Войти
Образовательный портал. Образование
  • Причины выброса токсичных веществ Несгораемые углеводороды и сажа
  • Современный этап развития человечества
  • Лилия яковлевна амарфий Могила лилии амарфий
  • Значение имени мариям Имя марьям значение происхождение
  • Семь советов от Отцов Церкви
  • Унжа (Костромская область)
  • Виды деятельности в сфере автотранспорта, подлежащие лицензированию и лицензионные требования. Виды деятельности в сфере автотранспорта, подлежащие лицензированию и лицензионные требования Какие виды деятельности лицензируются на автомобильном транспорте

    Виды деятельности в сфере автотранспорта, подлежащие лицензированию и лицензионные требования. Виды деятельности в сфере автотранспорта, подлежащие лицензированию и лицензионные требования Какие виды деятельности лицензируются на автомобильном транспорте

    Переход к рыночным отношениям потребовал принципиально новых форм государственного регулирования деятельности транспортного комплекса и более развитого законодательного обеспечения этой сферы. В условиях рыночной экономики соотношение в развитии автомобильного транспорта общего пользования, ведомственного, кооперативного, частных владельцев определяется их способностью обеспечить клиенту качественное транспортное обслуживание при минимальных издержках. Однако свобода предпринимательской деятельности в сфере транспорта без соответствующих рычагов регулирования может привести к переизбытку предложений в одних видах перевозок и недостатку предложений, следовательно, монополизму в других.

    Решением Совета Министров от 25 сентября 1990 года № 378 создана Российская транспортная инспекция - как орган регулирования транспортного рынка путем выдачи лицензий владельцам транспортных средств на право заниматься транспортной деятельностью определенного вида. Ее задачами являются:

      Контроль за исполнением перевозчиками транспортного законодательства, правил перевозок и других нормативных актов

      Снижение транспортных издержек в народном хозяйстве

      Защита интересов потребителей транспортных услуг

      Стимулирование деятельности перевозчиков, направленной на рациональное использование подвижного состава, повышение качества и эффективности транспортного, транспортно-экспедиционного и сервисного обслуживания организацией населения

      Предотвращение монополизма транспортных услуг путем организации оптимального уровня конкуренции

      Регулирование количества и структуры подвижного состава

      Уменьшение вредного воздействия транспорта на окружающую среду

      Снижение аварийности на транспорте

      Обеспечение необходимого профессионального уровня работников транспорта

    Основополагающими правовыми документами по лицензированию перевозочной деятельности автомобильного транспорта является «Федеральный закон о лицензировании отдельных видов деятельности» и «Положение о лицензировании перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом».

    «Федеральный закон...» регулирует отношения между федеральными органами исполнительной власти, организации исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности. При этом принимаются следующие основные понятия:

      Лицензия - специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.

      Лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с Федеральным законом.

      Лицензирование - мероприятия, связанные с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением и возобновлением действия лицензий, аннулированием лицензий и контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий.

    «Положение» определяет порядок лицензирования следующих видов деятельности при осуществлении юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями перевозок автомобильным транспортом:

      Перевозки пассажиров на коммерческой основе легковым автомобильным транспортом

      Перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).

      Перевозки грузов автомобильным транспортом грузоподъемностью свыше 3,5 тонны (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).

    Лицензирование перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом осуществляется Министерством транспорта Российской Федерации (далее именуется - лицензирующий орган). На каждый лицензируемый вид деятельности предоставляется соответствующая лицензия.

    Лицензионными требованиями и условиями при осуществлении перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом являются:

      Выполнение требований, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области лицензируемого вида деятельности.

      Соответствие автотранспортных средств, заявленных для выполнения перевозок, в том числе находящихся в технической эксплуатации на основании договора аренды или на ином законном основании, требованиям, установленным для осуществления соответствующих перевозок автомобильным транспортом и допуска автотранспортных средств к эксплуатации.

      Соответствие индивидуального предпринимателя и работников юридического лица квалификационным требованиям, предъявляемым при осуществлении соответствующих перевозок автомобильным транспортом.

      Наличие в штате юридического лица должностных лиц, ответственных за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедших в установленном порядке аттестацию на право занятия соответствующей должности.

    Для получения лицензии соискатель лицензии представляет в лицензирующий орган следующие документы:

      Заявление о предоставлении лицензии с указанием: наименования, организационно-правовой формы и места нахождения - для юридического лица, фамилии, имени, отчества, места жительства, данных документа, удостоверяющего личность - для индивидуального предпринимателя; лицензируемого вида деятельности, которую юридическое лицо или индивидуальный предприниматель намерены осуществлять.

      Копии учредительных документов и документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц.

      Копия свидетельства о государственной регистрации соискателя лицензии в качестве индивидуального предпринимателя.

      Копия свидетельства о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе.

      Копии документов, подтверждающих соответствующую установленным требованиям и условиям квалификацию индивидуального предпринимателя или работников юридического лица.

      Копии документов подтверждающих прохождение соответствующей аттестации должностными лицами юридического лица, ответственными за обеспечение безопасности дорожного движения.

      Сведения о заявленных для выполнения лицензируемого вида деятельности транспортных средствах (перечень указанных сведений утверждается лицензирующим органом).

      Документ, подтверждающий уплату лицензионного сбора за рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии.

    Документы принимаются лицензирующим органом по описи, копия которой направляется (вручается) соискателю лицензии с указанием даты приема.

    За предоставление недостоверных сведений соискатель лицензии несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    Лицензирующий орган при проведении лицензирования имеет право проводить проверки соответствия соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям.

