Войти
Образовательный портал. Образование
  • Манная каша на молоке: пропорции и рецепты приготовления Манная каша 1 порция
  • Суп-пюре из брокколи с сыром Рецепт крем супа из брокколи с сыром
  • Гороскоп: характеристика Девы, рождённой в год Петуха
  • Причины выброса токсичных веществ Несгораемые углеводороды и сажа
  • Современный этап развития человечества
  • Лилия яковлевна амарфий Могила лилии амарфий
  • Анализ стихотворения Бунина «Последний шмель. Анализ стихотворения И.А. Бунина "Последний шмель" Последний шмель бунин анализ коротко

    Анализ стихотворения Бунина «Последний шмель. Анализ стихотворения И.А. Бунина

    Из опыта прочтения стихотворения И.Бунина «Последний шмель».

    Каждый человек в определенный период своей жизни приходит к необходимости осмысления философских вопросов: что такое жизнь и смерть, в чем заключается смысл жизни и тайны бытия.

    И, конечно, нет такого поэта, который в своём творчестве не пытался бы найти ответы на эти вопросы. Не стал исключением и И.А. Бунин.

    Перед нами его стихотворение «Последний шмель». Читаешь раз, другой, третий – от него трудно оторваться. Стихотворение притягивает искренностью рассуждений, необычностью неожиданных открытий законов жизни. Оно открывает под полупрозрачным покрывалом тайну бытия. Известно, что бунинское восприятие окружающего мира было не совсем обычным. В конце своей жизни он признался близкому человеку: «Меня влекли все некрополи, кладбища мира! Это надо заметить и распутать!». И вот в стихотворении «Последний шмель» Бунин как раз и пытается раскрыть тайны времени, тайны жизни, переходящей в вечный сон.

    Название «Последний шмель» тесно связано с темой лирического произведения. Яркие, безмятежные дни солнечного лета безвозвратно проходят, а олицетворением последних, наполненных светом, жизнью, радостью дней является последний шмель. Живой, привлекающий внимание своей расцветкой, он неизбежно погибает, подчиняясь законам природы. А человека, наблюдающего за ним, он заставляет на какое-то мгновение прочувствовать с особой остротой собственное одиночество.

    Но лирический герой не желает мириться с мыслью, что все, к сожалению, смертно, для каждого наступают последние дни. Вот в этом заключается идея этого стихотворения.

    Совсем простые слова: «шмель», «струна», «жильё», «зной», «подоконник» - в соединении с высокой лексикой: «оплечье», «думы» - превращаются под пером Бунина в слова избранные, поэтические. Мы как будто смотрим на картину, написанную тонкой кистью яркими красками: «чёрный бархатный шмель, золотое оплечье…», «…подушечке красной, усни».

    Стихотворение отличается композиционной стройностью, простотой и лаконичностью.

    Мягкость звучания и яркость красок первого стиха первой строфы, создаваемые Буниным с помощью таких изобразительно-выразительных средств, как оценочные и метафорические эпитеты («бархатный шмель», «золотое оплечье», « угрюмый ветер»), выступают антитезой тревожно звучащего второго стиха:

    Заунывно гудящий певучей струной…

    Преобладание протяжного звука [у] в данной строке в соединении с эпитетом («заунывный», «певучей») создаёт ощущение монотонности, тягучести и некоторой напряженности.

    В третьем стихе этой же строфы появляется лирический герой и возникает неясное предчувствие тревоги: что-то его мучает, томит, беспокоит. Эта тревога прорывается в вопросе, а наличие сравнения («Ты зачем залетаешь в жильё человечье/ И как будто тоскуешь со мной?») указывает на робкую надежду – спасение от одиночества.

    Во второй строфе едва уловимая антитеза набирает силу. Окно как граница, разделяющая два мира. Яркий мир за окном противопоставлен человеку, страдающему от одиночества. Слова второй строфы «полетай», «погуди» звучат как просьба: поживи (пока), а дальше – тире, как решительный и неожиданный шаг, шаг к смерти, к неизбежному концу для всего живого, хотя страшное слово «смерть» не произносится, а заменяется легко звучащим «усни» лёгким романтическим флером, создаваемым мягкими согласными и уменьшительно-ласкательным суффиксом: «…на подушечке красной, усни».

