклу"

    Дидактическая задача :

    Учить детей различать одежду по характерным особенностям профессии (пожарный, спасатель, милиционер, повар, врач и др.) . Закрепить знание детей о назначении одежды в зависимости от времени года и его занятий в данное время (спорт, прогулка, отдых, лето, зима, осень, весна) .

    Игровые действия :

    Одеть куклу в соответствии с ситуацией, профессией.

    Ход игры.

    В игровой форме предлагается детям одеть куклу для определённой цели : день рождения, спортивный праздник и так далее, или в соответствии с названной профессией. Отмечается тот, кто правильно выполнит задание.

    "Соедини по точкам"

    Дидактическая задача :

    Закреплять представления об источниках опасности в быту; развивать мелкую моторику, закреплять навыки пользования карандашом, умение вести линию по точкам; воспитывать умение доводить начатое дело до конца.

    Материал :

    карточки с контурами предметов из точек (утюг, плита) .

    Игровые действия :

    соединить точки, раскрасить и рассказать, чем опасен данный предмет.

    "Сложи картинку (пазл) "

    Дидактическая задача :

    Картинку по пожарной тематике наклеивают на картон и разрезают на несколько частей.

    Игровые действия :

    Играть можно двумя командами. В этом случае интереснее использовать две картинки, так что при игре части обеих картинок можно перемешать. Выигрывает тот , кто быстрее соберет картинку.

    Показывается рисунок или плакат, на котором изображено несколько примеров нарушения правил пожарной безопасности. Ведущий называет число нарушений и предлагает ребятам за одну-две минуты назвать и показать их. Побеждает тот, кто назовет всё быстро и правильно.

    На картинке нарисованы пожарный, повар, доктор, милиционер, и каждый из них занимается не по своей профессии. Ребенок по картинке должен рассказать, что перепутал художник.