    Лицензирующий орган принимает решение о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии в срок, не превышающий 30 дней со дня получения заявления со всеми необходимыми документами. Соответствующее решение оформляется приказом руководителя лицензирующего органа.

    Лицензия на осуществление любого вида деятельности, лицензируемого в соответствии с Положением, предоставляется на 5 лет. Одновременно с лицензией на каждое автотранспортное средство выдается лицензионная карточка, которая должна находиться на автотранспортном средстве, при осуществлении лицензируемого вида деятельности. Формы бланков лицензий на соответствующий вид деятельности и лицензионной карточки утверждаются лицензирующим органом.

    Лицензиат обязан проинформировать в 15-дневный срок (в письменной форме) лицензирующий орган об изменении количества автотранспортных средств, используемых для осуществления лицензируемой деятельности.

    Плановые проверки соблюдения лицензиатом лицензионных требований и условий проводятся лицензирующим органом в отношении перевозок пассажиров - не чаще одного раза в год, в отношении перевозок грузов - не чаще одного раза в 2 года.

    Проверки проводятся на основании распоряжения (приказа) руководителя лицензирующего органа.

    По результатам проверки должностным лицом (лицами) лицензирующего органа, проводившим ее, оставляется акт (протокол) в двух экземплярах.

    К акту (протоколу) при необходимости прилагаются копии документов, подтверждающих нарушение лицензиатом лицензионных требований и условий, объяснения его работников, а также другие необходимые документы (или их копии).

    Один экземпляр акта (протокола) передается руководителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю или их представителям под расписку либо направляется по почте с уведомлением о вручении. Акт (протокол) проверки регистрируется в журнале лицензирующего органа и представляется руководителю этого органа.

    В случае выявления при проведении проверки нарушений лицензиатом лицензионных требовании и условий руководитель лицензирующего органа (либо по его поручению должностное лицо этого органа) принимает меры в соответствии с Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности».

    Лицензирующие органы вправе приостанавливать действие лицензии в случае выявления лицензирующими органами неоднократных нарушений или грубого нарушения лицензиатом лицензионных требований и условий.

    Лицензирующий орган обязан установить срок устранения лицензиатом нарушений, повлекших за собой приостановление действия лицензии. Указанный срок не может превышать шесть месяцев. В случае, если в установленный срок лицензиат не устранил указанные нарушения, лицензирующий орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии.

    Лицензиат обязан уведомить в письменной форме лицензирующий орган об устранении им нарушении, повлекших за собой приостановление действия лицензии. Лицензирующий орган, приостановивший действие лицензии, принимает решение о возобновлении ее действия и сообщает об этом в письменной форме лицензиату в течение трех дней после получения соответствующего уведомления и проверки устранения лицензиатом нарушений, повлекших за собой приостановление действия лицензии.

    Лицензия теряет юридическую силу в случае ликвидации юридического лица или прекращения его деятельности в результате реорганизации, за исключением его преобразования, либо прекращения действия свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя.

    Лицензирующие органы могут аннулировать лицензию без обращения в суд в случае неуплаты лицензиатом в течение трех месяцев лицензионного сбора за предоставление лицензии.

    Лицензия может быть аннулирована решением суда на основании заявления лицензирующего органа в случае, если нарушение лицензиатом лицензионных требований и условий повлекло за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации. Одновременно с подачей заявления в суд лицензирующий орган вправе приостановить действие указанной лицензии на период до вступления в силу решения суда.

    Решение о приостановлении действия лицензии, об аннулировании лицензии или о направлении заявления об аннулировании лицензии в суд доводится лицензирующим органом до лицензиата в письменной форме с мотивированным обоснованием такого решения не позднее чем через три дня после его принятия.

    Решение о приостановлении действия лицензии и об аннулировании лицензии может быть обжаловано в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

    от 23.04.94 N 372, от 31.07.98 N 866)

    1. Лицензирование перевозочной, транспортно - экспедиционной и другой деятельности, связанной с осуществлением транспортного процесса, ремонтом и техническим обслуживанием транспортных средств на автомобильном транспорте, производится с целью государственного регулирования этих видов деятельности, обеспечения нормального функционирования рынка транспортных услуг и защиты интересов потребителей этих услуг, реализации требований антимонопольного законодательства, безопасности движения и соблюдения экологических норм при эксплуатации автомобильного транспорта.

    2. Лицензированию подлежит деятельность предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, а также предпринимателей, осуществляющих:

    а) городские, пригородные, междугородные, межреспубликанские и международные перевозки грузов и пассажиров, за исключением перевозок, указанных в пункте 3 настоящего Положения;

    б) транспортно - экспедиционное обслуживание юридических лиц и граждан;

    в) ремонт и техническое обслуживание автотранспортных средств на коммерческой основе.

    В дополнение пункта 3 Постановлением Правительства РФ от 12.02.1993 N 121 установлено, что перевозки грузов и пассажиров автотранспортными средствами предприятий, организаций и учреждений системы Государственного комитета Российской Федерации по статистике (за исключением перевозок, выполняемых автотранспортными средствами указанных предприятий, организаций и учреждений на коммерческой основе) не подлежат лицензированию.