    Красивая и печальная картина: засохший куст сорняка, ощетинившегося острыми иглами, а на красном соцветии (тоже засохшем, неживом) – золотое пятнышко ещё недавно гудящее «певчей струной». Это конец жизни, который символизирует слово «засохший». Оно и звучит сухо, мертво, что опять же подчеркивается звукописью (аллитерация [с], [ш], [ж]).

    Полет шмеля, его жизнь не исполнены страданий, радости, они предопределены природой. А вот человеческая душа не бесстрастна, и третья строфа вызывает ассоциацию с холодными и равнодушными, хотя и красиво мчащимися «жемчужной цепью» тучками Лермонтова.

    Стройность композиции стихотворения подчеркивается и строгостью его ритмического рисунка, который ни разу не перебивается. Мерный четырёхстопный анапест делает речь поэтичной, наделяет её сдержанно-возвышенными эмоциями, а стих каждой строфы написан трёхстопным анапестом, эта усечённая строка как бы ставит точку в размышлении о скоротечности жизни.

    Раскрытию идеи стихотворения способствуют типы и способы рифмовки.

    Перекрёстная рифмовка с мерным чередованием мужской и женской рифмы придает стихотворению чёткость и подчёркивает его идейный смысл: жизнь полна противоречий, в ней сосуществует высокое и низкое, мгновенное и вечное, живое и мёртвое.

    Нарастающее внутреннее напряжение подчеркивается чередованием последних звуков каждого стиха от йотированных мягких в первой строфе к чередованию звонких и глухих мягких во второй строфе. А твердые сонорные третьей строфы логически подчеркивают эмоциональный всплеск внутреннего состояния человека, ощутившего, пусть даже на миг, вселенское одиночество.

    Несмотря на пессимизм последних строк, стихотворение не оставляет впечатления безысходности. Мы понимаем, что состояние острой тоски – результат сиюминутного настроения.

    Стихотворение заканчивается на пронзительной ноте и оставляет в душе глубокий след. Из этого состояния нельзя выйти сразу, опять и опять возвращаешься к прочитанным строкам, они не отпускаю от себя, потому что Бунин – тонкий и мудрый художник, умеющий затронуть струны человеческой души. Таков, как нам кажется, истинный, но не единственно возможный смысл этого стихотворения.

    В произведениях Ивана Алексеевича Бунина весьма часто затрагивается тема жизни и смерти. В творчестве поэта и прозаика такие сцены занимают немалое место. Ярким примером такого сюжета является стихотворение «Последний шмель». Автор желает поделиться своими мыслями с читателем о том, что человек, который способен по-иному воспринимать мир, в определенный жизненный момент осознает в чем на самом деле смысл его жизненного пути. Поэт думает о собственной значимости своего существования и привлекает читателя разделить с ним философские раздумья.

    Тематика соединения натуральной природы и человеческой личности использовалась многими писателями. Человечество, имеющее дар, данный ему свыше, постоянно стремится гармонировать с природой. Именно поэтому каждый автор пытается максимально раскрыть возможные причины, из-за которых та или иная личность постепенно отдаляется от созданной гармонии.

    Последний шмель. Стихотворение. Бунин.


    Черный бархатный шмель, золотое оплечье,
    Заунывно гудящий певучей струной,
    Ты зачем залетаешь в жилье человечье
    И как будто тоскуешь со мной?

    За окном свет и зной, подоконники ярки,
    Безмятежны и жарки последние дни,
    Полетай, погуди - и в засохшей татарке,
    На подушечке красной, усни.

    Не дано тебе знать человеческой думы,
    Что давно опустели поля,
    Что уж скоро в бурьян сдует ветер угрюмый
    Золотого сухого шмеля

    Анализ стихотворения «Последний шмель»

    Тематика гармонии, сопровождающаяся жизнью и смертью, весьма точно описана в произведении Бунина «Последний шмель». Уже из самого названия многое становится понятно, и читатель догадывается, о чем будет идти речь в произведении. Возникает ощущение, что сейчас будет затронута тема чего-то печального и трагического.

    В своём стихотворении, поэт, при помощи шмеля, представляет всю натуральную природу, во всей ее красе. Эта природа постоянно движется и живет своей отдельной жизнью.

    Несмотря на то что в строфах произведения прослеживается одна определенная идея, при проведении анализа, стихотворение можно смело разделить на три отдельные части. Каждая из них скрывает определенный смысл и повествует нам о тех или иных особенностях.

    Мир человека


    В первой части произведения Бунина «Последний шмель» рассказывается именно о жизненном пути человечества, представленного различными представителями. Стихотворение повествуется от имени определённого лирического героя, и рассказывает об особенностях единения мира человека и мира натуральной природы, которая здесь представлена в виде шмеля.