    3. Лицензированию не подлежат:

    а) технологические (внутриобъектные, внутризаводские и внутрикарьерные) перевозки, осуществляемые автотранспортными средствами без выхода на дороги общего пользования;

    б) внутрихозяйственные, внутрирайонные, внутриобластные, внутрикраевые, внутриреспубликанские (республик в составе Российской Федерации) перевозки, осуществляемые автотранспортом колхозов, совхозов, крестьянских (фермерских) хозяйств, сельскохозяйственных кооперативов и других предприятий и организаций агропромышленного комплекса для нужд сельского хозяйства, межобластные, межкраевые, межреспубликанские (в пределах территории Российской Федерации) перевозки сельскохозяйственной продукции, продуктов ее переработки, минеральных удобрений, средств защиты растений, сельскохозяйственной техники, оборудования и запасных частей, а также ремонт и техническое обслуживание автотранспортных средств для крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных предприятий;

    в) перевозки грузов и пассажиров, осуществляемые по специальным постановлениям Правительства Российской Федерации;

    г) перевозки грузов и пассажиров, связанные с ликвидацией последствий стихийных бедствий;

    д) перевозки, осуществляемые специальными и учебными автомобилями;

    е) перевозки грузов и пассажиров автотранспортными средствами, принадлежащими учреждениям здравоохранения Российской Федерации и Министерству связи Российской Федерации (за исключением перевозок, выполняемых автотранспортными средствами указанных организаций на коммерческой основе), вооруженным силам, органам государственной безопасности и внутренних дел.

    4. Устанавливаются следующие виды лицензий:

    на перевозки грузов - "Г";

    на перевозки пассажиров - "П";

    на транспортно - экспедиционное обслуживание - "Т";

    на техническое обслуживание и ремонт транспортных средств - "С";

    на перевозки опасных грузов - "ОГ".

    В лицензии на перевозку опасных грузов обязательно указывается вид опасного груза, на перевозку которого выдана лицензия.

    (абзац введен Постановлением Правительства РФ от 23.04.94 N 372)

    К перевозке опасных грузов допускаются водители, имеющие непрерывный стаж работы в качестве водителя транспортного средства данной категории не менее 3 лет и свидетельство о прохождении специальной подготовки по утвержденным программам для водителей, осуществляющих перевозку опасных грузов.

    (абзац введен Постановлением Правительства РФ от 23.04.94 N 372)

    5. На каждое транспортное средство одновременно с лицензией выдается лицензионная карточка, цвет которой соответствует зоне его деятельности:

    голубой - городские и пригородные перевозки;

    желтый - внутриреспубликанские (республик в составе Российской Федерации), внутрикраевые, внутриобластные междугородные перевозки;

    красный - межреспубликанские (в пределах Российской Федерации), межкраевые, межобластные междугородные перевозки;

    зеленый - международные перевозки.

    Формы лицензии и лицензионной карточки утверждаются Министерством транспорта Российской Федерации.

    6. Все виды лицензий выдаются на определенный срок (3 месяца, 1 год или 5 лет) региональными отделениями Российской транспортной инспекции и ее филиалами, за исключением лицензий на международные перевозки и связанные с ними транспортно - экспедиционные услуги, которые выдаются Министерством транспорта Российской Федерации или в устанавливаемом им порядке.

    7. Для получения лицензий предприятия, организации, учреждения и предприниматели представляют:

    а) заявление по форме, устанавливаемой Министерством транспорта Российской Федерации, с указанием вида и зоны деятельности, а также срока действия лицензии;

    б) копию документа, удостоверяющего государственную регистрацию предприятия или предпринимателя, а для организации или учреждения - копию утвержденного в установленном порядке устава или положения;

    в) данные о количестве имеющихся:

    автотранспортных средств - для получения лицензии на перевозки;

    постов для технического обслуживания и ремонта автотранспортных средств - для получения лицензии на осуществление технического обслуживания и ремонта;

    г) данные о других основных фондах, обеспечивающих выполнение указанной в заявлении деятельности;

    д) копию документа, подтверждающего профессиональную пригодность руководителя предприятия, организации, учреждения, предпринимателя или лиц, уполномоченных ими для руководства лицензируемой деятельностью (диплома об окончании специального учебного заведения или документа, подтверждающего стаж работы по специальности не менее 5 лет);

    е) документы, свидетельствующие о технической возможности транспортных средств осуществлять перевозки конкретных видов опасных грузов, - для получения лицензии на перевозку опасного груза.

    (пп. "е" введен Постановлением Правительства РФ от 23.04.94 N 372)

    При отсутствии указанных документов руководитель, предприниматель или лица, ими уполномоченные для руководства лицензируемой деятельностью, должны сдать экзамен на профессиональную пригодность.

    Порядок сдачи экзаменов и объем необходимых знаний устанавливаются Министерством транспорта Российской Федерации.

    8. Предприятия, организации, учреждения и предприниматели могут иметь одновременно несколько видов лицензий.

    9. Советы Министров республик в составе Российской Федерации, органы исполнительной власти краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт - Петербурга могут устанавливать дополнительные условия для выдачи лицензий, обеспечивающие защиту интересов потребителей транспортных услуг.

    10. Отказ в выдаче лицензий производится в случаях, когда:

    а) профессиональная подготовка руководителя предприятия, организации, учреждения, предпринимателя или лиц, уполномоченных ими для руководства лицензируемой деятельностью, не соответствует установленным требованиям;

    б) в представленных документах указаны неверные сведения;

    в) подвижной состав не пригоден для перевозок, указанных в заявлении для получения лицензии;

    г) производственная база заявителя не отвечает экологическим требованиям или не обеспечивает поддержания транспортных средств в исправном состоянии;

    д) не выполняются иные условия, необходимые для осуществления деятельности, указанной в заявлении.

    11. Выдача лицензий (уведомления об отказе в ее выдаче) осуществляется в 30-дневный срок со дня подачи заявления.

    12. Для рассмотрения спорных вопросов, возникающих при выдаче лицензии, решениями соответствующих органов исполнительной власти могут создаваться при отделениях Российской транспортной инспекции комиссии по лицензированию.

    В состав комиссий включаются работники Российской транспортной инспекции, специалисты по эксплуатации автомобильного транспорта, представители соответствующего органа исполнительной власти.

    13. Владелец лицензии не имеет права передавать ее другому юридическому или физическому лицу.

    14. Владелец лицензии обязан:

    а) обеспечивать соблюдение условий, указанных в лицензии;

    б) иметь на лобовом стекле каждого автотранспортного средства лицензионную карточку;

    в) представлять органам, выдавшим лицензию, по их требованию сведения о лицензируемой деятельности.

    15. В случае увеличения количества автотранспортных средств (без изменения вида деятельности) владелец лицензии должен получить в установленном порядке дополнительные лицензионные карточки.

    16. Предприятия, организации, учреждения и предприниматели приобретают лицензии в отделениях Российской транспортной инспекции за плату, размеры которой устанавливаются:

    на межреспубликанские (в пределах Российской Федерации), межкраевые, межобластные, международные перевозки грузов и пассажиров автомобильным транспортом и транспортно - экспедиционную деятельность, связанную с этими перевозками, - Министерством транспорта Российской Федерации по согласованию с Министерством экономики Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации;

    Транспортная деятельность — это важная сфера обслуживания, заключающаяся в перевозке грузов и пассажиров. Подобный род занятий, тесно связанный с , а также влияющий на экологию и на , требует в соответствующих госорганах. Осуществлять транспортную деятельность можно только после обучения сотрудников, прохождения специфических проверок и получения разрешения.

    В каких случаях требуется лицензирование транспортной деятельности

    Для начала давайте узнаем, какие виды перевозок подлежат лицензированию. Перечень видов деятельности в транспортной сфере, на которые требуется лицензирование, постоянно изменяется и пополняется новыми пунктами. На сегодняшний день обязательно получить разрешение (пройти лицензирование) потребуется, если организация планирует заниматься:

    • Перевозкой автомобильным транспортом более 8 пассажиров (кроме служебных нужд и );
    • перевозкой пассажиров и грузов железнодорожным, морским и речным транспортом;
    • коммерческой перевозкой пассажиров на легковом транспорте;
    • перевозкой грузов свыше 3,5 тонн (кроме служебных нужд ИП и юрлиц);
    • погрузкой и разгрузкой опасных грузов в портах и на железной дороге;
    • воздушной перевозкой грузов и пассажиров;
    • буксировкой на водном транспорте.

    И хотя лицензирование пассажирских перевозок автомобильным транспортом (автотранспортных), автобусных, морских и железнодорожных — важная тема для обсуждения, но мы рассмотрим порядок лицензирования видов деятельности, которые связаны с автомобильными транспортными услугами в сфере грузовых и пассажирских перевозок.

    О понятии и особенностях лицензирования пассажирских перевозок расскажет специалист в видео ниже:

    Как происходит выдача лицензий

    Чтобы получить необходимую лицензию, организации следует пройти несколько шагов и обеспечить соблюдение важных условий, которые выдвигаются государством к юридическим лицам, планирующим заниматься транспортной деятельностью.

    Ответственные органы

    Лицензированием транспортной деятельности занимается Ространснадзор. Именно в эту государственную структуру организации следует подавать документы, если вы планируете осуществлять коммерческую перевозку пассажиров и грузов.

    Помимо согласования и выдачи лицензий Ространснадзор занимается и контролем за деятельностью тех организаций, которым она была разрешена. , транспорта организации приведут к проверке инспекторами данной госструктуры и — возможно — аннулированию лицензии.

    Условия лицензирования деятельности по перевозке пассажиров и грузов описаны ниже.

    Условия

    Лицензия на транспортную деятельность выдается организациям, только если ими будут соблюдены определенные условия. Подобная строгость в контроле юрлиц обусловлена важностью их работы.

    Итак, вы можете подать заявление на лицензирование, если:

    • У вас есть собственные или арендованные помещения, в которых будет производиться обслуживание и ремонт транспортных средств, или же у вас заключен договор с организацией, которая будет этим заниматься;
    • у вас в штате числятся аттестованные квалифицированные опытные водители, прошедшие ;
    • у вас в штате числится лицензированный медработник, который будет проводить пред- и послерейсовую проверку водителей (или заключен договор со специализированной организацией);
    • у вас есть необходимый автотранспорт и технические средства, прошедшие и допущенные к и пассажирским перевозкам;
    • на автотранспорте установлены средства по контролю режима движения, труда и отдыха;
    • автотранспорт оснащен сертифицированной аппаратурой спутниковой навигации;
    • автотранспорт .

    О лицензировании детских перевозок речь пойдет в этом видеоролике:

    Необходимые документы

    Чтобы запустить процедуру возможности предоставления вашей организации лицензии, вам следует собрать для Ространснадзора пакет документов.

    1. Заявление по установленной форме.
    2. Копии свидетельств ИНН, постановке на налоговый учет и о внесении организации в . Для ИП вместо последнего документа потребуется .
    3. Копии квалификационных и аттестационных удостоверений штатных водителей.
    4. Копии последних медосмотров штатных водителей.
    5. Сведения о ТС ( , и ).
    6. Свидетельство собственности на указанные ТС или .
    7. Свидетельство собственности или договор аренды на помещения, в которых будет осуществляться техобслуживание и ремонт ТС.
    8. Диплом об образовании и лицензия медработника или договор с организацией, которая будет проводить пред- и послерейсовые осмотры штатных водителей.
    9. Уведомление о включении ТС организации в Реестр категорированной транспортной инфраструктуры.
    10. Квитанция на 7500 рублей.