    Многим может показаться, что данные миры совершенно различны, и разделены на два отдельных слоя. Использование в тексте инверсий обращает внимание читателя на то, что у человека имеется отдельное жилье, а шмель является лишь гостем в этом доме. В произведении автор использует несовершенные глаголы, указывая на то, что описываемы действия имеют своеобразную цикличность. Это позволяет отметить, что человеческий мир все-таки не особенно отделен от натуральной природы, ведь такие встречи случаются весьма часто.

    Между человеком и насекомым имеется своеобразное взаимопонимание. Автор старается показать, что общение шмеля и лирического героя происходит на равном уровне. Шмель прекрасно понимает и ощущает тоску лирического героя.

    Человек описывает насекомое с уважением, особое внимание акцентируя на внешности шмеля. Автором использованы возвышенные эпитеты, которые звучат благородно. Такие строки позволяют приподнять образ насекомого до уровня полноценного собеседника, являющегося единомышленником лирического героя.

    При появлении шмеля в сюжете, ощущается и появление фонетического звукового строения. Своеобразной аллитерации с использованием шипящих звуков. Имеется здесь и ассонанс, сочетающий в себе глубокие и гудящие гласные. Все эти средства позволяют вызывать у читателя печаль и грусть.

    В строках присутствует и сравнение. Автор отмечает, что шмель гудящий, и в то же время указывает на его певучесть. В строках стихотворения Иван Алексеевич старается рассказать, что мысли, представленные под видом шмеля, появляются в мире сам по себе и способны передать определенную боль в душе. Автор отмечает, что даже певучесть насекомого не убирает грусть и печаль.

    Смерть в произведении «Последний шмель»

    Вторая часть стихотворения постоянно указывает на тематику смерти. Автор прямым текстом говори читателю, что остались последние дни, уходят последние мгновения. Становится понятно, что здесь имеется скрытый подтекст. Последние дни насекомого сравнимы с последними днями уходящего лета. Указание на смерть служит в качестве особенного напоминания для человека, что жизнь скоротечна и рано или поздно все заканчивается.

    Автор особое внимание уделяет натуральной природе. Он показывает, что она по-прежнему прекрасна и всеми силами старается сохранить свою постепенно увядающую красоту. Поэт указывает – только человеку дано понять, что данное затишье в скором времени сменится бурей, и избежать этого не удастся. В скором времени наступит смерть для многих живых существ, а сама природа уснет на определенный временной промежуток.

    Бунин указывает, что человек оградился от окружающего мира и смотрит на все происходящее через окно. В данной ситуации именно шмель является центральным звеном, связующим два отдельных мира – мира человека и мира природы.

    Первые строки второй части максимально красочно и насыщенно описывают мир, в котором находится природа, ожидая своей смерти – она еще прекрасна, но уже начинает осознавать неизбежность. Автор завершает строку раковым выражением – последние дни.

    И вот исход последующих событий становится совершенно ясным. Природу ожидает неизбежная смерть. Именно поэтому лирический герой во время общения со шмелем просит его отправиться обратно на волю. Фразы звучат не в приказном тоне, а скорее в рекомендательном, наставительном. Лирический герой сочувствует насекомому и жалеет, что шмель так и не сможет осознать, что в скором времени в любом случае придет его кончина. Именно поэтому автор просит насекомое уснуть.

    Герой предлагает шмелю отдохнуть, размещая его на красной татарке. Таким образом, Бунин указывает на то, что шмелю уготована поистине царская кончина.

    Человек и природа

    Третья часть стихотворения Ивана Алексеевича «Последний шмель» рассказывает о превосходстве человека над насекомым, который не способен осознать настоящую сущность происходящего в его жизни. Насекомое не может рассуждать о скоротечности жизненного пути, о смерти и возрождении.

    Здесь происходит окончательное разделение мира природы и мира человека. Постепенно лирический герой ощущает свою значимость и возвышает себя над насекомым, предсказывая ему неминуемую гибель.

    Автор отмечает, что смерть является неизбежным явлением. Судьба шмеля - это судьба всего живого на земле, в том числе и человеческой сущности. Именно данная особенность заложена в основу всего произведения, ведь даже в самом начале стихотворения указывалось, что гудение шмеля для человека кажется заунывным.

    Небольшое произведение написано с использованием перекрёстных рифм в виде четырехстопного анапеста. Следует отметить, что первая и третья строфы имеют на пару слогов больше, а в четвертой и второй имеется ударный слог. Данная особенность придает рифмам своеобразную законченность.

    Использование при написании анапеста, если посмотреть на ритмичность организации, представлено читателю достаточно размеренно. Это сделано изысканно и не позволяет отнести произведение к ямбу, напоминая о марше или какой-либо считалке для детей.

    Применяемый ритм создает характер беседы, которая позволяет по максимуму ощутить внутренний мир, постепенно раскрываемый автором. Все переживания героя обращены в саму суть. И суть эта заключена в финале жизненного пути.

    2.
    Стихотворение «Последний шмель» является ярким примером натурфилософской лирики, традиции которой нашли воплощение в поэзии Г. Державина, в элегиях В. Жуковского, А. Пушкина, М. Лермонтова, в стихотворениях Ф. Тютчева, А. Фета и современников Бунина – В. Хлебникова, В. Брюсова, Б. Пастернака. Особенностью этой поэзии является попытка познать смысл человеческой жизни через постижение философии природы.

    3. В стихотворении И. Бунина «Последний шмель» автор развивает философскую тему жизни и смерти. Она находит художественное воплощение в рассказе «Господин из Сан-Франциско», в цикле «Тёмные аллеи». В «Последнем шмеле» эта тема раскрывается через обращение к природе. В природе властвуют, сменяя друг друга, то теплая, трепетная жизнь, то сметающая все на своем пути смерть. Автор хотел донести до читателя мысль о быстротечности жизни, т.е. Идеей является философское понимание бытия
    В стихотворении чётко улавливается грусть, уныние, звучат мотивы тоски и одиночества.

    В основе содержания стихотворения лежат душевные переживания лирического героя. Случайно залетевший в окно шмель вызывает в нем грустные мысли о скоротечности и бренности жизни. Герой находится в подавленном состоянии. Символом его переживаний стали опустевшие поля и «последний шмель», которого тоже ждет смерть.
    Пространство в стихотворении представлено миром лирического героя (комната с яркими поддоконниками, отгороженная от внешнего мира окнами) и миром природы. ППейзажная зарисовка передаёт картину последних жарких дней лета или ранней осени.
    Автор в произведении затрагивает временные рамки (настоящее и будущее). Увидев шмеля, зелетевшего к нему в комнату в последние дни лета, герой осознаёт, что Царственно- красивый шмель превратится в легкого, «сухого шмеля» и что в будущем его тоже ждёт смерть.

    Стихотворение состоит из трех строф, каждую их которых можно считать отдельной композиционной частью Первая часть знакомит нас с миром лирического героя и миром природы, представленным шмелём. эти два мира изначально разделены: человек находится в своём “жилье человечьем” ,шмель же туда только “залетает”, но мир человека всё-таки не отделяется от мира природы.

    Между человеком и шмелём существует взаимопонимание, общение на равных, шмель разделяет человеческую тоску.

    Во второй строфе постоянной становится тема смерти. Теперь уже автор прямо говорит о последних днях, близость конца для шмеля напоминает человеку о скоротечности его собственной жизни. “За окном свет и зной”, природа ещё прекрасна и пытается сохранить свою увядающую прелесть, но человек, в отличие от шмеля, понимает, что эти блаженные, безмятежные, яркие дни -последние дни перед смертью. Поэтому человек заставляет его вернуться на волю, насладиться последними прекрасными мгновениями жизни. Шмель в данном контексте помогает передать состояние героя, который воспринимает это насекомое как некий символ траура, ухода, смерти.

    В третьей части стихотворения словами “Не дано тебе знать человеческой думы...” человек подчёркивает своё превосходство над шмелём, не знающим о скоротечности жизни. Происходит окончательное разделение двух миров. Именно на эту строфу приходится кульминация стихотворения. Ощущая свою значимость, человек ещё более возвышает себя над шмелём, предсказывая ему скорое забвение. В этой строфе под судьбой шмеля подразумевается судьба всякого живого существа, в том числе и человека. Мысль о том, что его ждёт подобная участь, и тяготила человека в самом начале, поэтому гудение шмеля и казалось ему заунывным. . Таким образом подчёркивается кольцевая композиция, которая создаёт ощущение завершённости, законченности мысли.