    Заявление

    Бланк заявления на получение лицензии вы можете найти на госуслугах в разделе, посвященном деятельности Ространснадзора. Там же можно сверить и список необходимых для подачи заявки документов.

    В заявлении указывается наименование организации или ИП, а также прочие реквизиты, важные для сверки и заполнения документации. На каждый род услуг, которые планирует осуществлять организация, требуется заполнить свой бланк заявления, собрать пакет копий документов, а также оплатить госпошлину.

    Бланк заявления на получение лицензии на перевозки вы можете скачать .

    Бланк заявления на получение лицензии на перевозки

    Бланк заявления на получение лицензии на перевозки — 1

    Бланк заявления на получение лицензии на перевозки — 2

    Бланк заявления на получение лицензии на перевозки — 3

    Бланк заявления на получение лицензии на перевозки — 4

    Бланк заявления на получение лицензии на перевозки — 5

    Бланк заявления на получение лицензии на перевозки — 6

    Этапы оформления разрешения

    Для оформления лицензии на транспортную деятельность вам нужно собрать указанный пакет документов и отнести его в управление Ространснадзора по своему городу.

    1. Поданный пакет просматривается инспектором и принимается.
    2. В течение двух недель Ространснадзор должен ответить вам на ваше заявление. Если вашей организацией не были соблюдены условия лицензирования, или в документах содержатся ошибки, вам в письменном виде откажут в выдаче разрешения. В ином случае процедура получения пойдет дальше.
    3. В течение трех дней после принятия положительного решения Ространснадзор должен предоставить в адрес организации соответствующее уведомление.
    4. При необходимости будет назначена экспертиза соответствия вашей организации условиям лицензирования. Вы либо привезете оригиналы документов в управление Ространснадзора, либо комиссия приедет непосредственно к вам для осмотра и бесед с руководством, медработником и водителями.

    Готовая лицензия на транспортную деятельность выдается Ространснадзором не позднее 45-ого рабочего дня с момента подачи пакета документов.

    Чем чреваты перевозки без лицензии, расскажет это видео:


    Оглавление
      Введение 3
      Задачи регулирования транспортной деятельности 4
      Лицензирование как метод регулирования рынка транспортных
      услуг 5
      Формирование системы государственного регулирования
      транспортной деятельности в РФ 7
      Заключение 14
      Список литературы 15

    Введение

    Транспорт является одной из ключевых отраслей любого государства. Объем транспортных услуг во многом зависит от состояния экономики страны. Транспорт стимулирует повышение уровня активности экономики. Он позволяет расширить масштабы производства, связать производство и потребителей.
    Особое место среди различных видов транспорта занимает автомобильный. Он более мобилен и менее зависит от внешних факторов.
    В большинстве стран, в том числе и в России, автомобильный транспорт занимает ведущее место по объемам перевозок грузов и пассажиров.
    Развитие рыночных отношений в России привело к разрушению существовавшей прежде отраслевой системы управления автомобильным транспортом. В связи с этим резко возросло количество дорожно-транспортных происшествий и их тяжесть, снизились объемы перевозок и выпуск парка подвижного состава и т.д. В значительной степени это было обусловлено тем, что взамен существовавшей системы отраслевого управления автомобильным транспортом не была создана эквивалентная система государственного управления и регулирования транспортной деятельности, адаптированная к сложившимся условиям. Предприятия и организации транспорта остались один на один с рыночной стихией.
    В процессе приватизации и демонополизации транспортного производства образовалось большое количество частных перевозчиков и малых АТП, которые возглавили не подготовленные для этих целей руководители.
    Вместе с тем, опыт зарубежных стран показывает, что рыночные отношения в экономике ни в коей мере не исключают, а наоборот предполагают создание развитой и эффективной системы многостороннего государственного регулирования транспортной деятельности.
    Одним из первых мероприятий Министерства транспорта Российской Федерации по формированию системы регулирования транспортной деятельности в условиях перехода к рынку стало создание Российской транспортной инспекции (РТИ). На органы РТИ были возложены обязанности проводить лицензирование транспортной деятельности и сервисных услуг, контроль выполнения законодательных актов и требований, налагаемых выданными лицензиями, а также осуществлять целый ряд иных функций, связанных с обеспечением нормального функционирования рынка транспортных услуг.
    Формирование органов РТИ и их функционирование дали свой положительный эффект, который заключался, в частности, в снижении количества дорожно-транспортных происшествий.
    Регулирование рынка транспортных услуг предполагает сочетание экономических и административных методов воздействия на работу транспорта, осуществления регулирования как в долгосрочной перспективе, так и в режиме оперативных воздействий.

      ЗАДАЧИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРАНСПОРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    Существует много причин, по которым общество должно осуществлять контроль над транспортом.

    1. Основные операции транспорта необходимо регулировать в интересах общественной безопасности (дорожного движения и экологической).

    2. Во многих случаях транспорт является естественной монополией, что представляет собой сдерживающий фактор его развития.

    3. Чаще всего транспорт сильно подвержен конкурентной борьбе. Это ведет к снижению заработной платы работающих в отрасли.

    4. Социальные затраты транспорта очень велики, в связи с этим их необходимо учитывать и перераспределять. Автомобильный транспорт не может существовать без таких элементов, как автомобильные дороги, стоянки и т.п. Это обусловливает дополнительное финансирование.

    5. Транспорт часто требует международного взаимодействия, что предопределяет необходимость государственных соглашений.

    6. Транспорт вместе с системой материально-технического снабжения и связью является частью инфраструктуры национальной экономики и одновременно стимулятором ее развития.

    7. Транспорт, в связи с высоким коэффициентом перевозимости производимых товаров, является отраслью, прогрессивно стимулирующей инфляционные процессы. В связи с этим, в условиях нестабильной экономической обстановки необходим контроль за уровнем тарифов.