    В заглавии стихотворения «последний шмель» слово последний олицетворяет быстротечность жизни и всего, что с ней связано, - счастья, радости, тепла, света.Шмель -, это олицетворение природы, движения, жизни. Поэтому в названии стихотворения - «Последний шмель» - сочетаются мотивы печальной конечности бытия и вечного обновления живой природы.

    В стихотворении «Последний шмель» немаловажную роль играют средства художественной выразительности. В описании шмеля автор использует такие метафоры, как: «гудящий певучей струной», «в засохшей татарке усни», метафора последний шмель символизирует уходящую жизнь, а «угрюмый ветер» -; факт неизбежных событий. Также автором используются эпитеты: «бархатный шмель», «заунывно гудящий», «на подушечке красной», «ветер угрюмый», «золотое оплечье». Эпитет бархатный отображает оценочные оттенки «красивый», «приятный». Эпитет чёрный связан со смертью. Эпитет золотой актуализирует значения «царственный», «величественный.

    Основную тональность стихотворению придают синтаксические приёмы инверсии и риторического вопроса, которые окрашивают речь эмоционально.Все стихотворение построено как диалог с немым собеседником – шмелем. К нему обращены вопросы и восклицания лирического героя, которые мы можем считать риторическими: «Ты зачем залетаешь в жилье человечье И как будто тоскуешь со мной?», «Что уж скоро в бурьян сдует ветер угрюмый Золотого сухого шмеля!» В первой строфе стихотворения используются и фонетические средства художественной выразительности Они передают «заунывный гул» шмеля – с помощью диссонанса с использованием шипящих и звонких согласных: . Черный бархатный шмель, золотое оплечье,
    Заунывно гудящий певучей струной,
    Ты зачем залетаешь в жилье человечье…
    И как будто тоскуешь со мной?
    А также они помогают «услышать» свист осеннего ветра с помощью свистящих и шипящих согласных.


    Автором использована перекрёстная рифма, происходит чередование мужской и женской, точной и неточной. Вторая и четвёртая строки каждой строфы имеют точные рифмы (струной - со мной; поля - шмеля). Однако первая и третья строки имеют точные рифмы только в первой строфе (оплечье - человечье), в остальных же двух - неточные (думы - угрюмый). Напевность стихотворению придаёт внутренняя рифма, которая возникает между строф (со мной – зной), (ярки – жарки).

    Размер стихотворения – четырехстопный анапест. Такой размер стиха настраивает на философские размышления.

    Он помогает проникнуть во внутренний мир героя, придает характер беседы.

    Первая строфа стихотворения содержит звукопись

    Нагнетание шипящих звуков [ч], [ш], свистящих [з], [с] способствует созданию звукоподражательного эффекта – звука жужжания шмеля.

    благодаря аллитерации - сочетанию звуков “ч”, “ш”, “з”, “щ” - и ассонансу - сочетанию глубоких, гудящих, округлых звуков “о”, “у”, - в душе человека возникают печальные мысли и чувства.

    Таким образом, стихотворение Бунина «Последний шмель» - образец философской лирики поэта. В нём затрагивается философская тема быстротечности жизни и всевластия смерти. Именно то, что жизнь так коротка, должно подтолкнуть нас, по мысли автора, еще больше любить наше земное бытие, наслаждаться каждым его мгновением.


    Краткое описание

    Стихотворение Ивана. Алексеевича. Бунина «Последний шмель», написанное в 1916 году, написанное в 1916 году, несмотря на маленький объем, по своему содержанию сложное и глубокое Иван Алексеевич написал его в период, когда шла 1 Мировая война. Каждый человек в это время задумывался о жизни и смерти. Почти во всех стихотворениях этого периода Бунин вглядывается в смерть, как в зеркало, пытаясь понять, осмыслить и увидеть ещё одну дверь, ведущую в жизнь.
    2.

    Галерея русских писателей полна достойных имён, известных всему миру. Одним из них является Иван Алексеевич Бунин, творчество которого посвящено разнообразным проблемам: философской, народной, любовной, гражданской. Бунин известен тем, что он первый российский писатель, поэт, получивший Нобелевскую премию. Это говорит о значимости творчества и таланте автора.

    Русский поэт и писатель 20-ого века

    Иван Бунин родился в бедной, но дворянской семье. Детство провёл, общаясь с детьми крестьян. Он начал писать уже в 16 лет, хотя не имел образования. Ходил четыре года в гимназию, но пережил исключение по той причине, что семья не могла платить за обучение.

    Молодые годы характеризовались нестабильностью, Бунин был вынужден менять места работы, его любимая женщина ушла от него к его другу. Уже только в то время, когда ему было больше 30 лет, он встретил свою настоящую любовь, которая стала его женой. Бунин очень много путешествовал и всё время писал, в его произведениях отразились его мысли и переживания.

    1916 год в жизни И. Бунина

    "Последний шмель" Ивана Бунина - одно из знаменитых стихотворений начала 20 века. Это стихотворение связано и с историческими событиями, и с жизнью автора. 1916 год - дата написания "Последнего шмеля" Бунина, который в это время уже был известным писателем и поэтом. Он жил и трудился в Петрограде, успел написать огромное количество произведений и стал почётным академиком. В это время встретил свою любовь, с которой объездил разные уголки планеты и которая через 6 лет стала его женой.

    Общественная и политическая обстановка в 1916 году

    История создания "Последнего шмеля" Бунина связана с эпохой того времени. Это был 1916 год, предреволюционное время. Страна, конечно, ещё не знала, что через год произойдёт Революция, что вскоре Россию охватит Гражданская война, но эти события уже подготавливались. Народ чувствовал приближение чего-то непонятного, пугающего, и каждый задавался вопросом, что принесёт это новое, приведёт страну к процветанию или к краху. Эти же чувства и мысли мучали и поэта. "Последний шмель" Ивана Бунина появился на страницах газет и журналов в такое неясное время.

    Смысл названия

    Анализ стихотворения Бунина "Последний шмель" можно начать с обращения к его названию, представляющему собой словосочетание. Разберём обе его составляющие. Основной компонент словосочетания - "шмель". Обычно данное насекомое ассоциируется с чем-то мохнатым, жужжащим. При слове "шмель" сразу же возникает ощущение жужжания, шума. Другой компонент названия - прилагательное "последний". Последний - это всегда точка, конец, дальше ничего не будет. Название уже наталкивает на идею разрушения, уничтожения. Без анализа стихотворения Бунина "Последний шмель", только исходя из его названия, можно предположить, что стихотворение будет пронизано мотивами конца, упадка: что-то большое исчезнет, разрушится.

    Связь стихотворения с исторической обстановкой

    Перейдём непосредственно к анализу стихотворения Бунина "Последний шмель", начинающегося с обращения к шмелю и его описания. С этой целью упоминаются следующие эпитеты "чёрный шмель", "бархатный шмель", "золотое оплечье", "заунывно гудящий", "певучая струна". В первой строфе автор использует и такой приём, как олицетворение: происходит персонификация шмеля, лирический героя обращается к насекомому, спрашивает его, говорит, что он тоскует.

    Учитывая политическую и общественную обстановку, во время которой было создано стихотворение можно предположить, что шмель символизирует какие-то мировоззрения, новые мысли, которые появились в народе. Эти новые веяния окутали основную массу люда. Лирический герой спрашивает шмеля, почему он залетает в жильё к человеку. То есть, возможно, думает над тем, откуда эти новые мысли появились в народе, а главное - зачем.

    Далее, во второй строфе, описана обстановка за окном, не в доме. Снова упоминается прилагательное "последний" - "Безмятежны и жарки последние дни". Лирический герой как будто обращается к дням, к тому, что сейчас тепло, все безмятежны и никто даже не подозревает, что это скоро закончится. Почему же последние? Может ли жужжание шмеля на них повлиять? Лирической герой просит насекомое вылететь из дома и полетать на улице, а потом спокойно умереть на красной подушечке. Возможно, если связать опять же это с исторической эпохой, лирический герой озабочен теми новыми идеями, которые поселились в народе. Он предчувствует, что эти идеи могут привести к разрушениям, поэтому называет спокойные дни последними. Он опасается, что это время вскоре пройдёт, а новые веяния приведут к уничтожающим изменениям.

    В третьей строфе золотой шмель становится сухим. В финале стихотворения лирический герой предсказывает насекомому его дальнейшую жизнь: "угрюмый ветер" скоро сдует "сухого шмеля", закончится его летание по людским домам.

    Идея "Последнего шмеля"

    Тема "Последнего шмеля" Бунина непосредственно связана с исторической обстановкой времени создания стихотворения. Лирический герой обеспокоен общественными настроениями. Как известно, Бунин тяжело перенёс революцию, будучи образованным человеком. В 1916 году он уже понимал, что близится что-то смутное и тяжёлое, несущее разрушение. Однако всё-таки есть надежда, что этот шмель, несущий неблагоприятные перемены, будет повержен людьми. Его жизнь, хоть и разрушающая, будет короткой, и народ победит.