    8. Транспорт является центральным звеном при ликвидации чрезвычайных ситуаций и играет важную роль в обеспечении обороноспособности страны.

    Методы регулирования транспортной деятельности укрупненно можно подразделить на: нормативно-правовые; экономические; комплексные.
    Нормативно-правовые методы по области своего воздействия, своей направленности могут быть подразделены на определяющие безопасность и регулирующие рынок транспортных услуг.
    В числе нормативно-правовых актов, регулирующих безопасность автомобильного транспорта, можно отметить правила дорожного движения, устав автомобильного транспорта, правила перевозок опасных грузов, стандарты по экологической безопасности и т.д.
    К методам регулирования рынка транспортных услуг следует отнести: лицензирование; квоты и разрешения (например, для международных перевозок); ограничения (числа компаний, размеров парка и др.).
    Среди экономических методов можно выделить комплексные и частные. Комплексные методы предполагают изменение системы производственных отношений, и в частности отношений собственности. Это национализация транспортных компаний либо их приватизация. Частные ме­тоды экономического регулирования транспортной деятельности осуществляются при неизменной системе производственных отношений. Это: налоги, тарифы, штрафные санкции, оплата дополнительных операций, кредитов, дотаций и т.д.
    Синтетические методы регулирования автотранспортной деятельности представляют собой синтез нормативно-правовых и экономических мер, которые сложно разделить и обособить. Так, например, в Финляндии при лицензировании перевозок туристов автобусами, перед автотран­спортными фирмами ставится обязательство отработки определенного времени на городских маршрутах.

      ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ КАК МЕТОД РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ

    Основополагающая цель лицензирования объединяет две, по своей сути разные задачи:
    1. Регулирование рынка транспортных услуг.
    2. Обеспечение безопасности транспортной деятельности. Так, в положении 1984 г. о грузовом транспорте (Великобритании) "Условия выдачи и оплаты лицензий на эксплуатацию" отмечается, что лицензирование эксплуатирующих организаций и лиц является средством регулирования (упорядочения) коммерческой эксплуатации грузовых транспортных средств. Оно представляет собой систему контроля качества, обеспечивающую следующие гарантии: транспортные средства эксплуатируются на законном основании, они содержатся в исправном состоянии, и эксплуатируемый транспорт базируется в пунктах, где он причиняет наименьшие неудобства и беспокойство для окружающей зоны.
    Двойственность задач лицензирования и их характер предопределяют неоднородный характер объектов (субъектов) лицензирования.
    Лицензированию подлежит определенный вид деятельности. Автотранспортная деятельность многопланова. Она включает в себя: автомобильные перевозки; техническое обслуживание и ремонт автомобилей (обеспечение хранения и заправка автомобилей топливом, смазочными материалами и т.д.).
    Обеспечение безопасности автотранспортной деятельности предъявляет определенные требования к лицам, занимающимся такой деятельностью, а также к используемым техническим средствам. Таким образом, объект (субъект) подлежащий лицензированию, имеет несколько эклектичный характер.
    В настоящее время в различных странах не существует единого подхода при определении объекта лицензирования по такому фактору, как принадлежность перевозок. Так, в ряде стран (Бельгия, США и др.) лицензированию подлежат только перевозки для "третьей" стороны, и не требуется лицензия при перевозке для собственных нужд. То же самое можно отнести к Германии.
    Однако там лицензированию подлежат перевозки на расстояние более 75 км. В других же странах (например, Великобритании) таких ограничений нет. Так, в Великобритании обладателем лицензии должно быть лицо или организация, эксплуатирующая любые грузовые транспортные средства, использование которых связано с профессиональной или коммерческой деятельностью. Сюда не входят транспортные средства, используемые для личной надобности (в частном порядке), однако формулировка "профессиональная или коммерческая деятельность" охватывает все виды коммерческой деятельности, профессии, деятельность ассоциаций, местных органов власти, легально существующих предприятий, предпринимателей, фермеров и вообще всякие виды деятельности, направленные на получение дохода.
    Транспортная лицензия выдается, как правило, на каждое транспортное средство. Однако существуют определенные ограничения.
    Например, в Бельгии наличие транспортной лицензии не требуется для осуществления перевозок для собственных нужд; перевозок за пределами общественных автомагистралей; перевозок транспортных средств. имеющих повреждения или подлежащих ремонту и др. - всего 16 наименований.
    В Великобритании к числу не подлежащих лицензированию транспортных средств относятся малые грузовые транспортные средства, транспортные средства полиции и пр. - всего 25 наименований.
    В настоящее время практически во всех странах существует сложная дифференциация лицензий по различным признакам.
    Так, в странах Бенилюкса существуют следующие виды лицензий:
    "Р" - ограниченные перевозки (перевозки в радиусе 75 км); "V" - общая лицензия на перевозки внутри страны; "LТВ" - лицензия на перевозки в странах Бенилюкса; "LТS" -лицензия на перевозки в странах ЕС.
    Для перевозок за пределами ЕС к лицензии "LТС", будет добавлена двусторонняя лицензия.
    В Великобритании выдаются следующие типы лицензий:
    ограниченная лицензия. Позволяет перевозить грузы только по своей надобности (на свой счет), будь то пределах Соединенного Королевства или за границей;
    стандартная международная лицензия. Дает право на перевозки грузов, будь то на свой счет, по найму или за вознаграждение в Соединенном Королевстве, а также на рейсы "за свой счет" по обе стороны границы.
    С целью регулирования отдельных, специфических видов перевозок иногда вводятся специальные лицензии. Например, в Бельгии для осуществления прибрежных перевозок требуется специальная лицензия.

      ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРАНСПОРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    Одним из первых мероприятий Министерства транспорта Российской Федерации по формированию системы регулирования транспортной деятельности на территории республик в условиях перехода к рынку стало создание Российской транспортной инспекции (РТИ). Затем была сформирована структура Ространснадзор. В ней было создано подразделение Госавтодорнадзор, призванное осуществлять государственное регулирование на автомобильном транспорте. Задачей Гасавтодорнадзора стало - лицензирование транспортных и сервисных предприятий, входящих в транспортно-дорожный комплекс, контроль за выполнением транспортного законодательства и требований, налагаемых выданными лицензиями, а также осуществление ряда других функций, связанных с обеспечением нормального функционирования рынка транспортных услуг.
    Основная задача Госавтодорнадзора была - лицензирование транспортной деятельности. Но при этом добавились следующие функции:

        ограничение либо стимулирование притока транспорта в те или иные сектора регионального рынка транспортных услуг;
        определение дополнительных льгот и формирование особых условий для предприятий и предпринимателей, осуществляющих социально значимые перевозки;
        применение к транспортным предприятиям санкций при нарушении требования лицензирования и др.
    При этом важнейшими функциями стали следующие:

    1. Разработка правил допуска новых предприятий к работе в различных секторах рынка. В мировой практике подобные правила сводятся иногда лишь к простой регистрации. Однако чаще всего при подаче заявки на лицензии существует принципиальная возможность отказа, связанная с двумя основными причинами.
    Первой причиной является существование таких секторов транспортного рынка, где предложение и так уже превышает спрос. Поэтому появление там таких новых конкурирующих предприятий является нецелесообразным, и органы государственного регулирования должны ограничивать появление новых предприятий в данном секторе рынка. Подобная ситуация для отечественного автотранспортного рынка пока в целом нехарактерна, хотя отдельные виды перевозок с высокой конкуренцией уже существуют.
    Другим возможным мотивом отказа предприятию или предпринимателю в выдаче лицензии может быть его несоответствие определенным требованиям (платежеспособность, репутация предпринимателя, его профессиональная пригодность, наличие необходимой технической базы и т.д.). Эти требования направлены, в конечном счете, на достижение главной цели регулирования транспортной деятельности: клиентура должна получать достаточное и квалифицированное транспортное обслуживание.

    2. Непосредственное осуществление деятельности по допуску новых предприятий на различные сектора транспортного рынка или расширение прав действующих предприятий (лицензирование транспортной деятельности).
    В настоящее время основным содержанием деятельности региональных отделений РТИ является именно непосредственное лицензирование автовладельцев, и большинство практических вопросов, возникающих у сотрудников инспекций, касается техники лицензирования.

    3. Контроль выполнения транспортными предприятиями требований, налагаемых на них выданной лицензией, и применение предусмотренных законодательством санкций в случае нарушения этих требований. В данном случае должно проверяться, прежде всего, соответствие деятельности предприятия тем требованиям, которые определены выданной ему лицензией.

    На органы Госавтодорнадзора также возложены определенные контрольные функции, причем задача эта является чрезвычайно важной и непростой. По-видимому, как и в большинстве развитых стран, контрольная деятельность Госавтодорнадзора должна осуществляться по трем основным направлениям:

    Контроль на линии. В основном, это проверка наличия на автомобиле лицензионной карточки и соответствия вида лицензии выполняемой в данный момент перевозке. Этот метод контроля невозможен без содействия органов ГАИ, что и предусмотрено положением о транспортной инспекции;

    Контроль на предприятиях. Это могут быть как плановые, так и разовые проверки предприятий-автовладельцев, цель которых - уточнить, или подтвердить соответствие предприятия требованиям, налагаемым на него выданной лицензией. Данный контроль ни в коем случае не должен дублировать контроль финансовых, санитарных и других контрольных органов, однако может осуществляться комплексно во взаимодействии с этими органами;

    Проверка жалоб клиентуры или конкурирующих предприятий. Зарубежный опыт показывает, что этот канал получения информации о нарушениях правил транспортного обслуживания является наиболее эффективным.

    4. Контроль ценообразования и применения тарифов. Данная функция является одной из важнейших. К сожалению, нынешняя кризисная ситуация характеризуется общим ослаблением контроля за финансовой дисциплиной, отсутствием четких инструкций по применению тарифов и вынужденным (вследствие роста цен на все ресурсы) повсеместным освобождением транспортных тарифов. Результатом является практически бесконтрольное ценообразование на транспорте, причем в ряде случаев увеличение цен на транспортные услуги значительно превышает необходимую величину.

    5. Налоговое регулирование транспортной деятельности. Налоги, в отличие от тарифов, уровень которых важен и для клиентуры, и для транспортных предприятий, являются рычагом " однонаправленного" воздействия и применяются для стимулирования выполнения определенных видов деятельности или же, напротив, для "ограждения" тех секторов рынка, где уровень конкуренции излишне высок.

    6. Контроль и анализ транспортного обслуживания в различных секторах рынка. Эта задача является в настоящее время чрезвычайно важной для всей системы регулирования транспортной деятельности в Российской Федерации, а может быть и первоочередной. Дело в том, что отечественная транспортная статистика никогда не была ориентирована на анализ соотношения спроса и предложения на транспортном рынке и информировали. В основном, об объемных показателях работы транспорта. Между тем, для подготовки целенаправленных решений в области регулирования транспортной деятельности совершенно необходима достоверная информация о потребностях в транспортных услугах и степени их удовлетворения.