    Анализ стихотворения Бунина "Последний шмель" показывает глубину внутренних переживаний автора и его веру в лучшее. Есть надежда, что угроза, которая повисла над страной, над народом, уйдёт, что найдётся и на неё нужное, действенное оружие.

    Полина МАРДАШОВА - ученица 11-го класса, гимназия № 3, г. Зеленодольск, Республика Татарстан. Учитель - Светлана Гусмановна Гарифуллина.

    Анализ стихотворения И.А. Бунина «Последний шмель»

    Тема жизни и смерти неизбежно занимает немалое место в творчестве любого поэта или писателя. Человек, способный иначе воспринимать мир и изображать его словами, рано или поздно приходит к осознанию (или к необходимости осознания) смысла своего существования и вообще человеческой жизни.

    Тему человека и природы, их единения также затрагивает каждый поэт, поскольку, обладая даром свыше, он стремится к гармонии с природой и пытается найти причины отдаления от неё человека.

    Обе эти темы нашли своё выражение в стихотворении И.А. Бунина «Последний шмель». Его название говорит само за себя. Шмель - насекомое, это олицетворение природы, движения, жизни. Словосочетание “последний шмель” уже настраивает на восприятие стихотворения, посвящённого чему-то, пока ещё неуловимо печальному.

    Несмотря на то, что все эти строфы стихотворения связаны одной темой и образным рядом, в нём можно выделить три части (согласно делению на строфы).

    Первая часть знакомит нас с миром человека, от лица которого ведётся повествование, и миром природы, представленным шмелём. Кажется, эти два мира изначально разделены: человек находится в своём “жилье человечьем” (использованная инверсия ещё более обращает на это внимание), шмель же туда только “залетает”. Однако неслучайно употреблённые глаголы несовершенного вида “залетаешь, тоскуешь” говорят о том, что эти действия происходили не единожды, а время от времени, то есть мир человека всё-таки не отделяется от мира природы.

    Между человеком и шмелём существует взаимопонимание, общение на равных (“тоскуешь со мной”); шмель разделяет человеческую тоску. Причём человек описывает его весьма уважительно, можно сказать, “по-царски”: “чёрный”, “бархатный”, “золотое оплечье” - эти глубокие, густые по звучанию и благородные, возвышенные по содержанию эпитеты как бы поднимают образ шмеля из ранга простого насекомого в ранг собеседника, единомышленника человека. Но несмотря на это появление шмеля, которое ощущается нами и фонетически, благодаря аллитерации - сочетанию звуков “ч”, “ш”, “з”, “щ” - и ассонансу - сочетанию глубоких, гудящих, округлых звуков “о”, “у”, - вызывает в душе человека печальные мысли и чувства (хотя нам пока неизвестно, какие именно): шмель называется “заунывно” гудящим, хотя и “певучей струной”. Видимо, мысль, внушаемая человеку видом шмеля, появилась бы и сама по себе, но она доставляет ему душевную боль, поэтому и певучее гудение шмеля кажется ему заунывным. Что это за мысль, мы узнаем в следующей части стихотворения.

    Во второй строфе постоянной становится тема смерти. Теперь уже автор прямо говорит о последних днях, и хотя здравый смысл подсказывает, что последние дни шмеля - это всего лишь последние дни лета, близость конца для шмеля напоминает человеку о скоротечности его собственной жизни. “За окном свет и зной”, природа ещё прекрасна и пытается сохранить свою увядающую прелесть, но человек, в отличие от шмеля, понимает, что эти блаженные, безмятежные, яркие дни - всего лишь затишье перед бурей, последние дни перед смертью. Поэтому человек ограничивает себя стенами своего жилья от этого прекрасного мира и видит его только через окно (подчёркнуто “яркие подоконники” являют собой зрительную границу между двумя мирами, а шмель является как бы связующей нитью, посланником из одного мира в другой). В первых двух строках автор как нельзя более насыщенно и красочно нарисовал мир умирающей, но ещё прекрасной природы, а в середине второй строки резко отделил это описание внутренней рифмой (ярки - жарки ) и завершил строку роковым: “последние дни”. После этого исход становится совершенно ясным, и мы (вместе с человеком) понимаем, что впереди у природы (а значит, и шмеля) неизбежная смерть. Поэтому человек заставляет его вернуться на волю, он говорит ему: “полетай, погуди”, - но это повелительное наклонение, несколько возвышая человека над шмелём, пока ещё носит не приказной, а наставительный характер. Сочувствуя шмелю, человек сожалеет о его неспособности осмыслить факт своей скорой кончины и прочит ему гибель, заменяя слово “умри” эвфемизмом “усни”. Причём смертным одром шмелю человек называет красную подушечку в “засохшей татарке”. Этот красный цвет является достойным обрамлением для упомянутых ранее чёрного и золотого цветов. Такая цветовая гамма неслучайна: автор обращает внимание на то, что шмелю уготована прямо-таки царская кончина.