    7. Финансирование отдельных проектов в области транспорта, имеющих общегосударственное значение, а также оказание государственной помощи различным предприятиям в обеспечении такого финансирования.
    Практика развитых стран показывает, что финансовые ресурсы, необходимые для обустройства транспортных систем (дорог, терминалов, автовокзалов и т.д.) не всегда оказываются доступными даже для крупных транспортных предприятий.

    8. Разработка и контроль выполнения экологических стандартов. Данная функция государственного регулирования приобрела особую актуальность в последние годы, когда общепризнанной стала значительная роль транспорта в загрязнении окружающей среды (считается, что на его долю приходится более трети всех загрязнений).

    9. Разработка и контроль выполнения норм безопасности труда на транспорте и технических стандартов безопасности.
    Участие региональных отделений Госавтодорнадзора при реализации данной функции заключается в организации совместно с органами ГАИ системы контроля за соблюдением установленных норм и стандартов.

    11. Разработка и применение административно-экономических мер по экстренной концентрации транспортных ресурсов в чрезвычайных ситуациях. Государство должно иметь "механизмы" для оперативного привлечения провозных возможностей различных видов транспорта для ликвидации последствий катастроф, стихийных бедствий, обеспечения уборки урожая, завоза грузов на Север, а также для проведения подготовительных мероприятий в "особом периоде".
    В период административно-командного управления транспортом проблема привлечения транспорта в экстренных ситуациях решалась административными предписаниями транспортным предприятиям. В настоящее время еще предстоит выбрать механизмы нового типа, сочетающие административно-правовые рычаги со средствами экономического стимулирования и полной компенсацией дополнительных издержек транспорта. Региональные транспортные инспекции, взаимодействуя с местными властями, должны помогать в поиске и отработке таких механизмов с учетом конкретных особенностей транспортной системы своего региона.
    Для реализации возложенных на Госавтодорнадзор функций предполагается, что отделения транспортной инспекции предоставляют:

    Автотранспортным предприятиям:

        защиту от появления конкурентов, не имеющих лицензий;
        защиту от недобросовестной конкуренции, т.е. пресечение попыток конкурентов получить преимущество на рынке за счет нарушения установленных правил обслуживания;
        рассмотрение в качестве арбитражной инстанции конфликтных ситуаций, возникающих во взаимоотношениях между транспортниками и клиентурой, а также между различными транспортными предприятиями;
        информацию транспортным предприятиям о наличии групп клиентуры или секторов рынка, где могли бы быть реализованы избыточные провозные возможности данного предприятия;
        возможность получения официального разрешения на применение повышенных тарифов в тех случаях, когда это объективно соответствует условиям выполнения перевозок и предусмотрено действующими правилами;
        обоснование, подготовку и проведение (совместно с органами власти и вышестоящими органами управления транспортом) мер по экономической, материально-технической и социальной поддержке транспортных предприятий, выполняющих важные социально-экономические функции в данном регионе.
    Клиентам АТП:
        гарантии достаточной квалификации транспортников;
        обеспечение (совместно с другими органами технического и административного контроля) безопасности и экологической чистоты транспортного процесса;
        подготовку и реализацию мер для привлечения транспортных предприятий в те сектора рынка, где транспортное обслуживание недостаточно;
        контроль тарифной дисциплины. Запрет применения предприятиями неоправданно высоких тарифов или использования прейскурантов, не разрешенных для данного транспорта или региона;
      Местным органам власти:
        оперативные сведения о решениях Министерства транспорта Российской Федерации, касающихся формирования транспортной политики на местах;
        объективную информацию о состоянии транспортного обслуживания на территории региона и в отдельных секторах транспортного рынка;
        конкретные предложения по изменению условий работы транспортных предприятий и рациональному использованию местного бюджета для улучшения транспортного обслуживания;
        подготовку и совместное обоснование ходатайств в федеральные органы власти о материально-техническом обеспечении решения острых проблем транспортного обслуживания региона;
        прямое управление работой транспортных предприятий (за счет применения дополнительных лицензионных требований) в целях обеспечения обслуживания "невыгодных" для транспортников секторов рынка и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
        контроль состояния экологической чистоты и безопасности транспортной системы региона.
        Министерству транспорта Российской Федерации:
        достоверную общую информацию о состоянии транспортного обслуживания в регионах;
        возможность непосредственного проведения транспортной политики в регионах республики, а также контроля и анализа эффективности предпринимаемых мер в области регулирования работы транспорта;
        получение опережающей информации о неблагополучии в отдельных секторах рынка и необходимости принятия, конкретных мер;
        сведения о практическом опыте транспортного регулирования на местах и о наиболее эффективных методах, применяемых, найденных в отдельных регионах - конкретные предложения по совершенствованию действующего лицензирования предприятий, тарифной системы, разделения транспортного рынка на сектора;
        информацию об актуальности и "работоспособности" действующих законодательных и нормативно-правовых актов в области транспорта и предложения по их совершенствованию.
        Необходим определенный период становления, накопления опыта, а также подкрепления всех перечисленных функций РТИ соответствующими административными и правовыми актами, что происходит в настоящее время.

    Заключение

    Переход к рыночным отношениям потребовал принципиально новых форм государственного регулирования деятельности транспортного комплекса и более развитого законодательного обеспечения этой сферы. В условиях рыночной экономики соотношение в развитии автомобильного транспорта общего пользования, ведомственного, кооперативного, частных владельцев определяется их способностью обеспечить клиенту качественное транспортное обслуживание при минимальных издержках. Однако свобода предпринимательской деятельности в сфере транспорта без соответствующих рычагов регулирования может привести к переизбытку предложений в одних видах перевозок и недостатку предложений, следовательно, монополизму в других.
    и т.д.................