    Но в третьей части стихотворения словами “Не дано тебе знать...” человек подчёркивает своё превосходство над шмелём, не знающим “человеческой думы” о скоротечности жизни (о которой напоминает также фраза “давно опустели поля”). Происходит окончательное разделение двух миров. Ощущая свою значимость, человек ещё более возвышает себя над шмелём, предсказывая ему скорое забвение. Тот, кто умер на царском ложе, скоро будет снесён угрюмым, безжалостным и равнодушным ветром (аллегория времени) в бурьян (иначе говоря, канет в Лету). Смерть неизбежна, но ещё страшнее смерти - забвение. В этой строфе происходит явное обобщение, под судьбой шмеля подразумевается судьба всякого живого существа, в том числе и человека. Мысль о том, что его ждёт подобная участь, и тяготила человека в самом начале, поэтому гудение шмеля и казалось ему заунывным.

    Как мы уже видели, стихотворение построено из трёх катренов, написано перекрёстной рифмой, четырёхстопным анапестом. Однако заметим, что первая и третья строки каждой строфы имеют на один безударный слог больше, а вторая и четвёртая заканчиваются ударным слогом. Это придаёт каждой строфе большую законченность. Написанное анапестом, стихотворение по своей ритмической организации является достаточно размеренным (но не настолько, чтобы, подобно ямбу, напоминать марш или детскую считалку). Такой ритм придаёт стихотворению характер беседы, помогает прочувствовать внутренний мир автора, проникнуться его переживаниями, большее внимание обращает не на форму стихотворения, а на его содержание. Заметим, что в первой строке первого четверостишия на месте первого безударного слога находится ударный (“чёрный”), что делает акцент на обращении к шмелю, а не просто на его описании.

    Вторая и четвёртая строки каждой строфы имеют точные богатые рифмы (струной - со мной; поля - шмеля ). Однако первая и третья строки имеют точные рифмы только в первой строфе (оплечье - человечье ), в остальных же двух - неточные (думы - угрюмый ). Это помогает создать большую эмоциональную напряжённость, однако точность рифм второй и четвёртой строк сохраняет при этом общую размеренность ритма. В общем же, стихотворение имеет вид неспешной, но не безэмоциональной беседы.

    Человек осознаёт неизбежность смерти шмеля, как и своей собственной. Умереть через несколько дней или десятилетий - не всё ли равно, если за смертью последует забвение? И хотя за каждой зимой приходит весна, а значит, возрождение, И.А. Бунин не даёт шмелю этой возможности, он считает, что у шмеля нет будущего (об этом говорит то, что стихотворение завершается не многоточием, обещающим некое продолжение, а восклицательным знаком, ставящим все точки над i). Однако автор не придаёт этому большого трагизма. Мёртвый шмель всё же остаётся золотым и, даже будучи унесённым в бурьян, не теряет своей царской красоты. На мой взгляд, подчёркивая это, И.А. Бунин снова выходил за рамки описания судьбы шмеля и переходил к судьбе человеческой. Смерть ждёт каждого из нас, с ней нельзя бороться. Забвение же не властно над гением. Пушкин и Толстой, Чехов и Бунин... - эти и многие другие имена никогда не будут забыты. Но и мы можем попытаться победить забвение, потому что все наши деяния - “чёрные” и “золотые” - останутся с нами. Каждый должен выбрать, кем он станет - чёрной букашкой, растворившейся в бурьяне, или сухим золотым шмелём, унесённым временем в бурьян забвения, но не исчезнувшим в нём. И, быть может, когда-нибудь этот маленький золотой огонёк в пучине будет кем-то замечен. Тогда-то можно будет сказать, что забвение побеждено.

    Думаю, и об этом хотел сказать нам И.А. Бунин в своём стихотворении «Последний шмель».